Древесина как конструкционный материал пиломатериалы. Урок: "Древесина - конструкционный природный материал". Размечают заготовку, проверяя размеры несколько раз

Цели урока:

Образовательные:

Создать условия для формирования у учащихся: понятий «древесина», «строение древесины» для выработки умений различать породы деревьев по их признакам

Развивающие:

Создать условия для развития у учащихся памяти, логического мышления, воображения.

Воспитательные:

Создать условия для формирования само- и взаимоконтроля.

Дидактическая цель урока: создать условия для организации познавательной деятельности учащихся, приводящей к потребности в применении полученных знаний на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

Проект урока технологии

Тема: «Древесина – природный конструкционный материал»

5 класс

Учебник: В.Д. Симоненко «Технология» 5 класс

Технология: ЛОО

Учитель: Денисенко А.И.

2011

Методическое обоснование урока

Использование занимательных заданий в учебном процессе – один из важнейших приемов развития у учащихся положительной мотивации и познавательного интереса к труду взрослых, миру профессий, одно из условий подготовки молодежи к осознанному выбору профиля своей будущей деятельности в одной из сфер общественного труда.

В 5-6 классах я стараюсь включать в образовательный процесс больше игровых и занимательных заданий для формирования устойчивого мотива к деятельности. И в тоже время они являются промежуточным звеном между начальными и старшими классами

Достижение эффективности и качества образовательного процесса, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов :

упорядоченный обмен информацией (коммуникация ) между всеми участниками образовательного процесса;

обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация );

мотивация всех участников образовательного процесса;

мониторинг образовательного процесса;

рефлексия педагога и обучающихся;

анализ деятельности участников и оценка результатов.

Тема урока «Древесина – природный конструкционный материал». Данный урок является 3-4 уроком в разделе «Технология обработки древесины».

Цели урока:

Образовательные:

Создать условия для формирования у учащихся: понятий «древесина», «строение древесины» для выработки умений различать породы деревьев по их признакам

Развивающие:

Создать условия для развития у учащихся памяти, логического мышления, воображения.

Воспитательные:

Создать условия для формирования само- и взаимоконтроля.

Дидактическая цель урока: создать условия для организации познавательной деятельности учащихся, приводящей к потребности в применении полученных знаний на практике.

Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.

Структура урока (90 минут)

Мотивационный 5 мин

Целеполагание 3 мин

Планирование деятельности 2 мин

Реализация плана деятельности 75 мин

Подведение итогов урока 5 мин

Инструменты и оборудование:

Учебник В.Д. Симоненко «Технология» 5 класс;

Карточки с заданиями (каждому ребенку);

Карточки для практической работы (каждому ребенку);

Тесты (каждому ребенку);

Кроссворд (каждому ребенку);

Комплекты образцов древесины различных пород (2 шт).

Методы обучения:

словесные, наглядные, практические, репродуктивные

Формы работы:

самостоятельная, индивидуальная, групповая

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические пояснения и примечания

Мотивационный

Приветствие учеников.

Проверка явки учащихся.

Вступление.

Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно влияет на климат, на растительный и животный мир. Кроме того, лес имеет большое значение для хозяйства страны.

Вырастить лес – непростое дело. Сначала сеют семена, потом высаживают крохотные саженцы, ухаживают за ними. Дерево растет среднем 90-120 лет, прежде чем его можно срубить и получить древесину для изготовления изделий.

Знаете ли вы, что

Береза среднего размера имеет 35...40 тысяч листьев общей площадью 100...150 квадратных метров

Cосна занимает около 15% всех лесов России, ель – 12%. - самая распространенная хвойная порода российских лесов – лиственница. Она занимает 40% всей площади наших лесов.

Дети включаются в урок.

Слушают внимательно.

Доброжелательный тон, учителя, приветствие и вступление к уроку, использование вступления располагает к общению, и создает благоприятную атмосферу, создает положительный мотивационный аспект.

Целеполагание

Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепостные сооружения, орудия труда и многое другое. И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины. Назовите их.

Итак, тема урока: «Древесина – природный конструкционный материал», Записать на доске.

Мебель, музыкальные инструменты, игрушки и т.д.

Записывают тему урока в тетрадь

Формулируют с помощью учителя цели на урок.

На данном этапе учащиеся при помощи учителя учатся ставить перед собой цели на урок.

Планирование деятельности

А сейчас давайте составим план действий на урок.

Повторение изученного на прошлом занятии

Изучение нового материала

Практическая работа

План урока записать на доске.

Повторим домашнее задание

Изучим новый материал

Выполним практическую работу

Наличие плана работы, приводит к организованности, дисциплинирован- ности и контролированию деятельности.

Реализация плана деятельности

4.1 Актуализация знаний

Изучение нового материала

4.3 Закрепление

Практическая работа

Повторим домашнее задание , перед вами задания 2 уровней сложности:

Задание № 1 (Приложение 1) более сложное нужно разгадать кроссворд, разгадав его вы сможете прочитать слово, которое является самым главным в изученном на прошлом занятии.

Задание № 2 (Приложение 2) вам необходимо обозначить элементы верстака.

После выполнения организуется взаимопроверка, оптимальным являться будет обмен между разными карточками.

После проверки карточки сдаются учителю.

Беседа с детьми

Существуют деревья имеющие листву, их называют?

И деревья имеющие хвою, их называют?

Назовите древесные породы которые относятся к лиственным?

Хвойным?

Из каких частей состоит дерево?

Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части

А сейчас давайте назовем «положительные качества древесины» и

«отрицательные качества древесины»

Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую - вершинную. Поверхность ствола (рис. 8) покрыта корой (7). Кора - "одежда" для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой (6) - проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца (4).

Что по ним можно узнать?

Рыхлый и мягкий центр дерева - сердцевина (1). От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи (2). Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева, камбий (5) - тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. "Камбий" - от латинского "обмен" (питательными веществами).

Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола (рис. 9). Разрез (1), проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез (2), проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез (3) проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние.

Породы древесины определяют по их следующим характерным признакам: текстуре, запаху, твердости, цвету.

Текстурой древесины называют рисунок на ее поверхности, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон.

Ценные породы древесины строгают на тонкие листы (шпон), которые наклеивают на изделия.

Физкультминутка

А сейчас закрепим знания, для этого вам нужно решить тест (Приложение 3).

Ребята, изучите описание пород деревьев в учебнике.

Раздаю комплекты образцов древесины различных пород, 1 комплект на группу. Внимательно рассмотрите образцы и определите породы древесины записывая признаки в карточку (Приложение 4).

Если остается время

то можно предложить ученикам интересные сведения о различных породах деревьев (Приложение 5).

Ребята выполняют

задание

Лиственными

Хвойные

береза, осина, дуб, ольха, липа и др.

сосна, ель, кедр, пихта и др.

Из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои

Записывают в тетрадь

Легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом.

Горючесть, коробление при высушивании, подвержена гниению.

Учащиеся слушают и рассматривают

рис. 8 Строение древесины. (в учебнике)

Можно определить возраст дерева.

Записывают в тетрадь основные разрезы ствола:

Торцовый

Радиальный

Тангенциальный

Записывают в тетрадь

Записывают в тетрадь

Работают с учебником

Выполняют практическую работу

Слушают с интересом

Дифференцирован-ный подход наиболее оптимален, т.к. учащиеся самостоятельно определяют степень трудности задания, это снижает напряжение как нервное так и психическое, ребята чувствуют себя более комфортно. Воспитательные задачи на уроке решаются с помощью проведения взаимо- и самопроверки, которые воспитывают у детей такие качества как ответственность, взаимопомощь, аккуратность.

В ходе беседы с учениками рассматриваются новые сведения. При этом удерживается постоянная связь с уже имеющимися сведениями учеников, связь с практикой, бытом. Ученики рассуждают, основываясь не только на знаниях, но и на умениях, фактах, взятых из жизни их семьи, близких и знакомых

4.4 Домашнее задание

Запишите домашнее задание:

§2 вопросы к параграфу,

«Мост» (Приложение 6)

Написать сообщение о породе древесины (по выбору сосна, ель, береза, кедр, лиственница, осина, пихта).

Записывают д/з в дневник

5.Подведение итогов урока

5.1 Итог урока

5.2 Рефлексия

Ребята, какие знания вы сегодня получили?

Достигли ли мы целей урока? Проверим.

Как называется природный конструкционный материал, получаемый из стволов деревьев при распиливании их на части?

Назовите виды деревьев?

Ребята посмотрите пожалуйста на доску, там нарисована гора, оцените, пожалуйста себя сегодня на уроке от подножия к вершине:

Вершина горы

Урок понравился, весь материал мне понятен

Подножие горы

Урок не понравился и я ничего не понял

Высказываются по очереди

Древесина

Лиственные, хвойные

Оценивают свою работу, рисуют человечка в каком-либо месте горы

Учатся анализировать обобщать и делать выводы.

Ученики имеют возможность показать свое отношение к изученному и уроку в целом. Учитель же делает соответствующие выводы. При подготовке к следующему уроку учитывает данные результаты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание № 1

Разгадав этот кроссворд, вы сможете прочитать слово, которое является самым главным в изученном на прошлом занятии. (Верстак)

Вопросы:

1.Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота. (заготовки)

2.Как называется наш учебник? (Технология)

3.Основание верстака - это (подверстачье)

4.Он может быть режущим и измерительным. (Инструмент)

5.Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины. (Столяр)

6.Служит для закрепления заготовок. (Зажим)

7.Деревянные брусочки, предназначенные для упора заготовок (Клинья)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вопрос № 1. На какие группы можно разделить все породы деревьев

1. Листопадные и вечнозеленые

2. Лиственные и хвойные

3. Высокие и низкие

4. Вечнозеленые, травянистые и кустарники

5. Травянистые и кустарники

Вопрос № 2. В каком из вариантов ответа перечислены только хвойные породы?

1. Сосна, ель, каштан, можжевельник

2. Дуб, осина, береза, тополь

3. Кедр, ель, сосна, лиственница

4. Смородина, крыжовник, ананас

Вопрос № 3. В каком из справочников наиболее вероятно найти информацию по строению древесины и породам деревьев?

1. Справочник молодого слесаря

2. Справочник молодого животновода

3. Справочник молодого столяра

4. Справочник по деталям машин и механизмов

5. Справочник по математике

Вопрос № 4. В каком из предложенных вариантов ответа перечислены только лиственные породы?

1. Туя, сосна, липа, акация

2. Вяз, банан, кедр, ольха

3. Можжевельник, лиственница, кедр, пихта

4. Тополь, ольха, осина, каштан

Вопрос № 5. Древесина какого дерева является наиболее ценной для мебельного производства?

1. Осина

2. Красное дерево

3. Тополь

4. Ель

Вопрос № 6. В чем заключаются наиболее характерные признаки хвойных пород?

Смолистый запах и "полосатая" текстура.

"Полосатая" текстура и муаровый блеск.

Блеск и капиллярная структура.

Недлинные коричневые штрихи по всей поверхности древесины и смолистый запах.

Вопрос № 7 . К какой группе пород принадлежит изображенный на фотографии фрагмент дерева?

Лиственная порода.

Хвойная порода.

Вопрос № 8. Почему в столярном деле наиболее часто используют именно хвойную древесину?

Потому, что она имеет красивую текстуру и приятный смолистый запах, что привлекает к ней внимание многих людей.

Потому, что хвойная древесина легко поддается обработке и к тому же пропитана смолистыми веществами, а следовательно, меньше подвержена гниению по сравнению с лиственными породами.

Потому, что она имеет высокую прочность и плотность, а следовательно, может выдерживать высокие механические нагрузки.

Вопрос № 9. На каких фотографиях изображены текстуры хвойных пород?

На фото 1, 2, 4

На фото 1, 3, 4

На фото 2, 3, 4

На фото 1, 2, 3

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Вопрос № 10 . Какая из хвойных пород является наиболее стойкой к гниению?

Сосна.

Лиственница.

Ясень.

Кедр.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

№ п/п

Порода древесины

Признаки

Твердость

Запах

Цвет

Текстура

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Интересные сведения о некоторых породах деревьев

БАОБАБ. Удивляет необычная жизненная сила баобаба. В отличие от большинства деревьев, он не умирает, когда с него срывают кору - она нарастает снова. Не гибнет баобаб даже и тогда, когда повалится на землю. Если хоть один его корень сбережет контакт с почвой, дерево будет продолжать расти лежа.

Обычно баобабы не очень высоки, но согласно некоторым сообщениям, промелькнувшим недавно в прессе, в саваннах Африки обнаружен настоящий великан - высочайшее дерево на нашей планете, которое достигает 189 м высоты с диаметром ствола 43,5 м! в "Книге рекордов Гиннесса" за 1991 г. рассказывается о баобабе обхватом 54,5 м.

БЕРЕЗА ШМИДТА. Это удивительное дерево растет в южной части Приморского края (Дальний Восток). Местное название его "железная береза". Она в полтора раза крепче чугуна. Если выстрелить в ее ствол, пуля отлетит, даже не оставив следа.

КЕДР . Около 41 млн. гектаров занимают в России кедровые леса. Особенно славятся своей продуктивностью кедровники бассейна реки Ангары, верхнего и среднего течения Енисея, а также Саянских гор. Живет кедр долго. Наверное, поэтому он и не спешит расти. В 30 лет дерево достигает лишь среднего роста человека.

Собственно научное название этого дерева - сосна сибирская. Настоящие кедры растут далеко на юге - в Ливане, Северной Африке, на острове Кипр. Это мощные деревья с ценной ароматной древесиной. Они отличаются внушительными размерами и долголетием, т. к. живут в полтора-два раза больше, чем обычные сосны - 800-850 лет.

В кедровниках всегда теплее, воздух здесь, как утверждают, в два-три раза чище, чем в операционной.

КЕТЕМФ. это растение является чемпионом среди сверхсладких растений и растет в тропических лесах Западной Африки. Ученые выделили из него самое сладкое в мире вещество - тоуматин. Оно слаще сахара (трудно представить) в 100000 раз! Это вещество будет сладким даже если тоуматин растворить в концентрации 10 г на целую тонну воды!

ХАНГА. Растет на Филиппинских островах и чаще всего его называют нефтяным деревом. Дело в том, что плоды ханги содержат почти... чистую нефть. Поэтому в стране разрабатывается технология использования ее как источника топлива для двигателей внутреннего сгорания.

СЕКВОЙЯ. Высочайшие из них также достигают свыше 100 м, но при этом стволы у них значительно толще. Так, например, одно из таких деревьев имело в обхвате 46 м и 15 м в диаметре.

Секвойи принадлежат к "живым ископаемым". Они были распространены по всему Северному полушарию, в том числе и на юге Восточной Европы еще в доледниковый период. Под такими деревьями когда-то прогуливались гигантские ящеры - бронтозавры и динозавры, а на ветвях отдыхали предки современных птиц - птеродактили.

Секвойи сохранились на Земле только в штате Калифорния (США), на западных склонах гор Сьерра-Невада. Средний возраст этих деревьев, как и эвкалиптов, 3-4 тысячи лет, а по подсчетам годичных колец на пне одной спиленной секвойи был даже обнаружен рекордный возраст - 4830 лет!

Кстати, свалить такого гиганта очень трудно. Одну секвойю пилили семиметровой пилой на протяжении 17 дней. Для перевозки ее потребовалось 30 больших железнодорожных платформ.

Известны случаи, когда на пне гигантской секвойи располагалась танцевальная площадка. На ней свободно разместились оркестр из 4-х человек, 16 танцующих пар и еще 12 зрителей.

Иногда в дуплах секвой устраивались сувенирные магазины, а в одном даже был оборудован гараж. В одном из музеев Нью-Йорка выставлена часть ствола огромной секвойи, которую спилили в Калифорнии. Она имеет 75 м в обхвате. Внутри оборудован зал, где свободно размещается 150 человек.

Самая большая секвойя называется "Основатель" (112 м высоты).

ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Урок № _____ Дата:_________________

Тема: Древесина – природный конструкционный материал.

Цели : создать условия для формирования у учащихся: понятий «древесина», «строение древесины» для выработки умений различать породы деревьев по их признакам; создать условия для развития у учащихся памяти, логического мышления, воображения; создать условия для формирования само- и взаимоконтроля.

Тип урока: комбинированный .

Формы работы: самостоятельная, индивидуальная, групповая .

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа

    Вспомни, какой материал называют конструкционным.

    Из какого сырья изготавливают бумагу, картон?

    Назови конструкционные материалы, которые используют для производства автомобилей, самолетов, сооружения домов, изготовления домашней мебели. Где изготавливают указанные материалы и какое сырье для этого используют?

III. Изучение нового материала.

Развитие современной техники и технологий зависит от производства и использования разнообразных конструкционных материалов: древесины, металла, пластичных масс, стекла и т.п.

Большое распространение получило использование древесины. Изделия из нее применяют практически во всех сферах нашей жизни. Из этого материала изготавливают бумагу, картон, искусственный шелк, пластмассу, мебель, элементы зданий, музыкальные инструменты и сувениры и много других нужных вещей.

Все древесные породы делят на две группы: хвойные и лиственные (рис. 13).

Хвойные породы имеют листья в форме игл. К ним принадлежат: ель, сосна, кедр, лиственница, пихта и т.п. Лиственными породами являются ольха, липа, дуб, бук, граб и другие (рис. 14). Деревья используют для изготовления конструкционных древесных материалов.


Древесные материалы легко поддаются обработке различными режущими инструментами: пилками, ножами, долотами, сверлами, напильниками и другими. Элементы конструкций из древесных материалов надежно и крепко соединяются гвоздями, шурупами, а также склеиванием.

Деревья – самые высокие из всех растений, хотя есть среди них и карлики, до нескольких сантиметров высотой.

Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части.

Ствол дерева имеет более толстую (комлевую) часть у основания и более тонкую - вершинную. Поверхность ствола покрыта корой. Кора является как бы одеждой для дерева и состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой служит проводником соков, питающих дерево. Основная внутренняя часть ствола дерева состоит из древесины. В свою очередь, древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца. По числу годичных колец определяют возраст дерева.

Рыхлый и мягкий центр дерева называют сердцевиной. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи. Они имеют различную окраску и служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева. Сердцевинные лучи создают рисунок (текстуру) древесины.

Камбий - тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только с камбия происходит образование новых клеток и ежегодный прирост дерева по толщине. «Камбий» - от латинского «обмен» (питательными веществами).

Основные разрезы ствола.

1 - торцовый разрез;

2 - радиальный разрез;

3 - тангенциальный разрез

Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола. Разрез, проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцовым. Он перпендикулярен волокнам. Разрез 2, проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен волокнам. Тангенциальный разрез 3 проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние. По этим разрезам выявляются различные свойства и рисунки древесины.

Породы древесины определяют по их характерным признакам: текстуре, запаху, твердости, цвету.

Дерево /порода/

Твердость

Цвет

Применение

Сосна /хвойная порода/

Древесина светло-красного цвета с ярко выраженной текстурой

Применяется для изготовления окон и дверей, полов и потолков, мебели, в строительстве судов, вагонов, мостов

Ель /хвойная порода/

Мягкая. Пропитана смолистыми веществами

Цвет белый с желтоватым оттенком

Применяется для изготовления музыкальных инструментов, мебели, окон и дверей

Береза /лиственная порода/

Твердая

Цвет белый с буроватым оттенком

Используется для изготовления фанеры, мебели, посуды, ружейных лож, ручек инструментов, лыж

Осина /лиственная порода/

Мягкая. Склонна к загниванию.

Цвет белый с зеленоватым оттенком.

Используется для изготовления спичек, посуды, игрушек, бумаги.

Липа /лиственная порода/

Мягкая.

Цвет белый с нежно-розовым оттенком.

Применяется для изготовления посуды, чертежных досок, карандашей, изделий с художественной резьбой.

Ольха /лиственная порода/

Мягкая.

Цвет белый, на воздухе краснеет.

Служит сырьем для изготовления фанеры, долбленой посуды, упаковочных ящиков.

Дуб /лиственная порода/

Твердая. На радиальном разрезе четко просматриваются сердцевинные лучи в виде блестящих полосок.

Цвет светло-желтый с коричнево-серым оттенком и ярко выраженной текстурой

Применяется для изготовления мебели, паркета, облицовывания ценных изделий, а также в конструкциях мостов и вагонов.

Рисунок на поверхности древесины, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон называют текстурой древесины. О красивой поверхности древесины говорят, что она имеет богатую текстуру. Например, древесина грецкого ореха имеет коричневые и серые цвета самых разнообразных оттенков, она высоко ценится при изготовлении из нее мебели, лож охотничьих ружей. Красивые текстуры имеют дуб, ясень, а также растущие в Африке, Америке и Австралии породы красного дерева, которые дают древесину красного цвета различных оттенков. Такие ценные породы древесины строгают на тонкие листы (шпон), которые наклеивают на ценные изделия.

Для изготовления полезных вещей используют разнообразные конструкционные материалы: металл, пластмассу, оргстекло, шелк, текстильные и другие материалы. Широкое распространение получило использование древесины и материалов из нее. Все конструкционные материалы имеют определенные свойства, которые необходимо учитывать при изготовлении изделий. К ним относятся уже известные тебе цвет и текстура древесины. Кроме того, необходимо также знать, как легко обрабатывается определенный вид древесины и материалы из нее, какой инструмент нужно для этого использовать, будут ли удерживаться в ней гвозди, шурупы и другие детали крепления, как будут влиять на древесные материалы влажность, изменения температуры окружающей среды и т.п. Нужно также предусмотреть, какой вид древесины или материалов из нее необходимо использовать, чтобы конструкция, например мост или многоэтажное здание, не разрушилась, если она будет использоваться при больших нагрузках и т.п.

Поможет дать ответ на эти вопросы знание механических свойств конструкционных материалов. К основным из них в первую очередь относятся: прочность, твердость, упругость .

Прочность свойство, характеризующее устойчивость древесины против внешних механических усилий, то есть ее способность выдерживать большие нагрузки и не разрушаться. Из древесины высокой прочности стоит изготавливать конструкционные элементы, то есть те, которые подлежат значительной нагрузке. Наиболее прочной является древесина дуба, затем идут ясень, граб, клен, береза, сосна, ель, ольха, осина, липа.

Твердость – способность материала оказывать сопротивление проникновению в него другого твердого тела, например орудий обработки (ножей, пилок, стамесок, сверл и других режущих инструментов). Знание твердости древесины имеет большое значение. Режущие инструменты для обработки древесины используют с учетом этого свойства. Чем тверже древесина, тем тяжелее ее обрабатывать и тем больший угол обострения должен иметь инструмент.

По твердости древесину можно расположить в такой последовательности: граб, дуб, ясень, клен, береза, сосна, ольха, ель, липа. То есть самую большую твердость имеет граб. Следовательно, его трудно обрабатывать режущим инструментом. Легче всех древесных материалов обрабатывать липу. Поэтому ее используют преимущественно для изготовления сувениров, вещей домашнего потребления и т.п.

Упругость свойство материала изменять свою форму (и не разрушаться) под действием нагрузки и возобновлять ее после прекращения этого действия. Древесина сгибается (деформируется) под действием силы и опять выравнивается, или пружинит, после снятия нагрузки. Высокую упругость имеет древесина ясеня, дуба, лиственницы, сосны и других пород.

IV. Закрепление изученного материала.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Определение пород древесины по образцам.

    Изучите таблицу пород деревьев.

    Выпишите в тетрадь основные признаки, по которым определяются породы древесины.

    Определите породы древесины по образцам, выданным учителем.

V. Подведение итогов.

Беседа:

1. Какие породы древесины относят к хвойным? К лиственным?

2. Какие древесные материалы изготавливают на деревообрабатывающих предприятиях?

3. Что называют текстурой древесины?

4. Каково строение дерева?

5. Какие виды пиломатериалов ты знаешь?

6. Охарактеризуй роль леса в жизни человека.

7. Как влияют зеленые насаждения на улучшение окружающей природной среды?

VI. Домашнее задание.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выучить конспект.

Физические свойства:

1) плотность; зависит от количества пустот, толщины стенок волокон и содержания влаги (сосна и ель – 5 кН/м3, береза 6 кН/м3) 2) температурное расширение – линейное расширение при нагревании, характеризуемое коэффициентом линейного расширения в древесине различно вдоль волокон под углом к ним. Коэффициент в 2-3 раза меньше чем у стали 3) теплопроводность – вследствие пористого строения древесина плохо проводит тепло.Теплопроводность древесины вдоль волокон больше, чем поперек волокон. Механические свойства древесины, являющейся природным полимером, изучаются на основе реологии – науки об изменении свойств вещества во времени под действием тех или иных факторов, в данном случае нагрузок. 2 реологических свойства: ползучесть – свойство материала дополнительно деформироваться с течением времени при постоянной нагрузке; релаксация – уменьшение напряжений с течением времени. Различные механические свойства материалов при различном направлении усилия к волокнам называется анизотропией и обусловлено трубчатым строением древесины.. Для древесины в инженерных расчетах принята транстропная модель анизотропии, которая предполагает различные механические и упругие свойства только в двух направлениях (вдоль и поперек волокон). Свойства в тангенциальном и радиальном направлении практически одинаковы. При растяжении вдоль волокон и поперек волокон характер разрушения хрупкий, что является опасным. При смятии прочностные характеристики практически не отличаются от сжатия. Скалывание вдоль волокон является одним из слабых мест в работе древесины. см=0,5…0,6 кН/см2; характеризуется хрупким разрушением. Прочностные характеристики зависят от породы древесины, от времени действия нагрузки, от размеров поперечного сечения, от конфигурации элемента. Это все учитывается коэффициентом условия работы.

2. Макроструктура древесины хвойных пород

3.Пороки древесины и их влияние на мех св-ва

Пороками древесины называют изменения ее внешнего вида, нарушение целостности тканей и клеточных оболочек, правильности ее строения и повреждения, понижающие качество древесины и ограничивающие возможности ее применения.

Дефекты - пороки древесины механического происхождения, возникающие в ней в процессе заготовки, транспортирования, сортировки и механической обработки.

Влияние порока на качество древесины зависит от его вида, размера, расположения в материале и назначения материала. Он снижает прочность и декоративность лесоматериалов, поэтому сортность древесины определяют с обязательным учетом имеющихся в ней пороков.

Согласно ГОСТ 2140-81 «Пороки древесины. Классификация, термины и определения» все пороки подразделяются на группы: сучки, трещины, грибные повреждения, химические окраски, пороки формы ствола и строения древесины, повреждения насекомыми, инородные включения и дефекты обработки.

Сучки - наиболее распространенный и неизбежный порок древесины, которые представляют собой основания ветвей, заключенные в древесину ствола. По степени зарастания сучки бывают открытые и заросшие.

Метиковые трещины - радиально направленные трещины в ядре, отходящие от сердцевины, не доходящие до коры и имеющие значительную протяженность по длине сортимента. Протяженность мети-ковой трещины может быть более 10 м. В зависимости от расположения в круглых сортиментах подразделяются на простые и сложные. Простая метиковая трещина - одна или две трещины, направленные по одному диаметру и проходящие в одной плоскости по длине сортимента. Две или несколько трещин, расположенные на торце под углом друг к другу, а также одна или две трещины, направленные по одному диаметру, но располагающиеся по длине сортимента в разных плоскостях, - это сложная метиковая трещина.

Отлупная трещина - трещина между годичными слоями, возникающая в ядре или спелой древесине. Формируются в растущем дереве, имеют короткую протяженность по высоте ствола и снаружи не видны.

Морозная трещина - наружные продольные разрезы древесины стволов растущих деревьев. Распространяется вглубь ствола по радиальным направлениям (чаще в комлевой части).

Пороки формы ствола выражаются в различных отклонениях от нормальной формы ствола и формируются в период роста дерева. Кним относят сбежистость, закомелистость, наросты, кривизну, овальность.

Сбежистость представляет собой постепенное уменьшение толщины лесоматериалов или ширины необрезных пиломатериалов на всем их протяжении. Если на каждый метр высоты ствола (длины сортимента) диаметр уменьшается более чем на 1 см, такое явление расценивается как порок. Стволы хвойных пород менее сбежисты, чем лиственные.

Закомелистость - резкое увеличение диаметра комлевой части лесоматериалов и ширины пилопродукции. Сбежистость и закомелистость затрудняют применение лесоматериалов по назначению, увеличивают количество отходов при их распиливании и лущении, раскрое пиломатериалов, обуславливают появление радиального наклона волокон.

Наросты и кривизна часто встречаются на всех породах, особенно на лиственных, затрудняют применение лесоматериалов по назначению и осложняют их переработку. Наросты - местные утолщения ствола, бывают с гладкой поверхностью и правильным строением древесины, а также с неровной поверхностью и свилеваты

строением древесины, которые называются капами. Кривизна - искривление ствола по длине. Различают простую и сложную кривизну, которая характеризуется соответственно одним или несколькими изгибами сортимента.

К порокам строения древесины относят наклон волокон, крень, свилеватость и др.

Наклон волокон (косослой) - отклонение волокон от продольной оси сортимента, приводит к повышенной усушке и короблению. Наклон волокон затрудняет механическую обработку древесины, понижает способность к загибу, а также прочность пиломатериалов при растяжении вдоль волокон и изгибе.

Крень - местное изменение строения древесины хвойных пород. Выражается в кажущемся увеличении ширины поздней зоны годичных слоев. Образуется в сжатой зоне изогнутых или наклонных стволов. Крень повышает твердость древесины и ее прочность при сжатии и статическом изгибе; снижает прочность при растяжении; увеличивает усушку вдоль волокон, вызывая растрескивание и продольное коробление пилопродукции; уменьшает водопоглощение древесины и этим затрудняет ее пропитывание, а также ухудшает внешний вид.

Тяговая древесина наблюдается на торцах в виде дугообразных участков, на радиальных поверхностях - в виде узких полос (тяжей). Она повышает прочность древесины при растяжении вдоль волокон и статическом изгибе, повышает усушку во всех направлениях, особенно вдоль волокон, что способствует появлению коробления и трещин, затрудняет обработку, приводя к образованию ворсистости и мшистости поверхности.

Свилеватость - искривление волокон. Снижает прочность древесины при растяжении, сжатии и изгибе, повышает прочность при раскалывании и скалывании в продольном направлении, затрудняет фрезерование древесины.

Завиток встречается в виде частично перерезанных, скобкооб-разно изогнутых контуров, образованных искривленными годичными слоями. Различают односторонний и сквозной завиток. Снижает прочность древесины при сжатии и растяжении вдоль волокон, а также ударную вязкость при изгибе. Прочность материала заметно снижается при расположении завитков в растянутой зоне опасного сечения. Смоляной кармашек встречается в древесине хвойных пород; может быть односторонним и сквозным, снижает прочность древесины. Вытекающая из смоляных кармашков смола портит поверхность изделий и препятствует их лицевой отделке и склеиванию.

Прорость - частично или полностью заросшая на стволе кора или омертвевшая в результате повреждения древесина; возникает в растущем дереве при зарастании нанесенных ему повреждений и сопровождается развитием засмолка, грибных ядровых пятен и полос ядровой гнили. Нарушает целостность древесины и сопровождается искривлением прилегающих годичных слоев. Прорость бывает открытой и закрытой.

Засмолок - встречается в древесине только хвойных пород. Он существенно не влияет на механические свойства, однако заметно снижает ударную вязкость при изгибе, уменьшает водопроницаемость, затрудняет лицевую отделку и склеивание.

Ложное ядро - темноокрашенная внутренняя часть ствола лиственных безъядровых пород. По форме поперечного сечения может быть округлым, звездчатым и лопастным. Этот порок портит внешний вид, отличается плохой проницаемостью, пониженной прочностью при растяжении вдоль волокон и хрупкостью. У березы ложное ядро легко растрескивается.

Водослой - бывает в виде мокрых, темных пятен различной формы и величины, является причиной растрескивания снижает ударную вязкость и сопровождается гнилью.

Химические окраски в большинстве случаев - следствие окисления содержащихся в древесине дубильных веществ. К ним относятся: продубина, дубильные потеки, желтизна, которые не влияют на физико-механические свойства древесины, а при интенсивной окраске ухудшают внешний вид материалов.

Грибные поражения в древесине возникают при развитии в ней грибов, которые подразделяются на деревоокрашивающие и дерево-разрушающие.

На древесине грибы развиваются при определенной влажности (оптимальная - 40-60%) и температуре (оптимальная - 20-30 °С).

Ядровая гниль - участки ненормальной окраски ядра, которые по цвету и характеру разрушения подразделяются на пеструю ситовую, бурую трещиноватую и белую волокнистую ядровую гниль. Этот порок существенно влияет на механические свойства материала. В зависимости от размеров поражения древесины гнилью ее сортность снижается вплоть до полной непригодности.

Плесень представляет собой отдельные пятна или сплошной налет зеленого, голубого, черного или другого цвета. На механические свойства древесина она не влияет, но ухудшает ее внешний вид.

. Побурение

Заболонная гниль , Трухлявая наружная гниль

,Червоточина в зависимости от глубины проникновения может быть поверхностной (не влияет на механические свойства), неглубокой и глубокой (нарушают целостность древесины и снижают механические свойства). Червоточины способствуют проникновению грибов и развитию гнили.

4. Влажность древесины, её влияние на прочность и деформативность. Различают два вида влаги, содержащейся в древесине: связанную (гигроскопическую) и свободную (капиллярную). Связанная влага находится в толще клеточных оболочек, а свободная в полостях клеток и в межклеточныхпространствах. Кроме свободной и связанной влаги различают влагу, входящую в химический состав веществ, которые образуют древесину (химически связанная влага). Эта влага имеет значение только при химиче­ской переработке древесины. Максимальное количество связанной влаги называется пределом гигроскопичности или пределом насыщения клеточных стенок и составляет 30 %. Устойчивая гигроскопическая влажность древесины, соответствующая определенному сочетанию температуры и влажности воздуха, назы­вается равновесной влажностью древесины. Изменение влажности древе­сины от предела гигроскопичности и выше может произойти только по ме­ре заполнения свободной влагой полостей клеток. При изменении влажнос­ти древесины от 0 % до предела насыщения клеточных стенок объем древе­сины увеличивается (разбухает), а снижение влажности в этих пределах уменьшает его размеры (усушка). Чем плотнее древесина, тем больше ее разбухание и усушка. Соответственно различны разбухание и усушка у по­здней, более плотной, и у ранней древесины.

Установлено, что линейная усушка вдоль волокон в радиальном и тангенциальном направлениях существенно различается. Усушка вдоль во­локон древесины обычно так мала, что ею пренебрегают, усушка в радиальном направлении колеблется в пределах 2...8,5 %, а в тангенциальном на­правлении 2,2... 14 %. Следствием такой неравномерности усушки является коробление досок при высыхании (рис.). При увеличении влажности свыше точки насыщения клеточных стенок, когда влага занимает полоски клеток древесины, дальнейшего разбухания не происходит. Процесс высыхания древесины состоит из испарения влаги с по­верхности и перемещения ее из внутренних, более влажных слоев, к наруж­ным. Испарение влаги с поверхности древесины происходит быстрее, чем продвижение влаги изнутри к периферии, что обуславливает неравномер­ность распределения влажности; в тонких пиломатериалах эта неравномер­ность обычно невелика и быстро уменьшается; в толстых элементах влаж­ность выравнивается медленно и неравномерность ее распределения в нача­ле высыхания может быть значительной. Чем выше плотность древесины, тем меньше скорость высыхания. Влагопроводность в радиальном направ­лении несколько больше, чем в тангенциальном, что объясняется влиянием сердцевинных лучей. Установлено, что в хвойных породах между радиальной и тангенциальной усушкой древесины поздней зоны годичных слоев существует небольшое различие, а тангенциальная усушка ранней зоны в 2-3 раза превосходит радиальную. Свежесрубленная древесина соержит80..100% влаги, причем влажность заболони хвойных пород в 2-3 раза больше влажности ядра. влажность сплавной древесины доходит до 200%. Конечная влажность древесины должна соответствовать ее равновесной влажности в условиях эксплуатации.

////Структура древесины, ее влияние на прочность и деформативность мат-ла. Деревянные строительные конструкции в основном изготавливают­ся из древесины хвойных пород (сосна, ель, лиственница). На поперечном сечении ствола дерева различают следующие части рис.: под корой расположен тонкий слой камбия, отлагающего древе­сину и работающего с различной интенсивностью, так как деятельность его зависит и от внешних условий. В растущем дереве камбий обусловливает прирост древесины и коры. В центре сечения ствола расположена сердцеви­на, имеющая форму небольшого круглого пятнышка диаметром 2-5 мм. Вся основная древесина, расположенная между тоненьким слоем камбия и сердцевиной, состоит из двух частей, немного отличающихся од­ни от других цветовыми оттенками - внутренняя зона, более темная, называется ядром, а более светлая – заболонью. На поперечном сечении ствола можно увидеть концентрические слои, окружающие сердцевину. Древесина состоит из клеток двух видов - прозенхимных и паренхимных. Паренхимные клетки имеют примерно одинаковые размеры во всех трех осевых направлениях. К прозенхимным клеткам относятся трахеиды - полые клетки, сильно вытянутые в длину с заостренными концами. Основными элементами древесины хвойных пород являются трахеиды, которые занимают свыше 90 % общего объема древесины. Паренхимные клетки в хвойной древесине входят в состав сердце­винных лучей. В растущем дереве по сердцевинным лучам происходит движение питательных веществ и воды в горизонтальном направлении в пери­од вегетации, а в период покоя в них хранятся запасные питательные веще­ства. Трахеиды хвойных пород выполняют не только свойственные им проводящие функции, но и механические. Трахеиды ранней части годично­го слоя обладают тонкими стенками и большими внутренними полостями, а трахеиды поздней части годичного слоя имеют более толстые стенки и малые полости. На основе современных исследований установлено, что стенки кле­ток трахеид представляют собой слоистую оболочку. В стенке каждой нормальной трахеиды различают: тонкую первичную оболочку Р, значительно более толстую вторичную оболочку S, состоящую из наружно­го слоя S b среднего слоя S 2 и внутреннего слоя S 3 . Каждый слой оболочки трахеид состо­ит из микрофибрилл, основой которых является кристаллическая целлюло­за, инкрустированная матриксом аморфных или паращшсталлических поли­меров, стабилизирующих структуру микрофибрилл. В составе стенки клет­ки особую роль играет лигнин. Если высокая прочность при растяжении обеспечивается в основном целлюлозными микрофибриллами, то лигнин придает оболочке прочность на сжатие. В древесине хвойных пород из паренхимных клеток состоят в ос­новном многочисленные сердцевинные лучи (см. рис. 1.3.). Они узкие, пре­имущественно однорядные, но среди них встречаются и многорядные лу­чи со смоляным горизонтальным ходом посередине. У сосны, ели и лист­венницы, кроме паренхимных клеток, лучи содержат трахеиды.

5.6.Работа древесины на различные виды силовых воздействий. Растяжение. Предел прочности при растяжении вдоль волокон в стандартных чистых образцах высок – для сосны и ели он в среднем 1000 кгс/см 2 . Наличие сучков и присучкового косослоя значительно снижает сопротивление растяжению. Особенно опасны сучки на кромках с выходом на ребро. Опыты показывают, что при размере сучков 1/4 стороны элемента предел прочности составляет всего 0,27 предела прочности стандартных образцов.При ослаблении деревянных элементов отверстиями и врезками их прочность снижается больше, чем получается при расчете по площади нетто. Здесь сказывается отрицательное влияние концентрации напряжений у мест ослаблений.Сжатие. Испытания стандартных образцов на сжатие вдоль волокон дают значения предела прочности в 2-2,5 раза меньше, чем при растяжении. Для сосны предел прочности при сжатии в среднем 400 кгс/см 2 . Влияние пороков (сучков) меньше, чем при растяжении. При размере сучков, составляющих 1/3 стороны сжатого элемента, прочность при сжатии будет 0,6-0,7 прочности элемента тех же размеров, но без сучков. Таким образом, работа сжатых элементов в конструкциях более надежна, чем растянутых. Этим объясняется широкое применение металлодеревянных конструкций, имеющих основные растянутые элементы из стали, а сжатые и сжато изгибаемые из дерева.Приведенная диаграмма сжатия (рис.1.1.) при   0,5 более криволинейна, чем при растяжении. При меньших значениях  криволинейность ее невелика и она может быть принята прямолинейной до условного предела пропорциональности, равного 0,5.Изгиб. При поперечном изгибе значение предела прочности занимает промежуточное положение между прочностью на сжатие и растяжение. Для стандартных образцов из сосны и ели предел прочности при изгибе в среднем 750 кгс/см 2 . Поскольку при изгибе имеется растянутая зона, то влияние сучков и косослоя значительно. При размере сучков в 1/3 стороны элемента предел прочности составляет 0,5 прочности бессучковых образцов. В брусьях и особенно в бревнах это отношение выше и доходит до 0,6-0,8. Влияние пороков в бревнах при работе на изгиб вообще меньше, чем в пиломатериалах, так как в бревнах отсутствует выход на кромку перерезанных при распиловке волокон и отщепление их в присучковом косослое при изгибе элемента.Эпюра напряжений в поперечном сечении изгибаемого элемента при приближении к пределу прочности носит криволинейный характер. При этом фактическое краевое напряжение сжатия меньше, а напряжение растяжения больше вычисленных по формуле  = M/W.Предел прочности при изгибе зависит от формы поперечного сечения и его высоты. Это учитывается в расчете введением соответствующих коэффициентов к расчетным сопротивлениям.Смятие. Различают смятие вдоль волокон, поперек волокон и под углом к ним. Прочность древесины на смятие вдоль волокон мало отличается от прочности на сжатие вдоль волокон, и действующие нормы не делают различия между ними. Смятию поперек волокон древесина сопротивляется слабо. Смятие под углом занимает промежуточное положение. Смятие поперек волокон характеризуется в соответствии с трубчатой формой волокон значительными деформациями сминаемого элемента. После сплющивания и разрушения стенок клеток происходит уплотнение древесины, уменьшение деформаций и рост сопротивления сминаемого образца.Скалывание и раскалывание. Скалывание – разрушение в результате сдвига одной части материала относительно другой. Различают продольное и поперечное скалывание. Из-за весьма слабого сопротивления древесины скалыванию этот вид деформации часто определяет размеры элементов или соединений.

7,8.Конструктивные и химические меры борьбы с гниением и пожарной опасностью. Использование для изготовления деревянных конструкций древеси­ны с влажностью более 30%, увлажнение конструкций в процессе эксплуатации, нару­шение осушающего режима в помещении и другие причины приводят к загниванию древесины и резкому сокращению сроков службы деревянных конструкций.

Под гниением древесины понимают процесс жизнедеятельности грибов, разру­шающих целлюлозу - самую прочную часть древесины. Процесс развития грибов происходит при средней влажности древесины более 20% в условиях повышенной влажности воздуха при отсутствии проветривания и тем­пературе окружающего воздуха от 0 до 45°С.

Характерные признаки поражения древесины грибами в конструкциях:

    появление на поверхности древесины грибницы - белых пушистых скоплений грибных нитей (гифов), а также наличие в помещении характерного грибного запаха;

    изменение цвета древесины: в начале процесса - на красноватый, затем бурый или темно-коричневый;

    Наличие в древесине глубоких продольных и поперечных трещин, по которым она распадается на отдельные призматические кусочки - деструктивная гниль (древе­сина как бы обугливается, легко отрывается и растирается пальцами в порошок), Основными мероприятиями конструктивной профилактики против загнивания деревянных конструкций являются защита их от постоянного или систематически по­вторяющегося увлажнения, создание осушающего режима эксплуатации.

Основные конструктивные (профилактические) меры против загнивания:

    использование сухого пиломатериала с влажностью W=12 % для изготовления клееных деревянных конструкций и W < 20 % - для неклееных конструкций;

    защита, конструкций от увлажнения на период транспортировки и монтажа;

Размещение деревянных конструкций полностью в пределах отапливаемого по­мещения либо целиком в пределах неотапливаемого чердачного помещения, за утеп­ленным подвесным потолком

вентиляция утепленных деревянных перекрытий

устройство опорных узлов рам, арок так, чтобыниз деревянного элемента был на 300...500 мм выше уровня чистого пола

- обеспечение свободного доступа к опорным узлам конструкций для осмотра и проветривания;

    устройство гидроизоляции в местах соприкосновения древесины с каменной кладкой, бетоном, металлом;

В тех случаях, когда одними конструктивными мерами невозможно гарантиро­вать надежную защиту деревянных конструкций от загнивания, конструкции обрабаты­ваются специальными химическими препаратами - антисептиками - веществами, ока­зывающими отравляющее воздействие на биологических разрушителей древесины. Требования к антисептикам:

    быть токсичными для дереворазрушающих грибов и насекомых и безопасными для человека и домашних животных;

    не влиять на механическую прочность древесины и не способствовать коррозии металлических соединительных деталей;

    легко проникать в древесину и не вымываться из нее, иметь постоянный хими­ ческий состав, не иметь резкого запаха, быть дешевыми и доступными, т. е. экономи­ чески выгодными для применения.

Применяемые в строительстве антисептики дедятря на водорастворимые (неорга­нические или минеральные); маслянистые (органические); комбинированные; ком­ плексные (обладающие антисептическими и огнезащитными свойствами).

Наиболее распространенные водорастворимые антисептики (состав, %): кремнефтористый аммоний,

фтористый натрий. В настоящее время применяются, как правило, комплексные составы, оказываю­щие антисептическое и антипирирующее защитное воздействие на древесину.

Предел огнестойкости строительных конструкций - это время (в минутах) насту­пления одного или последовательно нескольких, нормируемых для данной конструк­ции, признаков предельных состояний: потери несущей способности (R ); потери цело­ стности (Е); потери теплоизолирующей способности.

Конкретные конструктивные меры защиты от пожарной опасности зависят от функционального назначения зданий и сооружений и устанавливаются соответствую­щими нормами проектирования. Для одноэтажных производственных и складских зда­ний наиболее распространены следующие конструктивные меры защиты: соблюдение противопожарных разрывов между зданиями; устройство противопожарных разрывов длиной не менее 6...12 м в протяженных зданиях; разделение зданий на отсеки (через 50 м) брандмауэрными стенами из несгораемых материалов высотой 600 мм (от по­верхности кровли); проектирование КДК массивного прямоугольного сечения; защита (обшивка) поперечного сечения деревянных элементов листовыми материалами из ас­беста, ош т у кат у ривание растворами; применение несгораемых теплоизоляционных ма­териалов и кровель, разделение на отсеки, не сообщающиеся между собой, кровельных и стеновых панелей, имеющих пустоты.

При невозможности обеспечить требуемую пожарную безопасность зданий кон­структивными мерами используются химические меры защиты, которые включают об­работку деревянных элементов огнезащитными составами - антипиренами.

Антипирены - вещества, которые при нагревании плавятся и покрывают поверх­ность древесины огнезащитной пленкой, препятствующей доступу воздуха к древеси­не, или разлагаются с выделением большого количества негорючих газов, которые от­тесняют воздух от древесины. В состав антипиренов входят фосфорнокислый и серно­кислый аммоний, бура, борная кислота и другие химические вещества.

Наиболее применяемые антипирены для пропитки деревянных элементов препарат МБ-1

Для поверхностной обработки деревянных конструкций могут использоваться фосфатные составы и вспучивающиеся покрытия типа ВП-9.

Пропитка антипиренами снижает прочностные свойства древесины в среднем на 10%. Соединительные металлические детали (накладки, болты) снижают предел огне­стойкости деревянных конструкций, они также должны быть защищены огнезащитны­ми составами.

Древесина подразделяется на две разновидности:

Лиственные породы: дуб, клен, береза, липа и др.

Хвойные породы: ель, сосна, кедр сибирский и др.

Плотность древесины составляет 0,46.. .0,76 г/см 3 , предел прочности при растяжении вдоль волокон 101... 161 МПа.

По строению древесина является композиционным материалом из прочных волокон целлюлозы и тонких прослоек лигнина.

Основные разновидности древесных материалов:

Прессованная древесина , получаемая горячим прессованием с последующей специальной обработкой. Используют для изготовления подшипников, втулок и других деталей машин.

Древесноволокнистые плиты изготовляют горячим прессованием измельченной древесины, иногда со связующим. Применяют для облицовки и отделки пассажирских вагонов железнодорожного транспорта, автобусов и т.д.

Древесностружечные плиты получают горячим прессованием древесной стружки со связующим. Эти плиты используют в вагоностроении, для производства мебели и др.

Фанера представляет собой листовой материал толщиной 1... 12 мм. Изготовляется путем склеивания слоев шпона, представляющего собой широкую ровную стружку древесины в виде листов толщиной 0,55... 1,5 мм.

Керамические технические материалы

Керамические материалы получают из синтезированных или природных тонкодисперсных порошков неорганических химических соединений (оксидов, нитридов и др.). Для приготовления керамической массы применяют и вспомогательные вещества: пластификаторы, улучшающие формование непластичных порошков, связующие вещества, смазывающие жидкие масла с малым поверхностным натяжением, применяемые для уменьшения трения и прилипания массы к поверхности прессформы, поверхностно-активные вещества (олеиновая и стеариновая кислоты), улучшающие смачивание керамических частиц.

В приготовлении керамической массы важнейшими операциями являются: измельчение исходных материалов, составление смеси порошков, гранулирование и сушка керамических масс. Материалы в виде кусков различных размеров с различными физическими свойствами размельчают механическим путем (дробят и размалывают). Сначала производят грубое дробление до размера частиц 10... 15 мм, затем среднее - до размера частиц 1 мм и мелкое дробление. Измельченный материал просеивают через металлические сита, пропускают через магнитный сепаратор для отделения ферромагнитных примесей и направляют для повторного мелкого помола, обычно совмещаемого со смешиванием компонентов. Часто помол осуществляется с добавлением воды.

Смесь исходных материалов получают смешиванием тонкодисперсных компонентов или одновременным тонким измельчением и смешиванием исходных компонентов. Наибольшее распространение в производстве керамиче­ских изделий получили пресс-порошки, литьевые шликеры и пластичные фор­мовочные массы. Эти массы отличаются друг от друга содержанием пластифи­каторов. При малом содержании пластификаторов 3...10 % получают пресс- порошки, при 7...20 % - ном содержании пластификаторов - пластичные формовочные массы и при большем содержании пластификаторов (до 40 %) - литьевые шликеры.

Процесс формования изделий из керамических масс основан на способности их к пластическому течению без нарушения сплошности под действием внешних сил и сохранении полученной формы. Свойства пластичности керамической массе обычно придают специальные вещества - пластификаторы. В производстве наиболее часто формование изделий выполняют следующими способами: прессованием, шликерным литьем, формованием из пластичных масс, прокаткой.

Сформованные заготовки подвергаются обжигу. При обжиге происходит спекание керамического материала в результате протекания ряда физикохимических процессов с приобретением изделиями определенных свойств, уплотнение и упрочнение материала за счет протекания процессов переноса и перераспределения веществ. Обжиг осуществляют в печах периодического или непрерывного действия.

Керамические материалы относятся к телам кристаллического строения и состоят из большого количества зерен химических соединений. Размер зерен, как правило, 50... 100 мкм и более. В зернах наблюдается упорядоченное расположение ионов в пространстве в виде некоторой кристаллической решетки. Кристаллы оксидов и других неорганических химических соединений имеют в основном ионный характер сил связи (ионные кристаллы). Основу ионной связи составляет электростатическое притяжение между ионами с положительным зарядом (катионами) и с отрицательным зарядом (анионами). Ионный характер связи в большей степени проявляется в соединениях, элементы которых относятся к наиболее удаленным друг от друга группам периодической системы элементов Менделеева (например, MgO, ВеО).

Техническая керамика в зависимости от наличия в изготовленном материале определенного химического соединения и свойств подразделяется на несколько основных классов: конструкционная, режущая, электротехническая, радиотехническая и др.

Конструкционная керамика . Конструкционная керамика допускает применение более высоких температур по сравнению с металлами и поэтому является перспективным материалом для двигателей внутреннего сгорания и газотурбинных двигателей. Помимо более высокого КПД двигателей, преимуществом керамики является низкая плотность и теплопроводность, повышенная термо- и износостойкость.

Высокотемпературная конструкционная керамика характеризуется уме­ренной пористостью и высокой термостойкостью при сохранении достаточно высоких термомеханических свойств при температурах эксплуатации 1300°С и выше. Детали из этой керамики имеют форму трубок, втулок, стержней, шайб, крюков и более сложных фасонных изделий.

В качестве конструкционной керамики используются нитриды, оксиды, карбиды Si 3 N 4 , Al 2 O 3 , ZrO 2 , SiC и др. Керамика с содержанием более 95 % Al 2 O 3 называется корундовой.

Наиболее перспективной технологической схемой изготовления изделий из конструкционной керамики на данном этапе ее развития считается следующая: формование подготовленной композиции - обжиг заготовок - дополнительное уплотнение методом горячего изостатического прессования (ГИП).

Например, ГИП нитрида кремния Si 3 N 4 проводится в оболочках из стекла при температурах 1800...2000°С под давлением аргона 100... 150 МПа в течение часа. При этом предел прочности σ изг возрастает с 830 до 1030 МПа. Пред­варительный обжиг ведут с использованием нагрева в микроволновых печах (частота тока 28000 МГ ц).

Конструкционная керамика в опытном порядке применяется в автомобилестроении для верхней части толкателя клапана двигателей внутреннего сго­рания (д.в.с.), рабочей поверхности кулачков распределительного вала д.в.с. и др. деталей.

Керамические материалы относятся к хрупким материалам, и их прочность в значительной мере зависит от состояния поверхности деталей, особенно от наличия микротрещин, которые являются концентраторами напряжений. Для деталей машин с точными размерами необходимо проведение механической обработки. Вследствие высокой твердости и хрупкости керамики используется абразивная обработка. Наиболее используемым методом обработки в настоящее время является точное шлифование с использованием кругов, имеющих в качестве абразива алмазные порошки. Изменяя такие факторы, как глубина резания и зернистость алмазного порошка в шлифовальном круге, можно контролировать характер разрушения керамики, а следовательно, изготавливать изделия с рациональными параметрами шероховатости обработанной поверхности. Следовательно, структура дефектного поверхностного слоя изделия определяется как физико-механическими свойствами, так и режимами алмазного шлифования керамики.

Режущая керамика (РК). Она характеризуется высокой твердостью, в том числе при нагреве, износостойкостью, химической инертностью к большинству металлов в процессе резания. По комплексу этих свойств керамика существенно превосходит традиционные режущие материалы - быстрорежущие стали и твердые сплавы.

Различают нитридную и оксидную керамику. Современная РК является композиционным материалом с матрицей из Si 3 N 4 (t раб max ≤ 1200°С) или А1 2 0з (t раб max ≤ 1500°С). Наполнителем служат мелкие частицы TiN, TiC, ZrO 2 .

РК изготовляется в виде небольших пластин, на поверхность которых наносят два и более слоев покрытий А1 2 0з, TiC, TiN, TiCN. Используют также «градиентные» покрытия, состав которых постепенно изменяется от керамики к рабочей поверхности. Покрытия имеют своей целью «залечивание» дефектов поверхностного слоя керамического материала.

Оксидная режущая керамика AI 2 O 3 , AI 2 O 3 + ZrO 2 используется для черновой и чистовой токарной обработки деталей из сталей, реже чугунов.

Нитридная режущая керамика Si 3 N 4 , SisN 4 + Zr0 2 применяется для чернового и чистового точения, фрезерования чугунов и суперсплавов.

Режущая керамика по своим свойствам занимает промежуточное положение между твердыми сплавами и сверхтвердыми материалами (алмазами).

Стекло неорганическое

Стеклообразное состояние присуще обширному классу неорганических веществ, от отдельных элементов до сложных многокомпонентных систем. Стекло как искусственный продукт, может включать в свой состав большинство элементов периодической системы.

Наибольшее применение получили стекла, содержащие оксиды SiО 2 , В 2 О 3 . Каждый из этих стеклообразующих оксидов может образовывать стекла в сочетании с модифицирующими оксидами: SiО 2 - AI 2 O 3 , SiО 2 - В 2 О 3 , CaО-MgО 3 - В 2 О 3 и др.

Многовековая история стекловарения, начиная с Древнего Египта, Вави­лонии, Ассирии и по настоящее время, связана с изготовлением силикатных стекол, основывающихся на системе Si-Na 2 О-CaО . Состав некоторых про­мышленных стекол представлен в табл. 1.

Таблица I

Химический состав стекол

Вид стекла Химический состав,%
Si0 2 Na 2 О CaО В 2 О 3 AI 2 O 3 MgО ВаО К 2 О Fe 2 O 3
Посудное 7,45 0,5 0,05
Химико-лаборатор-ное 68,4 9,4 8,5 2,7 3,9 7,1
Полированное (флоат-способ) 13,4 8,7 0,9 3,6 0,1; 0,3 SiО 3
Медицин-ское 8,5 4,5
Термо-стойкое 80,5 0,5
Радиаци-онно-стойкое 48,2 0,15 0,65 29,5 7,5

Стекло - это такое состояние аморфного вещества, которое получается при охлаждении переохлажденного расплава. Отличие стекла от кристаллов состоит в отсутствии в нем периодичности строения, дальнего порядка в структуре.

По своему строению силикатные стекла представляют собой непрерыв­ную беспорядочную сетку из тетраэдров SiО 4 (рис. 11). Атом кремния, окруженный четырьмя атомами кислорода, отражает ближний порядок в структуре стекла. Как показали многочисленные рентгеновские и нейтронографические исследования, наличие неупорядоченной сетки подтверждается и применитель­но к структуре однокомпонентных стекол.

При введении в SiO 2 оксидов натрия непрерывность кремнекислородной сетки нарушается за счет частичных обрывов связей Si-О-Si, соединяющих тетраэдры между собой. Появляются так называемые немос- тиковые атомы кислорода. Тетраэдры соединяются вершинами, а не ребрами и не гранями.

Рис. 11. Тетраэдрическое строение структуры стекла

Компоненты стекла, способные самостоятельно образовывать структурную непрерывную сетку, такие как SiО 2 и другие, принадлежат к группе стек- лообразователей. Компоненты стекла, не способные самостоятельно образовывать структурную непрерывную сетку, называются модификаторами. К группе модификаторов, как правило, принадлежат оксиды элементов первой и второй групп периодической системы. Катионы модификаторов располагаются в свободных полостях структурной сетки (рис. 12).

У неорганических стекол при охлаждении расплав переходит в пластиче­ское физическое состояние, а затем в стеклообразное состояние. При нагрева­нии, соответственно, происходят переходы: стеклообразное состояние -> пла­стичное состояние -> расплав.

Рис. 12. Схема строения стекла

Температурный интервал, в котором происходит процесс стеклования, называется интервалом стеклования и ограничен двумя температурами: со стороны высоких температур Т р (температура размягчения), со стороны низких температур Т ст. Стекло обладает свойствами твердого тела с хрупким разрушением. Температура Т р является границей пластического состояния и расплава. При температуре Т р из стекломассы уже удается вытягивать тонкие нити.

Стекло приобретает твердость благодаря постепенному возрастанию вязкости при уменьшении температуры. Характеристические температуры Т ст и Т р соответствуют определенным значениям вязкости (рис. 13).

Рис. 13. Зависимость вязкости стекла от температуры (пример). Физические состояния:

I-стеклообразное; II-пластичное; III-расплав

Производство стекла состоит из подготовки сырых материалов и их смешивания в определенных соотношениях в однородную шихту. В качестве ис­точника главного компонента промыш­ленных стекол - кремнезема (S1O2) - ис­пользуют кварцевые стекольные пески.

Шихта подается в стекловарен­ную печь, где ведется варка при температурах 1500...1600 °С. На последней стадии температура снижается до ~1000°С (Т р).

Формование изделий из стекломассы-расплава проводится в области пластичного состояния на стеклоформующих машинах механическими способами (прессованием, прокаткой, выдуванием и др.).

Для получения листового полированного стекла формование расплава стекла в ленту происходит на ровной поверхности расплавленного олова (флоат-способ ). Перемещаясь вдоль ванны, лента стекла охлаждается от 1000 С до 600 °С, затем проводится отжиг в туннельной печи длиной 120 метров.

Свойства стекла зависят от сочетания входящих в их состав компонентов. Наиболее характерное свойство стекла - прозрачность (светопрозрачность оконного стекла 83.. .90 %, а оптического стекла - до 99,95 %). Стекло типично хрупкое тело, весьма чувствительное к механическим воздействиям, особенно ударным. Для повышения прочности стекло подвергают упрочнению (закалка, химическая и термохимическая обработка и др.), что ослабляет действие по­верхностных микротрещин. Для устранения влияния микротрещин применяют стравливание поверхностного слоя. При стравливании дефектный слой раство­ряется плавиковой кислотой, а на обнажившийся бездефектный слой наносится защитная плёнка, например из полимеров.

Плотность стекла 2200...8000 кг/м 3 , микротвёрдость 4... 10 ГН/м 2 , модуль упругости 50...85 ГН/м 2 . Предел прочности стекла при сжатии равен 0,5. ..2 ГН/м, при изгибе 30. ..90 ГН/м 2 . Коэффициент теплопроводности стекла мало зависит от его химического состава и равен 0,7...4,3 Вт/(м К). Коэффициент преломления 1,4...2,2, диэлектрическая проницаемость 3,8... 16,0.

Как материал стекло широко испольэуется в различных областях. В соответствии с назначением известны разнообразные виды стекла: оконное, посудное, тарное, химико-лабораторное, термическое, жаростойкое, строительное, оптическое, электровакуумное и многочисленные другие виды стекла технического. В пределах каждого вида стекла имеются самые разнообразные его сорта. В зависимости от условий службы каждого вида и сорта стеклу предъявляются определённые требования в отношении свойств, сформулированные в соответствующих стандартах и технических условиях.

Древесина как природный

конструкционный материал

Разработал: Юсупов Райхан Махмутович

Учитель технологии,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №60»

г. Набережные Челны Республика Татарстан

«Древесина как природный конструкционный материал».

Раздел: Технология обработки древесины

Продолжительность занятия : 45 мин

Класс : пятый

Учитель: Юсупов Райхан Махмутович

Образовательное учреждение : Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» г. Набережные Челны Республика Татарстан

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, демонстрация наглядных посо­бий.

Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал.

Структура презентации:

слайда

Тема урока

Цели урока

Применение древесины

Кроссворд «Столярный верстак»

Что получают из древесины?

Строение дерева

Что такое древесина?

Что такое древесина?

Строение древесины

Виды древесных пород

Рефлексия

Гимнастика для глаз

Разнообразие деревьев

Текстура древесины

Запах древесины

Практическая работа

Проверь себя

Домашнее задание

Установка на следующий урок.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

    Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

    Интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)

Задачи урока:

1. Образовательные

    ознакомить учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны;

    ознакомить учащихся с ее породами и строением;

    научить определять по внешнему виду образцов древесины породы.

2. Развивающие

    развивать практические навыки умения работать в группе;

    развивать умение анализировать, делать выводы.

3. Воспитательные

    воспи­тывать у учащихся чувство ответственного хозяина;

    прививать на­выки рационального использования материалов;

    способствовать развитию логического мышления и памяти;

    бережное отношение к природе.

Ход урока:

Слайд тема урока:

«Древесина как природный конструкционный материал».

1 . Организационная часть:

    Приветствие учителя

    Контроль посещаемости

    Проверка готовности учащихся к уроку

2. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности.

Слайд «Цели урока»

Древесина! А что это такое? (дети отвечают своими словами на поставленный вопрос).

Древесина - один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древно­сти. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изго­товляли дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и многое другое. И в наши дни древесина широко применяется в строительстве, для изготовления инструментов, посуды, мебели и др. Своеобразная красота обработки поверхности деревянного изделия всегда привлекает взгляд.

Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины называется столяр. Произошло это название от основного вида деятельности - изготовления столов. На предприятиях работают столяры, сборщики деталей и изделий из древесины, которые должны владеть приемами обработки древесины.

Изучая технологию обработки древесины, вы познакомитесь, с различными древесными материалами, их свойствами, узнаете о том, как изготовляются из древесины различные предметы, получите знания о способах обработки, об инструментах и станках, которые при этом применяются, о приемах работы инструментами и управления станками и т. д.

В школьных мастерских для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Рабочее место для обработки древесины оборудовано столярным верстаком . На прошлом уроке мы с вами изучили устройство столярного верстака. Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит столярный верстак. Смотрим на экран и отгадываем кроссворд.

Ребята, а теперь покажите эти части на нашем рабочем верстаке.

3. Изучение нового материала

Дерево и древесина.

Слайд «строение дерева»

Какими бы разнообразными ни были деревья, все они имеют одинаковое строение. Каждое дерево состоит из трех частей: (вопрос учащимся, из каких частей состоит дерево?) кор­ней, ствола и кроны.

Все части дерева используются в промышлен­ности: из ветвей получают щепу, лаки, смолу, шелк, кинопленку; из корней добывают скипидар и канифоль; стволы используют для изготовления пиломатериалов, столбов, шпал, различных деревян­ных конструкций и др.

Плотный материал, из которого в основном состоят корни, ствол и ветви, называется древесиной. Больше всего древесины в стволах. Ее заготавли­вают из спиленных и очищенных от ветвей и сучьев стволов де­ревьев.

Слайд «строение древесины»

Древесина состоит из элементарных клеток, разных по раз­мерам и форме и прочно связанных между собой. Клетки могут быть заполнены смолами, камедями, водой; они образуют сосуды, сердцевинные лучи и собственно древесную массу.

Рассмотрим поперечный разрез ствола.

Снаружи ствол покрывает кора, состоящая из внешнего пробкового слоя и внутреннего лубяного на границе коры и древесины. Сразу же под корой расположен наружный заболонный слой дре­весины, часто отличающийся от остальной массы более светлым цветом. Почти всегда он имеет высокую влажность и состоит из молодых клеток.

Центральная часть ствола составляет основную массу древесины. Она более темная и называется ядром. Около геометриче­ского центра ствола расположена сердцевина диаметром не более I см, ее отличает ослабленная рыхлая древесина. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи, которые имеют различную окраску и служат для проведе­ния воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева. Древеси­на ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца. (Что по ним можно узнать?) По их числу определяют возраст дерева.

Камбий - тонкий слой живых клеток, расположенный меж­ду корой и древесиной. Только с камбия происходит образование новых клеток и ежегодный прирост дерева по толщине.

Слайд « текстура »

Породы древесины различают по характерным призна­кам (как можно определить хвойная или лиственная эта порода?) запаху, цвету, текстуре, твердости. Текстура - рисунок по­верхности древесины, образованный в результате перерезания го­дичных колец и волокон. Термин «текстура» происходит от латин­ского слова и в переводе означает «ткань, строение». Текстура за­висит от направления разреза ствола по отношению к слоям и во­локнам и от породы древесины.

Слайд «породы»

Древесные породы делят на два вида (вопрос к учащимся: на какие виды подразделяются деревья?) хвойные и лиственные. У хвой­ных пород листья игольчатой формы. Почти все хвойные являются вечно­зелеными, исключение составляет лиственница, сбрасывающая осенью иголки. У лиственных пород листья широкие, осенью они опадают. Но и здесь есть исключения: в субтропиках и тропиках почти все деревья сохраняют листву круглый год.

Хво й ные породы играют ведущую роль в деревообработке.

Именно они обладали ценными качествами в строительном деле: прямой ствол, отсутствие дупла, смолянистость. Смолянистость обеспечивает сопротивляемость гниению.

Сосна занимает около 15% всех лесов России, ель – 12%. Самая распространенная хвойная порода российских лесов – лиственница. Она занимает 40% всей площади наших лесов.

Слайд « Сосна »

Сосна. Древесина сосны прямослойная, прочная, умеренно легкая, смолистая. Цвет ядра светло-коричневый с красноватым оттенком. На воздухе древесина сосны тускнеет, становится серой разных оттенков. Сосна хорошо поддается искусственной и естественной сушке, мало усыхает, не деформируется в готовых изделиях. К ее достоинствам можно также отнести легкость обработки, склеивания и облицовки. Ударные нагрузки древесина сосны переносит удовлетворительно.

Слайд « Ель »

Ель. По объемам производства и переработки древесина ели занимает второе место после сосны. Но качество древесины более низкое по таким показателям, как прочность изделий, наличие сучков. В остальном ель является полноценным заменителем сосны. К достоинствам еловой древесины относятся: отсутствие запаха, наличие в основном мелких сучков, меньшая склонность древеси­ны к синению, одинаковый Цвет заболонной и спелой древесины - близкий к белому.

Лиственные породы . Хозяйственное значение лист­венных пород снижают два фактора: меньшие запасы по сравнению с хвойными и склонность древесины к загниванию в атмо­сферных условиях. С другой стороны, разнообразие иных свойств, в том числе богатство текстуры, прочностные характеристики мно­гих лиственных пород делают их незаменимыми.

Слайд « Дуб »

Дуб. Древесина твердая, малосучковатая, отличается высокой прочностью, стойкостью к гниению, относительной прямослойно­стью. У дуба красивая текстура на всех разрезах. Широко применяется в мебельном производстве (часто в виде строгано го шпона). Хорошо поддается окраске, отделке лаками и мастиками. Детали и целые изделия часто изготовляют из дуба в фанерно-строгальном и паркетном производствах, в производстве клепки, машино­строении, строительстве. Цвет древесины светло-коричневый раз­ных оттенков. Материал тяжелый, но, тем не менее, хорошо обраба­тывается, гнется и полируется.

Слайд « Береза »

Береза. Древесина березы имеет белый цвет с красноватым оттенком, годовые слои малозаметны. Отличается плотностью и высокой прочностью, особенно при ударных нагрузках. Масса и твердость - средние. Малостойка к гниению при переменной влаж­ности. Хорошо обрабатывается, строгается, гнется и полируется. Обладает значительным сопротивлением к раскалыванию. Исполь­зуется древесина березы для производства лущеного шпона, фане­ры. Высокая плотность древесины определяет березу как ценный материал в поделочных и токарных работах, при изготовлении ме­бели. Хорошо имитирует ценные породы, легко окрашивается и полируется. Сушат березу при мягких режимах, так как часто в ре­зультате сушки пиломатериалы коробятся на участках с включени­ем ложного ядра. Перед сушкой пиломатериалы из березы реко­мендуется выдержать до воздушно-сухого состояния. Используется береза широко: ее можно увидеть в строительных конструкциях, мебели, из нее делают тару, паркет.

Слайд « Осина »

Осина. Древесина мягкая, легкая, по прочности уступает бе­резе. Также неустойчива к гниению. Древесина белая с зеленоватым оттенком, годовые слои малозаметны. Хорошо склеивается, сушится, мало коробится, легко обрабатывается. Основное применение осина нашла в производстве спичек.

Слайд « Липа »

Липа. Древесина легкая и мягкая, однородного строения, бе­лая с розоватым или красноватым оттенком. Очень хорошо режет­ся, гнется и сушится - мало растрескивается и почти не коробится. Из липы изготовляют чертежные доски, щитовую мебель, различ­ные поделки, модели в литейном деле, детали облицовки.

4. Рефлексия, гимнастика для глаз.

5. Практическая работа

Изучение образцов различных пород. Определение образцов по их характерным признакам.

Проверка проделанной работы.

6. Заключение

В заключение урока давайте проведем итоговый тест и проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Вопросы итогового теста.

1. На какие группы можно разделить все породы деревьев?

а) листопадные и вечнозеленые

б) лиственные и хвойные

в) высокие и низкие

(Верный ответ б)

2. Какое из этих деревьев относится к хвойному?

а) лиственница

б) ольха

в) липа

(Верный ответ а)

3. Древесина этого дерева белая, на воздухе меняется до красного:

а) дуб

б) сосна

в) ольха

(Верный ответ в )

4. В каком из вариантов ответа перечислены только хвойные породы?

а) сосна, ель, каштан, можжевельник

б) дуб, осина, береза, тополь

в) кедр, ель, сосна, лиственница

(Верный ответ в )

5. В каком из справочников можно найти информацию по строению древесины и породам деревьев?

а) справочник молодого слесаря

б) справочник молодого животновода

в) справочник молодого столяра

(Верный ответ в )

6. В каком из предложенных вариантов ответа перечислены только лиственные породы?

а) сосна, липа, акация

б) лиственница, кедр, пихта

в) тополь, ольха, осина

(Верный ответ в )

8. Установка на следующий урок.

На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины. Вы получите новые знания о процессе изготовления изделий из древесины.

9. Итоги урока.

Давайте подведем итоги нашего урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Что вы раньше знали?

Что вам понравилось больше всего на уроке?

Что не понравилось?

Отметить наиболее активных учащихся. Выставить оценки за занятие, ответить на вопросы.

Домашнее задание:

    Повторить изученный материал;

Уборка рабочих мест.