Вседневная (будничная) утреня. Краткий устав-схема всенощного бдения

Вечерня великая

Отверзаются царские врата.

Каждение алтаря.

Диакон: Востаните. Господи, благослови.

Священник: Слава Святей...

Приидите, поклонимся. .. (трижды).

Каждение всего храма.

Хор: Благослови, душе моя, Господа... (псалом 103-й) .

Закрываются царские врата.

Светильничные молитвы (тайно читает священник).

Ектения великая: Миром Господу помолимся.

Яко подобает Тебе... (возглас).

Пение 1-го антифона 1-й кафизмы.

Ектения малая: Паки и паки...

Яко Твоя держава...

Господи, воззвах и стихиры на Господи, воззвах. (Каждение всего храма.)

И ныне. Богородичен догматик или стихира.

Отверзаются царские врата.

Вход с кадилом.

Свете Тихий

Прокимен.

Закрываются царские врата.

Паримии (если есть).

Ектения сугубая: Рцем вси...



Сподоби, Господи...

Ектения просительная: Исполним вечернюю молитву...

Яко Благ и Человеколюбец...

Лития (если есть).

Стихиры на стиховне.

Ныне отпущаеши... Трисвятое. Отче наш...
Яко Твое есть Царство...

Отверзаются царские врата.

Тропарь. (Каждение хлебов, если была лития.)

Благословение хлебов (если была лития).

Буди Имя Господне...

Благословлю Господа... (Псалом 33-й) , кончая словами: ...не лишатся всякого блага.

Благословение Господне на вас...
Аминь.

Закрываются царские врата.

Утреня (с полиелеем)

Шестопсалмие (псалмы: 3, 37, 62, 87, 102 и 142).

Утренние молитвы (священник читает тайно).

Ектения великая.

Яко подобает Тебе всякая слава...

Бог Господь, и явися нам...

Малая ектения.

Отверзаются царские врата.

Полиелей. Хвалите Имя Господне...

Величание (если есть).

Каждение всего храма.

На воскресной всенощной тропари: Ангельский собор удивися...

Ектения малая.

Яко благословися Имя Твое...

Степенны (антифоны).

Вынос Евангелия

Прокимен.

Чтение Евангелия

На воскресной всенощной:Воскресение Христово видевше...

50-й псалом.

Слава. Молитвами Апостолов...

И ныне. Молитвами Богородицы...

Помилуй мя, Боже... (1-й стих 50-го псалма)

Стихира (праздника или воскресная)

Спаси, Боже, люди Твоя...

Милостию и щедротами...

Закрываются царские врата.

Канон

После 3-й песни канона малая ектения.

Яко Ты еси Бог наш...

После 6-й песни канона малая ектения.

Ты бо еси Царь мира...

По 8-й песни канона:

Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим.

Каждение всего храма.

Величит душа Моя Господа...

По 9-й песни канона малая ектения

Яко Тя хвалят вся Силы небесныя...

Эксапостиларий (светилен).

Всякое дыхание...

Стихиры на хвалитех.

И ныне. Богородичен.

Отверзаются царские врата.

Слава Тебе, показавшему нам свет .

Славословие великое.

Тропарь отпустительный и Богородичен.

Ектения сугубая: Помилуй нас, Боже...

Яко Милостив и Человеколюбец...

Ектения просительная: Исполним утреннюю молитву...

Яко Бог милости и щедрот...

Премудрость. Благослови. Сый благословен...

Утверди, Боже...

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Честнейшую Херувим...

Слава Тебе, Христе Боже... Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Отпуст великий.

Многолетие.

Закрываются царские врата. Чтение 1-го часа.

покровами .
  • Каждение приготовленных Агнца и частиц.
  • Чтение молитвы о принятии Св. Даров и отпуст .
  • Часть II. Схема Литургии оглашенных
    1. Начинательные возгласы диакона и священника.
    2. Великая ектения .
    3. Псалом 1-й изобразительный «Благослови, душе моя, Господа» (102) (первый антифон).
    4. Малая ектения.
    5. Второй изобразительный псалом (145) - «Хвали, душе моя, Господа» (второй антифон).
    6. Пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий».
    7. Малая ектения.
    8. Пение Евангельских заповедей блаженств и тропарей «блаженны» (третий антифон).
    9. Малый вход с Евангелием.
    10. Пение «Приидите Поклонимся».
    11. Пение тропаря и кондака .
    12. Возглас дьякона: «Господи, спаси благочестивыя».
    13. Пение Трисвятого .
    14. Пение прокимна .
    15. Чтение Апостола . Пение алиллуария .
    16. Чтение Евангелия .
    17. Сугубая ектения.
    18. Ектения об оглашенных .
    19. Ектения с повелением оглашенным оставить храм.
    Часть III. Схема Литургии верных
    1. Сокращенная великая ектения.
    2. Пение 1-й части Херувимской песни и чтение священником молитвы Великого входа.
    3. Великий вход и перенос Св. Даров.
    4. Пение 2-й части Херувимской песни и поставление Св. Сосудов на Престол.
    5. 1-я просительная ектения (О предложенных, честных Дарех): приготовление молящихся к освящению Даров.
    6. Внушение диаконом мира, любви и единомыслия.
    7. Возглас: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы».
    8. Пение Символа веры . (после возгласа «Двери, двери премудростию вонмем»).
    9. Возглас «Станем добре…».
    10. Евхаристическая молитва (3 части).
    11. Освящение Св. Даров (во время пения: «Тебе поем…»).
    12. Прославление Божией Матери («Достойно есть…»).
    13. Поминовение живых и умерших («И всех, и вся…»).
    14. 2-я просительная ектения (Об освященных честных Дарах).
    15. Пение «Отче наш ».
    16. Возношение Св. Даров. («Святая Святым…»).
    17. Причащение священнослужителей в алтаре и «причастный» стих.
    18. Предпоследнее явление Св. Даров и Причащение мирян.
    19. Возглас «Спаси, Боже, люди Твоя» и песнопение «Видехом Свет Истинный».
    20. Последнее явление Св. Даров и песнопение «Да исполнятся уста наша».
    21. Благодарственная ектения за Причащение.
    22. Заамвонная молитва.
    23. «Буди имя Господне» и 33-й псалом.

    Схема Литургии Преждеосвященных Даров (служится только в Великий пост)

    1. Возглас диакона и священника: «Благословенно царство»…
    2. Чтение псалма 103: «Благослови, душе моя, Господа».
    3. Великая ектения.
    4. Кафизмы.
    5. Малая ектения, или три малых ектении (после каждой из трех кафизм), во время которых совершается перенесение Св. Агнца с Престола на жертвенник.
    6. «Господи воззвах».
    7. Стихиры «на Господи воззвах».
    8. Вечерний вход с кадилом (или с Евангелием, если положено по Уставу).
    9. «Свете тихий»…
    10. Чтение первой паремии.
    11. Возгласы: «Премудрость, прости. Свет Христов просвещает всех».
    12. Чтение второй паремии.
    13. Пение: «Да исправится молитва моя».
    14. Чтение Евангелия (если положено по Уставу).
    15. Сугубая ектения.
    16. Молитва за Государя.
    17. Ектения об оглашенных.
    18. Ектения о просвещаемых. Возглас: «Яко Ты еси просвещение наше» (С 4 недели Великого поста).
    19. Малая ектения о верных. Возглас «Яко подобает»…
    20. Вторая малая ектения о верных.
    21. «Ныне силы небесныя».
    22. Великий вход с Преждеосвященными Дарами.
    23. Вторая часть молитвы: «Верою и любовию приступим».
    24. Молитва Св. Ефрема Сирина.
    25. Просительная ектения.
    26. Молитва Господня «Отче наш».
    27. Возглас: «Преждеосвященная Святая Святым».
    28. Предпоследнее явление Св. Даров («Благословлю Господа»).
    29. Последнее явление Св. Даров.
    30. Благодарение за Причащение.
    31. Заамвонная молитва («Владыко Вседержителю»).
    32. «Буди имя Господне благословенно» (трижды) и псалом 33.
    33. Последнее благословение священника.
    34. Отпуст.

    Схема вечерни на всенощном бдении

    1. Возглас диакона и священника.
    2. Предначинательный псалом 103 «Благослови душе моя Господа».
    3. Великая ектения.
    4. Псалом: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».
    5. Малая ектения.
    6. «Господи воззвах».
    7. Стихиры на «Господи воззвах»…
    8. Догматик или Богородичен.
    9. Вечерний вход (с кадилом).
    10. Пение гимна: «Свете тихий».
    11. Прокимен дня.
    12. Чтение паримий (3 паремии). (Накануне великих и храмовых праздников).
    13. Сугубая ектения.
    14. Молитва: «Сподоби Господи»…
    15. Просительная ектения.
    16. Стихиры на литии.
    17. Лития. (Накануне великих и храмовых праздников).
    18. Стихиры на стиховне,
    19. «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш».
    20. Тропарь или (в воскресные дни) «Богородице Дево».
    21. Благословение хлебов. (Накануне великих и храмовых праздн.).
    22. «Буди Имя Господне благословенно» и псалом 33.
    23. Благословение священника.

    Схема утрени на всенощном бдении

    1. Шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142).
    2. Великая ектения.
    3. «Бог Господь и явися нам».
    4. Тропарь воскресный или празднику или Святому.
    5. Чтение кафизм .
    6. Малая ектения.
    7. Полиелей («Хвалите имя Господне»).
    8. Воскресные «непорочны» тропари («Благословен еси, Господи»).
    9. Величание (под великие праздники).
    10. Малая ектения.
    11. Степенны (под великие праздники антифон 4 гласа: «От юности моея»)…
    12. Чтение Евангелия.
    13. «Воскресение Христово видевше».
    14. Возглас диакона «Спаси, Боже, люди Твоя»…
    15. Канон (малые ектении на 3-й и 6-й песнях).
    16. «Величит душа моя Господа».
    17. «Всякое дыхание да хвалит Господа» и стихиры на хвалитех.
    18. Богородичен: «Преблагословенна еси Богородице Дево» (учеб. Часосл.).
    19. Великое славословие .
    20. Воскресный отпустительный тропарь или тропари праздника.
    21. Сугубая ектения.
    22. Просительная ектения.
    23. Отпуст.
    24. Первый Час (см. схему Часов).

    Схема великого повечерия

    Часть I.
    1. Обычное начало.
    2. «Приидите поклонимся» и Псалом 69 (См. Уч. Часосл.).
    3. Канон св. Андрея Критского (в первые 4 дня Великого поста).
    4. Шесть псалмов: 4, 6, 12, 24, 30, 90.
    5. «С нами Бог».
    6. Тропари: «День прешед, благодарю Тя, Господи».
    7. Символ веры.
    8. Молитва: «Пресвятая Владычице».
    9. Трисвятое по «Отче наш».
    10. Тропари и Богородичны (Различные по дням недели).
    11. «Господи помилуй» 40 раз; отпустительные молитвы: «Слава и ныне», «Честнейшую Херувим» и др.
    12. Молитва «Господи, избавляй нас от всякия стрелы, летящия во дни».
    Часть II.
    1. «Приидите поклонимся» (трижды), псалмы 50 и 101;
    2. Молитва Манассии: «Господи Вседержителю, Боже отец наших».
    3. Трисвятое по «Отче наш».
    4. Тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас».
    5. «Господи помилуй» 40 раз и те же отпустительные молитвы.
    6. Молитва: «Владыко Боже, Отче вседержителю»…
    Часть III.
    1. «Приидите поклонимся» (трижды).
    2. Псалмы 69 и 142 и Великое славословие.
    3. Трисвятое по «Отче наш».
    4. Канон рядовой.
    5. Пение: «Господи сил с нами буди».
    6. «Господи помилуй» 40 раз. Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час» и те же отпустительные молитвы.
    7. «Господи и Владыко живота моего»…
    8. Молитва: «Нескверная, неблазная»…
    9. «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим»…, «Преславная Приснодево», «Упование мое отец».
    10. Великий отпуст. Чтение свящ. мол. «Владыко многомилостиве».
    11. Сугубая ектения.

    Образец составления будничной вечерни см. в Приложении – Схема № 2а.

    Самостоятельно составить службу – вседневную вечерню на 29-е июля, глас 8-й, понедельник вечер.

    ВСЕДНЕВНАЯ (БУДНИЧНАЯ) УТРЕНЯ

    По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

    Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия G. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда у рядового христианина больше возможности придти в храм на богослужение есть вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня, когда человек еще полон сил, бодр и может приложить больше усердия и трудов в восхвалении, благодарении и умилостивлении Творца. Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига ». i 8., с.58-59; 10., с.65-67.

    Если вседневная утреня служится утром , то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:

    & Ч.с.38-43 После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный… Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (X в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…». i 1., с.95-96; 2., с.266-268 ; 6., Лекция 6, с.83-84; 8., с.59-60.

    Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуйя»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.

    Краткая схема вседневной утрени

    Шестопсалмие – Ч

    Великая ектения – Сл

    «Бог Господь…» и тропари – Сл, Ч, М

    Кафизмы – Пс

    Канон – О, М

    Хвалитные псалмы – Ч

    Славословие будничное – Ч

    Просительная ектения – Сл

    Стихиры на стиховне – О

    Тропари – М

    Сугубая ектения – Сл

    Подробную схему вседневной (будничной) утрени см. в Приложении – схема № 3.

    Пояснения к схеме вседневной утрени.

    X Вседневная утреня совершается при закрытых царских вратах, открыта только внутренняя завеса. Священник облачен в епитрахиль, поручи и фелонь.

    X Священник в алтаре, начертывая кадилом крест перед престолом, возглашает возглас утрени: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» , хор: «Аминь»,

    Шестопсалмие , & Ч.с.43-55, по традиции читается на середине храма. Пред шестопсалмием читается «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» трижды и «Господи, устне́ мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» дважды. i 4., вып.2, с.197-198.

    Древнейшие упоминания о шестопсалмии в его теперешнем составе относятся к 7 веку. В нескольких местах Октоиха именуется греческим словом «эксапсалмы». Шестопсалмие составляют 6 псалмов – 3, 37, 62, 87, 102, 142, основной мыслью которых является преследование праведника врагами, его надежда на Бога, конечное упокоение в Боге. Псалмы 3, 62, 102 – более радостные, а 37, 87, 142 – более печальные. Во время шестопсалмия гасятся свечи, чтобы человек мог, незаметно для окружающих, поплакать о своих грехах. Стоять в храме во время чтения шестопсалмия нужно тихо, а читать его необходимо очень благоговейно, «не борзясь», потому что, по выражению Типикона, в это время беседуем с Самим Богом. i 1., с.96; 2., с.268-269; 4., вып.2, с.198-203; 8., с.60-61.

    После 3-х первых псалмов читается «Слава, и ныне…», «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» трижды (даже без поясных поклонов для соблюдения особой тишины и внимания!), «Господи, помилуй» трижды, «Слава, и ныне…» и оставшиеся три псалма. X Во время чтения последующих 3-х псалмов священник перед царскими вратами с непокрытой головой про себя читает т.н. утренние молитвы, числом 12, в которых вкратце изложено содержание песнопений и молитвословий утрени. В конце шестопсалмия читается «Слава, и ныне…» «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». i 1., с.96; 2., с.269-270; 4., вып.2, с.203-208; 6., Лекция 6, с.84.

    Великая ектения

    «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» со стихами – это стихи 117 псалма (& Ч с.56). Диакон возглашает «Глас …, Бог Господь и явися…» и стих «Исповедайтеся Господеви…», хор поет «Бог Господь…». ! «Бог Господь…» поется на глас 1-го тропаря , который будет петься после «Бог Господь…» со стихами. Далее диакон читает стихи, а хор после каждого поет «Бог Господь…». Интересно отметить, что по Типикону «Бог Господь…» со стихами возглашает не священник или диакон, а канонарх. i 1., с.96; 2., с.270-271; 4., вып.2, с.209-213.

    Тропарь. На «Бог Господь» (т.е. после «Бог Господь») поется тропарь святому Минеи (тот же тропарь, что и в конце вечерни) дважды, «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святому (тот же, что и в конце вечерни). i 1., с.96; 2., с.273; 7., Лекция 6, с.63-64.

    Кафизма рядовая.

    Кафизмы

    В богослужебных книгах чтение псалмов называется «стихословие Псалтири». Псалмы в Псалтири разделены на 20 отделов - кафизм . Каждая кафизма содержит несколько псалмов и делится на 3 части – так называемые Славы .

    Схемы

    служб всех разрядов:

    простой, шестеричной,

    заупокойного богослужения

    печатается


    г. Тобольск, 1998 год.

    Последование вечерни
    Священник
    Чтец с непокрытой головой
    МИРНАЯ ЕКТЕНИЯ
    Диакон Малая ектения
    Хор
    Чтец
    Хор
    Хор "Свете тихий"
    Диакон Прокимен
    Чтец "Сподоби Господи..."
    Диакон Просительная ектения
    Хор
    Чтец
    Хор
    Диакон Сугубая ектения:
    Диакон "Премудрость"
    Хор «Владыко благослови»
    Священник «Сый благословен...»
    Хор "Аминь". "Утверди Боже..."

    Последование утрени

    Священник
    Хор Аминь.
    Чтец Шестопсалмие
    Диакон
    Хор
    Чтец Кафизма по уставу.
    Чтец
    Хор
    Чтец
    Чтец
    Чтец
    Хор
    Малая ектения
    Чтец
    Чтец
    Диакон Просительная ектения
    Хор
    Чтец
    Хор
    Диакон Сугубая ектения
    Диакон "Премудрость"
    Хор "Благослови"
    Священник "Сый благословен Бог наш"
    Хор "Аминь ". "Утверди Боже..."
    Чтец 1-й Час.
    Священник
    Хор

    Последование Шестеричной службы.

    Шестеричная служба от вседневной отличается тем, что на вечерни стихиры на «Господи воззвах» все берутся из Минеи (6 стихир), а на утрени опускаются Мученичны – ина седальнах и на каноне.

    Первый Канон читается из Октоиха без мученичных с ирмосом на 4,.

    Второй Канон – из Октоиха на 4.

    Третий Канон – из Минеи на 6.

    примечание. На Шестеричной службе в Минеи могут оказаться стихиры на хвалитех. В таком случае, они читаются со стихами с отметки на 4. После Богородична «Тебе слава подобает...» не читается, а сразу читается «Слава Тебе показавшему нам свет...» и вседневное славословие.

    Последование Славословной службы.

    Вся служба совершается по Минеи, кроме канона. Канон берётся из Октоиха и Минеи.

    Славословная служба до пения стихир на хвалитех по схеме ничем не отличается от Шестеричной.

    Особенноси Славословной службы на Вечерни

    1. . На «Господи воззвах» на "и ныне" поется Богородичен (догматик) из 1 приложения Минеи по гласу «Славы».

    2. Крестобогородичны на славословной службе не употребляются.

    3. Стихиры на стиховне берутся из Минеи, с припевами святого указанного в Минеи. "Слава" минеи, "и ныне" наряду или II приложение минеи.

    На утрени.

    1. На Бог Господь на «И ныне» поется Богородичен воскресный из 3 приложения Минеи по гласу «Славы» или тропаря.

    2. После кафизм положена Малая ектенья «Паки и паки», возглас Священника – «Яко твоя держава...».

    3. Седальны Святому берутся из Минеи.

    4. Канон читается: 1-й из Октоиха с ирмосом на 4, без мученичных,

    2-ой из Октоиха на 4,

    3-й из Минеи на 6.

    Катавасия праздничная по каждой песни.

    5. По 9-й песеи «Достойно есть» не поется, после катавасии сразу Малая ектенья.

    6.Эксапостиларий Октоиха, «Слава» Светилен из Минеи, «И ныне» Богородичен на ряду из Минеи.

    Хор Стихиры на Хвалитех Святому из Минеи, на «И ныне» Богородичен на ряду (или из 2-го приложения) на «И ныне» отверзаются Царские врата.
    Священник «Слава тебе показавшему нам свет...»
    Хор Великое славословие Тропарь Святому, "Слава, и ныне"– Богородичен воскресен из 3-го приложения по гласу тропаря.
    Диакон Сугубая ектения
    Диакон Просительная ектения
    Диакон "Премудрость"
    Хор "Благослови"
    Священник Сый благословен
    Хор "Аминь". Утверди Боже.
    Священник Пресвятая Богородице спаси нас.
    Хор «Честнейшую Херувим...»
    Священник Слава Тебе Христе Боже упование наше слава Тебе.
    Хор Слава и ныне. Господи помилуй 3 раза. Благослови.
    Священник Отпуст(полный).
    Хор «Многолетие» «Великого Господина…»
    Чтец 1-й Час.

    На Литургии.

    Поются изобразительные

    по входе - тропари: "Апостоли, мученицы…"

    "Помяни Господи…"

    "Слава" , кондак "Со святыми упокой…"

    "И ныне", богородичен "Тебе и стену и пристанище имамы…"

    Прокимен, Апостол, Евангелие, Аллилуарий и причастен - рядовой и заупокойный.


    Особенности богослужения в субботу
    2, 3 и 4 седмиц Великого Поста.

    Вечерня

    Вечерня совершается утром в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров, по великопостному чину.

    Вечером совершается Великое повечерие и заупокойная Утреня.

    Великое повечерие читается поскору, без покионов.

    По 1-ом Трисвятом читаются тропари:

    "Апостоли, мученицы и пророцы…"

    "Слава" – "Помяни, Господи…"

    "И ныне" – "Мати Святая…"

    По 2-ом Трисвятом:

    наряду "Помилуй нас, Господи…" и т.д.

    По Вседневном славословии читается канон усопшим настоящего гласа, напечатанный в Октоихе в последовании утрени.

    По 3-ем Трисвятом:

    Кондак: "Со святыми упокой…"

    В конце Малый отпуст (а не молитва "Владыко Многомилостиве…") и обычный чин прощения.

    Утреня.

    Утреня начинается с двухпсалмия (в практике без двухпсалмия, сразу с возгласа "Слава Святей и Единосущней и Нераздельней…").

    Утреня совершается по 49 гл. Типикона: "В субботу 2-ю постов на утрени". Эта служба во всём схожа с заупокойной службой, совершаемой по 13 гл. Типикона. Отличается она только лишь чтением канона, т.к. из Триоди полагается петь четверопесницы (по 6, 7, 8 и 9 песни).

    Канон читается следующим образом:

    В храме Господском и Богородицы:

    Канон храма с ирмосом на 6.

    Св. из Минеи на 4.

    Начинается с 6 песни, канон храма оставляется и поётся сначала канон св. из Минеи, а потом четверопесцы из Триоди.

    В храме святого:

    Св. из Минеи с ирмосом на 6.

    Св. храма на 4.

    Начиная с 6 песни, канон храма оставляется и поётся сначала канон Минеи, а затем четверопесцы.


    Заупокойное богослужение
    в субботы Мясопустную и Троицкую.

    По своему построению и схеме эти службы мало чем отличаются от обычного заупокойного богомлужения, совершаемого по 13 гл. Типикона.

    Устав о совершении данных служб находятся в 49 гл. Типикона, стр. 394 на обороте.

    Сравнивая эти службы с заупокойной службой, совершаемой по 13 гл. Типикона, можно отметить следующие характерные отличия:

    I. На "Господи воззвах" на "Слава" – поётся стихира 8 гл.: "Плачу и рыдаю…".

    II. Вместо дневного прокимна диакон произносит "Аллилуия, аллилуия, аллилуия", гл. 8 со стихами

    1) "Блажени, яже избрал и приял еси Господи". "Память их в род и род" (два стиха вместе)

    2) "Души их во благих водворятся"

    Хор: 3х3 поёт Аллилуия.

    III. По "Ныне отпущаеши…" на вечерни и по "Благо есть" на утрени поётся тропарь 8 гл.

    "Глубиною мудрости…"

    IV. Вместо "Бог Господь" тк же поётся аллилуия 8 гл.

    Тропарь "Глубиною мудрости…" 2-жды

    "Слава, и ныне", "Тебе и стену, и пристанище…"

    V. Чтение канона:

    1) Канон храма (Господского или Богородицы или святого) с ирмосом на 6.

    2) Канон Триоди на 8.

    К тропарям канона Триоди – припев: "Покой, Господи, души усопших раб Твоих". Поётся обязательно и 2-ая песнь на ряду в Триоди. Катавасия Триоди по каждой песни "Песнь возлием людие…". "Достойно есть" не поётся.

    На практике чаще всего читается только канон Триоди. Ирмосы бывают обычные заупокойные 6 гл.: "Яко по суху пешествовав Израиль…" (находятся в воскресной службы 6-го гл.). Как правило канон читают священнослужители на середине храма. Припевы "Покой, Господи, души…" поёт хор. Священнослужители заходят в алтарь после прочтения светильна с богородичным из Триоди. (Всё время от выхода из алтаря по 16 кафизме и до чтения светильна они находятся на середине храма).

    VI. На часах тр.: "Глубиною мудрости…"

    По трисвятом кондак: "Со святыми упокой…"

    VII. Тропари на Литургии:

    "Глубиною мудрости…", "Слава" – "Со святыми упокой…", "И ныне" – "Тебе и стену, и пристанище…"

    Прокимен один заупокойный,чтение два по Типикону.

    VIII. В Троицкую родительскую субботу вместо "Видехом свет истинный…" поётся тропарь "Глубиною мудрости…"


    На литии

    (благословение на каждение диаконы берут с Горнего места перед выходом духовенства на середину)

    В Алтаре каждение не совершается

    а) Иконостас (правая и левая части)

    б) Икона на аналое, посреди храма

    в) Предстоятеля и предстоящих (с середины храма)

    г) Клиросы и народ (с амвона)

    д) Царские врата и местные иконы

    е) Иконы на аналое

    ж) Предстоятеля

    Схемы

    служб всех разрядов:

    простой, шестеричной,

    славословной, полиелейной, всенощного бдения и

    заупокойного богослужения

    печатается

    по благословению преосвященного димитрия

    епископа тобольского и тюменского,

    ректора тобольской духовной семинарии


    Последование вседневной службы...................................................... 3

    Последование шестеричной службы.................................................... 7

    Последование славословной службы................................................... 7

    Последование полиелейной службы.................................................... 9

    Последование всенощного бдения.......................................................12

    Порядок соединения всенощного бдения со службами святым всех

    разрядов................................................................................................... 16

    Заупокойное богослужение (Парастас) ................................................ 17

    Особенности богослужения в субботу 2, 3 и 4 седмиц Великого

    Поста........................................................................................................ …..20

    Заупокойное богослужение в субботы Мясопустную и Троицкую..... .21

    Порядок каждения на Всенощном бдении и на Литургии.................. ..22

    Схемы подготовил преподаватель Тобольской Духовной Семинарии игумен Фотий (Евтихеев)

    г. Тобольск, 1998 год.

    Последование вседневной службы

    Священно-­ и церковнослужители Последование вечерни
    Священник Священник, по окончании 9 часа, облачившись в фелонь, открыв завесу, выходит из алтаря, становится перед Царскими Вратами, после трех поклонов, возглашает "Благословен Бог наш…"
    Чтец "Аминь". "Придите поклонимся…" – 3 раза. ПСАЛОМ 103. "Слава; И ныне". "Аллилуйя" – 3 раза. Во время чтения 103 псалма священник перед Царскими Вратами, с непокрытой головой , тайно читает 7 святильничных молитв.
    МИРНАЯ ЕКТЕНИЯ
    Кафизма(начинается сразу без пения "Господи, помилуй")
    Диакон Малая ектения
    Хор "Господи, воззвах...". "Да исправится молитва моя..."
    Чтец «Положи Господи устом моим...», до стихир на 6.(Аще беззаконие назриши).
    Хор Стихиры на 6 (3 Октоиха и 3 Минеи) (после стиха "Аще беззакония назриши..."). Примечание. Если 2 святых, то стихиры только из Минеи. «Слава» - стихира святому (если есть) «И ныне» - Богородичен по гласу славы из 2-го приложения Минеи. Если нет на «Славу» Святому, то "Слава и ныне" Богородичен по гласу стихир, по вторникам и по четвергам вечером Крестобогородичен.
    Хор "Свете тихий"
    Диакон Прокимен
    Чтец "Сподоби Господи..."
    Диакон Просительная ектения
    Хор Стихиры на стиховне. Стихи к стихирам из часослова. «Слава»: Святого (если есть), «И ныне»: Богородичен из 2-го приложения по гласу «Славы». В среду и пяток Крестобогородичен.
    Чтец "Ныне отпущаеши...", Трисвятое по "Отче наш..."
    Хор Тропарь Святому из Минеи "Слава и ныне": Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря Святому. Примечание:Если два святых, то: тропарь 1 святому, «Слава...» тропарь 2-му святому, «И ныне...»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу славы.
    Диакон Сугубая ектения:
    Диакон "Премудрость"
    Хор «Владыко благослови»
    Священник «Сый благословен...»
    Хор "Аминь". "Утверди Боже..."

    Последование утрени

    Священник "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков". (Этот возглас священник говорит перед престолом, облачившись в Фелонь, и делая крест кадилом).
    Хор Аминь.
    Чтец Шестопсалмие
    Диакон Мирная ектения. «Бог Господь»
    Хор "Тропарь святому" (2 раза) "Слава, и ныне": Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря. Примечание. Если два святых, то тропарь 1 святому (2 раза), «Слава.»: тропарь 2-му святому, «И ныне...»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу «Славы».
    Чтец Кафизма по уставу.
    Чтец "Господи помилуй" (3 раза), Седальны Октоиха.
    Хор "Господи помилуй" (3 раза), «Слава...»
    Чтец Канон в будни полагается 3 канона: два из Октоиха, один из Минеи Святому. Если два канона в Минеи, то один канон из Октоиха опускается. На вседневной утрени катавасия поется по 3, 6, 8, 9 песни. За катавасию идёт ирмос последнего канона.
    Чтец По 3-й песне Седален Святому из Минеи; если 2 святых, то Седальну Святому предшествует кондак и икос 2-му святому.
    Чтец По 6-й песне Кондак (икос, если он имеется)
    Хор Катавасия по 9-й песни, и сразу: "Достойно есть".
    Малая ектения
    Чтец Эксапостиларий (или эксапостиларий и светителен). (Эксапостила­рий в конце Ок­тоиха на ряду. Светите­лен в Минеи)
    Чтец Хвалитные псалмы: "Хвалите Господа с небес" и вседневное славословие
    Диакон Просительная ектения
    Хор Стихиры на стиховне. «Славаи и ныне...»: Богородичен на ряду. Примечание. Если на «Славе» есть стихиры Святому то на «И ныне» Богородичен из 2-го приложения (по гласу Славы).
    Чтец "Благо есть" Трисвятое по "Отче наш"
    Хор Тропарь Святому, на "Слава, и ныне"– Богородичен. Примечание. Если 2 Святых, то тропарь Святому, «Слава...» тропарь 2-му Святому, «И ныне» Богородичен"в конец утрени" из 4-го приложения Минеи или по часослову.
    Диакон Сугубая ектения
    Диакон "Премудрость"
    Хор "Благослови"
    Священник "Сый благословен Бог наш"
    Хор "Аминь ". "Утверди Боже..."
    Чтец 1-й Час.
    Священник Полный отпуст (при славословной службе и выше, отпуст после 1-го часа бывает малый, т.к. полный произносится после утрени)
    Хор Многолетие (после Малого отпуста Господи помилуй (3 раза)). «Утверждение на Тя надеющися...»

    Введение

    В Святой Православной Церкви со времен апостольских право совершать богослужения и осуществлять духовное руководство принадлежит не всем без исключения верующим, а лишь особо избранным священнослужителям, получившим его в Таинстве Священства по действию Божественной Благодати. Наиболее же многочисленными из них, как в древности, так и теперь являются иереи (священники), которые в сослужении диаконов или без них совершают богослужения в приходских и соборных храмах и находятся в непосредственном подчинении у своего епархиального архиерея. При этом, свое служение в храме каждый священник обязан совершить не как придется, а в соответствии с конкретными указаниями богослужебного Устава, ибо все в Церкви, по словам святого апостола Павла, должно быть «благообразно и по чину» (1 Кор.14,40).

    О днако, у недавно рукоположенных иереев, в силу отсутствия определенных практических навыков, а иногда и необходимых литургических познаний, при совершении богослужения нередко возникает чувство неуверенности в правильности своих действий, соединенное с очень сильным волнением. В результате теряются красота и целостность богослужения, что в свою очередь, вызывает недовольство молящихся и весьма огорчает самого священника. Не находя ответа на волнующие его вопросы в сжатых выражениях Типикона и Служебника, новопоставленный иерей обращается к различным практическим пособиям, составленными, в большинстве своем, в прошлом веке, указания которых довольно противоречивы и не всегда полностью приемлемы.

    Д анная работа представляет собой практическое руководство для лиц, готовящихся к принятию иерейского сана и содержит последовательное и вместе с тем подробное описание действий священника при совершении Всенощного бдения и Божественной Литургии, причем не только св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста, но и Преждеосвященных Даров. При рассмотрении различных моментов богослужения учитываются его уставные особенности в дни великих двунадесятых праздников, а также в период пения Постной и Цветной Триоди. Особое внимание уделено служению священника без диакона.

    П ри написании работы были ипользованы труды таких известных исследователей в области Литургики, как прот. Сергий Булгаков, архим. Иоанн (Маслов), прот. Константин Никольский, А.И. Георгиевский, а также различные пастырские руководства, составленные как в дореволюционный период, так и в наше время.

    I. Руководство к совершению Всенощного бдения.

    С огласно указаниям Типикона (Типикон, гл. 6), Всенощное бдение должно совершаться вечером, накануне воскресных дней, а также великих и храмовых праздников. Кроме того, его предписывается совершать накануне дней памяти некоторых особо чтимых святых. В состав Всенощного бдения входят: великая вечеря, полиелейная утреня и первый час.

    Великая вечерня.

    П о уставу, каждое всенощное бдение начинается с великой вечерни. Исключение составляют праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещенья Пресвятой Богородицы, когда всенощное бдение начинается с великого повечерия, через литию переходящего в утреню.

    Вхождение в алтарь и облачение.

    В ойдя в храм и совершив при входе три поясных, а в седмичные дни Великого поста - земных поклона, священник прикладывается к лежащей на центральном аналое и другим, особо чтимым иконам, после чего проходит на клирос. Оставив там или в каком-либо ином, предназначенном для этого месте, свою верхнюю одежду, он, осенив себя крестным знамением и поцеловав икону, находящуюся на южной двери, входит в алтарь. Здесь он делает три земных, а в период от Святой Пасхи до Пятидесятницы - поясных поклона перед Святым Престолом и целует его край. Преподав затем диакону и прислуживающим в алтаре мирянам благословение, священник начинает облачаться. Совершив вместе с диаконом три поклона на горнее место со словами: «Боже, очисти мя грешного, и помилуй мя» и благословив последнего на облачение, он берет епитрахиль и благословляет ее, произнеся, как и при благословении стихаря с орарем диакону: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Поцеловав затем изображенный на верхней части епитрахили крест, священник возлагает ее на себя, после чего таким же образом облачается в поручи и фелонь. Если священник служит без диакона, то сразу же после облачения он снимает пелену со Престола и отыскивает в Евангелии полагающееся на утрени чтение.

    Начало вечери.

    В став перед Престолом и совершив вместе с диаконом троекратное поклонение, священник между вторым и третьим поклонами целует напрестольное Евангелие и край Престола. После этого диакон, а если его нет, то сам священник отверзает алтарную завесу (катапетасму) и Царские врата. Читая особую молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…» , священник благословляет поданное ему диаконом или пономарем кадило с ладаном, а затем, предшествуемый диаконом со свечой, кадит Престол с четырех сторон, горнее место и все, находящиеся в алтаре иконы. Покадив с северной стороны половины горнего места икону, располагающуюся над Царскими вратами, а с южной - всех находящихся в алтаре, он вновь возвращается к передней части Престола, тогда как диакон выходит через Царские врата на амвон. После возгласа диакона «Возстаните» хор поет «Владыко благослови», а священник, стоя перед Престолом и изображая крест кадилом, возглашает: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельной Троице…» и по окончании возгласа кадит Престол спереди. После этого священнослужители в алтаре четыре раза поют: «Приидите поклонимся…», а в период от дня Святой Пасхи до ее отдания - «Христос воскресе…» три раза, причем третий раз начинаю петь священнослужители, а заканчивает хор.

    З атем священник, покадив правую и левую створки Царских врат в предшествии диакона со свечой выходит на амвон. При пении хором избранных стихов 103 (предначинательного) псалма он с солеи кадит Царские врата, а также правую и левую стороны иконостаса, после чего вновь возвращается к Царским вратам, откуда кадит верхний хор (если он есть), правый и левый клиросы, а также всех молящихся от южной стороны храма до северной. После этого священник вслед за диаконом спускается к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди храма и, покадив ее, совершает затем каждение всего храма и молящихся от правого клироса до левого. Обойдя весь храм и вновь оказавшись на солее, он кадит Царские врата, иконы Спасителя и Божией Матери, после чего входит в алтарь через Царские врата и кадит Престол спереди. Покадив затем диакона и отдав ему, а если диакона нет, то пономарю кадило, священник, совершив троекратное поклонение, целует напрестольное Евангелие и край Престола, после чего диакон или сам священник закрывает Царские врата.

    Д алее, при произнесении диаконом мирной ектении, священник, стоя перед Престолом, вычитывает с непокрытой головой семь светильничных молитв и по окончании ектении произносит возглас «Яко подобает…». При служении без диакона мирную ектению и возглас священник произносит в алтаре перед Престолом, а светильничные молитвы вычитывает там же, непосредственно перед началом богослужения. Что же касается практики чтения светильничных молитв перед Царскими вратами, то она в настоящее время сохраняется на вседневной вечери, когда 103 псалом читается и каждение не совершается. После мирной ектении, за исключением праздников Воздвижения Честного Креста, Вознесения и Преображения Господня хор поет 1 антифон первой кафизмы: «Блажен муж», а затем диаконом, а если его нет, то священником произносится малая ектения, завершаемая возгласом: «Яко Твоя держава…».

    Вечерний вход и прокимен.

    В ечерний вход предваряется пением стихир на «Господи воззвах», во время которого совершается каждение алтаря и всего храма. Если священник служит без диакона, то, благословив с особой молитвой: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…» подаваемое пономарем кадило и взяв его, кадит с четырех сторон Престол, горнее место и все находящиеся в алтаре иконы. Покадив затем с левой стороны горнего места икону над Царскими вратами, а с правой - всех находящихся в алтаре, он через северную дверь выходит на солею. Здесь он кадит Царские врата, правую и левую стороны иконостаса, клиросы и народ, праздничную икону на середине храма и далее совершает каждение всего храма таким же образом, как и в начале вечерни. Завершив каждение возле Царских врат, священник крестится и, войдя в алтарь южной дверью, кадит Престол спереди, после чего отдает кадило пономарю.

    П ри пении догматика или праздничной стихиры на «И ныне» диакон открывает Царские врата. Священник, совершив троекратное поклонение вместе с диаконом, целует напрестольное Евангелие и край Престола, после чего, благословив находящееся в руках диакона кадило, идет следом за ним на горнее место. Здесь он, осенив себя крестным знамением, после слов диакона: «Господу помолимся» начинает читать тайную молитву входа: «Вечер, и заутра…», продолжая при этом движение вслед за диаконом через северную дверь на солею. Встав перед Царскими вратами, священник отвечает поклоном на каждение стоящего перед ним диакона, а затем, следуя призыву последнего: «Благослови, Владыко, святой вход», крестообразно благословляет в сторону Царских врат со словами: «Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков» и вновь кланяется в ответ на каждение диакона. После диаконского возгласа: «Премудрость, прости» он, осенив себя крестным знамением, целует икону Спасителя, находящуюся на правом столпе Царских врат, после чего, повернувшись на запад, благословляет свещеносцев, а затем, поцеловав икону Божией Матери на левом столпе Царских врат, заходит в алтарь. Здесь он вместе с диаконом прикладывается к Престолу и через правую часть алтаря идет на горнее место, где, еще раз совершив поклонение, становится лицом к народу. По окончании пения «Свете тихий» диакон возглашает: «Вонмем», а священник благословляет молящихся со словами: «Мир всем», после чего диакон произносит положенный в этот день на вечерни прокимен.

    Е сли же вечерний вход совершает священник, служащий без диакона, то, открыв Царские врата и приложившись к Престолу, он сразу же благословляет и принимает от пономаря кадило, с которым переходит на горнее место, а оттуда, читая молитву входа, северной дверью выходит на солею. Здесь священник, покадив Царские врата, а также иконы Спасителя и Божией Матери, перекладывает кадило в левую руку и также, как при служении с диаконом, благословляет вход. По окончании пения догматика, он, изображая крест кадилом, возглашает: «Премудрость, прости», а затем, приложившись к малым иконам Спасителя и Божией Матери на столпах Царских врат и благословив свещеносцев, заходит в алтарь, где кадит не все четыре стороны Престола, как диакон, а только переднюю, после чего сразу отдает кадило пономарю. Поцеловав напрестольное Евангелие и край Престола, он идет на горнее место, откуда благословляет молящихся и произносит прокимен. По окончании пения прокимна священник закрывает Царские врата.

    Паремии.

    В праздничные дни сразу же после произнесения прокимна и закрытия Царских врат на середине храма псаломщиком читаются паремии из Минеи. каждая из них предваряется возгласом диакона, а если его нет, то священника: “Премудрость”, после которого чтец произносит наименование паремии и “Вонмем”, после которого он начинает чтение. Священник во время чтения паремий сидит на горнем месте с правой стороны от Престола. в дни памяти св. ап. Иоанна Богослова (26 сентября/ 9 октября) и свв. апп. Петра и Павла (29 июня/ 12 июля) паремии читаются не из Ветхого, как обычно, а из Нового Завета и поэтому Царские врата во время чтения остаются открытыми. Священник же, в таком случае, уже не сидит на горнем месте, а стоит.

    Лития.

    П осле этого, согласно указаниям Устава, обязательно должна совершаться Лития. Но поскольку «ныне сей чин в Церкви весьма упразднился» , то и совершается он только накануне великих и храмовых праздников, а также дней памяти святых «имуще бдение». В остальных же случаях после возгласа: «Буди держава…» сразу же поются стихиры на стиховне.

    Е сли же положена лития, то при пении особых литийных стихир (храма или праздника) священник, облаченный в епитрахиль, поручи и фелонь, приложившись вместе с диаконом к Престолу и благословив кадило, находящееся в руках у последнего, выходит через северную дверь на солею. Остановившись перед Царскими вратами и осенив себя крестным знамением, он спускается с амвона и, предшествуемый свещеносцами направляется к центральным дверям храма, входящих в притвор. Здесь священник вновь останавливается и, повернувшись лицом к алтарю, ожидает окончания пения, в то время как диакон совершает каждение иконостаса, праздничной иконы, священника и всех молящихся (в алтаре каждение не совершается).

    Е сли же священник служит без диакона, то, благословив в алтаре кадило, он сам принимает его от пономаря и, выйдя на солею, кадит Царские врата, правую и левую стороны иконостаса, а затем икону праздника или святого, лежащую на аналое посреди храма. После этого священник возвращается на солею, откуда кадит верхний хор (если есть), правый и левый клиросы, а также всех молящихся. Затем он вновь кадит Царские врата, иконы Спасителя и Божией Матери, икону праздника и, отдав кадило пономарю, идет к дверям храма.

    П о окончании пения стихир и каждения диакон, а если его нет, то сам священник, произносит четыре молитвы литии, причем после первой молитвы хор поет «Господи помилуй» сорок раз, после второй - пятьдесят раз, а после третьей и четвертой - три раза. В это же время на середине храма перед праздничной иконой ставится особый литийный стол, на котором находятся пять хлебов, а также отдельно сосуды с пшеницей, вином и елеем. Четыре первых молитвы литии завершаются возгласом священника: «Услыши ны, Боже…», после которого он, повернувшись на запад, благословляет молящихся со словами: «Мир всем». Затем, после возгласа диакона: «Главы наша Господеви приклоним» и пения хором «Тебе, Господи», священник, обратившись лицом к алтарю, читает с непокрытой головой (без клобука, камилавки и т.д.) заключительную молитву литии: «Владыко Многомилостиве…», после чего вместе с диаконом при пении хором стихир на стиховне переходит на середину храма, к литийному столику и праздничной иконе.

    Полиелей.

    П осле пения хором тропарей и чтения положенной в данный день на утрени кафизмы диакон на амвоне, а если его нет, то священник в алтаре произносит малую ектению, завершаемую возгласом «Яко Твоя держава…». Затем во время чтения на клиросе седальна диакон отверзает Царские врата, после чего священник и диакон, приложившись к Престолу, выходят при пении хором избранных стихов 134, 135 псалмов: «Хвалите имя Господне…» на середину храма и становятся перед аналоем с праздничной иконой. Здесь священник, осенив себя крестным знамением и ответив на поклон диакона, принимает от последнего в левую руку свечу, а в правую - кадило, предварительно его благословив. После этого, если бдение праздничное, священнослужители поют величание празднику или святому, а затем, священник в предшествии диакона со свечой при пении хором стихов избранного псалма и величания кадит с четырех сторон икону на аналое и заходит через Царские врата в алтарь. Здесь он, как и в начале вечерни, совершает каждение Престола с четырех сторон и всего алтаря, после чего, покадив правую и левую створки Царских врат, выходит на солею, откуда вновь кадит Царские врата, иконостас, клиросы и молящихся, а затем свершает каждение всего храма. Обойдя весь храм, священник поднимается на амвон, откуда вновь кадит Царские врата, иконы Спасителя и Божией Матери, после чего, вернувшись на середину храма, кадит лежащую на аналое икону и отдает кадило диакону, предварительно также его покадив. Вслед за хором священнослужители поют третий раз «Аллилуйя» и величание. Если же совершается воскресное бдение и величание не поется, то каждение начинается сразу же по выходе священнослужителей из алтаря и продолжается при пении хором особых тропарей по Непорочных: «Ангельский Собор…».

    Д алее диакон, а если его нет, то священник, произносит на середине храма малую ектению, завершаемую возгласом: «Яко благословися Имя Твое…».

    Евангелие.

    В о время чтения на клиросе следующего за возгласом малой ектении ипакои или седальна по полиелее диакон входит в алтарь и при пении хором степенного антифона через Царские врата выносит оттуда напрестольное Евангелие. Остановившись на амвоне лицом к молящимся, он возглашает: «Вонмем. Премудрость. Вонмем», а затем произносит воскресный (гласа) или праздничный прокимен. По возгласе диакона: «Господу помолимся» и пении хором «Господи, помилуй» священник возглашает: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши…». После этого диакон произносит: «Всякое дыхание да хвалит Господа» с положенными стихами, а затем, возгласив: «И о сподобитися нас слышати Святаго Евангелия…», спускается с амвона и идет на середину храма к стоящему там священнику, который после следующего за тем возгласа диакона: «Премудрость, прости. Услышим Святаго Евангелия», повернувшись на запад благословляет молящихся со словами: «Мир всем». В это время диакон открывает Евангелие, а священник, возгласив: «От Матфея (Марка, Луки, Иоанна) Святаго Евангелия чтение», читает с непокрытой головой положенное на утрени воскресное или праздничное евангельское зачало. Окончив чтение, он, осеняет себя крестным знамением и, поцеловав письмена раскрытого Евангелия, закрывает его. После этого, если бдение праздничное, диакон сразу же заносит Евангелие через Царские врата в алтарь и кладет на Престол. Если же бдение воскресное, то он, поднявшись на амвон и повернувшись лицом к молящимся, стоит там во время пения хором или народом «Воскресение Христово видевше…» (от недели о Фоме до отдания Пасхи поется три раза), после чего возвращается на середину храма и кладет Евангелие на аналой вместо иконы Воскресения.

    П ри служении без диакона священник для прочтения Евангелия также во время чтения ипакои или седальна по полиелее входит в алтарь, но уже не диаконской дверью, а через Царские врата. По окончании пения степенного антифона он, стоя перед Престолом, произносит прокимен и все остальные возгласы, как иерейские, так и те, которые в первом случае давались диакону. Повернувшись лицом на запад, он, стоя в Царских вратах, благословляет молящихся, а затем, не выходя из алтаря, читает Евангелие на Престоле. Окончив чтение, священник, если бдение праздничное, сразу же возвращается на середину храма, а если воскресное, то, выйдя с Евангелием на амвон, стоит там во время пения «Воскресение Христово видевше», а затем уже несет его на середину храма и кладет на аналой.

    Х ор в это время поет особые припевы и праздничную стихиру или «Воскрес Иисус от гроба», а в период от недели мытаря и фарисея до 5-ой недели Великого поста: «Покаяния отверзи ми двери».

    Канон.

    П о окончании пения диакон возле иконы Спасителя на солее, а при его отсутствии священник на середине храма, произносит молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя…», завершаемую возгласом: «Милостию и Щедротами…». Если же на вечерни была совершена лития, то, по установившейся традиции, молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» на утрени опускается и произносится только ее заключительный возглас.

    П осле этого на клиросе начинается чтения канона, а священник, совершив троекратное поклонение и поцеловав лежащую на аналое праздничную икону или Евангелие, крестообразно помазывает свой лоб освященным на праздничной вечерне елеем. Затем он помазывает диакона и пономарей и после того, как последние уходят в алтарь, встав слева от аналоя (от алтаря справа), совершает помазание молящихся. После третьей и шестой песней канона диакон на солее, а если его нет, то священник на середине храма произносит малые ектении с возгласами: «Яко Ты еси Бог наш…» и «Ты бо еси Царь мира…».

    З авершив помазание молящихся елеем, священник (на воскресной утрени) берет с аналоя Евангелие и, поднявшись на амвон, крестообразно осеняет им народ, а затем заносит через Царские врата в алтарь и кладет на Престол. После этого он, поцеловав Евангелие и передний край Престола, закрывает Царские врата.

    В о время чтения восьмой песни канона священник, служащий без диакона, благословив и приняв от пономаря кадило, совершает каждение Престола и всего алтаря, абсолютно таким же образом, как и во всех предыдущих случаях. При пении хором катавасии восьмой песни, он, выйдя через северную дверь на солею, кадит Царские врата и правую сторону иконостаса, а затем, встав перед иконой Божией Матери, возглашает, изображая крест кадилом: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим» . Покадив после этого левую сторону иконостаса, клиросы и молящихся, священник совершает каждение всего храма в той же последовательности, как и во время пения стихир на «Господи воззвах» (см.: стр. 8).

    П о окончании последней, девятой песни канона диаконом, а при его отсутствии священником в алтаре, произносится еще одна малая ектения с возгласом: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя…». Если всенощное бдение, за исключением служб двунадесятых господских праздников, совершается накануне воскресного дня, то сразу же по возгласе малой ектении диакон или священник произносит «Свят Господь Бог наш» с особыми стихами.

    Первый час.

    В начале чтения первого часа священник, сняв фелонь, стоит перед Престолом в епитрахили и поручах до молитвы: «Иже на всякое время…». После чего, поцеловав напрестольное Евангелие и край Престола, выходит через северную дверь на солею и встает перед Царскими вратами. Дождавшись окончания первого часа, он возглашает: «Боже ущедри ны, благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны», а затем, повернувшись к иконе Спасителя, с непокрытой головой читает молитву часа: «Христе, Свете Истинный…». После пения хором «Взбранной Воеводе…», а в дни двунадесятых праздников и период их попразднества - праздничного кондака, священник возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе» и далее, повернувшись лицом к молящимся, произносит малый (без упоминания святых храма и дня) отпуст. Вновь повернувшись к Царским вратам, он ожидает окончания пения, после чего, сказав что-либо относительно последующих богослужений и преподав всем общее благословение, заходит через южную дверь в алтарь, где еще раз прикладывается к Престолу и разоблачается. Если священник служит без диакона, то перед разоблачением он покрывает Престол пеленой и гасит стоящую на нем лампаду.

    В став возле правой стороны Престола, священник совершает три поясных поклона (причем в промежутке между вторым и третьим целует его край), после чего покидает алтарь, а затем и храм.

    Входные молитвы.

    Н адлежащим образом приготовившись дома к совершению Божественной Литургии, священник, придя утром в храм, совершает при входе три поясных поклона, после чего, приложившись к лежащей на центральном аналое иконе и оставив верхнюю одежду на клиросе и в каком-либо ином, приспособленном для этого месте, заходит через южную дверь в алтарь. Совершив перед Престолом два поясных, а в седмичные дни - земных поклона и поцеловав его край, священник совершает третий поклон, а затем преподает благословение диакону и прислуживающим в алтаре мирянам. После этого, согласно широко ныне распространенной (но не отраженной в Служебнике) практике, он, возложив на себя епитрахиль, снимает пелену с Престола, после чего, еще раз вместе с диаконом к нему приложившись, выходит через северную дверь на солею и становится перед Царскими вратами.

    П осле слов диакона: «Благослови, Владыко» священник произносит начальный возглас входных молитв: «Благословен Бог наш…». Далее диакон читает «Царю Небесный» и Трисвятое по «Отче наш», а по возгласе священника: «Яко Твое есть Царство…» переходит к чтению особых покаянных тропарей: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» .

    П осле прочтения тропарей диакон читает молитву: «Пречистому Твоему образу…», во время которой священник с непокрытой головой (без клобука или камилавки), троекратно осенив себя крестным знамением, прикладывается к находящейся на правом столпе Царских врат иконе Спасителя. Таким же образом, при чтении следующей молитвы: «Милосердия сущи источник…» он совершает троекратное поклонение и прикладывается к находящейся на левом столпе Царских врат иконе Божией Матери. После этого, подойдя еще ближе к Царским вратам и приклонив главу, священник по возгласе диакона: «Господу помолимся» тайно читает молитву: «Господи, ниспосли руку Твою…», а затем вслух: «Ослаби, остави…» и покрывает голову. Ответив на поклон диакона, он поворачивается лицом к молящимся и, поклонившись им со словами: «Простите и благословите, отцы и братие», заходит через южную дверь в алтарь, произнося при этом стихи 5 псалма: «Вниду в дом Твой…». Совершив вместе с диаконом троекратное поклонение перед Престолом и поцеловав после этого напрестольное Евангелие, Крест и край Престола, священник идет в предназначенное для облачения место и там снимает епитрахиль.

    Облачение.

    П осле совершения трех поклонов к горнему месту со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя» священник преподает благословение на облачение диакону. Взяв затем в левую руку подризник, священник благословляет его со словами: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» и, поцеловав изображенный на нем крест, облачается в него, читая при этом молитву: «Возрадуется душа моя о Господе… (как и при облачении диакона в стихарь). Благословив затем епитрахиль, он возлагает ее на себя при чтении молитвы: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя». Если священник награжден набедренником, то, по установившейся традиции, он сразу же по облачении в епитрахиль благословляет и надевает его с молитвой «Препояши меч Твой по бедре Твоей…». После этого священник, благословив пояс и поцеловав изображенный на нем крест, опоясывается им, читая при этом молитву: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою…». Далее он таким же образом надевает правый и левый поручи, причем на правый читается молитва: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости…», а на левый: «Руце Твой сотвористе мя…». и наконец, благословив фелонь и поцеловав находящийся в ее верхней части крест, священник облачается в нее с молитвой: «Священницы Твои, Господи, облекутся в правду…». Завершив облачение, он идет к алтарной умывальнице и при чтении 25 псалма: «Умыю в неповинных руце мои…» умывает руки.

    Проскомидия.

    В о время облачения священника, а еще лучше перед началом входных молитв диакон приготовляет все необходимое для совершения проскомидии. Если же его нет, то сам священник, сняв пелену с Жертвенника, зажигает на нем лампаду, слева от себя ставит Дискос, а справа Св. Чашу (Потир), перед ними на особой дощечке кладет копие и лжицу, а также приготовляет звездицу, два малых покровца, большой покровец, называемый воздухом, и пять больших просфор.

    П о окончании облачения и умовения рук, священник, встав вместе с диаконом перед Жертвенником, совершает троекратное поклонение со словами: «Боже, очисти мя грешнаго, и помилуй мя», после чего читает тропарь Великого Пятка: «Искупи ны еси…», сопровождая его целованием Евхаристических сосудов. Так, при произнесении слов: «Искупил ны еси от клятвы законныя» он целует Дискос, «честною Твоею Кровию» - Св. Чашу, «на кресте пригвоздився» - звездицу, «и копием прободя» - копие, и, наконец, при словах: «бессмертие источил еси человеком. Спасе наш, слава Тебе» - лжицу.

    П осле этого, в ответ на слова диакона: «Благослови, Владыко» священник возглашает: «Благословен Бог наш…», полагая одновременно начало проскомидии и чтению на клиросе 3 и 6 часов. Однако, во избежание спешки, особенно при большом количестве подаваемых просфор, более удобным считается совершение проскомидии до начала чтения часов. В таком случае священник произносит начальный возглас не во весь голос, а так же тихо, как и на входных молитвах.

    З атем, взяв в левую руку самую большую (агничную) просфору, а в правую - большое копие, он трижды крестообразно знаменует им сверху просфорную печать, произнося каждый раз: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». После этого диакон произносит: «Господу помолимся. Господи, помилуй», а священник со словами: «Яко овча на заклание ведеся» отрезает копием правую (от себя - левую) сторону просфоры, причем для удобства может перед этим повернуть просфору правой стороной к своей правой руке. Вслед за этим он возвращает просфору в первоначальное положение и, произнося: «И яко агнец непорочен, прямострегущаго Его безгласен,тако не отверзает уст своих», отрезает ее левую (от себя - правую) сторону. Далее, со словами: «Во смирение Его суд Его взятся» отделяется верхняя стороны и «Род же Его кто исповесть» - нижняя. Следует помнить, что каждое из этих действий, как и в первом случае, предваряется словами диакона: «Господу помолимся. Господи, помилуй».

    П осле отделения четырех сторон просфоры диакон произносит: «Господу помолимся. Возми, Владыко», а священник со словами: «Яко вземлется от земли живот Его» отрезает последнюю, нижнюю часть и, взяв получившийся Агнец (трапецивидной формы), кладет его на Дискос печатью вниз.

    Д алее, он вслед за словами диакона: «Господу помолимся. Пожри, Владыко» делает на нижней стороне Агнца глубокий (до печати) крестообразный надрез, произнося при этом: «Жрется агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение». Затем священник переворачивает Агнец печатью вверх и после слов диакона: «Господу помолимся. Прободи, Владыко» прободает копием правую (от себя - левую) сторону Агнца со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе…». После этого он благословляет приготовленное в особом ковшике (корце) соединение вина с небольшим количеством воды, которое затем диаконом, а если его нет, то самим священником, вливает в необходимом количестве в Св. Чашу.

    З акончив приготовление Агнца, священник берет просфору с изображением Богородицы и, произнеся: «В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы…», изымает из основания ее печати одну большую частицу, которую после этого со словами: «Предста Царица одесную Тебе…» кладет на Дискос справа от Агнца (слева от себя), вблизи от его середины.

    В зяв затем третью просфору, он последовательно, в виде трех вертикальных рядов изымает из нее девять частиц, которые потом по мере изъятия, в таком же порядке кладет на Дискос слева от Агнца (справа от себя). Первую частицу священник изымает в честь и память: «Честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна», вторую - «Святых славных пророков Моисея и Аарона… и всех святых пророков», третью - «Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов», четвертую - «Иже во святых отец наших, святителей Василия Великого, Григория Богослова… и всех святых святителей», пятую - «Святаго апостола первомученника и архидиакона Стефана… и всех святых мученик и мучениц», шестую - «Преподобных и богоносных отец наших… и всех преподобных отец и святых преподобных матерей», седьмую - «Святых и чудотворцев бессребреник Космы и Дамиана… и всех святых бессербренников», восьмую - «Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны (святых храма и дня) и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже», девятую - «Иже во святых Отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго» или «Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския (если совершается его литургия). После этого священник берет четвертую просфору, из верхней части которой по нижним углам печати изымает две больших частицы и кладет их в нижней части Дискоса под Агнцем. При этом, изымая первую частицу, он произносит: «Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, Святейшего Патриарха (имя)… Господина нашего (Высоко)Преосвященнейшего (имя епархиального архиерея), братию и сослужебники наша священники, диаконы и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко», а при изъятии второй: «Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея». После этого священник из верхней части той же просфоры изымает со словами: «Помяни, Господи» более мелкие частицы за живых (сродников и т.п.), которые затем также кладет на Дискос, но несколько ниже первых двух частиц.

    Н аконец, взяв пятую просфору, он вынимает посередине нижней части печати одну большую частицу, произнося при этом: «О памяти и оставлении грехов святейших патриархов, блаженных создателей святаго храма сего» (здесь же поминается рукоположивший священника архиерей, если он уже умер). Завершив изъятие малых частиц о упокоении усопших, священник произносит: «Помяни, Господи, и всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи», после чего помещает их на Дискос рядом с большой заупокойной частицей, то есть, под вынутыми за живых. Затем он вновь берет четвертую просфору, из которой со словами: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и не вольное» изымает небольшую частицу за себя. После этого священник произносит начальный возглас часов: «Благословен Бог наш…» и благословляет (с особой молитвой: «Кадило Тебе приносим…») поднесенной диаконом, а если его нет, то пономарем, кадило с ладаном, которое последний держит с поднятой верхней частью на уровне Жертвенника. При словах диакона «Господу помолимся, Господи, помилуй» он берет раскрытую звездицу и, произнося: «И пришедши, звезда ста верху, идеже бе Отроча» держит ее над дымящимся кадилом, а затем ставит на Дискос. Диакон произносит: «Господу помолимся. Покрый, Владыко», а священник, облагоухав при чтении псалма «Господь воцарися, в лепоту облечеся…» кадильным дымом первый покровец, покрывает им Дискос. Таким же образом он поступает и со вторым покровцом, которым покрывает Св. Чашу, произнося при этом: «Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля». «Опоясов» затем кадило воздухом, священник со словами: «Покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякого врага и супостата…» покрывает им Дискос и Потир (Св. Чашу) поверх покровцов. Приняв от диакона кадило, он трижды кадит спереди Жертвенник, произнося каждый раз: «Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе», а при отсутствии диакона постоянно добавляя: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». После возгласа диакона: «О предложенных честных Дарех, Господу помолимся» священник вслух читает молитву Предложения: «Боже, Боже наш…», а затем возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» и произносит отпуст: «(Воскресый из мертвых) Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых Отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго (Василия Великаго, архиепископа Кесарии Капподакийской), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Покадив после этого еще раз Жертвенник и стоящего рядом диакон, он отдает кадило последнему.

    Д алее, во время чтения часов священник совершает поминовение живых и усопших, вынимая малым копием из просфор, согласно подаваемым запискам, частицы и помещая их затем на Дискос.