Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896–1940). Фицджеральд фрэнсис скотт Фицджеральд рассказы

Фрэнсис Фицджеральд считается одним из самых выдающихся американских писателей первой половины XX века. Его романы пользовались и пользуются повсеместной популярностью. В своих книгах автор фактически отразил собственный богемный и легкомысленный образ жизни. Фицджеральд писал не только крупную и малую прозу, но и сценарии к голливудским фильмам. Многие его произведения экранизировались даже больше одного раза.

До службы в армии

Будущий писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд родился в Сент-Поле - американском городе в Миннесоте. Появившийся на свет 24 сентября 1896 года мальчик был выходцем из состоятельной семьи (его дед по матери переехал в США, покинув Ирландию). В подростковом возрасте Фрэнсис учился в престижных учебных заведениях, после которых поступил в Принстонский университет.

Уже в студенчестве Фицджеральд начал писать пьесы и рассказы (с ними он становился победителем молодежных конкурсов). Также молодой человек увлекался спортом и играл в команде по футболу. В 1917 году Фрэнсис Скотт Фицджеральд сделался добровольцем и ушел на службу в армию. Там ему удалось стать адъютантом у бригадного командира, выполнявшим функции генеральского секретаря.

На перепутье

В 23 года Фицджеральд решился демобилизоваться. Он поселился в Нью-Йорке и недолго работал в качестве рекламного агента. Хотя в дальнейшем военный сменил не одно место работы, его настоящей мечтой оставалась писательская слава. Пока же Фрэнсис Скотт Фицджеральд зарабатывал крохи. Это обстоятельство чуть было не загубило его личную жизнь.

Еще на военной службе мужчина познакомился с девушкой Зельдой Сейр. Она происходила из состоятельной и именитой семьи (отец был судьей Алабамы). Молодые люди полюбили друг друга. Однако родители Сейр были против их помолвки. Членов высшего общества не устраивал Фицджеральд, который даже не имел постоянной работы. Жених возложил все свои надежды на писательский труд. Он с удвоенной энергией принялся за сочинение рассказов, стихов и пьес. Автор отсылал эти черновые произведений в разные издательства, но везде получал отказ на публикацию.

Первый успех

Из-за непрекращающихся неудач Фрэнсис Скотт Фицджеральд пристрастился к алкоголю. Оставшись без средств к существованию, он вернулся жить к родителям. Там был переписан роман «Романтичный эгоист», который до того существовал только в необработанной черновой версии. Обновленная книга получила название «По эту сторону рая». Она тут же попала в издательство и стала хитом продаж. Никому не известный прежде автор внезапно попал в центр внимания читающей американской публики.

Чем писатель продолжил успех «По эту сторону рая»? Фрэнсис Скотт Фицджеральд (через год после первого романа) написал рассказ «Загадочная история Бенджамина Баттона». Его главный герой родился младенцем со всеми признаками старости, но с возрастом только молодел. К концу жизни он стал ребенком, а затем вновь новорожденным, после чего автор оборвал повествование. Оригинальный сюжетный прием сделал писателя закрепил успех его дебюта и продемонстрировал - молодой автор задержится на литературном Олимпе надолго.

Прекрасный и проклятый

Что дали автору рассказ о Бенджамине Баттоне и роман «По эту сторону рая»? Фрэнсис Скотт Фицджеральд разбогател и даже купил крупный нью-йоркский особняк. В 1920 году писатель исполнил свою давнюю мечту и все-таки женился на Зельде Сейр. Супруги стали известными светскими персонами. Они вели роскошный образ жизни и были знакомы со всей элитой Манхэттена. Фицджеральды устраивали регулярные приемы, часто ездили на фешенебельные курорты. И жена, и муж, употребляли немало алкоголя и часто устраивали друг другу скандалы, некоторые из которых затем становились достоянием общественности.

Образ жизни Фрэнсиса отразился на его втором романе «Прекрасные и проклятые». Его сюжет повествует о браке двух артистов. В романе угадываются черты самого писателя и его жены Зельды. Интересно, что в первый раз «Прекрасные и проклятые» издавались по частям. Право на такие журнальные публикации получил Metropolitan. В 1922 году роман появился в обычном книжном формате. Тогда же была снята кинокартина, однако она, как и многие фильмы того времени, оказалась утерянной.

В Старом Свете

В 1924 году Фрэнсис Скотт Фицджеральд переехал в Европу. Некоторое время он жил в Италии, затем обосновался в Париже. Во французской столице писатель познакомился со своим коллегой по творческому цеху Эрнестом Хемингуэем. Именно они вдвоем стали ключевыми американскими представителями «потерянного поколения». Этот литературный феномен возник в 1920 гг. К нему причисляются писатели, пережившие пик популярности в интербеллум - период двух межвоенных десятилетий. К «потерянному поколению» относятся не только Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Хемингуэй, но и, например, немец Эрих Мария Ремарк.

В США интербеллум несколько отличался от европейского. Молодость Фицджеральда пришлась на небывалый экономический рост Штатов после Первой мировой, когда американское общество на некоторое время забыло о большинстве невзгод и социальных проблем. Ускоренными темпами развивалась индустрия развлечений. Автор нашумевших романов с его легкомысленным образом жизни как никто другой олицетворял свою эпоху, вскоре названную «эпохой джаза» (джаз-музыка стала одним из символов двадцатых).

«Гэтсби»

Культура каждого поколения имеет свой устоявшийся образ. Для американцев, чьи лучшие годы жизни пришлись на «эпоху джаза», таким символом стал третий роман Фицджеральда «Великий Гэтсби». Он был издан в 1925 году. Автор начал писать эту книгу, еще живя в роскоши Нью-Йорка. Оказавшись в Европе, Фицджеральд не забросил рукопись, а ключевой этап работы над ней пришелся на его пребывание в Париже.

У романа было несколько проектных названий. Например «Великий Гэтсби» мог стать «Неистовым любовником» (это словосочетание наглядно характеризует главного героя). В книге автор обратился к миру нью-йоркских богачей, живших в своем замкнутом мире роскоши и непрекращающихся праздников. Главный герой, Гэтсби, также состоятельный человек. Автор окрестил его «Великим» в качестве иронии. С одной стороны, Гэтсби действительно представлен как человек с неукротимой энергией и выдающимися способностями, а с другой, несмотря на все свои положительные качества, он в конце концов растрачивает свою жизнь зря.

В середине XX века этот роман был забыт широкой аудиторией, несмотря на то, что в свое время был экранизарован и поставлен на Бродвее. Позже, во второй половине столетия, «Гэтсби» вызвал новую волну интереса точно так же, как и сам Фицджеральд Скотт, биография которого стала преподаваться в каждой американской школе. Сегодня именно этот роман - самое известное произведение писателя. В 2013 году на большие экраны вышла новая современная экранизация «Гэтсби» режиссера Мартина Скорсезе (главную роль сыграл Леонардо Ди Каприо).

Особенности творчества

Все биографы и исследователи творчества Фицджеральда отмечают, что он обладал обостренным чувством исторического момента. От этой черты его характера произошли многие его же писательские привычки. Человек «эпохи джаза», он сам считал себя историческим лицом, творящим историю. Именно поэтому основным источником вдохновения для него была собственная биография. В данном смысле Фицджеральд был похож на Уайльда. В то же время Хемингуэй считал его «Великого Гэтсби» очень похожим на его, Хемингуэя, первый роман «И восходит солнце».

В художественных произведениях главного писателя «ревущих двадцатых» ключевыми темами неизменно оставались богатство и женщины. В его книгах можно без труда не раз наткнуться на фешенебельные автомобили, загородные теннисные клубы и дорогие бары. Фицджеральд не мог писать не о благополучии. Каждая его попытка отойти от этой основополагающей темы заканчивалась неудачей.

Профессиональные привычки

Писатель бережно относился к каждому событию в своей жизни, так как любое впечатление от чего-то нового могло стать материалом для прозы. Уже в девять лет наблюдательный мальчик начал вести дневник. Повзрослев, Фицджеральд не изменил этой своей привычке - у него всегда при себе была объемная записная книжка.

Существовал и другой рефлекс - он снимал копию со всех личных писем. Боясь упустить самую мелкую деталь, писатель верил, что в творчестве ему пригодится любой материал. На рабочем столе литератора всегда находились всевозможные списки и перечни - привычка каталогизировать оставалась с ним до конца дней.

Писательский стиль

Автор «Прекрасных и проклятых» с самых юных лет сохранил в себе привязанность к высокому романтизму. При этом он умел обходиться без существовавших тогда литературных традиций и приемов. В своем новаторстве он был очень похож на своего предшественника Джона Китса. При всем при этом Фицджеральд никогда не терял чувства юмора. В его книгах традиционно много иронии и остроумного скептицизма. Хотя Фрэнсис Скотт Фицджеральд - американский писатель, друзья литератора справедливо считали, что в его характере было много ирландского.

Семейная трагедия

Жизнь Фицджеральда пошла под откос, когда в 1930 году его жена Зельда сошла с ума и стала страдать шизофренией. Признаки помутнения рассудка посещали ее уже на протяжении нескольких лет, однако до поры до времени семье удавалось минимизировать их ущерб. Теперь состояние Зельды оказалось необратимым. С этим ничего не могли поделать ни врачи, ни сам Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Остаток жизни Зельда в основном провела в различных клиниках. Она умерла в 1948 году во время пожара в очередном своем госпитале.

Американский писатель впал в депрессию, несколько лет он сильнее обычного злоупотреблял алкоголем. В определенном смысле художника спас собственный талант. В 1934 году вышел его новый роман «Ночь нежна». Это произведение было автобиографическим. Фицджеральд описал, каково это - спасать собственный брак, сохраняя при этом внешнюю роскошь и беззаботность жизни.

«Последний магнат» и «Крушение»

В 40 лет Фрэнсис Скотт Фицджеральд, «Ночь нежна» которого не пользовалась особенным успехом в США, решил несколько изменить характер своей деятельности. Он взялся за новое для себя ремесло голливудского сценариста.

Как раз в это время американский кинематограф переживал свой золотой век. В Голливуде уже работали многие выдающиеся, в том числе и молодые писатели. Там же автор «Гэтсби» познакомился с обозревательницей Шейлой Грэм. Фицджеральд влюбился в нее и прожил с этой женщиной еще несколько лет до самой своей смерти.

Жизнь в Голливуде подарила писателю множество новых идей, и он принялся за работу над своим очередным романом о «внутренней кухне» американского кинематографа. Так появились первые главы «Последнего магната». В это время Фрэнсис Скотт Фицджеральд, книги которого часто писались одновременно, также закончил множество статей и рассказов. Эти произведения были опубликованы в «Крушении» - сборнике, появившемся уже после смерти автора. Фицджеральд скончался 21 декабря 1940 года. Причиной его ухода из жизни стал сердечный приступ. «Последний магнат» так и остался незавершенным.

– американский писатель, сценарист, представитель литературного «потерянного поколения» . Фрэнсис Скотт Фицджеральд (Francis Scott Key Fitzgerald) написал ряд романов о так называемой «эпохе джаза» (годы после окончания Первой мировой войны до начала Великой депрессии 1930-х годов), в том числе и «Великий Гэтсби» (напечатан в 1925 году).

Биография Фрэнсиса Скотта Фицджеральда / Francis Scott Key Fitzgerald

Фрэнсис Скотт Фицджеральд родился 24 сентября 1896 года в американском городке Сент-Пол (штат Миннесота). Мать Фрэнсиса была дочерью разбогатевшего в Америке выходца из Ирландии. Отец будущего писателя, также ирландец, был из древнего, уважаемого, но небогатого рода. Пара потеряли до рождения Фрэнсиса двоих детей, поэтому выживший ребенок был долгожданным, желанным и избалованным.

Фрэнсис Скотт назван в честь двоюродного прадеда Фрэнсиса Скотта Ки , написавшего текст государственного гимна США «Знамя, усыпанное звёздами».

Семья Фицджеральдов была обеспечена родителями жены, что позволило дать маленькому Фрэнсису Скотту хорошее образование. С 1908 по 1910 он отучился в Академии Сент-Пола, после ее окончания, с 1911 по 1913 - в Newman School, окончив которую поступает в Принстонский университет.

Учась в Принстоне, будущий писатель играл в университетской футбольной команде. В это же время он активно писал рассказы и пьесы, которые высоко ценились писал на университетских конкурсах. Первый успех на писательском поприще сформировал мечту юного Фицджеральда – стать известным писателем и автором музыкальных комедий. В Принстоне же, престижном и статусном университете, Фицджеральд столкнулся с несколько пренебрежительным к себе отношением со стороны студентов из более богатых и респектабельных семей. В 1917 году, не сдав выпускные экзамены, писатель ушёл добровольцем в армию, где сделал военную карьеру, получив чин адъютанта командира 17-й пехотной бригады генерала Дж. А. Райана . После демобилизации в 1919 году Фрэнсис Скотт некоторое время работал рекламным агентом в Нью-Йорке.

Еще во время службы Фицджеральд познакомился с Зельдой Сейр из богатой и известной семьи судьи штата Алабама. Так как родители Зельды были против брака дочери с недостаточно респектабельным, по их мнению, юношей, первая помолвка сорвалась. К тому же у Фицджеральда не было постоянного заработка и достаточно хорошей работы. Став литературным сотрудником в рекламном агентстве, Фицджеральд был нацелен на успех на писательском поприще, что помогло бы ему жениться на Зельде.

Первые неудачные опыты, потеря работы привели Фицджеральда в дом родителей, где он стал работать над своей первой рукописью. Неудачный «Романтический эгоист», которого отказывались публиковать, превратился в роман «По эту сторону рая» , который напечатали весной 1920 года. Той же весной Фицджеральд обвенчался с Зельдой. Она стала не только его женой, но и прототипом взбалмошных героинь его романов об «эпохе джаза». Осенью 1921 года у молодой пары родилась дочь Фрэнсис Скотт Фитцджеральд Смит .

Известность и предложения о печати принесли и достаток. Зельда и Фрэнсис Скотт стали постоянными героями светской хроники благодаря своим сумасшедшим тратам, эксцентричным выходкам, скандалам, проблемам с алкоголем, бешеным вечеринкам и показному образу жизни в целом. При этом Фрэнсис Скотт Фицджеральд продолжал писать, его произведения печатались, что приносило доход.

В 1924 году пара уезжает в Италию, затем в Париж, где Фицджеральд знакомится с Эрнестом Хемингуэем . В Европе он также пишет успешные рассказы и получает гонорары, начинает работать и для «The Saturday Evening Post». У Зельды случаются приступы помутнения рассудка, с 1925 года она постепенно сходит с ума. Ее не удается вылечить, и с 1930 года Зельда страдает шизофренией. Интенсивная работа и болезнь жены становятся причинами личностного кризиса Фицджеральда, он начинает пить.

С 1937 года Фицджеральд становится сценаристом в Голливуде , присоединившись к компании таких же писателей, где знакомится с Шейлой Грэм, влюбляется в неё, и проживает с ней последние годы своей жизни, так и не избавившись от проблем с алкоголем. Фрэнсис Скотт Фицджеральд умер 21 декабря 1940 года в Голливуде (Калифорния) от сердечного приступа.

В 1950 году Эрнест Хемингуэй написал автобиографическую книга «Праздник, который всегда с тобой» , значительная часть которой посвящена Фицджеральду.

Творчество Фрэнсиса Скотта Фицджеральда / Francis Scott Key Fitzgerald

Первый роман писателя, «По эту сторону рая» , опубликованный в марте 1920 года, принес писателю достаток и славу. В первой же книге писатель обратился к проблеме, которая занимала его всю жизнь: бедность и богатство, влияние денег на характер и судьбу человек. Критик и Журналист Генри Менкен назвал роман удивительным:

… оригинальный по форме, чрезвычайно изысканный по манере письма и великолепный по содержанию.

Популярность романа открывает Фицджеральду дорогу в мир большой литературы: его произведения начинают печатать в престижных журналах и газетах:«Scribner’s», «The Saturday Evening Post» и других. Первый сборник рассказов «Эмансипированные и глубокомысленные» принят достаточно холодно.

В 1922 году опубликован второй роман Фицджеральда «Прекрасные и проклятые» , рассказывающий историю о тяжелом браке двух неординарных, талантливых и привлекательных богемных актеров. Выходит и сборник рассказов «Сказки века джаза» . Уже живя в Париже, в 1925 году Фицджеральд заканчивает и публикует шедевральный роман «Великий Гэтсби» , ставший символом «эпохи джаза».

Впоследствии блестящий роман неоднократно экранизировался, в том числе и при жизни писателя. В 2013 году на экраны кинотеатров вышла картина «Великий Гэтсби» с Леонардо ДиКаприо в главной роли.

В Париже же, в 1926 году выходит сборник рассказов «Все эти печальные молодые люди».

Термины «Век джаза», «Эпоха джаза» ввел сам Фрэнсис Скотт Фицджеральд, описывая 20-е годы XX века.

В 1934 году писатель создал частично автобиографический роман «Ночь нежна» . В нем Фицджеральд описал обратную сторону роскошной и сумасшедшей жизни своей семьи, вся тяготы и трудности сохранения брака. В Америке книга успехом не пользовалась. В октябре 1939 Фицджеральд начинает писать роман в Голливуде - «Последний магнат» , который остался незаконченным и был напечатан после смерти автора. Живя в Голливуде писатель также создал серию рассказов и статей, в основном автобиографического характера, опубликованных после его смерти в сборнике «Крушение» .

Библиография Фрэнсиса Скотта Фицджеральда / Francis Scott Key Fitzgerald

  • Романы:
  • 1920 - «По эту сторону рая» / This Side of Paradise
  • 1922 - «Прекрасные и проклятые» / The Beautiful and Damned
  • 1925 - «Великий Гэтсби» / The Great Gatsby
  • 1934 - «Ночь нежна» / Tender is the Night
  • 1941 - «Последний магнат» / The Last Tycoon (не завершен)
  • Рассказы:
  • 1921 - «Загадочная история Бенджамина Баттона» / The Curious Case of Benjamin Button
  • Пьеса:
  • 1923 - «Размазня» / The Vegetable, пьеса
  • Сборники рассказов:
  • 1920 - «Эмансипированные и глубокомысленные» / Flappers and Philosophers
  • 1922 - «Рассказы о веке джаза» / Tales of the Jazz Age
  • 1926 - «Все эти печальные молодые люди» / All the Sad Young Men
  • 1935 - «Сигналы побудки» / Taps at Reveille
  • Сборник публицистики:
  • 1945 - «Крушение» / The Crack-Up (издан после смерти)
  • Киносценарии :
  • 1924 - Grit
  • 1938 - Три товарища / Three Comrades
  • Принимал участие в работе над сценариями:
  • 1923 - The Glimpses of the Moon
  • 1932 - Женщина с рыжими волосами / Red-Headed Woman
  • 1938 - Мария-Антуанетта / Marie Antoinette
  • 1938 - Янки в Оксфорде / A Yank at Oxford
  • 1939 - Raffles
  • 1939 - Winter Carnival
  • 1939 - Everything Happens at Night
  • 1939 - Женские интриги / The Women
  • 1942 - Life Begins at Eight-Thirty

Экранизации по произведениям Фрэнсиса Скотта Фицджеральда / Francis Scott Key Fitzgerald

  • 1920 - The Chorus Girl’s Romance (немой фильм)
  • 1920 - The Husband Hunter (немой фильм)
  • 1921 - The Off-Shore Pirate (немой фильм)
  • 1922 - The Beautiful and Damned (немой фильм)
  • 1926 - Великий Гэтсби / The Great Gatsby (немой фильм)
  • 1929 - Pusher-in-the-Face (звуковой)
  • 1949 - Великий Гэтсби / The Great Gatsby
  • 1954 - Когда я в последний раз видел Париж / Last Time I Saw Paris, The (по мотивам оригинального сценария Фицджеральда «Cosmopolitan», основанного на рассказе Babylon Revisited)
  • 1956 - 1961 эпизоды телешоу Театр 90 / Playhouse 90
  • 1962 - Ночь нежна / Tender Is the Night
  • 1964 - Izmedju dva aviona (ТВ)
  • 1974 - F. Scott Fitzgerald and "The Last of the Belles" (ТВ)
  • 1974 - Великий Гэтсби / The Great Gatsby
  • 1976 - Bernice Bobs Her Hair (ТВ)
  • 1976 - Последний магнат / Last Tycoon, The
  • 1986 - Under the Biltmore Clock (ТВ)
  • 1987 - Tales from the Hollywood Hills: Pat Hobby Teamed with Genius (ТВ)
  • 1994 - Einer meiner ältesten Freunde
  • 1996 - Sensible Thing, The (ТВ)
  • 2000 - Великий Гэтсби / The Great Gatsby (ТВ)
  • 2008 - The Beautiful and Damned
  • 2008 -

Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд (англ. Francis Scott Key Fitzgerald; 1896-1940). Американский писатель, крупнейший представитель так называемого «потерянного поколения» в литературе. Наибольшую известность Фицджеральду принес роман «Великий Гэтсби», опубликованный в 1925 году, а также ряд романов и рассказов об американской «эпохе джаза» 1920-х годов. Термин «эпоха джаза» или «век джаза» был придуман самим Фицджеральдом и обозначал период американской истории с момента окончания Первой мировой войны до великой депрессии 1930-х годов.


Фицджеральд родился 24 сентября 1896 года в городе Сент-Пол, штат Миннесота, в обеспеченной католической ирландской семье. До его рождения семья потеряла двоих детей, поэтому Фрэнсис Скотт был желанным ребёнком.

Своё имя он получил в честь своего двоюродного прадеда, автора текста государственного гимна США «Знамя, усыпанное звёздами» Фрэнсиса Скотта Ки (1779-1843) . Дед Фицджеральда по материнской линии, Филип Маккуиллан, эмигрировал в США из Ирландии. Семья быстро разбогатела, и уже к 30 годам старший Маккуиллан стал владельцем крупной фирмы.

Отец Фрэнсиса, Эдвард Фицджеральд, происходил из древнего ирландского рода. В отличие от семьи своей будущей жены, Молли Маккуиллан, Эдвард разбогатеть не смог, а во времена кризиса окончательно разорился. Его брак с дочерью Маккуилланов последними не одобрялся, и в дом Маккуилланов на главной улице Сент-Пола Эдварда Фицджеральда не приглашали. Несмотря на это Маккуилланы обеспечили молодой семье достаток, а будущий писатель получил возможность учиться в престижных учебных заведениях:

1908-1910 - в Академии Сент-Пола,
1911-1913 - в Newman School, где во время учёбы Фицджеральд посвящает очень много времени самостоятельным занятиям,
1913-1917 - в Принстонском университете.

Во время учёбы в Принстоне Фрэнсис Скотт Фицджеральд играл в университетской футбольной команде, писал рассказы и пьесы, которые нередко побеждали в университетских конкурсах. К этому времени у него уже сформировалась мечта стать писателем и автором музыкальных комедий.

В годы учёбы в Принстоне Фицджеральду пришлось столкнуться с классовым неравенством. Он ощущал различия между собой и детьми из более богатых семей. Позднее он писал, что именно там у него зародилось «прочное недоверие, враждебность к классу бездельников - не убеждения революционера, а затаённая ненависть крестьянина».

В 1917 году, незадолго до выпускных экзаменов, Фицджеральд ушёл добровольцем в армию. В армии он сделал карьеру и дослужился до адъютанта командира 17-й пехотной бригады генерала Дж. А. Райана. Фактически он выполнял обязанности секретаря генерала.

В 1919 году Фицджеральд демобилизовался, некоторое время работал рекламным агентом в Нью-Йорке. Ещё во время службы в армии он познакомился с Зельдой Сейр, происходившей из богатой и почтенной семьи (она была дочерью судьи штата Алабама) города Монтгомери, и считавшейся красавицей и одной из наиболее завидных невест штата. Именно с ней связана вся последующая биография и творчество Фицджеральда. Зельду не раз называли «блистательным прототипом героинь его романов».

Первая помолвка Фицджеральда и Сейр расстроилась, поскольку семья Сейр была против брака. На тот момент у Фицджеральда не было постоянной работы и постоянного заработка. Единственным шансом жениться на Зельде оказался литературный успех. Фицджеральд отправился в Нью-Йорк, где устроился литературным сотрудником в рекламное агентство. Он не оставляет попыток добиться литературного признания и пишет рассказы, пьесы и стихи, которые отсылает в различные издания. Его первые литературные опыты оказываются неудачными и рукописи возвращают. Фицджеральд глубоко переживал неудачи, начал выпивать, бросил работу и ему пришлось вернуться к родителям. В доме родителей Фицджеральд садится переделывать рукопись романа «Романтический эгоист», которую до этого уже отказались публиковать.

Этот роман выходит 26 марта 1920 года под названием «По эту сторону рая» (This Side of Paradise) . Роман сразу приносит Фицджеральду успех.

3 апреля 1920 года состоялось венчание Фрэнсиса Скотта и Зельды, послужившей прототипом героини романа Розалинды. Популярность романа открывает Фицджеральду дорогу в мир большой литературы: его произведения начинают печатать в престижных журналах и газетах: «Scribner’s Magazine», «The Saturday Evening Post» и других. Помимо известности вырос достаток писателя, что позволило ему и Зельде вести шикарный образ жизни. Вскоре их стали называть королём и королевой своего поколения.

В 1922 году Фицджеральд приобретает особняк на Манхэттене, построенный четырьмя годами ранее в средиземноморском стиле с семью спальнями, дровяным камином и арочными окнами. Здесь он прожил с супругой два года, вплоть до отъезда в Европу. В этом доме писатель приступил к работе над романом «Великий Гэтсби» и написал три главы.

Став после публикации первого романа Фицджеральда одними из главных персонажей светской хроники, Скотт и Зельда стали жить с размахом и напоказ: они наслаждались весёлой богатой жизнью, состоявшей из вечеринок, приёмов и путешествий на европейские курорты. Супруги постоянно «выкидывали» какие-нибудь эксцентричные выходки, которые заставляли говорить о них весь американский высший свет: то катание по Манхэттену на крыше такси, то купание в фонтане, то появление в голом виде на спектакле. При всём этом их жизнь состояла также из постоянных скандалов (часто на почве ревности) и непомерного употребления алкоголя как у него, так и у неё.

Все это время Скотт также умудрялся достаточно много писать для журналов, что приносило весьма ощутимый доход (он был одним из самых высокооплачиваемых авторов тогдашних «глянцевых» журналов). Фицджеральды были знамениты как своими произведениями, так и роскошным образом жизни. Однажды Фицджеральд сказал: «Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов».

За первой книгой в 1922 году опубликован второй роман Фицджеральда «Прекрасные и проклятые» (The Beautiful and Damned) , описывающий мучительный брак двух одарённых и привлекательных представителей артистической богемы. Выходит также сборник рассказов «Сказки века джаза» (Tales of the Jazz Age).

В 1924 году Фицджеральд уезжает в Европу, сначала в Италию, потом во Францию. Живя в Париже, он знакомится там с Э. Хемингуэем. Именно в Париже Фицджеральд заканчивает и публикует роман «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 1925) - роман, который многие критики, да и сам Фицджеральд, считают шедевром американской литературы того периода, символом «эпохи джаза». В 1926 году выходит сборник рассказов «Все эти печальные молодые люди» (All the Sad Young Men).

В эти годы было написано много рассказов, с помощью которых Фицджеральд зарабатывал деньги, чтобы обеспечить свой высокий уровень жизни.

Однако следующие годы жизни Фицджеральда оказываются очень тяжёлыми. Ради заработка он пишет для «The Saturday Evening Post». Его жена Зельда переживает несколько приступов помутнения рассудка, начиная с 1925 года, и постепенно сходит с ума. Вылечить её не удаётся. Фицджеральд переживает мучительный кризис и начинает злоупотреблять алкоголем.

В 1930 у Зельды произошло стойкое помутнение рассудка, после чего она всю жизнь страдала шизофренией.

В 1934 году он выпускает роман «Ночь нежна» (Tender is the Night), во многом автобиографический - в нём Фицджеральд описал свою боль, битву за сохранение брака и обратную сторону их роскошной жизни. Однако в Америке книга большим успехом не пользовалась. К концу жизни Фицджеральд стал думать, что в молодости богатство испортило Зельду. В разговорах с дочерью Скотти он описывал Зельду теми же словами, которые обычно адресовал всем богатым в целом: «мягкая, когда необходимо быть жёстче, и жёсткая, когда следовало бы уступить».

В 1937 году Фицджеральд решает стать сценаристом в Голливуде. Там собирается компания из молодых писателей, также решивших попытать своё счастье. Среди них были Дональд Огден Стюарт, Дороти Паркер, Роберт Бенчли, Сидни Джозеф Перельман, Натанаэл Уэст, где знакомится с Шилой Грэм и влюбляется в неё. Последние годы жизни Фицджеральд живёт с ней, правда во время очередных запоев он становится буйным и даже жестоким.

В октябре 1939 года Фицджеральд приступил к созданию романа о жизни Голливуда - «Последний магнат» (The Last Tycoon, 1941), который остался незаконченным. За три года жизни в Голливуде он также написал серию рассказов и статей, в основном автобиографического характера, опубликованных после его смерти в сборнике «Крушение» (The Crack-Up, 1945).

Незадолго до смерти в автобиографической статье в журнале «Esquire» Фицджеральд сравнил себя с разбитой тарелкой (англ. cracked plate). Фрэнсис Скотт Фицджеральд умер от сердечного приступа 21 декабря 1940 года в Голливуде, Калифорния.

В 1950 году Эрнестом Хемингуэем написана автобиографическая книга «Праздник, который всегда с тобой», многие страницы которой посвящены Фицджеральду. Дружба и литературное соперничество двух писателей легли в основу книги Скота Доналдсона (англ. Scott Donaldson) «Хэмингуэй против Фицджеральда.

Взлёт и упадок литературной дружбы» (англ. Hemingway vs. Fitzgerald. The Rise and Fall of a Literary Friendship, 1999). Автор анализирует отношения двух известных литераторов, подробно описывает эпизоды их некрасивого поведения, злоупотребления алкоголем, дрязги и сведение мелких счётов. Литературный критик и писательница Джойс Кэрол Оутс назвала книгу Доналдсона «патографией», термином, хоть и созвучным с биографией, но явно намекающим на излишнее описание малоприятных подробностей из жизни Хэмингуэя и Фицджеральда.

Произведения Фрэнсиса Скотта Фицджеральда:

Романы:

«По эту сторону рая» (This Side of Paradise, 1920)
«Прекрасные и проклятые» (The Beautiful and Damned, 1922)
«Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 1925)
«Ночь нежна» (Tender is the Night, 1934)
«Последний магнат» (The Last Tycoon, не завершён, опубликован посмертно, 1941)

Рассказы:

«Загадочная история Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button, 1921)

Пьеса:

«Размазня» (The Vegetable, 1923, пьеса)

Сценарии для кино:

1938 - Три товарища / Three Comrades (вариант сценария Скотта Фицджеральда подвергся значительной переработке, однако в титрах его имя осталось. Оригинальный сценарий опубликован отдельной книгой)

Экранизации Фрэнсиса Скотта Фицджеральда:

1920 - Chorus Girl’s Romance, The (немой фильм, копия сохранилась в Бразильском архиве)
1920 - Husband Hunter, The (немой фильм, копии не сохранились)
1921 - Off-Shore Pirate, The (немой фильм, копии не сохранились)
1922 - Beautiful and Damned, The (немой фильм, копии не сохранились)
1926 - Великий Гэтсби / Great Gatsby, The (немой фильм, копии не сохранились, сохранился лишь минутный промо-ролик)
1929 - Pusher-in-the-Face (фильм звуковой, копии не сохранились)
1949 - Великий Гэтсби / Great Gatsby, The
1954 - Когда я в последний раз видел Париж / Last Time I Saw Paris, The (по мотивам оригинального сценария Скотта Фицджеральда «Cosmopolitan», основанного на рассказе Babylon Revisited)
1956-1961 - эпизоды телешоу Театр 90 / Playhouse 90
1962 - Ночь нежна / Tender Is the Night - кинофильм 1962 года, снятый по одноимённому роману.
1964 - Izmedju dva aviona (ТВ, Югославия)
1974 - F. Scott Fitzgerald and "The Last of the Belles" (ТВ, США)
1974 - Великий Гэтсби / Great Gatsby, The - кинофильм 1974 года, в главной роли - Роберт Редфорд
1976 - Bernice Bobs Her Hair (ТВ, США)
1976 - Последний магнат / Last Tycoon, The - кинофильм 1976 года, снятый по одноимённому роману
1986 - Under the Biltmore Clock (ТВ, США)
1987 - Tales from the Hollywood Hills: Pat Hobby Teamed with Genius (ТВ, США)
1994 - Einer meiner ältesten Freunde (кинофильм по рассказу One of my oldest friends, Германия)
1996 - Sensible Thing, The (ТВ, США)
2000 - Великий Гэтсби / Great Gatsby, The (ТВ, Канада)
2008 - Beautiful and Damned, The (Австралия)
2008 - Загадочная история Бенджамина Баттона / The Curious Case of Benjamin Button - кинофильм, снятый в 2008 году по мотивам одноимённого рассказа
2013 - Великий Гэтсби / Great Gatsby, The - кинофильм 2013 года, в главной роли - Леонардо Ди Каприо.

Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд (англ. Francis Scott Key Fitzgerald ; 1896-1940) - американский писатель, известный своими романами и рассказами, описывающими так называемую американскую "эпоху джаза" 1920-х годов. Известности автора также способствовала выставленная на "всеобщее обозрение" личная жизнь Фицджеральда с женой Зельдой.

Биография

Фицджеральд родился 24 сентября 1896 г. в городе Сент-Пол, штат Миннесота, в достаточно обеспеченной католической семье. Учился в Принстонском университете, но учёбу не окончил. В университете же близко сошёлся с Эдмундом Уилсоном.

В 1917 году был призван в армию, но так никогда и не участвовал в военных действиях за границей. Вместо этого, Фицджеральд посвятил всё своё время работе над первым романом "По эту сторону рая" (This Side of Paradise), который имел большой успех сразу же после публикации в 1920. В тот же год Фицджеральд женился на Зельде Сейр, с которой они наслаждались весёлой богатой жизнью, состоявшей из вечеринок, приёмов и путешествий на европейские курорты. Всё это время Скотт также умудрялся достаточно много писать для журналов, что приносило весьма ощутимый доход (он был одним из самых высокооплачиваемых авторов тогдашних "глянцевых" журналов). Фицджеральды были знамениты как своими произведениями, так и роскошным образом жизни. Однажды Фицджеральд сказал: "Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов". За первой книгой последовали произведения "Прекрасные, но обрёченные" (The Beautiful and the Damned, 1922) и "Великий Гэтсби" (The Great Gatsby, 1925) - роман, который многие критики, да и сам Фицджеральд, считают шедевром американской литературы того периода. В эти годы также было написано много рассказов, с помощью которых Фицджеральд зарабатывал деньги, чтобы обеспечить свой дорогой образ жизни.

Последующие годы жизни Фицджеральда были очень тяжёлыми. В 1930 у Зельды произошло помутнение рассудка, после чего она всю жизнь страдала шизофренией. В 1934 году он написал роман "Ночь нежна" (Tender is the Night), во многом автобиографический - в нём Фицджеральд описал свою боль, битву за сохранение брака и обратную сторону их роскошной жизни. В Америке книга большим успехом не воспользовалась, и Фицджеральд занялся написанием сценариев в Голливуде.

В октябре 1939 года Фицджеральд приступил к созданию романа о жизни Голливуда - "Последний магнат" (The Last Tycoon, 1941), который остался незаконченным. За три года жизни в Голливуде он также написал серию рассказов и статей, в основном автобиографического характера, опубликованных после его смерти в сборнике "Крушение" (The Crack-Up, 1945).