Эволюция образа растиньяка в произведениях бальзака. Эволюция образа растиньяка в произведениях бальзака Растиньяк герой произведения

РАСТИНЬЯК

РАСТИНЬЯК (фр. Rastignac) - один из героев романа «Отец Горио» (1834), а также некоторых других романов эпопеи «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака. В романе «Отец Горио» Бальзак показывает историю превращения провинциала-идеалиста в парижского циника. Покинув родительский кров, Эжен де Р. приезжает в Париж, чтобы честно служить науке. Однако он не лишен честолюбия, поэтому с мечтами о научной карьере соседствуют мечты о славе. В Париже за «воспитание чувств» умного и обаятельного юноши принимаются каторжник Вотрен и виконтесса де Бо-сеан, взгляды которых на жизнь совершенно не случайно совпадают. «Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, - поучает аристократка, - гоните не жалея <...> и вы достигнете предела в осуществлении ваших желаний». «Честностью нельзя достигнуть ничего», - уверяет его Вотрен.

Вскоре Р. не выдерживает искушения богатством и светской карьерой и начинает сдавать позиции. Правда, поначалу он отказывается от выгодного брака, но потом все же решает на пути к успеху «опереться и на науку и на любовь, стать светским человеком и доктором юридических наук». Проходит еще немного времени, и он уже готов на все ради богатства. Под влиянием парижской жизни Р. очень быстро утратил юношеские иллюзии, что немудрено. Дабы выжить и не потеряться во всеобщей гонке за деньгами и наслаждением, когда все люди враги и только ждут удобного случая поживиться за счет друг друга, просто необходимо отказаться от всех библейских заповедей. Другого пути к успеху нет, и Р., довольно быстро это поняв, выбирает успех.

В конце романа, провожая в последний путь отца Горио, ограбленного и брошенного дочерьми, Р. роняет «последнюю юношескую слезу, исторгнутую святыми волнениями чистого сердца», после чего произносит, обращаясь к Парижу, свою знаменитую фразу: «А теперь - кто победит: я или ты!»

Л.И.Володарская


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "РАСТИНЬЯК" в других словарях:

    растиньяк - а, м. Rastignac. Тип элегантного карьериста. От имени литературного героя Бальзака, впервые описанного им в Отце Горио. Символ беспринципного авантюриста. А в это время позвонил автор и сообщил, что скоро игорек переселяется в новое произведение … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Растиньяк (значения). Эжен де Растиньяк Eugène de Rastignac … Википедия

    Растиньяк: Эжен де Растиньяк один из центральных героев романа «Отец Горио» (1834), а также некоторых других романов эпопеи «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака. Шато де Растиньяк усадьба XIX века в Ла Башельри, неподалёку от Бордо, Франция.… … Википедия

    Бальзак (Balzac) Оноре де (20.5.1799, Тур, ‒ 18.8.1850, Париж), французский писатель. Его отец происходил из крестьянской семьи Вальса; став чиновником, изменил фамилию, т.к. считал её плебейской. Б. учился в Вандомском коллеже, в Париж. школе… …

    I Бальзак (Balzac) Жан Луи Гез де (1597, Ангулем, 18.2.1654, там же), французский писатель. Член Французской академии (1636). Происходил из дворянской семьи. Пользовался покровительством Ришельё, который назначил его государственным… … Большая советская энциклопедия

    БАЛЬЗАК Оноре де (Honoré de Balzac, 20/V 1799–20/VIII 1850). Родился в Туре, учился в Париже. Юношей работал у нотариуса, готовясь к карьере нотариуса или поверенного. 23–26 лет напечатал ряд романов под различными псевдонимами, не поднимавшихся… … Литературная энциклопедия

    Шестнадцатитомное собрание сочинений Бальзака 1900 года «Человеческая комедия» (фр. La Comédie humaine … Википедия

    Le père Goriot … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Шагреневая кожа (значения). Шагреневая кожа La peau de chagrin … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Шагреневая кожа (значения). Шагреневая кожа La Peau de Chagrin Название романа не поддаётся точному переводу. По французски chagrin означает и сорт кожи, и печаль. Его можно было бы перевести как … Википедия

Книги

  • Миры Филипа Фармера. Том 11. Любовь зла. Конец Времени. Растиньяк-Дьявол , Филип Фармер. Включенные в этот том романы и повесть объединены общим миром будущего, в котором после опустошительной войны власть захватила тоталитарная секта, подавляющая всечеловеческие стремления и…

Перу великого французского писателя Оноре де Бальзака принадлежит грандиозная эпопея под говорящим названием «Человеческая комедия», в которой персонажи появляются и кочуют из одного произведения в другое, в каждом из романов их характеры раскрываются с новой стороны, мерцают перед нами новыми гранями, подобно драгоценным камням, которые при преломлении света сияют с новой силой, переливаясь новыми цветами, доселе неведомыми. За его героями, которые появляются и переходят из одного произведения в другое очень интересно наблюдать, прослеживая их духовную эволюцию, которая происходит под влиянием тех или иных жизненных ситуаций и событий.

Одним из таких персонажей, с которым мы знакомимся на страницах романа Оноре де Бальзака «Отец Горио », первом романе, открывающем собой грандиозную эпопею, является Эжен де Растиньяк. Он приезжает из провинции покорять Париж двадцати двух лет от роду, полный самых прекрасных побуждений, желая достичь успеха в жизни, добившись благосостояния, лишь благодаря своему собственному труду. Но столица приготовила на его жизненном пути множество искушений и соблазнов, которые ему придется преодолеть, решив для себя, стоит ли идти на сделки с собственной совестью.

Даже само место его обитания, в котором сосредоточены все действующие персонажи романа, пансион госпожи Воке уязвляет в самое сердце его тщеславие, поскольку атмосфера в нем чрезвычайно отдает затхлостью, ветхостью и неприкрытой нищетой, из которой Растиньяк страстно желает выбраться, его прельщает высшее общество, с его изящными манерами и роскошными экипажами, где каждый предоставлен самому себе, а не вынужден прозябать, подобно постояльцам пансиона. Его мучает вопрос о том, как добиться заветной цели. И тут на помощь приходят уроки виконтессы де Босеан и Вотрена, которые приоткрывают завесу тайны, преподнося ему безжалостную истину законов жизни в высшем свете. Но совесть Растиньяка стоит словно страж на его дороге духовного развращения, не давая ему свернуть с пути истинного.

Он проявляет истинную заботу, словно сын, ухаживая за папашей Горио , вызывая восхищение читателей. Но по мере развития действия, совесть его постепенно сдает позиции, уступая место крушению иллюзий о честном труде, который не приводит к истинному большому успеху. В финале романа он смотрит на Париж, раскинувшийся у его ног, словно на жужжащий улей и, объятый гордыней, жаждет завоевать его, проникнув в самые высшие его сферы. И, как мы увидим из последующих произведений, в которых еще будем не раз встречать Растиньяка, ему это удастся.

Сочинение

РАСТИНЬЯК (фр. Rastignac) - один из героев романа «Отец Горио» (1834), а также некоторых других романов эпопеи «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака. В романе «Отец Горио» Бальзак показывает историю превращения провинциала-идеалиста в парижского циника. Покинув родительский кров, Эжен де Р. приезжает в Париж, чтобы честно служить науке. Однако он не лишен честолюбия, поэтому с мечтами о научной карьере соседствуют мечты о славе. В Париже за «воспитание чувств» умного и обаятельного юноши принимаются каторжник Вотрен и виконтесса де Бо-сеан, взгляды которых на жизнь совершенно не случайно совпадают. «Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, - поучает аристократка, - гоните не жалея и вы достигнете предела в осуществлении ваших желаний». «Честностью нельзя достигнуть ничего», - уверяет его Вотрен. Вскоре Р. не выдерживает искушения богатством и светской карьерой и начинает сдавать позиции. Правда, поначалу он отказывается от выгодного брака, но потом все же решает на пути к успеху «опереться и на науку и на любовь, стать светским человеком и доктором юридических наук». Проходит еще немного времени, и он уже готов на все ради богатства. Под влиянием парижской жизни Р. очень быстро утратил юношеские иллюзии, что немудрено. Дабы выжить и не потеряться во всеобщей гонке за деньгами и наслаждением, когда все люди враги и только ждут удобного случая поживиться за счет друг друга, просто необходимо отказаться от всех библейских заповедей. Другого пути к успеху нет, и Р., довольно быстро это поняв, выбирает успех. В конце романа, провожая в последний путь отца Горио, ограбленного и брошенного дочерьми, Р. роняет «последнюю юношескую слезу, исторгнутую святыми волнениями чистого сердца», после чего произносит, обращаясь к Парижу, свою знаменитую фразу: «А теперь - кто победит: я или ты!»

Другие сочинения по этому произведению

Специфика «Этюдов о нравах». Анализ романа «Отец Горио»

Влияние романтизма на формирование реалистической эстетики.

Значение романтизма как предтечи реалистического искусства во Франции очень велико.

Именно романтики выступили первыми критиками буржуазного общества. Именно они открыли новый тип героя, вступающего в противоборство с обществом. Они открыли психологический анализ, неисчерпаемую глубину и многосложность индивидуальной личности. Этим они открыли дорогу реалистам (в познании новых высот внутреннего мира человека).

Стендаль использует это и свяжет психологию индивида с его социальным бытием, а внутренний мир человека представит в динамике, эволюции, обусловленной активным воздействием на личность среды.

Принцип историзма (в романтизме был важнейшим принципом эстетики) – реалисты его наследуют.

Этот принцип предполагает рассмотрение жизни человечества как непрерывного процесса.

У романтиков принцип историзма имел под собой идеалистическую основу. Принципиально иное наполнение обретает он у реалистов – материалистическое прочтение истории (основной двигатель истории – борьба классов, сила, решающая исход этой борьбы, - народ). Именно это стимулировало их интерес к экономическим структурам общества, так и к социальной психологии широких народных масс.

Романтики изображают жизнь давно прошедших эпох, реалисты – современную буржуазную действительность.

Реализм I этапа: Бальзак, Стендаль: имеет еще черты романтизма (художник вовлечен в художественный мир, им описываемый).

Реализм II этапа: Флобер: окончательный разрыв с романтической традицией. На смену ярким индивидуальностям приходят обыкновенные люди. Художники декларируют полную отстраненность от неприемлемой ими действительности.

Образ Растиньяка в «Ч.К.» - образ молодого человека, который завоевывает себе личное благополучие. Путь его – это путь наиболее последовательного и неуклонного восхождения. Утрата иллюзий, если и происходит, то совершается сравнительно безболезненно.

В «Отце Горио» Растиньяк еще верит в добро, гордится своей чистотой. Моя жизнь «чиста как лилия». Он знатного аристократического происхождения, приезжает в Париж, чтобы сделать карьеру и поступать на юридический факультет. Он живет в пансионе мадам Ваке на последние деньги. Ему открыт доступ в салон виконтессы де Босеан. По социальному же положению он бедняк. Жизненный опыт Растиньяка складывается из столкновения двух миров (каторжник Вотрен и виконтесса). Растиньяк считает Вотрена и его взгляды выше аристократического общества, там преступления мелки. «Честность никому не нужна», - говорит Вотрен. «Чем холоднее вы рассчитываете, тем далее вы продвинетесь». Промежуточное положение его типично для того времени. На последние деньги он устраивает похороны бедняку Горио.

Вскоре он понимает, что его положение плохое, ни к чему не приведет, что надо поступиться честностью, плюнуть на самолюбие и пойти на подлость.

В романе «Банкирский дом» рассказывается о первых деловых успехах Растиньяка. Пользуясь помощью мужа своей любовницы Дельфины, дочери Горио, барона де Нусингена, он наживает себе состояние путем ловкой игры на акциях. Он – классический приспособленец.

В «Шагреневой коже» - новый этап эволюции Растиньяка. Здесь он уже опытный стратег, который давно распростился со всякими иллюзиями. Это откровенный циник, научившийся лгать и лицемерить. Он – классический приспособленец. Для того, чтобы процветать, учит он Рафаэля, нужно лезть вперед и поступаться всеми моральными принципами.

Растиньяк – представитель той армии молодых людей, которые шли не путем открытого преступления, а путем приспособления, осуществляемого средствами законного преступления. Финансовая политика – грабеж. Он пытается приспособиться к буржуазному трону.

Растиньяк

РАСТИНЬЯК (фр. Rastignac) - один из героев романа «Отец Горио» (1834), а также некоторых других романов эпопеи «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака. В романе «Отец Горио» Бальзак показывает историю превращения провинциала-идеалиста в парижского циника. Покинув родительский кров, Эжен де Р. приезжает в Париж, чтобы честно служить науке. Однако он не лишен честолюбия, поэтому с мечтами о научной карьере соседствуют мечты о славе. В Париже за «воспитание чувств» умного и обаятельного юноши принимаются каторжник Вотрен и виконтесса де Бо-сеан, взгляды которых на жизнь совершенно не случайно совпадают. «Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, - поучает аристократка, - гоните не жалея и вы достигнете предела в осуществлении ваших желаний». «Честностью нельзя достигнуть ничего», - уверяет его Вотрен. Вскоре Р. не выдерживает искушения богатством и светской карьерой и начинает сдавать позиции. Правда, поначалу он отказывается от выгодного брака, но потом все же решает на пути к успеху «опереться и на науку и на любовь, стать светским человеком и доктором юридических наук». Проходит еще немного времени, и он уже готов на все ради богатства. Под влиянием парижской жизни Р. очень быстро утратил юношеские иллюзии, что немудрено. Дабы выжить и не потеряться во всеобщей гонке за деньгами и наслаждением, когда все люди враги и только ждут удобного случая поживиться за счет друг друга, просто необходимо отказаться от всех библейских заповедей. Другого пути к успеху нет, и Р., довольно быстро это поняв, выбирает успех. В конце романа, провожая в последний путь отца Горио, ограбленного и брошенного дочерьми, Р. роняет «последнюю юношескую слезу, исторгнутую святыми волнениями чистого сердца», после чего произносит, обращаясь к Парижу, свою знаменитую фразу: «А теперь - кто победит: я или ты!»

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - - -