Храмы троицы живоначальной и успения богородицы в троице-лыкове. Троице-Лыково, церковь Троицы Живоначальной: описание, история, адрес Освящение троицкого храма в троице лыково

Церковь Троицы Живоначальной в селе Троицком-Лыкове была построена в 1698-1703 гг. в имении стольника Мартемьяна Кирилловича Нарышкина и по его заказу. По преданию, камень в основание храма был заложен Петром I в знак уважения к дяде.

Дворцовое село Троицкое известно по крайней мере с XVI века, и располагалось оно в стороне от высокого берега Москвы-реки. Тогда в нем была деревянная Троицкая церковь. В начале XVII века Василий Шуйский, став царем, пожаловал село князю Б.М.Лыкову, от которого пошло второе название местности. При Лыкове село вместе с церковью передвинулось ближе к реке. Судьба небольшого деревянного одноглавого храма клетского типа редкостна и печальна. Избежав пожаров, он был перенесен на новое место еще раз при строительстве барочного храма, переосвящен в честь Успения Божией Матери и простоял до 1937 года, бережно охраняемый хозяевами Троице-Лыкова, в особенности последним владельцем, богатым купцом Карзинкиным. В интерьере церкви сохранилось даже первоначальное убранство начала XVII века. Но в 1937г., когда закрыли новую, построенную рядом каменную Успенскую церковь и устроили в ней клуб, сельские молодые активисты во главе с неким Шевалдышевым, возмущенные тем, что в клуб ходит мало народа, а в церковь – значительно больше, тайно ночью подожгли уникальный памятник деревянной архитектуры. Наказаны они не были. Сейчас планируется восстановление храма на сохранившемся и открытом недавно фундаменте.

Село Троицкое-Лыково было пожаловано Нарышкиным в 1698г. (по другим сведениям – оно досталось Ивану Кирилловичу Нарышкину в приданое за Прасковьей Алексеевной Лыковой), тогда и началось возведение нового храма Пресвятой Троицы. С 1749г. имение перешло к Разумовским, при них здесь был разбит регулярный парк и выстроена усадьба. Нынешний кирпичный усадебный дом был построен, вероятно, при следующих хозяевах, Бутурлиных.

Предположительно строительство нового Троицкого храма велось зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым , всю жизнь работавшим на Нарышкиных и их родственников. Гипотеза о его авторстве принадлежит профессору В.С.Топорову: он отыскал в архиве документ, гласящий: «Да помяни Господи мастеры здатели Святые церкви сия рабов твоих каменодельцев Михаила да Митрофана да Якова…». Предположительно бумага касалась Троицкой церкви. Но едва ли это могло служить единственным основанием для такой версии, если бы сам храм композицией своей и декором не указывал бы на то, что он, Спасская церковь в Уборах и Входоиерусалимская надвратная церковь в Новом Иерусалиме (авторство которых не подлежит сомнению) с огромной вероятностью могли быть поставлены одним зодчим.

Кирпичный храм выстроен в стиле московского, или нарышкинского барокко, «под колоколы», то есть, с ярусом звона на основном объеме. По одним данным, работы начались в 1698г., по другим – раньше, в 1690г. и окончились уже к 1695г. Композиция храма – классическая барочная, ярусно-пирамидальная, или же, иначе говоря, «восьмерик на четверике». На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нем установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане. С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухъярусных восьмигранных барабанах. Храм поставлен на невысокий подклет-гульбище, со всех сторон окруженный изящной балюстрадой. Как во всех барочных храмах, замечательна отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга. Так же роскошно было и убранство интерьера. До разорения в храме сохранялсярезной девятиярусный иконостас, украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями. В западной части хора было устроено царское место – фонарь с короной наверху. Первоначально стены изнутри были расписаны под мрамор. Хоры идут вдоль стен в два яруса; из верхнего есть выход на колокольню. Кресты на трех главах золотили мастера Оружейной палаты Алексей и Борис Маеровы – сказалось близкое родство Нарышкиных с царской фамилией. Кованые двери и ставни были разрисованы растительным орнаментом, дополняющим резные каменные украшения стен. По верху восьмерика и яруса звона идет ажурный декоративный ряд гребней, а грани ярусов разделены колонками.

Во время войны 1812 года храм был разорен вместе с усадьбой, из него вывезли множество ценностей, позднее возвращенных партизанами, которые неподалеку отбили награбленное у французов. Не вернулось только старинное серебряное паникадило, которое распилили на куски; взамен утраченного император Александр I прислал новое бронзовое с хрустальными подвесками.

В советское время, в 1933г., храм был закрыт, но менее чем через десять лет, в 1941г., во время войны, академик В.Н.Подключников из Академии архитектуры занялся обмерами уникального памятника. Многое сейчас при реставрации храма делается с использованием его обмеров. С 1970г. началась реставрация храма под руководством профессора И.В.Ильенко, но позднее финансирование работ прекратилось, и памятник снова начал рушиться. В 2000-х гг. реставрационные работы снова начались и обещают в течение нескольких лет окончиться полным восстановлением Троицкого храма.

Троицкий храм окружен совершенно необычным для Москвы пейзажем. С одной стороны – высокий берег Москвы-реки и Серебряный бор за ней. С другой – чудом сохранившиеся сельские частные домики. Оказавшись в Троице-Лыкове, можно вообразить, что храм просто еще не достроен и стоит в лесах, а вокруг – старинное село, а не большой город…

Понятие Святой Троицы обозначает Триединого Бога. Душа христианина устремлена к Всевышнему Создателю. Помыслы верующего человека воплощаются в храмах, где проходят церковные службы. Словно рвущийся в небеса храм Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове олицетворяет желание православных россиян быть ближе к Спасителю.

Усадьба Троице-Лыково

Троице-Лыковым называется поселение на высоком берегу реки Москва, где располагаются бывшая дворцовая деревня с Успенской и Троицкой церквями. История Троице-Лыкового поместья тесно связана с царской фамилией.

В 1610 году хозяином села стал боярин Борис Лыков-Оболенский, зять московского патриарха Филарета, который стал отцом первого русского самодержца из семьи Романовых - Михаила Федоровича. Согласно записям церковных книг 1646 года, в поселении проживало 27 человек. С 1690 года имение перешло во владение рода Нарышкиных. Сначала усадьбой управлял Мартемьян Кириллович, дядя Петра I, затем его брат Лев. После 1749 года деревня принадлежала статс-даме Е. И. Разумовской (в девичестве Нарышкиной). Екатерина Ивановна доводилась троюродной сестрой императрице Елизавете Петровне.

В 1804 году село, которое населяли 339 человек, выкупило семейство потомственных дворян Бутурлиных. В 1876 году поместье приобретает купец 1-й гильдии С. И. Карзинкин - известный московский продавец чая. Супруга предпринимателя Юлия устраивает в главном здании имения странноприимный дом, а в феврале 1917 года передает поместье Свято-Троицкой общине.

После прихода к власти большевиков усадьба в Троице-Лыково была переоборудована в санаторий, а позже здесь организовали рабфак для туркменских активистов. В 50-х годах прошлого века в усадьбе размещалось суворовское музыкальное училище. В городскую черту Москвы деревня перешла в 1960 году, однако до нынешних дней сохраняет сельский облик. Всего в 200 метрах от оживленных городских улиц располагается патриархальный дачный поселок.


История церкви

На рубеже XVII-XVIII вв. в архитектуре складывается специфическое направление, получившее название «нарышкинского барокко». В имениях бояр Нарышкиных возводились церкви, в которых сочетались элементы традиционного русского зодчества и европейского барокко. Яркими примерами являются: храм Покрова в московском районе Фили и церковь Успения на Покровке.

Здания, построенные в стиле «нарышкинского барокко», отличают следующие характерные черты:

  • сочетание различных архитектурных направлений;
  • внутренняя целеустремленность композиционного построения здания;
  • многоярусность;
  • разнородность отделки интерьера;
  • симметрия компонентов и равновесие частей строения.


Возведение и основание

Первая деревянная Троицкая церковь в селе возведена вотчинными крестьянами князя Лыкова-Оболенского. Здание имело приделы Николая Чудотворца и мучеников Лавра и Флора. Позднее постройку из дерева заменил каменный храм.

Вступив во владение Троице-Лыковым, Мартемьян Нарышкин начинает строительство парадной каменной церкви. На высоком холме у Москва-реки в 1694 году появляется величественный собор, который освятили в 1708 году в честь Живоначальной Троицы. После завершения отделочных работ белокаменный храм становится украшением усадьбы.

Архивные данные позволяют предположить, что над заказом боярина трудился зодчий Я. Г. Бухвостов. Сравнение здания в Троице-Лыкове с архитектурой религиозных строений в Филях, Китай-городе и Зюзино, авторство которых доподлинно установлено, подтверждают версию участия Якова Григорьевича в сооружении Троицкого собора.

Деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы в Строгино построен в 1704 году по заказу Льва Кирилловича Нарышкина. Несмотря на подновления, здание постепенно ветшало. В 1936 году большевистские активисты сожгли строение. Каменная церковь Успения Богородицы возведена в конце XIX века.


Историческая судьба

Во время Отечественной войны 1812 года в усадьбе располагались французские кавалеристы, которые разорили Троицкую церковь. Оккупанты украли антиминс, золотую чашу для причащения, церковную утварь. К счастью, русским партизанам удалось отбить награбленное имущество. Все вещи, за исключением паникадила из серебра, которое мародеры распилили и растащили по кускам, вернулись в храм.

Царь Александр I возместил утрату, прислав бронзовый всесвещник с подвесками их хрусталя. В течение зимы помещение приводилось в порядок. 14 февраля после освящения церкви богослужения возобновились

Семья купцов Карзинкиных бережно относилась к культовому зданию. В 1879 году производится капитальный ремонт храма. Отреставрирован иконостас и настенная живопись, новой позолотой покрыта центральная главка, наружные стены заново отштукатурены и побелены.

Разгром и разграбление

Под лозунгом борьбы с религией в 1933 году Советская власть закрывает Троицкий храм. Большевики хотели использовать помещение для устройства выставки народного хозяйства Туркменистана. Воинствующие атеисты сняли колокола и вынесли иконостас. В планах строителей коммунизма было изъятие куполов, уничтожение барельефов и украшений, связанных с православием.

Однако в 1935 году Лига Наций объявила собор Живоначальной Троицы архитектурным памятником всемирного значения. Сооружение взяла на учет комиссия ЮНЕСКО. Храм был спасен от разорения, но церковные службы не проводились.

Реставрация здания

В 1941 году академик архитектуры В. Н. Подключников снял размеры здания и составил подробное описание церкви во имя Святой Троицы. Василий Николаевич подготовил иллюстрированный альбом, который был издан через четыре года. Материалы, представленные в книге, использовались при реставрации храма в 70-х годах прошлого столетия. Работами руководил профессор И. В. Ильенко.

С 2000 года начались повторные восстановительные работы, ранее прерванные из-за скудного финансирования. В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл решает организовать здесь подворье Покровского женского ставропигиального монастыря. Руководит ремонтом помещений и уборкой территории настоятельница обители - игуменья Феофания (Мискина).


Современное положение

В апреле 2013 года в храмовом комплексе открывается официальное подворье Покровского монастыря в Троице-Лыково. В церквях восстановлены купола и крыша, воссозданы иконостасы, возвращены колокола.

5 июня 2017 года Патриарх Кирилл освятил восстановленный Троицкий храм. После Божественной литургии Предстоятель РПЦ (Русской Православной Церкви) передал собору в дар икону с житийными клеймами преподобного Серафима Саровского.

В церкви сохраняются святыни:

  • антиминс с дарственной надписью от Петра I и царевича Алексея;
  • чтимая икона Божией Матери «Иверская», привезенная от монахов горы Афон в 1999 году;
  • список святого образа Богоматери «Державная»;
  • местночтимый извод иконы «Ченстоховская».


Месторасположение храма

Храм Живоначальной Троицы находится в восточной части села на возвышенном берегу реки Москва. Сам дачный поселок располагается между Серебряным Бором и городским районом Строгино. Почтовый адрес церкви: г. Москва, район Строгино, ул. Одинцовская, дом 24Б.

Как добраться

Чтобы побывать в Троицком соборе, следует по Таганско-Краснопресненской ветке Московского метрополитена доехать до станции «Щукинская». Из метро подняться на улицу Маршала Василевского к памятному бюсту советского военачальника. В 70 метрах отсюда находится остановка автобуса №137, который ходит каждые 20 мин. Дорога займет 15 мин. От конечной остановки до храма нужно пройти 200 метров.

Можно доехать до станции «Строгино» Арбатско-Покровской линии метро. Выйдя из подземки, нужно дойти по Строгинскому бульвару до Таллинской улицы и повернуть направо. Через 130 метров находится автобусная остановка. Маршрут №137 ведет в цели путешествия.


Архитектура и убранство сооружения

Возведение религиозных помещений для богослужений происходит в соответствии с установленными правилами, которые требуют, чтобы церковь имела три части:

  • алтарь;
  • среднюю часть, называемую наос;
  • притвор.

Наос увенчивается одним или несколькими куполами. Над притвором строится колокольня.

При сооружении Троицкого собора зодчие отходят от общепринятых норм. В храме отсутствует притвор, а колокольня возвышается над средней частью. Уникальная композиционная структура создает впечатление, будто здание вот-вот устремится в небеса.


Внешний вид

Церковь Святой Троицы построена по схеме «восьмерик на четверике». Четырехугольный первый этаж, который окружает гульбище, покоится на возвышенном цоколе - подклете. На втором уровне восьмигранная коробка с высокими окнами служит основанием для четырехметровой колокольни. Сооружение венчает золотой купол на узорчатом барабане.

Над алтарем и притвором установлены двухъярусные барабаны с главками, выкрашенные в черный цвет и украшенные золотыми звездами. Позолотой крестов и купола занимались мастера Оружейной палаты Алексей и Борис Маеровы. В северной и южной частях храма расположены боковые входы.


Колокола

В церковной звоннице подвешиваются колокола, которые созывают верующих прихожан на богослужение или возвещают о важных частях литургии, проходящей храме. Звон одного колокола именуется «благовест». Колокольное многоголосье в честь радостного праздника определяют как «трезвон», а события, связанные с печалью, сопровождает «перезвон».

В колокольной башне собора Живоначальной Троицы подвешены 24 колокола. Разница в размерах придает им различные голоса. Как и много веков назад, нынешние церковные службы в Троице-Лыкове сопровождает колокольный звон.


Отделка фасадов

Красота наружных стен позволяет назвать храм Святой Троицы «песней в камне». Вертикальные элементы фасада - окна и двери - отделаны колоннами, украшенными орнаментом. Углы здания отмечены гладкими колоннами коринфского ордера.

Круглые окна и карнизы прямоугольных окон отделаны резным каменным декором. В том же стиле выполнен и десюдепорт - украшение над дверным проемом. Каждая грань сооружения завершается вычурным фронтоном, устремленным вверх. Элементы настенных деталей композиционно уравновешены и гармонично дополняют друг друга.


Внутреннее оформление

Интерьер Троицкого храма так же роскошен, как и отделка внешних стен. Иконостас в девять ярусов украшают резные колонны с виноградными лозами, обремененными гроздьями, экзотическими плодами и растениями. Вдоль стен в двух уровнях протянулись хоры. Стены, когда-то расписанные под мрамор, сейчас покрыты светло-голубой краской.

С левой стороны на первом ярусе хоров обустроено место для царской семьи. Архитектурный фонарь сверху украшает золотая корона. На боковых ограждениях изображен символ самодержавия - двуглавый орел.


Как проходят богослужения

Церковные службы проводятся в просторном помещении Успенского храма. В 8 часов утра начинается литургия, а в 16.45 вечерняя служба. В дни великих праздников проходит ранняя и поздняя литургия. Регулярно проводятся водосвятные и акафистные молебны.

Устремленная к небу белокаменная церковь Живоначальной Троицы на высоком речном берегу так прекрасна, что москвичи называют ее «Белый лебедь». В дачный поселок приезжают православные россияне, чтобы полюбоваться уникальной архитектурой храмового комплекса. Сюда приходят верующие для вознесения молитв Спасителю.

Видео

Видеорепортаж рассказывает об освящении Троицкого собора.

Село Троице-Лыково получило свое название по фамилии его владельца боярина Б. М. Лыкова, известного военачальника Смутного времени. Он выстроил в усадьбе деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. После смерти Лыкова село было передано боярам Нарышкиным. Им владели по очереди три брата, при последнем из них, Льве Кирилловиче, был выстроен каменный трехглавый храм Живоначальной Троицы (1698-1702) - образец «нарышкинского барокко». Храм украшен богатой резьбой по камню. В 1834 г. Троице-Лыково приобрел генерал-майор Н.А. Бутурлин, принадлежавший к старинному дворянскому роду. При нем в 1852 г. был построен каменный зимний храм Успения Пресвятой Богородицы.

В 1876 г. усадьбу приобрел почетный гражданин, купец I-ой гильдии И.И. Карзинкин. Последняя из владельцев, Юлия Михайловна Карзинкина, в 1903 г. пристроила к Успенскому храму два придела и колокольню. Она также открыла школу, сиротский приют, детскую больницу и богадельню. Эта богадельня стала впоследствии ядром монашеской общины. Женский монастырь во имя Святой Троицы был открыт 5 августа 1916 г. Но существовал этот монастырь очень недолго - он был закрыт в 1923 г.

В советское время в Успенской церкви находилась столовая суворовского училища, затем здание церкви использовалось Институтом атомной энергии как склад. С него были снесены главы с крестами, разрушена колокольня, уничтожено внутреннее убранство. Постройки усадьбы (дом Карзинкиных, школа, богадельня), лишенные ухода и присмотра, полностью разрушились.

Троицкая церковь в 1935 г. была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры и поэтому избежала существенных повреждений.

30 марта 1989 г. в Успенской церкви возобновились богослужения. За 12 лет расчищена территория усадьбы, выстроено здание богадельни (ныне приходской дом), установлена ограда, устроены ремонтные мастерские, склад и трапезная. Проложена пешеходная трасса со стороны ул. Твардовского. Прихрамовая территория заасфальтирована, по усадьбе проложены дорожки. Успенский храм восстанавливается в его первоначальном облике.



Построена в 1694-97 гг., по другим источникам 1691-95 гг. (зодчий Яков Г. Бухвостов с товарищами М. Тимофеевым и М. Семеновым) на западе Москвы, на правом, высоком берегу реки Москва, напротив Серебряного бора, рядом (на севере) — Строгино, на средства и в усадьбе стольника М. К. Нарышкина. Село Троицкое название по храму, а Лыково — по владельцам князьям Лыковым. Они coopудили здесь первый деревянный храм Успения Божией Матери (начало XVII в.; сожжён в 1936 г.). Участником устройства храма был Петр I, посещавший в Троице-Лыкове своих родственников. Освящен в 1708 г.

В стиле «московского барокко», однопрестольный, летний. На невысоком подклете — гульбище, обнесённое балюстрадой с тремя широкими лестницами. Четырехугольный, с востока и запада обрамлён симметричными полукружиями алтаря и придела. На нём три восьмигранных яруса. К четырехугольному зданию с запада и востока примыкают притворы, каждый из которых завершён двумя декоративными восьмигранными ярусами с одной главой. Храм — «иже под колоколы» (здание завершает колокольня) с луковичной главой. Пышный белокаменный декор (резные колонки порталов и наличников окон первого яруса, витые колонки восьмигранных ярусов и обрамления восьмигранных окон северного и южного фасадов, волюты и раковины, фигурные фронтоны). Внутри был резной девятиярусный иконостас (не сохранился, предпринимаются попытки восстановить его по оставшимся деталям). Трапезная, алтарь и храм отделены арками. Между двумя стенами, с трех сторон идут двойные хоры.

В 1917 г. в Троице-Лыково создана Свято-Троицкая женская община. Около 1930 г. закрыт. Использовался под склад. До 1978 г. в усадьбе находилась школа военных музыкантов-суворовцев. С 1970 г. реставрировался (арх. И.В. Ильенко). Возвращен РПЦ. Ведутся работы по воссозданию внутреннего убранства.

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=315



Сергия, мученика, и мученицы Иулии над усыпальницей Карзинкиных часовня (Одинцовская улица, дом № 24).

На кладбище Троицкой церкви в Троице-Лыкове (Строгино), вблизи алтаря находится часовня над могилами семьи купцов и известных благотворителей Карзинкиных, последних владельцев усадьбы Троице-Лыково. В часовне, над склепом, в котором упокоились Сергей Иванович Карзинкин, умерший в 1886 г., и его супруга Юлия Матвеевна Карзинкина, умершая в 1915 г., находились семейные иконы мученика Сергия и мученицы Иулии. Ю.М. Карзинкина основала в Троице-Лыкове Свято-Троицкую обитель, насельницы которой и сохраняли память об основательнице общины. По ее завещанию, в котором она передала усадьбу для устройства женской обители, дети Юлии Матвеевны и Сергея Ивановича Карзинкиных и члены их семей имели право быть погребенными в семейном склепе. Часовня была сделана из цветного стекла, богато украшалась цветами. После закрытия храмов усадьбы могилы и сама часовня были уничтожены.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://rutlib.com/book/21735/p/17



Своё название Троице-Лыково получило по имени возведённой в нём Троицкой церкви и по фамилии первого его владельца - князя Лыкова-Оболенского. Село Троицкое известно по историческим документам с ХVI века. При царе Василии Шуйском Троицкое было пожаловано за службу князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому. Борис Михайлович был правнуком князя Ивана Владимировича Оболенского, носившего прозвище "Лыко". Во времена правления царей Василия Шуйского и Михаила Романова князь занимал видное общественное и служебное положение. В 1606 году был пожалован во бояре. После свержения с престола Шуйского к власти пришла Боярская Дума, состоявшая из семи бояр, в числе которых был и боярин Лыков. В Смутное время совершил немало ратных подвигов: в 1609 году отличился в победном сражении на Ходынском поле, не дав полякам захватить и сжечь Москву, способствовал победе царских войск над отрядами самозванца Лжедмитрий II и повстанческой армией Болотникова, разбил войско гетмана Лисовского и освободил захваченный поляками город Коломну. По просьбе Земского собора при царе Михаиле Романове принимал активное участие в умиротворении страны: оборонял Можайск от поляков и бесстрашно усмирял разбойников, которые безчинствовали под Москвой. Он был женат на Анастасии Никитичне Романовой, родственнице жены Иоанна Грозного царицы Анастасии и сестре патриарха Филарета, поэтому по жене князь приходился дядей царю Михаилу Фёдоровичу Романову. Это родство выдвинуло его в первый ряд московской знати.

С 1619 по 1642 годы Лыков управлял важнейшими государственными Приказами. Боголюбивый князь строил храмы, помогал монастырям. Боярину Лыкову принадлежали также земли у озера Селигер и остров Столбный, где ещё в 1594 году был основан монастырь Нилова Пустынь, который своей известностью обязан преподобному Нилу Столобенскому. Лыков считал святого своим небесным покровителем и оказывал монастырю всяческую поддержку. Борис Михайлович Лыков, пятьдесят лет верой и правдой прослужив своему Отечеству, умер в 1646 году и был погребён в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре. В конце ХVII века Троицкое переходит во владение князей Нарышкиных - братьев царицы Натальи Кирилловны, матери царя Петра I. Иван Кириллович Нарышкин, женившись на княжне Лыковой, получил, надо полагать, это поместье в приданое. В 1682 году, во время "стрелецкого бунта", он был схвачен мятежниками и принял мученическую смерть на Красной площади. В 1690 году село Троицкое было пожаловано другому брату царицы, стольнику царя Петра I - Мартемьяну Кирилловичу Нарышкину, одному из самых влиятельных и богатых царедворцев того времени, возглавлявшему Посольский приказ. Ему, в частности, принадлежали знаменитые Тульские заводы и подмосковное село Фили, в котором он построил всемирно известный храм Покрова Богородицы.

В 1749 году Троице-Лыково досталось Кириллу Григорьевичу Разумовскому, женатому на внучке Льва Кирилловича - Екатерине Ивановне Нарышкиной. Граф Кирилл Григорьевич был президентом Петербургской Академии наук, генерал-фельдмаршалом, блистательным вельможей при дворе двух императриц: Елизаветы и Екатерины Великой. Во второй половине ХIХ века владельцем имения стал граф, генерал-майор Николай Александрович Бутурлин - потомок древнейшего русского дворянского рода, уходящего корнями в ХIII век и давшего стране многих известных военных деятелей, государственных мужей и дипломатов. В 1876 году усадьба Троице-Лыково перешла к купцу Ивану Ивановичу Карзинкину - потомственному почётному гражданину, а после его смерти - к сыну Сергею Ивановичу, тульскому дворянину, главе известной чайной фирмы, который умер в 1886 году и погребён в фамильной часовне-усыпальнице у Троицкого храма. Последняя владелица Троице-Лыково - его вдова Юлия Матвеевна Карзинкина. К концу ХIХ века Троице-Лыково было классической русской усадьбой - подмосковным "дворянским гнездом": барский дом в русском стиле с затейливой резьбой, за ним сад с цветниками, парк с рекой, прудами, островками, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями. Центральное место занимали храмы.

На территории усадьбы Троице-Лыково в разное время было построено несколько храмов. Первую деревянную церковь во имя Святой Троицы (с приделами в честь святителя Николая и мучеников Флора и Лавра) построил в своём вотчинном селе ещё князь Лыков. Позднее она была разобрана и заменена каменной. Главным украшением парка и всей усадьбы - каменный храм во имя Живоначальной Троицы - изумительный по красоте вотчинный храм ХVII века "иже под колоколы" (когда здание церкви вверху завершается колокольней). На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году. Храм построен в стиле "московского барокко" (синтез западного барокко и древнерусского русского стиля), отличавшемся пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой.

Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов - известный зодчий того времени. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нём много писали, им восхищались. Великолепный девятиярусный иконостас потрясал своей виртуозной золочёной резьбой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Снаружи эта белоснежная церковь с золочёными ажурными крестами была так прекрасна, что её сравнивали с невестой, одетой в кружевной наряд и золотой кокошник, любующейся на своё отражение в водах Москвы-реки, поэтому храм ещё называли "Белым лебедем". Он был освящён в 1708 году при Петре I, и историки полагают, что царь посещал его, приезжая в Троице-Лыково навестить своих родственников.

Композиция храма - классическая барочная, ярусно-пирамидальная, или же, иначе говоря, "восьмерик на четверике". На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нём установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане. С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухъярусных восьмигранных барабанах. Храм поставлен на невысокий подклет-гульбище, со всех сторон окружённый изящной балюстрадой. Как во всех барочных храмах, здесь видна замечательная отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга. Роскошно было и убранство интерьера. До разорения в храме сохранялся резной девятиярусный иконостас, украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями. В западной части хоров было устроено царское место - фонарь с короной наверху. Первоначально стены изнутри были расписаны под мрамор. Хоры идут вдоль стен в два яруса; из верхнего есть выход на колокольню. Кованые двери и ставни были разрисованы растительным орнаментом, дополняющим резные каменные украшения стен. По верху восьмерика и яруса звона идёт ажурный декоративный ряд гребней, а грани ярусов разделены колонками.

1812 год принёс Троицкому приходу немало тягот и лишений. В деревнях сгорело 75 дворов, а двухмесячный постой французких солдат в селе в конец разорил местных жителей. Клириков храма постигли бедствия и голод. Французы увезли из храма богатую добычу. Среди украденных вещей было старинное серебряное паникадило, распиленное на куски. Партизаны отбили награбленное. Император Александр I вскоре прислал в храм новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. Вернули и древний антиминс. Три поколения Карзинкиных исполняли обязанности церковных старост: с 1876 по 1886 год - Сергей Иванович, затем до 1910 года - Сергей Сергеевич и до середины 1920-х годов Иван Сергеевич. В 1879 году Карзинкины взялись за ремонт храма: был заново вызолочен иконостас, вновь позолочена центральная глава, поновлена роспись, оштукатуренная церковь побелена. До самого закрытия храма в 1933 году здесь сохранялся первоначальный атласный антиминс с надписью: "Еже бысть при Державе Благочестивейшего государя царя и Великого Князя Всея России Самодержца Петра Алексеевича и при сыне его царевиче Алексее Петровиче Священнодействован Преосвященным Каллистом Архиепископом Тверским и Кашинским 1708 года месяца мая в 9 день". Храм Троицы закрыли вторым (после тёплой Успенской церкви) в 1933 году. В Троицком храме власти собирались открыть выставку народного хозяйства Туркменской ССР. С этой целью намечалась перестройка культового здания "в части изъятия глав, барельефов, украшения, отделки, напоминающих церковь". К счастью варварский замысел осуществить не удалось.

В 1935 году храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учёт Лигой Наций, позднее комиссией ЮНЕСКО. Таким образом он был спасён от разрушения. Зимой 1941 года Академия архитектуры организовала обмеры и фиксацию лучших памятников русского зодчества в Подмосковье. Вблизи шла война. В Лыково командировали знатока "нарышкинского" барокко Василия Николаевича Подключникова, который блестяще справился с этой работой. Результатом её стал замечательный, прекрасно иллюстрированный, несмотря на военное время, альбом "Три памятника ХVII столетия. Церковь в Филях. Церковь в Уборах. Церковь в Троицком", вышедший в свет в 1945 году, уже после смерти автора. Эти высокопрофессиональные обмеры впоследствии явились основой для реставрации здания. Ближе к нашему времени шедевр древнерусского зодчества оказался совершенно бесхозным.

Красавица-церковь отнюдь не перестала вызывать интерес - посмотреть на неё приезжали тысячи любителей старины. Однако к началу 1970-х годов в интерьере храма остались лишь жалкие фрагменты. Да и снаружи в нижнем ярусе сбили несколько резных колонн. Министерству культуры всё же удалось выделить на его реставрацию самые минимальные средства. Предполагалось открыть в его стенах, как и в церкви Покрова в Филях, филиал Государственного музея древнерусской живописи им. Андрея Рублёва. Более десяти лет здесь вела работы архитектор Всесоюзного производственного научно-реставрационного отдела Министерства Культуры СССР, заслуженный работник культуры Ирина Валентиновна Ильенко. Началось воссоздание утраченных элементов наружного убранства и деревянной резьбы в интерьере. Но финансирование прекратилось, и работы не были закончены. В середине 1980-х годов о создании нового музея не могло быть и речи, и памятник так и не обрёл пользователя. Лишь в октябре 1989 года оба храма в Троице-Лыково были возвращены Православной Церкви. В апреле 2013 года храмовый комплекс преобразован в подворье Покровского ставропигиального женского монастыря у Покровской заставы г. Москвы.

Материал взят из брошюры "Троице-Лыково. Подворье Покровского ставропигиального женского монастыря"



Село Троицкое с деревнею Черевковою, на реке Москве, в XVI ст. Московского уезда, в Сетунском стане, пожалованная вотчина при царе Василии Шуйском князю Борису Михайловичу Лыкову, «за его службу из прежнего его же поместья». Князь Лыков построил в деревне Черевкове деревянную церковь во имя Св. Троицы и назвал деревню селом Ново-Троицким, а крестьянские дворы из деревни Черевковой перенес в «старое село Троицкое и назвал деревнею Новая Черевкова».

В писцовых книгах 1627 г. значится: «в селе Новом Троицком церковь Живоначальной Троицы, да предел Николы чудотворца, да придел Флора и Лавра, древяна, клетцки, а в церкви образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение вотчинниково - князя Бориса Михайловича Лыкова, а у церкви на церковной земле во дворе поп Микифор Кириллов, да с ним церковный дьячок, брат его, Панкратко Кириллов, в селе двор вотчинников, а в нем живут деловые люди, и 5 дворов людских, в них 5 человек; в деревне Новой Черевковой, на пруде, что было село Старое Троицкое, 17 дворов крестьянских и 5 дворов бобыльских». В приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1628 г. написано: «церковь Живоначальной Троицы в вотчине боярина князя Бориса Михайловича Лыкова, в селе Троицком; дани 8 денег, по наказу гривна». Под 1642 г. при Троицкой церкви упоминаются приделы Николая чудотворца, Флора и Лавра; дани по окладу 12 алтын 5 денег, десятильничих и заезда гривна».

В 1646 г. в селе Ново-Троицком с принадлежащими к нему деревнями Черевкова, Рублево и Луково - владении князя Б. М. Лыкова, находилось 2 двора боярских, 16 дворов задворных, людей в них 27 человек, 47 дворов крестьянских и двор бобыльский, в них 118 человек. При Троицкой церкви был священник Степан Лукьянов, которому выдавалось жалование в год по 6 руб. и хлеба 14 четвертей.

В 1690 г. село Троицкое с деревнями пожаловано Мартемьяну Кирилловичу Нарышкину и за ним утверждено в том же году отказною книгою, в которой упоминается «в селе церковь деревянная, рублена клетцки вверх, во имя Живоначальной Троицы, да два придела Николая чудотворца и Флора и Лавра не освящена». В приходной книге Патриаршего казенного приказа 1693 г. под статьею о Троицкой церкви отмечено: «сию церковь впредь писать в вотчине за боярином Мартемьяном Кирилловичем Нарышкиным, а преж сего было то село дворцовое, дани 12 алтын 5 денег, заезда гривна».

В 1698 г., по именному указу, село Троицкое с деревнями отдано во владение боярину Льву Кирилловичу Нарышкину с его матерью вдовою боярыней Анною Леонтьевною (мать царицы Натальи Кирилловны). В переписных книгах 1704 г. записано: «за боярином Львом Кирилловичем Нарышкиным село Троицкое, на Москве реке, а в селе церковь каменная во имя Живоначальной Троицы, да другая церковь деревянная во имя Успения Пресвятой Богородицы; да в селе двор боярский, двор приказчика, двор конюшенный, двор скотный, двор птичий, людей в них 19 человек, и 33 двора крестьянских, в них 105 человек».

По смерти Льва Кирилловича село Троицкое в 1732 г. досталось его сыну Ивану по разделу с его родным братом Александром Львовичем, а от Ивана Львовича в 1749 г. перешло к его дочери Екатерине Ивановне, жене графа Кирилла Григорьевича Разумовского, а в 1784 г. - их сыну графу Андрею Кирилловичу Разумовскому.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.

5 июня 2017 года, в день Святого Духа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного храма Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове г. Москвы и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к присутствующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреподобие, многочтимая матушка Феофания! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю со вторым днем праздника Святой Пятидесятницы — днем Святаго Духа!

Замечательно, что именно сегодня произошло великое освящение храма Святой Троицы здесь, в Троице-Лыкове. Это место было одним из самых знаменитых уголков старой Москвы. Расположенная здесь усадьба принадлежала выдающимся государственным деятелям, первым из которых был Лыков-Оболенский, вельможа при Василии Шуйском, а затем при Михаиле Феодоровиче. Затем хозяевами стали Нарышкины — тоже известные вельможи; при них это место расцвело и стало очень значимым для Москвы и ее окрестностей, потому что Нарышкин попытался перенести на русскую почву западноевропейский архитектурный стиль барокко — но так, чтобы он не воспринимался как чужестранный. Так называемое московское (или нарышкинское) барокко, в традициях которого построен и этот храм, соединяет в себе элементы и западноевропейской, и византийской, и русской архитектуры. Лишь несколько храмов в Москве и области были построены во времена Нарышкина в таком стиле, но Троицкий храм в Троице-Лыкове отличается особой красотой и изяществом — это поистине царский храм.

Впоследствии усадьба перешла к купцам Карзинкиным, людям глубоко верующим, благоговейным, которые решили украсить это замечательное по архитектуре и ландшафту место добрыми делами. Так появились богадельня и приют для детей, страдавших тяжелыми психическими заболеваниями. Это были изгои общества, никто не знал, как лечить таких больных, которые, подобно прокаженным древним, оставались вне всякого общения с окружающим миром. Но благочестивые люди, унаследовавшие эту замечательную усадьбу, создали здесь приют, а для того чтобы бездомные, нищие, больные получали должный уход, была основана женская монашеская община.

После Октябрьской революции храмы были закрыты — действовал только один, деревянный, в честь Святой Троицы, на месте, где сейчас построен деревянный храм в честь Серафима Саровского. В Успенском храме организовали клуб, который люди из-за страха Божия почти не посещали, а вокруг маленького деревянного храма по праздникам собирались тысячи людей. Тогда директор клуба, движимый ревностью, поджег деревянный храм, и он сгорел. Пришел в упадок и бывший барский дом, хотя некоторое время его использовали как место отдыха тогдашние начальники. Так Господь провел сие место от взлета к падению, от славы к бесчестию, поруганию, исповедничеству…

В 1990-е годы Успенский храм был передан Церкви, но объем восстановительных работ был настолько велик, что осуществить все сразу было очень сложно. Когда в 2010 году я приехал сюда, это место поразило меня своей красотой и своей запущенностью. Я понял, что нужны особые усилия для того, чтобы возродить его первоначальную красоту, и Господь посетил меня мыслью о том, что, как в 1917 году здесь была организована женская община, поставившая своей целью помощь страждущим, так и в наше время здесь должен быть женский монастырь. Зная, как помогает верующим матушка Матрона, в том числе строить и восстанавливать святыни, зная также об особых способностях игумении Феофании организовывать такого рода работу, я вознамерился передать Покровскому женскому монастырю это место для организации подворья. Сегодня мы можем засвидетельствовать, что практически все восстановлено, в том числе замечательные деревянные постройки, архитектурный шедевр, получивший имя его создателя Ропета, а ведь от этого дома в 2010 году, когда я к нему подходил, оставался только подвал…

Сегодня некоторые представители интеллигенции говорят, что Церкви ничего передавать нельзя, что в Церкви с памятниками не справятся, их не смогут содержать и реставрировать. Но те, кто это утверждает, преследуют совсем не те цели, которые декларируют. Их цель другая — чтобы Церкви не было в местах, отмеченных талантом созидателей, архитекторов и художников, чтобы Церковь оставалась где-то на периферии. Так вот, тех, кто делает сегодня эти голоса слышимыми для многих, нужно привозить в такие места, как Троице-Лыково, — чтобы они посмотрели на фотографиях, до чего государство и тогдашние хранители культуры довели это место, а затем убедились бы, как Церковь своими немощными силами все это восстановила.

Вспоминая заслуги и труды тех, кто в новейшее время восстановил это святое место, я одновременно вспоминаю тысячи и тысячи закрытых храмов, многие из которых являются памятниками архитектуры. Вспоминаю, как в советское время, посещая глубинку, я подходил к полуразрушенным храмам, на стене которых словно в насмешку сохранялись таблички «Охраняется государством». Сегодня эти храмы, якобы охранявшиеся государством, но ставшие почти руинами, отреставрированы — в первую очередь Церковью, ее чадами, ее благодетелями, верующими людьми, которые не жалеют средств для того, чтобы красота духовная и красота материальная, воплощающая нашу национальную культуру, вернулась к своему первозданному виду, а то и превзошла его.

Благодарение Богу, в последние годы государство стало содействовать Церкви. Через Министерство культуры отпускаются средства, и государство принимает активное участие в том, чтобы вместе с Церковью восстанавливать замечательные памятники архитектуры. Когда-то мы молились о том, чтобы это время наступило. Когда-то мы удивляли иностранцев, которые поверить не могли, что государство не восстанавливает памятники, связанные с Церковью. Но вот это время пришло, и мы благодарим Бога за то, что совместными усилиями Церкви и государства мы достигаем значительных результатов в деле восстановления исторических памятников.

Так и этот храм является примером замечательного сотрудничества Церкви и государства. Никому не приходит в голову утверждать, что он, став действующим, потеряет свой вид, что за ним будут плохо ухаживать, что будет причинен урон архитектуре или восстановленной живописи. Все понимают: пока здесь совершается молитва, здесь позаботятся и о стенах, и о живописи, и о всей красоте, доставшейся нам от благочестивых предков. Некогда она была загублена при активном участии государства, но ныне Церковью и государством восстанавливается.

Хотел бы особенно поблагодарить Вас, матушка, за Ваши труды. Действительно, Вам удалось восстановить в кратчайшие сроки то, что дошло до нашего времени. Парк приобретает свою красоту, — замечательно, что сюда могут приходить люди, и дети могут играть на площадке. Это место открыто для москвичей, для всех тех, кто способен по-настоящему видеть красоту и беречь ее. И мы надеемся, что подворье Покровского женского монастыря в Троице-Лыкове будет и впредь продолжать свою созидательную деятельность, развивая те направления служения, которые здесь уже имеются, — а здесь есть и гимназия, аккредитованное среднее учебное заведение, и другие учреждения, которые оказывают помощь нашим ближним.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году. Храм построен в стиле «московского барокко» (синтез западного барокко и древнерусского национального стиля), отличавшегоя пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой. Так как многие подобные храмы (Покрова в Филях, Богоявления в Китай-городе, Бориса и Глеба в Зюзино) строились по заказу бояр Нарышкиных, то этот стиль называют еще «нарышкинское барокко». Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов – известный зодчий XVII века. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нем много писали, им восхищались.

Великолепный девятиярусный иконостас потрясал своей виртуозной золоченой резьбой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Снаружи эта белоснежная церковь с золочеными ажурными крестами была так прекрасна, что ее сравнивали с невестой, одетой в кружевной наряд и золотой кокошник, любующейся на свое отражение в водах Москвы-реки, поэтому храм еще называли «Белым лебедем». Он был освящен в 1708 году при Петре I, и историки полагают, что царь посещал его, приезжая в Троице-Лыково навестить своих родственников.

Композиция храма – классическая барочная, ярусно-пирамидальная, или же, иначе говоря, «восьмерик на четверике». На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нем установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане. С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухъярусных восьмигранных барабанах. Храм поставлен на невысокий подклет-гульбище, со всех сторон окруженный изящной балюстрадой. Как во всех барочных храмах замечательна отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга.

Роскошно было и убранство интерьера. До разорения в храме сохранялся резной девятиярусный иконостас, украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями. В западной части хоров было устроено царское место – фонарь с короной наверху. Первоначально стены изнутри были расписаны под мрамор. Хоры идут вдоль стен в два яруса; из верхнего есть выход на колокольню. Кованые двери и ставни были разрисованы растительным орнаментом, дополняющим резные каменные украшения стен. По верху восьмерика и яруса звона идет ажурный декоративный ряд гребней, а грани ярусов разделены колонками.

1812 год принес Троицкому приходу немало тягот и лишений. В деревнях сгорело 75 дворов, а двухмесячный постой французских солдат в селе вконец разорил местных жителей. Клириков храма постигли бедствия и голод. Французы увезли из храма богатую добычу. Среди украденных вещей было старинное серебряное паникадило, распиленное на куски. Партизаны отбили награбленное. Император Александр I вскоре прислал в храм новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. Вернули и древний антиминс.

Три поколения Карзинкиных исполняли обязанности церковных старост: с 1876 по 1886 годы – Сергей Иванович, затем до 1910 года – Сергей Сергеевич и до середины 1920-х годов – Иван Сергеевич. В 1879 году Карзинкины взялись за ремонт храма: был заново вызолочен иконостас, вновь позолочена центральная глава, поновлена роспись, отштукатуренная церковь побелена.

До самого закрытия храма в 1933 году здесь сохранялся первоначальный атласный антиминс с надписью: «Еже бысть при Державе Благочестивейшего государя царя и Великого Князя Всея России Самодержца Петра Алексеевича и при его сыне его царевиче Алексее Петровиче Священнодействован Преосвященным Каллистом Архиепископом Тверским и Кашинским 1708 года месяца мая в 9 день».

Храм Троицы закрыли вторым (после теплой Успенской церкви) в 1933 году. В Троицком храме власти собирались открыть выставку народного хозяйства Туркменской ССР. С этой целью намечалась перестройка культового здания «в части изъятия глав, барельефов, украшения, отделки, напоминающих церковь». К счастью, варварский замысел осуществить не удалось. В 1935 году храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учет Лигой Наций, позднее комиссией ЮНЕСКО. Таким образом он был спасен от разрушения.

В 1834 году Троице-Лыково приобрел генерал-майор Н. А. Бутурлин. При нём в 1851-1852 годах был построен каменный зимний храм Успения Пресвятой Богородицы, на средства, собранные под началом генерал-майора согласно завещанию его матери, Екатерины. В честь храмоздателей были устроены приделы великомученицы Екатерины (освящен в 1851 году) и святителя Николая Чудотворца (освящен в 1856 году). Центральный престол, Успенский, был освящен в 1852 году.

В 1876 году усадьбу приобрел почетный гражданин, купец I-й гильдии И. И. Карзинкин. При нем в том же году при церкви на средства купцов Корзинкиных была открыта богадельня, в 1891 году - лечебница для бедных.

В начале 1900-х, при последней владелице, Юлии Михайловне Карзинкиной, храм был перестроен по проекту архитектора Семена Кулагина. Тогда была возведена колокольня, устроены двухэтажная трапезная (в 1903 году) и приделы на хорах в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя преподобного Серафима Саровского, а наружные объемы храма украшены фризами и кокошниками. Ю. М. Карзинкина также открыла школу, сиротский приют, детскую больницу и богадельню.

Богадельня стала впоследствии ядром монашеской общины. Женский монастырь во имя Святой Троицы был открыт 5 августа 1916 года. В ведение обители вошёл и Успенский храм. Однако, уже в 1923 году монастырь был вынужден закрыться. После этого община, переименованная в коммуну, просуществовала до 1929 года.

В октябре 1930 года храм был закрыт. После этого здесь находилась столовая суворовского училища, затем здание церкви использовалось Институтом атомной энергии им И. Курчатова как склад. С него были снесены главы с крестами, разрушена колокольня, уничтожено внутреннее убранство. В 1980-х годах в храме случился пожар, и он сгорел изнутри.

В 1989 году в Успенской церкви возобновились богослужения, пошли восстановительные работы. В 1999 году на территории храма открылась православная гимназия. Сложилась приходская община, на основе которой в 2003 году было образовано Православное Сестричество Живоначальной Троицы для воссоздания женской благотворительной общины. К началу 2010-х годов храм был почти полностью восстановлен, регулярно совершались богослужения. На приходе действовала воскресная школа для разных возрастных групп. 30 октября 2011 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма и возглавил здесь архиерейскую хиротонию владыки Феофана (Кима).

Храм выполнен в русско-византийском стиле. Прямоугольное здание храма увенчано луковичной главой с крестом. Наружные фризы и кокошники датируются началом XX века. Колокольня была возведена в конце XX-начале XXI века.