Роль отца в воспитании детей. «Роль отца в семейном воспитании Газета воспитательная роль отца в семье

«Роль отца в семейном воспитании»

Свое выступление хочу начать с задания для первоклассника: отгадайте зашифрованное слово - 7Я. Верно, семья. Все присутствующие здесь люди – выходцы из семей. Такое знакомое и близкое слово прозвучало – и как-то теплее стало на душе. Слово «семья» образовано от южнославянского существительного «съмь» - работник, слуга, домочадец. Год назад все наши домочадцы создавали все условия для того, чтобы мы как можно лучше сдали ЕГЭ, вместе с нами решали, кем быть, куда поступать, волновались и переживали. Именно в такие периоды жизни понимаешь, что такое семья. Говоря языком психологии, семья – это группа людей, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, обеспечивающая личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост. Действительно, в семье чувствуешь себя защищенным, веришь, что помогут, поддержат тебя.

А теперь поднимите руку те, кому в семье наиболее близка мама. Невооруженным глазом видно, что таких людей большинство. Мать, женщина – хранительница семейного очага; от нее исходит доброта, нежность, только она может так заботиться и жертвовать собой ради детей! Так нужен ли семье отец? Многие семьи, и число их увеличивается с каждым годом, прекрасно обходятся без поддержки мужчины. Или это мнимое благополучие? Задавая себе эти вопросы и стараясь найти ответ, я поняла, что предлагаемая мной тема «Роль отца в семейном воспитании» актуальна.

Чего не может женщина...

Современная женщина часто просто поставлена перед такой необходимостью - уметь обходиться без мужчины, и потому ей волей-неволей приходится заменять его! Женщина может многое! Может даже быть мужественнее многих мужчин...

Одного не может женщина - быть мужчиной. Пусть не таким решительным, не слишком мужественным, не бог весть каким благородным и великодушным, как хотелось бы, а просто мужчиной, хотя бы и с множеством недостатков...

Потребность ребенка в отцовской защите

Вполне понятно, почему, говоря о семье, мы представляем, прежде всего, свою маму. Природой заложена в нас потребность в физическом и эмоциональном контакте с матерью. Ребенок - плод материнского тела, и даже отделившись от него, становясь физически все более самостоятельным, он долго еще нуждается в тепле этого тела, в прикосновениях матери, в ее ласке. И всю свою жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в ее любви.

При этом отец воспринимается иначе. В норме - это ощущение силы, родной и близкой, которая и окутывает тебя, защищая, и как бы входит в тебя, становится твоей собственной, дает ощущение неуязвимости. Дети чувствуют эту силу и тянутся к ней. И если нет отца, но есть рядом любой мужчина, который стал убежищем и старшим другом, ребенок не обездолен.

Ребенок нуждается в защите от опасностей внешнего мира, от опасностей, связанных с его внутренними страхами. Внешний мир - очень опасное место для маленького ребенка. Просто для того, чтобы выжить, он нуждается в защите от хитроумных приспособлений домашнего хозяйства и окрестных хулиганов. Среди прочего он должен научиться так переходить улицу, чтобы его не сбила машина, и так пользоваться домашними приборами, чтобы его не ударило током.

Кроме того, как не парадоксально это звучит, ребенок нуждается в защите от избыточной опеки матери. Я поняла это, когда в нашей семье появился ребенок, мой младший брат.

Ребенку нужен отец, исполняющий свою отцовскую роль. Мужественность нельзя усвоить из курса лекций. Она усваивается в обыденной жизни от отца, который служит образцом. Фрейд говорил: "У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите". С самого раннего младенчества ребенок должен знать, что у него есть отец, который может защитить его от опасности

Также немаловажным фактом является то, что в общении ребенка с отцом усваивается так называемый мужской тип мышления, ответственный за успешность в понимании и овладении точными науками.

Отец прививает ценностное отношение к жизненной ситуации

В проявлениях родительской любви отцы отличаются от матерей. В большинстве случаев мать любит своего ребенка безотчетно, ее любовь словно запрограммирована генетически. Любовь же отца всегда предметна. Отец традиционно связывает свою любовь с успехами и достижениями ребенка. Спрашивает: «Сколько баллов ты набрала в игре «Русский медвежонок»? Или говорит: «Молодец, тебе вручили сертификат пловца! Ты умеешь плавать!» И семейный альбом (он теперь электронный) оформляет именно отец, сканируя грамоты и фотографии, систематизируя файлы и папки. Тем самым буквально с первых лет жизни отец демонстрирует и прививает ребенку ценностное отношение к себе, к миру, к жизненной ситуации.

Матери рождают мальчиков, а отцы воспитывают мужчин

Мальчику, растущему мужчине, очень сложно принять решение о том, какая модель поступка отражает его мужские черты. Именно на плечи отца возлагается нелегкая, ответственная, но почетная обязанность - ввести сына в мир по-настоящему мужских поступков, передать ему определенные взгляды на жизнь.

Отец как модель отношений с противоположным полом

Для сына отец является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец здесь выступает образцом мужского поведения, который на первых порах будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с девочками.

Для девочки взаимоотношения с отцом – это первый опыт взаимоотношений с представителем противоположного пола. Как девочка будет строить отношения с мальчиками, во многом зависит от того, как к ней относился отец. Любимые отцами дочки ищут и, как правило, успешно находят подобные отношения во взрослой жизни. Девочкам, которые не испытали в детстве отцовского обожания, приходится его искать на протяжении всей жизни.

Так ли важен отец?

В заключение выступления, отвечая на вопрос «Так ли важен отец?», с уверенностью говорю: роль отца в семейном воспитании велика. Без его мужской поддержки, внимания и любви ребенка нельзя назвать по-настоящему счастливым.

Лекция для родителей.

«Роль отца в семейном воспитании»

Цель : изучение роли отца в воспитании подростков.
База проведения : МБОУ СОШ №1 Сургутского г. Лянтор.
Кл. рук.8б.кл Зорина О.Р.

Если ты думаешь на год вперёд, посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперёд,посади дерево.

Если ты думаешь навек вперёд, воспитай человека.

Восточная мудрость .

Но, а если обратиться к великому Конфуцию:«Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы,начни с городов. Если ты хочешь изменить города, начни с улиц. Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов.Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя».

В основе любых достижений человеческих отношений лежит любовь. Например, Любовь к Родине рождает патриотизм, уважение к своим предкам, любовь к ближним - сострадание и доброту, порядочность, любовь к детям – жертвенность и ответственность.

Родительская любовь должна быть мудра и терпелива. Недостаточно только родить ребёнка, подарить ему физиологическую жизнь, надо,суметь открыть ему пути к любви, к внутренней свободе, вере и совести, ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья.

Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребёнка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Только тогда находится общий язык, и изживаются противоречия между двумя поколениями. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться ненавязчиво. Мягко направлять мысли ребёнка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы,- вот условия истинной родительской любви.

Да, такая родительская любовь построена не на песке, который размоет первый бурный поток жизненных трудностей. Она жертвенна, как всякая истинная любовь, не требовательна и не разменяна, мудра и терпелива. Она не боится оказаться в одиночестве, потому что понимает, если её постигнет одиночество и невзаимность, значит она сама была глупа и скудна, значит, не смогла научить любить того, кому себя посвятила .

Учить любви самим родителям и учить своих детей суждено всю жизнь, изо дня в день. Главное- набирать мудрости, быть искренним. Какие блага и радости для всех окружающих способна подарить мудрая родительская любовь, взрастившая в человеке лучшие духовные качества и раскрывшая в нем удивительную способность любить!

Центром любви в семье, примером и образцом для подражания для ребёнка является мать. Но у неё порой физически не хватает времени, если ещё муж не является единомышленником в общем деле воспитания, а лишь односторонним потребителем сил и внимания, то ребёнок фактически лишен правильного понимания любви и воспитания этого высокого чувства.

В произведении А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга В Москву» в главе « Кресты» ярко описан образец истинной родительской любви мудрый отец не требует от детей сиюминутной и формальной благодарности за их рождение, воспитание и вскормление. Он хотел только «насадить в их душе дружбу, но не обязанность, не должность или рабское повиновение». Не должны вы мне ни за вскормление, ни за наставление, а меньше всего за рождение».

Без сомнения, существует много общего в том, как отцы и матери ведут себя по отношению к детям. И всё-таки матери отличаются от отцов по тому, каким занятиям уделяет больше внимания каждый из них. Эти различия проявляются в их содержании. например, такое занятие с ребёнком, как игра. Сам стиль игры у отца и матери различен.Отцы обычно склоны играть с детьми более энергично, проявляют больше физической силы. Игра между отцом и ребёнком носит циклический характер, за вспышками возбуждения в проявлении внимания следуют периоды минимальной активности. Но что интересно, когда отец берёт на себя основную заботу о ребёнке, он чаще ведёт себя так, как это делает мать. Следует, однако, отметить, что отец даёт меньше указаний ребёнку, чем мать, но характер этих указаний более жесткий и требовательный. И. может быть, поэтому папу слушаются чаще, чем маму. Хотя вмешательства отца важны, он стремится играть поддерживающую роль для матери в формировании поведения ребёнка.

При рассмотрении специфики отношения матери и отца к ребёнку стоит упомянуть и о лежащих в основе организации общества принципах: Материнский принцип - это принцип безусловной любви; мать любит своих детей не потому. Что они нравятся ей, потому, что они её дети (или дети другой женщины).Поэтому материнскую любовь нельзя заслужить хорошим поведением, но нельзя и потерять её, согрев. Материнская любовь –это милосердие и сострадание. Отцовская любовь, напротив, обусловлена; она зависит от достижений ребёнка и его хорошего поведения; отец сильнее любит того ребенка, который больше всего похож на него, того, кого он хочет сделать наследником своей собственности. Любовь отца можно потерять, но её можно вновь заслужить раскаянием и смирением. Отцовская любовь – это справедливость. Об этом же пишет и М.Максимов: «Мама-это значит, что она тебя любит просто потому, что ты есть, независимо от того, какой ты, хороший или плохой. Мамина любовь всегда с тобой. Папиной любви надо добиться, стараясь быть таким, каким он хочет тебя видеть» (М.Максимов,1992).

Итак, можно сказать, что специфика отцовской позиции обусловлена как биологическими (природными) особенностями мужчин, так и социокультурными ожиданиями. Сформировать мужское отношение к миру своим примером и поступками способен только отец. Особенно это важно в воспитании мальчиков. Мальчику необходима дружба и одобрение отца. Сыновья очень нуждаются в обществе отца, в его любви. И хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом, ощущать его ласку и по возможности помогать ему. Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин, к которым он чувствует дружеское расположение. Отец должен с удовольствием проводить время с сыном, давая ему понять, что он «свой парень». Им полезно оставаться одним дома, без покровительства, а порой, и без вмешательства мамы, вместе ходить на прогулки и иметь свои, общие секреты.

Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом. Мальчику нужен отец как образец для подражания, а в развитии девочки отец играет другую, но не менее важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе.

Часто, собираясь пообщаться с ребёнком, мы откладываем это дело на потом, находя себе более интересное занятие. А время не ждёт…

Ребёнок постоянно нуждается в участии отца, взывая к нему: «Пап! Давай поиграем!», «Пап, помоги мне!», «Пап, а когда…?» И, как правило, на все эти призывы получает отказ: «Потом», «После футбола», «Мне некогда», «Я еду на рыбалку» А ведь главное не опоздать с воспитанием. Главное – с первых дней воспитывать в себе и ребёнке потребность как можно больше времени проводить вместе.

Во многих семьях дети всё больше ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на работе, возвращается поздно, а ребёнок ждёт. Но засыпает, так и не увидев отца. Проходят дни, недели, месяцы, годы…. Вроде вся семья живёт в одной квартире, а дети и отцы не знают друг друга.

Играя с ребёнком, вы сами того не замечая, внушаете ему ощущение уверенности в себе и защищённости. Ребёнок идёт с этими ощущениями через все периоды становления личности. И на всех жизненных поворотах его поддерживает невидимая рука отца.

Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в тех семьях, где у родителей и ребёнка дружеские отношения с раннего детства, где ребёнок уверен, что и матери и отцу в равной степени всё интересно в его жизни.

Любовь отца обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции в обществе. Любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина.

Недостаточный опыт общения с отцом ослабевает формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.

Велика роль отца и в подготовке детей к семейной жизни. Его надёжность, чуткое и внимательное отношение к женщине, детям, стремление разделить с ними все домашние хлопоты, сделать жизнь домочадцев более интересной, счастливой оказывает огромное влияние на формирование представлений детей о семье. Мальчиков учит быть настоящими мужчинами, хорошими отцами и мужьями, а девочек – сравнивать своих потенциальных мужей с отцом и предъявлять к ним соответствующие требования.

Учитывая, что быть родителем – значит помогать ребенку, формировать его характер, то понятие «быть хорошим отцом» значит:


  • быть доступным для ребенка;

  • иметь желание и терпение объяснять незнакомое явление, предметы, опыт;

  • уметь хвалить за исследование, успешное действие;

  • включаться в совместную деятельность с ребенком;

  • быть ответственным за материальное обеспечение потребностей детей;

  • всегда с интересом и участием следить за ростом детей.
хочется предложить современным отцам несколько философских советов подтвержденных жизнью.

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

3. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя.

4. Не унижай!

5. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка,

мучь себя, если можешь и не делаешь.

6. Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

7. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

8. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодарности.

9. Люби своего ребенка таким какой он есть: неталантливым, неудачливым, взрослым... Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник.

10. Знай! Гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлёта личности ребёнка, а стыд – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребёнку набрать высоту.


  • Заключение

  • Таким образом, отец в семье даёт определённый образец поведения, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка

  • Как родитель отец несёт ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым и демократичным. Все эти позиции тесно связаны между собой и оказывают влияние на развитие ребёнка (прямо и косвенно). Пожелать отцам большей уверенности в собственных силах. Пробуйте, пытайтесь, ошибайтесь, наконец, но, пожалуйста, не оставайтесь равнодушными к своим детям Главное – это предоставить свободу в общении, именно она дает возможность построить те тонкие мотки, которые свяжут между собой ребенка и отца.

  • По мнению специалистов, отец представляет ребёнку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон и порядок, дисциплину, путешествия и приключения. Ребёнку всё время, на всех этапах развития, необходим отец, однако особенно он начинает нуждаться в отцовской любви, в его власти и руководстве после пяти лет

  • Итак, важное воздействие на развитие ребёнка оказывает отец. Проблема отцовства в психологии является слабо разработанной и характеризуется отсутствием каких-либо целостных концепций, базирующихся на эмпирических исследованиях. В основном рассматриваются данные о роли отца в развитии ребенка, негативных последствиях безотцовщины, доминировании материнского начала в семейном воспитании и необходимости взаимодействия материнства и отцовства.

  • Традиционные роли отца и мужчины оставались неизменными на протяжении многих поколений. В настоящее время стереотип мужчины, а, следовательно, и отца претерпевает серьезные изменения. Отсюда идеал отца может быть очень противоречивым, включать в себя полярные качества. Раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.

  • Основная ролевая позиция мужчины как супруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для обеспечения себя, жены, детей и других членов семьи, если они есть.

  • Как муж мужчина сегодня в большей мере, чем раньше, несёт ответственность за супружеский комфорт. Духовное общение между супругами, творческое и разнообразное общение между супругами, способствует гармоничному развитию личности обоих партнёров.

  • Мужчина принимает самое активное участие в хозяйственно-бытовой деятельности семьи и наравне с женой, другими членами семьи выполняет весь объём домашней работы.

  • В раннем возрасте глубже проявляется связь ребёнка с матерью, а затем, уже подростковом возрасте, всё большее значение приобретает отец. Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и чаще наблюдается невротизация характера. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее даётся усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, они чаще других гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.

  • Учёные доказывают наличие у детей потребности в отце в течение всей жизни. Ребёнок, лишённый отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.

  • Итак, изучение отцовства как психологического феномена является важной проблемой, так как роль отца в формировании личности ребенка также как важна, как и роль матери. В дальнейшем необходима разработка деятельностной концепции отцовства, которая позволила бы рассмотреть целевые, структурно-содержательные и инструментальные характеристики воспитательной деятельности отца и субъективно-психологические условия готовности к ней. .

  • О роли отца в воспитании ребенка сегодня говорят много. Специалисты отмечают, что довольно сложно вырастить полноценную личность, будь – то мальчик или девочка, без мужского влияния. Никто не отрицает возможность добиться успеха в области воспитания без отца, но как показывает жизнь, это большая редкость. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастит их дети. Важно, то, что дают им родители, в частности отец может дать то, что ни кто в мире больше дать ему не сможет. Специалисты рекомендуют не забывать об этом, особенно если дело заходит о разводе. При любых обстоятельствах, мужчина должен оставаться папой.

  • В обстоятельствах развода оба родителя должны показать, что они любят ребенка. Ваши отношения не должны отражаться на ребенке, не убивайте его мир. Расставшись с женой, мужу не надо забывать об общении с ребенком. Оно должно быть постоянным, желательно ежедневным. Например, разговоры с ребенком по телефону.

  • Если верить психологам, то и в «полных» семья дети часто обделены отцовским вниманием. Многие отцы уверены, что их основная роль это зарабатывание денег, а воспитание ложится на плечи матери. Все это так. Но, будет не лишним расширить территорию общения ребенка с отцом. Общение друг с другом позволит наладить отношения, узнать много интересного, и главное дать маме тайм-аут в делах, и возможность заняться собой.

  • Многие мамочки, взяв на себя все заботы по дому и детям, забывают вовлекать отца в вопросы воспитания ребенка. Им кажется, что мужчина не сможет правильно покормить, помыть ребенка, проверить уроки или уложить спать. Это не так. Важно помнить, что супруг не маленький ребенок, а взрослый, самостоятельный человек. Он так же как мама любит своего ребенка, и вряд ли сделает ему плохо. Специалисты отмечают, что в большинстве случаев отец более ответственно относится к процессу воспитания..

  • В каждой семье между отцом и ребенком складываются свои отношения. По мнению специалистов, нет универсальных советов, но есть правила, которые могут помочь в общении с ребенком.

  • 1. УВАЖЕНИЕ К МАТЕРИ. Первое и основное правило, оно касается и матери. Даже если вы сильно обижены на свою вторую половину. Ни в коем случае не критикуйте ее в присутствии ребенка. Ваша неприязнь только осложнит отношения с ребенком. К тому же нанесет немалый вред психике малыша. Ведь он любит обоих своих родителей. Супругам стоит чаще вспоминать о своей любви друг к другу. Даже если вы в разводе, постарайтесь остаться друзьями и любящими родителями.

  • 2. ПАПА НЕ ЧЕЛОВЕК, А ПРАЗДНИК. Многим отцам стоит осознать этот процесс. Несомненно, отцу приятно видеть радостные глаза ребенка, когда он появляется на пороге дома с целой кучей подарков. Другое дело, когда находясь с папой, ребенок должен соблюдать режим дня, делать уроки и прочее. Основная роль отца в воспитании заключается в главном – отец, в первую очередь является для ребенка другом, учителем, примером для ребенка, а не праздник на двух ногах. Только в процессе будничного общения, путем личного примера реакцией на события, отец показывает ребенку мир мужчины. Так девочке, он помогает научиться понять людей противоположного пола, а мальчика учит быть мужчиной (в хорошем смысле этого слова).

  • 3. КАЧЕСТВО, А НЕ КОЛИЧЕСТВО ОБЩЕНИЯ. Не важно, сколько времени отец проводит вместе с ребенком, целый день, или два часа. Порой, за короткий промежуток времени, отец может дать столько тепла и внимания, что хватит его надолго. Поэтому стоит дорожить каждой минутой общения с ребёнком. Гуляйте, читайте, ведите беседы на интересующие ребенка темы. Роль отца в воспитание ребенка важна. Ведь папа может столько много дать интересного ребенку.
Самое главное -это взаимопонимание между отцами и детьми. Воспитывать своих детей всё зависит т от того как преподнести ту или иную информацию для ребёнка. Кажется, так просто и так сложно. Иногда гораздо более сильнее влияние оказывает форма, в которою облечена наша речь.

Это хорошо отражена в восточной притче « Король и сон»

Одному королю приснился страшный сон: один за другим у него выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил королю: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, одного за другим ты потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало короля. Он велел, бросит прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: « Я счастлив, что могу сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты их всех переживешь» Король был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивились этому: «Ведь ты не прибавил ничего нового к тому, что сказал твой несчастный предшественник. И как же случилось, что он был наказан. А ты награждён?»- спрашивали они. Толкователь снов ответил: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и как это сказать.

Литература.

1.Искуство воспитывать Ю.П.Азаров. Москва «Просвещение»1985

2.Журнал Воспитание школьников № 7 2000г стр 42

3.Журнал Воспитание школьников №1 2003г стр 42

4.Журнал Воспитание школьников №6 2001г стр 63

5.Журнал Воспитание школьников №10 2003г стр 13

6.Журнал Воспитание школьников №3 2003г стр 55

7.Журнал Воспитание школьников №3 2004г стр 54

Ирина Богомолова
«Роль отца в семейном воспитании». Родительская конференция, приуроченная к празднику 23 февраля

Родительская конференция «Роль отца в семейном воспитании » , приуроченная к празднику 23 февраля

Подготовили педагоги МБДОУ детского сада «Солнышко» г. Данилов Ярославской обл.

Старший воспитатель - Богомолова И . А., учитель - логопед Чеснова Л. Ю., педагог-психолог Усачёва А. В

Ведущий : Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы рады видеть вас на нашей встрече, которая посвящена роли отца в семейном воспитании . И я хочу пригласить для приветствия наших детей. (входят дети, читают стихи, танцуют)

Слайд № 2

Ведущий : Игры наших воспитанников в детском саду , беседы детей между собой помогли увидеть большую проблему : все детские вопросы чаще всего решаются мамой, мама удовлетворяет и познавательные интересы детей, и дефицит эмоционального общения. Современные мужчины очень заняты, но воспитание ребенка нельзя откладывать «на потом» .

Во все времена велико и ничем не заменимо было место отца в семье . Природой и обществом каждый мужчина подготавливался к тому, чтобы стать мужем, отцом. Недаром подмечено, что человек, как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность – быть отцом, опорой семьи. Как подчеркивают исследователи, «стать отцом» и «быть отцом» - не одно и то же, т. к. переход к активной воспитательной и образовательной деятельности у мужчин не связан автоматически с рождением ребенка. Чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства.

Отцовская любовь, как и материнская, необходима для нормального развития ребенка. Отсутствие внимания со стороны мамы и папы может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения малыша. Мать, как правило, действующая на них лаской, добротой, играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А формирование целеустремленности, настойчивости, смелости – предмет заботы отца . Заинтересованность, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны папы оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка. Представления детей о том, как бы они «выглядели в глазах отца » или «что бы сказал о них отец» в той или иной ситуации, имеют значительный эффект для формирования поведения и положительной самооценки ребенка.

Слайд № 4 О том, какими видят своего папу дети расскажет наш видеоролик. (видеоролик)

Слайды № 5, 6 Современные отцы стали более изобретательны, поэтому от них исходит инициатива усовершенствования быта, организации семейного досуга . Они проводят с детьми гораздо больше времени, чем это было раньше, что благоприятно влияет на детское развитие.

Традиционно отцу в семье отводится в первую очередь дисциплинирующая роль . Не секрет, что основой нравственного воспитания многие считают страх отцовского наказания. Научные исследования свидетельствуют о наличии обратной связи между строгостью отца и нравственностью сына : запреты отца действуют только на фоне отцовской любви, а сыновья суровых отцов бывают лишены способности к сочувствию и состраданию.

Слайд № 7,8 Личные качества отца оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Его любовь дает ощущение особого эмоционально – психологического благополучия, учит сына и дочь тому, как может проявлять мужчина любовь к детям, жене и окружающим.

Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов : перенимают походку, манеру разговаривать, жесты, хобби. От отцов они воспринимают такие черты , как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу, мужское достоинство, умение брать на себя ответственность, рыцарское отношение к женщине и многие другие черты, присущие настоящему мужчине, мальчику прививаются в процессе общения с папой.

Слайд №9 В отличие от мальчика дочь обычно не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Очень важно показывать дочери, что папа ценит её мнение, интересуется её делами, советуется с ней. Не нужно забывать и о таком «важнейшем» для девочки обстоятельстве, как её внешность – следует похвалить красивое платье или прическу дочери, манеру держаться и голос. Отцовское принятие воспитывает уверенность в себе , женское достоинство.

В повседневном общении с дочерью и сыном отец по-разному реагирует на поведенческие проявления : у мальчиков поощряет активность, решительность, выносливость; у девочек – приветствует мягкость, нежность, хвалит за участие в приготовлении обеда.

Слайд №10 Многие воспринимают мужчину в семье лишь как источник дохода или мастера на все руки, но не менее важен его интеллектуальный вклад в воспитание ребенка . По мнению ученых, структуры мышления мужчины и женщины несколько различны. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин – явные превосходства в речевом развитии, в интуиции, в быстроте «схватывания» ситуации в целом.

Слайд №11 Именно в семье, наблюдая роли отца и матери , дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях , обязанностях, семейных заботах , проблемах и разумных способах их разрешения.

Современные отцы глубже переживают интимность семейной жизни , чем их деды. Мужчинам присущи многие черты, благоприятные для нормализации семейной атмосферы . Большинство из них великодушны, умеют «не заметить» мелкие неурядицы, достаточно устойчивы в эмоциональном отношении, значит, могут «уйти» от ссоры, чувствуют юмор, поэтому шуткой могут «рассеять тучи» на семейном небосводе . Но эти качества должна стимулировать, одобрять жена.

Слайд № 12

Каждый отец имеет свой взгляд на вопросы воспитания детей , свой стиль. Поэтому психологи выделяют несколько типов отцов : (ведущий коротко характеризует каждый из типов)

«Папа – мама»

«Мама – папа»

«Карабас – Барабас»

«Крепкий орешек»

«Попрыгунья – стрекоза»

«Рубаха – парень»

Слайды № 13, 14

В план проведения нашей конференции мы включили анкетирование пап. В нём приняло участие 57 человек. Анализ анкет.

Можно сделать вывод, что рядом с нами чуткие, заботливые, терпеливые, мудрые, всегда доступные детям, кормильцы, немного строгие, очень занятые и часто находящиеся на работе папы.

Слайд № 15 Результаты анкетирования. Как, отметили в своих анкетах папы, а это 51 ч, дети чаще всего общаются с мамами. Часть из опрошенных пап – 23 ч отметили, что они тоже часто общаются с детьми.

Слайд №16 Результаты анкетирования на вопрос : «Какова роль отца в семье

Слайды № 17, 18 Папы в свободное время с детьми – играют, гуляют, читают книги, смотрят и обсуждают мультфильмы, стараются приучать детей к домашним делам, общаются, разговаривают, рисуют, лепят, смотрят телевизор, прибирают жильё, работают в огороде, выполняют строительные работы, выезжают на природу, на речку, играют за компьютером, катаются на санках, велосипеде, занимаются спортом (ходят на каток, в бассейн) .

Слайд №19 Папы стараются говорить своим детям «Я тебя люблю» , и не забывают их хвалить. Они почти никогда не ругают своих детей в присутствии посторонних, иногда только делают замечания.

Слайд № 20, 21

28 пап считают наказание неэффективным способом воспитания , остальные – иногда эффективным. Многие папы рассказывают детям о своем детстве (интересных событиях, любимых играх и игрушках) . Все папы детского сада проводят отпуск вместе с детьми, к сожалению, не у всех пап есть отпуск.

Слайд № 22-24 Результаты анкетирования

Слайды № 25, 26 В конце каждой анкеты папы высказали свои пожелания детям.

Слайд №27 Благодарность все папам, принявшим участие в анкетировании за их искренние и интересные ответы.

Слайд №28

Презентации семей : Мальгиных, Цветковых, Филлиповых, Кукушкиных, Митюшкиных. Родители рассказывали об опыте семейного воспитания девочек и мальчиков и роли отца в семьях

Слайд №29 Награждение заведующей ДОУ Куделиной О. Ю. выступающих родителей

Слайд № 30

Ведущая : При подготовке к нашей встрече мы обратились ко всем папам с просьбой рассказать нам посредством фотографий о себе, своей работе, увлечениях, службе в армии. Получились очень яркие, запоминающиеся стенгазеты. Передать словами чувства любви и гордости, с которыми дети передавали нам фото своих отцов, просто невозможно.

Слайд №31 Многие папы откликнулись и на нашу просьбу показать нам свои умения и мастерство. На нашей выставке вы видите различные скворечники, кормушки, различные виды транспорта, предметы быта и украшения интерьера и, конечно, игрушки. И всё это изготовлено золотыми руками наших пап, за что им огромное спасибо.

Слайд №32 : В период празднования Дня защитника Отечества мы предложили мамам с детьми, подготовит для вас поздравительную открытку. Все открытки разные, но всех их объединяет огромная любовь ваших близких к вам, нашим папам. Сегодня мы имеем возможность отметить тех пап, которые особо активно участвуют в жизни детского сада, группы, охотно откликаются на различные просьбы педагогов детского сада.

Слайд №33 Награждение активных пап.

Ведущая : Нам бы хотелось, чтобы ряды таких активных и умелых пап пополнялись с каждым годом.

Слайд № 34

К сегодняшней нашей встрече мы подготовили буклеты, которые содержат различные советы по вопросам воспитания детей . Вы можете выбрать те, которые вам интересны.

Слайд № 35 Решение конференции

Слайд №36

Ведущая : Нам хотелось бы закончить нашу встречу такими словами : «Нет никакого сомнения, что на протяжении всего детства именно родители оказывают на ребенка наиболее сильное влияние. Самый верный способ создать наилучшие отношения со своими детьми – контролировать себя, а не винить детей. Чем лучше мы научимся разбираться в себе и жить в согласии с самим собой, тем больше пользы принесем детям»

Роль отца в семейном воспитании

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья – это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.

Отец и мать реализуют различные функции воспитания, которые обусловлены целым рядом причин исторического и культурного свойства.

Отец в современной российской семье выполняет одну из самых яркий ролей в воспитании ребёнка. С одной стороны над ним довлеют исторические установки прошлого, с другой стороны, отец всё больше становится полноценным субъектом воспитания.

В современной российской семье повышается образовательный уровень отца, который позволяет ему сознательно и на более высоком уровне вести воспитательную работу с ребёнком. В связи с изменяющимися юридическими и экономическими отношениями в обществе меняется статус отца в семье. Хотя доля неполных семей ещё чрезвычайно велика, в полных семьях уровень ответственности за воспитание детей возрастает с каждым годом.

Роль отца в воспитании уникальна. Ф. Махов автор одной из немногих книг по воспитанию, где рассматривается и роль отца («Кого мы растим?»), пишет, что отец (а слово это одного корня с отечеством, отчизной) – корень семьи, непререкаемый авторитет. Самым действенным средством всегда было слово отца, его укоряющий взгляд, а надо – и отцовский ремень. Но так было в старой патриархальной семье. Сейчас отец совершенно новое лицо. На утрату лидерского положения отец ответил снижением чувства ответственности за семью и детей, что совершенно логично. Он не чувствует себя опорой семьи, меньше работает дома, стал более раздражительным, импульсивным, говоря научно у него повысился уровень невратизма (что всегда считалось «привилегией» женщины); зато у него вырос интерес к своей внешности, также к развлечениям какие может дать досуг (чаще всего в ущерб культурному развитию и самообразованию). Такого человека трудно называть добрым, старым словом «батя», он скорее папаша, а то и «папашка», который утратив законодательную роль в семье решил вознаградить себя хоть какими-нибудь удобствами.

Точка зрения на положение отца в семье, по-видимому должна соответствовать условиям меняющегося общества. Судя по тому, что мы сейчас знаем, оптимальное влияние на ребёнка оказывает не авторитарный отец, но отец, уверенный в себе и в своём положении, знающий и умелый, заботящийся о ребёнке, не стесняющийся проявлений своей любви к жене и к детям, в то же время способный в нужный момент взять на себя принятия ответственных решений.

Проявив к отцу уважение мы знаем, что уважение – залог его влияния в семье и подойдём к нему как к равноправному участнику педагогической дискуссии, который обладает собственной точкой зрения и вносит свой абсолютно незаменимый оттенок в игру взаимодействующих сил формирующих растущего человека.

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г. С. Абрамова выделяет некоторые из них:

· Ловушка простой цели - отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»).

· Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»).

· Ловушка нормальности, или «все как у людей» - отказ от понимания и принятие уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи.

· Ловушка правоты силы, или «против лома нет приема» - ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы.

· Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»).

· Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») - игнорирование личностного общения.

· Ловушка превосходства пола - отказ от других, отличных от мужских способов решения жизненных задач.

· Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний.

· Ловушка ревности к детям - нежелание считаться с тем, что жена принадлежит детям, старикам и вообще другим людям.

ТИП ВОСПИТАНИЯ ОТЦА

Учёные, исследующие проблемы воспитания детей в семье, уделяют огромное внимание отношениям ребёнка и матери, сплошь и рядом забывая о существовании отца. Недоверие к мужчине-воспитателю проявляется не только на уровне семье. Показатель этого недоверия – обилие женщин педагогов всюду от детского сада до университета.

Стоит обратить внимание на то, что как ни странно более мягкие, чувствительные мужчины воспитываются в культурах, где важную роль в воспитании играет отец. И наоборот, у народов, где сыновья растут в условиях преобладающего или даже исключительного женского воздействия мужчины воинственны и агрессивны. Дальше мы увидим, что эта парадоксальная на первый взгляд закономерность имеет место отнюдь не только среди примитивных народов. Её действие мы каждый день видим вокруг себя.

ПАТРИАРХАТ

Патриарх - глава рода, отец семейства, выполняющий по совместительству функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя (как и Отца и Учителя) - характернейшая черта патриархальной культуры. В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи - не более. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье осколок общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди - единому Богу, Отцу небесному. Триада

Отец - Правитель - Бог - основа патриархальной идеологии. Отношения их взаимны. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой - правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».

До сих пор даже в такой «непатриархальной» стране, как США, дети склонны описывать обобщенный образ отца примерно в тех же словах, что и президента страны. В протестантской культуре, где преобладал образ сурового Бога-отца, он вкладывался в головы реальных отцов, формируя идеал отношения к жене и детям. Подобно тому как маленький обрывок голографического снимка содержит в себе все изображение, так и патриархальная семья несет свойства патриархального государства и космоса. Общество, семья и Вселенная взаимно моделируют друг друга.

В традиционной китайской семье почтение к отцу распространяется и на сына, особенно старшего; уже с четырехлетнего возраста он пользуется большим уважением женщин. Недаром в Китае выражение «старший брат» может служить в качестве почтительного обращения к любому мужчине.

В традиционной японской семье отец еще более отдален от детей. Он, как пишет один исследователь, почетный гость в своей собственной семье. Через отца идет духовная нить, связывающая человека с Императором, носителем божественной сущности.

Контраст традиционной восточной семье, где преобладают почтительность и поклонение, представляет традиционная латиноамериканская семья, в которой доминирование властного, грубого, жестокого отца основано на специфическом культе мужественной силы. Отец с презрением относится к «возне с детьми», считая это занятие недостойным настоящего мужчины

Отец в патриархальной немецкой семье проводит с детьми (особенно с сыновьями) много времени, отдыхает, играет с ними, постоянно заботится о них. Это не мешает ему не упускать из виду строгость и дисциплину. Даже в середине 70-х годов нашего века, когда о патриархальной немецкой семье можно было говорить только в прошедшем времени, дети из ФРГ оценивали своих отцов как значительно более авторитарных (но зато и более заботливых), чем дети из США. Отношение к отцу в традиционной германской семье характеризуется словом Ehrfurcht - «честь и страх». Отец не может быть не прав, и его слово является законом («непогрешимость папы»). Мать также подчиняется ему беспрекословно, в его присутствии одобряя его дисциплинарные меры, хотя в отсутствие отца она добра и ласкова с детьми.

По-разному относятся отцы к своим детям в этих семьях. Роль наказания, особенно физического, значительно выше в западных патриархальных семьях, чем в восточных. Связь с детьми - от почти полного пренебрежения ими, как в традиционной мексиканской семье, до внимания и постоянной заботы - в германской. Однако во всех случаях есть одна общая черта: отец находится на недосягаемой высоте для ребенка, их отношения строго вертикальны, отец - прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой ребенок беспрекословно будет подчиняться, когда вырастет и сам станет отцом.

Переход к капиталистическому способу производства ознаменовал собой первый удар по традиционной семье. Юридическое выражение это получило, в частности, в законодательстве Великой французской революции, которое освободило отца от всякой ответственности за содержание семьи (в этот период, между прочим, резко повысилась детская преступность). На раннекапиталистических фабриках и заводах женщины подвергались изнурительной эксплуатации наравне с мужчинами; широко использовался и детский труд. Это делало разделение семейных ролей на мужскую и женскую формальным и в какой-то мере приближало ребенка к отцу. Однако это своеобразное равенство положения мужа и жены в пролетарской семье было равенством в горе и нищете и вело в конечном счете к распаду семьи.

Разложение родительско-детских отношений в условиях развивающегося буржуазного общества лучше всего, пожалуй, было показано великим Золя в его романах «Жерминаль», «Западня».

По мере улучшения материальной стороны жизни рабочих индустриальных стран, развития законодательства, запрещающего детский и ограничивающего женский труд, положение отца и матери в отношении детей вновь стало асимметричным. Традиции патриархальности, подчеркивающие значение отца как главы семьи, кормильца и защитника, и матери как хранительницы очага и воспитательницы детей, за это время не были забыты. Они сохранялись в первую очередь в крестьянской среде и в какой-то степени могли быть восстановлены. При этом, с одной стороны, отец получил возможность общаться с детьми вне работы: играть с малышом, возиться с дочерью - тогда как раньше отец был главным образом воспитателем сына и то лишь с того момента, когда сын становился достаточно взрослым, чтобы продолжать отцовское дело.

С другой стороны, именно эта функция отца в воспитании мальчика, функция, выражающаяся словами «делай, как я» (вспомним единство ролей Отца и Учителя в патриархальной культуре), - эта функция в развитых обществах XX века явно утеряна.

Отец уже не является наставником сына, бережно направляющим его еще нетвердые шаги по пути своего ремесла - будь то охота (в примитивном обществе), крестьянское дело (в «классической» патриархальной культуре) или рабочая профессия (в обществе развивающейся индустрии).

Сейчас отец(рабочий или служащий) отделен от ребенка. Он целые дни проводит «где-то там», на работе, причем эта работа - какая-то мистика, что-то для ребенка совершенно непонятное, не имеющее ни цвета, ни запаха. В школе ребенок учится совсем не тому, чем занимается его отец; классическая преемственность «сын - наследник моего дела» ушла в прошлое; разрыв между ролью Отца и ролью Учителя стал очевиден. В той же мере роль Отца полностью утратила и присущие ей ранее черты Вождя. Характерная для современных культур демократизация всех форм общественной жизни (в том числе и семейных отношений) сразу обесценивает дисциплинирующую функцию отца в семье, уменьшает значение наказания как специфически мужского средства воспитания.

Знаменитый американский психиатр Э. Фромм, автор переведенной у нас недавно книги «Быть или иметь», анализируя традиционную семью, выделил отцовский и материнский подходы к детям как два принципиально разных типа любви. Отцовская любовь требовательна. Она стремится к справедливости, к тому, чтобы любить ребенка в соответствии с его заслугами - не больше, но и не меньше. Материнская любовь слепа и не знает справедливости. Мать любит ребенка только за то, что он существует, за то, что он ее ребенок. Она не требует никаких заслуг; красивый и урод. умный и бестолковый, трудяга и лентяй - все в равной мере достойны материнской любви.

(Разумеется, это описание относится к идеальным типам отцовской и материнской любви. Отношения конкретных матерей и отцов к своим детям могут лишь в той или иной степени приближаться к этим типам Отцовская и материнская любовь, по Э. Фромму, - это скорее два полюса, между которыми располагаются реальные чувства реальных людей.)

По мнению Э. Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Человеку необходима справедливая оценка его достоинств, его реальных успехов и заслуг; но с другой стороны, он нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви - отцовской или материнской - ведет к нарушению поведения.

Отец - это один из первых объектов, который играет роль в ранней идентификации ребенка. Именно отец помогает осознать новорожденному его пол. Ты девочка! Ты мальчик!

Папа для ребенка не просто родной человек, а образец мужчины, символ мужественности, мужского начала.

Благодаря той символической функции, которую он выполняет, отец помогает малышу составить представления о себе самом и об окружающих.

Отцу присуща врождённая реакция в направлении заботы о жене и детях и их защиты. Именно новорожденный очень сильно влияет на укрепление инстинкта защиты у мужчин.

Роль отца представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец - олицетворение дисциплины и порядка.

Отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проводит малыша по пути к человеческому обществу.

Отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих.

Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отделения ребёнка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям.

Отец – единственный герой для ребенка, который способен разогнать тени и спугнуть любое чудовище. С отцом у ребенка пропадает страх. Отец - это «божество»! Отец всемогущ и неуязвим, он может все в глазах ребенка. Качества хорошего отца: - отец должен быть доступным для малыша; - иметь желание и терпение объяснять незнакомое явление, предметы, опыт… - уметь хвалить за исследование, успешное действие; - включенность в совместную деятельность с ребенком; - ответственность за материальное обеспечение потребностей детей; - осведомленность – всегда с интересом и участием следить за ростом детей.

Отцовская душевная забота о ребенке – это способность быстро, горячо и деятельно откликаться на его эмоциональные потребности.

Выраженная любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать.

Любовь отца учит и сына, и дочь тому, как может проявлять себя любовь мужчины к детям, к жене и к окружающим.

Любовь отца обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции и полоролевых позиции в обществе

Любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина.

Быть родителем - значит помогать детям формировать свой характер. Отец очень сильно влияет на развитие таких качеств в ребенке как: - сдержанность; - неторопливость; - эмоциональная уравновешенность; - безмятежность; - спокойствие; - оптимизм; - исполнительность; - ответственность.

Дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу. В большинстве случаев после развода ребенок остается с матерью. Но это отнюдь не значит, что дети не нуждаются в отце.

К чему приводит безотцовщина, то есть когда нет связи ребенка с отцом или отец не выполняет свои функции:

Дети, которые в очень раннем возрасте лишились общения со своим отцом, могут быть излишне агрессивными в период полового созревания.

Чувство неполноценности чаще посещает людей, которые не имели тесной связи с отцом, даже если и не были в разводе. Также эти люди страдают от чувства отверженности и беззащитности, им присущи различные виды страхов.

Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.

Юноши, выросшие в семье без отца могут отрицательно относиться к матери. У них развивается недоверие людям, повышенная тревожность.

Девочки, воспитывающейся в неполной семье, чувствуют недостаток мужского внимания, и пытаются восполнить эту нужду раннему вступлению в любовную связь и «вешаясь» то на одного мужчину, то на другого.

Отцовство является необходимым условием полноценного развития личности мужчины.

Для полноценного развития каждый мальчик должен иметь - образец для подражания; - дружбу с отцом; - одобрение отца; - время с отцом наедине.

В соприкосновении с отцом у мальчика созревают истинно мужские черты: - потребность и способность защищать, - принимать на себя ответственность, - внутренняя энергия и душевная сила.

Отец - проводник, который помогает мальчику совершить переход от малыша на маминых руках к мальчику, а потом к юноше.

Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом

Влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки является одобрением себя самой как достойной представительницы женского пола. В возрасте (13-15 лет) она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца.

Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.

Повседневное общение дочери с отцом учит ее разбираться в мужской психологии, подстраиваться под нее, учит не бояться мужчин. Будучи взрослой, каждая девочка будет пытаться выстраивать свои отношения с мужчинами по аналогии, какие были у нее с отцом.

Зная особенности отцовской любви и роли отца в семейных отношениях, хочется сделать только один вывод. Даже если случился развод, связь с родным отцом не должна прекращаться

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Вопрос 2. Роль отца в семейном воспитании.:

  1. Глава 4. Тендерная экспертиза российского семейного законодательства
  2. Глава 21 ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ*
  3. Вопрос 56. Особенности супружеских и детско-родительских отношений.
  4. РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА)
  5. 19. Роль семьи в формировании личности ребенка. Условия правильного воспитания в семье. А.С.Макаренко об условиях правильного воспитания. Задачи и формы работы с родителями