Бухучет инфо. К какому виду налогов относятся акцизы Акцизами облагаются товары массового потребления по ставкам

Ставки акцизов и таможенных пошлин в РФ устанавливает правительство. Свое отображение принятые решения находят в Налоговом кодексе.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Поэтому нужно детальнее разобраться какие бывают ставки и почему твердые ставки исчисляются в абсолютной сумме.

Общие сведения

Будучи косвенным налогом, акциз несвязан с получением выгоды продавцом продукции. Его основной функций является наполнение местного и федерального бюджета.

Акцизный сбор широко применяется в разных странах мира. Порядок начисления этого налога установлен . Налоговым периодом считается календарный месяц.

Перечень подакцизной продукции непосредственно закреплен положениями . Определение налоговой базы происходит с учетом предписаний .

У акцизного сбора есть много общего с НДС. Однако акцизом облагается вся стоимость реализуемого товара, тогда как НДС охватывает только часть стоимости продукции.

К тому же акцизный сбор не применяется в отношении выполненной работы или оказанных услуг. Акциз входит в тройку косвенных налогов по наполнению государственного бюджета. Двумя другими конкурентами является НДС и таможенная пошлина.

При этом акцизный сбор применяется в отношении ограниченного количества подакцизной продукции и с дифференцированными ставками по группам товаров.

Этот вид налога уплачивают следующие лица:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, занимающиеся перевозкой товаров через границу.

Но даже с учетом выборочности объектов налогообложения размер акцизного сбора достигает 20% от общих поступлений в бюджет государства.

В то же время эти показатели указывают на определенные недостатки в работе отечественной системы налогообложения. Так как косвенные налоги сдерживают развитие российской экономики.

Анализ ситуации показывает, что правительство преимущественно заботиться о наполнении бюджета, но, не научилось использовать потенциал прямых налогов.

Для сравнения необходимо отметить, что в развитых государствах 2/3 бюджета составляют прямые налоги.

Тогда как в развивающихся странах эта цифра приходится на косвенное налогообложение. Конечно, государству легче собирать косвенные налоги, особенно во время инфляции.

Это связано с тем, что объем поступлений в бюджет зависит от стоимости продукции, а не от прибыли предприятий. Как следствие правительству удается минимизировать потери стоимости налоговых поступлений.

Понятие акцизного налога

Акциз - это косвенный налог, который устанавливается в отношении товаров массового потребления. Таким образом, покупатель является налогоплательщиком, а продавец (производитель) налоговым агентом.

Продукция, в отношении которой устанавливаются ставки акцизного сбора, считается подакцизной. Перечень налогооблагаемых товаров определяет правительство.

Сегодня к подакцизной продукции относится:

  • этиловый спирт;
  • спиртосодержащая продукция;
  • ликероводочные изделия;
  • табачная продукция;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы с мощностью мотора от 150 л. с.;
  • бензин, дизтопливо;
  • моторные масла;
  • прямогонный бензин;
  • печное топливо;
  • параксилол;
  • авиационный керосин;
  • природный газ (согласно с ).

Не относятся к подакцизным товарам:

  1. Лекарственные препараты, включая продукцию ветеринарного назначения.
  2. Парфюмерно-косметическая продукция.
  3. Виноматериалы.

Акцизный налог выполняет две основные функции, регулирующую и фискальную.

Ограничения установленные российским налоговым законодательством на ввоз импортной продукции или введение повышенных акцизных ставок позволяют влиять на уровень потребления различных товаров.

Если рассматривать вопрос о налогообложении алкоголя, то, согласно статистике повышенные налоговые ставки являются единственным способом, влияющим на снижение его производства.

Что касается налогообложения транспортных средств, то здесь просматривается фискальная функция налога. Ведь большая часть транспортных средств с мощностью двигателя от 2500 см³ поставляется из-за границы.

Следовательно, правительство вынужденно заботиться о защите российского производителя и следить за сохранением конкурентоспособности отечественной продукции.

Что относится к объектам

Объектом налогообложения считаются операции, отображенные в .

Сюда входит:

  • продажа продукции произведенной в России;
  • отчуждение конфискованных товаров;
  • передача произведенной продукции владельцам предоставленного сырья;
  • передача выпущенных товаров для будущего производства неподакцизной продукции, за исключением этилового спирта;
  • передача товаров продукции для личных нужд внутри страны;
  • предоставление товаров в уставный фонд юридического лица;
  • передача предприятием выпущенной продукции лицу, которое выходит из состава участников предприятия;
  • передача изготовленных товаров с целью дальнейшей переработки;
  • ввоз продукции на территорию страны;
  • получение этилового спирта предприятием, обладающим свидетельством на изготовление неспиртосодержащей продукции;
  • прием прямогонного бензина юридическим лицом, обладающим свидетельством для его переработки.

Вышеуказанные операции касаются только подакцизной продукции. Перечень операций, не подпадающих под налогообложение, утвержден .

Акцизом не облагается:

Указанные в 1 и 2 пункте операции освобождаются от налогообложения в том случае, если по ним ведется отдельный учет, связанный с производством и реализацией подакцизной продукции.

Таблица определение налогово базы

Виды ставок акцизов

Налоговое законодательство выделяет следующие виды налоговых ставок:

  1. Адвалорную ставку.
  2. Специфическую ставку.
  3. Комбинированную ставку.

Адвалорная

Что касается адвалорных ставок, то они единые по всей стране и устанавливаются в процентах к подакцизным товарам. Этот вид налоговых ставок преимущественно используется в Таможенном тарифе.

Поэтому при использовании адвалорной ставки сумма налога на импортную продукцию рассчитывается по таможенной стоимости товара.

Сильные стороны этой пошлины заключаются в следующем:

  • она обеспечивает стабильную тарифную защиту внутреннего рынка страны;
  • она обеспечивает предельную прозрачность используемых тарифных инструментов.

Слабой стороной адвалорной ставки является то, что необходимо постоянно осуществлять таможенные расчеты стоимости продукции.

Твердая (специфичная)

Специфические ставки по подакцизным товарам устанавливаются в фиксированном размере за единицу продукции.

Комбинированная

Комбинированная ставка акциза - это сочетание двух предыдущих видов сбора.

Для расчета суммы налога можно применить следующую формулу:
Где, CА – сумма акциза,

Ос – объем реализованного товара,

Ас – твердая ставка акциза,

Оа – стоимость реализованного товара,

Аа – адвалорная ставка.

Законные основания

Основным нормативным актом, регулирующим вопрос налогообложения, является Налоговый кодекс. Порядок начисления акцизного сбора регулируется гл.22 НК РФ.

Процентная налоговая ставка по акцизам (таблица)

Налогообложение подакцизной продукции происходит на основании .

Ниже будут рассмотрены размеры акцизного сбора на следующие товары:

  • алкогольную продукцию;
  • бензин;
  • дизельное топливо;
  • табачные изделия.

На алкогольную продукцию (спирт)

Размер акцизного сбора на спиртосодержащую продукцию составляет:

Акцизный сбор на алкоголь считается самым доходным среди акцизов. При этом налоговые ставки на водку значительно выше остальных.

Это объясняется попыткой правительства снизить производства крепких алкогольных напитков (см. подзаголовок «Понятие акцизного налога»). Налоговое бремя за единицу товара рассчитывается исходя из процентного содержания спирта.

Основным источником прибыли от акцизов на алкоголь является этиловый спирт. Применение акциза значительно сокращает бюджетные потери.

На бензин

Размер акциза на нефтепродукты составляет:

На дизельное топливо

Размер акцизного сбора на дизельное топливо составляет:

Фото: таблица ставок на дизельное топливо

На сигареты

Размер акциза на табачные изделия составляет:

Стоит отметить, что около 90% акцизных поступления от табачной продукции приходится именно на сигареты. К остальной табачной продукции применяются дифференцированные налоговые ставки.

Налогообложение курительного табака связано с тем, что этот продукт способен заменить сигареты фабричного производства.

Базой для исчисления налога является розничная стоимость одной сигареты или килограмм табака. Способ уплаты акцизного сбора за табачные изделия предусматривает внесение авансовых платежей.

Такой подход гарантирует полноту уплаты акцизного сбора за каждую единицу табачной продукции. Еще одним видом обеспечения уплаты налога может служить банковская гарантия или страховое покрытие.

Пример расчета суммы

Ранее уже приводился пример расчета суммы акцизного сбора по комбинированной ставке (см. подзаголовок «Комбинированная»).

Поэтому рассмотрим, как исчисляются твердые ставки. Как уже говорилось для расчета налоговой суммы необходимо объем реализованной продукции умножить на ставку акцизного сбора.

Введение

1. Основные положения законодательства об акцизах

1.1. Объекты обложения акцизами и налогоплательщики акцизов

1.2. Налоговый период и ставки

1.3. Операции, признаваемые объектами налогообложения

1.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов

2. Экономическая сущность акцизного налогообложения

Заключение

Литература

Введение.

Государственная власть всегда стремилась создать такую систему налогообложения, которая позволяла бы процесс уплаты налогов сделать как можно менее заметным для плательщиков, а взимание налогов производить «автоматически-принудительно». Хотя более простой и исторически более ранней формой налогообложения были прямые налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, более широкое применение получили менее заметные косвенные налоги. Пошлины - разновидность косвенных налогов - стали первыми видами денежных платежей в казну государства.

Объяснение столь широкого распространения косвенных налогов давали многие русские и западные экономисты. Английский экономист Уильям Пети отмечал следующие преимущества косвенных налогов перед другими налогами:

Налог взимается с того, кто оплачивает какие-либо товары или услуги, при этом налог никому не навязывается и его легко уплатить;

Исключается двойное налогообложение за один и тот же товар, поскольку его нельзя употребить дважды;

Сбор налогов дает информацию о благосостоянии государства и его граждан в конкретный момент времени.

Кроме того, широкое распространение косвенного налогообложения было обусловлено его фискальными выгодами. Налог уплачивается незаметно для потребителя, так как включается в цену приобретаемого товара. Подчас покупатель, совершая покупку, даже не подозревает о том, что он становится плательщиком налога.

К косвенным налогам относятся индивидуальные акцизы, сущность и природа которых сходна с налогом на добавленную стоимость. Отличительной особенностью индивидуальных акцизов является то, что ими облагается вся стоимость реализованных подакцизных товаров (либо весь объем реализованной или полученной продукции в натуральном выражении). Причем перечень подакцизных товаров устанавливается государством.

В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию: хмельные напитки - квас, пиво и питной мед с давних времен считались на Руси неплохим источником пополнения казны. Помимо акцизов на алкогольную продукцию. В России издавна широко использовались акцизы на предметы массового потребления. Печально известна попытка царя Алексея Михайловича установить высокий акциз на соль, которая закончилась его отменой в результате народных «соляных» бунтов. В период первой мировой войны после запрета торговли спиртными напитками для восполнения недополученных доходов от производства и реализации алкоголя были резко повышены акцизы на табак, спички, керосин. В период НЭПа существовало огромное количество всевозможных акцизов на чай, кофе, сахар, соль, табак, спички, нефтепродукты, текстильные изделия.

Таким образом, на протяжении веков акцизы играли важную роль в налоговой системе России, прежде всего как крупный фискальный источник. Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации.

1. Основные положения законодательства об акцизах.

1.1. Объекты обложения акцизами и налогоплательщики акцизов.

Непосредственным и неизбежным эффектом установления акциза на тот или иной товар является повышение его цены. Поэтому круг товаров народного потребления, включенных в перечень подакцизных товаров, определен государством и строго ограничен. Из него исключены потребительские товары первой необходимости, которые обладают социальной значимостью для населения страны.

С 1 января 2001 года, в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и признанием Закона об акцизах утратившим силу, перечень подакцизных товаров регламентируется пунктом 1 статьи 181 главы 22 «Акцизы» НК РФ.

Согласно НК РФ подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

Не рассматриваются как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

* лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства и препараты, если они внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций. Аналогично не облагаются препараты ветеринар-ного назначения, внесенные в Государственный реестр ве-теринарных препаратов, разлитые в сосуды вместимостью не более 100 мл;

* парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию, если вместимость сосуда, в который она разлита, не превышает 270 мл;

* подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в РФ;

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

10) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимают бензиновые фракции Бензиновая фракция - смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 град. С при атмосферном давлении 760 мм ртутного столба., полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного.

Налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели, совершающие операции, подлежащие обложению акцизами, включая лица, признаваемые плательщиками акцизов в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу РФ.

1.2. Налоговый период и ставки.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый период составляет один календарный месяц.

В соответствии с п. 1 ст. 193 НКРФ налогообложение подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья осуществляется по следующим единым на территории Российской Федерации налоговым ставкам:

Виды подакцизных

Налоговая ставка (в % или рублях и копейках за единицу измерения.

Этиловый спирт из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

18 руб. за 1 литр безводного этилового спирта

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция

135 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин)

100 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 % включительно (за исключением вин)

70 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина нетрадиционные крепленные

88 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

PAGE_BREAK--

Вина (за исключением натуральных, натуральных нетрадиционных и (или) некрепленых, натуральных нетрадиционных некрепленых, вин шампанских и игристых)

52 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина натуральные нетрадиционные некрепленые

4 руб. за 1 литр

Вина шампанские и вина игристые

10 руб. 50 коп. за 1 литр

Вина натуральные (за исключением нетрадиционных некрепленых)

2 руб.20 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием доли этилового спирта до 0,5 % включительно

0 руб. за литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием доли этилового спирта свыше 0,5 до 8,6 % включительно

1 руб. 55 коп. за литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием доли этилового спирта свыше 8,6 % включительно

5 руб. 30 коп. за 1 литр

Табачные изделия:

Табак трубочный

574 руб. за 1 кг

Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции

235 руб. за 1 кг

14 руб. за 1 штуку

Сигариллы

157 руб. за 1000 штук

Сигареты с фильтром

60 руб. за 1000 шт. + 5%

Сигареты без фильтра, папиросы

23 руб. за 1000 шт. +5%

Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 КВт (90 л.с.) включительно

0 руб. за 0,75 КВт (1 л.с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 КВт (90 л.с.) и до 112,5 КВТ (150 л.с.) включительно

14 руб. за 0,75 КВт (1 л.с.)

Автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 КВТ (150 л.с.)

142 руб. за 0,75 КВт (1 л.с.)

Бензин автомобильный с октановым числом до «80» включительно

2460 руб. за 1 тонну

Бензин автомобильный с иными октановыми числами

3360 руб. за 1 тонну

Дизельное топливо

1000 руб. за 1 тонну

Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

2732 руб. за 1 тонну

Прямогонный бензин

0 руб. за 1 тонну

Налоговым кодексом РФ установлен особый режим налогового склада в отношении алкогольной продукции. Под режимом налогового склада понимается комплекс мероприятий налогового контроля, осуществляемый налоговыми органами в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и поступления на акцизный склад до момента ее отгрузки (передачи) покупателям. Под действием режима налогового склада находится территория, на которой расположены производственные помещения, используемые для производства алкогольной продукции, а также находящиеся вне этой территории акцизные склады для ее хранения. Алкогольная продукция, находящаяся в режиме налогового склада, хранится под контролем сотрудников налоговых органов в специально обустроенных помещениях до момента ее отгрузки (акцизные склады).

Должностные лица акцизного склада обязаны:

* вести учет хранящихся на складе подакцизных товаров и представлять налоговым органам отчетность об этих товарах;

* обеспечивать невозможность выбытия с акцизного склада подакцизных товаров без контроля сотрудников налоговых органов;

* обеспечивать невозможность доступа на акцизный склад посторонних лиц;

* выполнять требования налоговых органов по обустройству склада, обеспечению доступа сотрудников налогового органа к хранящимся товарам и предоставлению указанным сотрудникам безвозмездно оборудованных помещений и средств связи в целях обеспечения налогового контроля;

* по требованию налоговых органов оборудовать склад двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении налогового органа.

В связи с действием режима налогового склада в отношении производства и реализации алкогольной продукции налогообложение производится по следующим ставкам:

* при реализации покупателям, не являющимся акцизными складами, по обычным ставкам;

* при реализации на акцизные склады оптовых организаций - в размере 50 % от действующих ставок;

* при реализации оптовыми организациями с акцизных складов конечным потребителям - в размере 50 % от действующих ставок;

* при реализации оптовыми организациями с акцизных складов на акцизные склады других оптовых организаций акцизы не взимаются.

При реализации подакцизной продукции налогоплательщик обязан предъявлять сумму налога покупателю. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и аккредитивов, первичных учетных документах, счетах-фактурах, сумма акциза выделяется отдельной строкой, за исключением случаев реализации подакцизной продукции за пределы территории Российской Федерации.

Вместе с тем продавцы подакцизных товаров, которые не являются налогоплательщиками акцизов, не обязаны выделять сумму акциза в расчетных документах и счетах-фактурах. Поэтому, если в указанных документах акциз не будет выделен, у налогоплательщика акцизов, использующих в процессе производства подакцизные товары, приобретаемые у продавцов, не являющихся их непосредственными производителями, не будет оснований для налоговых вычетов.

При уплате акцизов налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога, подлежащую перечислению в бюджеты, на некоторые вычеты. Так, например, вычетам подлежат суммы акцизов, уплаченные при приобретении или ввозе подакцизных товаров, если в дальнейшем они используются в качестве сырья для дальнейшей обработки. Вычитаются также суммы уплаченных ранее акцизов при возврате покупателями подакцизных товаров или отказе от них. Алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 915 «Об установлении ставок авансового платежа, уплачиваемого при покупке региональных специальных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке» ставки авансового платежа определены в следующих размерах:

* на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 25 % включительно - 0,3 руб. за марку;

* на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 % - 0,8 руб. за марку.

Стоимость авансового платежа, уплаченного при приобретении специальных акцизных либо региональных марок, также подлежит вычету. Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции. При этом вычету подлежит сумма налога в размере, не превышающем сумму налога, исчисленную по формуле:

С = (А х К): 100 %) х О,

где: С - сумма акциза, уплаченная по спирту этиловому, использованному для производства вина;

А - налоговая ставка на 1 литр стопроцентного (безводного) этилового спирта;

К - крепость вина;

О - объем реализованного вина.

Если к вычету предъявлена сумма, превышающая величину, рассчитанную по этой формуле, сумма превышения (отрицательная разница) относится на убытки предприятия.

К вычету принимаются только суммы, фактически уплаченные налогоплательщиком при условии наличия подтверждающих счетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами подакцизной продукции. Суммы акцизов по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, принимаются к вычету при односменном соблюдении двух условий: их фактической оплаты и списания стоимости использованных подакцизных товаров на затраты по производству реализованных подакцизных товаров.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превысит общую сумму акциза по реализованным подакцизным товарам, то в этом периоде акциз не уплачивается. Сумма превышения налоговых вычетов подлежит зачету в следующем налоговом периоде. Если и после зачета останется некоторая сумма превышения, то она может быть направлена на исполнение налоговых обязательств по другим налогам и сборам, на уплату пени, на погашение недоимки и присужденных санкций в рамках одного бюджета. По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

По основной массе подакцизной продукции дата реализации определяется как день отгрузки указанной продукции. При реали-зации дизельного топлива, бензина с октановым числом ниже 80, моторных масел для дизельных и карбюраторных двигателей и природного газа дата реализации определяется на день оплаты. Датой реализации алкогольной продукции с акцизного склада является день завершения действия режима налогового склада.

1.3. Операции, признаваемые объектами налогообложения.

В статье 182 НКРФ определены операции, признаваемые объектами обложения акцизами, которые можно разделить на операции, совершаемые производителями подакцизных товаров и операции, совершаемые иными лицами.

К облагаемым акцизами операциям, совершаемым производителями подакцизных товаров, относятся:

а) Реализация на территории РФ произведенных подакцизных товаров, в том числе реализация этих товаров в качестве предметов залога и передача их по соглашению о предоставлении отступного или новации (за исключением нефтепродуктов).

б) Передача на территории РФ лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность за счет уплаты услуг по их производству из давальческого сырья (материалов).

в) Передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением освобождаемых от налогообложения в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 183 НКРФ операций по передаче в структуре организации спирта этилового, произведенного из любого вида сырья на производство денатурированных спирта этилового и спиртосодержащей продукции.

г) Передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд (за исключением нефтепродуктов).

д) Передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставной (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).

е) Передача организацией (хозяйственным обществом или товариществом) на территории РФ произведенных ею подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) своему участнику (его правопреемнику или наследнику), при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику указанного договора (его правопреемнику или наследнику) при выделе его доли из имущества, находящегося в общей доле участников договора, или разделе такого имущества.

ж) Передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе (за исключением нефтепродуктов).

К облагаемым акцизами операциям, совершаемым лицами, не являющимися производителями подакцизных товаров, относятся:

а) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной от налогоплательщиков - производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций (за исключением реализации алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации).

При применении данной нормы ст. 182 НКРФ необходимо учитывать следующее. В период действия режима налогового склада Режим налогового склада - это комплекс мер налогового контроля, который включает в себя учет подакцизных товаров, условия их выбытия, основные требования к обустройству складов, доступу на них и т.д. алкогольная продукция не считается реализованной, и в отношении этой продукции не возникает обязательства по уплате акцизов. Таким образом, можно сказать, что режим налогового склада - это период времени, когда на готовую алкогольную продукцию, находящуюся под особым контролем налоговых органов, не начисляется акциз.

Акцизы начисляются в момент завершения действия режима налогового склада. Таким моментом согласно ст. 197 НКРФ считается отгрузка (передача) алкогольной продукции:

1) с территории, где эта продукция была произведена или с акцизного склада организации-производителя, где она хранилась:

Организациям розничной торговли;

Подразделению организации-производителя, которое занимается ее розничной продажей;

Акцизному складу организации оптовой торговли;

Другой организации, использующей алкогольную продукцию (например, купаж водки) в качестве полуфабриката, или производящей ее разлив;

2) с акцизного склада организации оптовой торговли организациям розничной торговли.

б) Продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов, или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйственных подакцизных товаров и подакцизных товаров, от которых отказались в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

в) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ (за исключением ввоза таких товаров, от которых отказались в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность).

Рассматривая данную норму, необходимо учитывать, что при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ в зависимости от избранного таможенного режима обложение акцизами производится в следующем порядке:

1) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения акциз уплачивается в полном объеме. Согласно ст. 30 Таможенного кодекса РФ (ТКРФ) выпуск товаров для свободного обращения - это таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию РФ товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории;

2) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы акциза, от уплаты которых он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НКРФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ. Под реимпортом товаров понимается таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики;

3) при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства акциз не уплачивается.

Транзит товаров - это таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами РФ, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных ТКРФ.

Реэкспорт товаров - таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории РФ без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики.

Переработка товаров под таможенным контролем - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории РФ без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики, для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим.

Свободная таможенная зона и свободный склад - таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом, в порядке, определяемом ТКРФ.

4) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории акциз уплачивается при ввозе указанных товаров на таможенную территорию РФ с последующим возвратом уплаченных сумм акциза при вывозе продуктов их переработки с таможенной территории РФ;

5) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, определяемом ТКРФ. Временно ввозимые товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

г) первичная реализация подакцизных товаров, происходящих и ввезенных на территорию РФ с территории государств - участников Таможенного союза без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве).

д) с 1 января 2003 года в соответствии с Законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ объектом налогообложения акцизами признаны следующие операции, совершаемые с подакцизными нефтепродуктами:

1) использование нефтепродуктов для собственных нужд, в том числе:

Налогоплательщиками, имеющими свидетельство на оптовую или на оптово-розничную реализацию;

Налогоплательщиками, производящими нефтепродукты из собственного сырья;

Продолжение
--PAGE_BREAK--

2) получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими Свидетельства, в том числе получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов.

При этом под получением нефтепродуктов понимается:

Приобретение нефтепродуктов (получение их в собственность не возмездной и (или) безвозмездной основе;

Получение нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, собственником этого сырья;

Оприходование нефтепродуктов, выработанных из собственного сырья, налогоплательщиком, производящим эти нефтепродукты;

е) передача нефтепродуктов, произведенных налогоплательщиком из давальческого сырья, собственнику этого сырья не имеющему Свидетельства. При этом передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику.

1.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов.

Порядок исчисления акцизов установлен статьей 194 НК РФ. Сумма акциза по каждому виду товаров (в том числе и по ввозимым на территорию РФ) исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы по конкретному виду товаров.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров в зависимости от применяемых в отношении этих товаров налоговых ставок.

При реализации или передаче произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров, в отношении которых установлены специфические ставки (в твердой сумме к физической характеристике объекта), налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении. Размер акциза будет определен путем умножения налоговой базы на ставку.

При реализации (передаче) подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки (в процентах к стоимости), налоговая база представляет собой стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров без учета НДС и акцизов. Размер акциза будет определен путем умножения налоговой базы на ставку.

При определении налоговой базы выручка, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального Банка РФ на дату реализации. В налоговую базу не включаются полученные средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.

Налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки в виде финансовой помощи, авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения дохода в виде процента или дисконта по векселям, процента по товарному кредиту, а также иначе связанные с оплатой за подакцизные товары.

При ввозе подакцизных товаров, в отношении которых установлены специфические налоговые ставки, на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении. По подакцизным товарам с адвалорными налоговыми ставками в на-логовую базу следует включать таможенную стоимость и подлежащую уплате таможенную пошлину. Налоговая база рассчитывается отдельно по каждой ввозимой партии подакцизных товаров и в отношении каждой из групп товаров, облагаемых по разным ставкам. Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 19 декабря 2000 г. № 01--06/36951 «О применении таможенными органами части второй Налогового кодекса РФ» направлены Методические рекомендации о порядке применения акцизов отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, которыми установлены правила взимания налога.

Законодательством предусмотрено освобождение от налогообложения акцизами некоторых операций.

1. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

2) реализация организациями денатурированного этилового спирта из всех видов сырья в установленном Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» порядке.

3) реализация организациями денатурированной спиртосодержащей продукции в установленном Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» порядке.

4) реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли, а также операции, являющиеся объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 статьи 182 НК РФ, с нефтепродуктами, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта.

Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 НК РФ.

5) реализация нефтепродуктов налогоплательщиком;

6) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение.

2. Перечисленные в пункте 1 операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

3. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Уплата акцизов в соответствующие бюджеты осуществляется исходя из фактической реализации за истекший налоговый период не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.

Уплата акциза при реализации бензина автомобильного с окта-новым числом свыше 80 производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период в следующем порядке:

* не позднее 15 числа третьего месяца, следующего за отчетным месяцем, по бензину, реализованного с 1 по 15 число отчетного месяца включительно;

* не позднее 30 числа третьего месяца, следующего за отчетным месяцем по бензину, реализованному с 16 по последнее число отчетного месяца.

Уплата акциза при реализации (передаче) этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, пива, табачной продукции, ювелирных изделий, автомобилей и мотоциклов производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период равными долями не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным, и не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным.

Уплата акциза при реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период в следующем порядке:

* не позднее 30-го числа отчетного месяца (авансовый платеж) по алкогольной продукции, реализованной с 1-го по 15-е число отчетного месяца включительно;

* не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца.

Сроки и порядок уплаты акцизов при ввозе подакцизных то-ров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливается таможенным законодательством.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, уплачивается по месту ее реализации с акцизных складов (50 % - по месту производства, 50 % - по месту реализации с акцизного склада), за исключением реализации на акцизные склады других организаций.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным. Они также должны представлять в налоговые органы по месту своей регистрации и по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений налоговые декларации в части осуществления ими фактической реализации (передачи) подакцизных товаров за отчетный налоговый период позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным. Декларация по акцизам на подакцизные товары заполняется по формам, утвержденным Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 10 декабря 2003 г. БГ--3--03/675.

2. Экономическая сущность акцизного налогообложения.

Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы, имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.

Наиболее спорным вопросом при введении акцизов является конкретная ставка того или иного акциза. Большинство методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акциз и в зависимости от этого достаточно просто рассчитывается ставка. Решается задача, решением которой будет являться либо максимизация площади прямоугольника acef (рис.1), либо уменьшения равновесного производства товара до планируемой величины.

Но наиболее интересной мне показалась следующая методика вычисления оптимальной ставки налогообложения, особенно в плане своей последовательности в выполнении «справедливой» функций акциза. По этой методике основная идея обложения акцизами тех или иных товарах заключается в обложение налогами «грехов» налогоплательщиков. Причем данный подход не означает, что акцизами облагаются некие аморальные или неприличные товары или услуги. В основе налогообложения подакцизных товаров и определении ставок налогов лежат так называемые отрицательные экстерналии (negative externalities) - дополнительные издержки, которые несет общество в виде расходов государственных бюджетов всех уровней вследствие производства и потребления тех или иных товаров и услуг. Если правительство не несет таких издержек, то какой бы «греховной» не была бы та или иная продукция, она не являлась бы объектом акцизного обложения.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Например, сигареты облагаются налогами по следующим причинам:

Ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным расходам на медицинское обслуживание, покрываемое за счет бюджета;

Ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным расходам из бюджета по оплате отпусков по болезни и т.д.;

В то же время не должна облагаться акцизами эротическая продукция по одной простой причине, что потребление последней не приводит к дополнительным бюджетным расходам.

Оптимальной ставкой налогообложения по таким акцизам считается ставка, при которой государство получает необходимые ему доходы для покрытия расходов связанных с потреблением того или иного продукта или услуги. Кроме того, должны быть покрыты издержки по изъятию акциза и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров.

Например, оптимальная ставка акциз на сигареты рассчитывается следующим образом:

Экстерналии в расчете на одну пачку сигарет W. Kip Viscusi “Tax Policy and the Economy”, 1995:

Медицинское обслуживание

Отпуск по болезни

Групповые страховки

Питание и уход

Пенсия по старости

Ущерб от пожаров

Подоходный налог

Итого чистые экстерналии

Важным моментом этой методики является то, что подсчитываются не только отрицательные эффекты, но и экономия, получаемая обществом от употребления сигарет. Общество экономит 58 центов на том, что средняя продолжительность жизни курильщиков значительно ниже, и, следовательно, общество экономит на расходах по уходу за престарелыми, а также 1,84 доллара на пенсии по старости. Как это ни парадоксально звучит, но исходя из расчетов изложенных в таблице, в действительности налогоплательщикам выгодно наличие курильщиков в обществе, т.к. это приносит около 1 доллара чистой положительной экстерналии на каждую проданную пачку. Таким образом, обложение акцизами сигарет нецелесообразно.

Данная методика наглядно демонстрирует 3-ю функцию акцизов, выражающуюся в справедливом обложении налогами товаров, употребление которых приводит к дополнительным бюджетным расходам.

Очевидно, что экономическая сущность каждого конкретного акциза зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь.

Алкоголь - необычный товар. Он играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог весьма точно определила употребление алкоголя как «общественный акт, исполняемый в определенном социальном контексте». Употребление алкоголя во многом не есть действие, отражающее индивидуальный выбор. Социологи утверждают, что традиции употребление алкоголя выявляют культурные и общественные ценности в том или ином регионе. Неслучайно, практически во все культурах, потребление алкогольных напитков в одиночестве считается нездоровым симптомом.

Подтверждением этих слов является исследования, проведенные в Европе, например, как бары влияют на политические взгляды избирателей. В частности, выяснилось, что рестрективная политика государства по отношению к одним алкогольным напиткам при параллельном поощрении других приводит к изменению политических предпочтений электората.

Неумеренная политика государства в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Именно поэтому при обложении алкоголя наиболее правильным, скорее всего, будет принцип «справедливости», изложенный выше. Также нужно принять во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах.

Обложение акцизами легковых автомобилей носит исключительно фискальный характер и в условиях РФ оправдано по той простой причине, что легковые автомобили с объемом двигателя больше 2500 кубических сантиметров практически полностью производятся за пределами РФ, и, следовательно, эта мера имеет протекционистское воздействие, как и определено в законе «Об акцизах»: «Ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и потребителя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров…» Кроме того, автомобили с двигателем такой мощности можно причислить к предметам роскоши, поэтому данный налог в некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в целом.

Еще один пример использования акцизов в протекционистских целях можно найти в Указе Президента от 18 января 1996 г. №64 «О взимании акцизов с подакцизных товаров, происходящих с территории Украины при ввозе на таможенную территорию РФ». После отмены на Украине акцизов с подакцизных товаров, происходящих с ее территории, при их вывозе в Россию сложилась такая ситуация, когда украинский товар, поступаю на российский рынок, становится в ценовом отношении более конкурентоспособным, чем его российский аналог, поскольку последний облагается акцизом. Изменить ее можно было только через обложение украинских товаров при их ввозе на российскую территорию акцизом по действующим ставкам импортных акцизов.

Заметим, что мировая торговая практика не допускает взимания акцизов с импортируемой продукции по ставкам, превышающим те, которыми облагаются аналогичные товары местного производства. Такой запрет закреплен в статье III ГАТТ: «Товары, происходящие из одной страны участницы, не должны облагаться прямо или косвенно внутренними налогами или другими внутренними сборами, превышающими прямо или косвенно налоги и сборы, применяемые к товарам отечественного происхождения».

Основная задача пограничного налогового регулирования - устранить препятствия развитию международного разделения труда и мировой торговли, связанные с двойным налогообложением. Для этого признается, что исключительное право взимания косвенных налогов принадлежит стране, импортирующей товар. В стране происхождения (производства) товара он освобождается от уплаты косвенных налогов. Такой тип акцизов относится к пограничным уравнительным налогам. Пограничные уравнительные налоги следует отделять от таможенных пошлин. Общими для них является то, что их взимание осуществляется таможенными органами в момент пересечения таможенной границы. Основное отличие между ними состоит в том, что акцизами облагаются как импортные товары, так и товары местного производства. Иначе говоря, каждому пограничному уравнительному налогу можно найти соответствующий «внутренний» налог.

Заключение.

Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы - тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.

В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.

Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.

Законодательная база в сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия.

Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.

Литература

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая.- М.: «Ось-89», 2003 г. - 160 с.

Давыдова И.А. Акцизы - М.: ЗАО «Издательский Дом „Главбух“; 2003. - 256 с.

Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Проф. Г.Б. Поляка, проф. А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 399 с.

www. avseenko.ru

www. provodka.ru

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про специфику налога акциз.

Сегодня вы узнаете:

  1. Какие товары и операции с ними облагаются акцизом;
  2. Как рассчитать акциз и где посмотреть ставки по нему;
  3. Какие законодательные изменения по акцизам с 2017 года взбудоражили российский бизнес.

Иностранное слово акциз было занесено в российскую действительность вместе с нововведениями Петра Великого. С тех пор этот налог верно служит делу пополнения госбюджета.

У него общегосударственный ареал – то есть регионы не вправе корректировать ставки, дополнять или сокращать перечень подакцизной продукции. Акциз принадлежит к группе косвенных налогов, то есть запрятан от глаз налогоплательщика в конечную стоимость товара и, в отличие от прямых налогов, собирает свою долю исподволь.

Особенности налога акциз

Акциз – это налог на товары массового потребления, которые являются скорее излишеством, чем необходимостью, и зачастую признаются вредными для здоровья.

Государство никогда не облагает акцизом потребительскую корзину – то есть такой минимальный набор товаров и услуг, которые помогают человеку поддерживать жизненную энергию и обеспечивать себе минимальный комфорт: хлеб, яйца, молоко, постельное белье, школьные товары, газоснабжение…

С другой стороны, любители сигарет, винно-водочной продукции и приверженцы перемещения на своих собственных легковых авто рассматриваются как зажиточные граждане с лишними средствами, они в конечном счете и уплачивают акциз, включенный в стоимость изделия.

Государство в данном случае действует в некоторой степени как Робин Гуд, не трогая бедных с их скромными продуктами для выживания и обирая богатых. С той небольшой разницей, что деньги богатых передаются не бедным, а в казну.

Уплата акцизов – колоссальный источник денежных вливаний в бюджет. Достаточно представить себе, что по некоторой продукции акциз составляет половину ее стоимости, а иногда и две трети от цены. Кроме того, акцизы служат удобным инструментом государственного регулирования спроса на отдельные группы товаров.

Подакцизная продукция и исключения из общего правила

181-я статья Налогового кодекса предлагает исчерпывающий список подакцизных товаров.

Все эти многочисленные наименования можно условно разделить на группы:

В той же 181-й статье перечислена продукция, которую можно «заподозрить» в принадлежности к подакцизным товарам, но в действительности они не облагаются этим налогом:

  • Лекарственные средства;
  • Ветеринарные препараты;
  • Парфюмерно-косметическая жидкость в емкостях до 100 мл.;
  • Отходы от производства спирта;
  • Виноматериалы, сусло.

Кто и при каких операциях платит акцизы

Плательщики акциза представлены такими группами:

  • – как российские, так и иностранные компании;
  • Перевозчики подакцизных товаров через таможенную границу.

Основные операции, при которых вы уплачиваете акциз, в статье 182 НК фигурируют как объекты налогообложения.

При этих наиболее распространенных ситуациях у вас возникает обязанность заплатить акциз:

Операция

Комментарий

Реализация подакцизной продукции компанией-изготовителем

Вам не удастся обойти акциз, даже если вы подарили вашу продукцию или расплатились ей. В глазах закона это также «реализация», то есть операция облагается акцизом.

Пример . Вы продаете изготовленные вами сигареты оптовым покупателям

Передача продукции компанией-изготовителем лицу, предоставившему давальческое сырье

Если ваша компания обладает нужным оборудованием для изготовления подакцизного товара, вы можете взять подряд, то есть выполнить работу по заказу стороннего лица – из его собственных материалов.

Пример . Ваш заказчик привез несколько тонн винограда, вы изготавливаете из них вино за плату по договору и возвращаете готовый продукт вашему нанимателю – при факте передачи появляется обязательство перед государством в уплате акциза

Перемещение подакцизного товара внутри компании для изготовления неподакцизной продукции

Сырье, изготовленное организацией, не покидает ее пределов, а пускается в дальнейшую работу для изготовления конечного продукта. «Внутри компании» – необязательно внутри одного здания. Это могут быть другие филиалы, цеха, отделы, участки, секторы, представительства.

Пример . Вы передали изготовленный вами ликер в кондитерский цех для выпуска конфет с ликерной начинкой. Вы платите акциз при факте перемещения

Использование внутри компании

Пример. Вы передаете часть произведенного вами бензина для заправки автотранспорта вашей компании

Импорт подакцизных товаров

Пример . Вы ввозите моторное масло из другой страны. Вы уплачиваете акциз таможенному органу при декларировании товара

Важно! При перемещении подакцизной продукции внутри компании есть исключения, когда акциз не уплачивается (пп.8 п.1 ст.182 НК). К ним относятся:

  • Передача в дальнейшую переработку прямогонного бензина, с целью производства продукции нефтехимии. Но при условии, что организация имеет свидетельство на совершение операций с прямогонным бензином.
  • Передача в дальнейшую переработку денатурированного этилового спирта для производства продукции, которая не содержит спирт. Организация также должна иметь соответствующее свидетельство, но на совершение операций с денатурированным спиртом.
  • Передача продукции из спирта-сырца ректификованного этилового спирта с целью дальнейшего производства алкогольной или подакцизной продукции, содержащей спирт.
  • Передача этилового спирта для производства парфюмерно-косметической продукции, а также используемой в бытовой химии, содержащей спирт. Эта продукция должна быть упаковала в металлическую тару с аэрозолем.

В том случае, если в производственном цикле продукция проходит несколько стадий переработки и передается не одному структурному подразделению компании, то, с целью налогообложения, каждая такая передача рассматривается отдельно. Акциз в данном случае начисляется лишь при производстве неподакцизного товара из подакцизного сырья. Это правило действует и в том случае, если, в результате переработки, не получен конечный продукт для реализации.

Любое перемещение продукции обязательно нужно сопровождать документально: накладными, лимитно-заборными картами, актами приема-передачи сырья, как в переработку, так и в случае перемещения внутри компании, его структурным подразделениям.

В иных случаях, если производится перемещение подакцизной продукции внутри компании, от одного структурного подразделения в другое, и конечным продуктом, в этом случае, будет подакцизный товар, то эти операции облагаются акцизами, в обязательном порядке.

В отдельных случаях применяется особый порядок, освобождающий от уплаты акциза.

К нему относятся такие типовые операции из статьи 183 НК, как :

  • Вы продаете подакцизный товар за границу, то есть вывозите из страны по таможенной процедуре экспорт;
  • Вы передаете подакцизный товар одного подразделения компании другому подразделению для производства также подакцизного товара. Например, вы произвели этиловый спирт и передали его в другой цех для производства водки. Освобождение от уплаты акциза возможно лишь при ведении раздельного учета операций по производству и реализации подакцизных товаров;
  • Вы ввозите на территорию РФ подакцизный товар, который передадите во владение государству. По логике этого пункта, если вы ввозите легковые автомобили с целью подарить их государству, с вас не имеют права требовать уплату акциза.
  • Передача подакцизных товаров структурному подразделению компании для проверки его качества с соблюдением условий ГОСТа. В этом случае проверка считается обязательной и является частью технологического процесса производства конечной продукции (письмо ФНС №03-3-09-1222 от 28.06.2006г.)
  • Иные операции, отраженные в статье 183 НК.

Как рассчитывается акциз

Для исчисления суммы акциза, которую вам нужно уплатить в казну, применяйте формулу:

Сумма акциза = Налоговая ставка * Налоговая база.

Под налоговой базой в формуле понимают количество товара (литры, штуки, тонны).

На текущую дату для расчета акциза применяют либо твердую налоговую ставку, либо комбинированную. Большинство современных ставок – комбинированные применяют только для расчетов по сигаретам и папиросам.

Для того чтобы узнать, какой размер ставки применяется именно к вашей подакцизной продукции, вам достаточно обратиться к статье 193 НК, где все они подробно прописаны.

Название/характеристика

Единица измерения

Пример

Твердая ставка (специфическая)

Всегда выражена в рублях

Ставка акциза за каждый литр медовухи – 21 рубль. А ставка по сигарам – 171 рубль

Адвалорная ставка

Всегда выражена в процентах

Входит в состав комбинированной. На данный момент для расчета акцизов отдельно не применяется

Комбинированная ставка

Использует твердую + адвалорную ставки, то есть в рублях + процентах

По папиросам и сигаретам: 1718 рубля за каждые 1000 штук +14,5 % от максимальной расчетной стоимости

Пример 1 . ООО «Пузырьки» изготовило и продало 1000 литров игристого вина.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, составит:

36 рублей (величина твердой ставки) * 1000 литров (налоговая база) = 36 000 рублей (сумма акциза).

Пример 2 . ООО «Дымок» произвело и реализовало сигареты в количестве 100 миллионов штук (500 тысяч блоков, в каждом блоке – 10 пачек, в каждой пачке по 20 сигарет). Максимальная розничная цена (МРЦ) пачки составляет 50 рублей.

  1. Находим расчетную стоимость:

50 рублей (МРЦ) * 5 миллионов (количество пачек) = 250 миллионов рублей.

  1. Находим сумму акциза по твердой ставке (сумма 1):

1718 рублей (твердая ставка за 1000 штук) * 100 миллионов (количество сигарет в штуках)/1000 штук = 171 800 тысяч рублей.

  1. Находим сумму акциза по адвалорной ставке (сумма 2):

250 миллионов рублей (расчетная стоимость) * 14,5% (действующая адвалорная ставка) = 36 250 тысяч рублей.

  1. Считаем общую сумму акциза к уплате:

171 800 тысяч рублей (сумма 1) + 36 250 тысяч рублей (сумма 2) = 208 050 тысяч рублей.

Сроки уплаты

Налоговый период по акцизам составляет один месяц. Акциз за предыдущий месяц следует оплачивать до 25 числа следующего месяца. Например, согласно механизму исчисления и уплаты, если подакцизная операция была совершена 2 сентября, уплатить акциз нужно до 25 октября.

Производители большинства видов алкогольной продукции обязаны вносить авансовые платежи до 15 числа месяца. Оплата основной части акциза производится по общему правилу.

Помните, что зачастую вы имеете право на налоговый вычет, то есть можете уменьшить сумму налога на величину, уплаченную продавцу. Цель такой процедуры – избавить вас от двойного налогообложения.

Например, вы имеете право на вычет, если приобрели налогооблагаемое сырье, из которого производите подакцизную продукцию. Вы все равно заплатите акциз при реализации, поэтому сумму акциза, «купленного» у продавца – можете вернуть.

«Нервный» вейпинг – платить или не платить акциз

В начале 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, касающиеся устройств для вейпинга – вдыхания и выдыхания пара, произведенного с помощью персонального испарителя или электронной сигареты путем нагревания.

В законе сказано, что теперь с «электронных систем доставки никотина» – ЭСДН – следует уплачивать акциз.

Нововведение породило настоящий шквал обсуждений в интернет-сообществах, потому что, несмотря на кажущуюся точность формулировок, законодатели упустили важные моменты:

  1. В законе сказано про обложение налогом только одноразовых устройств – про многоразовые не сказано ни слова. А ведь именно многоразовые электронные сигареты сейчас особенно популярны.
  2. В законе сказано про обложение налогом жидкостей для таких устройств. Но если устройство одноразовое, не может быть и речи о дозаправке. Это все равно, что пытаться дозарядить батарейки, для которых это не предусмотрено.

Одни блоггеры советуют бизнесменам отстаивать свои права перед налоговыми органами, предварительно распечатав текст закона для проверяющих и делая упор на «многоразовость» своего товара. Другие высказывают опасения, что апеллирование к действующему законодательству не принесет плодов.

К сожалению, последствия таких расхождений уже зафиксированы в реальных случаях. По заявлению компании «Вардекс», одного из крупнейших игроков на рынке электронных сигарет, в начале января 2017 года они импортировали из США груз американских жидкостей, с которого компании пришлось заплатить налог. Несмотря на факт, что жидкость предназначалась для многоразовых устройств, таможня отказалась пропускать товар дальше без уплаты акциза.

Ввиду неоднозначности ситуации по электронным сигаретам и их составляющим, многие форумчане сходятся на том, что законодатели еще возьмутся доработать закон, наспех прописанный в конце 2016 года.

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Косвенные налоги
акцизы
налог на прибыль
НДС
таможенные пошлины
налог на недвижимость
подоходный налог

2. Социальные группы людей, более всего нуждающиеся в государственной поддержке в условиях быстрой инфляции
лица, у которых рост номинальных доходов отстает от роста цен
участники «теневой» экономики
лица с фиксированными номинальными доходами
предприниматели, производящие потребительские товары

3. Кейнсианская антиинфляционная политика включает …
увеличение государственных расходов
сокращение дефицита госбюджета
повышение учетной ставки
сокращение налоговых ставок

4. Среди инструментов денежно-кредитной политики государства нет …
операций на открытом рынке
рефинансирования банков
изменений в налоговой базе
депозитных операций

5. Принцип распределения налогового бремени используется при анализе налогообложения …
субъектов хозяйственной деятельности (физических и юридических лиц)
российских и иностранных юридических лиц
отдельных экономических районов в пределах одного государства
транснациональных корпораций, действующих на территории РФ

6. Решение проблемы внешних эффектов по Р. Коузу предполагает …
введение государством налога на производителей экстерналий
уплату нарушителем единовременного штрафа
решение вопроса между производителем экстерналий и пострадавшими без привлечения государства
решение вопроса между производителем экстерналий и пострадавшими в суде

7. Впервые основные принципы налогообложения были сформулированы …
А.Смитом
Д.Рикардо
К.Марксом
Дж.Кейнсом

8. Приоритеты отдельных видов экономической политики в условиях плавающего обменного курса
фискальная политика, которая имеет сравнительное преимущество в регулировании как внутреннего, так и внешнего баланса страны
денежная политика, которая имеет сравнительное преимущество в регулировании внешнего баланса
поддержание устойчивости курса национальной валюты и конкурентоспособности национальной экономики
денежная политика, имеющая сравнительное преимущество в регулировании внутреннего равновесия, а фискальная – в поддержании внешнего баланса

9. Если Центральный банк повышает учетную ставку, то это может привести к …
снижению общей величины резервов коммерческих банков
стимулированию величины вкладов населения на депозитные счета в отделения Центрального банка страны
снижению объема ссуд, предоставляемых Центральным банком коммерческим банкам
увеличению общей суммы резервов коммерческих банков

10. Сумма объема потребления и объема сбережения за текущий период времени равна …
объему дохода
величине инвестиций и затрат на потребительские товары
объему всех выкупленных ценных бумаг и сбережений населения
сумме средств, вложенных в производство и израсходованных в нематериальной сфере

11. Изменение цен в макроэкономической неоклассической модели является … политики.
результатом монетарной
результатом фискальной
только сочетанием монетарной и фискальной
результатом как фискальной, так и монетарной

12. Выходные показатели индикативного плана включают в свой состав …
развитие культурных связей с зарубежными государствами
важнейшие ориентиры социально-экономического развития страны
рычаги воздействия государственных органов на социально-экономическое развитие
необходимые объемы производственных и финансовых ресурсов
развитие связей внутри государства

13. Акцизами облагаются товары массового потребления по … ставкам.
прогрессивным
пропорциональным
твердым
регрессионным

14. Причина появления институтов в рыночном хозяйстве — … издержки.
низкие трансакционные
высокие трансакционные
низкие производственные
высокие трансформационные

15. Меры государственного регулирования, которые могут способствовать снижению темпов инфляции в условиях, когда использованы все производственные ресурсы, но высокая инфляция сохраняется:
покупка государственных облигаций на открытом рынке и увеличение налоговых ставок
продажа государственных облигаций на открытом рынке и снижение налоговых ставок
продажа государственных облигаций на открытом рынке и сокращение государственных расходов
покупка государственных облигаций на открытом рынке и увеличение государственных расходов

16. Основная функция антимонопольных органов
регулирование продовольственных цен
снижение издержек производства
контроль за использованием экономических ресурсов
развитие конкурентных отношений

17. Главная целевая установка социально-экономического развития страны
повышение уровня благосостояния правящего класса
рост благосостояния народа
повышение уровня денежных доходов населения
борьба с инфляцией монетаристскими методами

18. Предельная склонность к потреблению – это …
отношение прироста потребления к приросту сбережений
соотношение между приростом объема дохода и величиной потребленных ресурсов
доля прироста объема потребления в единице прироста дохода
соотношение между объемом сбережения и объемом потребления за данный период времени

19. Теория прав собственности рассматривает проблемы …
размывания прав собственности
внешних эффектов
спецификации прав собственности
многообразия форм собственности в современной экономике
возникновения прав собственности

20. Когда производимые государством общественные блага финансируются за счет налогов, эффективность их производства достигает максимума при …
единой ставке налога
дифференцированной ставке налога
ограничении круга потребителей
бесплатности общественных благ

21. Совокупный спрос в пределах национальной экономики – это …
расходы государственного бюджета и инвестиционный спрос
чистый экспорт и спрос хозяйствующих субъектов
спрос всех макроэкономических субъектов экономики
инвестиционный спрос фирм и потребительский спрос населения

22. По масштабам изъятия дополнительными не являются налоги на …
имущество
доходы
наследство
транспортные средства

23. Фискальная политика, проводимая государством влияет …
только на предприятия государственного сектора экономики
только на коммерческие фирмы
только на предприятия теневого сектора
на все макроэкономические субъекты

24. В структуру банковской системы России не входит(ят) …
Центральный банк России
Сбербанк Российской федерации
региональные коммерческие банки
фондовые биржи

25. Инвестиции – это …
доход, не израсходованный в данном периоде
вложения во все виды производственных ресурсов
приобретение жилой недвижимости
доход, использованный для приобретения потребительских товаров

26. Государственный долг – это сумма предшествующих …
государственных расходов
бюджетных дефицитов
расходов на оборону
будущих выплат иностранным заемщикам

27. Если государственные расходы и чистый экспорт равны нулю, а совокупное предложение превышает совокупный спрос, то …
сбережения населения превышают инвестиции
сбережения равны инвестициям
номинальный объем выпуска останется неизменным
реальный ВВП будет возрастать

28. К функциям государства с рыночной системой институтов относятся …
кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика на различных фазах экономического цикла
установление «правил игры» в обществе
установление единых норм и стандартов для измерения качества продукции
регулирование цен и объемов производства продукции в частном секторе экономики

29. В рамках институционального подхода границы государства определяются …
его захватнической политикой
его способностью осуществлять контроль на определенной территории и облагать налогом граждан
политической волей лидеров государства
установлением формальных «правил игры» на определенной территории

30. Зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от уровня процентной ставки иллюстрируют кривая …
Лоренца
Лафатера
Лаффера
Филлипса

31. Сбережения – это …
имущество товаропроизводителей и сбережения населения
фактические кассовые остатки всех субъектов хозяйственной деятельности
часть дохода, вложенная в ценные бумаги
часть дохода экономических агентов, не израсходованная в данный период времени

32. Фискальная функция налогов заключается в …
перераспределении национального дохода
стимулировании различных форм производственной деятельности
собирании средств для государственного бюджета
контроле за движением цен на товары и услуги

33. Потребление – это …
часть дохода субъектов хозяйственной деятельности, израсходованная в текущем периоде на потребительские товары и услуги
часть дохода экономических агентов, предназначенная на приобретение товаров и услуг в будущем периоде
накапливаемый на банковских счетах остаток дохода
приобретение краткосрочных государственных облигаций

34. Признаки, по которым определяется превышение критической точки налогообложения
непропорционально медленный рост поступлений в бюджет или их сокращение при очередном повышении налоговой ставки
уменьшение капитальных вложений, снижение темпов экономического роста и ухудшение материального положения населения
скрытое и явное уклонение от налогов (рост теневой экономики)
широкая дифференциация налогов
разнообразие льгот отраслям и фирмам

35. Налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу — … налоги.
импортные
антидемпинговые
прямые
косвенные

36. Неэффективность рыночного ценообразования при производстве общественных благ проявляется в том, что …
страны, полагающиеся только на рыночный механизм, превращаются в отсталые общества
снижается образованность общества
не создаются транспортные коммуникации там, где они могут оказаться наиболее перспективными
предельные издержки формирования цены общественных благ выше предельных затрат на их изготовление

37. Государственные расходы увеличивают реальный ВВП когда государственные расходы …
направляются на закупки товаров и услуг, а не на оплату труда чиновников
сопровождаются увеличением предложения денег
не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе экономики
финансируются за счет выпуска государственных займов

38. Автономные инвестиции – это …
капиталовложения, произведенные согласно планам развития предприятия
объем ценных бумаг, приобретенных на вторичном рынке
приобретение хозяйствующими субъектами (фирмами) облигаций по краткосрочным государственным обязательствам
инвестиции в предпринимательский сектор экономики

Акцизы- вид косвенных налогов на ограниченный перечень товаров преимущественно массового потребления. В отличие от НДС акцизы уплачиваются один раз производителем подакцизного товара и фактически оплачиваются его потребителем. Акцизы выполняют двоякую роль: во-первых, они- один из важных источников дохода бюджета. во-вторых, это средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления. Наблюдается устойчивая тенденция к росту сумм акцизных поступлений.
Акцизом облагаются: а) товары народного потребления (продовольственные товары, алкогольные напитки, табачные изделия, драгоценности, золотые слитки, автомобили), б) природно-минеральное сырье и продукты его переработки (природный газ, нефть, уголь, бензин, ГСМ), в) ввозимые и вывозимые из РФ отдельные виды товаров.
Различают плательщиков акцизов по товарам отечественного производства, по товарам из давальческого сырья и по товарам, ввезенным в РФ.
Акцизом облагается вся стоимость товара, включая и материальные затраты. По подакцизным товарам действуют как процентные (адвалорные) ставки акцизов, так и твердые (специфические) ставки. Ставки являются едиными по всей территории РФ. Расчет суммы акциза (А) ведется по формуле:
A = N x S/(100%-S),
где N- объект налогообложения (отпускная цена без учета акциза или таможенная стоимость, увеличенная на таможенную пошлину и таможенные сборы), a S- ставка акциза в процентах.
В отношении акцизного обложения товаров народного потребления действует система льгот. Например, выведены из-под обложения легковые автомобили с ручным управлением, включая ввезенные на территорию РФ для реализации инвалидам
Акцизные платежи распределяются следующим образом: поступают полностью в федеральный бюджет (нефть, газ, легковые автомобили, бензин, спирт этиловый); распределяются поровну между федеральным и местным бюджетами; полностью поступают в местный бюджет.
Особое место занимают акцизы, взимаемые на таможне. Существует особый порядок обложения налогами вывозимых товаров или услуг в страны ближнего и дальнего зарубежья.
27.Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций, за исключением денежных средств, начисляется на их собственное имущество. В состав налогооблагаемой базы входят суммы элементов запасов и затрат предприятий. К таким элементам, присущим рыночным условиям хозяйствования, относятся: рыночная стоимость основных фондов и нематериальных активов, применение механизма ускоренной амортизации, а также залог имущества и другие формы его движения. Данный налог можно рассматривать как трансформированную форму платы за фонды и сверхнормативные запасы собственных оборотных средств. Занимая центральное место в системе имущественного налогообложения России, этот налог играет незначительную роль в доходных источниках бюджета (примерно 2,5–3,5%).
Налог на имущество является собственностью субъектов РФ и распределяется поровну между ними и органами местного самоуправления, на территории которых действуют организации- плательщики налогов. Налог уплачивается по месту расположения облагаемых объектов.
Полностью от налогообложения освобождается имущество бюджетных организаций, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции и народных промыслов и имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры. Существуют также льготы в виде скидок, т.е. уменьшения налоговой базы на балансовую стоимость (например, объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы).
Налогоплательщик рассчитывает налог при составлении ежеквартальных бухгалтерских отчетов. Сумма налога исчисляется нарастающим итогом с начала года. Уплата налога в бюджет производится по квартальным расчетам в 5-дневный срок, а по годовым расчетам- в 10-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета.
Формирование налога на имущество кредитных учреждений и страховых организаций отличается лишь тем, что они используют иной план счетов бухгалтерского учета. Некоторые особенности имеет система налогообложения имущества иностранных юридических лиц, деятельность которых осуществляется через постоянные представительства и филиалы.
Под налогообложением доходов от капитала имеется виду налогообложение доходов от эмиссии, размещения, купли-продажи и иных операций с ценными бумагами и валютой. Налоговое регулирование этих правоотношений затруднено из-за широкого спектра условий выпуска и обращения разнообразных видов ценных бумаг и операций с иностранной валютой. Согласно действующему закону, налог па операции с ценными бумагами уплачивается при регистрации проспекта эмиссии, а также при купле-продаже ценных бумаг. В первом случае величина налога составляет 0,8% номинальной суммы эмиссии. Во втором случае покупатель и продавец уплачивают налог в процентном отношении от суммы сделки.
Налоговый регламент исчисления и уплаты налога на доходы от операций на рынке ценных бумаг предусматривает, что эти доходы вычитаются из валовой прибыли и облагаются в особом порядке. При распределении чистой прибыли погашаются долговые обязательства перед акционерами и владельцами ценных бумаг и появляются налоговые обязательства по исчислению и уплате налога на капитал. Налог в 15% удерживается на момент выплаты источником суммы начисленных доходов.
В 1997г. был введен налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. Плательщиками налога стали субъекты, покупающие валюту, кроме бюджетных организаций и Центробанка. Налогооблагаемой базой здесь выступает: а) сумма в рублях, уплачиваемая при покупке валюты, б) сумма погашения депозитов, открытых в рублях (при погашении их в валюте).