Восприятие визуальной информации человеком. Визуалы, аудиалы, кинестетики: как люди воспринимают информацию

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнали, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаете знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаете знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

  • - через зрение мы получаем информацию в виде изображения;
  • - через слух воспринимается информация в звуковом виде;
  • - через обоняние воспринимается информация в виде запахов;
  • - через вкус -- информация от вкусовых ощущений;
  • - через осязание -- информация в виде тактильных ощущений.

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств; их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию.

Например, почувствовав запах гари, вы узнали, что на кухне сгорел обед, о котором забыли.

На вкус вы легко узнаете знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаете знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

через зрение мы получаем информацию в виде изображения;

через слух воспринимается информация в звуковом виде;

через обоняние воспринимается информация в виде запахов;

через вкус -- информация от вкусовых ощущений; через осязание -- информация в виде тактильных ощущений.

Можно сказать, что органы чувств являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других органов чувств. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?

Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т. е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т. п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков, Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов -- фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Ведь сначала появилась речь, а уже потом -- письменность. Письменность для того и нужна, чтобы зафиксировать на бумаге человеческую речь. Отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания -- паузы, интонацию.

Очень интересна история письменности! Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. То, что было сказано выше, относится к звуковой письменности. А вот китайская письменность называется идеографической, В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.

Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма -- это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вам знакомые дорожные знаки -- это пиктограммы.

Языки естественные и формальные

Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Конечно, имеется в виду не орган речи, а способ общения между людьми. Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками, Естественные языки имеют устную и письменную формы.

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту -- формальным языком музыки.

Язык -- это знаковый способ представления информации. Общение на языках -- это процесс передачи информации в знаковой форме.

Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привести примеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией, Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.

Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многих школьных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в нее содержания. Подведем итог о формах представления информации.

Формы представления информации человеком:

  • - текст на естественном языке в устной или письменной форме;
  • - графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;
  • - символы формального языка: числа,

математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр,

Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств. Органы чувств являются «информационными каналами» связывающими человека с внешним миром.

Язык -- это знаковая форма представления информации. Языки бывают естественными и формальными.

Человек сохраняет информацию или обменивается ей с другими людьми на естественных языках, формальных языках, в графической форме.

Письменность -- важнейший способ сохранения и передачи информации. В истории человечества сформировались следующие формы письменности: звуковая, слоговая, идеографическая, пиктографическая.

У каждого найдутся свои маленькие хитрости, которые помогают запоминать больше и лучше. От детского подкладывания книги со стихами под подушку до рисования скетчей своих мыслей. Наука же описывает ряд общих черт того, как человеческий мозг принимает новую информацию.

1. Мы лучше запоминаем то, что видим

Мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации. Другими словами, половина его мощности отводится обработке зрительных процессов, а оставшаяся часть делится среди остальных способностей организма. Причём зрение напрямую влияет на другие чувства. Прекрасный тому пример - испытание , в котором 54 любителей вина попросили продегустировать несколько образцов виноградного напитка. Экспериментаторы подмешали безвкусную красную краску без запаха в белые вина, чтобы выяснить, смогут ли участники обнаружить подвох. Они не справились, и красное зашло вместо белого на ура.

Зрение - настолько важная часть того, как мы интерпретируем мир, что оно может подавлять остальные чувства людей.

Ещё одно неожиданное открытие , связанное со зрением, заключается в том, что мы видим текст в качестве отдельных изображений. В то время как вы читаете эти строки, ваш мозг воспринимает каждую букву в виде картинки. Это факт делает чтение невероятно неэффективным по сравнению с получением информации из изображений. При этом двигающимся объектам мы уделяем большее внимание, чем статичным.

Изображения и анимация способны ускорить ваше обучение. Добавляйте каракули, фотографии или вырезки из газет и журналов к своим заметкам. Используйте цвета и диаграммы, чтобы проиллюстрировать новые знания.

2. Мы помним общую картину лучше её частностей

Изучая множество новых понятий, нетрудно утонуть в нарастающем потоке данных. Для того чтобы избежать перегрузки, необходимо оглянуться назад и обрисовать общую картину. Вы должны уяснить, как свежие знания вписываются в единый пазл, как они могут быть полезны. Мозг лучше усваивает информацию, если он проводит связь между ней и чем-то ранее познанным в рамках одной структуры.

Для лучшего понимания приведём метафору. Представьте, ваши извилины - шкаф со множеством полок. По мере того, как вы раскладываете по шкафу всё большее количество одежды, вы начинаете её разделять по разным признакам. И вот обновка (новая информация) - чёрная кофта. Её можно отправить к другим вязаным вещам, положить к зимнему гардеробу или определить к тёмным собратьям. В реальной жизни ваша кофта найдёт своё место в одном из этих уголков. В вашем мозге знания связываются со всеми остальными. Вы без труда вспомните информацию позже, ведь она уже пронизана нитями того, что крепко засело в вашей голове.

Держите в поле зрения большую схему или списки заметок, объясняющие целую картину того, что вы изучаете, и всякий раз добавляйте туда новые элементы на протяжении всего нелёгкого пути.

3. Сон сильно влияет на память

Исследования показали , что полноценная ночь сна между зубрёжкой и экзаменом существенно улучшает результаты. В одном из экспериментов проверялись двигательные навыки участников после их интенсивного обучения. И те испытуемые, кто спал 12 часов до проверки, показали куда лучшие результаты, чем те, кого тестировали каждые 4 часа бодрствования.

Дремота также добавляет положительный эффект. В стенах Калифорнийского университета выяснилось , что студенты, которые кемарили после решения сложного задания, выполняли следующие задачи лучше, чем те, кто не сомкнул век.

wernerimages/Shutterstock.com

Важно знать, что сон хорош не только после, но и до обучения. Он превращает мозг в сухую губку, готовую впитывать в себя каждую каплю знаний.

4. Недостаток сна пагубно влияет на обучаемость

Недостаточная осведомлённость о сне и недооценка его важности самым неблагоприятным образом сказываются на «гибкости» ваших извилин. Наука ещё очень далека от детального описания всех целебных функций отдыха, но она чётко представляет, к чему ведёт его нехватка. Дефицит сна заставляет голову снижать обороты, действовать без здравого риска по шаблонным схемам. К тому же увеличивается шанс получить физическое повреждение из-за усталости всех «винтиков» организма.

Что касается обучения, недостаток сна сокращает способность мозга принимать новую информацию на 40% . Так что незачем мучить себя ночами с низким КПД, лучше отдохнуть и проснуться во всеоружии.

Результаты исследований Гарвардской медицинской школы содержат интересные цифры: ограничение сна в первые 30 часов после усвоения чего-то нового может свести на нет все достижения, даже если вы отлично выспитесь по прошествии этих суток с хвостиком.

Нормализуйте объём и периодичность сна во время обучения. Так вы будете намного более внимательны и сможете избежать провалов в памяти.

5. Мы сами учимся лучше, когда даём уроки другим

Подтверждением этому служит очень показательный эксперимент . Учёные разделили участников на две равные группы и выдали им одинаковые задания. По легенде половине испытуемых чуть погодя предстояло донести полученные знания до других людей. Нетрудно догадаться, что будущие «учителя» показали более глубокий уровень усвоения. Исследователи воочию убедились в силе «ответственного умонастроения», которое и дало столь эффективный результат.

Подходите к обучению с позиции «наставников». Так ваше подсознание заставит мозг различать тонкости схожих определений, тщательно разбирать материал и копаться в нюансах.

6. Мы лучше учимся по тактике чередования

Зачастую повторение кажется единственно верным способом заучить информацию или отточить навык. Такой метод не раз применялся вами при зазубривании стихотворения или броске в створ ворот с одной руки. Однако не столь очевидная тактика чередования может дать больший эффект.

Так, в одном эксперименте участникам показывали картины, написанные в разных художественных стилях. Первой группе последовательно демонстрировали по шесть примеров каждого стиля, а второй - вперемешку (разные школы в случайном порядке). Победили последние: они вдвое чаще угадывали принадлежность к стилю. Любопытно, что 70% всех испытуемых до начала исследования были уверены, что последовательность должна дать фору чередованию.

Не стоит зацикливаться во время тренировки только на пенальти. Изучая иностранный, смешивайте запоминание слов с прослушиванием речи в оригинале или письмом.

Задумывались ли вы, почему одни люди говорят: «Смотри … Это же очевидно … Давайте лучше рассмотрим Ясно как день»; другие – «Я же говорил … Да ты только послушай … Это громко сказано»; а третьи: «Чувствуешь разницу… Я ощутила на себе его взгляд… На это больно смотреть… Мне было неудобно …»? Все дело в разных каналах восприятия информации, которые у человека наиболее развиты. По этой характеристике различают визуалов, аудиалов и кинестетиков. И именно обращаясь к доминирующему каналу собеседника, вы сможете с большим успехом и точностью донести до него свое сообщение. А это важнейший навык в коммуникации с сотрудниками.

Чтобы понять, с кем имеете дело, понаблюдайте немного за своим визави: полученная информация поможет построить беседу правильно.

Визуалы

Они воспринимают окружающий мир через зрение. Говорят они быстро и резко, предпочитают держать довольно большую дистанцию с собеседником, чтобы иметь возможность лучше его рассмотреть. Их очень легко распознать по словам-маркерам, связанным со зрительным восприятием. Еще одна отличительная черта визуала – большое внимание к своему внешнему виду, они всегда выглядят аккуратно и стильно. Соответственно, и собеседника будут воспринимать лучше, если на него также приятно смотреть. В донесении информации для них важны интересные красочные картинки, красивые образы.

Не пытайтесь объяснить такому человеку что-то устно, лучше максимально визуализируйте свое сообщение – начертите график или диаграмму, создайте презентацию, покажите фотографии или видеоролик, и он будет в восторге. Во время общения держите зрительный контакт со своим собеседником, не раскачивайтесь и не теребите ничего руками, примите спокойную и уверенную позу – помните, что визуал воспринимает мир, в том числе и вас, преимущественно через зрение. Вы для него также являетесь «картинкой», чем она приятнее – тем больше у вас шансов на успешность переговоров.

Аудиалы

Таким людям нравится слушать, они любят музыку и часто предпочитают аудиокниги. Отличительные черты во время разговора – слова-маркеры, касающиеся слухового восприятия, умеренная жестикуляция на уровне груди и средняя дистанция с собеседником. У них богатый словарный запас, они любят поговорить и способны хорошо убеждать и уговаривать собеседника. Аудиалы чувствительны к интенсивности звуков, повышению и понижению голосов, резкий скрип или свист может вывести их из себя. Рассказывают они методично и размеренно, часто кивая в такт своей речи.

Ни в коем случае не перебивайте аудиала, дайте ему высказаться, иначе он будет раздражаться. Беседуя с таким человеком, хорошо поставить фоново мелодичную музыку. Но будьте внимательны – посторонние шумы помешают вашему собеседнику сосредоточиться на разговоре, поэтому тщательно подходите к выбору места встречи. Донося информацию аудиалу, постарайтесь говорить размеренно и спокойно, не тараторьте и следите за тем, чтобы вас было приятно слушать. Ваша речь должна быть грамотной и образной, а жестикуляция – сдержанной.

Кинестетики

Такой человек исследует окружающий мир «на ощупь», он больше ощущает телесно и в меньшей мере видит или слышит. У таких людей развиты вкус, осязание, боль, тепловые и вибрационнные ощущение. Кинестетиков можно распознать по преобладанию в лексике слов, передающих чувства. Их речь медленная, они держат короткую дистанцию во время разговора, могут часто трогать себя за лицо, брать собеседника за руку или класть руку на плечо. Они приветствуют применение жестов собеседником, особенно если это помогает расставить акценты в сообщении, «почувствовать», о чем идет речь. С кинестетиками вы можете вести себя достаточно свободно, для них не важны ни красивая поза, ни официальная одежда. Однако если последняя сделана из ткани, приятной на ощупь – у вас уже есть бонус, ведь, скорее всего, ваш собеседник дотронется до вас во время разговора и вы ему понравитесь. Эти люди очень деятельны, им сложно усидеть на одном месте, они постоянно что-то делают, их девиз «Движение – это жизнь».

Этим людям трудно удержать внимание, они легко переключаются на что-либо другое, порываются куда-то идти и что-то делать. Подберите правильный способ держать фокус внимания на вас. Также следует учесть, что если визуалы принимают решения легко и быстро, то кинестетикам необходимо хорошо обдумать свое решение, вжиться в него и почувствовать. Ни в коем случае не давите на них и не подгоняйте.

Чем полезен верный выбор инструментов коммуникации

Зная особенности восприятия вашего собеседника, вы можете использовать инструменты, которые помогут лучше, качественней и в полном объеме передать информацию. К примеру, работая с визуалом, подготовьте презентацию либо используйте такие инструменты визуализации информации, как лист а4, флипчарт и т.д. Если же ваш собеседник аудиал, говорите четко, с паузами, интонацией, играйте голосом. Кинестетику дайте возможность попробовать на практике то, что вы предлагаете, подготовьте раздаточный материал, который можно изучить самостоятельно в руках.

Данные знания помогают быстрее обучить новый персонал. Понимая особенности каждого человека, мы можем использовать это: показать, рассказать, дать попробовать сделать самому. Если применять эту методику, период наставничества проходит быстрее и эффективнее. Обучать человека нужно, учитывая его восприятие: так вы экономите свою и чужую энергию и время.

Если вам сложно определить канал восприятия информации, вы можете использовать все перечисленные методы. А ваш собеседник самостоятельно выберет тот источник, который ему подходит.

Если вы хотите добиться максимально эффективной коммуникации, уделите внимание своему собеседнику в начале разговора, обращайте внимание на детали, и они подскажут вам, как себя вести. Еще лучше, если у вас есть возможность предварительного знакомства перед тем, как внести важное предложение. Это поможет основательнее подготовиться, подобрать соответствующие примеры, время и место для беседы. Когда эти параметры выбраны верно – половина успеха уже у вас в кармане.

Евгений Куджоян , бизнес-тренер, Студия Профессионального Развития

Какая наука изучает типы восприятия и зачем это нужно? Неужели лишь для того, чтобы блеснуть перед друзьями эрудированностью и знанием умных словечек? Как применить эти знания на практике?

Все эти вопросы возникают каждый раз, когда мы натыкаемся в просторах интернета на тесты по определению типа восприятия. Это модная новинка, которая скоро забудется? Нет, друзья, нет так уж и свежо это течение.

Краткий экскурс в историю психологии.

Первые мысли об особенностях восприятия встречаются в трудах философов античности. Приблизительно в VI в. до н. э. мыслители начали замечать разницу в восприятии своих учеников и описывать свои наблюдения. Трактовались эти различия по-разному, но начало было положено. Необходимо заметить, что до XVIII в. человек рассматривался учеными как часть социума, что понятно и логично. Подход к изучению и развитие теории, которая начала допускать принцип личной выгоды у человека и оценку всех явлений, исходя из их полезности и приятия отдельным индивидом, у психологов Бентама и Смита. Это момент стал переломным и наконец-то повернул взгляды ученых в правильном направлении.

В XIX–XX вв. начался период развития социальной психологии. Исследователи впервые начали проводить лабораторные эксперименты. Именно этот период дал четкое понимание о различиях восприятия людей. Создавались тесты, цель которых была определить способы восприятия человеком информации. Сейчас изучением этих тонкостей занимается целая наука, которая называется «Соционика».

Как определяются типы восприятия?

Существуют специальные тесты. Любопытства ради, Вы имеете возможность пройти один из этих тестов прямо в интернете. Издана масса книг, которые рассказывают о типах восприятия в том числе. Как правило, в них напечатаны простенькие тесты, которые с некоторой долей вероятности определяют, к какому типу восприятия Вы ближе. Для людей, которые поставили перед собой цель разобраться в своих способностях и особенностях восприятия, работают психологи. Тесты на тип восприятия, которые проводит специалист, наиболее достоверны и всеобъемлющи. Отсюда вытекает абсолютно логичный вопрос: «Зачем это нужно?»

Практическая польза знаний о своем типе восприятия.

Для того, чтобы понять полезность этих знаний, необходимо вспомнить об особенностях каждого типа восприятия и поработать с примерами. Для начала необходимо сказать, что чистые типы в плане восприятия встречаются крайне редко. Речь идет о предрасположенности.

.

Эти люди воспринимают мир в большинстве случаев через глаза. Это абсолютно не значит, что визуалы не воспринимают звуки, запахи и тактильные ощущения. Для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Итак, Вы прошли тест и определили свою принадлежность к визуалам. Что дальше? Использовать эту особенность в саморазвитии. Каждый из нас чему-то учится. Необходимость усваивать новую информацию возникает каждый день. Человек, который механически исполняет уже выученные и доведенные до автоматизма действия, начинает деградировать. Дети учатся в школе. Как помочь маленькому визуалу? Научить рисовать картинки во время освоения материала. Зрительные образы, которые связаны с определенной информацией, останутся у него навсегда. Взрослый визуал должен выполнять инструкции начальства, от этого напрямую зависит Ваш карьерный рост. Рисуйте схемы, именно этот способ поможет Вам понять, как наиболее эффективно выполнить поставленную задачу.

Зато в русском интернете источников - целая куча.

  • Всем известно, что 90 процентов информации человек воспринимает глазами.
  • Как известно визуальная информация составляет 69% , но эти проценты включают еще и манеру говорить, позу, мимику, жесты, осанку, походку.
  • Учеными доказано , что 80 процентов информации, которую мы воспринимаем, получено нами с помощью органов зрения.
  • 80- 85 процентов всей информации мы воспринимаем через зрение. визуальная информация на те же 80-85 процентов неосознаваема.
  • Научно доказано , что 80 процентов информации мы воспринимаем через зрение.
  • И ученые это подтверждают : только десять процентов информации воспринимается на слух, а остальные девяносто - визуально .
  • Основной процент информации, получаемой человеком, воспринимается зрением (83% ), из нее 40% запоминается.
  • Давно известно и не раз доказано , что 60 процентов всей входящей информации усваивается человеком с помощью глаз.
  • Подсчитано , однако, что человек получает до 91 процента всей информации через визуальный канал, т.е. через глаза
  • надо помнить о психологии восприятия : человек 70 процентов информации воспринимает зрением, оно доминирует, перехватывает внимание зрителя...
  • через органы зрения, если верить специалистам , мы получаем более 90 процентов информации из внешнего мира.

В общем, если кто мне скинет достоверную линку, буду признателен.

UPDATE: ...vision, our most important sense that accounts for about 40 percent of our sense input... from http://www.creatingtechnology.org/papers/vision.htm