Зайцев Николай Александрович. Методика раннего и интенсивного обучения (кубики Зайцева и др.). Методика Зайцева – секрет обучения детей

Очень большую популярность получила система обучения Петербургского педагога Зайцева Николая Александровича. В основе методики обучения Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является склад.

Склад - это пара из согласной с гласной или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих знаменитых кубиков.

Когда ребенок начинает говорить, он не произносит отдельно буквы, он говорит "ма","па","ба". На кубиках применен этот метод. Обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же играючи малыши знакомятся и с математикой. Зайцев разработал специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.

Обучение по методике Зайцева - это не только таблицы слогов и арифметических действий, но и игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, пазлы, строительные наборы и т.д. Ко всему прочему, созданная в детском саду или в школе обучающая среда должна поддерживаться и дома. По квартире должны быть развешаны таблицы, любое бытовое занятие должно сопровождаться определенными методическими инструкциями и многое зависит от духа, который царит в семье.

Кубики Зайцева различаются по 46 признакам. Большие и маленькие, «железные», «деревянные» и «золотые». Кубики по разному весят и звучат.

«Золотые» кубики – звенят, «железные» - гремят, «деревянные» глухо постукивают.
Звуки помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Обучению помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Размер букв и знаков в таблицах Зайцева и на кубиках Зайцева достаточен для того, чтобы без всякого напряжения мог восприниматься ребенком с расстояния в несколько метров.

Методика счёта, на основе таблиц Зайцева, предлагается детям с трёх лет. Четырехцветная лента с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов - кружочков и квадратиков. Даже трехлетние дети через весьма непродолжительное время способны находить на ленте любое заказанное число. Четные и нечетные различаются по цвету, каждому ясен и состав числа: количество десятков, единиц.
Разрезные карточки представляют число в его отношении к сотне (например, 54 закрашенных квадратика в матрице 10*10 клеток и 46 незакрашенных).

Дети 4-5-лет легко переходят к сложению и вычитанию в пределах ста, первоклассники делают это через несколько уроков, избегая многомесячного знакомства с цифрами и сточасового сидения в десятке.

Переход от числовой ленты к таблице 1 помогает ускорить операции по сложению и вычитанию в пределах ста, довести их до автоматизма и перейти к подсчетам в уме раньше предусмотренных традиционными программами сроков.

Шесть кубиков и таблица 2 помогут детям освоить запись и чтение трехзначных чисел, создадут образные представления об их составе - количестве сотен, десятков, единиц.

Таблица 3 познакомит учащихся с записью и названием многозначных чисел.
Пособия Зайцева будут интересны и полезны всем детям. Занятия с "Кубиками Зайцева" основаны на игре и дети учатся, получая удовольствие от занятий.

«Складушки» Воскобовича.

Игра-пособие "Складушки" предназначена для обучения детей раннему (с 3-4 лет) чтению в складовой системе. Складовая система обучения детей раннему чтению сейчас получила широкое распространение. Помимо того, что склады в этой системе дети изначально учатся произносить так, как они звучат в словах, сами склады расположены строго определенным образом. Эта игра - переработанная В.Воскобовичем популярная система обучения чтению детей раннего возраста известного петербургского педагога Н.Зайцева.

Скачать бесплатно

Н.А. Зайцев "Письмо. Чтение. Счет". скачать
Таблицы Зайцева

Николая Александровича Зайцева все знают по его знаменитым кубикам, которые применяются в детских садах, начальной школе, развивающих центрах и дома. Но методика обучения этого российского учителя и воспитателя гораздо глубже. Она предполагает не только быстрое обучение чтению, счету, письму, грамотности, иностранным языкам, математике, анатомии, географии, экологии, музыке, но и дает мощный толчок к саморазвитию ребенка. Ее оздоровительный эффект, высокую результативность и гуманность подтвердила практика.

Биография

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 г. в с. Холмы (Новгородская обл.) в семье потомственных учителей. Его детство пришлось на трудные военные годы. После войны семья переехала в Ленинград. Николай был активным ребенком: ходил в секции по плаванию и легкой атлетике, занимался рисованием и резьбой по дереву. В 1956 г. он окончил школу и 2 года работал на заводе шлифовщиком, формовщиком. Занялся борьбой и боксом.

В 1958 г. поступил на филфак в пединститут им. Герцена (русский и английский язык). В годы учебы Зайцев начал заниматься предметами более углубленно из-за непонимания многих вещей. Уже тогда он начал чертить таблицы, строить графики, облегчая себе понимание предметов.

В 1963 г., пятикурсником, Николай проходил практику как переводчик в Индонезии. Там молодой педагог положил начало своей оригинальной образовательной системе. Первый опыт преподавания родного языка по своей методике был удачным.

Диплом он так и не получил, т.к. его дипломная работа не отвечала стандартам. После института Зайцев работал воспитателем детского дома, в детской колонии, интернате для особых детей. Он пробовал свою методику на особых детях. Успех был переменный, но это давало толчок к дальнейшим исследованиям.

Затем Зайцев стал учителем словесности в школе. В этот период он разработал наглядную и без громоздких правил систему преподавания родного языка для средней школы. Результаты тестирования были отрицательным: ученики не чувствовали родного языка, им проще было зазубрить правила, их так учили…

К концу 70-х гг. Зайцев постепенно определил для себя направление экспериментов: обучающие наглядные программы и пособия для малышей от 1,5 лет. Все подавалось в игровой форме.

И тут его ждал успех. Его обучение через кубики легко воспринималось малышами.

Педагогика того времени не терпела никаких отклонений от традиционной, поэтому до перестройки (80-е гг.) все разработки и пособия Зайцева были не востребованы. И только с развалом СССР она стала применяться в детсадах и школах. Хотя Минобразования не признавала ее официально.

В 1989 г. было создано АО «Мазай» (методические альтернативы Зайцева), где новатор стал ведущим специалистом. С этого началось активное распространение методик и пособий Зайцева. Впервые был налажен выпуск кубиков.

С 1991 г. методика была уже адаптирована на детей от 1,5-4 лет.

В 1993 г. на базе петербургского детсада №74 Зайцеву позволили применить свои методики. С тех пор это его творческая лаборатория. Здесь в 1994 г. он впервые ввел адаптированный для малышей курс анатомии, физиологии и гигиены человека, экологии и за пять лет наблюдений констатировал стабильный положительный результат. Детям была интересна и доступна системная, наглядная информация о человеке, его здоровье, об окружающей среде.

В 1995 г. профессором Рувинским была основана Академия творческой педагогики (АТП). Она объединила разрозненных педагогов-новаторов, позволила им меняться опытом, обнародовать свои методики, повышать квалификацию. Зайцев стал профессором этой академии.

В 1996 г. АО «Мазай» трансформировалось в ООО «Методики Зайцева», задачи которого остались прежними: разрабатывать, издавать и внедрять пособия и методики автора. Это объединение успешно работает и поныне. Оно выпускает «Кубики Зайцева», «Сточет», «Пишу красиво» и т.п.

Профессор Зайцев живет в Петербурге, читает лекции по всей стране, разрабатывает новые пособия. У него множество учеников-единомышленников. Он по-прежнему ведущий специалист негосударственного учреждения дополнительного образования "Методики Н. Зайцева". Несмотря на популярность, его система так и не признана официально.

Истоки и основы методики

При разработке своей системы Зайцев опирался на исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева.

Он использовал такие их выводы:

  • разделение сенсорного потока на элементы, а потом связывание этих элементов в группы очень хорошо воспринимается мозгом;
  • усилить восприятие можно подачей информации с четко заданным ритмом.

Это открытие в нейрофизиологии Зайцев сделал основой своей системы. Главная идея его методики базируется на том, что процесс познания должен опираться на все формы восприятия ребенка:

  • мышление;
  • слух;
  • зрение;
  • двигательную и тактильную память.

Учебный материал Зайцева активизирует восприятие ребенка, поскольку он системный (от частного к общему и наоборот), собран в одном месте и привлекательный, притягивающий внимание. По сути, эта методика опирается на основы педагогики сотрудничества. Роль учителя сводится:

  • к организации веселой игровой обучающей среды;
  • наставнической помощи ребенку при обучении чтению, счету, письму, грамматике.

Другой базой его метода стало использование склада, как элементарной частицы речи. Склад — это слияние согласной и гласных буквы, просто гласная, согласная в открытом слоге. Это более естественное деление слова, чем слог. Так начинают говорить младенцы. И так легче научиться читать.

Истоки этого лежат все в той же нейрофизиологии, поскольку склад — это осознанное усилие мускулов речевого аппарата. Эти усилия легко определить, если слегка обхватить рукой шею под основанием челюсти и что-то громко сказать. Идея сама по себе не нова. Обучение грамоте по методике Зайцева очень схоже с букварем Федота Кузьмичева (XIX в.) и азбукой Л. Толстого (он учился по букварю Кузьмичева). Эти книги основаны на складовом методе, а не слогах.

Через 200 лет Зайцев, восприняв прежний опыт, пошел дальше. По его методике вообще не надо целенаправленно учить буквы. Они просто выучатся сами в процессе игры с пособиями, на которых написаны склады. Впервые он опробовал метод быстрого овладения языком с помощью складов на своих кубиках.

Затем были таблицы. Здесь Зайцев опирался на опыт (система опорных сигналов) и Эрдниева (укрупненную единицу дидактики). Он создал таблицы, через которые огромное количество информации передавалось минимальным количеством символов. Правильное расположение этих таблиц на стенах позволяло информации быстро проявляться в памяти.

Методика Зайцева сломала главный стереотип традиционного обучения: правило-упражнение, ушла от разбросанности и несистемности материала. Причем такой нейрофизиологический подход обеспечил высокую произвольную подвижность ребенка во время обучения с минимальной нагрузкой на зрение.

Общее описание методики Зайцева

Педагог-новатор поставил себе целью обучать детей чтению, письму, грамотности и счету без зубрежки и навязывания. Учась в институте, он уже понял, что традиционное образование не эффективно. В этом же направлении разработана его система. Он ушел от традиционной схемы обучения: упражнение-задание. Только игра, только то, что интересно и никакого насилия. Николай Александрович заложил в свою систему такие принципы:

  • ребенок не учиться жить, а живет здесь и сейчас, поэтому он будет учиться тому, что ему интересно сейчас;
  • обучение должно идти в ногу с развитием ребенка, не опережая его;
  • ребенку доступны любые сложные задания, если они ему доступны и актуальны;
  • ребенок — это активная личность, а не объект обучения;
  • ребенок изучает окружающий мир всем телом, движение для него — дополнительный источник информации.

Они позволяют давать мощный толчок естественным способностям ребенка, подталкивая его к саморазвитию.

Особенности методики

«Суть в простоте и системности!»

Методика очень лояльна к детям. Поскольку занятия проходят в виде игры, то отсутствуют:

  • страхи перед ошибкой;
  • двоечники и неудачники;
  • замечания;
  • принуждения;
  • нотации;
  • звонки;
  • оценки.

Уроки у Зайцева очень шумные и непринужденные. Автором разработаны сотни игр, поэтому каждый новый урок не похож на предыдущий.

Классы оборудованы по-особому:

  • парты расставлены по периметру, чтобы не заслонять наглядный материал;
  • по стенам развешены таблицы на высоте 170 см от пола.

Материал дается ребенку сразу целиком на таблицах, а усваивать он может его в своем темпе. Все склады систематизированы на кубиках и настенных таблицах. Для каждого кубика есть строка и столбец в таблице. Поработав с кубиками, дети бегут с указкой к таблицам в поисках нужных складов. Они невольно перебирают десятки вариантов, легко их запоминая. Высокая системность пособий дает возможность детям быстро уловить их алгоритм.

Между таблицами со складами вывешены таблицы «Стосчета», по которым дети учатся складывать и вычитать двухзначные числа.

Уроки носят естественный соревновательный характер: каждый хочет скорее дать правильный ответ и всматривается в таблицу с любой точки класса. Так вынуждено начинается считывание таблиц с разного расстояния, и непроизвольно тренируется зрение. Большую часть урока ученики проводят в движении с поднятой головой (смотрят на таблицы), укрепляя свою осанку. В такой среде дети активнее мыслят, и процесс обучения идет эффективно.

Знаменитые кубики Зайцева: что это такое?

Кубики предназначены для обучения чтению, начальной грамотности и письму. В комплекте 52 кубика (7 повторяющихся, для слов типа дя-дя). На каждый кубик нанесены склады, всего их 200. Кубики в наборе отличаются по разным признакам:

  • размеру;
  • цвету (12);
  • материалу;
  • звучанию;
  • по наполнителю;
  • по весу.

Эти особенности помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими и запоминать разные по характеру склады:

  • Большие кубики — с твердыми складами, маленькие — с мягкими.
  • Белый кубик — со знаками препинания.
  • Есть сдвоенные кубики с согласными, которые дружат не со всеми гласными (жа, жу, жи).
  • Складов жы, шы, чя, щя на кубиках нет.
  • Звонкие склады — кубик металлический, глухие склады — деревянный.
  • Золотой кубик — это гласные.
  • Склады с твердым знаком поселены на железно-деревянных кубиках, а с мягким знаком — на деревянно-золотых.
  • Все буквы разных цветов: гласные — голубые, согласные — синие,
  • Твердый и мягкий знак — зеленые.

Дети в процессе игры запоминают склады и особенности кубиков. Из складов легко складывать слова. Потом все это выстраивается в стройную грамматическую систему. Знакомство со складами начинается с кубиков, а заканчивается таблицами.

Таблицы Зайцева

Таблицы Зайцева — это наглядные обучающие пособия высокой системности, на которых смоделирован весь учебный материал.

Таблицы подают сразу весь материал и вывешиваются на стены.

Они создают обучающую информационную среду. Таблицы являются многофункциональными посредниками между учениками и наставниками:

  • учат;
  • дают информацию;
  • являются путеводителями по учебному материалу;
  • отрабатывают нужные навыки;
  • помогают взаимообучению.
  • на складовые (для сопоставления качеств звуков — мягкости, глухости, звонкости, твердости, мягкости и для составления слов);
  • на стосчетовые (для обучения счету в пределах 100 — это 4-хцветная лента с числами от 0-99, группами квадратов и кружков для изучения десятков, четности-нечетности);
  • на математические (показывает, из чего состоят числа, их свойства, действия над ними, происхождение цифр, дробей, степеней).

Таблицы и кубики неразъединимые части обучающего процесса.

Модель детсадов по Зайцеву

Система Зайцева часто применяется в детсадах для обучения детей:

  • чтению;
  • математике;
  • пению хором;
  • синтезу рисования и письма;
  • азам грамматики;
  • анатомии;
  • географии;
  • экологии;
  • ботанике;
  • зоологии.

На все эти направления у Зайцева разработаны и опробованы специальные методики и пособия. Помимо обучения ребенка письму, чтению, счету, зайцевские методики предполагают знакомство малышей с окружающим миром.

В 3 года у детей возникает кризис в формировании личности, который связан со становлением собственного Я. Малыш, который не понимает, чего от него требуют и зачем, отказывается выполнять правила, предлагаемые взрослыми. Ребенок начинает пренебрегать собственной безопасностью.

Введение в программу детсадовского обучения таких направлений как анатомия, экология, география вполне оправдано. Знакомясь с собой, малыши уже осознанно выполняют правила, предлагаемые взрослыми. Именно в 4-7 лет ребенок легко ориентируется:

  • на ведение здорового образа жизни;
  • на не курение;
  • не питие алкоголя;
  • не употребление наркотиков;
  • на сохранения окружающего мира;
  • на сохранение своего здоровья;
  • на свою безопасность.

А для этого малыш должен понимать свое устройство, знать о полезных и вредных для него вещах. Причем после анатомии, появляется ботаника, а затем зоология. Так обозначается значимость человека в природе. А география — это путь к миру.

Здесь все завязано: анатомия — путь от себя к миру, а география — от мира к себе и от себя к миру.

В детсадах с такими предметами редко встречается травматизм, дети не бояться медиков, стремятся к физкультурным занятиям, неагрессивны, аккуратны, правильно едят и стремятся еще больше узнать об окружающем мире.

Педагогика сотрудничества Зайцева очень неагрессивна и бережна к ребенку:

  • Наставник предлагает детям сразу весь материал, которые осваивают его в удобном темпе.
  • Наставник работает по программе ребенка, не принуждая его ни к чему.
  • Отсутствие оценивания детей исключает появление отстающих. У детей исчезает страх, они просто играют, а в игре возможен и проигрыш.
  • Обстановка на занятиях очень демократичная, дети не замечают самого процесса обучения, они просто играют, а наставник их направляет в нужное русло.

Роль родителей

Методика Зайцева является частью педагогики сотрудничества. Главным в ней является создание обучающей среды и наставник.

  • Образовательная среда создается совместно с родителями, что дает мощный импульс к развитию ребенка.
  • Родители также должны поддерживать авторитет наставников у детей.
  • Если из системы ребенок-наставник-родители, выпадает хоть одно звено, обучение становится бесполезным.
  • Родители должны сами увлечься обучением, помогать ребенку с удовольствием. Это будет залогом успеха их ребенка.
  • Если родители решили обучать своего ребенка по методике Зайцева дома, они должны создать творческую развивающую среду, разобраться в основах системы, а потом начинать системные занятия. Только тогда можно надеяться на успех. Надо помнить, что кубики Зайцева — это не просто игрушки, а учебные пособия.

Достоинства методики Зайцева

О методике Зайцева хорошо отзываются и медики, и психологи, и валеологи, и физиологи, и учителя. Система основана на природных, естественных реакциях организма, она очень легко адаптируется к условиям детсада, школы или дома, разным по возрасту и составу группам детей. Неплохо себя показывает при работе с особенными детьми.

Вот ее плюсы:

  • быстрое осваивание чтения, письма и счета (10-12 уроков для дошколят и неделя для первоклассников);
  • не привязанность к определенному возрасту;
  • каждый ребенок обучается в индивидуальном темпе;
  • возможность успешного домашнего обучения;
  • грамотность на всю жизнь;
  • отсутствие гиподинамии и сохранение зрения;
  • отсутствие конфликтов ученик-учитель-родитель;
  • развитие самоорганизованности ребенка;
  • простота, системность, наглядность;
  • сочетание игры и строгой внутренней логики.

Недостатки методики Зайцева

Многогодичное применение системы Зайцева в детсадах, развивающих и реабилитационных центрах, школах выявило некоторые недостатки:

  • Есть жалобы от логопедов и дефектологов на пропуск окончаний в речи.
  • У детей возникают трудности с фонетикой.
  • Пособия достаточно дорогие.
  • Трудности употребления буквы Э.
  • При домашнем обучении для достижения результата требуется сочетание с традиционными методами.
  • При раннем обучении чтению дается мощный толчок развития центров для восприятия письма, что может привести к задержке развития устной речи.
  • Методика эффективна только для правшей.
  • Дети могут не различать на слух отдельно взятые звуки речи, что может сказаться на письме.
  • Система не развивает творческие способности.

Популярность системы Зайцева

Парадокс нашей страны: методика, которая не признана государственной образовательной системой, широко известна и применяется не только в России и странах СНГ, но и по всему миру (в Европе, Австралии, США, Израиле). В 86 странах мира открыты специализированные центры по подготовке педагогов-зайчистов.

Автор методики может легко ее приспособить к любому языку мира, а значит, возможно создание международного педкомплекса. Уже существуют методики по русскому, английскому, украинскому, белорусскому, казахскому, татарскому, армянскому и французскому языкам.

У Зайцева сотни единомышленников и последователей. Например, Афанасова Елена Григорьевна, валеолог из Москвы, сама разрабатывает методички по системе Зайцева, 10 лет успешно обучает детей, готовит педагогов.

Методика Зайцева основана на естественной для малышей форме познания мира... Ребёнку нравится обучаться и он показывает успешные результаты...

Когда начинать обучение чтению? Методики раннего развития рекомендуют начинать обучающую работу с детьми чуть ли не с пеленок. Такой подход имеет смысл, ведь мозг малыша активно растет и нагружать его информацией просто необходимо.

Альтернативный способ обучения:

Кроме того, современные требования к начальному образованию настолько высоки, что ребенок должен прийти в первый класс, умея бегло читать, писать буквы и простые слова, имея представления о счете в пределах десяти. Подготовка к школе должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении, однако за один год до школы научиться беглому чтению вряд ли получится.

Именно поэтому многие родители начинают заниматься с малышами самостоятельно с самого раннего возраста. Как правильно и легко ? Одно из лучших решений предлагает способ Николая Зайцева, который давно зарекомендовал себя как наиболее эффективный.

Принципы методики Зайцева

Система Зайцева основана на общепедагогических дидактических принципах обучения:

  • системный подход;
  • учет физиологии малыша, скорости протекания мыслительных процессов;
  • наглядность обучения;
  • стимулирование аналитической мыслительной деятельности методом «от частного к общему».

Идея инновационного подхода заключается в отказе от традиционного обучения чтению при помощи расчленения слова на отдельные буквы. Это гораздо более физиологично для малыша, который говорит не буквами, а неделимыми речевыми единицами – слогами.

Второй важный момент в том, что методика основана на естественной для малышей форме познания мира и обработки информации – игре. Игровые кубики вызывают у чада искренний интерес и позволяют прекрасно систематизировать информацию. Они различаются по размеру, цвету и даже наполнению, то есть задействуют разные способы восприятия информации.

Методика развития Зайцева не ограничивается кубиками: разработаны систематизированные таблицы, звуковые попевки, интересные игры. Однако именно способ обучения при помощи кубиков Зайцева считается секретом эффективности. Ученик не ограничен в движениях: на занятиях можно стоять, сидеть, ползать, лежать. Ребенок во время получасовых занятий не устает, а значит, его интерес не утрачивается.

Звуковые склады и игровой материал

Создатель методики заменил традиционный слог сочетанием гласной и согласной буквы, согласной с мягким знаком. Это и есть склад – новая речевая единица, понятная малышу. Каждая сторона кубика содержит отдельный склад, поэтому составить слово не представляет никакого труда.

Процесс настолько прост, что четырехлетнего малыша можно хорошо научить читать за две недели. Он просто играет в кубики, одновременно усваивая информацию. В этом секрет эффективности методики.

Возрастных ограничений обучения по системе Зайцева нет: можно заниматься с шестимесячными малышами, с трехлетками и с дошкольниками, даже первоклашками. Адаптировать обучение можно к любому возрасту. Самые юные ученики после нескольких месяцев занятий начинают одновременно говорить и читать. Чадо четырех лет довольно свободно читает уже после пятого занятия.

Важным обучающим компонентом выступает цвет. Кубики окрашены в разные цвета. Цветовая дифференциация позволяет ребенку быстро и легко освоить такие сложные школьные знания, как парность согласных по звонкости-мягкости, а также понять разницу между согласным и гласным звуком.

Для совсем маленьких детей придумана звуковая система. Разное наполнение кубиков позволяет подключить слуховое восприятие информации.

Тематический материал:

Математика и английский

Способ Зайцева для детей не ограничен обучением навыкам чтения. Разработаны отдельные программы обучения математике и изучения английского языка. Математическая разновидность методики называется «Стосчет», она позволяет увидеть совокупность числовых значений от нуля до 99. Малыш сразу же получает полное представление о составе любого числа в пределах первой сотни, легко решает примеры на сложение и вычитание.

Дидактический материал представлен специальными карточками, числовым столбом и числовой лентой, с которой очень просто работать.

Наглядность обучения, практические действия с числами, игровая форма занятий позволяют освоить азы арифметики легко и без принуждения, развить математическое мышление, повысить интеллектуальный уровень.

Изучение английского языка – одно из направлений методики. Разноцветные кубики несут полную информацию о морфологии, синтаксисе английского предложения, позволяют легко и правильно строить высказывание на иностранном языке. Разработана система таблиц, полностью описывающих английскую грамматику. Наглядность и систематизация учебного материала позволяют использовать систему для обучения детей и взрослых.

Преимущества системы Зайцева очевидны. Иногда родители опасаются, что ребенок может испытывать сложности в школе, ведь фонетические принципы расходятся с идеей «зайцевского склада». Однако умный малыш легко освоит школьный материал.

Ни одна из методик обучения чтению и письму не может быть совершенна. Рассмотрим позитивные и негативные моменты при обучении детей чтению по методике Николая Зайцева.

Достоинства методики

Беглое чтение

Разумеется, к основным достоинствам методики Зайцева относится то, что в игре ребенок быстро запоминает сочетания букв. Так как вместо букв на кубиках используют склады, ребенку не нужно долго думать над прочтением отдельных букв - он просто сразу читает согласную и гласную вместе. Таким образом, ребенку намного легче освоить процесс чтения.

Грамотное письмо

Склады, которые изображены на гранях кубиков, представляют собой только те сочетания букв, которые возможны в русском языке. Например, вы не найдете склада, сочетающего в себе шипящие с Ы. соответственно, обучаясь по кубикам Зайцева ребенок никогда не допустит подобные ошибки на письме, так как просто не будет представлять себе такого сочетания букв.

Отсутствие возрастных ограничений

Вы можете учить ребенка читать, даже если ему еще не исполнился год. Методика Зайцева, хоть и разработана для работы в детских садах, эффективно обучает детей, как самого младшего дошкольного возраста, так и деток, которые пошли в первый класс.

Быстрый эффект

Методика Зайцева настолько эффективна, что детки трех-четырех лет успешно учатся читать уже за 4-5 занятий с кубиками и таблицами. Таким образом, зайцевская методика очень пригодится, если ребенок испытывает трудности со школьной программой в первом классе или совсем не умеет читать к пяти-шести годам. Методика работает очень быстро и эффективно.

Самостоятельность

По мнению самого автора методики, учебный материал должен влиться в жизнь ребенка как нечто естественное и неотрывное от распорядка дня. Занятия не должны быть подчеркнуто серьезными - они должны проводиться незаметно, в игровой форме. Подбрасывая ребенку кубики во время игры, вы даете ему новую информацию, развлекаете его, а ребенок учится уже самостоятельно - ведь он может играть и без вашей помощи, составлять слова и выполнять различные задания.

Укрепление здоровья и общее развитие

Набор Зайцева представляет собой разноцветные кубики разного размера, которые еще и издают различные звуки: трещат, звенят и так далее. Таким образом, автор воздействует сразу на несколько анализаторов.

Цвет кубиков подобран таким образом, чтобы не утомлять и не раздражать глаз ребенка. Текст напечатан крупно и четко, что позволяет видеть склады издалека. Во время игр по Зайцеву, кубики находятся в разных местах и ребенку нужно тренировать мышцы глазного яблока. Чтобы охватывать взглядом все склады.

Звуки, издаваемые кубикам, различны по высоте и тембру.

Кроме этого, Зайцев советует родителям и преподавателям озвучивать склады так называемыми попевками. Благодаря песенкам и звукам у ребенка развивается слух, чувство ритма.

Кубики различны по размеру, а значит, при работе с ними у ребенка будет развиваться мелкая моторика рук. От развития мелкой моторики зависит и обучаемость ребенка, его умение манипулировать предметами.

Правильно размещенные таблицы - выше уровня глаз, заставляют ребенка держать спину прямо и тянутся к таблице. А это означает профилактику сколиоза и перегруженности позвоночника.

Недостатки

А в школе все не так

Отличие методики Зайцева от школьной программы обучения приводит к определённым трудностям у ребенка. Начнем с того, что понять, как именно буквы сливаются в слоги, а слоги в слова - сложно для ребенка. И одновременно, это необходимо для того чтобы в дальнейшем суметь правильно разобрать морфемный состав слова и правильно произносить слова. К сожалению, методика Зайцева не объясняет буквенного состава слова малышу, она сразу предлагает ему познакомиться со складами. В результате малыши могут проглатывать окончания, делать ошибки в морфемном и фонематическом разборе слова.

Также стоит отметить, что цвета кубиков, с которыми дети занимались достаточно долгое время, врезаются им в память. А значит, если в школе учитель будет изображать гласные, согласные, глухие и звонкие цветами, отличными от зайцевских кубиков, ребенок будет очень долго путаться. Ему просто будет сложно привыкнуть к новым обозначениям уже знакомых слогов. Таким образом, ребенка будет очень сложно переучить.

Отсутствие последовательности

Как уже было отмечено выше, Зайцев не использует в своих кубиках буквенные сочетания, которые не могут встретиться в русском языке. Однако на кубиках можно увидеть такие сочетания, как БЭ, ВЭ, ГЭ и так далее. В русском языке крайне мало слов, в которых после согласного пишется Э. Но, тем не менее, ребенок привыкает, что это сочетание существует и использует его не только в тех слова, где это уместно. Поэтому воспитателям придется выполнять двойную работу, объясняя детям, какие именно слова могут включать в себя букву Э после согласного, а какие - нет.

Дороговизна и трудоемкость методики

Как ни печально, однако, учебные пособия Николая Зайцева далеко не всем доступны. Заготовки для кубиков, таблицы и книги с играми и методическими рекомендациями обойдутся недешево. Даже если вы решили делать кубики самостоятельно, это отнимет деньги за печать и ламинирование, да и ваше время тоже.

Кстати, о времени. Кубики Зайцева продаются в виде заготовок. То есть вам придется потратить массу времени и сил, чтобы склеить кубики и как-то защитить их от детского интереса. Ведь двух-трех летний малыш вполне может порвать кубики с целью посмотреть, что там внутри.

Кубики картонные, а значит, как бы вы ни старались. Они быстро придут в негодность. А это значит, что вам нужно будет тратить еще больше денег, чтобы купить новые пособия.

Как появились кубики Зайцева

Николай Зайцев родился и вырос в семье сельских учителей и в выборе специальности не сомневался: после школы поступил на филологический факультет педагогического университета им. Герцена. На пятом курсе был направлен переводчиком в Индонезию. Там Николай Александрович начал преподавать русский язык как иностранный. Это событие и стало отправной точкой в создании его уникальной системы обучения чтению и письму. Одному из самых трудных языков мира - русскому - нужно было научить в кратчайшие сроки. Учениками были взрослые, уже отвыкшие учиться люди - офицеры. Такая задача казалась непосильной, но Зайцев справился блестяще. Он на ходу изобретал новые методы, придумывал оригинальные таблицы, пытался проникнуть в суть языка, чтобы - по выражению самого Зайцева - "научиться передавать ее другим".

Успех вдохновил молодого педагога на разработку собственной системы преподавания. Системы, которая учитывает психологические особенности восприятия русского языка, избавлена от ненужных условностей и громоздких правил, наглядна. Свой метод обучения русскому языку Зайцев начал тестировать в средних классах школ. Результат теста был удручающим: Николай Александрович столкнулся с тем, что ученики совершенно не понимали родной язык, предпочитали зазубривать правила, а не вникать в них. Дети, конечно, были не виноваты. Ведь они привыкли так учиться.

Тогда Зайцев обратился к дошкольникам, в том числе к самым маленьким - детям от полутора лет. Методики были адаптированы для малышей - обучение сводилось к играм. И тут педагога ожидал успех. Его изобретение - кубики - назвали "звенящим чудом". Дети, с трудом осваивающие грамоту, начинали читать буквально через несколько занятий. Методика так зарекомендовала себя, что ряд школ решился полностью перейти на обучение по Зайцеву.

Нам не нужна азбука

Понаблюдав за детьми, за тем, как они постигают грамоту, Николай Зайцев пришел к следующим выводам.

Распространенное явление: мама купила азбуку, ребенок выучил буквы, а читать не может. Слова у него не клеятся.

"Азбука вредна", - утверждает Николай Александрович. В азбуке на каждую букву дана картинка: А - аист, Б - бегемот и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ему, что зебра - аист - ящерица - цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово "заяц". И даже если ребенок учил буквы не по азбуке, что усложняет запоминание названий букв, ему все равно сложно сразу сообразить, что Б и А превращаются в слог БА. Именно поэтому учителя вынуждены идти на разные ухищрения, чтобы показать, как две буквы сливаются в слог.

В русском языке в состав слога может входить от 1 до 10 букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт или Мкртчян, - не сразу прочтешь, а ведь слог-то один. Конечно, такие сложные слова малышу читать не нужно, но даже простое, состоящее из одного слога слово "всплеск" вызовет у читающего по слогам ребенка определенные трудности.

3. Человек сначала учится писать, а потом читать.

Ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы понимаем не "шкрябание ручкой в тетради", а превращение звуков в знаки, а под чтением, соответственно, превращение знаков в звуки. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге "мама", "папа", "бабушка", "дедушка", "Саша", а потом спрашивали: "Где папа? А где бабушка? А где твое имя?", то ребенок не читал, а именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.

Альтернатива слогам - склады

Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д. Складовой принцип чтения - основа зайцевского метода обучения детей чтению.

Почему именно склад?

"Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, - поясняет Николай Александрович. - За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть". Наши предки чувствовали это и ставили "ять" в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например, слово: "о-а-зис", держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед "о" и перед "а", или по терминологии Зайцева - "мускульное усилие речевого аппарата". Это самое усилие и есть склад.

Склады на кубиках

Склады малыш видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Это принципиальный момент системы Зайцева.

Почему кубики?

Чтение требует работы аналитического мышления (буквы - абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе. Поэтому-то мы и наши родители именно в этом возрасте начинали учиться читать.

Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

Кубики Зайцева. Какие бывают кубики