Проект на тему русская архитектура 17 века. Русская архитектура XVII века. Большой Петергофский дворец

«Дивное узорочье. Архитектура ХVII века» – презентация, которая предназначается для использования на уроке МХК (возможно – истории) при изучении темы «Художественная культура Древней Руси» . Эта работа завершает серию презентаций, посвящённых древнерусскому зодчеству.

Дивное узорочье-Архитектура 17 века

С 16 века в европейских странах утвердилась архитектура пышных форм. Всевозможные украшения в виде обильной лепнины, раковин и завитушек, покрытых позолотой, и прочие ухищрения, призванные произвести впечатление богатства и роскоши, – всё это черты стиля барокко (от итальянского – вычурный, замысловатый). В России этот стиль назвали дивным узорочьем, он прижился не сразу, но в 17 столетии утвердилось московское барокко, которое называют нарышкинским по имени бояр Нарышкиных, оставивших потомкам в своих имениях живописные церкви, украшенные белокаменным кружевом.

Нарышкинское барокко

Семнадцатый век стал переломным в истории России и в её культуре. Новшества в художественной культуре проявили себя, прежде всего, в архитектуре. Нарушались средневековые принципы искусства, что в сочетании с влиянием народного творчества, привносило светскую праздничность. Этим объясняется уникальность искусства России 17 столетия, её жизнеутверждающий характер, её декоративное великолепие.

Шедевры дивного узорочья

Подлинным шедевром декоративной архитектуры 17 века можно назвать чудесный Крутицкий теремок в Москве. Он восхищает красочным, живописным цветным изразцовым убранством. Нужно отметить большое разнообразие гражданских сооружений 17 века. Палаты дьяка Аверкия Кириллова, трапезная Новодевичьего монастыря, палаты боярина Волкова, Теремной дворец в Московском Кремле различаются не столько конфигурацией объёмов, сколько фантазией зодчих в их декоративном убранстве, оправдывая название «дивное узорочье «, которое получила архитектура 17 века в истории искусства Древней Руси.

Палаты 17 века

Церковное зодчество 17 столетия восприняло многие черты гражданского строительства. И небольшие храмы, и монументальные соборы выглядят жизнерадостными. Их отличает богатый яркий декор.

Шедевры храмовой архитектуры 17 века

Большое значение в 17 веке уделяется строительству высоких колоколен, придающих выразительность отдельным архитектурным ансамблям. Они становятся выразительным акцентом в архитектурной композиции, придавая ей динамику.

Ансамбли с колокольней

Среди построек 17 века выделяются монастыри, сооружённые патриархом Никоном. Самый знаменитый из них Ново-Иерусалимский, в котором особенно ярко проявился светский характер культового зодчества того времени.

Исконно народное чувство декоративности и монументальности, воплотилось в одном из выдающихся художественных ансамблей 17 века, созданном по инициативе ростовского митрополита Ионы Сысоевича, ансамбле Ростова Великого, осуществив в нём синтез искусств.

1 слайд

2 слайд

В XVI веке на Руси завершается процесс объединение земель вокруг Москвы. Художественные процессы, сопровождавшие формирование централизованного русского государства, нередко называют «русским возрождением».

3 слайд

Развитие и укрепление государства требовало демонстрации его силы и мощи. Храмовое строительство как нельзя лучше подходило для этой цели. Спасский Преображенский собор Новоспасского монастыря в Москве, 1645-47

4 слайд

В конце XV века формируется центральный архитектурно-культовый ансамбль государства – Соборная площадь Московского Кремля.

5 слайд

Соборная площадь явилась не только средоточием главных государственных храмов. Здесь представлены важнейшие типы русского храмового зодчества: пятиглавые и одноглавые храмы, гражданские палаты, столпные колокольни. Д. Кваренги. Соборная площадь, 1797

6 слайд

Архангельский собор – усыпальница Великих князей и царей московских (1505-1508). Это величественный пятиглавых храм с чертами итальянского Возрождения.

7 слайд

Успенский собор – главный храм государства, где короновались цари и объявлялись указы (1475-79). Этот тип храма будет культивироваться в течение четырех веков в качестве основного, государственного.

8 слайд

Благовещенский собор – домовый храм русских князей и царей (переделка 1563-66 годов). Такие многоглавые храмы будут и в дальнейшем выражать торжество и ликование.

9 слайд

К XVII веку большой пятиглавый храм, в разработке которого принял деятельное участие патриарх Никон, станет единственно разрешенным официальным типом храма. Спасский Преображенский собор Новоспасского монастыря в Москве, 1645-47

10 слайд

Очень часто каменные храмы стоили на месте старых деревянных. В новые постройки невольно переносили привычные черты деревянного зодчества (шатровые верхи, галереи-гульбища, четверики и восьмерики). Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, вход на галерею, 1533

11 слайд

Одним из самых значительных храмов подобного типа стала церковь Вознесения в царском селе Коломенское под Москвой (1533).

12 слайд

Для защиты молодого русского государства возводилось множество крепостей. Большинство русских крепостей, сохранившихся сегодня, построены в это время. Симонов монастырь под Москвой, башня «Дуло», XVI век (шатер XVII века)

13 слайд

И в храмовую архитектуру зодчие переносили приемы крепостного строительства. Появились храмы, напоминающие крепостные башни – столпные храмы. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково под Москвой, XVI век

14 слайд

В самых значительных постройках зодчие часто сочетали особенности строительства шатровых и столпных храмов. Самой яркой постройкой такого типа стал Покровский собор в Москве (1552-54).

15 слайд

16 слайд

Потому в самой постройке видели символ Небесного Иерусалима (града Божьего), либо легендарного града Китежа. В структуре Покровского собора (собора Василия Блаженного) отразилась центральная государственная идея того времени – утверждение Москвы как третьего Рима.

17 слайд

Черты деревянного строительства, с его обильными украшениями резьбой, были перенесены русскими мастерами в монастырское и гражданское зодчество. Крутицкое подворье в Москве, окна трапезной, 1682

19 слайд

Его почти венецианская внешность прекрасно дополнялась типично русским «травным» орнаментом в интерьерах.

20 слайд

К XVII веку Московский Кремль окончательно потерял свое оборонное значение, и в соответствии с новыми вкусами над его башнями были возведены многоярусные шатры.

21 слайд

В XVII веке обилие каменных узоров пришло и в храмовое зодчество, породив особый стиль – «русское узорочье». Церковь Рождества Богородицы, в Путинках, 1646-52

Cлайд 1

Cлайд 2

Архитектура XVII века Период Смутного времени способствовал утрате навыков каменного искусства. Храмы XVII века были более массивнее, проще и грубее чем храмы XVIвека. Русское искусство XVII в. поражает исключительным сочетанием строгого соблюдения сложившейся православной традиции с активностью новых вкусов и обновлением художественных приемов.

Cлайд 3

Шатёр (шатровый стиль) в деревянном и каменном зодчестве XVI-XVIII вв. завершение построек в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды.

Cлайд 4

Шатровый стиль Типологические варианты шатровых храмов: Восьмерик на четверике (крестообразной или кубической формы) Шатёр на четверике без восьмерика Восьмигранный храм без четверика Композиция из нескольких шатровых приделов Шатровые храмы возводились по указам царей, строились в царских селах и в имениях знатных людей.

Cлайд 5

Cлайд 6

"Дивное узорочье" - так называют одну из красивейших страниц московской архитектуры XVII Построена в 1628-1651 гг. по заказу купца Григория Никитникова на месте сгоревшей в 1626 г. церкви Никиты Мученика "на Глинищах" Храм был возведен рядом с двором Г. Никитникова. В 1904г. в подклети центрального четверика был устроен придел во имя Богоматери Грузинской, икона которой (1654) хранилась в храме, отчего Троицкую церковь иногда называли церковью Грузинской Богоматери.

Cлайд 7

Московская церковь Троицы в Никитниках Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом (впервые в храмовом зодчестве), Близость форм декора крыльца, крытой галереи, наличников двух главных окон южного фасада и внутренних порталов церкви к декору кремлевского Теремного дворца (1635-1636) и его Верхнего Золотого крыльца заставляют предполагать, что не все элементы этого сложного комплекса храма были отстроены одновременно.

Cлайд 8

Внутри церковь уютна. В ней нет столбов, много света льётся из больших окон, и пространство лежит лег ко и спокойно. Пёстрые росписи покрывают стены сплошным ковром.

Cлайд 9

Церковь Рождества Богородицы Другим интереснейшим памятником первой половины XVII века является церковь Рождества Богородицы, «что в Путинках». За три года строительства, с 1649 по 1652 годы, замыслы заказчиков ширились, и храм пополнялся все новыми помещениями.

Cлайд 10

последней четверти XVII века окончательно сложился тип московского приходского храма с четвериком основного объема и пятиглавием, шатровой колокольней и одноэтажной трапезной. Такова церковь Николы в Хамовниках (1676-1682 гг.). Ее название обусловлено слободой ткачей, или хамовников, размещавшейся здесь в XVII веке. Церковь Николы в Хамовниках Храм красив своей устремленностью ввысь, упорядоченностью деталей. Впечатление богатства и узорности достигнуто благодаря красно-зеленой окраске декоративных деталей, отчетливо выделяющихся на белом фоне стены.

Cлайд 11

Спасо-Андронников монастырь Спасо-Андронников монастырь был основан в 1359 г. на крутом берегу реки Яузы на дороге из молодой Москвы во Владимир. Назван он был по имени его первого игумена Андроника - ученика Сергия Радонежского. В 1425-1427 гг. в монастыре возводится большой каменный Спасский собор. В его создании принимал участие великий русский иконописец Андрей Рублев. Собор поражает своим оригинальным обликом. Стены храма украшены строгими лопатками, к порталам поднимаются высокие лестницы, а верх очень сложный - состоит из многоярусных закомар, вторящих килевидным завершениям порталов. Боковые деления фасадов с такими же килевидными закомарами значительно ниже. Это усиливает вертикальную динамику здания. Еще выше расположен второй ярус закомар, образующий корону у основания главы. Недаром этот храм уже в древности был наделен эпитетом «зело красен».

Cлайд 12

Новодевичий монастырь. Он был основан в начале XVI века и как памятник освобождения Смоленска, и как крепость, охранявшая с юго-запада подступы к столице.

Cлайд 13

Основные здания, прославившие монастырь, были возведены в 80-х годах XVII века при деятельном участии царевны Софии. Основные здания построены по центральной оси (с запада на восток) - трапезная, собор, а на востоке от него - колокольня. С юга и севера от собора были поставлены надвратные многоглавые церкви - Преображенская и Покровская. Они расположены на трехпролетном арочном основании - своего рода триумфальных арках.

Cлайд 14

Cлайд 15

Смоленский собор В 1524-1525 гг. здесь был сооружен грандиозный пятиглавый собор по образцу кремлевского Успенского собора. Однако зодчий изменил соотношение ширины и высоты прясел стен, сделал подклет, которого нет в Кремле, теснее поставил главы. Это придало собору динамичность.

Cлайд 16

Храм Вознесения в Коломенском В 1532 г. здесь был возведен знаменитый храм Вознесения, начавший собой строительство каменных шатровых храмов. На высоком берегу Москвы-реки уходит в небо белый столб Коломенского храма, состоящий из могучего крещатого основания и уникального своей формой шатра, увенчанного небольшой главкой. Стройные пилястры по углам здания, острые «стрелы», зажатые в простенках, тройные ярусы килевидных кокошников - все устремляется вверх.

Cлайд 17

Смелость и красота Коломенского храма Вознесения поражали людей Древней Руси. «Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси», - записал летописец в год окончания постройки храма. На восточной стороне галереи-гульбища, окружающего храм, расположен трон из белого камня. Отсюда московские цари любовались ширью реки, ее лугами и синевшими на горизонте лесами.

Cлайд 18

Запрет на строительство В середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено указами патриарха Никона. Так в одной из храмозданных грамот патриарх Никон повелевал строить храмы: " По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить… ".

Cлайд 19

Московское барокко - условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII - первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре.

Cлайд 20

Основным периодом развития 1680-х до первых лет 1700-х гг. в Москве. В регионах России пространственные решения и характерная система оформления прослеживается вплоть до конца XVIII в. Постепенное затухание столичного направления "московского барокко" можно связать с переходом столичной жизни в Петербург и ориентацию на западноевропейскую архитектуру, провозглашенную Петром I. Сухаревская башня Элемент: ордер, обрамления оконных и дверных проемов

Учебная презентация к уроку по истории России для 7 класса "Культура и образование в 17 веке" является вспомогательным материалом к уроку для представления учащимися особенностей шатрового стиля и "нарышкинского" барокко с примерами московской архитектурной школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Архитектура России в 17 веке Новые виды архитектуры и традиции Учебная презентация: учитель, Дмитриева В.А. ГБОУ СОШ №45 Санкт-Петербург

Архитектура XVII века Период Смутного времени способствовал утрате навыков каменного искусства. Храмы XVII века были более массивнее, проще и грубее чем храмы XVI века. Русское искусство XVII в. поражает исключительным сочетанием строгого соблюдения сложившейся православной традиции с активностью новых вкусов и обновлением художественных приемов.

Шатёр (шатровый стиль) - в деревянном и каменном зодчестве XVI-XVIII вв. завершение построек в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды. Типологические варианты шатровых храмов: Восьмерик на четверике (крестообразной или кубической формы) Шатёр на четверике без восьмерика Восьмигранный храм без четверика Композиция из нескольких шатровых приделов Шатровые храмы возводились по указам царей, строились в царских селах и в имениях знатных людей.

КУПЕЧЕСКИЕ ХРАМЫ Московская церковь Троицы в Никитниках

" Дивное узорочье" - так называют одну из красивейших страниц московской архитектуры XVII века Построена в 1628-1651 гг. по заказу купца Григория Никитникова на месте сгоревшей в 1626 г. церкви Никиты Мученика "на Глинищах" Храм был возведен рядом с двором Г. Никитникова. В 1904г. в подклети центрального четверика был устроен придел во имя Богоматери Грузинской, икона которой (1654) хранилась в храме, отчего Троицкую церковь иногда называли церковью Грузинской Богоматери.

Московская церковь Троицы в Никитниках Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом (впервые в храмовом зодчестве), Близость форм декора крыльца, крытой галереи, наличников двух главных окон южного фасада и внутренних порталов церкви к декору кремлевского Теремного дворца (1635-1636) и его Верхнего Золотого крыльца заставляют предполагать, что не все элементы этого сложного комплекса храма были отстроены одновременно.

Церковь Рождества Богородицы Другим интереснейшим памятником первой половины XVII века является церковь Рождества Богородицы, «что в Путинках». За три года строительства, с 1649 по 1652 годы, замыслы заказчиков ширились, и храм пополнялся все новыми помещениями.

В последней четверти XVII века окончательно сложился тип московского приходского храма с четвериком основного объема и пятиглавием, шатровой колокольней и одноэтажной трапезной. Такова церковь Николы в Хамовниках (1676-1682 гг.). Ее название обусловлено слободой ткачей, или хамовников, размещавшейся здесь в XVII веке. Церковь Николы в Хамовниках Храм красив своей устремленностью ввысь, упорядоченностью деталей. Впечатление богатства и узорности достигнуто благодаря красно-зеленой окраске декоративных деталей, отчетливо выделяющихся на белом фоне стены.

Спасо-Андронников монастырь Спасо-Андронников монастырь был основан в 1359 г. на крутом берегу реки Яузы на дороге из молодой Москвы во Владимир. Назван он был по имени его первого игумена Андроника - ученика Сергия Радонежского. В 1425-1427 гг. в монастыре возводится большой каменный Спасский собор. В его создании принимал участие великий русский иконописец Андрей Рублев. Собор поражает своим оригинальным обликом. Стены храма украшены строгими лопатками, к порталам поднимаются высокие лестницы, а верх очень сложный - состоит из многоярусных закомар, вторящих килевидным завершениям порталов. Боковые деления фасадов с такими же килевидными закомарами значительно ниже. Это усиливает вертикальную динамику здания. Еще выше расположен второй ярус закомар, образующий корону у основания главы. Недаром этот храм уже в древности был наделен эпитетом «зело красен».

Новодевичий монастырь. Монастырь был основан в начале XVI века и как памятник освобождения Смоленска, и как крепость, охранявшая с юго-запада подступы к столице.

Храм Вознесения в Коломенском В 1532 г. здесь был возведен знаменитый храм Вознесения, начавший собой строительство каменных шатровых храмов. На высоком берегу Москвы-реки уходит в небо белый столб Коломенского храма, состоящий из могучего крещатого основания и уникального своей формой шатра, увенчанного небольшой главкой. Стройные пилястры по углам здания, острые «стрелы», зажатые в простенках, тройные ярусы килевидных кокошников - все устремляется вверх.

Смелость и красота Коломенского храма Вознесения поражали людей Древней Руси. «Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси», - записал летописец в год окончания постройки храма. На восточной стороне галереи-гульбища, окружающего храм, расположен трон из белого камня. Отсюда московские цари любовались ширью реки, ее лугами и синевшими на горизонте лесами.

Запрет на строительство В середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено указами патриарха Никона. Так в одной из храмовых грамот патриарх Никон повелевал строить храмы: " По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить… ".

Московское барокко - условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII - первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре.

Основным периодом развития 1680-х до первых лет 1700-х гг. в Москве. В регионах России пространственные решения и характерная система оформления прослеживается вплоть до конца XVIII в. Постепенное затухание столичного направления "московского барокко" можно связать с переходом столичной жизни в Петербург и ориентацию на западноевропейскую архитектуру, провозглашенную Петром I. Сухаревская башня

Нарышкинский стиль Все здания "московского барокко", построенные по заказу Нарышкиных. Нарышкинские церкви типа "восьмерик на четверике" созданы первоклассным мастером ооружавшим ранее по заказу царевны Софьи колокольню Новодевичьего монастыря (1690), мастерски выполненные аттики и гребни восходят к оформлению церкви Воскресения в Кадашах (1687). В то же время палаты Нарышкиных в Высокопетровском монастыре, задуманные незаурядным мастером, имеют оформление гораздо грубее, используются иные художественные приемы.

Спасибо за внимание!




Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях образец раннего московского барокко. возведено в 1690-1694 годах По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I. Позднее около церкви был разбит регулярный парк. Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни. На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.



Теремной дворец

Построен в 1635-1636 годах по приказу царя Михаила Фёдоровича Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым.. Способ его постройки - ярусная ступенчатая композиция с открытыми лестницами и причудливыми крылечками.

Роспись комнат Теремного дворца проводилась под руководством Симона Ушакова. Интерьеры не сохранились. Они пострадали от проводившихся в XVIII веке ремонтных работ, а также от пожара 1812 года. В 1836-1837 годах при реставрации при участии Ф. Ф. Рихтера, по образцам XVII века были выполнены красочные росписи, резные деревянные оконные рамы с цветными стёклами, резная деревянная мебель, установлены изразцовые печи.

В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлёвского дворца является Резиденцией Президента Российской Федерации.


3. Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском


Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Своим богатым и экзотическим декором неизменно вызывал восхищение. Разобран не ранее 1767 года.

Росписью руководил иконописец Симон Ушаков. Иностранные современники, посещавшие Коломенский дворец называли его восьмым чудом света.

В 1673 году часовой мастер Оружейной палаты Пётр Высоцкий установил часы на башню перед воротами и устроил механику рыкающих львов.

В первой половине XVIII века дворец стоял заброшенным, и редко посещался.

Нынешнее строение, завершенное в 2010 г., представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II.


4. Петропавловский собор


Петропавловский собор

Собор в Санкт-Петербурге.

Новый храм должен был стать самым значительным сооружением столицы и находиться в самом сердце Петропавловской крепости

Работой руководил итальянский архитектор Доменико Трезини.

Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры

Его экстерьер строг и достаточно скромен. Стены оформлены лишь плоскими колоннами - пилястрами - и головами херувимов на наличниках окон.

вместо традиционного креста - тонкая золотая башенка, служащая основанием 40-метрового шпиля. На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках.

Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь до начала XX века хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей.

  • В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего Петра II.

5. Здание Двенадцати коллегий


Здание Двенадцати коллегий - выстроенное в 1722-1742 гг. для размещения петровских коллегий. Крупнейший по размерам памятник петровского барокко. Общий проект составил Доменико Трезини. В XVIII веке здание занимали высшие органы государственного управления.


6. Большой Петергофский дворец


Большой Петергофский дворец

Был практически полностью разрушен во время Второй мировой войны, в 1952 году восстановлен.

был перестроен (1745-1755) Елизаветой по модели Версаля (арх. Ф. Б. Растрелли).

В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы, статуи, рокайли, вазы. золочёная резьба по дереву.


7. Екатерининский дворец


Екатерининский дворец (также известный как Большой Царскосельский дворец )

бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов - Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II;

Входит в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в честь которой и называется; в течение XVIII века неоднократно перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце открылся музей. В период Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён.

При императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. Перестройкой руководил Бартоломео Франческо Растрелли.

В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели.

Янтарный кабинет или Янтарная комната - одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца.


8. Зимний дворец


Зимний дворец

в прошлом главный императорский дворец России. Объект культурного наследия РФ.

Построен итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров.

С 1917 г. Зимний дворец является государственным музеем