Сорные растения конспект урока. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Сорняки. Ученики успешно справляются с заданием

«Географическая характеристика Африки» - Исследователи. Физико-географическое положение. Письма. Река Нил. Африка. Исследования финикийцев. Мунго Парк. Пустыня Сахара. История исследования. Континент преобладания равнин. Снимки из космоса. Древнейший материк мира. Карфаген. Васко Да Гама. Положение материка. Бартоломеу Диаш. Крайние береговые точки.

«Некрасов Н.А.» - Бурлаки на Волге. С картины И. Крамского. Что за дело? Поля опустели, Только не сжата полоска одна… Сжалился. По стенам гуляющие мухи. С картины В. Перова. Служил ты хозяину много, В последний разок послужи!... Привал арестантов. «Школьник». Похороны крестьянина. «Несжатая полоса». А.Н. Некрасов, Автобиографические наброски.

«История Дня святого Валентина» - Наибольшей популярности "валентинки" достигли к восемнадцатому веку. Валентинки. Венера давала Психеи невыполнимые задания. Валентин стал не только молиться о здоровье своих пациентов. В этот день все поздравляют друг друга. Прекрасный праздник. Скоро День Святого Валентина. Что такое День Святого Валентина.

«Индийская культура» - Основные религии Древней Индии. Росписи в пещерах Аджанты. Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Пещерный храм Эллора. Индуизм. Основные практики и верования. Буддизм. Состоит из индуистских и буддистских павильонов. Кастовое строение общества. Назовите сходства и отличия: Пещерный монастырь Аджанта.

«Сложение и вычитание величин» - Пете и Вове нужно развесить скворечники. Сложение и вычитание величин. Сумма. Какую гирю поставил Петя. У Вовы и Пети есть гири. Слагаемое. Математика. На какие группы можно разбить эти равенства. На каждом дереве должен быть один скворечник. Помоги Кате решить задачу. Сложение и вычитание.

«Композиции из геометрических фигур» - Квадрат. Воздушный шарик из овала. Снеговик. Домик из квадрата и треугольника. Треугольник. Колпак из треугольника. Овал. Стол из овала и прямоугольников. Трапеция. Машина из прямоугольников. Смешная рожица. Окно из квадрата. Ёлочка из треугольников. Круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник, овал.

Всего в теме 23688 презентаций

Тема урока:

«Сорные растения и меры борьбы с ними»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации

Цели:

    сформировать понятие сорные растения и растения засорители сельскохозяйст-венных посевов;

    ознакомить с классификацией сорных растений по способу питания, размножения и продолжительности жизни;

    сформировать представление о способах учета сорных растений в посевах культурных,

    сформировать представление о мерах защиты культурных растений от сорняков;

    продолжить формирование коммуникативных способностей, информационной компетентности, выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Планируемые результаты: обучающиеся в ходе урока должны:

    давать определение сорные растения и растения засорители;

    уметь обосновывать разнообразный вред, причиняемый сорными растениями культурным;

    делать выводы о том, почему трудно бороться с сорными растениями;

    иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и их классификации;

    описывать способ учета сорных растений;

    иметь представление о методах защиты культурных растений;

    пользоваться различными источниками информации;

    работать в парах.

Основные термины и понятия: сорные растения, прямой и косвенный вред сорных растений, классификация сорных растений, технологии защиты культурных растений от сорных трав.

Межпредметные связи : биология – фазы развития растения, химия – правила безопасной работы с ядохимикатами.

Материально-техническое оснащение :

    Презентация «Сорные растения»

    Электронная презентация по теме

    Мультимедийный проектор, компьютер

    Карточки-задания.

Х ОД У Р О К А

    Организационный момент.

1.1. Проверка присутствующих.

    Проверка готовности к уроку.

УЭ

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

УЭ – 0

Цель: вы должны сформировать знания о сорных растениях, способах их распространения, о разнообразном вреде, причиняемом сорными растениями культурным; о способах учета сорных растений и пороге их вредоносности в зависимости от классификации, о методах защиты культурных растений.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ – 1

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий по обработке почвы, связать приемы обработки почвы с защитой культурных растений от сорняков.

Задание №1,2,3 - выполняется отдельными обучающимися на интерактивной доске.

Г

Коллективная работа группы по проверке правильности выполнения заданий.

Задание 1,2,3-оцениваются отдельно преподавателем.

Работа самостоятельно в тетради для контрольных работ – выполните тест.

Проверка результатов работы.

За каждый правильный ответ - 1 балл

Устный ответ по тетради один обучающийся, остальные проверяют и выставляют баллы в оценочный лист.

УЭ – 2

Вред причиняемый сорняками

Цель: сформировать понятие сорные растениях и растения

засорители сельскохозяйственных посевов;

    доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред, выражающийся снижением урожайности и качества урожая;

Задание: прочитайте текст учебного материала на стр. 1-2 и ответьте на вопросы.

    Почему одни и те же виды растений называют лечебными, пищевыми, сорными? (Приведите примеры)

    Какой прямой вред, причиняют сорные растения культурным?

    Объясните косвенный вред, причиняемый сорными растениями культурным.

Работа самостоятельно с учебным материалом

Проверка выполнения работы

За каждый правильный ответ на вопрос - 1 балл выставить в оценочный лист.

Биологические особенности сорных растений.

Цель: раскрыть биологические особенности сорных растений, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями;

Задание: пользуясь текстом учебника на стр. 67-68, ответьте на вопрос.

1. Почему очень трудно бороться с сорными растениями?

Критерии оценки: 3 балла за правильный ответ

2- балла за 1 ошибку.

1- балл за 2 ошибки.

0- баллов за три и более.

Работа самостоятельно в тетради

Работа с группой, проверка выполнения задания.

За правильный ответ на вопрос - 3 балла.

УЭ-4

Классификация сорных растений

Цель: иметь представление о классификации сорных растений по способу питания, размножения, и продолжительности жизни;

Задание: Заполните схему №1(на отдельном листочке)

Критерии оценки: 3 балла за правильное составление схемы.

2- балла за 1 ошибку.

1- балл за 2 ошибки.

0- баллов за три и более.

Заполнить схему, используя учебный материал, сравните с эталонным ответом на доске.

За правильное

составление схемы - 3 балла выставить в оценочный лист.

УЭ-5

Экономический порог вредоносности и способ подсчета сорных растений

Цель: иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и способе их подсчета;

Задание: пользуясь таблицей вредоносности сорных растений на интерактивной доске и в учебнике стр 76 дайте ответ на следующий вопрос:

1. От чего зависит порог вредоносности сорных растений?

2. Решите задачу:

Подсчет всех сорных растений проводился в посеве яровой пшеницы площадью 10 га, при этом получены следующие значения

1. подсчет- 3 растения;

2.подсчет -5 растений;

3. подсчет -2 растения;

4. подсчет- 1 растение;

определите порог вредоносности сорных растений в посевах и дайте рекомендации по целесообразности проведения истребительных мероприятий (обработка гербицидами).

Ответы написать в тетрадь.

За правильный ответ на вопрос - 1 балл.

При решении задачи пользуйтесь материалом учебника и таблицей на стр. 76. За правильное решение задачи 1 балл.

Баллы выставить в оценочный лист.

УЭ-6

Классификация способов борьбы с сорняками

Цель: иметь представление о способах борьбы с сорной растительностью в посевах культурных растений.

Задание 1 согласно таблицы изучите способы борьбы с сорной растительностью по учебному материалу №

таблица-Классификация способов борьбы с сорняками

Виды

1. Предупредительные

    очистка посевного материала;

    очистка тары;

    правильное хранение навоза;

    своевременная и правильная уборка урожая;

    подготовка кормов.

2. Истребительные

    механические;

    химические;

    биологические.

3.Специальные

    организационные;

    экологические;

    фитоценотические;

    комплексные.

Задание № 2 Дайте утвердительный или отрицательный ответ на следующие утверждения:

1.

2.

3.

4.

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ (да или нет)

Самостоятельная работа с учебным материалом.

После изучения материала выполнить задание №2.

Работу выполнить в таблице.

Работа с группой, проверка выполнения задания с места.

Критерии оценки: 5 баллов-10-9 правильных ответов; 4 балла-8 правильных ответов; 3 балла-7 правильных ответов; 2 балла-6 ответов.

УЭ –7

Подведение итогов урока.

Оценочный лист

Критерии оценки: 20 баллов -5 оценка

14 баллов -4 оценка

8 баллов -3 оценка

3 балла -2 оценка

2. Домашнее задание стр. 140 – 146

Заполнить на отдельном листке, сдать преподавателю.

Задание №1 Установите соответствие

Переместите приемы обработки почвы в соответствии с их характеристикой, (проверка правильности ответа проводится на слайде удаление невидимых прямоугольников).

Задание №2 Установите соответствие приемов обработки почвы

1.Приемы обработки почвы уничтожающие сорные растения

2.Приемы обработки почвы не воздействующие на сорные растения.

1.Чизелевание. Вспашка. Фрезерование. Безотвальная вспашка.

2. Прикатывание. Выравнивание. Культивация. Боронование. Шлейфование. Лущение. Дискование.

Задание на карточках по теме «Приемы обработки почвы»

Задание №3 (индивидуальное)

Установите соответствие приемов обработки почвы.

Прием обработки почвы особенно необходим перед посевом, чтобы создать выровненное «плотное ложе» для семян культуры.

Во время вегетации на пропашных культурах прием используют для борьбы с сорняками.

Г

ОТВЕТ на задание:

Задание № 4 Дайте утвердительный или отрицательный ответ на следующие утверждения:

1. Истощение –это многократное подрезание сорняков рабочими органами культиваторов.

2. Удушение –это вытаскивание на поверхность корней сорняков рабочими органами культиваторов.

3. Довсходовое боронование - это боронование по всходам.

4. Очистка семенного материала, относится к физическим мерам борьбы с сорными растениями.

5.Химические меры борьбы не безопасны для окружающей среды.

6. Удобрения увеличивают конкурентоспособность культурных растений.

7. Гербициды бывают только сплошного действия.

8.Выжигание поля после уборки урожая- относится к экологическим мерам борьбы с сорной растительностью.

9.Картирование- это создание карт с нанесенными на них сведениями о количестве сорных растений и их плотности.

10. Приемы обработки почвы выравнивание, шлейфование дают хороший эффект в борьбе с сорняками.

Ответ на задание:

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ (да или нет)

да

нет

нет

нет

да

да

нет

нет

да

нет

Приложение № 5

Фамилия, имя обучающегося______________________________________

Оценочный лист заполняется систематически после проверки выполнения заданий, в конце урока все баллы по всем элементам складываются и выводится итоговый балл.

Критерии оценки по итоговому баллу: ОЦЕНКА 5 - 20 баллов

4 - 14 баллов

3 - 8 баллов

2- 3 балла

Оценочный лист

Занятие позволяет ознакомить учащихся со следующим материалом: происхождение сорных растений; места распространения, приспособления к жизни рядом с культурными растениями; мимикрия; сорные растения -путешествинники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие на учебно-опытном участке по теме «Лекарственные свойства сорных растений»

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ГорСЮН

Цель: раскрыть учащимся ценность сорных растений для человека и для биосферы в целом.

Задачи:

  1. Раскрыть ценность сорных растений как источников лекарственного и пищевого сырья для нужд человека, ознакомить с результатами некоторых исследований агротехники в отношении взаимодействия культурных и сорных растений;
  2. Раскрыть ценность сорных растений для животного мира;
  3. Закрепить навыки распознавания лекарственных растений в ходе изучения разнообразия сорных растений;
  4. Способствовать дальнейшему развитью навыков экологической культуры;
  5. Совершенствовать умение работать в коллективе.

Оборудование: папки для сбора гербарного материала, лопатки для выкапывания растений, карточки с заданиями.

Ход занятия:

  1. Как вам известно, все растения на нашей планете можно разделить на две группы: культурные – их человек выращивает для получения пищи, для себя и домашних животных, сырья для различных производств – и дикорастущие – все растения, которые произрастают без участия человека. Ко второй группе относятся растения лесов, лугов, болот и т.д., а также … огородов. Да, именно огородов, ведь в любом огороде или саду всегда есть сорные растения.
  2. Инструкция по обращению с инвентарём.
  3. Инструкция по технике безопасности.
  4. Ознакомление с заданием, которое учащимся предстоит выполнить в ходе занятия. Учащимся предлагаются карточки, на которых изложены задания следующего типа:

Запишите названия известных вам сорных растений (выполняется в кабинете перед выходом на участок);

Запишите названия тех сорных растений (из уже перечисленных), которые обладают лекарственными свойствами;

Подчеркните названия тех из перечисленных растений, которые вы встретили на участке (выполняются по ходу занятия);

Аккуратно выкопайте и поместите в папку растения, изображения которых приведены на карточке;

Выкопайте и поместите в папке растения …. (приводятся названия);

Запишите названия новых для вас сорных растений (в завершении занятия).

  1. Ознакомление учащихся с историей возникновения сорных растений. Проходит при осмотре невозделанного уголка учебно-опытного участка. Учащимся предлагается пронаблюдать, какие растения занимают данный уголок. При этом даётся пояснение о том, что такое положение вещей сложилось задолго до того, как человек начал использовать данную землю в собственных целях.
  2. Демонстрируется обработанный уголок участка и предлагается назвать растения, появившиеся в ходе деятельности человека на участке, и дикие растения, оставшиеся с тех пор, когда участок был невозделан. Обсуждаются приспособления диких растений к сосуществованию рядом с человеком: мимикрия и т.д. Проводятся примеры расселения сорных растений при участке человека.
  3. Далее учащимся раскрывается сущность взаимоотношений человека и сорных растений. Предлагается вспомнить, как родители относятся к появлению сорняков на грядках и почему. Затем раскрывается вред полного уничтожения на грядках и других частях участка дикорастущих растений: низкорослые сорняки способствуют более длительному сохранению влаги в почве, препятствуют её испарению; островки дикорастущих растений на участке – место обитания насекомых, в том числе и полезных – питающихся вредителями культурных растений.
  4. Раскрывается относительность понятия «сорные растения» путём рассмотрения примера перехода растений из разряда диких в разряд культурных при обнаружении человеком их лекарственных, прямо-вкусовых или других полезных для него свойств.
  5. Раскрывается лекарственные свойства некоторых из наиболее распространенных сорных растений, учащимся поясняются особенности их заготовки.
  6. Предоставляется некоторое время для завершения выполнения заданий карточек.
  7. Производится закладка растений, собранных на участке для высушивания.
  8. Подводятся итоги.

Сегодня мы с вами изучали растения, которые по воле человека стали «сором». Да, эти растения называются сорными, но это неправильно и сегодня мы получили целый ряд подтверждений полезности растений для человека и всей природы: они задерживают влагу в почве, привлекают насекомых-защитников культурных растений, не позволяют исчезнуть этим насекомым, обладают лекарственной и пищевой ценностью для человека.

  1. Проводится закрепление в форме опроса:

Назовите растения, удерживающие влагу в почве;

Перечислите растения, обладающие лекарственными свойствами;

Какие из них человек выращивает специально для изготовления лекарств?

Какие из растений человек начал использовать в пищу? Почему?

Литература:

  1. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. И. 2002
  2. Стрижёв А. Русское разнотравье. М., 1995
  3. Лавренова Г.В. Травы, дарующие здоровье. Донецк, 1994

Цель : обобщить и систематизировать уж имеющиеся знания по сорным растениям, расширить и закрепить их.

Задачи:

  1. Содействовать уточнению представлений о сорных растениях.
  2. Способствовать развитию более глубокого понимания некоторых операций ухода за культурными растениями.
  3. Содействовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Способствовать развитию временных и пространственных представлений.
  5. Развивать связь между визуальным восприятием, активным мышлением и речевой деятельностью.
  6. Способствовать развитию таких мыслительных операций как: сравнение и сопоставление, развитию памяти.
  7. Содействовать развитию ассоциативного мышления.
  8. Способствовать расширению словарного запаса.
  9. Содействовать развитию коммуникативных навыков.

Оборудование и материалы:

  1. презентация,
  2. карточки с заданиями,
  3. пластиковые ёмкости с рассадой, заросшей сорными растениями.

Ход урока.

Сегодня мы проводим урок по теме: «Однолетние сорные растения и способы борьбы с ними». Кто уже догадался, о чём мы будем говорить на уроке?
Предполагаемый ответ . Мы будем говорить о сорных растениях.
Давайте разберёмся с целями урока, узнаем, что вы должны будете научиться?

Вы должны будете:

  1. Узнать какой вред приносят сорные растения.
  2. Научиться распознавать однолетние сорные растения.
  3. Понять и запомнить способы борьбы с сорными растениями.

Цели вывешиваются на доске.

И ещё я хочу, что бы вы сегодня научились дружить, помогать друг другу слушать друг друга, так как мы будем работать парами.
Итак, в теме урока прозвучало слово «однолетние». Скажите, какие растения мы называем однолетними.

Предполагаемый ответ . Однолетние растения живут одно лето.

Учитель: Правильно. Но давайте уточним, что происходит с однолетним растением.

Предлагается рисунок на слайде.

Однолетнее растение к концу лета начинает увядать и у него образуются большое количество семян, которые попадают в землю. К зиме у однолетнего растения отмирает и надземная и подземная часть. На второй год новое растение начинает своё развитие из семени.
Очень важно запомнить, что однолетние растения размножаются семенами.

Давайте познакомимся с некоторыми особенностями сорных растений.

  1. Образуют очень много семян , на одном растение мокрицы их может созреть 25 тыс.штук.(представляется слайд с иллюстрациями).
  2. Семена прорастают при холодной погоде и долго сохраняют всхожесть.
    Например: семена мокрицы сохраняют всхожесть на протяжении 30 лет и всходят при +2°,+3 ° (представляется слайд с изображением уличных термометров С разными показателями температур) Учитель предлагает найти нужные показатели.
  3. Выживают в самых суровых условиях. (Представляется слайд с иллюстрациями).

Давайте уточним, почему нужно уничтожать сорные растения, то есть какой они приносят вред.

  1. Сорные растения развиваются быстрее культурных растений и поэтому закрывают их от солнца. (слайд)
  2. Сорные растения высасывают из почвы влагу. (слайд)
  3. Сорные растения забирают из почвы элементы питания. (слайд)
  4. На сорных растениях поселяются вредители и болезни, которые могут перейти на культурные растения. (слайд)

Попробуем выполнить задание.
На экране появляются поочерёдно два ассоциативных рисунка, комментирующих вред сорных растений.

Поясните, пожалуйста, рисунки.

Ожидаемые ответы:

  1. сорные растения забирают у культурных влагу,
  2. на сорных растениях находятся болезни и вредители, которые могут передаться культурным растениям.

Загорается слайд «Задание»

А теперь посоветуйтесь и вместе выполните задание. У вас на столах есть карточки, там напечатаны начала предложений по вреду сорных растений, вам следует их продолжить.

Задания для каждой пары.

  1. Сорные растения высасывают из почвы …………… .
  2. Сорные растения отбирают у культурных …………. ……………
  3. Сорные растения являются разносчиками …………… и …………..

Ученики выполняют задания .

Учитель: Давайте познакомимся с самыми распространёнными, чаще всего встречающимися сорными растениями.

На экране попарно появляются изображения мокрицы и лебеды, а затем сурепки и пастушьей сумки. Учитель просит обратить внимание на форму листьев и плодов.

Загорается слайд «Задание».
Затем текст задания.

  1. Определите сорные растения и подберите к ним правильное название.

В различных местах мастерской, видимых для учащихся, расположены фотографии с изображением различных сорных растений. Обучаемым надо найти 4 растения, с которыми они познакомились, закрепить на доске, и подобрать к ним карточки с названиям.

Ученики успешно справляются с заданием.

Учитель: Попытайтесь определить сорные растения по форме листьев и по форме плода.

Предлагаются слайды с формой листьев мокрицы и лебеды; и с формой плодов пастушьей сумки и сурепки.

Ученики выполняют задание.

Учитель. Перейдём к самому главному, к способам борьбы. Выясним, что надо делать, что бы сорной растительности не было.

Загорается слайд.

Способы борьбы включают:
1. профилактику (предупреждение) появления сорных растений
и их
2. уничтожение.

Слово «профилактика» для вас уже знакомо, мы с ним встречались, когда изучали профилакторный период телёнка, и говорили, что в это время надо делать всё возможное, что бы телёнок не заболел, то есть предупредить заболевание.

Давайте разберёмся с профилактикой появления сорной растительности.
(Предлагается слайд)

Комментарии к нему:

Первое, чего не следует делать, это не использовать свежий навоз, так как семена, попадающие внутрь животного вместе с травой, имеют настолько плотную оболочку, что она не разрушается пищеварительными соками. Семена выходят наружу, вместе с навозом, сохраняя свою всхожесть. Внося, свежий навоз, мы высеваем в большом количестве семена сорных растений. Что бы этого не происходило, необходимо, что бы навоз перепрел в течение 2-х лет, в этом случае оболочка семян разрушится, внутрь семени попадёт инфекция, зародыш погибнет, семена потеряют свою всхожесть.

(Предлагается слайд)

Комментарии к нему:

Второе, что надо делать, это необходимо обкашивать межи до цветения трав. Что такое «межа». Вы видите 2 вскопанных участка, а между ними полоска с зелёной травой, она находится м е ж д у, отсюда слово межа. Вот эти полоски земли, вокруг вскопанного участка необходимо скашивать до цветения трав. Почему до цветения? Потому, что после цветения начинают быстро формироваться и созревать семена, которые ветром может занести на наш участок.

Загорается слайд. «Задание».
Затем текст задания: Ответь на прочитанные одноклассниками вопросы.

Ученики выходят к учительскому столу, на котором, как экзаменационные билеты разложены карточки. Суть задания заключается в следующем: Каждая пара выбирает по одной карточке, зачитывает её, и адресует вопрос к кому-либо из другой пары.

Вопросы к заданию.

  1. Почему внесение свежего навоза увеличивает количество сорняков на участке?
  2. Что такое межа?
  3. Почему обкашивать межи надо до цветения трав?

Ученики выполняют задание.

Загорается слайд «Уничтожение».

А сейчас, давайте разбираться, всё ли мы знаем об уничтожении сорных растений?

1-ый способ это перекопка . (Загорается слайд). Но обратите внимание, копать надо не как попало, а с обязательным оборотом пласта, аккуратно укладывая один пласт к другому. В этом случае сами сорные растения перегнивают и превращаются в перегной, а семена сорных растений с глубины 27см не могут прорасти.

2-ой способ. (Загорается слайд). Провокация роста сорных растений с последующей перекопкой. Что значит слово «провокация». Провоцировать, подразумевает заставлять кого-то делать то, чего он не хочет. Часто такие ситуации у вас возникают на переменах, когда один ученик не хочет ни с кем сориться, а его начинают дразнить, обзывать, то есть заставляют его начать конфликт. Вот такое поведение называется провокацией. Зачем же мы будем провоцировать сорную растительность, то есть заставлять её прорастать. Я уже говорила, что оболочка семян очень плотная, а семена сорных растений могут сохранять свою всхожесть на протяжении многих лет. А вот проклюнувшиеся семена, очень слабые. Мы этим и воспользуемся. Представим себе участок после схода снега: почва очень плотная, на поверхности почвы находится много растительных остатков, а на них как бы в подвешенном состоянии лежат семена сорных растений, и конечно прорасти в воздухе они не могут. Мы возьмём грабли, пробороним участок, после этого на поверхности почвы появятся свежие бороздки, куда в результате боронования попадут семена сорных растений и начнут прорастать. Нам как раз это и нужно. Подождём несколько дней и перекопаем почву, ослабленные проростки семян погибнут.

3-ий способ. Довсходовое боронование . (Загорается слайд)
Представьте себе, что на участке посажен картофель, он прорастает в течение 2-х недель. За это время на поверхности почвы появляется множество мельчайших всходов сорных растений. Необходимо взять грабли, выбрать солнечный ветреный день и пробороновать участок. Мелкие всходы сорной растительности зубьями граблей будут выдернуты из почвы, солнышко и ветер нам помогут их подсушить и они погибнут.

4-ый способ всем знаком – это прополка. (Загорается слайд). Только обязательно надо выдёргивать с корнем. Иначе, что произойдёт?

Ожидаемый ответ: Растение снова отрастёт из корня.

5-ый способ. Использование чистых паров. (Загорается слайд).
Чистый пар – это участок земли, на котором в течение лета не выращиваются культурные растения.

Новое словосочетание вывешивается на доске.

Казалось бы, как просто, ничего не надо делать и сорная растительность сама исчезнет. На самом деле, этот участок земли в течение лете необходимо перекапывать. При перекопке происходит послойное очищение пахотного слоя. Представим себе, что пахотный горизонт состоит из 3-х слоёв. Семена сорных растений прорастают в том слое, который находится ближе всего к поверхности. Мы подождём месяц и в конце июня перекопаем участок с оборотом пласта на полную глубину, на 27см. На этой глубине проросшие семена погибают. Теперь на поверхности оказался нижний слой, дадим возможность прорасти семенам и перекопаем участок на 2/3. В результате семена начинают прорастать в среднем слое, снова перекапываем на полную глубину. Таким образом, очищаются от семян все три слоя пахотного горизонта. Участок стал «чистым», а «пар», потому, что когда летом тёплую землю перекопаешь, от неё поднимается пар. Отсюда название способа «Чистый пар».

6-ой способ. (Загорается слайд). Химические средства борьбы . Но этот способ на своих приусадебных участках лучше не применять. Так как химические вещества являются сильнодействующим, очень ядовитыми и опасными для здоровья и жизни человека.

Загорается слайд. «Задание». Затем сам вопрос: К какому способу борьбы с сорными растениями относятся следующие изображения?

Поочерёдно появляются изображения: лопаты, граблей, косы, рук в перчатках, парящей кучи навоза, граблей и лопаты, 3-х лопат и опрыскивателя.

Ученики определяют по изображениям способ борьбы .

Учитель: Последнее задание. Я на доске по кругу размещу названия способов борьбы с сорными растениями. А в центре буду располагать слова или словосочетания, вы посовещавшись с напарником должны будете указать стрелкой к какому способу это выражение относится и пояснить почему.

Карточки в центре. «Оборот пласт», «благоприятные условия для роста сорняков», «респиратор», «полдень», «выдёргивать с корнем», «послойное очищение».

Карточки по кругу. «Химический способ», «перекопка», «провокация роста сорняков», «довсходовое боронование», «чистый пар», «прополка».

Ученики подходят к доске и выполняют задание.

Учитель: Молодцы, справились.

Весь урок мы боролись с сорняками, защищали от них культурные растения. В результате у нас выросли замечательные цветы, которые называются: цветок «Понимания», цветок «Памяти» и цветок «Лёгкости». Только они у нас какие – то невзрачные, я предлагаю сделать их яркими и красивыми. Кому было всё понятно предлагаю закрепить лепестки розового цвета на цветке «Понимания»; кто считает, что усвоил только половину материала –жёлтого цвета; кто ничего не усвоил белого цвета. (Лепестки на всех «цветах» разной формы).

Учащиеся закрепляют лепестки, почти все розового цвета, несколько штук – жёлтого и ни одного белого.

Учитель объявляет оценки и благодарит за работу.

Презентация “Однолетние сорные растения и способы борьбы с ними”

Урок Сорные растения 7 класс

Пояснительная записка.

Изучение сорных растений могут обеспечить выполнение многих образовательно - развивающих и воспитательных задач: выявление многообразных черт приспособленности к произрастанию в различных растительных сообществах, расширить и углубить знания об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов. Ученики сельской школы должны быть вооружены знаниям о рациональной борьбе с сорной растительностью.

* сформировать понятия о сорных растениях как обязательной части растительности и роли сорняков в растительном покрове и в с/х производстве;

*доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред;

*раскрыть биологические особенности сорных растений, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями;

* ознакомить с классификацией сорных растений по месту произрастания;

*сформировать представление о мерах защиты культурных растений от сорняков;

*доказать, что сорные растения могут быть полезны для человека;

*продолжить формирование коммуникативных способностей, информационной компетенции.

Планируемые результаты :

А) предметные :

обучающиеся в ходе урока должны:

*давать определение сорные растения;

*уметь обосновывать разнообразный вред, причиняемый сорными растениями культурным;

*делать выводы, почему трудно бороться с сорными растениями;

*иметь представление о классификации сорных растений по месту произрастания, по биогруппам;

*иметь представление о методах защиты культурных растений;

Б) метапредметные :

*развивать умение проводить наблюдения;

*развивать память, кругозор, внимание, логическое мышление и умение работать с иллюстрациями;

*пользоваться различными источниками информации;

В) личностные :

*формирование элементов коммуникативности в общении и сотрудничестве в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе познавательной деятельности;

*умение работать в парах.

Основные термины и понятия ; сорные растения, прямой и косвенный вред сорных растений, классификация сорных растений, технологии защиты культурных растений от сорных трав.

Деятельность учащихся: анализировать информацию, рисунки, презентации и гербарный материал; ставить вопросы; полно и точно выражать свои мысли; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Межпредметные связи: биология - фазы развития растений, химия - правила безопасной работы с ядохимикатами.

Материально-техническое оснащение:

1.Литература

2.Электронная презентация по теме в программе

3.Мультимедийный проектор, компьютер.

4.Программные средства: Word, Notebook.

5. Карточки- задания

6. Гербарии сорных растений.

7. Рисунки сорняков.

Ход урока.

Я рада приветствовать вас на своем уроке.

Мы с вами осваиваем науку о растениях, которые нас кормят, украшают нашу жизнь. Кое-что вы ухе знаете, но еще больше предстоит узнать.

1.Каким общим словом называют растения, которые человек выращивает у себя на огородах, цветниках, в садах? (культурные )

2.Какую еще можно выделить группу растений, которые растут без помощи человека? (дикорастущие )

Я думаю, что мы с вами относимся к культурным созданиям, поэтому будем внимательны и активны на уроке. Итак, самое время приступить к теме. (шум за дверью )

Ребята, вам не показалось, что кто-то стучит? (входит сорняк)

Ах, не ждали? Как - же так?

Представляюсь: я сорняк!

Я зловредный, я ужасный,

Воевать со мной напрасно! (уходит)

Кто здесь был? Сорняк? А вы знаете, что такое сорняки?

Почему они так называются?

(Дикорастущие растения, которые рассеиваются по посадкам культурных растений и мешают им нормально расти)

А почему сорняки так называются? (от слова сор, который разбросан где не нужно, создает неряшливый вид и мешает)

Какие сорняки вы знаете? (называют) Как же их много! А где они растут?

Действительно, сорных растений очень много. Сорная растительность - это группа растений, произрастающих на обрабатываемых почвах среди культурных растений, на обочинах дорог, на пустырях, то есть в таких местах, где они испытывают косвенное или прямое воздействие человека. Их называют спутниками человека, так как их появление и распространение связано с деятельностью человека.

По месту произрастания их классифицируют на:

1)Полевые (сегетальные). Они произрастают на обрабатываемых почвах - полях, огородах, садах. Они растут среди культурных растений или вблизи них. Размножаются семенами или вегетативно. Характерно, что их семена прорастают не одновременно, в течении нескольких лет не теряют всхожесть. Семена и плоды имеют разное приспособление к распространению (череда, одуванчик). Многие размножаются корневищами (мать-и-мачеха, пырей).

2) Пустырные (рудеральные ) поселяются вблизи жилья человека, дворов, у заборов, на пустырях. Пустырные растения растут на необрабатываемых почвах.

3)Придорожные Растения этих мест приспособились к вытаптыванию человеком и животными, к выщипыванию птицами и скотом. Поэтому они низкорослые, с упругими стеблями. У одних стебли укорочены и прикорневые розетки листьев (подорожник), у других длинные ползучие стебли с мелкими листьями (спорыш) или прямостоячие стебли с сильнорассеченными листьями (пастушья сумка).

Сорные растения классифицируют по биогруппам следующим образом:

а) стеблевые (повилики);

б) )корневые (заразиха).

а) однолетние, двухлетние

(дикая редька, донник лекарственный)

б) многолетние

(пырей ползучий, свинорой пальчатый, цикорий обыкновенный).

Много ли семян дают сорняки?

Вы все видели одуванчик, подорожник, осот. Большинство сорных растений дает очень много семян. Пастушья сумка (1растение) - 73000семян, одно растение осота -40000 семян, одно растение донник - 17000 семян. На участке 4,5 м2 может вырасти такое количество семян осота, которого хватит для забурьянивания 50 га посева. В пахотном слое почвы на 1 га содержится 700-800млн. семян различных сорняков. Если на 1 га высевается 4-5 млн. семян пшеницы, то на каждое высеянное зерно приходится примерно 200 семян сорняков.

Семена сорняков обладают такой всхожестью, что семена культурных растений могут им позавидовать. Сорняки имеют очень высокую плодовитость и всхожесть, не успеют упасть в землю, как тут же появляются всходы. А если семя глубоко и взойти нет сил. То оно может пролежать несколько десятков лет в земле. Представляете?

-Кто помогает рассеивать семена сорных растений ? (ответы )

Помощников много, да и устроены семена так, что легко переносятся ветром, цепляются за шерсть животных, а затем за почву, семена некоторых сорных растений похожи на семена культурных растений.

Многие растения распространяются не только в соседние огороды, но и на другие континенты. Всем хорошо знаком ПОДОРОЖНИК БОЛЬШОЙ.

Ранее это растение обитало только в Евразии. Однако вскоре после колонизации Америки индейцы стали на своих тропах обнаруживать необычную траву с широкими листьями, которые прозвали «след белого человека». Как же это получилось? Оказывается, растения тоже путешествуют. Перед отъездом в Новый свет переселенцы ходили по дорогам Европы, и к их обуви прилипли семена подорожника. Обувь мыть было некогда - предотъездная спешка. Так на сапогах переселенцев семена и доехали до Америки, попали на тропы индейцев. Нашли там благоприятные для себя условия, прижились. С тех пор подорожник большой - одно из самых обычных растений Америки.

История обычной ромашки похожа на предыдущую. Родина этого растения Америка. Давным-давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм парохода, затем по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие семена ее рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так она попала в Россию.

-Какой же вред приносят сорняки? (ответы)

В сельском хозяйстве сорняки наносят большой вред. Они иссушают и обедняют почву, отнимают у культурных растений влагу и пищу, заглушают посевы, затрудняют уборку урожая.

На них живут и размножаются многие вредные насекомые и возбудители болезней, которые зачастую переходят на культурные растения. Потери от сорняков нередко превышают убытки, причиненные вредителями и болезнями, вместе взятыми.

Сорные растения снижают урожай культурных растений.

Какой еще вред приносят? Они затеняют культурные растения от солнца, а солнечные лучи крайне необходимы для нормального роста и развития растений.

Что будет происходить с растениями при недостатке солнечного света? (растения становятся бледными, так как не образуется хлорофилл, вытягиваются, плохо развиваются)

Культурные и сорные растения конкурируют друг с другом за воду, свет, питательные вещества. Но есть еще один интересный аспект этой конкуренции. Оказывается, растения чувствуют друг друга, влияют друг на друга без физического контакта. Просто присутствуя рядом, один вид растений может угнетать другой, ощутимо влиять на его развитие. Насколько сильно такое влияние и как это происходит - пытались выяснить канадские ученые в лабораторных и полевых испытаниях Опубликовано 08.2011г.)

Когда солнечные лучи попадают на листовую поверхность, часть инфракрасного излучения адсорбируется растением и используется в фотосинтезе, а часть отражается. Излучение, отраженное от сорных растений, попадает на культуру. Его можно сравнить с теннисным мячиком, который отскакивает от стены под разными углами. И, как оказалось, совершенно небольшие сорняки, которые выращивались в небольших горшочках вблизи культуры и напрямую не контактировали с ней, то есть между ними не было конкуренции за влагу и питание, влияли на процесс фотосинтеза в культурных растениях и даже останавливали его!

Засорение культурных полей зарослями сорняков усложняет обработку почвы.

Некоторые сорные растения вызывают отравление сельскохозяйственных животных

Многие аллергические заболевания людей вызываются пыльцой сорных растений (амброзия полыннолистная и др.)

-Подведем итоги (совместно формулируем вывод о отрицательной роли сорных растений)

Сорные растения:

*угнетают жизнедеятельность выращиваемых культурных растений;

*снижают качество урожая;

*происходит истощение почв;

Заросли сорняков - первичные резерваты вредителей и болезней сельскохозяйственных растений.

Разминка.

Знаете ли вы, что есть даже целая наука - сорняковедение .

Подробнейшим образом учеными разработаны меры борьбы с сорными растениями: это и вспашка, и культивация, и боронование, и севооборот, и химическая прополка с помощью гербицидов.

Как борются с сорняками ? (ответы)

Борьба с сорными растениями проводится в случае превышения экономического порога вредности. Приемы борьбы с сорняками:

А) Физические меры (выжигание и др.)

Б) Механические (прополка, высушивание и вымораживание; измельчение дисками, потом запашка после прорастания кусочков).

В) Химические (обработка химическими веществами, уничтожающими сорняки -ГЕРБИЦИДАМИ)

Г) Организационные: очистка семенного материала, своевременная уборка урожая, (меньше семян сорняков попадет); подготовка кормов к скармливанию.

Я ненавижу сорняки
За тупость, наглость их природную.
Они доводят до тоски,
Убийцы времени свободного.

Я уважаю сорняки
За их упорство, не капризнанность,
За то, что учат нас, враги,
Презренью к смерти, воле к жизни!

Сорные травы поистине являются головной болью всех огородников. Распространяясь с космической скоростью, дикие травы досаждают весь летний период. Чтобы избавиться от сорняков требуется много времени и сил. Но в тоже время эти надоедливые травки могут принести пользу и рассказать владельцу садового участка о свойствах почвы.

Чтобы узнать о свойствах земли , взгляните пристально на сорняки, которые заселяют ваш огород. Каждая видовая принадлежность сорного растения рассказывает о качестве и плодородности почвы, выступая своеобразным биоиндикатором. Чем выше плодородие почвы, тем стремительнее заполняют огород сорняки: лебеда, мокрица, бодяк полевой, подорожник, и др. Эти сорняки предпочитают плодородные почвы. На кислых почвах (легких, песчаных) растет хвощ полевой и болотный, щавель курчавый, василек луговой, лютик ползучий, нивяник и др. На щелочных почвах (глинистые, содержат много солей кальция, насыщены известью) растут вьюнок полевой, мак-самосейка, мать-и-мачеха. Истощенная почва страдает от недостатка гумуса, она очень плотная, кислород в нее почти не поступает. Растут: ярутка, пастушья сумка. Горчица полевая, ромашка пахучая, лапчатка гусиная и др.

Имея определенные знания о пристрастиях сорных трав, можно незамедлительно принять меры по улучшению характеристик почвы вашего огорода.

Знаете ли вы, что нас везде окружает еда ? Куда бы вы ни направились: в лес, в поле или в собственный сад, она повсюду. Она в буквальном смысле растет у нас под ногами, и многое из этого люди обычно называют сорняками. Оказывается, всеми гонимые сорняки вовсе не бесполезны, а, напротив, вкусны и полны витаминов.
Съедобных дикорастущих растений - более 1000 видов . Более того, в пищу годятся даже садовые цветы с клумб. И из всего этого можно приготовить изысканные и простые, низкокалорийные и питательные блюда: закуски, супы, вторые блюда, десерты, напитки. В голодные годы людей не раз выручали съедобные сорняки (крапива, лебеда и др.) Между тем во многих странах культивируют "дикарей", считая блюда из них деликатесами. Например, медуницу - в Англии; одуванчик - во Франции, Японии; стрелолист - в Китае; лебеду - в Индии. В Японии на многих крестьянских полях можно видеть заботливо ухоженные грядки лопуха или репейника.

Полвека назад и в нашей стране интерес к "дикарям" был тоже не праздным. Достаточно перевернуть страницы истории, чтобы убедиться в этом.

1942 г. принес страшную трагедию для города на Неве, когда он, будучи отрезанным от всей страны, получал продукты питания лишь по ледяной дороге, проложенной через Ладожское озеро и подвергавшейся бомбежкам. Люди умирали от истощения, авитаминоза. В июле того же года в Ленинграде (Санкт-Петербурге) вышла в свет книга авторского коллектива ботаников-специалистов "Главнейшие дикорастущие пищевые растения Ленинградской области", в которой подробно рассказывалось о 40 видах сорняков - "дикаре", пригодных к употреблению в пищу.

"Дикари" по содержанию питательных, физиологически активных веществ, витаминов не только не уступают огородным культурам, но и часто их превосходит. Всего 25 г зелени пастушьей сумки достаточно для удовлетворения суточной потребности взрослого человека в витамине "С".

В 100г листьев крапивы и лопуха содержится соответственно 270 и 350 мг этого витамина. Кроме того, семена пастушьей сумки содержат до 36, а осота - до 35% полезного растительного масла. На Кавказе, в Якутии, на Дальнем Востоке пекут лепешки и готовят растительные котлеты из семян подорожника, так как они питательны и богаты белком и крахмалом. Подобных примеров множество. Дикорастущие травы, богаты витаминами, - прекрасное дополнение к пище ранней весной и летом. Они могут быть использованы как самостоятельно, так и в смеси с привычными овощами: укропом, салатом, шпинатом, петрушкой, сельдереем, репчатым луком и т.д. в разнообразных сочетаниях. Приготовление салата из "дикарей" не вызывает затруднений, так как почти не отличается от изготовления его из обычных овощей. Включая в пищевой рацион дикорастущую зелень, следует хорошо усвоить секреты ее приготовления. Ведь многие растения могут показаться несъедобными только из-за горького, вяжущего, терпкого вкуса или неприятного запаха. Однако вкус можно исправить, подвергнув сырье соответствующей обработке, так, предварительное 30-минутное вымачивание в соленой воде приводит к тому, что горечь как рукой снимает. С той же целью и корни нужно отваривать в подсоленной воде в течение 6-8 минут.

Некоторые растения являются лекарственными (как считают фармацевты, около 40% всех лекарств, применяемых сейчас имеют растительное происхождение).

Экстракт корней лопуха улучшает состав крови, снижает в ней концентрацию сахара, алкалоиды этого растения угнетают рост опухолей. Корни используются для лечения подагры, ревматизма, ран.

При выпадении волос, перхоти отвар корней лопуха втирают в корни волос или ополаскивают ими волосы 2-3 раза в неделю. Этот же отвар лечит экземы и другие кожные заболевания

Традиции применения лекарственных трав имеются у всех народов. Но это такая вещь, которую можно обрести, а можно и утерять. Главная задача - вернуть эти традиции каждой семье, каждому человеку. Особенно это важно для сельской местности, где авитаминоз и анемия далеко не редкость, а травы доступны, не требуют особого ухода, но мало используются. Регулярное употребление этих полезных сорняков в пищу укрепит здоровье и даст устойчивость ко многим заболеваниям.

Растения, о которых пойдет речь ниже, - это сорняки, "дикари", растущие, как правило, повсеместно. Ранней весной они могут порадовать своей витаминной зеленью, и первые из них, пожалуй, крапива..

В седую глубь веков уходит знакомство людей и с лекарственными свойствами крапивы. Со времен Диоскорида и Гиппократа она зачислена в арсенал целебных средств.

В знаменитом Cалернском «Кодексе здоровья» о крапиве сказано так: «Cон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семя крапивное следом и колики лечит надежно. Примешься пить это средство - и кашель запущенный сдастся. Холод из легких оно изгоняет и язвы из чрева, верную помощь дает при различных болезнях суставов».

Много внимания уделил крапиве Авиценна в своем «Каноне врачебной науки».

Некоторые сорные растения являются хорошими медоносами (льнянка, клевер, донник и др.)

А вот еще одно важное применение сорняков - использование как удобрения : прополотую траву складывают в компостные кучи и оставляют для перегнивания, а затем используют как перегной.

Подведем итоги (совместно формулируем вывод о полезных свойствах сорных растений).

Сорные растения:

1.Могут рассказать о структуре почвы.

2.Используют как корм для скота.

3. Перепревшие сорняки используют как удобрения.

4.Среди сорных растений есть медоносы, лекарственные растения

5.Некоторые сорные растения используют в пищу, выращивают на огороде.

Справедливости ради надо сказать, что культурные растения тоже могут быть сорняками. Как это понимать? (например, укроп в огороде или рожь не на своем месте в посевах овса. Так любое растение. Если оно растет не на своем месте, может стать сорняком)

IV.Закрепление.

Ну вот мы с вами сделали первый шаг в изучении сорных растений, с некоторыми познакомились, узнали об их особенностях. На самом деле сорняков великое множество. Мы с вами будем еще не раз говорить о способах борьбы с сорняками и об их полезных свойствах на уроках биологии в этом году и в старших классах.

И в заключение немного повторим.

1. На слайдах изображены сорняки, вам нужно определить какой из них лишний.

2. Я буду называть названия культурных растений и сорняков. Если вы услышите название культурного растения, то хлопайте, а если сорняка. То топайте

Перец мокрица

Пырей петрушка

Лебеда лопух

Осот крапива

Тыква томат

Огурец вьюнок

3.Мы с вами поняли, что некоторые сорняки размножаются только семенами, а некоторые еще и делением корневища или корня.

Лебеда пырей

Вьюнок осот

Крапива одуванчик

4. Ну и, наконец, мы просто вспомним названия некоторых сорняков (по цепочке).

Осот, лебеда, вьюнок, одуванчик, крапива и др.

V. Подведение итогов, выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Составить кроссворд по материалам урока (не менее 10 слов)

Подготовить сообщение о сорном растении (по выбору кормовое, лекарственное, декоративное и др.)

Литературно-историческое дополнение: подобрать материалы по данной теме (пословицы, поговорки, загадки, исторические факты)

Художественное: нарисовать сорное растение

VII. Рефлексия.

1. По типу незаконченное предложение: (выбрать любое)

сегодня я узнал(а)….

было интересно…

было трудно…

я выполнял(а) задания….

я поняла, что…

теперь я могу…

2.Заполнить анкету (нужное подчеркнуть):

1) на уроке я работал активно / пассивно

2) своей работой на уроке я доволен / не доволен

3) урок для меня показался коротким / длинным полезным

4) за урок я не устал / устал

5) материал урока мне был понятен /не понятен / скучен

6) домашнее задание мне кажется интересным / не интересным

7) мое настроение стало лучше / стало хуже

3.Рефлексия настроения.