Этапы исторической эволюции человека и общества. Возникновение науки и основные этапы её исторической эволюции

Наука - явление конкретное - историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно-своеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе. Один из подходов, который получает у нас все большее признание,- разработан на материале истории естествознания (В. С. Степин, В. В. Ильин и др.) и состоит в следующем. Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до Нового времени. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания как систематического исследования природы.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. п.

Классическая наука (XVII - XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения.

Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности.

Существенный признак постнеклассической пауки (вторая половина XX в.) - включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Характерной чертой постнеклассической стадии развития науки является универсальный (глобальный) эволюционизм, соединяющий идеи эволюции с идеями системного подхода и распространяющий развитие на все сферы бытия, устанавливая универсальную связь между неживой, живой и социальной материи.

Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности. Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.).

При этом смену классического образа науки неклассическим, а последнего - постнеклассическим нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Налицо "закон субординации": каждая из предыдущих стадий входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия. Например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать принципы квантовой механики, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования. (Подробнее об этих периодах см. гл. II).

Следует иметь в виду, что историю науки можно периодизировать и по другим основаниям. Так, с точки зрения соотношения таких приемов познания, как анализ и синтез (опять же на материале естественных наук), можно выделить две крупные стадии:

I. Аналитическая, куда входит - по предыдущей периодизации - классическое и неклассическое естествознание. Особенности этой стадии: непрерывная дифференциация наук; явное преобладание эмпирических знаний над теоретическими; акцентирование внимания прежде всего на самих исследуемых предметах, а не на их изменениях, превращениях, преобразованиях; рассмотрение природы, по преимуществу неизменной, вне развития, вне взаимосвязи ее явлений.

II. Синтетическая, интегративная стадия, которая практически совпадает с постнеклассическим естествознанием. Ясно, что строгих границ между названными стадиями провести невозможно: во-первых, глобальной тенденцией является усиление синтетической парадигмы, во-вторых, всегда имеет место взаимодействие обеих тенденций при преобладании одной из них. Характерной особенностью интегративной стадии является возникновение (начавшееся уже по крайней мере со второй половины предыдущей стадии) междисциплинарных проблем и соответствующих "стыковых" научных дисциплин, таких как физхимия, биофизика, биохимия, психофизика, геохимия и др.


I. У истоков исторической науки. II. Историческая наука античного мира. III. Историческая наука в Средние века и Новое время. IV. Историческая наука в XX веке. V. Становление и развитие взглядов на мир. VI. Принципы периодизации в истории. VII. Этапы развития человечества.


I. У истоков исторической науки. До изобретения письменности знания о прошлом передавались в устной форме, из поколения в поколение. Первая письменность появилась в государствах Древнего Востока в IV-II тыс. до н.э. Первые летописи появились в Китае в VIII в. до н.э.


II. Историческая наука античного мира. Наиболее известные писатели и историки античности: Геродот (V в. до н.э.) – «Всеобщая история»; Геродот (V в. до н.э.) – «Всеобщая история»; Фукидид (V в. до н.э.); Фукидид (V в. до н.э.); Плутарх (45-127); Плутарх (45-127); Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.) – история Рима в 142 томах; Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.) – история Рима в 142 томах; Платон (до н.э.) – «Атлантида». Платон (до н.э.) – «Атлантида».


III. Историческая наука в Средние века и Новое время. В раннем Средневековье в Европе решающее воздействие на состояние исторического знания оказывала религия. В XVI-XVII вв. в Европе создается единая система летоисчисления – от Рождества Христова. Абсолютизм – неограниченная монархия, форма правления, при которой верховная власть всецело принадлежит монарху. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат управления, постоянная армия и полиция. Деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается.


XVIII – начало эпохи Просвещения. В XIX веке в центр внимания гуманитарных и общественных наук выдвинулась проблема поиска закономерностей исторического развития, его движущих сил. Определяются требования: соблюдение принципа историзма, или конкретно-исторического анализа; соблюдение принципа историзма, или конкретно-исторического анализа; соблюдение принципа объективности. соблюдение принципа объективности.


V. Становление и развитие взглядов на мир. I. Христианская концепция исторического развития (Аврелий Августин) – основана на религиозных представлениях. II. Идея прогресса (Д. Локк, Вольтер, Ж. Ж. Руссо – просветители): движущая сила общественного развития –стремления людей, а его целью – реализация их идеалов. III. И. Кант – основоположник немецкой философии. IV. Г. Гегель – создатель « национальной идеи». V. Аристотель, Ш. Л. Де Монтескье, И. Гердер – идеи о большом влиянии материальных факторов на жизнь общества, его культуру и традиции.


Марксистская теория. К. Маркс, Ф. Энгельс. Рассматривала развитие человечества как естественно-исторический процесс. Его движущей силой считалась борьба между классами – группами людей, которые различаются по их отношению к собственности на средства производства, месту в системе отношений, в которые они вступают в процессе производства материальных благ, их распределения и обмена, т.е. это борьба между имущими и неимущими.


Прогресс ассоциировался с последовательной сменой формаций. Они различались по признакам преобладающих форм собственности на средства производства; социальной структуре общества и характеру отношений между составляющими ее классами; уровню развития производительных сил. Духовной сфере отводится второстепенная роль. Не отвергались и роль личности в истории, значение случайных факторов.


Различные теории исторического развития Марксистская концепция истории (К. Маркс, Ф. Энгельс) Теория локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Гумилев) Теории мирового цивилизационного развития (У. Ростоу, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Э. Тоффлер)


Направления в теории цивилизации Стадиальный подход Цивилизация- единый процесс, проходящий через определённые стадии: Доиндустриальная (IV тыс до н.э.-80 е гг. XVIIIв.) Индустриальная Постиндустриальная Локальный подход Локальная цивилизация- большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, специфические формы экономической, политической, духовной жизни., индивид. путь исторического развития


VI. Принципы периодизации истории. 1. Принцип смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной культуры. Периодизация истории по Л. Моргану и Ж. Кондорсе Дикость (собирательство, охота) Дикость (собирательство, охота) Варварство (земледелие, скотоводство) Варварство (земледелие, скотоводство) Цивилизация (письменность, обработка металлов Цивилизация (письменность, обработка металлов


2. Марксистская концепция истории. 2. Марксистская концепция истории. Противоборствую- щие классы Ф О Р М А Ц И И Этапы развития Бесклассовое общество Коммунистическая Капиталистическая Феодальная Рабовладельческая Отсутствие классов Первобытно - общинный строй Рабовладельцы Рабы Феодалы Крестьяне Буржуазия Пролетариат ПРОГРЕССПРОГРЕССС


VII. Этапы развития человечества. Первобытная эпоха- 1,5 млн. лет назад. Около тыс. лет назад происходит становление человека современного типа, постепенно совершенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства к земледелию и скотоводству. Первобытная эпоха- 1,5 млн. лет назад. Около тыс. лет назад происходит становление человека современного типа, постепенно совершенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства к земледелию и скотоводству. Древний мир- IV-III тыс. до н.э. Эта эпоха начинается с возникновением первых государств. Происходит раскол общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широко распространяется рабство. Древний мир- IV-III тыс. до н.э. Эта эпоха начинается с возникновением первых государств. Происходит раскол общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широко распространяется рабство.


Эпоха Средневековья (V-XVII вв.): Первый период (V-XI вв.)- падение Западной Римской империи, утверждение сословного строя в Европе, преобладание натурального хозяйства, особая роль религии. Первый период (V-XI вв.)- падение Западной Римской империи, утверждение сословного строя в Европе, преобладание натурального хозяйства, особая роль религии. Второй период (сер.XI-кон.XV вв.)- становление крупных феодальных государств, рост значения городов, которые становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер. Второй период (сер.XI-кон.XV вв.)- становление крупных феодальных государств, рост значения городов, которые становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер. Третий период (XVI- сер.XVII вв.)- начало разложения феодального строя, начинается создание колониальных империй, быстро развиваются товарно-денежные отношения, широко распространяется мануфактурное производство, усложняется социальная структура общества, возникают абсолютистские монархии. Третий период (XVI- сер.XVII вв.)- начало разложения феодального строя, начинается создание колониальных империй, быстро развиваются товарно-денежные отношения, широко распространяется мануфактурное производство, усложняется социальная структура общества, возникают абсолютистские монархии.


Эпоха Нового времени: Первый период (с сер.XVII в.)- революции в Европе, эпоха Просвещения. Первый период (с сер.XVII в.)- революции в Европе, эпоха Просвещения. Второй период - наступает после Великой французской революции (), начало промышленного переворота, становление капиталистических отношений, быстрый рост колониальных империй, развитие мирового рынка, появление системы международного разделения труда, в государствах утверждаются идеологии национализма, национального интереса. Второй период - наступает после Великой французской революции (), начало промышленного переворота, становление капиталистических отношений, быстрый рост колониальных империй, развитие мирового рынка, появление системы международного разделения труда, в государствах утверждаются идеологии национализма, национального интереса. Третий период (кон.XIX- нач.XX вв.)- мировые кризисы перепроизводства, начинается и обостряется борьба за передел мира. Третий период (кон.XIX- нач.XX вв.)- мировые кризисы перепроизводства, начинается и обостряется борьба за передел мира. Эпоха Новейшего времени. Эпоха Новейшего времени.


Итоговые вопросы к уроку: Каковы основные этапы развития исторического знания? Каковы основные этапы развития исторического знания? Назовите взгляды на мир, которые существовали на определенных этапах развития всемирной истории? Назовите взгляды на мир, которые существовали на определенных этапах развития всемирной истории? Дайте определение понятию «периодизация». Дайте определение понятию «периодизация». Каковы основные принципы периодизации? Каковы основные принципы периодизации? Сколько этапов развития человечества? Сколько этапов развития человечества?

Во все времена люди были крайне любознательными. Они хотели знать, что их ждёт и что было до них. Интерес к тайнам давно ушедших веков раззадоривал их любопытство всё больше и больше. Азарт привёл к тому, что люди создали одну из самых величайших наук за весь период человеческого существования - историю. Невозможно представить, какое именно событие или факт побудило людей к созданию подобного детища, тем не менее историческая наука является самой древней из всех. Её истоки тянутся со времён древней Греции и Рима, когда письменность, государственный строй, литература и искусство только зарождались. По мере эволюции самого человечества развивалась история, поэтому сегодня нам дана уникальная возможность заглянуть через призму времени на те события и людей, которые некогда жили и творили великие дела. Также поражает связь исторической науки с другими популярными и важными дисциплинами современности, например с политикой, философией и экономикой. Подобная особенность показывает многогранность и незаменимость истории как фундаментальной науки. Каждый человек мечтает знать все на свете, потому что знания - это самое грозное оружие. Поэтому история предназначается для изучения прошлого, дабы как можно лучше понимать современность и предвидеть будущее.

История - наука или нечто большее?

По мнению многих учёных, современная история зародилась в 484 году до нашей эры.

Именно в том году родился знаменитый Геродот Галикарнасский, которого по праву называют «отцом истории». Большинство его исторических работ позволили увидеть быт и порядки древней Греции, Скифии, Персии и других стран.

Этот человек является автором знаменитого трактата под название «История». Для отечественной науки труды Геродота были как библия. Большинство античных племён, описанных учёным, проживали на территории современной России и Украины.

Сам термин происходит из греческого языка. "История" в переводе означает "исследование" или же науку, которая изучает быт и жизнь человека в прошлом. Более узкая дефиниция представляет историю как науку, изучающую исторические события и факты для их объективного описания, изучения, а также с целью установления последовательности всего исторического процесса.

Появление Геродота и других учёных, работающих позднее, повлияло на процесс становления самой истории. С этого момента можно выделить основные этапы развития исторического знания, которое с годами развивалось и всё больше наполнялось новыми терминами и понятиями. Сегодня эти этапы являются базисом в процессе изучения исторической науки.

Этапы развития исторической науки

История всегда развивалась циклично. Процесс её эволюции никогда не был представлен в виде последовательности. Непостоянство самого человека привносило большие изменения в саму науку, тем самым развивая её. Практически все этапы развития исторического знания имеют множество особенностей. Эти неповторимые факты характеризуют каждый этап по-своему. Всего существует четыре основных этапа, а именно:

Античная историческая наука.

Средневековая историческая наука.

Историческая наука XX века.

Характеристика этапов

Ранее уже указывалось, что этапы развития исторического знания имеют свои характерные особенности. Каждому из них присущ тот или иной аспект, выделяющий этап из массива других.

1) История была основополагающей, так как все последующие интерпретации этой науки исходили от первоначального варианта. Для этого этапа характерны следующие особенности: творческий подход к науке, исторические события описывались вместе с географией и экономикой локации, не было научной формы повествования, не производилась на дисциплины.

2) Средние века привнесли в историю некоторые аспекты, которых ранее не было. Например, уже в 17 веке была сформирована общая картина Всемирной истории. Также была установлена единая система летоисчисления, а рост интереса к прошлому прогрессировал.

3) Новое время - это век развития науки и техники. принёс в историю принципиально новые подходы к процессу изучения. В науке доминировали принципы объективности, историзма и критического анализа источников исторических.

4) Даже с учётом всех инноваций этапы развития исторического знания не имели настолько взрывного эффекта, как в XX веке. В это время история превратилась в фундамент политики, социологии, социальной психологии и др. Науку активно использовали политические деятели тех времён ради пропаганды. Также на развитие этапа повлиял развал колониальных империй. Многие неизвестные государства смогли приобщиться к мировому сообществу и подарить всем свою культуру.

История как основная и второстепенная наука

Ранее был отмечен факт многогранности и функциональности Подобное суждение доказывается тем, что эту науку можно рассматривать как основную и как второстепенную. История основная даёт миру не только классические знания о прошлом, но ещё и вносит большой вклад в другие науки, такие как философия и политика. Однако историю можно использовать как контекст, в котором будут рассматриваться основные этапы становления совершенно другой науки. Например, основные исторические этапы развития экологического знания развивались многие годы. Каждый из них пережил определённые временные рамки разных эпох. Отсюда можно говорить об истории этих этапов.

История и политика

Умение управлять государством возникло достаточно давно. Чтобы познать это ремесло, многие полководцы, учёные или просто зажиточные граждане какой-либо страны учились годами. Это умение называется политикой. Её можно сравнить с искусством, так как для удачного управления всеми государственными процессами человеку нужно немного больше, чем просто талант. Политик - это скульптор, чьей глиной является государство и его внутренняя жизнь. Эта наука появилась и развивалась параллельно с историей. Греции, в которой и возникла политика, способствовал её развитию. Основные этапы знания в истории связаны с процессом становления исторической науки. Это обусловлено тем, что исторический процесс фактически породил политику. Многие «маститые» политические деятели использовали свои исторические знания для масс. Но это уже другая тема.

Основные исторические этапы развития философского знания

История и философия практически всегда находились в неразрывной взаимосвязи друг с другом. Эти науки дополняли и развивали сами себя. История позволяет взглянуть на то, каким был мир в прошлом, а философия показывает духовную, тождественную суть прошлого и человека.

Параллельное развитие этих наук принесло миру совершенно новую отрасль знаний - историю философии. Она позволяет взглянуть на то, как развивалась философия с учётом исторических событий, сопутствующих этому развитию. Крупные периоды имеют формационную суть общественно-экономических отношений.

По своей сути, история и философия - это родственные науки. Различие лишь в способе мировоззрения представителей этих наук. Если историков интересует только хронология и другие аспекты жизни человека прошлого, то философы рассматривают духовное восприятие окружающего мира. Но этапы развития исторического знания помогают выделить периоды становления и развития философии. На сегодняшний день выделяют следующие этапы в философии:

Философия античная.

Феодальная философия.

Буржуазно-формационная философия.

Современная наука философия.

Закон трёх стадий

История не только давала, но ещё и получала определённую выгоду от процесса совместного развития с философией. В далёком 1830 году была выдвинута теория, которая впоследствии стала законом. Она во многих аспектах определила свое время. Её автор, Огюст Конт, назвал теорию «Закон трёх стадий исторического развития знания».

Он предположил, что любые знания и информация проходят три основных этапа в процессе имплементации в сознании человека. Эти три теоретические стадии удалось выделить при помощи изучения человеческого сознания. Посредством закона можно детально объяснить и изучить все этапы развития исторической науки.

Описание этапов «Закона трёх стадий»

Каждый этап имеет своё предназначение. Существует всего три стадии: теологическая, метафизическая, позитивная. Особенности каждой определяются теми функциями, которые она выполняет.

1) Теологическая стадия позволяет определить получить примитивные знания о чем-либо. При этом разум человека находится в состоянии младенца. Все внешние процессы объясняют по аналогии с собственными действиями.

2) Метафизическая стадия - это «перевалочный пункт». На этом этапе разум стремится к абсолютному знанию. Отличие от первой стадии лишь в том, что человек способен к абстрактному мышлению, а не к банальному сравнению.

3) Позитивная стадия является пиком эволюции мышления. В контексте этого этапа происходит внедрение знания в определённую отрасль. По мнению Конта, эта стадия наиболее серьёзная, потому что она показывает процесс эволюции определённого знания в сознании человека.

Благодаря этой теории этапы развития исторической науки наполняются фактами и событиями, а также изучаются намного скрупулёзнее. «Закон» наглядно показывает процесс прогрессивного развития истории как науки.

История сейчас

Итак, в статье было рассмотрено зарождение и основные этапы развития исторического знания, а также сопутствующих наук.

В современном мире история отыгрывает немаловажную роль. Она является фундаментальной наукой в процессе обучения. Помимо этого, учёные обогащают науку новыми знаниями при помощи использования новейших технологий и методик.


Истоки формирования русского типа жилища восходят к восточнославянской догосударственной эпохе. На древнейших поселениях восточных славян VI - VII вв. известны жилища одного типа - полуземлянки: такое название применяется для обозначения заглубленных в грунт на глубину 0,2 - 1 м жилищ, стены которых приподнимались на некоторую высоту, так что перекрытие опиралось на них, а не на края котлована. В котлован опускался сруб, или же стены его укреплялись деревянными плахами, прижатыми к стенкам столбами; наземные части стен и, вероятно, крыша присыпались землей. В плане полуземлянки были квадратными, со стороной 3 - 4 м (внутренний периметр был еще меньше, так что жилая площадь, скорее всего, не превышала 10 - 12 м). Спускались в полуземлянку по вырезанным в грунте ступенькам или по лестнице; окон в таком жилище не было, так что свет проникал только через открытую дверь - вход в полуземлянку устраивался с южной стороны; пола тоже не было - вернее, он был земляной. Для обогрева служила прямоугольная печь, располагавшаяся в правом (реже - в левом) заднем от входа углу устьем ко входу, сделанная либо из камней, либо (реже) из глины; дым выходил через топочное отверстие - печь была «курной».
В VIII - первой половине X вв., наряду с полуземлянками, появляются наземные дома; полуземлянки по-прежнему бытуют в лесостепи, а наземные жилища появляются на севере, в районе Новгорода и Пскова, доходя до Смоленска. Полуземляночные жилища почти не отличаются от полуземлянок предшествующего времени; они чуть большей площади, с печами-каменками или глинобитными со стороной от 0,8 до 1,8 м, высотой 0,6 - 0,9 м. Наверху печи часто стояла глиняная жаровня, а иногда в своде оставляли отверстие, в которое вставлялся горшок. Крыша устраивалась либо двускатная, причем конек мог располагаться как вдоль, так и поперек входа, либо четырехскатная; сверху перекрытие промазывали глиной. Наземные жилища этого времени представляют собой квадратные срубы со стороной 4,5 - 5 м (внутренняя площадь помещения равнялась 15 - 20 м2; в Старой Ладоге встречались и срубы 3,7х3,9 м, в которых чистая внутренняя площадь вряд ли превышала 12 м2, но были и срубы 5,5х6 м, с внутренней площадью около 30 м2), срубленные «в обло» (в нижнем бревне выбирался продольный паз и поперечное углубление - «чашка», в которое укладывалось верхнее бревно; поперечная врубка делалась не на краю бревна, а с отступом, так что концы бревен выступали наружу, оберегая углы дома от промерзания). В таких жилищах делался пол - деревянные плахи укладывались на бревна-лаги; в углу располагалась печь-каменка.
Во второй половине X - XI вв. в лесостепи и южной части лесной зоны все так же господствуют полуземлянки, а на севере лесной зоны - наземные дома; в средней части лесной зоны соседствуют жилища обоих типов. В полуземлянках этого времени стены по большей части столбовой конструкции; наземные дома все срубные, при этом лаги теперь не укладываются на землю, а врубаются в бревна сруба, так что пол приподнимается над землей; к срубу с трех сторон иногда примыкают открытые (возможно, что и закрытые) галереи-навесы. Существенные изменения претерпела конструкция печи, что повлекло за собой изменение в планировке жилища: в полуземлянках теперь ставятся круглые или овальные в плане глинобитные печи, под которых вымощен обломками керамики и промазан глиной; эти печи иногда ставили на деревянные столбы или на срубный или столбовой опечек. На такой опечек ставятся печи и в наземных домах: это печи-каменки, промазанные глиной (их можно назвать и глинобитными с добавлением камней). Печи новой конструкции, очевидно, имели улучшенные теплотехнические свойства, поэтому расположение печи в жилище начинает меняться: в Новгороде печь ставят у входа, при этом устье обращено к задней от входа стене, а на остальной территории Руси печь ставится у входа устьем к нему. Расположение печи у входа создавало в глубине постройки чистое пространство и обеспечивало более равномерный прогрев помещения, особенно если устье было обращено к противоположной входу стене. По всей видимости, перед входом в это время стали устраивать тамбур - сени; в северных районах появляются уже двухчастные (двухкамерные) дома-пятистенки, представлявшие собой срубы с внутренней поперечной стеной, делившей жилище на две неравные части: в большей части стояла печь, а меньшая играла роль сеней. Вероятно, в наземных домах в это время уже имелись волоковые окошки, так что дверь перестала быть единственным источником поступления света в жилище.
В XII - XIII вв. происходит значительное расширение ареала строительства наземных домов, которые возводятся теперь уже не только в лесной зоне, но и в лесостепи. Полуземлянки преобладают только в Поднепровье и некоторых других районах юга, но и здесь появляются наземные жилища (в Киеве строились как дома столбовой конструкции с заглубленной в землю нижней частью, так и срубные дома; в Новгороде срубы делались из цельных бревен, достигавших в длину 13 - 14 м, так что внутренняя площадь жилого дома могла равняться 180 м). Преобладающим типом печи становится круглая глинобитная; на севере сохраняются прямоугольные каменки, а в некоторых городах появляются и кирпичные печи. При этом отмечаются случаи устройства глиняных или кирпичных дымоходов, т.е. речь идет о появлении топки «по- белому» - конечно, в жилищах состоятельных людей. Усиливается тенденция к строительству многокамерных жилищ: в Поднеп- ровье появляются двух- и трехкамерные полуземлянки, в Новгороде известны не только пятистенки, но и трехкамерные наземные дома, состоявшие из двух жилых (снабженных печью) срубов или из жилого помещения и холодного сруба, соединенных столбовой пристройкой. В это же время известны и жилища в несколько этажей: полуземлянки, где подземная часть не имела печи и играла роль подвала, и наземные дома в два или даже три этажа.
Крыши делались чаще всего двускатными, крытыми деревянными драницами или соломой, сверху прикрытой слоем глины. Потолков не было - при господствовавшей топке по-черному помещение должно было иметь значительную высоту, чтобы дым скапливался в верхней части, где его можно выпустить через волоковое окно (впрочем, вполне возможно, что отверстие для выхода дыма делалось не в стене, а в крыше), а не расходился по всему дому. Для того, чтобы свести к минимуму потери тепла, дверной проем прорубался не с самого низа, а на высоте первого- третьего венца; размеры дверей были небольшими (вернее, просто маленькими) - от 0,92 до 1,60 м в высоту и от 0,55 до 0,85 м в ширину. Окна теперь делаются даже в полуземлянках: подпирающие стены котлована столбовые конструкции крепятся на гвоздях, что позволяет обойтись без наружной земляной подсыпки; то же касается и случаев, когда в котлован опускался сруб, а также вариантов, когда плахи не просто прижимались столбами к стенкам котлована, а вставлялись в пазы столбов (в лесостепной зоне наземные стены жилищ дополнительно обмазывались глиной и иногда белились, а в некоторых случаях даже расписывались изнутри). Таким образом, в наземной части стен стало возможным прорезать окна, что подтверждается тем, что прежняя строгая ориентация входа на южную сторону теперь соблюдается далеко не всегда. Правда, относительно основной массы жилищ речь должна идти не об окнах, а о единственном окне, как это установлено для наземных домов; это окошко представляло собой проем, образованный вырубкой части одного бревна. В то же время в относительно богатых жилищах имелось несколько окон, причем это были «косящатые» окна, проемы которых снабжались деревянной рамой, закрытой слюдой или даже стеклом.
Об интерьере жилища домонгольского времени трудно сказать что-то определенное. Из меблировки археологически прослеживаются неподвижные лавки и «одры» - припечные настилы (между боковой стороной печи и стеной), на которых спали, укладываясь либо вдоль, либо поперек.
Существенных конструктивных или планировочных различий между сельскими и городскими жилищами в это время не наблюдалось. В городских домах ремесленников встречались пристройки, служившие в качестве мастерских, но о выделении особого типа жилища горожанина-ремесленника говорить нельзя. Многокамерные и многоэтажные жилища встречаются только в городах, но это может служить показателем социальной стратификации, а не различия городской и сельской застройки. То же касается и наличия в городах развитых усадебных комплексов, в состав которых входило по несколько жилых и хозяйственных (иногда и культовых) построек, окруженных забором, внутри которого мог размещаться сад, и, тем более, кирпичных и белокаменных княжеских дворцов. (Рядовые горожане имели усадьбы площадью 250 - 350 м, более состоятельные - 600 - 700 м, в Новгороде не редкостью были усадьбы площадью свыше 1000 м; некоторые боярские усадьбы имели площадь даже более 2000 м2)1.
В удельный период (вторая половина XIII - XV вв.) господствующим типом жилища становится наземное; с XIV в. полуземлянки уже не встречаются. Жилище этого времени представляло собой срубленный в обло сруб, пол которого на севере делали приподнятым, в центральных районах он располагался на уровне земли, а еще южнее пол бывал земляной. Образовавшееся при устройстве пола на уровне нескольких венцов от земли подполье - подклет, могли использовать в хозяйственных целях (в предшествующую эпоху этого не наблюдалось: полы поднимали только с целью защиты от сырости и промерзания). Большая часть жилищ были однокамерными, но встречались и двухкамерные (пятистенки), и трехкамерные (так называемая «связь»: изба - сени - клеть), правда, их в это время, как и в предшествующий период, было мало. В богатых хоромах делалось несколько жилых помещений - точнее, комнат: собственно изба с печью, горница (т.е. комната, поднятая на подклете на определенную высоту), повалуша (высокая башня в несколько этажей, некий аналог донжонов западноевропейских замков), светлица (комната с несколькими окнами), терем (верхний этаж с галереей - сенями; такая галерея делалась на столбах, и попасть туда можно было по лестнице крыльца). (Название жилища «изба» происходит от слова «истопка» или «истобка», «истба», означавшего, собственно, помещение с печью; впервые оно появляется в летописи при описании событий 945 - 946 гг., когда по приказанию княгини Ольги в «истопке» было сожжено второе посольство древлян, члены которого в ней мылись. Это можно трактовать двояко: с одной стороны, истопка могла быть баней, с другой стороны, в Киеве могли, как и в позднейшие времена в южновеликорусских районах, париться в домашней печи; и позднее истобками назывались не только жилые дома, но и, например, монастырские кухни2).
У состоятельных лиц часть жилых и хозяйственных помещений в это время строились из кирпича. Правда, жили в кирпичных частях хором мало (из-за сырости), чаще их использовали в качестве парадных приемных залов; более оправданным было строительство каменных хозяйственных помещений - подклетов, погребов и т.д., стены которых служили лучшей защитой от огня, воды и грабителей, нежели деревянные срубы.
Для этого периода лучше известны городские усадьбы, но, по- видимому, их отличие от сельских по-прежнему было не очень значительным. Крестьянская усадьба включала в свой состав жилой дом (избу), хозяйственные постройки - клеть (помещение для хранение инвентаря и пр. имущества), иногда баню, гумно, а также огород. Хозяйственные постройки в большинстве случаев не имели связи с жилой избой и были разбросаны по всему двору; известно только несколько случаев, когда хлев или скотный двор примыкал к избе (был конструктивно соединен с ней). Сельские господские усадьбы были больших размеров, состояли они из господского дома, людских изб, погребов, конюшен, амбаров, поварни (постройки, где готовилась пища), бани, овина, гумна и т.д. Часто здесь стояла и церковь, при которой располагался поповский двор; на усадьбе также имелся огород и сад.
В городских феодальных усадьбах наличествовал тот же набор жилых и хозяйственных построек, только вместо овина и гумна могло быть большее количество амбаров и погребов (из деревни привозили натуральный оброк, так что обмолот на дворе можно было не производить, зато для хранения запасов следовало иметь подобающие помещения); все остальное - церковь, хлев и конюшня, огород и сад, было таким же, как и в сельце. Усадьбы ремесленников имели более скромные размеры; они состояли из жилого помещения, сарая-клети (иногда могли быть еще хлев, конюшня, баня, погреб), производственного помещения (мастерской), огорода. Усадьбы как состоятельных людей, так и менее богатых обносились частоколом; жилой дом мог как находиться в глубине двора, так и выходить на улицу (последнее, по- видимому, было более свойственно для усадеб ремесленников, но полной определенности в этом вопросе нет из-за недостатка данных). Внутреннее пространство усадьбы часто разграничивалось на несколько частей легкими частоколами, заборами или плетнями (чтобы отделить чистый передний двор от хозяйственного двора, защитить огород от скота и птицы и т.д.) .
Московский период XVI - XVII вв. в истории великорусского жилища стал временем, когда происходило формирование тех характерных черт, которые легли в основание его общего этниче- ски-этнографического облика, сохранение и развитие которого определяло собой позднейшие эпохи бытовой культуры России. Следует заметить, что для реконструкции жилища XVI - XVII вв. главную роль играют уже не археологические, а письменные и графические источники, использование которых не всегда дает однозначные выводы; собственно материальные остатки жилищ этого времени за исключением немногочисленных каменных городских построек исследованы очень слабо (для археологии этот период является уже слишком поздним, а для этнографии - еще слишком ранним). Тем не менее, литература вопроса достаточно обширна, и имеющихся сведений достаточно, чтобы обрисовать картину в общих чертах.
И в городе, и в деревне в это время главным типом жилища является наземный сруб - точнее, та или иная комбинация таких срубов-клетей; возведенные из камня или кирпича дома встречаются чаще, чем в предшествующий период, однако по- прежнему остаются редкими исключениями в общей массе деревянной застройки не только в деревне, но и в городе. Общая линия эволюции была направлена на увеличение камерности жилища и количества надворных построек, при этом средние и бедные слои населения следовали в этом за людьми состоятельными, а деревня - за городом, и чем ближе к концу данного периода, тем более ясно вырисовывалась эта эволюционная линия. В XVI в. большинство крестьянских жилищ по-прежнему состояли из избы с клетью или сенником, причем эти два сруба (жилой - изба, и хозяйственного назначения - клеть или сенник; впрочем, летом клеть использовали и как жилье) очень редко связывались переходом-сенями. Избы по большей части были наземными даже на Севере; наличие подклета тогда являлось не этнической традицией, а признаком определенного имущественного и социального положения - избы на подклетах ставились богатыми крестьянами не только в северных, но и в центральных районах (лесостепь в XVI в. только начинала заново заселяться великороссами).
Еще одна характерная особенность крестьянского жилища этого времени - малое количество надворных хозяйственных построек: по данным одной из писцовых книг конца XVI в., на 100 дворов, 49 из которых состояли только из избы с клетью или сенником, приходилось 65 хозяйственных построек - 12 бань, 10 погребов, 9 житниц, 8 пристенов, 6 мшаников, 5 сенниц, 4 хлебни, 2 поварни, 2 овина, 2 хлева, 2 конюшни, 2 сеней (т.е. на один двор приходилось 0,65 хозпостроек). На 345 крестьянских дворах Тверского уезда имелось 937 построек (по 2,7 постройки на один двор), в том числе 309 изб, 215 клетей, 153 сенника, 54 бани, 37 напогребиц, 21 овин, 21 житница, 15 пристенов, 12 поварен и хлебен, 12 конюшен и хлевов, 11 мшаников, 9 повалуш, 1 амбар4. По-видимому, большую часть имущества, включая рабочий инвентарь и продукты, хранили в клетях, скот же находился на бесстойловом содержании, при этом молодняк зимой заводили в избу. В описаниях городских дворов сени в качестве постройки, связывающей избу и клеть, избу и избу, избу и горницу и т.д., тоже довольно редки (так, на 41 дворе, принадлежавшим казанским детям боярским, имелось 86 построек: 29 изб, 24 горницы, 4 повалуши, 12 клетей, 4 чулана, 3 подклета, 3 конюшни, 1 поварня, 1 напогребица и 1 пристен; сени не упомянуты ни разу), но встречаются все же чаще, чем в описаниях крестьянских дворов, и появляются раньше, так что можно считать, что распространение многокамерных жилищ-связей в деревне происходило под влиянием города.
Интересно, что пристройка сеней (они обычно делались не срубными, а столбовыми с дощатой заборкой) вела к изменению внутренней планировки избы, определяемой взаимным соотношением печи и входа. Если раньше в отдельно стоящей избе вход располагался на торцовой стене, так что печь размещалась в дальнем от входа углу устьем к двери, то теперь, если сени пристраивались перпендикулярно избе (объединяя избу и клеть в виде буквы «Н»), а вход делался через сени, печь, не изменяя своего положения, оказывалась уже сбоку от входа устьем к двери, а если сени пристраивались сзади избы (объединяя избу и клеть в одну линию), то печь оказывалась также у входа (с другой стороны) устьем в глубину избы. Сени в городском жилище XVI в. появились раньше всего в богатых хоромах, причем именно в это время слово «сени» стало обозначать не служащую для приемов террасу или галерею второго этажа, а прихожую, переднюю, соединяющую две жилых или жилую и хозяйственную постройки, которая тоже могла использоваться в качестве парадного помещения; с крыльца гость попадал прежде всего в сени, и в них стали делать одно или несколько косящатых окон (печи в сенях не было, так что задача сохранения тепла не стояла)5.
В XVII в. увеличение камерности городского, а затем и сельского жилища идет по нарастающей: с одной стороны, за счет распространения подклетов растет высотность и этажность зданий, с другой стороны, значительно увеличивается доля домов, построенных по типу связи «изба - сени - клеть». Состоятельные люди строили высотные многокамерные дома по всей территории страны, но преимущественно в городах. На 23 усадьбах воевод и дьяков в разных городах от Изборска до Острогожска 18 домов были многокамерными, 3 - трехкамерными, 1 - двухкамерным, 2 - однокамерными; поземных домов было только 5, остальные стояли на подклетах, хотя 2/3 городов располагались южнее Москвы. (XVII в. явился временем постепенного упадка боярства, дворянство же было занято службой, да и средств, необходимых на строительство в своих поместьях хором, подобных боярским, в основной своей массе не имело. Рядовое дворянское поместье мало чем отличалось от крестьянской усадьбы - например, у Н. Шаталова в с. Лески Белевского уезда в 1691 г. было «хоромного строения... изба с сенми да клеть, конюшня с прихлевицою, сорай, курник со свинухом, да сарай животинной, погреб с погребицею, да двои ворота - передния и задния, да у передних ворот сарай да сенница с вороты, да на гумне овин, да окол двора огорожа забор и жер- дья, что есть какой горожи»6).
В то же время все большая часть посадского населения столицы, северных и сибирских городов также строит дома-связи на высоких подклетах; в деревню этот тип жилища только начинает проникать, и больше на Севере и в Сибири, чем в центральных и южных районах. (Реже дома на подклетах ставили и в центральных и южных городах: в Новгороде известно по описаниям 18 изб на подклете и 4 поземных, в Москве 16 поземных и 13 на подклетах, в Шуе 5 поземных и 5 на подклетах, в Воронеже 18 поземных и 1 на подклете). И каменные, и деревянные дома московских служилых и тяглых людей практически все трехкамерные (или многокамерные), типа «изба - сени - клеть» или «горница - сени - горница», большинство изб на подклетах, причем усадьбы и состоятельных людей, и горожан среднего достатка имеют внушительное количество надворных построек. Так, на 8 дворах московских посадских людей было 49 построек (от 3-х до 9-ти, в среднем более чем по 6 на двор), на 8 дворах служилых людей имелось 97 построек (от 8 до 19-ти, в среднем более чем по 12 на двор), в том числе: горниц на жилых подклетах - 12, повалуш - 3, поземных изб белых (с топкой «по- белому») - 8, черных - 5, сеней - 19, бань - 7, клетей - 4, чердаков - 4, чуланов - 6, людских чуланов - 4, конюшен - 7, навесов 2, погребов - 11, ледников - 2, сушил - 5, поварен - 2, кузниц 2, крылец - 5, колодцев, амбаров и сенников - по 2. В Новгороде в 13 усадьбах, 10 из которых принадлежали посадским (8 из них - ремесленники), имелось 13 горниц на подызбице (под- клете), 2 поземные избы, 11 сеней, 9 клетей, 4 повалуши, 8 сенников, 9 бань, 2 конюшни, 4 житницы, 2 амбара, 2 погреба, 3 мшаника, 4 мелника, 1 чулан, 1 крыльцо, 1 каменная палатка с погребом - всего 76 построек (от 4-х до 12-ти на один двор, в среднем почти по 6 построек на двор). На плане Тихвинского посада (1678 - 1679 гг.) большинство городских дворов изображены с трехчастными жилыми связями; в Енисейске на 33 описанных в то же время посадских дворах имелось 40 жилых строений, в том числе 29 трехкамерных, 8 двухкамерных и 3 однокамерных; в Воронеже тогда же на 13 городских усадьбах (казаков, посадских, стрельцов) трехкамерных жилищ было 4, двухкамерных - 8, однокамерных - 1 .
В сельских крестьянских усадьбах XVII в. общее количество надворных построек заметно увеличилось, однако двухтрехкамерных жилищ, особенно на подклетах, в деревне все еще было очень немного; появляются они в основном на Севере и в Сибири, заселявшейся выходцами из северорусских уездов. На 6 крестьянских усадьбах в районе Воронежа (1677 г.) насчитывалось 21 постройка (по 3,5 постройки на двор), в том числе 6 изб, 7 клетей, 3 конюшни, 2 мшаника, 1 овин, 1 погреб, 1 «хизак» (вероятно, шалаш); ни бань, ни сеней не имелось, все жилища были однокамерными и поземными. На альбоме Мейерберга большинство сельских изб изображены без подклета и сеней, однако часть из них представляют собой связи. (Посольство
Мейерберга-Кальвуччи было отправлено австрийским двором для заключения мира между Россией и Польшей и союза Австрии с Россией против Турции; в 1661 - 1662 гг. посольство проехало по маршруту Псков - Новгород - Вышний Волочек - Торжок - Тверь - Клин - Москва и обратно; находившийся в составе посольства художник И.Р. Сторн сделал большое количество зарисовок различных населенных пунктов). На плане Тихвинского посада, где изображены также пригородные слободы и села, дома-связи, в том числе на подклетах, встречаются не часто, но все же имеются. Большее распространение получил этот тип жилища в сибирской деревне, отличавшейся и значительным количеством надворных построек. Так, в 1625 г. на 29 крестьянских дворах Тюменского и Тобольского уездов имелось 109 строений (по 3,8 на двор), в том числе 31 изба, 1 сени, 1 горница, 11 хлевов, 10 бань, 6 овинов, 3 житницы, 3 погреба, 2 сенника, 1 гумно; 4 дома представляли собой трехкамерную связь. По одной описи монастырских деревень Енисейского уезда конца 70-х гг. XVII в., на 25 дворов приходилось 37 изб, 21 сени, 24 клети, 25 амбаров, 20 сенников и поветей, 29 хлевов, 11 конюшен, 10 бань, 7 погребов, 9 овинов, 1 рига (по 7,8 строений на двор); из 37 жилых «хором» трехкамерных было 17, двухкамерных - 13, однокамерных - 78.
В целом в XVI - XVII вв. господствующим типом жилища оставалось однокамерное: по данным М.Г. Рабиновича, основанным на анализе описаний 830 усадеб этого времени (213 городских и 617 сельских), среди изб посадских тяглецов 52% относились к типу однокамерного жилища, 39% являлись трехкамерными, 7,5% - двухкамерными, 1,5% - многокамерными; среди крестьянских изб 98,6% были однокамерными, 1% - двухкамерными, 0,4% - трехкамерными9. Усадебный комплекс как целое находился в стадии формирования: в южных районах сельские дворы, как и городские, обносились частоколом (ввиду опасности татарских набегов), но расположение жилых и хозяйственных построек было свободным, т.е. они никак не связывались между собой. На севере и северо-западе городские усадьбы огораживались частоколом или заметом (заплотом) - забором из горизонтально уложенных бревен, вставленных затесанными концами в вертикальные пазы столбов; сельские дворы частью вовсе не огораживались, частью обносились легкой изгородью из слег или плетнем (чтобы скот не мог уйти со двора). К концу данного периода в городах Севера и в Сибири наблюдается начало процесса образования замкнутого крытого двора: на некоторых рисунках из альбома Мейерберга, на плане Тихвинского посада встречаются изображения крытых хлевов, скотных дворов с поветью (чердак для сена над хлевом), под которой расположен денник - навес, где держали скот днем (здесь же встречаются и замкнутые комплексы монастырских скотных дворов); по некоторым данным, подобный процесс характеризовал и развитие сибирской застройки. Конструктивное объединение таких хозяйственных построек с жилым домом под одной крышей, характерное для позднейших северорусских и сибирских построек, в данный период еще неизвестно, однако эволюция в данном направлении уже началась (причем деревня следовала за городом, бедные дворы - за бога- тыми)10.

Важным этапом в развитии исторического позна-ния была античная наука . Она нашла своё высшее проявление в сочинениях древнегреческих истори-ков Геродота, прозванного «отцом истории», и Фуки-дида, стремившегося проникнуть в причинно-следственную связь событий и пытавшегося отделить достоверные факты от вымысла. Сочинения этих истори-ков представляют собой уже не отрывочное, а логи-чески последовательное повествование. В сочинени-ях Полибия впервые появляется понятие всемирной (всеобщей) истории. Существенное значение в ан-тичной историографии имели также труды Тита Ли-вия, Тацита, Плутарха, Аппиана и др. Китайский учё-ный Сыма Цянь (II—I вв. до н. э.) создал первую свод-ную историю Китая, в которой хронологический принцип исторического повествования был соеди-нён с тематической разбивкой материала: музыка, це-ремонии, экономика, календари , биографии.

Золотой век

Древние греки пытались познать явления, происходящие в обществе , через фантазии и заблуждения. Сопоставление простого равенства эпохи охотников и собирателей с появив-шимся в античности делением людей на рабов и рабовладельцев привело к возникновению в устном народном творчестве мифа о «золотом веке» . Согласно этому мифу, история движется по кругу. В качестве причины приводились такие доводы: «бог так решил» или «таково веление природы» и т. д. В то же время в них своеобразно затрагивался и вопрос о смысле истории .

Первым этапом в становлении исторической мысли Нового времени была гуманистическая историогра-фия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.). Её наиболее вы-дающиеся представители (итальянские гуманисты Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини. Ж. Боден и др.) пыта-лись постигнуть законы исторического развития, свя-зать в единое целое факты, содержащиеся в трудах ан-тичных историков и средневековых хронистов. Та-кой — светский — подход к истории был огромным шагом в развитии исторической науки. Исключитель-ное значение для науки имело распространение книго-печатания (середина XV в.). Историки-гуманисты поло-жили начало систематической критике (итальянские гуманисты Флавио Бьондо, Лоренцо Валла и др.). Были заложены основы (италь-янский гуманист Л. Бруни) новой периодизации исто-рии (деление её на древнюю, среднюю, новую).

17 век

В XVII в. голландские и английские мыслители (Г. Гроций, Т. Гоббс) предприняли попытки создания теории общественного развития на принципах есте-ственного права. Итальянский учёный Дж. Вико вы-двинул циклическую концепцию философии. Важ-нейшими его идеями были наличие объективных за-конов истории, цикличность развития наций, целостность и своеобразие культур.

Эпоха Просвещения (18 век)

Французские просветители XVIII в. искали законы истории во взаимодействии общества с природой, ме-ханически уподобляя законы истории законам приро-ды. Они также выдвинули идею создания всеобщей ис-тории человечества, исходя из признания единства судеб человеческого рода (Вольтер), теорию естест-венного состояния, утверждавшую, что в начале исто-рического развития человек был только частью при-роды (Ж.-Ж. Руссо), идею непрерывного прогресса в истории (Ж. Кондорсе и др.), разработали учение о влиянии на общественное развитие естественно-географической среды (Ш.-Л. Монтескьё). Видные пред-ставители английской исторической науки (Э. Гиббон. У. Робертсон) дали обстоятельное освещение важных периодов европейской истории. Большое значение имели философско-исторические концепции немец-ких просветителей, особенно И.-Г. Гердера.

Линейность истории

Если до XVIII века безраздельно господствовала христианская точка зрения на историю, то европейские мыслители следующих веков нового времени от-давали предпочтение прогрессу и естественным законам исто-рии, а также признавали подчинённость судьбы всех народов единому закону исторического развития. Итальянец Дж. Вико, французы Ш. Монтескьё и Ж. Кондорсе , немцы И. Кант , И. Гердер , Г. Гегель и другие считали, что прогресс выража-ется в развитии науки, искусства , религии, философии, права и т.д. Всем им, в конечном счёте, была близка идея социально--исторического прогресса.

К. Маркс также был сторонником линейного социального прогресса. Согласно его теории, прогресс, в конечном счёте, опирается на развитие производительных сил. Однако в таком понимании прогресса место человека в истории в должной мере не отражается.

19 век

Историки XIX в., начиная с Леопольда фон Ранке, выработали классические критерии научности исторических знаний, разрабо-тали принцип критического конкретно-исторического анализа. Они доказали необходимость опоры на все имеющиеся первоис-точники, предложили разнообразные реконструкции историческо-го прошлого, которые и в наши дни невозможно игнорировать.

Цикличность истории

К концу XX века понимание истории в виде линейного развития, точнее его абсолютизация, доказала свою пол-ную несостоятельность. Вновь появился интерес к существовав-шим в древности взглядам, в частности, к движению истории по кругу. Естественно, эти взгляды преподносились в новом, обо-гащённом виде.

Философы Востока и Запада рассматривали течение событий истории в определённой последовательности, повторяемости и определённом ритме. На основе этих взглядов постепенно фор-мировалась идея периодичности, т.е. цикличности в развитии общества . Как подчёркивает крупнейший историк современно-сти Ф. Бродель , историческим явлениям свойственна периодич-ность. При этом в расчёт берётся время с начала процессов до их конца.

Франция

Большое внимание социально-экономической истории уделяли французские историки М. Блок и Л. Февр. которые основали исто-рический журнал «Анналы». Вокруг этого журнала сложилась исто-рическая школа (Ф. Бродель, Э. Лабрусс, Ж. Ле Гофф и др.), кото-рая оказывает огромное влияние на развитие исторической науки вплоть до настоящего времени благодаря прежде всего системному подходу к изучению исторических реалий.

Россия

Российские историки и филологи (Н. И. Конрад, С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, А. Я. Гуревич, З. В. Удальцова и др.) в своих исследованиях обогатили мировую науку сравни-тельным анализом культур и цивилизаций Запада и Востока, начи-ная от первобытной эпохи и до настоящего времени.

История как наука разрабатывается в России силами учёных раз-личных научных сообществ. В Институте всеобщей истории Рос-сийской академии наук (РАН) с позиций многофакторности изуча-ются теоретические проблемы всех периодов всемирной истории , всех цивилизаций, включая проблему роли и места России в миро-вом историческом процессе.

Одним из старейших центров исторических исследований в России является Институт востоковедения РАН, где работают свыше 500 учёных-историков, ежегодно издаётся несколько сотен научных трудов по всем проблемам стран Востока.

Комплексным изучением истории славянских народов и госу-дарств занимается Институт славяноведения и балканистики РАН. Выступления сотрудников этого научно-исследовательского института звучат на ежегодных Днях славянской письменности и культуры, печатаются в «Славянском альманахе», журнале «Сла-вяноведение».