Нарисовать герб и написать что он обозначает. Семейный герб: создаем вместе с ребенком. Этапы создания герба семьи

Экология познания. Психология: Знаменитый российский психолог и один из основателей нейрофизиологии Александр Лурия неоднократно признавал, что «всему хорошему в развитии русской психологии мы обязаны Выготскому».

Знаменитый российский психолог и один из основателей нейрофизиологии Александр Лурия неоднократно признавал, что «всему хорошему в развитии русской психологии мы обязаны Выготскому ».

Лев Выготский - действительно знаковая фигура уже для нескольких поколений психологов и гуманитариев, и не только отечественных.

После того, как в 1962 году на английском языке была опубликована его работа «Мышление и речь», идеи Выготского широко распространились в США, Европе, а затем и в других странах. Когда одному из американских последователей культурно-исторической школы Ури Бронфенбреннеру из Корнелльского университета удалось приехать в СССР, он с порога смутил дочь Выготского Гиту Львовну вопросом: «Надеюсь, вы знаете, что ваш отец для нас Бог?»

Ученики Выготского, впрочем, считали его гением ещё при жизни. Как вспоминает тот же Лурия, в конце 20-х годов «вся наша группа посвящала почти весь день нашему грандиозному плану перестройки психологии. Л.С. Выготский был для нас кумиром. Когда он уезжал куда-нибудь, студенты писали стихи в честь его путешествия».

Лев Выготский с дочерью Гитой, 1934 год.

  • В психологию Выготский пришёл из среды театралов и любителей искусства - из мира «серебряного века» русской культуры, в котором он прекрасно ориентировался.
  • После революции он писал рецензии на театральные постановки и преподавал в своём родном городе Гомеле, подготовил несколько работ о драме Шекспира и разрабатывал основы психологии искусства.До революции он посещал Народный университет Шанявского в Москве, где слушал лекции литературоведа и критика Юрия Айхенвальда, философа Густава Шпета и Георгия Челпанова. Благодаря этим курсам и самостоятельному чтению (на нескольких языках) Выготский получил превосходное гуманитарное образование, которое позднее дополнил естественнонаучным.
  • После революции он писал рецензии на театральные постановки и преподавал в своём родном городе Гомеле, подготовил несколько работ о драме Шекспира и разрабатывал основы психологии искусства.
  • В 1924 году он вновь переехал в Москву по приглашению Московского института экспериментальной психологии, в котором окончательно нашёл своё призвание.

В тяжелейших условиях послереволюционной России, не дожив и до 38 лет, он предложил множество решений в психологической теории и педагогике, которые остаются свежими и сегодня.

Уже в 1926 году Выготский констатировал: не только отечественная, но и мировая психология находится в кризисе. Необходима полная перестройка её теоретических оснований. Все противоборствующие школы, развитие которых бурно происходит в первой четверти XX века, можно разделить на две части - естественнонаучную и идеалистическую.

Первая изучает рефлексы и реакции на стимулы, а позицию последней наиболее отчётливо выразил Вильгельм Дильтей, утверждавший, что «природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем».

Преодолеть это противопоставление и этот кризис можно только через создание общей психологии - через систематизацию и упорядочение отдельных данных о человеческой психике и поведении. Необходимо было совместить объяснение и понимание в едином и целостном подходе к анализу человеческой психики.

Что же наиболее общего у всех явлений, изучаемых психологией, что делает психологическими фактами самые разнообразные явления - от выделения слюны у собаки и до наслаждения трагедией, что есть общего в бреде сумасшедшего и строжайших выкладках математика?

- Лев Выготскийиз работы «Исторический смысл психологического кризиса»

Человека принципиально отличает то, что он пользуется сознанием и знаками - а именно это психология до тех пор игнорировала (бихевиоризм и рефлексология), рассматривала в отрыве от социальной практики (феноменология) или подменяла бессознательными процессами (психоанализ). Путь выхода из кризиса Выготский видел в диалектическом материализме - хотя и скептически относился к попыткам напрямую приспособить марксистскую диалектику к психологии.

У Маркса были принципиально важны положения об определяющей роли общественных отношений, орудийной и знаковой деятельности в формировании психики:

Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове.

- Карл Маркс«Капитал», Глава 5. Процесс труда и процесс увеличения стоимости

Общей психологии, преодолевающей разногласия разных школ и подходов, при жизни Выготского не появилось - нет её и теперь. Но в эти революционные по всем параметрам годы многим казалось, что это вполне возможно: общая психологическая теория где-то рядом, «мы теперь держим у себя в руках нить от неё» - пишет он в 1926 году в заметках, которые позднее были переработаны и опубликованы под названием «Исторический смысл психологического кризиса». В это время Выготский лежит в больнице «Захарьино», куда он был срочно госпиталирован в связи обострением туберкулёза.

Лурия поздее рассказывал: «Врачи говорили, что ему осталось 3-4 месяца жизни, его поместили в санаторий… И тут он начал судорожно писать, чтобы оставить после себя какой-то основной труд ».

Классическая схема бихевиоризма «стимул - реакция» у Выготского превращается в схему «стимул - знак (средство) - реакция». Именно в это время начинает формироваться то, что позднее будет названо «культурно-исторической теорией».

В 1927 году Выготский выписывается из больницы и вместе со своими коллегами начинает проводить исследования высших психических функций, которые принесут ему мировую известность. Он изучает речевую и знаковую деятельность, генетические механизмы формирования психики в процессе развития детского мышления.

Промежуточный элемент преобразует всю сцену мышления, изменяет все его функции. То, что было естественной реакцией, становится сознательным и социально обусловленным культурным поведением.

3 тезиса психологии Выготского

«...Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, потом - психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли ».

Сходные идеи в своё время высказывал французский психолог и философ Пьер Жане: те формы поведения, которые другие первоначально применяли по отношению к ребёнку («вымой руки», «не болтай за столом»), он затем переносит на самого себя.

Так выглядит знаменитая формулировка «общего генетического закона культурного развития» , которую Выготский предложил в «Мышлении и речи». Речь здесь идёт о социальном происхождении сознания - но интерпретировать эту формулу можно совершенно различным образом.

Выготский вовсе не утверждает, что социальные факторы целиком и полностью определяют развитие психики. Также как и не говорит, что сознание возникает из естественных, врождённых механизмов приспособления к окружающей среде.

«Развитие есть непрерывный самообусловленный процесс, а не марионетка, направляемая дёрганием двух ниточек ». Ребёнок возникает как отдельная личность только через взаимодействие, активное участие в жизни других.

Как показали эксперименты Лурии, проведённые в Узбекистане в начале 30-х гг., логические операции, которые мы считаем естественными, возникают только в контексте формального обучения. Если вам не расскажут в школе, что такое круг, идея круга самого по себе не спустится к вам из платоновского мира идей.

Для неграмотного треугольник - это подставка для чая или амулет, закрашенный кружок - это монета, незаконченная окружность - это месяц, и ничего общего между ними нет.

Допустим, вам предложили следующий силлогизм:

1. На Крайнем Севере, где всегда лежит снег, все медведи белые.

2. Новая Земля расположена на Крайнем Севере.

3. Какого цвета там медведи?

Если вас не учили рассуждать в абстрактных понятиях и решать отвлечённые задачки, то вы ответите что-то вроде «я никогда не был на Севере и не видел медведей» или «вы должны спросить людей, которые бывали там и видели».

Пионеры идут по майдану с барабанами. Узбекистан, 1928 год.

Выготский и Лурия показали, что многие механизмы мышления, которые кажутся универсальными, на самом деле обусловлены культурой, историей и определёнными психологическими инструментами, которые не возникают спонтанно, а усваиваются в ходе обучения.

«Человек вводит искусственные стимулы, сигнифицирует поведение и при помощи знаков создает, воздействуя извне, новые связи в мозгу»; «в высшей структуре функциональным определяющим целым или фокусом всего процесса является знак и способ его употребления» .

Выготский подчёркивает, что все формы поведения, характерные для человека, имеют знаковую природу. Знаки используются в качестве психологических инструментов: простейший пример - это узелок, завязанный на память.

Посмотрим, как дети играют с кубиками. Это может быть спонтанная игра, в которой фигуры нагромождаются одна на другую: этот кубик становится машиной, следующий - собакой. Значение фигур постоянно меняется, и ребёнок не приходит к какому-то устойчивому решению. Ребёнку это нравится - сам процесс приносит ему удовольствие, а результат не имеет значения.

Педагог, который считает такое занятие бесцельным, может предложить ребёнку выстроить определённую фигуру по нарисованной модели. Здесь есть чёткая цель - ребёнок видит, на каком месте должен стоять каждый кубик. Но такая игра ему неинтересна. Можно предложить и третий вариант: пусть ребёнок попробует собрать из кубиков модель, которая обозначена лишь приблизительно. Её нельзя скопировать - нужно найти своё решение.

В первой версии игры знаки не определяют поведение ребёнка - им движет спонтанное течение фантазии. Во второй версии знак (нарисованная модель) выступает в качестве предзаданного образца, который нужно просто скопировать, но ребёнок при этом утрачивает собственную активность. Наконец, в третьей версии игра приобретает цель, но допускает множество решений.

Именно такую форму имеет человеческое поведение, опосредованное знаками, которые задают ему цель и смысл, не отнимая свободу выбора.

«...Включаясь в поведение, психологический инструмент изменяет всё течение и структуру психических функций. Он достигает этого, задавая структуру нового инструментального акта, подобно тому как техническое орудие изменяет процесс естественной адаптации, определяя вид трудовых операций ». Но действие знака, в отличие от орудия, направлено не вовне, а внутрь. Он не только передаёт сообщение, но и выступает как средство самоопределения.

Снятие памятника Александру III в Москве, 1918 год.

«Незрелость функций к моменту начала обучения является общим и основным законом»; «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».

Понятие «зоны ближайшего развития» - один из самых известных вкладов Выготского в педагогическую теорию. Самостоятельно ребёнок может выполнить определённый спектр задач. С помощью наводящих вопросов и подсказок педагога он может сделать значительно больше. Промежуток между этими двумя состояниями и называется зоной ближайшего развития. Именно через неё всегда осуществляется любое обучение.

Чтобы объяснить это понятие, Выготский вводит метафору о садовнике, которому нужно следить не только за вызревшими, но и за созревающими плодами. Образование должно ориентироваться именно на будущее - то, чего ребёнок пока не умеет, но может научиться. Важно оставаться в рамках этой зоны - не останавливаться на усвоенном, но и не пытаться перепрыгнуть далеко вперёд.

Человек не может существовать отдельно от других - любое развитие всегда происходит в коллективе . Современная наука многого достигла не только потому, что стоит на плечах гигантов - не менее важна целая масса людей, которая для большинства остаётся анонимной. Подлинные таланты возникают не вопреки, а благодаря окружающим условиям, которые подталкивают и направляют их развитие.

И здесь педагогика Выготского выходит за пределы классных кабинетов: чтобы обеспечить всестороннее развитие человека, должно измениться всё общество.

Многие идеи и концепции Выготского остались неоформленными. Экспериментальную работу по проверке его смелых гипотез в основном проводил не он сам, а его последователи и ученики (поэтому большая часть конкретных примеров в этой статье взята из работ Лурии). Выготский умер в 1934 году - непризнанным, поруганным и на долгие годы забытым всеми, кроме узкого круга единомышленников. Интерес к его теории возродился только в 50-60-е годы на волне «семиотического поворота» в гуманитарных исследованиях.

​Знаменитая «восьмёрка» учеников Выготского. Стоят: А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, и Д.Б. Эльконин, сидят: А.Н. Леонтьев, Р.Е. Левина, Л.И. Божович, Л.С. Славина, А.Р. Лурия.

Сегодня на его работы опираются как отечественные представители культурно-исторической теории, так и зарубежные социокультурные психологи, когнитивисты, антропологи и лингвисты. Идеи Выготского вошли в обязательный багаж педагогов по всему миру.

Это Вам будет интересно:

Как бы вы определили, кто вы такие, если бы не лавина культурных клише, которыми нас ежедневно бомбардируют другие? Как бы вы узнали, что большая и меньшая посылка категорического силлогизма приводят к совершенно определённому выводу? Чему бы вы научились, если бы не учителя, тетрадные конспекты, одноклассники, классные журналы и отметки?

Причина продолжающегося влияния Выготского в том, что он показывает важность всех этих элементов, которые так легко ускользают от нашего внимания. опубликовано

Л. С. Выготским разрабатывалась концепция культурно-исторического развития личности. Она стала одним из наибо­лее влиятельных направлений советской психологии в 20-30-е гг. XX века.

С точки зрения Л. С. Выготского, объективными методами психическое человека изучить невозможно, но его можно объяснить с помощью единиц анализа. Его подход предпо­лагает три больших класса единиц анализа: знаки и симво­лы, индивидуальная деятельность, межличностные отношения.

Развитие психики человека в фи­логенезе следует рассматривать как единый процесс формиро­вания сознания, мышления и речи. При переходе от примата к homo sapiens произошло кардинальное изменение взаимоотноше­ний с окружающей средой - животное приспосабливается к окру­жающей среде, а человек ее приспосабливает к себе.

Принципиальное отличие человека от животного состоит в том, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями с помощью ору­дий особого рода - психологических. Таким образом, появились высшие психические функции - про­извольные память и внимание, мышление, образование понятий. Первоначально психологические орудия выступают в матери­альной внешней форме (сигналы). Затем человек обращает их во внутренние, интериоризирует их в виде образов, знаков и сим­волов, и они превращаются в акты самоуправления. Образ и по­нятие становятся элементами внутренней речи. Это положение стало отправным для концепции Л. С. Выготского об орудийной функции речевых знаков.

Центральным моментом разви­тия психики человека является возникновение символической деятель­ности, овладение словесным знаком. Знак выступает тем средством, ко­торое, став внутренним, кардиналь­но преобразует психическую жизнь.

Исследуя природу знака как ору­дия, опосредствующего психические функции и станавливающего новые отношения между ними, Л. С. Выготский пришел к пониманию знака как того, что имеет определенное значение. Он одним из первых в психологии обратил внимание на явления значения и смысла и исследовал их психологическую природу. Знак становится орудием, ког­да обретает значение. Основными составляющими внутреннего мира человека становятся значения (познавательные компоненты созна­ния) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты). Это накладывает отпечаток на дея­тельность человека. Значение представлено в деятельности через цели, а смыслы представлены в деятельности через мотивы. Дея­тельность приобретает мотивированный и осмысленный характер, подчиняясь внутренней регуляции. Функции знака: обозначение, значение и личностный смысл. В развитии человека с момен­та рождения существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного со­зревания. Вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Вспомо­гательными средствами организации поведения и мышления, ко­торые человечество создало в процессе своего развития, являют­ся системы знаков-символов (например, язык, письмо, числовые системы и др.).



Овладевая знаками, человек приобщается к культуре. Знаки имеют культурное происхожде­ние. Овладев знаковой системой, знаково-символической деятельно­стью человек перешел с эволюци­онного (животного) на социально-исторический (человеческий) путь развития, так как с помощью знаков можно передать и довести до отдельно взятого человека опыт всего человечества. Л. С. Выготский соотносил знак не с задачами биологической адаптации, а с процессом культурного развития человечества. Это был принципиально новый подход.

Сущность культурного развития заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого овладения является образование личности, и поэтому развитие той или иной функции является всегда производным и обусловленным развитием личности в целом. Личность развивается как целое только тогда, когда овладевает той или иной формой поведения.

Личность - понятие социаль­ное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, а возникает в результате культурного раз­вития. Личность - понятие культурно-историческое. Следуя идее общественно-исторической природы психики, Л. С. Выгот­ский трактует социальную среду не как фактор, а как источник развития личности.



С момента рождения человеческое существо погружается в процесс функционирования знаков и предметов, несущих соци­ально закрепленный способ оперирования ими, приобщаясь тем самым к истории культуры. Психическое развитие отдельной личности выступает не как адаптация к окружению, а как овла­дение культурными ценностями, их усвоение. Это усвоение изна­чально социально по своей природе. Оно может возникнуть толь­ко в процессе общения, сотрудничества, совместной деятель­ности. Любой сигнал становится знаком потому, что он служит знаком для других.

Механизмом перехода от низших психических функций к высшим является предметная деятельность. Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения, и они же развиваются из примитивных кор­ней на основе низших. Высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии: первона­чально она существует как форма взаимодействия между людьми, а затем способы этого взаимодействия, первоначально усвоенные в их внешней форме, в соответствии с особенностями нервной систе­мы и особенностями жизненной ситуации преобразуются и превра­щаются во внутренние процессы, составляющие психологическую сущность формирующейся личности со всеми ее особенностями.

Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу - человек и наедине с собой сохраняет функции об­щения. Согласно Л. С. Выготскому, осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания.

В трудах Л. С. Выготского одной из центральных является проблема интериоризации (присвоения). Сформулированный им общий генетический закон развития гласит, что всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируют­ся и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осо­знанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным ал­горитмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс - процесс экстериоризации -вынесения вовне результатов умственной деятельности, осущест­вляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Таким образом, принцип интериоризации представляет про­блему зарождения индивидуального сознания со всеми его уни­кальными признаками не из задач адаптации организма к сре­де и не из процесса общения как такового, а из усвоения челове­ком (посредством адаптивных действий и общения) системы об­щественных продуктов, орудий и ценностей.

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Эти изменения Л. С. Выготский относил к ключевым моментам постепенного перехода человеческого существа от натуральной к культурной жизни. Стадии развития личности:

I. Младенческий возраст. Л. С. Выготский назвал эту стадию в развитии ребенка магической (т. е. недифференцированного отношения). Ребенок еще не выделяет себя из мира предметов и яв­лений и не различает тех изменений, которые происходят вслед­ствие его собственных реакций, и тех, которые производятся неза­висимо от него. У новорожденного ребенка отсутствует личность и мировоззрение, отношение к другим. Ребенок, с одной стороны, находится весь во власти внешних вещей, а с другой стороны, все эти внешние вещи в его поведении нисколько не отличаются для него от процессов, происходящих в его собственном теле.

Характерной чертой этой стадии является то, что впечатления перво­го года жизни никогда не сохраняют­ся в памяти. Первый год в жизни ре­бенка является как бы доисториче­ской эпохой в его развитии, так же, как мы ничего не помним о доисторической эпохе человечества, не оставившей письменности. А у ребенка это происходит вследствие отсутствия речи, так как она является как бы своеобразной письменностью нашего прошлого.

II. Следующую стадию можно обозначить как появление са­мосознания. Эта стадия в развитии ребенка характеризуется дву­мя основными переменами, имеющими решающее значение для всего последующего процесса развития.

Первая перемена органического характера. Она состоит в том, что ребенок овладевает вертикальной походкой. Отсюда ради­кальная перемена во всем его приспособлении к пространству, расширение его власти над вещами, освобождение рук от функ­ции передвижения и обилие предметов, которыми ребенок теперь может манипулировать и овладевать.

Другая перемена культурного характера. Она заключается в овладении речью. Овладение речью приводит к перестройке всех особенностей детского мышления, памяти и других функций. Речь становится универсальным средством для воздействия на мир.

Решающим моментом в развитии личности ребенка на этой стадии яв­ляется осознание им своего Я. Понятие о Я развивается у ребенка из поня­тия о других. Понятие личности есть, таким образом, социальное, отражен­ное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те при­емы, приспособления, которые он применял по отношению к дру­гим. Вот почему можно сказать, что личность есть социальное в нас.

III. Следующей стадией является возраст игры (до школы). На этой стадии игра является особой формой поведения ребенка.

Ребенок на стадии игры еще чрезвычайно неустойчиво локализует свою личность и локализует свое мировоззрение. Он так же легко может быть другим, как и самим собой, так же, как и каждая вещь, может принять любой облик, но при этом в каждой игре ребенок уже не магически, а разумно расчленяет обращение с ве­щами и обращение с людьми. Примечательно и то, что ребенок на этой стадии развития уже не путает деятельность игры и деятель­ность серьезную. Это значит, что он уже владеет одной и другой.

IV. Данная стадия характеризуется появлением у ребенка способности дифференцировать свой социальный опыт.

В школьном возрасте у ребенка впервые появляется более устой­чивая форма личности и мировоззрения. Ребенок школьного возрас­та является и гораздо более социализированным, и гораздо более ин­дивидуализированным существом. Это не представляется противоре­чивым, так как является двумя сторонами одного и того же процесса. Только с нарастанием, углублением и дифференцированием социального опыта возможно оформление и вызревание личности ребенка.

Важнейшей основой этого изменения является формирование внутренней речи. Ребенок научается овладевать ходом своих мыслей, как раньше овладевал ходом своих дей­ствий, начинает их регулировать, от­бирать. Это регулирование мыслительных процессов есть в такой же степени волевой акт, акт выбора, как и моральное действие.

V. На эту стадию приходится возраст полового созревания и оформления личности в целостное образование.

Это возраст, когда совершаются две крупнейшие переме­ны в жизни подростка: открытие своего Я и оформление лично­сти, с одной стороны, и оформление мировоззрения, отношения к миру - с другой. В области культурного развития ребенка они означают центральные моменты, наиболее важные по значению из всего того, что характеризует этот возраст.

В этот период подросток открывает свой внутренний мир и впервые открывает все его возможности, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, то есть овладевает этим внутренним миром. Возникшие в этот период новообразования качественно ме­няют психический мир личности. Это связано с появлением реф­лексии. Это новообразование является третьим уровнем самоор­ганизации.

По утверждению Л. С. Выготского, наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наслед­ственность) и вторичными условиями ее образования (окружаю­щая среда, приобретенные черты и особенности) в пору полово­го созревания выступают третичные условия (рефлексия, самооформление). Третичные функции составляют основу самосозна­ния. Внешним коррелятом этого события является возникнове­ние жизненного плана (как системы приспособления, главным образом, социального). Этот возраст как бы завершает весь про­цесс культурного развития ребенка.

Процесс формирования личности, особенно в детском возрас­те, предполагает интенсивное усвоение ребенком информации, поступающей из социального окружения. Поэтому одним из клю­чевых понятий в концепции развития личности Л. С. Выготско­го выступает понятие зоны ближайшего развития. Сам Л. С. Выготский вводил понятие зоны ближайшего развития в связи с оценкой соотношения развития и обучения.

Зона ближайшего развития помогает видеть перспективы и ди­намическое состояние развития личности. Наличие зоны ближай­шего развития предполагает формирование у ребенка еще отсут­ствующих психических особенностей именно за счет общения со взрослыми, за счет происходящего путем этого общения процесса обучения. По мнению Л. С. Выготского, правильно организован­ное обучение ребенка ведет за собой целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения сделались бы невозможными, уче­ние должно предвосхищать развитие. Таким образом, новые каче­ства возникают и развиваются у ребенка по мере его обучения и са­мообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных свойств лично­сти обусловливается сотрудничеством ребенка (в самом широком смысле) с другими людьми, то есть зоной ближайшего развития.

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского символизи­ровала новый ракурс развития психологии личности. В опоре на многочисленные исследования в ней убедительно обосновывается социальное происхождение личности и важнейшей детерминан­ты ее формирования и развития - культурной среды, в которую включается человек после рождения.

Отечественная психология преимущественно базируется на работах Л.С. Выготского. Он создал культурно – историческую концепцию в психологии - учение об общественно – исторической природе психического. Л.С. Выготский предложил отличное от биологизаторских и социологизаторских теорий понимание источника, условий, форм, специфики и движущих сил психического развития ребёнка; выявил и сформулировал основные законы детского развития.

Смысловой центр этих работ ― проблема генезиса высших психических функций, проблема опосредствования. Теория общественно-исторического происхождения высших психических функций человека ― теория, согласно которой у человека возникает особый вид психических функций ― высшие психические функции, полностью отсутствующие у животных. Исходный пункт Культурно-исторической теории развития составляет идея о соотношении РЕАЛЬНЫХ И ИДЕАЛЬНЫХ ФОРМ .

С позиций эволюционного подхода уровневое строение присуще психическим явлениям и функциям человека. Л.С. Выготский выделял два таких уровня психических явлений: 1) «НАТУРАЛЬНЫЕ» и

2) «КУЛЬТУРНЫЕ» психические процессы и функции, полагая, что первые детерминированы биологическими (генетическими факторами, а вторые формируются всецело под влиянием социальных условий.

Психические функции, по Л.С. Выготскому, возникают в онтогенезе как «натуральные», или низшие, имеющие отчётливую физиологическую форму (например, «натуральное» внимание, развитие которого обусловлено созреванием нервного субстрата). В противоположность этому развитие высших психических функций (в частности, произвольного внимания) - процесс социально обусловленный. Социальные воздействия определяют способы формирования высших психических функций и тем самым их психологическую структуру. Однако, как и «натуральные» процессы, высшие психические функции связаны с мозговым субстратом, ответственным за их обеспечение.

Высшие психические функции представляют собой сложные системные образования - «психологические системы», которые создаются, как пишет Выготский, путём «надстройки новых образований» над старыми с сохранением старых образований в виде подчинённых слоёв внутри нового целого.

«ИДЕАЛЬНАЯ ФОРМА» по Л.С. Выготскому, как форма культурного поведения - есть продукт исторического развития человечества. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у ребёнка в ходе его развития. Вне взаимодействия с культурными (идеальными) формами индивид никогда не разовьёт в себе специфически человеческих качеств. По мысли Выготского. Мир идеальных (высших) форм , мир культуры есть источник, из которого ребёнок черпает образцы, образы. Эти идеальные образы ребёнок сравнивает с собственными действиями. Это сравнение и есть источник развития.

«РЕАЛЬНЫЕ ФОРМЫ» - это натуральные природные свойства человека, представляющие органическую основу развития психических свойств. Начальные («натуральные») психические функции преобразуются в ходе развития в высшие «культурные» психические функции.

Источником развития для ребёнка является СРЕДА, поскольку именно в ней «живут» идеальные, высшие формы. Но ребёнок не может непосредственно встретиться с идеальными формами культуры, не может самостоятельно открыть назначение и способ использования культурных предметов. Чтобы идеальные формы культуры раскрылись в своём человеческом содержании, чтобы оказалось возможным приобщение к ним, всегда необходим посредник (или проводник). Для Выготского таким посредником выступает ЗНАК (естественный язык, искусственные знаковые системы, символы, шифры).

Психическое развитие в культурно - исторической традиции - это многообразие форм знаково-символического опосредования, «окультуривания натуры». ЗНАК - является психологическим орудием; это есть средство психологического воздействия на поведение, а также внутреннее средство управления своим поведением. Взрослый оказывается посредником между ребёнком и миром высших, идеальных, культурных форм. Он задаёт образцы действия, которые ребёнок в процессе своего развития осваивает (присваивает, делает своими). Взрослый, таким образом, не просто помогает ребёнку, но и выстраивает последовательность доступных для него действий по овладению орудиями.

По Л.С. Выготскому, СЛОВЕСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ есть единица общения и обобщения. Именно ОБОБЩЁННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ или категории образуют субъективный образ или картину мира в сознании каждого человека. Эта картина индивидуальна, и в то же время она может быть одинаковой для людей, развивающихся в сходных условиях.

Изучение механизма, который изменяет психику ребёнка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций, было предпринято Л.С. Выготским. Таким механизмом он считал ИНТЕРИОРИЗАЦИЮ, прежде всего интериоризацию знаков - искусственно созданных человечеством стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением. При этом знаки, будучи продуктом общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растёт ребёнок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь.

В отечественной психологии ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ трактуется как преобразование структуры предметной деятельности в структуру ВНУТРЕННЕГО ПЛАНА СОЗНАНИЯ. Иначе говоря, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные отношения с самим собой).

В онтогенезе выделяются такие стадии интериоризации:

1) Взрослый словом действует на ребёнка, побуждая что – то сделать;

2) Ребёнок перенимает способ обращения и начинает воздействовать

словом на взрослого;

3) Ребёнок начинает воздействовать словом на самого себя.

(Эти же стадии прослеживаются при наблюдении за детской эгоцентрической речью).

Развитие психики рассматривается преимущественно в плане присвоения ценностей окружающего. При этом происходит не только социализация ребёнка, но и формирование его душевной жизни, ведущей в которой становятся не биологические, а социокультурные потребности. Поэтому СРЕДА является не только фактором или условием развития, но и его источником, т. к. элементы среды, с которыми взаимодействует человек, и составляют основу его внутреннего мира.

Таким образом, ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - это процесс формирования внутренних структур психики, обуславливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. Интериоризация признаётся ведущим механизмом психического развития.

Процессу интериоризации в работах Выготского противопоставляется механизм экстериоризации.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ - это процесс порождения внешних действий, высказываний и прочее на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека. Своего рода «перевод» внутренних структур на «внешний язык».

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ - это механизм перехода внутреннего психического и субъективного по своей природе во внешние формы культуры.

Биологизаторскому, внеисторическому подходу, идее эволюционизма Л.С.Выготский противопоставлял ИДЕЮ ИСТОРИЗМА, КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ РАЗВИТИЯ. Согласно Л.С.Выготскому, каждая форма культурного развития есть уже продукт исторического развития человечества, а не просто органического созревания. В процессе общественной жизни сами природные потребности человека претерпели глубокие изменения, возникли и развились новые человеческие потребности.

Для понимания специфики человеческого онтогенеза ключевой является идея соотношения РЕАЛЬНОЙ и ИДЕАЛЬНОЙ ФОРМ РАЗВИТИЯ.

Таким образом, в культурно-исторической теории воссоздан путь развития сознания: от внешней среды к формированию новообразования и обратно: от новой структуры сознания к новому восприятию действительности. При таком взгляде на процесс развития удаётся избежать механицизма и одномерности. Не просто среда формирует человека, а сложнее: среда провоцирует формирование психологических новообразований, а те, в свою очередь, меняют восприятие среды и фактически саму среду. СРЕДА по Л.С. Выготскому выступает в развитии ребёнка, в смысле развития личности и её специфически человеческих свойств, в роли ИСТОЧНИКА РАЗВИТИЯ, т.е. среда здесь играет роль не обстановки, а источника развития.

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА , по Л.С. Выготскому, - это не просто внешнее окружение, а аккумулированный общечеловеческий опыт, материализованный в предметах материальной и духовной культуры; мир созданных человечеством предметов и явлений, творений культуры, в том числе мир человеческой деятельности.

СРЕДА содержит ИДЕАЛЬНЫЕ ФОРМЫ, образцы развития, т.е. то, к чему развитие ребёнка должно стремиться. Высшие психические функции взрослого человека - идеальные формы (по отношению к речи и действиям ребёнка), задающие направление онтогенетического развития. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА - рассматривается как источник индивидуального психического развития, как «ПРОСТРАНСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ ИДЕАЛЬНЫХ ФОРМ» , которые присваиваются индивидом в ходе онтогенеза и становятся реальной формой его психики.

Человек есть социальное существо в том смысле, что вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьёт в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества. Комментируя это принципиальное положение, Д.Б. Эльконин позже писал: «Ребёнок присваивает общество… Всё, что должно появиться у ребёнка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции». Таким образом, от уровня развития общества зависит содержание развития ребёнка и продолжительность детства.

По Л.С. Выготскому, СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ: «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь по которому социальное становится индивидуальным».

Таким образом, процесс развития в онтогенезе проходит путь ОТ СОЦИАЛЬНОГО К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается автором в качестве ОСНОВНОГО УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ.

Форма психического развития ребёнка - овладение общественным опытом, присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления.

ОБЩИМ МЕХАНИЗМОМ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ВПФ) - Выготский Л.С. считал ПОДРАЖАНИЕ ребёнка взрослому. Согласно учёному, именно взрослыми должен быть организован процесс превращения внешнего, социального во внутреннее, психическое, в плане формирования содержания сознания ребёнка, развития его личности.

Таким образом, Выготский подчеркнул определяющую роль отношений между ребёнком и взрослым для его психического развития.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА (ФАКТОР) психического развития , по Л.С. Выготскому, - ОБУЧЕНИЕ. Так, высшие психические функции (ВПФ) ребёнка формируются прижизненно, в результате общения со взрослым. ОРУДИЕМ ОБЩЕНИЯ Выготский считал речевой знак как феномен культуры. Усвоение способа использования специальных орудий – средств, выработанных в ходе исторического развития человеческого общества, - т.е. обучение (а не созревание), определяет ход и направление психического развития (от социального к индивидуальному).

Необходимым условием развития ребёнка является полноценность всех функциональных систем организма и нормально функционирующий мозг. Нельзя отрицать огромную вариативность «природных особенностей», недооценивать значение факторов, благоприятных или осложняющих органическое развитие.

Однако ОБУЧЕНИЕ и ВОСПИТАНИЕ по своему значению превосходят роль природных особенностей.

В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая всё большим количеством исследователей. Согласно данной точке зрения, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ играют ведущую роль в психическом развитии ребёнка. Так, по мнению автора: «Обучение может иметь в развитии отдалённые, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нём новообразования». (Если первая часть этого положения фиксирует связь психического развития и обучения, то вторая - предполагает и ответ на вопрос, как ведёт, каковы психологические механизмы, обеспечивающие такую роль обучения.) При этом Л.С. Выготский отметил, что развитие ребёнка «… имеет внутренний характер, что это есть единый процесс, в котором влияния созревания и обучения сливаются воедино».

Из основополагающего тезиса Л.С. Выготского следует, что ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ находятся в единстве, причём обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на АКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Следовательно, «ОБУЧЕНИЕ должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Это положение оказывается принципиальным для всей организации обучения и педагогики в целом.

Таким образом, Л.С.Выготский сформулировал положение о ДВУХ УРОВНЯХ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА:

1) УРОВЕНЬ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ - наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно.

2) Уровень, определяющий ЗОНУ ЕГО БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ.

Этот второй уровень психического развития достигается ребёнком в сотрудничестве со взрослым, не путём прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей.

Так, по мнению Л.С. Выготского: «Большая или меньшая возможность перехода ребёнка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, и сказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим ДИНАМИКУ РАЗВИТИЯ И УСПЕШНОСТИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА. Она вполне совпадает с зоной его ближайшего развития».

На этой основе был сформулирован принцип «ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ», которым определяется эффективная организация обучения, направленного на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучающегося, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве со взрослыми и другими обучающимися, т.е. саморазвиваться.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - означает не только временное по отношению к актуальному уровню развития ребёнка опережение, но и пересмотр самого характера обучения.

В широком смысле сама жизнь в человеческом обществе (СТИХИЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ) является необходимым условием специфически человеческого развития ребёнка. Кроме того, ОБУЧЕНИЕ КАК СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫЙ, целенаправленный образовательный процесс важно для разных сторон психического развития. Так, полноценное развитие слепого, глухого ребёнка возможно при специальной организации обучения и общения с ним; и, напротив, нередко самые благоприятные предпосылки физически здорового ребёнка могут остаться нереализованными при дефиците общения со взрослым, при отсутствии адекватных форм организации детской деятельности. Например, для развития устной и письменной речи важен так называемый фонематический слух; он, с одной стороны, обусловлен строением слухового аппарата и Н.С. человека, но формируется только в процессе усвоения речи. Таким образом, под УСЛОВИЯМИ РАЗВИТИЯ , которые оказывают влияние на вариативность развития в пределах нормы, в культурно – историческом подходе понимаются морфофизиологические особенности мозга и общение.

Л.С. Выготский сформулировал идею ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ и ведущей роли обучения в психическом развитии

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • логику развития сознания ребенка с позиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского;
  • основные периоды развития ребенка, их характерные особенности;
  • специфику социальной ситуации развития в детском возрасте с позиции Л. С. Выготского;

уметь

Анализировать процесс развития с позиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского;

владеть

  • навыками анализа практического применения теории Л. С. Выготского в образовании;
  • основными понятиями культурно-исторической теории Л. С. Выготского.

Введение в теорию развития Льва Семеновича Выготского

Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский уделял большое внимание анализу развития ребенка в дошкольном возрасте. В отличие от большинства зарубежных психологов, он рассматривал психическое развитие как процесс присвоения высших форм психики, которые удерживаются культурой и передаются ребенку в процессе его взаимодействия со взрослым. При этом дело не сводится к пассивной передаче знаний.

Понимание развития

Развитие Л. С. Выготский понимает как непрерывный процесс самодвижения, в ходе которого образуются новые свойства и качества, которых не было на прежних ступенях. Этот процесс, по его мнению, определяется "единством материальной и психической сторон, единством общественного и личного при восхождении ребенка по ступеням развития". Каждый возрастной этап детского развития характеризуется своими новообразованиями. Под возрастным новообразованием психолог понимал "тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период". Фактически Л. С. Выготский стремился найти целостную характеристику развития, позволяющую объяснить его особенности на конкретном этапе.

Он отмечал, что развитие может идти медленно, литически, с практически незаметными изменениями или бурно, кризисно. Кризисные периоды могут продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. При этом в очень короткий период ребенок изменяется целиком. Развитие носит "бурный, стремительный, иногда катастрофический характер". Кризисы возникают незаметно, и так же трудно установить момент, когда они заканчиваются. В них выделяются три фазы: предкритическая, критическая и посткритическая. Их наиболее яркие проявления характерны для средней фазы кризиса. Дети при этом становятся трудновоспитуемыми, переживают внутренние конфликты. Однако внешние негативные проявления в поведении характерны не для всех детей.

Протекание кризиса зависит от особенностей внешних условий, в которых оказывается ребенок. Л. С. Выготский говорит о том, что если в стабильные периоды развитие носит положительный, поступательный характер, то в критические периоды на первый план выступают процессы разрушения, отмирания, распада того, что было характерно для ребенка предыдущей стадии развития. Таким образом, диалектика развития заключается в смене нового старым, в отмирании предыдущих форм и замене их последующими.

После рождения ребенок оказывается в критической фазе. Кризис новорожденности связан с резкими изменениями условий, в которых оказывается малыш. В этом смысле данный кризис разграничивает два периода существования: внутриутробное и внеутробное. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего возраста. Кризис трех лет разграничивает раннее и дошкольное детство. А кризис семи лет характеризует переход из дошкольного возраста в школьный. Итак, согласно Л. С. Выготскому критические периоды сменяются стабильными. При этом периодизация развития выглядит следующим образом: кризис новорожденности; младенческий возраст (от двух месяцев до одного года); кризис одного года; раннее детство (от одного года до трех лет); кризис трех лет; дошкольный возраст (от трех до семи лет); кризис семи лет; школьный возраст (от 8 до 12 лет).

Как уже отмечалось, каждый возраст характеризуется своим новообразованием, вокруг которого группируются все частичные новообразования. Л. С. Выготский выделял основные линии развития, которые обусловлены (или связаны с) центральным новообразованием, и побочные линии, т.е. все другие изменения, происходящие с ребенком. В ходе развития побочные линии могут становиться центральными и наоборот. Например, речевое развитие в младенческом возрасте составляет побочную линию развития, в раннем – центральную, а в школьном оно опять становится побочной линией. Каждый период характеризуется присущим именно этому возрастному отрезку строением детского сознания. Новая структура сознания, появляющаяся в соответствующий возрастной период, обусловливает и новые отношения ребенка с миром, его восприятие самого себя и окружения.

Для того чтобы определить структуру каждого возраста, Л. С. Выготский вводит понятие "социальная ситуация развития". Она определяется особым, своеобразным отношением между ребенком и социальным окружением, характерным для каждого возрастного периода. Социальная ситуация целиком и полностью определяет характер развития в данный период, те новообразования, которые возникают на данном возрастном отрезке. Развиваясь в социальной ситуации, ребенок изменяется. Прежде всего становится другой структура его сознания, что приводит к несоответствию между возникшей новой личностью ребенка и социальной ситуацией. В этом случае социальная ситуация развития с неизбежностью должна стать другой, что является начальным моментом для развития на следующем возрастном этапе. Л. С. Выготский формулирует основной закон динамики возрастов, согласно которому движущие силы развития ребенка в том или ином возрасте "приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития", к изменению социальной ситуации развития и переходу к новому возрастному этапу.

Характеризуя развитие, Л. С. Выготский подчеркивает, что одни линии могут быть уже завершены, а другие – находиться в процессе своего становления. Последние определяют зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития становится отчетливо видна в том случае, если сравнивать индивидуальную самостоятельную активность ребенка и его активность, основанную на подражании взрослому. Л. С. Выготский отмечает, что результаты, которые ребенок достигает в умственном плане с помощью подражания, значительно выше результатов, основанных на самостоятельной активности. Однако хотя они и выходят далеко за пределы самостоятельных возможностей детей, но имеют ограничения, характерные для каждого возраста. Подражание ученый понимает не как бездумное механическое копирование, а как любую деятельность, выполняемую ребенком не самостоятельно, а в сотрудничестве со взрослым или другим ребенком. Он подчеркивает, что развитие всех свойств личности ребенка осуществляется в процессе сотрудничества со взрослым. Отсюда следует, что социальная ситуация развития не только характеризует отношения между ребенком и социальным окружением, но является условием формирования зоны ближайшего развития, т.е. местом встречи взрослого и растущего ребенка. Это обстоятельство Л. С. Выготский поясняет следующим примером. Он спрашивает, почему, например, трехлетний ребенок усваивает речь труднее, чем ребенок полутора лет? Объяснение заключается в том, что обучение, по Л. С. Выготскому, опирается не на созревшие, а на созревающие функции. Если ребенок уже прошел наиболее благоприятный, сензитивный период развития речи, а встреча ребенка и взрослого в положенное время не состоялась, то компенсировать потери в следующем возрасте оказывается значительно труднее именно в силу большей оформленности структур, ответственных за речевое развитие.