Нанесение на заготовку контуров будущего изделия. Разметка плоскостная. I. Повторение пройденного материала

Разметкой называется нанесение на подлежащие обработке материалы или на обрабатываемое изделие точек и линий, обозначающих оси и контуры детали согласно чертежу, а также мест, подлежащих обработке.

Основное назначение разметки заключается в указании границ, до которых надо обрабатывать заготовку. Разность между размерами заготовки до и после обработки называется припуском на обработку. Однако в целях экономии времени простые заготовки часто обрабатывают без предварительной разметки (например, опиливают по размерам, указанным на чертеже).

Иногда наносятся две риски: одна для обозначения границы обработки, другая на некотором расстоянии от нее - для контроля.

Различают плоскостную и пространственную разметку. С помощью плоскостной разметки размечают плоские детали или отдельные плоскости деталей в том случае, если они не должны увязываться с другими их плоскостями. Приемы плоскостной разметки весьма схожи с приемами технического черчения и выполняются инструментами, подобными чертежным.

Пространственная разметка заключается в том, что разметки отдельных поверхностей детали, расположенных в разных плоскостях и под различными углами друг к другу, увязываются между собой. Для пространственной разметки деталь устанавливается на специальной разметочной плите, причем правильность ее установки тщательно проверяется.

При разметке применяется следующий инструмент (рис. 4.2): линейки, окладной метр, чертилка, кернер, стальной угольник, транспортир, разметочный циркуль, штангенциркуль, рейсмус и др.

Рис. 4.2. Инструменты, применяемые при разметке: а - чертилка; б - слесарный угольник; в - разметочный циркуль; г - рейсмус; д - штангенциркуль.


Разметка детали может осуществляться по чертежу и по шаблону.

Разметка по чертежу требует от рабочего определенных навыков: четкого понимания чертежа или эскиза, правильного выбора базы, от которой откладываются размеры детали, точной установки размеров по масштабной линейке и перенесению их на размечаемую деталь.

Шаблоны обычно применяются при разметке большого количества плоских деталей и позволяют значительно упростить и ускорить сам процесс разметки. Шаблоны изготовляются из листовой стали, алюминиевых сплавов или фанеры. Для разметки детали этим способом шаблон укладывают на размечаемый лист, прижимают к нему и обчерчивают по кромкам с помощью чертилки. При этом необходимо держать чертилку под постоянным углом к листу, не наклоняя в сторону шаблона (или линейки), так как от этого искажаются размеры детали.

Обычно при прочерчивании рисок чертилку держат с двойным уклоном: один на 15-20° от вертикали в сторону от линейки (или шаблона), другой в-сторону перемещения чертилки так, чтобы угол между ней и заготовкой (деталью) составлял 45-70°.

Риску следует проводить только один раз, а чтобы она была как можно тоньше, острие чертилки должно быть всегда хорошо заточено.

Чтобы нанесенные при разметке линии не стерлись при транспортировке и обработке детали, их прокернивают через 50-100 мм, а на закруглениях - через 5-10 мм. Кернер ставят на отмечаемой точке сначала наклонно, а в момент удара его выводят в вертикальное положение (рис. 4.3). Пальцы руки держащей кернер, не должны касаться размечаемой детали. Удар молотком наносят легко.


Рис. 4.3. Приемы кернения.

Накернивание следует производить после того, как вся разметка будет окончена. Следует помнить, что разметка является одной из наиболее ответственных операций, обеспечивающих правильное изготовление детали. Поэтому рабочий, производя разметку, должен быть внимателен, особенно при определении размеров по чертежу, нанесении их на заготовку, а также при установке детали на разметочной плите. Разметка должна выполняться только исправным и точным инструментом.

Перед изготовлением изделия предварительно осуществляют его разметку на заготовке.

Разметка - это нанесение линий контура будущего изделия на заготовку Выполняют разметку с помощью разметочных инструментов или по шаблону.

Разметку начинают от базовой (ровной) стороны или поверхности, например простроганной кромки Л заготовки (рис. 91). С помощью линейки на заготовке размечают брусок определенной ширины. Для этого от базовой кромки А отмеряют нужное расстояние и отмечают его двумя рисками у двух краев заготовки. Карандашом по рискам проводят разметочную линию (рис. 91, б).

Рис. 91. Разметка бруска с помощью линейки: а - нанесение рисок ширины бруска, б - проведение разметочной линии; 1 - заготовка, 2 - линейка, 3 - риски, 4 - линия детали, А - простроганная кромка

Параллельные базовой кромке А линии можно провести с помощью рейсмуса (рис. 92). Для этого ножку рейсмуса выдвигают на нужное расстояние, закрепляют ее клином в корпусе. Рейсмус продвигают по базовой кромке А и чертят параллельную кромке линию.

Рис. 92. Разметка брусков рейсмусом: 1 - заготовка; 2 - ножка рейсмуса; 3 - клин; 4 - корпус рейсмуса; А - базовая кромка

Окружности и дуги размечают с помощью циркуля (рис. 93).

Рис. 93. Разметка окружности циркулем: а - отмеривание радиуса окружности, б - проведение линии окружности (О - центр окружности)

Разметку нескольких одинаковых деталей криволинейной формы производят по шаблону. Шаблон представляет собой готовую деталь или ее форму, изготовленную из фанеры или любого твердого материала. Шаблон позволяет быстро и точно разметить большое количество деталей. Его укладывают на размечаемую заготовку, прижимают к ней и очерчивают карандашом.

Во время разметки изделий помните об экономном расходовании материала. На одной заготовке старайтесь разметить как можно больше деталей.

Практическая работа № 27
Разметка деталей изделия

Порядок выполнения работы

  1. Подберите подходящие заготовки для деталей вашего проектного изделия.
  2. С помощью разметочных инструментов разметьте детали по чертежам, выданным учителем.
  3. Для сложных деталей изготовьте шаблон и выполните разметку деталей по шаблону.

Новые понятия

Разметка, разметочные инструменты, базовая поверхность, риска, разметочная линия, рейсмус, шаблон.

Контрольные вопросы

  1. Чем отличается разметка от чертежа?
  2. Как проверить точность разметки прямоугольной детали?
  3. В каких случаях изделия размечают по шаблону?

Раздел 2. Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки

Тема 2.1. Процесс разметки заготовок на листовом металле

§ 7. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗМЕТКИ ЗАГОТОВОК НА ЛИСТОВОМ МЕТАЛЛЕ

1. Вспомни, какой технологический процесс называется розмічанням.

2. Какую линию называют базовой?

3. Что такое припуск? Для чего он предназначен?

4. Какое приспособление называется шаблоном? Каково его назначение?

5. Графический документ называется технологической картой? Для чего он предназначен?

Технологическая операция нанесения разметочных линий или рисок на заготовках, определяют места выполнения технологических операций, определенных графическим документом, называется розмічанням.

Разметки - очень ответственная операция. От того, насколько точно она выполнена, зависит качество будущего изделия.

Для разметки рабочее место оборудуется розмічальними плитами - толстыми ровными и чистыми металлическими плитами (рис. 60).

Рис. 60. Виды разметочных плит

Погрешность, получаемая при обычных методах разметки, может составлять приблизительно 0,5 мм.

Чтобы правильно выбрать заготовку для изготовления изделия, надо внимательно изучить чертеж детали и определить припуск на обработку. Затем, если нужно, заготовку выпрямляют (выравнивают поверхность). О указанную технологическую операцию ты узнаешь из следующих параграфов.

После выравнивания заготовки начинают ее разметки. Для того чтобы при розмічанні лучше было видно линии (контуры) разметки, металлическую заготовку очищают от грязи и ржавчины металлической щеткой или шлифовальной шкуркой на бумажной или тканевой основе.

Затем для лучшей видимости разметочных линий поверхность заготовки при необходимости можно покрыть меловым раствором.

Разметки выполняют специальными розмічальними инструментами (рис. 61). Каждый из них предназначен для выполнения определенных технологических операций.

Для разметки прямых линий, измерение и отложение на заготовке размеров пользуются металлической масштабной линейкой.

Нанесение рисок и линий на металлических, пластмассовых и других поверхностях выполняют рисувалкою. Изготавливают ее из стальной проволоки, закаляют и оттачивают.

Разметки заготовки начинают с нанесения базовых линий, от которых откладываются размеры и размечаются контуры будущего изделия. Первую из них проводят на расстоянии 3...5 миллиметров от длинной кромки заготовки. Для этого масштабную линейку, например пятым штрихом, совмещают с базовой кромкой сначала справа и рисувалкою намечают черту у торцевой кромки линейки.

Рис. 61. Разметочные слесарные инструменты: а - масштабная линейка; б - рисувалка; в - кернер; - слесарный циркуль; д - угольник слесарный

Таким же способом выполняют черту слева от базовой кромки. Далее линейку прикладывают точно к нанесенным справа и слева рисков, а рисувалку - в таком положении, чтобы ее острие точно совпадало с нанесенными черточками (рис. 62, а, б).

Рис. 62. Откладывание размеров масштабной линейкой

Только при таком условии размечают базовую линию, соединяя обе черточки (рис. 62, в). Чем больше расстояние между черточками, то более точной является параллельность линий (рис. 63).

При розмічанні рисувалку держат с наклоном от линейки в направлении «к себе» под углом 45...70° (рис. 64).

Приложив к базовой линии угольник, проводят вторую базовую линию под углом 90° к первой за 3...5 мм от короткой кромки (рис. 65). От этих двух линий следует откладывать все нужные для изготовления размеры изделия.

С помощью кернера наносят метки центров дуг и окружностей, мест сверления отверстий. Сначала рисувалкою пересечением двух полос размечают центр будущего отверстия. Затем, положив заготовку на разметочную плиту, кернер берут тремя пальцами левой руки, ставят острым концом в точку пересечения рисок и, выпрямив кернер перпендикулярно к плоскости заготовки, легким ударом молотка по бойку кернера намечают место изготовления отверстия (рис. 66). Впадину, которая осталась на поверхности заготовки, называют керном, а процесс - кернуванням.

Рис. 63. Разметки базовой линии

Рис. 64. Правильное положение чертилки при розмічанні

Рис. 65. Проведение базовой линии с помощью угольника

Рис. 66. Последовательность кернування: а - разметки; б - выставление кернера; в, г - регулировка перпендикулярности кернера; д - кернування

Для разметки дуг и окружностей служит циркуль. Сначала размечают центр круга и накернюють его. Потом одну ножку разметочного циркуля устанавливают в керно, а второй размечают дугу или круг нужного радиуса (рис. 67).

Для разметки большого количества одинаковых по форме и размерам деталей применяют шаблоны и трафареты (рис. 68).

Разметки металлических заготовок проводят на слесарном верстаке с разметочной плитой или же на отдельном рабочем месте, предназначенном для разметки.

Размещают инструменты по уже известным правилам: ближе располагают те, которыми пользуются чаще, инструменты, которые берут правой рукой (рисувалка, циркуль и т. п), кладут справа, а те, которые берут левой рукой, - слева.

Не допускается использование инструментов не по назначению, поскольку это может привести к их повреждению и невозможности выполнения точных измерений.

После завершения работы контрольно-измерительные и разметочные инструменты очищают от грязи и хранят в отведенных для них местах в специальных футлярах или укладках.

Во время работы розмічальним инструментом необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

1. Работы, связанные с применением инструментов, имеющих колющие и/или режущие части, следует выполнять в рукавицах.

2. Во время перерывов между работой на острие рисувалок необходимо надевать предохранительные колпачки или размещать их в специальных укладках.

Рис. 67. Разметки слесарным циркулем

3. Нужно предотвращать соскальзывание заготовки, краями которой можно нанести травму.

4. Передавать рисувалку или режущий инструмент нужно острием «до себя», а братья - острием «от себя».

Рис, 68. Инструменты для разметки: а - шаблоны; б - трафареты

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

Разметки изделий

Оборудование и материалы: набор равных заготовок из листового металла, слесарная линейка, рисувалка, разметочная плита, кернер, молоток.

Последовательность выполнения работы

1. По заданию учителя или согласно с графическими изображениями ориентировочных объектов труда, развертки которых ты выполнял при изучении параграфа «Развертки поверхностей геометрических тел», повторно ознакомься с их конструктивными особенностями (см. рис. 54).

2. Определи из указанного перечня или подготовь по собственному желанию эскиз будущего изделия или отыщи в информационных источниках другой объект труда.

3. Включи по собственному замыслу коррективы в внешних очертаний или конструкции выбранных для изготовления объектов труда.

4. Подготовь заготовку соответствующих размеров.

5. Определи базовую кромку и нанести базовые линии.

6. Разметь контуры будущего изделия с припуском на обработку.

7. Наметь, при необходимости, места сверления отверстий и накернуй их.

8. Проверь качество разметки.

9. Дальнейшее выполнение завершающих технологических операций выполни после изучения соответствующих тем на следующих уроках.

Выпрямления, направлении, разметки, намічання, рисувалка, кернер, линия сгиба, развертка.

Кернер - короткий стальной стержень с закаленным коническим острием для разметки деталей.

1. Какие инструменты применяют при розмічанні заготовок на листовых материалах?

2. Какая технология разметки параллельных линий?

3. Чем отличается технология разметки на древесине от разметки на металле?

4. Какова последовательность разметки заготовок с помощью разметочного циркуля?

5. От какой линии начинают разметки заготовки? Какова последовательность ее разметки?

6. В каких случаях применяют шаблоны?

7. Какая технология намічання центров отверстий?

8. Для чего на заготовке оставляют припуск?

9. Какой инструмент применяют при розмічанні мягких металлов?

Тестовые задания

1. Какими единицами указываются размеры на машиностроительных чертежах?

А метрами

В сантиметрами

Бы дециметрами

Г миллиметрами

2. От каких параметров зависит точность измерения слесарным линейкой?

А длины измерительной шкалы

Бы толщины штрихов, нанесенных на измерительной шкале

В цены деления измерительной шкалы

Г всех перечисленных

Д правильного ответа нетесть

3. Что служит ориентиром при розмічанні заготовки?

А длинная кромка

Бы короче кромка

В базовая линия

4. Для выполнения какой технологической операции назначен припуск?

А отделка

Б отделки

В конечной обработки

Г шлифования

Д опиливание

5. Какой инструмент используют для разметки большого количества одинаковых деталей?

А линейку

Бы уголок

В рисувалку

Разметка металлов


К атегория:

Разметка

Разметка металлов

Разметкой называется операция нанесения на заготовку (поковку, отливку, прокат и т. д.) рисок (линий) для ее последующей обработки. Риски могут быть контурными, контрольными и вспомогательными.

Контурными рисками отделяют металл припуска от металла готовой детали. Чтобы контурные риски лучше выделялись и сохранялись при транспортировке и обработке заготовки, их накерни-вают, т. е. наносят вдоль рисок небольшие конические углубления (керны).

При последующей обработке припуск снимается так, чтобы на детали оставалась половина ширины контурной риски и половина каждого накерненного углубления (керна). Контурные риски используют также для установки и выверки заготовок на станке.

Вспомогательные риски служат для отсчета размеров при разметке и установке заготовки на станке.

Контрольные риски наносят рядом с контурными на расстоянии 5-10 мм. Являясь параллельными (или концентричными) контурным, эти риски дают возможность в любой момент проверить как правильность установки, так и правильность обработки (если почему-либо исчезла контурная риска).

Таким образом, разметка состоит в нанесении на заготовку линий, необходимых для обработки детали. Перед разметкой те места заготовок, на которые будут нанесены риски, окрашивают, чтобы риски и керны легко отыскивались. Для окраски чаще всего применяют мел с примесью клея, разведенный в воде. Обработанные поверхности стальных и чугунных заготовок иногда покрывают раствором медного купороса в воде; это приводит (в результате реакции медного купороса с железом) к образованию на поверхности заготовки тонкого слоя меди, по которому наносят разметочные риски.

Разметка разделяется на плоскостную и объемную. Плоскостная разметка производится по листовому материалу с одной стороны (в одной плоскости); при объемной разметке риски наносят на две (или больше) поверхности заготовки.

В современном машиностроении стараются по возможности отказываться от разметки, так как она требует высококвалифицированной рабочей силы, а точность обработки по ней невелика. Однако это удается лишь при массовом и крупносерийном производстве, где разметка полностью или в значительной степени может быть упразднена за счет применения специальных станков и приспособлений, обеспечивающих правильную базировку (установку) заготовки и гарантирующих получение размеров деталей в установленных допусках. При единичном и мелкосерийном производстве стоимость изготовления приспособлений не окупается, поэтому обработка деталей производится по разметке. Недостаточная точность деталей, обработанных по разметке, заставляет прибегать к индивидуальной пригонке их при сборке. Для разметки заготовки устанавливают на разметочных плитах. Верхняя (рабочая) плоскость плиты, на которой устанавливаются заготовки и разметочные инструменты, и ее боковые грани точно обрабатываются (строганием).

Часто по верхней плоскости плиты прострагивают узкие и неглубокие взаимно-перпендикулярные канавки так, чтобы образовались квадраты со стороной от 200 до 500 мм. Эти канавки во многих случаях облегчают установку на плите заготовок и приспособлений. Размеры плит колеблются в широких пределах от 750 X 750 до 4000 X X 6000 мм; более крупные плиты (для разметки очень больших заготовок) составляют из нескольких плит и устанавливают на фундаменте.

В качестве инструментов при разметке используют масштабные линейки, рейсмусы, угольники, циркули, кернеры и др.

Масштабная линейка используется для отсчета размеров; она закрепляется на угольнике так, чтобы ее торец (нулевой штрих) касался рабочей поверхности плиты.

Рейсмус применяется для нанесения на заготовку рисок, параллельных рабочей плоскости разметочной плиты. При работе рейсмусом основание передвигают по плите, а иглой, установленной по масштабной линейке на размер по высоте, наносят риски.

Ручная игла или чертилка используется для нанесения линий по линейке, угольнику или шаблону.

Рис. 1. Масштабная линейка, прикрепленная к угольнику

Рис. 2. Разметочный рейсмус

Рис. 3. Ручная игла (чертилка)

Рис. 4. Малка

Угольник применяют для нанесения чертилкой вертикальных рисок и для проверки вертикального положения какой-либо плоскости заготовки, а также для построения прямых углов.

Малка и угломер применяются для нанесения нашонных рисок и контроля установки заготовки на разметочной плите. Установка линейки малки на нужный угол производится по транспортиру или угломеру. После установки линейка закрепляется поворотом барашка.

Разметочный циркуль служит для нанесения рисок окружностей и дуг, а также для откладывания размеров, взятых по масштабной линейке. В отдельных случаях для разметки окружностей и дуг используется также штангенциркуль.

Угольник-центроискатель применяется для нанесения диаметральных рисок на торцах валов и соответственно отыскания центров на торцах. Угольник-центроискатель состоит из угольника и прикрепленной к нему линейки, рабочее ребро которой делит угол угольника пополам. Для разметки угольник прикладывают к заготовке и по линейке чертилкой наносят риску. Для отыскания центра заготовки наносят вторую риску после поворота угольника на некоторый угол.

Рис. 5. Разметочный циркуль

Рис. 6. Угольник-центроискатель

Рис. 7. Кернер

Кернер служит для нанесения кернов на рисках или для наметки центров отверстий.


Гравировальные работы [Техники, приемы, изделия] Подольский Юрий Федорович

Нанесение изображения на заготовку

Перед тем как приступить к работе, гравер должен проверить остроту инструмента, при необходимости заточить (довести) режущие кромки штихелей и подготовить вспомогательные установочно-крепежные приспособления. Затем производят нанесение рисунка и разметку текста на металле.

Сначала надо вырезать заготовку (пластинку) из латуни или бронзы толщиной 4–6 мм и опилить ее до нужного размера по наружному контуру. После этого заготовку укладывают на каленую плиту или наковальню и с помощью гравировального молотка легкими ударами по выпуклым местам (с обратной стороны заготовки) выправляют лицевую (оформляющую) поверхность пластинки, делая ее немного овальной по всей поверхности для удобства припиливания и полировки. Затем заготовку пластинки закрепляют в тисках или на деревянной подставке и припиливают личным напильником ее поверхность, следя за тем, чтобы между зубьями напильника не осталась стружки, которая может сделать глубокие трудновыводимые риски. После припиловки поверхность пластинки тщательно зачищают наждачной шкуркой с мелом и полируют войлочными кружками, смазанными пастой ГОИ. Убедившись, что поверхность пластинки заполирована без рисок, ее кладут на гравировальную подушку, не снимая с деревянной подкладки. Затем поверхность пластинки промывают водой и насухо протирают сухой ватой. Сразу после этого на ее поверхность пальцами наносят тонкий слой белил и растирают их до тех пор, пока не высохнет краска и не получится матовая ровная поверхность на металле. Это делается для того, чтобы получить более четкий рисунок при разметке карандашом.

На закрашенную поверхность металлической пластины остро отточенным карандашом наносят рисунок (рис. 10) как от руки, так и по лекалу, или копируют его нижеприведенными способами. После этого рисуют карандашом весь необходимый текст (с учетом всех описанных приемов, обеспечивающих правильность и симметричность его расположения), а затем устраняют возможность стирания карандашных линий в процессе гравирования. Для этого поверхность с рисунком закрепляют быстросохнущим лаком. После этого производят разметку шпицштихелем или гравировальной (разметочной) иглой. Во время разметки окончательно корректируют нарисованное, а карандашный рисунок превращается в слегка процарапанные линии и штрихи на поверхности металла. Затем, если есть уверенность, что блики, отражающиеся от поверхности металлической пластины, не будут в процессе работы слепить глаза, краску можно стереть ватным тампоном, смоченным в растворителе.

Копирование изображения. Копирование какого-либо рисунка, факсимиле или другого изображения является важным этапом в граверной работе. Существует несколько методов копирования. Самое распространенное и простое копирование производят следующим образом. Берут кальку или папиросную (рисовую) бумагу, промасливают ее, равномерно протирая пальцем по всей площади веретенным маслом и, после того как бумага станет максимально прозрачной, накладывают на оригинал. Затем тщательно закрепляют бумагу кнопками и остро отточенным мягким карандашом точно переводят на нее рисунок. Этот способ копирования применяют в тех случаях, когда требуется сохранить точный размер оригинала в зеркальном (обратном) виде.

Рис. 10. Порядок построения узоров из элементов народного орнамента.

При необходимости перевода оригинала на металл в прямом изображении производят так называемое двойное копирование: сначала копируют с оригинала на папиросную бумагу, затем переворачивают ее лицевой стороной вниз и вторично обводят карандашом контур рисунка, после чего переводят его на металл.

Нередко граверу приходится сталкиваться с рисунками, которые должны быть строго симметричны. Для изображения такого рисунка достаточно воспроизвести его правую или левую сторону, затем согнуть бумагу по отмеченному центру и протереть ее сверху твердым предметом. Изображение рисунка переходит на другую сторону и воспроизводит его вторую половину с идеальной симметричностью.

Независимо от способа копирования рисунка приемы перевода его на металл всегда одинаковы. Для изготовления, например, клише на латунной пластинке, прежде чем приступить к переводу рисунка на металл, нужно лекальной линейкой проверить прямолинейность рабочей поверхности. Убедившись в ее хорошем качестве, поверхность покрывают тонким слоем белой акварельной краски или цинковыми белилами, растирая их круговыми движениями пальца. После высыхания краски к пластине прикладывают папиросную бумагу с рисунком (с учетом прямого или зеркального изображения) и, покрыв ее какой-нибудь плотной бумагой, протирают тыльной стороной рукоятки штихеля. Рисунок воспроизводится на металле. Остается хорошо отточенным шпицштихелем произвести разметку рисунка, т. е. его оконтуривание по переведенному графитному рисунку.

Для более четкого перевода рисунка на металл существует еще один способ подготовки его поверхности. Суть метода заключается в следующем: заготовку покрывают белой краской уже известным приемом, но после высыхания пластину подогревают и прикладывают к ней кусочек чистого пчелиного воска, который, расплавляясь, покрывает всю окрашенную рабочую поверхность тонким слоем. Графит с рисунка на бумаге, приложенной к такой поверхности, переводится особенно хорошо, и копия рисунка получается очень отчетливая. Разумеется, и при этом способе, так же как и в первом варианте, необходимо произвести разметку шпицштихелем.

В граверной работе нередки случаи, когда граверу приходится пользоваться оригиналом, размеры которого не соответствуют размерам будущего изделия, т. е. когда рисунок оригинала больше или меньше требуемого в граверном исполнении и его необходимо увеличить или уменьшить.

Широко применяется способ увеличения или уменьшения размера оригинала с помощью сетки. Вокруг рисунка, подвергающегося увеличению, карандашом вычерчивают рамку тонкими линиями. Делят площадь в рамке пополам по вертикали и горизонтали, а полученные четверти, в свою очередь, делят линиями на восьмушки, шестнадцатые, тридцать вторые и т. д. Для удобства работы точки деления сторон рамки, в которую заключен рисунок, нумеруют по горизонтали и вертикали цифрами. Затем на бумаге чертят подобную рамку, увеличенную или уменьшенную в нужное число раз относительно оригинала, и делят ее на такое же число клеток. После этого рисунок перерисовывают по частям, перенося поочередно изображение из каждой клетки оригинала в соответствующую клетку на бумаге. Чем больше число клеток в сетке, тем точнее получится переводимый оригинал. На рис. 11 показано изображение, увеличенное в два раза относительно оригинала. Если оригинал необходимо сохранить, рекомендуется скопировать рисунок на бумагу и построение сетки производить по копии.

Рис. 11. Оригинал и изображение, увеличенное в два раза.

Легче всего подготовить, т. е. нарисовать, откорректировать, увеличить (или уменьшить), нужный рисунок с помощью компьютера. Готовое изображение просто распечатывается на принтере в нужном масштабе. Совершенно несложно распечатать и зеркальное отображение – большинство графических редакторов позволяют «развернуть» изображение. Для переноса распечатки на металл между бумажной копией и окрашенной поверхностью пластины прокладывают копировальную бумагу и переводят рисунок с помощью остро отточенного твердого карандаша. Можно воспользоваться и, например, зубочисткой, но она, в отличие от карандаша, не оставляет заметных следов на бумаге, и в этом случае есть риск пропустить некоторые штрихи и линии.

Из книги Путешествие в удивительный мир [Макросъемка] автора Аракчеев Юрий Сергеевич

Композиция, резкость, освещенность изображения Именно эти «фотографические параметры» мы в состоянии оценить и улучшить до того, как сделан снимок: глядя в окошко видоискателя зеркального фотоаппарата.О композиции, то есть о построении снимка (точно так же, как о

Из книги Основы композиции в фотографии автора Дыко Лидия Павловна

Светотеневой рисунок изображения Наши жизненные наблюдения подсказывают нам, что наиболее энергичные световые рисунки возникают тогда, когда на объекте есть отчетливая светотень, а она, как известно, является результатом действия направленного света. Для начала при

Из книги Домашний мастер автора Онищенко Владимир

Светотональный рисунок изображения Разработаем еще одну из характерных и часто встречающихся типовых схем света, также дающую возможность успешно решать изобразительные задачи освещения, но в ином живописном ключе. Это схема, позволяющая получить так называемый

Из книги Витражи своими руками автора Каминская Елена Анатольевна

Из книги История банкнот: тайны бумажных денег автора Майзингер Рольф

Из книги Гравировальные работы [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Нанесение контура Сначала нужно выполнить цветной эскиз рисунка на бумаге, который будет затем перенесен на стекло. Желательно, чтобы цвет композиции сочетался с цветовой гаммой интерьера. После чего следует на принтере распечатать рисунок в нужном формате. По размерам

Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Нанесение краски После того как контур полностью высохнет, а на это требуется от 1,5 до 3 ч, можно приступить к заполнению рисунка краской, начиная с крупных деталей.Технология нанесения краски в росписи по стеклу существенно отличается от способов работы с другими

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Занимательные изображения на банкнотах «Мощь государства» Традиция изображать коронованных особ на деньгах своими корнями уходит в стародавние времена. Еще древние персы чеканили на золотых дариках Царя царей с копьем в одной руке и луком в другой. Лики правителей

Из книги Справочник мастера малярных работ автора Николаев Олег Константинович

Разметка и нанесение текста Качество надписи при гравировании зависит от правильных пропорций букв, их расстановки в словах и правильного выбора промежутков между отдельными словами.Поэтому, прежде чем выбирать резцом металл, надо разметить и набросать карандашом

Из книги Модные татуировки со всего света автора Ерофеева Людмила Георгиевна

Подготовка и перенос рисунка на заготовку После того как вы завершили обработку заготовки и очистили ее поверхность от пыли, можно приступать к пирографии. Но далеко не все могут вообразить сразу все линии будущей картины, чтобы нанести их на дерево уверенными мазками.

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Общепринятые изображения-символы Есть целый ряд рисунков, которые понятны всем без исключения. Символика таких изображений, как правило, лежит на поверхности, и гадать о ее значении человеку не надо. Ниже мы позволим себе привести список подобных символов:1. Нож.

Из книги автора

Черновое нанесение рисунка Итак, вам понравился определенный рисунок. Теперь мастеру надо определить место его нанесения и нанести черновой вариант или контур рисунка.Способ нанесения первоначального контура определяет сам мастер. На это влияет многое: личные мотивы,

Из книги автора

Нанесение татуировки Итак, мастер подготовил кожные покровы. Самое время приступать непосредственно к процессу нанесения рисунка. К участку кожи клиента, где необходимо сделать тату, прикладывают бумагу с нанесенным изображением. Мастер берет в руки машинку – и работа

Из книги автора

Корректировка нательного изображения Можно ли подправить тату и когда это допустимо?Человечество еще не придумало, как можно избавиться без боли от нательной картинки. Нет ни абсолютно универсального, ни абсолютно безопасного или комфортного способа для этого. Поэтому