Почему александр смог завоевать персов. Поурочная разработка по истории на тему "поход александра македонского на восток". Изучение новой темы

Плутарх. Александр

IV .. .Еще в детские годы обнаружилась его воздержанность: буду­чи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра приводило к тому, что его образ мыслей был не по воз­расту серьезным и возвышенным. Он любил не всякую славу и искал ее не где попало, как это делал Филипп, подобно софисту хвастав­шийся своим красноречием и увековечивший победы своих колесниц в Олимпии изображениями на монетах. Однажды, когда приближенные спросили Александра, отличавшегося быстротой ног, не пожелает ли он состязаться в беге на Олимпийских играх, он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!» Вообще Александр, по-видимому,

Урок 46. Города Эллады подчиняются Македонии 201

не любил атлетов: он устраивал множество состязаний трагических по­этов, флейтистов, кифаредов и рапсодов, а также различные охотничьи соревнования и бои на палках, но не проявлял никакого интереса к ку­лачным боям или к панкратию и не назначал наград их участникам.

V. Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы пер­сидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о са­мом царе - каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.

VIII. Мне кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не толь­ко отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 163-164, 165. Полученную информацию учитель может дополнить дополни­тельным материалом.

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение «Почему Македония покорила греческие полисы?» (Сочинение рассчитано на 20 минут, учебниками и записями учениками разрешено поль­зоваться.)

С каждым годом росли усадьбы и мастерские рабовладельцев в Греции. Все больше скапливалось у богатых эллинов «говоря­щего скота». Пришел час, когда рабы превратились в страшную разрушительную силу.

- Почему рабы стали опасны для рабовладельцев? (Они могли поднять мятеж против рабовладельцев. Могли встать на сторону македонского войска, тем они и были опасны для рабовладельцев.)

        Подведение итогов урока

Урок 47. Поход Александра Македонского на Восток

Цели: ознакомить учащихся с восточным походом греко- македонских войск; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского; продолжить формирование умений работать с ис­торической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их дея­тельности.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».

Информация для учителя

Исходя из требований программы на уроках истории дети долж­ны учиться давать характеристику и оценку деятельности участни­ков исторических событий. Поэтому на этом уроке целесообразно познакомить учащихся со специальной памяткой, которая поможет им в этом. Тем более что материал урока (деятельность Александра Македонского) позволяет сделать это.

Памятка для оценки государственного деятеля

      Интересы какого класса выражал? В чем состояли цели и стремления этого класса?

      Какими личными качествами обладал? Насколько они под­ходили для решения поставленных целей?

      Какие средства использовал для достижения цели? Оце­ните их.

      Какие результаты имела его деятельность? Оцените их.

Ход урока

        Организационный момент

        Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Города Эллады подчиняются Македонии»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 37.

Примерный ответ учащегося

В середине IV в. до н. э. во главе Македонского царства встал умный и энергичный царь Филипп. Он создал мощную и сильную армию, кото­рая состояла из конницы и пехоты. У каждого пехотинца было шестимет­ровое копье. В бою первые шесть рядов клали копья на плечи впередис- тоящих. Последние ряды фаланги поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга «ощетинивалась» и была неприступной. Армия Филиппа имела осадные башни. С такой сильной армией Филипп смог покорить Элладу, так как греческие полисы воевали между собой. Каждому из них хотелось быть во главе Эллады. Кроме того, Филипп мог подкупать и ссорить между собой противников. Таким образом, в результате пере­численных причин Македония смогла покорить Грецию.

    Работа с классом. Решение задач.

Задача 1. Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Что это значит и верно ли это? (Полис - это городская республика. В Македонском царстве не было городского самоуправ­ления, были только царские крепости и столица Пелла.)

Задача 2. Почему ни один город Эллады не сумел объединить всю страну под своей властью, а македонцы сумели сделать это? (Филипп Македонский имел в 5-10 раз больше военных сил, чем Афины или Фивы, но гораздо меньше, чем объединенные военные ресурсы полисов Эллады. Однако Филипп был царь и мог собрать все свои силы вместе, а греки слишком завидовали друг другу и не хо­тели объединяться. Филипп в отличие от Ксеркса хорошо владел римской мудростью: «Разделяй и властвуй!»)

    Устный ответ ученика по карточке № 37 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществил поход на Восток. Мощная держава пер­сов рухнула под ударами армии македонцев. Почему? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.

Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

      Изучение новой темы

План,

        Победы войска Александра Македонского.

        Гибель Персидского царства.

На доске: тема урока, новые слова: р. Граник, г. Исс, Парменион,

с. Гавгамелы.

1. Работа по исторической карте (с. 194 Вигасина или с. 206

Михайловского).

Вспомните, как располагаются на карте части света.


    Каким цветом обозначено на карте Македонское царство? (Коричневым.)

    Каким цветом обозначено Персидское царство? (Зеленым.)

    В какие известные нам государства совершил свои походы Александр Македонский? (В Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.)

    В какой части света находится большинство этих государств? (На востоке.)

    Какие важнейшие города были основаны Александром Ма­кедонским на завоеванных территориях? (Это были города с названием Александрия, в честь Александра Македонского, их было основано более 20 (в некоторых источниках цифра более 30. Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000. С. 138.).)

    Какой пролив отделяет Европу от Азии? (Дарданеллы.)

2. Рассказ учителя .

Задание детям: из рассказа учителя уяснить и записать причины падения Персидской державы.

Весной 334 г. до н. э. сотни кораблей перевозили пехоту и кон­ницу македонского царя Александра через узкий пролив на берег Малой Азии. Отсюда начинал Александр поход в сердце огромной Персидской державы.

Немного войска имел молодой царь. Всего 30 ООО отборной и закаленной в битвах пехоты, 5000 всадников, флот в 160 кораб­лей. В обозе везли каменные боевые машины и грозные тараны для разбивания стен вражеских крепостей.

Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземно­го моря. Народы Египта, Ассирии, Финикии давно уже страдали от власти персов, мечтали о том, чтобы сбросить ненавистное иго угнетателей персов.

Персидская армия была огромна. Лучшую ее часть составляла царская гвардия и отряды наемников разных национальностей. Сат­рапы грабили и разоряли местное население. Армия, состоявшая из

людей покоренных народностей, была плохо обучена и не умела выдерживать трудные походы. Персидская знать непрерывно боро­лась за власть, страну терзали восстания, перевороты и гражданские войны.

Противник Александра, царь Дарий III, был слабый, нереши­тельный человек и бездарный полководец.

Узнав о переправе Александра через Гелеспонт, сатрапы Малой Азии собрали большое войско. У них было около 20 ООО всадников и 20 ООО греческих наемников. Один из военачальников, грек Мем- нон, опытный полководец, советовал избежать сражения, отступая, опустошать страну, чтобы Александр не мог найти нигде пристани­ща. Но его не послушали. Персы заняли позицию на правом берегу маленькой горной реки Граник.

Здесь произошло ожесточенное сражение. Закипел горячий ру­копашный бой. Победа Александра была полная. Пало владычество персов в Малой Азии.

В городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую ко­лесницу, принадлежавшую царю Гордию. На ней был сделан узел из ремней, которыми прикреплялось дышло. Существовало древнее предсказание, что тот, кто развяжет узел, овладеет Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Однако он не рас­терялся: выхватив меч, он одним ударом разбил узел пополам. Но до завоевания Азии было еще далеко.

    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Выяснить, какие крупные сражения смог выиграть Александр

Македонский в период военного похода на Восток.

    Беседа по прочитанному.

    Где находится город Исс? (На побережье Средиземного моря.)

    Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир? (Они применили тараны и метательные машины. Разрушили стены и захватили город.)

    Почему египтяне встретили Александра как освободителя? (Они устали от власти персов, от их притязаний.)

    Какие новые черты характера появились в Александре Ма­кедонском? (Он был упоен победами, согласился с тем, что его жрецы объявили богом.)

    Какой город основал Александр в дельте Нила? (Город Алек­сандрию, на о. Фарос.)

    Какое крупное сражение выиграл Александр на территории Двуречья? (Сражение у селения Гавгамелы.)

    Закрепление изученного материала

    1. Беседа по вопросам .

    Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

Ответы:

а) Армия персов состояла из наемников, а они в любой мо­мент могли подвести, они не были заинтересованы в резуль­татах военных операций.

б) Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче поко­рить.

в) Покоренные и уставшие от власти персов народы, могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов.

г) Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы.

      Оценка личности Александра Македонского (используйте памятку).

    Подведение итогов урока

Вариант урока 47. Поход Александра Македонского на Восток (урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.

I. Игра

Класс делится на две группы: «персы» и «греки». Представители этих групп должны отстаивать преимущества того варианта абсолю­тизма, который был реализован в их стране. При этом они должны исходить не из позиций сегодняшнего дня, а из мировоззренческих установок IV в. до н. э. В ходе дискуссии учитель на доске заполняет таблицу, которую ученикам предлагается перенести в тетради.

Персия

Греция

Государственный строй

Деспотия

Города-полисы

Экономика

Экономическая жизнь пол­ностью подчинена царю

Общество землевла­дельцев

Регулярная

Ополчение граждан

Зороастризм

Политеизм


II. Подведение итогов урока

Во время походов Александра столкнулись две цивилизации, которые имели очень отличные друг от друга основания. Империя Александра в значительной мере способствовала их синтезу.

Домашнее задание: прочитать § 42 Вигасина или § 36 Михай­ловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?»; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 52 (с. 37); для любознатель­ных: как могли 40 ООО македонцев разгромить 200 ООО персов при Гавгамеле?

Дополнительный материал

Смерть Александра Македонского

В 324 г. до н. э. Александр начал готовиться к новым походам. Но царь не успел завершить начатое. 23 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский, владыка половины мира, умер в Вавилоне от лихорад­ки, не осуществив всех своих планов. Гроб с телом Александра увез в свою часть владений правитель Египта Птолемей Лаг, который сде­лал Александра богом - покровителем своего рода. Мать Александра Македонского, Олимпиада, узнав, что ее сын долгое время лежит без погребения, горевала и говорила: «Дитя, ты стремился к доле небожи­телей, ныне тебе отказано даже в том, что получают все люди на зем­ле, - в могиле». Тело Александра Птолемей отправил в бочке с медом в Александрию, там и похоронил. Его неожиданная и загадочная смерть на тридцать третьем году жизни застала всех врасплох. Говорят, что когда полководцы спросили умирающего царя, кому он предназначает престол, Александр ответил: «Достойнейшему».

Долгая память осталась в веках от Александра Македонского. И причина этого - не его держава, которая распалась сразу после смерти царя. Не был он и основателем новой династии: два его сына - Алек­сандр и Геракл - еще юными погибли в кровавых распрях. Вызывали восторг и зависть его молодость и та легкость, с которой он завоевал полмира. Сколько будущих великих полководцев повторяли слова Александра: «20 лет - и ничего для бессмертия!»

Цезарь с восхищением думал об удивительной судьбе Александра Ве­ликого. Наполеон и Суворов зачитывались книгами о его походах. Сколь­ко легенд ходило по миру и сколько восточных правителей выводили свой род от Искандера Двурогого (так на Востоке называли Александра).

И пусть спартиаты, которых царь принуждал почитать себя как Олимпийца, насмешливо заявляли: «Представим Александру, если ему так хочется, называть себя богом», - он все-таки стал им. Стал кумиром юных умов, воплощением удачи, волнующей легендой и удивительной болью для современников и потомков.

Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000.

Урок 48. В древней Александрии Египетской

Цели: подвести учащихся к пониманию причин гибели Персид­ского царства и образования державы Александра Македонского, познакомить с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока; продолжить формирование умений правиль­но показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, составлять рассказ.

Оборудование: карта «Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.».

Ход урока

    Организационный момент

    Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Поход Александра Македонского на Восток»

      Подготовка устного ответа по карточке № 38.

Примерный ответ учащегося

Армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций. Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокой­но, поэтому такое государство легче покорить. Покоренные и уставшие от власти персов народы могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов. Полководческий та­лант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы. Александр Македонский покорил следующие государства: Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.

      Индивидуальная работа (5-6 человек, письменно на листоч­ках). Тест 13 .

      Работа с классом. Решение задачи.

    Поэма Гомера «Илиада» сопровождала Александра Маке­донского во всех походах. Он хранил книгу под подушкой вместе с кинжалом. Царь считал, что изучение «Илиады» - хорошее средство для воспитания военной доблести. Прав ли был Александр? (Александр Македонский был прав, так как поэма посвящена Троянской войне, об одном из ее геро­ев Ахиллесе. Греки выиграли эту войну, вероятно, поэтому Александр возил с собой эту поэму.)

      Устный ответ ученика по карточке № 38 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

    Переход к изучению новой темы

Сразу же после того, как не стало Александра Македонского, его полководцы начали делить земли, которые входили в состав его державы. В начале III в. до н. э. держава Александра Македонского распалась на множество государств. Самыми главными из них были: Египетское, Македонское и Сирийское. Еще в период осуществле­ния своих военных походов Александр на покоренных территориях основывал новые города. Названия городов носили его имя. Одним из самых красивых городов Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия. Во многом этот город походил на города Греции. Почему?

    Ознакомимся с достопримечательностями города Александрии.

  1. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко « Обществознание» 9 класс - М.: ...
  2. Учебники по дисциплине «физическая культура»

    Учебники

    Работу с помощью нового учебника в школе и дома. Учебник написан в соответствии с... .... Физкультура: 5 - 7 класс. Учебник Виленский Михаил Издательство: Просвещение Серия... Основной раздел книги - поурочные разработки , которые соответствуют реальному ходу...

  3. Поурочное планирование уроков музыки в первом классе четырехлетней начальной школы

    Урок

    Который был предложен в «Поурочных разработках . 1 класс» по предмету... 52 См. Уроки в начальной школе. Поурочные разработки . 1 класс. Музыка. – М., Начальная... . Поурочные разработки . 1 класс. – М.,2002. С.123. 68 См.: Фонохрестоматия к учебнику -тетради...

Как Александру Македонскому (356-323 гг. до н.э.) удалось за несколько лет совершить невозможное - создать величайшую империю античного мира? На этот вопрос существует множество ответов, и с течением времени гипотез, предположений и теорий становится все больше. Мюнхенское археологическое собрание посвятило личности древнего полководца выставку «Александр Великий - властитель мира», рассматривающую феномен Александра с биографической точки зрения. Выставка состоит из десяти частей и показывает жизненный путь правителя и полководца, начиная с юности при македонском дворе в Пеле и заканчивая мифологическим образом, сложившимся после смерти - образом вечно юного героя, великого вождя, которого многие склонны были обожествлять.

Для этой выставке в галерее в Розенхайме (Lokschuppen Rosenheim) были собраны 450 экспонатов из немецких и европейских собраний, которые дают представление об условиях, в которых оказывались Александр Македонский и его армия во время походов на восток. Каталог выставки, помимо описания экспонатов, дает краткий обзор точек зрения, существующих в современных научных кругах, из которых можно выделить десять причин того, почему Александр стал действительно Великим.

Происхождение

Александр был сыном македонского царя Филиппа II и дочери эпирского царя Олимпиады. Его отец, изначально взошедший на трон в качестве опекуна своего малолетнего племянника, был талантливым полководцем и осторожным политиком, которому удалось укрепить Македонию и сделать ее центром Эллады. Мать Александра, властолюбивая и деспотичная Олимпиада, оказала большое влияние на его детство. И по отцовской, и по материнской линии Александр был потомком Геракла и Персея, величайших героев древнегреческих мифов. Они и стали для него примером.

Воспитание

Несмотря на то, что, помимо Олимпиады, у Филиппа II были и другие жены, Александр получил воспитание, достойное наследника престола. Вместе со своими друзьями из аристократических семей он обучался у Аристотеля, который в то время не был столь известен, как впоследствии. Кроме того, Филипп II брал сына с собой в походы. В сражении при Херонее (338 г. до н.э.) против объединенной армии греческих городов-государств Александр командовал конницей, чья атака обеспечила македонцам победу.

Когда Филипп II в 336 году был убит, его войска находились в Малой Азии, чтобы дать отпор персидской армии. Более двух десятилетий военных походов Филиппа II сделали его войско внушительной силой: шесть полков тяжелой пехоты - 9000 воинов, вооруженных длинными копьями; 3000 гипаспистов, тоже с длинными копьями, но более маневренных; 6000 легковооруженных воинов; 1200 гетайров (тяжелая конница), гвардия и 600 разведчиков. Кроме того, в состав армии Филиппа II входили 7000 греческих гоплитов, множество наемников и несколько тысяч всадников.

Талант полководца

Александр был именно тем человеком, который смог правильно распорядиться этой армией. У огромной неповоротливой армии персов не было ни единого шанса против македонцев. Во время битвы при Гавгамелах Александр, обнаружив, что персы покрыли поле боя шипами против конницы, совершил тактический маневр, вынудивший вражескую армию разделиться, после чего македонская конница, избежав шипов, атаковала позиции персидского царя. Кроме того, Александр мог доверять своим полководцам и своей армии, которая пошла за ним на край света.


Прагматизм

Однако же властелином мира Александра Македонского сделала не армия, а, прежде всего, его политика. Его власть основывалась не на догмах, а на трезвом анализе имеющихся условий и на поиске практических решений. Именно руководствуясь практическими соображениями, Александр перенял многое из системы управления Персидской империи.

Прежде всего, Александр отказался от того, чтобы превратить Азию в провинцию македонско-греческой империи. Вместо этого он приближал к своему двору местную знать, которой обеспечивал места в армии и органах власти. В отличие от своих предшественников, Александр относился к жителям покоренных земель не как завоеватель, а как законный правитель их государства, уважающий их традиции.


Безжалостность

Бывал ли Александр великодушен только по расчету или нет, однако по отношению к тем, кто оказывал ему сопротивление, он был безжалостен. Когда вскоре после его восшествия на трон против него восстали Фивы и Афины, Александр не только уничтожил армии этих городов, но и стер Фивы с лица земли. Финикийский город Тир, который располагался на скалистом острове и считался неприступным, отказался покориться, однако после семи месяцев осады был взят, а затем уничтожен.

Полководец Парменион и его сын Филота были казнены. Своего друга Клита, спасшего ему жизнь во время битвы на реке Граник, Александр убил собственными руками, поскольку тот выступал против заимствования восточных обычаев. Некоторые считают возвращение македонской армии через пустыни Гедрозии, стоившее жизни 45 тысячам воинов, наказанием за бунт на берегах Гипаса.

Строительство городов

Александр основал более двадцати городов на территории от Египта до Индии, их заселили ветераны и местные жители. Эти города должны были стать не только опорными пунктами для армии, но и центрами греческой культуры. Александрия Египетская была известнейшим из них - одним из центров торговли и наук античного мира. Этот и другие города, основанные Александром, стали своеобразным связующим звеном между Востоком и Западом.

Развитие наук

Как и Наполеон через два тысячелетия после него, Александр держал при себе большой штат ученых. Таким образом, его поход стал ещё и масштабной экспедицией, целью которой было дойти до края света. Для того, чтобы проложить маршрут от Инда до Евфрата, строились целые флотилии. Ученые и философы исследовали и описывали Азию. Придворный летописец Каллисфен, внучатый племянник Аристотеля, позаботился о том, чтобы мир узнал об открытиях, сделанных во время похода. Однако в конечном итоге Каллисфен впал в немилость, поскольку сопротивлялся введению персидских обычаев при дворе (а именно - традиции падать перед правителем ниц), впоследствии был казнен за предполагаемое участие в заговоре.

Обожествление

После основания города в дельте Нила, Александр посетил оазис Сива в пустыне, где оракул бога Амона приветствовал его, назвав «сыном божества», что приличествовало ему, как новому правителю Египта. Этот факт лишь укрепил его убежденность следовать путем Геракла. Кроме того, как правитель огромной империи Александр автоматически причислялся к культовым фигурам. В основанных им городах ему также оказывались почести наравне с богами. Буквально сверхчеловеческое стремление объединить Европу и Азию, овладевшее им в последние месяцы жизни, позволяет предположить, что в конце концов он и сам воспринимал себя скорее как личность почти божественную, нежели как простого смертного.

Стремление

«Страстное желание» - писали античные авторы, когда пытались охарактеризовать мотив Александра Македонского. Фактически это было всепоглощающее стремление, которое заставляло его подражать героям античности, в особенности Ахиллу. Александр хотел доказать, что он - один из этих героев, но не в легендах, а в реальности. Он взял крепость на севере Ирана только потому, что о ней рассказывали, что Геракл потерпел неудачу при ее осаде. От Инда он хотел дойти до Ганга, чтобы достичь там границ освоенных людьми земель. Его войска были готовы захватить Аравийский полуостров, а вслед за ним и Карфаген, но смерть великого полководца помешала этим планам осуществиться. Однако «страстное желание» все же помогло Александру осуществить его мечту: никто другой не создал такой огромной империи.

1)Назовите две страны, в которых возникли первые в мире государства. Какие реки текут в этих странах? 2) Почему созданное в Двуречье письмо называют

клинописью? Какими особенностями оно обладало? 3) Как выглядели книги в Древнем Двуречье? 4) Где возник древнейший алфавит? Почему в нём знаков гораздо меньше, чем в клинописи и письме древних египтян? 5) Как называется и где была создана первая часть Библии? Какие из десяти заповедей, данных Моисею согласно библейскому рассказу, вам кажутсянаиболее важными? 6) В какой стране впервые стали чеканить монету? Какие приемущества давало использование монт в торговле? 7) Какие древние страны входили в состав Персидской державы при Дарии Первом?

В глуби веков Любовь Федоровна Воронкова Александр вышел из шатра. На нем был двойной полотняный панцирь, взятый из добычи при

Иссе. На поясе висел легкий меч. На плечи был накинут алый плащ старинной работы, дар родосцев, – Александр надевал его, только идя в сражение. Как всегда перед боем, царь произнес речь. И когда увидел, что войско готово к бою, что оно с нетерпением ждет его команды, Александр сел на коня, взмахнул рукой, и войско, ждавшее этого мгновения, ринулось в атаку. Поскакала конница. Фаланга, сотрясая землю, бегом двинулась на персов. Македоняне навалились на них всей массой, внезапно. Это была буря, стихия, неудержимый шквал. Первые ряды персидского фронта сразу сломались, цепь его разорвалась. Александр мгновенно построил свой конный отряд этеров клином и сам во главе этого клина с яростным криком врезался в гущу персидского войска. Александр рвался к Дарию. Дарий двинул было на македонян слонов. Слоны, задрав хоботы, с ревом побежали вперед, растаптывая и сбивая всех, кто попадался им под ноги. Сверху, с башенок, прикрепленных у них на спинах, персидские воины сыпали стрелы и дротики. Но легковооруженная македонская пехота скоро остановила эту атаку. Раненые слоны с ревом бежали, не слушаясь своих хозяев. Тогда на македонян покатилось множество серпоносных колесниц, высокие колеса угрожающе засверкали длинными острыми ножами. Готовые к этому, македоняне били копьями лошадей, которые, не помня себя от боли, мчались, не повинуясь колесничим. Колесничие, пораженные в лицо македонскими стрелами, выпускали вожжи из рук и валились с колесниц. Где не удавалось задержать взбесившихся коней, македонские ряды расступались, и колесницы мчались дальше, в тыл. Там македонские конюхи хватали коней под уздцы и уводили к себе вместе с колесницами. Но когда эти колесницы успевали врезаться в гущу войска, оставалось много раненых и искалеченных людей. В неистовой битве победа клонилась то в одну сторону, то в другую. Были мгновения, когда македоняне падали духом, видя перед собой огромную массу персидских войск, и готовы были дрогнуть и сломать ряды. Но Александр, сменивший в битве несколько коней, поспевал всюду: он ободрял своих воинов и криком, и укором, и своим примером, своей неустрашимостью. Пошла рукопашная сеча, бились мечами и копьями. Бактрийским отрядам удалось прорвать македонский фронт. Но, очутившись у македонян в тылу, они сразу бросились грабить их богатый обоз, забыв о сражении. Тем временем Александр, увидев, что там, где стояли бактрийцы, персидское войско поредело, прорвал эти ослабевшие ряды. Он чуть не попал в окружение, но верные агрианские всадники ударили на персов, окруживших царя. Тут оба строя смешались – и персидский, и македонский. Теперь два царя стояли в битве друг против друга: Дарий на колеснице, Александр на коне, оба окруженные своими отборными отрядами. Персы отчаянно защищали своего царя, но Александр пробивался к нему упорно, упрямо, безудержно. Он уже видел лицо Дария, видел, как оно исказилось от ужаса… Опять повторяется Исс, опять валятся вокруг него персидские воины, и кони в его царской колеснице начинают вздыматься на дыбы… Александр все ближе к Дарию. А за спиной Александра напирает его страшная фаланга… Конец! Конец! Нервы Дария не выдержали – он выхватил акинак, чтобы покончить с собой. Но надежда спастись остановила его руку. Он отбросил кинжал и опять, как при Иссе, первым повернул колесницу и погнал коней. Побежал царь – побежало и войско; никто из военачальников не подхватил командования. Войско распалось на отряды, на племена, которые были бессильны перед накрепко сплоченной армией Александра.

В каком сражении Александр Македонский окончательно разгромил Персидское царство?

Какой город Александр Македонский сделал своей столицей после завоевания Азии?

1) Назовите две страны, в которых возникли первые в мире государства. Какие реки текут в этих странах?

2) Почему созданное в Двуречье письмо называют клинописью? Какими особенностями оно обладало?
3) Как выглядели книги в Древнем Двуречье?
4) Где возник древнейший алфавит? Почему в нём знаков гораздо меньше, чем в клинописи и письме древних египтян?
5) Как называется и где была создана первая часть Библии? Какие из десяти заповедей, данных Моисею согласно библейскому рассказу, вам кажутсянаиболее важными?
6) В какой стране впервые стали чеканить монету? Какие приемущества давало использование монт в торговле? 7) Какие древние страны входили в состав Персидской державы при Дарии Первом?

История 5 Александр Македонский Сражение, в котором Александр Македонский окончательно разгромил Персидское царство. Какой город Александр

Македонский сделал своей столицей после завоевания Азии?

ответ:+1 подробно:+2 с картинкой:+3 отрывок из книги:+4 чудесный:+5

За несколько десятилетий до похода Александра расстановка сил в Греции и Персии поменялась. Ахеменидская империя слабела, но оставалась крупной военной державой и продолжала контролировать греческие государства в Малой Азии. Македония в результате усилий энергичных царей и, особенно, Филиппа II из второстепенного отсталого царства стала сильнейшим государством на Балканах.

Навязанный грекам в 386 году до н.э. «Царский мир» стал крупным национальным унижением и вызвал ненависть к персам. Он возвращал малоазийских греков под властью Персии, а сам Артаксеркс II становился арбитром в межполисных взаимоотношениях.

В IV веке до н.э. цари Персии вернули под свой контроль греческие города Малой Азии и вмешивались во внутренние дела Балканской Греции. В Греции стали популярны идеи противопоставления греков и варваров (представителей других народов) и панэллинизма – политического объединения Эллады. Высказывались идеи общегреческого военного похода против Персии. В 380-е годы до н.э. идею похода выдвинул оратор Исократ. В разные годы он видел разные государства в роли лидеров похода, остановившись, в итоге, на Филиппе II. Ксенофонт в «Киропедии» писал, что современные персы стали слабыми и призывал к походу против них.

В 340-е годы до н.э. про-македонские греки смотрели на Филиппа как на нового лидера всей Греции. В 340-е годы до н.э. он расширил владения Македонии и покорял земли в районе Геллеспонта. Это вызывало недовольство Персии. В 340 году до н.э. малоазийские сатрапы послали в греческий город Перинф наемников, деньги, продовольствие и оружие и тем самым помешали Филиппу его захватить.

После Херонейской битвы Филипп II создал общегреческий Коринфский союз и провозгласил его целью поход против Персии. Через год македонский корпус военачальника Пармениона вступил в Малую Азию. Целью было провозглашено освобождение греков Малой Азии. После трагической гибели Филиппа II корпус был отозван.

Вторжение Александра Македонского в Персидскую империю

В 334 году до н.э. Александр Македонский высадился в Малой Азии с армией. Около Геллеспонта на реке Граник он одержал первую победу над персами. Фригия и Лидия сдались Александру без боя. После этого он двинулся вдоль малоазийского побережья, чтобы лишить персов портов в Эгейском море. Греческие города переходили на его сторону. Штурмовать пришлось только Милет и Галикарнасс. В освобожденных греческих полисах он устанавливал демократическую форму правления.

В 333 году до н.э. Александр закончил покорение Малой Азии и вступил в Киликию. Там его встретил со своей армией царь Персии Дарий III. Александр разгромил его в битве при Иссе.

После победы в Киликии Александр двинулся в Сирию. Ему без боя сдались Дамаск и большинство финикийских городов. После напряженной осады македоняне взяли крупнейших город финикийцев Тир и арабскую Газу. Александр создал сильный флот из кораблей киприотов и финикийцев.

В 332 году до н.э. армия македонян вступила в Египет. Сатрап этой страны сдался без боя. В Египте Александр был коронован двойной короной по местным обычаям и провозглашен фараоном. Его называли сыном бога Амона. На побережья Средиземного моря царь заложил город Александрию.

Через год Александр с войском вернулся Сирию. Осенью он встретился с новой армией Дария III при Гавгамелах. Македоняне вновь одержали победу. Дарий II удалился в Мидию I с остатками войск. Сатрап Вавилонии без боя сдал македонянам ее столицу. После вступления в Вавилон Александр занял Элам и Персиду.

В 330 году до н.э. завоеватель продолжил преследовать Дария, который из Мидии отступил в Восточный Иран. Царь Персии собирал новое войско из восточных провинций. Сатрап Бактрии Бесс убил Дария III и назвал себя следующим царем под тронным именем Артаксеркса. В 329 году до н.э. Александр занял Бактрию и казнил взятого в плен Бесса. Бактрия и Согдиана были подчинены к 327 году до н.э.

Политика Александра в Персии

Александр старался создать империю, где сохранились персидские традиции. Он сделал столицей Вавилон. Вернувшись из восточного похода, царь взял в жены дочерей Дария III и Артаксеркса III. Александр организовывал браки своих соратников с персиянками из знатных родов. За год до смерти в Сузах он устроил грандиозную свадьбу греко-македонской элиты с дочерями персидских семей.

Македонский завоеватель привлекал к своему двору знатных персов. После Гавгамел сатрап Вавилонии Мазей сдал столицу наместничества без боя. Александр сохранил за ним этот пост. Судьба Мазея стала примером для других персов. Позже царь Македонии с почетом встретил Ариобарзана, который до конца сохранял верность Дарию III и отказался присоединиться к Бессу, когда тот сверг царя.

Персидские земли после завоевания

Поход Александра изменил историю региона. На смену Ахеменидской империи пришли несколько государств, основанных соратниками царя. Селевкидская империя с центром в Вавилоне унаследовала часть традиций Персидской империи. В этом государстве существовало деление на сатрапии, которые территориально отличались от персидских. Вавилония, центр Ахеменидской империи, стала центром нового государства завоевателей.

За 200 лет до начала кампаний Александра Великого Персия считалась самой непобедимой страной в мире. Она успешно завоевывала страны поочередно, разрушала города и имела сотни тысяч пленных, количество которых увеличивалось после каждого сражения. Именно поэтому у большинства историков возникает логичный вопрос, почему Александр Македонский смог покорить персидскую державу. Существует много ответов на данный вопрос, среди которых откровенно мистические, логичные и полностью обоснованные историческими документами.

Персия могущественная и слабая

Если начинать рассматривать причины, почему Александр Македонский смог покорить персидскую державу, то сразу следует акцентировать внимание на времени – прошло 200 лет со времен могущественной страны с огромной армией. Во время этой войны управлял не Ксеркс, а Дарий III, солдаты имели мало опыта, а основная цель правительства заключалась в двух действиях:

    сбор налогов с подчиненных земель;

    отбивание нападок более мелких соседей.

К сильным сторонам относилась многочисленная армия, большое количество укрепленных замков и огромнейшие запасы золота, которые были вывезены со всех концов света. Царь Дарий III был очень гордым полководцем, а его войско состояло из хорошо вооруженной пехоты и тяжелой конницы, что вселяло ужас в большинство противников. К тому же особое место занимали греческие наемники.

Проведение кампаний

Именно видимость сильной армии и стала первой причиной, по которой персы проигрывали все ключевые битвы поочередно. Среди наиболее значимых ошибок полководцев некогда могущественной империи можно выделить:

    Граник. Войско было сгруппировано лишь на одном участке берега, благодаря чему конница еще неопытного Александра без проблем окружила и уничтожила обороняющихся. Греческие наемники даже не были подпущены к месту боевых действий, после чего их тоже убили.

    Скала Согдианы. Обороняющиеся в горной крепости не ожидали, что отряд военных без оружия полезет на скалы, из-за чего за день до этого потешались над осаждающими вместо подготовки всех возможных вариантов. Утром их ждала неожиданность в виде толпы смотрящих сверху военных, после чего сдача прошла без боя.

    Гавгамелы. Дарий III всю ночь продержал свое войско в полном обмундировании, потому что боялся нападения со стороны македонян, а последние в это время высыпались. В итоге встреча с соотношением 20 к 1 закончилась победой небольшой выспавшейся армии.

Рассматривая все описанные выше факторы, уже не остается сомнений, почему Александр Македонский смог покорить персидскую державу. Подобное завершение кампаний было логичным и естественным для молодого и талантливого полководца, тогда как время старой империи и ее актуальность уже давно были исчерпаны.

Большинство историков сходятся на том, что причинами победы послужили сразу несколько критериев: гениальность полководца и использование военного дела, как науки, а также неподготовленность и расслабленность армий персидской империи.