Особенностями высшей нервной деятельности человека являются. Особенности высшей нервной деятельности человека, мышление и речь. Что такое сознание? Свойственно ли оно животным

Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах действительности. Высшая нервная деятельность у человека, так же как и у животных, носит рефлекторный характер. И у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или развивается внутреннее торможение.

Общими и для животных, и для человека являются анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, составляющих первую сигнальную систему.

Высшая нервная деятельность человека имеет свои качественный особенности, которые ставят его над всем животным миром.

Коллективная трудовая деятельность людей способствовала возникновению и развитию членораздельной речи, которая внесла новое в деятельность больших полушарий головного мозга. Только человеку свойственно высокоразвитое сознание, отвлеченное мышление. У человека в процессе его развития появилась «чрезвычайная прибавка» к механизмам работы мозга. Это вторая сигнальная система действительности. У человека появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй системы в виде слов, произносимых, слышимых и читаемых. Слово, речевые сигналы могут не только заменять непосредственные сигналы, но и обобщать их, выделять отдельные признаки предметов и явлений, устанавливать их связи.

Возникновение второй сигнальной системы внесло новый принцип в деятельность больших полушарий мозга человека. И. П. Павлов писал, что если наши ощущения и представления, относящиеся к окружающему миру, есть для нас первые сигналы действительности, конкретные сигналы, то сигналы, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, «сигналы сигналов». Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше специально человеческое мышление. Развитие словесной сигнализации сделало возможным обобщение и отвлечение, что находит свое выражение в понятиях.

Вторая сигнальная система социально обусловлена. Вне общества, без общения с другими людьми она не развивается.

Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга, они функционируют совместно. Высшая нервная деятельность человека в этом смысле едина.

§3. Типы высшей нервной деятельности

Понятие о типе высшей нервной деятельности. Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности.

Свойства нервных процессов. И.П. Павлов на основе многолетнего изучения особенностей образования и протекания условных рефлексов у животных выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности. В основу деления на типы он положил три основных показателя:

1) силу процессов возбуждения и торможения;

2) уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения;

3) подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением, и наоборот.

Классификация типов высшей нервной деятельности. На основании проявления этих трех свойств И. П. Павлов выделил:

1) тип сильный, но неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением («безудержный» тип);

2) тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов («живой», подвижный тип);

3) тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов («спокойный», малоподвижный, инертный тип);

4) тип слабый с быстрой истощаемостью нервных клеток, приводящей к потере работоспособности.

И. П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности, обнаруженные на животных, совпадают с четырьмя темпераментами, установленными у людей греческим врачом Гиппократом, жившим в IV веке до н. э. Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип - холерическому темпераменту; сильный уравновешенный, подвижный тип - сангвиническому темпераменту; сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов - флегматическому темпераменту.

Однако следует иметь в виду, что полушария головного мозга человека как существа социального обладают более совершенной синтетической деятельностью, нежели у животных. Человеку свойственна качественно особая нервная деятельность, связанная с наличием у него речевой функции.

В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И. П. Павлов наряду с четырьмя общими для человека и животных типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление.

2. Мыслительный тип. Это люди с преобладанием второй сигнальной системы, «мыслители», с выраженной способностью к абстрактному мышлению.

3. Большинство людей относится к среднему типу с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.

Пластичность типов высшей нервной деятельности. Врожденные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания в силу пластичности нервной системы. Тип высшей нервной деятельности складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывает индивидуум в процессе жизни.

Пластичность нервной системы И. П. Павлов называл важнейшим педагогическим фактором. Сила, подвижность нервных процессов поддаются тренировке, и дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут приобрести черты, сближающие их с представителями уравновешенного типа. Длительное перенапряжение тормозного процесса у детей слабого типа может привести к «срыву» высшей нервной деятельности, возникновению неврозов. Такие дети с трудом привыкают к новому режиму работы и нуждаются в специальном внимании.

Возрастные особенности условных рефлексов. Типы высшей нервной деятельности ребенка. Приспособительные реакции родившегося ребенка на внешние воздействия обеспечиваются ориентировочными рефлексами. Условные рефлексы в период новорожденности носят очень ограниченный характер и вырабатываются только на жизненно важные стимулы. Уже в первые дни жизни ребенка можно отметить образование натурального условного рефлекса на время кормления, выражающееся в пробуждении детей и повышенной двигательной активности. Сосательные движения губ появляются до того, как сосок вложен в рот. Понятно, что такой рефлекс проявляется только при строгом режиме кормления детей. При строгом режиме кормления на б-7-й день у младенцев происходит условнорефлекторное повышение количества лейкоцитов уже за 30 мин до кормления, у них повышается газообмен перед приемом пищи. На положение ребенка для кормления к концу второй недели появляется условный рефлекс в виде сосательных движений. Здесь сигналом является комплекс раздражителей, действующих с рецепторов кожи, двигательного и вестибулярного аппаратов, постоянно сочетавшихся с пищевым подкреплением.

С середины первого месяца жизни возникают условные рефлексы на различные первосигнальные стимулы: свет, звук, обонятельные раздражения.

Скорость образования условных рефлексов на первом месяце жизни очень мала и быстро увеличивается с возрастом. Так, защитный рефлекс на свет возникает только после 200 сочетаний, если его выработка начата на 15-е сутки после рождения, и требуется меньше 40 сочетаний, если выработка того же рефлекса начата у полуторамесячного ребенка. С первых дней жизни ребенка появляется безусловное (внешнее) торможение. Ребенок перестает сосать, если внезапно раздается резкий звук. Условное (внутреннее) торможение вырабатывается позже. Его появление и упрочение определяются созреванием нервных элементов коры больших полушарий. Первые проявления дифференцировок двигательных условных рефлексов отмечены к 20-му дню жизни, когда ребенок начинает дифференцировать положение для кормления от процедуры перепеленания. Четкое дифференцирование зрительных и слуховых условных раздражителей наблюдается в 3-4 месяца. Другие виды внутреннего торможения формируются позже дифференцировок. Так, выработка запаздывающего торможения становится возможной с 5-месячного возраста ребенка (М. М. Кольцова).

Выработка у ребенка внутреннего торможения является важным фактором воспитания. На первом году жизни целесообразно воспитывать торможение, привлекая мимику и жесты, характеризующие отрицательное отношение взрослых, или раздражители, отвлекающие внимание ребенка, т. е. являющиеся внешним тормозом. Для правильного развития ребенка первого года жизни очень важным является строгий режим - определенная последовательность чередования сна, бодрствования, кормления, прогулок. Это определяется значимостью в этом возрасте стереотипа интероцептивных условных рефлексов. К концу первого года важное значение приобретают комплексы внешних экстероцептивных раздражителей, характеризующих ситуацию в целом. Одним из важных компонентов комплекса раздражителей становится слово.

Первые признаки развития второй сигнальной системы проявляются у ребенка во второй половине первого года жизни. В процессе развития ребенка сенсорные механизмы речи, определяющие возможность восприятия слова, формируются раньше, чем моторные, с которыми связано умение говорить. Период становления функции особенно чувствителен к формирующим воздействиям, поэтому говорить с ребенком нужно с первых дней его жизни. Ухаживая за ребенком, надо называть все свои действия, называть окружающие предметы. Это очень важно, так как для формирования связей второй сигнальной системы необходимо сочетать словесное обозначение предметов, явлений, окружающих людей с их конкретным образом - сочетать раздражения первосигнальные с раздражителями второсигнальными.

К концу первого года жизни слово становится значимым раздражителем. Однако в этот период реакция детей на слово не имеет самостоятельного значения, она определяется комплексом раздражений, и только позднее слово приобретает значение самостоятельного сигнала (М. М. Кольцова). На протяжении первого года жизни происходит активная тренировка ребенка в произношении сначала отдельных звуков, затем слогов и наконец слов. Становление речевой функции требует определенной зрелости периферического аппарата - языка, мышц гортани, губ, их согласованной деятельности.

Механизм воспроизведения речи связан со сложной координированной работой нервных центров коры, становлением определенных связей речевых центров с моторными зонами. Показана тесная связь речевой функции с двигательной активностью, в особенности с тонкокоординированными движениями пальцев рук. Развивая тонкокоординированные действия, можно ускорить формирование речевых навыков.

Речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте от 1 до 3 лет. В этом возрасте поведение ребенка характеризуется выраженной исследовательской деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, ощупывает, заглядывает внутрь, пробует поднять, берет в рот. В этом возрасте легко возникают травмы в силу любознательности, отсутствия опыта, растет частота острых инфекций в связи с расширением контактов ребенка с другими детьми и окружающей его средой.

Существенно меняется условнорефлекторная деятельность детей этого возраста. На втором году жизни из обобщенного недифференцированного мира, окружающего ребенка, начинают вычленяться отдельные предметы как обособленные комплексы раздражений. Это становится возможным благодаря манипулированию с предметами. Поэтому не следует ограничивать движения детей: пусть сами одеваются, умываются, едят.

Благодаря действиям с предметами у детей начинает формироваться функция обобщения. Широкое пользование предметами развивает у ребенка двигательный анализатор.

На втором году жизни у ребенка формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов (вычленение более быстрых и медленных раздражителей, больших или меньших в сравнении с другими). Особое значение имеет выработка систем условных связей на стереотипы экстероцептивных раздражений. В раннем детском возрасте динамические стереотипы имеют особенно важное значение. При недостаточной силе и подвижности нервных процессов стереотипы облегчают приспособление детей к окружающей среде, они являются основой формирования привычек и навыков. Обращает на себя внимание большая прочность системы условных связей, выработанных у детей до 3 лет, и связанная с этим болезненность в связи с нарушением стереотипа: дети капризничают, плачут, если долго с ними задержаться в гостях; долго не засыпают, если их положили на новом месте. Для детей в возрасте до 3 лет выработка большого числа различных стереотипов не только не представляет трудностей, но каждый последующий стереотип вырабатывается все легче. Однако изменение порядка следования раздражителей в одном стереотипе является крайне тяжелой задачей. Системы условных связей, выработанные в это время, сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека, поэтому формирование стереотипов, целесообразных для здоровья и имеющих воспитательное значение, особенно важно в этом возрасте.

На втором году начинается усиленное развитие речи, усвоение ребенком грамматического строя языка, при этом большая роль принадлежит подражательному рефлексу.Взрослый, общаясь с ребенком, должен особое внимание уделять правильности своей речи.

На этом этапе развития овладение действиями с предметами оказывает решающее влияние и на формирование обобщения предметов словом, т. е. формирование второй сигнальной системы.

В процессе развития ребенка в выработке новых реакций все большее значение приобретает использование ранее образованных связей. Системы условных связей, выработанные в раннем и дошкольном возрасте (до 5 лет), особенно прочны и сохраняют свое значение в течение всей жизни. Этот факт имеет важное значение для педагогической практики. Воспитанные в этом возрасте привычки, навыки, возникшие на основе прочных условнорефлекторных связей, во многом определяют поведение человека.

В дошкольном возрасте очень велика роль подражательного и игрового рефлекса. Дети копируют взрослых, их жесты, слова, манеры.

К концу дошкольного периода происходят существенные перестройки во взаимодействии возбудительных и тормозных процессов. По мере развития коры больших полушарий снимается постепенно генерализация возбудительного процесса. Формируется и приобретает все большее значение внутреннее, условное торможение. Лучше вырабатываются дифференцировки, длительнее становятся периоды удержания торможения. Все это способствует более избирательному и адекватному реагированию ребенка на внешние воздействия. В этом возрасте усиливается обобщающая функция слова, возможность обобщать словом не только конкретные предметы, но и многие предметы внешнего мира, категории предметов. Так, ребенок начинает понимать, что кукла, мишка, машинка - все это игрушки, а игрушки, мебель, посуда, одежда- вещи. В старшем дошкольном возрасте отражение действительности уже опирается на развитие сложных систем связей, включающих взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

К 6-7 годам улучшается реактивность на словесные стимулы. Изменяется характер взаимодействия первой и второй сигнальных систем. У 3-4-летних детей первая сигнальная система превалирует и оказывает тормозящее влияние на вторую. В 6-7 лет усиливающаяся активность второй сигнальной системы оказывает подавляющее влияние на первую сигнальную систему. Развитие второй сигнальной системы является одним из важных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

В младшем школьном возрасте по мере прогрессивного созревания коры больших полушарий совершенствуются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Развитие процессов коркового торможения создает условия для быстрого и дифференцированного формирования условных связей. Формированию связей в высших отделах ЦНС способствует интенсивное созревание в этом возрасте внутрикорковых ассоциативных путей, объединяющих различные нервные центры. В процессе обучения письму и чтению продолжает интенсивно развиваться обобщающая функция слова. Возрастает значение второй сигнальной системы.

Некоторые изменения условнорефлекторной деятельности отмечаются в подростковом возрасте. Начинающееся половое созревание характеризуется повышенной активностью гипоталамуса. Это вызывает изменение баланса корково-подкоркового взаимодействия, следствием чего является усиление генерализованного возбуждения и ослабление внутреннего торможения. В сравнении с предыдущей возрастной группой в подростковом периоде затрудняется образование временных связей. Уменьшается скорость образования условных рефлексов как на первосигнальные, так и на второсигнальные раздражители. Особенности высшей нервной деятельности подростков требуют внимательного к ним отношения, продуманной организации учебно-воспитательного процесса.

Типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка. Формирование индивидуально-типологических особенностей в процессе онтогенеза определяется постепенностью созревания высших нервных центров. Как будет показано ниже, в процессе развития ребенка происходит изменение взаимоотношений коры больших полушарий и подкорковых структур. Это обусловливает особенности возбудительного и тормозного процессов в детском возрасте, а следовательно, и специфику проявления типологических особенностей.

Н. И. Красногорский, изучая высшую нервную деятельность ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношений коры и подкорковых образований, соотношения между сигнальными системами, выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте.

1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловнорефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.

2. Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.

3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у детей этого типа быстрая с отдельными выкрикиваниями.

4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легкотормозимый тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменениям. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.

Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания. Эффективность педагогических воздействий во многом определяется индивидуальным подходом к учащимся, учитывающим их типологические особенности. Вместе с тем мы уже указывали на то, что одной из отличительных черт типов высшей нервной деятельности человека является их пластичность. Пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, коррегирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте. И. П. Павлов считал пластичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспитывать, тренировать и переделывать характер людей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Поведение человека настолько сильно отличается от поведения остальных представителей царства животных, что учёные пришли к мысли о существовании у человека неких «…дополнительных нейрофизиологических механизмов, определяющих особенности его высшей нервной деятельности» .

Изучением различий функционирования нервной системы животных и человека занимались на протяжении истории многие великие умы человечества. Так, истоки противопоставления высшей и низшей форм нервной деятельности восходят к идеям древнегреческого мыслителя Сократа о существовании у животных "низшей формы души", отличающейся от души человека, обладающей "мыслительной силой".

Многие столетия представления о душе человека и непознаваемости его психической деятельности оставались в умах людей неразрывными. И хотя представление о рефлексе как физиологическом явлении впервые сформулировал ещё Р. Декарт, относивший это понятие к автоматическим непроизвольным действиям, лишь в XIX веке было раскрыто представление о рефлекторном характере деятельности головного мозга. Эта революционная теория была выдвинута основоположником отечественной физиологии И.М. Сеченовым в его книге «Рефлексы головного мозга». В труде И.М. Сеченова показано, что вся деятельность головного мозга, в том числе и психическая, представляет собой цепочку рефлекторных процессов. Заслуга разработки и экспериментального подтверждения теоретических предположений И.М. Сеченова о рефлекторной природе работы полушарий головного мозга принадлежит И.П. Павлову.

И.П. Павловым было сделано также крупнейшее открытие - открытие условного рефлекса как основного механизма деятельности коры больших полушарий. Ему принадлежит также введение в науку самого термина «высшая нервная деятельность». Термин «высшая нервная деятельность» использовался И.П. Павловым как противопоставление понятию «низшая нервная деятельность», которая осуществляется на основе врожденных механизмов и направлена в основном на поддержание гомеостаза организма в процессе его жизнедеятельности. Он определял ВНД как объединенную условно- и безусловно-рефлекторную функцию коры полушарий и подкорки головного мозга, равнозначную понятию «психическая деятельность».

Большой вклад в изучение ВНД внёс также советский физиолог П.К. Анохин, показавший, что главным условием формирования целенаправленного поведения является возможность достижения биологически важного результата действия. Проблемами высшей нервной деятельности занимались также А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, Г.Г. Шпет, И. Мюллер, Ч. Белл, Г. Гельмгольц, К. Людвиг, Э. Дюбуа-Реймон и другие.

В настоящее время ВНД определяют как «деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающую наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде» . Иначе говоря, ВНД - это «совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение в изменяющихся природных и социальных условиях» .

Однако человек - продукт не только биологической эволюции, но и социальной среды. Деятельность человеческого мозга детерминирована всем прошлым опытом человечества, условиями социальной жизни. Побуждение к действию для достижения полезного результата не заложено в мозге человека, не дано ему свыше и не является одной лишь биологической мотивацией, направленной на выживание лишь данного организма и поддержания его гомеостаза. Активное поведение человека нередко направлено на высокие цели, ради достижения которых он не только нарушает своё равновесие с окружающей средой, но иногда и жертвует жизнью.

Полное раскрытие особенностей высшей нервной деятельности человека, механизмов деятельности его мозга принадлежит будущему. Оно принесет человеку чрезвычайное могущество - власть над самим собой.

1. Анатомо-физиологические основы высшей нервной деятельности человека

Поскольку высшая нервная деятельность представляет собой в первую очередь совокупность безусловных и условных рефлексов, остановимся в первую очередь именно на них для выявления отличий между ВНД человека и высших животных.

Под понятием «рефлекс» подразумевают целенаправленную реакцию организма на раздражение его рецепторов при участии центральной нервной системы. С физиологической точки зрения механизм рефлекса описывается в виде рефлекторной дуги, или кольца. Данное понятие было сформулировано и подтверждено английским анатомом и физиологом Ч. Беллом. Анатомической основой рефлекторной дуги, или, по Ч. Беллу, нервного кольца, является «…проведение возбуждения по чувствительному нерву, его переработка в нервном центре и передача по эффекторному нерву к органу движения» . Иначе говоря, рефлекторная дуга - это совокупность образований, участвующих в осуществлении рефлекса и представляющую собой путь от рецептора к исполнительному органу - мышце или железе.

В процессе эволюции возникли прочно закрепленные рефлексы, которые обеспечивают приспособительные возможности организма, объединяют и согласовывают его функции, являются врожденными реакциями и передаются по наследству. Все животные рождаются с определенными рефлексами, характерными для данного вида. Эти рефлексы, называемые врождёнными или, по И.П. Павлову, безусловными, обеспечивают адаптацию к изменяющимся условиям окружающей среды.

Однако для более эффективного взаимодействия с внешним миром у высших животных в процессе индивидуальной жизни возникают качественно новые рефлекторные реакции, которые И.П. Павлов назвал условными рефлексами. Условные рефлексы подвижны, могут образовываться при раздражении любых рецепторных аппаратов и возникать при любой деятельности организма. В каждом конкретном случае они вырабатываются на основе текущих доминирующих мотиваций.

Основные закономерности условно-рефлекторной деятельности также являются общими как для человека, так и для высших животных. Данные закономерности включают выработку условных рефлексов на различные сигналы внешнего мира или внутреннего состояния организма; возникновение при соответствующих условиях безусловного или условного торможения; иррадиацию и концентрацию возбуждения и торможения, индукцию, образование динамических стереотипов и т.д.

Проводя сравнение безусловных и условных рефлексов, можно подчеркнуть следующее. Безусловные рефлексы - врожденные, передающиеся по наследству; постоянны и относительно устойчивы в течение жизни; свойственны всем отделам ЦНС, но характерны для ее низших отделов: подкорковых ядер, ствола и спинного мозга; осуществляются путём раздражения определенного рецептора адекватным для него раздражителем. Условные же рефлексы приобретаются в процессе индивидуального развития организма; изменчивы: могут возникать, закрепляться или утрачиваться, если необходимость в них исчезает; вырабатываются при обязательном участии коры больших полушарий; могут формироваться в ответ на любые раздражения любых рецепторных полей (условный пищевой рефлекс может быть выработан на раздражение зрительных, слуховых, кожных и других рецепторов). Однако при этом важно, чтобы раздражитель, который далее выступал бы в качестве условного, непременно предшествовал или совпадал по времени с действием безусловного: если вначале дается безусловный, а затем условный раздражитель, то условный рефлекс не вырабатывается. Условные рефлексы формируются и закрепляются лишь после достаточного количества повторных сочетаний. Их устойчивость и скорость образования зависят от интенсивности безусловной реакции (пищевые условные рефлексы быстрее вырабатываются у голодного животного). На образование условных рефлексов влияет также сила условного раздражителя: на слабые сигналы рефлексы вырабатываются труднее, чем на более сильные.

Условно-рефлекторные связи осуществляются главным образом в коре и подкорке головного мозга. У каждого человека одно из полушарий головного мозга (левое у правшей, правое - у левшей) - доминирующее, оно же является речевым. За динамическую организацию речевого высказывания ответственны передние отделы речевого полушария. Задние отделы речевого полушария отвечают за коды речи (фонематический, артикуляционный, семантический и т. д.). Центр Брока, расположенный в нижних отделах третьей лобной извилины, у большей части людей в левом полушарии, контролирует осуществление речевых реакций. При его поражении нарушается собственная речь, а понимание чужой речи в основном сохраняется. Центр Вернике относится к задним отделам речевых зон коры. Он расположен в височной доле и обеспечивает понимание речи. Полушарие, не являющееся речевым (у правшей - правое) не может обеспечить функцию называния предмета, но способно его узнавать. Хотя с лингвистическими способностями правшей связано в основном левое полушарие, тем не менее, правое полушарие также обладает некоторыми языковыми функциями: может понимать письменную речь.

«Левое полушарие участвует в основном в аналитических процессах, оно -- база для логического мышления. Оно обеспечивает речевую деятельность: ее понимание и построение, работу со словесными символами. Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление, имеет дело с невербальным материалом, отвечает за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и тактильному распознаванию предметов» .

Существует мнение, что в функциях различных полушарий отражаются различные способы познания. Функции левого полушария отождествляются с аналитическим мышлением. Функция правого полушария -- интуитивное мышление. С правым полушарием связаны также музыкальные способности.

В норме оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга.

2. Сигнальные системы. Наличие второй сигнальной системы как основная отличительная особенность человека

Восприятие и анализ сигналов, поступающих от рецепторов сенсорных органов и вызывающее определённую ответную реакцию организма, является общим свойством всех представителей царства Animalia. Вместе с тем у человека в процессе трудовой деятельности и социального развития появился, развился и усовершенствовался дополнительный механизм выработки условных рефлексов, связанный со словесными сигналами, объединёнными в речь. Он заключается в восприятии и анализе слов в качестве условных раздражителей. И.П. Павлов, изучая рефлекторные связи, ввёл понятие «сигнальные системы», разделяя их на общую для животных и человека первую сигнальную систему и специфичную только для человека вторую.

Первая сигнальная система - непосредственные ощущения и восприятия - составляет основу ВНД и сводится к совокупности условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители. У человека она отличается большей скоростью распространения и концентрации нервного процесса, его подвижностью, что обеспечивает быстроту переключения и образования условных рефлексов. Было установлено, что животные лучше различают отдельные раздражители, в то время как человек - их комбинации.

Вторая сигнальная система сформировалась у человека на основе первой как система речевых сигналов (произносимых, слышимых, видимых), слов. В словах содержится обобщение сигналов первой сигнальной системы. Процесс обобщения словом вырабатывается в ходе формирования условных рефлексов при групповой деятельности человека.

Говоря об особенностях высшей нервной деятельности человека, Н.Н Данилова цитирует слова И.П. Павлова: «Специфика высшей нервной деятельности человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и который выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению языка» .

Таким образом, рассматривая эволюцию второй сигнальной системы, можно выстроить следующую логическую цепочку: предметы и явления объективного мира - их восприятие сенсорными системами - соответствующая реакция организма - стремление преобразовать окружающую действительность для удовлетворения потребностей - объединение усилий нескольких членов группы для получения более эффективного результата - необходимость общаться для скоординированности действий - возникновение слов - объединение их в речь - образование языка как системы обобщённого отражения действительности, понятной всем членам данной группы людей.

Качественное отличие связей второй сигнальной системы от первой состоит в том, что слово, хотя и является реальным физическим раздражителем (слуховым, зрительным, кинестетическим), отражает не конкретные, а наиболее существенные, основные свойства и отношения предметов и явлений. Именно слово обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности, которое формируется только в процессе общения, т.е. определяется как биологическими, и социальными факторами.

Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга. У человека все восприятия, представления и большинство ощущений обозначаются словом. Из этого следует, что возбуждения первой сигнальной системы, вызываемые конкретными сигналами от предметов и явлений окружающего мира, передаются во вторую сигнальную систему. Обособленное функционирование первой сигнальной системы без участия второй (за исключением патологии) возможно только у ребенка до овладения им речью. Любое обучение и любая творческая деятельность связаны с развитием и совершенствованием второй сигнальной системы.

В процессе онтогенеза выделяют несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем. Первоначально (с грудного возраста) «…условные рефлексы осуществляются на уровне первой сигнальной системы. т. е. непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями» . Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине года жизни, по мере созревания мозга и формирования новых и все более сложных ассоциативно-временных связей. Слово обычно сочетается с другими непосредственными раздражителями, и в результате оно становится одним из компонентов комплекса: «Превращение слова … в «сигнал сигналов» происходит в конце второго года жизни» .

Таким образом, можно отметить, что вторая сигнальная система развивается у человека на основе первой и формируется только в процессе его социализации. С возникновением языка у человека появилась новая система раздражителей в виде слов, обозначающих различные предметы, явления окружающего мира и их отношения. Способность понимать, а потом и произносить слова развивается у человека с детских лет в процессе его развития в результате ассоциации определенных сочетаний звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Присоединяясь к непосредственному образу предмета или явления, слово выделяет его существенные признаки, анализируя и обобщая его качества; тем самым оно переводит смысл данного образа в систему значений, понятную как самому говорящему, так и любому слушателю. «Через слово человек может получать знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Система словесных символов расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире» .

Объединённые в особые знаковые системы - языки - слова стали мощнейшим стимулом и регулятором человеческого поведения. В настоящее время известно более 2500 живых развивающихся языков. Языковые знания, в отличие от безусловных рефлексов, не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к усвоению языка и общению с помощью речи. Они заложены в особенностях его центральной нервной системы, речевого аппарата, гортани. Усвоение языка происходит в результате обучения; поэтому факт того, какой язык усвоит человек как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий его воспитания.

Язык реализуется и осуществляется в речи - процессе говорения, протекающем во времени и облекающимся в звуковую или письменную форму. Данный речевой процесс имеет несколько функций, каждая из которых влияет на высшую нервную деятельность человека. При коммуникативной функции (общении между людьми) осуществляется либо указание на какой-либо предмет или явление (т.е. привлечение к нему внимания собеседника), либо побуждение слушателя к какому-либо действию. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях -- сознательных формах психической деятельности. Программирующая функция выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию, т.е. производит «внутреннее программирование», осуществляемое с помощью внутренней речи .

Таким образом, в человеческой речи выражаются общие черты и качества окружающего мира, представленные во всём многообразии конкретных явлений и ощущений, и поэтому значение речи для становления человеческого мышления огромно. Выработанная в процессе эволюции система словесных символов расширила возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире.

Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что человеку свойственны два вида работы мозга. Первый обусловливает превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма, имеющий отношение к системе конкретных, непосредственных, чувственных образов действительности. Второй вид работы мозга отвечает за функцию, имеющую дело со словесными символами («сигналами сигналов»), относящийся к системе обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

Особенность интегративной деятельности нервной системы человека осуществляется не только на основе непосредственных ощущений и впечатлений, но и путем оперирования словами. При этом слово выступает не только как средство выражения мысли, а также перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совершается и формируется только с помощью слова.

нервный рефлекс сознание человек

Заключение

Особенностью высшей нервной деятельности человека является параллельное существование двух сигнальных систем: «У человека в отличие от животных существуют две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия» .

Замещение вызывающего реакцию ощущения словом возникает у человека в процессе его общественно-трудовой деятельности, причём слово является также средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств. В словах, в языке выражается уже не конкретное, а отвлечённое мышление, в языке оно формируется, без него не может существовать.

Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, т.к. слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течение многих лет.

Первая и вторая сигнальные системы взаимосвязаны. Вторая функционирует благодаря информации, которая поступает от первой сигнальной системы, трансформируя ее в специфические понятия. Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель, причём сигнальное значение слова определяется его смысловым восприятием. Таким образом, под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы. Это лежит в основе внушения и самовнушения.

У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой, причём степень этого преобладания неодинакова, что даёт основание разделить людей на три типа:

1) мыслительный;

2) художественный;

3) средний (смешанный).

К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах. К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.). Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми. У людей с чрезмерным развитием первой сигнальной системы, как правило, слабо развита склонность к абстрагированию, теоретизации. Однако чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом ее от первой сигнальной системы, также является нежелательным качеством человека.

Особенностью ВНД человека является также осознанность многих внутренних процессов его жизни. Сознание - основная функция человеческого мозга; само мышление неразрывно связано с этой следующей, второй ступенью в развитии высшей нервной деятельности, свойственной только человеку. Отражая действительность в логических формах мышления, т. е. восходя от ощущений, впечатлений и конкретно-чувственных представлений к абстрактным общим понятиям, человек выделяет существенное в предметах и явлениях. С помощью трёх присущих ему особенностей - сознания, мышления и речи - он полнее и глубже раскрывает действительную сущность объективного и субъективного мира.

Таким образом, хотя в основе высшей нервной деятельности и животных, и человека лежат общие механизмы, именно указанные выше особенности сделали Homo sapiens сегодняшним венцом эволюции.

Список использованной литературы:

1. Данилова, H.H. Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. -- 478 с.

2. Ждан, А.Н. История психологии: Учебник / А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ,1990. - 367с.

3. Кемп, П. Введение в биологию / П. Кемп, К. Армс; [пер. с англ.]. - М.: Мир, 1988. - 671с.

4. Лейман, Д. Биология без тайн / Д. Лейман; [пер. с англ. и ред. А.Е. Доброчаева]. - М.: Эксмо,2008. - 416с.

5. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3кн. / Р.С. Немов. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - Кн.1. Общие основы психологии. - 688с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общее понятие и особенности функций высшей нервной деятельности человека. История открытия механизмов условных рефлексов и изучение их физиологии И.П. Павловым. Исследование высших функций мозга в трудах философов античности Гиппократа и Декарта.

    реферат , добавлен 17.04.2011

    Сущность понятия "рефлекс". Особенности объективного метода условных рефлексов. Филогенетическое изучение условных рефлексов. Классификация безусловных рефлексов российского физиолога Слонима, английского этолога Темброка. Сущность понятия "доминанта".

    реферат , добавлен 22.09.2009

    Характеристика законов высшей нервной деятельности человека. Особенности процессов возбуждения и торможения, которые лежат в основе деятельности центральной нервной системы. Принцип доминанты. Особенности условных рефлексов и их биологическое значение.

    реферат , добавлен 07.12.2010

    Понятие о высшей нервной деятельности. Биологическое значение и основные условия образования условных рефлексов. Сигнальные системы действительности, возрастные особенности их взаимодействия. Типы высшей нервной деятельности, их физиологические основы.

    презентация , добавлен 03.03.2015

    Методы исследования высшей нервной деятельности. Пример и биологический смысл условного рефлекса. Сходства безусловных и условных рефлексов. Динамический стереотип, закон силовых отношений. Механизмы образования условного рефлекса (По И.П. Павлову).

    презентация , добавлен 23.04.2015

    Особенности биоэлектрических явлений в живых тканях, ионно-мембранная теория происхождения. Классификация раздражителей; изменение возбудимости при возбуждении. Типы высшей нервной деятельности человека, правила и стадии выработки условных рефлексов.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2012

    Роль Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности, объяснении высших функций мозга животных и человека. Основные периоды научной деятельности ученого: исследования в областях кровообращения, пищеварения, физиологии высшей нервной деятельности.

    реферат , добавлен 21.04.2010

    Корково-подкорковые отношения в процессах высшей нервной деятельности. Процесс образования условных связей, участие в этом процессе полушарий головного мозга. Психонервное поведение как одна из сложных форм высшей нервной деятельности животных.

    контрольная работа , добавлен 22.09.2009

    Функции нервной системы в организме человека. Клеточное строение нервной системы. Виды нервных клеток (функциональная классификация). Рефлекторный принцип работы нервной системы. Отделы центральной нервной системы. Учение о высшей нервной деятельности.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Альтруизм как результат естественного отбора. Эпигенетические правила, их связь с влиянием культуры. Оценка инстинктивного поведения животных как эгоистического, альтруистического. Биологическая особенность человека. Отличия сознания человека и животных.

Особенности высшей нервной деятельности человека Принципы и закономерности высшей нервной деятельности являются общими как для животных, так и для человека. Однако высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система.Первая сигнальная система действительности -это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) -это вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней. Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течении многих лет. Слово является средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств.

Со словом “вводится новый принцип нервной деятельности -отвлечение и вместе с тем обобщение бесчисленных сигналов -принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека -науку”. Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель.

Под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы (это лежит в основе внушения и самовнушения). Вторая сигнальная система имеет две функции -коммуникативную (она обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных закономерностей.

Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение. Ко второй сигнальной системе относится слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое.Выше были рассмотрены типологические особенности высшей нервной деятельности.

Они общие у человека и высших животных (четыре типа). Но у людей имеются специфические типологические особенности, связанные со второй сигнальной системой. У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Степень этого преобладания неодинакова.Это даёт основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа: 1) мыслительный; 2) художественный; 3) средний (смешанный). К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой.

У них более развито абстрактное мышление (математики, философы) ; непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах. К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой.Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.). Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми.

Чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом ее от первой сигнальной системы, является нежелательным качеством человека. “Нужно помнить, -говорил И.П, Павлов, -что вторая сигнальная система имеет значение через первую сигнальную систему и в связи с последней, а если она отрывается от первой сигнальной системы, то вы оказываетесь пустословом, болтуном и не найдете себе места в жизни”. У людей с чрезмерным преобладанием первой сигнальной системы, как правило, менее развита склонность к абстрагированию, теоретизации.

Современные исследования высшей нервной деятельности характеризуются развитием интегрального подхода к изучению целостной работы мозга. Мотивация и регуляция поведения. Психические процессы и состояния. Мотивация деятельности и поведения.Понятие деятельности и поведения Деятельность -целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека.

Деятельность -сложная и многоплановая категория, включающая в себя многие стороны взаимодействия человечества с миром. Деятельность определяется внутренними (психическими) и внешними условиями, осуществляется в виде различных способов (систем приемов и операций) , при помощи определенных средств.В онтогенетическом развитии человека обычно выделяются три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд. Но это лишь самая общая классификация видов деятельности.

Из нее выпадает такая важнейшая форма жизнедеятельности человечества, как деятельность по включению человека в систему социальных связей, формирование социально адаптированного поведения. Поведением называется социально значимая система действий человека. Отдельные поведенческие действия называются поступком, если они соответствуют общепринятым нормам поведения, и проступком, если не соответствуют этим нормам.Общественно опасное, уголовно наказуемое, виновное поведение, совершаемое под контролем воли и сознания человека, называется преступлением.

Одной из основных предпосылок преступного поведения являются негативные качества человека: эгоизм, индивидуализм, пренебрежение правами и интересами других граждан, стяжательство, карьеризм, мстительность, жестокость, стремление выделиться в референтной, привлекающей данного человека, группе.Эти качества не являются врожденными, а формируются в зависимости от условий психического развития человека.

Формирование человека -это формирование его потребностей и способов их удовлетворения. Потребности, мотивационные состояния и мотивы деятельности Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита.Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на следующие группы: а) условия, необходимые для жизни и развития человека как естественного организма (отсюда естественные или органические потребности) ; б) условия, необходимые для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для общения, познания и труда) ; в) условия, необходимые для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей.

Потребность -необходимость выравнивания отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического существа, индивида и личности.

Потребности определяют направленность психики данного человека, повышенную возбудимость ее к определенным сторонам действительности. Потребности подразделяются на естественные и культурные. Культурные потребности подразделяются на материальные, материально-духовные (книги, предметы искусства и др.) и духовные. Потребности человека социально обусловлены.В зависимости от того, с каким кругом общественных требований связаны эти потребности, различаются разные их уровни.

Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в определенной соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличительную особенность личности -ее направленность. Но не смотря на значительное разнообразие индивидуальных потребностей личности, можно вычленить основную схему личностных потребностей.Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого поведения одновременно взаимодействует со всеми уровнями -происходит так называемая “сквозная регуляция”, связанная с взаимодействием этих уровней.

Депривация одной из потребностей приводит к деформации личностного поведения в целом.Так например, невозможность удовлетворить потребность в безопасности ведет к повышению уровня тревожности личности, к свертыванию ее возможностей в самореализации; затруднение в удовлетворении физиологических потребностей ведет к понижению когнитивных потребностей и т.д. Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни “вызревают” лишь к моменту достижения индивидом психологической зрелости.

Но будучи сформированными высшие уровни потребности, особенно потребности в самореализации, самоусовершенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Автономизация же отдельных ее уровней ведет к сужению интересов личности, а в ряде случаев к асоциальным способам их реализации.У социализированной личности существует потребность в самооценке, в понимании самого себя, смысла своего существования.

Это имеет большое значение для его адаптации к окружающей среде. Иерархия потребностей человека Потребность в самореализации Когнитивные потребности Потребность в признании, уважении Потребность в привязанностях Потребность в безопасности Физиологические потребности Для нормального социального функционирования необходимо включение человека в деятельность, в которой он находил бы смысл своего существования.Отсюда вытекает потребность в труде, в труде творческом, в котором раскрывались бы основные способности человека.

Отсутствие этой фундаментальной человеческой потребности -основной показатель социальной деформации личности.Органические потребности человека возникают без специального их формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе специального их формирования, воспитания. Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от условий жизни человека, от традиций и господствующих вкусов в данной социальной группе.

Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность сначала исчезает, но затем возникает с большей интенсивностью.Слабые потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими. Возникающие в результате деятельности все новые и новые потребности являются основным стимулом как развития отдельной личности, так и исторического прогресса общества в целом.

Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для ее удовлетоврения имеются или могут быть созданы необходимые средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее они закрепляются. Потребность, с нейрофизиологической точки зрения, представляет собой образование доминанты, устойчивого возбуждения определенных механизмов головного мозга, которые связаны с регулированием необходимых поведенческих актов.

Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение соответствующих нервных центров, побуждающее организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние -мотивацию.Мотивация - обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем) , вызывающих направленную активность организма.

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждении, их усиление или ослабление.Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу). Внешние раздражители становятся стимулами, то есть сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма.

Таким образом, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы -программы поведения - могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано.

Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, “утверждает” данный вид деятельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим -поисковой деятельности.Таким образом, мотивация -индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.

В животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотнесением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации. В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности.Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, потребность оказания помощи другим людям, у третьего -проявить удаль в схватке, отличиться и т.д. Все формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности.

Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем, что они регулируются второй сигнальной системой -словом.К мотивационным состояниям человека относятся установки, интересы, желания, стремления и влечения.

Виды мотивационных состояний: установки, интересы, желания, стремления, влечения Установка -это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта.Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой оно совершается.

Различают следующие виды установок: 1) Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность кисти руки к оперированию большими или малыми предметами). 2) Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего шумового фона). 3) Социально-перцептивная установка -стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности). 4) Когнитивная -познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности допрашиваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные же доказательства отступают на второй план). 5) Мнемическая установка -установка на запоминание значимого материала. Но в большинстве случаев человек осознает необходимые в данных условиях действия, предвосхищает их результаты в идеальных образах, осознает цель этих действий.

Объективные условия поведения осознаются в системе понятий.Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности.

Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений. Интерес (от лат. ” -имеет значение) -избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы определяются доминирующей направленностью личности.Интересы личности обусловлены ее принадлежностью к определенной социальной группе.

Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда она и не осознается.Интерес, как и все психические состояния, существенно влияет на протекание психических процессов, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные) , по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный следователем интерес к какому-либо вещественному доказательству является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является раскрытие всего преступления в целом). Интересы могут быть положительными и отрицательными.

Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. Широта и глубина интересов человека определяет полноценность его жизни.Узость круга интересов, их обусловленность только материальными потребностями, отсутствие полноценных устойчивых интересов нередко лежат в основе преступного поведения.

Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portalus.ru.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

В опытах с животными И.П. Павлов установил, что у некоторых животных положительные условные рефлексы образуются быстро, а тормозные медленно. У других животных, наоборот, положительные условные рефлексы вырабатываются медленно, а тормозные быстрее. У третьей группы животных и те и другие рефлексы вырабатываются легко и прочно закрепляются. Было установлено, что действие тех или иных раздражителей зависит не только от их качества, но и от типологических особенностей ВНД - имеется в виду динамика протекания нервных процессов (возбуждения и торможения) у отдельных индивидуумов. Она характеризуется следующими тремя типологическими свойствами:

1) силой нервных процессов - работоспособностью нервных клеток при возбуждении и торможении;

2) уравновешенностью нервных процессов - соотношением между силой процессов возбуждения и торможения, их сбалансированностью или преобладанием одного процесса над другим;

3) подвижностью нервных процессов - скоростью смены процессов возбуждения и торможения.

В зависимости от сочетания этих свойств выделяются 4 типа ВНД.

Первый тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью (живой тип).

Второй тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, но они не уравновешены, возбудительный процесс преобладает над тормозным, процессы эти подвижны (безудержный тип).

Третий тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью, но малой подвижностью (спокойный тип).

Четвертый тип характеризуется пониженной силой нервных процессов, пониженной их подвижностью (слабый тип).

Т. е. типом ВНД является определенное сочетание устойчивых свойств возбуждения и торможения, характерных для ВНД того или иного индивидуума.

Различные типы ВНД лежат в основе четырех темпераментов: сангвинического, холерического, флегматичес­кого, меланхолического.

Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов обеспечивают более быстрое и эффективное приспособление к обстановке. Если сила нервных процессов недостаточна, то организм страдает от сильных внешних воздействий и неадекватно реагирует на их действие (преувеличивается их значение, возникают срывы нервной деятельности, неврозы).



При недостаточной подвижности нервных процессов

11.) организм не может быстро приспособиться к измененным условиям, для него особенно болезненна ломка стереотипа; она нередко вызывает невротические состояния. Но, как показали исследования И.П. Павлова, сила и подвижность нервных процессов могут возрастать под влиянием тренировки, воспитания, соответствующих условий жизни. Природные конституционные особенности организма могут быть изменены - такой оптимистичный вывод сделал И.П. Павлов, исходя из научно-экспериментальных данных.

Особенности ВНД человека

Рассмотренные выше принципы и закономерности ВНД являются общими для животных и для человека. Однако ВНД человека существенно отличается от ВНД животных. У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система.

Первая сигнальная система действительности - это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) - это вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.

Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течении многих лет.

Слово является средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств. И.II. Павлов: со словом «вводится новый принцип нервной деятельности - отвлечение и вместе с тем обобщение бесчисленных сигналов - принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека - науку».

Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель. Под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы (это лежит в основе внушения и самовнушения).

Вторая сигнальная система имеет две функции - коммуникативную (она обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение.

Ко второй сигнальной системе относится слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое.

Существует 4 типа ВНД (см. выше). Но у людей име

11.) ются специфические типологические особенности, связанные со второй сигнальной системой. У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Степень этого преобладания неодинакова. Это дало И.П. Павлову основание разделить ВНД человека на три типа:

1) мыслительный: К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах.

2) художественный: К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.).

3) средний (смешанный): тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми.

Чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом ее от первой сигнальной системы, является нежелательным качеством человека.

«Нужно помнить, - говорил И.П. Павлов, - что вторая сигнальная система имеет значение через первую сигнальную систему и в связи с последней, а если она отрывается от первой сигнальной системы, то вы оказываетесь пустословом, болтуном и не найдете себе места в жизни».

У людей с чрезмерным преобладанием первой сигнальной системы, как правило, менее развита склонность к абстрагированию, теоретизации.

Итак, выше были рассмотрены основные положения учения И.П. Павлова о ВНД. Многие из этих положений не утратили своей значимости и в наши дни. Однако некоторые из них были уточнены и развиты далее учениками и последователями великого физиолога.

Современные исследования ВНД характеризуются развитием интегрального подхода к изучению целостной работы мозга.

Основное отличие ВНД (высшая нервная деятельность) человека от животных состоит в наличии у человека «чрезвычайного достижения» эволюции — особой системы сигнализации, связанной со словесным обозначением объектов. И.П.Павлов назвал ее второй сигнальной системой.

Первая сигнальная система, общая для человека и животных, связана с восприятием конкретных сигналов окружающего мира, осуществляется всеми органами чувств. Вторая сигнальная система связана с восприятием речи (устной, письменной). Развитие речи и связанного с языком словесно-логического мышления стали на определенном этапе эволюции коренной отличием психической и познавательной деятельности человека от других представителей животного мира. Язык выполняет следующие функции.

  1. Функция обозначения или номинативная функция.Каждое слово в языке обозначает некий предмет, действие, понятие и т.д.
  2. Функция обобщения.Слово есть не только обозначением конкретного предмета, но и обозначением группы предметов, понятий. Функция обобщения тесно связана с абстрактным мышлением.
  3. Функция коммуникации или общения.В понятие коммуникации включает следующие составляющие:

— Информационная функция;

— Образная функция: с помощью слов и интонаций человек может выражать не только мысли, но и чувства.

— Функция волеизъявления.

  1. Регулирующая функция речи связана с способностью словесной информации управлять поведением человека, начиная от простейших форм деятельности, и заканчивая наиболее сложными.Слово может также регулировать деятельность внутренних органов, тонус мышц и т.д.Доктор важно понимать огромную роль слова в медицине: слово может быть как лечебным фактором (психотерапия), так и причиной возникновения так называемых ятрогенных заболеваний.
  2. Функциональная асимметрия коры головного мозга

Экспериментальное обнаружена неодинаковая роль левого и правого полушария в функционировании первой и второй сигнальной систем. У большинства людей (правшей) левое полушарие специализируется на анализе сигналов второй сигнальной системы, а поражения определенных участков коры этого полушария в результате травмы, опухоли или кровоизлияния приводит к тяжелому нарушению языковых функций, узнавания и целенаправленной деятельности. Был сделан вывод о том, что у правшей, а также у 70% левшей, левое полушарие отвечает за развитие абстрактного логического мышления. Правое полушарие отвечает за восприятие, переработку, анализ и синтез сигналов первой сигнальной системы, — то есть непосредственных впечатлений об окружающем мире. Таким образом, существование людей с преобладанием логического или образного типа мышления связано с доминированием коры левого или правого полушария головного мозга.

В связи с тем, что основные центры речи сосредоточены в левом полушарии, данное полушарие стали считать доминантной. Функции правой, субдоминантного полушария, связанные с восприятием невербальных сигналов, пространственных конструкций и других сенсорных сигналов. Восприятие правым полушарием окружающего мира носит сплошной, синтетический характер. Правое полушарие более эмоциогенным и в большей степени связана с подсознательными процессами.

Существует также и эмоциональная мижпивкулева асимметрия. Положительные эмоции у человека связаны в основном с левой, а отрицательные — с правым полушарием. В связи с этим левая половина лица в большей степени отражает негативные, а правая — положительные эмоции.

Необходимо подчеркнуть, что тесная связь первой и второй сигнальной системы, возможность их непрерывного взаимодействия реализуется только благодаря связи обоих полушарий через нервные волокна мозолистого тела, оптического перекреста, передней и задней спаек. Функциональная асимметрия коры больших полушарий возникает только в процессе овладения языком.