Экскурсия Хойан — Дананг — Мишон из Нячанга с Русским Информационным Центром (день первый). Вьетнам. Храмовый комплекс Мишон

Вьетнам сохранил до нашего времени много архитектурных чудес, принадлежавших разным эпохам, остатки ушедших культур. И одно из них – разбросанные по Куангнамской равнине причудливые храмы, объединенные в комплекс, известный под именем руины Мишон недалеко от Дананга.

Загадочная цивилизация чамов

Что мы знаем о тайнах, оставленных нам загадочной цивилизацией чамов (сами они называли себя «тям»)? Этот народ основал целую империю, появившуюся в центральной части современного Вьетнама еще во втором веке. Создавшееся из мелких княжеств государство Тьямпа просуществовало практически до начала восемнадцатого века.

С седьмого по десятый век цивилизация чамов переживала бурный расцвет. Это был «золотой век» для искусства и архитектуры, развивались ремесла, сформировался чамский язык.

Культура чамов была направленной в религиозную сторону. Их творения, в которых чувствовалось влияние искусства Индии, создавались в честь особ из индуистского пантеона и выдерживались в строгих канонических рамках. До нашего времени дошла информация и о странном отношении к пресловутому авторскому праву. Как ни странно, но вся слава и права принадлежали не исполнителю шедевра, а человеку, заплатившему за него деньги.

Столетия войн не пощадили искусство чамов, нам приходится только представлять, какими были их полотна, ковры и расписные вазы. Увы, но даже их удивительные храмы, украшенные причудливыми узорами и надписями, дошли до нас в весьма плачевном виде.

Закат цивилизации чамов пагубно отразился и на храмах, заполнивших Куангнамскую равнину. Религиозная жизнь и потоки паломников полностью прекратились к шестнадцатому веку. Некогда священное место стало приходить в запустение, и, как бы в подтверждение пословицы, возле Мишона стали селиться землепашцы. Новоселы строили дома, используя для своих нужд материалы ветшающих храмов.

Прошло время, земли эти опустели. Природа взяла свое, храмы Мишона постепенно стали частью джунглей, надолго исчезнув с человеческих глаз. Культурное наследие Империи Тьямпа превратилось в архитектурный призрак.

Спящей сказочной принцессе для пробуждения и возвращения к людям понадобился поцелуй принца. А к храмам Мишон, по иронии судьбы, пришел французский священник. На дворе был конец девятнадцатого века, и Жан Брюйер вместе с сопровождавшими его военными первыми увидели, какую красоту скрывают от человечества джунгли Вьетнама.

Новая жизнь храмов Мишон

Колониальные власти проявили большой интерес к наследию Империи Тьямпа. С конца девятнадцатого века и до середины сороковых годов минувшего столетия проводилось изучение храмового комплекса. К уцелевшим храмам и руинам отправляли экспедиции, возглавляемые французскими учеными.

Успешные работы по исследованию чамской архитектуры прервали войны. Годы сражений принесли храмовому комплексу больше разрушений, чем века забвения в объятиях вьетнамских джунглей.

Как выглядели строения до , можно увидеть только на старинных стереофотографиях и на рисунках Анри Парманье. Пять лет понадобилось ученым из интернациональных польско-вьетнамских экспедиций для исследования и составления подробного отчета о состоянии старинных храмов. Энтузиасты очистили местность от джунглей и мусора, провели работы по восстановлению более-менее уцелевших зданий. Для этого была выработана методика, позволяющая эффективно укреплять кладку портландцементом.

В середине девяностых годов храмовый комплекс сделали доступным для туристов, а в самом конце века Мишон был официально признан архитектурной жемчужиной Вьетнама и попал в списки ЮНЕСКО.

Храмы на дне озера

Так как же появился целый город из храмов? Восемь столетий Мишон был одной из имперских столиц. Ученые подсчитали, что в небольшом пространстве долины чамы возвели около семидесяти храмов.

Коронованная особа Бхадраварман I специально искал атмосферное и уединенное место для возведения индуистского храма. Оно нашлось в центре весьма небольшой круглой долины возле селения Митхо. Ровная поверхность когда-то была дном озера, в наше время из водных артерий остался один ручей, огибающий храмовые строения и руины.

Храмы в честь Шивы и Вишну, а также усыпальницы для монархов Тьямпы, возводились из особых кирпичей, для прочности к ним добавляли скрепляющий состав из сахара и меда. Храмовый комплекс быстро стал духовным местом царства. Здесь хоронили монархов и проводили праздничные церемонии в честь высших богов.

Туристы могут зайти внутрь уцелевших храмов и башен, спуститься в королевские склепы. Здесь сохранились аутентичные украшения, изразцы и изваяния. По территории комплекса разбросаны статуи богов, камни с непонятными надписями.

Дорога от Дананга до храмового комплекса занимает около двух часов. Добраться можно на экскурсионном автобусе с группой туристов, заранее приобретя тур, или заказав такси. В последнем случае, такси желательно заказывать на все время прогулки по Мишону. Иначе таксист просто уедет, и потом придется решать проблему с обратной дорогой.

Храмовый комплекс, с его руинами, это не парк, тут понадобится хорошая обувь, надежно защищающая ноги от обломков камней, плюс здесь много насекомых. В жаркие месяцы нужно позаботиться о воде и защите от солнца, тень здесь, разумеется, есть, но не будешь же постоянно прятаться в тени одного здания.

Туристическая инфраструктура пока только развивается, достопримечательность все еще готовят для посетителей. Но уже можно прокатиться по территории Мишона на бесплатном электротакси, оно стартует от ближайшей парковки. Правда, ввиду плохой расчистки, открытые автомобили катаются по ограниченной территории.

Несмотря на не самую большую известность и популярность исторического комплекса, здесь бывает большой наплыв туристов. В основном экскурсионные автобусы начинают прибывать к храмам после полудня, соответственно, во второй половине дня территория заповедника бывает перенасыщена экскурсантами, переходящими от одного строения к другому.

Чтобы в полной мере насладиться тишиной и архитектурным наследием древних чамов, лучше приезжать в Мишон как можно раньше. Это место пропитано какой-то особой энергетикой древней культуры и окружающих джунглей, и лучше бродить в одиночестве.

Перед входом в храмовый комплекс часто устраивают танцевальные шоу. Красавицы в национальных нарядах изображают дев-апсар, еще можно увидеть танцы народа Чампа.

В Интернете можно найти весьма противоречивые отзывы о руинах Мишон в Дананге. Одни туристы восхищаются увиденными старинными храмами, скульптурами и прочими творениями древней цивилизации чамов. Плюс отмечают общий исторический и энергетический фон затерянного в джунглях города. Другие видят в Мишоне только руины и развалины, оставшиеся от бомбардировок.

Тем не менее такое уникальное место – частичку древней азиатской культуры и цивилизации чамов – стоит посетить во время отдыха во Вьетнаме.

Мишон (M? S?n) – это внушительный храмовый комплекс, а точнее, его живописные руины в центре Вьетнама. Мишон – это одна из немногих достопримечательностей, оставшихся от империи Чампа, храм был духовным и культурным центром с 4 по 12 век.

Каждое сооружение в комплексе Мишон, несмотря на свое бедственное полуразрушенное состояние, хранит остатки былого величия и красоты. Изящная архитектура, сложные узоры на стенах и потолках, колонны и ступенчатые возвышения, — храмы смотрятся еще более внушительно и прекрасно, потому что расположены в диких джунглях. Сочетание грубого обработанного камня с нетронутой живой природой всегда было до странного гармоничным.

Интересные факты

  • В 1999 году храм Мишон был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Так как культура Чампа находилась под влиянием Индии , Мишон выполнен в архитектурном стиле, характерном для этой страны .
  • Изначально святилище состояло из 70 зданий, но на сегодняшний день их сохранились лишь 25.
  • Французские историки называют Мишон «Долиной королевской династии», так как большинство башен было возведено в честь королей чамов.
  • Каждая башня символична: ее основание – это мир людей, башня – мир духов, а лотосообразная верхняя часть – связь между этими двумя мирами.

Как добраться

Руины расположены в самом сердце Вьетнама, так что добраться до них будет не так просто.

  • Недалеко от храмового комплекса расположен аэропорт внутренних рейсов An Hoa. Вы можете из любого курорта прилететь на 30-40 минут в Duy Xuyen District, провинции Quang Nam и далее добраться на такси, либо на арендованном мотобайке до достопримечательности . Поездка займет всего около 10 минут.
  • Также, вы можете доехать на арендованном транспортном средстве из близлежащих приморских городов.
  • Чаще всего туристы посещают Мишон не самостоятельно, а в рамках групповой экскурсии. Это намного удобнее, ведь вас доставят в комфортабельном автобусе до руин, а гид расскажет множество интересных исторических фактов. Но в последнее время все больше путешественников предпочитает знакомиться со страной самостоятельно и обособленно от туристических групп.

Контакты

Адрес: Duy Ph?, Duy Xuy?n, Qu?ng Nam, Вьетнам

Белые дюны – уникальные пески в тропическом Вьетнаме Белые дюны – это одна из невероятных природных достопримечательностей Вьетнама. Они представляют собой бескрайние пустынные равнины, покрытые молочно-белым и нежно-желтым мелким и чистым песком.

После нескольких поездок во Вьетнам сложилось впечатление, что стране нечего предложить туристам в качестве исторических достопримечательностей. Все уничтожено либо при переходе на коммунизм, либо американскими бомбежками. Цитадель Хюэ и гробницы императоров , конечно, производят впечатление, но это никак не наследие древности, а столицы Вьетнама вообще начисто лишены каких-то артефактов далекой истории.

Все же такие места во Вьетнаме есть, правда относятся они к культуре не имеющей отношения к вьетнамцам, а к древнему народу Чампа (Тямпа) правившему центральным и южным Вьетнамом в 5-16 веках н.э. Чампа, подобно Бали, являлась осколком древней влиятельной культуры, исповедовавшей индуизм, населявшей большую часть ЮВА в начале-середине 1-го тысячелетия,

Одним из памятников этой ушедшей в историю империи является Мишон (или Мисон - My Son Sanctuary), расположенный недалеко от Дананга и Хойана . Мишон начали строить в 4 веке н.э. и продолжали строить и обновлять до 14в пока вся эта территория не перешла под контроль вьетнамцев, после чего Мишон был заброшен, забыт и практически уничтожен американскими бомбардировками. Эти храмы, как это ни странно для этих мест, построены последователями индуизма и посвящены Шиве.

На общественном транспорте до Мишона добираться сложновато, многие не брезгуют поехать в Мишон в лучших вьетнамских традициях на мотобайке, но из Дананга это будет слишком утомительно, ничего особо живописного в дороге на Мишон нет, по этому мы ограничились такси через сервис hoianprivatecar.


Мишон теперь является объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО и тут все организовано очень цивильно с парковкой, электрокаром от нее до храмов, музеем и, естественно, платой за вход - 150 тыс. донгов.


Все памятники понятно размечены на английском. Территория не такая большая, но походить придется. У нас на то чтобы облазить руины ушло 2,5 часа.
Еще при первой попытке реставрации Мишона французами руины храмов были разбиты на группы по их расположению: наиболее изученные и сохранившиеся группы A, A", B, C, D, E, F, и G и все еще поглощенные джунглями группы H, K, и L. Если следовать указателям на плане, то тропа образует полный круг, но мы заметили, что местные жители сразу напрямую идут к наиболее сохранившимся группам BCD.


Мы последовали по указателям через аккуратно высаженную аллею. Природа здесь напоминала лаосский Пхонсаван .


От храма, обозначенного на схеме буквой К, практически ничего не осталось, а храм N мы так вообще не заметили, по этому эта длинная часть тропы особого интереса не представляет.

В северном конце тропы сконцентрировано большинство сохранившихся групп руин.

Группы F и E немногочисленны и очень плохо сохранились.


Во главе любой группы стоял основной храм, остальные постройки имели вспомогательное значение. Так видимо идет реставрация.


Реставрировать есть что. Всего французы нашли и описали 71 храм, при ковровых бомбардировках Вьетнамской войны 50 из них были практически полностью уничтожены. Воронки от бомб особенно заметны вокруг храмов групп F и Е.


На закладных камнях следы то ли от пуль то ли от шрапнели.

Чамы в культурном плане зависели от индийской культуры и религии, которая проникала к ним вместе с торговыми потоками из Сиама и Камбоджи. Мишон в архитектурном стиле родственен до-ангкоровским памятникам кхмеров (Rolous Group, Bakong), индуистским памятникам на яванском плато Диенг, мьянмарскому Багану .

Например, практически точно такая же коровка приковала наше внимание в Сием Реапе при осмотре храма Преа Ко (Preah Ko) в группе Ролуос.



Единственная увиденная нами в Мишоне скульптура.
Уцелевшие закладные камни служат одним из основных источников информации о Мишоне для ученых.


Группа G была построена в 12-м веке, может поэтому выглядит она более сохранившейся. Построена эта группа храмов на холме, что ученые считают заимствованием из Кхмерской архитектуры.


Храм отлично смотрится на расчищенном возвышении на фоне зеленых холмов и, вероятно, уже прошел какую-то реставрацию.


Основной храм украшен барельефами.


И с каждого угла его охраняет Гаруда, которую часто можно встретить в архитектуре яванской версии индуизма.


С утра в Мишоне устраивают традиционные чамские танцы. Не знаю какую ценность они представляют с культурной точки зрения, но смотрятся в декорациях храма они весьма органично.



Чамы даже в этническом плане очень далеки от вьетнамцев и представляют собой ответвление австронезийского этноса, даже их язык принадлежит другой группе и более схож с коренным яванским или малайским.
После падения империи Чампа, чамы переселились в Камбоджу, большая популяция продолжает проживать во Вьетнаме, по воле времени чамы теперь исповедуют ислам, но традиционные индуистские обряды по прежнему живут из поколения в поколение.

Руины Мишона представляют собой настоящий город-музей государства Чампа. Руины Мишона в 1999 году были занесены ЮНЕСКО в список исторического наследия. В окрестностях Дананга туристы смогут увидеть развалины 17 башен и храмов 13 – 14 веков, которые нередко сравнивают с древней столицей Таиланда Аютайя и комплексом Ангкор-ват в Камбодже, несмотря на более скромные масштабы.

История комплекса Мишон

То, что сейчас стало руинами Мишон, при строительстве посвящалось индуистскому богу Шиве и использовалось до 14 века. История этого места была крайне насыщена: здесь проходили все значимые религиозные обряды и церемонии, в которых принимали участие выдающиеся люди того времени и монархи королевства Чамов. В то время здесь насчитывалось до семи десятков разнообразных религиозных построек и храмов. В годы кровопролитной вьетнамской войны руины Мишона были практически стёрты с лица земли, однако, несмотря на это, для верующих это место продолжает оставаться почитаемой святыней, а для туристов – быть одной из главных достопримечательностей этой части Вьетнама.

Руины Мишон сегодня

Комплекс Мишон близ Дананга сегодня занимает довольно обширную территорию. При входе, в здании, где продаются билеты, работает музей, посвящённый истории Мишона. Здесь посетители могут посмотреть на несколько экспонатов, карты, документы и описания на английском языке. Перед тем, как отправиться к руинам Мишон, стоит заглянуть в музей, чтобы иметь представление об этом древнем комплексе. Передвигаться по территории комплекса удобно, используя карту, которая напечатана на обратной стороне входных билетов. Все храмы и постройки обозначены буквами латинского алфавита A,B,C,D и так далее, но доступны для посещения только некоторые из них. Самыми популярными являются руины, отмеченные на карте буквами B, C, D, а группа A представляет собой лишь груды камней и холмы, поросшие травой. По состоянию на 2013 год храмы E, F находятся на реставрации, G – закрыты, а к L просто нет даже прохода. Все группы объектов располагаются друг от друга на расстоянии не больше ста метров, поэтому на осмотр и фотографии понадобится не больше часа. Так же на территории руин Мишон сегодня располагается культурный центр, где туристы могут посмотреть традиционное Чамское шоу с песнями и танцами. Его показывают ежедневно в 09-30, 10-30 и 14-30. Культурный центр располагается на пути от входа к самим руинам, поэтому не заметить его не возможно.

Полезная информация

Часы работы : руины Мишона открыты для посещения ежедневно с 06-30 до 16-00
Стоимость посещения : входная плата за посещение комплекса оставляет 100 000 вьетнамских донгов (около 5$). Однодневная экскурсия из Дананга обойдётся в 180 000 донгов (около 9$) уже с учётом входной платы в комплекс. Парковка около комплекса стоит 2 000 донгов (0,1$).
Как добраться : обычно в Мишон туристы отправляются в составе экскурсионной группы, однако доехать сюда можно и самостоятельно, взяв такси на целый день (примерно 20$) или арендовав мотоцикл (около 6$ в день). Мишон находится в 80 километрах от Дананга, и по пути встречаются указатели. Съезд с трассы к руинам также отмечен большим и заметным стендом-указателем.

Камбоджийская святыня Ангкор Ват известна во всем мире и десятки тысяч туристов ежегодно приезжают в Камбоджу, чтобы побывать в самом известном и большом храмовом комплексе в мире.
Но далеко не все знают о существовании еще одного храмового комплекса, который по значению в индуистской религии приравнивают к знаменитому Ангкор Вату. Это Мишон - храмовый комплекс империи Чампа, который находится в центральном Вьетнаме.
К сожалению, простоявшие более 1000 лет храмы и башни Мишона были беспощадно разрушены американскими бомбардировками во время Вьетнамской войны в 1969 году. 50 из 70 построек. Практически полностью.
Нет слов...


2. Развалины храмового комплекса Мишон находятся в джунглях провинции Куангнам, примерно в 50 км на юго-восток города Хойан.
Находясь более 4 веков в забвении под покровом джунглей, Мишон был случайно обнаружен группой французских археологов в 1885 году.
В 1999 году Мишон включили ЮНЕСКО в Список всемирного культурного наследия и здесь начались активные исследовательские работы и работы по обустройству комплекса для возможности посещения туристами.

3. Между IV и XIII вв. в этом районе Вьетнама сложилась уникальная цивилизация, духовные основы которой были тесно связаны с индуизмом.
Чамы, или тямы ̣(cham - по-вьетнамски, а русское произношение разнится) изначально были индуистами, поклонялись Шиве и считали себя последователями Шиваизма, но после 10-го века что-то изменилось, и их религия стала больше похожа на ислам. Все их храмы и найденные реликвии говорят о том, что чамы были индуистами, более поздние постройки доказывают присутствие в их жизни ислама.
Мишон был столицей империи Чампа с 4-го по 12-й века.

4. Как же появился Мишон?
В V веке знаменитый чамский король Бхадравакман I решил найти спокойное, укромное место для того, чтобы построить храм для восхваления культа индуистских божеств. Храмовый комплекс Митхо построили в распадке между горами, недалеко от одноименной деревни.

5. Были возведены около 70 сооружений - храмы и башни, посвященные богам Шиве и Вишну, а также королевские усыпальницы. В каждой усыпальнице были установлены стелы, на которых были выгравированы имена, даты жизни и достижения королей и членов королевского двора, имевших заслугу строительства этого храмового комплекса.
Впоследствии Мишон стал также местом поклонения королевским династиям чамов

6. Самая известная башня высотой 24 метра была украшена скульптурами львов и слонов. Она была разрушена во время войны в 1969 году американскими бомбардировками. В ходе этих бомбардировок были полностью или частично разрушены 50 из 70 храмов, описанных в первой половине 20-го века археологами из Французского института Дальнего Востока.

7. Мишон был религиозной святыней до 13 века, потом государство Чампа было полностью уничтожено современными вьетами, остались лишь небольшие группы, которые до сих пор живут в горах центрального и северного Вьетнама. Соответственно, и про эти храмы практически забыли

8. По мнению некоторых исследователей, святилище Мишон было духовным центром древнего чамского государства, подобное тому, что сейчас сохранилось в Камбодже - знаменитые храмы Ангкор Ват. Здешние храмы и башни действительно очень похожи на Ангкор Ват, а в архитектуре четко видны изображения индийских богов

9. Изображений богов довольно много, они разные, а некоторые из них не имеют лиц

10. При внимательном взгляде на фигуры складывается ощущение, что лица "извлекли" из стен, заменив их "пустышками"

11. Впрочем, это касается не только отсутствующих лиц

12.

13.

14. Во многие усыпальницы сейчас можно попасть внутрь

15. Некоторым из них удалось сохраниться даже после американских бомбардировок, некоторые были отреставрированы

16. Одинаковых усыпальниц здесь нет. Кажда из них отличается от соседней

17.

18. Сейчас все храмовые сооружения Мишона почти полностью разрушены, остались только их основания. Комплекс состоит из нескольких групп храмов, но только один из них имеет четкие черты. В нем четко угадываются башни, а постройки сохранились практически в первозданном виде

19. Во время вьетнамской войны ВВС США их нещадно бомбили, т.к. у американского командования были предположения, что в Мишоне находится штаб вьетнамских партизан.
Большую часть уцелевших фигур танцовщиц и индуистских богов перевезли в Музей чамской скульптуры в Дананге.

20. Некоторые фигуры можно увидеть не только в Дананге, но и здесь, в Мишоне.
Несколько бывших усыпальниц оборудованы в экспозиции найденных на территории Мишона фигур и скульптур

21.

22.

23.

24. В этой архитектуре сохранилось очень много разных лингамов, в том числе и самый главный, как символ деторождения и поклонения богу Шиве.
О лингамах я в отдельно сюжете

25. Туристов в Мишоне совсем немного, что меня, как фотографа, несказанно порадовало.
Нечасто бывает в наше время так, что ты спокойно сможешь фотографировать в в подобных развалинах сосем без толп людей

26. Главная башня Мишона

27. Помимо центрельной группы храмов некоторые заросшие растительностью башни можно найти и на некотором удалении

28. Всего таких групп 6.

29. Индийские орнаменты на остатках храмовых стен

30. Что еще стоит отметить, так это то, что несмотря на то, что объект находится под охраной ЮНЕСКО, ходить можно везде. трогать можно все. Никаких заборов, оград, запретов и т.д.

31. По некоторым постройкам видно, что их ретаврировали - вместе со старой кладкой заметен свежий кирпич

32. Но природные и климатические факторы в этих краях быстро сделают свое дело и через десяток-другой лет "обновления" станут совершенно незаметны

33. Башня после реставрации

34. А вот так вьетнамцы реставрируют разрушенный башни. Под навесом, защищая от дождя и ветра, аккуратно и тщательно...

Официальным партнером является компания