Что значит читать 12 евангелий. Молитвы на каждый день. Последование Царских Часов

МОСКВА, 5 апр — РИА Новости, Алексей Михеев. В четверг Страстной недели во всех православных храмах вспоминают важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, когда Иисус Христос установил таинство причастия (евхаристии, что в переводе с греческого означает "благодарение"). Это ключевой день церковного года, в который всех верующих призывают утром прийти в храм и "причаститься Крови и Тела Христовых", а вечером выслушать чтение двенадцати отрывков из Евангелия, рассказывающих о последних часах земной жизни Христа. Нужно ли в этот день красить пасхальные яйца, печь куличи и зачем патриархи моют ноги простым священникам — в материале РИА Новости.

С огоньком и чистыми ногами

Евангелие от Матфея описывает, как во время трапезы Иисус взял хлеб, благословил его и, преломив, раздал ученикам со словами: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое". А затем подал апостолам чашу с вином и сказал: "Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Прошло почти две тысячи лет, но каждый год даже не очень церковные люди в Великий четверг идут в храм, чтобы исполнить этот завет Христа.

После утренней литургии в церкви вспоминают еще один момент Тайной вечери: перед праздничной трапезой Христос, уподобившись слуге, вымыл ноги сначала апостолу Петру, а затем и всем остальным своим ученикам. В некоторых протестантских общинах вплоть до XX века считалось, что, не повторив Его поступок перед евхаристией, человек теряет спасение.

В Иерусалиме на площади перед храмом Гроба Господня патриарх Феофил по традиции омоет ноги 12 монахам. А патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит этот удивительный чин в храме Христа Спасителя в Москве.

Вечером вспоминают уже события Страстной пятницы — самого скорбного дня церковного года. В храмах совершается служба "двенадцати Евангелий" — на ней читают 12 отрывков из четырех новозаветных текстов, описывающих последние часы земной жизни Христа: как Его схватили, судили, били и распяли. Вспоминают и Его последнюю беседу с учениками в Гефсиманском саду, и "моление о чаше", когда Он просил Отца Небесного избавить Его от "этой чаши" страданий, и казнь на Голгофе, и погребение. Всю эту длинную службу священники и прихожане стоят в храме с зажженными свечами. Потом их не гасят, а, по традиции, стараются принести домой и сохранить их огонь в лампадах до Пасхи.

В ожидании главного

Однако, несмотря на весь драматизм последних дней Страстной недели, все в вечернем богослужении четверга указывает на то, что распятие — это еще не конец истории, что торжества смерти не будет и жизнь все равно победит.

"Когда мне было 18 лет и я служил в армии, Великий четверг выпал на 1 мая. Центр Москвы должны были перекрыть на весь день из-за парада и демонстраций. Прекращался доступ и в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, куда я ходил с детства и где прислуживал с 15 лет. И тогда владыка Питирим (митрополит Питирим (Нечаев). — Прим. ред.) решил ночью служить литургию Великого четверга, а потом, после небольшого перерыва, утреню с чтением 12 Евангелий", — вспоминает глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

Он ночью приехал в храм. Она "была тихая и теплая, и храм, наполненный светом, сиял среди ночи, как какой-то сказочный дворец. А то, что происходило внутри храма, передать словами невозможно: это было "небо на земле". Это было, вероятно, то, что испытали посланцы князя Владимира в десятом веке, когда присутствовали за богослужением в храме Святой Софии в Константинополе. Вернувшись на Русь, они так описали пережитое: "И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми".

По словам митрополита, заменить подобный опыт нельзя никакими рассуждениями о "Боге в душе" и "высшем разуме".

Куличи подождут

Что касается куличей, творожных пасх, крашеных яиц, подарков к празднику, предпраздничной уборки, даже в храме, то все эти хлопоты лучше всего закончить заранее, чтобы на Страстной только ходить на службы, убежден настоятель подмосковного храма в честь иконы Божией Матери "Державная" священник Николай Булгаков.

Он помнит, как однажды в Москве архиепископ Киприан (Зернов) сказал своим прихожанам: "Если вы хоть одну службу Страстной седмицы пропустите, Господь ваших куличей не примет".

А службы в эти дни совершают дважды в день — утром и вечером, в Страстную пятницу — даже три раза. И за первые три дня Страстной единственный раз в году полностью прочитывают все четыре Евангелия.

"Излишние мысли в сторону того, что поесть и попить, колбасные и творожные "выверты" сознания свидетельствуют: мы мало понимаем, что такое пост, Евангелие и Кто такой Христос. Страстная неделя требует отнятия внимания от второстепенного. Если и возрождать что-то в церковной традиции, то делать это нужно не с точки зрения "священного" быта, а надо начинать с глубоких переживаний христианской общиной всех событий Страстей Христовых. Ну а быт — так или иначе — будет добавлен, оформлен и украшен: окна будут чистыми, занавески свежими, яйца сваренными и выкрашенными", — рассуждает известный проповедник протоиерей Андрей Ткачев.

Ужас апостолов

Весь смысл богослужений Страстной, по глубокому убеждению священника, заключается даже не в воспоминаниях о страданиях Христа, а в непосредственном и личном переживании всех событий Его жизни в последнюю неделю перед казнью.

"В воскресенье (Вербное, когда Он въезжал в Иерусалим за неделю до Пасхи. — Прим. ред.) народ кричал ему: "Осанна Сыну Давидову!", в среду блудница помазала Христа миром, в четверг Господь установил таинство евхаристии, потом молитва в Гефсиманском саду, взятие под стражу, хождение к Пилату, Ироду и обратно, битье, издевательства, ночной суд, распятие, покой субботы и утро первого дня Воскресения. А потом все распрямилось, как пружина, — и вот весь мир живет уже две тысячи лет благодаря тем событиям, зная или даже не зная об этом", — продолжает Ткачев.

Если бы Страсти Господни продолжились хоть на один день, никто бы не выжил, считает священник. Апостол Петр был на грани безумия от скорби и собственного предательства, Иуда повесился, не дотерпел до Воскресения. Все были перепуганы, растеряны, находились в ужасной скорби. Если бы Господь воскрес на пятый день, Он не нашел бы ни одного апостола, уверен отец Андрей. "Это для нас сегодня покой Великой субботы разбавлен знанием о грядущем Воскресении, а ужас распятия скрашен пониманием того, что Христос на самом деле жив. Но апостолы же этого не знали наверняка!" — заключает он.

На самом деле апостолы все знали. Но, наверное, так и не смогли поверить до конца. "Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" — так записал слова Христа его любимый ученик Иоанн.

Вечером в Великий четверг совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12 Евангелий, как обычно называют это богослужение: все оно посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Иисуса Христа.

Митрополит Антоний Сурожский

Вечером или поздней ночью в Страстной четверг читается рассказ о последней встрече Господа Иисуса Христа со Своими учениками вокруг пасхального стола и о страшной ночи, одиноко проведенной Им в Гефсиманском саду в ожидании смерти, рассказ о Его распятии и о Его смерти…

Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел!.. Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы Спасителем нашим; но какой ценой обходится любовь!

Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. Но обыкновенно человек просто беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное.

Своим ученикам Христос до этого сказал: Никто жизни у Меня не берет - Я ее свободно отдаю… И вот Он свободно, но с каким ужасом отдавал ее… Первый раз Он молился Отцу: Отче! Если Меня может это миновать - да минет!.. и боролся. И второй раз Он молился: Отче! Если не может миновать Меня эта чаша - пусть будет… И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: Да будет воля Твоя…

Мы должны в это вдуматься: нам всегда - или часто - кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом…

И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им - они не знают, что творят…
Вот чему мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид - перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей…

Вечером 13 апреля 2017 года, в канун пятницы Страстной седмицы, преосвященный епископ Троицкий Панкратий, игумен Валаамского монастыря, совершил утреню Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Служба 12 Евангелий, как обычно называют это богослужение: все оно посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Иисуса Христа. По Уставу, Евангелия должны читаться поздно ночью, ближе к полуночи. Но в современных условиях эту службу совершают раньше – вечером.

«Вечером в Страстной Четверг совершается служба, которую можно было бы назвать «Моление в Гефсимании». Мы выходим на середину храма, точно в Элеонский сад. Мы читаем двенадцать Страстных Евангелий, вспоминая как Христа схватили, судили, убили. Это длинная и утомительная служба. Но это наше бодрствование со Христом! В руках у нас зажженные свечи, мы утомлены, но мы говорим: «Господи! Я тебя в эти минуты не оставлю, я не засну…»

В промежутках между чтениями Евангалий хор монастыря пропел 15 антифонов, дополняющих и поясняющих течение евангельских событий. Именно в сопереживании Христу смысл антифонов этой службы. Текст их составлен, вероятно, в V веке. Но еще раньше, во II веке исполнялось самое раннее из дошедших до нас памятников христианской литургической поэзии – поэма св. Мелитона Сардинского «О Пасхе». Текст ее лег в основу антифонов, которые пелись на протяжении 15 столетий, сначала в Византии, потом на Руси.

Митрополит Антоний Сурожский:

"Вечером или поздней ночью в Страстной четверг читается рассказ о последней встрече Господа Иисуса Христа со Своими учениками вокруг пасхального стола и о страшной ночи, одиноко проведенной Им в Гефсиманском саду в ожидании смерти, рассказ о Его распятии и о Его смерти…

Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел!.. Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы Спасителем нашим; но какой ценой обходится любовь!

Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. Но обыкновенно человек просто беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное.

Своим ученикам Христос до этого сказал: Никто жизни у Меня не берет – Я ее свободно отдаю… И вот Он свободно, но с каким ужасом отдавал ее… Первый раз Он молился Отцу: Отче! Если Меня может это миновать – да минет!.. и боролся. И второй раз Он молился: Отче! Если не может миновать Меня эта чаша – пусть будет… И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: Да будет воля Твоя… Мы должны в это вдуматься: нам всегда – или часто – кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом…

И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят…
Вот чему мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид – перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей…"

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ В СРЕТЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Четверг Страстной седмицы Великого поста. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Сретенский монастырь. Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. Хор Сретенского монастыря.

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/12_evangeliy_010410-04f927.mp3
Продолжительность 182:41 мин.

На этом богослужении читаются: 1 Кор.11, 23-32. Мф.26, 1-20. Ин.13, 3-17. Мф.26.ю 21-39. Лк.22, 43-45. Мф.26, 40-27, 2.

А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках.

Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.

В этом очень особом и скорбном богослужение, которое бывает только раз в году Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя.

Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

Тут собраны последние таинственные речи Христовы и сжато на коротком пространстве все это страдание Богочеловека, Которому внимает душа «смущаясь и дивясь». Земное соприкасается с вечностью небесной, и каждый, кто стоит в этот вечер со свечей в храме, незримо присутствует на Голгофе.

Мы ясно увидим, как наступила ночь моления в том самом Гефсиманском саду, ночь когда решалась судьба всего мира на все времена. Сколько внутренних мук и какое предсмертное истощение должен был Он в это время испытать!

Это была ночь, подобной которой не было и не будет среди всех дней и ночей стояний мира, ночь борений и страданий самых лютых и неизобразимых; это была ночь изнеможения — сначала святейшей души Богочеловека, а затем и безгрешной плоти Его. Но нам всегда или часто кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом…

Это была ночь воплей и слезной коленопреклонной молитвы пред Отцом Небесным; эта священная ночь была страшна для самих Небожителей…

В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. «Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? — говорится здесь. — От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился.»

«Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну — желчь, за воду [в пустыне] -уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную.»

А мы сейчас стоим с заженными свечами… Где мы находимся в этой людской толпе? Кто мы? Мы обычно избегаем ответа на этот вопрос, возлагая вину и ответственность на кого-то другого: вот если бы я был в ту ночь. Но увы! Где-то в глубине совести мы знаем, что это не так. Мы знаем, что ненавидели Христа не какие-то изверги… нескольким штрихами Евангелие рисует нам бедного Пилата — его испуг, его чиновничью совесть, его трусливый отказ поступить по совести. Но разве не совершается то же самое и в нашей, и в окружающей нас жизни? Разве не присутствует Пилат в каждом из нас, когда приходит час сказать решительное нет неправде, злу, ненависти, несправедливости? Кто мы?

И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им — они не знают, что творят…

И в память об этом часе, когда сердце человеческое сливалось со страдающим сердцем Божества, люди приносят с собою горящие свечи, стараясь донести их до дома и поставить горящими перед домашними иконами , чтобы по благочестивой традиции освятить им дома.

Крестики рисуют копотью на косяках двери и на окне.

И эти свечи будут потом хранить и зажгут в час разлучения души от тела. Даже в современной Москве вечером в Великий Четверг можно видеть огненные ручейки от горящих свечей, которые пра-вославные прихожане несут из храма домой.

Страстные Евангелия:

1) Ин. 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них).

2) Ин.18:1-28 (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны).

Это Я сказал вам, чтобы вас не ввели в соблазн. Будут отлучать вас от синагог; но приходит час, когда всякий, кто убьет вас, будет думать, что он приносит службу Богу. И это они будут делать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Но это Я сказал вам, чтобы вы помнили, когда придет тому час, что о том Я сказал вам. А не сказал вам этого сначала, потому что был с вами. Теперь же иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но от того, что Я это высказал вам, печаль наполнила ваше сердце. Но Я истину говорю вам: лучше вам, чтобы Я ушел. Ибо, если Я не уйду, Утешитель не придет к вам; если же пойду, пошлю Его к вам. И придя, Он явит миру его заблуждение о грехе, и о праведности, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о праведности же, что Я к Отцу иду, и больше вы не видите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею вам сказать, но теперь вам не под силу. Когда же придет Он, Дух Истины, Он введет вас во всю истину, ибо Он не будет говорить от Себя, но будет говорить то, что слышит, и грядущее возвестит вам. Он Меня прославит, оттого что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, Мое. Поэтому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. Недолго уже, и вы не видите Меня, и опять недолго, и вы увидите Меня. Сказали тогда некоторые из учеников друг другу: что это Он говорит нам: “недолго уже, и вы не видите Меня, и опять недолго, и вы увидите Меня”, и: “Я иду к Отцу”? Итак, они говорили: что это такое, что Он говорит: “недолго”? Не знаем, что Он говорит. Узнал Иисус, что хотели Его спрашивать, и сказал им: о том ли вы рассуждаете друг с другом, что Я сказал: “недолго уже, и вы не видите Меня; и опять недолго, и вы увидите Меня”? Истинно, истинно говорю вам: вы будете плакать и рыдать, а мир будет радоваться; вы печальны будете, но печаль ваша в радость обратится. Женщина, когда рождает, печаль имеет, потому что пришел час ее; когда же родит дитя, уже не помнит скорби от радости, что родился человек в мир. И вы теперь печаль имеете; но Я снова увижу вас, и возрадуется ваше сердце, и радости вашей никто не отнимет у вас. И в тот день вы Меня не спросите ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: если о чем попросите Отца, даст вам во имя Мое. Доныне вы не просили ни о чем во имя Мое: просите и получите, чтобы радость ваша была полна. Это Я в притчах сказал вам: наступает час, когда Я уже не в притчах буду говорить вам, но открыто об Отце возвещу вам. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду молить Отца о вас. Ибо Сам Отец любит вас, потому что вы Меня возлюбили и уверовали, что Я от Бога исшел. Исшел от Отца и пришел в мир; снова оставляю мир и иду к Отцу. Говорят ученики Его: вот теперь Ты открыто говоришь, и притчи никакой не говоришь. Теперь мы знаем, что Ты знаешь все, и не имеешь нужды, чтобы кто Тебя вопрошал. По этому веруем, что Ты от Бога исшел. Ответил им Иисус: теперь веруете? Вот приходит час, и пришел, что вы рассеетесь, каждый к себе, и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Это сказал Я вам, чтобы вы во Мне мир имели. В мире скорбь имеете; но дерзайте: Я победил мир.