Что обозначает пятиконечная звезда на гербе ссср. О происхождении большевистской символики

Что означает пятиконечная звезда и откуда она взялась в советской символике? Кто предложил и почему использовать пятиконечную зв

Пятиконечная звезда, или «пентакль», известна с глубокой древности – ее как символ защиты, охраны и безопасности использовали в своих тотемах и ритуальных рисунках еще первобытные люди, а также представители самых ранних цивилизаций на территориях современной Турции, Греции, Ирана и Ирака. Она была почитаемой эмблемой также у японцев и американских индейцев. У саамов русской Лапландии пятиконечная звезда считалась универсальным оберегом, защищающим оленей, – основу жизненного уклада большинства северян. В Северной Карелии еще в середине XIX века засвидетельствован факт почитания пятиконечной звезды охотниками-карелами. Наткнувшись в зимнем лесу на медведя-шатуна, охотник быстро чертил на снегу три пятиконечные звезды в ряд и отступал за них. Считалось, что медведь не сумеет перейти эту линию.
Археологи предполагают, что на заре цивилизации так пытались символически изобразить геральдическую фигуру Большой Птицы, якобы сотворившей мир плев-ком из своего клюва. Пентакль представлялся нашим предкам состоящим из пяти треугольников – знаков Вечного Неба, где обитают Боги. Число пять вообще символично: как-никак на наших руках и ногах по пять пальцев. Из нашего туловища «торчат» пять отростков – две руки, две ноги и голова. В рисунке гениального Леонардо да Винчи «идеальный» человек, широко расставив их в стороны, сам напоминает пятиконечную звезду. А позднее люди узнали, что и сама планета состоит из пяти основных материков.
Древние заметили это явление и были так потрясены, что Венера и ее пентакль стали символами любви и красоты. Именно поэтому древние греки устраивали Олимпийские игры раз в восемь лет, а спустя столетия, при возрождении Олимпийского движения, пятиконечная звезда едва не стала их главным символом – в самый последний момент под давлением Церкви ее заменили на пять колец, так как священники пятиконечную звезду считали символом язычества и, мягко говоря, «не жаловали».
В Средние Века перевернутая пятиконечная звезда приобрела другой смысл: дурной и зловещий – она напоминала морду рогатого козла, используемого в ритуалах ведьм и колдунов, или даже личину самого Сатаны. Причем такие «ведьмины» звезды были красными – красный цвет с древнейших времен символизировал не только красоту, но и бунт, революцию, независимость – с готовностью пролить кровь за все это. Психологи отмечают, что красный цвет – наиболее агрессивный. Он всегда бросается в глаза, кажется зрительно ближе. Красный цвет в одежде – тоже своеобразный индикатор «расхода энергии»: говорят, женщину в красном легче соблазнить. В результате пятиконечная звезда красного цвета становилась символом стихии, в которой должны были родиться либо бросающий вызов старому миру «новый порядок», либо полный хаос – в зависимости от того, куда смотрят ее лучи.
Однако в России вплоть до 1917 года пятиконечные звезды как символ использовались нечасто – в качестве вершины на новогодних елках или украшений на оберточной бумаге для подарков, изредка на вышивках крестьянских рушников. Даже на рубеже XX века маленькие пятиконечные звездочки появились на погонах русских офицеров. Но пришедшие к власти большевики, «до основанья» разрушавшие старый мир, срочно нуждались в новой символике – и вот тут красный пентакль пришелся как никогда кстати!
По одним данным, первым весной 1918 года в качестве отличительного знака военнослужащих Красной Армии пятиконечную звезду предложил ввести военный комиссар Московского военного округа Николай Полянский. По другим – «отцом» нашей пятиконечной звезды стал Константин Еремеев – первый советский командующий войсками Петроградского военного округа, председатель Комиссии по формированию рабоче-крестьянской Красной армии. А окончательно ее «удочерил» один из большевистских вождей большевиков – Лев Троцкий.

"Красная звезда - символ единения рабочего и пахаря, сбросивших с своей шеи кровососа-царя, помещиков и капиталистов и водрузивших над Россией Красное знамя социализма. Красная звезда - символ рабоче-крестьянской Советской власти, защитницы бедноты и равенства всех трудящихся.(...) Гори же ярче, наша красная звезда, и освети весь мир своими светозарными лучами свободы и равенства всем трудящихмся."

Красная Звезда. Изд. ВЦИК. М., 1918, с. 5,7.

"Вы можете предложить мне другой флаг, кроме красного, любой герб, кроме еврейской пятиконечной звезды или иного масонского знака, и любой гимн, кроме «Интернационала». "

Основной отличительной эмблемой большевиков являлась красная пятиконечная звезда, официально установленная весной 1918 года. Первоначально большевистская пропаганда называла ее "Марсовой звездой" (якобы принадлежавшей античному богу войны - Марсу), а затем стала заявлять, что «пять лучей звезды означают союз трудящихся всех пяти континентов в борьбе против капитализма» (см. Красная армия. - «Известия ВЦИК» (М.), 1919, 11.V., № 92, с.3; Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М., 1977, с.94). Правда, тут большевики никак не могли объяснить, почему точно такие же звёзды фигурируют на гербе и флаге крупнейшей цитадели мирового империализма - США, а также на государственных гербах (или флагах) Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Гондураса, Коста-Рики, Кубы, Либерии, Панамы, Парагвая и Чили, где положение трудовых масс было традиционно крайне тяжёлым.

Герб Парагвая (Чем не советский символ!)

В действительности же пятиконечная звезда не имеет никакого отношения ни к воинственному божеству Марсу, ни к международному пролетариату. Это – древний оккультный знак (очевидно, ближневосточного происхождения), называемый в геральдике "пентаграммой" или "Звездой Соломона" (не смешивать с шестиконечной "Звездой Давида", заслуживающей отдельного разговора).


Одно из древнейших ближневосточных изображений пентаграммы на сосуде (Месопотамия, 4-е тысячелетие до н.э.)

Следует подчеркнуть, что на лично разработанном в 1897 году обер-сионистом Теодором (Беньямином-Зеевом) Герцлем партийном флаге сионистского движения одновременно находились одна большая шестиконечная «Звезда Давида» и семь маленьких пятиконечных «Звезд Соломона» - обязательных ритуальных аксессуаров иудейской каббалистики (см. «Родина», 2002, №4/5, с. 95). Заметим, что в 1903 году в России сионисты затеяли выпуск «медных жетонов с изображением звезды и пяти главных деятелей по сионистскому вопросу» (см. «Вестник архивиста», 2001, №2, с. 205)


Пентаграмма постоянно используется в масонской символике, откуда она и попала в государственную эмблематику США, послевоенной Италии и других стран, управляемых масонами (гербы многих латиноамериканских республик фактически представляют собой слегка видоизменённые знаки местных масонских лож, пришедших к власти в XIX веке в результате антимонархических революций).



Масонские знаки в форме пентаграммы

Как известно, масоны ставят своей программной целью так называемую "глобализацию" – то есть подчинение всех народов Земли некоему "Мировому Правительству", находящемуся под полным контролем масонства (в первую очередь американо-израильского): «… Мы так утомим гоев, что вынудим их согласиться на международную власть, могущую без ломки всосать в себя все государственные силы мира и образовать Сверхправительство. На место современных правителей мы поставим страшилище, которое будет называться сверхправительственной администрацией. Руки его будут протянуты во все стороны, как клещи, при такой колоссальной организации, что она не может не покорить все народы. (…) Необходимо достичь того, чтобы кроме нас во всех государствах были только массы пролетариата, несколько преданных нам миллионеров, полицейские и солдаты. … Поручать ответственные посты в государствах … мы … будем… лицам, прошлое и характер которых таковы, что между ними и народом легла пропасть, таким людям, которым в случае непослушания нашим предписаниям остается ждать или суда, или ссылки. Это для того, чтобы они защищали наши интересы до последнего своего издыхания» (см. Сионские протоколы № 5, 7, 8).


"Глобализированный" Земной шар, опутанный масонской символикой

Что же касается России, то ведущий печатный масонский рупор – парижский журнал «Акация» еще в начале 1904 года прямо писал в редакционной статье: «Подлинная политика Западной Европы должна бы состоять в расчленении этого колосса, пока он еще не стал слишком опасным. Следовало бы использовать возможную революцию для восстановления Польши в качестве защитного вала Европы, а остальную часть России разделить на три или четыре государства» ((см. Соловьев О.Ф. Масонство в мировой политике XX в. М., 1998, с. 42).
Коротко и ясно! Ёщё одной важнейшей задачей масонства является уничтожение христианской религии. Отсюда среди масонов высших степеней негласно практикуется сатанинский культ поклонения Бафомету – воплощению дьявола в образе крылатого козла, на лбу которого сияет та же красная пентаграмма.


Весьма часто сатанисты рисуют пентаграмму двумя концами вверх, чтобы туда можно было легко вписать дьявольскую голову ("Пентаграмма Бафомета").



Сатанинские пентаграммы на масонской символике

Кстати, пресловутые авторы коммунистического гимна "Интернационал" - поэт Э.Потье и композитор П.Дегейтер – также были масонами (о чем в СССР всегда умалчивалось). Интернациональные масонские ложи тайно оказывали большевикам всестороннюю поддержку, особенно финансовую (см. Николаевский Б.И. Русские масоны и революция. М., 1990, с. 66-67).



Красная (совсем как у большевиков) пентаграмма на масонских знаках

Да и марксистские планы "всемирной пролетарской революции" имели явно масонское происхождение, тем более что ряд виднейших марксистов (включая и некоторых большевистских лидеров) состоял в масонстве. К ним относился "вождь Октябрьского переворота"(как он именовался в коммунистической печати) Л.Троцкий (Лейба Давидович Бронштейн). Именно Троцкий и предложил сделать масонскую пентаграмму опознавательной эмблемой большевизма.

Близнецы-братья. Масонский знак 1917 г. и жетон делегата 3-го Конгресса Коминтерна с изображением Ленина, 1921 г. (найдите принципиальные отличия)

Отметим, что зачастую сия пентаграмма размещалась большевиками на красноармейском обмундировании, военной технике, различных знаках и жетонах и всевозможных атрибутах наглядной агитации чисто по-сатанински: двумя «рогами» вверх.






Агитационная тарелка с пентаграммой Бафомета, в центре которой помещена голова чекиста. По окружности характерная надпись: "Я всюду вижу заговор богачей, ищущих своей собственной выгоды под именем и предлогом блага".


Рогатую «пентаграмму Бафомета» можно разглядеть и на учрежденном 16 сентября 1918 года (опять же по предложению Троцкого) боевом «Символе Мировой Социалистической Революции» - ордене «Красное Знамя» РСФСР (и на подобных ему одноименных орденах Азербайджанской ССР и Монгольской Народной Республики и нагрудном знаке «Герою рев.движения»).

Подобные же сатанинские пентаграммы красовались на специальных наградных грамотах, вручавшихся отличившимся чекистам. Аналогичную дьявольскую звезду вполне сознательно и убежденно носил в качестве кокарды на служебной фуражке и председатель ВЧК Феликс Эдмундович Дзержинский (см." Родина", 2007, № 12, с. 7).

Добавим, что портрет оного «пламенного революционера», помещенный внутри «пентаграммы Бафомета», являлся центральной частью композиции проектируемого в 1932 году особого чекистского ордена «Феликса Дзержинского» (данный проект был отклонен Сталиным, глубоко ненавидящим «Железного Феликса», которого «вождь народов» справедливо называл «активным троцкистом»). Такова правда об истинном происхождении и действительном значении большевистских эмблем.


И окончательное избавление от этой каббалистической масонско-сатанинской символики (ко всему прочему, продолжающей осквернять священные башни Московского Кремля) представляется непременным условием подлинного национального возрождения России.

С. В.Наумов, историк

Фабричный молот, сельский плуг

В её лучах горят.
Рабочий, пахарь - брат и друг -
Мы стали в тесный ряд!

Демьян Бедный, «Путеводная звезда»

Первые упоминания о пятиконечной звезде были найдены еще в Месопотамии и датируются 3000 годом до Рождества Христова. У древних иудеев звезда с пятью лучами служила символом города Иерусалима. Греки, обожествляя Венеру, обозначили ее пятиконечной звездой. В пентаграмму вписывалась и человеческая фигура, рассматривавшаяся как «золотая пропорция», которой пользовались древнегреческие ваятели и архитекторы. Пять лучей звезды олицетворяли в учении пифагорейцев единение пяти элементов - воды, земли, воздуха, огня и мир пифагорейских идей (эйдосов). Эта тема единения пяти составляющих постоянно возникала в человеческой истории. У христиан пятиконечная звезда соединяла пять Христовых ран и служила надежной защитой от ведьм и демонов. Звезда советского времени символизировала единство интересов трудящихся всего мира так же это символ Красной Армии.

Многие, возможно, не знают, что история пятиконечной звезды в России началась задолго до революции 1917 года и берет свои истоки в другой революции – французской. Именно во Франции на рубеже XVIII-XIX веков звездочки появляются на эполетах и головных уборах офицеров и генералов, определяя их чин. В данном случае своё обоснование пентаграмма почерпнула из мифологии Древнего Рима, где символизировала Марса и изображала лилию, из которой родился этот бог войны.

Кра́сная звезда́ - геральдический знак, который был символом Красной Армии, присутствовал на флаге и гербе СССР, флагах и гербах некоторых стран Варшавского договора. В СССР под ней подразумевалось единство мирового пролетариата всех пяти континентов Земли: пять концов звезды - пять материков планеты. Красный цвет - цвет пролетарской революции, он должен был объединить все пять континентов единой целью и единым началом.

Красная звезда обычно именовалась «марсовой звездой» по имени древнеримского бога войны Марса. В советской традиции Марс символизировал защиту мирного труда. Поэтому не случайно, именно красная звезда расположена над планетой в гербе СССР. Красная звезда символизировала освобождение трудящихся от голода, войны, нищеты и рабства.

Под влиянием французов император Николай I ввел пентаграмму и в российскую армию. 1 января 1827 года золотые кованые звездочки появились на эполетах, а 29 апреля 1854 года – уже шитые украсили введенные погоны.

После Февральской революции Временное правительство погоны отменило, но от «марсовой звезды» не отказалось. 21 апреля 1917 года военный и морской министр А. Гучков помещает пятиконечную звездочку на околышки фуражек моряков – прямо над якорем.

Однако наиболее ярко «марсова звезда» зарекомендовала себя после другой революции – Великой Октябрьской. Не успело молодое советское правительство начать формировать Красную армию, как возникла насущная необходимость в новой символике. Это было в немалой степени вызвано тем, что в пожаре Гражданской войны противоборствующие стороны были зачастую одеты в одежду одного и того же покроя и в бою нелегко было отличить чужих от своих. Так в символике Страны Советов впервые появляется знаменитая красная пятиконечная звезда.

К сожалению, точных, подтвержденных документально, свидетельств об авторе этого символа не сохранилось. Одни историки считают, что звезду предложил один из комиссаров Московского военного округа Н. Полянский, другие – что это сделал член Всероссийской коллегии по организации и управлению Красной армии – К. Еремеев.

Достоверно известно, что впервые новый символ был упомянут в газете «Известия» 19 апреля 1918 г. Там была опубликована заметка о том, что Комиссариатом по военным делам утвержден чертеж нагрудного знака в виде красной звезды с золотистым изображением молота и плуга. Первоначально красная звезда несла на себе еще и изображение книги , но это выглядело чересчур аляповато и книгу убрали.

Официально символ под названием «марсова звезда с плугом и молотом» был утвержден приказом Л.Троцкого от 7 мая 1918 г. Там же было сказано следующее: «Красноармейский значок есть принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной армии. Лицам, не состоящим на службе в составе Красной армии, указанные знаки предлагается немедленно снять. За неисполнение сего приказа виновные будут преданы суду военного трибунала».

Сначала «марсова звезда» носилась на треугольной колодке, цепляемой на левой стороне груди. Однако эта форма оказалась неудобной, и ювелирная фирма предложила размещать звезды на венках из лавровых и дубовых листьев, которые остались от старых знаков.

Какое-то время форма и расположение звезды сильно варьировались. 29 июля 1918 г. Троцкий издает еще один приказ, где красную звезду обязывали носить на околышке фуражки. Покрытый лаком, значок-кокарда был более выпуклой формы, а лучи звезды имели более округлые края.

Наибольшее количество кривотолков, и тогда и сейчас, вызывало значение символа красной звезды. Ненавистники Советской власти тут же вспоминали масонов, а то и сатанистов. Насчет масонов. Безусловно, они в России были довольно давно. Сперва масоны несли просветительские идеи, а после Радищева и восстания декабристов начали выражать интересы прозападного либерального дворянства, интеллигенции и крупной буржуазии. Как известно, большевики либералов давно недолюбливали, а после Февральской революции вообще стали по другую сторону баррикады. Ну а масонов вообще не жаловали. То ли дело – символика США, которая действительно создавалась масонами, и чего никто особо и не скрывал (отсюда и звезды на флаге, и пирамида с глазом на долларе и др.).

Что до красной звезды, то большевики руководствовались при ее выборе относительной новизной символа и его вполне традиционными смыслами – военным («марсова звезда»), защитным (пентаграмма, как оберег) и путеводным (как символ высоких устремлений).

Конечно, новая символика (не без пропаганды противников советской власти) поначалу вызывала у части простого народа суеверное опасение. Недаром 11 февраля 1919 г. на конференции 2-й Советской (Украинской) дивизии начальник ее политотдела И. Минц сетовал, что «крестьянская молодежь полна предрассудков против «коммуний», против новой «кокарды» – красноармейской звезды…».

А тут еще большевики допустили и недосмотр, расположив новый символ двумя лучами вверх. Это видно и по первым нагрудным знакам, и на некоторых большевистских плакатах (например, плакат Д. Моора «Советская Россия – осажденный лагерь. Все на оборону!» 1919 г.). А, после работы Э. Леви такое положение звезды стало трактоваться как знак сатанизма. При этом совсем забылось, что перевернутая пентаграмма была на печати императора Константина (того, который сделал христианство официальной римской религией) и вообще долгое время трактовалась как символ Преображения Иисуса Христа (это можно увидеть, например, на иконе А.Рублева). Естественно, обнаружив такую реакцию, большевики придали звезде более «благопристойное» положение.

Давайте посмотрим, как объясняли простому народу символику Красной Звезды сами комиссары РККА в листовке 1918 г.: «…Красная звезда Красной армии – это звезда Правды… Поэтому на красноармейской звезде и изображен плуг и молот. Плуг пахаря-мужика. Молот молотобойца-рабочего. Это значит, что Красная армия борется за то, чтобы звезда Правды светила пахарю-мужику и молотобойцу-рабочему, чтобы для них была воля и доля, отдых и хлеб, а не только нужда, нищета и беспрерывная работа… Она есть звезда счастья всех бедняков, крестьян и рабочих. Вот что означает красная звезда Красной армии». В общем, никаких сатанинских, оккультных или масонских трактовок.

На этом история Красной звезды не закончилась. 16 января 1919 г. шитые звезды украсили новый головной убор красноармейцев. Формой он копировал шлемы русских витязей и поэтому поначалу его окрестили «богатыркой». Однако вскоре его стали называть по фамилиям знаменитых красных командиров – «фрунзевкой» и «буденовкой» (последнее название и прижилось).

Происходили изменения и в дизайне звезды. 13 апреля 1922 года, изображенный на ней, плуг заменили более изящным серпом. А 11 июля того же года изменилась и форма звезды – она перестала быть выпуклой, а ее лучи снова распрямились. В таком виде она окончательно утвердилась в Красной (а затем Советской) армии.

В 1923 году, уже без орудий труда (чтобы не повторять военную эмблему) Красная Звезда увенчала герб Советского Союза и гербы практически всех советских республик. Интересно, что на герб РСФСР она попала позже всех – в 1978 году! Также интересно, что в 1930-х годах предлагался проект сделать звезду 11-лучевой (по числу союзных республик).

Перейдя на герб СССР, пятиконечная звезда приобрела уже более глобальную символику. Речь шла уже о пяти материках, где идет кровавая борьба за освобождение трудового народа от эксплуатации.

В 1924 году пятиконечная звезда появляется на флаге СССР, в 1928 г. (с портретом юного Ленина) появляется октябрятская звездочка, в 1935 г. украшенная самоцветами звезда увенчала Спасскую башню Кремля, а в 1942 г. форму звезды принимает пионерский значок (до этого он носил форму флага).

Казалось бы, что с распадом Советского Союза кончилось и время Красной звезды. Осколки державы избрали себе новые символы, звезда осталась лишь в символике Коммунистических партий. В России поговаривали даже, что и Кремлевские звезды не мешало бы заменить двуглавыми орлами.

Однако нарастающее социальное напряжение, моральный и экономический упадок на постсоветском пространстве заставил некоторых политических лидеров относиться к советской символике более осторожно. Так в 2002 году, пытаясь хоть как-то восстановить «распавшуюся связь времен», министр обороны России С. Иванов предложил, а Президент В. Путин утвердил возвращение пятиконечной звезды в символику Российской армии.

Как бы ни старались злые языки приравнять Советский Союз к гитлеровской Германии, а Красную звезду к нацистской свастике, этого у них пока не получилось. А уж пентаграмме так и вовсе ничего не грозит. Иначе придется делать 50 дырок во флаге США, 12 дырок во флаге Евросоюза, не говоря о массе других флагов и гербов.

Военный комиссар МВО Е.М.Ярославский в воспоминаниях писал, что Н.П.Полянский первым предложил идею пятиконечной звезды с молотом, плугом и книгой. Позже книга была удалена, и Троцкий одобрил уже версию звезды с плугом и молотом. 2 марта 1918 года вышел приказ Чрезвычайного штаба по МВО №240, описывающий кокарду нового образца. 19 апреля 1918 года в газетах "Правда" и "Известия ВЦИК" поместили заметки "Значок красноармейца", где сообщалось, что Комиссариатом по военным делам утвержден чертеж нагрудного знака (видимо это опечатка, имелась в виду кокарда) для воинов Красной армии. В приказе Наркомвоена от 18 июня 1918 года №464 впервые содержалось изображение звезды (печать для окружных, губернских и уездных военкоматов) 29 июля 1918 года Л.Д.Троцкий и Э.М.Склянский подписали приказ Наркомвоена №594 с подробным описанием значка-кокарды. 8 сентября 1918 года в приказе всем вооруженным силам Российской республики №2 говорилось: "общим отличием вяского служащего Рабоче-Крестьянской Красной Армии установлена Красная эмалевая питяконечная звезда"

По материалам статьи - А.Степанов. Красноармейская звезда. 1918-1922. Мифы и действительность. // Цейхгауз №34

Красная звезда символизировала освобождение трудящихся от "голода, войны, нищеты и рабства". Она обычно именовалась "марсовой звездой" по имени древнеримского бога войны Марса. В советской традиции Марс символизировал защиту мирного труда. Плуг и молот символизировали союз крестьян и рабочих.

Позднее эмблема упростилась - вместо плуга стал изображаться более наглядный серп. Официально это оформлено приказом Реввоенсовета 13 апреле 1922 года.

Почетные Революционные Красные Знамёна РСФСР

3 августа 1918 года приказом №608 Народный Комиссар по военным делам утвердил наградные знамёна для вручения особо отличившимся в боевых действиях частям.

"...объявляется для всех сражающихся за укрепление завоеваний революции и социалистического строя, что наиболее отличившимся полкам и ротам будут дарованы в качестве боевой награды от Российской Советской Федеративной Социалистической Республики особые знамена Революции. Приказ прочесть во всех ротах, батареях и эскадронах".

Чуть позже наградные знамёна стали именоваться Почётными Революционными Красными Знамёнами ВЦИК. Право награждения знаменами ВЦИК в октябре 1918 года предоставил Реввоенсовету.

Тот редкий случай, когда большевики не «выкинули за борт» историю и традиции

В начале девяностых стало модно втаптывать советскую символику в грязь. В частности, было немало попыток дискредитировать красную пятиконечную звезду – мол, это знак сатанинский, связанный с черной магией. Однако если рассмотреть историю этого символа, станет ясно, что придумали его вовсе не сатанисты.

Из глубины веков

Пятиконечной звезде как символу по самым скромным расчетам около пяти тысяч лет. Шумеры обозначали этим знаком угол, яму или небольшое помещение, комнатку. Пифагорейцы видели в пентаграмме пять убежищ, в которые при создании нашего мира был запрятан первобытный хаос. Жители Вавилона использовали звезду с пятью лучами как знак, защищающий жилище от воров. Какое-то время пятиконечная звезда была официальной иерусалимской печатью – возможно, поэтому средневековые ученые, мечтающие овладеть магией, называли пентакль печатью царя Соломона . А древние римляне считали пятиконечную звезду символом бога войны Марса – по преданию, он появился на свет из лилии; именно лилию и символизировала «марсова звезда».

Во времена Великой французской революции звезда о пяти лучах проникла в военную символику молодой республики и поселилась на эполетах и головных уборах генералов и офицеров. В Россию пятиконечная звезда пробралась именно из Франции: в 1827 году с легкой руки Николая I эполеты высших армейских чинов стали украшать золотые кованые звезды. Через 27 лет, в 1854 году, тоже при Николае I, на плечах российских военных появятся погоны, а на погонах – вышитые звезды.

Хорошо забытое старое

Когда в 1917 году грянула Февральская революция, все царские знаки различия в армии были скопом отменены.

Согласно приказу№ 321 от 7 мая 1918 года, выпущенному наркомвоенмором республики Львом Троцким , «марсова звезда с плугом и молотом» становится знаком красноармейцев. Есть мнение, что введение в символику пятиконечной звезды проводилось в рамках кампании по привлечению в Красную армию бывших царских офицеров.

Звезда, символизирующая Красную армию, тоже была красной – как и знамена молодой республики. Мыслилась она сначала как знак нагрудный – однако уже через полгода благополучно перекочевала на головные уборы военных и моряков, где и осталась на долгие годы.

Каждому символу нужна легенда. На заре существования РККА красная пятиконечная звезда олицетворяла единение «пролетариев всех стран» – рабочих со всех пяти континентов; красный цвет был цветом революции, цветом крови, которая была пролита за свободу. Позже красные звезды на головных уборах стали ассоциироваться с воинами-защитниками.

С января 1919 года звезды начали нашивать на новые головные уборы красноармейцев, напоминающие по форме шлемы древних витязей. Первое название этих остроконечных шапок – «богатырки» – не прижилось; они остались в памяти народа как буденовки.

Плакат «Вступайте в красную конницу», 1920 год

Гербы и флаги

Вскоре красные звезды обрели такую популярность, что зажглись на гербе и знамени молодой страны, строящей коммунизм. А потом стали зажигаться и на гербах республик. Кстати, на герб РСФСР красная звезда попала только в 1978 году!

Интересно, что немалые шансы стать символом Советской России имел другой древний знак, который позже, в середине XX века, обрел благодаря гитлеровцам дурную славу. Да, речь идет о свастике. Она даже в свое время красовалась на денежных купюрах – «керенках». Однако на герб страны так и не перебралась.

В 1928 году на свет появилась октябрятская звездочка – тоже красная, но с портретом юного Володи Ульянова посередине. Ее были обязаны носить на левой стороне груди все октябрята. А в 1935 году звезды, украшенные уральскими самоцветами, засияли на Спасской, Троицкой, Боровицкой и Никольской башнях Кремля. Правда, эти звезды вскоре потускнели, так что в 1937 году Сталин велел установить на этих башнях, а также на Водовзводной башне красные звезды из молочного (внутри) и рубинового (снаружи) стекла. Вождь счел, что с такими звездами Кремль станет красивее. И это, пожалуй, то немногое, в чем с ним можно согласиться.