1 предмет и структура философии. Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение

Логика и философия

Предмет, структура и функции философии. Предмет философии. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: Онтология - учение о мир...

Предмет, структура и функции философии.

Предмет философии.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

  • Онтология – учение о мире в целом.
  • Гносеология – познание мира.
  • Философская антропология – философское учение о человеке.
  • Социология – рассмотрение и изучение жизни общества.
  • Этика – учение о морали, и так далее...

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

  • сущность бытия;
  • происхождение бытия;
  • материя (субстанция), ее формы;
  • сознание, его происхождение и природа;
  • взаимоотношение материи и сознания;
  • бессознательное;
  • человек, его сущность и существование;
  • душа, духовный мир человека;
  • общество;
  • общество и человек;
  • природа;
  • природа и общество;
  • духовная сфера жизни общества;
  • материально-экономическая сфера жизни общества;
  • социальная сфера общества;
  • общественно-экономические формации, цивилизации;
  • перспективы человека, общества;
  • экология, проблемы выживания;
  • особенности познания;
  • влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;
  • ограниченность и безграничность познания;
  • движение;
  • философские категории;
  • диалектика и ее законы;
  • иные вопросы.

Структура философии.

Структура философии:

Онтология или теория бытия. Человек живет в реальном мире, наполненном многими вещами, которые появляются, воссоздаются. Отсюда вопрос: есть ли какая-то единая основа, фундамент, позволяющий им взаимодействовать и соединяться? Онтологические проблемы – это проблемы объективного бытия действительности.

Гносеология или теория познания (эпистемология) изучает отношение знания к реальности, исследование его всеобщих предпосылок, выявление условий его достоверности и истинности. Феноменология изучает внутреннюю определенность сознания.

Аксиология – учение о ценностях (бывают общечеловеческие и групповые, материальные и духовные, вечные и сиюминутные). «Человек – это животное, у которого есть святыни».

Антропология и теория культуры. Стремление выяснить место человека в мире, установить его особое качество, отличающее от животных, обнаружить родовую сущность человека. Что главное в человеке – язык, способность смеяться?

Методология и философия науки формулирует принципы, на которые опирается ученый, исследует роль для познания некоторых важных представлений о мире. В ХХ веке существуют позитивистская методология, диалектика, феноменология, синергетика.

Социальная философия и философия истории.

Социальная философия рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношение между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме.

Философия истории – проблему истории, ее источника, начала, конца, субъективное и объективное в историческом процессе.

Философия религии . Религия не сводится только к культу, к обрядности. Она имеет идейную, собственно мировоззренческую сторону, вокруг которой и развертываются философские дебаты. Существует эзотеризм (закрытый от непосвященных, тайный) или оккультизм.

Этика – учение о морали.

Логика - учение о формах человеческого мышления.

Функции философии.

Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии:

  • мировоззренческую;
  • методологическую;
  • мыслительно-теоретическую;
  • гносеологическую;
  • критическую;
  • аксиологическую;
  • социальную;
  • воспитательно-гуманитарную;
  • прогностическую

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1257. Соціально-психологічне дослідження ревнощів чоловiкiв 115.5 KB
Науково-теоретичні підходи до розуміння та дослідження почуття ревнощів чоловіків. Літературно-філософські підході до розуміння природи ревнощів. Методика емпірико-практичного дослідження почуття ревнощів у чоловіків. Емпірико-практичне дослідження особливостей почуття ревнощів у чоловіків. Експериментальне дослідження співвідношення ревнощів з іншими почуттями та емоціями.
1258. Технология изготовления детали подъемника (вала редуктора) 91.5 KB
Тихоходный вал редуктора, массой 11 кг., является телом вращения. Вал считается жёстким, поскольку отношение длины к максимальному диаметру меньше 15. Выбор заготовки и метод её изготовления. Определение групп допусков на исходные размеры заготовки.
1259. Разработка технических требований к сборочной единице 349.5 KB
Техническое описание сборочной единицы. Выбор степени точности зубчатой передачи и класса точности подшипников. Выбор посадок шлицевых соединений и резьбовых соединений. Выбор исполнительных размеров калибров и их расчет. Выбор параметров точности зубчатого колеса.
1260. Анализ рынка. Абсолютная доля рынка по сегментам 375 KB
Абсолютная доля рынка по сегментам. Уровень овладения рынком или горизонтальное проникновение. Уровень приверженности марке. Модель формирования позиции отдельного потребителя по отношению к продукту. Средняя важность атрибута.
1261. Економічне обґрунтування діяльності підприємства 497 KB
Дані методичні вказівки покликані допомогти студентам напряму Архітектура, Реставрація творів мистецтва і Дизайн (рівень бакалавра) в написанні, а головне у виконанні тих певних обчислень, які необхідні для визначення вартості підприємницького проекту та обґрунтуванні виробничої програми.
1262. Всесторонняя характеристика рынка ценных бумаг РФ 460.5 KB
Понятие рынка ценных бумаг, его место в системе рынков. Функции РЦБ и особенности ценообразования на рынке ценных бумаг. Участники и виды профессиональной деятельности на рынке ЦБ. Особенности первичного и вторичного рынка ценных бумаг. Проблемы регулирования Российского рынка ценных бумаг в России.
1263. Учет основных средств Ейского филиала ФГУП Росморпорт 398.5 KB
Теоретические аспекты бухгалтерского учета основных средств. Оценка и переоценка основных средств. нализ основных финансовых показателей деятельности ФГУП Росморпорт. Документарное оформление и аналитический учет основных средств. Порядок проведения и учет результатов инвентаризации основных средств.
1264. Организация и методика расследования взяточничества 463.5 KB
Уголовно-правовая характеристика получения-дачи взятки. Квалификация дачи взятки. Основные элементы криминалистической характеристики взяточничества. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о взяточничестве. Место и время совершения взяточничества. Особенности оперативно-розыскной деятельности по делам о взяточничестве.
1265. Содержание белка в хлебобулочных изделиях 378.5 KB
Содержание белка в пищевых продуктах. Химический состав и пищевая ценность хлеба и хлебобулочных изделий. Белки из семян подсолнечника, хлопчатника, гороха, арахиса и конских бобов. Специфические реактивы для получения биуретового реактива.

1. Философия, ее предмет, проблемы, структура и функции. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения.

Одной из важнейших форм мировоззрения является философия. Ф. (любовь к мудрости) зарод. ок. 2500 лет наз. в странах др. мира. В кач-ве особой науки выделена Платоном.

Ф. - специфический тип мышления, система мировоззрения, когда человек размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории. Ф. нужна чтобы иметь не однобокое, а целостное представление о мире; чтобы приобретать мудрость, понимать жизнь.

Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек».

Главный предмет философии – многопроблемное соотношение “мир-человек”. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, обществ, человека, отношения объектов действительности и субъектов мира, материального и идеального, бытия и мышления. Предметом философии является субъект как универсальная категория, противопоставленная столь же универсальной категории объекта. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания.

Проблемы ф. сущ. объ-вно, независимо от нее. Проблемы ф.: начальн. пер-д хар-тся космоцентризм ом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. След. пер-д.: антропоцентризм - пробл. чел-ка, этики, общ. устр-ва; средневек.: теоцентризм - прир. и чел-к как творение Бога; Нов. время: пробл. познания, науч. методов, общ. устр-ва.

Разделы ф.: онтология (о бытии и его сущности), гносеол. (о познании); логика (о мышл., его законах и формах), этика (о морали), эстетика (о прекрасном), социальн.ф. (о чел. о-ве), история ф. (зарожд.,становл., разв-е ф.мысли)..

Функции : Мировоззренческая : Преобразовать взгляды человека в обоснованное мировоззрение. Гносеологическая : отношение объекта и субъекта познания, выявл. связь чувственного и рационального, исследует проблемы истины и др. Методологическая : разраб. универсальные, общие методологические и мыслительные инструменты (категории, принципы и методы познания) для наук. Интегририрующая : обощает выводы специал. наук, объединяет их на основании своих функций и методов познания. Аксиологическая : философия дает оценку, формир. систему ценностей. Критическая : подвергает критич. оценке то, что не соотв. философской системе. Познавательная : фил. органично соединяет получ. знания, “рисуя” универсальную, обобщенную теорет. картину мира, фил. раскрывает источники, формы и методы научного познания. Культурно–воспитательная : приобщает к культуре, воспитывает разумное мышление.

Метод философии: это метод теоретического мышления на основе использования: достижений науки и; практического опыта человечества. Методология: учение о методах научного познания или приобразования мира; совокупность методов научного познания.

Всегда в основе фил-кого знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Философия выступает как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности

Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззрение не бывает.

Философия помогает познать человеку мир. Философию элемент духовной культуры. Любая философия может рассматриваться, как форма мировоззрения.

2. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, про­граммы поведения, действий людей. Субъект мировоззрения - личность, соц. группа и общество в целом.

Основа мировоззрения – знания. Знания входят в М. в виде убеждений. У. - интелект. позиция, эмоц. состояние, уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов. Чем солиднее запас знаний в эпоху у народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение.

В структуру М. входят и идеалы. И. бывают начно обоснованными и иллюзорными, достижимыми и нереальными. С точки зрения историчности типы мировоззрения: 1)Антропоморфный тип. Ч еловек осваевает мир путем переноса своих человеческих качеств на природные явления и процессы. Он очеловечивает природу, 2)Антиантропоморфный тип. Перенос качеств, природных явлений на человека.

Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств.

Миропонимание – эмоционально-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Мифология. Мифология (греч. mifos-предание, сказание и logos - слово, учение) - форма обществ. сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифология выступа­ла как универсальная форма общественного сознания. Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человече­ства - объединял зачатки знаний, религиозных верова­ний, политических взглядов, искусство, философию. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую создавался. Это - целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естест­венное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

В поиске ответов на мировоззренческие вопросы, поставленные мифологией, религия и философия избрали разные пути.

Религия. Религия, (от лат. - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный. Специфика религии - в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состоя­ние. Формой проявления веры служит культ - система утвердившихся ритуалов, догматов.

Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) бога - высшего существа, достойного поклонения. В зре­лых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него.

Философия вынесла на первый план интеллектуаль­ные аспекты мировоззрения. Она выступила как поиск мудрости. «Философия» - буквально означает «любовь к мудрости». Слово «философ» впервые употре­бил Пифагор (ок. 580-500 годы до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

Философская мысль - тип миропонимания, фундаментом, для которого стали позиции разума, интеллекта. Реальные наблюдения, логиче­ский анализ, обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел, сюжеты, образы. Философская мысль избрала своим ориентиром не догматическую веру, а свободное, критическое, основанное на принципах разума, размышления о мире и чел. жизни

Философское мышление воплотило в себе стремление понять мир как целостный и единый в своей основе. Кроме этого раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устрой­стве и целях человеческой жизни.

Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеж­дами. Мудрость - это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, затвердить и использовать. Это стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека, это путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих, к мудрости прошлых веков и наших дней, все же должен пройти и сам. Философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем чел., уяснение разл форм отношения чел. к миру.

3. Основной вопрос философии и две его стороны.

Основной вопрос всей философии – это вопрос об отношении мышления к бытию. Что является первичным: дух или природа ?

В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, они составляли два противоположных направления: идеализм и материализм.

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называются мировоззренческими. Центральная мировоззренческая проблема - отношение мышления к бытию, чел-ка к миру, сознания к материи, духа к природе, психич. и физич., идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через отношение ч-ка, его мышл-я, созн-я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-ка в мире, его предназн-е, смысл существования. Любое ф. учение основыв. на его решении, опир. на него как на исх. принцип при ответах на др. вопр.: о сущности, отн-ии матер./дух. о прир. истинного знания, о жизни/смерти и др. ОВФ делит филос-в на материалистов , признающих первичн. элементом материю, сущ-ю вне и незав. от сознания, а созн. - вторичным, произв. от материи, и идеалистов , счит. что дух, сознание предшеств. материи, творит ее. 2 разновид. идеализма: объ./субъ. О.И. признает основой всего сущ-го объ., незав. от ч-ка дух. начало - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот. признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух. творч-ва субъекта. Идеализм близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл. обоснов-я своих пол-й рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф. материализм : осн. формы: стихийн. материализм древних, метафиз. м. 17-18 вв., диалектический тесно связан с наукой, опир. на ее полож-я и выводы.

ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

1. Предмет философии. Религиозная, научная и философская картины мира.

2. Философия как мировоззрение. Основной вопрос философии.

3. Структура и функции философии.

1. Предмет философии. Религиозная, научная и философская картины мира. Ф илософия в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». В древности, когда отдельных наук не существовало, философия включала в себя все знания человека о самом себе и окружающем мире. Она изучала всё существующее. По мере накопления знаний из философии выделялись самостоятельные науки: математика, астрономия, медицина, общественные науки. Но философия не распалась на отдельные науки. Она по-прежнему изучает всё существующее – природу, общество, человека – но только на уровне обобщений и наиболее важных выводов. Частные науки изучают отдельные объекты природы и общества, а философия рисует общую картину мира. Философия изучает наиболее общие принципы и законы, по которым устроен мир.

Философия занимает особое место в системе наук. Она является вершиной пирамиды наук, объединяя и обобщая все знания о мире: естественнонаучные, общественные, гуманитарные. Любая фундаментальная наука на уровне своих важнейших выводов и обобщений переходит в философию.

В тоже время, философия не является суммой выводов частных наук. У неё есть собственный предмет изучения. Поэтому она развивается самостоятельно, хотя и взаимодействует с частными науками. Философские идеи, как правило, опережают развитие других наук, потому что общая картина создаётся раньше, чем уточняются отдельные детали.

Таким образом, объектом философии является весь мир, всё существующее. Предмет философии – это наиболее общие проблемы развития природы, общества и человека.

Принято различать религиозную, научную и философскую картины мира. Религиозная картина мира основана на вере в сверхъестественное. Она догматична и мало меняется со временем. Научная картина мира основана на опыте, доказательстве. Она постоянно меняется. Философская картина мира, также как и научная, рационально обоснована, опирается на опыт. Но она отличается от научной картины мира большей обобщённостью. По мнению многих философия является не наукой, а особой формой мировоззрения, особой формой познания человеком самого себя и окружающего мира.

2.Философия как мировоззрение, основной вопрос философии. Мировоззрение – это система общих представлений человека о мире в целом, о природе и обществе, о себе и своём месте в этом мире. Обыденное мировоззрение формируется в повседневном жизненном опыте. Научное мировоззрение формируется всем комплексом наук. Но теоретической основой любого мировоззрения является философия, т.к. она отвечает на наиболее общие вопросы. Среди них выделяется основной вопрос, от решения которого зависит решение всех остальных.

По мнению ряда философов, основной вопрос философии – это вопрос о соотношении материи и сознания. Человеку известны два основных вида реальности – материальная и нематериальная (духовная, идеальная). Материя – это объективная реальность, т.е. всё, что реально существует независимо от воли и сознания людей. Внутренний мир человеческого сознания – это субъективная реальность – мысли, образы, чувства. В отличие от материальных объектов мысли не обладают физическими характеристиками, не подчиняются материальным законам.

Уже в древности люди поставили вопрос: что первично – материя или сознание? В решении основного вопроса все философы разделились на материалистов и идеалистов. Материалисты считают первичной материю, а идеалисты - сознание или какую-либо другую нематериальную силу, которая порождает материю и управляет материальными процессами.

Выделяются два основных вида идеализма: 1) Объективные идеалисты считают первичным какое-либо духовное начало, находящееся вне человека (объективное) . Разновидностью объективного идеализма является религия. 2) Субъективные идеалисты считают первичной реальностью сознание самого человека (субъекта). Крайний вариант – солипсизм – это учение, которое признаёт сознание человека единственной реальностью.

Материализм и идеализм вместе являются примерами принципа, который называется «монизм» и согласно которому в основе бытия лежит какое-то одно первоначало: материальное или духовное. Существует ещё дуализм – это принцип, сторонники которого признают две равноправных основы бытия, или два равнозначных вида реальности. Например, признают вечное параллельное сосуществование материальной и нематериальной реальности.

Основной вопрос философии имеет и вторую сторону: познаваем ли мир? Это тоже вопрос о соотношении материи и сознания, но не в том смысле, что первично, а в том, как материальная реальность отражается в сознании. Способен ли человек иметь достоверные знания о мире? Можем ли мы познать мир таким, какой он сам по себе. Можно ли объяснить сущность, или мы всегда только описываем только явления, данные нам в опыте в ощущениях? Одни считают, что мир познаваем, что человек способен получать достоверные знания. Другие считают, что мир непознаваем, что человек никогда не может быть уверенным в истинности своих знаний. Агностицизм – это философское учение, отрицающее познаваемость мира, признающее принципиальную невозможность познания объективной действительности через субъективный опыт человека.

Структура и функции философии.

Структура философского знания:

1) История философии.

2) Онтология (учение о бытии) – раздел философии, изучающий наиболее общие принципы и характеристики бытия.

3) Гносеология (теория познания) – раздел философии, изучающий общие закономерности познавательной деятельности человека.

4) Социальная философия – раздел философии, изучающий общество.

5) Философская антропология – учение о человеке.

6) Аксиология – учение о ценностях.

7) Этика – наука о морали.

8) Эстетика – наука о красоте.

9) Логика – наука о мышлении.

Функции философии:

1. Мировоззренческая функция. Философия помогает сформировать целостное мировоззрение, которое необходимо человеку в любой деятельности, в том числе и в повседневной. Иметь философское мировоззрение – значит иметь наиболее глубокое и всестороннее представление о мире, понимать фундаментальные законы и взаимосвязи. Широкие философские знания помогают человеку анализировать возникающие проблемы и принимать правильные решения. Философские знания также помогают сформировать прочные жизненные принципы, убеждения, дающие силу для преодоления трудностей.

2. Методологическая функция. Философия формулирует систему понятий, принципов, законов и методов познания, которые используются во всех науках и в обыденном мышлении, т.е. являются всеобщими методами познания.

3. Критическая функция. Философия критикует заблуждения, предрассудки, мешающие познанию истины.

4. Аксиологическая функция. Философия участвует в формировании системы ценностей, принимаемых отдельными людьми и обществом в целом. Образно говоря, философия – это «совесть эпохи», в которой как в зеркале отражаются духовные поиски обществом идеалов, ориентиров, ценностей.

5. Практическая функция. Философия формулирует общие цели практического преобразования природы и общества. История философии знает немало примеров, когда философские идеи не оставались только в головах людей или на страницах книг, а воплощались на практике, меняя жизнь общества и ход истории. Так в свое время философские идеи Просвещения стали идеологической подготовкой Великой французской революции и Войны за независимость в США, а в последствии привели к формированию современного облика Европы и Америки. Философия марксизма стала основой политической теории, которая воплотилась в деятельности коммунистических партий в различных странах и коренным образом изменила ход истории ХХ века.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

1. 1 Возникновение философии.

2. Философия Древней Индии.

3. Философия Древнего Китая.

4. Философия досократовского периода в Древней Греции.

5. Древнегреческая философия классического периода: Сократ, Платон, Аристотель.

6. Философия периода эллинизма.

Возникновение философии.

Существует три исторических типа мировоззрения – мифология, религия и философия. До возникновения философии в общественном сознании господствовало религиозно-мифологическое мировоззрение. Его особенности: 1) вера в сверхъестественное, стирание границ возможного и невозможного, 2) непонимание различий природы и человека, антропоморфизм, т.е. перенос на природу человеческих свойств, зооморфизм – перенос на общество свойств животного мира; 3) синкретизм, т.е. целостность, переплетение религиозных, художественных и нравственных идей. 4) пралогичность, т.е. неразвитость логики, использование чувственных образов, а не абстрактных понятий.

Философия возникла в 6 веке до н.э., почти одновременно в странах Запада и Востока (Индия, Китай, Греция). Предпосылки возникновения философии: переход от бронзового века к железному, появление товарно-денежных отношений, разложение родо-племенных отношений, возникновение первых государств, критическое отношение к власти и к традиционным религиям. Материальная жизнь общества усложнялась и рождала потребность в научных знаниях. Религиозно-мифологические представления не удовлетворяли возросшие потребности общества. В отличие от религии и мифологии философия искала рациональное объяснение явлениям природы и социальной практики.

Философия Древней Индии.

Древнейшая религия Индии – брахманизм, священными книгами которой были Веды и упанишады. Брахманизм основан на вере в то, что первопричиной всего мира является нематериальная сила – Брахман. Брахманизм закреплял деление общества на касты. Под влиянием критики брахманизма возникли шесть классических религиозно-философских учений: веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса. Также возникли три неклассических учения: чарвака (локаята), джайнизм, буддизм. Философские идеи древнеиндийской философии излагались в книгах «Махабхарата», «Бхагавадгита».

Основные принципы и идеи древнеиндийской философии: 1) Большинство учений были идеалистическими, т.е. предполагающими то или иное нематериальное первоначало мира, признающими духовную основу бытия. Материалистическим было учение чарвака, согласно которому первоначало включает четыре элемента: вода, воздух, огонь и земля. 2) появилась диалектическая идея о борьбе противоположностей – бытия и небытия, порядка и хаоса (сат и асат), единого и множественного. 3) Идея реинкарнации, т.е. переселения душ в тела других живых существ. Сансара – бесконечная цепь перерождений. Карма – сумма добрых и злых дел человека, от которого зависит перерождение. 4) Принцип ахимса – непричинение вреда живому, экологизм (уважение к природе). 5) альтруизм, т.е. признание приоритетности интересов и потребностей других (противоположность эгоизма).

Сущность буддизма: 1) Жизнь наполнена страданиями; 2) причина страданий – желания; 3) существует способ избавления от страданий – срединный восьмеричный путь: выполнение моральных норм, аскетизм, медитации. Этот путь помогает прервать цепь перерождений и достичь нирваны, это состояние сознания, при котором угасают все желания.

Философия Древнего Китая.

В Китае наиболее влиятельными религиозно-философскими учениями были моизм, легизм, даосизм (философ Лао-цзы), а со 2 в. до. н.э. государственной идеологией стало конфуцианство. Древнейшие религиозно-философские книги – «Ши Цзин» («Канон стихов») и «И Цзин» («Книга перемен»). В «Книге перемен» произошел переход от мифологии к философии, появились диалектические идеи: идея изменчивости и идея борьбы противоположностей. Считалось, что из первобытного хаоса родились два духа, которые упорядочили мир: мужской дух Ян стал управлять небом, а женский дух Инь – землей. В книге «Канон стихов» устанавливался культ неба. Небо (тянь) – божественное первоначало, породившее человечество и управляющее им.

В даосизме главное понятие – Дао – это – первоначало мира, бестелесное, бесконечное, вечно движущееся.

Главная книга Конфуция – «Лунь юй». Ядром конфуцианства является этика, распределяющая обязанности, требующая точно исполнять правила, соблюдать этикет, ритуалы, традиции. Конфуцианство сформировало идеал совершенного человека. «Благородный муж» должен быть добр, честен, смел, уважать старших по возрасту и статусу, выполнять обязанности, соблюдать золотое правило этики. Конфуцианство закрепляло социальное неравенство, коллективизм и подавляло индивидуальность.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

1. Общая характеристика философии 17-18 вв.

2. Философия французского Просвещения.

3. Немецкая классическая философия. И. Кант.

4. Философия Гегеля.

5. Философия Л. Фейербаха.

6. Философский иррационализм. А. Шопенгауэр.

Философия Ф. Ницше (1844-1900).

В основе философии Ницше лежит понятие жизни, как биологического явления и как высшей ценности. Ценным является всё, что служит возвышению жизни, её совершенствованию. Ницше согласен с Шопенгауэром, что движущей силой развития жизни является воля, но не воля к жизни, а воля к власти. По этому признаку – по наличию воли к власти – люди не равны, они делятся на сильных и слабых, на расу господ и расу рабов. Первые рождены, чтобы повелевать, и по своей природе не умеют подчиняться. Вторым удобнее повиноваться чужой воле. Раса господ стала высшим достижением эволюции, в ней жизнь и воля к власти достигают максимальной силы.

Если бы в обществе, как и в природе, побеждал сильнейший, то человечество бы совершенствовалось. Но человек вышел из животного мира, и эволюция прекратилась. В обществе побеждает слабейший. Раса рабов, лишённых силы духа, придумала оправдание своей слабости в виде морали, религии, закона. Мораль и религия учат сострадать, помогать слабым. Закон защищает слабых от сильных. Рабы побеждают количеством, принуждая сильных исполнять свои нормы. Их мораль – это месть сильным, узаконенная зависть. В природе слабые погибают и идёт прогресс. В обществе слабым помогают и идёт регресс. В результате, развитие человека остановилось в ничтожном состоянии.

Но Ницше надеется, что искусственные барьеры не остановят эволюцию жизни. Природа однажды сделала скачок, обезьяна стала человеком. Но человек – лишь переходная ступень. Будет новый скачок – и появится новый биологический вид – сверхчеловек, «голубоглазая белокурая бестия». Он отбросит мораль и закон как ненужные оковы. Он не будет подчиняться никому – ни богу, ни государству, ни другим людям. Сверхчеловек ценит красоту, здоровье, стремится к возвышенному, совершенствует себя. Сверхчеловек ценит жизнь, её радости, но не боится страданий, т.к. борьба и страдания закаляют волю. Сверхчеловек уважает сильных, но не сострадает слабым. Он построит новое общество, где красота и сила займут место сострадания и жалости.

Заслугой Ницше является то, что он обратил внимание на слабости и пороки человека. Его мечта о сверхчеловеке – это вера в способность человека улучшить себя. В философии Ницше сочетается любовь и презрение к людям. Поэтому некоторые считают её примером гуманизма, а некоторые – основой фашизма.

3. Позитивизм. Сторонники этого философского направления считали, что наука должна только описывать факты опыта. Позитивисты критиковали философию (как идеалистическую, так и материалистическую) за то, что она делает предположения, которые нельзя проверить на опыте. Такую философию они называли метафизикой. Научная философия должна объединять выводы частных наук, но не выходить за их пределы.

Этапы развития позитивизма (разновидности):

1) “первый” позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер) (30-40-е гг. XIX в.).

2) эмпириокритицизм – субъективно-идеалистическое учение конца XIX века. (Э.Мах, Р.Авенариус). Они считали, что человек не может знать, как устроен внешний мир, он знает только свои ощущения. Мир для человека – это совокупность ощущений, элементов мира. Поэтому мышление должно ограничиться описанием собственных ощущений человека. Они называли это принципом экономии мышления.

3) Неопозитивизм (логический позитивизм (20-30 гг. хх века), аналитическая философия (с 50-х гг. ХХ века). (Л.Витгенштейн, Б.Рассел). Это направление зародилось в Европе, но дальше стало самой популярной философией в США. Они сводили философию к анализу языка, научных терминов и логики. Они использовали принцип верификации, согласно которому истинность суждения проверяется опытом. Научное знание они раскладывали на отдельные атомарные предложения, которые можно проверить опытным путем. Все остальные научные суждения должны выводится из атомарных.

4) Критический рационализм (сер. ХХ в) . Представители этого направления занимались философией науки, искали чёткие критерии, чтобы отделить научное знание от ненаучного. Например, К. Поппер ввел принцип фальсификации, согласно которому научное знание – это такое знание, которое может быть опровергнуто. Знание, которое в принципе невозможно опровергнуть, не является научным (истины религии, философская метафизика).

5) постпозитивизм /историческая школа/ (60-70 гг ХХ в.). (Т.Кун, И.Лакатос, п. Фейерабенд, Тулмин) Они изучали историю науки, как росло научное знание, как происходили научные революции.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Становление и основные особенности русской философии.

2. Развитие революционно-демократических идей в России.

3. Русская религиозная философия.

1. Становление и основные особенности русской философии. Русская философия является частью мировой философии, но в тоже время, имеет национальные особенности. Становление русской философии началось в XI веке, после принятия христианства в Древней Руси. На неё повлияли: 1) языческие верования славянских племён, 2) христианское богословие (византийское и западноевропейское), 3) античная философия (Платон, Аристотель). Основные проблемы, интересовавшие русских философов: 1) внутренний мир человека, проблемы добра и зла, смысла жизни; 2) социальная философия, проблема социальной справедливости, философия истории; 3) особенности русского национального характера, роль России в мировой истории (Русская идея).

До 18 в. русская философия сохраняла, в основном, религиозный характер. Наиболее известные представители религиозно-философской мысли этого периода: митрополит Иларион, Максим Грек, Кирилл Туровский, Филофей. В 17-18 вв. усилилось влияние европейской философии, шла секуляризация, т.е. постепенное освобождение философии от влияния религии. Большой вклад в развитие философского образования в России внёс М.В. Ломоносов. Он был сторонником деизма, считал, что бог создал мир и придал ему движение, но в дальнейшем природа развивается самостоятельно по физическим законам. Он утверждал, что научное познание природы не противоречит религиозной вере.

Наибольшего расцвета русская философия достигла в 19 веке. На первый план вышла дискуссия об исторической судьбе России и её будущем. В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева, в котором он с горечью размышлял о бедственном состоянии России. Он жестко критиковал путь развития России, указывал её отставание от Запада. Письмо Чаадаева открыло дискуссию, в которой сложились два подхода к определению места России в мировой истории. 1) Западники утверждали, что все народы должны проходить общий путь развития, что Россия должна заимствовать опыт Западной Европы (Кавелин, Грановский). 2) Славянофилы считали, что не существует общих законов развития, каждый народ идёт своим путём, Россия должна развиваться на основе национальных традиций (Хомяков, Киреевский, братья Аксаковы).

2. Развитие революционно-демократических идей в России. Абсолютная монархия, крепостное право и общая отсталость России вызывали критику со стороны наиболее прогрессивных мыслителей. А.Н. Радищев в работе «Путешествие из Петербурга в Москву» показал жестокую и унизительную сущность крепостного права, рабское и бесправное положение народа. Он был сторонником идей Просвещения, отстаивал права и свободы человека, добивался демократизации общества. Трактат Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии» посвящен сравнению идеалистического и материалистического учения о человеке. Он не дал однозначного вывода, но признал допустимость веры в бессмертие.

В конце 18 – н. 19 вв. в Россию проникают идеи Просвещения. Они повлияли на мировоззрение декабристов и привели к появлению планов революционного переустройства общества. Большинство декабристов придерживались философии материализма или деизма. Под влиянием идей декабристов позднее оформилась идеология революционных демократов – Герцена, Огарева, Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Герцен выступал за построение в России социализма на основе крестьянской общины, за просвещение народа, за соединение философии с естествознанием.

Н.Г. Чернышевский был сторонником антропологического материализма Фейербаха. В книге «Антропологический принцип в философии» он отстаивал материалистический взгляд на человека, доказывал, что человек является частью природы, подчиняется законам природы, а сознание является функцией мозга. В области этики он был сторонником принципа разумного эгоизма, согласно которому в природе человека заложено стремление к счастью, но в разумно устроенном обществе оно не противоречит интересам других людей. Счастье человека гармонично связано со счастьем общества. В области эстетики Чернышевский защищал принцип реализма, доказывал, что искусство должно быть отражением жизни. Его идеи повлияли на формирование нигилизма, народничества и русского марксизма.

Философия народничества продолжила развитие социалистических идей, но с учётом особого пути развития России. Лавров и Михайловский развивали субъективный метод в социологии и социальной философии. Они преувеличивали роль личности в истории. Бакунин и Кропоткин были сторонниками анархизма, считали государство силой, порабощающей человека.

Одним из первых сторонников марксизма в России стал Г.В. Плеханов. Но он считал, что Россия ещё не готова к построению социализма, что её экономика должна достичь более высокого уровня в рамках капитализма. В.И. Ленин считал, что после революции Россия сможет быстрее преодолеть экономическую отсталость. Он творчески развил философию марксизма. Дал определение материи, разработал теорию отражения, объясняющую сущность сознания, развил материалистическую теорию познания, диалектику, социальную философию. Наиболее полное и последовательное изложение своих философских взглядов В.И. Ленин дал в работе «Материализм и эмпириокритицизм».

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

1. Сущность философского понимания познания.

2. Ступени и формы в познании человеком мира.

3. Проблема истины в теории познания.

Объектом человеческого познания могут стать различные явления. Но сам процесс познания тоже является предметом изучения. Его изучают психология, логика, физиология высшей нервной деятельности. Философская теория познания (гносеология) изучает общие закономерности познавательной деятельности человека, отвечает на вторую сторону основного вопроса философии: познаваем ли мир?

Различные философские направления по-разному объясняют сущность познания. С религиозной точки зрения цель познания – это раскрытие божественных истин. Объективные идеалисты считают, что человек должен познать духовную силу, правящую миром – Абсолютную идею (Гегель), мировую волю (Шопенгауэр) и т.д. Субъективные идеалисты считают, что человек может знать только собственное сознание (Юм, Кант, Мах, Авенариус). Сторонники агностицизма отрицают возможность познания человеком мира.

C точки зрения диалектико-материалистической философии задачей человека является познание материального мира, его объективных законов, а также самопознание.

Сторонники метафизического мышления рассматривают познание как пассивное отражение. Диалектический материализм также представляет познание как отражение, но активное. Т.е. в этом процессе человек целенаправленно ищет знания, преобразуя окружающий мир. Познание - это активно-творческое, преобразующее отражение человеком действительности.

Человек познаёт мир, прежде всего, с помощью ощущений, которые представляют собой субъективные образы объективного мира. Ощущения объективны по своему источнику, т.к. они отражают объективный мир. Они объективны по содержанию, т.к. отражают мир в целом правильно. Субъективность ощущений заключается в том, что они возникают в сознании субъекта, и поэтому могут различаться у разных людей.

Процесс познания бесконечен, т.к. материя неисчерпаема. В тоже время, в мире нет ничего в принципе непознаваемого. То, что остаётся необъяснимым сегодня, может быть познано в будущем.

Основой познания выступает общественно-историческая практика – это материально-предметная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества. Отличие практики от теории: главной целью и результатом теоретической деятельности является создание и изменение нематериальных объектов (идей, замыслов, знаний). Практическая деятельность направлена на изменение материальных объектов и процессов. Виды практики: производственная практика, общественно-политическая, научно-экспериментальная, бытовая и др. По отношению к познанию практика выполняет четыре функции:

1) как основа познания практика даёт исходную информацию

2) как движущая сила практика порождает потребность в новых знаниях

3) как критерий истины практика позволяет отличить истинное знание от заблуждения.

4) как цель практика является окончательной сферой применения наших знаний.

Теория и практика - это две стороны единого познавательного процесса. Определяющая роль принадлежит практике. Именно реальные потребности практической жизни определяют появление новых теорий. Но теория также активна. Применяясь на практике, она преобразует природу и общество.

2. Ступени и формы в познании человеком мира. Познание – это сложный диалектический процесс. От описания поверхностных явлений человек переходит к объяснению сущности. Соответственно, этот процесс проходит две основных ступени – чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание – это исходная ступень процесса познания, получение информации с помощью органов чувств. Оно происходит в трёх основных формах: в форме ощущений, восприятий и представлений. Ощущение – элементарная форма чувственного познания, отражение в сознании отдельных признаков объекта. Восприятие – это отражение в сознании целостного образа объекта. Представление – это повторное воспроизведение наглядного образа объекта, без его непосредственного восприятия.

Значение чувственного познания: 1)органы чувств – единственный канал информации, поступающей непосредственно из внешнего мира; 2)чувственное познание является основой для следующей ступени – рационального познания. Недостатки: чувственное познание даёт поверхностную, разрозненную, противоречивую информацию, отражает явления, но не раскрывает сущность.

Рациональное познание – это получение информации с помощью разума, в процессе логических рассуждений. Оно происходит в трёх основных формах: в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие – элементарная форма мысли, в которой отражаются общие и существенные признаки объектов (слова и словосочетания). Суждение – форма мысли, в которой с помощью двух или нескольких понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо (предложение). Умозаключение – форма мысли, в которой из двух или нескольких суждений логически выводится новое суждение.

Способность к логическому, абстрактному мышлению – это уникальное эволюционное достижение, свойственное только человеку. Рациональное познание позволяет проникать в сущность предметов, раскрывать объективные законы.

Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, их нельзя отрывать и противопоставлять, как это делали рационалисты и сенсуалисты. При чувственном познании уже присутствует работа разума, а рациональное познание вообще невозможно без чувственного.

Существует и третья, не основная ступень познания. Интуиция – это способность постижения истины путём её прямого усмотрения, без обоснования доказательствами. Условием интуиции является богатый опыт. Но сам механизм интуитивного решения случаен, иррационален, т.к. связан с бессознательной частью психики. Интуиция играет важную роль в решении нестандартных задач, в научных открытиях.

3. Проблема истины в теории познания. Главной целью научного познания является постижение истины. Существуют различные подходы к определению истины. Сторонники прагматизма (американская философия) считают истиной знания, которые приносят пользу. Сторонники конвенционализма считают истиной общепризнанные знания, ставшие результатом соглашения. Классическое определение истины было дано Аристотелем: Истина – это знания, которые соответствуют действительности.

Истина всегда смешана с заблуждением, т.е. непреднамеренным принятием за истину знаний, не соответствующих действительности. Критерии истины, позволяющие отличить её от заблуждения: 1) чувственная очевидность (но чувства могут обманывать, а факты неправильно толковаться); 2) рациональная очевидность, т.е. опора на аксиомы (но аксиомы справедливы только в определённых условиях); 3) логическая непротиворечивость (но логика подтверждает только правильность формы мысли, а не содержания). Эти критерии могут применяться, но они ограничены. Настоящий критерий должен сопоставлять субъективное знание с объективной реальностью. Таким критерием является практика – проверка знания в практической деятельности человека.

Истина подразделяется на относительную и абсолютную. Относительная истина – это неполное, ограниченное знание о предмете. Абсолютная истина – это всестороннее, исчерпывающее знание. Относительная истина – частичка абсолютной.

Истину характеризуют два принципа: 1)Принцип объективности. Любая истина объективна по содержанию, т.к. соответствует объекту, но субъективна по форме, т.к. содержится в сознании человека, и может быть выражена в различных формах (языках). 2) Принцип конкретности. Истина зависит от конкретных условий. То, что является истиной в одних условиях, может быть заблуждением в других (законы классической, релятивистской и квантовой механики).

Диалектико-материалистическое понимание истины противостоит взглядам релятивизма, и догматизма. Сторонники релятивизма преувеличивают относительность истины (у каждого человека в каждом отдельном случае своя истина). Сторонники догматизма преувеличивают абсолютность истины (всякая истина вечна, неизменна, справедлива в любых обстоятельствах).

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

1. Философское понятие закона. Детерминизм и индетерминизм.

2. Закон единства и борьбы противоположностей.

3. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

4. Закон отрицания отрицания.

1. Философское понятие закона. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм – это учение о всеобщих закономерных взаимосвязях и взаимообусловленности предметов, процессов и явлений. Сторонники детерминизма считают, что мир упорядочен, что в нём всё взаимосвязано, и взаимосвязи носят закономерный характер. Сторонники противоположного учения – индетерминизма – считают, что мир представляет собой хаос, в нём преобладает случайность и может произойти любое событие. В основе современной науки лежит принцип детерминизма.

Виды связей: причинные (связь причины и следствия), структурные (связь между элементами системы), функциональные (связь между свойствами предмета, выражаемая функцией), целевые (телеономные) – это связи, при которых развитие системы подчинено определённой цели.

По характеру действия связи могут быть необходимые и случайные, существенные и несущественные, общие и единичные, временные и устойчивые и др. Среди всего многообразия связей есть такие, которые являются законами. Закон – это связь необходимая, существенная, общая, устойчивая.

Классификация законов:

1) По формам движения выделяются физические, химические, биологические, социальные законы. 2) По характеру действия разделяют законы динамические и вероятностные (статистические). Динамические законы описывают поведение отдельных объектов и устанавливают однозначную связь их состояний (законы динамики). Вероятностные (статистические) законы описывают поведение больших совокупностей, но в отношении отдельных объектов делают лишь вероятностные предсказания. Таковы все законы микромира (закон Максвелла о распределении молекул по скоростям, соотношение неопределённостей Гейзенберга). 3) По широте действия законы бывают частные, общие и всеобщие. Частные законы действуют в узкой области (закон Ома). Общие законы действуют или во всей природе (закон сохранения энергии), или в обществе (социальные законы), или в мышлении (законы логики). Всеобщие законы действуют и природе, и в обществе и в мышлении.

Всеобщими являются три основных закона диалектики. Они не напрямую управляют объектами, как частные или общие законы. Они проявляются как общие тенденции множества частных связей и законов. Законы диалектики фиксируют сходство в развитии любых объектов. Вместе они образуют общую теорию развития. Знание законов диалектики позволяет глубже понимать развитие объекта, чтобы управлять им.

2. Закон единства и борьбы противоположностей . Закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики, потому что раскрывает источник, движущую силу развития любой системы. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие?

Уже в древности люди заметили, что среди многообразных явлений выделяются такие, которые составляют пары, носят полярный характер, занимают предельные положения на некоторой шкале. Философы древности говорили о противоположности добра и зла, света и тьмы.

Противоположности – это стороны того или иного предмета, процесса или явления, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга. Противоположными могут быть свойства предмета, процессы, протекающие в нём, силы, действующие на него. Противоположными являются арифметические действия. В физике противоположны электрические заряды, полюса магнитного поля, действие и противодействие, порядок и хаос; в химии – анализ и синтез, ассоциация и диссоциация; в биологии – наследственность и изменчивость, здоровье и болезнь.

Противоречие – это взаимодействие противоположностей, их единство и борьба. Они вытесняют, подавляют друг друга, но в тоже время не могут существовать друг без друга. Каждая из них является самой собой, относительно своей противоположности.

В мире существует множество различных противоположностей, но среди них выделяются такие, взаимодействие которых становится причиной изменения, развития системы. В любой развивающейся системе есть противоречия, т.е. единство и борьба противоположных свойств, сил, процессов. Противоречия могут привести к разрушению системы. Но если противоречия разрешаются, то это приводит к развитию системы. Отсутствие противоречий означает устойчивость, равновесное состояние системы. Таким образом, данный закон утверждает, что причиной, источником любого развития являются противоречия.

Философия (Пифагор автор слова фило — любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.

Философия есть наука о всеобщем. Мудрец (философ) — это тот человек, который знает всё о действительности, но может не обладать знаниями о конкретных предметах. Т.о. объектом философии (объект есть то, что изучается наукой) является мир в целом, как единое целое. Объектом философии являются основные системы действительности в целом, например общество в целом (цивилизация или человек вообще или природа) и связи между этими системами. Объектом является также подсистемы систем, например экономика как подсистема общества), где подсистемы исследуются с помощью философского аппарата. Т.о. структура философии заключает в себе 3 основных уровня:

1) всеобщий (Философия всеобщего уровня) создаются всеобщие философские теории (теория движения, теория систем и др.). Это является теоретическим базисом философии и всех остальных наук.

2) Философия среднего уровня изучает всеобщие законы основных систем действительности, например натур Философия — Философия природы, социальная Философия — всеобщая Философия общества.

3) прикладная Философия. В рамках которого изучаются всеобщие закономерности подсистем в системах (Философия экономики).

Основные функции философии: Философия по сравнению с естественными науками является многофункциональным предметом и в этой связи возникают трудности с определением предмета философии.

1) общенаучная функция.

2) методологическая функция.

3) социальная функция.

4) нормативная функция.

5) мировоззренческая функция.

Функции означают:

1) то, что в рамках философии создаются базисные (всеобщие теоретические концепции). Философия — есть наука о всеобщем.

2) то, что Философия является всеобщим теоретическим базисом для всех остальных наук.

3) то, что в рамках философии исследуются всеобщие закономерности развития общества (как целостной системы).

4) в рамках философии создаются этические теории, т.е. Философия является и этикой.

5) Философия является теоретическим мировоззрением в отличие от других типов мировоззрения.

Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов:

Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.

Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) - учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы:

Психология познавания - изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания.

Логика знания - наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. (диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т.д.)

Критика познания - анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными.

Общая история познания, эволюция познания.

Аксиология (axios - ценность) - учение о ценностях.

В структуре философского знания выделяют так же:

Социальную философию - анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём.

Философскую антропологию - учение о человеке. (от проблемы происхождения до космического будущего.)

Философию культуры - раздел, где изучается, исследуется сущность и значение культуры.

Философию права - учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения..

Философия истории.

История философии.

Самостоятельное, не менее важное значение имеют такие разделы, как:

Диалектика - (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания.

Эстетика - наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства.).

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.

Известны попытки чёткой классификации внутри философского знания, например:

Методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология)

Систематизация данных научного познания.

Оценивающий отдел философии (область вопросов связанных с фактами оценки деятельности человека).

Современные философы отказываются от построения многоступенчатых классификаций, поскольку для философии нет запретных тем.

Философия (от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость) - любовь к мудрости.

Философия - это наука о всеобщем, она - свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Предмет философии - все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные черты: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Функции философии:

Мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

Методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

Прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

Критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

Аксиологическая функция (от греч. axios - ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

Социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам:

Онтологической; гносеологической; аксиологической; праксеологической; антропологической.

Эти пять групп проблем формируют структуру любого философского знания. Онтология - философское учение о бытии и сущем. Гносеология - философское учение о познании. Аксиология - философское учение о ценностях. Праксеология - философское учение о действии. Антропология - философское учение о человеке. Все разделы философского знания существуют в неразрывном единстве Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют области исследования, соотносимые с конкретным фрагментом духовной культуры или формой общественного сознания: философия науки, философия истории, философия искусства, философия религии, философия мифологии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, формулируемые в «ядре» философского знания - онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропологии.

Основные разделы философии

Основные разделы философии:

1) онтология - мир вцелом, его происхождение и первоосновы

2) гносеология - наука о средствах и методах познаниях.

3) этика - наука о морали, нравственности и должном поведении.

4) эстетика - наука о красоте и искусстве.

5) антропология - наука о развитии, происхождении, природе человека.:

Основные разделы философии

Онтология как раздел философии

Типы логик, определяющих построение онтологии:

1) формальная логика

Tertium non datum - третьего не дано

2) диалектическая логика

Логика диалектическая допускает и А, и неА одновременно

Низкий курс рубля: хорошо или плохо?

3) многозначная (релятивистская логика) - оценивает степень или вероятность от 0 до 1. Зависит от системы отсчета.

4) отрицательная логика - восточная логика (буддизм) - ни то, ни другое.

Эпохе - воздержание осуждения, недвойственность.

Не(А и не А)

Автомобильная авария. Две стратегии объяснить для себя, как это произошло. 1) винят обстоятельства 2) винят себя

Метафизика - считает, что есть в мире что-то абсолютное и неизменное, что не зависит от времени, обстоятельств и субъекта восприятия. Использует формальную логику, считает, что есть абсолютная истина.

Законы математики универсальны. Принципы морали считаются универсальны. Бог. Нирвана.

Causa sui - причина себя.

Корабль Тесея (парадокс)

Релятивизм - все изменяется, все относительно, зависит от времени, места, субъекта восприятия.

Понятие морали - относительно.

Диалектика - мир состоит из противоположностей их борьбы и единства.

Конфуцианство считало, что человек от природы нейтрален - tabula rasa. Воспитание определяет.

Лао Цзы все люди от природы добрые.

Как происходят события в мире? Чему подчиняются, как управляются?

Детерминизм - все обусловлено естественными причинами. Отвечает на вопросы Почему.

Индетерминизм - большинство процессов происходят случайно.

Инверсия магнитного поля земли. Нелинейные уравнения, описывающие нелинейные процессы.

Телеология - телеос - цель, логос - учение - все процессы в мире подчинены высшей цели.

Arbitrium liberum - свобода воли

1) ближе к телеологии: фатализм - учение о том, что все уже предопределено

Стоики: Марк Аврелий и Эпипиктет, Amor fati - любовь к судьбе

Маркс: бытие определяет сознание

2) волюнтаризм (Ницше, американская философия XX века) - все в наших руках и мы самим создаем свою судьбу

3) Макиавелли, Фортуна

Этика как раздел философии

Фильм Конфуций

Золотые правила этика:

2) нравственность

3) должное поведение

Золотое правило этики: поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Конфуций

Фалес: что раздражает тебя в других, того не делай сам

Библия: какой мерой меряешь, такой отмерено будет.

Парадокс толерантности:

"у нас обычай - не навязывать своих обычаев"

Правило золотой середины:

Фалес: Ничего сверх меры (храм Аполлона в Дельфах)

Конфуций: имей две крайности, но выбирай середину: альтруист и эгоист, аскет и гедонист, притча ни твердый, ни мягкий.

Онтология

Откуда произошел и из чего состоит мир.

Монизм - все состоит только из одной субстанции. Множественность иллюзорна.

Дуализм - мир состоит из двух первоначал. Материя + форма или идея.

Плюрализм - больше чем две первоосновы.

Гносеология как раздел философии

Основной вопрос гносеологии: Соотношение действительности и восприятия и мышления действительности. Совпадает восприятие и мир.

Агностики - объективная действительность не познаваема

Релятивисты - познание относительно времени и субъекта восприятия

Источники знания

Эмпиризм - Джон Локк: сознание ребенка чистая доска. Все знания из опыта.

Априоризм - все знания существуют до опыта. Кант.

Средства познания:

Сенсуализм - все знания от органов чувств. Индукция.

Рационализм - разум - главный источник знаний. Дедукция.

Иррационализм - есть иные источники познания: интуиция, откровение.

Топор пила бревно вилка

Латуральное мышление

4) Основные вопросы философии. Способы их решений

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение Основного вопроса. Первичность материи она видит в том, что:

материя является источником сознания, а сознание - отражением материи;

сознание - результат длительного процесса развития материального мира;

сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга;

существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи;

сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека;

сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием.