Социально значимые качества и навыки. Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Социальная характеристика личности

Психология. Учебник для средней школы. Теплов Б. М.

§1. Общее понятие о психике

§1. Общее понятие о психике

Психология - наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Как протекают процессы восприятия, чувства, волевые процессы? Каковы законы памяти, воображения, мышления? Как развиваются способности и формируется характер человека? Вот вопросы, которыми занимается психология.

Человек является членом общества, и поэтому его психические свойства формируются под решающим влиянием общественных условий жизни. Именно в зависимости от условий жизни и деятельности человека в обществе развивается его психика, сознание. «...Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» (Маркс).

Классики марксизма-ленинизма - Маркс и Энгельс, Ленин и Сталин - указывают, что источником ощущений, представлений, мыслей является внешний, материальный мир, а психика, сознание человека, является отображением окружающего мира.

Психика есть одно из свойств материи, возникшее в процессе её развития. Неорганическая материя не обладает этим свойством, она не ощущает и не мыслит; и в пределах органического мира далеко не всякая материя обладает психикой. Потребовался длинный путь развития живой природы, чтобы прийти к материи ощущающей и мыслящей. Психика человека есть особое свойство высокоорганизованной материи - свойство мозга. Свойство это заключается в отражении окружающей действительности.

Отражение предметов реального мира мозгом человека не следует понимать как пассивное отражение, подобное отражению в зеркале. Человек не пассивно воспринимает мир, он познаёт его в практической деятельности, активно воздействуя на природу и на других людей. В этой активной деятельности и возникают наши ощущения и восприятия - образы тех материальных предметов и явлений, которые через посредство органов чувств действуют на наш мозг, отражаются в нём.

Современная наука о мозге даёт нам знание физиологических процессов, совершающихся в работающем мозгу. Исследования И. П. Павлова в области высшей нервной деятельности открыли те физиологические процессы, которые составляют основу отражения реального мира мозгом человека. Эти исследования сняли покровы тайны с так называемой душевной деятельности: на огромном материале экспериментальных фактов доказано, что психика определяется внешними воздействиями, условиями существования.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, как величайшее достижение современной науки о мозге, является естественно-научным фундаментом психологии.

Слово «психология» образовано из двух греческих слов: «псюхе» (душа) и «логос» (слово, учение), и значит «наука о душе».

По представлениям, возникшим ещё в древние времена и сохраняющимся до сего времени в религиозных верованиях и во взглядах некоторых буржуазных философов, душа - это нематериальное, бесплотное существо, живущее в теле человека и в момент смерти покидающее его. Согласно этим представлениям душа является носителем и причиной всей психической жизни человека: его чувств, мыслей, желаний. Такое понимание психики является идеалистическим.

Противоположное ему и единственно научное понимание психики - материалистическое. Мозг, а не бесплотная душа, есть орган нашей психической жизни, носитель всех наших психических процессов: мышления, чувств, воли. Отражательная деятельность мозга и составляет нашу психическую жизнь.

В течение тысячелетий в психологии велась борьба между материализмом и идеализмом. Ещё в древней Греции и Риме многие мыслители и учёные боролись с идеалистическим пониманием души и делали попытки дать материалистическое объяснение психической жизни. Эту борьбу продолжали передовые учёные и философы-материалисты нового времени. Ценный вклад в развитие материалистического понимания психической жизни внесли великие русские философы-материалисты - Герцен, Белинский, Чернышевский и Добролюбов. Важнейшее значение для борьбы за материалистическую психологию имели работы великого русского учёного, физиолога и психолога И. М. Сеченова.

Однако лишь в последнее время, на основе диалектического материализма, созданного трудами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, стало возможным построение последовательно материалистической психологии.

Психология изучает:

1. Психические процессы. Восприятие, запоминание, мышление, чувство, волевое решение - всё это различные виды психических процессов. Чтобы разобраться в сложном потоке душевной жизни человека, необходимо прежде всего распределить все психические процессы на определённые группы, выделить отдельные области, или стороны, психики, иначе говоря, произвести классификацию психических процессов. Наиболее общая и простая классификация основывается на различении трёх тесно связанных между собой сторон психической жизни: познания, чувства и воли.

Чтобы правильно понимать психическую жизнь человека, надо иметь в виду, что познание, чувство и воля не существуют обособленно друг от друга. Чувствуя, мы переживаем своё отношение к тому, что мы познаём или делаем; принимая волевое решение, мы исходим из определённых мыслей и чувств.

Психическая жизнь, несмотря на всю её сложность, изменчивость, кажущуюся иногда капризность и неустойчивость, подчинена, так же как и все другие явления действительности, определённым законам.

Психология имеет задачу установить законы психических процессов и тем самым дать научное объяснение этих процессов.

2. Психические свойства личности, т. е. наиболее существенные и устойчивые особенности, которые характеризуют каждого человека в отличие от других. К числу психических свойств личности относятся: интересы и склонности человека, его способности, его темперамент и характер.

Психология ставит перед собой задачу изучить формирование и развитие психических свойств человека. Как создаются интересы человека? Как развиваются его способности? Как формируется его характер? Исследование такого рода вопросов составляет одну из важнейших задач психологии.

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Homo Sapiens 2.0 [Человек Разумный 2.0 http://hs2.me] автора Sapiens Homo

Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

Общее понятие стратегий В принципе, все в той или иной степени понимают, что такое стратегия. Обладая каким-то набором знаний, полученных в результате обретения и обработки опыта, мы строим определенные модели поведения.Стратегия - это модель достижения цели. Именно при

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§9. Общее понятие об ощущениях Ощущением называется тот простейший психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств предметов или явлений материального мира и заключается в отражении отдельных свойств этих предметов или явлений.При

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§15. Общее понятие о восприятии На наши органы чувств всегда действует огромное количество раздражителен, причём значительная часть из них лежит выше порога. Таким образом, мы всегда имеем множество ощущений, отражающих отдельные свойства вещей. На основе этих ощущений

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

§21. Общее понятие о внимании Вниманием называется направленность сознания на определённый объект. Объектом внимания может быть любой предмет или явление внешнего мира, наши собственные действия, наши представления и мысли.Я читаю книгу и целиком занят содержанием

Из книги Женский ум в проекте жизни автора Менегетти Антонио

§28. Общее понятие о памяти Образовавшиеся в коре головного мозга временные (условные) связи могут сохраняться многими годами и десятилетиями.В тех случаях, когда возникшие связи время от времени подкрепляются, возобновляются, они могут быть действительными на

Из книги Основы психологии автора Столяренко Людмила Дмитриевна

§37. Общее понятие о воображении Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называются представлениями. Если представление является воспроизведением прошлого восприятия, оно относится к области памяти. Таковы, например, имеющиеся у каждого

Из книги автора

§44. Общее понятие о мышлении Проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые. «Значит, ночью был дождь»,- думает он.Этот случай даёт нам типичный пример мыслительного процесса. Человек непосредственно не воспринимал дождя. Он узнал о нём

Из книги автора

§51. Общее понятие о чувствах Чувством, или эмоцией, называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт и делает: к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и к своим действиям. Удовольствие и

Из книги автора

Глава 2 Понятие о психике человека. Классификация психических

Из книги автора

Из книги автора

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ Все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе возрастного развития являются фактами научения. Однако не всякие изменения деятельности или поведения, даже очень целесообразные, представляют собой научение. Например,

Из книги автора

1.1. Общее понятие Кино – это искусство, образ, фотография, дизайн, эмоция, педагогика, фантазия, шизофрения, сновидение. Фильм – это рентгеновский снимок. Его внимательное прочтение обнажает различные жизненные ситуации одного или многих индивидов. Для психолога крайне

Из книги автора

Глава 5 Общее и индивидуальное б психике человека, типологии личности 1. Индивидуальность и личностьПонятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих

Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психика проявляется в психических явлениях .

Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности.

Некоторые авторы отмечают, что психика есть функция мозга . Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия , а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика .

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные (психические) образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа . Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями.

Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности , а всеобщей функцией – регуляция деятельности .

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика как отражательная способность есть и у животных, но высшей формой психики является сознание человека , которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями. С сознанием связана рефлексивная способность человека, т. е. готовность сознания к познанию самого себя и других психических явлений.

1 9 095 0

Древних греков почитают как мудрых мастеров философии. Еще они заметили, что человек «спаян» из двух частей: внешнее проявление умственной деятельности и внутренние психические свойства. Отличий между людьми много, но самыми интересными являются особенности внутреннего мира. Понимание психической деятельности и самого понятия психики, на самом деле, не столь сложно, как кажется.

Функции психики

В современной психологии дается более точное определение, помогающее понять сам феномен.

Психика – это зеркало. Субъективное отражение объективного мира и реакция на него. Основа работы психики – совокупность множества «чувственно» и «реакционно» направленных связей.

За некоторые функции отвечает конкретный участок мозга. Но делегирование тоже свойственно главному «думательному» органу человека, потому за некоторые формы проявления определенных функций отвечает вся кора головного мозга. Психика человека выполняет следующие функции:

    Отражательная

    Эмоциональная

    Порождение эмоциональных реакций на определенные ситуации.

    Волевая

    Возможность «свободного» выбора. Оспаривается большинством современных психологов.

Важность для человека

В конце 19 века ученые считали, что врожденность обуславливает всю дальнейшую жизнь. Л. С. Выготский считал, что психическое развитие человека происходит по историческим законам, а не по биологическим.

Возможности человека напрямую связаны с уровнем его развития.

Уровень развития психики устанавливает качество профессиональной деятельности, проявления и направленность воли и нормы поведения. Биохимия мозга, а вследствие и поведение, регулируется тремя отделами: эпифизом, гипоталамусом и гипофизом. При неправильной работе желез, которые направляются перечисленными отделами, наблюдаются изменения и в психическом состоянии человека.

Процессы

Происходящие действия в сознании человека и выработанная эмоциональная реакция на внешние раздражители. Во многом совпадают с функциями.

    Регуляторные

    Другая сторона восприятия внешнего. Вырабатывают принципы системы поведения. Волеизъявление, мотивация, постановка целей.

    Познавательные

    Осмысление конкретной ситуации со всевозможных сторон и возможность действовать, согласно своим идеалистическим представлениям. Сюда относятся восприятие, память и воображение.

    Коммуникативные

    Необходимость объединения усилий с людьми для достижения определенной цели подтолкнуло первобытного человека к изобретению сознательной коммуникации.

Состояния

Это характеристика индивидуальной картины мира и норм поведений, закрепленная на протяжении относительно долгого периода времени. Характеристики психических состояний можно предугадать.

  1. Эмоциональные . Испытуемые чувства.
  2. Активационные . Показатель активности или пассивности человека.
  3. Временные . Длительность состояния.
  4. Тонические . Схожи с активационными, только здесь имеется ввиду конкретный момент – бодрый ли человек, угнетенный ли.

Свойства психики

Главными отличающими особенностями психики являются гибкость и обучаемость. Известный ученый Татьяна Черниговская говорит, что мозг не умеет одного – не учиться.

Кардинальное отличие людей от животных – это способность и готовность влиять на обстоятельства в некоторых случаях. Это и называют волеизъявлением.

Способность действовать, исходя из накопленного опыта, и возможность выбирать способ своего поведения. Вообще свойства – это относительно стабильные образования, которые обуславливают характер индивида. Делятся на три категории:

  1. Жизненная позиция . Убеждения, идеальный образ себя и т.д.
  2. Характер и темперамент . Врожденные психо-физические свойства личности и избранная манера поведения.
  3. Способности . Развитость воли, интеллекта и предрасположенность к творчеству.

Психические явления

Психология изучает фундамент, состоящий из процессов, свойств и состояний психики. Однако далеко не все процессы осознаются человеком. Как утверждают ученые, самосознание не может существовать отдельно от бессознательного, сверхсознательного, предсознательного и подсознательного. Бессознательные процессы, являющиеся первым уровнем психики, такие как дыхание, размножение, а зачастую даже и автоматическое мышление не «выводятся» на поверхность, дабы не загружать мозг.

Своими индивидуальными бессознательными люди формируют коллективное бессознательное, то есть историю всего человеческого рода. Впервые на него указал Юнг в своей работе «Структура души».

Понятие психики человека является одним из самых изучаемых и в то же время загадочных. Несмотря на огромное количество фундаментальных исследований по данной теме, остается еще огромное количество вопросов и загадок, на которые человечеству только предстоит найти ответ.

Основные понятия психики

Изучением особенностей человеческой психики занимается огромное количество ученых и исследователей. Естественно, каждый из них формирует собственное определение данного понятия. Стоит рассмотреть самые употребляемые из них.

Понятие психики № 1 подразумевает деятельность по отражению и регуляции явлений действительности. Благодаря этому, происходит активное взаимодействие с окружающим миром, а также познание общечеловеческого опыта.

Понятие психики №2 подразумевает законы становления и функционирования внутреннего мира и образов реальности, складывающихся в сознании человека.

Понятие №3 определяет психику как субъективное отражение действительности через систему идеальных образов, посредством которых происходит взаимодействие с окружающей средой, а также ориентация в ней.

Основные положения о психике

На основании выводов разных специалистов, занимающихся изучением понятия психики, можно выделить несколько ключевых положений, определяющих специфику данного явления:

  • Возникновение психики произошло одновременно с появлением на Земле живых организмов в качестве механизма
  • Высшим этапом развития психики является сознание. Его появление связано с развитием трудовой деятельности человека и формированием коллективов.
  • Психика формируется под воздействием активной деятельности человека в процессе перехода от внешнего взаимодействия с предметами в конкретный образ, а затем - в регулируемое действие.
  • Формирование психики обусловлено социокультурными факторами и опосредовано мозговой активностью.
  • Психические моменты имеют системную организацию и четко очерченную структуру.

Понятие и структура психики

Психика - это сложное системное явление, которое включает в себя такие структурные элементы:

  • Психические процессы - явления, которые обеспечивают отражение и осознание действительности. Различают познавательные, эмоциональные и
  • Психические свойства - это устойчивые и постоянно дублирующиеся особенности личности, которые определяют поведение, темперамент, характер и способности человека.
  • Психические состояния - это качество функционирования и уровень работоспособности психики на конкретный момент времени. Речь идет об активности, бодрости, пассивности, апатии и так далее.
  • Деятельность - совокупность действий, обеспечивающих удовлетворение интересов и потребностей.

Структура сознания

Определение понятия психики тесно связано с понятием сознания. Последняя категория характеризуется такой структурой:

  • Бессознательное - это начальный уровень психики, который может быть индивидуальным (связан с базовыми инстинктами) и коллективным (обусловлен историческими закономерностями).
  • Подсознание - включает представления, стремления и желания, которые психика восприняла в качестве сигналов. Подсознательные образы могут быть актуализированы (всплыть в памяти) через длительный промежуток времени.
  • Предсознание - промежуточное состояние психики, которое представлено в виде потока мыслей, ассоциаций и образов, а также широкого спектра эмоций.
  • Непосредственно сознание - это высший уровень отражения процессов действительности, посредством которого достигается полное познание окружающего мира и его преобразование.
  • Сверхсознание - это психические характеристики, которые человек может сам сформировать в результате систематических и целенаправленных усилий. В качестве примера можно привести сознательное регулирование соматических состояний (например, хождение по битому стеклу или горячим углям, замедление сердцебиения и так далее).

Основные виды психических процессов

Понятие психики включает в себя такую категорию как психические процессы. Это все, что происходит в голове человека и находит свое отражение в психических явлениях. Вот какие виды процессов можно выделить:

  • Познавательные - это восприятие мира посредством преобразования входящей информации. Это все, что касается ощущений, воображения, мышления и памяти.
  • Регуляции - обеспечивают определенную организацию, интенсивность и направленность поведения. Это мотивация, постановка целей, принятие решений и контроль их исполнения, а также эмоции и волевые процессы.
  • Коммуникационные - обеспечивают межличностное общение, которое происходит посредством понимания чувств и мыслей. Это касается как вербальных, так и невербальных коммуникаций.

Ключевые функции психики

При изучении понятия психики функции психики играют определяющее значение. Вот основные из них:

  • Коммуникативная - обеспечивает такое восприятие действительности, благодаря которому реализуется потребность человека в общении.
  • Познавательная - подразумевает сбор и анализ информации об окружающем мире с последующим осознанием своего места и значения в нем.
  • Отражательная - позволяет выбрать ответ из многообразия вариантов, связанных с отдельно взятой ситуацией.
  • Регулятивная - обеспечивает смену форм поведения человека, в зависимости от внешней среды и сложившихся обстоятельств.
  • Эмоциональная - порождает чувственные реакции на те или иные явления окружающего мира.
  • Волевая - обеспечивает возможность свободного жизненного выбора.

Психика и головной мозг

Понятие психики в психологии ассоциировано с центральной нервной системой, которая, в свою очередь, берет начало в головном мозге человека. В связи с этим целесообразно углубиться в изучение механизма формирования психики. Вот какие процессы происходят в разных отделах головного мозга:

  • В лобных долях сосредоточены двигательные и речевые центры. Эта область отвечает за моторику речи и способность к аналитической деятельности. Также здесь представлены такие психологические функции, как формирование воли и мотивов достижений, смыслов и человеческих ценностей, целеполагания, морали.
  • Височные доли - место расположения слуховых, вкусовых и обонятельных центров, а также центров восприятия и понимания речи. Данная область осуществляет экспрессивную речевую функцию. С точки зрения психики стоит отметить присутствие на медиальной поверхности центров радости, горя, страха, удовольствия, полового влечения и безопасности.
  • Теменные области отвечают за чувствительность к теплу, холоду, боли, прикосновению и остроте. Именно эти поля отвечают за восприятие и интерпретацию музыкальных мелодий.

Понятие о психических образах

Понятие психики неразрывно связано с понятием психического образа, который представляет собой интегративное отражение действительности. Это своего рода информационная модель, на основании которой определяется жизнедеятельность человека. Психическим образам присущи такие свойства:

  • Идеалистичность. Человек воспринимает мир в виде идеальных форм, сложившихся в результате прошлого опыта и психических состояний. Таким образом, у разных людей образы неодинаковы.
  • Первичность и вторичность. Образы сначала формируются на базе восприятий и ощущений, после чего трансформируются в память и способ мышления.
  • Информативность. Образы отражают данные о локализации реальных объектов в пространстве, а также совокупность свойств, присущих им.
  • Активность построения. Образы возникают не одномоментно, а последовательно, на основе двигательных и биомеханических процессов.
  • Многомерность. Образы функционируют не самостоятельно, а в контексте действительности или определенной деятельности.
  • Пластичность. С образами, как и с реальными предметами, можно совершать определенные "мыслительные действия", проигрывать поведенческие варианты, моделировать развитие, в зависимости от изменения действительности.
  • Информационная емкость. Образ формируется на основе информации о действительности, а также сам служит источником данных.
  • Обобщенность. Образ представляет собой информационную модель, сформированную модель, в которой собрана ключевая первостепенная информация, существенная для восприятия объектов действительности.

Характеристика здоровой психики

Рассматривая понятие психики человека, стоит обратить внимание на признаки ее нормального функционирования. Здоровой психике присущи такие характеристики:

  • Адекватная реакция рецепторов на различные сигналы-раздражители.
  • Сбалансированная рефлективность, основанная на оценочно-аналитической обработке поступающих в мозг сигналов.
  • Наличие сигнальных подсистем, которые развиваются пропорционально развитию суждений.

Подходы к определению обладания психикой

В общей психологии понятие психики изучается только в отношении человека. Тем не менее некоторые исследователи придерживаются мнения, что другие существа также обладают этим свойством. На основании разности взглядов по данному вопросу было сформировано несколько теорий, а именно:

  • Антропопсихизм (Декарт) - теория, отстаивающая мнение, что психика присуща только человеческим существам.
  • Панпсихизм (французский материализм) - теория, отстаивающая всеобщую одухотворенность природы. Имеется в виду, что психика в равной мере присуща как всем живым (люди, животные), так и неживым объектам (растения, камни).
  • Биопсихизм - теория, отстаивающая мнение, что психика присуща всем объектам живой природы (включая растения).
  • Нейропсихизм (Дарвин) - теория, отстаивающая мнение, что психика присуща только тем объектам (существам), у которых есть центральная нервная система.
  • Мозгопсихизм (Платонов) - теория, отстаивающая мнение, что психика присуща существам, имеющим мозг и трубчатое устройство нервной системы. Так, например, у насекомых психики быть не может, так как у них нет выраженного мозга, а нервная система устроена по узелковому типу.
  • Чувствительная - психика присуща тем существам, которые могут реагировать на раздражения внешней среды, являющиеся жизненно значимыми (звук опасности, запах пищи и так далее) с последующим формированием условных рефлексов.

Ключевые отличия психики человека от психики животных

Если рассмотреть понятие психики человека в сравнении с другими живыми существами (а именно с животными), напрашиваются определенные выводы. Итак, отличие психики людей выражается в следующем:

  • Помимо наследственно-эмпирических форм поведения, человек также использует опыт предков, который передается в форме устной и письменной реи. Таким образом, людская психика постоянно совершенствуется и обогащается за счет непрерывно обновляющегося социального опыта.
  • Сознание человека отражает только самые существенные стороны и закономерности действительности, которые дают возможность решать более глубокие проблемы не методом проб и ошибок (подобно животным), а путем установления закономерностей.
  • Психика и сознание человека характеризуются осознанностью целей деятельности и способностью моделировать будущие события. Более того, человек может оценивать результаты своих действий с точки зрения системы общечеловеческих событий и знаний. То есть человек не ограничивается непосредственным восприятием действительности, а склонен прогнозировать, опережая действительность.
  • человека формируется под влиянием общественного сознания.

Эволюционное развитие психики

Важно обратить внимание на эволюционное развитие отражения действительности, чтобы глубже разобраться в рассматриваемом понятии. Развитие психики происходит в соответствии с такими последовательными стадиями:

  • Элементарная сенсорная психика определяет способность реагировать на отдельные свойства предметов (биологически нейтральные раздражители). Особенность данной стадии заключается в том, что существенную роль играют инстинкты и врожденные поведенческие программы, которые вызывают условные рефлексы.
  • Перцептивная стадия - подразумевает целостное предметное восприятие через интеграцию отдельных свойств в целостный образ. Проявляются сложные инстинкты, обусловленные двигательным поведением, поиском положительных раздражителей, а также развитием защитного поведения.
  • Интеллектуальная стадия характеризуется исследовательской деятельностью, способностью решать задачи разного уровня сложности, а также переносить полученные результаты на обновленные условия действительности. Суть понятия "психика" на данном этапе заключается в способности отражать межпредметные отношения с минимизацией значения врожденных инстинктов.
  • Стадия сознания отражает разнообразные проявления окружающего мира, а также осознание собственного внутреннего мира и его значения в среде обитания. Появляется способность к целенаправленной деятельности и регуляции собственных психических процессов.

Теории личности

Определение понятия психики неразрывно связано с понятием личности, которая формируется под ее влиянием. В связи с этим исследователи предлагают различные теории личности. Наиболее широкое распространение получили следующие из них:

  • Психодинамическая (Фрейд) - определяет личность как систему агрессивных половых мотивов и защитных механизмов. При этом формируется Ид, Эго и Суперэго.
  • Аналитическая (Юнг) определяет личность как набор врожденных архетипов, каждый из которых имеет определенные свойства. При этом на формирование психики влияет коллективное и индивидуальное бессознательное, а также индивидуальное сознательное.
  • Гуманистическая (Роджерс и Маслоу) определяет личность как внутренний мир, сформированный в процессе самоактуализации. В структуре психики выделяется реальное и идеальное "Я".
  • Когнитивная (Келли) дает общее понятие о психике и личности как о системе конструктов, посредством которых воспринимается и обрабатывается жизненный опыт конкретного индивида. При этом каждый человек имеет собственную систему конструктов (ядерных и периферических).
  • Поведенческая (Бандура) определяет личность как набор социальных навыков, приобретенных рефлексов и систему внутренних факторов (эффективность, доступность, значимость).
  • Деятельностная (Рубинштейн, Леонтьев, Абульханова, Брушлинский) определяет личность в качестве сознательного субъекта с определенным общественным положением и социально-полезной ролью.
  • Диспозиционная (Олпорт, Айзенк) определяет личность как сложную систему формальных и динамических черт, а также содержательных свойств, формирующих проприум.

Психическая структура личности

Личность - это своего рода отражение понятия психики. В связи с этим уместно рассмотреть психическую структуру личности, которая представляет собой совокупность свойств, качеств, отношений, позиций, алгоритмов и прочих факторов, определяющих поведение человека. Данным вопросом занимались многие психологи, но наибольшее распространение получила теория Платонова. Он определил такие составляющие психической структуры личности:

  • направленность;
  • опыт;
  • индивидуальная специфика психических процессов;
  • биологическая обусловленность.

Характер и психика

При рассмотрении сути понятия "психика" неизменно возникает вопрос о характере. Первым делом стоит отметить, что это совсем не одно и то же.

Характер можно определить как совокупность психических свойств, которые накладывают отпечаток на поведение и поступки в различных жизненных обстоятельствах. На его основании можно предвидеть, как поступит индивид, оказавшись в тех или иных условиях. Психические свойства личности, определяющие поведение, - это черты характера. Можно сказать, что характер отражает отношение к себе, к окружающим и к миру в целом. Причем это отношение имеет сознательное выражение в виде мировоззрения.

Характер находится в тесной взаимосвязи со всеми аспектами психики. На линию поведения влияют познавательные процессы, воля, чувства, которые преобладают в психическом складе индивида и определяют его поведение. В связи с этим следует выделить четыре группы черт характера:

  1. Общие черты, формирующие психический склад личности. Это, например, принципиальность, мужественность, активность, дисциплинированность. То есть первая характеристика, которая приходит на ум при мысли о человеке, а также та, что присуща большому количеству людей.
  2. Черты, выражающие отношение к окружающим. Это общительность или замкнутость, откровенность или скрытность, чуткость или черствость и так далее.
  3. Черты, которые отражают отношение индивида к себе самому. Это может быть чувство собственного достоинства или самоуничижение, скромность или заносчивость и так далее.
  4. Черты, которые отражают отношение индивида к своей деятельности и труду в целом. В этой связи можно выделить инициативность и настойчивость (или же пассивность и лень).

Психологи сходятся во мнении, что характер не является врожденной и постоянной характеристикой. Это свойство формируется на протяжении всей жизни под воздействием внешних факторов и собственных усилий индивида.