Психологическая характеристика эмоций и чувств. Общая психологическая характеристика эмоций и чувств

Эмоции и чувства человека имеют очень тонкое содержание, которое порождает великое множество мнений и взглядов на эти понятия. В статье пойдет речь об общей характеристике эмоций и чувств с моей личной позиции. Не имею стремления навязать этот материал в качестве истины в последней инстанции, но считаю, что данные достаточно обоснованы для предъявления их широкому кругу лиц.

Сущность эмоций и чувств

В переводе с латинского emoveo означает возбуждать, волновать, подбадривать. В обыденной жизни под эмоциями мы понимаем внешние реакции человека на всё, что происходит с ним и вокруг него. Такого рода реагирование сопровождает каждый прожитый день индивида (за исключением патологий психического здоровья), в нем же и заключается основная сущность эмоций и чувств .

Эмоциональное реагирование представляет собой особое переживание, цель которого – оповестить сознание о психическом состоянии человека. Эти переживания бывают:

  • положительные и отрицательные
  • слабые и сильные
  • кратковременные и продолжительные (к последним чаще всего относят чувства, которые испытывает человек).

Эти переживания, несомненно, влияют на активность индивида, а также способны вызывать физиологические изменения в организме. «Лететь на крыльях» и «тащить себя за волосы» это всё про самую что не на есть сущность эмоций и чувств . Сложность эмоций как психологического феномена в том, что существует бесконечное количество причин для возникновения эмоций, а также форм их проявления.

Формы эмоциональных реакций

  • «тихий», поверхностный отклик. Может быть реакцией на маленькие жизненные радости и горести. Это может быть неожиданное объятие или улыбка, а быть может просто рассвет.
  • бурная реакция с временной потерей самоконтроля. Для кого-то это неожиданная беременность, а для кого-то победа любимой команды в чемпионате.
  • стабильное относительно продолжительное состояние. Например, состояние тихой радости, которое сложно и зачастую просто невозможно объяснить другим, или депрессия.

Что касается чувств, то они являются одним из компонентов эмоциональной сферы наряду с самими эмоциями. Они определяют устойчивое эмоциональное отношение к чему-либо. Эмоции и чувства не тождественны и имеют ряд отличий, о которых более подробно читайте здесь. Таким образом, Вы можете заметить как на основе разного рода представления всё более и более вырисовывается общая характеристика эмоций и чувств .

Проявление эмоций и чувств в повседневной жизни

Наши эмоции и чувства это прежде всего внешнее отражение нашего внутреннего состояния. И каждому из нас необходимо учиться быть свободным в их проявлении. Хотя бы потому, что окружающие нас люди совершенно не умеют читать мыслей. Безусловно, при высокой степени близости они могут догадываться о тех процессах, которые происходят в Вашем внутреннем мире, предполагать, что Вы чувствуете, и даже прогнозировать Ваше поведение, но по-настоящему оценить своё состояние способны лишь Вы.

Не каждый может себе позволить такую роскошь как проявление эмоций и чувств . Ведь для начала неплохо было бы самому понять, что ты чувствуешь, а для этого же размышлять надо. Но мы не из тех, кто привык «загоняться». Вот и плывем по течению, периодически меняя маски, которые не очень часто совпадают с нашими истинными состояниями.

В настоящее время проблема эмоций стала достаточно актуальной. Совершенно очевидно, что успешное продвижение в изучении проблемы эмоций возможно лишь при совместном усилии различных направлений психологической науки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И СОСТОЯНИЙ

Со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самостоятельных сущности: ум, воля и чувства или эмоции.

Эмоции всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания.

Психология недавно обратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций. В отношении эмоций существуют разные мнения. Некоторые утверждают, что эмоции не связаны с поведением. Согласно другим- эмоции составляют первичную мотивационную систему человека. Эмоции появились у человека в процессе эволюции. Каждая эмоция исполняла те или иные адаптивные функции в процессе эволюции человека.

Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое организует и направляет восприятие, мышление и действия. Каждый аспект данного определения важен для понимания природы эмоций. Эмоция мобилизирует энергию. Эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло.

Как подчеркнули многие исследователи эмоций (например, Вилюнас, Крюгер, Рубинштейн и др.), они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций.

Эмоции – это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности. А также субъективное состояние, возникающее в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей. Эмоции представляют собой своеобразную форму отражения реального процесса взаимодействия человека с окружающей средой. В эмоциях человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого в виде удовольствия или неудовольствия, радости, грусти, страха, восторга и т.д. Например, радующийся человек жестикулирует, дети прыгают и хлопают в ладоши, смеются. Если радость дает ощущение легкости, то в горе возникает ощущение тяжести, чем напряженнее человек, тем меньше его способность к наслаждению и ощущению счастья. Печаль парализует человека. Возникает чувство усталости, двигается он медленно. Наиболее точный сигнал изменения эмоционального состояния – это частота пульса.

Эмоции можно охарактеризовать несколькими признаками. Во-первых, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции, во-вторых, обычно отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п.

Термин «Эмоция» (от лат. emovere – потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни. То есть эмоции – это переживаемое человеком отношение к миру и к самому себе.

Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. Если наши потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции.

Исследователи доказали, что многочисленные физиологические изменения в организме сопровождают всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

В 1872 г. Ч.Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти нет.

Эмоции, согласно этой теории, появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, которые сопровождают различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

Идеи Ч.Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У.Джемс и К.Ланге.

Джемс следующим образом резюмирует свою теорию: «Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта: осознание человеком этого возбуждения - есть эмоция. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то последнее было бы по форме своей чисто познавательным актом, лишенным колорита и эмоциональной «теплоты».

Теория Джемса-Ланге правильно отмечала существенную роль, которую играют в эмоциях органические изменения периферического характера. Без вегетативных реакций нет эмоций. Они являются не только внешним выражением эмоций, но и их компонентом. Теория Джемса-Ланге ошибочно свела эмоции исключительно к периферическим реакциям. Современная физиология показала, что эмоции не сводимы к одним лишь периферическим реакциям.

Динамику эмоциональных процессов рассмотрел С.Шехтер. Он показал, что память и мотивация человека вносят немалый вклад в эмоциональные процессы. Концепция эмоций, предложенная С.Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.

Согласно этой теории на эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей.

Согласно П.В.Симонову, эмоции связаны с потребностями. Но характер эмоций зависит от того, имеет ли человек достаточной информации о средствах удовлетворения этой потребности. Если информации мало и человек не знает как удовлетворить потребность - эмоция отрицательная.

Итак, подводя итог, следует отметить то, что теории помогают объяснить поступки человека, его действия в различных ситуациях. Эмоции во многом зависят от образа жизни человека. Человек (если он психически здоров) стремится получать как можно больше положительных эмоций и как можно меньше – отрицательных.

Важным нерешенным вопросом общей психологии эмоций является вопрос классификации эмоциональных процессов. Эмоции представляют собой системные явления. Выделение системных качеств, их объективизация позволит построить непротиворечивую классификацию эмоций.

Додонов Б.И. предлагает свой особый подход к решению этого вопроса. Объектом внимания являются эмоции, в которых субъект чаще всего испытывает потребность и которые придают ценность процессу его деятельности. Классификации Б.И.Додонова подлежат эмоции, которые в сознании людей предстают в качестве «ценных» переживаний.

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи и покровительстве другим людям.

2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении.

3. Глорические эмоции. Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.

4. Праксические эмоции – это переживания, которые вызваны деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее.

5. Пугнические эмоции. Эмоции происходящие от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

6. Романтические эмоции. Под романтизмом имеем в виду стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.

7. Гностические эмоции. Эти эмоции мы связываем с потребностью в «когнитивной гармонии». Суть ее в том, чтобы в новом и неизвестном отыскать знакомое, привычное и понятное.

8. Эстетические эмоции. В вопросе о природе и составе эстетических переживаний до настоящего времени остается много неясного. Выделяют два основных взгляда на эту проблему. Согласно первому, эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. Согласно второму взгляду, эстетическая эмоция есть отражение потребности человека в гармонии с окружающим, которая представляет собой «соответствие, совпадение мер человека и мер предметов». Соответствие это отражается в чувстве красоты.

9. Гедонистические эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивные эмоции. Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

Такова классификация эмоций по Б.И.Додонову.

В.К.Вилюнас выделяет две группы эмоциональных явлений: 1) ведущие эмоциональные явления, 2) производные эмоциональные явления. Ведущие эмоциональные явления побуждают к деятельности и отвечают за общую ее направленность. Они релевантны деятельности в целом. Они в значительной степени определяют и направленность эмоциональной жизни. Производные эмоциональные явления – это явления, возникающие уже при наличии ведущего побуждения, то есть в процессе деятельности, и выражают определенное отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п.

Деление эмоций по их субъективному переживанию. Здесь выделяют две категории: эмоции положительные, которые связанны с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие нас удовольствие, и эмоции отрицательные, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и доставляющие неудовольствие.

Все эмоции можно классифицировать по их содержанию. При этом выделяют простые и сложные эмоции. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность. К более сложным – моральное чувство, эстетическое чувство и т.д.

Наконец, выделяют следующие эмоциональные процессы: чувственный тон, настроение, аффект, собственно эмоции, стресс, фрустрация, страсть, высшие чувства. Эту классификацию предложил Е.И.Рогов.

Эмоциональные состояния имеют у человека свою историю и свое развитие. При этом происходит изменение их функций и их дифференциация, так что они образуют существенно разные уровни и классы. Это аффекты, которые возникают внезапно и невольно; далее, это собственно эмоции – состояния преимущественно ситуационные, с ними связаны предметные чувства, то есть устойчивые, «кристаллизованные» в предмете эмоциональные переживания, наконец, это настроения – очень важные по своей «личностной» функции субъективные явления. Эти классы эмоциональных состояний вступают между собой в сложные отношения.

Рид строил классификацию на основании отношения к источнику действия. Все эмоции он делил на три группы: 1) эмоции, которым свойственно механическое начало (инстинкты, привычки); 2) эмоции с животным началом (аппетит, желание, аффектации); 3) эмоции с рациональным началом (самолюбие, долг).

И.Кант сводил все эмоции к двум группам, в основе которых лежала причина возникновения эмоций: сенсуальные и интеллектуальные. Аффекты и страсти он относил к волевой сфере.

А.Бэн выделял 12 классов эмоций. Основоположник научной психологии В.Вундт считал, что число эмоций больше 50000.

Л.В.Куликов делит эмоции на активационные, к которым относит бодрость, радость, азарт; тензионные (эмоции напряжения) – гнев, страх, тревога; и самооценочные – печаль, вина, растерянность.

Итак, подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Теории же эмоций помогают объяснить поступки человека в разных ситуациях. Эмоции рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков человека.

2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Человек рождается с определенным набором эмоциональных реакций. Эти эмоции получили название первичных. К ним относятся страх и тревога как выражение потребности в самосохранении, радость, возникающая при удовлетворении жизненно важных потребностей, и гнев как следствие ограничения потребностей в движении.

В более позднем возрасте в результате общения с людьми, вследствие формирования собственного «Я» возникают вторичные эмоции. Они не связаны с жизненно важными потребностями. Но от этого не становятся менее значимыми, именно они доставляют наибольшие страдания и радость.

Эмоциональные процессы (явления) делятся на аффекты, стрессовые состояния, настроения и собственно эмоции и чувства.

Аффекты почти всегда возникают в виде реакции, при которой происходит отреагирование напряжения. По В.Витвицкому, аффект – это чувственное состояние, которое «приобретает весьма значительную силу и становится общим бурным нарушением психической жизни». К аффектам он относил такие эмоциональные реакции, как страх, ужас, гнев и т.п. А.Н.Леонтьев писал, что аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. Аффект есть не что иное, как сильно выраженная эмоция. Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом.

Аффект как разновидность эмоций характеризуется:

1) быстрым возникновением;

2) очень большой интенсивностью переживания;

3) кратковременностью;

4) бурным выражением (экспрессией);

5) безотчетностью, т.е. снижением сознательного контроля за своими действиями; в состоянии аффекта человек не способен держать себя в руках. При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным.

6) диффузностью; сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия, контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем.

Аффективные проявления положительных эмоций – это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступ безудержного веселья, а аффективные проявления отрицательных эмоций – это ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффекта часто наступает упадок сил и равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном.

Частое проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека, либо об имеющемся у него нервно-психическом заболевании.

Однако такое понимание аффекта не согласуется с использованием термина «аффект» для обозначения любых эмоциональных реакций, что характерно для западной психологии.

Согласно С.Л.Рубинштейну, аффект – это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками – потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности.

Аффект возникает как реакция на уже произошедшее событие, является как бы сдвинутым к его концу. Например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе – все этого переживается как бы после того, что уже случилось.

Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Аффект говорит об очень большой силе переживания.

Различают два вида аффекта:

1) Патологический. Является следствием психического заболевания, протекает при отсутствии сознания

2) Физиологический. Возникает у нормального человека. Протекает физиологический аффект при сохранном сознании.

Выделяют два типа патологического аффекта:

1) голотимный

2) кататимный.

Аффект, обознчаемый как голотимный – это «беспредметное» эмоциональное явление, которое возникает в результате физиологических событий.

Феноменологически кататимный аффект представляет собой эмоциональное явление, связанное со значимыми областями существования человека, с его ценностями и мотивами. Структурно этот аффект сходен с нормальной эмоцией. Кататимный аффект неразряжаем.

В генетическом плане голотимный аффект связан с расстройствами на биологическом уровне.

Правильное понимание аффектов имеет большое значение для педагогики и для практики судебной психиатрии. Нарушения психической деятельности при аффектах показывают, насколько внутренне и взаимно обусловлены все психические процессы.

Среди эмоциональных состояний выделяют эмоциональную напряженность, характеризующуюся повышенным уровнем активации.

Слово «стресс» имеет разное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Как отмечает Ю.Г.Чирков, стресс противоречив, неуловим, туманен. Он с трудом укладывается в узкие рамки определений. Его слабость – в неопределенности, расплывчатости границ.

Г.Селье полагает, что слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Потом первый слог исчез из-за смазывания или «проглатывания». Имеется точка зрения, что слово «стресс» произошло от латинского «затягивать».

Г.Селье трактует понятие «стресс» по-разному. Если в его первых работах под стрессом понимались совокупность всех неспецифичных изменений, возникающих в организме под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающихся перестройкой защитных сил организма, то в более поздних работах под стрессом понимается неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование, то есть произошло упрощение этого феномена и понятия.

Первым попытался разграничить физиологической и психологическое понимание стресса Г.Лазарус. Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с воздействием реального физического раздражителя, и психический (эмоциональный) стресс, связанный с оценкой человеком предстоящей ситуации как угрожающей, трудной.

На финальной стадии разработки своего умения Г.Селье говорит о двух видах стресса – дистресс, который связан с отрицательными эмоциональными реакциями, эустресс, связанный с положительными эмоциональными реакциями. Это привело к тому, что в сферу понятий вошли все физиологические явления, включая и сон.

То есть стресс (от англ. слова stress – напряжение) – эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, то есть в необычно трудной ситуации. Переживается оно с большой внутренней напряженностью. Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответственные решения и пр. Экстремальные жизненные переживания – обиды, угрозы, разочарования, измены, неожиданная опасность, катастрофы – требуют от человека мобилизации его нервно-психических сил. Переживание этих ситуаций вызывает острую форму эмоционального состояния, то есть стресс.

Стресс дезорганизует деятельность человека и нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

В настоящее время в зависимости от результатов стресса ученые различают эустресс (положительный стресс, который сочетается в желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом).

В зависимости от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые могут быть сведены к физиологическому и психическому стрессу.

Г.Селье выделил в развитии стресса три этапа. Первый этап – реакция тревоги – фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. Второй этап – этап стабилизации, на котором все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап – стадия истощения, сопровождающаяся упадком сил, ухудшением самочувствия и даже смерть.

Таким образом, аффект и стресс – это эмоциональные процессы, которые отличаются друг от друга специфичной для них формой протекания. Но в эмоциональной сфере человека выделяют также и такие эмоциональные процессы, как настроение и собственно эмоции и чувства.

Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным, туманным и почти что мистическим.

В большинстве учебников психологии настроение описывается как самостоятельный эмоциональный феномен, отличающийся от эмоций.

По Л.С.Рубинштейну «Настроение – не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние. Настроение отчасти более сложно и, главное, более переливчато – многообразно и по большей части расплывчато, более богато мало уловимыми оттенками, чем четко очерченное чувство». Рубинштейн подчеркивает, что настроение, в отличие от других эмоциональных переживаний, личностно.

Настроение в большинстве отечественных учебников по психологии характеризуется:

1) слабой интенсивностью;

2) значительной длительностью- настроение может длиться часами, а то и днями;

3) подчас неясностью его причины; испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознает причины, его вызвавшие, не связывает его с определенными людьми, явлениями или событиями.

4) влиянии на активность человека; непостоянно присутствуя у человека в качестве эмоционального фона, оно повышает или понижает его активность в общении или работе.

Говоря о видах настроения, можно сказать, что оно может быть хорошим (стеническим) и плохим (астеническим). В первом случае при его устойчивом проявлении говорят о гипертимии, то есть повышенном настроении. Оно характеризуется приподнятостью, веселостью, оптимизмом.

Вторым проявлением хорошего настроения является эйфория, которая характеризуется беспечностью, безмятежностью, беззаботностью и в то же время безразличным отношением к серьезным сторонам жизни.

То есть настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое и т.д.

Люди различаются по внешнему выражению своего настроения. У одних людей их настроение всегда можно прочитать на лице, а другие люди хорошо маскируют свое настроение, что о нем трудно догадаться по внешнему виду человека.

Эмоции представляют собой длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Собственно эмоции носят отчетливо выраженный идеаторный характер. Это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Само выражение эмоций приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка». Собственно эмоции находятся в другом отношении к личности и сознанию, чем аффекты, первые воспринимаются субъектом как состояния моего «я». вторые – как состояния, происходящие «во мне». Это отличие ярко выступает в случаях, когда эмоции возникают как реакция на аффект; так, например, возможно появление эмоции боязни появления аффекта страха или эмоции, вызываемой пережитым аффектом, например, аффектом острого гнева. Особый вид эмоций составляют эстетические эмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии смысловой сферы личности.

Собственно эмоции – это длительное эмоциональное состояние, которое возникает не только на совершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Другая особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Чувства носят личностный характер. В них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Как правило, предметы, с которыми мы имели дело в радостной, эмоциональной обстановке, и в дальнейшем будут вызывать у нас положительную реакцию. А неприятные или грустные события и позже вряд ли вызовут радость. В связи с этим чувства можно рассматривать как важнейшую характеристику личности.

Чувства отражают отношение человека к объектам и несут информацию о них. В этом смысле можно говорить о познавательном компоненте эмоций. Даже впервые встречая тот или иной объект, того или иного человека, мы испытываем к нему какие-нибудь чувства.

Чувства тесно связаны с потребностями личности. За каждой эмоцией человека стоит конкретная потребность. То есть чувства порождаются двумя причинами. С одной стороны, потребностями человека, а с другой – его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.

Чувства характеризуются направленностью. Одинаковые чувства могут иметь разную направленность.

Эмоции – это элементарные переживания, которые возникают у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта.

В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания.

Эмоции подразделяются на собственно эмоции, чувства, настроение, аффект и стресс. Параметры, по которым характеризуются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, направленность, динамика развития.

Одни исследователи утверждают, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение – о том, что эмоциональная сфера человека развивается.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Эти эмоции развиваются. Вот поэтому знание эмоциональных процессов поможет научиться управлять эмоциями, а психологам правильно сделать психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях, создать благоприятный психологический климат в коллективе, что так необходимо в настоящее время.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

Аффект

сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля.

Чувство

Эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Страх

внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием

Страсть

это сильное эмоциональное чувство, сосредотачивающее на себе мысли, эмоции, желания человека

Психическое заболевание

состояние психики, отличное от нормального, здорового.

Эмоция

эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Экспрессия

выразительность, сила проявления чувств, переживаний.

Настроение

преобладающее эмоциональное состояние (веселое, грустное, тревожное и т.п.), влияющее на состояние психической деятельности и двигательной активности.

Сон

это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир

Дистресс

разрушительный процесс, ухудшающий протекание психофизиологических функций.


В психологии не существует одной единственной теории, которая дала бы исчерпывающий ответ на то, что же такое эмоции и чувства человека. Общепринятым считается лишь то, что эмоции (от лат. emoveo - возбуждаю, волную) – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средства, позволяющие живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций - так называемый эмоциональный тон ощущений - непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.

Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на нее, индивид совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. В этом случае они вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым (вызывающим эмоции) воздействиям, что позволяет субъекту заблаговременно к ним приготовиться.

Эмоции мотивируют и энергизируют человека, вызывая у него стремление или тенденцию совершать те или иные действия. Уровень энергетической мобилизации (активации) организма, необходимый для осуществляемых эмоциональных функций, обеспечивается вегетативной нервной системой в ее взаимодействии со структурами головного мозга, составляющими центральный нервный субстрат эмоций.

И. Изард считает, что эмоция состоит из трех взаимосвязанных компонентов: 1) нейронной активности мозга и соматической нервной системы; 2) деятельности поперечно-полосатой мускулатуры или мимической и пантомимической экспрессии; 3) субъективного переживания.

Всего по И. Изарду существуют десять фундаментальных эмоций: интерес - возбуждение; удовольствие - радость; удивление; горе -страдание; гнев - ярость; отвращение - омерзение; презрение -пренебрежение; страх - ужас; стыд - застенчивость; вина - раскаяние.

Эти эмоции образуют основную мотивационную систему. Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами. Фундаментальные эмоции ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний. Эмоции взаимодействуют между собой - одна эмоция может активировать, усиливать или ослаблять другую. Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с перспективными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.


Существуют четыре основных типа мотивации по И. Изарду:

1. Побуждение - голод, жажда, усталость, боль, секс.

2. Эмоции - десять фундаментальных вышеперечисленных эмоций.

3. Аффективно-когнитивные взаимодействие (эмоции сочетаются с мыслью, представлением): эмоция – эмоция (горе-гнев, страх-стыд-вина); эмоция- побуждение (интерес - секс; боль – страх – стыд - гнев); эмоция – аффективно-когнитивные структуры (интерес – интроверсия; удивление – интерес – удовольствие – эгоизм).

4. Аффективно-когнитивные структуры: интроверсия - экстраверсия; скептицизм; эгоизм; решительность; невозмутимость.

Эмоции человека являются продуктом общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн указывал на то, что человек переживает только то, что с ним происходит и им совершается. Человек относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций.

С.Л. Рубинштейн выделил признаки эмоций:

1) эмоции выражают состояния субъекта и отношение к объекту;

2) эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком.

Исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, состоит в том, что с одной стороны, устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающихся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, а с другой стороны, с течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом. В результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия.

Чувство , по С.Л. Рубинштейну, - это отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. С.Л. Рубинштейном выделяются три уровня эмоциональной сферы:

1. Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда относятся элементарные физические чувствования - удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями (окраска, тон отдельного ощущения) или выражение различного органического самочувствия организма (беспредметная тоска).

2. Предметные чувства, соответствующие предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные.

3. Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Помимо чувств С.Л.Рубинштейн описывает аффекты и страсти, которые отличны от чувств, но родственны им. Аффект по С.Л. Рубинштейну - стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Страсти по С.Л. Рубинштейну - сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в нем преобладают над чувствованиями.

Настроение - общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!), это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (не знает причины).

Другой отечественный психолог А.Н. Леонтьев определяет эмоциональные процессы, как процессы внутренней регуляции деятельности. Они отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его жизни.

К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты по А.Н.Леонтьеву – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта - аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.

Собственноэмоции, по А.Н.Леонтьеву, - более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении. Они носят отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они также носят идеаторный характер - т.е. способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

Чувства, по А.Н.Леонтьеву, имеют предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций - это несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.

Сравнительная характеристика эмоций и чувств

Эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызывать преходящую эмоцию неудовольствия и даже гнева). Кроме того, одна и та же эмоция может «обслуживать» разные чувства. Например, можно радоваться успеху любимого человека и неуспеху человека, которого ненавидишь.

Эмоции не всегда осознаются, чувства же, напротив, внешне весьма заметны. Эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Эмоции кратковременны, а чувства длительные, и отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Не проявляя внешне эмоции, человек скрывает от других и свои чувства.

Характеристика различных эмоций

Эмоции ожидания и прогноза:

1. Волнение - в психологии эмоций волнение не рассматривается как самостоятельная категория. Оно является скорее бытовым понятием, отражающим состояние беспокойства, тревожности, страха. Речь идет о волнении, проявляемом человеком перед значимой для него деятельностью или встречей, а также об эмоциональном настрое на это. Волнение в таком случае понимается как повышенный уровень эмоционального возбуждения.



2. Тревога - понятие «тревога» было введено в психологию Фрейдом и в настоящее время многими учеными рассматривается как разновидность страха. Тревога является результатом активности воображения, фантазии будущего. Тревога появляется у человека вследствие наличия незаконченных ситуаций, заблокированной активности, не дающей возможности разрядить возбуждение. Тревога понимается как эмоциональное состояние острого внутреннего мучительного бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании человека с прогнозированием неудачи, опасности или ожидания чего-то важного, значительного для человека в условиях неопределенности.

3. Страх - это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании им реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Следовательно, для человека как биологического существа возникновение страха не только целесообразно, но и полезно. Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей.

4. Отчаяние - это состояние крайней безнадежности. Конкретные причины, которые могут привести человека в отчаяние, разнообразны, но все они должны создать у человека впечатление о непреодолимости грозящей ему опасности.

Удовлетворение и радость:

1. Удовлетворение - чувство удовольствия, которое испытывает тот, чьи стремления, желания, потребности исполнены и удовлетворены. Это исключительно психическое удовольствие, главное в котором - достижение цели.

2. Радость - это активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия, сопровождается переживанием сильной удовлетворенности собой и окружающим миром.

Фрустрационные эмоции (фрустрация - расстройство, крушение планов, замыслов, надежд)

1. Обида - как эмоциональная реакция на несправедливое отношение к себе появляется тогда, когда задевается чувство собственного достоинства человека, когда человек сознает, что его незаслуженно унижают. Это бывает в случае оскорбления, обмана, неоправданных обвинений и упреков.

2. Разочарование - если ожидавшееся или обещанное событие не сбываются, то появляется неудовлетворенность, неудовольствие. Чем больше было обещано и чем важнее было ожидавшееся событие, тем большее разочарование испытывает человек, если его ожидания не оправдались.

3. Досада - это раздражение, недовольство вследствие собственной неудачи или неудачи близкого человека, любимой спортивной команды и т.п. Это сожаление часто с примесью злости на обстоятельства, человека, помешавших достижению задуманного. Злость при досаде часто выражается («разряжается») с помощью крепких выражений, в том числе и мата.

4. Гнев - понятие гнев синонимично понятиям негодование, возмущение, злость. По Э.Шострому, негодование - это блокированная или неполная, а также лживая эмоция. Он считает, что негодование ненатурально и сдавленно выражает страх. Многие из нас выражают гнев, хотя на самом деле чувствуют обиду и боль. Это происходит потому, что гнев - более предсказуемая эмоция. Легко предположить, что может случиться после гневного выступления одного человека: другая сторона тоже рассердится. Когда же один человек признается другому, что он обижен, случиться может все, что угодно, и реакция другой стороны непредсказуема.

5. Исступление - это крайняя степень возбуждения с потерей самообладания, чаще всего возникающая при фрустрации и проявляемая в этом случае как состояние бессильного гнева.

6. Печаль - это состояние душевной горечи, которое вызывается разлукой, чувством одиночества, неудачей в достижении цели, разочарованием, несбывшейся надеждой. Главной причиной является утрата чего-то значимого для человека.

7. Уныние - главной составляющей этой эмоции является оценка безысходности ситуации, связанной с удовлетворением потребности, влечения, с достижением задуманного и желаемого. Уныние связано с неблагоприятным прогнозом на исход еще не закончившегося процесса, когда еще остаются какие-то шансы на успех.

8. Горе - это глубокая печаль по поводу кого-либо или чего-либо ценного, необходимого. Причинами могут быть: длительная разлука или утрата человека, к которому имеется привязанность; серьезная болезнь или увечье самого себя или близкого человека; утрата ценного имущества, потеря источника средств к существованию - это означает потерю источника удовольствия, радости, благополучия.

Коммуникативные эмоции:

1. Веселье - определяется как беззаботно-радостное настроение, выражается в склонности к забавам, смеху, в общем возбуждении, приводящем к восклицаниям, хлопанью в ладоши, бесцельным движениям.

2. Смущение - или состояние застенчивости определяют как замешательство, ощущение неловкости. Характерным для смущения является наличие легкой улыбки, пробегающей по лицу человека.

3. Смятение - паническая растерянность в состоянии тревоги.

4. Стыд - одно из проявлений смущения, это осознание собственной неумелости, непригодности или неадекватности в некой ситуации или при исполнении некоего задания, сопровождаемое негативными переживаниями - огорчением, беспокойством или тревогой.

5. Вина как отражение совести - переживание вины вызывается самоосуждением, сопровождается раскаянием и снижением самооценки. Иногда чувство вины бывает необоснованным и преувеличенным, нанося человеку вред: вызывает хроническую усталость, фригидность, может даже привести к самоубийству

6. Презрение - эту эмоцию рассматривают как одно из проявлений чувства враждебности. Это социальное отвращение к человеку, совершившему недостойный проступок. Спецификой этой эмоции является то, что, возникнув ситуативно, она не исчезает бесследно по окончании ситуации, а переходит в стойкое отрицательное отношение к данному человеку, т.е. в чувство.

Интеллектуальные эмоции:

1. Удивление - чувство неожиданности, к которому присоединяется сознание трудности примирить новое для нас явление с теми представлениями, которые уже имеются у человека.

2. Интерес - это чувство успешно удовлетворенной потребности, удовольствие от какого-либо процесса.

3. Чувство юмора - суть его не в том, чтобы видеть и понимать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным.

4. Эмоция догадки - это оценка некоторого нового, еще неосознанного результата решения задачи. Эмоция догадки переживается очень ярко, как озарение, т.е. внезапное прояснение чего-то в сознании, понимание.

5. Уверенность-неуверенность (сомнения) - это интеллектуальный процесс вероятностного прогнозирования того или иного события, достижения или недостижения цели, это вера в себя или потеря этой веры.

Эмоции и чувства – это то, без чего наша жизнь не была бы такой интересной и наполненной впечатлениями. Функции чувств в психологии весьма разнообразны, и чтобы разобраться в них более детально, можно обратиться к простым классификациям.

Эмоциями называют конкретные ощущения, которые человек переживает здесь и сейчас. Это ощущения связаны с положительным или отрицательным отношением человека к различным объектам. У эмоций есть свои основные функции:

  1. Сигнальная. Мы испытываем эмоции в те моменты, когда у нас есть какая-либо потребность.
  2. Регуляторная. Эмоции позволяют человеку вести себя сообразно ситуации, исходя из норм, свойственных для общества, в котором живет человек. Кроме этого, эмоции позволяют оценивать ситуации.
  3. Мотивационная. Чтобы человек начал действовать, ему нужны эмоции. Все мы по сути своей склонны к тому, чтобы переживать как можно больше различных ощущений, и отрицательных, и положительных.

Не смотря на то, что эмоции играют очень важную роль в жизни человека, мало кто из нас умеет или хотя бы стремится научиться понимать чужие впечатления. Кроме того, даже своими собственными чувствами и эмоциями умеет управлять отнюдь не каждый человек.

Психология разграничивает эмоции, чувства и волю. И каждое из этих направлений получает массу своих отдельных видов и ответвлений. Например, существует несколько видов эмоций:

  1. Возбуждение – успокоение.
  2. Удовольствие – неудовольствие.
  3. Напряжение – разрешение.
  4. Стенические (активность) и астенические (уныние, бессилие).

Так постепенно мы подобрались к определению чувств в психологии, ведь это – ни что иное, как устойчивые эмоциональные реакции на объекты. Чувства могут расцениваться как свойство характера, и указывает на определенные пристрастия и .

Свойства чувств в психологии

Как и в случае с эмоциями, понятие чувства в психологии позволяет создать определенную классификацию. Они могут быть:

  1. Интеллектуальные чувства. Они связаны с познанием и возникают в ходе научной или учебной работы - это удивление, уверенность, любопытство, неуверенность, сомнение, любознательность, недоумение.
  2. Нравственные чувства. Они связаны с отношением человека к общественной морали. Сюда относят долг, совесть, уважение и презрение, симпатию и антипатию, патриотизм и прочее.
  3. Эстетические чувства. Они связаны с эстетическими потребностями. Это чувства прекрасного, возвышенного, безобразного, низменного и т.д.
  4. Чувства справедливости. Люди болезненно реагируют на любую несправедливость, и стремятся выглядеть достойно и независимо в любой, даже самой угнетающей ситуации.

Психология человека различает чувства по силе, скорости возникновения и продолжительности. Одни возникают быстро и также быстро улетучиваются, другие медленны и стабильны. В зависимости оттого, насколько сильны и продолжительны чувства, их можно отнести к разным видам эмоциональных состояний человека.