Психодиагностика примеры заключений. Шаблон-образец написания индивидуального психологического заключения на воспитанника доу. Б. При гиперфункции уровня

Методика состоит из 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководителей и коллективов. Методика направлена на определение стиля управления . Порядок тестирования содержится в инструкции.

Инструкция к тесту

Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих качества менеджера как руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами А, Б, В. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему представлению об исследуемом руководителе. Отметьте выбранное утверждение знаком «+» под соответствующе буквой.

Если вы оцениваете одновременно двух или более руководителей, сравните их по трем приведенным утверждениям, выбрав по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей) и отметьте ваше мнение о каждом разными знаками: «+», «!», «1» и т. д.

Тестовый материал
А Б В
1. Вышестоящее начальство требует, чтобы обо всех делах докладывали только ему. Старается все решать вместе с подчиненными, а лично решает только самые срочные и оперативные вопросы. Некоторые важные дела разрешаются фактически без участия менеджера, его функции выполняют другие работники.
2. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, требует, но никогда не просит. Приказывает так, что хочется выполнить. Приказывать не умеет.
3. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами. Менеджеру безразлично, кто работает у него заместителем, помощником. Он добивается безотказного исполнения и подчинения у заместителей, помощников.
4. Его интересует только выполнение служебных обязанностей, а не отношение людей друг к другу. В службе не заинтересован, подходит к делу формально. Решая служебные задачи, старается создать хорошие отношения между работниками в коллективе.
5. Наверное, он консервативен, так как боится нового. Инициатива подчиненных менеджером не принимается. Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно.
6. На критику вышестоящего руководителя обычно не обижается, прислушивается к ней. Не любит, когда его критикуют, и не старается это скрыть. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
7. Складывается впечатление, что менеджер боится отвечать за свои действия. Ответственность распределяет между собой и подчиненными. Менеджер единолично принимает решения или отменяет их.
8. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками. Подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.
9. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими менеджерами, но не с рядовыми подчиненными. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
10. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно. В обращении в подчиненными часто проявляет равнодушие. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.
11. В критических ситуациях менеджер плохо справляется со своими обязанностями. В критических ситуациях менеджер, как правило, переходит к более жестким методам управления. Критические ситуации не изменяют стиля его управления.
12. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком. Если что-то не знает, то не боится этого показать, обращается за помощью к другим. Он не может действовать сам, а ждет «подталкиваний» со стороны, указаний сверху.
13. Пожалуй, он не очень требовательный человек. Он требователен, но одновременно и справедлив. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим, придирчивым.
14. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит персонал. Всегда строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом. Контролирует работу от случая к случаю.
15. Менеджер умеет поддерживать дисциплину и порядок. Часто делает подчиненным замечания, наказывает их. Не может влиять на состояние дисциплины.
16. В присутствии менеджера персонал все время находится в напряжении. С руководителем работать интересно. Подчиненные предоставлены сами себе.
Ключ к тесту
а б в а б в
1 А Д Л 9 А Д Л
2 А Д Л 10 Д Л А
3 Д Л А 11 Л А Д
4 А Л Д 12 А Д Л
5 Л А Д 13 Л Д А
6 Д А Л 14 Д А Л
7 Л Д А 15 Д А Л
8 Д Л А 16 А Д Л
Обработка и интерпретация результатов теста

Проводится на основе сопоставления данных в бланке ответов с ключом. По доминированию совпадающих ответов, соответствующих тому или иному стилю руководства, делается заключение о наличии ведущего или смешанного стиля руководства.

Авторитарный (директивный) стиль (А). Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными. Нежелание признавать свои ошибки. Пренебрежение к инициативе и творческой активности подчиненных. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Либеральный стиль (пассивное невмешательство) – Л. Снисходительность к подчиненным. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Демократический (коллегиальный) стиль (Д). Требовательность и контроль сочетаются с инициативой и творческим подходом к выполнению служебных обязанностей и сознательным соблюдением дисциплины. Стремления делегировать полномочия и разделять ответственность, демократичность в принятии решений.

В первой главе мы провели теоретический анализ влияния личностных качеств руководителя в процессе разработки управленческих решений. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить влияние личностных качеств руководителя в процессе разработки управленческих решений. Для осуществления этой цели мы воспользовались следующими методиками.

Методика 1. Тест "Мотивация успеха"

Методика разработана Литвинцевой Н.А. и направлена на исследование уровня мотивации к успеху.

Тест состоит из 41 вопроса, на которые необходимо дать ответ "да" или "нет" Вы должны ответить "да" или "нет" на 41 вопрос теста (табл. 14.1).

Бланк опросника, инструкция и ключи к тесту представлены в Приложении 2.

Ответы фиксируются на листе бумаги: 1 -- "да", 2 -- "нет", 3 -- "да" и т.д. Время, отводимое на выполнение теста, -- 15 мин.

Интерпретация результатов.

Подсчитайте сумму набранных баллов:

от 1 до 10 -- низкая мотивация к успеху;

от 11 до 16 -- средний уровень мотивации;

от 17 до 20 -- умеренно высокий уровень мотивации;

Свыше 21 -- высокий уровень мотивации к успеху.

Методика 2. Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя

Методика разработана Карелиным А.А. и направлена на оценку психологических характеристик личности руководителя (см. Приложение 2).

В бланке экспертной оценки представлены 9 психологических характеристик личности руководителя, которые диагностируются по проявлению в деятельности семи признаков каждой характеристики:

Определенность -- раскрывает структуру интересов кризисным аспектам своей деятельности.

Осознанность -- осознание целей организаторской деятельности.

Целеустремленность -- приоритет мотивов организаторской деятельности.

Избирательность -- способность глубоко и полно отразить психологические особенности коллектива.

Тактичность -- способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений.

Действенность -- способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения.

Требовательность -- способность проявлять требовательность в различных формах в зависимости от особенностей конкретной управленческой ситуации.

Критичность -- способность обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм.

Ответственность -- способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности и деятельности коллектива.

Экспертам разъясняется, что указанные в бланке экспертной оценки качества должны быть оценены ими применительно к конкретному руководителю в пятибалльной шкале: низшая оценка -- 1, высшая -- 5. Эксперты выступают анонимно и бланк экспертной оценки не подписывают.

Обработка и анализ результатов исследования. После того как эксперты выставили оценки, психолог и исследователь должен в бланках экспертной оценки подсчитать сумму баллов по каждой из девяти характеристик, полученные результаты перенести в таблицу обобщенных экспертных оценок и вычислить сумму баллов, выставленных каждым экспертом по всем девяти показателям;

средний балл ПХЛР по результатам работы, проведенной каждым экспертом;

сумму баллов, выставленных всеми экспертами по каждому из девяти показателей;

средний балл по каждому из девяти показателей по результатам работы всех экспертов;

общую сумму баллов ПХЛР по результатам работы всех экспертов.

Протокол занятия

Исследуемый______________________________________________

Руководитель______________________________ Дата____________

Обобщенные экспертные оценки ПХЛР

Если при обработке результатов выявится, что максимальная и минимальная экспертные оценки резко отличаются от остальных, то целесообразно результаты работы этих экспертов из общего подсчета исключить. Большая вариативность в оценках экспертов может свидетельствовать о неоднородности экспертной группы, о разном уровне компетентности экспертов.

Общий средний балл оценки ПХЛР позволяет сделать заключение об уровне качеств руководителя, ориентируясь на следующие показатели:

Методика 3. Оценка потребности в достижении

Тест-опросник разработан Карелиным А.А. и направлен на измерение уровня мотивации достижения. Шкала эта состоит из 22 суждений, на которые необходимо дать ответ -- "да" или "нет". Бланк опросника, инструкция и ключи к тесту представлены в Приложении 3.

Интерпретация результатов.

Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).

Использованные в работе методики позволили нам определить мотивационно-потребностную сферу личности лидера, в стремлении человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.

Вопросы :

10. Тест "Проверьте свои качества руководителя и знания по управлению" М. Ярмаркт 11. Тест "Стиль руководства" А.А. Журавлева

12. Тест "Оценки своего стиля руководства"

13. Тест "Диагностика уровня самооценки личности руководителя"

14. Тест "Проверьте, какой вы руководитель"

15. Тест "Оценка личностных качеств руководителя"

16. Тест "Методика оценки эмпатичности руководителя" А. Мехрабиана и Н. Эпштейна

Часть 1: (1 – 9 вопросы)

1. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом

2. Тест «Диагностика профессиональной компетентности и эффективности у руководителей разного уровня»

3. Тест «Оценка конкурентоспособности фирмы»

4. Методика «Потребность в перестройке»

5. Тест "Проверьте самого себя - вашу готовность начать собственное дело" Ф. Срама

6. Тест "Способны ли вы стать руководителем"

7. Тест "Характеристика" (для оценки деловых и личных качеств руководителя)

8. Тест "Оценка предрасположенности к управленческой деятельности"

9. Методика определения организаторских и коммуникативных качеств Л.П. Калининского

МЕТОДИКА № 1

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

Диагностическая цель. Выявить несколько стилей ру­ководства трудовым коллективом.

Процедура тестирования . Тест включает в себя не­сколько групп вопросов, каждая из них подразделяется на 3 утверждения, условно обозначаемых буквами а, в и с. Для того чтобы правильно ответить на вопросы, необ­ходимо внимательно прочитать предложенный текст и из трех вариантов ответов-утверждений выбрать только один, наиболее соответствующий стилю руководства в вашем трудовом коллективе. Тестирование может прово­диться как всем коллективом, так и каждым индивидуу­мом в отдельности. В первом случае результаты теста будут более убедительными, так как в большей степени будут лишены субъективности.

Стимульный материал.

Текст теста.

1. Ваше предприятие производит группу товаров, не пользующихся большим спросом у покупателей. Конку­ренты разработали новую технологию производства этих же товаров, отличающихся высоким качеством, но требующих дополнительных капиталовложений. Как в данной ситуации поступит ваш руководящий начальник?

а) продолжит производство товаров, не пользующихся спросом у покупателей;

б) издаст приказ о скорейшем внедрении в производство новых технологий;

с) потратит дополнительные средства на разработку собственных новых технологий, для того чтобы товары по своим качествам превосходили товары конкурентов.

2. Представьте себе, что вы работаете на автомо­бильном заводе. Один из ваших сотрудников недавно вер­нулся из командировки, целью которой было посещение выставки новинок автомобильного производства. Он предложил модернизировать одну из выпускаемых заво­дом моделей автомобиля. Руководитель вашего завода:

а) примет активное участие в разработке новой идеи, приложит максимальные усилия, для того чтобы быстро ввести ее в производство;

в) отдаст распоряжение о разработке новой идеи соот­ветствующему персоналу;

с) прежде чем ввести это новшество в производство, ваш руководитель соберет коллегиальное совещание, на котором будет принято общее решение о целесообразнос­ти модернизации выпускаемого вами автомобиля.

3. На коллегиальном совещании один из сотрудников предложил наиболее рациональное решение одной из воз­никших в вашем трудовом коллективе проблем. Однако это решение полностью противоречит предложению, ко­торое до этого внес ваш руководитель. В сложившейся ситуации он:

а) поддержит рациональное решение, предложенное сотрудником;

в) будет отстаивать свою точку зрения;

с) проведет опрос сотрудников, который поможет прий­ти к единому мнению.

4. Ваш коллектив проделал большую трудоемкую ра­боту, которая не принесла вам желаемого успеха (прибыли). Ваш руководитель:

а) попросит переделать всю работу, подключив новый, более квалифицированный персонал;

в) обсудит сложившуюся проблему с сотрудниками, для того чтобы выяснить причины неудачи, чтобы избе­жать их в дальнейшем;

с) попытается найти виновных в неудаче (не справив­шихся с работой) сотрудников.

5. В вашу организацию пришел журналист, работаю­щий в газете, пользующейся популярностью у читателей. Если бы вас попросили перечислить ценные каче­ства вашего руководителя, то какие бы из них вы назва­ли в первую очередь:

а) квалифицированность, требовательность;

в) осведомленность обо всех затруднениях, возникаю­щих на предприятии; умение быстро принимать нужное решение;

с) одинаковое отношение ко всем сотрудникам, уме­ние идти на компромисс.

6. Один из сотрудников допустил в своей работе не­ значительный промах, однако для того чтобы его уст­ранить, потребуется большое количество времени. Как вы думаете, как в данной ситуации поступит ваш руко­водитель?

а) сделает замечание этому сотруднику в присутствии его коллег, с целью недопущения подобных промахов в дальнейшем;

в) сделает замечание наедине, не привлекая внимание других сотрудников;

с) не придаст этому событию большого значения.

7. На вашем предприятии освободилась должность. На нее претендуют сразу несколько сотрудников пред­приятия. Действия вашего руководителя:

а) предпочтет, чтобы достойный претендент был выб­ран коллективным голосованием;

в) он будет назначен самим руководителем;

с) прежде чем назначить человека на эту должность руководитель посоветуется только с некоторыми члена­ми коллектива.

8. Принято ли в вашем коллективе проявлять личную инициативу при решении вопроса, который не связан не­посредственно с деятельностью всего предприятия?

а) все решения принимаются только руководителем предприятия;

в) на нашем предприятии приветствуется личная ини­циатива сотрудников;

с) принимая самостоятельное решение, прежде чем начать действовать, сотрудник предприятия должен обя­зательно посоветоваться с руководителем.

9. В целом, оценивая деятельность вашего руководи­теля, вы можете сказать, что он...

а) полностью поглощен проблемами, возникающими у вас на производстве, так что даже в свободное от работы время раздумывает над их разумным разрешением. Он требователен к другим так же, как и к себе;

в) относится к тем руководителям, которые считают, что для плодотворной работы в коллективе между сотрудника­ми должны быть ровные, демократические отношения;

с) ваш руководитель не принимает активного участия в управлении предприятием, всегда действует по опреде­ленной схеме, не стремится совершенствоваться в мало­известных ему областях.

10. Руководитель пригласил вас и других сотрудников на юбилей. Обычно в неофициальной обстановке он:

а) говорит с сотрудниками только о работе, о планах по расширению производства, об увеличении рабочего персонала и т. п., при этом именно он задает основной тон беседе;

в) предпочитает оставаться в тени, для того чтобы пре­доставить возможность собеседникам, коллегам по рабо­те, высказать свою точку зрения по интересующему их вопросу, рассказать занимательный эпизод из их жизни;

с) принимает активное участие в разговоре, не навя­зывая своего мнения другим собеседникам, не отстаивая противоположную всем остальным участникам разгово­ра точку зрения.

11. Руководитель попросил вас побыстрее завершить начатую совсем недавно работу, которая займет у вас дополнительное время, ваши действия:

а) тут же приступите к ее скорейшему выполнению, так как не хотите показаться неисполнительным работ­ником и дорожите тем мнением, которое сложилось у вашего руководителя о вас;

в) выполните эту работу, но несколько позже, так как начальник прежде всего оценит качество ее выполнения;

с) постараетесь уложиться в сроки, предложенные ру­ководителем, однако не гарантируете высокого качества ее выполнения. В нашем коллективе главное - выпол­нить работу в намеченное время.

12. Представьте, что кабинет вашего руководителя временно занят (в нем идет ремонт), поэтому ему не­сколько дней придется поработать в вашем кабинете. Что вы при этом будете чувствовать?

а) вы постоянно будете нервничать, испытывать страх, бояться допустить какую-либо оплошность в его при­сутствии.

в) будете этому очень рады, так как это лишняя воз­можность обменяться опытом работы с опытным, инте­ресным человеком;

с) присутствие руководителя никак не отразится на вашей работе.

13. Вы вернулись с курсов повышения квалификации, узнали много полезного и Ценного для вашей дальнейшей работы. Руководитель дал вам небольшое поручение, и вы для его выполнения использовали приобретенные на курсах знания. Как вы думаете, каковы будут дей­ствия вашего руководства?

ДИАГНОСТИКА ДОМИНИРУЮЩЕЙ ПЕРЦЕПТИВНОЙ МОДАЛЬНОСТИ (С.ЕФРЕМЦЕВА)

Инструкция к тесту

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов “громкая – правда – медленно” ответом может служить слово “говорить” (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи.

Постарайтесь, чтобы ваши ответы были как можно оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.

Шкалы: типы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический

см 2 вопрос)

Методики для диагностики тревоги и тревожности у школьников
Тест школьной тревожности Филлипса
Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS)
Шкала учебной тревожности
2.3. Методики для диагностики тревоги и тревожности у взрослых
Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (полный вариант)
Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (сокращенный вариант)
Личностная шкала проявления тревоги (тревожности)
Шкала тревожности
Шкала личностной тревожности (опросник Спилбергера)
Диагностика профессиональной и родительской тревожности
Шкала для определения тревоги и депрессии

12 Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. У большинства дошкольников такие познавательные процесс как внимание, память, восприятие, воображение и мышление находится на сравнительно низком уровне развития.
Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволяет адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности познавательных процессов, а с другой стороны - реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными. У детей 3-6 лет уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Но основная часть детей этого возраста характеризуется преобладанием непроизвольных познавательных процессов, на них и опирается ребенок, познавая окружающий мир. Психодиагностика детей этого возраста, следовательно, должна быть двояконаправленной:
Детальное изучение развития непроизвольных познавательных процессов.
Своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.
Дети - дошкольники очень слабо осознают собственные личностные качества и не могут правильно оценить свое поведение. Начиная с 4-х - 6 лет, дети уже могут оценить себя как личность, но в ограниченных пределах. Поэтому здесь рекомендуют обращаться к методу внешней экспертной оценки, используя в качестве экспертов взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка.
Также для детей - дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа. Если речь идет о косвенных суждениях, то они также не должны включать в себя особенности психологии поведения, которое ребенок еще недостаточно хорошо осознает. Вообще, использование подобных опросников в психодиагностических целях дошкольном возрасте следует свести к минимуму, и если обращение к ним неизбежно, то каждый вопрос необходимо подробно и доступно объяснять ребенку.
Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психического развития, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе на протяжении всего времени интерес ребенка. Как только непосредственный интерес ребенка к выполненному заданию утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. Поэтому, если мы хотим выявить действительный уровень психологического развития ребенка и его возможности, например, зону потенциального развития, необходимо заранее, составляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него.
Наконец, следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов, к примеру, непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста. Поэтому серию тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени. Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящихся в пределах от одной до десяти минут, причем, чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть. Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью - игрой.



Забирая ребенка на диагностику, надо иметь в виду, что он не должен быть оторван от интересного для него занятия и приведен против своей воли. В этом случае результаты исследования могут оказаться недостоверными. Установление доброжелательного контакта и хорошего взаимопонимания между ребенком и экспериментатором - необходимое условие для получения достоверных результатов. Пути установления контакта могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его отношения к психологу. Может оказаться целесообразным вначале вовсе не обращать внимания на ребенка, дать ему самостоятельно сориентироваться в ситуации и привыкнуть к новой обстановке, далее предложить интересную игрушку, а затем постараться организовать совместную игру и постепенно перевести ребенка к выполнению инструкций. Иногда оказывается эффективной предварительная спокойная беседа на необременительные для ребенка темы. Доброжелательное, доверительное отношение к дошкольнику, полное принятие ребенка, без требования от него соблюдения обязательных норм поведения (здороваться, обращаться на «вы» и т.п.), положительная оценка его личности и его действия создают тот фон, на котором могут реализоваться интеллектуальные возможности ребенка и наиболее полно проявиться особенности его личности.

Важное условие психодиагностики - приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д. В случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком или дать ему возможность встать, походить, поиграть с ним в мяч и сделать несколько физкультурных упражнений. В целом обследование может занимать от 30 до 60 минут.

13см тетрадь

14 Метод Диагностики межличностных отношений (адаптированный тест Л ири) выявляет стиль межличностного поведения индивида в трудовом коллективе, команде, экипаже, фирме, любой управленческой иерархии; позволяет сравнить самооценку индивида с тем идеалом, к которому человек стремится; дает возможность выявить оценку стиля межличностного поведения любого члена группы с точки зрения данного лица в сравнении с ожидаемым идеальным вариантом (идеальный лидер, партнер, подчиненный и т.д.).

15 · Методика "Вербальная фантазия" В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по признакам: скорость процессов воображения, необычность, оригинальность образов, богатство фантазии, глубина и проработанность (детализированность) образов.

· Методика "Времена года" Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка.

Методика "Вырежи фигуры" Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры.

Методика "Кому чего недостает?" Эта методика предназначается для психодиагностики мыш­ления детей в возрасте от 3 до 4 лет.

LSI (Life Style Index)

Опросник Плутчика-Келлермана-Конте

Методика MMPI. Особенности и принципы использования, Кругов С.
Шкала лжи опросника MMPI: опыт экспериментальной валидизации, Мягков А.

PGI (Воспринимаемый индекс вины)

Воспринимаемый индекс вины (PGI), Оттербахер Д.

Методика PARI

Тест Айзенка

Назначение. Выявление наличия и степени развития управленческих и лидерских

качеств руководителя. Можно использовать в «батарее» тестов, особенно

эффективно – вместе с социометрией. Целесообразно применять при решении

следующих задач: подбор и расстановка кадров; психологическая совместимость

сотрудников; оптимизация социально-психологического климата в коллективе и др.

Определение стиля управления персоналом (адаптированный вариант экспертной

методики В. П. Захарова)

Назначение. Методика состоит из 16 групп утверждений, отражающих различные

аспекты взаимодействия руководителей и коллективов. Методика направлена на

определение стиля управления. Порядок тестирования содержится в инструкции.

Инструкция. Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих качества

менеджера как руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений,

обозначенных буквами А, Б, В. Вам следует внимательно прочесть все три

утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей

степени соответствует вашему представлению об исследуемом руководителе.

Отметьте выбранное утверждение знаком «+» под соответствующей буквой.

Если вы оцениваете одновременно двух или более руководителей, сравните

их по трем приведенным утверждениям, выбрав по одному из утверждений,

характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее

двух или более руководителей) и отметьте ваше мнение о каждом разными

знаками:«+»,«!», «1» и т. д.

Опросник

А Б В 1. Вышестоящее начальство требует, чтобы обо всех делах докладывали

только ему. Старается все решать вместе с подчиненными, а лично решает только

самые срочные и оперативные вопросы. Некоторые важные дела разрешаются

фактически без участия менеджера, его функции выполняют другие работники. 2.

Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, требует, но никогда не просит.

Приказывает так, что хочется выполнить. Приказывать не умеет. 3. Старается,

чтобы его заместители были квалифицированными специалистами. Менеджеру

безразлично, кто работает у него заместителем, помощником. Он добивается

безотказного исполнения и подчинения у заместителей,

ПОМОЩНИКОВ. 4. Его интересует только выполнение служебных обязанностей, а не

отношение людей друг к другу. В службе не заинтересован, подходит к делу

формально. Решая служебные задачи, старается создать хорошие отношения между

работниками в коллективе. 5. Наверное, он консервативен, так как боится нового.

Инициатива подчиненных менеджером не принимается, Способствует тому, чтобы

подчиненные работали самостоятельно. 6. На критику вышестоящего руководителя

обычно не обижается, прислушивается к ней. Не любит, когда его критикуют, и не

старается это скрыть. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но

ничего не предпринимает. А Б В 7. Складывается впечатление, что менеджер боится

отвечать за свои действия. Ответственность распределяет между собой и

подчиненными. Менеджер единолично принимает решения или отменяет их. 8.

Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.

Подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю.

Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали. 9.

Обычно советуется с заместителями и нижестоящими менеджерами, но не с рядовыми

подчиненными. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в

коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть. Для выполнения

какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных. 10.

Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно. Б обращении в

подчиненными часто проявляет равнодушие. По отношению к подчиненным бывает

нетактичным и даже грубым. 11. В критических ситуациях менеджер плохо

справляется со своими обязанностями. В критических ситуациях менеджер, как

правило, переходит к более жестким методам управления. Критические ситуации не

изменяют стиля его управления. 12. Сам решает даже те вопросы, с которыми не

совсем хорошо знаком. Если что-то не знает, то не боится этого показать,

обращается за помощью к другим. Он не может действовать сам, а ждет

«подталкиваний» со стороны, указаний сверху. 13. Пожалуй, он не очень

требовательный человек. Он требователен, но одновременно и справедлив. 0 нем

можно сказать, что он бывает слишком строгим, придирчивым. 14. Контролируя

результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит персонал. Всегда

строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом. Контролирует

работу от случая к случаю. 15. Менеджер умеет поддерживать дисциплину и порядок.

Часто делает подчиненным замечания, наказывает их. Не может влиять на

состояние дисциплины. 1 6. В присутствии менеджера персонал все время находится

в напряжении. С руководителем работать интересно. Подчиненные предоставлены

сами себе. Бланк ответов

1. а б в 5. а б в 11. а б в 15. а б в

2. а б в 6. а б в 12. а б в 16. а б в

3. а б в 7. а б в 13. а б в

4. а б в 8. а б в 14. а б в

Обработка и интерпретация результатов

Проводится на основе сопоставления данных в бланке ответов с ключом. По

доминированию совпадающих ответов, соответствующих тому или иному стилю

руководства, делается зэключение о наличии ведущего или смешанного стиля

руководства.

№ а 6 И № а б в 1 А Д Л 9 А Д Л 2 А Д Л 10 Д Л А 3 Д Л А 11 Л А Д 4 А Л Д

12 А Д Л 5 Л А Д 13 Л Д А 6 Д А Л 14 Д А Л 7 Л Д А 15 Д А Л а Д Л А 16 А Д

оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой

формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными. Нежелание признавать

свои ошибки. Пренебрежение к инициативе и творческой активности подчиненных.

Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Либеральный стиль (пассивное невмешательство) ~ Л. Снисходительность к

подчиненным. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля,

либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать

ответственность в принятии решений.

Демократический (коллегиальный) стиль (Д). Требовательность и контроль

сочетаются с инициативой и творческим подходом к выполнению служебных

обязанностей и сознательным соблюдением дисциплины. Стремления делегировать

полномочия и разделять ответственность, демократичность в принятии решений.