Одежда и внешний вид делового мужчины и женщины. Внешний вид делового человека – это первое, что видят люди

Специфика предпринимательской деятельности предъявляет очень серьезные требования к внешнему облику её участников. С течением времени появились общие правила, отражающие внешний вид делового человека. Внешний вид делового человека - это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального напарника его костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности и респектабельности. Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый вот внешний вид делового человека, доброжелательно воспринимаемого окружающими партнерами и клиентами. И дело тут не в какой-то изысканности вкуса, а в том, что наружность такого человека свидетельствует о его уважении к людям. Как и у всякой профессиональной группы людей, у предпринимателей сложился определенный стереотип в отношении одежды. Посетив всякую международную ярмарку либо выставку, можно заметить, что большая часть стендистов проявляют необычное сходство взглядов в выборе цвета галстука, сорочки либо костюма. В настоящее время многие предприниматели числятся с советами дизайнеров. Основополагающими принципами при составлении гардероба, по их мнению, обязана стать универсальность одежды. Если в гардеробе есть много вещей, которыми редко пользуются, означает, гардероб составлен неправильно.

Как ни удивительно, современный деловой мир консервативен в вопросах моды. В рабочее время принято носить более светлые костюмы, чем на приемах, причем тона костюмов в летнее время обязаны быть светлее, чем в зимнее время. Костюмы ярких тонов, как правило, в рабочее время не носят. Сорочку выбирают тоже светлых тонов, частенько белого цвета. Важен и цвет галстука. Существует правило, что галстук обязан быть одного тона с сорочкой и костюмом, но светлее либо темнее, или костюм и галстук обязаны быть контрастных тонов. В настоящее время предпочтение отдается галстукам не очень ярких расцветок, а также галстукам без узора и рисунка, хотя всего несколько лет назад «фирмачи» практически поголовно носили галстуки бардовых тонов к обычно мрачно-синим костюмам. Правда, это было типично для более юных менеджеров, которые стремились смотреться модно и элегантно. В деловой обстановке не рекомендуется носить сорочки с маленькими рукавами, поскольку считается элегантным, чтоб манжеты сорочки были видны из-под рукавов пиджака (приблизительно на два сантиметра). Хотя, очевидно, в совсем жаркую погоду вы будете естественно смотреться в рубахе с маленькими рукавами, чем в костюме, постоянно вытирая пот с лица. В командировке менеджер частенько не знает, где и как он проведет день, успеет либо нет возвратиться в гостиницу и переодеться соответственно случаю. Поэтому темно-синий либо темно-серый костюм более распространенный тип для каждого варианта. Что касается обуви, то лучше носить обувь темного цвета. Летом к светлому костюму обувь темного цвета не обязательна, но в любом случае не сандалии. Если есть возможность, то цвет обуви подбирается под цветовую палитру костюма. Носки лучше иметь не совсем калоритные и броские, лучше серые либо черные, а к бежево-коричневому костюму - коричневые. Следует также иметь в виду, что носки и галстук по собственной раскраске обязаны гармонировать. Головной убор и перчатки мужчины сейчас носят в большей степени к плащу либо пальто для защиты от холода. И все же шляпа тоже обязана соответствовать верхней одежде. Шляпы весной и летом носят более светлые, осенью и зимой - черные.

Не рекомендуется носить велюровые шляпы, а также темные шляпы к пальто и костюму не темного цвета. Наши бизнесмены, а также участники интернациональных выставок и ярмарок обязаны разбираться в подобного рода правилах, так как находясь за рубежом, они из вежливости обязаны приспосабливаться к действующему там относительно костюма регламенту. Есть регионы (к примеру, арабский Восток), где не лишь допускается, но даже требуется от предпринимателя демонстрация роскоши как наглядное свидетельство его процветания. Таковыми «признаками успеха» являются и платиновые зажигалки с монограммами, и часы с бриллиантами, и запонки с драгоценными камнями, и сверхдорогие авто. Показная роскошь просто прощается арабским богачам - она соответствует их общепринятому облику и поведению. А стереотип «хорошего российского бизнесмена» совсем другой: это не имеющий огромного состояния новичок, которому природный талант, способность скоро обучаться уму-разуму и огромные потенциальные способности его страны пока компенсируют некоторую неотесанность, нехватку знаний и капиталов. А вот серьезный японский этикет запрещает даже во время переговоров снимать пиджаки либо распускать узлы галстуков, за исключением случаев, когда это дает сделать глава делегации ваших партнеров, давая понять, что пришло время неформальных переговоров. Кстати, есть даже особый интернациональный термин «ноу тай сэшн» - «встреча без галстуков». Итак, для первого контакта и последующих переговоров с иностранными партнерами стоит надеть тщательно вычищенный и отглаженный костюм со светлой рубахой и галстуком в тон. Европейские и американские обычаи еще либеральнее. Но и они категорически запрещают появляться на переговорах в сорочке с галстуком, не говоря уже о спортивных рубахах, даже если стоит нестерпимая жара. Правда, выдержать такие ограничения иностранным предпринимателям помогают кондиционеры в конторах и карах, а также обеспеченный выбор легких костюмов. Не стоит появляться на переговорах в куртках, спортивных штанах, джинсах, а также в кожаных пиджаках, которые уважающиеся себя деловые люди надевают в лучшем случае на загородные прогулки. Но есть особенные сферы бизнеса, где допускаются экстравагантные наряды в качестве собственного рода торговой марки и знака принадлежности к цеху. К примеру, менеджер рок-певца либо организатор концерта «тяжелого металла» может щеголять с серьгой в ухе и иметь прическу в виде схваченного ленточкой конского хвоста. А торговцу картинами вполне приличествуют пестрые пиджаки и шелковые шейные платки. Иностранные бизнесмены тщательно смотрят за деталями и придирчиво учитывают их в собственных выводах. К примеру, страшное впечатление создают короткие, спустившиеся складками носки, которые открывают голую ногу предпринимателя, когда он посиживает нога на ногу. В особенности необходимы незапятнанные и без дыр носки в стране восходящего солнца, поскольку там приходится снимать обувь при входе в дом либо ресторан. Так же портят впечатление мятый, несвежий носовой платок, полу оторванная пуговица, либо привычка протирать очки концом галстука. Нельзя забывать и об обуви - запыленные и потрескавшиеся туфли могут попортить впечатление даже от вполне приличного костюма. Нужно отбросить простодушную привычку дополнять костюм с галстуком сандалиями, из которых выглядывают носки, избегать очень резких одеколонов и лосьонов после бритья. И вообще, основное, к чему следует стремиться, - общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некой педантичности в одежде. Это обязано вынудить напарника поразмыслить, что столь же «подтянуты» вы будете и в делах. Для дамы-предпринимателя, желающей добиться фурора при заключении контрактов, в деловых переговорах, совсем не принципиально держать мысль в голове о собственной внешности, более того, поставить её на службу бизнесу. Одежду женщины различают по классическому покрою, неброским цветам и многофункциональностью. Вечерние платья из сексапильного шифона и шикарные брючные костюмы с рисунками, напоминающие полотна импрессионистов, вполне подходят для вечеринок и коктейлей, но появление в таковых нарядах на работе значит крах карьеры.

Во всем мире основная одежда для работы - это костюм. Платье можно дозволить себе только в жару и лишь однотонное. В гардеробе деловой дамы обязаны быть две-три юбки, жакеты, две-три блузки. Менять туалеты нужно чаще, ведь одна и та же вещь, надеваемая каждый день, наскучивает и «гасит» настроение. Чрезвычайно укорачивать юбку, слепо повинуясь моде, нельзя, также не следует носить вещи, подчеркивающие вашу привлекательность (облегающие свитера, джинсы). Может получиться так, что мужчины вместо того, чтоб слушать вас на переговорах, будут обращать внимание на ваши достоинства. Не считая того, у них может сложиться впечатление, что вы в первую очередь предлагаете убедиться в красе вашей фигуры, а не в деловых качествах. Прическа, макияж и бижутерия обязаны органично дополнять деловой костюм. Прическа обязана быть серьезной, но совместно с тем стильной. Украшений обязано быть как можно меньше, но в то же время от них нельзя отказываться. Косметика должна быть заметной только на близком расстоянии. Мастера рекомендуют брать больше косметики профилактической, чем декоративной. Духи следует употреблять в таком количестве, чтоб их запах был чуть уловим. И, естественно, это обязаны быть отличные духи. Но самое основное - это ваша особенность. Дело не в том, как вы одеваетесь, а как вы себя ощущаете. Если вы улыбаетесь, пристально слушаете собеседника и не перебарщиваете с женскими хитростями, типа «игры глаз» либо «случайно» обнаженного колена, - фурор вам обеспечен. Впрочем, и дамские хитрости порой не помешают. Но все в меру.

Как вы думаете, что важнее внутренняя человека или внешняя? Что первое замечают люди при знакомстве? Конечно, очень важно иметь внутреннюю красоту, много читать и развивать свои умственные способности. Однако, при встрече с незнакомцем не видно знаний о прочитанной ранее книге или логических способностях нашего мозга. Незнакомец обратит внимание на наш внешний вид, насколько опрятно мы одеты, ухоженная ли у нас кожа и волосы. По внешнему виду человека можно понять его характер, стремится ли человек добиваться в жизни высот или ему комфортно в нынешнем положении.

Внешний вид делового человека – это своего рода уровень самооценки личности. Если человек успешен или стремится стать таковым, уверен в завтрашнем дне, знает, чего хочет от жизни, то самооценка будет на высшем уровне. И, соответственно, возрастает уверенность в своём превосходстве, желание выглядеть на уровне высшего статуса.

Как же повысить свою самооценку?

Как преобразить себя, чтоб незнакомые вам люди с первого взгляда знали, что человек стоящий перед ними успешен, доволен собой?

Конечно, опираться только на внешние данные и аккуратность в одежде было бы опрометчиво. Внешний вид делового человека мы оцениваем несколько секунд, это мало для окончательного вывода, какая личность перед нами.

Остальное время мы разговариваем с собеседником определяя его умственные способности. Имея свежий и привлекательный внешний вид, умея правильно вести беседу, вы утверждаете самооценку и уверенность в себе.

Зная, как следить за внешним видом, вы с лёгкостью можете идти на собеседование, свидание или найти интересные знакомства. Вы заметите положительное отношение окружающих вас людей к вашей персоне.

"По одежке встречают..." Эта поговорка кратко и исчерпывающе отвечает на вопрос, какое значение имеет одежда в создании имиджа. Умение подобрать одежду "под себя" и, что еще важнее, носить ее по-хорошему манерно составляет важную часть имиджирования.

Одежда является своеобразной визитной карточкой. Она оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, нередко предопределяя их отношение друг к другу. Почему же одежда приобретает такую значимость, что весь образ может быть мгновенно разрушен неверно выбранной деталью?

С незапамятных времен одежда кроме основных своих функций - защиты и украшения - несет информацию о владельце, своеобразный код, который надо уметь прочитывать. Опытный глаз сразу отметит, насколько умело вы одеты, подходит ли костюм к вашей фигуре, соответствует ли характеру и темпераменту, помогает или нет скрыть недостатки, можете ли вы понять и почувствовать ситуацию, в которой находитесь. Ваш статус, психологические особенности, социальная роль, мысли и чувства - все найдет отражение в костюме.

Хотелось бы подчеркнуть, что очень важно помнить о двух важных понятиях, предложенных швейцарским психологом Максом Лютером: "эстетическая элегантность" и "психологическая элегантность".

Эстетическая элегантность - качество, при котором каждый элемент одежды подобран по цвету, форме, рисунку и все элементы согласуются друг с другом.

Психологическая элегантность - умение создавать собственную гармонию, "изюминку", присущую только вам. Учитывая эти два понятия, вы сможете одеваться индивидуально и со вкусом, комфортно чувствовать себя во "второй коже", зная, что именно хотите сказать миру о себе и какую реакцию ожидаете получить в ответ.

Социально-ролевое назначение одежды

Прежде всего нужно отметить социально-ролевое назначение одежды.

Так, существует понятие "белые воротнички", "синие воротнички". Многие знают, что оно относится к технической интеллигенции и ведомственным чиновникам. На ряде предприятий имеется фирменная одежда. Она характеризуется не только определенным фасоном, но и разнообразием цвета. Поэтому по рабочей одежде легко можно различать рабочих, служащих и менеджеров. Кстати, это дисциплинирует работников, облегчает их коммуникативные контакты.

Есть салонная одежда - для официальных посещений. К пей относятся фрак и смокинг. Их ношение строго регламентировано. Так, во фраке без пальто или плаща по улицам не ходят, а смокинг не надевается на мероприятия, начинающиеся до 17 часов. Многие отечественные эмигранты в поисках работы в США не однажды убеждались, насколько неэффективны были их визиты к работодателям, если они являлись в мятом и без галстука костюме, неаккуратно причесанные.

Конечно, нельзя абсолютизировать значение одежды в нашей жизни. Однако нс будем забывать, что она выразительна, привлекает к себе взор людей, вызывая у них конкретные эмоции.

Один из принципов самоподачи делового человека настоятельно рекомендует: если вы хотите быть в первых рядах деловых людей, ваша одежда сегодня должна соответствовать той должности, которую вы хотели бы занять завтра. Так, руководителю просто необходим респектабельный вид, а некоторый консерватизм в его одежде обычно воспринимается как символ стабильности.

Одежда многое может сказать о нашей личности. Например, экстраверты предпочитают необычные наряды, а интроверты - утонченные. Первые отдают предпочтение ярким цветам, а вторые - холодным. Экстраверты любят большое количество украшений, тогда как стиль интровертов - простой и скромный.

Покрой одежды определяет, как будут смотреться формы тела. Даже худой человек будет казаться полнее, если наденет пиджак с квадратными плечами и широкие мешковатые брюки. Правильный выбор покроя одежды часто способен скрыть то, что мы считаем недостатками своей фигуры.

В качестве наблюдателей мы по-разному реагируем на разные геометрические формы и придаем им определенные качества. Воротники, карманы и лацканы округлой формы будут иметь более мягкий вид, чем детали, имеющие строгую геометрическую форму и большое количество острых углов. Простой шерстяной свитер с округлым вырезом придаст вам спокойный доступный вид, тогда как строгий костюм с острыми геометрическими формами - властность и строгость.

Если вы нс хотите, чтобы ваша одежда отвлекала собеседника от вас самих и того, что вы ему говорите, избегайте нарядов с чрезмерным количеством деталей - карманов, замков, сложной формы воротников, блестящих пуговиц.

План

1. Этикет в культуре внешности

2. Внешний вид делового человека

3. Костюм делового мужчины

3.1 Пиджак, рубашка, галстук

3.2 Мужская обувь

4. Костюм деловой женщины

5. Аксессуары

Литература

1. Этикет в культуре внешности

Впервые увидев человека, люди непроизвольно обращают внимание на его внешность. "Одежда составляет девяносто процентов всего того, что люди видят перед собой, когда смотрят на вас", - подчеркивает Дебра Гай Кокс, консультант по имиджу. Одежда воздействует на окружающих, так как, независимо от сознания человека, мгновенно фиксируется его органами чувств. Поэтому не зря говорят, что о человеке вначале судят по его внешности, затем по разговору, а далее по интерьеру его кабинета. Внешний вид, как правило, отражает внутреннее, нравственное содержание человека. "Люди судят о нас – то есть определяют, кто мы, где мы живем и где мы были – на основе одного лишь взгляда на нашу одежду", - говорит Кокс. Культуру человека подчеркивает его одежда. Она является, своего рода, визитной карточкой человека. Одежда несет партнерам по общению информацию о человеке, его вкусах, принадлежности к тому или иному социальному или профессиональному слою.

Со вкусом подобранная одежда, аксессуары, опрятный вид делают его уверенным, собранным, энергичным. Не зря Рокфеллер начал свой бизнес с того, что купил себе на последние деньги дорогой костюм и стал членом гольф-клуба. "Уменье одеваться более важно, нежели уменье входить в комнату или уменье кланяться. Ничто так не бросается в глаза, как одежда человека", - наставляли в старину. Глядя на предпринимателя впервые, сразу составляют впечатление о нем самом и его благосостоянии. Большое значение имеет цвет одежды. Воздействие цветом – мощный психологический раздражитель: им можно успокоить, настроить партнеров на "деловой лад", можно в определенной ситуации вызвать неприязнь или, напротив, положительные эмоции. Цветовые сигналы воспринимаются партнерами на подсознательном уровне. Этим и объясняется "тайная" сила их воздействия. Согласно данным М. Люшера, создателя широко известного в современной психодиагностике цветового теста, каждый цвет имеет свое психологическое значение. Это подтверждают и отечественные психологи. Одежда должна соответствовать месту, времени, характеру события. Ее нужно уметь правильно носить. Чем светлее костюм, тем лучшего качества он должен быть.

2. Внешний вид делового человека

Внешний облик делового человека – это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера его костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и успеха в делах.

Доверие вызывает только тот, кто хорошо одет и причесан, у кого есть чувство вкуса и меры. Можно сказать, что и в сфере бизнеса "встречают по одежке", а уж потом оценивают и другие качества - пунктуальность, четкость, квалификацию, верность слову и т.п. Именно поэтому к внешнему виду делового человека, его повседневному костюму (не говоря уже о торжественных случаях) предъявляется много требований.

Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнеров богатством своего облика, свидетельствующим о вашей мощной кредитоспособности. В большинстве промышленно развитых стран тяжелые золотые перстни, цепочки и браслеты, бросающиеся в глаза часы или излишняя пестрота галстука, могут только зародить сомнения вашей серьезности.

Правда, есть регионы (например, арабский Восток), где не только допускается, но даже требуется от бизнесмена демонстрация роскоши как наглядное свидетельство его процветания. Такими "признаками успеха" являются и платиновые зажигалки с монограммами, и часы с бриллиантами, и запонки с драгоценными камнями, и сверхдорогие автомобили.

3. Костюм делового мужчины

Деловой костюм – это как визитная карточка бизнесмена. Нет делового костюма – нет для сообщества деловых людей и самого бизнесмена. Недаром в далеком XIX веке будущий миллиардер Рокфеллер начал свой путь к успеху с вложений не в бизнес, а в самого себя: он истратил буквально последние деньги на два важных приобретения: первым приобретением был дорогой деловой костюм, вторым – членская карточка в престижном гольф-клубе. Костюм создавал имидж, карточка давала знакомства и личные связи. Мудрый он был и дальновидный человек, этот Рокфеллер!

Как для первого контакта, так и для последующих деловых встреч с важными отечественными и иностранными партнерами стоит надеть тщательно вычищенный и отглаженный костюм со светлой рубашкой и галстуком в тон.

Не стоит появляться на деловых встречах в куртках, спортивных брюках, джинсах, а также в кожаных пиджаках, которые уважающие себя бизнесмены надевают в лучшем случае на загородные прогулки.

Однако есть особые сферы бизнеса, где допускаются экстравагантные наряды в качестве своего рода торговой марки и знака принадлежности к цеху. Например, менеджер рок-певца или организатор концерта "тяжелого металла" может щеголять с серьгой в ухе и иметь прическу в виде схваченного ленточкой конского хвоста. А торговцу картинами вполне приличествуют по-богемному пестрые пиджаки и шелковые шейные платки.

Бизнесмены, стремящиеся к успеху, тщательно следят за деталями и придирчиво учитывают их в своих выводах. Например, чудовищное впечатление производят короткие, спустившиеся складками носки, которые открывают белые икры бизнесмена, когда он сидит, закинув нога на ногу. Особенно необходимы чистые и без дырок носки в Японии, поскольку там приходится снимать обувь при входе в дом или ресторан.

Портят впечатление несвежий носовой платок, полуоторванная пуговица или привычка протирать очки концом галстука.

Нельзя забывать и об обуви – запыленные и потрескавшиеся туфли могут испортить впечатление даже от вполне приличного костюма. Надо отбросить простодушную отечественную привычку дополнять пиджачную пару с галстуком босоножками, из которых выглядывают нитяные носки, избегать слишком пахучих одеколонов и лосьонов после бритья. И вообще главное, к чему следует стремиться, - общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это должно заставить партнера думать, что столь "подтянуты" будете вы и в делах.

3.1 Пиджак, рубашка, галстук

Внешне бизнесмена легко отличить от всех прочих мужчин: он выглядит уверенным в себе, стабильным, одет достаточно консервативно. Если богатый бездельник выбирает дорогую и изысканную одежду с претензией на шик, люди свободных профессий – нестандартную, рабочие – простую и надежную, молодежь – спортивную, то деловой человек немыслим без мужского костюма, который в полном варианте состоит из "тройки" (пиджак, брюки, жилет), а в стандартном – то же самое без жилета.

Одежда формирует внешний облик делового человека. Она привлекает внимание людей, озабоченных межличностными отношениями. По словам Элисон Лурье, автора книги "Язык одежды": "… социологи говорят нам, что мода… является языком знаков, невербальной системой коммуникации". Главное в одежде мужчин – костюм. Наиболее распространены следующие стили мужских костюмов: английский; европейский; модифицированный европейский; американский "мешочный".

Обязательной принадлежностью классического мужского костюма является пиджак. Его необходимо надевать при любом визите.

Нижняя пуговица пиджака не застегивается никогда. Остальные обязательно должны быть застегнуты в официальной обстановке - на трибуне, при входе в любое помещение и т.д. Танцевать следует тоже лишь в застегнутом пиджаке. Расстегнуть его можно только в том случае, если вы сидите за столом или в зрительном зале. Снимать пиджак на официальных мероприятиях можно только после того, как это сделал хозяин, почетный гость - словом, первое лицо на приеме. И если это самое первое лицо, несмотря на изнуряющую жару, как ни в чем не бывало, сидит в пиджаке, присутствующим более низкого ранга остается лишь мысленно посылать проклятия в адрес этого невосприимчивого к высокой температуре и чужим проблемам чурбана. Лишь находясь в гостях у близких знакомых, можно снять пиджак, не дожидаясь, пока это сделает хозяин. Но предварительно следует попросить у хозяина разрешения на это. Поздней осенью, зимой, ранней весной, в вечернее время лучше носить темный пиджак. В дневное время и летом предпочтительнее светлый костюм, в жару - хлопчатобумажный. Костюм может быть однотонным, а также в мелкую полоску или в клетку, но без резких контрастов. Для деловых переговоров рекомендуется надевать однотонные костюмы серого, темно-серого, темно-синего или черного цвета. Наиболее распространен в деловом мире костюм-двойка, но допускается и костюм-тройка. Черный костюм предназначен для самых торжественных случаев. Все остальные детали одежды подбираются под костюм.

Покрой пиджака – двубортный или однобортный, с широкими или узкими лацканами – зависит не только от моды. Однобортный пиджак на двух пуговицах показывает мобильность бизнесмена, его скорость реакции, динамичность. Двубортный пиджак говорит о способности удержать достижения, разумном распределении средств или вложений, надежности и стойкости при любых катаклизмах. Двубортные костюмы противопоказаны всем полным людям, даже нормального или относительно высокого роста. Они делают своих владельцев настоящими толстяками.

Кроме ширины запаха пиджаки отличаются также наличием разрезов, которых может быть два, один или вовсе ни одного. Пиджак без шлиц называется европейским. Он выглядит привлекательно только на стройных мужчинах. Толстякам и даже мужчинам нормального телосложения, но с животиком или широкими бедрами, европейский тип пиджака противопоказан. Он идеально сидит только на высоких и худощавых людях. И то если они стоят. Сидеть в таком пиджаке можно без неудобства, только полностью его расстегнув.

Американский пиджак с одной шлицей более удобен при ходьбе, менее связан с комплекцией человека. Но он тоже не слишком комфортен: для того, чтобы сесть, его необходимо расстегнуть. Самый надежный в этом плане – английский пиджак с двумя шлицами. Сидеть в нем достаточно легко, поскольку сзади пиджак сразу же расходится в стороны и не мешает посадке. Его можно не расстегивать полностью. Дело в том, что нижнюю пуговицу принято никогда не продевать в петлю, чтобы не мешать свободному движению.

Введение

В современном мире в условиях обострения конкуренции деловое общение становится важным фактором, определяющим успех деятельности не только отдельного человека, но и целой фирмы, организации.

«Встречают по одежке, провожают по уму», -- гласит народная мудрость.

Многие люди это правило очень часто игнорируют. Однако сознательно или неосознанно, но мы судим об окружающих по их внешнему виду. По данным некоторых исследований, 55% впечатлений, которые мы производим на других людей, определяются тем, что они видят (цвет кожи и волос, внешний вид, поза, мимика и жесты, выражение лица, характер зрительного контакта); остальные 45% впечатлений определяются тем, что люди слышат (смысловая нагрузка речи, ее темп, высота голоса, ясность речи, произношение и т. п.).

Впервые встречая человека, видя, как он одет, как выглядит, мы судим не только о его внешнем виде, но и о том, кто он. И наоборот, зная, с каким человеком нам предстоит познакомиться, мы можем мысленно представить его себе. Полагая, что каждая категория людей выглядит определенным образом, и, видя человека, соответствующего этим представлениям, мы автоматически относим его к той или иной категории. А потом ждем от него определенных поступков, соответствующего поведения.

Необходимо помнить, что одежда отражает и подчеркивает индивидуальность, характеризует делового человека как личность. Выбор одежды обусловлен сферой предстоящей деятельности и должностью: так, например, одежда банкиров отличается консерватизмом, который не приветствуется в творческих кругах.

Внешний облик делового человека -- это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и успеха в делах.

В данной работе мы рассмотрим особенности этикета деловой одежды.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Внешний облик делового человека

Переход от первоначальных форм рыночных отношений к цивилизованным все более актуализирует значение и выполнение и делового этикета. Этикет -- это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежду).

В значительной степени наше первоначальное впечатление о других людях складывается по их внешним данным. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение, и наоборот, труднее принимают (и нередко отвергают) позицию человека, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение.

Служебная обстановка накладывает определенные требования к внешнему облику делового человека. В мире моды давно сложилось определенное понятие -- «деловой костюм». Он, конечно, учитывает последние веяния и тенденции в моде, но при этом остается в определенной степени строгим и консервативным.

Осуществляя подбор костюма в широком смысле слова (т. е. учитывая все сопутствующие компоненты), деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами: единство стиля; соответствие стиля конкретной ситуации; разумная минимизация цветовой гаммы (так называемое «правило трех цветов»); сопоставимость цветов в цветовой гамме; совместимость фактуры материала; сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды; соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг, портфеля и т. п.) качеству основного костюма.

В процессе подготовки к переговорам следует обратить внимание на выбор делового костюма. Даже очень качественные, дорогие и модные вещи могут смотреться безвкусно, если вы не соблюдаете условие единства стиля. Ваш костюм и аксессуары должны сочетаться не только по цветовой гамме и фактуре материала, но и выглядеть единым стилистическим целым. Нельзя смешивать в одном костюме «силовой» и «доступный» или спортивный и сугубо деловой стиль.

«Властный», или «силовой», стиль одежды (темный костюм с прямыми «жесткими» плечами, белая рубашка, традиционный неяркий галстук, туфли-мокасины) соответствует ситуации ответственного совещания или важных переговоров. Однако, если необходимо создать непринужденную атмосферу и устранить дистанцию, лучше использовать «доступный» стиль, например менее строгий серый костюм с «мягкими» плечами.

Если перед вами стоит проблема слишком «сурового» или слишком «мягкого» стиля одежды, попытайтесь решить ее с помощью цвета. Темный деловой костюм можно «оживить» светлой (но не белой) рубашкой или чуть более ярким, чем обычно, галстуком. Костюм в «доступном» стиле можно выдержать в одной цветовой гамме приглушенных тонов, тогда он будет смотреться более официально.

На собеседовании, по результатам которого будет приниматься решение о замещении вакантной должности, внешний вид должен говорить о том, что вы легко вольетесь в ряды сотрудников организации, поскольку вам присущ корпоративный имидж (а следовательно, вы высоко ставите и корпоративные ценности).

Стремясь получить продвижение по службе, оденьтесь так, как одевались бы для выполнения той работы, которую хотите получить. Таким образом начальство скорее может представить вас на этой должности.

Детали одного костюма должны также удовлетворять такому требованию, как совместимость, т. е. соответствовать друг другу по следующим параметрам:

расцветка (детали костюма не должны резко контрастировать друг с другом, недопустимо соединение «не сочетаемых» цветов, таких, например, как ярко-красный и ярко-зеленый, если этого не требует ситуация или униформа), разумнее всего соблюдать правило «трех цветов»;

фактура материала (предметы костюма не должны быть изготовлены из ткани явно разной фактуры и плотности, например, из тяжелой шерсти и шелка);

сезонность (легкие летние брюки и юбки рядом с тяжелыми зимними пиджаками и жакетами будут смотреться неуместно).

Наиболее важный цвет -- тот, который находится ближе к лицу. Сорочки, блузы, галстуки, шейные платки должны быть таких оттенков, которые подходят не только к цвету костюма, но и к вашему лицу и украшают его.

Для делового человека аксессуары часто имеют функциональное значение: в портфеле лежат необходимые документы, часы помогают правильно распоряжаться временем. На эти аксессуары люди обращают внимание потому, что они используются постоянно.

Слишком большое количество аксессуаров делает внешний вид человека суетливым и может отвлекать внимание. Впечатление должны производить результаты работы, а не то, что у вас в руках. Следите за тем, чтобы все мелочи были функциональны. В то же время не следует забывать, что иногда именно детали «логически завершают» ваш имидж. Детали должны способствовать, а не мешать общему восприятию вас как квалифицированного специалиста и приятного собеседника.

Обычно одежда зависит от стиля жизни и места работы. В таких отраслях, как финансы, юриспруденция, политика, бухгалтерский учет, консалтинг, ношение строгой одежды имеет практически обязательный характер. В других отраслях, например, в средствах массовой информации или рекламе, допустима гораздо большая свобода.

Однако, необходимо отметить, что главное правило, которое нужно стремиться выполнять, подбирая деловой костюм во всех его компонентах -- общее впечатление опрятности, аккуратности. Это должно заставить вашего партнера думать, что столь же аккуратны вы будете и в делах.

И не следует забывать, что «по уму» только провожают, следовательно «одежка» при знакомстве и общении во многом является фактором определяющим.