Барщину оброком заменил. Налоги средневековой и древней Руси — барщина и оброк: это сколько и чем отличаются

Барщина и оброк – формы политической и экономической зависимости крестьян от феодалов, существовавшие в Древней Руси во времена расцвета феодализма и формирования крепостнической зависимости.

Основное отличие оброка от барщины состоит в том, что оброк – это денежная или товарная уплата налога, или ренты, а барщина – это выполнение работы, физический труд, который идет в счет суммы долго за аренду земли.

С развитием на Руси феодально-крепостнической системы установились весьма своеобразные отношения между владельцами земель (феодалами) и подчиненными им людьми, которые проживали на землях феодала (крестьянами). Те крестьяне, которые не могли позволить себе выкупить землю (а затем это и вовсе было запрещено законом) вынуждены были арендовать землю у феодала, а за нее необходимо было платить. Для выплаты налога использовали либо деньги, полученные с продажи продуктов, выращенных на земле, либо сами продукты. Попавшие в зависимость от своего хозяина люди (феодала или князя) постоянно должны были платить откуп, чтобы иметь право и дальше жить на земле.

С развитием государственности и налоговой системы оброк преобразовался в барщину – теперь долг можно было не только отдать, но и отработать.

Оброк

У этого понятия существует несколько основных определений. Впервые термин «оброк» упоминается в связи с взиманием налогов еще в самый ранний период развития Киевской Руси, когда князья ездили по вверенной им территории и взимали с граждан оброк в виде товара, а затем продавали его на рынке и деньги клали в казну. Под оброков тогда понималась практически любая дань – деньгами, продуктами или даже людьми. Позднее понятие оброк приняло более определенный смысл, знакомый нам сегодня. Оброком стали называть дань, которую выплачивал зависимый крестьянин своему феодалу за то, что феодал позволял ему жить на его земле. Оброк просуществовал в денежной форме до 1863 года, а в товарной форме до 1861 года, когда было отменено крепостное право.

Понятие оброк древние славяне понимали практически также, как мы сейчас понимает слово «аренда», поэтому оброк можно отнести не только к отношениям крестьянин-феодал. Любой человек или даже община, которая брала в аренду у феодала или государства участок земли в пользование вынуждена была платить регулярный оброк в счет земли. Кроме того, среди самих феодалов было нормально отдавать «оброк» не только товары и деньги, но даже целые деревни вместе с людьми, так как крестьяне тогда считались собственностью феодала.

Начиная с 16 века оброк – это форма государственной подати, уплачиваемая гражданами в государственную казну. Крестьяне платили оброк своему феодалу, феодал платил оброк тому, чьи земли он арендовал (если они не были куплены) и таким образом казна регулярно пополнялось. Со временем это создало серьезные экономические трудности, поэтому оброк было решено заменить барщиной.

Барщина

Барщина – это труд крепостного крестьянина в пользу феодала в счет уплаты денег за пользование землей.

Широкое распространение барщина получила в 16 веке, когда оброк показал себя не самой лучшей системой сбора денег, так как зачастую у бедных крестьян, которые итак жили впроголодь, просто не было денег, чтобы заплатить феодалу. Если же крестьянин отдавал оброк товаром, то семья крестьянина потом голодала, некоторые даже умирали. В связи с этим было принято решение разрешить крестьянам работать на земле феодала бесплатно, чтобы отработать свой долг. Причем отрабатывать можно было не только непосредственно трудясь на полях феодала, можно было заниматься рыбалкой, охотой, услуживать в доме – все, что могло приносить пользу шло в счет барщины.

У барщины было несколько основных принципов, на которых она строилась. Во-первых, барщина взималась исключительно физическим трудом, зачастую феодалы не смотрели даже на возраст крестьянина или его физическое состояние. Во-вторых, труд на земле феодала был абсолютно бесплатным, крестьянин мог целый день работать в поле или охотиться, а в итоге не получить ничего и прийти домой с пустыми руками. В-третьих, от барщины не освобождался никто, это была фактически трудовая повинность, которая существовала параллельно оброку в некоторых случаях.

В отличие от оброка, барщина оказалась более живучей и просуществовала долгое время, на некоторых территориях даже после отмены крепостного права . Однако прежде, чем быть отмененной был издан указ о трехдневной барщине в 1797 году, когда барщина ограничивалась тремя днями и не позволяла феодалу взять крестьянина в трудовую зависимость и использовать, как дешевую рабочую силу.

Конец барщины и оброка

Барщина и оброк на Руси, несмотря на весь ужас подобной системы, несмотря на постоянные попытки борьбы, просуществовали достаточно долго и сохранялись в том или ином виде вплоть до конца 19 века. Причина этого лежала в экономическом состоянии страны, которое за столько веков феодализма просто не могло подстроиться под новую систему, феодализм привел к тому, что люди находились в глубокой зависимости друг от друга и даже тогда, когда крестьяне могли уйти, у них не было средств, чтобы сделать это. Барщина и оброк, как и весь феодализм, сильно ослабили экономику Руси и стали одной из причин отставания государства от продвинутых европейских стран.

Кризис крепостного хозяйства

В $XVIII$ в. крепостная система компенсировала влияние тяжелых природных условий на экономику России. До определенного момента традиционное сельское хозяйство с трудом крепостных отвечало потребностям общества, экономика, построенная на крепостном труде помогала содержать хорошую армию и флот. В конце $XVIII$ в. Российская империя была мощной европейской державой.

Принятие и переосмысление элитой российского общества европейских ценностей, идей Просвещения, несмотря на последовавшую реакционную политику дало свои плоды, и позволило задуматься о существующей в России социальной системе критически.

Так, «просвещенная императрица» Екатерина II свернула свои либеральные и гуманистические идеи и начала откровенно реакционную политику под занавес своего правления, увидев, во что вылились идеи Просвещения.

Замечание 2

В дальнейшем, император Александр I позиционировал себя как продолжателя либеральных идей своей бабки Екатерины II, однако практических результатов достигнуто не было. При этом, в крепостной системе назревал кризис, т.к. она не могла эволюционировать.

Кроме того, особый урон нанесло участие в наполеоновских войнах, в особенности, Отечественная война $1812$ г. Казна была опустошена, фактически Россия оказалась на грани банкротства, а Европейская территория подверглась разорению.

Помимо этих факторов, отметим также начало промышленного переворота, несмотря на запоздалость в сравнении с другими европейскими странами тот процесс так же привел к кризису сложившейся социально-экономической системы.

Оброк

Кризис крепостнической системы ярче всего проявился в тех районах, где помещики занимались товарным производством зерна. Проявилось это в увеличении доли барской запашки, работ на барщине, а крестьянские наделы наоборот, уменьшались. Объяснение найти довольно просто: помещики-предприниматели стремились извлечь как можно больше выгоды, т.е. продать как можно больше зерна. Таким образом, товарно-денежные отношения разрушали натуральное крепостное хозяйство.

В $XIX$ в. практически все помещики отказались от натурального оброка, зато денежный собирали активно и постоянно его повышали. При этом, крестьяне должны были еще трудиться на барщинных работах.

Оброк был доведен до максимума, т.к. в тех районах, где он был высоким уже в $XVIII$ в. дальнейшие его изменения незначительны. В регионах нечерноземных почв крестьяне в большинстве своем ($2/3$, а местами уже и $90$%), жили на оброке и занимались отходничеством. Так, практически вся страна знала ярославских офень, которые торговали разными мелочами, галантереей.

Определение 1

Офеня – название бродячих торговцев мелким товаром (галантерея, мануфактурные изделия, книги, лубочные картинки); продавали свой товар в сельской местности. Название «офеня» относится к выходцам из Центральной России, в частности, Владимирской губернии.

Повышением оброка помещики еще сильнее расшатали крепостную систему, т.к. крестьяне из нужды стали мобильны и «вольны». Отметим, что в связи с падением ценности бумажных денег, размер оброка периодически взмывал в $5$, в $7$ раз, что вызывало законное возмущение.

Барщина

Таким образом, в нечерноземных регионах помещикам был выгоден оброк. Но по стране в целом, росло количество барщинных крестьян. Так, в начале $XIX$ в. их было $56$%. Фактически это означает, что помещики вынуждали крестьян бросать заработки для того, чтобы повысить товарность помещичьего хозяйства.

Многие помещики не соблюдали закон о $3$ днях барщины, заставляя работать по $5$ дней в неделю и больше. Нередки были и вопиющие случаи оставления крестьян на месячине, т.е. крестьянин не имел ничего, кроме фиксированного количества хлеба в месяц. Таким образом, то напоминало возврат в Средневековье к рабам. Эти методы не давали желаемых результатов помещикам, но загоняли крестьян в невыносимые условия жизни.

В современных условиях выделяется четыре способа извлечения прибыли от сдачи в аренду земельного участка:

  • непосредственная сдача в аренду;
  • сдача в аренду участка как природного ресурса;
  • процент прибыли от хозяйственной деятельности арендатора;
  • единовременный доход, полученный от передачи земли в аренду.

Два вида феодальной ренты

Во времена феодализма владельцы земель получали с них прибыль в виде барщины и оброка. Эти формы ренты за землю отличались между собой тем, что оброк выплачивался натуральными продуктами или деньгами, а барщина предполагала оплату аренды земель собственным трудом.

Барщина

Далеко не всегда у зависимых крестьян была возможность оплатить аренду земли, принадлежащей феодалу, деньгами или товарами. Поэтому им была предоставлена возможность отработать в хозяйстве собственника земли.

Нетрудно догадаться, что условия здесь могли быть совершенно разные - от количества дней в неделю месяц или год до объема выполненных работ. При этом оценка качества труда целиком и полностью являлась прерогативой феодала, зависела от его характера и лояльности в отношении зависимого крестьянина.

В окончательном виде барщинный труд закрепился после формирования феодальной системы, а поскольку этот процесс в разных странах происходил по-разному, то и сроки его применения везде разные.

В России, например, барщина существовала примерно триста лет - с XVI по XIX век - до момента отмены крепостного права. Во Франции этот вид оплаты аренды земли существовал уже в VII веке. В Англии барщина была отменена после указа короля Эдуарда III «Статута о пахарях», издал он его в 1350 году, за 200 лет до того, как она возникла в России.

Законодательное регулирование также в разных странах и разное время отличалось. В той же Франции подчиненные крестьяне дифференцировались, но самые бесправные из них - сервы с VII по XII вв. облагались произвольной барщиной, зависящей исключительно от аппетитов землевладельца.

В Англии, где верховным феодалом и владельцем всех земель признавался король, такого произвола не было. К тому же на туманном Альбионе ощущался дефицит рабочей силы, и спрос на нее превышал предложение, что заставило феодалов привлекать к работе крестьян на выгодных для них условиях. Именно поэтому был выпущен «Статут о пахарях», согласно которому все вольные или невольные работники стали получать за это плату. Но еще в XI веке размер крестьянских повинностей был в Англии закреплен законодательно, а для разрешения разногласий и споров, возникающих по этому поводу, было учреждено особое присутствие.

В России положение крепостных крестьян было значительно хуже. До конца XVIII века законом никак не регулировались размеры повинности, которую крестьяне несли в барщину. Помещики сами устанавливали время и объем работ и некоторым крестьянам не хватало времени работать на себя. Поэтому было очень тяжело.

Зараженная европейским вольнодумством Екатерина II порывалась было вовсе отменить крепостное право, но оставила эту мысль по настоянию сената. Настоящую революцию в отношениях помещиков и крепостных крестьян сделал ее сын - Павел I. 5 апреля 1797 года он выпустил «Манифест о трехдневной барщине».

Согласно этому указу помещики могли привлекать крестьян к барщинным работам не более трех дней в неделю и воспрещалось делать это в выходные и праздничные дни. Практически неизменными эти порядки остались до 1861 года, когда крепостное право было отменено. Впрочем, с его отменой барщина еще какое - то время сохранялась. Это мог быть обоюдный договор между крестьянином и помещикам, а если такого договора не было барщинные работы регламентировались законодательно установленными правилами. Они предусматривали:

  1. Ограничение барщины либо количеством рабочих дней, либо определенной площадью участка на котором женщины работают не более 35, а мужчины не более 40 дней в году.
  2. Разделение дней по временам года, а также полу человека, отрабатывающего барщину. Они делились на мужские и женские.
  3. Отныне регламентировался порядок работ, наряд на которые назначался с участием сельского старосты с учетом пола, возраста, здоровья работников, а также их возможности подменять друг друга.
  4. Качество работ должно быть ограничено требованием сообразности физических возможностей рабочих и состоянию их здоровья.
  5. Правилами введен порядок учета барщины.
  6. Ну, и наконец, были созданы условия для отбывания различных видов барщины: работа на заводах помещиков, руководящие хозяйственные должности и т.д.

В целом же были созданы условия, которые предоставляли право крестьянам в случае добровольного соглашения с помещиками выкупить земли, на которых они работают. Остается только добавить, что барщину отрабатывали не только на помещичьих землях, но и на землях, принадлежащих государству или монастырям.

Оброк

Эта повинность обязывала крестьянина платить помещику произведенной продукцией или вырученными за нее деньгами. Поэтому эта форма использования недвижимого имущества наиболее подходит под привычное сегодня понятие аренды.

Применение системы оброка гораздо шире барщины. Под оброк с торгов продавались лавки, харчевни, другие торговые точки. Промышленные объекты, такие как мельницы, кузницы и т.д. Также это были охотничьи и рыболовные угодья. Повинность зависимых крестьян от помещиков - лишь одна из сторон оброка.

Ну, а начиналось все с Древней Руси, когда только зародилось становление налогов. Начали князья, которые со своих вассалов стали брать дань в виде товаров и денег. Вассалы, в свою очередь, переложили эти проблемы на плечи зависимых от них людей, часть дани оставляя себе.

Затем эта система во времена становления феодализма в России перешла во взаимоотношения между помещиками и крепостными крестьянами. Очевидно, что оброк могли платить крестьяне, имеющие особенную хозяйственную жилку, предпринимательский талант и золотые руки.

Все другие были обречены отрабатывать барщину.

У оброка есть еще одна негативная сторона - в средние века на Руси в качестве оброка отдавали в аренду целые деревни со стариками, детьми, подсобными хозяйствами и всем скарбом. При этом арендатор платил владельцу, государству, не забывал себя, а средства получал, естественно, за счет крестьянского труда.

Современное общество избаловано благами цивилизации. Молодые люди, просыпаясь утром, выпивают чашечку кофе, включают ноутбук, чтобы ознакомиться с последними новостями, ответить на письма друзей, затем неспеша собираются на учебу или работу. А задумывался ли кто-нибудь, как начиналось утро 100, 200, 300 лет тому назад у таких же девушек и юношей? Сегодня далеко не каждый сможет правильно ответить на вопрос о том, что такое оброк и барщина, а ведь еще каких-нибудь два века назад люди отрабатывали повинность, не принадлежали сами себе, гробили свое здоровье на чужих полях.

Что такое оброк?

На протяжении веков появлялось несколько определений этого понятия. Оброк впервые возник в начале становления Древней Руси, когда только вводились налоги. Тогда князья с подчиненных собирали дань в виде продуктов, денег, товаров. Позже этот вид повинности предстал как обязанность крестьян отдавать феодалам часть денег или продуктов. Реформа 1861 года отменила продуктовый оброк, а денежный сохранялся еще два года.

Во времена феодализма крестьяне считались чьей-то собственностью, поэтому феодалы могли отдавать в пользование не только конкретных людей, но и целые деревни. Оброк можно сравнить с арендой, то есть дворянин предоставлял другому дворянину свои владения в пользование. В XVI веке появилась государственная подать, повинности уплачивали землевладельцы в казну. В то же время оброк распространялся и на крестьян, только они платили его не государству, а владельцу угодий, на которых они жили и использовали для выращивания продуктов. Люди могли расплатиться с барином деньгами, товаром или собственным трудом.

Что такое барщина?

На протяжении трех столетий (XVI-XIX вв.) просуществовала барщина. понятия весьма простое - крестьянин оплачивал аренду земельного участка, принадлежавшего феодалу, собственным трудом. Это не что иное, как одна из форм отработной системы. Барщина и оброк, по сути, очень похожи. Поскольку бедняки не всегда могли отдать феодалу дань в виде денег или продуктов, потому что сами оставались ни с чем, то богачи позволяли им отдавать долг трудом.

Что такое оброк и барщина по своей сути? Это своеобразные формы выплаты ренты за землю. Барщина взымалась только физическим трудом, но он мог быть разнообразным: земледелие, охота, рыболовство, садоводство, скотоводство и т. д. От этой дани никто не освобождался, работа была абсолютно бесплатной, барин за нее ничего не платил.

Размеры повинностей

Во времена феодализма действовали местные «Положения», которые детально расшифровывали, что такое оброк и барщина, а также в каких размерах они взымаются. Сумма, уплачиваемая за землю, варьировалась в зависимости от ее расположения. Например, крестьяне, жившие под Петербургом, платили 12 рублей, а вот московские и ярославские отдавали всего 10 рублей. Наименьшую сумму - 9 рублей - уплачивали бедняки Курской и Отдав дань, крестьянин не только мог пользоваться землей помещика, но и свободно распоряжаться своей рабочей силой.

Барщина - это физическая работа, которую выполняли временнообязанные и крепостные крестьяне для барина. Размер повинности высчитывался исходя из душевого надела человека. За один земельный участок женщины отрабатывали месяц, а мужчины 40 дней. При не предоставлял инструментов, бедняки должны были приходить со своими тяпками, плугами, лопатами, удочками и т. д. Женщины попадали под барщину в возрасте с 17 до 50 лет, а мужчины - с 18 до 55 лет.

Что такое оброк и барщина? В чем разница?

Барщина :

  • Крестьяне с личными инструментами бесплатно батрачили на угодьях помещиков.
  • Бедняки могли работать не только на барина, но и на монастырь, церковь, учебное учреждение.
  • Повинность основывалась на работе с сельским хозяйством.
  • Барщина выгодна для помещиков, живших в деревнях, поскольку они сами могли устанавливать размер отработок.
  • Повинность закабаляла крестьян, обрела широкое распространение на Руси.

Оброк :


Отмена повинностей

На Руси как-то очень хорошо прижились оброк и барщина. Отличия между этими двумя повинностями хоть и существовали, но все же они обе делали крестьян рабами, душили их, не позволяли развиваться. С феодализмом пыталась бороться интеллигенция, но все было безрезультатно, помещики, словно пиявки, высасывали силы из бедняков, эксплуатируя их в своих целях. Крепостное право было отменено в 1861 году, в 1863 году отменили и оброк. Тем не менее, понадобилось еще несколько десятилетий, чтобы полностью изменить сознание людей, перестроить экономику на новый лад и разрушить феодализм.

Барщина и оброк - это политическая и экономическая зависимость крестьян от феодалов. Эти понятия характерны как для феодального периода развития Руси, так и для времен становления государственности.

Рента во времена феодалов и князей

Оброк имеет несколько определений. Во время развития феодализма в границах Киевской Руси наблюдается существование достаточно тесных взаимоотношений между феодалами (людьми, в чьей власти находилась земля) и крестьянами, живущими на этой территории. Тот, кто не имел возможности приобрести собственный участок земли, был вынужден работать на чужой. Это право нужно было оплачивать.

В подобной ситуации находились племена и общины древней Руми, чьи земли были захвачены князьями. Они также должны были регулярно совершать платежи в казну государства для того, чтобы жить на своих землях. Люди, которые находились в подобной ситуации (независимо от времени своего существования), были вынуждены регулярно давать установленный откуп. В это время в качестве налога использовались товары и продукты, предоставляемые к барскому столу или продаваемые на рынке. Позже появился денежный оброк.

Современная интерпретация оброка

Если называть события древности современными терминами, то оброк - это своего рода арендная плата. Ее платили за срочное или бессрочное использование недвижимого имущества, исходя из условий договора найма. Оброк характеризируется частноправовым характером, ярко выраженным в оплате «оброка из наддачи». Им облагались люди, имеющие во владении торговые места, лавки, харчевни, кузницы, мельницы, совершающие публичные торги и перевозы. Среди плательщиков были и те, кто совершал бобровые гоны, рыбную ловлю и другие промышленные работы.

В XVI веке крестьяне приравнивались к вещам, находящимся в феодальной собственности. Поэтому очень часто в аренду отдавались целые деревни с проживающим в них населением. К тому же арендатор платил не только оброк (это была сравнительно небольшая сумма), но и все государственные подати и повинности. Крестьяне тоже были обязаны уплачивать своему владельцу арендную плату за пользование этими землями, дававшими им пропитание и средства к существованию.

Если крестьянин не имел денег или товара, он должен был отработать. Это было началом формирования барщины.

Барщина

Если человек использовал землю и по каким-то причинам не мог оплатить оброк деньгами или продуктами, он должен был отработать определенное время в пользу феодала на его участке. И вот именно чем отличаются барщина и оброк - это формой арендной платы.

Очень распространенной барщина была в XVI веке. В то время она заменила оброк, определение которого нами уже дано, но просуществовала значительно меньше времени. Это связано с тем, что не всегда можно было вырастить на арендуемой земле достаточно продуктов питания для того, чтобы прокормить семью и отдать феодалу. Во времена неурожая крестьянин, отдавший оброк своему хозяину, вынужден был голодать. Поэтому феодалы ввели возможность отдачи оброка путем совершения бесплатных работ на их землях.

К основным характеристикам барщины относятся:

  • взимание исключительно в виде разнообразного физического труда, а не товара;
  • обязательность этой формы выплаты ренты за землю для всех без исключения;
  • бесплатность.

Общие отличия барщины и оброка

Барщину, даровую работу крепостных на земле помещика, заимствовали из западной части Европы. Это совершилось еще во время существования Киевской Руси. Сначала ее распространение охватило части страны, находящиеся под оккупацией Польши и Литвы. Эти обязательные работы крестьянин выполнял абсолютно бесплатно, с использованием своих орудий труда.

После отмены крепостного права в 1861 году барщина являлась временной повинностью. Она имела вид добровольного соглашения между крестьянином и хозяином земель. Более распространенным стал денежный налог.

Существование оброка характеризируется примерно тем же временем, что и распространение барщины. Оброк - это денежные средства и продукты питания, отдаваемые крестьянином помещику. Натуральная форма этой повинности отличается от барщины тем, что помещик взимал прибавочный продукт, производимый должником. Финансовая форма была не так распространена в связи с тем, что простому человеку очень сложно было добыть деньги.

Исходя из этого можно сделать вывод, что барщина и оброк - это повинности, которые очень часто совмещались.

Главные отличия трудовой и денежной форм повинности

  1. Барщина являлась неоплачиваемым трудом крепостного, совершаемым с применением своих личных орудий, оброк - определение денежного или продуктового платежа.
  2. Барщина отбывалась не только для помещика, а и для церкви, монастыря или учебного заведения.
  3. Отработка была более распространена, чем денежные обязанности.
  4. В основании барщины лежал физический труд на земле, а оброк можно было оплатить с доходов от других промыслов, не связанных с сельским хозяйством.
  5. Денежная форма ренты могла быть затребована вперед.
  6. Трудовая обязанность была более распространена в сельской местности, тогда как оброк - в городах.
  7. Крестьянин на оброке теоретически имел больше свободы, чем на барщине.

Окончание денежной и трудовой ренты

Несмотря на активную борьбу с этими пережитками феодализма, барщина и оброк существовали достаточно длительное время. Та или иная форма ренты имела место до начала XIX века. Главной причиной этого было экономическое состояние в стране. Распространение власти феодалов не давало нужным образом развиваться экономике.

Оброк, определение которого здесь дано достаточно подробно, был связан с неимением денег, вынуждал крестьян быть в зависимости от более зажиточных людей. После отмены крепостного права разрушение феодальной системы и перестройка экономики государства заняли несколько десятилетий.

Ушлые помещики постоянно пытались максимально распространить барщину, что вызывало недовольство населения. В этом противостоянии оброк и барщина, тесно связанные друг с другом, просуществовали длительное время.