Жизнь достойная восхищения. Солдатенков Козьма Терентьевич. Козьма Солдатёнков: русский медичи и щедрый спонсор

Московский предприниматель, текстильный фабрикант и крупный книгоиздатель. Владелец художественной галереи и старинного нарышкинского имения «Кунцево» .

Когда вышел манифест об отмене крепостного права, по крестьянской стране пошел слух: на самом деле царь ничего не подписывал, а просто щедрый Солдатенков выкупил всех крестьян и отпустил на волю. Эта история о том, как фатально внешнее заслоняет главное - своего рода благотворительная притча. Козьма Терентьевич Солдатенков - одна из наиболее необычных фигур в истории российского меценатства. Современник Павла Михайловича Третьякова , он занимался вроде бы примерно тем же самым - зарабатывал деньги, а на заработанное покупал картины выдающихся или, по крайней мере, перспективных художников. Подчас одних и тех же художников. Тем не менее отношение в богемном обществе к ним было разное.

Павла Михайловича любили , уважали и побаивались. Когда он появлялся в чьей-то мастерской, его встречали с трепетом. Демонстрировали все самое яркое и интересное. Сами готовы были приплатить, лишь бы картина оказалась в знаменитой галерее. Да и не надо было Третьякову посещать все эти мастерские - сами к нему шли, и сами приносили, и показывали, и с трепетом ждали решения. Совершенно равнодушный к алкоголю, презирающий любую праздность, Павел Третьяков дорожил каждой минутой своего времени. Когда к супруге приходили гости, сразу же уходил в свой кабинет. И этот образ жизни, эта неземная, а какая-то космическая отстраненность от мирских благ, делали знакомство с Третьяковым еще более заманчивым, более статусным.

Совсем другое дело - Солдатенков. Он был старше Третьякова на 14 лет, но когда Павел Михайлович решил заняться коллекционированием в 1850-х годах ,он даже не вспомнил о существовании Козьмы Терентьевича. А между тем в своем особняке по нынешнему адресу Мясницкая, дом № 37 , царствовал Козьма Терентьевич Солдатенков, «мясницкий меценат» , как его прозывали художники. Или «мясницкий Медичи» , но это уже с оттенком иронии.

Вера Павловна , дочь Третьякова, так описывала Солдатенкова: "Он всегда летом ходил в сером сюртуке, в серой накидке и серой фетровой шляпе с большими полями. Он был небольшого роста, плотный, широкий, с некрасивым, но умным, выразительным лицом… Носил небольшую бородку и довольно длинные волосы, зачесанные назад; в нем чувствовалась большая сила, физическая и душевная, нередко встречающаяся у русских старообрядцев ".

А вот еще одно описание внешности Козьмы Терентьевича: "Это был человек лет сорока, довольно тучный и некрасивый, рябой, с небольшими свиными глазками; говорил он очень поспешно и как бы путаясь в словах; размахивал руками, ногами семенил, похохатывал… вообще производил впечатление парня дурковатого, избалованного и крайне самолюбивого. Сам он почитал себя человеком образованным, потому что одевался по-немецки и жил хотя грязненько, да открыто, знался с людьми богатыми - и в театр ездил, и протежировал каскадных актрис, с которыми изъяснялся на каком-то необычайном, якобы французском языке. Жажда популярности была его главною страстью: греми, мол, Голушкин, по всему свету! То Суворов или Потемкин - а то Капитон Голушкин! Эта же самая страсть, победившая в нем прирожденную скупость, бросила его, как он не без самодовольства выражался, в оппозицию (прежде он говорил просто «в позицию», но потом его научили) - свела его с нигилистами: он высказывал самые крайние мнения, трунил над собственным староверством, ел в пост скоромное, играл в карты, а шампанское пил, как воду. И все сходило ему с рук; потому, говорил он, у меня всякое, где следует, начальство закуплено, всякая прореха зашита, все рты заткнуты, все уши завешены ".

На такое можно было бы и в суд подать, да только автор этих строк подстраховался. Это описание купца Голушкина , выведенного И. С. Тургеневым в романе «Новь» . Все прекрасно понимали, с кого именно был списан Голушкин, подхихикивали в кулуарах, но предпочитали молчать, дабы не отвести от себя тех щедрот, которыми Козьма Терентьевич охотно одаривал своих богемных современников.


И. И. Шишкин, «Лес» (1895 год). Первым владельцем этой картины был Козьма Терентьевич

Казалось, Солдатенков сам не верил, что достоин общаться с этими волшебными людьми, дышать с ними одним воздухом, разделять общую трапезу. Он вообще был склонен принижать свои заслуги. Все, что затевал Козьма Терентьевич, казалось ему несерьезным и вторичным.

Известен случай, как он выпустил роскошнейший сборник Некрасова с цветными иллюстрациями высочайшего качества и золотым обрезом. Ему советовали отдать тираж по 5 рублей с книги, но Солдатенков лишь посмеивался - вот, дескать, шутники. Отдал по полтора рубля, имея прибыли по двадцати копеек с экземпляра.

Тираж разошелся в два дня. На третий день у букинистов тот Некрасов шел уже по шесть рублей. Цена продолжала расти, и приехавший в Москву писатель Александр Дюма ужасно радовался выгодному приобретению - он нашел эту книгу за шестнадцать рублей, а везде она стоила сорок.

На упреки в такого рода промахах, а также на пренебрежительное отношение к себе, купец не обижался. Он вовсю радовался жизни, и не без оснований считал, что ему повезло. Актер Михаил Щепкин раскрывал причину этой радости, поясняя заодно и некоторую наивность в делах, связанных с искусством: "Солдатенков родился и вырос в очень грубой и невежественной среде рогожской окраины Москвы, не получил никакого образования, еле обучен был русской грамоте и всю юность провел в «мальчиках» за прилавком своего богатого отца, получая от него медные гроши на дневное прокормление в холодных торговых рядах». Он был счастлив тому, что имеет, и напутствовал своего сына: «Пиши, Ванька, станешь писателем - все состояние на тебя отпишу» ".

Один из современников описывал «жилью» Козьмы Терентьевича: "В спальне над кроватью хозяина висит «Мадонна» работы Плокгорста, а в одной из комнат мезонина - оригинал «Магдалины», молящейся перед распятием, работы Маеса, которая в литографиях и разных копиях обошла всю Россию. В кабинете хозяина, в углу задней стены, найдете Вы всем известные по рисункам оригиналы двух федотовских жанров: «Вдовушка» и «Завтрак аристократа». Между ландшафтами можно встретить «Зиму» Мещерского, «Морские виды» Орловского, «Сорренто» Боголюбова и четыре картины Айвазовского: «Обоз чумаков в степи», «Остров Патмос», «Морской вид» и «Ялта»: две картины Лагерис принадлежат к его лучшим вещам: «Капри» и «Понтийские болота». Постоите Вы и перед «Лесом» Шишкина ".

А знаменитый собиратель Алексей Бахрушин писал: "Дом его - музей, в котором я был один раз, что считаю за честь и удовольствие, как и посещение Третьяковской галереи ".

Денег на картины Солдатенков не жалел, в отличии все от того же Третьякова, который любил торговаться с художниками до копейки. Тратил их щедро и с легкостью. Гонорарами не ограничивался - столы ломились на Мясницкой от угощения для богемных деятелей.

А в благодарность получал по большей части издевательства. «Чо же это вы, Козьма Терентьевич, спаржей нас не угостите? » - съязвил как-то один из многочисленных нахлебников. «Спаржа, батенька, кусается,- пять рублей фунт », - ответил простоватый Солдатенков. И породил тем самым новую волну анекдотов.

Когда же на просьбу никому не известного археолога финансировать абсолютно бессмысленную, но при этом весьма затратную экспедицию, Солдатенков ответил отказом, то получил прямо при всем присутствовавшем обществе: «Вы не Козьма Медичи, а какой-то Козьма-кучер ».

Актер Малого театра Д. Т. Ленский сочинял стишки:

"Обед нам был весьма негоден,
немного было и ума;
нам речи говорил Погодин,
а деньги заплатил Кузьма
".

Да что там говорить: сам Чехов , который на протяжении многих поколений почитается образцом русского интеллигента (вспомним довлатовское «однако похожим быть хочется только на Чехова »), присоединился ко всеобщему смеху. Однажды, явившись в особняк на Мясницкой, Антон Павлович принялся рассматривать последнюю коллекцию картин и при этом похмыкивал. «Что, картины плохи? » - расстроился меценат. «Нет, картины-то хороши, но что же вы, Козьма Терентьевич, так дурно их развесили? ».

А Солдатенков между тем считал свои затраты на искусство недостаточными для оправдания собственного пребывания на земле. Ведь все эти картины, книги и скульптуры покупались, по большому счету, для себя. А что же для других?

А теперь - о главном. Конечно, интересно знать, что наш герой был первым владельцем «Леса» Шишкина, но разве это так уж важно?

Козьма Терентьевич был членом попечительского совета Художественно-промышленного музея, действительным членом общества любителей коммерческих знаний при Академии Коммерческих наук, членом совета благотворительного общества при Басманной больнице, членом Попечительского комитета женских курсов Герье, основателем Богадельни коммерции советника К. Т. Солдатенкова.

После смерти Козьмы Терентьевича, согласно его завещанию, большая часть его капитала пошла на строительство одной из крупнейших московских больниц - бесплатной больницы для бедных независимо от сословий и религий. В советское время эта больница была известна как Боткинская, и лишь сравнительно недавно ей было возвращено историческое название - Солдатенковская. А в 1990 году здесь, на территории больницы, открыли памятник меценату. То есть наш Солдатенков построил Боткинскую больницу.


Больница Солдатенкова, 1913–1914 гг.

А когда в 1861 году вышел царский манифест об отмене крепостного права, по стране сразу пошел слух - дескать, на самом деле царь ничего такого не подписывал, а просто щедрый Солдатенков выкупил у помещиков всех крестьян и отпустил их на волю. И этот случай говорит о личности Козьмы Терентьевича гораздо больше, чем все многочисленные мемуары, анекдоты, цифры и прочие исторические документы.


Памятник К. Т. Солдатенкову во дворе Боткинской больницы

К.Т. Солдатёнков - одна из тех фигур, которым не повезло закрепиться в исторической памяти, несмотря на то что сделали они за свою жизнь немало благих дел. Еще в начале XX века его имя было известно столь же широко, как имя П.М. Третьякова. Сейчас же, в начале века XXI, по узнаваемости сильно от него отстало. В водовороте бурного XX века оно смешалось со множеством других имен, известных ныне лишь немногим любителям старины. Между тем история жизни этих людей, склад их личности заслуживают пристального к себе внимания со стороны образованной общественности.

Козьма Терентьевич Солдатёнков не просто жил в период перехода от древних, традиционных устоев посадского мира к эпохе европейски образованного купечества, но и стал одной из фигур, определивших этот переход. Он воплотил в себе наиболее яркие черты обеих эпох. Это отразилось в его характере и образе жизни в виде некоей противоречивости, двойственности, которую отмечают многие из тех, кто знал его лично.

Современники называли К.Т. Солдатёнкова столпом московского старообрядчества272. Действительно, человек глубоко религиозный, он был весьма деятелен во всем, что касалось веры отцов. Старообрядец по Рогожскому кладбищу273, Козьма Терентьевич никогда не начинал писать писем или записок, не поставив предварительно в двух верхних уголках бумаги «Г» и «Б», что означало: «Господи, благослови». В солдатёнковском доме на Мясницкой, 37 была устроена большая молельня, где служил сам хозяин, а также его родственник С.Т. Большаков, «для чего оба надевали кафтан особого покроя»274. По воспоминаниям В.П. Зилоти, урожденной Третьяковой, это был человек, в котором «чувствовалась большая сила, физическая и душевная, нередко встречающаяся у русских старообрядцев»275. При этом в обычные дни одевался Козьма Терентьевич по-европейски: летом ходил в сером сюртуке, в серой накидке и серой фетровой шляпе с большими полями276. Владелец восьмимиллионного состояния, Солдатёнков на протяжении всей жизни принимал деятельное участие в жизни староверов не только Москвы и Рогожской общины277, но и всей России - оказывал им поддержку деньгами и делом.

Об уровне общественного уважения к К.Т. Солдатёнкову дает представление следующий факт. По свидетельству П.И. Щукина, - а его отца с К.Т. Солдатёнковым связывали более чем полувековые дружеские отношения, - в целом обслуживание в Сандуновских банях было не на высоте, часто пренебрегали элементарными правилами гигиены; между тем некоторых клиентов принимали в отдельных номерах и подносили им серебряные тазы и шайки; такой особый подход был к московскому генерал-губернатору, К.Т. Солдатёнкову и богатым невестам278.

Родился Козьма Терентьевич в 1818 году в семье купцов, старообрядцев по Рогожскому кладбищу. Дед его, Егор Васильевич, к концу жизни состоявший во второй гильдии, происходил из крестьян деревни Прокунино Вохонской волости Коломенского уезда. В 1797 году он переселился в Москву. Отец, Терентий Егорович Солдатёнков, владелец бумаготкацкой фабрики в Рогожской части279, входил в состав первогильдейского купечества, а с 1835 года стал потомственным почетным гражданином. В семье было шестеро детей, четверо из них - три дочери и один из сыновей - умерли в детстве. Братья Иван и Козьма стали продолжателями отцовского дела.

Козьма Терентьевич не получил систематического образования, был обучен лишь азам грамоты - обыденное явление для купеческой среды 1820-1830-х годов. В этом смысле он был ничуть не похож на П.И. Щукина и С.И. Мамонтова. С ранних лет купеческий сын работал приказчиком в отцовской лавке, получая крайне небольшое жалованье - и необходимый практический опыт. Надо сказать, в том, что отец держал отпрыска «в черном теле», был немалый смысл, подтвержденный многовековым опытом: будущий купец на собственном хребте ощущал, почем он, звонкий серебряный рубль, сколько пота и крови надо пролить, чтобы его «нажить». Действительно, долгие годы службы за отцовской конторкой выработали в К.Т. Солдатёнкове чутье предпринимателя, он стал весьма удачливым коммерсантом, настоящим профессионалом в своем деле. В 1850 году умер его отец, еще через два года - старший брат Иван, так что Козьма стал единственным наследником семейного дела. Быстро приумножив нажитый отцом капитал, К.Т. Солдатёнков уже в середине 1850- х годов стал одним из наиболее крупных торговцев хлопчатобумажной пряжей в России. Кроме этого, он занялся дисконтом векселей, стал пайщиком целого ряда финансово-промышленных предприятий: фабрики Гюбнера, Даниловской и Кренгольмской мануфактур, а также Московского учетного банка, Московского страхового от огня общества; был одним из основателей Пивоваренного завода Трехгорного товарищества в Москве280. Кроме того, Солдатёнков занимал общественно значимые должности: был гласным Московской городской думы (1863-1873), выборным Московского биржевого общества (1870-1881) и старшиной Московского биржевого комитета (1855-1858). На каждом месте он задерживался по многу лет. Следовательно, ему доверяли, в нем видели ответственного человека. Козьма Терентьевич быстро занял почетное место в купеческих кругах Москвы. Имя купца первой гильдии, потомственного почетного гражданина, коммерции советника281 Козьмы Терентьевича Солдатёнкова знала вся Первопрестольная.

Будучи убежденным старообрядцем, Солдатёнков, тем не менее, в своих идейных исканиях ориентировался не на отечественную старину, а на Европу. Близко с ним знакомый историк, археолог, один из основателей Исторического музея в Москве Иван Егорович Забелин в своих заметках за 1893-1894 годы выделяет несколько типов «наших (российских. - А.Ф.) европейцев», приводя к каждому типу пример. Тип «купца-европейца» иллюстрирует Солдатёнков282. Козьма Терентьевич ежегодно ездил за границу, обыкновенно с переводчиком из врачей, сопровождавшим его при беглом осмотре музеев и картинных галерей - с этого осмотра начиналась каждая поездка283. В заграничных путешествиях он проводил обыкновенно около трех месяцев, с начала августа до начала октября284, кроме того, зимою он живал в Риме285. Козьма Терентьевич превосходно знал быт состоятельных европейцев. Он видел, что образованность и соприкосновение с высокой культурой стали неотъемлемой составляющей повседневной жизни предпринимательского класса. Видел - и шел тем же путем. Возможно, ему нравился «окультуренный» уклад европейских буржуа. Возможно, Солдатёнков воспринимал культурную составляющую как один из маркеров социального статуса. Возможно, и то и другое. В любом случае он начал прикладывать усилия, восполняя недостаток собственного образования. Он так и не выучил ни один из иностранных языков в течение всей своей жизни. Однако, чувствуя потребность уйти от традиционной жизни родной посадской среды, уподобиться - как минимум во внешних проявлениях - европейскому просвещенному коммерсанту, Солдатёнков окружил себя людьми науки и искусства, сам способствовал обогащению отечественной культуры. Из «европейскости» Солдатёнкова, по всей видимости, и появились два важных дела его жизни.

Так, потребность в интеллектуальной жизни подтолкнула К.Т. Солдатёнкова к сближению с московскими западниками во главе с Т.Н. Грановским. Под их влиянием в 1856 году Солдатёнков совместно с Н.М. Щепкиным основывает издательскую фирму. Ее целью стало издание книг, которые не могли рассчитывать на большой тираж, но были необходимы для отечественной науки или культуры. Первой книгой издательства стал сборник стихов А.В. Кольцова. Затем выпускаются сочинения Н.П. Огарева, Н.А. Некрасова, В.Г. Белинского. В 1862 году происходит разрыв между компаньонами, и Солдатёнков основывает свою фирму «К.Т. Солдатёнков». Первой книгой, выпущенной этим издательством в 1862 году, был роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Видимо, чутье, присущее Козьме Терентьевичу в его предпринимательской деятельности, не подвело его и в издательском деле. После реформ начала 1860-х годов появляется массовый читатель, а с ним растет спрос на критику и публицистику, на историческую, экономическую и художественную литературу. И Солдатёнков удовлетворяет этот спрос, выпуская все новые капитальные произведения, среди прочих наук предпочтение отдавая истории. Очень важно, что среди выпущенных им книг бульшую часть (около 60 %) составляет серьезная переводная литература. Солдатёнков оплачивал труд лучших переводчиков (в частности, «Всеобщую историю» Вебера в 14 томах переводил Н.Г. Чернышевский)286.

Книгопечатанием Козьма Терентьевич занимался страстно, и в 1899 году, за два года до кончины, говорил: «Этой деятельности я не оставлю, пока я жив, и до последнего вздоха буду думать о напечатании намеченных книг.»287. В течение полувека существования фирмы он выпустил около 200 названий книг художественной, исторической, философской, экономической, искусствоведческой тематики.

К.Т. Солдатёнков не только издавал уже написанные книги, но и помогал многим русским писателям в трудные минуты их жизни, заказывая им написать или перевести ту или иную работу. Так, с неизменной теплотой отзывается о нем Н.Г. Чернышевский, который всю вторую половину 1880-х годов жил переводами западноевропейских историков, щедро оплачиваемыми и издаваемыми К.Т. Солдатёнковым: «Издатель - человек очень богатый и совершенно честный. Он делает для меня больше, нежели мог бы я сам желать»288. Другие современники также воспринимали К.Т. Солдатёнкова как бескорыстного благотворителя. Это нашло отражение в данном ему прозвище: Козьма Медичи289.

В дневниковых записях И.Е. Забелина обращает на себя внимание следующий эпизод. Однажды за обедом он пожаловался на скудную оплату его исследований, говорил, что не из-за чего работать, что себе стоит дороже. Козьма Терентьевич сразу ответил, что он берет на себя его обеспечение и финансирует третий том его труда290. Н.А. Некрасову Солдатён- ков помог спасти от закрытия «Современник», дав ему в 1855 году средства на поддержание журнала. Правда, впоследствии у них сложились непростые отношения, о чем можно судить по письмам Н.А. Некрасова к знакомым291. Нужно все же отметить, что у Козьмы Терентьевича были четкие представления о том, на что он готов пожертвовать деньги, а на что - нет. Дело доходило порой до курьезов. Например, археолог и хранитель Московской Оружейной палаты Ю.Д. Филимонов, оскорбившись отказом Солдатёнкова пожертвовать деньги на некое научное издание, обвинил его в том, что тот «не Козьма Медичи, а какой- нибудь Козьма-кучер»292.

Многие современники К.Т. Солдатёнкова, в том числе поэт Н.А. Некрасов, отмечали, что «он ведет издательское дело не для своей выгоды, а в убыток себе, из чистого желания пользы русской публике». Нередко его книги продавались по цене более низкой, чем их себестоимость; это делало фундаментальные издания доступными небогатому читателю.

С другой стороны. подбор изданий, выпускаемых Солдатёнковым, заставляет задуматься: не стояла ли за его филантропией в деле продажи книг «задняя мысль», некая не очевидная с первого взгляда, но весьма конкретная цель? Ведь Козьма Терентьевич поддерживал своим кошельком издания оппозиционные, а то и прямо революционные. Имена Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского, Н.П. Огарева говорят сами за себя. На примере Солдатёнкова ясно видна пестрота старообрядческой благотворительности. Среди плодов ее были и отравленные; яд их способствовал будущим революционным потрясениям. Издательская деятельность Солдатёнкова, будучи в немалой степени направлена на подрыв традиционных устоев, главным хранителем которых была Православная церковь, подтачивала государство изнутри, как жук-древоточец точит ствол дерева.

Так или иначе, Солдатёнков не жалел денег на все, что было связано с миром книги, чем заслужил почтенное имя идейного книгоиздателя. Но это всего лишь одна из сторон его благотворительности. Увлечение Европой породило еще одно, не менее важное, направление меценатской деятельности Козьмы Терентьевича.

Он прославился как коллекционер произведений искусства.

Получило широкую известность собрание картин русских художников К.Т. Солдатён- кова, крупнейшее после Третьяковской галереи. Собирать картины Козьма Терентьевич принялся в конце 1840-х годов (на несколько лет раньше, чем П.М. Третьяков). Но решающий этап в складывании его коллекции начался после поездки в Италию в 1872 году. Там он сошелся, через братьев Боткиных, с известным художником А.А. Ивановым293. Козьма Терентьевич обратился к Иванову с просьбой покупать для него лучшие картины русских художников, живописец согласился и действительно помогал меценату с покупками. Галерея К.Т. Солдатёнкова к концу его жизни насчитывала 230 полотен, в числе которых были «Вирсавия» К.Р. Брюллова, «Автопортрет» В.А. Тропинина, «Вдовушка» П.А. Федотова, «Чаепитие в Мытищах» В.Г. Перова и многие другие знаменитые произведения. Созданная трудами Солдатёнкова галерея стала одной из художественных достопримечательностей первопрестольной и была открыта для всеобщего обозрения.

Точно так же, как он поддерживал писателей, помогал Солдатёнков и русским художникам. В частности, картины он покупал, всегда завышая их стоимость.

В мире предпринимателей мало что ценится столь же высоко, как репутация солидного человека - надежного, открытого социуму и прочно вписанного в повседневную жизнь общества. Добропорядочность подобного рода создавала вокруг дельца ореол доверия и почтения. Разрушительное воздействие оказывает на репутацию отрыв от общественной жизни. Когда личность предпринимателя или дело его вызывают ассоциации с людьми, как говаривали в старину, «гулящими меж двор», т. е. выбившимися из своей социальной ячейки, кто ж рискнет пойти с ним на сотрудничество?! Ведь вот он есть человек, а завтра нет его - вольный ветер! Тем более когда род его не столь давно взошел на высшую ступень предпринимательской иерархии. У Солдатёнкова еще дед был купцом средней руки. Иными словами, никем - с точки зрения столичных воротил, И внуку приходилось тратить немалые средства «на культуру», доказывая год за годом: мы, Солдатёнковы, - не какие-нибудь сиволапые, мы серьезные люди, мы у всех на виду и звание свое блюсти умеем. В силу подобных соображений у Козьмы Терентьевича были серьезные причины поддерживать рублем культурные учреждения Москвы.

Так, со времени создания Румянцевского музея294 Козьма Терентьевич ежегодно выделял по тысяче рублей на нужды музея, выплатив в общей сложности 40 тысяч рублей. Не менее регулярно он вносил пожертвования в фонд Московского университета, а также других учебных заведений, благотворительные общества при которых включали его в число своих почетных членов295.

Еще в ноябре 1887 года К.Т. Солдатёнков в разговоре с И.Е. Забелиным сказал, что после смерти своей откажет всю свою библиотеку музею296. В действительности Румянцев- скому музею он завещал не только личную библиотеку, состоявшую из 8 тысяч книг и 15 тысяч журналов, но и свое ценное собрание русских картин, а также 28 картин зарубежных мастеров, 17 скульптур, объемное собрание гравюр и рисунков, значительную коллекцию древних русских икон297. Пожертвование Козьма Терентьевич сделал с тем условием, чтобы все предметы были помещены «в отдельной зале музея, с наименованием таковой „Сол- датёнковской"». Любопытно отметить, что солдатёнковский дар изобразительному отделу Румянцевского музея вдвое увеличил состав его картинной галереи. Те книги, которые Козьма Терентьевич издавал лично и которые остались нераспроданными, - а таких было более 67 тысяч (стоимостью свыше 50 тысяч рублей) - он завещал для бесплатной выдачи общественным библиотекам и учебным заведениям Москвы. Деньги от продажи остатка достались городским начальным училищам.

Сама жизнь К.Т. Солдатёнкова была во многом обустроена на европейский лад. В 1865 году он купил живописное имение Кунцево, расположенное в нескольких верстах от Москвы и ранее принадлежавшее Л.К. Нарышкину. Имение состояло из главного дома и полутора десятков дач, которые он сдавал представителям именитого купечества. В солдатёнковском Кунцеве устраивались изысканные обеды и балы для дачников, а на берегу Москвы-реки зажигались роскошные фейерверки. Любили здесь и традиционную для купечества забаву - чаепитие на лоне природы, в липовой роще, которая так и называлась: «Чайники». Вместе с тем К.Т. Солдатёнков превратил Кунцево в своего рода культурный центр. И взрослые, и молодежь в своих ежедневных встречах обсуждали новинки литературы - в их числе те, которые выпустил в свет Козьма Терентьевич. У Солдатёнкова всегда кто-нибудь гостил. На лето к нему приезжали художники - римские друзья (в частности, А.А. Риццони, окончивший Петербургскую академию художеств). Гостили у него историк И.Е. Забелин, врач П.Л. Пикулин, писатель и переводчик Н.Х. Кетчер, И.С. Тургенев и другие известные люди того времени. Кунцево и его обитателей можно встретить как на полотнах картин, так и на страницах литературных произведений второй половины XIX века. А И.Е. Забелин по просьбе К.Т. Солдатёнкова написал работу «Село Кунцово и древний Сетунский стан».

Зимой Козьма Терентьевич жил на Мясницкой. В его доме было несколько богато отделанных комнат, в том числе диванная в арабском стиле, большая библиотека и молельня. В этом доме и была размещена основная часть картин его коллекции.

У К.Т. Солдатёнкова прожил последние годы жизни художник В.Е. Раев, который немало способствовал украшению его усадьбы: в кунцевском парке появились новые беседки, пьедесталы с вазами в древнегреческом стиле. Написанную им книгу воспоминаний В.Е. Раев посвятил «приютившему меня у домашнего очага своего добрейшему Кузьме Терентьевичу Солдатёнкову»298. Правда, в тексте книги имя Солдатёнкова он не упоминает.

Таким образом, среду, в которой Солдатёнков вращался, нельзя в строгом смысле слова назвать купеческой. Основной круг его общения состоял из художников, историков, литераторов. Он был знаком практически со всеми известными представителями интеллигенции своего времени. Конечно, общался Козьма Терентьевич и с предпринимателями, и прежде всего с Иваном Васильевичем Щукиным, с которым его связывала более чем пятидесятилетняя дружба. Семья Щукиных на протяжении многих лет снимала у К.Т. Солдатёнкова дачу. Сын И.В. Щукина, известный коллекционер и меценат П.И. Щукин, написал интереснейшие воспоминания, в которых дает емкий, ироничный и одновременно уважительный портрет К.Т. Солдатёнкова. В частности, он пишет, что всех своих гостей К.Т. Солдатёнков принимал радушно и угощал тонкими обедами; но, старея, он становился скупее и стал приглашать к обеду не более двух-трех человек. А на одном из обедов на просьбу подать к столу спаржу ответил: «Спаржа, батенька, кусается: пять рублей фунт»299.

К.Т. Солдатёнков не был похож на растиражированный художественной литературой образ купца-миллионщика. Несмотря на некоторые свои причуды (вроде покупки кунцевского имения), он жил скромно, покровительствуя наукам и искусствам. Козьма Терентьевич Солдатёнков был одним из тех предпринимателей, которые еще в середине XIX века заложили культурную основу для «золотого века русского меценатства», охватившего период последней трети XIX - начала XX века. Не зря современники отмечали двойственность натуры Солдатёнкова. Вся его жизнь прошла на этой грани - между соблазнами «блистательного» Запада и патриархальной тишью России. Сделать выбор в пользу одного из вариантов значило отказаться от другого. А отказаться Козьма Терентьевич не мог. Если Солдатёнков-коллекционер, Солдатёнков-изда- тель вырос из увлечения Западом, то Солдатёнков-благотворитель сложился из глубокого внутреннего противоречия его личности.

Как уже было сказано, Солдатёнков был ревностным старообрядцем. Тем не менее, он никогда не был женат законным образом, проведя долгие годы в «гражданском браке» с француженкой Клеманс Карловной Дюпюи. При этом Козьма Терентьевич, кроме русского, не говорил ни на каком другом языке, а Клеманс Карловна очень плохо изъяснялась по-русски. Она была счастьем и горем Солдатёнкова. Счастьем - потому что была красива и нетребовательна. Горем - поскольку Козьма Терентьевич постоянно ощущал свою вину перед Богом. Жизнь его то и дело окуналась в блудный грех, к тому же. у него не могло быть законных детей300, а ему очень хотелось иметь ребенка, которому он мог бы передать состояние. Недаром он на протяжении всей жизни заботился о сыне умершего в 1852 году брата Ивана. Не оставил он племянника заботой и после кончины: Василий Иванович Солдатён- ков стал единственным наследником Козьмы Терентьевича.

Именно в беззаконном союзе Козьмы Терентьевича с любимой женщиной, в том, что у Солдатёнкова не было законных наследников, в его желании замолить грехи перед Богом следует искать корни его традиционной благотворительности, - а она была поистине масштабна. Один только сухой реестр благодеяний, оказанных им Москве и москвичам, производит грандиозное впечатление!

Многие пожертвования Солдатёнкова имели своими адресатами заведения, помогающие детям либо же нищим: ведь именно они традиционно очищали молитвами душу многогрешного своего благодетеля. А чтобы им было известно, за кого молиться, пожертвования часто были именными. Так, в память принятия 19 февраля 1861 года Манифеста об отмене крепостного права Солдатёнковым была учреждена богадельня его имени306. Наиболее крупные именные пожертвования были сделаны Солдатёнковым в преддверии смерти. По завещанию Козьмой Терентьевичем было выделено 1,3 миллиона рублей на строительство прекрасно оснащенного ремесленного училища «для бесплатного обучения бедных детей мужского пола без различия их состояния и вероисповедания» имени К.Т. Солдатён- кова307, а также более 2 миллионов рублей на устройство и содержание крупнейшей в городе больницы для бесплатного лечения «всех бедных жителей Москвы, без различия званий, сословий и религий». В первые годы носившая имя К.Т. Солдатёнкова, в 1920 году она была переименована в Городскую клиническую больницу им. С.П. Боткина, каковой и остается поныне. Прославившись особо крупными размерами посмертных пожертвований, Козьма Терентьевич не меньше благих дел совершил при жизни. Так, он был членом совета Благотворительного общества при Басманной больнице, Комитета для оказания пособий семействам убитых, умерших от ран и изувеченных в русско-турецкую (1877-1878 годов) войну воинов; членом попечительного совета Художественно-промышленного музея; также был попечителем арестантского детского приюта. Кроме того, Козьма Терентьевич содержал приют для бедных детей в Москве, жертвовал немалые суммы приюту цесаревны Марии для детей лиц, ссылаемых по судебным приговорам в Сибирь, приюту Святой Марии Магдалины в Москве, богаделенному дому при Рогожском кладбище, Арнольдо-Третьяковскому училищу глухонемых и училищу глухонемых И.Я. Шульца; в 1870-1882 годах регулярно выделял деньги на содержание Николаевского дома призрения вдов и сирот купеческого сословия308. Значительная часть этих заведений должна оказывать помощь детям. Список благодеяний Козьмы Терентьевича Солдатёнкова можно продолжать еще долго. За свою жизнь Солдатёнков потратил на благотворительные нужды свыше 4 миллионов - больше половины своего состояния!

Скончался Козьма Терентьевич в своем любимом Кунцеве, 19 мая 1901 года. В последний путь его провожали представители всех сословий - от крестьян до вельможных особ. На могилу было возложено более 70 венков. Один из них, «От города Москвы», собственноручно возложил городской голова князь В.М. Голицын.

Староверы к середине XIX века имели опыт долгого, жестокого и необыкновенно упорного противостояния с государством и Церковью. Противоборство длилось уже двести лет, обостряясь время от времени до крайних степеней. Истовый старообрядец не имел причин смотреть на русские порядки с умилением. Он жил, как говорили ему отцы и деды, в стране побеждающего антихриста. то ли уже победившего. Государи русские выглядели для разнообразных старообрядческих «согласий» и «толков» как личности, покровительствующие падению веры, способствующие торжеству проклятого «никонианства». Со времен Алексея Михайловича и Петра Алексеевича никто из них не мог быть любим и уважаем в старообрядческой среде. Русская православная церковь была ее прямым врагом, врагом последовательным и непримиримым. А со времен рождения единоверчества - еще и коварным неприятелем, добившимся «раскола среди раскольников». Что же касается народа русского, то он с этой точки зрения выглядел в лучшем случае стадом «заблудших» людей, не имеющих ни малейшего шанса спастись, покуда не произойдет массовое отречение от действующей исторической Церкви. Истовый старовер нередко становился противником российской государственности, самодержавного императорского правления и Церкви. Революционные вожди искали способы поставить силу староверских общин себе на службу. Наиболее мудрые из старообрядческих духовных пастырей давали им отпор, выразившийся, например, в словах митрополита Кирилла (Белокриницкого): «К сим же завещеваю вам, воз- любленнии: всякое благоразумие и благопокорение покажите перед Царем вашим. и от всех враг его и изменников удаляйтесь и бегайте. наипаче от злокозненных безбожников, гнездящихся в Лондоне и оттуда своими писаниями возмущающих европейские державы». Но время от времени люди типа Герцена, Грановского, Кельсиева находили в этой среде единомышленников. Нет ничего удивительного в том, что для Солдатёнкова европейская культура оказалась по целому ряду позиций ближе русской. Он издал столько литературы революционно-либерального содержания, что может быть причислен к печальной плеяде творцов Октября 1917-го. В то же время, имея деловые контакты с Европой, Солдатён- ков легко проникся духом повседневного соприкосновения с высокой культурой, характерным для богатых европейцев. Отсюда тяга к собиранию художественных коллекций, отсюда желание утвердить Европу в собственном доме, в быту. Он не испытывал страстной любви к высокой культуре, он не жаждал постоянного контакта с нею, как, скажем, С.И. Мамонтов. Он просто видел: для настоящего европейца культурное окружение (предметы, разговоры, люди) - часть правильно оформленного общественного статуса. Итак, прочное исповедание христианства в его старообрядческом изводе требовало от Солдатёнкова не только стойкости в вере, но и весьма строгой нравственности. А у него. не получалось. Все мы грешны, и он был грешен. Но, надо полагать, прекрасно осознавал, в каком положении находится. На протяжении долгих лет он находился в состоянии смертного греха - блудного. Не мог иметь наследников, во всяком случае, законных. Среди своих же мог выглядеть фигурой странной и в какой-то степени оскверненной. Что ему оставалось? Пав на колени, обливаясь слезами, молить Господа Бога о прощении. А нерастраченную силу родительского чувства вбивать в благотворительность. Пожертвования Солдатён- кова - весьма значительные! - и стали его детьми. Забота о чужих сыновьях встала на место невозможной, до постоянной боли сердечной, до смертной душевной тоски. невозможной, невозможной, невозможной заботы о собственных отпрысках. Должно быть, счастье в жизни этого человека мешалось с горем, свет и тепло - с горечью и выстуженностью души. Он не отпадал от греха. Он знал, что тяжко грешен. Он отдавал столько, сколько мог, чтобы грехи его хоть чем-то компенсировались. Ощущал, надо полагать, что этого мало, слишком мало. Страдал от бездетности страшно, как только может страдать мужчина, в делах преуспевший, умный, самостоятельный, которому передать свое достояние некому. Душа его была тяжко больна.

Буккер Игорь 04.04.2019 в 9:00

О том, что идейные противники западники и славянофилы вели беспощадный спор на страницах журнала "Колокол" и газеты "День", обвиняя друг друга во всех смертных грехах, многие помнят из школьного учебника. Но любопытен такой факт: печатались оба издания на деньги одно и того же мецената - Козьмы Солдатёнкова. Русский медичи был щедрым спонсором.

В церковно-славянской азбуке буквы "ё" нет, зато именно она делает фамилию московского предпринимателя, известного книгоиздателя и владельца художественной галереи Козьмы Терентьевича Солдатёнкова неповторимой и узнаваемой.

Про основателя знаменитого купеческого рода, крестьянина-старообрядца Егора Васильевича Солдатенкова известно, что он в 1795 или 1797 году переселился в Москву из подмосковной деревни Прокунино и записался во вторую купеческую гильдию. В 1820 году в благотворительных целях он пожертвовал на защиту Отечества 20 тысяч рублей. Сумма по тем временам сопоставимая со стоимостью небольшой деревеньки с крепостными душами, следовательно, дела у Егора Васильевича шли в гору.

Было у него два сына - Терентий и Константин. В 1810 году сыновья в Рогожской части Белокаменной владели бумаготкацкой фабрикой и торговали хлебом, хлопчатобумажной пряжей и ситцами. В 1825 году оба брата Солдатенковы числились купцами первой гильдии. Не много ни мало, но при визитах к высокопоставленному лицу имели право надевать шпагу и вполне могли рассчитывать получить звание потомственного почетного гражданина.

У Терентия росли два сына - Иван и Козьма, у младшего были две дочери - Ефросинья, прожившая всего пять лет, и Мария. Братья и сестры жили одним домом. Мальчики осваивали купеческую премудрость, а по выходным ходили в старообрядческую церковь на Рогожском кладбище. После смерти отца братья (разумеется, почетные граждане и московские купцы первой гильдии) получили в наследство огромную фабрику и целую сеть торговых лавок. Во главе семейного дела стоял старший брат, а Козьма промышлял спекуляциями паями и махинациями на бирже. И хотя оба брата не получили систематического образования - копейку сосчитать ох как могли. С кончиной брата, Козьма в 1852 году стал полноправным хозяином финансовой империи.

Известие о кончине Ивана Терентьевича застало Козьму Терентьевича за границей. Он как раз со знакомым искусствоведом Николаем Боткиным посещал колонию русских художников в Риме, Неаполе и Сорренто. В России картины отечественных живописцев продавались из рук вон плохо, а на Западе о русской художественной школе вообще никто ничего не слышал. Так будет продолжаться довольно долго. Даже в первой половине 1920-х годов английский разведчик Сидней Рейли для финансирования антибольшевистского восстания будет предлагать подпольщикам из "Треста" выкрасть из советских музеев и сбыть за границей исключительно картины европейских мастеров. Мода на русский авангард и абстракционизм придет несколько позже.

Боткин водил мецената только к хорошим художникам, а 33-летний московский купец покупал у них холсты не торгуясь. Уезжая на родину, он попросил художника Александра Андреевича Иванова покупать для него картины, которые будут выставлены в будущей московской галерее Солдатенкова. Друзья и знакомые обыгрывали имя Козьмы- присоединили к нему имя Медичи - известного рода также покровительствовавшего искусствам.

Прибыв в Первопрестольную, Козьма Терентьевич сделал широкий жест и в память о покойном брате за 30 тысяч рублей выкупил из долговой тюрьмы всех пребывавших там московских неплательщиков. Среди которых преимущественно были дворяне и представители творческой богемы. Так богач обеспечил себе паблисити в кругах интеллигенции и вызвал ржание прижимистых купчишек. Друзьями Солдатенкова- Медичи стали многие враги царского режима, такие как Герцен с Огаревым. На деньги этого мецената и покровителя искусств издавались герценовский "Колокол" и приложение "Общее вече".

Дом Солдатенкова на Мясницкой улице превратился в прибежище "лиц неблагонадежных", а сам Козьма Терентьевич попал в ряды "западников, желающих беспорядков и возмущения". Как только об этом доложили Солдатенкову, он моментально отсчитал нужную сумму на рупор славянофильского движения еженедельную литературно-политическую газету "День" и за свой счет издал сборник статей Б. Н. Чичерина. Сборник открывался статьей Чичерина, написанной им в соавторстве с К. Д. Кавелиным "Письмо к издателю "Колокола"". В этом программном документе высказывалось принципиальное расхождение с Герценом по поводу оценки французской революции 1848 года как "кровавого мятежа разнузданной толпы". Александр Иванович Герцен публично обозвал "русского Медичи" кретином, но деньги на издание "Колокола" продолжал просить.

Козьма Солдатенков состоял в гражданском браке с француженкой Клеманс Дюбуа. Клеманс Карловна родила в 1854 году сына, которого нарекли Иваном Ильичем Барышевым. Отец очень хотел, чтобы из сына вышел настоящий писатель. Сын взял себе литературный псевдоним Мясницкий и писал юмористические зарисовки из быта московского купечества, печатавшиеся в популярных тогда изданиях "Стрекоза", "Будильник" и других. В столице и в Москве ставили его комедии-фарсы, также пользовавшиеся успехом.

Свое состояние Козьма Терентьевич разделил между Клеманс Карловной, которой причиталось 150 000 рублей, сыну Ивану Ильичу - 25 000 рублей, слугам и крестьянам - 50 000 рублей, 100 000 рублей раздать бедным и нищим, полмиллиона на поддержку богаделен и вся недвижимость отходила племяннику Василию Ивановичу Солдатенкову. Картинная галерея и библиотека были завещаны Румянцевскому музею. 1 300 000 рублей он отписал на постройку ремесленного училища и около двух миллионов рублей на бесплатную больницу.

По завещанию Козьмы Терентьевича на его средства была построена "больница для всех бедных, находящихся в Москве, без различия званий, сословий и религий под названием Больница Солдатёнкова". В 1920 году больнице присвоили имя Сергея Петровича Боткина, лейб-медика царя Александра III и брата Николая Боткина, с которым Козьма некогда бродил по мастерским русских художников. Сергей Петрович человек был достойный и медик замечательный, вот только никакого отношения к больнице Солдатенкова он не имел.

Биография

Козьма Солдатёнков систематического образования не получил, но отличался незаурядным природным умом.

В 1852 году после смерти старшего брата Ивана стал управлять семейным предприятием, которое впоследствии унаследовал его племянник Василий Иванович Солдатёнков (1847-1910).

Был крупным текстильным фабрикантом; приобрёл широкую известность как покровитель искусства и бескорыстный издатель ряда ценных сочинений. С конца 1840-х годов собирал картины преимущественно русских художников (Карла Брюллова , Александра Иванова , Василия Перова , Павла Федотова и других). Помощь в их отборе ему оказывал брат Василия Боткина искусствовед Михаил Боткин и художник Александр Иванов. За богатое и щедрое покровительство искусствам Солдатёнков получил прозвище «Козьма Медичи».

Участвовал в создании крупнейшей в России текстильной фирмы - Товарищества Кренгольмской мануфактуры бумажных изделий в Нарве (1857, член правления), Московского учётного банка (1869, член совета). В 1870 году явился соучредителем и одним из первых акционеров основанного в Санкт-Петербурге Волжско-Камского коммерческого банка . Один из главных организаторов мануфактурных фирм - Товарищество мануфактур Альберта Гюбнера (1871), пайщик Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко» (1873).

Солдатёнков состоял членом Коммерческого суда (1854-1858), членом и старшиной Московского биржевого комитета (1855-1858); во время Крымской войны - членом Комитета для принятия от купечества средств на военные надобности (1855-1856), членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, выборным Московского купеческого собрания , гласным Московской городской думы (1863-1876), членом попечительского совета Художественно-промышленного музея (с 1865), действительным членом Общества любителей коммерческих знаний при Академии коммерческих наук , членом совета благотворительного общества при Басманной больнице , членом попечительного комитета женских курсов В. Герье , одним из основателей и почётных членов Общества для пособия нуждающимся студентам . В 1866 году Солдатёнков основал так называемую Солдатёнковскую богадельню («Богадельня коммерции советника К. Т. Солдатёнкова в память 19 февраля 1861 года») на 100 постоянных жителей Москвы и заезжих «всех сословий и исповеданий, но преимущественно из бывших дворовых людей». Он предоставил для богадельни двухэтажное кирпичное здание (бывшая 4-я Мещанская, теперь - Мещанская улица , 15) и капитал в 15 тысяч рублей, затем ежегодное дополнительное финансирование, был её пожизненным попечителем . В 1894 году Солдатёнков перевёл 2400 рублей за гипсы Мюнхенской глиптотеки Ивану Цветаеву , собиравшему тогда коллекцию слепков всемирно известных произведений для создаваемого им Музея изящных искусств .

Скончался 19 мая (1 июня) года в Кунцево на 83-м году жизни и погребён на Рогожском кладбище . В советские годы могила Козьмы Терентьевича Солдатёнкова, а также большая усыпальница купцов-старообрядцев Солдатёнковых были уничтожены (участок 4 кладбища) .

В 1901 году по завещанию Солдатенкова его библиотека (8 тысяч томов книг и 15 тысяч экземпляров журналов), а также коллекция русской живописи (258 полотен и 17 скульптур) перешла к Румянцевскому музею и как национальное достояние хранилась в отдельной зале с наименованием «Солдатёнковской». После закрытия Румянцевского музея в 1924 году они пополнили фонды Третьяковской галереи и Русского музея . Часть икон из его собрания была завещана Покровскому собору Рогожского кладбища . .

Во исполнение духовного завещания Солдатёнкова были построены ремесленное училище имени К. Т. Солдатёнкова (1909) (по проекту архитектора Владимира Шервуда на Донской улице , 37) и городская больница для бедных (до 1920 года - Солдатёнковская больница).

Издательская деятельность

Религиозные убеждения

Солдатёнков принимал активное участие в жизни московской белокриницкой общины . Финансировал поездку в Лондон старообрядческому епископу Коломенскому Пафнутию (Овчинникову) и устроил его встречи с Николаем Огарёвым , Александром Герценом , Василием Кельсиевым . В один из периодов был склонен к принятию единоверия , о чём митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) сообщил председатель единоверческого Никольского прихода на Рогожском кладбище В. А. Сапёлкин.

В 1862 году приветствовал Окружное послание, составленное архиепископом Антонием (Шутовым) и Ксеносом (Кабановым) .

Московские адреса

Мясницкая, 37

Усадьба, в которой жил К. Т. Солдатёнков включала главный дом (№ 37), западный флигель (№ 33) и восточный флигель (№ 37 стр. 3). В конце XVIII века здесь был «двор купца А. И. Докучаева в приходе церкви Николая Чудотворца на Мясницкой».

После московского пожара 1812 года усадьба была восстановлена в 1819-1821 годах по проекту архитекторов О. И. Бове и А. Г. Григорьева ; затем перестроена А. И. Резановым . С 1857 года ей владел Солдатенков. Здесь находилась собранная им огромная библиотека и коллекция картин. Управляющим усадьбы был его сын от гражданского брака с Клемансо Карловной Дебуи (Дюпон) - И. И. Барышев .

В домашней молельне Солдатёнкова были иконы строгановской школы . К числу ценнейших относились подписные иконы XVI века - «Погребение Иоанна Богослова» мастера Никифора Славина и «Неделя шестая о слепом» мастера Истомы Савина . Жемчужиной собрания был «Спас» Андрея Рублева , приобретённый Солдатёнковым в Саввино-Сторожевском монастыре .

Солдатёнковская больница в Москве (ГКБ им. С. П. Боткина)

Согласно завещанию Солдатёнкова, из его капитала выделялись средства для постройки в Москве бесплатной больницы для бедных независимо от сословий и религий. Московское городское управление выделило в 1903 году 10 десятин земли на Ходынском поле. Строительство было начато в 1908 году , а в 1910 году состоялось её официальное открытие. В настоящее время больница носит название Городская клиническая больница имени С. П. Боткина (2-й Боткинский проезд , 5; в 1992 году у здания администрации был установлен памятник Солдатёнкову).

Усадьба Дебуи - Дёминой

В 1862 году купцы Золотаревы продали участок (нынешний адрес - Сверчков пер. , 3/2) вместе с садом Козьме Терентьевичу Солдатёнкову, который построил здесь одноэтажный особняк для своей гражданской жены Клемансо Карловны Дебуи (1822-1908).

После смерти Дебуи в 1910 году владелицей дома стала Мария Терентьевна Дёмина. При ней особняк перестроили по проекту архитектора Струкова; в 1967 году появился второй этаж и в особняке до 2003 года разместилось посольство Афганистана.

Кунцево

До 1974 года главный дом был деревянным, однако утратил бельведер. В 1976 году после пожара он был разобран и восстановлен в кирпиче, но первоначальные архитектурные формы сохранялись до августа 2014 года, когда новый пожар вновь уничтожил воссозданный бельведер и кровлю.

Примечания

  1. Здесь же он и похоронен; чудом уцелело надгробие - Ситнов В.

Буккер Игорь 04.04.2019 в 9:00

О том, что идейные противники западники и славянофилы вели беспощадный спор на страницах журнала "Колокол" и газеты "День", обвиняя друг друга во всех смертных грехах, многие помнят из школьного учебника. Но любопытен такой факт: печатались оба издания на деньги одно и того же мецената - Козьмы Солдатёнкова. Русский медичи был щедрым спонсором.

В церковно-славянской азбуке буквы "ё" нет, зато именно она делает фамилию московского предпринимателя, известного книгоиздателя и владельца художественной галереи Козьмы Терентьевича Солдатёнкова неповторимой и узнаваемой.

Про основателя знаменитого купеческого рода, крестьянина-старообрядца Егора Васильевича Солдатенкова известно, что он в 1795 или 1797 году переселился в Москву из подмосковной деревни Прокунино и записался во вторую купеческую гильдию. В 1820 году в благотворительных целях он пожертвовал на защиту Отечества 20 тысяч рублей. Сумма по тем временам сопоставимая со стоимостью небольшой деревеньки с крепостными душами, следовательно, дела у Егора Васильевича шли в гору.

Было у него два сына - Терентий и Константин. В 1810 году сыновья в Рогожской части Белокаменной владели бумаготкацкой фабрикой и торговали хлебом, хлопчатобумажной пряжей и ситцами. В 1825 году оба брата Солдатенковы числились купцами первой гильдии. Не много ни мало, но при визитах к высокопоставленному лицу имели право надевать шпагу и вполне могли рассчитывать получить звание потомственного почетного гражданина.

У Терентия росли два сына - Иван и Козьма, у младшего были две дочери - Ефросинья, прожившая всего пять лет, и Мария. Братья и сестры жили одним домом. Мальчики осваивали купеческую премудрость, а по выходным ходили в старообрядческую церковь на Рогожском кладбище. После смерти отца братья (разумеется, почетные граждане и московские купцы первой гильдии) получили в наследство огромную фабрику и целую сеть торговых лавок. Во главе семейного дела стоял старший брат, а Козьма промышлял спекуляциями паями и махинациями на бирже. И хотя оба брата не получили систематического образования - копейку сосчитать ох как могли. С кончиной брата, Козьма в 1852 году стал полноправным хозяином финансовой империи.

Известие о кончине Ивана Терентьевича застало Козьму Терентьевича за границей. Он как раз со знакомым искусствоведом Николаем Боткиным посещал колонию русских художников в Риме, Неаполе и Сорренто. В России картины отечественных живописцев продавались из рук вон плохо, а на Западе о русской художественной школе вообще никто ничего не слышал. Так будет продолжаться довольно долго. Даже в первой половине 1920-х годов английский разведчик Сидней Рейли для финансирования антибольшевистского восстания будет предлагать подпольщикам из "Треста" выкрасть из советских музеев и сбыть за границей исключительно картины европейских мастеров. Мода на русский авангард и абстракционизм придет несколько позже.

Боткин водил мецената только к хорошим художникам, а 33-летний московский купец покупал у них холсты не торгуясь. Уезжая на родину, он попросил художника Александра Андреевича Иванова покупать для него картины, которые будут выставлены в будущей московской галерее Солдатенкова. Друзья и знакомые обыгрывали имя Козьмы- присоединили к нему имя Медичи - известного рода также покровительствовавшего искусствам.

Прибыв в Первопрестольную, Козьма Терентьевич сделал широкий жест и в память о покойном брате за 30 тысяч рублей выкупил из долговой тюрьмы всех пребывавших там московских неплательщиков. Среди которых преимущественно были дворяне и представители творческой богемы. Так богач обеспечил себе паблисити в кругах интеллигенции и вызвал ржание прижимистых купчишек. Друзьями Солдатенкова- Медичи стали многие враги царского режима, такие как Герцен с Огаревым. На деньги этого мецената и покровителя искусств издавались герценовский "Колокол" и приложение "Общее вече".

Дом Солдатенкова на Мясницкой улице превратился в прибежище "лиц неблагонадежных", а сам Козьма Терентьевич попал в ряды "западников, желающих беспорядков и возмущения". Как только об этом доложили Солдатенкову, он моментально отсчитал нужную сумму на рупор славянофильского движения еженедельную литературно-политическую газету "День" и за свой счет издал сборник статей Б. Н. Чичерина. Сборник открывался статьей Чичерина, написанной им в соавторстве с К. Д. Кавелиным "Письмо к издателю "Колокола"". В этом программном документе высказывалось принципиальное расхождение с Герценом по поводу оценки французской революции 1848 года как "кровавого мятежа разнузданной толпы". Александр Иванович Герцен публично обозвал "русского Медичи" кретином, но деньги на издание "Колокола" продолжал просить.

Козьма Солдатенков состоял в гражданском браке с француженкой Клеманс Дюбуа. Клеманс Карловна родила в 1854 году сына, которого нарекли Иваном Ильичем Барышевым. Отец очень хотел, чтобы из сына вышел настоящий писатель. Сын взял себе литературный псевдоним Мясницкий и писал юмористические зарисовки из быта московского купечества, печатавшиеся в популярных тогда изданиях "Стрекоза", "Будильник" и других. В столице и в Москве ставили его комедии-фарсы, также пользовавшиеся успехом.

Свое состояние Козьма Терентьевич разделил между Клеманс Карловной, которой причиталось 150 000 рублей, сыну Ивану Ильичу - 25 000 рублей, слугам и крестьянам - 50 000 рублей, 100 000 рублей раздать бедным и нищим, полмиллиона на поддержку богаделен и вся недвижимость отходила племяннику Василию Ивановичу Солдатенкову. Картинная галерея и библиотека были завещаны Румянцевскому музею. 1 300 000 рублей он отписал на постройку ремесленного училища и около двух миллионов рублей на бесплатную больницу.

По завещанию Козьмы Терентьевича на его средства была построена "больница для всех бедных, находящихся в Москве, без различия званий, сословий и религий под названием Больница Солдатёнкова". В 1920 году больнице присвоили имя Сергея Петровича Боткина, лейб-медика царя Александра III и брата Николая Боткина, с которым Козьма некогда бродил по мастерским русских художников. Сергей Петрович человек был достойный и медик замечательный, вот только никакого отношения к больнице Солдатенкова он не имел.