Пословицы о родине на разных языках мира. Сборник "пословицы о родине разных народов мира". Родной край – сердцу рай











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Педагогическая цель: выявление особенностей пейзажной лирики в стихотворении А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие..."

Задачи.

1. Формирование представления об особенностях лирики АА. Ахматовой.

2. Совершенствовать умение анализировать поэтический текст.

3. Способствовать развитию произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, речи и аргументации.

4. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и работе в группах.

Результат: обучающиеся находят особенности пейзажной лирики в стихотворении.

Оборудование: учебник "Литература" В.П. Полухина, В.Я. Коровина, мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Основные понятия: пейзажная лирика, художественные средства выразительности, особенности пейзажной лирики А.А. Ахматовой.

Межпредметные связи: искусство, музыка, окружающий мир.

Используемая технология: технология деятельностного метода.

Форма организации учебной работы: фронтальная, работа в парах.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока

Слайд 1. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня мы вместе проведём урок литературы.

Предлагаю вам послушать звуковой фрагмент, а вы постарайтесь определить, о чём пойдёт речь на уроке. (Окружающая природа. Красота природы. Время года – весна. Рождение нового.)

(Прослушивание звукового фрагмента.)

Какому времени года свойственны услышанные нами звуки? (Весна.)

Какие чувства вы испытали? (Радость, восторг.)

Создание образа.

Когда я слушала звуки, у меня в голове возник образ - небольшой росток, из которого мы постараемся к концу урока вырастить растение.

(Учитель рисует мелом на доске росток.)

Во время прослушивания звуков стали ли мы с природой единым целым? (Да.)

В чём проявилось наше единение? (Наши переживания и чувства были связаны с состоянием природы, звуки которой мы услышали.)

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Что может быть связующим звеном между состоянием природы и внутренним миром человека? (Возможны разные ответы.)

Сейчас мы получили совершенно разные ответы: к единому мнению не пришли. Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

С помощью чего человек может показать состояние природы? (Ответы ребят.)

(Учитель подводит итог ответам.)

Очень хорошо понимают язык природы и умеют ярко передать ее красоту:

(слайд 3 ) в музыке - это музыкальные произведения, например: цикл "Времена года" Петра Ильича Чайковского;

(слайд 4 ) в живописи - это полотна художников;

(слайд 5 ) в литературе - это произведения поэтов и писателей.

Поскольку у нас урок литературы, мы обращаемся к художественным произведениям. В каком жанре литературы ярче раскрываются состояние природы и внутреннее состояние человека? (В стихотворениях.)

Все произведения о природе – это рассказ о человеке, о его чувствах и мыслях.

Итак, начинаем встречу с настоящей поэзией.

III. Постановка учебной задачи.

Слайд 6. Многие поэты всматриваются в окружающий мир, созерцают его красоту - так рождаются стихи. Никто из поэтов не прошел мимо жанра пейзажной лирики. У каждого поэта свой особый стиль. Сегодня на уроке мы постараемся узнать, как Анна Андреевна Ахматова воспела в своих лирических произведениях родную природу?

Анна Андреевна своё счастье видела в творчестве. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек. Ведь недаром говорят, что на рубеже веков рождаются и творят гении. Одним из таких является Анна Андреевна.

В автобиографии "Коротко о себе" А. Ахматова пишет:

"Назвали меня Анной в честь бабушки; моя мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я "не сообразив", что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным псевдонимом". Настоящая фамилия у Анны Андреевны - Горенко.

Слайд 7.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением "Перед весной бывают дни такие..." А.А.Ахматовой. Расскажите о чувствах, которые вы испытаете, услышав стихотворение.

(Учитель читает или рассказывает стихотворение).

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Какие же чувства вы испытали, услышав это стихотворение. (Возможны разные ответы.)

Вы воспринимаете стихотворение по-разному, и это понятно, так как у каждого человека восприятие действительности, окружающего мира своё, тем мы и интересны друг для друга.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).

Представьте, что вы журналисты. Ваша задача: написать в газету статью об особенностях лирики Анны Андреевны. Что нам нужно для этого сделать? (Проанализировать стихотворение и найти его особенности)

Я предлагаю поработать вам в парах. Ваша задача: выполнить задание в парах. У вас на партах лежат листы:

Поскольку мы работаем в парах, нам необходимо помнить правила сотрудничества: слушать друг друга, уметь уступать и договариваться, распределять роли в паре при работе и ответе.

Принимаемся за работу.

VI. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).

(Звучит музыка П.И.Чайковского "Март. Апрель. Май" 6 минут.)

Время выполнения заданий закончилось. Сейчас, уважаемые журналисты, представьте, пожалуйста, результаты своего труда. Во время обсуждения результатов работы вы можете вносить изменения и дополнения в свои записи.

(В ходе анализа стихотворения учитель на доске дорисовывает листочки к ростку и записывает на них выявленные особенности лирики А.А.Ахматовой.)

Вопросы Возможные варианты ответов
1. Определи вид лирики. Пейзажная (описание луга, деревьев, ветра, внутреннее состояние лирического героя)
2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Приподнятым настроением,

верой в обновление.

3. Определите тему стихотворения. Приближение, предчувствие весны
4. Какие картины рисует поэт? "Луг отдыхает под снегом" (мы видим), "деревья шумят" (слышим), "веет ветерок" (осязаем, т.е. чувствуем).

Вывод: первая особенность лирики - поэтический мир Ахматовой (мир ее образов) нам даёт возможность слышать, видеть, осязать

5. а) Какая строка "подсказывает" нам состояние лирического героя?

б) Легко ли в словах выразить состояние лирического героя?

а) "И песню ту, что прежде надоела, как новую, с волнением поешь". (Эта подробность точно передает душевное смятение лирического героя)

Вывод: вторая особенность лирики заключается в том, что А.Ахматова не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки. И у читателя возникают свои мысли, чувства, ощущения, то есть возникают ассоциации.

6. Какие настроения рождаются в душе поэта в последних стро ках? 6 строка "И дома своего не узнаешь" – в значении "все обыденное (привычное) воспринимается как новое".
7. Существует ли доверительное отношение поэта с читателем в данном стихотворении? Подтвердите свой ответ строками. Да. В последних трёх строках.

Вывод: третья особенность лирики заключается в том, что возникает ощущение доверительного разговора.

7. Назовите художественные средства, используемые поэтом. Олицетворение: луг "отдыхает", "шумят деревья", "дивится тело".

Эпитеты: "под плотным снегом", "деревья весело-сухие", "теплый ветер".

Анафора: 3 строчки начинаются с союза "и" (одинаковое начало строк играет усилительную роль; передано ощущение весеннего пробуждения, обновления природы и человека.)

Аллитерация: "Ш умят деревья вес ело – с ух ие". Вывод: использование средств художественной выразительности - еще одна особенность лирики Ахматовой.

Вывод: четвёртая особенность лирики - использование средств художественной выразительности.

8. Почему данное стихотворение не поделено автором на четверостишия, как принято в литературе? Всё стихотворение для автора является одним целым: природа и ощущения человека неотделимы друг от друга.
9. Выделите смысловые части стихотворения. Определите тему каждой части. 1-я - описание природы (настроение ожидания, поэтому при чтении этих строчек преобладает повествовательная интонация.);

2-я часть - описание внутреннего состояния лирического героя

10. Какие чувства вы испытали, читая последние 2 строки стихотворения? Мы чувствуем волнение, которое вызвано не определенными в стихотворении чувствами. Каждый видит за этими строчками что-то свое, они вызывают ассоциации – напоминают о былых переживаниях человека.
11. С какой интонацией нужно читать данное стихотворение? Со сдержанно-радостной интонацией пейзажной лирики. (Такая интонация определяет звучание многих стихотворений Анны А. В этом - своеобразие её восприятия и самобытность мира.)

Уважаемые журналисты, вам предоставляется возможность прочитать стихотворение, выразив своеобразие восприятия мира и самобытность поэтического мира А.А.Ахматовой. Кто желает выразительно прочитать?

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Уважаемые журналисты, так что же представляет собой у Анны Андреевны природа? (Природа - это живительная сила, которая защищает человека, дает его душе минуты отдыха от жизненных забот и невзгод. Единение с природой, связь с ней врачует и воспитывает человеческую душу, помогает разобраться в своих чувствах, задуматься о своём предназначении)

VIII. Рефлексия деятельности.

Слайд 8.

Обратимся к вопросу, который звучал в начале урока. Что может быть связующим звеном между состоянием природы и внутренним миром человека? (Порывы души, которые находят свой выход в произведениях) музыкальных, художественных, полотнах художников.)

Обратите внимание на то, что в процессе работы из ростка выросло большое растение, также как из небольшой задумки, порыва души вырастает произведение, которым восхищаются люди.

Изменилось ли ваше отношение к стихотворениям о природе после сегодняшнего урока? Каким образом? (Стихотворения помогает нам по-новому взглянуть на окружающий нас мир.)

Образ взрослого растения, которое выросло благодаря нашим стараниям, останется нам напоминанием того, что "окружающая природа - это мы с вами", а А.А.Ахматова, как многие творческие люди, является связующим звеном между природой и людьми.

Уважаемые журналисты, перед тем, как написать статью в газету, перечислите ещё раз особенности лирики А.А.Ахматовой.

1. Не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки;

2. Возникновение ощущения доверительного разговора;

3. Сдержанно-радостная интонация пейзажной лирики;

4. Наполнение картин природы философским смыслом: размышлениями о жизни и смерти, о прошлом и будущем.

Мне понравилась ваша работа. Сегодня вы работали в парах. Те, кому понравилось работать в парах, возьмитесь друг друга за руки и поднимите их вверх.

Кто считает, что получил полезную информацию на уроке, улыбнитесь друг другу.

Молодцы, вы справились с работой.

IX. Домашнее задание.

Домашним заданием для вас является написать стихотворение по первой строке "Перед весной бывают дни такие..." или сочинение-миниатюру об особенностях лирики А.А.Ахматовой.

Слайд 11.

Урок закончен. Спасибо за работу. Всего вам доброго.

«Перед весной бывают дни такие…» анализ — главная мысль, средства выразительности, размер, рифма

«Перед весной бывают дни такие…» Ахматова анализ

Год написания — 1915

Тема . Стихотворение о весне, о пробуждении природы и души человека весной

Идея стихотворения : весной все изменяется, обновляется, выглядит другим. Это касается как изменений в природе, так и перемен в душе человека

«Перед весной бывают дни такие…» средства выразительности:

  • Метафоры - «деревья весело-сухие», «теплый ветер нежен и упруг» .
  • Олицетворения «оживает» - «отдыхает луг» , «шумят деревья» и т. д.
  • Анафора - четыре из восьми строчек стихотворения начинаются с союза «и».

Размер - ямб. Рифма — парная

В начале стихотворения изображается конец февраля, начало марта. Автор использует приёмы: «отдыхает» луг-олицетворений, «шумят»-так же олицетворения, «весело-сухие»-метафора. С помощью этих приемов автор усиливает изображение природы.Если разделить первое четверостишие и второе, то мы увидим 2-е темы: в 1 четверостишии — выражается настроения некого ожидания,оживления. Во втором — наступает умиротворение, вспоминание о своём доме, песне, всё это передаёт картину спокойсвия души. Для стихотворения характерна сдержанно-радостная интонации.

Стихотворение Анны Ахматовой "Перед весной бывают дни такие", отличается краткостью и гениальностью, как многие творения великой поэтессы. В произведении описана пора, когда заканчивается зима и вот - вот наступит весна. Еще повсюду видны сугробы, но воздух уже наполнен особым вкусом. Природа не спит, она готова к пробуждению. "Весело - сухие" деревья готовы выпустить почки, но нужное время еще не настало. Ожидание тепла просто сквозит в воздухе. Это именно тот невысказанный момент, когда все понимают - зима закончилась!

Чувства простого человека, не умеющего сказать поэтически, выразила Анна Ахматова. Новая жажда жизни, новые стремления, начинания особенно сильны в такую пору. Уверенность в собственных силах позволяет надеяться только на хорошее.

Поэтические приемы, использованные автором, позволяют восемью короткими строчками выразить всю глубину чувств. Ахматова метафорически описала деревья таким образом, что их можно представить, закрыв глаза. В стихотворении используется прием анафора, четыре строчки начинаются на "и", что усиливает общее настроение. Первые четыре строчки своим плавным повествованием выражают ожидание, в следующих строках - ясное выражение того, как именно тело и душа воспринимают весну.

Пробуждение природы здесь символизирует пробуждение человеческой души, порыв к активным действиям, желание избавиться от негатива и воспринимать по - новому старую надоевшую обстановку. Сдержанная радость выражена поэтическими строчками. Долгая и холодная зима всегда внушает страх, кажется, что она будет продолжатся вечно, но в какой - то момент строгую зимнюю мелодию начинает нарушать особенная нотка.

Сначала одна, чуть слышная, затем две, а потом звонкой капелью вливается мелодия весны, а зима напоминает о себе все реже. Природа воскресает. Эта ранняя весна - особенное время, хочется жить, любить, совершать безрассудные поступки. В такие дни особенно крепка уверенность в положительном исходе любых начинаний.

Поэтесса очень любила русскую природу, родственную ее чувствительной натуре. Только русская женщина могла так описать лирический пейзаж родной земли, тонко почувствовать настроение окружающей красоты и донести его до читателей стихотворения. И сейчас, по прошествии многих лет, среди начинающих просыпаться деревьев прячется мерцающей тенью частичка души великой поэтессы и просто россиянки.

Литературный анализ

Произведение является одним из самых кратких, но при этом гениальных стихотворений поэтессы, описывающего пробуждение окружающей природы в начале весны после тяжелого зимнего сна.

Стихотворение представляет собой пейзажную лирику, имеющую в качестве стихотворного размера пятистопный ямб в сочетании с парной рифмой.

Композиционная структура стихотворения состоит из небольшого объема в количестве восьми строки представляется в виде двух условных частей, в первой из которых содержится состояние, передающее настроение ожидания, а во втором четверостишии выражаются пришедшие с наступлением весны чувства лирической героини.

В качестве средств художественной выразительности в стихотворении используются многочисленные метафоры (весело-сухие), эпитеты (плотный, теплый), олицетворения (луг отдыхает), а также анафора, заключающаяся в применении в начале нескольких строк повторяющейся буквы «и». Данные литературные приемы позволяют глубже и эмоциональнее передать душевные чувства лирической героини. Главным образом стихотворения является смена времен года в окружающей природе, представленная в виде пограничного природного состояния, выраженного в сдержанно-радостной интонации, и подчеркнутая образом лирической героини.

Музыкальная окраска стихотворных выражений наполняет произведение ощущением особого привкуса весеннего воздуха, в котором витает природное ожидание скорого прихода тепла и солнца. При этом ожидание наступления весеннего времени года ассоциируется в стихотворении с авторским состоянием, полным размышлений о быстротечности жизни человека, о жизненном смысле, взаимоотношениях человека с природой и непрекращающихся мечтаний о счастливой дальнейшей личной судьбе.

Отличительной особенностью произведения является сочетание простого повествования с высокопоэтическими выражениями, позволяющими прочувствовать эмоциональность и в то же время сдержанность умиротворенного содержания.

В образе ранней весны поэтесса представляет воскрешение застывшей в зимней спячке природы, которое символизирует обновление человеческой души, рвущейся к будущим стремлениям. В зимнюю мелодию сна постепенно начинает включаться особенный весенний мотив в виде звонкой, но чуть слышной капели. Посредством повторений звуков, а также чередования коротких и длинных строк демонстрируется легкость и новизна чувств, переживаемых лирической героиней, в которых слышны отголоски предчувствия некоего безумства и вдохновения.

Стихотворение представляется при помощи авторских намеков формой доверительного разговора с читателем, в котором поэтесса делится личными ощущениями весеннего пробуждения, ассоциирующего у автора с неизбежными изменениями и в человеческой жизни. Описание природных картин отражает внутреннее состояние души человека, находящегося в предчувствии новых ощущений, несущих радость, спокойствие, нежность и тепло.

Вариант 3

Отличие поэта от простого человека во многом заключается в умении облекать ощущения и чувства в слова. Конечно, нужно и чувствовать чутко и тонко, но, в действительности трудно представить, чтобы и самый простой человек не мог ощущать различных феноменов этого мира. Даже самый необразованный и примитивный человек, вероятно, способен ощутить приближение весны и радость природы, да и животные, вероятно, тоже меняются и на гормональном уровне и обретают какие-то совершенно определенные чувства.

Тем не менее, если простому человеку дано только ощущать и как-то внутренне фиксировать происходящее, то поэту подвластно искусство подлинной алхимии: он умеет делать так, когда чувства переливаются в слова и дальше составляют прочную форму. Каждый раз прочитывая стихотворение, эта форма вновь восстает и обновляется в сознании читающего и нередко такой читатель говорит себе: да, вот именно такие чувства, которые бывают и у меня.

Перед весной бывают дни такие.. – так начинается стихотворение, которое и звучит изначально как простое и будничное описание внутреннего ощущения. Ахматова как бы рассказывает своей подруге нечто о погоде и собственных ощущениях. Поэтесса пытается зафиксировать извечную красоту природы, определенный элемент этого природного цикла.

На самом деле стихотворение действительно в какой-то степени является рассказом подруги, так как написано под воздействием Чулковой, с которой поэтесса дружила. Чулкова предлагала Ахматовой попробовать себя в пейзажной лирике. Будучи на даче у Гумилева, Ахматова написала этот стих.

В своей работе поэтесса постаралась рассказать о предвесеннем ощущении, которое ежегодно довольно отчетливо чувствуется в душе. На самом деле за описание пейзажа, сухих деревьев, заснеженного луга, ветра, кроется описание внутренних переживаний. Этот факт подчеркивается в смещении акцента на лирического героя, у которого легкости дивится тело.

Почему не узнается дом, тело кажется легким, а надоевшая песня снова интересной? Причина заключается в воодушевлении, которое обуславливается предчувствием радости, которую приносит весна. На душе действительно появляется какое-то радостное волнение, которое поэтесса запечатлевает в формуле про надоевшую песню, которою «как новую с волнением поешь».

Так удивительным образом Ахматова пишет и луге и снеге, а описывает душу. Таково мастерство поэта.

Анализ стихотворения Перед весной бывают дни по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Мне ни к чему одические рати Ахматовой

    В жизни любого творческого человека наступает момент, когда ему необходимо переосмыслить все свое творчество и ответить на вопрос для чего и кого все это нужно. Анна Ахматова не стала исключением,

  • Анализ стихотворения Полно смеяться! что это с вами? Фета

    Небольшой цикл «Гадания», который полностью впитал в себя народные и романтические традиции лирики, распространённой в России.

  • Анализ стихотворения Муза Некрасова

    Некрасов дает оценку своему собственному творчеству, поэтому в 1852 году он пишет стихотворение «Муза», здесь он старается пояснить, что именно вдохновляет его на создание великих произведений.

  • Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека

    Великий писатель, романтик - Александр Блок, но вместе с тем – он все же реалист. Его стихотворения вызывают в душе бую эмоций, которые невозможно скрыть. А. Блок написал в 1912 году, если точнее, то 10 октября, стихотворение, которое назвал необычно

  • Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс

    Данное стихотворение очень лично, лирическим героем выступает сам автор. Стихотворение построено на метафоре, когда М.Ю. Лермонтов отождествляет себя с оторванным от ветки дубовым листиком

Анна Ахматова никогда не отличалась большой любовью к женщинам, неизменно предпочитая проводить время в мужском обществе. По ее собственным словам, большинство представительниц женского пола слишком завистливы, глупы и корыстны. Да и собратьев по творческим интересам поэтессе было намного легче найти среди мужчин, составляющих основу литературных кружков ее времени.

Однако для одной женщины она всегда делала исключение, считая ее интересным собеседником и творческим человеком. Близкой приятельницей поэтессы стала Надежа Чулкова, супруга известнейшего русского издателя 19-го века Михаила Дмитриевича Чулкова.

Супруги Чулковы имели свой литературный салон, в котором регулярно собирались выдающиеся писатели и другие творческие деятели. На одном из таких собраний Чулкова упрекнула Ахматову в том, что она пишет исключительно о страсти к мужчинам, причем к тем, которых создало воображение самой поэтессы.

По словам Чулковой, настоящий писательский талант многогранен. Для его развития необходимо прибегать к различным темам, оттачивая и совершенствуя свой дар. Для Ахматовой эти слова прозвучали как вызов ее творческим способностям. Она пообещала создать стихотворение на тему пейзажной лирики, демонстрирующее ее состоятельность и в других областях литературного жанра.

Летом 1915 года, находясь в поместье, принадлежавшем супругу поэтессы, Николаю Гумилеву , Ахматова пишет стихотворение «Перед весной бывают дни такие…» Это произведение ясно показало ее критикам, что талант поэтессы не ограничен любовной лирикой, а способен творить на самые разные темы.

Основная идея и эмоциональный лейтмотив произведения

Рассказывая о наступлении весны, поэтесса не посчитала нужным описывать изменения, происходящие в природе. Намного важнее для Ахматовой чувства, которые она испытывает, глядя на пробуждение природы. В такие дни, как отмечает она в начале стихотворения, ее мировосприятие меняется, она чувствует себя обновленной и счастливой, забывая о том, что все жизненные обстоятельства остались прежними.

Радостное предвкушение перемен Ахматова передает, рассказывая о природе, которая ждет весну. Еще не побежали ручьи, а на полях, как и прежде, лежит снег. Но уже сам воздух изменился, ветер стал теплым и упругим. Ожидание для поэтессы намного радостнее, чем сам приход весны. Напряженное предчувствие перемен созвучно с состоянием лирического героя произведения, чувствующего в такие дни волнение и радость.

Но Ахматова не стремится подробно описать окружающую ее природу. Для характеристики дней, радующих ее, ей достаточно всего 2–3 строк. Она не художник-пейзажист, ей важно схватить самую суть, создать набросок, показать, как это время меняет характер ее героя.

Большая часть произведения рассказывает именно о чувствах наблюдателя. Он смотрит другими глазами на окружающие его предметы. Дом, к которому он привык, кажется ему новым и необычным. Герой не узнает себя, удивляется и радуется новым ощущениям.

В эти дни к поэтессе приходит осознание того, что жизнь не стоит на месте, делая очередные витки согласно законам природы. Прошлое безвозвратно уходит, даже старая песня, «та, что прежде надоела» , обретает новый смысл и звучит по-другому. Все переживания, беспокоящие героя, уходят, уступая место другим, светлым чувствам.

Композиционные особенности стихотворения

Несмотря на краткость произведения (8 строк), Ахматовой в полной мере удается передать душевное состояние своего героя. Стихотворение вызывает яркие, положительные эмоции. Достичь такого эффекта поэтессе помогает ряд литературных приемов. В своем стихотворении она применяет:

  • Метафоры, которые передают красоту природы. Например - «деревья весело-сухие», «теплый ветер нежен и упруг» .
  • Олицетворения, благодаря которым стихотворение будто «оживает» - «отдыхает луг» , «шумят деревья» и т. д.
  • Анафора, придающая произведению еще большую выразительность - четыре из восьми строчек стихотворения начинаются с союза «и».

Стих написан с использованием парной рифмы. Размер произведения - ямб. Ахматова нередко прибегает к нему при создании своих произведений.

Во многих культурах символ весны связан с обновлением, началом новой жизни. Но Ахматова привносит в старый образ и другое, более глубокое звучание. Для нее весна - не только время созидания, но и этап переосмысления прошлого, попытки воспринять его на новый лад, давая простор новым идеям и чаяниям.

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью...», анализ стихотворения Ахматовой

Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…» было написано Анной Ахматовой в конце февраля начале марта 1915 года в деревне Слепнево, где находилось родовое имение её мужа Николая Гумилева. Оно было создано под влиянием одной из немногочисленных женщин-подруг поэтессы Надежды Чулковой, жены известного литератора, принимавшей в творчестве Ахматовой деятельное участие и помогавшей изданию её первых поэтических сборников.

Это стихотворение, посвященное Чулковой, было своеобразным ответом поэтессы на их давние разногласия с приятельницей, которая предлагала Ахматовой проявить свою яркую творческую особенность с помощью пейзажной лирики. А все потому, что её давно смущала поэзия Ахматовой, в которой та, уже, будучи замужем, описывала свои любовные чувства к незнакомцам, существующим исключительно в её фантазиях.

Основная тема

Приехав ранней весной в семейное имение Гумилевых в деревне Слепнево, и следуя рекомендациям Чулковой, Ахматова пишет данное произведение. Сама природа и процесс её пробуждения от зимнего сна совсем ей не интересен, и поэтому в стихотворении он описан буквально в первых трех строчках. Поэтессу больше интересуют и волнуют её чувства, которые появляются у неё, когда она смотрит на окружающую её картину весеннего воскрешения природы.

Именно в такие дни, по признанию самой поэтессы, её ощущение окружающей действительности меняется коренным образом, она будто заново начинает жить и воспринимает окружающие её предметы и явления по-другому: «И легкости своей дивится тело, и дома своего не узнаешь». Ахматова считает, что только эти новые душевные ощущения, а совсем не ставший теплым и ласковым ветерок или шум просыпающихся деревьев, становятся настоящими предвестниками наступления весны и грядущих перемен. Это меняющееся настроение и острая новизна душевных чувств, как бы обновляют поэтессу изнутри, наполняя её ощущением радости, счастья, предчувствием чудес и ярких событий.

Именно в первые дни весны, описанные в стихотворении, Ахматова ощущает изменения, происходящие в её душе, осознает, что её жизненный путь совершает очередной поворот, и прошлая жизнь безвозвратно проходит, уступая место чему-то новому и неизведанному в её судьбе. Благодаря этому душевному обновлению, даже старая песня, «что прежде надоела» начинает звучать обновлено и свежо, вызывая абсолютно другие чувства и эмоции.

Особенности композиционного построения

Краткое (всего 8 строк), но как всегда гениальное, стихотворение Ахматовой, несет глубокий философский смысл, и очень тонко передает душевное состояние лирической героини. Глубина чувств и переживаний поэтессы передается с помощью таких поэтических приемов как метафора (деревья весело-сухие, теплый ветер нежен и упруг), олицетворение (луг отдыхает, деревья шумят). Для усиления общего настроения используется прием анафоры (четыре строчки в середине стихотворения начинаются союзом «и»). Стихотворение имеет яркий эмоциональный окрас, его первая часть немного сдержанная за счет применения простых повествовательных предложений, вторая радостная и умиротворенная (гармоничное сочетание высокопоэтических выражений с нейтральными: «и легкости своей дивится тело»).

Поэтесса в первую очередь ассоциирует приход весны со своими личными чувствами и ощущениями, они полны раздумий о том, насколько быстротечна человеческая жизнь, посвящены осмыслению собственных деяний, заполнены надеждами и мечтаньями о будущем. Все это придает Ахматовой жизненных сил и уверенности в себе для того, чтобы продолжать свой жизненный путь, не скорбя о прошлом и не печалясь из-за совершенных некогда ошибок.