1 священная римская империя германской нации. Священная Римская империя: краткая история. Распространение власти Гогенштауфенов

Священная Римская империя - это государство, которое существовало в период с 962 по 1806 год. История его весьма любопытна. Основание Священной Римской империи произошло в 962 году. Осуществлено оно было королем Оттоном I. Именно он - первый император Священной Римской империи. Государство просуществовало до 1806 года и представляло собой феодально-теократическую страну со сложной иерархией. На изображении ниже - площадь государства примерно в начале 17 века.

По мысли ее основателя, германского короля, должна была возродиться созданная Карлом Великим империя. Однако была в основном забыта к 7 веку идея христианского единства, которая присутствовала в римском государстве с самого начала его христианизации, то есть со времени правления Константина Великого, умершего в 337 году. Тем не менее церковь, которая находилась под сильным влиянием римских учреждений и законов, о данной идее не забыла.

Идея Св. Августина

Св. Августин в свое время предпринял критическую разработку в своем трактате под названием "О граде Божием" языческих представлений о вечной и универсальной монархии. Учение это средневековые мыслители истолковали в политическом аспекте, более позитивно, чем сам его автор. Побуждали их к этому комментарии на Книгу Даниила Отцов церкви. Согласно им, Римская империя будет являться последней из великих держав, которая погибнет только с пришествием на землю Антихриста. Таким образом, образование Священной Римской империи стало символизировать единство христиан.

История возникновения титула

Сам термин, обозначающий это государство, довольно поздно появился. Сразу после того, как был коронован Карл, он воспользовался неуклюжим и длинным титулом, отброшенным вскоре. В нем присутствовали слова "император, правитель Римской империи".

Все его преемники именовали себя Император Август (без территориальной конкретизации). Со временем, как предполагалось, бывшая Римская империя войдет в державу, а затем и весь мир. Поэтому иногда именуют Оттона II Император Август римлян. А затем, со времен Оттона III, данный титул является уже непременным.

История названия государства

Само словосочетание "Римская империя" использоваться стало как название государства с середины 10 века, закрепилось окончательно в 1034 году. Не нужно забывать, что византийские императоры также считали себя преемниками Римской империи, поэтому присвоение германскими королями данного названия вело к некоторым дипломатическим осложнением.

Встречается определение "Священная" в документах Фридриха I Барбароссы с 1157 года. В источниках с 1254 укореняется обозначение полное ("Священная Римская империя"). То же название по-немецки мы находим в документах Карла IV, к нему добавляются с 1442 года слова "Немецкой нации", сначала для того, чтобы отличить от Римской империи немецкие земли.

В указе Фридриха III, изданном в 1486 году, о "всеобщем мире" встречается данное упоминание, а с 1512 года утверждается окончательная форма - "Священно Римская империя германской нации". Она просуществовала до 1806 года, до самого ее распада. Утверждение этой формы произошло тогда, когда правил Максимилиан, император Священной Римской империи (годы правления - с 1508 по 1519).

Каролингские императоры

От каролингского, более раннего, периода брала начало средневековая теория так называемого Божественного государства. Во второй половине 8 века в состав Франкского королевства, созданного Пипином и сыном его Карлом Великим, входила большая часть территории Западной Европы. Это делало данное государство подходящим на роль выразителя интересов Святого престола. В этой роли была заменена им Византийская империя (Восточная Римская).

Увенчав в 800 году, 25 декабря, императорской короной Карла Великого, папа Лев III решил порвать связи с Константинополем. Он создал Западную империю. Политическая трактовка власти Церкви как продолжения Империи (древней) этим самым получила свою форму выражения. Основывалась она на представлении о том, что возвышаться над миром должен один политический властитель, который действует в согласии с Церковью, также общей для всех. Причем обе стороны обладали своими сферами влияния, установил которые Бог.

Такое целостное представление о так называемом Божественном государстве осуществил в своем правлении практически в полном объеме Карл Великий. Хотя оно распалось при его внуках, в умах продолжала сохраняться традиция праотца, что привело к учреждению в 962 году Оттоном I особого образования. Оно получило впоследствии название "Священная Римская империя". Именно об этом государстве идет речь в этой статье.

Германские императоры

Оттон, император Священной Римской империи, располагал властью над самым могущественным в Европе государством.

Он смог возродить империю, сделав то, что совершил в свое время Карл Великий. Но владения этого императора были, однако, существенно меньше, чем принадлежавшие Карлу. Входили в них в основном германские земли, а также территория центральной и северной Италии. Распространялся ограниченный суверенитет на некоторые пограничные нецивилизованные области.

Не давал тем не менее королям Германии императорский титул больших полномочий, хотя они теоретически стояли выше королевских домов на территории Европы. Правили императоры в Германии, используя для этого административные механизмы, уже существующие. Очень незначительным было их вмешательство в дела вассалов в Италии. Здесь основной опорой феодальных вассалов являлись епископы различных ломбардских городов.

Император Генрих III, начиная с 1046 года, получил право по своему выбору назначать пап, так же, как он это делал в отношении епископов, принадлежащих к германской церкви. Свою власть он использовал для того, чтобы внедрить идеи церковного управления в Риме в соответствии с принципами так называемого канонического права (Клюнийская реформа). Принципы эти разрабатывались на территории, расположенной на границе между Германией и Францией. Папство после смерти Генриха обратило против императорской власти идею свободы Божественного государства. Григорий VII, римский папа, утверждал, что духовная власть является выше по отношению к светской. Он начал наступление на императорское право, стал назначать самостоятельно епископов. Эта борьба вошла в историю под названием "борьба за инвеституру". Она продолжалась с 1075 года по 1122.

Династия Гогенштауфенов

Достигнутый в 1122 году компромисс не привел, однако, к окончательной ясности в насущном вопросе о верховенстве, а при Фридрихе I Барбароссе, который был первым императором, принадлежавшим к династии Гогенштауфенов (занявшим спустя 30 лет трон) борьба между империей и папским престолом разгорелась вновь. К словосочетанию "Римская империя" при Фредерике добавилось впервые определение "Священная". То есть государство стало называться Священная Римская империя. Данная концепция дальнейшее обоснование получила тогда, когда стало возрождаться римское право, а также налаживаться контакты с влиятельным византийским государством. Период этот являлся временем наивысшего могущества и престижа империи.

Распространение власти Гогенштауфенов

Фридрих, а также его преемники на троне (другие императоры Священной Римской империи) централизовали систему управления на территориях, принадлежавших государству. Они покорили, кроме того, итальянские города, а также установили сюзеренитет над находящимися вне империи странами.

Гогенштауфены по мере продвижения Германии на восток распространили и в этом направлении свое влияние. К ним в 1194 году отошло Сицилийское королевство. Произошло это через Констанцию, которая являлась дочерью сицилийского короля Рожера II и супругой Генриха VI. Это привело к тому, что папские владения оказались полностью окружены землями, являющимися собственностью государства Священной Римской империи.

Империя приходит в упадок

Гражданская война ослабила ее мощь. Разгорелась она между Гогенштауфенами и Вельфами после того, как Генрих в 1197 году преждевременно умер. Папский престол при Иннокентии III доминировал вплоть до 1216 года. Этот папа настоял даже на праве решать спорные вопросы, возникающие между претендентами на трон императора.

Фридрих II после смерти Иннокентия вернул былое величие императорской короне, но вынужден был предоставить право германским князьям осуществлять в своих уделах все, что им вздумается. Он, отказавшись таким образом от главенства в Германии, решил сосредоточить все свои силы на Италии, укрепить здесь позиции в непрекращающейся борьбе с папским престолом, а также с находившимися под управлением гвельфов городами.

Власть императоров после 1250 года

В 1250 году, вскоре после того, как Фридрих умер, с помощью французов папство наконец одолело династию Гогенштауфенов. Можно усматривать упадок империи хотя бы в том, что императоры Священной Римской империи довольно длительное время не короновались - в период с 1250 года по 1312. Однако само государство все таки существовало в том или ином виде еще на протяжении большого периода - более пяти столетий. Это происходило потому, что оно было тесно связано с королевским троном Германии, а также благодаря живучести традиции. Корона, несмотря на многочисленные попытки, предпринимаемые французскими королями для того, чтобы получить достоинство императора, оставалась неизменно в руках немцев. Попытки Бонифация VIII снизить статус власти императора вызвали противоположный результат - движение в защиту ее.

Закат империи

Но слава государства уже осталась в прошлом. Несмотря на предпринимаемые Петраркой и Данте усилия, отвернулись от идеалов, изживших себя, представители зрелого Возрождения. А слава империи являлась их воплощением. Теперь лишь Германией ограничивался ее суверенитет. Отпали от нее Бургундия и Италия. Государство получило новое название. Оно стало именоваться "Священной Римской империей немецкой нации".

К концу 15 века прервались последние связи с престолом папы. К этому времени короли Священной Римской империи стали принимать титул, не отправляясь для получения короны в Рим. Власть князей в самой Германии усилилась. Принципы избрания на трон с 1263 года были определены в достаточной степени, а в 1356 году закреплены Карлом IV. Семь выборщиков (их называли курфюрстами) использовали влияние для того, чтобы выдвигать различные требования к императорам.

Это сильно ослабляло их власть. Ниже представлен флаг римской империи, существовавший с 14 века.

Габсбургские императоры

Корона с 1438 года находилась в руках Габсбургов (австрийских). Следуя тенденции, существовавшей в Германии, они жертвовали интересами нации ради величия своей династии. Карл I, король Испании, в 1519 году был избран под именем Карла V римским императором. Он объединил под властью своей Нидерланды, Испанию, Германию, Сардинию и Сицилийское королевство. Карл, император Священной Римской империи, в 1556 году от престола отрекся. Испанская корона после этого отошла к Филиппу II, его сыну. Преемником Карла в качестве императора Священной Римской империи был назначен Фердинанд I, его брат.

Распад империи

Князья на протяжении всего 15 века пытались безуспешно усилить роль рейхстага (представлены на котором были курфюрсты, а также менее влиятельные князья и города империи) за счет императора. Реформация, произошедшая в 16 веке, разрушила существовавшие надежды на то, что старую империю можно перестроить. В результате явились на свет различные секуляризованные государства, а также начались раздоры на почве религии.

Власть императора теперь являлась декоративной. В съезды дипломатов, занятые пустяками, превратились заседания рейхстага. Империя выродилась в непрочный союз между множеством мелких независимых государств и княжеств. В 1806 году, 6 августа, Франц II отказался от короны. Так распалась Священно Римская империя германской нации.

Содержание статьи

СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ (962–1806), основанное в 962 германским королем Оттоном I феодально-теократическое государственное образование со сложной иерархией. По мысли Оттона, тем самым должна была возродиться империя, созданная Карлом Великим в 800. Идея общеримского христианского единства, присутствовавшая в самой Римской империи начиная с ее христианизации, т.е. с эпохи Константина Великого (ум. 337), к 7 в. была в основном забыта. Однако церковь, находившаяся под сильнейшим влиянием римских законов и учреждений, о ней не забыла. В свое время св. Августин предпринял в трактате О граде Божием (De Civitate Dei ) критическую разработку языческих представлений об универсальной и вечной монархии. Cредневековые мыслители истолковали учение о граде Божьем в аспекте политическом, более позитивно, нежели подразумевал сам Августин. К этому их побуждали комментарии Отцов церкви на Книгу Даниила , согласно которым Римская империя – последняя из великих империй, и погибнет она лишь с пришествием Антихриста. Римская империя стала символом единства христианского общества.

Сам термин «Священная Римская империя» возник довольно поздно. Карл Великий сразу после коронации в 800 пользовался длинным и неуклюжим титулом (вскоре отброшенным) «Карл, светлейший Август, боговенчанный, великий и миролюбивый император, правитель Римской империи». В дальнейшем императоры, начиная с Карла Великого и до Оттона I, называли себя просто «Император Август» (imperator augustus), без какой-либо территориальной конкретизации (предполагалось, что со временем в державу войдет вся бывшая Римская империя, в конечном итоге – весь мир). Оттона II иногда именуют «Император Август римлян» (Romanorum imperator augustus), а начиная с Оттона III это уже непременный титул. Словосочетание «Римская империя» (лат. Imperium Romanum) как название государства стало использоваться с середины 10 в., а окончательно закрепилось в 1034 (не следует забывать о том, что преемниками Римской империи считали себя и византийские императоры, так что присвоение этого названия германскими королями вело к дипломатическим осложнениям). «Священная империя» (лат. Sacrum Imperium) встречается в документах императора Фридриха I Барбароссы начиная с 1157. С 1254 в источниках укореняется полное обозначение «Священная Римская империя» (лат. Sacrum Romanum Imperium), то же название по-немецки (Heiliges Römisches Reich) встречается в немецких источниках императора Карла IV, а с 1442 к нему добавляются слова «Немецкой нации» (Deutscher Nation, лат. Nationis Germanicae) – вначале чтобы отличить собственно немецкие земли от «Римской империи» в целом. В указе императора Фридриха III от 1486 о «всеобщем мире» говорится о «Римской империи немецкой нации», а в постановлении Кёльнского рейхстага 1512 использована окончательная форма «Священная Римская империя немецкой нации», просуществовавшая до 1806.

Каролингские императоры.

Средневековая теория божественного государства брала начало от более раннего каролингского периода. В состав созданного во второй половине 8 в. Пипином и его сыном Карлом Великим Франкского королевства входила бóльшая часть Западной Европы, что делало его пригодным на роль стража интересов Святого престола, заменяя в этой роли Византийскую (Восточную Римскую) империю. Увенчав 25 декабря 800 Карла Великого императорской короной, папа Лев III разорвал связи с Константинополем и создал новую Западную империю. Тем самым политическая трактовка Церкви как продолжения древней Империи получила конкретную форму выражения. Она основывалась на представлении, что над миром должен возвышаться единый политический властитель, действующий в согласии с вселенской Церковью, причем оба они имеют собственные сферы влияния, установленные Богом. Это целостное представление о «божественном государстве» было осуществлено почти в полном объеме при Карле Великом, и хотя при его внуках империя распалась, традиция продолжала сохраняться в умах, что привело в 962 к учреждению Оттоном I того образования, которое стало впоследствии именоваться Священной Римской империей.

Первые германские императоры.

Оттон как германский король располагал властью над наиболее могущественным государством в Европе, и потому он смог возродить империю, повторив то, что уже было совершено Карлом Великим. Однако владения Оттона были существенно меньше тех, что принадлежали Карлу Великому: сюда входили в основном земли Германии, а также северной и центральной Италии; ограниченный суверенитет распространялся на нецивилизованные пограничные области. Императорский титул не давал королям Германии больших дополнительных полномочий, хотя теоретически они стояли выше всех королевских домов Европы. Императоры правили в Германии, используя уже существующие административные механизмы, и очень мало вмешивались в дела своих феодальных вассалов в Италии, где их главной опорой являлись епископы ломбардских городов. Начиная с 1046 император Генрих III получил право назначать пап подобно тому, как он держал в своих руках назначения епископов в германской церкви. Он использовал свою власть для того, чтобы внедрить в Риме идеи церковного управления в соответствии с принципами канонического права (т.н. Клюнийская реформа), разрабатывавшимися в области, лежавшей на границе между Францией и Германией. После смерти Генриха папство обратило принцип свободы «божественного государства» против власти императора в делах церковного правления. Папа Григорий VII утверждал принцип превосходства духовной власти над светской и в рамках того, что вошло в историю как «борьба за инвеституру», продолжавшуюся с 1075 по 1122, начал наступление на право императора назначать епископов.

Гогенштауфены на императорском престоле.

Компромисс, достигнутый в 1122, не привел к окончательной ясности в вопросе о верховенстве в государстве и церкви, и при Фридрихе I Барбароссе, первом императоре из династии Гогенштауфенов, который занял трон 30 лет спустя, борьба между папским престолом и империей разгорелась вновь, хотя конкретным поводом для нее стали теперь разногласия о принадлежности итальянских земель. При Фридрихе к словам «Римская империя» впервые добавилось определение «Священная», что указывало на убежденность в святости мирского государства; эта концепция получила дальнейшее обоснование в ходе возрождения римского права и оживления контактов с Византийской империей . Это был период наивысшего престижа и могущества империи. Фридрих и его преемники централизовали на принадлежавших им территориях систему управления, покорили итальянские города, установили феодальный сюзеренитет над государствами вне империи и по мере германского продвижения на восток распространили свое влияние также и в этом направлении. В 1194 к Гогенштауфенам перешло Сицилийское королевство – через Констанцию, дочь короля Сицилии Рожера II и жену императора Генриха VI, что привело к полному окружению папских владений землями Священной Римской империи.

Упадок империи.

Мощь империи была ослаблена гражданской войной, разгоревшейся между Вельфами и Гогенштауфенами после преждевременной смерти Генриха в 1197. При Иннокентии III папский престол доминировал в Европе вплоть до 1216, настояв даже на своем праве разрешать споры между претендентами на императорский трон. После смерти Иннокентия Фридрих II вернул императорской короне былое величие, однако был вынужден предоставить германским князьям делать в своих уделах все, что им заблагорассудится: отказавшись от главенства в Германии, он сосредоточил все свое внимание на Италии, с тем чтобы укрепить здесь свои позиции в борьбе с папским престолом и городами, находившимися под властью гвельфов. Вскоре после смерти Фридриха в 1250 папство с помощью французов наконец-то одолело Гогенштауфенов. Упадок империи можно усматривать хотя бы в том факте, что в период с 1250 по 1312 коронаций императоров не происходило. Тем не менее в том или ином виде империя существовала на протяжении более пяти столетий – благодаря своей связи с германским королевским троном и живучести имперской традиции. Несмотря на постоянно возобновлявшиеся попытки французских королей обрести императорское достоинство, корона императора неизменно оставалась в немецких руках, а попытки папы Бонифация VIII принизить статус императорской власти вызвали движение в ее защиту. Однако слава империи осталась главным образом в прошлом, и несмотря на усилия Данте и Петрарки представители зрелого Возрождения отвернулись от изживших себя идеалов, воплощением которых она являлась. Суверенитет империи ограничивался теперь одной Германией, так как от нее отпали Италия и Бургундия, и она получила новое название – Священная Римская империя немецкой нации. Последние связи с папским престолом прервались к концу 15 в., когда германские короли взяли за правило принимать титул императора, не отправляясь в Рим для получения короны из рук папы. В самой Германии власть князей усилилась, что произошло за счет прав императора. Начиная с 1263 принципы избрания на германский трон были в достаточной степени определены, а в 1356 они были закреплены Золотой буллой императора Карла IV. Семь курфюрстов (выборщиков) использовали свое влияние, чтобы выдвигать требования к императорам, что чрезвычайно ослабляло центральную власть.

Габсбургские императоры.

Начиная с 1438 императорская корона находилась в руках австрийских Габсбургов , которые, следуя общей тенденции, характерной для Германии, жертвовали национальными интересами во имя величия династии. В 1519 король Испании Карл I был избран императором Священной Римской империи под именем Карла V , объединив под своей властью Германию, Испанию, Нидерланды, Сицилийское королевство и Сардинию. В 1556 Карл отрекся от престола, после чего испанская корона перешла к его сыну Филиппу II. Преемником Карла как императора Священной Римской империи стал его брат Фердинанд I. На протяжении 15 в. князья безуспешно пытались усилить роль имперского рейхстага (на котором были представлены курфюрсты, менее значительные князья и имперские города) за счет императора. Произошедшая в 16 в. Реформация разрушила все надежды на переустройство старой империи, поскольку в результате нее на свет явились секуляризованные государства и начались религиозные раздоры. Власть императора стала декоративной, заседания рейхстага превратились в занятые пустяками съезды дипломатов, а империя выродилась в рыхлый союз множества мелких княжеств и независимых государств. 6 августа 1806 последний император Священной Римской империи Франц II, уже ставший в 1804 императором Австрии Францем I, отказался от короны и тем самым положил конец существованию империи. К этому времени Наполеон уже провозгласил себя истинным преемником Карла Великого, а политические перемены в Германии лишили империю последней поддержки.

Каролингские императоры и императоры Священной римской империи
КАРОЛИНГСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ И ИМПЕРАТОРЫ
СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ 1
Время правления 2 Правители Наследование 3 Годы жизни
КАРОЛИНГСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ
800–814 Карл I Великий Сын Пипина Короткого; король франков с 768; коронован в 800 ок. 742–814
814–840 Людовик I Благочестивый Сын Карла Великого; коронован как соимператор в 813 778–840
840–855 Лотарь I Сын Людовика I; соимператор с 817 795–855
855–875 Людовик II Сын Лотаря I, соимператор с 850 ок. 822–875
875–877 Карл II Лысый Сын Людовика I; король Западно-Франского королевства (840–877) 823–877
881–887 Карл III Толстый Сын Людовика II Немецкого и его преемник; коронован в 881; стал королем Западно-Франского королевства ок. 884; смещен и убит 839–888
887–899 Арнульф Каринтийский Незаконный сын короля Баварии и Италии Карломана, сына Людовика II Немецкого; избран королем восточных франков в 887; коронован в 896 ок. 850–899
900–911 Людовик Дитя* Сын Арнульфа; избран германским королем в 900 893–911
ФРАНКОНСКИЙ ДОМ
911–918 Конрад I* Сын Конрада, графа Лангау; герцог Франконии, избран германским королем ? –918
САКСОНСКАЯ ДИНАСТИЯ
919–936 Генрих I Птицелов* Сын Оттона Светлейшего, герцога Саксонского, избран германским королем ок. 876–936
936–973 Оттон I Великий Сын Генриха I; коронован в 962 912–973
973–983 Оттон II Сын Оттона I 955–983
983–1002 Оттон III Сын Оттона II, коронован в 996 980–1002
1002–1024 Генрих II Святой Правнук Генриха I; коронован в 1014 973–1024
ФРАНКОНСКАЯ ДИНАСТИЯ
1024–1039 Конрад II Сын Генриха, графа Шпейерского; потомок Оттона Великого; коронован в 1027 ок. 990–1039
1039–1056 Генрих III Черный Сын Конрада II; коронован в 1046 1017–1056
1056–1106 Генрих IV Сын Генриха III; под опекой регентов до 1066; коронован в 1084 1050–1106
1106–1125 Генрих V Сын Генриха IV; коронован в 1111 1086–1125
САКСОНСКАЯ ДИНАСТИЯ
1125–1137 Лотарь II (III) Саксонский или суплинбургский; коронован в 1133 1075–1137
ДИНАСТИЯ ГОГЕНШТАУФЕНОВ
1138–1152 Конрад III* Герцог Франконский, внук Генриха IV 1093–1152
1152–1190 Фридрих I Барбаросса Племянник Конрада III; коронован в 1155 ок. 1122–1190
1190–1197 Генрих VI Сын Фридриха Барбароссы; коронован в 1191 1165–1197
1198–1215 Оттон IV Сын Генриха Льва; боролся против Филиппа Швабского, также избранного германским королем; коронован в 1209 ок.1169/ок.1175–1218
1215–1250 Фридрих II Сын Генриха VI; коронован в 1220 1194–1250
1250–1254 Конрад IV* Сын Фридриха II 1228–1254
1254–1273 Междуцарствие Ричард Корнуоллский и Альфонс X Кастильский избраны германскими королями; не коронованы
ДИНАСТИЯ ГАБСБУРГОВ
1273–1291 Рудольф I* Сын Альбрехта IV, графа Габсбурга 1218–1291
НАССАУСКАЯ ДИНАСТИЯ
1292–1298 Адольф* Сын Вальрама II Нассауского; избран германским королем, смещен и пал в бою ок. 1255–1298
ДИНАСТИЯ ГАБСБУРГОВ
1298–1308 Альбрехт I* Старший сын Рудольфа I Габсбурга; убит племянником 1255–1308
ЛЮКСЕМБУРГСКАЯ ДИНАСТИЯ
1308–1313 Генрих VII Сын Генриха III, графа Люксембургского; коронован в 1312 1274/75–1313
1314–1347 Людовик IV Баварский Сын Людовика II, герцога Баварского; избран вместе с Фридрихом Красивым, которого он победил и взял в плен; коронован в 1328 1281/82–1347
ЛЮКСЕМБУРГСКАЯ ДИНАСТИЯ
1347–1378 Карл IV Сын Иоанна (Яна), короля Чехии; коронован в 1355 1316–1378
1378–1400 Венцеслав (Вацлав) Сын Карла IV; король Чехии; смещен 1361–1419
ПФАЛЬЦСКАЯ ДИНАСТИЯ
1400–1410 Рупрехт* Курфюрст Пфальцский 1352–1410
ЛЮКСЕМБУРГСКАЯ ДИНАСТИЯ
1410–1411 Йост* Племянник Карла IV; маркграф Моравский и Бранденбургский, избран вместе с Сигизмундом 1351–1411
1410–1437 Сигизмунд I Сын Карла IV; король Венгрии и Чехии; избран впервые вместе с Йостом, а после его смерти – повторно; коронован в 1433 1368–1437
ДИНАСТИЯ ГАБСБУРГОВ
1438–1439 Альбрехт II* Зять Сигизмунда 1397–1439
1440–1493 Фридрих III Сын Эрнеста Железного, герцога Австрийского; коронован в 1452 1415–1493
1493–1519 Максимилиан I Сын Фридриха III 1459–1519
1519–1556 Карл V Внук Максимилиана I; король Испании как Карл I (1516–1556); отрекся от престола 1500–1558
1556–1564 Фердинанд I Брат Карла V 1503–1564
1564–1576 Максимилиан II Сын Фердинанда I 1527–1576
1576–1612 Рудольф II Сын Максимилиана II 1552–1612
1612–1619 Матвей Брат Рудольфа II 1557–1619
1619–1637 Фердинанд II Сын Карла, герцога Штирийского 1578–1637
1637–1657 Фердинанд III Сын Фердинанда II 1608–1657
1658–1705 Леопольд I Сын Фердинанда III 1640–1705
1705–1711 Иосиф I Сын Леопольда I 1678–1711
1711–1740 Карл VI Брат Иосифа I 1685–1740
ВИТТЕЛЬСБАХСКАЯ ДИНАСТИЯ (БАВАРСКИЙ ДОМ)
1742–1745 Карл VII Курфюрст Баварский; стал императором в результате Войны за австрийское наследство 1697–1745
ГАБСБУРГСКО–ЛОТАРИНГСКАЯ ДИНАСТИЯ
1745–1765 Франц I Стефан Сын Леопольда, герцога Лотарингского; правил совместно с женой Марией Терезией (1717–1780) в 1740–1765 1708–1765
1765–1790 Иосиф II Сын Франца I и Марии Терезии; правил совместно с матерью с 1765 По 1780 1741–1790
1790–1792 Леопольд II Сын Франца I и Марии Терезии 1747–1792
1792–1806 Франц II Сын Леопольда II, последний император Священной Римской империи; первым принял титул императора Австрии (как Франц I) 1768–1835
* Был провозглашен императором Священной Римской империи, но никогда не короновался.
1 То, что впоследствии получило название «Священная Римская империя», началось с коронации Оттона I в Риме в 962.
2 Даты фактического пребывания на троне. Начиная с Генриха II германские короли при восшествии на престол получали также титул римского короля. Это давало им полномочия на осуществление императорских прерогатив, хотя обычно коронация их в качестве императоров имела место спустя несколько лет после избрания германским королем. В 1452 состоялась последняя коронация императора (Фридриха III) в Риме, а в 1530 – последняя коронация (Карла V в Болонье) императора папой. С тех пор титул императора приобретался германскими королями без коронации папой.
3 В качестве года коронации указывается коронация папой в качестве императора.

«Основанная в середине X в., империя развивалась в течение восьми с половиной столетий, и прекратила существование в 1806 г. По форме правление это было феодально-теократическое межгосударственное образование, которое управлялось разветвленным бюрократическим аппаратом. У его истоков стоял Оттон Первый, который всячески старался воплотить в жизнь идею Карла Великого и Константина Великого о христианском единстве и равенстве. Хранителем данной концепции много столетий была церковь, которая играла важную роль в развитии Священной Римской империи. Доктрины государства были заложены в труде Святого Августина, который считал, что такая империя обеспечит единство христиан во всем мире.»

Название государства

Впервые ввел Карл Великий, который некоторое время пользовался титулом императора Римской империи. После него правители предпочитали называться просто императорами Августами, без территориальной конкретизации. Рим, т.е. весь мир, автоматически подразумевался во всем этом титуле, власть которого постепенно должна была охватить огромные пространства. Только с середины X в. государство стало называться Римская империя , которая означала страну германцев. К 30-м гг. XI в. это название официально закрепилось за империей. Из-за этого возникло противоречие с Константинополем, т.к. он считал себя преемником Рима. В результате чего, между Германией и Византией постоянно возникали дипломатические проблемы и противоречия. В письменных источниках название появилось только с середины XII в., когда при власти находился Фридрих Первый Барбаросса . При нем официально государство именовалось Священной империей , а слово Римская добавилось только через сто лет, в середине XIII в. Еще через двести лет было добавлено словосочетание Немецкой нации, что подчеркивало территориальную обособленность и величие Германии. Именно такое формулирование и было характерно для страны до начала XIX в.

Состав империи

Центром государства была территория современной Германии , вокруг которой объединялись другие земли. В частности, в составе империи постоянно находились центральная часть Италии, все Нидерланды и Чехия. Иногда входили небольшие французские регионы. Из-за этого считалось, что Священная Римская империя – это объединение трех королевств. Это были Итальянское, Германское и Бургундское, хотя на этот полноправный статус претендовала и Чехия. При Оттонах и их потомках были завоеваны огромные территории в Центральной, Восточной, Южной и Западной Европе. В частности, были присоединены земли, заселенные племенами лужицких сербов, баварцев, лотарингцев, франконцев и др.

Государственное устройство империи в XX-XIX вв.

Создателем считается Оттон Первый , который стремился воссоздать две страны – античный Рим и франкское государство Карла Великого. Это определило внутреннее устройство государства, которое за все время своего существования было децентрализованным, хотя императорская власть была верховной. Иерархическая структура имела такой вид:

Возглавлял государство император, который не имел наследственного титула. Присвоить его могла только коллегия курфюристов, которая и выбирала императора. Его власть ограничивалась представителями аристократических кругов, но только Германии. Позже эту функцию стал выполнять рейхстаг, куда входили основные семейства империи;

Власть на местах имели территориальные князья;
Имперские рыцари;
Городской магистрат;
Аристократия;
Духовенство;
Крестьяне.
Городские жители.

Государство прошло эволюцию от феодального и теократического образования до самостоятельных субъектов федерации. Кризис централизации власти наступил, когда была захвачена Италия . Случилось это в XV-XVI вв. и князья на местах получили шанс укрепить свои позиции. Так появились первые тенденции к децентрализации, когда земли империи получили статус автономных или независимых. На рубеже XV-XVI вв. правящая династия организовала проведение реформы, направленной на усиление центрального аппарата власти и ослабления аристократического правления. Затея увенчалась успехом, т.к. возник новый баланс сил – сильная имперская власть и более слабые сословия.

Ситуация изменилась с началом Реформации , которая способствовала тому, что в XVII в. германский рейхстаг превратился в представительский орган. В него входили практически все сословия империи, что в дальнейшем обеспечило расширение прав имперских государственных образований, прав и привилегий всех сословий. Касалось это и различных конфессий, когда католики и протестанты были фактически уравнены в правах. Реформация обеспечила многие протестантские княжества значительной самостоятельностью и правами. Они получили шанс на внутреннюю консолидацию и постепенное развитие собственной государственности. В XVIII в. полномочия центральной власти значительно уменьшились, что впоследствии закончилось распадом государства. Катализатором к этому стали войны Наполеона Бонапарта , нападения которого заставили немецкие земли сформировать союз, названный Рейнским.

Таким образом, с середины X в. до начала XIX в. империя была своеобразным гибридом федерации и конфедерации. В течение этого времени страна была феодальной, и эти тенденции просуществовали почти девять столетий. Страна делилась на такие образования:

Курфюрства и герцогства, которые были автономными, полунезависимыми или независимыми;
Княжества и графства;
Города, которые Магденбургское право;
Аббатства;
Имперские владения рыцарей.

Их возглавляли князья – либо духовные, либо светские лица, которые в обязательном порядке подчинялись имперской власти. Каждый город, земля, герцогство управлялись князьями, магистратами, рыцарями, что позволяет говорить о двухуровневой системе руководство. Во-первых, это были имперские образования. Во-вторых, территориальные. Между ними постоянно точились междоусобицы, чаще всего за верховную власть. Чаще всего этим «грешили» Бавария, Пруссия и Австрия. Отдельные права имела церковь, из-за чего империя считалась теократической. Это позволяло мирно существовать представителям различных конфессий. Империя с X в. по XIX в. постоянно отличалась противоречивым развитием, т.к. между собой соперничали две ключевые тенденции – отделение и полная интеграция. К децентрализации стремились большие княжества, которые имели широкие полномочия и определенную автономию во внешней и внутренней политике. Князья были достаточно независимы от императора, поэтому самостоятельно выбирал векторы своего развития.

Объединяющими факторами были:

Наличие сословных органов власти – рейхстага, суда и системы земского мира;
Церковь;
Менталитет и самосознание;
Сословная структура общества, что влияло на государственное устройство;
Возвеличивание императора, вследствие чего появился патриотизм.

Династия Оттонов

Со второй половины X в. по начало XI в. при власти находилась династия основателей империи. Они заложили традицию избрания духовных лиц, которых назначал и утверждал император. Все священники, аббаты и епископы обязаны были приносить клятву правителю, что интегрировало церковь в состав государства. Одновременно, она являлась и опорой власти, а также символом единства. Особенно это проявлялось во время антифеодальных восстаний, которые время от времени вспыхивали в различных частях империи. Оттоны имели право назначать и смещать пап, из-за чего произошло слияние духовной и светской власти. Больше всего это проявилось во время правления двух императоров Конрада Второго и Генриха Третьего (XI в.).

Оттоны смогли сформировать сильный аппарат центральной власти, при этом другие институты были слабо развитыми. Император был единоличным правителем в трех королевствах, право на владение которыми передавалось по наследству. Государство формировалось на основе герцогств, созданных на основе племен. Среди внешних соперников выделялись:

Славяне , особенно западные. Они осели на р. Эльба, освоив северные регионы империи. Такая тенденция сохранилась и до XXI в., поскольку лужицкие сербы являются одной из этнических групп на севере современной Германии. Они остановили влияние поляков и венгров, которые смогли отстоять свою независимость от влияния германских племен;

Создание большого количества марок в Италии , Франции и других королевствах Западной Европе;
Борьба с арабскими захватчиками и византийцами;
В Италии императорская власть укреплялась лишь эпизодически, но полного подчинения не произошло. Захват Рима было символом империи, для которой необходимо было обосновать традицию на правонаследие. При Оттоне Третьем итальянская столица была ненадолго превращена в центр империи, но потом обратно возвращена в Германию.

Салическая династия

С XI в. к власти пришли представители другого семейства, первым из которых был Конрад Второй . При нем возник класс рыцарей, владеющих мелкими угодьями. Их права были закреплены законодательно, что стало основой формирования ленной системы и права. На них опирались правители, которые искали поддержку среди рыцарей и землевладельцев, особенно в вопросах интеграции. При Конраде Втором и Генрихе Третьем удельные князья назначались лично императором, что привело к возникновению противоречий с богатыми аристократами и землевладельцами. Чтобы избежать постоянных стычек и ликвидировать проявления недовольства, в государстве были запрещены войны, конфликты, борьба.

Генрих Четвертый , будучи ребенком, постоянно сталкивался с тем, что власть императора падает. Усугубляло ситуацию то, что в церкви начались радикальные реформы. Одна из них была связана с Григорием Седьмым , который развязал борьбу между императором и Ватиканом . Он стремился получить полную независимость от Германии, доказать, что власть Папы выше, чем светская. В истории это противостояние известно, как инвеститура, которая характеризовалась длительной борьбой между Григорием Седьмым и Генрихом Четвертым. Окончательно противостояние закончилось уже после смерти последнего, когда был подписан Вормсский конкордат . По его условиям на епископские должности избирали свободно, без вмешательства императора. Сохранить удалось раздачу владений, и соответственно, назначать духовных лиц. Результатом противостояния Салической династии и Ватикана стало значительное усиление региональных князьков и рыцарей, получивших наделы за службу.

Династия Супплинбургов

Исторически, Супплинбурги находились в оппозиции и к Салической династии и к Гогенштауфенам. После Генриха V из Салической династии в 1125 году, не оставившего наследников, гражданскую войну за престолонаследие между Супплинбургами и Гогенштауфенами выиграл Лотарь II. Но история правления династии Супплинбургов оказалась скоротечной, т.к. у Лотаря II была только одна дочь и завершилась в 1137 г. со смертью Лотаря II.

Правление Гогенштауфенов

Царствование представителей данной династии определялось противостоянием с другой семьей – Вельфами. Оба рода стремились править империей. Вотчинными владениями Штауфенов были Швабия , Франкония и Эльзас, что объединялись в юго-западный регион. Самыми известными представителями династии были Конрад Третий и Фридрих Первый Барбаросса , при которых значительно усилилась центральная власть. Правление последнего было вершиной могущества государства, что после не смог повторить не один император. Кроме объединения страны, Фридрих боролся за восстановление германского господства в Италии. В Риме он добился коронации, после чего сделал попытку юридически оформить правление на Аппенинах и Германии. Но против выступили итальянские города, Папа Римский Александр Третий, сицилийский король. Ими была создана так называемая Ломбардская лига , которая нанесла поражение войскам Фридриха. Результатами итальянской компании были:

Признание Германией автономии северных городов Итальянского королевства;
Разделение владений противников Фридриха – династии Вельфов, из земель которых был создан домен правящей семьи;
Император укрепил свое влияние на немецких землях;
Население поддержало Третий крестовый поход, который начал Барбаросса и во время которого погиб.

Следующим императором стал его сын Генрих Шестой , который занимался активной внешней и внутренней политикой. При нем в состав государства были включены такие территории, как Сицилия и южная часть Апеннин. Также он значительно укрепил институт монархии, сделав его наследственным. Была усилена бюрократическая система, охватившая всю страну, что закрепило самодержавие на немецких землях. Но тут император постоянно натыкался на сопротивления князей в регионах, которые развязали междоусобную войну. После смерти Генриха Шестого местная аристократы выбрали своих правителей, поэтому империя стала управляться сразу двумя императорами: Фридрихом Вторым от Штауфенов и Оттоном Четвертым от Вельфов. Закончилось противостояние только к 1230 г., когда Фридрих Второй пошел на значительные уступки знати:

В 1220 г. он инициировал подписание соглашение с так называемыми князьями церкви;
В 1232 г. появилось Постановление в пользу аристократов.

Согласно документам епископы и светские князья были признаны суверенами в собственных владениях. Это стало первым шагом к созданию наследственных государственных образований, которые были полунезависимыми по своему характеру и практически не подчинялись центральной власти. Гогенштауфены прекратили свое существование к середине XII в., из-за чего вся империя на двадцать лет погрузилась в период бесконечных смут. Закончились они в 1273 г., когда на престол был избран первый представитель из рода Габсбургов . Император больше не смог укрепить свою власть, условия правления ему диктовали князья и аристократы. Ведущую роль стали играть интересы отдельных земель, что отрицательно сказывалось на развитии Священной Римской империи . Занят императорский трон было престижно, но только после того, как будут значительно укреплены фамильные владения. Для этого их надо было расширить и добиться от государя широких привилегий и автономии.

Империя в XIV-XV вв.

Воцарение Габсбургов стало поворотным моментом для страны. Им в наследственное владение досталась Австрия, Виттельсбахам достались Голландия, Бранденбург, Геннегау, а Люксембургам – огромные территории в Центральной Европе, в частности, Чехия и Моравия.
Во внутренней жизни страны стали преобладать децентрализованные тенденции.

Во-первых, доминирование принципа выборности правителя. На пост императора могли претендовать различные кандидаты, один из которых потом становился правителем всей страны. Некоторые делали попытки передавать власть по наследству, но успеха это не имело.

Во-вторых, усилилась роль и значение крупных феодалов, князей и других представителей знати. Выделялись семь родов, которые могли выбирать и смещать императора. Такое право им давали наследственные владения, на которые они опирались в принятии решений. Самыми сильными семействами были Габсбурги и Люксембурги . Одному из императоров в середине XIV в. удалось провести конституционную реформу, по которой была принята Золотая Булла . Согласно ей, была создана коллегия курфюристов, куда входило 3 архиепископа, чешский король, пфальцский курфюрст, саксонский герцог и бранденбургский маркграф. Они имели право избирать императора; решать, какими будут векторы внутренней и внешней политики; реализовывать право на внутренней суверенитет местных князей. В результате чего, в стране была закреплена феодальная раздробленность и ликвидирована папское влияние на избрание императора.

В-третьих, постепенный распад домена Гогенштауфенов.

В-четвертых, увеличение количества междоусобиц, которые разрушали внутреннюю организацию империи.

Из-за этих факторов, Римское государство потеряло практически все владения в Италии, а также французские владения в Бургундии. Одновременно с этим, немецкие владения получили шанс освободиться из-под влияния Папы. Данный процесс сопровождался выводом имперских и региональных владений, на которые ранее распространялась власть Ватикана .

Кризисные явления охватили империю с середины XIV в. и длились до самого конца XV в. Проявлялись они во всех сферах жизни:

Снижения численности населения из-за эпидемии чумы;
Усиление Ганзейского союза торговых городов на севере страны;
Создание на юге империи Швабского и Рейнского военных союзов, чтобы бороться с войсками императора;
Обострение проблем внутри церкви, в результате чего произошел раскол в середине католической среды. В страну постепенно стали проникать еретические движения, в том числе гуситское верование. Постепенно стали появляться протестантские течения, которые активно конкурировали с католической церковью;

Распад финансовой и денежной систем;
Формирование региональных аппаратов управления, из-за чего княжества фактически вышли из-под власти императора. По своему характеру это были представительские органы власти, называвшиеся ландтагами. Это повлияло на формирование в уделах собственных военных, судебных и налоговых систем;

Провальная внешняя политика, которая привела к затяжным войнам с Чехией и Венгрией.

С 1452 г. на престоле окончательно укрепились Габсбурги, которые правили империей до 1806 г. Они способствовали формированию представительского органа, куда входили сословия со всей страны. Он получил название рейхстаг, который вскоре приобрел общеимперское значение.

Государство в XVI в.: попытки реформирования

В конце XV в. на территории страны насчитывалось сотни государственных образований самых различных форм и способов зависимости. Каждое из них обладало своей финансовой и военной системами, а император уже практически не мог влиять на князей, т.к. механизмы управления значительно устарели. Более мелкие княжества и герцогства были еще в той или иной степени зависимы от центральной власти, а более крупные – были абсолютно самостоятельными. Чаще всего они пользовались этим для расширения своих владений, нападая на соседние владения и города. В 1508 г. на должность императора был избран Максимилиан Первый Габсбург , который решил провести в городе Вормс рейхстаг. Целью мероприятия было представить всем собравшимся вариант реформы, направленной на изменение государственной системы управления страной. После длительного обсуждения, предложенный документ был принят и империя вступила на путь реформирования.

Сначала Германия была поделена на 6 округов, к которым позже добавились 4. Управлялись они собранием, куда входили представители светской и духовной знати (князья), рыцари из имперских городов, население вольных поселений. Государственное образование в собрании обладало одним голосом, что в некоторых случаях давало преимущество среднему классу. Это было очень важно для императора, который искал в нем поддержку.

Округа должны были решать следующие вопросы:

Заниматься военным строительством;
Организовывать оборону;
Набирать солдат для армии;
Распределять и взимать налоги для имперского бюджета.

Отдельно был создан Высший имперский суд , ставший самым главным органом судебной власти в стране. Через него император смог влиять на князей и несколько централизовать государство.

Максимилиану удалось достичь успехов только в создании суда и округов, а вот попытки углубить реформу провалились.

Во-первых, провалом закончилось стремление организовать органы исполнительной власти. Такими же неудачными были попытки относительно единой армии.
Во-вторых, сословия не поддерживали внешнеполитические стремления Максимилиана, что ухудшило положение Священной Римской империи на международной арене.

Из-за этого император, как эрцгерцог Австрии , продолжил курс на обособление свой вотчины. Герцогство больше не вносило налоги в имперские институты власти, не принимало участие в заседаниях рейхстага. Поэтому Австрия оказалась за пределами империи, а самостоятельность увеличена до безграничных размеров. Таким образом, политика императора была очень полезной для герцогства, но не для империи. Переход Германии на второй план еще больше усугубило ситуацию в государстве, усилив кризисные явления. Способствовало этому и то, что император отказался короноваться Папой Римским. Древняя традиция законности власти и прав была нарушена. С тех пор, Максимилиан пользовался титулом избранного императора, а его последователи считались правителями уже после избрания коллегией. Попытки реформирования продолжил Карл Пятый , который был последним коронованным Римом императором.

Его правление имело такие характерные черты:

Рейхстаг созывался довольно редко, что позволяло реализовывать различные мероприятия Карла;
Поддержка курфюрстов, князей, рыцарей и горожан, создавшие новый баланс силы;
Было запрещено решать вопросы между государственными образованиями в империи с помощью военных методов;
Создана общая система финансов, куда взносы вносили все представители сословий. Иногда курфюрсты отказывались это делать, чтобы не оплачивать траты Карла на внешнеполитические компании. Чаще всего, они были направлены против Османской империи;
Создание единого уголовного кодекса.

Благодаря усилиям Максимилиана Первого и Карла Пятого в стране была создана организованная правовая и государственная система, что было важно для конкурирования с другими национальными государствами. В результате чего, долгое время поддерживалось единство и стабильность Германии, в которой параллельно работали старые и новые политические институты. Такая гибридная модель несколько тормозила развитие империи, не создав новых атрибутов власти. Доминирующее положение продолжали занимать Габсбурги , которые расширили семейные владения, создали прочную экономическую базу, закрепили имперское политическое влияние за династией. Они позволили перенести столицу страны в Вену, что сместило центр политической тяжести.

Империя Габсбургов в XVII-XVIII вв.

Внешняя политика Священной Римской империи в течение нескольких столетий не приносила серьезных результатов, поэтому государство потеряло ведущие позиции в Европе. Несмотря на это, императоры проводили традиционные направления в европейской политике:

Поддерживалась Испания;
Создан антифранцузский союз с Голландией и Англией. Германии удалось выиграть войну за испанское наследие, компенсировав утраты в Тридцатилетней войне ;

В состав империи вошли несколько итальянских владений, а также южная часть Нидерландов;
Создание союза Австрии, Ганновера, Польши и Бранденбургского княжества против Швеции, что закончилось победой для Германии. Она получила выход к Балтийскому побережью, а бывшие владения Швеции были поделены между немецкими княжествами;
Империя организовала новый «крестовый поход», направленный против османов. Были проведены масштабные походы, в результате которых освобождены северная часть Балкан, Центральная Европа, Трансильванские княжества.

Военные успехи способствовали быстрому возрождению патриотизма среди населения, и возвеличивание статуса императора, который теперь считался символом единства страны.

Успехи в военных компаниях, вернули лояльность западных регионов, где возникли центры опоры короны – Майнц, Вестфалия, Средний Рейн, Швабия, Пфальц и другие. На юге таким центр была Бавария, на севере – Саксония и Ганновер.

В начале 1660-х гг. рейхстаг стали снова постоянно созывать, что позволило принять достаточно много эффективных и действенных законов. На заседаниях постоянно присутствовал император, что позволило ему восстанавливать свое влияние и сплачивать сословия. Интеграция постепенно охватила и региональные княжества, где создавался госаппарат, дворы, войска. Армия стала важным инструментом в объединении государства, т.к. участвовали в походах против Франции и Турции. Активное участие в этом принимали округа, которые набирали солдат, собирали налоги, формировали военные базы и контингенты по всей стране.

В таких условиях стали постепенно возникать абсолютистские тенденции, которые стал возрождать еще Леопольд Первый. Продолжил это направление Иосиф Первый, который передал дела империи канцелярии в Вене. Эрцканцлер и его подчиненные практически были убраны от исполнительной власти. Проявлялась единоличная власть и во внешней политике. Претензии стали распространяться на север Италии, где Германия развязала новый конфликт. Императорский курс не поддерживал ряд курфюршеств, среди которых отличались Пруссия, Саксония, Ганновер и Бавария. В их внутренние дела центральная власть постоянно вмешивалась, что вызывало отрицательную реакцию со стороны княжеств. Они практически стали независимыми, проводя свою внешнюю политику в Швеции, Испании, Италии.

Возвышение Пруссии

Самое острое противостояние возникло между Пруссией и Австрией, которые были самыми влиятельными субъектами в империи. Габсбурги захватили Венгрию, Италию и Нидерланды, что обособило их от других регионов. Из-за постоянного вмешательства в дела других государств, внутренние проблемы стали обостряться и углубляться. Их решению не уделялось должного внимания, поэтому любые попытки централизовать империю были провальными и безуспешными. Вне пределов влияния Габсбургов находилась Пруссия , правители которой уж несколько столетий проводили самостоятельную политику в Европе. Подобные позиции заняли князья и среди имперских курфюрстов, которых удалось подчинить с помощью сильной прусской армии. Так, обострилось соперничество с Австрией, а Пруссия отошла от имперских дел. У нее было свое законодательство, свои нормы и правила поведения правителей. Из-за отсутствия прусских представителей в рейхстаге и имперском суде, их работа была полностью блокирована. Начавшийся системный кризис, был усилен смертью прямого мужского потомка Габсбургов . После этого, противостояние стало открытой военной борьбой. Отличалась она участием в делении наследия других княжеств, «тронной чехардой», попытками упорядочить работу органов власти. В конце 1770-х гг. против императора и его окружения выступили Пруссия, вступившая в союз с Баварией. Это стало окончательным свидетельством краха габсбургской власти, которая не отвечала веяниям времени и ситуации в Европе. Пруссия удачно воспользовалась положением, став на защиту империи и сохранения прав всех образований империи.

Распад Священной Римской империи наступил постепенно под влиянием внутренних и внешних факторов. Катализатором всех процессов стало то, что в 1803 г. император Франц Второй принял титул правителя Австрии, уравняв себя с Наполеоном Бонапартом . Это не было нарушением конституции государства, но Габсбурги потеряли престол. На него сразу же стал претендовать Наполеон, посетивший могилу Карла Великого и столицу его империи - город Ахен.

Последний гвоздь в распад империи вбило участие страны в коалиции государств против Франции. Столица была захвачена, а на стороне Бонапарта выступили несколько немецких княжеств. Австрия стала обычной периферией империи, которая довольно быстро стала формальностью. В начале августа 1806 г. Франц Второй заявил о том, что больше не является правителем Священной Римской империи . Это было обосновано появлением Рейнского союза и необходимостью предоставления княжествам, сословиям, учреждениям более широких полномочий. Так, государство единой немецкой нации перестало существовать.

Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae (лат.),
Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation (нем.)

Священная Римская Империя германской нации - замечательное политическое учреждение, сохранившее в продолжение десяти веков (800 - 1806) одну и ту же форму, одни и те же притязания. Внешняя история империи есть, в сущности, история Германии от IX до XIX столетия и Италии в средние века. По своему происхождению, С. Римская империя была церковной и германской; форму ей дала неувядающая традиция всемирного владычества вечного Рима; германские и римские элементы, сливаясь, обусловливали собою всеобъемлющий и отвлеченный характер империи, как центра и главы западного христианского мира. Начало священной Римской империи относится к 800 г., когда был коронован римским императором. Событие это было заранее подготовлено, но Карл не думал об отделении Рима от Константинополя: до 800-го года законной наследницей Римской империи была Византия, возобновленная Карлом империя была продолжением древней Римской империи, и Карл считался 68-м императором, преемником восточной линии непосредственно после низложенного в 797 г. , а не преемником . Событие 800 г. явилось результатом соглашения между папой, церковными и светскими сановниками и королем. Карл фактически владел империей; он распоряжался в Риме - столице империи (matrona imperii), был защитником церкви. Но Римская империя считалась единой, неделимой; коронование Карла, не провозглашая отделения Запада от Востока, объявляло Рим столицей как политической, так и церковной. Власть Карла была освящена коронованием, но не увеличена. Императорский титул изменил положение Карла, окружил его особенным блеском; вся деятельность Карла вращалась с тех пор в кругу теократических идей.

Вторичное восстановление империи было совершено Оттоном Великим. Несмотря на предшествовавшие смуты, Рим представлялся «золотым городом» (aurea Roma), его судьба - судьбой всего мира. «Пока Колизей будет цел, Рим будет жить; когда падет Колизей - падет и Рим, а когда падет Рим, падет и весь мир» - таково было представление современников о величии древней империи. 2 февраля 962 г. Оттон возбудил общий энтузиазм своим короновнием в сане «императора Августа». В уме средневекового человека, которому древность завещала идею всемирной монархии, сложилось глубокое убеждение в необходимой связи Римской империи и католической церкви. Положение императора и его функции определялись из сравнения власти императорской с властью папской. Он - imperator terrenus, т. е. наместник Бога на земле в делах светских, и «patronus», т. е. защитник церкви; его власть во всем соответствует власти папы, отношения между ними аналогичны отношениям между душой и телом. «Как на небе», говорил император Фридрих I, «только один Бог, так и на земле только один папа и один император». Коронационный церемониал и официальные титулы императора указывают на стремление придать императорской власти божественный характер. Император считался представителем всех христиан. Он - «глава христианского Mира», «светский глава верных», «покровитель Палестины и католической веры», превосходящий достоинством всех королей. До своего коронования в Риме императоры с XI до XVI вв. носили титул «Romanorum rex semper Augustus», а после коронования - «Romanorum Imperator semper Augustus». С 962 г. положено начало соединению в одном лице двух титулов - императора римского и короля германского. Сначала это соединение носило чисто личный характер, потом - официальный и реальный. Империя Х в. была, однако, в сущности феодальной монархией. Усвоив идею своей власти от древнего мира, императоры думали осуществить ее феодальным путем; императорская власть постепенно феодализовалась.

В Риме Оттон был только императором, а не королем; он распоряжался апостольской кафедрой (низложение Иоанна XII), руководил прениями синода, смотрел на папу, как на свою креатуру, но никак не мог прочно утвердиться в столице, фактически не имел здесь силы, как и его преемники. Византия не признавала императором грубого «франка» Во Франции притязания императоров тоже не признавались. В состав империи Х - XI вв. входили собственно Германия, большая часть (2/3) Италии, Бургундия, Богемия, Моравия, Польша, Дания, отчасти Венгрия. Преемники Оттона I, преследуя химерические цели, встретили во всем отпор со стороны папства, феодализма и национального обособления. Оттон III (983 - 1002) всецело погрузился в идею всемирной Римской империи, отвернулся от единоплеменников, считал себя римлянином, мечтал об утверждении Рима во главе Германии, Ломбардии и Греции. Значительной силы достигла империя при Генрихе III (1039 - 1056) франконском, воспользовавшемся моментом, когда еще не успела окрепнуть папская власть. Он был полным господином Италии, свободно распоряжался судьбой папского престола, но вызвал страшную реакцию, погубившую его преемника. Борьба Генриха IV и Григория VII нанесла первый и самый тяжелый удар империи, понизив значительно ее обаяние и внушив Италии, вместе с германскими князьями, доверие к своим силам. Вормский конкордат 1122 г. оставил поле сражения за папой. После смерти Генриха V (1124) юрисдикция короны стала значительно меньше: признана была самостоятельность князей и баронов.

Блестящими представителями идеи императорской власти были во второй половине XII и первой половине XIII в. Гогенштауфены. Между ними первое место принадлежит Фридриху I (1152 - 1189), в лице которого императорская власть выступила против папы с теоретическими доводами. Фридрих считал свою власть зависящей непосредственно от Бога и такой же священной, как и папская. Болонские юристы утверждали, что право устанавливать законы принадлежит императору, воля которого есть закон, ибо написано: «quod principi placuit legis habet vigorem, quum populus ei et in eum omne suum imperi um et polestatem concesserit». Истинным властителем, однако, Фридрих I был только в Германии В состав империи в то время входили сев. часть Италии и королевство Бургундское, т. е. Прованс, Дофинэ, Франш-Конте, Швейцария, Лотарингия, Эльзас и часть Фландрии. Зависели от империи Богемия и славянские земли в Мекленбурге и Померании. Византия, по-прежнему, питала к императорам вражду, считая их узурпаторами и варварами, оскорбительно извращая титулы императоров: так, Исаак Ангел называл Фридриха I «главным князем Алеманнии».

Императоры короновались четырьмя коронами: корона в Аахене делала монарха «королем франков», а со времени Генриха II - «королем римлян», коронование в Милане - королем Италии, в Риме он получал двойную корону «lirbis et orbis», а Фридрих I, под конец жизни, принял и четвертую корону - бургундскую (regnum Burgundiae или regnum Arelatcase). Коронуясь в Милане и Аахене, императоры не называли себя королями лангобардов и франков, так как эти титулы терялись в сравнении с титулом императора. Императорский титул принимался только после коронации в Риме, а это создавало чрезвычайно важную основу для притязаний папы, из рук которого передавалась корона. К названию «Римская империя» Фридрих I присоединил эпитет «Священная», не прибавлявший ничего нового к действительной власти императора, но указывавший на божественное ее происхождение. Вместе с Гогенштауфенами сошла в могилу идея императорской власти. В Германии императорская власть рухнула вследствие основания территориальной независимости князей (эпоха великого междуцарствия).

Новый период истории С. империи начинается со времени Рудольфа Габсбургского (1273). К XIV в. Священная империя есть, в сущности, немецкая империя. Власть императора признавалась только в Германии, да и то лишь теоретически, так как в действительности она перешла в руки феодалов. Императоры XIV в. не стесняются ничем в преследовании своих династических интересов и умножении своих родовых владений. От пышного титула священной римской империи оставалось только одно название: князья расхитили все земли и разделили между собою атрибуты императорской власти, оставив императору почетные права и считая его своим ленным господином. Императоры этой эпохи закладывают короны, города, живут на чужой счет, переносят всякое унижение перед папой, но продолжают называть себя наследниками цезарей, главами христианства и властелинами мира, жертвуя всем для формы и внешности.

Карл IV дает обещание папе не оставаться в Риме больше одного дня и получает корону от папы, как дар. Сигизмунд (1410 - 1437) любил жить на счет имперских городов и охотно бывал там, где его угощали. Особенного унижения достигла императорская власть при Фридрихе III (1440 - 1493), твердившем А. Е. I. О. U. (Austriae est imperare orbi universo) - и кормившемся по монастырям и имперским городам. Его роль в отношении к папе делала его жалким в глазах всех. После Фридриха III ни один император не был коронован в Риме.

Во время междуцарствия империя потеряла часть своей территории: Польша свергла иго Германии, венгры жестоко опустошали восточную границу империи. После Генриха VII (1308 - 13) окончилась власть императоров над Италией; в 1350 и 1457 г. к Франции перешло Дофинэ, а в 1486 г. - Прованс. Швейцария тоже перестала быть зависимой от империи (трактат 1499 г.). К этому присоединялась и внутренняя слабость империи, как агрегата постоянно враждующих мелких государств. Габсбургская династия стремится слить империю с Австрийской монархией. В царствование Карла V (1519 - 1555) императорская власть значительно усилилась, но попытка вернуть ей прежнее значение встретила оппозицию как со стороны немецких князей, так и со стороны других государств. Реформация уничтожила теорию, на которой основывалась империя.

Последний период существования Священной империи - самый печальный (1648 - 1806). Вестфальский мир лишил императора всякой возможности непосредственного вмешательства в администрацию. Священная империя делается исключительно Германской империей, непрочной конфедерацией, существование которой постепенно теряет всякий смысл. «Наследственным врагом Священной империи» был Людовик XIV. В XVIII в. существование империи было почти забыто: остались только громкие титулы. Весь дух XVIII в. противоречил идее Священной империи. Революция, разрушив феодализм, потрясла до основания старое средневековое здание. Раштатский конгресс (1797 - 98) вполне обнаружил внутреннее разложение Священной империи, всегда страдавшей недостатком национального единства и политической свободы. Последним императором Священной империи был Франц II (1792 - 1806). В это время судьбами Европы распоряжался Наполеон, который считал себя истинным преемником Карла Великого и увлекался идеей «всемирной монархии»; в марте 1805 г. он короновался в Милане железной короной. После Пресбургского мира (26 декабря 1805 г.) Франц II отрекся от сана императора: еще с 1804 г. он стал называть себя «наследственным императором Австрии». Это было концом священной Римской империи.

При саксонских и франконских императорах императорский престол был избирательным. Каждый христианин (т. е. католик) мог быть императором, хотя обыкновенно выбирался в императоры член одной из могущественных княжеских фамилий в Германии. Так царствовали, после Конрада Франконского, Саксонская династия (919 - 1024), Франконская (1024 - 1125), после Лотаря Супплембургского (1125 - 1138) - Гогенштауфены (1138 - 1250), Габсбурги (1273 - 1291 и 1298 - 1308), Люксембургской дом (1308 - 1313 и 1346 - 1437), с 1438 г. - снова Габсбурги. Избирали императора курфюрсты. Независимость их узаконила золотая булла. Порядок этот продержался до 30-ти летней войны.

Императоры

Каролинги

Людольфинги

962-973
973-983
996-1002
1014-1024

Франконская династия

1027-1039
1046-1056
1084-1105
1111-1125
(из Саксонского дома) 1133-1137

Гогенштауфены

1155-1190
1191-1197
(из дома Вельфов) 1209-1215
1220-1250
1303-1308

Люксембурги

1312-1313
(Виттельсбах) 1328-1347
1355-1378
1410-1437

Габсбурги

Словник : Сахар - Семь мудрецов . Источник: т. XXIX (1900): Сахар - Семь мудрецов, с. 278-281 () Другие источники : МЭСБЕ


Священная Римская Империя германской нации (Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae) - замечательное политическое учреждение, сохранявшее в продолжение десяти веков (800-1806) одну и ту же форму, одни и те же притязания. Внешняя история империи есть, в сущности, история Германии от IX до XIX стол. и Италии в средние века. По своему происхождению, С. Римская империя была церковной и германской; форму ей дала неувядающая традиция всемирного владычества вечного Рима; германские и римские элементы, сливаясь, обуславливали собой всеобъемлющий и отвлеченный характер империи, как центра и главы западного христианского мира. Начало священной Римской империи относится к 800 г., когда Карл Великий был коронован римским императором. Событие это было заранее подготовлено, но Карл не думал об отделении Рима от Константинополя: до 800-го года законной наследницей Римской империи была Византия, восстановленная Карлом империя была продолжением древней Римской империи, и Карл считался 68-м императором, преемником восточной линии непосредственно после низложенного в 797 г. Константина VI, а не преемником Ромула Августула. Событие 800 г. явилось результатом соглашения между папой, церковными и светскими сановниками и королем. Карл фактически владел империей; он распоряжался в Риме - столице империи (matrona imperii), был защитником церкви. Но Римская империя считалась единой, неделимой; коронование Карла, не провозглашая отделения Запада от Востока, объявляло Рим столицей как политической, так и церковной. Власть Карла была освящена коронованием, но не увеличена. Императорский титул изменил положение Карла, окружил его особенным блеском; вся деятельность Карла вращалась с тех пор в кругу теократических идей. Вторичное восстановление империи было совершено Оттоном Великим. Несмотря на предшествовавшие смуты, Рим представлялся «золотым городом» (aurea Roma), его судьба - судьбой всего мира. «Пока Колизей будет цел, Рим будет жить; когда падет Колизей - падет и Рим, а когда падет Рим, падет и весь мир», - таково было представление современников о величии древней империи. 2 февраля 962 г. Оттон возбудил общий энтузиазм своим коронованием в сане «императора-Августа». В уме средневекового человека, которому древность завещала идею всемирной монархии, сложилось глубокое убеждение в необходимой связи Римской империи и католической церкви. Положение императора и его функции определялись из сравнения власти императорской с властью папской. Он - imperator terrenus, т. е. наместник Бога на земле в делах светских, и «patronus», т. е. защитник церкви; его власть во всем соответствует власти папы, отношения между ними аналогичны отношениям между душой и телом. «Как на небе, - говорил имп. Фридрих I, - только один Бог, так и на земле только один папа и один император». Коронационный церемониал и официальные титулы императора указывают на стремление придать императорской власти божественный характер. Император считался представителем всех христиан. Он - «глава христианского мира», «светский глава верных», «покровитель Палестины и католической веры», превосходящий достоинством всех королей. До своего коронования в Риме императоры с XI до XVI вв. носили титул «Romanorum гох semper Augustus», a после коронования - «Romanorum Imperator semper Augustus». С 962 г. положено начало соединению в одном лице двух титулов - императора римского и короля германского. Сначала это соединение носило чисто личный характер, потом - официальный и реальный. Империя Х в. была, однако, в сущности феодальной монархией. Усвоив идею своей власти от древнего мира, императоры думали осуществить ее феодальным путем; императорская власть постепенно феодализовалась. В Риме Оттон был только императором, а не королем; он распоряжался апостольской кафедрой (низложение Иоанна XII), руководил прениями синода, смотрел на папу, как на свою креатуру, но никак не мог прочно утвердиться в столице, фактически не имел здесь силы, как и его преемники. Византия не признавала императором грубого «франка». Во Франции притязания императоров тоже не признавались. В состав империи Х - XI вв. входили собственно Германия, большая часть (2/3) Италии, Бургундия, Богемия, Моравия, Польша, Дания, отчасти Венгрия. Преемники Оттона I, преследуя химерические цели, встретили во всем отпор со стороны папства, феодализма и национального обособления. Оттон III (983-1002) всецело погрузился в идею всемирной Римской империи, отвернулся от единоплеменников, считал себя римлянином, мечтал об утверждении Рима во главе Германии, Ломбардии и Греции. Значительной силы достигла империя при Генрихе III (1039-1056) франконском, воспользовавшемся моментом, когда еще не успела окрепнуть папская власть. Он был полным господином Италии, свободно распоряжался судьбой папского престола, но вызвал страшную реакцию, погубившую его преемника. Борьба Генриха IV и Григория VII нанесла первый и самый тяжелый удар империи, понизив значительно ее обаяние и внушив Италии, вместе с германскими князьями, доверие к своим силам. Вормский конкордат 1122 г. оставил поле сражения за папой. После смерти Генриха V (1124) юрисдикция короны стала значительно меньше: признана была самостоятельность князей и баронов. Блестящими представителями идеи императорской власти были во второй половине XII и первой половине XIII в. Гогенштауфены. Между ними первое место принадлежит Фридриху I (1152-1189), в лице которого императорская власть выступила против папы с теоретическими доводами. Фридрих считал свою власть зависящей непосредственно от Бога и такой же священной, как и папская. Болонские юристы утверждали, что право устанавливать законы, принадлежит императору, воля которого есть закон, ибо написано: «Quod principi placuit legis habet vigorem, quum populus ei et in eum omne suum imperium et polestatem concesserit». Истинным властителем, однако, Фридрих I был только в Германии В состав империи в то время входили сев. часть Италии и королевство Бургундское, т. е. Прованс, Дофинэ, Франш-Конте, Зап. Швейцария, Лотарингия, Эльзас и часть Фландрии. Зависели от империи Богемия и славянские земли в Мекленбурге и Померании. Византия по-прежнему питала к императорам вражду, считая их узурпаторами и варварами, оскорбительно извращая титулы императоров: так, Исаак Ангел называл Фридриха I «главным князем Алеманнии». Императоры короновались четырьмя коронами: корона в Аахене делала монарха «королем франков», а со времени Генриха II - «королем римлян», коронование в Милане - королем Италии, в Риме он получал двойную корону «urbis et orbis», а Фридрих I, под конец жизни, принял и четвертую корону - бургундскую (regnum Burgundiae или regnum Arelatense). Коронуясь в Милане и Аахене, императоры не называли себя королями лангобардов и франков, так как эти титулы терялись в сравнении с титулом императора. Императорский титул принимался только после коронации в Риме, а это создавало чрезвычайно важную основу для притязаний папы, из рук которого передавалась корона. К названию «Римская империя» Фридрих I присоединил эпитет «Священная», не прибавлявший ничего нового к действительной власти императора, но указывавший на божественное ее происхождение. Вместе с Гогенштауфенами сошла в могилу идея императорской власти. В Германии императорская власть рухнула вследствие основания территориальной независимости князей (эпоха великого междуцарствия). Новый период истории С. империи начинается со времени Рудольфа Габсбургского (1273). К XIV в. С. империя есть, в сущности, немецкая империя. Власть императора признавалась только в Германии, да и то лишь теоретически, так как в действительности она перешла в руки феодалов. Императоры XIV в. не стесняются ничем в преследовании своих династических интересов и умножении своих родовых владений. От пышного титула священной римской империи оставалось только одно название: князья расхитили все земли и разделили между собой атрибуты императорской власти, оставив императору почетные права и считая его своим ленным господином. Императоры этой эпохи закладывают короны, города, живут на чужой счет, переносят всякое унижение перед папой, но продолжают называть себя наследниками цезарей, главами христианства и властелинами мира, жертвуя всем для формы и внешности. Карл IV даст обещание папе не оставаться в Риме больше одного дня и получает корону от папы, как дар. Сигизмунд (1410-1437) любил жить на счет имперских городов и охотно бывал там, где его угощали. Особенного унижения достигла императорская власть при Фридрихе III (1440-1493), твердившем A. E. I. O. U. (Austriae est imperare orbi universo) - и кормившемся по монастырям и имперским городам. Его роль в отношении к папе делала его жалким в глазах всех. После Фридриха III ни один император не был коронован в Риме. - Во время междуцарствия империя потеряла часть своей территории: Польша свергла иго Германии, венгры жестоко опустошали восточную границу империи. После Генриха VII (1308-13) окончилась власть императоров над Италией; в 1350 и 1457 г. ко Франции перешло Дофинэ, а в 1486 г. - Прованс. Швейцария тоже перестала быть зависимой от империи (трактат 1499 г.). К этому присоединялась и внутренняя слабость империи, как агрегата постоянно враждующих мелких государств. Габсбургская династия стремится слить империю с Австрийской монархией. В царствование Карла V (1519-1555) императорская власть значительно усилилась, но попытка вернуть ей прежнее значение встретила оппозицию как со стороны немецких князей, так и со стороны других государств. Реформация уничтожила теорию, на которой основывалась империя. Последний период существования С. империи - самый печальный (1648-1806). Вестфальский мир лишил императора всякой возможности непосредственного вмешательства в администрацию. С. империя делается исключительно Германской империей, непрочной конфедерацией, существование которой постепенно теряет всякий смысл. «Наследственным врагом С. империи» был Людовик XIV. В XVIII в. существование империи было почти забыто: остались только громкие титулы. Весь дух XVIII в. противоречил идее С. империи. Революция, разрушив феодализм, потрясла до основания старое средневековое здание. Раштатский конгресс (1797-98) вполне обнаружил внутреннее разложение С. империи, всегда страдавшей недостатком национального единства и политической свободы. Последним императором С. империи был Франц II (1792-1806). В это время судьбами Европы распоряжался Наполеон, который считал себя истинным преемником Карла Великого и увлекался идеей «всемирной монархии»; в марте 1805 г. он короновался в Милане железной короной. После Пресбургского мира (см.) Франц II отрекся от сана императора: еще с l805 г. он стал называть себя «наследственным императором Австрии». Это было концом священной Римской империи. - При саксонских и франконских императорах императорский престол был избирательным. Каждый христианин (т. е. католик) мог быть императором, хотя обыкновенно выбирался в императоры член одной из могущественных княжеских фамилий в Германии. Так царствовали после Конрада Франконского Саксонская династия (919-1024), Франконская (1024-1125), после Лотаря Супплембургского (1125-1138) - Гогенштауфены (1138-1250), Габсбурги (1273-1291 и 1298-1308), Люксембургский дом (1308-1313 и 1346-1437), с 1438 г. - снова Габсбурги. Избирали императора курфюрсты. Независимость их узаконила золотая булла (см.). Порядок этот продержался до 30-ти летней войны. О внутреннем устройстве С. империи см. Имперская армия , Имперская депутация , Имп. законы , Имп. округа , Имп. суды , Имп. сейм .

Ср. Брайс, «С. Римская империя» (Москва, 1891); Вызинский, «Папство и С. Римская империя в XIV и XV столетиях» (Москва, 1857); Петр де Andlo («De imperio Romano»), Landolfo Colonna («De translatione imp. Rom.»), Dante («De monarchia»), Engelbert («De ortu et Fine imp. Romani»), Marsilius Patavinus («De translatione imp. R.»), Aeneas Sylvius Piccolomini («De ortu et Authoritate imperii R.»), Zoannetus(«De imp. Rom. atque eius jurisdictione»), Alciatus («De formula imp. Romani»), Conringius («De imp. Rom. Germanico»); Goldast, «Collection of imperial Constitutions»; Moser, «Römische Kayser»; Pütter, «Dissertationes de institutione imperii Romani»; Savigny, «Geschichte d. röm. Rechts im Mittelalter».