Природные зоны окружающий мир. Сообщение по окружающему миру на тему: «Природные зоны России». Вам может быть интересно

Этой зоны очень суров: зима здесь долгая и очень морозная; часто бывают сильные ветры, пурга; лето короткое и холодное. Благодаря таким условиям снег не везде успевает растаять, на многих островах располагаются ледники. Растительность скудная, она покрывает незначительную часть свободной ото льда поверхности. Среди растений господствуют мхи и лишайники, а цветковые растения представлены крайне малым числом видов. в почти не развиты. Скуден и животный мир. К нему относятся белые медведи, тюлени, моржи; на скалистых берегах гнездятся птицы, особенно ценными являются гаги. Их пух собирают и используют для одежды полярников.

Зона тундры

Она занимает побережья морей Северного Ледовитого океана от западной границы России до пролива. На долю этой зоны приходится 1/8 площади всей страны, к Западной и Средней Сибири южная граница тундры доходит почти до Северного полярного круга. Климат в тундре теплее, чем в зоне арктических пустынь: хотя лето и короткое, но средняя температура июля поднимается до +10°С; зима же здесь долгая и суровая. Осадков выпадает мало, но при недостатке тепла испарение невелико. Для тундры характерно повсеместное распространение многолетней мерзлоты, которая мешает влаге просачиваться вглубь. Это способствует образованию многочисленных неглубоких озер. Очень часто они расположены здесь вдоль рек. Почвы в тундре - тундро-глеевые, они имеют маломощный слой гумуса. Растительный мир тундры характеризуется неоднородностью: в направлении с севера на юг мохово-лишайниковая тундра сменяется кустарниковой, состоящей из карликовых берез и полярных ив. Многие карликовые деревья, растущие здесь, «стелятся» по поверхности земли. Это можно объяснить наличием здесь сильных ветров. Среди растений тундры много многолетников, в том числе вечнозеленые растения (брусника, клюква, голубика). Среди животных в тундре преобладают лемминги, олени, обитают песцы. В озерах зоны много рыбы.

Зона лесотундры

Это переходная зона от тундры к тайге. Она неширокой полосой протянулась вдоль южной границы тундровой зоны. Средняя температура июля и января здесь выше, осадков выпадает до 400 мм, и так как их выпадает больше, чем может испариться, лесотундра является наиболее заболоченной природной зоной. Поскольку лесотундра - переходящая зона, для нее характерно сочетание растений, животных и почв тундровой и таежной зон.

Зона тайги

Эта зона занимает самую большую площадь России. Тайга протянулась широкой непрерывной полосой от западной границы России до гор . Наибольшая ширина тайги достигается в . Для этой зоны характерно умеренно теплое лето (+13-19°С) и морозная зима (до -40°С), особенно суровая в Сибири. Эта зона характеризуется достаточным и избыточным увлажнением, к югу постепенно оно уменьшается. В тайге преобладают хвойные породы: сосна, ель, пихта, кедр, лиственница. Встречаются и лиственные породы: береза, осина. Березовые и осиновые леса в тайге встречаются на месте вырубок и пожаров. Господство вечнозеленых хвойных деревьев является результатом долгой и суровой зимы. Для сибирской тайги характерна лиственница, в европейской же части зоны чаще всего встречается ель. Почвы в тайге подзолистые, образовавшиеся в результате разложения опавшей хвои в условиях повышенного увлажнения. Там, где преобладают лиственные породы, формируются дерново-подзолистые почвы. Богат животный мир тайги, населены все ярусы леса. Там обитают бурые медведи, лоси, белки, бурундуки, рыси, соболя, куницы, многочисленные птицы.

Зона смешанных и широколиственных лесов

Эта зона не образует сплошной полосы в России: на она расположена южнее , в центральных областях России она практически отсутствует и появляется вновь в южных районах Дальнего Востока. Это можно объяснить тем, что для развития широколиственных пород деревьев необходим более теплый и влажный климат, чем для хвойных. При движении с севера на юг в пределах этой зоны изменяются растительный мир и почвы: если на севере зоны распространены хвойно-широколиственные леса (наряду с таежными видами широко распространены дуб, клен, липа) на дерново-подзолистых почвах, то на юге господствуют широколиственные леса (дуб, граб, бук, клен) на серых и бурых лесных почвах. В лесах Дальнего Востока к широколиственным породам типичным для европейской части зоны, добавляются бархатное дерево, пробковый дуб, множество лиан. Встречаются здесь и сибирские виды деревьев.

Животный мир зоны очень богат. Обитает здесь много животных-древолазов, особенно в лесах с сохранившимися толстыми деревьями, обитают косуля, куница, бобр, разнообразные хищники. На Дальнем Востоке живут харза, горал, амурский тигр, амурский полоз, дальневосточная черепаха.

Растительность зоны смешанных и широколиственных лесов сильно изменилась в результате деятельности человека: большие площади лесов вырубались под сельскохозяйственные угодья. Сейчас леса занимают только 30 % от площади всей зоны.

Зона лесостепей

Это переходная зона от леса к степи, поэтому в ней чередуются районы лесной и степной .

Зона степей

Она занимает юг Восточно-Европейской равнины и . Участки степей есть в и в котловинах гор Южной Сибири. Лето здесь жаркое, а зима холодная и малоснежная, суровость ее нарастает к востоку. Так как территория этой зоны находится южнее путей прохождения циклонов, осадков здесь выпадает немного (до 450 мм). Дожди выпадают в виде коротких ливней, часты засухи и суховеи. Естественой растительности степей практически больше нет нигде, кроме заповедников, земли этой зоны целиком распаханы. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, просо. Степи - зона формирования типичных с мощностью гумусового горизонта до 1 м. Животный мир степей сильно изменился под воздействием человека. Еще в XIX веке исчезли дикие лошади - тарпаны, а также косули, туры, зубры. Олени оттеснены в леса, сайгаки - в целинные степи и полупустыни. Меньше пострадали грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки.

Зоны полупустынь и пустынь

Расположены они в Прикаспии и на границе с . Климат здесь резко континентальный, лето жаркое, зима неустойчивая.

Полупустыни характеризуются переходными чертами от степей к пустыням. Здесь на каштановых и бурых пустынно-степных почвах распространена полынно-злаковая растительность, на песчаных - степная, на суглинистых и глинистых - пустынная. Среди животных характерны грызуны и пресмыкающиеся.

В пустынных районах России лето еще более жаркое, зимой маломощен и неустойчив. В пустынях на серо-бурых почвах растут полыни и солянки. В этой зоне из-за сильного испарения в верхних почв накапливаются соли, поэтому для пустынных и полупустынных районов характерны солончаки и солонцы.

Смена природных зон в горах определяется высотной поясностью. От подножия гор к вершинам возрастает количество осадков, снижаются температуры, поэтому изменяются почвы, растительный и животный мир. Набор высот поясов зависит от того, на какой широте расположены горы, а также от их высоты и удаленности от океанов.

УРОК-ИГРА

«Путешествие по природным зонам России»

Тип урока : нетрадиционный - обобщение изученного материала.

Форма урока : Урок-путешествие.

Цели урока:

Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;

Закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ,

взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;

Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.

Развивать:

Познавательный интерес;

Творческую активность;

Умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;

Умение работать с картой.

Воспитывать:

Бережное отношение к природе;

Взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий.;

Повысить интерес к предмету через игровую форму урока.

Оборудование:

Мультимедийная установка, карточки с названием природных зон России, 6 конвертов с набором описания природных зон, «Зоологическое лото», учебники А. Плешакова «Окружающий мир» 4 класс, тетради на печатной основе к учебнику «Окружающий мир», карта «Природные зоны России»? листы контроля для каждого ученика.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Методы обучения: словесно - наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые моменты, конкурсы.

Планируемый результат:

Развитие интереса к изучению природы России.

Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.

Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника.

Активное участие в беседе.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Интересная игра сегодня у нас

К ней готовился каждый из вас.

Чтоб победить, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Вам, я думаю, всё по плечу,

Ведь я вас четвёртый год учу.

И верю, что каждого ждет свой успех,

Душою болею за вас за всех.

(Презентация. Слайд 1)

2. Вхождение в тему урока, формулирование целей урока

Ребята, с каким большим разделом в курсе окружающего мира мы знакомились с вами в течение месяца? (Природные зоны России)

После изучения большого раздела следует всегда… (обобщающий урок)

Учитель: - Сегодня у нас контрольно – обобщающий урок по теме “Природные зоны России”. Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны.

(Презентация. Слайд 2)

Какова же наша задача на этом уроке? (Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме Природные зоны Росси).

(Презентация. Слайд 3)

Над Россией солнце светит

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней!

Почему в целом свете нет роднее совей страны? (Россия – наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить).

Правильно, Россия – наша Родина!

Итак, смелее в путь по природным зоны нашей страны!

(Презентация. Слайд 4)

Какие предметы должен имеет при себе путешественник, отправляясь в поход? Компас, карту, воду палатку и т.д.)

(Презентация. Слайд 5)

Вспомним основные условия успеха каждого ученика

1.Быть внимательным, самостоятельным.

2.Не оставлять вопрос без ответа.

3.На выполнение каждого задания затратить минимум времени и максимум усердия.

Вспомним правила работы в парах и правила работы в группах.

Вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний. (Презентация. Слайд 6)

Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние. Не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества.

3. Актуализация знаний.

Для удачного путешествия я предлагаю вспомнить, с чем мы с вами знакомились при изучении каждой природной зоны.

«Разминка» С условиями разминки познакомьтесь на экране (За каждый правильный ответ с места ученик получает картинку с изображением животного) (приложение 1)

(Фронтальная работа по вопросам учителя)

Вопросы учителя:

Предполагаемые ответы учащихся

1. Какими океанами омывается Россия

а) с запада?

б) с севера?

в) с востока?

Атлантический

Северный-Ледовитый

Тихий

2. На территории России располагаются равнины…

Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Средне-Сибирское плоскогорье.

3. Каменным поясом России называют

Уральские горы

4. Самое глубокое озеро России

Байкал

5. Река, несущая свои воды в Каспийское море

Волга

6. Сколько природных зон на территории России

Арктика

Лесная

Пустынь и полупустынь

10. Зона субтропиков на территории России

Черноморское побережье Кавказа.

Учитель: Подведем итоги. Закрасьте столько клеточек на дорожке, сколько есть у вас картинок животных.

4. Обобщение знаний о положении, особенностях неживой природы и занятиях населения природных зон.

Работа в группах.

Учитель:

Мы находимся на станции «Географическая» (Презентация. Слайд 7)

Наша цель: обобщить знания о положении, особенностях неживой природы и занятиях населения природных зон.

Разделитесь на группы по 4 человека, сидящих по соседству. Каждая группа выбирает руководителя, и получат конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, всего их 4. Ваша задача: определить зону по признакам, указанным на карточках. Но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Одна из них лишняя. Будьте внимательнее. Ваша задача отобрать и поместить на доску правильные ответы.

(Ученики работают в группах, находят 3 соответствующих карточки, прикрепляют их на доску, один из группы кратко рассказывают по карточкам о природной зоне при желании добавляя сведения с просмотренного сайта)

Доска:

Черноморс.

Тундра

Арктика

Пустыня

Лесная

Степь

Природная зона

Положение зоны


климат


Занятие населения


Примерный ответ учащегося: «Зона Арктики находится на Северном Ледовитом океане и островах, расположенных в нем. Климат в зоне Арктики характеризуется коротким прохладным летом и длительной морозной зимой. В зоне Арктики многолетняя мерзлота, глубокие снега и сильная метель. Малочисленное население занимается рыболовством, научными исследованиями, перевозкой грузов на кораблях».

(аналогично о других природных зонах).

Проверка и подведение итогов этапа в «Дорожке знаний» по количеству правильных ответов группы.

(Если группа не допустила ошибок, все её члены закрашивают по 3 клеточки, каждая ошибка -1 балл)

А в какой же природной зоне живем с вами мы? (В зоне смешанных лесов)

5.Физкультминутка.

- Мы с вами углубляемся в леса России, которые занимают большую часть нашей страны. Закроем глаза, вслушаемся в звуки леса.

По родному краю дружно мы шагаем.

(марш на месте)

Справа от нас – зелёный луг. (поворот)

Слева от нас находится лес (поворот)

В таком лесу полно чудес.

Белки с ветки на ветку скок, (прыжки)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (махи руками)

Солнце над берёзами светит нам. (повороты головы)

Мы рады ягодам, грибам! (наклоны)

Учитель: Пришло время отправляться дальше. Мы прибываем на станцию «Ботаническая»

(Презентация. Слайд 8)

6. Обобщение знаний о растениях природных зон.

Учитель: Ребята! Вам предлагается вспомнить различные растения, произрастающие в той или иной природной зоне и выполнить тест. На индивидуальных листах проставьте номера описаний растений рядом с угаданным названием.

Индивидуальный лист:

лишайник

дуб

ягель

лиственница

каштан

Учитель читает поочередно вопросы по слайду. Дети проставляют номера угаданных растений.

    Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах.

    У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластины, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши.

    Это таежное дерево имеет негниющую древесину, в отличие от своих хвойных сородичей полностью раздевается на зиму

    Высокое растение, достигает 35 метров в высоту. Долгожитель - живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу.

    Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.

(Презентация. Слайд 9)

Самопроверка. Проверьте свои достижения на экране.

(Презентация. Слайд 10)

Правильный ответ: 1-лишайник

3-лиственница

Учитель: По числу правильных ответов закрасьте клеточки в «Дорожке знаний».

Учитель: Я думаю, что вы успешно справились с заданием

7. Обобщение знаний о животных, населяющих природные зоны.

Учитель: Мы прибываем на следующую станцию нашего путешествия «Зоологическую»

Играем в игру «Рассели животных по природным зонам. Работаем в парах. (Презентация. 11 Слайд)

(Учащиеся, получившие карточки «Зоологическая игра». Учащиеся животных расселяют по соответствующим зонам.)

Проверка:

Учитель:

Карточка у учащихся

Кит арктическая пустыня рысь

Богомол субтропики суслик

Косуля тундра дельфин

Лось степи корсар

Лемминг зона лесов глухарь

Кобылка пустыни ушастый ёж

Северный олень жук скарабей

Тупик тюлень

Ответы:

    Арктика – кит, тюлень, тупик

    Субтропики - богомол, косуля, дельфин

    Тундра – лемминг, северный олень

    Степи – кобылка, суслик

    Зона лесов – рысь, глухарь, лось

    Пустыни - корсар, ушастый ёж, корсар

Проверка: (Презентация. Слайд.)

Учитель: Назовите животных, которые расселены ребятами в зоне Арктики (тундры, лесов и т.д.)

Кто не согласен? Объясните свой ответ.

Подведение итогов по этапу. Если вы поселили своего животного правильно, закрасьте 1 клеточку

Учитель: Я думаю, что вы успешно справились с заданием, и мы отправляемся на последнюю станцию в нашем путешествии «Экологическую»

8. Обобщение знаний о национальных парках и заповедниках России.

Формирование умения работать с таблицами, самостоятельно используя материал учебника.

(Презентация. Слайд 12)

Учитель: Во время путешествия мы успешно расселили животных по природным зонам, узнали названия растений, произрастающих на территории России. Хочется напомнить, что некоторые из них находятся под охраной государства, как исчезающие. Давайте вспомним, какие заповедники и национальные парки созданы в России в каждой природной зоне.

Работаем в парах. Используя материал учебника, заполните таблицу.

«Заповедники и национальные парки России».

Название

Где находится

Остров Врангеля

Зона Арктики

(Между Восточно-Сибирским и чукотским морями)

Таймырский заповедник

Зона Тундры

(Таймырский полуостров)

Приокско-террасный

Зона лесов

(На юге Московской области по берегу Оки)

Дрофиный питомник

Зона степей

Заповедник «Черные земли»

Зона пустынь

(республика Калмыкия)

Сочинский национальный парк

Черноморское побережье

Работа в парах по проверке заполненной таблицы по слайду на экране.

(Презентация. Слайд 13)

Учитель: За каждый правильно указанный заповедник закрашивается одна клетка. Суммируйте количество правильных ответов и закрасьте соответствующее количество клеток.

Учитель:

Какой вывод по получившейся таблице можно сделать?

Предполагаемый ответ учащегося: Государство заботится о природных ресурсах страны. Это подтверждается тем, что по всей территории России созданы заповедники и национальные парки, где редкие растения и животные находятся под охраной.

9. Взаимосвязь с уроками литературного чтения.

(Презентация. Слайд 14)

Мы прибываем на станцию «Поэтическая». Вспомните и назовите поэтов, писавших о природе России. (А.С. Пушкин, С.Есенин, А.Некрасов, А.Фет, А.Бунин, Ф.Тютчев).

Закрасьте 1 клеточку если вам удалось вспомнить поэтов

10. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Презентация. Слайд 15)

Мы добрались с вами до станции Всезнаек!

Учитель: Сколько километров прошли по дорожке знаний? (1 клетка – 1 км)

17-23 клеточки – «4»,

9-16 клеточек – «3»)

(Презентация. Слайд 16)

Что полезного вы нашли в сегодняшнем уроке?

На какой из станций Вам особенно было интересно?

Что удалось на уроке?

Что не получилось, над чем нужно поработать?

Учитель: Мне особенно хочется отметить ребят, которые активно работали на уроке... Они получают эмблему «Юный знаток России»

10. Домашнее задание: (Презентация. Слайд 17)

Вам предоставляется задание по выбору:

А) «Я эколог-исследователь» .Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников;

Б) « Знаток России» Выполнить задание в тетради на печатной основе стр.64

В) « Сам себе художник” Дополните дорожку своим рисунком по теме “Природные зоны России» .

1. Познакомьтесь с картой природных зон России. Сравни ее с физической картой нашей страны. Что обозначают разные цвета на карте природных зон?

Ответ. На физической карте России мы видим рельеф нашей страны – горы, равнины, полезные ископаемые, заповедники и национальные парки.

На карте природных зон России разными цветами обозначены разные природные зоны.

2. Определите по карте, какие природные зоны есть в России.

Ответ. Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, лесостепи, степи, субтропические леса, полупустыни и пустыни.

3. Выскажите предположение, почему происходит смена природных зон. Проверьте себя по тексту учебника.

Ответ. Смена природных зон происходит из-за неравномерного нагревания Солнцем разных участков Земли. Больше тепла приходится на экватор Земли, меньше всего на Северный и Южный полюс. На полюсах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно они падают на Землю и сильнее нагревают ее.

В разные зоны земного шара поступает определенное количество тепла, света, влаги. Эти условия определяют отдельные зоны со своим особенным климатом.

Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью.

С. 75. Проверь себя

1. Перечисли основные природные зоны России.

Ответ. Основные природные зоны России – арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, субтропики, области высотной поясности..

2. Почему происходит смена природных зон?

Ответ. Природная зона - большая территория, обладающая общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира. Формирование природных зон связано с изменением соотношения тепла и влаги на поверхности Земли.

Размещение природных зон находится в тесной связи с климатическими поясами. Как и климатические пояса, они закономерно сменяют друг друга от экватора к полюсам в связи с уменьшением солнечного тепла, поступающего на поверхность Земли, и неравномерностью увлажнения.

3. Почему горные области на карте природных зон обозначены отдельно?

Ответ. Потому что в горах природные зоны меняются по мере подъёма на высоту. Внизу, у подножия может быть лесная зона или степная, но поднимаясь всё выше и выше мы постепенно оказываемся в тундровой зоне, а потом и в ледяной, если горы достаточно высокие.

Задание для домашней работы.

Приготовься рассказать о России по карте природных зон.

Ответ. Природная зона – территория, которая определяется однообразными климатическими условиями, особенностями почвы, растительности и животного мира.

Самая северная - зона арктических пустынь. Она находится на самом севере России, на островах Северного Ледовитого океана. Большая часть территории покрыта ледниками.

Зона тундры располагается по побережью Ледовитого океана.

Лесотундра - переходная зона от суровой тундры к лесам тайги. Ширина территории лесотундры составляет от 30 до 300 км в разных областях страны.

Тайга – самая большая природная зона России, южнее ее находится зона лесов, либо лесостепь. Внутри зоны существуют значительны различия. К югу от тайги находится зона лесов. Зона смешанных и широколиственных лесов находится на Восточно-Европейской равнине и на Дальнем Востоке.

Зона лесостепи - переходная зона между зоной лесов и степной зоной, сочетает лесополосы и луга, покрытые травами.

Юг лесостепи переходит в зону степей. Зона степи расположена на равнинах с травянистой растительностью в умеренном и субтропическом климате. В России зона степей находится на юге у Чёрного моря и в долинах реки Оби.

В России есть зона полупустынь и пустынь на востоке Калмыкии и на юге Астраханской области.

Территория субтропиков небольшая – это узкая часть прибрежной суши у Черного моря до гор Кавказа.

Значительную часть России занимаю области высокой поясности. Это территории, где значительная высота над уровнем моря. Их облик различен и зависит от множества факторов.

Вспомни, почему северные районы нашей страны получают от Солнца мало тепла. Что ты еще знаешь о природе этих районов?

Ответ. Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Северные участки нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше. Это зависит от того как падают солнечные лучи на Землю. На севере лучи только скользят по поверхности земли и поэтому слабо нагревают ее. На юге они падают отвесно и Земля нагревается значительно сильнее. Природа северных районов очень скудная. Сплошной растительный покров отсутствует. Участки суши, на которых развивается растительность, - небольшие по площади. Фауну арктической пустыни представляют в основном морские обитатели. Это гренландский тюлень, морж, нерпа, морской заяц, белуха, морская свинья, касатка.

1. Природная зона арктических пустынь расположена....

а) на островах Тихого океана

б) на островах Индийского океана

в) на островах Северного Ледовитого океана.

2.Территория Арктики зоны....

а) густо заселена людьми

б) не имеет коренного населения.

3.В Арктике для растений и животных

а) суровые условия

б) комфортные условия.

3.В ледяной зоне растут....

а) кедры,берёзы,черёмуха

б) лишайники,мхи,полярные маки

в) бузина,орешник,айва.

4.Найдите верную цепь питания:

а) водоросли - рачки - рыбы - гагарки - белый медведь

б) водоросли - рачки - сайки - тюлени.

5.Большое скопление птиц на скалах называют

а) «птичьи базары»

б) «птичьи рынки».

6.Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозятся корм и рыба,запрещено движение судов по Северному морскому пути

б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей,тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники

в) ограничен отлов рыбы,запрещена охота на редких животных,взяты под охрану «птичьи базары».

7.Зона тундры расположена....

а) севернее арктических пустынь

б) южнее арктических пустынь.

8.В тундре....

а) ярко выражены все четыре времени года,одинаковые по продолжительности

б) длинная суровая зима и жаркое лето

в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

9.Главное занятие коренного населения тундры....

а) рыболовство

б) оленеводство

в) земледелие.

10.К тундровым растениям относятся....

а) верблюжья колючка,саксаул,кактус

б) карликовая ива,мох-ягель, черника

в) кедр,осина, пальма.

11.Укажи верную цепь питания:

а) растения - лемминги - полярные совы

б) комары,мошки - полярные куропатки - песцы

в) растения - кречеты - волки.

12.Тундровый заповедник расположен....

а) на полуострове Ямал

б) на полуострове Таймыр

в) на Кольском полуострове.

13.Природная зона лесов состоит из....

а) пяти частей б) двух частей

в) трёх частей г) одной части.

14.Самую большую территорию занимают....

а) смешанные леса

б) хвойные леса

в) широколиственные леса.

15.Природные зоны России расположены так:

а) тундра,арктическая зона, зона лесов

б) арктическая зона,зона лесов,тундра

в) арктическая зона,тундра,зона лесов.

16.В тайге растут:

а) пихты,ели,лиственницы

б) дубы,сосны,ели

в) берёзы,липы, лиственницы.

17.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык,морж,розовая чайка

б) краснозобая казарка,кречет,стерх

в) зубр,амурский тигр, утка-мандаринка.

18.Экологические проблемы лесной связаны....

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой

б) с неблагоприятными погодными условиями

в) с участившимися лесными пожарами.

19.На территории зоны лесов расположен заповедник:

а) Таймырский б) Кандалакшский в) Приокско-Террасный г) остров Врангеля.

20.Охрана лесов - это:

а) обязанность государства

б) обязанность государства и долг каждого гражданина

в) забота самих обитателей леса.

21.Зона степей расположена на..... нашей страны :

а) севере б) востоке в) юге.

22.Характерный признак зоны степей - это....

а) сплошной травянистый растительный покров

б) отсутствие сплошного растительного покрова

в) обилие мхов,лишайников, кустарников.

23.К степным птицам относятся....

а) белые журавли,краснозобые казарки,розовые чайки

б) ястребы, кедровки,сойки

в) журавли-красавки, дрофы,пустельги.

24.Для растений степи характерны.....

а) стелющиеся корни, крупные листья

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки

в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли.

25.В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы.....

а) вырубка,загрязнение бытовым мусором,браконьерство,неограниченное заготовление древесины

б) распашка земель,неумеренный выпас скота,браконьерство

в) загрязнение поверхности нефтью,браконьерство,неограниченный выпас оленей.

26.Какая из цепей питания характерна для степи:

а) ежевика - лемминг - песец

б) водоросли - рачки - сайка - гагарка

в) растения - заяц-беляк - рысь

г) зерно - суслик - орёл-беркут.

27.Основным занятием населения степей является...

а) земледелие б) рыболовство в) оленеводство.

28.В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:

а) кречет,стерх,краснозобая казарка

б) пион тонколистный,журавль-красавка,степная дыбка

в) зубр,филин,женьшень.

29. Какое растение встречается в пустыне?

а)верблюжья колючка

в) берёза

30.Какое животное люди назвали "кораблем пустыни"?

а)сайгака

б)джейрана