2 украинский фронт бугаев иван павлович. Второй украинский фронт. Эффективность крупных боевых соединений

В течении многих веков об этой богине слагаются придания, она упоминается во многих легендах. Давайте узнаем кто такая Геката.

Геката — богиня темных сил, призрачных монстров,колдовства и чародейства. Судя по сказаниям, она дитя Астерии и Перса (это свидетельствует о её восточном происхождение), Зевс одарил её владычеством над землёй и морями, а Уран наградил её огромной силой.

Во времена Древней Греции она являлась особым божеством и считалась покровительницей темных сил, ужасных снов и призраков.

Изображения Гекаты, богини мрака

Это божество обладало тремя обличиями (или даже тремя туловищами) у неё было три головы и три пары рук, это позволяло ей смотреть в разные стороны. В Древнегреческой культуре число «3» часто связывали с богиней Гекатой. Она правила такими стихиями как: огонь, земля и воздух, а также основой существования человечества рождением, жизнью и, конечно же, смертью.

  1. Геката (образ днем) : попечительница юношества, охоты, судебных и военных дел, различных собраний.Тут она была опытная,мудрая советчица людей.
  2. Геката (образ ночью) : приспешница ночи, кошмарных сновидений, монстров, страшного разврата, мрака. Как красив, так и страшен её лик, змеи на голове. Богиня воинственна любит охотиться ночами среди могил и умерших душ со стаей гончих псов из царства тьмы. Её почитали и молились преступники, душегубы, влюбленные сердца которых отвергли. Она рассказывала, как приготовить ядовитые отвары и приворотные зелья.
  3. Очередной облик богини : небесная «Урания» — необоримая духовная любовь. Юная и очень красивая, эта красота не вызывает сексуальных желаний, ей только восхищаются и преклоняются.

Эту загадочную женщину именуют по разному , а каждое имя характеризует приписанные ей роли и свойства в разные промежутки времени. Вот несколько из особо прославленных имен:

  • Хтония — «земная»,
  • Дадофора — «факелоносица»,
  • Энодия — «дорожная»,
  • Клидофора — «ключница»,
  • Куротрофа — «кормилица детей»,
  • Фосфора — «светоносная»,
  • Пропола — «спутница»,
  • Пропилея — «привратница»,
  • Сотейра — «спасительница»,
  • Триформис — «трехтелая»,
  • Триодитис — (богиня) «трех дорог».

Троякое божество

Протоарийские народы имели своё представление об образе богини, связывая его с двумя мирами живых и мёртвых. Она совместно как тьма, так и свет. Статуи этой всемогущей женщины ставили на перекрёстках дорог. Римляне Гекату величали Тривией («Трехликой»). Строили храмы в честь только одной сущности богини, поскольку не все люди понимали триединство одного бога.

Прошлое, настоящее и будущее было подвластно Гекате, луна наделяла богиню огромной магической силой. Богиня могла влиять на человечество, время и пространство что, делало её лучшим союзником чародеев, которые очень хотели поменять кажущийся неизменным физический мир. Те, кто не боялся произносить в своих заклятиях её имя, получали в награду частицу её сверхъестественного могущества.

Тривия перепутья

Во времена языческих богов трехглавые . Взор богини направлен одновременно в трех направлениях.

И когда поднималась полная луна, почитатели Гекаты осуществляли тайком обряды, для того чтобы задобрить свою богиню.

Фигуры божественной девы с факелами и мечами ставили перед домами, тем самым отпугивая злых духов. Имя Геката ассоциировалось с жертвоприношениями, таинствами, заклятиями.

Оставляя перед своей дверью куриные сердца и мёд, люди думали, что богиня их помилует и услышит их молитвы.

В завершающий день месяца на перепутье несли дары — мёд, лук, яйца и рыбу, а также кукол в виде малюток и ягнят женского пола, олицетворяющих жертву. Колдуны собирались там же с целью засвидетельствования почтения Гекаты.

Геката (википедия)

В переводе с древнегреческого (Ἑκάτη) — богиня луны, теней, мрака и преисподней. Божественная дева ведьм, чародеев и всего колдовского. Существует мнение, что образ Гекаты к грекам пришел от фракийских народов.

Согласно википедии Геката — ночная «хтония» и небесная «урония», ходит среди могил и извлекает души умерших. Сеет ужасы и наводит страшные сны, но может и защитить от колдовства и злых демонов. Одним из её постоянных спутников был ослоногое чудовище Эмпуса, который мог менять облик и пугать запоздалых странников, а так же духи-демоны, керы. Именно такой была представлена богиня на памятниках изобразительного искусства начиная с V в. до н. э.

Мифические истории

Наиболее известная история — это когда Геката помогает Деметре отыскать её похищенную дочь — Персефону. Только она одна пришла на помощь несчастной богине. Её сочувствие понятно.

Из ее семейной истории известно, что ее мать погибла из-за неуемного сладострастия Зевса, а тетка таки уступила. Поэтому именно Геката была покровительницей обиженных, оскверненных и униженных женщин греческого общества. Ужасная и всемогущая женщина, которая накажет обидчиков, лишит их разума, нашлет несчастие или ещё что-нибудь. Для этого всего лишь нужно провести некий колдовской обряд.

Геката также помогает Медее влюбить в себя Ясона. Но как правило, влюбленные волшебницы, пытающиеся завоевать сердце любимого своими чарами, остаются одни — Ясон ее бросил. Несмотря на то что именно Медея спасала его, выручала и шла на преступления против своей семьи и страны ради любви к нему. Для Ясона Медея была лишь инструментом для осуществления своих целей.

В одном мифе богиня перевоплощается в медведя или дикого кобана и убивает своего ребенка (мальчика), затем возвращает его к жизни.

Бргиня имеет тайную силу, носит ожерелье из яичек, на её голове змеи.

В последних мифологических историях Геката оказывается дочерью Зевса и Геры, вызвавшая гнев матери за то, что помогла Европе, одной из возлюбленных Зевса. Геката укрывается сначала на земле у постели роженицы. После отправляется в Аид и обитает там.

Атрибуты Гекаты

В Греции символом Гекаты были обереги из пихтовых веток, обвитых плющом, которые защищали народ от бед.

Храм Гекаты

Если судить по мифам, храмы, посвященные богине строили неподалеку от города на холме среди деревьев, где мало света. Обязательно присутствовала статуя самого божества, скульптура могла быть одной (три тела, соединенные воедино) или три фигуры отдельно смотрящие в разные стороны, что символизировало три её ипостаси. Вокруг храма стояли факелы и гуляли собаки.

данной книге будут кратко изложены теоретические и практические основы моей работы с Богиней. Все методы и практики, изложенные в ней, собраны из различных источников. Одна часть материалов была взята у разных авторов, опробована на личном опыте и является вполне рабочей. Я не претендую на авторство всех описанных здесь методов и постарался по мере возможности снабдить их подобающими ссылками. Другая часть материалов получена мною из частных источников или же, в отдельных случаях, разработана мною самостоятельно.

Я не ищу выгоды, известности и не преследую при издании сего труда иных корыстных мотивов, уважаю свой и чужой труд, знания и опыт, поэтому не надо предъявлять мне свои претензии и обиды, негодования и нелестные высказывания в мой адрес держите при себе. Я не претендую на истину в последней инстанции - у каждого своя истина, - но, в отличие от многих, стараюсь по возможности отделять зёрна от плевел.

Эта книга - своеобразный отчёт о работе в Культе, анализ многолетней работы с Богиней, а также попытка отсеять из умов юных и малоопытных практиков весь бред и догмы, навязанные интернетом и «знатоками» от магии, просветить интересующихся и развеять невежество, которое сложилось нынче вокруг Культа Гекаты. Это не книга по некромантии, эта книга - пособие по практике в традиции Гекатианы. Здесь будет изложена лишь очень малая часть методов работы в Культе, но намёки, полунамёки и оговорки помогут вам найти верный ответ. Главное - практикуйте, и, при должном усердии, наличии головы на плечах и сообразительности, к вам однажды придёт откровение - знание и понимание, без всяких интернетов, «мастеров» и гор лживых практик. Если вы намерены просто попрактиковать «для интереса» - воздержитесь и проходите мимо, этот Путь не для вас: мимолётных магов, мелких колдунов и просто дураков он не терпит. Богиня горда и поворачивается лицом к тому, кто с открытым сердцем приходит к ней, молится ей, воздаёт ей соответствующие почести и приносит должные жертвы.

Работать только с некротическим аспектом Богини, чем сейчас многие грешат, неверно. Я и сам ранее так делал, что объяснялось лишь неопытностью и недостатком знаний. Но со временем приходит осознание, мудреешь и поднимаешься над самим собой. Правильным решением будет ПОЛНОЕ изучение Культа и затем, ежели душа того желает, избирательная специализация на той или иной ветви Культа.

Думаю, что и ты, читающий сие, осознаешь то, что однажды осознал я.

Рой Мрачный Жнец


Введение в Культ Гекаты



К

ульт богини Гекаты (далее - Гекатиана, или Культ) - это один из культов, посвящённых Богине-Матери в разных её аспектах. Геката не является чистым божеством некромантов, виккан, сатанистов и прочих практиков, это лишь частные способы работы с нею с позиции той или иной традиции колдовства, однобоко и предвзято подходящих к попытке обуздать силы Богини. Богиня-Мать - одна, культ её несёт в себе собирательный образ родительницы, защитницы, покровительницы, губительницы, уничтожительницы, ибо культы Богини-Матери прослеживаются в религиях и направлениях магии многих народов - это Кали (Кали-Ма), Мара (Мара-Мати) и др., - только имена у неё разные. Например, та же Кали представлена в разных аспектах от подательницы жизни до жестокой убийцы.

Проводя аналогию с традицией ведовства, одной из ветвей которого и является Культ Гекаты, можно сказать, что практиков Гекатианы правильнее именовать ведьмами и ведьмаками, что традиционно возводится к корням «Вед Ма», «Ведать Богиню-Мать», хотя в других системах они могут называться «некромантами», «некромагами» или как-то иначе. Поскольку понятия «ведьма» и «ведьмак» недостаточно полностью отражают суть и разнообразие практиков, работающих в данной традиции, мы будем использовать наименования «ведьмак» и «ведьма» для практиков наиболее высокого уровня. В этом случае термин «ведьмак» соответствует понятию «жрец-колдун», ибо он не только ведёт жреческую работу в Культе, но также проводит изыскательные, развивающие и другие колдовские работы. Проще говоря, ведьмак выполняет не только техники «кормёжки» и обряды поклонения Богине, но и практики по изменению окружающего мира в соответствии со своей Волей, использует энергии Культа. Таким образом, взяв понятие «жрец-колдун» (= «ведьмак») как основу, можно разделить работу в Культе на несколько направлений деятельности:

1. Жрец-колдун - собственно жрец-колдун (ведьмак), работающий в различных аспектах Культа, гармонично сочетающий жреческую и колдовскую работу в Культе; самые сильные практики.

2. Жрец-призыватель - некромант, он же жрец-колдун, работающий ТОЛЬКО с некротическим аспектом Богини, поднимающий нежить, вызывающий духов; также ведёт общение с душами умерших, управление ими; практики выше среднего уровня.

3. Жрец-заклинатель - собственно жрец Культа, выполняющий основные техники подпитки и зарядки Культа, заклинающий культовых богов, иначе говоря - «батарейка», которая, несмотря на полное или практически полное отсутствие колдовской работы, весьма ценна; практики среднего уровня.

4. Жрец-маг - ведущий колдовскую деятельность в Культе в его различных аспектах, жреческие функции сведены к самому минимуму или отсутствуют вообще; практики ниже среднего уровня.

5. Жрец-энергет - энергопрактик, работающий с энергиями Культа, жреческие и колдовские аспекты работы сведены к минимуму либо преобладает жреческий; практики слабого уровня.

6. Сторонние - практики, не имеющие отношения к Культу, не имеющие в него посвящения, но использующие имена, энергии и силы Культа; как правило, самые слабые практики.

7. Ясновидцы - это не жрецы и не колдуны, скорее просто энергеты; сюда входят медиумы и спиритуалисты, так или иначе касающиеся Культа; идут как бы отдельной ветвью (но их стоит отличать от тех практиков высокого уровня, у которых эти способности проявились после многолетней работы в Культе и ряда посвящений), чаще всего не являются практиками или являются практиками с очень низкими (почти мизерными) способностями.

Таким образом, получаем, что истинным практиком в Культе Матери-Богини является ведьмак - он же жрец-колдун, полноценный практик, работающий с различными аспектами Гекаты, правильно и грамотно сочетающий жреческие и колдовские направления работы в Культе. Остальные - однобокие практики, остановившиеся в своём развитии в рамках Культа, ибо сама по себе Гекатиана достаточно обширна и разнообразна и позволяет человеку максимально развиваться в данной традиции. Поэтому, упоминая далее в книге «ведьмак», я буду подразумевать именно жреца-колдуна как наиболее верное и правильно определение практика в традиции Гекатианы.

В этой книге будет рассмотрен именно Культ богини Гекаты в её различных аспектах. Автор постарается максимально чётко и разносторонне изложить основные постулаты, принципы работы и суть Культа, насколько возможно правдиво и полно излагать здесь разные аспекты работы и материалы по различным сторонам Гекатианы.

Часть 1. Теория

Геката

Г

еката (Ἑκάτη - на греческом, Hecate - на латыни) - древнее восточное божество Малой Азии, культ которого был перенесён в Грецию. Родителями Гекаты считались титаны Перс и Астерия - воплощения изначальных, доолимпийских хтонических сил. Геката считалась матерью Эмпусы (Ἔμπουσα) - чудовища, принимающего по ночам облик чудной девы, увлекающей путников, или страшного призрака. Она - женщина-демон, мифическое существо с ослиными ногами, напоминающее вампира (упыря), высасывающего по ночам кровь у спящего человека. Эмпуса считалась ночным духом, принадлежавшим к Мормоликам (к ним ещё относятся Акко, Алфито и Горгомпуса), находилась в свите богини Гекаты. Лицо Эмпусы пылает жаром, одна нога - медная, а вторая состоит из навоза. Дочерью Гекаты считается чудовище Скилла (Σκύλλα), отцом которой был Форкий.

Боги Олимпа особо чтят Гекату. Зевс после расправы над титанами сохранил Гекате её власть. В поздней традиции Геката становится богиней призраков, волшебства и заклинаний, повелительницей в подземном царстве и постепенно сливается с Персефоной. В Культе Гекаты имелись черты, близкие к культу Артемиды, с коей Геката нередко отождествлялась. Подобно Артемиде, она считалась покровительницей зверей. В Культе Гекаты отчётливо прослеживаются также черты лунного божества (её часто отождествляли и с Селеной). Тройное изображение Гекаты на медальонах или жертвенниках не означает того, что каждая из фигур - сама Геката. Представленная на рисунках троица - это Селена, Персефона и Артемида. Из-за отождествлений с названными богинями и тройственного изображения Гекаты её нередко называют трёхликой или трёхглавой. Кроме того, считается, что каждый лик Богини символизирует власть над мирами - верхним (Селена = Геката Никтофлога - дни полнолуния), средним (Артемида = Геката Пропилея - дни растущей луны) и нижним (Персефона = Геката Хтония - дни убывающей луны). Абсолютная ипостась Богини (Геката = Геката Тетрасилиниакос) является скрытой и проявляет себя только в Ночи Чёрной Луны; это истинный лик Гекаты, несущий её бездновую (хаотическую) суть.

Она почиталась как тёмное проявление Луны, подземная богиня мрака, ночных видений и колдовства, покровительница ведьм и ведьмаков (ведающих, работающих в Культе Богини-Матери), царица тьмы и ночи, сексуальных извращений и смерти. Она - королева мёртвых, посылающая призраков и кошмары из подземного мира; она властвует в преисподней над всеми привидениями и чудовищами; её власть огромна. Именно её винили в безумии и появлении призраков. Она несла ответственность за постигающее людей безумие, помешательство или одержимость какой-либо идеей.

Гекату изображали с тремя головами - собаки, лошади и льва (другой вариант - собаки, осла и женщины) - или в виде гигантской трёхтелой женщины, несущей копьё (меч), жертвенный кубок и факел; её ноги и волосы обвиты змеями, её голос напоминает собачий вой. Чаще её изображали с факелом в одной руке и ключами в другой. Безлунными ночами она покидает Гадес и бродит по земле среди могил, вселяя ужас в сердца смертных и вызывая безумие. Её сопровождает свора ужасных стигийских псов (чудовищных красноглазых собак подземного царства Аида с берегов Стикса), неприкаянные души умерших и прочая нечисть. Ночная охота Гекаты - это мрачная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней (эмпус и ламий). Собакам единственным дано чувствовать приближение Гекаты. Считается, что в процессе вызываний Гекату видят только собаки и жрецы Богини, и, как говорится в мифах, если собаки ночью воют у старых дорог, значит, идёт Геката в окружении своей свиты. Днём же, по указанию Гекаты, на земле появляются полуденные демоны.

Геката отвечает также за деторождение, охраняет детей и юношество, покровительствует матерям, воинам, мореплавателям, путешественникам. Выступает арбитром при судебных тяжбах, спорах, народном собрании, поборница справедливости. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней. Может одаривать счастьем и материальными благами. Геката отвечает за выбор Пути, помогает в разрешении запутанных ситуаций и покровительствует всем магам и колдунам (кроме тех, кто работает исключительно в традициях мировых религий).

Согласно жреческим традициям почитания Гекаты, в своих практиках ведьмаки обращаются к Гекате, стоя лицом на Север .

Гекате соответствуют:

· стихии: Воздух, Земля;

· день: понедельник;

· планета: Луна;

· время: ночь; два первых и два последних дня луны;

· часы: с 1 до 3 часа ночи;

· место ритуалов: храм, перекрёстки заброшенных дорог и троп, кучи камней, острова на болотах, развалины старых зданий, кладбища, места былых сражений;

· атрибуты: факелы, кнуты, змеи, кинжалы;

· животные, посвящённые Гекате: чёрная собака;

· животные-ипостаси: кобыла, собака, лев;

· деревья, посвящённые Гекате: ива, кипарис;

· травы: цикламен, мята, кунжут, одуванчик, дурман, белена, лук, чеснок;

· чай: чёрный с мятой и добавлением небольшого количества белены (дурмана);

· число: 3;

· лунные дни, в кои власть переходит Гекате: 8, 14, 22, 28.

Жертва Гекате

Г

еката принимает в жертву собак и щенков, желательно чёрного цвета. Основной аспект принесения жертвы, основная физическая составляющая, принимаемая Богиней - кровь, поэтому мучить жертвы не рекомендуется. Жертва убивается резким ударом жертвенного ножа в шею, либо ей отрезается голова, кровь сливается в жертвенную чашу, после чего над кровью читаются молитвы, формулы и кличи, а затем кровь отдаётся земле - выливается на камни, на могилу или в яму. Нередко жертвы приносят на перекрёстках заброшенных дорог, тогда кровь оставляется на обочине. Важным является то, что кровь должна вытекать сама, выдавливать её из жертвы нельзя. Если нет возможности достать кровь чёрной собаки, в жертву может приноситься свежее мясо или кровь другого теплокровного животного (по возможности - чёрного цвета), самостоятельно зарезанного жрецом. Однако при важной обрядово-ритуальной работе в жертву приносятся только чёрные собаки, поскольку собака - это животное, посвящённое Гекате и потому служащее не только реальной, но и символической жертвой. Напротив, жертвоприношение иных животных является неполноценным, ибо они не относятся к Культу, и в данном аспекте в качестве жертвы может рассматриваться только сама кровь.

Очень редко Геката принимает человеческую кровь. При этом вообще нет необходимости в ритуальном убийстве. Вполне достаточно небольшого количества - буквально нескольких капель. Иногда ведьмак сам приносит в жертву свою кровь. В Культе Гекаты запрещено приносить в жертву кошек, сов и воронов, ибо это священные животные, имеющие непосредственное отношение к Миру Мёртвых, и за нарушение запрета практику воздастся по заслугам в виде жёсткого отката и/или обратного удара. Это табу, нарушать его нельзя .

Ключи Гекаты

В

Культе Гекаты есть несколько уровней посвящения, при этом на каждом уровне даются знания определённой глубины и критичности. Открытие нового уровня знаний начинается с передачи Ключа. Ключ - это некая информация, коя сама по себе даёт богатую пищу для практика, раскрывая перед ним аспекты обрядово-ритуальной практики данного направления, и необходима также для молитв, жертвенных работ, самой практики. Таким образом, Ключ несёт смысловую нагрузку с определённой заложенной в нём сутью. Ключи крайне необходимы, без них вся практическая часть системы теряет смысл, обращая работу практика в ничто.

В практике Гекатианы существует 6 ключей: 2 ключа Гекаты, 2 ключа Аида и 2 Общих (совместимых) ключа. Первые ключи Гекаты, Аида и Общий являются графическими, то есть изображаются на каких-то поверхностях (амулеты, печати, кольца, на алтаре и т.д.). Вторые ключи Гекаты, Аида и Общий являются ритуальными, то есть выполняются непосредственно в ходе ритуала в виде комплексного или отдельного жеста.

Ключи также можно использовать для медитаций для постижения основ и сути Культа, настраиваясь на энергии Бога и Богини.

Знаки и жесты

Жест Тау - ноги на ширине плеч или чуть уже, выпрямленные руки горизонтально в стороны, ладонями вверх.

Жест Осириса - скрещённые на груди руки, правая поверх левой, все пальцы находятся в вертикальном положении и касаются плечевых суставов.

Существует и ряд других жестов, использующихся посвящёнными адептами Культа.

Клич Алз

К

лич Алз - это общее название ведьмовских формульных кличей определённого потока или действия, используемых для призывания той или иной Силы - в чистом виде или идущей от божества. Не являются эгрегориальными, направлены непосредственно на конкретного бога или Силу.

Ох уж эта "Тёмная богиня"! Как только ее не исказили люди в своих попытках причаститься к ней, приписывая всё новые и новые качества, которые удивительным образом сделали из нее чуть ли не хозяйку Ада... В этой статье вы этого не найдёте. Вместо "черномагических" толкований вас ждёт философский и очень простой вывод, то, что мы все знаем с малых лет. Но чтобы добраться до этой народной мудрости, придется пробираться через густой лес символизма и фольклора. И это, на мой взгляд, очень интересное путешествие, при верном отношении к которому, у вас появится возможность пополнить чашу своей духовности.

Полагаю, интересующемуся читателю этой статьи повезло в том плане, что ниже он может прочитать в краткой форме готовый результат того, над чем мои извилины извивались довольно долгое время, - абсолютно новую версию Гекаты. Поэтому, если кто захочет блеснуть этими данными, просьба уважать чужое утраченное и не восстановленное серое вещество и указывать автора этой статьи: и мне приятно, и вам ++ к карме. В любом случае, для вас это лишь информация к размышлению, для меня - отличный опыт, в этом и есть разница.

Что же, после недолгого занудства перейдем к делу.

Геката оказалась очень образной конструкцией, символизм которой показан в фольклоре в двух разных формах, но говорящих об одном и том же. И это надо учитывать и не путать. И ведь нельзя понять всю глубину ее, используя одни только греческие мифы! Наиболее глубокую ее часть отображают именно славянские народные обычаи, что уже для меня становится привычным явлением. А финальную (обобщающую) точку ставит санскрит. На этих трех китах я и выстрою свою статью.

Всеми чтимая

Когда энциклопедии пишут о Гекате, то концентрируются на ее связи с темной стороной, ведьмами и нечистой силой, и не принимают всерьез текст Гесиода, который как бы просто нахваливает эту богиню. На деле же Гесиод показывает нам первый слой понимания Гекаты... И это заметно даже в русском переводе, который, как мы уже видели ранее , не всегда точен. Поэтому рекомендую ознакомиться с переводом В.В. Вересаева строк "Теогонии":

«…Гекату, - ее перед всеми
Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей:
Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря.
Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен,
Более всех почитают ее и бессмертные боги.
Ибо и ныне, когда кто-нибудь из людей земнородных,
Жертвы свои принося по закону, о милости молит,
То призывает Гекату: большую он честь получает
Очень легко, раз молитва его принята благосклонно.
Шлет и богатство богиня ему: велика ее сила.
Долю имеет Геката во всяком почетном уделе
Тех, кто от Геи-Земли родился и от Неба-Урана,
Не причинил ей насилья Кронид и не отнял обратно,
Что от Титанов, от прежних богов, получила богиня.
Все сохранилось за ней, что при первом разделе на долю
Выпало ей из даров на земле, и на небе, и в море.
Чести не меньше она, как единая дочь, получает, -
Даже и больше еще: глубоко она чтима Кронидом.
Пользу богиня большую, кому пожелает, приносит.
Хочет - в народном собранье любого меж всех возвеличит.
Если на мужегубительный бой снаряжаются люди,
Рядом становится с теми Геката, кому пожелает
Дать благосклонно победу и славою имя украсить.
Возле достойных царей на суде восседает богиня.
Очень полезна она, и когда состязаются люди:
Рядом становится с ними богиня и помощь дает им.
Мощью и силою кто победит - получает награду,
Радуясь в сердце своем, и родителям славу приносит.
Конникам также дает она помощь, когда пожелает,
Также и тем, кто, средь синих, губительных волн промышляя,
Станет молиться Гекате и шумному Энносигею.
Очень легко на охоте дает она много добычи,
Очень легко, коль захочет, покажет ее - и отнимет.
Вместе с Гермесом на скотных дворах она множит скотину;
Стадо ль вразброску пасущихся коз иль коров круторогих,
Стадо ль овец густорунных, душой пожелав, она может
Самое малое сделать великим, великое ж - малым.
Так-то, - хотя и единая дочерь у матери, - все же
Между бессмертных богов почтена она всяческой честью.
Вверил ей Зевс попеченье о детях, которые узрят
После богини Гекаты восход многовидящей Эос.
Искони юность хранит она. Вот все уделы богини»
(Теогония, 411-452)

Как видно, ни о какой "тёмной стороне", воспетой Аполлонием Родосским в "Аргонавтике", тут и речи не идёт. А о чем же идет?

Мы видим богиню, которая возвеличивает достойного, дает прибыль, приумножает, вскармливает.

И кстати говоря, тут столько раз упомянуто слово "честь, почитать", что не могу пройти мимо. В греческом тексте использовано слово "τιμή", оно встречается 8 раз и обычно переводится как "чтить" в разрезе того, насколько чтима Геката Зевсом и всеми богами, и всеми людьми, но вообще это слово значит не только абстрактную "почесть", но вполне конкретную "цену", в смысле то, что воздается кому-либо за оказанную услугу, т.е. как бы долг или кто чего достоин за что-либо, кому что причитается - вот откуда переводчики взяли "честь".

И в конце мы видим функцию Гекаты как "κουροτρόφος" - воспитатель детей, кормилица. Но дети - κοῦρος - это не младенцы, а юноши и девушки, о которых речь шла в статье о "Гребешках " (не лишним будет заметить, что "коуро" - это еще и изогнутое навершие чего-либо, то есть тот же гребешок) - это молодые люди, стоящие на пороге самостоятельной жизни, созревшие, которым предстоит сделать выбор в жизни, принять наследие рода, выяснить свое предназначение, вступить в права. За всем этим мифические герои уходили в свои невероятные путешествия. Все герои (кроме Геракла и Одиссея - это мужчины, уже имеющие детей, а следовательно, входят в иную символическую категорию) были "κοῦρος". Таким образом, Куротрофос - это тот, кто создает этих "куросов", то есть делает из детей - созревших юношей. Вот, о каком "вскармливании" ("попеченье о детях" в тексте) идет речь. В какой-то степени, изображение Марии с младенцем на руках - это и есть Куротрофос. Но я этот факт здесь трогать не буду, поскольку он не прямо относится к теме, хотя упоминание о Марии все-таки встретится позже; да и неохота раздувать эту статью до невероятных размеров.

Этот же эпитет упоминается в позднем орфическом гимне Гекате, наряду с остальными, где участь богини уже была предрешена в сторону колдовства:

«Я придорожную славлю Гекату пустых перекрестков,
Сущую в море, на суше и в небе, в шафранном наряде,
Ту, примогильную, славлю, что буйствует с душами мертвых,
Ту нелюдимку Персею, что ланьей гордится упряжкой,
Буйную славлю царицу ночную со свитой собачьей.
Не опоясана, с рыком звериным, на вид неподступна,
О Тавропола, о ты, что ключами от целого мира
Мощно владеешь, кормилица юношей, нимфа-вождиня,
Горных жилица высот, безбрачная - я умоляю,
Вняв моленью, гряди на таинсгва чистые наши
С лаской к тому волопасу, что вечно душою приветен!»
(не знаю, чей перевод)

Особое место Гекаты в мировоззрении подчеркивается ее значимостью и для земли, и для небес, и для моря - всех трёх миров.

Главное качество, которое мы видим в гимне Гесиода, - это всё-таки приумножение. Оттого ее и призывают в молениях, чтобы побольше выгод поиметь. Приплод скота? - побольше! Славы? - Еще больше... И т.д. В этом плане крайне показательно сравнить имя богини "Ἑκάτη" с греческим "ἑκατά", что означает "сотня" или "очень много". Говоря по-русски, "во сто крат". Ведь именно это и имеет в виду гесиодовский текст.

Но это наименее интересная часть Гекаты, которая отчего-то нигде не озвучена. Намного любопытнее сама философия этого "во сто крат", которую можно подчеркнуть в славянских традициях.

Православная Геката

Самое распространенное изображение Гекаты мы встречаем у Павсания:

«Из богов эги­не­ты чтут боль­ше все­го Гека­ту и каж­дый год совер­ша­ют таин­ства в честь Гека­ты; они гово­рят, что эти таин­ства уста­но­вил у них фра­ки­ец Орфей. Храм Гека­ты нахо­дит­ся внут­ри огра­ды. Дере­вян­ное ее изо­бра­же­ние, работы Миро­на, име­ет одно лицо и одно тело. Как мне кажет­ся, впер­вые Алка­мен создал Гека­ту в виде трех соеди­нен­ных друг с дру­гом ста­туй; афи­няне назы­ва­ют эту Гека­ту Эпи­пир­гиди­ей (Хра­ни­тель­ни­цей кре­по­сти); она сто­ит у хра­ма Ники Апте­рос (Бес­кры­лой победы)»
(Описание Эллады II. 30, 2)

То есть выглядит это примерно так:

Классика Гекаты - это трёхликая богиня с двумя факелами в руках.

И каково же было моё удивление, когда я встретил описание одного украинского обряда:

«У східніх районах України ще донедавна зберігався дивний звичай серед «дівчат-чарівниць » святити воду в ніч проти Введіння. Ось як розповідає про цей звичай очевидець С. Г-ка:

«Був колись я на Курщині, там ще багато наших людей - цілі села українські. Там у мене товариш був... «Ти знаєш, - каже він, - що в цю ніч наші дівки-чарівниці будуть воду святити». «Та чого ж, - питаюся, - вночі , що їм - дня мало?» - «То ж, - каже, - чари, а чарувати тільки вночі можна, бо, коли сонце на небі, чарівниці силу втрачають. Як хочеш, то ходім зо мною, побачиш». Погодився я, і ми пішли... Отоді я бачив, як там дівчата зійшлися на таке місце, де три води докупи зійшлися - три струмки зливалися в одне русло . Набрали дівчата у глечик води, запалили два поліна , а коли вогонь добре розгорівся, тримали їх над череп’яною мискою і лляли воду так, щоб вона проходила поміж двома вогнями. Щось вони там ще шепотіли, але що саме - не чув...»

Про таку «свячену» воду доводилося мені чути і на Уманщині, і в інших місцевостях наддніпрянської України. Говорилося, що така «свячена» вода годиться на «привернення» парубка до дівки» (Олекса Воропай. Звичаї нашого народу: Етнографічний нарис, 1958)

То есть девушки-чаровницы собираются ночью в месте, где сходятся три ручья, набирают там воду и льют ее в миску так, чтобы струйка проходила между двух зажженных поленьев, при этом заговаривая. Перекресток трех ручьев, два факела, заговор - это же и есть Геката!! В славянских землях.

Самое интересное, что обряд этот приурочен к "Введенью" или, как называет этот праздник церковь, Введение во храм Пресвятой Богородицы, то есть Марии, будущей куротрофос. В народном календаре он связан с выпадением достаточного для передвижения на санях количества снега. В век точных цифр, конечно, всему есть своя дата, но у крестьян всё было по приметам, поэтому многие праздники, которые в святцах разбиты по разным дням, по сути являлись одним целым. Так, одни и те же обряды и поводы для них мы наблюдаем и у Введенья, и у даты, которая идет через трое суток после него - день святой Екатерины (St. Catherine"s Day, Катерини) или, по-народному, Катерина Санница.

Разумеется, прозвище сие как раз за то, что в эти дни принято было выезжать на санях, кататься с горок и т.д. Естественно, всё это относится к свадебным и любовным обрядам, коим насыщен весь зимний период (да и вообще, тема брака - основная в крестьянском обществе, ибо основная заповедь Господа - "Плодитесь и размножайтесь").

То, что имя Екатерина должно иметь прямое отношение к Гекате, я подозревал давно, но не было доказательств. Официальная версия настаивает на греческом "Αικατερίνη ", что якобы переводится как "вечно чистая" (выводят от "καθαρή" - "чистый, незапятнанный"), но в этих официальных версиях все всегда "чистые и светящиеся", или имеющие отношение к Богу. Одно и то же объяснение каждый раз, которое мало согласуется с народными воззрениями (и если в греческих трактовках есть хоть какой-то намек на смысл, то когда дело доходит до якобы ивритских корней имён, тут уж пиши пропало! - там вообще объяснения, кажется, выдуманы, что называется, "на коленке"). У меня ощущение (повторюсь, ОЩУЩЕНИЕ, а не факты), что календарные имена, которые носят и связанные с приметами христианские святые, - это совсем не те имена, которые ходили в народе. То есть детей так не называли. Но поскольку крещение связано с имянаречением, а крестили всех по святцам, то и имена при крещении уже давали те, что были установлены церковью. Церковное имя пришло на смену родовому или общинному, а церковные имена изначально - не имена вовсе, а слова-символы (на самом деле, идущие из далекой индоевропейской общности, когда такого понятия как "христианская церковь" и не существовало). Вот такая заморочка, НА МОЙ ВЗГЛЯД (то бишь за чистую монету не принимайте, проверяйте).

Но с чего это я решил, что Геката и Екатерина - одного поля ягоды? Ну, во-первых, безумно схоже по звучанию (учитывая, что "г" в "Гекате" не такая уж и явная - Ἑκάτη), есть даже в мифологии имя мужское "Гекатерос", а дети его звались "Гекатеридами" (по-русски, Екатеричи), что еще больше напоминает Екатерину. Во-вторых, это приведенный выше обряд, полностью повторяющий "трехликую, двухфакеловую" богиню-ведьму. В-третьих, сама обрядность Введенья и Катерини, о которой пойдет речь далее.

Сначала немного деревенской магии. Текст беру из той же книги О.Воропая, только сразу переведу на русский:

«День великомученицы Екатерины или, как обычно этот праздник в народе называется, «Екатерины», есть праздник девичьей судьбы. Накануне этого праздника когда-то парни постились, чтобы Бог послал им хорошую женщину. В самый же день праздников, седьмого декабря, девушки гадают и призывают судьбу.

Утром, до восхода-солнца девушка идет в садик и срезает веточку вишни. В доме девушка ту веточку ставит в бутылку с водой и ждет праздника Меланки. Если к «Меланки» вишня разовьется и зацветет - хороший знак, потому и судьба девичья цвести будет. Засохнет веточка без цвета - скверный признак...

Вечером девушки сходятся к одному дому и варят общий ужин - борщ и кашу. Приходят ребята, начинаются развлечения. Танцевать нельзя - пост, но без танцев весело - смех, пение...

В полночь, перед «петухами» 2 девушки берут горшочек с «ужином», обертывают его новым полотенцем и идут «призвать судьбу». Шествуют к воротам. Каждая из девушек влезает поочередно на ворота, держа в руках чашку с кашей и борщом, и трижды кричит: " Судьба, судьба, иди ко мне ужинать!". Если в это время пропоет петух, «судьба отозвалась»; если же нет: «Судьба оглохла, не слышит моего голоса». Сокрушается девушка и проклинает судьбу: «Чтоб ты кукушки не слышала, блудница моя!". Но это еще полбеды - не целая беда, если судьба оглохла. Хуже, когда звезда с неба упадет. «Погаснет судьба» - запуганы шепчут девушки. В жизни большей части бывает так, что у красивых женщин не всегда «хорошая» судьба. Этот мотив часто встречается в народных песнях, рассказах и сказках...

Хотя «Екатерины» - это праздник женской судьбы, и все же за ужином ребята любят вспомнить и о своей судьбе...

Интересно, что во Франции святая Екатерина считается патронессой старых дев...»

Это что касается пресловутых "ведьм" и "чародейства", связанных с Гекатой. Вообще, большая часть той самой "магии", которой так боялись всякие инквизиторы и цензоры, по сути являлась любовной и брачной ритуаликой, в какие бы мрачные одежды ее не рядили грамотеи. Но это просто для общего развития. Для смысла "Гекаты" нам это не особо нужно, так как любовные мотивы были атрибутом всего годичного цикла (с акцентом на двух главных праздниках в году). А теперь то, что нам действительно важно:

Не мудрствуя лукаво, обратимся к Википедии :

«Первое катание на санях - Екатерининское гулянье. В этот день устраивались гонки на санях. Всей деревней, стар и мал, собирались на каком-либо возвышении, пригорке, чтобы посмотреть на парней и молодых мужиков, поболеть за своих, оценить лошадей. Девушки отдавали должное женихам за их удаль, сноровку, силу.

Сани в крестьянском подворье были немалой подмогой. И все их полагалось в день Екатерины обязательно скатить с горы : и дорожные сани-обшевни, и крестьянские - дровни на полозьях березовых, и ручные саночки-салазки, чунки... Да к тому же на всех санях в день Екатерины полагалось покатать деревенский народ»

Таким образом, главным символом дня Катерины стали катания. Ага, уловили связь: "Катя" и "Катать". Из словаря В. Даля:

«КАТАТЬ, катить, катнуть, катывать что, по чем, оборачивать колесом, подвигать обращая; тащить или толкать предмет так, чтобы он вертелся через себя... Катунки ж. костр. - сани».

То есть прозвище Катерины - "Санница" - это и есть расшифровка слова "Катерина" (катунки). Я уже встречал подобное у других святых, и в этом нет ничего странного, ведь даже сама Святая Екатерина на иконах изображается с колесом:


Святая Екатерина

Караваджо "Святая Екатерина"

Куда уж намёк прямее! Тот самый случай, когда писателям Жития пришлось подгонять биографию под символ. Не со всеми святыми есть такие проблемы, поскольку не все они имеют какой-то графический символ, но вот с Екатериной надо было повозиться и придумать версию ее мученичества:

«Прикажи устроить на одной оси четыре деревянные колеса, а по ним вокруг наколотить разные железные острия: два колеса пусть обращаются в правую, а два в левую сторону; по средине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят ее тело. Но прежде пусть только покажут эти колёса Екатерине, чтобы она, видя их, убоялась жестокого мучения, и подчинилась бы твоей воле; если же и после этого она останется в прежнем упорстве, - то пусть примет мучительную смерть... Мучитель, видя, что не может устрашить Екатерину и отвратить ее от Христа, велел привязать ее к колесам, и с силою вращать их, дабы она была растерзана на части и таким образом умерла бы ужаснейшею смертью. Но лишь только приступили к сему мучению, как внезапно сошел с неба Ангел, освободил от уз святую, а колеса сокрушил на части; причем колеса, с силою разбиваемые, летели в сторону и поражали многих неверующих на смерть. Видя такое преславное чудо, весь народ воскликнул: "Велик Бог христианский!"» ()

Надеюсь, мой умный читатель поймет, что у меня нет цели дискредитировать Святых или Церковь, но всё-таки не каждое житие - это факт. Даже сама церковь предлагает все это воспринимать метафорически, что абсолютно верно. Каждый верит, во что хочет, для меня же всё это является нейтральной символикой, которая толкает к тому, чтобы увидеть в "Екатерине" корень "Кат", относящийся к слову "Катить".

Внимание, погружение!

Так что "вдохнуть и не дышать"! Если кто не всплывет обратно, знайте, теперь вы в лучшем мире, в мире символов и слов.

Итак, я неспроста выше выделил традицию в день Екатерины сКАТ ываться с горки на санях. Ведь эта традиция помогает понять этимологию слова "Катать":

Греческое "κατά" или "καταί", или "καθ᾽" - означает "вниз", а также "движение сверху вниз (как раз вышеупомянутый "скат"), внутрь (κατα γᾶς - под землю), в, напротив, согласно чему-то, по отношению к чему-то, соответственно чему-то, около чего-то (более-менее), назад, возвращаться назад".

Движения вниз и внутрь, возвращение назад - это движение к началу, к истоку. Остальные значения (относительно, согласно, около) рисуют нам круг (множество точек относительно центра). Окружность - это и есть постоянное движение к началу, возВРАЩЕНИЕ. Цикл, одним словом.

Это и лежит в "Катании": катиться - это, как уже было сказано выше, движение при помощи оборотов. Хоть бревна под тяжесть подкладывай, хоть колесо кати. Постепенно это слово от колесного транспорта перешло на любой другой, вплоть до ездовых животных, например, собак - символов Гекаты (сравните слова "кони" и "canis", то есть "собаки" - всё ездовые животные, греческое "κῑνέω" - "двигаться, перемещаться"). Но тут смысл несколько глубже:

Постоянное возвращение к началу, обнуление, цикл - основа движения. Если точка на колесе не будет возвращаться на прежнее место на окружности - телега не поедет. Это как бы ответ на все эти Сансары и природные циклы - движение по кругу малого порождает движение вперед всей системы.

Это называется Опытом. Ребенок не начнет ходить, пока много раз не попробует это. Вы не сотворите ничего качественно нового, пока не сделаете несколько попыток или хотя бы не прокрутите в голове (виртуальные модели мозга заменяют реальный опыт), и вообще не шагнете дальше, пока не освоите уже имеющийся человеческий опыт. Неумение, ошибки... Пробовать, пробовать и пробовать - так наше тело учится новому, так наша память запоминает новое. Мы постоянно возвращаемся к началу, "вниз", до тех пор, пока новое действие не станет привычным, и тогда можно делать следующий шаг - то самое движение вперед благодаря многократным циклам. Повторение - мать учения!!

Да что там говорить! - Сама ходьба - это многократное повторение одинаковых движений ногами - а тело направляется вперед.

Вот, что означает колесо в руках Екатерины.

Поэтому молодые пары и делали настоящее "κατά", скатываясь вниз, к началу: женитьба - это переход на новый уровень, начало новой жизни, это некое обнуление прежнего опыта и при этом продвижение вперед в общественном статусе. Возврат к началу ради развития. А остальные крестьяне скатывали свои сани с горы тоже, чтобы сбросить старый год со всеми его хлопотами (осень закончилась, урожаи собраны, основные работы завершены) и пойти дальше...

Но! Слово Геката или Еката - это не только корень "Кат". Там еще есть и "Ек". Обратимся к санскриту:

एकता - еката - единство, союз, совпадение, идентичность
एकधा - екадха - одним путем, вместе, одиночно
एकदा - екада - однажды
एक - ека - один, одинокий, такой же, идентичный, правдивый.

Сразу можно узнать русское "яко" - сравнение "как, каким образом; какой, каковой, равно что; ибо, понеже, поелику, потому что, так как; якобы, будто, будто бы, словно, как будто". Сравнение - это "один-в-один" - снова значение единицы, как и в санскрите. В греческом это "εἷς, οἶος".

Именно поэтому Геката стала ассоциироваться с гесиодовским "приумножением, ростом, множеством" и выражаться символом перекрестка или трехликой богини - множество в одном, единство множества.

Я потому и говорил в начале о том, что символизм Гекаты показан в фольклоре в двух разных формах. Это или множественные попытки - многократные возвращения к началу, но с одной целью (развитие), или объединение множества сил в одном стремлении. То есть либо строить дом в одиночку по кирпичику, либо дружной компанией - цель одна, работа одна, но в первом случае это упорство одного человека за счет множества повторений, а во втором - за счет множества людей.

Вот, почему в любом начинании, по Гесиоду, призывали Гекату - чтобы во сто крат увеличить эффект, вместо того, чтобы самому делать кучу попыток. И поэтому же некоторые заговоры или ритуалы проводили на перекрестках, совсем как те чаровницы при слиянии трех рек, - чтобы так же увеличить вероятность эффекта. А, вот, в русских сказках герой обходится без "дополнительной мощи", только за счет собственных множественных попыток - трёхкратное повторение сюжета, когда получается сделать действие (и продвинуться дальше по сюжету) только на третий раз.

Так что ничего сатанинского в трехликой Гекате нет, только образное мышление...

Ну и последнее, это Луна как символ Гекаты. Луна повторяет свой цикл фаз вновь и вновь, продвигая время вперед. Одни и те же фазы слагают месяцы, которые составляют год.

И самое последнее, это "ведьминские зелья", которым Геката обучила Медею в "Аргонавтах". Любой лекарственный состав или "зелье" - это, как правило, смесь трав. По-одиночки травы не так сильны, как вместе - множество в единстве. И тут же процесс перемешивания зелья - визуальный круг, вращение, циклы. Даже если это встряхивания - тоже несколько одинаковых раз. "Да еще раз, еще много-много раз" (с)

Не одну эпоху пережила Геката: культ богини берет начало еще в Древнем Шумере, где она была известна как Эрешкигаль - великая подземная госпожа. Она пребывала в браке с Нергалом - богом смерти, несправедливой войны и палящего солнца. Эрешкигаль соперничала со своей младшей сестрой Инанной, считавшейся покровительницей любви, урожая, плодородия, удачи и семейной жизни.

Развивающаяся доэллинская цивилизация охотно переняла эти верования, слегка видоизменив их. В частности, шумерская богиня получила новое имя - Геката. Она приобрела необычайную популярность во время расцвета Древней Греции, не уступая распространенностью своего культа олимпийцам. Мифы приписывают Гекате разных родителей. По одной версии, богиня была дочерью Астерии и титана Перса, по другой - она произошла от союза Зевса с Герой или Деметрой.

Также читайте: дни Гекаты в лунном календаре

Геката - богиня ночи, мрака, колдовства, кошмаров и лунного света. Покровительница ведьм, властительница преисподней, ответственная за ядовитые растения и все таинственное, что существует в мире. Повелевает чудовищами, страшными тварями и неупокоенными духами. Ее время - глубокая ночь новолуния, когда старый месяц уже исчез, а новый еще не успел вступить в силу. Помимо прочего, Геката - богиня дорог и пребывает на распутьях вместе с душами умерших. Потому древние греки устанавливали ее жертвенники не только в городах, но и на перекрестках. Личных храмов у Гекаты было не так много, но ей неизменно выделялось место в святилищах Гермеса, Деметры, Персефоны, Артемиды и Кибелы: темная богиня охраняла там вход во врата Подземного мира. Также Геката сторожила гору, на которой обитали музы. Римская Геката переняла обязанности своей древнегреческой «коллеги», но стала называться именем Тривия.

Геката: внешность богини

Культ Гекаты настолько древен, что трудно точно определить, как выглядела богиня по мнению людей. Изображали ее по-разному. Чаще всего ее видели как вечно юную девушку и описывали эпитетом Phosphoros - «несущая свет». Геката держала два факела, при помощи огня которых освещала скрытые тайны. Ее голову покрывала звездная корона, намекающая на происхождение богини (одна из ее возможных матерей, Астерия, была звездным божеством). По другой версии, Геката - трехликая. Иногда она представлялась людям в виде трех фигур, соединенных спинами. На известной статуе VIII в. до н.э. богиня изображена с крыльями, а в руках она держит змею. Колесница Гекаты движется под управлением драконов.

В качестве третьего аспекта Луны богиня - Старуха, то есть носительница мудрости. Ее три лица позволяют соотносить Гекату с адским псом Цербером, который тоже занимался охраной входа в мир мертвых. Триликость богини намекает на ее связь с иными представительницами высшего пантеона. Селена-Геката-Артемида - классическая троица, богинь которой иногда считают одним персонажем. В римской мифологии Селена и Артемида соединились в Диану, а Геката традиционно полагается темным прототипом Артемиды-Дианы. Перед призывающим богиня может предстать в совершенно разных образах: шалящего ребенка, молодой девушки, мудрой женщины, угрюмой старухи. Зависит от цели ритуала.

Геката: атрибуты богини

Предметы, с которыми изображалась Геката, обусловлены родом ее деятельности. Как правило, богине «вручали»:

  1. Ключ как хранительнице входа и выхода.
  2. Плеть как наказывающей пороки.
  3. Кинжал как богине возмездия и злонамеренности.
  4. Факел как обитательнице мира мрака.

Свита Гекаты была многочисленной. Ее обязательно сопровождали красноглазые собаки из преисподней, она ходила по миру в окружении трех Стриг и полчища мертвых духов. Священные животные богини - совы и змеи, воплощающие души покойников. Среди живых видеть Гекату способны лишь собаки. Они чувствуют ее приближение и оповещают о нем своим воем.

На что способна Геката в магии

Будучи властительницей Царства мертвых, Геката проводила души в новое место обитания, помогая им переродиться. Способствовала богиня и трансформации живых, во время мистерий давая ищущим инициацию. Она славится как «указывающая дорогу». Сила богини неизмерима, ее боятся все, тогда как она совершенно бесстрашна.

Геката щедра и дарует своим последователям:

  • воинскую удачу;
  • мудрость;
  • хорошую добычу на охоте;
  • ясновидение;
  • новые магические знания;
  • любовь выбранного человека;
  • избавление от порчи и излечение;
  • молодость;
  • информацию о будущем.

Геката - богиня ведьм и приходит на помощь женщинам, гарантируя поддержку во время магических ритуалов. Традиционно Гекате приносили в жертву на перекрестке собаку, чтобы животное пополнило невидимую свиту богини.

Геката: дни почитания великой богини и дары, приносимые ей

В Древней Греции обычные люди боялись Гекату и пытались ее задобрить. Для этого на пороге дома оставляли куриные сердца или сладкие лепешки. Хотя во многих жилищах были алтари, посвященные богине, приглашать ее внутрь не рисковали. Принадлежащими Гекате считались два последних и два первых дня месяца. О богатом урожае просили 13 августа. Дары приносили на Y-образные распутья; чаще всего в роли подношений выступали яйца, мед, лепешки, рыба, черные ягнята. Выделяли три ночи, когда рекомендовалось проводить обряды в честь темной богини:

  1. Ночь Гекаты (с 16 на 17 ноября). В это время богиня помогала трансформироваться духовно.
  2. Смена Времен (с 30 апреля на 1 мая). Допустимо было просить о чем угодно.
  3. Праздник Больших Жертв (с 30 августа на 1 сентября). Ключевая ночь культа, когда жрецы задабривали богиню и просили ее о милости в холодное время года.

Традиционным местом преклонений Гекате считались пещеры, но в ночь Больших Жертв требовалось проводить ритуал на погосте или на невспаханной земле, где погибло множество людей. У призывающего были все атрибуты: кинжал, плеть, факел или светильник, ключ. Из животных присутствовали собаки и змеи. Важную роль играли камни (гетит и аксинит), а также растения (аконит). Призывая Гекату, маг становился спиной к месту ее предполагаемого появления. Считали, что демоны и призраки приходят с западного направления, значит, жрецу следовало смотреть на восток. Если ритуал не требовал непосредственного вызова богини, можно было работать, глядя в сторону запада.

В качестве жертвы богиня забирала кровь, которую выливали в огонь, на камни, в яму, в могилу, на обочину перекрестка заброшенных дорог. Источником крови служили:

  • черная собака или щенок (предпочтительный вариант);
  • любое другое животное (при невозможности достать черного пса);
  • человек (редкий вариант).

Людская кровь не требовала ритуального убийства: мастер мог сделать надрез на коже и отдать богине несколько своих капель. Пожалуй, нет более неоднозначной богини, чем Геката: ритуалы в ее честь пугают непосвященных и радуют истинных почитателей культа. Но новичкам лучше начинать знакомство с властительницей Подземного мира под руководством опытного практика. Самостоятельно набитые шишки в общении с темной богиней могут быть слишком болезненными.

Это великая богиня, о которой люди слагают мифы на протяжении многих столетий, ее имя окутано множеством легенд и предубеждений. Давайте разберемся, кем же на самом деле является Геката, богиня тьмы и мрака.

«Храни меня отныне, Пока не выйдет срок, Трехликая Богиня Неведомых дорог».

История культа

Культ поклонения темной богине берет свое начало в Древней Шумере, где она была известна под именем Эрешкигаль, что означает великую госпожу подземного мира. Она была замужем за богом смерти и войны Нергалом и имела соперницу в лице своей младшей сестры Инанны - богини любви и плодородия.

Доэллинская цивилизация, активно развивающаяся в ту эпоху, активно переняла верования относительно Эрешкигаль, внеся небольшие изменения. А именно, новоиспеченная шумерская богиня приобрела новое имя - Геката. Она была популярна и в Древней Греции наряду с культом поклонения олимпийцам, и некоторые мифы добавили ее в их число. Легенды об этой таинственной богине приписывают ей самых разных родителей, от дочери титана Перса и Астерии до продолжательницы рода Зевса с Деметрой или Герой.

Вопросы посетителей и ответы экспертов:

Кто такая Геката

Предводительница ведьм, богиня преисподней, Геката - покровительница колдовства, лунного света, ночного мрака и кошмаров. на ответственна за ядовитые растения, отдает приказы неупокоенным духам и чудовищным тварям. Время ее царствования наступает с приходом ночи новолуния.

Кроме всего прочего, Геката считается богиней дорог, ключей, факелов, она сопровождает души умерших на распутье в иной мир. В связи с этим в Древней Греции возводили жертвенники в ее честь как в городах, так и на перекрестках.

Храмов, посвященных только Гекате, строилось немного, но всегда ей находилось место в святилищах Деметры, Гермеса, Артемиды, Персефоны и, конечно, Кибелы - богини, охранявшей вход в подземный мир. Римская Геката ничем не отличается от древнегреческой, за исключением имени, там ее назвали Тривия, что можно перевести как «тройная», «трехликая».

Внешность богини

Богиня Геката: фото древней статуи.

Каждый народ, поклоняющийся Гекате, изображал ее по-разному. Но чаще всего ее описывали как вечно молодую девушку, держащую два факела, с помощью которых открывались все тайны. На голове сияла звездная корона, намекающая на родство с Астерией, звездной богиней.

Согласно другой версии, Гекату изображали трехликой, в виде трех фигур, которые соединены спинами. По некоторым легендам, у одной из них лицо юной девы, вторая — женщина в возрасте, а третья — древняя старуха.

На статуе VIII в. до н.э. она предстает в виде крылатой богини со змеей в руке, находящейся в колеснице с запряженными в ней драконами.

В наше время богиня часто предстает перед ведьмами в образе мудрой старухи. Ее трехликость позволяет ассоциировать Гекату с Цербером, адским псом, охраняющим вход в подземный мир.

Наличие трех лиц богини связывает ее с классической божественной троицей, которую считают единым персонажем: Артемида-Селена-Геката. По версии римской мифологии Артемида и Селена были объединены в богиню Диану, темным прототипом которой соответственно является Геката.

Перед человеком, призывающим эту разноликую богиню, в зависимости от цели обряда, может появиться юная девушка, взрослая женщина или мудрая старуха.

Классические атрибуты

Богиню изображали с предметами, намекающими на род ее деятельности, например:

  • ключ как ответственной за вход и выход;
  • кинжал как богине мстительности и злого умысла;
  • плеть как обличающей людские пороки;
  • факел как представительнице подземного мира.

Геката имела многочисленную свиту в лице адских собак из мира мертвых и неупокоенных душ. Ее священными животными были собаки змеи и совы, олицетворяющие души покойников. В наземном мире способностью видеть богиню наделены только собаки. Они остро чувствуют ее приближение и начинают активно оповещать об этом лаем.

Все черные псы считаются посвященными Гекате, в древности их приносили в жертву, и душа собаки пополняла ее призрачную свиту, большинство современных жриц избегают этого. Во время ритуала услышать лай собак или увидеть черного пса — очень добрый знак.

Некоторые ученые утверждают, что американская Статуя Свободы — богиня Геката, а не кто-либо иной. У знаменитого монумента есть классические атрибуты богини: корона с шипами и поднятый вверх факел. А книга в руке статуи указывает на то, что Геката является еще и богиней мудрости.

Статуя Свободы — Богиня Геката

Кажется невероятным, что современная американская статуя — это богиня Геката, но фото практически идентичные.

Более того, есть версия, что русское имя Екатерина произошло от имени этой богини, которое в Древней Греции произносилось как «Хекатэ».

Это безусловно выдающаяся богиня, которая оставила свой след в современной массовой культуры, и до сих пор существуют тайные и наполовину тайные культы, в которых ей поклоняются.

Магическая сила Богини

Покровительница мира мертвых, сопровождала души покойников в новое место, способствуя их перерождению. Помогала она и живым, во время ритуалов давая инициацию. Сила ее безгранична, она бесстрашна и известна как указывающая путь.

Богиня щедро одаривает своих поклонников:

  • мудростью;
  • ясновидением;
  • удачей на войне;
  • добычей на охоте;
  • любовью избранного человека;
  • молодостью;
  • магическими знаниями;
  • излечением, в том числе от порчи и сглаза;
  • способностью видеть будущее.

Геката как царица ведьм, помогает женщинам во время магических обрядов.

Почитание и дары Гекате

Древние греки боялись эту богиню, поэтому задабривали ее всевозможными способами. К примеру, принято было на пороге дома оставлять сладкие лепешки или куриные сердца, хотя многие люди создавали домашние алтари, пускать ее в дом они опасались.

Традиционным временем для почитания и жертвоприношения Гекате считались два первых и последних дня месяца. 13 августа просили о плодородном урожае, при этом важно было дары оставить на Y-образном перекрестке. Чаще всего дарами выступали мед, яйца, рыба, лепешки, черные ягнята.

  • ночь с 30 апреля на 1 мая - Смена Времен. Можно было просить о чем угодно.
  • ночь с 30 августа на 1 сентября - Праздник Больших Жертв. Задачей жрецов культа было задабривание Гекаты с просьбой о милости в холодные месяцы.
  • ночь с 16 на 17 ноября - Ночь Гекаты. Богиня способствовала духовной трансформации.

Обычно местом для проведения ритуалов выбирались пещеры, за исключением ночи праздника Больших Жертв, где местом служения был погост или невспаханный участок земли, где произошла множественная гибель людей.

У жреца, проводящего обряд, должны быть все магические атрибуты: плеть, кинжал, ключ, факел и животные в виде собак и змей. Также важное значение имели растение аконит и камни аксинит и гетит.

Во время призыва жрец становился спиной к предполагаемому месту ее появления. Считалось, что призраки и демоны появляются с западной стороны, поэтому призывающий смотрел в сторону востока. В случае, если ритуал не предусматривал вызов Гекаты, то жрец вставал в западном направлении.

Жертвой служила кровь, вылитая на камни, в огонь, в могилу и на дорожный перекресток. Источником крови чаще всего выбирали черного щенка или собаку, либо, если первый вариант был невозможен, любое животное, очень редко человека. Человеческое кровопролитие не заканчивалось ритуальным убийством, жрец часто надрезал свою плоть и отдавал несколько капель собственной крови.

Заключение

Геката однозначно выдающаяся богиня. Ритуалы в ее честь кажутся пугающими для непосвященных, но приносят истинную радость и удовольствие многочисленным поклонникам ее культа.