Виды групп их структура. Виды социальных групп. Интересы социальной группы

Глава из книги И.В. Головневой "Психология семейных отношений"

Супружеская совместимость многопланова. Чаще всего выделяют следующие виды супружеской совместимости:

  • духовную;
  • социально-ролевую;
  • психологическую;
  • сексуальную
  • Духовная совместимость проявляется как совпадение, подобие жизненных позиций, ценностных ориентации, взглядов на окружающий мир и свое место в нем, интересов и мотивов социального поведения. Духовное соответствие или несоответствие чаще всего отчетливо осознается супругами. При гармоничных отношениях супругов по данному виду совместимости муж и жена проявляют не только любовь, но и уважение друг к другу, их отношения характеризуются высоким уровнем взаимопонимания по смысложизненным вопросам. Чем выше образовательный и культурный уровень супругов, тем более значима для них духовная совместимость. Поэтому в жизни сказки о Золушке и прекрасном принце редко заканчиваются счастливо - слишком велики различия в культурном развитии, образовании супругов.

    Семейно-ролевая совместимость супругов приобретает в наше время особое значение, так как представления о тех ролях, которые должны исполнять супруги в совместной жизни стали не столь жестко детерминированными, поэтому представления о том, каким должен быть "настоящий муж" и "настоящая жена" у вступающих в брак могут резко расходиться.
    Н.Н. Обозов и А.Н. Обозова выделяют в семейно-ролевой совместимости два аспекта.
    Во-первых , это согласованность семейных ценностей, особенно в вопросах для чего существует семья, что она должна приносить людям, вступившим в брак.

    Исследования американских психологов показали, что одним из основных и наиболее важных факторов успешности супружеской жизни является приверженность мужа и жены самому институту брака, то есть осознание брака, семейного образа жизни как ценности. Понятно, что главным семейным ценностям уделяется больше времени, сил, энергии, если же эти важные для одного из супругов ценности не реализуются, то это вызывает неудовлетворенность семейной жизнью вообще.

    Вторая сторона семейно-ролевой совместимости - согласованность ролевых представлений о функциях мужа и жены в семье. Супругам предстоит решить сложный вопрос: кто и за какие стороны семейной жизни отвечает. Одним из наиболее явных признаков ролевого несоответствия являются конфликты вокруг распределения семейной нагрузки между супругами: мера участия каждого в ведении домашнего хозяйства, в воспитании детей, в материальном обеспечении семьи и т. д.

    На семейно-ролевую совместимость огромное влияние оказывают те образцы поведения, которые были усвоены в родительской семье. И большую ошибку делают те молодые люди, которые до последнего момента оттягивают знакомство с семьей своей будущей избранницы или избранника. Взаимоотношения между родителями, то, как у них распределяется внутрисемейная нагрузка, может многое подсказать относительно установок будущего мужа или жены.

    Кроме образцов родительской семьи, на семейно-ролевую совместимость влияет значимое окружение, род занятий и режим работы супругов, их личные склонности и пристрастия. Сегодня ролевые конфликты стали достаточно частыми и острыми, так как экономические реалии жизни Украины внесли свою корректировку в традиционные семейные роли и эту проблему мы подробно рассмотрим в следующей главе.

    Психологическая совместимость предполагает позитивное взаимодействие характеров, темпераментов, личностно-волевых особенностей супругов. Именно психологическая совместимость обусловливает общий эмоциональный фон семьи. Особенности черт характера, темпераментов, личностно-волевые качества могут гармонично сочетаться как при их тождестве, так и при их противоположности. Нередко жизнестойкие содружества создают мужчина и женщина, дополняющие друг друга по своим темпераментам. Данные психологов, реальная жизнь подтверждают, что наиболее сильно несовместимость проявляется, если обоим супругам присущи такие отрицательные черты характера, как эгоизм, безответственность, потребительское отношение к людям, лень, равнодушие и др.
    Если же партнеры психологически дисгармоничны - это проявляется в утомлении и раздражении друг от друга, в нарушении общения, затяжных конфликтах. Типичными высказываниями о партнере в таком случае являются: "Какой трудный человек", "Как можно быть таким", "Я его (ее) не понимаю".

    Адаптация супругов в плане психологического приспособления друг к другу проходит достаточно сложно, так как иногда она требует перестройки личности, коррекции присущих ей индивидуальных черт. Поэтому поспешно заключенные браки, после краткого периода знакомства, редко бывают устойчивыми. Будущие супруги должны иметь время на установление глубоких психологических контактов, на неповерхностное знакомство друг с другом. Одна из самых устойчивых в сознании людей иллюзий -"мы поженимся и я его (ее) перевоспитаю!". Перевоспитание взрослого человека - процесс очень длительный и тяжелый, а если говорить об изменении характера, устоявшихся индивидуальных черт - то вообще малореальный.

    Поэтому супруги должны вступать в брак "с открытыми глазами", честно ответив себе на вопрос: "Хочу ли и смогу ли я жить с этим человеком - таким, каков он есть?". И в зависимости от того, каким будет ответ, принимать решение о вступлении в брак.
    Гармоничность, соответствие потребностей в интимном общении одного супруга возможностям другого - основной смысл сексуальной совместимости . По единодушному мнению сексуальная совместимость, как правило, достижима. Однако неумение достичь ее является довольно распространенной, хотя нередко скрываемой или неосознанной причиной распада семьи. Надо учесть, что сексуальная и эмоциональная близость не всегда сопутствуют друг другу, одна может порождать другую, но это не обязательно. Браки, которые основываются только на сексуальной гармонии, редко бывают успешными, но и те браки, где супруги испытывают сексуальную неудовлетворенность, также являются неустойчивыми. По убеждению А. Маслоу, сексуальная близость приносит истинную радость и удовлетворение лишь в тех случаях, когда партнеры близки эмоционально.

    Говоря о всех этих видах семейной совместимости, мы ни слова не сказали о любви. Но парадокс любви и заключается в том, что она является составной частью во всех уровнях совместимости, - ведь если она есть, то многие проблемы решаются значительно проще. Любовь между супругами является неотъемлемой частью эмоционального фона семейной жизни и способствует позитивному мироощущению супругов, стабильности их психологического здоровья.

    Итак, нужна ли нам сегодня семья с ее сложностями, проблемами, кризисами? Наверное, этот вопрос аналогичен тому, если бы мы спрашивали о ребенке, находящимся в переходном возрасте, - с ним столько проблем, нужен ли он нам? И семья, несмотря на свой исторически вполне солидный возраст, находится в таком же сложном проблемном периоде. И помощь ей нужна не только от государства, специалистов по семье и браку, но и от каждого из нас. Ведь многие кризисные явления в жизни семьи создают сами люди, не желая меняться, работать над собой, работать вместе с другими членами семьи над решением тех проблем, которые они вполне способны разрешить сами.

    Ведь пока, несмотря на все критические замечания, обращенные в сторону семьи, никому не удалось выдумать ничего лучшего.

    Головнева Ирина Владимировна
    канд. психол. наук, профессор

    Опросник удовлетворенности браком (методика - В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)
    Степень психологической удовлетворенности браком может быть различной.
    Ориентировочную информацию о том, как Вы сами оцениваете степень благополучия ваших отношений, с супругом, даст "Опросник удовлетворенность браком"

    Инструкция:
    Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов.
    Отвечая на вопрос, Вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов а), в) или с).
    не тратьте времени на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову;
    старайтесь отвечать на несколько вопросов в минуту, тогда Вы закончите работу примерно за 7-8 минут;
    старайтесь избегать промежуточных, «неопределенных» ответов, кроме тех случаев, когда определенно ответить действительно невозможно;
    не пропускайте ничего, обязательно отвечайте на все вопросы подряд.
    Возможно, некоторые вопросы Вам будет сложно отнести к себе, постарайтесь дать наиболее подходящий предположительный ответ. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение

    Шкалы: мера удовлетворенности браком

    Назначение теста

    Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В.Столиным, Т.Л.Романовой, Г.П.Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности - неудовлетворенности браком, а также степени согласования - рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.

    Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа:

    А -верно,
    . b - трудно сказать,
    . c - неверно.

    Инструкция к тесту

    "Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа "трудно сказать", "затрудняюсь ответить" и т.д.

    Тест

    1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:
    1. верно,
    2. не уверен,
    3. неверно.
    2. Ваши супружеские отношения приносят Вам:
    1. скорее беспокойство и страдание,
    2. затрудняюсь ответить,
    3. скорее радость и удовлетворение.
    3. Родственники и друзья оценивают Ваш брак:
    1. как удавшийся,
    2. нечто среднее,
    3. как неудавшийся.
    4. Если бы Вы могли, то:
    1. Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Вашей супруги),
    2. трудно сказать,
    3. Вы бы не стали ничего менять.
    5. Одна из проблем современного брака в том, что все “приедается”, в том числе и сексуальные отношения:
    1. верно,
    2. трудно сказать,
    3. неверно.
    6. Когда Вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:
    1. что Вы несчастнее других,
    2. трудно сказать,
    3. что Вы счастливее других.
    7. Жизнь без семьи, без близкого человека - слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
    1. верно,
    2. трудно сказать,
    3. неверно.
    8. Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) была бы неполноценной:
    1. да, считаю,
    2. трудно сказать,
    3. нет, не считаю.
    9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:
    1. верно,
    2. трудно сказать,
    3. неверно.
    10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе:
    1. верно,
    2. не могу сказать,
    3. неверно.
    11. Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то моим мужем (женой) мог бы стать:
    1. кто угодно, только не теперешний супруг (супруга),
    2. трудно сказать,
    3. возможно, что именно теперешний супруг (супруга).
    12. Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (супруга), рядом с Вами:
    1. верно,
    2. трудно сказать,
    3. неверно.
    13. К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства.
    1. верно,
    2. затрудняюсь сказать,
    3. неверно.
    14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:
    1. скорее всего в характере Вашего супруга (супруги),
    2. трудно сказать,
    3. скорее, в Вас самих.
    15. Чувства, с которыми Вы вступали в брак:
    1. усилились,
    2. трудно сказать,
    3. ослабли.
    16. Брак притупляет творческие возможности человека:
    1. верно,
    2. трудно сказать,
    3. неверно.
    17. Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:
    1. согласен,
    2. нечто среднее,
    3. не согласен.
    18. К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:
    1. верно,
    2. трудно сказать,
    3. неверно.
    19. Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:
    1. верно,
    2. трудно сказать,
    3. неверно.
    20. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли
    1. верно,
    2. трудно сказать,
    3. неверно.
    21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали:
    1. верно,
    2. трудно сказать,
    3. неверно.
    22. Неправы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:
    1. согласен,
    2. трудно сказать,
    3. не согласен.
    23. Как правило, общество Вашего супруга (супруги) доставляет Вам удовольствие:
    1. верно,
    2. трудно сказать,
    3. неверно.
    24. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и небыло ни одного светлого момента:
    1. верно,
    2. трудно сказать,
    3. неверно.

    Обработка и интерпретация результатов теста

    Ключ к тесту

    Вопросы: 1с, 2с, За, 4с, 5с, 6с, 7а, 8а, 9с, 10с, 11с, 12а, 13с, 14с, 15а, 16с, 17а, 18с, 19с, 20с, 21с, 22а, 23а, 24с.

    Интерпретация результатов теста

    Если выбранный испытуемыми вариант ответа (а или с) совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (b) - то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, - 0 баллов.

    Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

    0-16 баллов - абсолютно неблагополучные семьи,
    . 17-22 баллов - неблагополучные семьи,
    . 23-26 баллов - скорее неблагополучные семьи,
    . 27-28 баллов - переходные семьи,
    . 29-32 баллов - скорее благополучные семьи,
    . 33-38 баллов - благополучные семьи,
    . 39-48 баллов - абсолютно благополучные семьи.

    Источники

    Тест-опросник удовлетворенности браком, ОУБ// Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.173-179.

    Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) , разработанный В. В. Столиным, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком обоих супругов.

    Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т. д. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.

    Инструкция испытуемому. Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа "трудно сказать", "затрудняюсь ответить" и т. д.

    Текст опросника

    1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека.

    а) верно; б) не уверен; в) неверно.

    2. Ваши супружеские отношения приносят Вам:

    а) скорее беспокойство и страдание; б) затрудняюсь ответить; в) скорее радость и удовлетворение.

    3. Родственники и друзья оценивают Ваш брак:

    а) как удавшийся; б) нечто среднее; в) как неудавшийся.

    4. Если бы Вы могли, то:

    а) Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Вашей супруги); б) трудно сказать; в) Вы бы не стали ничего менять.

    5. Одна из проблем современного брака в том, что все "приедается", в том числе и сексуальные отношения:

    6. Когда вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:

    а) что Вы несчастнее других; б) трудно сказать; в) что Вы счастливее других.

    7. Жизнь без семьи, близкого человека - слишком дорогая цена за полную самостоятельность.

    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

    8. Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) была бы неполноценной.

    а) да, считаю; б) трудно сказать; в) нет, не считаю.

    9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака.

    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

    10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе.

    а) верно; б) не могу сказать; в) неверно.

    11. Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать:

    а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга); б) трудно сказать; в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).

    12. Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг - рядом с Вами.

    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

    13. К сожалению, недостатки Вашего супруга часто перевешивают его достоинства.

    а) верно; б) затрудняюсь сказать; в) неверно.

    14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:

    а) скорее всего, в характере Вашего супруга (супруги); б) трудно сказать; в) скорее в Вас самих.

    15. Чувства, с которыми Вы вступали в брак:

    а) усилились; б) трудно сказать; в) ослабли.

    16. Брак притупляет творческие возможности человека.

    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

    17. Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки.

    а) согласен; б) нечто среднее; в) не согласен.

    18. К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга.

    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

    19. Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит.

    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

    20. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли.

    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

    21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали.

    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

    22. Не правы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение.

    а) согласен; б) трудно сказать; в) не согласен.

    23. Как правило, общество Вашего супруга доставляет Вам удовольствие.

    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

    24. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента.

    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

    Ключ

    1в, 2в, 3а, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в,17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.

    Порядок подсчета: если выбранный испытуемыми вариант ответа ("а" или "в") совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный ("б") - то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, - 0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла 0-48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

    Нормы

    • 0-16 баллов - абсолютно неблагополучная семья,
    • 17-22 балла - неблагополучная,
    • 23-26 баллов - скорее неблагополучная,
    • 27-28 баллов - переходная,
    • 29-32 балла - скорее благополучная,
    • 33-38 баллов - благополучная,
    • 39-48 баллов - абсолютно благополучная.

    Методика «Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ)», В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко

    Табл. № 11

    Автоматический расчет t-критерия Стьюдента

    Назначение Т - критерия Вилкоксона

    Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых.

    Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.

    Описание Т - критерия Вилкоксона

    Этот критерий применим в тех случаях, когда признаки измерены, по крайней мере, по шкале порядка, и сдвиги между вторым и первым замерами тоже могут быть упорядочены. Для этого они должны варьировать в достаточно широком диапазоне. В принципе, можно применять Т - критерий Вилкоксона и в тех случаях, когда сдвиги принимают только три значения: -1, 0 и +1, но тогда критерий Т вряд ли добавит что-нибудь новое к тем выводам, которые можно было бы получить с помощью критерия знаков. Вот если сдвиги изменяются, скажем, от -30 до +45, тогда имеет смысл их ранжировать и потом суммировать ранги.

    Суть метода состоит в том, что мы сопоставляем выраженность сдвигов в том и ином направлениях по абсолютной величине. Для этого мы сначала ранжируем все абсолютные величины сдвигов, а потом суммируем ранги. Если сдвиги в положительную и в отрицательную сторону происходят случайно, то суммы рангов абсолютных значений их будут примерно равны. Если же интенсивность сдвига в одном из направлений перевешивает, то сумма рангов абсолютных значений сдвигов в противоположную сторону будет значительно ниже, чем это могло бы быть при случайных изменениях.

    Первоначально мы исходим из предположения о том, что типичным сдвигом будет сдвиг в более часто встречающемся направлении, а нетипичным, или редким, сдвигом - сдвиг в более редко встречающемся направлении.

    Гипотезы Т - критерия Вилкоксона

    H 0: Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

    H 1: Интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

    Ограничения в применении Т - критерия Вилкоксона

    1. Минимальное количество испытуемых, прошедших измерения в двух условиях - 5 человек. Максимальное количество испытуемых - 50 человек, что диктуется верхней границей имеющихся таблиц.

    2. Нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются, и количество наблюдений n уменьшается на количество этих нулевых сдвигов (при условии, если флажок «Учитывать нулевой сдвиг?» не установлен). Можно обойти это ограничение (установив флажок «Учитывать нулевой сдвиг?»), сформулировав гипотезы, включающие отсутствие изменений, например: "Сдвиг в сторону увеличения значений превышает сдвиг в сторону уменьшения значений и тенденцию сохранения их на прежнем уровне".

    Проведенная консультативная работа показала свою эффективность и надежность, поскольку была проверена дополнительными методиками, что подтвердило, выдвинутую нами гипотезу.

    Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что поставленные цель и задачи нашего исследования были выполнены.

    семья супружеский психологический

    Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой. Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе. Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе. Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах.

    Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.

    К устойчивым социальным группам можно отнести семью, школьный класс, друзей, профессиональный коллектив. Именно они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.

    Основные признаки социальной группы :

    1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, которые формируются с возникновением и развитием группы.

    2) Существование основных параметров группы как единого целого; композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции. Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. К групповым процессам относятся динамические, то есть меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений.

    3) Способность индивида к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели.

    4) Действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с требованиями окружающих. Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников обусловленных их принадлежностью к группе.

    Теперь рассмотрим эти признаки более подробно .

    К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Так, например, состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Не может быть дан единый рецепт описания состава группы в связи с многообразием реальных групп; в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу задаем некоторый набор параметров для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. Естественно, что особенно сильно различаются характеристики больших и малых социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности.

    То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура "власти", структура коммуникаций. Пример последней показан на схеме:

    Точки – члены группы; линии – каналы коммуникации

    Типы коммуникативных сетей (структур коммуникаций в группе)

    Однако, если последовательно рассматривать группу как субъект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно. По-видимому, в данном случае самое главное – это анализ структуры групповой деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в этой совместной деятельности. Вместе с тем весьма значимой характеристикой является эмоциональная структура группы – структура межличностных отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение "неформальных" и "формальных" отношений.

    Сам перечень групповых процессов тоже не является чисто технической задачей: он зависит как от характера группы, так и от угла зрения, принятого исследователем. Если следовать принятому методологическому принципу, то к групповым процессам, прежде всего, следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы, причем рассмотреть их в контексте развития группы. Целостное представление о развитии группы и о характеристике групповых процессов особенно детально разработано именно в отечественной социальной психологии, что не исключает и более дробного анализа, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей, системы межличностных отношений и т.д.

    Таким образом, композиция (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) – обязательные параметры описания группы в социальной психологии.

    Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие "статус" или "позиция", обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины "статус" и "позиция" часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие "позиция" имеет несколько иное значение. Самое широкое применение понятие "статус" находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика. Но получаемое таким образом обозначение статуса индивида в группе никак нельзя считать удовлетворительным.

    Во-первых, потому, что место индивида в группе не определяется только его социометрическим статусом; важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. На этот вопрос невозможно ответить, пользуясь социометрической методикой.

    Во-вторых, статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. В социометрической методике есть попытка учесть эти два компонента статуса (коммуникативный и гностический), но при этом вновь предполагаются лишь компоненты эмоциональных отношений (тех, которые индивид испытывает к другим членам группы, и тех, которые к нему испытывают другие). Объективные характеристики статуса при этом просто не фигурируют.

    И в-третьих, при характеристике статуса индивида в группе необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую данная группа входит, – "статус" самой группы. Это обстоятельство небезразлично для конкретного положения члена группы. Но этот третий признак также никаким образом не учитывается при определении статуса социометрической методикой. Вопрос о разработке адекватного методического приема для определения статуса индивида в группе может быть решен только при одновременной теоретической разработке этого понятия.

    Вторая характеристика индивида в группе – это "роль". Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Если взять такую группу, как семья, то на ее примере можно показать взаимоотношение между статусом, или позицией, и ролью. В семье различные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Если теперь описать набор функций, которые "предписаны" группой каждой позиции, то получим характеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Пример с семьей ярко иллюстрирует эту закономерность: изменение роли супругов в ходе исторического развития семьи – актуальная тема современных социально-психологических исследований.

    Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система "групповых ожиданий". Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

    Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой "установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения".

    В более узком смысле групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

    Хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно руководствоваться некоторыми установленными в социологии фактами. Важнейшим из них является различная значимость разного рода ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести на себе какой-то особой специфики группы. Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Все они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества. Конкретность анализа может быть обеспечена только в том случае, когда выявлено соотношение двух этих типов норм в жизнедеятельности каждой группы, причем в конкретном типе общества.

    Формальный подход к анализу групповых норм, когда в экспериментальных исследованиях выясняется лишь механизм принятия или отвержения индивидом групповых норм, но не содержание их, определяемое спецификой деятельности, явно недостаточен. Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, и почему он так поступает. Все это приобретает особое значение, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества.

    Важная проблема – это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и "личностные" нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества "адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества". При этом необходим анализ санкций – механизмов, посредством которых группа "возвращает" своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

    Классификация групп.

    В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций – формы жизнедеятельности группы. Если же принять принцип рассмотрения реальных социальных групп в качестве субъектов социальной деятельности, то здесь требуется, очевидно, и иной принцип классификации. Основанием ее должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений. Но прежде чем дать такую классификацию, надо привести в систему те употребления понятия группы, о которых речь шла выше.

    Прежде всего, для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные . Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях – реальные лабораторные группы . В отличие от них существуют реальные естественные группы . Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые "большие" и "малые" группы . Малые группы – обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин "группа" по отношению к которым весьма условен), другие же – организованные, длительно существующие группы, – подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Все, начиная с рубрики "реальные естественные группы" является объектом исследования социальной психологии. Все дальнейшее изложение будет проводиться по данной схеме. Проанализированные выше общие закономерности общения и взаимодействия людей должны быть теперь рассмотрены в контексте тех реальных групп, где эти закономерности приобретают свое особое содержание.

    Классификация групп, изучаемых в социальной психологии (по Г.М. Андреевой)

    Более развернутая классификации социальных групп

    В основу первой классификации положен такой критерий (признак), как численность, т.е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:

    1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;

    2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.

    3) большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.

    В таблице представлены основные различия между малыми, средними и большими группами.

    Признак Числен- ность Контакт Членство Структура Связи в процессе труда Примеры
    Малая группа Десятки человек Личност-ный: знакомство друг с другом на личност-ном уровне Реальное поведенчес-кое Развитая внутренняя неформаль- ная Непосред- ственные трудовые Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры
    Средняя группа Сотни человек Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов Функциона-льное Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры) Трудовые, опосредо-ванные официаль-ной структурой организации Организация всех работников предприя-тия, вуза, фирмы
    Большая группа Тысячи и миллионы человек Отсутствие контакта Условное социально-структурное Отсутствие внутренней структуры Трудовые, опосредо-ванные социальной структурой общества Этническая общность, социально-демогра- фическая группа, профес- сиональная общность, политичес-кая партия

    Вторая классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например: этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде.

    Третья классификация опирается на такой критерий, как структурная целостность группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа – это не разложимое далее на составные части структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра и пр. Первичная группа – всегда малая формальная группа. Вторичная группа – это совокупность первичных малых групп. Предприятие, насчитывающее несколько тысяч работников, например «Ижорские заводы» называется вторичным (или основным поскольку состоит из более мелких структурных подразделении цехов, отделов. Вторичная группа практически всегда средняя группа.

    Таким образом, организация промышленного предприятия, фирмы, корпорации и т.д. – это средняя, вторичная, чаще всего долговременная группа. В социальной психологии установлено, что закономерности формирования и развития группы во многом определяются ее численностью, временем взаимодействия людей и структурно-функциональным единством. Рассмотрим социально-психологические особенности организации как средней группы.