Урок древесина как природный конструкционный материал. Конспект урока по технологии: «Древесина как природный конструкционный материал. Этапы создания изделий из древесины


3 Текстура древесины Текстурой древесины называют рисунок на ее поверхности, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон. О красивой поверхности древесины говорят, что она имеет богатую текстуру. Красивые текстуры имеют дуб, ясень, а также растущие в Африке, Америке, Австралии породы красного дерева, дающие древесину красного цвета различных оттенков.


4 Пиломатериалы и древесные материалы При продольной распиловке стволов деревьев на лесопильных рамах получают различные пиломатериалы: брусья, бруски, доски, плестины, четвертины и горбыли. Пиломатериалы имеют следующие элементы: плести, кромки, ребра и торцы. В качестве конструкционного материала широко применяют фанеру, древесностружечные плиты (ДСП), древесноволокнистые плиты (ДВП).






























19 Графическая документация Прежде чем изготовить какую-либо деталь, выполняют ее технический рисунок, эскиз или чертеж. Такие изображения будущего изделия называют графической документацией. Технический рисунок-это наглядное объемное изображение предмета, выполненное от руки с указанием размеров и материала. Эскиз представляет собой изображение детали от руки с указанием размеров и сохранением соотношений между ее частями. Чертежом называют изображение изделия, вычерченное с помощью чертежных инструментов по определенным правилам.


20 Этапы создания изделий из древесины Для того чтобы изготовить какое-либо изделие, необходимо выполнить ряд действий, то есть пройти ряд этапов. Прежде всего надо заранее продумать, из каких материалов будет состоять изделие Вначале изображают изделие в виде технического рисунка, эскиза или чертежа. Подбирают качественную заготовку из древесины необходимой породы. Размечают заготовку, проверяя размеры несколько раз. Затем строгают, пилят, зачищают и отделывают ее, превращая в готовое изделие. Изготовленное изделие необходимо проверить на прочность, испытать. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найти причины их возникновения и устранить.





>>Технология: Древесина - природный конструкционный материал

Дерево состоит из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои. Деревья, имеющие листву, называют лиственными, а имеющие хвою - хвойными. Лиственными породами являются береза, осина, дуб, ольха, липа и др., хвойными породами - сосна, ель, кедр, пихта, лиственница и др. Лиственницей называют дерево за то, что она, как и лиственные породы, на зиму сбрасывает хвою.
Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части.
Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую - вершинную. Поверхность ствола покрыта корой. Кора является как бы одеждой для дерева и состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного (рис. 8). Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой служит проводником соков, питающих дерево. Основная внутренняя часть ствола дерева состоит из древесины. В свою очередь, древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца. По числу годичных колец определяют возраст дерева.

Рыхлый и мягкий центр дерева называют сердцевиной. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи. Они имеют различную окраску и служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева.
Сердцевинные лучи создают рисунок (текстуру) древесины.

Камбий - тонкий слой живых клеток , расположенный между корой и древесиной. Только с камбия происходит образование клеток и ежегодный прирост дерева по толщине. «Камбий- от латинского «обмен» (питательными веществами).
Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола (рис. 9).
Разрез 1, проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, шиынают торцовым. Он перпендикулярен годичным кольцам н иолокнам.

Разрез 2, проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным . Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез 3 проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние. По этим разрезам выявляются различные свойства и рисунки древесины.
Породы древесины определяют по их следующим характерным Признакам; текстуре, запаху, твердости, цвету.
Сосна -хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Древесина красноватого цвета с ярко выраженной текстурой. Применяется для изготовления окон и дверей, полов и потолков, мебели, в строительстве судов, вагонов, мостов.
Ель -хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Цвет белый с желтоватым оттенком. Применяется для и н топления музыкальных инструментов, мебели, окон и дверей.
Береза - лиственная порода. Твердая. Цвет белый с буроватым оттенком. Используется для изготовления фанеры, мебели, уды, ружейных лож, ручек инструментов, лыж.
Осина - лиственная порода. Мягкая. Цвет белый с зеленоватым оттенком. Склонна к загниванию. Используется для изготовления спичек, посуды, игрушек, бумаги.
Липа -лиственная порода. Мягкая. Цвет белый с нежно-розовым оттенком. Применяется для изготовления посуды, чертежных досок, карандашей, изделий с художественной резьбой.
Ольха - лиственная порода. Мягкая. Цвет белый, на воздухе краснеет. Служит сырьем для изготовления фанеры, долбленой уды, упаковочных ящиков.
Дуб - лиственная порода. Твердая. Цвет светло-желтый i коричнево-серым оттенком и ярко выраженной текстурой. На радиальном разрезе просматриваются сердцевинные лучи в виде блестящих полосок. Применяется для изготовления мебели, паркета, облицовывания ценных изделий, а также в конструкциях мостов и вагонов.
Текстура древесины наиболее распространенных пород показана на рисунке 10.

Текстурой древесины называют рисунок на ее поверхности, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон. О красивой поверхности древесины говорят, что она имеет богатую текстуру. Например, древесина грецкого или маньчжурского ореха имеет коричневые и серые цвета самых разнообразных оттенков, она высоко ценится при изготовлении из нее мебели, лож охотничьих ружей (рис. 10, а). Особо ценную текстуру образуют непроросшие почки (глазки) на поверхности карельской березы (рис. 10, б). Красивые текстуры имеют дуб, ясень, а также растущие в Африке, Америке , Австралии породы красного дерева (рис. 10, в), дающие древесину красного цвета различных оттенков. Такие ценные породы древесины строгают на тонкие листы (шпон), которые наклеивают на ценные изделия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Определение пород древесины по образцам
1. Изучите описание или таблицу пород деревьев.
2. Выпишите в тетрадь основные признаки, по которым определяются породы древесины.

3. Определите породы древесины по образцам, выданным учителем.

  • Древесина, дерево, хвойные и лиственные породы, ствол, кора, сердцевина, разрезы ствола (торцовый, радиальный, тангенциальный), годичные кольца, текстура.

1. Из каких частей состоит дерево?

2. Какие породы деревьев вы шипе?

3. Где применяется древесина?

4. Что показывают годичные кольца

5. Что называют текстурой древесины?

А.Т. Тищенко, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, Н.П.Щипицын,Технология 5 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Урок № 3-4. Древесина как природный конструкционный материал.

Цель: ознакомить учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением, научить определять по внешнему виду образцов древесные породы и виды пороков.

Инструменты и оборудование: комплекты образцов древесных пиломатериалов, шпона, фанеры, образцы древесины с пороками, инструкционно -технологические карты.

Ход урока:

I. Вводная часть.

1. Закрепление пройденного материала.

Разгадав этот кроссворд, вы сможете прочитать слово, которое является самым главным в изученном на прошлом занятии. (Верстак)

Вопросы:

1.Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота. (заготовки)

2.Как называется изучаемая нами дисциплина? (Технология)

3.Основание верстака - это (подверстачье)

4.Он может быть режущим и измерительным. (Инструмент)

5.Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины. (Столяр)

6.Служит для закрепления заготовок. (Зажим)

7.Деревянные брусочки, пред назначенные для упора заготовок (Клинья)

2. Сообщение цели урока

II. Изложение программного материала.

Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно влияет на климат, на растительный и животный мир Кроме того, лес имеет большое народнохозяйственное значение. Главный его продукт - древесина - применяется в строительстве, мебельном, спичечном производстве, химической промышленности и др. Лесные богатства в нашей стране охраняются законом.

oДавайте сравним свойства древесины и таких материалов, как, например, ме-талл и камень.

Приходим к выводу, что древесина - легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом.

Одновременно выявляем и его отрицательные качества: легкая загораемость, короб-ление при высушивании, загниваемость.

o Какие древесные породы вам известны и на какие виды подразделяются? Лиственные и хвойные.

Деревья, имеющие листву, называются лиственными, а имеющие хвою - хвойными. К лиственным породам относятся береза, осина, дуб, ольха, липа и др.; к хвойным - сосна, ель, кедр, пихта и др.

o Из чего же состоит дерево?

Из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части Рис.3

Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую - вершинную. По-верхность ствола (рис. 3) покрыта корой (7). Кора - "одежда" для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой (6) - проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца (4).

o Что по ним можно узнать?

Можно определить возраст дерева. Рыхлый и мягкий центр дерева - сердцевина (1). От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи (2). Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева Кам-бий (5) - тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. " Камбий " - от латинского " обмен " (питательными веществами).

Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола (рис. 4). Разрез (1), проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез (2), проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным . Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез (3) проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние.

Породы древесины определяют по их следующим характерным признакам: текстуре, запаху, твердости, цвету. (Показать, как определять породы древесины по плакату.)

Недостатками древесины являются еще и пороки: сучковатость (рис. 5р), червоточины (рис 5,6). Они ограничивают использование древесины в промышленном производстве, но могут оказаться ценными при изготовлении декоративных изделий.

Рис.5

Переходим к рассмотрению пиломатериалов и древесных материалов.

При продольной распиловке стволов деревьев на лесопильных рамах получают различные пиломатериалы (рис 6): брусья (а, б), бруски (в), доски (г, д), пластины (е), четвертины (ж) и горбыли (з)

Рис.6

Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласть, кромка, торец, ребро . ( Указать на плакате. В качестве конструкционного материала широко применяют фанеру. )

oКак ее получают?

Путем наклеивания друг на друга трех и более тонких листов древесины - шпона . Шпон в переводе с немецкого - " щепка ". Шпон срезают (лущат) острым ножом специаль-ного лущильного станка при вращении бревна длиной около 2,0 м (рис. 7). При этом бревно, как рулон, раскатывается в ленту шпона. Ленту шпона разрезают на квадратные листы, которые высушивают в сушилках, намазывают клеем и укладывают друг на друга так, чтобы направление волокон в них было перпендикулярно друг другу. Листы склеивают под прессом. Так получают фанеру.

Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается.

o Где ее применяют?

В строительстве, при изготовлении мебели, в машиностроении, самолетостроении.

o Вы, наверное, слышали слово ДСП, а что это значит?

Древесностружечные плиты. Их получают путем прессования и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. Плиты изготавливают толщиной около 10-26 мм. Они прочны, почти не коробятся, хорошо обрабатываются режущими инструментами.

o Что из них изготавливают?

Мебель, двери, перегородки, стены, полы. Однако с течением времени они выделяют вредные для здоровья вещества, поэтому их нежелательно применять в жилых помещениях

o А что такое ДВП?

Древесноволокнистые плиты. Их прессуют в виде листов из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесной массы. Они имеют приятный серый цвет, ровные поверхности, гнутся, как и фанера. Применяют их для внутренней отделки помещений: облицовывания стен, по-толков, полов, в производстве мебели, дверей.

o В чем общий недостаток фанеры, ДСП и ДВП?

Они боятся сырости.

III. Практическая часть

1.Учащиеся разрезают обычным ножом брусок древесины мягкой породы (сосна, липа) вдоль и поперек волокон. В результате выполнения этой операции они приходят к выводу, что древесина легко расщепляется вдоль волокон при небольшом усилии,- а поперек -невозможно, даже приложив большое усилие.

2.Учащиеся пробуют определить породы древесины по образцам, рассматривают образцы пиломатериалов, фанеры, ДСП и ДВП.

Проверяют, легко ли обрабатываются образцы каким-либо инструментом (напильником, ножовкой и другими).

IV. Заключительная часть.

Подвести итоги урока, отметить наиболее активных учащихся во время обсуждения материала.

Провести уборку мастерской.

МКОУ Новоеловская основная общеобразовательная школа

Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края

Проект урока технологии

Тема: «Древесина – природный конструкционный материал»

Учебник: В.Д. Симоненко «Технология» 5 класс

Технология: ЛОО

Учитель: Тякотев Дмитрий Александрович

с. Новоеловка

Методическое обоснование урока

Использование занимательных заданий в учебном процессе – один из важнейших приемов развития у учащихся положительной мотивации и познавательного интереса к труду взрослых, миру профессий, одно из условий подготовки молодежи к осознанному выбору профиля своей будущей деятельности в одной из сфер общественного труда.

В 5-6 классах я стараюсь включать в образовательный процесс больше игровых и занимательных заданий для формирования устойчивого мотива к деятельности. И в тоже время они являются промежуточным звеном между начальными и старшими классами

Достижение эффективности и качества образовательного процесса, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов :

    упорядоченный обмен информацией (коммуникация ) между всеми участниками образовательного процесса;

    обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация );

    мотивация всех участников образовательного процесса;

    мониторинг образовательного процесса;

    рефлексия педагога и обучающихся;

    анализ деятельности участников и оценка результатов.

Тема урока «Древесина – природный конструкционный материал». Данный урок является 3-4 уроком в разделе «Технология обработки древесины».

Цели урока:

Образовательные:

Создать условия для формирования у учащихся: понятий «древесина», «строение древесины» для выработки умений различать породы деревьев по их признакам

Развивающие:

Создать условия для развития у учащихся памяти, логического мышления, воображения.

Воспитательные:

Создать условия для формирования само- и взаимоконтроля.

Дидактическая цель урока: создать условия для организации познавательной деятельности учащихся, приводящей к потребности в применении полученных знаний на практике.

Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.

Структура урока (90 минут)

    Мотивационный 5 мин

    Целеполагание 3 мин

    Планирование деятельности 2 мин

    Реализация плана деятельности 75 мин

    Подведение итогов урока 5 мин

Инструменты и оборудование:

    Учебник В.Д. Симоненко «Технология» 5 класс;

    Карточки с заданиями (каждому ребенку);

    Карточки для практической работы (каждому ребенку);

    Тесты (каждому ребенку);

    Кроссворд (каждому ребенку);

    Комплекты образцов древесины различных пород (2 шт).

Методы обучения:

словесные, наглядные, практические, репродуктивные

Формы работы:

самостоятельная, индивидуальная, групповая

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические пояснения и примечания

    Мотивационный

Приветствие учеников.

Проверка явки учащихся.

Вступление.

Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно влияет на климат, на растительный и животный мир. Кроме того, лес имеет большое значение для хозяйства страны.

Вырастить лес – непростое дело. Сначала сеют семена, потом высаживают крохотные саженцы, ухаживают за ними. Дерево растет среднем 90-120 лет, прежде чем его можно срубить и получить древесину для изготовления изделий.

Знаете ли вы, что

Береза среднего размера имеет 35...40 тысяч листьев общей площадью 100...150 квадратных метров

Cосна занимает около 15% всех лесов России, ель – 12%. - самая распространенная хвойная порода российских лесов – лиственница. Она занимает 40% всей площади наших лесов.

Дети включаются в урок.

Слушают внимательно.

Доброжелательный тон, учителя, приветствие и вступление к уроку, использование вступления располагает к общению, и создает благоприятную атмосферу, создает положительный мотивационный аспект.

    Целеполагание

Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепостные сооружения, орудия труда и многое другое. И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины. Назовите их.

Итак, тема урока: «Древесина – природный конструкционный материал», Записать на доске.

Мебель, музыкальные инструменты, игрушки и т.д.

Записывают тему урока в тетрадь

Формулируют с помощью учителя цели на урок.

На данном этапе учащиеся при помощи учителя учатся ставить перед собой цели на урок.

    Планирование деятельности

А сейчас давайте составим план действий на урок.

    Повторение изученного на прошлом занятии

    Изучение нового материала

    Практическая работа

План урока записать на доске.

    Повторим домашнее задание

    Изучим новый материал

    Выполним практическую работу

Наличие плана работы, приводит к организованности, дисциплинирован- ности и контролированию деятельности.

    Реализация плана деятельности

4.1 Актуализация знаний

      Изучение нового материала

4.3 Закрепление

Практическая работа

Повторим домашнее задание , перед вами задания 2 уровней сложности:

Задание № 1 (Приложение 1) более сложное нужно разгадать кроссворд, разгадав его вы сможете прочитать слово, которое является самым главным в изученном на прошлом занятии.

Задание № 2 (Приложение 2) вам необходимо обозначить элементы верстака.

После выполнения организуется взаимопроверка, оптимальным являться будет обмен между разными карточками.

После проверки карточки сдаются учителю.

Беседа с детьми

Существуют деревья имеющие листву, их называют?

И деревья имеющие хвою, их называют?

Назовите древесные породы которые относятся к лиственным?

Из каких частей состоит дерево?

Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части

А сейчас давайте назовем «положительные качества древесины» и

«отрицательные качества древесины»

Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую - вершинную. Поверхность ствола (рис. 8) покрыта корой (7). Кора - "одежда" для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой (6) - проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца (4).

Что по ним можно узнать?

Рыхлый и мягкий центр дерева - сердцевина (1). От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи (2). Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева, камбий (5) - тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. "Камбий" - от латинского "обмен" (питательными веществами).

Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола (рис. 9). Разрез (1), проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез (2), проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез (3) проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние.

Породы древесины определяют по их следующим характерным признакам: текстуре, запаху, твердости, цвету.

Текстурой древесины называют рисунок на ее поверхности, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон.

Ценные породы древесины строгают на тонкие листы (шпон), которые наклеивают на изделия.

Физкультминутка

А сейчас закрепим знания, для этого вам нужно решить тест (Приложение 3).

Ребята, изучите описание пород деревьев в учебнике.

Раздаю комплекты образцов древесины различных пород, 1 комплект на группу. Внимательно рассмотрите образцы и определите породы древесины записывая признаки в карточку (Приложение 4).

Если остается время

то можно предложить ученикам интересные сведения о различных породах деревьев (Приложение 5).

Ребята выполняют

Лиственными

береза, осина, дуб, ольха, липа и др.

сосна, ель, кедр, пихта и др.

Из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои

Записывают в тетрадь

Легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом.

Горючесть, коробление при высушивании, подвержена гниению.

Учащиеся слушают и рассматривают

рис. 8 Строение древесины. (в учебнике)

Можно определить возраст дерева.

Записывают в тетрадь основные разрезы ствола:

    Торцовый

    Радиальный

    Тангенциальный

Записывают в тетрадь

Записывают в тетрадь

Работают с учебником

Выполняют практическую работу

Слушают с интересом

Дифференцирован-ный подход наиболее оптимален, т.к. учащиеся самостоятельно определяют степень трудности задания, это снижает напряжение как нервное так и психическое, ребята чувствуют себя более комфортно. Воспитательные задачи на уроке решаются с помощью проведения взаимо- и самопроверки, которые воспитывают у детей такие качества как ответственность, взаимопомощь, аккуратность.

В ходе беседы с учениками рассматриваются новые сведения. При этом удерживается постоянная связь с уже имеющимися сведениями учеников, связь с практикой, бытом. Ученики рассуждают, основываясь не только на знаниях, но и на умениях, фактах, взятых из жизни их семьи, близких и знакомых

4.4 Домашнее задание

Запишите домашнее задание:

    §2 вопросы к параграфу,

    «Мост» (Приложение 6)

    Написать сообщение о породе древесины (по выбору сосна, ель, береза, кедр, лиственница, осина, пихта).

Записывают д/з в дневник

5.Подведение итогов урока

5.1 Итог урока

5.2 Рефлексия

Ребята, какие знания вы сегодня получили?

Достигли ли мы целей урока? Проверим.

Как называется природный конструкционный материал, получаемый из стволов деревьев при распиливании их на части?

Назовите виды деревьев?

Ребята посмотрите пожалуйста на доску, там нарисована гора, оцените, пожалуйста себя сегодня на уроке от подножия к вершине:

Вершина горы

Урок понравился, весь материал мне понятен

Подножие горы

Урок не понравился и я ничего не понял

Высказываются по очереди

Древесина

Лиственные, хвойные

Оценивают свою работу, рисуют человечка в каком-либо месте горы

Учатся анализировать обобщать и делать выводы.

Ученики имеют возможность показать свое отношение к изученному и уроку в целом. Учитель же делает соответствующие выводы. При подготовке к следующему уроку учитывает данные результаты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание № 1

Вопросы:

1.Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота. (заготовки)

2.Как называется наш учебник? (Технология)

3.Основание верстака - это (подверстачье)

4.Он может быть режущим и измерительным. (Инструмент)

5.Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины. (Столяр)

6.Служит для закрепления заготовок. (Зажим)

7.Деревянные брусочки, предназначенные для упора заготовок (Клинья)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вопрос № 1. На какие группы можно разделить все породы деревьев

1. Листопадные и вечнозеленые

2. Лиственные и хвойные

3. Высокие и низкие

4. Вечнозеленые, травянистые и кустарники

5. Травянистые и кустарники

Вопрос № 2. В каком из вариантов ответа перечислены только хвойные породы?

1. Сосна, ель, каштан, можжевельник

2. Дуб, осина, береза, тополь

3. Кедр, ель, сосна, лиственница

4. Смородина, крыжовник, ананас

Вопрос № 3. В каком из справочников наиболее вероятно найти информацию по строению древесины и породам деревьев?

1. Справочник молодого слесаря

2. Справочник молодого животновода

3. Справочник молодого столяра

4. Справочник по деталям машин и механизмов

5. Справочник по математике

Вопрос № 4. В каком из предложенных вариантов ответа перечислены только лиственные породы?

1. Туя, сосна, липа, акация

2. Вяз, банан, кедр, ольха

3. Можжевельник, лиственница, кедр, пихта

4. Тополь, ольха, осина, каштан

Вопрос № 5. Древесина какого дерева является наиболее ценной для мебельного производства?

2. Красное дерево

Вопрос № 6. В чем заключаются наиболее характерные признаки хвойных пород?

Смолистый запах и "полосатая" текстура.

"Полосатая" текстура и муаровый блеск.

Блеск и капиллярная структура.

Недлинные коричневые штрихи по всей поверхности древесины и смолистый запах.

Вопрос № 7 . К какой группе пород принадлежит изображенный на фотографии фрагмент дерева?

Лиственная порода.

Хвойная порода.

Вопрос № 8. Почему в столярном деле наиболее часто используют именно хвойную древесину?

Потому, что она имеет красивую текстуру и приятный смолистый запах, что привлекает к ней внимание многих людей.

Потому, что хвойная древесина легко поддается обработке и к тому же пропитана смолистыми веществами, а следовательно, меньше подвержена гниению по сравнению с лиственными породами.

Потому, что она имеет высокую прочность и плотность, а следовательно, может выдерживать высокие механические нагрузки.

Вопрос № 9. На каких фотографиях изображены текстуры хвойных пород?

На фото 1, 2, 4

На фото 1, 3, 4

На фото 2, 3, 4

На фото 1, 2, 3

Вопрос № 10 . Какая из хвойных пород является наиболее стойкой к гниению?

Лиственница.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Порода древесины

Признаки

Твердость

Текстура

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Интересные сведения о некоторых породах деревьев

БАОБАБ. Удивляет необычная жизненная сила баобаба. В отличие от большинства деревьев, он не умирает, когда с него срывают кору - она нарастает снова. Не гибнет баобаб даже и тогда, когда повалится на землю. Если хоть один его корень сбережет контакт с почвой, дерево будет продолжать расти лежа.

Обычно баобабы не очень высоки, но согласно некоторым сообщениям, промелькнувшим недавно в прессе, в саваннах Африки обнаружен настоящий великан - высочайшее дерево на нашей планете, которое достигает 189 м высоты с диаметром ствола 43,5 м! в "Книге рекордов Гиннесса" за 1991 г. рассказывается о баобабе обхватом 54,5 м.

БЕРЕЗА ШМИДТА. Это удивительное дерево растет в южной части Приморского края (Дальний Восток). Местное название его "железная береза". Она в полтора раза крепче чугуна. Если выстрелить в ее ствол, пуля отлетит, даже не оставив следа.

КЕДР . Около 41 млн. гектаров занимают в России кедровые леса. Особенно славятся своей продуктивностью кедровники бассейна реки Ангары, верхнего и среднего течения Енисея, а также Саянских гор. Живет кедр долго. Наверное, поэтому он и не спешит расти. В 30 лет дерево достигает лишь среднего роста человека.

Собственно научное название этого дерева - сосна сибирская. Настоящие кедры растут далеко на юге - в Ливане, Северной Африке, на острове Кипр. Это мощные деревья с ценной ароматной древесиной. Они отличаются внушительными размерами и долголетием, т. к. живут в полтора-два раза больше, чем обычные сосны - 800-850 лет.

В кедровниках всегда теплее, воздух здесь, как утверждают, в два-три раза чище, чем в операционной.

КЕТЕМФ. это растение является чемпионом среди сверхсладких растений и растет в тропических лесах Западной Африки. Ученые выделили из него самое сладкое в мире вещество - тоуматин. Оно слаще сахара (трудно представить) в 100000 раз! Это вещество будет сладким даже если тоуматин растворить в концентрации 10 г на целую тонну воды!

ХАНГА. Растет на Филиппинских островах и чаще всего его называют нефтяным деревом. Дело в том, что плоды ханги содержат почти... чистую нефть. Поэтому в стране разрабатывается технология использования ее как источника топлива для двигателей внутреннего сгорания.

СЕКВОЙЯ. Высочайшие из них также достигают свыше 100 м, но при этом стволы у них значительно толще. Так, например, одно из таких деревьев имело в обхвате 46 м и 15 м в диаметре.

Секвойи принадлежат к "живым ископаемым". Они были распространены по всему Северному полушарию, в том числе и на юге Восточной Европы еще в доледниковый период. Под такими деревьями когда-то прогуливались гигантские ящеры - бронтозавры и динозавры, а на ветвях отдыхали предки современных птиц - птеродактили.

Секвойи сохранились на Земле только в штате Калифорния (США), на западных склонах гор Сьерра-Невада. Средний возраст этих деревьев, как и эвкалиптов, 3-4 тысячи лет, а по подсчетам годичных колец на пне одной спиленной секвойи был даже обнаружен рекордный возраст - 4830 лет!

Кстати, свалить такого гиганта очень трудно. Одну секвойю пилили семиметровой пилой на протяжении 17 дней. Для перевозки ее потребовалось 30 больших железнодорожных платформ.

Известны случаи, когда на пне гигантской секвойи располагалась танцевальная площадка. На ней свободно разместились оркестр из 4-х человек, 16 танцующих пар и еще 12 зрителей.

Иногда в дуплах секвой устраивались сувенирные магазины, а в одном даже был оборудован гараж. В одном из музеев Нью-Йорка выставлена часть ствола огромной секвойи, которую спилили в Калифорнии. Она имеет 75 м в обхвате. Внутри оборудован зал, где свободно размещается 150 человек.

Самая большая секвойя называется "Основатель" (112 м высоты).

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Древесина – природный конструкционный материал

Учитель технологии

Чушкин Александр Анатольевич

МОУ СШ №115

Г. Волгоград

Цель урока:

  • изучить основные виды пиломатериалов;
  • разобрать способы производства пиломатериалов;
  • рассмотреть область применения пиломатериалов;
  • освоить процесс изготовления модели парусного корабля из пиломатериалов.

Древесина

Пиломатериалы

Лесоматериал

Раскрой лесоматериала

Производство пиломатериалов

Применение

Пиломатериалы

Доска не обрезная

Доска обрезная

Горбыльный

Доска обрезная

пиломатериал размерами сечений от 16 × 8 мм до 250 × 100 мм. Обрезные доски изготавливаются из древесины разных пород. Основное отличие обрезной доски - это отсутствие обзола (края доски с корой, когда её выпиливают из бревна).

Доска обрезная

Размеры обрезной доски определяют по схеме a × b × l , где b - вычисляется как бо́льшая сторона поперечного среза, размер a - меньшая сторона, l - длина доски, например, 50×150×6000 мм.

пиломатериалы

Наиболее распространена доска следующих длин: 6000 мм, 4000 мм, 3000 мм.

На территории России наиболее распространена доска толщиной (параметр «a »): 22 мм, 25 мм, 30 мм, 40 мм, 50 мм, 100 мм, 150 мм.

Доска необрезная

доска с неопиленными или частично опиленными кромками, с обзолом более допустимого в обрезной доске.

пиломатериалы

Обапол горбыльный

пиломатериалы

Обапол дощатый

пиломатериалы

пиломатериалы

Брус –имеет толщину и ширину свыше 100 мм

Брус четырёхкантный

Брус двухкантный

пиломатериалы

Бруски – имеют толщину до 100 мм и ширину не более двойной толщины.

Лесоматериал

Лесоматериа́лы - материалы из древесины, сохранившие её природную физическую структуру и химический состав, получаемые из поваленных деревьев, хлыстов и (или из их частей) путём поперечного и (или) продольного деления.

Лесоматериал

Лесоматериал

Подтоварник

Лесоматериал

Хлыст - очищенный от сучьев ствол поваленного дерева без отделённых от него прикорневой части и вершины.

Лесоматериал

Бревно́ - круглый сортимент лесоматериала для использования в круглом виде, за исключением тонкомерной рудничной стойки , жердей и кольев , или в качестве сырья для получения пиломатериалов общего назначения и специальных видов лесопродукции

Лесоматериал

Кряж - отрезок нижней, комлевой части ствола, предназначенный для выработки специальных видов лесопродукции: облицовочного шпона, тары, лыж, спичек, шпал, в основном из лиственных пород дерева, реже из хвойных.

Толщина кряжей колеблется от 12 см у тарного кряжа лиственных пород до 46 см у лиственничного кряжа для изготовления деревянных проводников шахтных стволов), длина - от 0,5 м (ружейный кряж) до 14 м (хвойный судостроительный кряж)

Лесоматериал

Чурак - короткомерный круглый сортимент, преимущественно отрезок кряжа, длина которого соответствует размерам, необходимым для обработки на деревообрабатывающих станках.

Лесоматериал

Подтоварник

Подтоварник - тонкомерные строительные брёвна для вспомогательных и временных построек, толщиной: для хвойных - от 6 до 13 см включительно и для лиственных - от 8 до 11 см включительно.

СПОСОБЫ РАСКРОЯ БРЕВНА НА ПИЛОМАТЕРИАЛЫ

Производство пиломатериалов

Лесовозами брёвна доставляют на склад деревообрабатывающего предприятия.

Производство пиломатериалов

Брёвна разгружаются, сортируются по диаметру, породам и назначению.

Производство пиломатериалов

Со склада брёвна попадают с помощью транспортёров в лесопильный цех.

Производство пиломатериалов

Лесопильная рама

Ленточнопильный станок

Видео работы лесопильной рамы

Применение

Строительство

Внутренняя отделка помещений

Производство оконных и дверных блоков

Производство мебели

Парусные суда

Литература: Слайд 5,6 http://b2bconstruction.ru/images/gallery/obreznaya-doska.jpg https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B0 Слайд 7 http://www.palki.ru/messages/images_78089.jpg Слайд 8 http://www.scieriedrombois.com/42-72-thickbox/dosse-charpente-sur-liste.jpg Слайд 9 http://images.ru.prom.st/107328_w640_h640_obapol_vid_sverhu.jpg Слайд 10 http://f1.ds-russia.ru/u_dirs/079/79072/f8c89f14f96dff4e780d952f2741402c.jpg http://www.fanera-doski.ru/img/brus_stroitelniy.jpg Слайд 11 http://derevo-store.ru/photo/brusok01m.jpg Слайд 12 https://ru.wikipedia.org/wiki/Лесоматериалы https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/52/Biella-Trecciolino_-_legna.jpg/1024px-Biella-Trecciolino_-_legna.jpg Слайд 14 https://ru.wikipedia.org/wiki/Лесоматериалы https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f4/Tree-lengths_in_storage.jpg/1024px-Tree-lengths_in_storage.jpg Слайд 15 http://www.companion.ua/data/filestorage/magazines/2012/27-28/047_470x325.jpg Слайд 16 Слайд 16 https://ru.wikipedia.org/wiki/Кряж_(деревообработка) http://www.woodtrade.ru/files/img/msgboard/gallery/1132_p800.jpg Слайд 17 http://4.bp.blogspot.com/-nu6w7JimzqQ/TiaAB5AcPBI/AAAAAAAAAAc/midt3Ci2Wy8/s1600/i.jpeg Слайд 18 http://lhp-tavolga.ru/public/default/balans_B.jpg Слайд 19 http://strport.ru/sites/default/files/resize/8_6-500x343.jpg http://s005.radikal.ru/i211/1011/1b/9072273f4d3e.jpg Слайд 21-23 http://www.oborudovaniederevo.ru/news/fotos/39844421158.JPG http://sdelanounas.ru/images/img/www.khabkrai.ru/x400_user_files_arkaim_2009_8.jpg.jpeg http://www.ideibiznesa.org/wp-content/uploads/pilomaterial-na-vyhode-s-ramy.jpg Слайд 25-29 http://1-metr.com/uploads/posts/2011-01/1296473459_oblicovka-sten-derevom.jpg http://www.sbstil.com.ua/windtree/design.jpg http://masterpomebeli.ru/wp-content/uploads/2014/07/derevjannaja-mebel.jpg http://korabley.net/_nw/13/98003726.jpg

  • Методический материал «Пиломатериалы» разработан к разделу «Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения» для учащихся 6 класса. Учащиеся активизируют свои знания по теме «Виды пиломатериалов», рассматривают способы продольного раскроя бревна на пиломатериалы, изучают работу лесопильной рамы и изготавливают модель парусного корабля. Методический материал «Пиломатериалы» включает в себя методические рекомендации к уроку, презентацию, приложения с заданиями для проверки усвоения пройденного материала, маршрутную карту для изготовления корабля. В методических рекомендациях имеется ссылка на видеофильм к уроку.