Св дева мария. Непорочная Дева Мария: житие. Величание на Успение праведной Анны

Из библейского рассказа мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы. Такие подробности жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание: древние сказания, церковно-исторические сочинения, гомилетическо-библейских сведений о житии Богоматери явились раннехристианские апокрифы: «История Иакова о рождении Марии» (иначе – «Протоевангелие Иакова»; 2-я пол.–кон. II в., Египет), «Евангелие детства» (иначе – «Евангелие от Фомы»; II в.), «Книга Иосифа Плотника» (ок. 400 г., Египет), «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV –V вв.).

Не признавая апокрифы как источник вероучения, вместе с тем заимствовала из них целый ряд сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. При этом сами апокрифические рассказы в новой отредактированной версии оказались очищены от гностического элемента и согласованы с каноническим рассказом о Богородице, содержащимся в Четвероевангелии. Популярности заимствованных из апокрифов сюжетов, связанных с личностью Богородицы, способствовали и многочисленные переводы древних апокрифов на различные языки: «Евангелие детства», напр., было переведено на сирийский, коптский, армянский, грузинский языки; существуют также его латинская (известна как «Евангелие псевдо-Матфея»), эфиопская, арабская и славянская («История Фомы израильтянина», «Детство Христово») версии.

Долгая многовековая работа по очищению апокрифических материалов, связанных с образом Богородицы, от содержащихся здесь неправославных идей и неприемлемых для Церкви сюжетов привела к сложению единого и внутренне непротиворечивого Предания о земной жизни Богородицы, к осуществлению взаимосвязи обстоятельств Ее жития с богослужебным годичным кругом (апокрифическими сказаниями о Богородице активно пользовались такие знаменитые песнописцы, как свт. , прп. и прп. ). Сказания о жизни Богородицы издревле находили живой отклик у православных христиан, были их любимым чтением. Они входили в различные агиографические литературные традиции поместных Церквей. Сказания нашли отражение и в проповедях святых отцов (св. , свт. , прп. Иоанна Дамаскина, свт. и др.) на церковные праздники.

Предание свидетельствует о том, что на рубеже двух эр мировой истории, разделенных рождением Христа, в г. Назарете жили немолодые и бездетные супруги, святые праведные Иоаким и Анна. Всю свою жизнь, посвященную исполнению Божией воли и служению ближним, мечтали они и горячо молились о том, чтобы Господь даровал им ребенка. Иоаким и Анна дали обет: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь его или ее будет посвящена служению Богу. Наконец, по прошествии 50 лет их супружества, молитва престарелых праведников была услышана: дочь они назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа» или «надежда»). Девочка, принесшая утешение и душевное облегчение престарелым и богобоязненным супругам, предназначена была стать Матерью будущего Спасителя мира, Сына Божия. По отцу Она происходила из колена Иудина, из рода Давидова; по матери – от племени Ааронова; среди Ее предков были ветхозаветные патриархи, первосвященники, правители и цари иудейские.

Церковное Предание доносит до нас ряд значимых обстоятельств события Рождества Богородицы. Иоаким и Анна очень страдали из-за своего бесплодия, в котором ветхозаветная мораль видела наказание Божие. Иоакиму даже препятствовали приносить в храме жертвы, считая, что он неугоден Богу, поскольку не создал потомства израильскому народу. Иоаким знал, что мн. ветхозаветные праведники, напр. Авраам, так же, как и он, до самых преклонных лет не имели детей, но затем Бог по их вере и молитвам все же посылал им потомство. Иоаким удалился в пустыню, устроил там палатку, где молился и постился в течение 40 дней и ночей. Анна, подобно мужу, горько оплакивала свою бездетность. И ее, как и супруга, уничижали за бесплодие окружающие. Но однажды, когда Анна гуляла в саду и молилась Богу о том, чтобы Он даровал ей ребенка, как некогда даровал потомство престарелой Сарре, перед Анной предстал ангел Господень и пообещал ей, что скоро она родит и о потомстве ее будут говорить во всем мире (Протоевангелие. 4). Анна дала обет посвятить своего ребенка Богу. В то же время ангел явился и Иоакиму, возвещая, что Бог внял его молитвам. Иоаким возвратился домой к Анне, где вскоре совершились зачатие и Рождество Богородицы.

Престарелые родители принесли Богу благодарственные жертвы за данный им дар. Анна после рождения дочери дала обет, что младенец не будет ходить по земле до тех пор, пока родители не введут Марию в храм Господень. «…Они от Него,– говорит свт. ,– прияли обещание о Твоем рождении и, прекрасно поступая, Тебя, обещанную им, в свою очередь Ему обещали…» (Greg. Pal. In Praesent. 8).
Когда будущая Богородица достигла 3-летнего возраста, Иоаким и Анна, откладывавшие до этого момента Ее посвящение Богу, решили, что настала пора привести Марию в храм. По преданию (Протоевангелие. 7), вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, по дороге к храму стояли юные непорочные девы с зажженными светильниками. «…Да ликовствует Иоаким со Анною, яко плод святый из них произыде, Мария светоносная, божественная свеща, и радуется входящи во храм…» (седален по полиелее). Родители поставили Ее на первую из 15 высоких ступеней храма. И здесь, по преданию, передаваемому блж. , свершилось чудо: Мария самостоятельно, без чьей-либо поддержки, взойдя по крутым ступеням, вступила в храм (Hieron. De nativit. S. Mariae). В тот же миг навстречу Ей вышел первосвященник: по преданию, Захария – будущий отец Иоанна Крестителя (Предтечи). Он, по особому откровению Божию, ввел Марию во Святая Святых, куда имел право входить лишь 1 раз в году первосвященник.
После этого Иоаким и Анна оставили Марию при храме. Вся ее жизнь в храме была делом особого Промысла Божия. Она воспитывалась и училась вместе с др. девами, трудилась над пряжей и шила священнические облачения. Пищу буд. Богородице приносил ангел. «Святая святых сущи, Чистая во храм святый возлюбила еси вселитися, и со ангелы, Дево, беседующи пребываеши, преславне с небесе хлеб приемлющи, Питательнице Жизни» (тропарь 4-й песни 2-го канона на Введение).

Предание повествует о том, что Богородица прожила при храме до 12 лет. Наступило время, когда Ей надлежало оставить храм и вступить в брак. Но Она объявила первосвященнику и священникам, что дала обет девства перед Богом. Тогда, из уважения к ее обету и для сохранения Ее девства, чтобы юная дева не оставалась без покровительства и попечения (к тому времени почили Ее родители), Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, происходившему из рода царя Давида. По преданию, Господь Сам указал на него в качестве буд. обручника и защитника Богородицы. Храмовые священники собрали 12 мужчин из рода Давида, положили их посохи на жертвенник и молились, чтобы Бог указал на того, кто Ему угоден. Затем первосвященник отдал каждому его посох. Когда он отдал посох Иосифу, из него вылетела голубка и села Иосифу на голову. Тогда первосвященник сказал старцу: «Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти Деву Господа». (Протоевангелие. 9). Богородица поселилась в доме Иосифа в Назарете. Здесь Она пребывала в трудах, богомыслии и молитве. В это время возникла необходимость в изготовлении новой завесы для иерусалимского храма. Часть работы по поручению первосвященника исполнила Дева Мария.

Наступил момент Благовещения. Это событие описывается в Новом Завете евангелистом Лукой (1. 26–38). Бог послал к Пречистой Деве арх. Гавриила, дабы он возвестил Ей о скором Рождестве от Нее Господа. По преданию, в тот момент, когда перед Ней явился архангел, Она читала отрывок из Книги пророка Исаии «се, Дева во чреве приимет…» (). Богородица начала молиться о том, чтобы Господь открыл Ей таинственный смысл этих слов и скорее исполнил Свое обетование. Как раз в этот миг Она увидела перед Собой арх. Гавриила, который возвестил Ей о скором рождении Сына. Младенец будет Сыном Всевышнего, наречется Иисусом, наследует престол Давидов и Его Царству не будет конца. Мария недоумевает: как может все это исполниться, если Она пребывает в девстве? Ангел отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (). Мария в ответ на слова архангела дает Свое добровольное согласие на Боговоплощение: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (). Арх. Гавриил отходит от Богородицы. Совершается безмужное зачатие Господа Иисуса Христа.

После события Благовещения Богородица отправилась навестить Свою родственницу прав. Елисавету, будущая мать св. Иоанна Крестителя (Предтечи). Праведные Захария и Елисавета жили в левитском г. Иута. В соответствии с преданием, по дороге в Иуту Богородица посетила Иерусалим и передала в храм уже готовое рукоделие – часть новой завесы. Там над Богородицей произнес возвышенное благословение первосвященник, сказавший, что Господь прославит Марию во всех родах земных (Протоевангелие. 12). Событие встречи Богородицы и Елисаветы описывает евангелист Лука (). В момент встречи Марии и Елисаветы младенец взыграл во чреве Елисаветы. Она исполнилась Св. Духа и произнесла пророческие слова о Матери Господа, посетившей ее дом. Богородица ответила ей торжественным поэтическим гимном: «Величит душа Моя Господа…» (), прославляющим милосердие Божие, являемое Израилю в исполнение древних пророчеств о Мессии. Она свидетельствует, что отныне Ее ублажат все поколения живущих на земле. Богородица находилась в доме Захарии и Елисаветы ок. 3 месяцев, затем вернулась в Назарет.

Вскоре Иосиф заметил, что Мария носит во чреве плод и пришел от этого в смущение. Он хотел втайне отпустить Ее из своего дома, тем самым освободив от преследования по суровому ветхозаветному закону. Однако Иосифу явился во сне ангел и засвидетельствовал, что рождающийся от Богородицы Младенец зачат наитием Святаго Духа. Она родит Сына, Которого следует назвать именем Иисус, так как Он спасет человечество от грехов. Иосиф был послушен воле Божией и принял Марию, вновь, как и прежде, оберегая Ее чистоту и девство ().

Новозаветный рассказ о событии Рождества Христова содержится в двух, дополняющих друг друга, Евангелиях – от Матфея (1:18–2:23) и от Луки (2:1–20). Здесь повествуется о том, что во времена царствования имп. Августа в Риме (под властью которого находилась в те времена Палестина) и царя Ирода в Иудее по решению императора, была устроена перепись населения. При этом евреям – для их участия в переписи – надлежало прийти в те города, откуда происходил их род. Иосиф и Мария, ожидавшая уже к тому времени скорого рождения Ребенка, пришли в Вифлеем, так как происходили из рода царя Давида (Euseb. Hist. eccl. I 7. 17). Вифлеем же был городом Давидовым. Не найдя свободных мест в гостинице, они вынуждены были (хотя это было холодное время года) поселиться в загоне для скота – по Церковному Преданию, берущему начало в раннехрист. апокрифах и в свидетельствах древних отцов Церкви (Iust. Martyr. Dial. 78; Orig. Contra Cels. I 51), это была пещера. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы и родился Богомладенец Иисус Христос. Рождество совершилось без обычных для рожениц физических страданий. Богородица Сама спеленала Господа по Его Рождестве и положила в ясли, куда кладут корм для скота. Здесь, в пещере, Она оказалась свидетельницей поклонения Господу пастухов и слагала в сердце Своем слова их рассказа о чудесном явлении в поле ангельских сил ().

На 8-й день по Рождестве над Богомладенцем был совершен обряд обрезания и наречения имени (), а по прошествии 40 дней принесли Его в иерусалимский храм. Это событие вспоминается Церковью под именем Сретения Господня. Его обстоятельства описываются евангелистом Лукой (2. 22–38). Младенец был принесен в храм во исполнение древних обычаев ветхозаветного закона Моисея (). В соответствии с этим законом, женщины по истечении 40 дней, если родился мальчик, и 80 дней, если родилась девочка, должны были прийти в храм для принесения очистительной жертвы.

Посещает храм ради принесения такой жертвы и Богородица. Ею приносятся 2 горлицы и 2 голубиных птенца – жертва, по закону допустимая лишь для бедняков. По обычаю после принесения жертвы за первородного сына священник принимал младенца из рук матери и, обратившись к алтарю, высоко поднимал ребенка, как бы вручая его Богу. При этом он совершал над ним 2 молитвы: одну – за закон о выкупе (перворожденные сыновья израильтян были предназначены, как принадлежащие Богу (), служить в скинии и храме – позднее эти обязанности были возложены на левитов (), но закон предусматривал возможность освобождения от этого служения через выкуп), др.– за дарование первенца.

Младенец Христос был встречен при входе в храм благочестивым и праведным старцем Симеоном. Старец произнес благодарение Богу и свое знаменитое «Ныне отпускаешь…». Он обратился к Богородице, пророчествуя о Ее судьбе: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу…». Слова об «оружии», т. е. о мече, которым будет пронзено сердце Богородицы,– это пророчество о тех страданиях, что Ей предстоит испытать, когда Она окажется свидетельницей мучений и смерти на Кресте Ее Божественного Сына.

По древнему Преданию Вост. Церкви, именно после события Сретения (Ephraem Syri. In Deatess.; а не в ночь Рождества – Ioan. Chrysost. In Matth. 1. 1; ср.: Theoph. Bulg. In Matth. 1. 1) совершилось поклонение Богомладенцу пришедших с востока волхвов (). Обманутый ими Ирод искал смерти Христа, и Святое Семейство вскоре – по указанию явившегося Иосифу ангела – было вынуждено покинуть Палестину и бежать в Египет (). Оттуда Иосиф и Богородица с Младенцем вернулись на родину лишь после того, как узнали, что Ирод умер. О смерти царя Иосиф узнал от явившегося ему во сне ангела ().

Сохранился целый ряд благочестивых преданий, связанных с пребыванием Святого Семейства в Египте. Так, по одной из легенд, на пути в Египет они наткнулись на разбойников, двое из которых были в дозоре, остальные спали. Один разбойник, смутно ощутивший Божественное величие Младенца, не дал товарищам нанести вред Святому Семейству. Тогда Богородица сказала ему: «Господь Бог поддержит тебя Своею десницей и отпущением грехов одарит» (Евангелие детства Спасителя Арабское. 23). По преданию, именно этот милосердный разбойник и оказался потом тем благоразумным разбойником, чьи грехи были прощены Господом на кресте, и который удостоился войти в рай вместе со Христом ().

По возвращении в Палестину Святое Семейство вновь поселилось в Назарете (). По преданию, Богородица занималась рукоделием, учила грамоте местных детей. Она по-прежнему пребывала в молитве и богомыслии. Каждый год все Семейство отправлялось – по существующему религиозному обычаю – в Иерусалим на праздник Пасхи. Во время одного из подобных путешествий уже покинувшие храм Иосиф и Богородица не заметили, что отрок Иисус, Которому было тогда 12 лет, остался в Иерусалиме. Они думали, что Иисус идет в Галилею с к.-л. из их родственников или знакомых; не найдя Его среди них и будучи обеспокоены этим, Иосиф и Богородица возвратились в иерусалимский храм. Они нашли здесь Иисуса, беседующего с иудейскими учителями, поражавшимися присущей Ему не по летам мудрости. Богородица сказала Ему о той скорби, которая охватила Ее и Иосифа, когда они не нашли Его среди соплеменников. Господь ответил Ей: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (). Тогда они не поняли смысла сказанных Господом слов. И все же Богоматерь сохранила все Его слова в Своем сердце, смутно предугадывая то будущее, что ожидает Ее Сына и Саму Богородицу ().

В соответствии с Церковным Преданием, через неск. лет после этого события умер Иосиф. Теперь о Христе и Его братьях (в согласии с вост. экзегетической традицией, детях Иосифа от первого брака – Euseb. Hist. eccl. II 1. 2; Theoph. Bulg. In Matth. 13. 56; см.: Мерзлюкин. С. 25–26) заботилась Богоматерь.

После Крещения Господня и 40-дневного поста в пустыне, Сын Божий оказался вместе со Своей Матерью на брачном пире в Кане Галилейской. Здесь Богородица попросила Его утешить испытывавших недостаток в вине пирующих и явить ради этого Свою Божественную силу. Господь сначала ответил, что Его час еще не настал, а затем, видя полное упование Богородицы на всемогущество Божественного Сына и из почтения к Ней (Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4), чудесным образом претворил воду в вино (). По преданию, вскоре после пребывания на браке в Кане Богородица по воле Сына переселилась в Капернаум (Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4).

Исполнение воли Небесного Отца было для Иисуса несравненно важнее семейного родства. Об этом свидетельствует известный эпизод, описанный в синоптических Евангелиях (; ; ): придя к дому, где проповедовал Христос, пожелавшие Его увидеть Богородица и братья Господа послали к Нему просить о встрече; Иисус Христос ответил, что всякий, исполняющий волю Его Небесного Отца, является Его братом, сестрой и матерью.

Во время Крестных страданий Господа Богородица находилась неподалеку от Своего Божественного Сына. Она не оставила Господа и у Креста, разделяя с Ним Его страдания. Здесь Она предстояла Распятому вместе с ап. Иоанном Богословом. Христос сказал Богородице, указывая на Иоанна: «Жено! се, сын Твой», а затем апостолу: «се, Матерь твоя» (). С этого дня ап. Иоанн взял на себя заботу о Богородице.

После сошествия Святого Духа Богородица прославилась среди христиан многими Своими чудотворениями и удостоилась великого почитания. По преданию, Она была свидетельницей мученической смерти архидиак. Стефана и молилась о том, чтобы Господь даровал ему силы с твердостью и терпением встретить кончину. После начавшихся при Ироде Агриппе преследований христиан и казни Иакова Богородица и апостолы оставили Иерусалим. Они бросили жребий, дабы узнать, кому и где следует проповедовать Евангельскую Истину. В удел Богородице для Ее проповеди досталась Иверия (Грузия). Она собиралась отправиться туда, но явившийся Ей ангел воспрепятствовал это сделать. Он возвестил Богородице, что Иверии надлежит просветиться Светом Христовым много позднее, а пока Она должна остаться в Иерусалиме, чтобы отправиться отсюда в иную, также требующую просвещения, землю. Имя этой страны должно было открыться Богородице позднее. В Иерусалиме Богородица беспрестанно посещала опустевший по Воскресении Гроб Христов и молилась. Иудеи хотели настигнуть Ее здесь и убить и даже выставляли возле Гроба стражу. Однако сила Божия чудесным образом скрывала Богородицу от глаз иудеев, и Она беспрепятственно посещала пещеру Погребения (Сказание об Успении Святой Богородицы. 2).

Церковное Предание повествует о морском путешествии Богородицы к некогда воскрешенному Господом и ставшему кипрским епископом Лазарю. По дороге Ее корабль был подхвачен бурей и перенесен к горе Афон. Постигнув, что это та самая земля, о которой Ей благовествовал в Иерусалиме ангел, Богородица ступила на Афонский п-ов. В те времена на Афоне процветали самые разнообразные языческие культы, однако с приходом Богородицы язычество оказалось на Афоне повержено. Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство. Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем » ( , еп. История Афона. СПб., 1892. Ч. 2. С. 129–131). Богородица отплыла со Своими спутниками на Кипр, где посетила Лазаря. Во время своего путешествия Божия Матерь побывала в Ефесе. Возвратясь в Иерусалим, Она по-прежнему часто и подолгу молилась в местах, которые были связаны с событиями земной жизни Ее Сына. Как повествует «Сказание об Успении Святой Богородицы», о том, что Ее земная кончина уже близка, Богородица узнала от арх. Гавриила. Эту весть Богородица приняла с большой радостью: Ей предстояла скорая встреча со Своим Сыном. В качестве предзнаменования ожидающей Богородицу по Ее Успении славы архангел вручил Ей райскую ветвь от финикового дерева, сияющую неземным светом. Эту ветвь надлежало нести перед гробом Богородицы в день Ее погребения.

Когда Богородица возлежала на смертном одре, совершилось чудесное событие: силой Божией в Ее дом были собраны находившиеся тогда в различных странах апостолы, которые благодаря этому чуду смогли присутствовать при Успении Девы Марии. Об этом чудесном событии свидетельствует богослужение утрени Успения Богородицы: «Всечестный лик премудрых апостол собрася чудно погребести славно тело Твое пречистое, Богородице всепетая: с ними же воспеша и ангел множество, Преставление Твое честно хваляще, еже верою празднуем» (седален по 1-й кафизме на Успение). По Церковному Преданию, сияющую чистотой душу Богоматери принял Господь, явившийся с сонмом небесных сил: «Дивляхуся ангельския силы, в Сионе смотряюще своего Владыку, женскую душу руками носящаго: пречисто бо рождшей, сынолепно провозглашаше: гряди Чистая, с Сыном и Богом прославлена буди» (тропарь 9-й песни 1-го канона Успения). Не было у одра Богородицы лишь ап. Фомы (эпизод и описание вознесения Богородицы по лат. версии апокрифа об Успении Святой Богородицы). Согласно Церковному преданию, после смерти Богородицы апостолы положили Ее тело в гробнице-пещере, завалив вход большим камнем. На 3-й день к ним присоединился отсутствовавший в день Успения Фома, который очень страдал от того, что так и не успел проститься с Богородицей. По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Богородицы. Но, к их удивлению, они не нашли Ее тела внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило дивное благоухание. Православная Церковь хранит Предание, что Богородица была воскрешена силой Божией на 3-й день после Своего Успения и взошла на Небо. «Победныя почести взяла еси на естество Чистая, Бога рождши: Обаче же подобящися Творцу Твоему и Сыну, паче естества повинуешися естественным законом. Темже умерши, с Сыном востаеши вечнующи» (тропарь 1-й песни 1-го канона Успения).

У некоторых древних писателей проскальзывала мысль о мученической смерти Богоматери (напр. в Слове, приписываемом Тимофею, пресв. Иерусалимскому, V в.), однако это предположение отвергается святыми отцами (Ambros. Mediol. In Luc. 2. 61), Церковным Преданием.

Год Успения Богоматери древними духовными писателями и церковными историками называется различно. указывает 48 г. по Р. Х., – 43 г. по Р. Х., – 25-й год по Вознесении Христовом, Никифор Каллист – 44 г. по Р. Х.

Ист.: Смирнов И., прот. Апокрифические сказания о Божией Матери и деяниях апостолов // ПО. 1873. Апр. С. 569–614; Amann E. Le Protoevangelie de Jacques et ses remaniemant latenes. P., 1910; Апокрифические сказания о Христе. СПб., 1914. Вып. 3: Книга Иосифа Плотника; Michel C . Evangelies apocryphique. P., 1924; Krebs E. Gottesgebaererin. K?ln, 1931; Gordillo M . Mariologia orientalis. R., 1954; A Theological Encyclopedia of the Blessed Virgin Mary // Ed. by M . O’Caroll. Wilmington, 1983; Евангелие детства (Евангелие от Фомы) // Апокрифы древних христиан. М.,1989. С. 142–150; История Иакова о рождении Марии // Там же. С. 117–129; Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и свидетелях Христовых / Сост. И. С. Свенцицкая, А. П. Скогорев. М., 1999; Logoi Qeomhtopikoi MonacOj Maximos. Hsuxastherion tes koimhseos tes theotokou. Katounakia; Agion Oros, 1999.

Лит.: Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы: С 14 рис. и 26 политипажами. СПб., 1870; Четвероевангелие: Толкования и руководство к изучению. СПб., 1893. Серг. П., 2002: Толкование Четвероевангелия: Сб. ст. для назидательного чтения; Снессорева С. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1892. М., 1997. Ярославль, 1994, 1998; Богоматерь: Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. / Под ред. Поселянина Е. СПб., 1909. К., 1994. М., ; его же. Богоматерь на земле. СПб.; М., 2002; Христианские праздники: Рождество Пресв. Богородицы. Введение во Храм Пресв. Богородицы. Успение Пресв. Богородицы. К., 1915-1916. Серг. П., 1995; Мерзлюкин А. Родословие Пресв. Девы Марии и происхождение «братьев Господних». П., 1955, СПб., 1995/

АННА

В 80 г. до н.э. родился Иоаким , отец Марии.

Анна родилась в 74 году до н.э. в многодетной семье, став четырнадцатым ребёнком. Матери Анны было тогда 45 лет. Родители Анны, были по тем временам людьми среднего достатка. Жили они в городе Назарете, занимались скотоводством и имели небольшое стадо. Помимо этого, отец Анны держал маленький постоялый двор. Во дворе были три комнатки, в которых останавливались приезжие купцы.

Назарет был расположен очень удачно, как раз на пути из Египта в Индию, и караваны постоянно посещали этот городок.
Очень часто в их доме останавливался Симеон – известный предсказатель. Это тот самый 113-летний старец Симеон, который дожидался появления новорожденного Иисуса в храме. Именно он сказал тогда: «Хвала Господу, что я дождался этого!» В те времена Симеон был ещё молод. Он занимался врачеванием, лечил травами и мог предсказывать будущее. Делал он это с помощью тринадцати камней и бараньей лопатки. Симеон подбрасывал их вверх, а потом внимательно изучал, какой расклад получался из упавших на землю камней. В этот момент ему открывалось неведомое будущее человека. Раньше люди с большим уважением и верой относились к предсказателям. Пророчества Симеона всегда сбывались, и люди часто обращались к нему за помощью.

Маленькой Анне было тогда 12 лет. Анна поражала всех своим трудолюбием, изо всех сил помогала матери в домашнем хозяйстве. В столь юном возрасте она уже умела работать по-взрослому: и корову доить, и домашнее хозяйство вести. При этом она отличалась огромным жизнелюбием, неуемной веселостью и, самое главное, недетским чувством жалости ко всему живому. Ей всех было жалко - стариков, немощных и больных странников и соседей, животных, она не могла спокойно смотреть на чьи бы то ни было страдания. У Анны было большое и доброе сердце. Предсказателя Симеона Анна просто полюбила. Он был такой необычный и загадочный. Занимался чем-то непонятным и таинственным – настоящий маг-волшебник…
Комната, в которой останавливался Симеон, была разделена занавесом на две части. Анна - ужасно любопытная девчонка - пряталась во второй половине комнаты и оттуда внимательно наблюдала со стороны за Симеоном, зачарованная его действиями. Ей страшно хотелось понять, чем же занимается их таинственный гость, и хотелось самой научиться этому. Симеон тоже обратил внимание на любопытного ребенка. Анна понравилась ему своей непосредственностью, добротой и явной, неприкрытой жаждой к новым знаниям. Он потихоньку начал обучать девочку искусству врачевания и открыл перед ней некоторые тайны медицины.
Симеон не ошибся - Анна оказалась способной ученицей и все схватывала прямо на лету. Вскоре она уже сама могла заговорить зубную боль, удалить гнойный нарыв с тела больного или успокоить боль в желудке.
Раньше врачеванием на дому занимались повсеместно. В каждой семье был человек, который мог оказать помощь заболевшим домочадцам или домашним животным. Магия, целительство и предсказания будущего никого не удивляли и не пугали, к этому относились спокойно, с верой и пониманием. Никто не делил медицину на официальную и народную.

Однажды Анна упросила Симеона, чтобы он рассказал, что будет с ней, когда она вырастет, какое будущее ее ожидает. Симеон, согласившись, раскинул камни и долго молча смотрел на получившийся расклад. Вздохнул, посмотрел на Анну и не стал ничего говорить.
Заинтригованная девочка стала настойчиво теребить его, уговаривая сказать ей правду. Симеон долго отказывался, но потом в конце концов, поддавшись ее уговорам, сказал: «Ты проживешь трудную и короткую жизнь. И умрешь, когда будешь рожать ребенка, в возрасте 54 лет. У тебя родится девочка, которую ты должна будешь назвать Марией. Это будет необыкновенная девочка. Пройдет время, и у нее родится сын по имени Иисус. Этот человек будет Мессией, он принесет людям новую веру, которая спасет мир».
После этого предсказания Симеон совсем другими глазами стал смотреть на маленькую девочку. Из древних пророчеств Симеон знал, что когда-то на земле Иудеи должен будет родиться человек, который в будущем перевернет весь мир, очистит его от скверны и порока, подарит людям новую жизнь. И вот - надо же - это пророчество сбывается прямо на его глазах!
Только об одном молил теперь Симеон - лишь бы дожить до этого светлого дня и своими глазами увидеть Спасителя мира, лишь бы хватило сил дождаться этого чуда!
Ведь получалось по пророчеству, что Богоматерь Мария родится тогда, когда Симеону будет почти сто лет! Только бы дожить до этого дня!

В 13 лет Анну выдали замуж за 19-летнего Иоакима. В те времена дети очень быстро взрослели, в 13 лет девочка считалась уже совершеннолетней и готовой к замужеству. Жили они в Святой земле, были родовиты и богаты, но детей у них не было. В обществе, окружавшем их, отсутствие детей в семье было равносильно проклятью, неблаговолению Свыше, и поэтому священник перестал пускать в храм Иоакима. Тот ушел из дома в пустыню и решил больше не возвращаться. В доме осталась одна Анна, горевавшая о своем несчастье. В годовщину свадьбы с Иоакимом она горько плакала в саду: «Горе мне, кому уподобилась я, не уподобилась я и птицам небесным, потому что и птицы небесные плодовиты перед тобою, Господи! Горе мне, не уподобилась я и зверям земным, потому что и у них есть дети! Даже волны и те родят волны, которые играют и плещут, славя Бога. И с землей не могу сравниться, потмоу что земля приносит плоды свои…» Плач Анны был услышан, небесный вестник – Ангел – заверил Анну, что скоро у нее родится девочка, которую назовут Марией.

Икона «Встреча Иоакима и Анны»
Изображения Иоакима и Анны нередки в иконописи, представляли их всегда одинаково: Иоакима – в виде старца с длинной бородой, Анну – в длинном гиматии с покрытой головой. Иногда они входили в ряд избранных святых иконы. Была и специальная композиция «Встреча Иоакима и Анны». Иоаким и Анна обнимали друг друга, встретившись после благовестия и возвращения Иоакима из пустыни в родной дом.

Рождество Девы Марии

Шли годы. Анна давно забыла про пророчество Симеона. Дела, хозяйство, быт - жизнь шла своей обычной чередой. Иоаким и Анна считались в Назарете благополучной семейной парой среднего достатка. Они держали домашний скот - коз, коров, лошадей, быков. И большое стадо овец. Помимо этого, Иоаким владел небольшой маслобойней, на которой изготовлялись сметана, творог, масло. Несмотря на преклонный 60-летний возраст, Иоаким по-прежнему много работал, стараясь везде успеть по хозяйству.
Вдруг случилось неожиданное - его жена Анна снова забеременела. В 54 года! Просто чудо какое-то! И только сейчас Анна вспомнила про Симеона! Она рассказала всем своим близким - мужу, родственникам - о сделанном ей в детстве пророчестве: что она забеременеет в 54 года и умрет при родах, и появившегося ребенка надо назвать Марией, и эта девочка потом станет матерью Иисуса - Мессии, который будет много страдать и принесет новую веру в этот мир.

Близкие Анны оказались просто в замешательстве. Что за пророчество, откуда, какой Мессия, неужели Анна действительно умрет, как же так, а кто же тогда будет воспитывать ребенка?
Иоакиму было уже 60 лет, и он вряд ли сможет в одиночку вырастить девочку.
В те времена многодетность была обычным явлением. И никто из родственников маленькую Марию не смог взять к себе. И тогда Анна вспомнила про свою дальнюю родственницу Елизавету. Мать Елизаветы приходилась троюродной сестрой матери Анны. У Елизаветы и ее мужа Захарии не было собственных детей, поэтому они согласились взять к себе Марию.

Рано утром, в 6 часов 15 минут, 21 июля в 20 году до н. э. в доме Иоакима родилась девочка, которую назвали Марией. Анна, не перенеся тяжелых родов, умерла, как и было предсказано Симеоном.


Святые Иоаким и Анна
Изображение родителей Богоматери заказывали иконописцу обычно семьи, не имеющие детей или ожидающие первенца.

Ребенок был очень болезненным, и не было уверенности, что девочка выживет без молока матери. Поэтому Иоаким записал в семейные родословные списки свою дочь только тогда, когда опасность ранней смерти миновала, т.е. ровно два месяца спустя - 21 сентября.
Эта дата и стала считаться днем рождения Марии. В наше время в этот день, 21 сентября, справляется один из двенадцати великих церковных праздников - Рождество Пресвятой Богородицы.
Все младенцы, родившиеся за три дня до 21 июля и 21 сентября, часто бывают одаренными детьми, и все они находятся под покровительством Девы Марии.
21 июля - особенный день. Сама природа радуется и празднует рождение Девы Марии - воздух наполнен пьянящими запахами лета и солнца, у всех людей поселяется в душе легкость необыкновенная, с утра все просыпаются с хорошим настроением, предчувствуя, что сегодня должно произойти нечто необыкновенное.

Успение праведной Анны

25 июля/7 августа - успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.


Икона Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы

По преданию Святая Анна в Иерусалиме приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе - в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Пречистое тело Матери Божией было погребено на этом семейном кладбище. На месте погребения и был возведен храм. Существует предание, что св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика. В 614 г. храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась. Большая часть современного здания восходит к временам крестоносцев. Это подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами свв. Богоотцев Иоакима и Анны и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы.


Погребальный склеп Иоакима и Анны в церкви Успения Богородицы

Гробницы свв.Иоакима и Анны в церкви Успения Богородицы

В кон. X в. на Святой Афонской горе был построен скит Святой Анны - самый древний из всех Афонских скитов. Опустошаемый в течение многих лет морскими разбойниками, он в XVII в. был восстановлен Константинопольским Патриархом Дионисием, который приобрел у малоазийских христиан стопу святой праведной Анны. В 1680 г. там в память успения святой Анны воздвигнут соборный храм. С того времени скит стал носить название «Святой Анны». Он славится на Афоне высокими аскетическими подвигами монахов.
Недалеко от скита Святой Анны находится так называемый Новый скит Рождества Пресвятой Богородицы или «Малая Анна». Близость этих благодатных мест подчеркивает связь священных событий зачатия и рождества Пресвятой Богородицы.

При святом благоверном царе Иустиниане (527-565 гг.) в Девтере был выстроен в ее честь храм, а император Иустиниан II (685-695 гг.; 705-711 гг.) обновил ее храм, потому что праведная Анна явилась его беременной супруге; в то же время тело ее и мафорий (покрывало) были перенесены в Константинополь. Успение св.праведной Анны отмечается 7 августа (25 июля).

В настоящее время частицы мощей святой Анны находятся:
- в афонских монастырях (левая стопа в Большом ските праведной Анны, правая стопа в монастыре Кутлумуш, левая рука в монастыре Ставроникита);
- в различных монастырях и храмах Греции (в том числе монастыре Иоанна Богослова на Патмосе, церкви Панагии Горгоэпикоос в Салониках);
- в храм свт. Николая в Пыжах, Москва;
- 26 октября 2008 г. частица мощей св. Анны была привезена с Афона в храмовый комплекс Иверской иконы Божией Матери г. Днепропетровска, где она была помещена в ковчеге в нижнем приделе соборного храма во имя Иоакима и Анны;
- 10 июля 2011 г. частица мощей св. Анны передана в Валаамский монастырь.

Тропарь праведной Анны

Глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь, богомудрая Анно. Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище, в славе радующися, ныне преставилася еси, чтущим тя любовию прегрешений просящи очищение, присноблаженная.

Кондак праведной Анны

Глас 2
Прародителей Христовых память празднуем, тех верно просяще помощи, избавитися всем от всякия скорби, зовущим: Бог наш с нами, сих прославлей, якоже благоволи.

Величание на Успение праведной Анны:

Величаем тя, святая праведная Анно прамати Христа Бога нашего, и всечестное славим успение твое.



Чудотворная икона и часть мощей святой праведной Анны в скиту святой Анны на горе Афон.

17 июня 2006 года, Валаам встретил икону святой праведной Анны, праматери Христа, имеющую великую благодать от Господа исцелять от недуга бесплодия. Это список с чудотворной иконы, которая находится в Скиту святой Анны на горе Афон. Таких списков теперь в монастыре три, все являются точными копиями чудотворного образа святой Анны, и писались непосредственно в скиту Святой праведной Анны. На Афон приходило и приходит бесчисленное количество благодарственных писем от родителей, которые обрели возможность иметь детей, благодаря заступничеству святой праведной Анны.

Молитвы в супружеском бесплодии

В помощи от супружеского бесплодия обращайтесь с молитвами к праведным Богоотцам Иоакиму и Анне, пророку Захарии и Елисавете, преподобному Роману, мученице Параскеве, нареченной Пятница.


Встреча св. Праведных Иоакима и Анны. Фрагмент иконы XVII в.

Молитва праведным Богоотцам Иоакиму и Анне :
О приснославнии Христовы праведницы, святии богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии небесному престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему!
К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенникам, прибегаем мы, грешнии и недостойнии (имена). Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Личное прошение праведной Анны о даровании дитяти (из Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского):
Горе мне, Господи! Кому я уподоблюсь? Ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. Увы мне, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства. Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака. Ты, Который отверз утробу Анны, матери пророка Твоего Самуила, призри ныне на меня и услыши молитвы мои. Прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу, и меня, неплодную, соделай плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и прославляя Твое милосердие.


Целование Захарии и Елисаветы. Конец XV – начал. XVI в.

С первых времен христианства Пресвятая Дева Мария за Свои великие добродетели, Божие избрание и помощь нуждающимся пользовалась почитанием и благоговением среди христиан.

Слава Девы Марии началась с того времени, когда Архангел Гавриил, приветствуя Ее: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!" возвестил Ей непостижимую для людей тайну воплощения Сына Божия. Этим же приветствием с прибавлением слов: "Благословен плод чрева Твоего," встретила Пречистую праведная Елизавета, которой Дух Святой открыл, что перед нею Матерь Божия (Лк. 1:28-42).

Благоговейное почитание Пресвятой Богородицы в христианской Церкви выражается многими праздниками, которыми Церковь отмечает воспоминания разных событий из жизни Пресвятой Девы.

Великие подвижники и учители Церкви слагали в честь Девы Марии хвалебные песни, акафисты, произносили вдохновенные слова… При таком благоговейном почитании Пресвятой Девы Марии, конечно, утешительно и назидательно знать, как Она жила, как готовилась, как созрела до такой высоты, чтобы стать вместилищем невместимого Бога-Слова.

Ветхозаветные Писания, предсказывая о воплощении Сына Божия, предсказывали и о святой Деве Марии. Так, первое обетование об Искупителе, данное падшему человеку, заключало уже в себе пророчество о Пресв. Деве в словах осуждения змия: "Вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и между Семенем Ее" (Быт. 3:15). Пророчество о Деве Марии заключается в том, что будущий Искупитель называется здесь Семенем Жены, в то время, как во всех других случаях потомки назывались семенем кого-либо из мужских предков. Святой пророк Исаия уточняет это пророчество, указывая, что Жена, имеющая родить Мессию-Эммануила, будет девой: "Сам Господь даст вам знамение," - говорит пророк маловерующим потомкам царя Давида, - "се, Дева (Ис. 7:14). И хотя слово "Дева" казалось неуместным древним евреям, во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог" потому что рождение непременно предполагает супружеское общение, но все же заменить слово "Дева" другим словом, например, "женщина" не посмели.

Евангелист Лука, знавший близко святую Деву Марию, записал с Ее слов несколько важных событий, относящихся к ранним годам Ее жизни. Будучи врачом и художником Он, по преданию, написал и Ее портрет-икону, с которой позднейшие иконописцы делали копии.

Рождество Пресвятой Девы Марии. Когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с своею женою Анною. Оба они были люди благочестивые и были известны своим смирением и милосердием. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя и дали обет (обещание), - если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу. В то время не иметь детей считалось наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело переживал бездетность Иоаким, потому что по пророчествам в его роде должен был родиться Мессия-Христос. За терпение и веру Господь послал Иоакиму и Анне великую радость: наконец, у них родилась дочь. Ей дано было имя Мария, что значит по-еврейски "Госпожа, Надежда."

Введение во храм. Когда Деве Марии исполнилось три года, благочестивые родители Ее приготовились исполнить свой обет: они повели Ее в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Мария осталась жить при храме. Там Она вместе с другими девицами обучалась Закону Божию и рукоделию, молилась и читала Священное Писание. При храме Божием Пресвятая Мария жила около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивой, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой. Желая служить только Богу, Она дала обещание не выходить замуж и навсегда остаться Девою.

Пресвятая Дева Мария у Иосифа. Престарелые Иоаким и Анна долго не жили, и Дева Мария осталась сиротой. Когда Ей исполнилось четырнадцать лет, по закону Ей нельзя было оставаться больше при храме, но нужно было выйти замуж. Первосвященник, зная ее обещание, чтобы не нарушать закон о супружестве формально обручил Ее с дальним родственником, овдовевшим восьмидесятилетним старцем Иосифом. Он обязался заботиться о Ней и охранять Ее девство. Иосиф жил в городе Назарете. Он также происходил из царского рода Давидова, но человек он был небогатый и работал плотником. От первого брака у Иосифа были дети Иуда, Иосий, Симон и Иаков, которые в Евангелиях именуются "братьями" Иисуса. Пресвятая Дева Мария вела в доме Иосифа такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Благовещение. В шестой месяц после явления Архангела Гавриила Захарии по поводу рождения пророка Иоанна Крестителя тот же Архангел был послан Богом в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Ангел, явившись, сказал Ей: "Радуйся, Благодатная! (то-есть исполненная благодати) - Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами." Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие? Ангел же продолжал говорить Ей: "Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца." Мария в недоумении спросила Ангела: "Как это будет, когда Я мужа не знаю?" Ангел ответил Ей, что это совершится силою всемогущего Бога: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елизавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово." Тогда Мария со смирением сказала: "Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему." И Архангел Гавриил отошел от Нее.

Посещение Праведной Елизаветы. Пресвятая Дева Мария, узнав от Ангела, что у Ее родственницы Елизаветы, жены священника Захарии, скоро родится сын, поспешила навестить ее. Войдя в дом, Она приветствовала Елизавету. Услышав это приветствие, Елизавета исполнилась Святого Духа, и узнала, что Мария удостоилась быть Матерью Божиею. Она громко воскликнула и сказала: "Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне такая радость, что Матерь Господа моего пришла ко мне?" Пресвятая Дева Мария в ответ на слова Елизаветы прославила Бога словами: "Величит (прославляет) душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что Он призрел (обратил милостивое внимание) на смирение рабы Своей; отныне будут ублажать (прославлять) Меня все роды (все племена людей). Так сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его." Около трех месяцев пробыла Дева Мария у Елизаветы, а затем возвратилась домой в Назарет.

Бог возвестил также и праведному старцу Иосифу о скором рождении Спасителя от Пресвятой Девы Марии. Ангел Божий, явившись ему во сне, открыл, что у Марии родится Сын, по действию Святого Духа, как возвестил о том Господь Бог чрез пророка Исаию (7:14) и повелел дать Ему имя "Иисус (Иешуа) по-еврейски значит Спаситель, потому что Он спасет людей от грехов их."

Дальнейшие Евангельские повествования упоминают о Пресв. Деве Марии в связи с событиями в жизни Ее Сына - Господа нашего Иисуса Христа. Так, они говорят о Ней в связи с рождеством Христовым в Вифлееме, потом - обрезанием, поклонением волхвов, принесением жертвы во храм на 40-й день, бегством в Египет, поселением в Назарете, путешествием в Иерусалим на праздник Пасхи, когда Ему исполнилось 12-ть лет и так далее. Эти события мы не будем здесь излагать. Надо отметить, однако, что хотя Евангельские упоминания о Деве Марии кратки, они дают читателю ясное представление о Ее великой нравственной высоте: Ее скромности, великой вере, терпении, мужестве, покорности воли Божией, любви и преданности Своему Божественному Сыну. Мы видим, почему Она, по слову Ангела, удостоилась "обрести благодать у Бога."

Первое чудо, совершенное Иисусом Христом на браке (свадьбе) в Кане Галилейской, дает нам яркий образ Девы Марии, как Заступницы перед Своим Сыном за всех людей, находящихся в трудных обстоятельствах. Заметив недостаток в вине на свадебном угощении, Дева Мария обратила на это внимание Своего Сына, и хотя Господь ответил Ей уклончиво - "Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой." Она не смутилась этим полуотказом, будучи уверена, что Сын не оставит Ее просьбы без внимания, и сказала служителям: "Что скажет Он вам, то сделайте." Как видна в этом предупреждении слуг сострадательная заботливость Бжией Матери о том, чтобы начатое Ею дело было доведено до благоприятного конца! Действительно, Ее заступничество не осталось без плода, и Иисус Христос совершил здесь Свое первое чудо, выведя из затруднительного положения небогатых людей, после чего "уверовали в Него ученики Его" (Иоан. 2:11.).

В дальнейших повествованиях Евангелие изображает нам Божию Матерь, находящуюся в постоянной тревоге за Своего Сына, следовавшую за Его странствованиями, приходящую к Нему в разных трудных случаях, заботящуюся об устройстве Его домашнего отдыха и покоя, на что Он, по-видимому, никогда не соглашался. Наконец, мы видим Ее, стоящую в неописуемой скорби у креста Своего Распятого Сына, слышащую Его последние слова и заветы, поручившего Ее заботам Своего любимого ученика. Ни одного слова укора или отчаяния не слетает с Ее уст. Она все предает воле Божией.

Кратко еще упоминается о Деве Марии в книге Деяний Святых Апостолов, когда на Нее и на апостолов в день Пятидесятницы сошел Дух Святой в виде огненных языков. После этого, по преданию, Она жила еще 10-20 лет. Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Ее к себе в дом и с великой любовью, как родной сын, заботился о Ней до самой Ее кончины. Когда вера христианская распространилась в других странах, то многие христиане приходили из дальних стран увидеть и послушать Ее. С тех пор Пресвятая Дева Мария стала для всех учеников Христовых общею Матерью и высоким примером для подражания.

Успение. Однажды, когда Пресвятая Мария молилась на Елеонской горе (около Иерусалима), явился Ей Архангел Гавриил с райскою финиковою ветвью в руках и сказал Ей, что через три дня окончится Ее земная жизнь, и Господь возьмет Ее к Себе. Господь так устроил, что к этому времени апостолы из разных стран собрались в Иерусалиме. В час кончины необыкновенный свет осветил комнату, где лежала Дева Мария. Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу. Апостолы похоронили пречистое тело Божией Матери, по Ее желанию, у подножия Елеонской горы в Гефсиманском саду, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. При погребении совершилось много чудес. От прикосновения к одру Божией Матери, слепые прозревали, бесы изгонялись и всякая болезнь исцелялась.

Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и опоздавший на погребение апостол Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью и всею душою желал поклониться Ее пречистому телу. Когда открыли пещеру, где была похоронена Дева Мария, то не нашли в ней Ее тела, а только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились в дом. Вечером во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Деву Марию, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы. Она сказала апостолам: "Радуйтесь! Я с вами во все дни!"

Это обещание быть помощницей и заступницей христиан Она исполняет и по сей день, став нашей небесной Матерью. За Ее великую любовь и всесильную помощь христиане с древнейших времен чтят Ее и обращаются к ней за помощью, именуя Ее "Заступница усердная рода христианского," "Радость всех скорбящих," "во успении Своем нас не оставляющая." С древнейших времен, по примеру пророка Исаии и праведной Елизаветы, христиане Ее стали именовать Матерью Господа и Богородицею. Это название вытекает из того факта, что Она дала плоть Тому, Кто всегда был и будет истинным Богом.

Пресвятая Дева Мария являет собой и великий пример для подражания всем тем, которые стремятся угодить Богу. Она была первой, кто решил всецело посвятить свою жизнь Богу. Она показала, что добровольное девство выше семейной и брачной жизни. Подражая Ей, начиная с первых веков, многие христиане стали проводить девственную жизнь в молитве, посте и богомыслии. Так возникло и утвердилось монашество. К сожалению, современный инославный мир совершенно не ценит и даже высмеивает подвиг девства, забывая слова Господа: "Есть скопцы (девственники), которые сами себя сделали скопцами для Царства Небесного," добавив при этом: "Кто может вместить, да вместит!" (Мт. 19:1).

Суммируя этот краткий обзор земной жизни Пресвятой Девы Марии, следует сказать, что Она, как в момент Своей величайшей славы, когда была избрана стать Матерью Спасителя мира, так и в часы Своего величайшего горя, когда у подножья креста, по пророчеству праведного Симеона, "оружие прошло Ее душу," проявила полное самообладание. Этим она обнаружила всю силу и красоту Своих добродетелей: смирения, непоколебимой веры, терпения, мужества, надежды на Бога и любви к Нему! Поэтому мы, православные, так высоко чтим Ее и стараемся Ей подражать.

20.01.2016 5 883 0 Jadaha

Непознанное

Согласно Евангелиям Мария была еврейской девушкой из Назарета, которая родила ребенка, ставшего основателем новой религии. Для верующих это неоспоримо, а для атеистов непризна-ваемо. Но не у всех христиан существует культ Богородицы. Некоторыми её святость не признаётся.

Как только её не называют - Богородица. Богоматерь. Дева Мария, Пресвятая Дева, Мадонна... На самом деле простая еврейская девушка из Назарета по имени Мирьям - одна из самых почитаемых святых. Известна она не только в христианстве, но и в исламе под именем Сеиде Мариам, ей посвящена даже отдельная сура № 19.

Всё, что мы знаем о Марии, почерпнуто нами из Библии, Корана, Талмуда и других религиозных трудов. Никаких исторических данных о существовании этого человека не сохранилось.

Жизнеописание

Мария была родственницей Елизаветы, жены Захарии, священника Авиевой чреды, потомка Аарона, из колена Левия. Она проживала в Назарете в Галилее, предположительно со своими родителями.

Предание говорит о воспитании Марии в обстановке особой ритуальной чистоты и о «введении во храм», когда Марии было 3 года: «И вот исполнилось Ребенку три года, и сказал Иоаким: Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажжёнными [светильниками], чтобы Дитя не воротилось назад, и чтобы полюбила Она в сердце своём храм Господней».

В Храме Марию встретил первосвященник (православное предание считает, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи) со множеством священников. Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм. Согласно Евангелию псевдо-Матфея:

«...когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении».

Затем, по преданию, первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых - внутреннюю часть храма, в которой находился Ковчег Завета. Туда из всех людей только раз в году входил первосвященник.

При храме Мария жила и воспитывалась вместе с другими детьми, изучала Священное Писание, занималась рукоделием и молилась. Однако по достижении совершеннолетия (12 лет), она не могла оставаться при храме, и для неё традиционным обрядом был избран супруг. Её мужем стал плотник Иосиф. Тогда и произошло Благовещение - посланный Богом архангел Гавриил сообщил Марии о грядущем непорочном рождении от неё Спасителя.

Библия рассказывает нам, что когда Иосиф узнал о беременности Марии, он чуть было не расторг помолвку, но тогда к нему во сне явился ангел и сказал ему: «Иосиф, сын Давида, не бойся взять в свой дом твою жену Марию, потому что она беременна от Святого Духа. Она родит сына, и ты назовёшь его Иисус, потому что он спасёт свой народ от грехов». После этого Иосиф проснулся и сделал так, как велел ему ангел. Он взял свою жену в свой дом. завершив свадебный обряд.

Интересно, что христианский догмат говорит о том, что Мария являлась девственной до, во время и даже после рождения Христа. Эта доктрина, или «post partum», отрицавшаяся Тертуллианом и Иовинианом, была защищена позднейшими ортодоксами, в результате чего был выработан термин «Приснодева», закреплённый на Пятом Вселенском соборе в Константинополе.


В год рождения Иисуса по повелению императора Августа в стране проводилась перепись. Для этого всем жителям надлежало вернуться в родные места, где б они к тому времени не жили. Иосиф с семьёй отправились в родной город Вифлеем. Когда они прибыли в Вифлеем, в гостинице места не оказалось, и им пришлось остановиться в пещере для скота, где и родился Иисус.

Через восемь дней младенец был обрезан и получил имя Иисус. Когда закончились дни их очищения по закону Моисея, они принесли ребёнка в храм Иерусалима в соответствии с требованиями для первенцев, предписанными в законе Моисея. Затем они вернулись в Вифлеем, и после посещения волхвов всё семейство, спасаясь от преследований, бежало в Египет. В Назарет они вернулись лишь после смерти царя Ирода.

При описании евангелистами событий жизни Иисуса Христа дева Мария упоминается как присутствовавшая на браке в Кане Галилейской. Некоторое время она была вместе с сыном в Капернауме.

Библия несколько противоречиво говорит об отношении Марии и Иисуса. С одной стороны они обязаны были быть хорошими, но с другой Иисус не захотел с ней увидеться и не помог во время одной из своих проповедей: «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лука 8:19-21).

На Голгофе Богородица стояла возле креста. Умирающий Христос поручил свою мать апостолу Иоанну. Только в этих двух евангельских эпизодах (Ин. 2:4; Ин. 19:26) приводится личное обращение Иисуса к Марии, но он не называет её при этом матерью, а женщиной. Матерью он называет её лишь однажды, но не своей, а ученика (Иоанна) в Ин. 19:27: «Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!».

В Деяниях святых апостолов не указывается, была ли Дева Мария даже в день Пятидесятницы среди апостолов, когда на них сошёл Святой Дух в виде огненных языков.

Православные богословы отвечают отрицательно, считая, что Святой Дух и ранее пребывал на Деве Марии.

Как прошла её старость и где завершилась её жизнь точно неизвестно. Считается, что она умерла в Иерусалиме или Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа. Согласно Преданию, Мария покинула этот мир в 48 году. Традиция считает, что к смертному одру Богоматери со всех концов света успели съехаться апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Богородицу в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. Христиане верят, что за смертью Марии последовало её вознесение, а за её душой в момент смерти явился сам Иисус со сонмом небесных сил.

Об этом известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». Все перечисленные апокрифы достаточно поздние (V-VI век) и отличаются друг от друга содержанием. Поэтому Церковью было принято не всё их содержание, а только основная мысль о том, что Дева Мария блаженно почила и её душа была принята Христом.

Почитание. Дева Мария у ранних христиан

Культ Богородицы возник не сразу. Лишь спустя несколько веков после её смерти появляются первые свидетельства её почитания. Первым из таких свидетельств является наличие её изображений в римских катакомбах, где христиане совершали богослужения, скрывались от преследований. В катакомбах были обнаружены первые фрески и изображения Девы Марии (фрески Киметерия Присциллы, «Пророк Валаам перед Марией, кормящей младенца грудью», «Поклонение волхвов» и другие). Эти фрески и изображения носят ещё античный характер.

Христиане

Православное почитание Богородицы берёт своё начало от её византийского культа, средоточием которого был Константинополь. 11 мая 330 года Константин Великий официально перенес столицу империи и посвятил Новый Рим Пресвятой Богородице. Это посвящение отражено в мозаике южного входа в храм Святой Софии, которая изображает Богородицу на престоле с Младенцем на руках, по обеим сторонам предстоят Константин Великий и Юстиниан Великий. Первый посвящает Христу и Богородице Константинополь, а второй главную церковь империи, храм Святой Софии. Окончательное решение вопроса о почитании Богородицы было принято в 431 году Третьим вселенским собором.

В католическом мире Богородица под влиянием фольклора и некоторых языческих традиций в раннем и среднем Средневековье являет из себя олицетворение природы, богини матери, первое явление райской, преображенной природы. Отсюда пошла традиция изображать Мадонну среди природы: «Мадонна смирения», где Мадонна сидит на земле среди цветов, «Мадонна на земляничной грядке» и т. д.

В легенде о Теофиле, возникшей в XIII веке в Византийской империи, но ставшей особо популярной в Западной Европе, в частности во Франции, рассказывается о юноше, состоявшем на службе у епископа. Он, устав от тягот жизни, продал свою душу дьяволу, и тем самым сделал быструю карьеру, однако раскаялся и обратился за помощью к Марии, которая отобрала расписку Теофила у дьявола.


Но не во всех христианских церквях существует культ Богородицы. Протестантские церкви считают, что почитание Девы Марии противоречит основному постулату Реформации - исключающей любых посредников между Богом и человеком. Тем не менее, Мартин Лютер еще признавал приснодевство Марии и даже возможность её заступничества перед Богом. Почитание некоторых богородичных праздников сохранялось в лютеранстве вплоть до эпохи Просвещения. Однако уже Ульрих Цвингли отвергал возможность молитвенного обращения к Богородице, самым же решительным противником её почитания стал Жан Кальвин, считавший его идолослужением, поэтому в швейцарской Реформации оно угасло достаточно быстро.

Свидетели Иеговы веруют, что Мария является матерью Иисуса Христа и что она зачала его непорочно. Поскольку они считают Иисуса Христа Сыном Божьим, но не Всемогущим Богом, поэтому они не считают Марию Богородицей. Они считают, что христиане должны молиться только Богу, но не Марии.

Мария в исламе

В исламе Мария рассматривается как девственная мать пророка Исы. О ней написано в Коране, в суре «Мариам». Это единственная сура Корана, названная женским именем. В ней излагается история Марии и Иисуса в соответствии с исламским взглядом.