Методы и функции политологии. Политология — многофункциональная наука. Понятие и предмет политологии

В науке о политике используется системный подход, бихевиористический метод, сравнительные методы, метод принятия решений и т.п.

Рассмотрим более подробно методы политологии. Многие авторы (10) рассматривают три группы методов политологии.

Первая – общие методы исследования (подходы).

Социологический подход. Предполагает выяснение зависимости политики от общества и прежде всего влияния на нее экономики, социальной структуры, идеологии и культурной сферы. В своих крайних формах социологический подход представлен в марксистской трактовке политики, как надстройка над экономическим базисом или в теории заинтересованных групп А. Бентли, который рассматривал политику как сферу соперничества различных социальных групп, преследующих свои интересы.

Культурологический подход может рассматриваться как частный случай социологического, ориентирован на выявление зависимости политических процессов от культуры, прежде всего политической.

Нормативный или нормативно-ценностный подход. Предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости. Он нацеливает на разработку идеала политического устройства. Этот подход связывает политику с этикой, вносит в нее моральное начало.

Функциональный подход. Требует изучения различных зависимостей между политическими явлениями, проявляющимися в опыте, например, взаимосвязей между уровнями экономического развития и политическим режимом, между политической активностью населения и географией его расселения. Этот метод блестяще применял Н. Макиавелли, считавший политику опытной, реальной наукой.

Бихевиористский подход. Требует применения к политике методов, используемых в естественных науках и эмпирической социологии.

Изучение политики должно происходить посредством конкретного исследования многообразного поведения индивидов и социальных групп.

В основании этого метода лежат следующие положения, сформулированные в 1880 г Вудро Вильсоном, американским ученым:

1. политика имеет личностное измерение, а сама личность выступает главным объектом исследования;

2. психологические мотивы лежат в основе политического поведения личности;

3. в политологии могут использоваться достижения других наук, так как модели (образцы) поведения людей могут быть сходными в различных ситуациях и видах деятельности;

4. политические явления и процессы измеряются количественно, появляется возможность использования математических и статистических методов.

Структурно-функциональный анализ. Предлагает рассмотрение политики как целостной системы, имеющей сложную структуру, каждый элемент которой выполняет свои особые функции, направленные на удовлетворение потребностей системы в целом. Деятельность элементов системы запрограммирована общей структурной организацией.



Системный подход. Был детально разработан Т. Парсонсом и Д. Истоном в 50-60-х годах 20 в. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как целостного сложного социального организма, системы, находящихся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политическая система стремится к самосохранению, выполняя по мнению Д. Истона две важнейшие функции: а) распределение ценностей и ресурсов в обществе; б) обеспечение принятия гражданами этого распределения в качестве обязательного.

Институциональный подход. Ориентирует на изучение институтов осуществления политической деятельности, а именно государства, партий. заинтересованных групп и т.п.

Антропологический подход. В отличии от социологического требует изучения зависимости политики от социальных факторов, а от природы самого человека, как родового существа, имеющего своеобразный набор потребностей и интересов.

Психологический подход. Подобно антропологическому исходит их необходимости опираться в политических исследованиях на человека, но не как представителя рода, не человека вообще, а конкретного индивидуума, личности.

Этот подход ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психологических процессов, психологических мотиваций.

Центральное место в этом подходе занимает психоанализ, разработанный З. Фрейдом, который, в свою очередь, ставит в центр исследований бессознательные психологические процессы и мотивации, оказывающие активное воздействие на политическое поведение.

Социально-психологический подход. Ориентирован на изучение зависимости политического поведения людей от их включения в социальные группы.

Деятельностный подход рассматривает политику как вид деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные стадии. Этапы: определение цели деятельности, принятие решений, организация масс, мобилизация ресурсов на их осуществление, регулирование деятельности, учет и контроль, анализ результатов и т.п.

Критическо-диалектический метод ориентирован на критический анализ политики, выявление противоречий как источника самодвижения и самоорганизации.

Сравнительный подход предполагает сопоставление политических явлений и процессов – партий, политических систем с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения оптимальных форм политической организации общества.

Субстанциональный (онтологический) подход ориентируется на выявление первоосновы политики, какой обычно считают власть, господство и подсинение, деление общества на друзей и врагов.

Исторический подход требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявлении связи прошлого, настоящего и будущего.

Вторая группа – общелогические методы.

Поскольку все эти методы студенты изучали ранее в курсе «философия» «логика» и других, то ограничимся лишь их беглым перечислениям. Это, прежде всего, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному и наоборот, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, эксперимент, прогнозирование и другие общенаучные методы.

Третья группа – методы эмпирических, прикладных исследований. Эти методы студенты уже изучали в курсе «социология», поэтому тоже их просто перечислим: опрос, анализ документов (качественный и количественный), наблюдение, эксперимент и другие.

Наука о политике с XIX века преподается во Франции, Германии, США.

Объем преподавания:

Политические теории (включая их истории);

Политические институты;

Партии, группы, общественное мнение;

Международные отношения

Специфика преподавания политической науки в США в том, что основное внимание уделяется анализу деятельности правительства, реализации принципов конституции и т.д. В Западной Европе в основном принята модель американских университетов. Однако там больше внимания уделяется на связи этой науки с государством, указывается служебный характер этой науки по отношению к потребностям господствующего класса, его идеологии и внутренней политики государства. В социалистических странах научный коммунизм. В Югославии с 1948 г. В Польше тоже богатые традиции.

Функции политологии. Каждую научную дисциплину создают два основных элемента:

1) теоретическая часть, содержащая сетку категорий и утверждений;

2) эмпирическая, содержащая результаты использования этих категорий в реальности.

В состав науки о политике входят две основные части:

1) теория политики, понимаемая как система специфических утверждений, создающих картину действительности;

2) эмпирическая часть или конкретные результаты исследований общественной действительности в виде конкретных описаний, явлений и прогнозов.

Различают две основные группы функций:

I. функции по отношению к общественной политической практике. Это функции, реализованные за пределами науки;

II. функции по отношению к общественной научной практике. Это функции в рамках науки.

Первые делятся на:

а) инструментально-реализующая;

б) идеологическая;

Инструментально-реализующая состоит в предоставлении участникам и субъектам политики знания об общественной ситуации и средствах успешного воздействия на нее.

Идеологическая состоит в выявлении связи определенных состояний вещей с ценностями на которые ориентированны участники политики, а также в воссоздании системы ценностей, исходя из интересов участников политического процесса.

Первая отвечает на вопросы «как» и «почему»? Вторая – «для чего»?

По отношению к общественной научной практике наука о политике выполняет пять основных функций:

1) концептуально-описательная;

2) объясняющая;

3) прогностическая;

4) методологически- оценивающая;

5) интегрирующая.

1. Состоит в предоставлении ученым определенного запаса понятий и категорий (что и как делается).

2. Состоит в предоставлении определенных объяснений явлений и процессов на основе установленных закономерностей (почему делается так, а не иначе).

3. Состоит в конструкции предвидений,

4. Состоит в предложении схем и методов, исследовательских процедур, а также оценок полезности результатов.

5. Состоит в создании возможностей использования достижений других наук.

Имеются и другие классификации функций политической науки. Например, авторы (10, с. 35-36) рассматривают гносеологическую (познавательную) функцию политологии, которая состоит в правильном отражении политической реальности в знании, раскрытии присущих политической сфере связей и закономерностей, что позволяет политологии объяснять и прогнозировать политические явления.

Аксиологическая оценочная функция заключается в оценке политического устройства институтов, событий и поведения людей в политике.

Функция политической социализации, формирования гражданственности, демократической политической культуры населения . Политическая социализация – процесс вовлечения людей в политику, формирования политических знаний, превращения их в политические убеждения, политическое воспитание населения и, в конечном итоге повышение политической культуры масс. Политическая социализация напрямую связана с развитием политического образования и просвещением людей с одной стороны, и реальным участием в политике с другой.

Мотивационно-регулятивная функция политологии напрямую связана с усвоением политических знаний гражданами и оказанием непосредственного влияния на их поведение.

Политические действия на основе выверенных научных знаний и рекомендаций должны стать основой рационализации политической реальности и показателем уровня развития политической культуры.

Функция рационализации политической жизни . Выполняя эту функцию политология выступает теоретической основой политического реформирования, реорганизаций в политической сфере. Она обосновывает необходимость изменения различных политических институтов и процессов, разрабатывает оптимальные технологии управления государством, разрешения возникающих конфликтов и противоречий. Однако не следует забывать, что реальная политика далеко не во всем и не всегда проводится по рецептам политологии, которая не может отразить все богатство политических отношений. Политика это не только знание, но и искусство политического руководства, основанного на организаторских способностях, воле, опыте, интуиции и т.п. Политика не всегда бывает рациональной, часто она иррациональна, является результатом борьбы за власть, политического соперничества, столкновения интересов и амбиций, поиском компромиссов и консенсуса.

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Понятие и предмет политологии………………………………………………...4

2. Функции политологии……………………………………………………………7

3. Методы политологи……………………………………………………………..10

4. Место политологии в системе гуманитарных наук…………………………...16

Заключение…………………………………………………………………………19

Список использованной литературы……………………………………………...21

Введение

Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них - экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из этих сфер представляет собой определенную систему со своим типом организации и управления, со своими законами развития и традициями. Данные системы изучаются соответствующими общественными науками.

Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация и осуществление государственного управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном управленческом комплексе).

Политическая система одна из наиболее крупных и сложных. В ее рамках возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук, однако, специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука - политология.

Политология (от греческих слов: politika - государственные и общественные дела, искусство управлять государством и logos - слово, учение) - наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества. Это одна из самых древних общественных наук и одновременно самая молодая.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности политологии как науки.

Задачи работы: рассмотреть предмет, метод политологии, охарактеризовать функции политологии.

1. Понятие и предмет политологии

Среди многочисленных сфер общественной жизни политическая сфера является одной из главных. Ее предназначением (в отличие от социальной, экономической, духовной, а также всех других сфер) является организация и осуществление управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в управленческом комплексе). Без политической системы жизнь общества уподобилась бы броуновскому движению и оно просто не способно было бы существовать. Специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука – политология.

Политология - это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.

Объектом политологии, как и других, социально-гуманитарных дисциплин, является человеческое общество. В таком сложном многомерном и разнообразном объекте, как общество людей, политология занимает свою нишу - политическую сферу, политику.

Поскольку политика есть специфическая форма деятельности социальных групп и индивидов, направленная на организацию и использование политической власти, непосредственным предметом политологии являются: сама политическая власть, ее сущность и структура; механизм распределения и осуществления власти; легитимация политической власти, т.е. ее способность обеспечить себе поддержку со стороны общества. Такой подход к содержанию предмета политологии доминирует в отечественных и зарубежных исследованиях.

Структура политологии в самом общем смысле состоит из теоретического и практического знания.

Теоретическая политология формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политических исследований.

Прикладная политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии.

Существует мнение о ненужности политической науки и на том основании, что политика является лишь искусством, а потому к ней якобы неприменимы научные категории, что политические ситуации есть нечто одноразовое, не повторяющееся, и потому для их познания вполне достаточно исторической науки, что политическая наука имеет дело с формами господства, а это относится к компетенции общего государственного права, что в ее исследованиях участвует социология и другие науки.

Вот почему политология и по сей день “борется” за статус самостоятельности, несмотря на, казалось бы, очевидное признание ее как науки наравне с другими дисциплинами, исследующими политическую жизнь общества. Это и является одним из стимулирующих факторов для уточнения предмета политологии и связанных с ней проблем.

Политология раскрывает природу, факторы формирования, способы функционирования и институционализации политики; определяет основные тенденции и закономерности, действующие в политической сфере общества, стратегические приоритеты и на этой базе способствует выработке долгосрочных целевых установок и перспектив развития политических процессов, показывает политику как борьбу за власть и ее удержание, формы и методы властвования; вырабатывает методологию политического анализа, политических технологий и политического прогнозирования, базирующихся на теоретическом видении проблемы, а также на результатах эмпирических исследований. Как всякая наука, она вычленяет из совокупности взаимодействий лишь некий момент, исследует то, “что в политике является политическим”.

2. Функции политологии

Само понятие “функция” (от лат. functio) означает совершение, исполнение, обязанность, круг деятельности.

Реализуются функции политологии на многих плоскостях политической жизни и поэтому могут быть соответственно дифференцированы. Выделим первую группу – “классических теоретических функций”. В нее входят:

1) концептуально-описательная. Она состоит в предоставлении исследователю в рамках политологии и за ее пределами определенного запаса терминов, понятий и категорий, а также правил описания отражающих содержание политической действительности, охваченное в этих категориях и понятиях. Это позволяет ответить на вопрос “что и как делается? ”;

2) объясняющая функция, предоставляющая определенные объяснения политических процессов и событий на основе выявленных тенденций, фактов, закономерностей. Это позволяет ответить на вопрос “почему делается так, а не иначе? ”;

3) прогностическая функция. Ее назначение состоит в формулировании предвидения в соответствии с утверждениями, которые прежде были использованы для объяснения.

Одна из целей науки – прогноз. Поэтому ценность политологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отражает те или иные тенденции, но и тем, в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами. Особый интерес вызывает прогнозирование последствий принимаемых сегодня политических решений, а также политический мониторинг – слежение и раннее предупреждение нежелательных в будущем политических событий. Заметим, что определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества не входит в функцию политологии (это прерогатива науки прогностики).

Рассмотренные три функции собственно отражают саму суть науки, которая состоит в описании, объяснении и прогнозе.

Вторая группа функций политологии носит прикладной характер:

1) методологически оценивающая. Она представляет исследователю систему методов и исследовательских процедур. Это своего рода теория политических технологий и политического анализа; формулирование оценок познавательной полезности результатов этих исследований;

2) интегрирующая функция, которая состоит в создании возможности использования достижений других дисциплин. То есть насколько данная наука на основе своего языка (терминов, понятий, категорий) и методического инструментария способна сотрудничать с родственными науками, обогащая себя и “соседа”.

Третья группа функций – реализуемые за пределами науки:

1) инструментально-рационализирующая (управленческая), дающая субъектам политики знания о политической обстановке, ситуации и средствах успешного воздействия на них. Она отвечает на вопрос – “как и почему? ” Политология выступает здесь одним из элементов системы средств, реализующих политические цели и являющихся инструментом формирования ситуации, оптимальной для субъектов политических действий. Политология специально рассматривает проблему выработки, принятия и реализации политических решений, выдает рекомендации для оптимальной и эффективной политической деятельности;

2) идеологическая функция, построенная вокруг вопроса – “для чего? ” Она состоит в перестройке содержания функционирующих общественно-политических ценностей, в обосновании существенной связи ценностей, мотивирующих действия участников политических событий. Все рассмотренные функции политологии отражают ее тесную связь с жизнью. Их реализация на разных уровнях политической жизни показывает политологию как науку действующую, как одну из важных общественных дисциплин, роль которой сегодня в политической модернизации России неуклонно возрастает.

Особенности политического знания определяются тем, что оно рассматривает общество как органическое единство различных сторон его жизнедеятельности, функционирующих и развивающихся через политическую деятельность людей. Политология исследует политические интересы и отношения, возникающие в процессе этой деятельности, во взаимосвязи объективного и субъективного факторов. Политическая система и в целом политическая сфера общества выступает в качестве важнейшего объекта политологических исследований. Ее анализ включает все вопросы, связанные с проблемами политики, с политическими потребностями и ценностями, политическими ориентациями людей и степенью их реализации, с отношением людей к самим себе как субъектам политики, а также к различным политическим событиям, процессам, происходящим в обществе.

Круг вопросов политического знания довольно широк и можно сделать вывод о политологии как науке, охватывающей весь спектр мира политики. Но такое заключение вовсе не обретает сути проблемы. Ведь политика изучается многими науками, причем каждой из них, присущ свой специфический подход, они имеют свой предмет, который, отражая динамику объекта, не остается раз и навсегда данным.

Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов. Под методом понимается совокупность логических операций, позволяющих раскрыть содержание предмета исследования. В политической науке используются различные методы.

Одним из первых в политологии использовался ценностно-нормативный подход. Он зародился еще в древности. Согласно этому подходу, политические явления рассматриваются с точки зрения соответствия их нормам морали, справедливости, общего блага. Ценностно-нормативный подход предполагает выработку идеального политического порядка и необходимость подведения под него реально существующих отношений. Он оказал определенное влияние на развитие западного общества, поскольку благодаря ему формулировался идеал демократического устройства. Однако недостатком этого метода всегда была его оторванность от существующих реальностей, что порождало утопические идеи, теории, реализация которых сопровождалась многочисленными человеческими жертвами.

В рамках исторического метода политика рассматривается с точки зрения возможностей использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем. Одним из первых в политической науке его стал использовать Н. Макиавелли.

Большое влияние на развитие политической науки оказал социологический метод , с помощью которого можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права и т.д. Социологический подход позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.

Иной срез анализа политики открывает антропологический метод , который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качеств человека как биосоциального существа.

Революцию в политической науке совершил бихевиористский метод , возникший в 20-30-х годах ХХ века как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политика анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. В противовес этому бихевиористский метод позволил изучать политическое поведение личности или групп. Он знаменовал собой попытку измерить политику качественно и количественно. Поведение в бихевиоризме определяется как взаимосвязь «стимула» и «реакции». В основе политического поведения индивида лежит мотив, побудивший его к действию. Бихевиористы стали акцентировать внимание на интересе как мотиве политического поведения. Задачу политической науки они свели к описанию наблюдаемого поведения, процесса. Заслуга бихевиоризма состояла не только во внедрении в политологию методов точных наук (математики, статистики и т.д.); бихевиористский метод стал основой создания прикладной политологии. Одним из его существенных недостатков является анализ поведения вне контекста его моральной оценки, а также акцент на технику исследования.

Бихевиористский метод не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому в 50-60-х годах ХХ века возникла потребность в системном подходе, который позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определять возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Однако системный подход малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (например, роли лидера), при рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций.

Особое место среди методов политической науки занимает психоанализ . Достоинство психоаналитического метода состоит в учете иррациональных факторов политической деятельности, которые прежде игнорировались. Психоанализ рассматривает психологические механизмы политического поведения. Основатель метода австрийский врач-психиатр З.Фрейд (1856—1939) полагал, что политическое поведение индивида, как, впрочем, и любое другое, подчинено особым бессознательным установкам человеческой психики, которые являются результатом неудовлетворенности его базовых потребностей. Главной из них З.Фрейд считал сексуальное влечение. Возникающие вследствие этого острые аффективные переживания индивида не исчезают из психики, а вытесняются в сферу бессознательного и продолжают оставаться мотивами политического поведения. На основе учета бессознательного возможно объяснение различных типов политического поведения: поведения толпы, избирателей, властной личности и т.д.

Для российской политической науки весьма актуален сравнительный метод . Сущность его заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы у различных народов дает возможность выявлять как общие черты политического процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный политический опыт других стран для создания в России правового демократического государства.

Политическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций. Эффективная реализация этих функций способствует стабильному развитию общества, достижению гражданского мира и согласия.

Интеграционный характер политологии обуславливает необходимость многостороннего исследования политических явлений, предполагает применение разнообразных методов и подходов в исследовании. Это помогает углубить и сделать разносторонними знания о политике, а значит увеличить ее практическую пользу для развития государства, общества.

При изучении политической сферы очень важен социологический подход . Он предполагает выяснение социальной обусловленности явлений, влияние на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. Антропологический и психоаналитический подходы учитывают непременное влияние биологического фактора на политику (инстинктивные, подсознательные психологические процессы и их мотивации, как личностные, так и коллективные).

Исследование политических явлений требует также применения совокупности методов (способов познания). Перечислим важнейшие.

Структурно-функциональный анализ. Предполагает рассмотрение политики как целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет свое назначение и выполняет функции, направленные на удовлетворение потребностей системы.

Бихевиористский метод (о нем уже говорилось в связи с практической политологией). Суть его заключается в изучении особенностей политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей (особенно лидеров) и групп. Этот метод очень широко распространен в западной особенно прикладной политологии.

Институциональный метод. Ориентирует на изучение институтов, посредством действия которых осуществляется политика (государство, партии и т.п.).

Сравнительный метод . Основан на сопоставлении однотипных политических явлений в разных странах. При его применении необходимо помнить, что аналогия всегда означает не только сходство, но и различие между сходными явлениями, никогда не бывает полной.

Исторический метод. Предполагает изучение политических явлений в их последовательном развитии во времени, в их причинно-следственной связи. При этом надо иметь в виду, что более ранние по времени события совсем не всегда бывают причиной развития последующих политических событий.

Важно подчеркнуть, что только совокупное использование всех методов, подходов, учет всех факторов влияния на политику дают возможность превратить политологию в науку о взаимодействии власти, человека и общества.

Функции политологии, как и самой политики, в значительной мере определяют характер развития государства, общества, самого человека как гражданина, как личности.

Адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей и закономерностей позволяет политологии выполнять функцию познания (объяснения и прогнозирования) политических явлений или гносеологическую функцию . (Напомним, что гносеологическая функция является основной для всей науки как сферы человеческой деятельности в целом). Политология не только изучает и стремится наиболее адекватно отразить политическую жизнь общества, но дает также оценку политическому строю, событиям, поступкам людей. Здесь выражается оценочная или аксиологическая функция политической науки. Важнейшей функцией является политическая социализация личности , куда входит воспитание политической культуры населения, формирование гражданских чувств и навыков, самостоятельности каждой личности и ее ответственности за свои решения и действия перед собой и обществом. Политическая социализация, усвоение политических знаний гражданами влияет на развитие мотивационно-регулятивной функции , посредством которой политология оказывает воздействие на политическое поведение людей и социальных групп, прежде всего путем рекомендаций. Функция рационализации политической жизни . Здесь политическая наука выступает теоретической основой политической деятельности в обществе, в первую очередь - политических реформ и коренных изменений. На основе рекомендаций ученых создаются оптимальные модели по управлению государством, технологии разрешения социально-политических конфликтов в обществе и т.п. При этом необходимо помнить, что всякая наука, в том числе и политология, не может исчерпать всю полноту и многообразие реальной действительности (например, полностью учесть роль интуиции политика), однако непременно должна к этому стремиться.

Введение…………………………………………………………………………………………………….2

1. Объект и предмет политологии…………………………………………………………….3

2.Методы политологии……………………………………………………………………………..4

3.Функции политологии…………………………………………………………………………….9

Заключение………………………………………………………………………………………………11

Список литературы…………………………………………………………………………………..13

Объект, предмет, метод и функции политологии.

Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне сферы определенного типа политической системы. Гражданин сталкивается с политикой в акциях правительства страны, в муниципалитете, школе, церкви, деловом предприятии и т.д. Политика - один из неизбежных фактов человеческой жизни.

Р.А. Даль


Введение.

Политология - наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Термин политология образуется из двух греческих слов - "polity" (политический порядок, право гражданства) и "logos" (знание). Политологию чаще всего определяют как науку о политике или как систему знаний о политике, политической системе, политической власти, политических отношениях, политическом сознании, политической культуре и политических процессах, об организации политической жизни общества, где:

· политика - это многообразный мир отношений, деятельности, поведения, общественных ориентаций, взглядов и коммуникационных связей по поводу реализации групповых интересов, власти и управления обществом. Происхождение термина политика различные авторы интерпретируют по-разному. Одни исследователи утверждают, что слово происходит от греческого polis, названия города-государства, и его производных politeia (конституция), polites (гражданин) и politikos (государственный деятель). Другие полагают, что оно произошло от politike, что означает искусство управления государством. Третьи считают, что политика произошла от politeia (общественно-государственное устройство). Четвертые убеждены, что политика как термин является следствием слияния греческих слов poli (много) и tikos (интересы);

· политическая власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия;

· политические отношения - это структурный элемент политики, в котором отражаются, прежде всего, отношения правящей элиты и электората, политической власти и оппозиции, социальных общностей, групп по интересам, политических институтов, лидеров, групп поддержки и давления главным образом по поводу приобретения, перераспределения и удержания власти;

· политическое сознание - это рефлексия мира политического на обыденном и теоретическом уровнях, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки);

· политическая культура - это тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении индивида;

· политический процесс - это категория политической науки, используемая для характеристики динамики политических отношений и в самом общем плане представляющая собой взаимодействие различных реализующих свои цели субъектов политических отношений, в ходе которых происходит формирование, изменение и функционирование системы политической власти в государстве.

· политическая организация - это совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих общезначимые, групповые и частные интересы.

Политология оформилась как самостоятельная отрасль научного знания в конце 40-х годов ХХ века (Международный симпозиум по политической науке). Как учебная дисциплина, политология заявила о себе сначала в США в 50-х годах, затем в Германии и Франции в 70-х годах. В СССР официально была названа «буржуазной лженаукой», что, однако, не помешало открытию в 1955 году Советской ассоциации политических наук. До того круг вопросов, связанных с теорией государственного устройства, рассматривался в рамках философии, а с конца XIX века - также социологии.

1.Объект и предмет политологии.

Объектом политологии является политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество.

Предметом служит та часть объекта, которая познана на данный период общественно-политического развития, выражена в законах и категориях данной отрасли знания и составляет определенную концепцию знаний об объекте. В плане предметного содержания развитие политической науки шло от сосредоточения внимания прежде всего на формальных институтах к проявлению интереса к политическим процессам, поведению индивидов и групп. Если господствующим в политологии XVIII–XIX вв. являлось институциональное направление – изучение политических институтов на основе теории разделения властей, то в XX в. его дополняют исследования политических систем, структур и культур, проявления человеческих качеств в политике. Существует дифференциация политической науки (политологии) на ряд научных дисциплин и направлений: философию политики, теорию политики и прикладную политологию, политическую Политические явления и процессы изучаются, как известно, не только политологией. В той или иной степени или сфере мир политики исследуется правовыми, экономическими и историческими науками. Среди правовых наук непосредственно политические объекты и проблемы государственной политики изучают теория и история государства и права, административное право, международное право. Политология достаточно "близка" к этим правовым дисциплинам и не может обойтись без использования достижений правовых наук, правовых норм, регулирующих политические отношения в обществе. Чем лучше политолог знает право, тем увереннее он чувствует себя в вопросах политического управления и др. Для юриста в свою очередь полезно ориентироваться в мире политики, знать закономерности развития политических процессов, участия (или неучастия) людей в политике, искусство политического лидерства, принципы и методы политического руководства и т.д. Можно сказать, что чем больше политология использует право, тем более основательно она изучает политику, и чем лучше юристы знают науку о политике, тем шире их политический кругозор и культура. Предмет политологии (политическая наука, наука о политике) и политика как ее центральная категория объясняются с помощью одних и тех же понятий: власть, государство, господство, политический порядок. Поэтому в определении предмета политологии существует несколько точек зрения. Однако вряд ли можно отрицать, что политика есть особая сфера жизнедеятельности людей, связанных с властными отношениями, с государством и государственным устройством, социальными институтами, принципами и нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. И здесь вполне четко просматриваются связи и отношения, носящие закономерный характер и являющиеся предметом изучения науки политологии. Политология раскрывает природу, факторы формирования, способы функционирования и институционализации политики; определяет основные тенденции и закономерности, действующие в политической сфере общества, стратегические приоритеты и на этой базе способствует выработке долгосрочных целевых установок и перспектив развития политических процессов, показывает политику как борьбу за власть и ее удержание, формы и методы властвования; вырабатывает методологию политического анализа, политических технологий и политического прогнозирования, базирующихся на теоретическом видении проблемы, а также на результатах эмпирических исследований. Как всякая наука, она вычленяет из совокупности взаимодействий лишь некий момент, исследует то, “что в политике является политическим”. Предметом политологии являются закономерности-тенденции и проблемы политики и власти: структурные, институциональные и функциональные. Политология как научная дисциплина охватывает существующий политический порядок, где доминируют постоянные величины, и политический процесс, где доминируют переменные величины. Она исследует, например, такие проблемы: политическое господство и правление, конституирование власти и политическое неравенство, механизмы правления в рамках различных государственно-политических систем, отношения людей с институтами власти, личность и социальные группы (включенные в политику) во всем многообразии их политико-психологических и политико-культурных характеристик.

2.Методы политологии.

Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин.

Большинство исследователей склонны выделять три группы методов .

Первая группа - общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это - не собственно методы политической науки. Сюда входят:

· анализ и синтез;

· индукция и дедукция;

· аналогия;

· моделирование;

· классификация;

· абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному;

· сочетание исторического и логического анализов;

· мысленный эксперимент.

Вторая группа - методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:

· использование статистики (прежде всего электоральной);

· анализ документов (количественный и качественный контент-анализ);

· опрос (анкетный и экспертная оценка);

· интервьюирование;

· лабораторные эксперименты;

· теория игр;

· современные компьютерные технологии, включая методы искусственного интеллекта, геоинформационные системы и другие.

На основе вышесказанного можно выделить третью группу - методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся:

· Социологическая методология - предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. В своих крайних проявлениях представлена в марксизме - тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.

· Бихевиоралистская - пришла на смену институциональной. Особое развитие получила в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов).

Конституирующие начала данного подхода:

1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования;

2) доминирующие мотивы поведения людей - психологические, они могут иметь и индивидуальную природу;

3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.

· Нормативно-ценностная - предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение.

· Функциональная - требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.

· Системная , применительно к политике, была впервые разработана в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.

· Антропологический подход - противоположен во многом социологическому. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).

· Психологический подход - сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место здесь занимает психоанализ, основы которого разработал 3игмунд Фрейд.

· Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).

· Критико-диалектический подход широко применялся в советском марксизме. Анализ политических явлений проводился в контексте выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. Пользуются им и в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно и др.), прибегает к нему также леволиберальная и социалистическая мысль.

· Сравнительная методология широко распространена в современной политической науке, в которой выделяется специальная отрасль знания - сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д.). Этот подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.

3.Функции политологии.

Само понятие "функция" (от лат. functio) означает исполнение, обязанность, круг деятельности. Реализуются функции политологии во многих областях политической жизни и поэтому могут быть соответственно дифференцированы.

В первую группу - "классических теоретических функций", - входят:

· концептуально-описательная , которая предоставляет исследователю в рамках политологии и за ее пределами определенный запас терминов, понятий и категорий, а также правил описания, отражающих охваченное в этих категориях и понятиях содержание политической действительности. Это позволяет ответить на вопрос "что и как делается?";

· объясняющая функция , предоставляющая определенные объяснения политических процессов и событий на основе выявленных тенденций, фактов, закономерностей. Это позволяет ответить на вопрос "почему делается так, а не иначе?";

· прогностическая функция. Ее назначение состоит в формулировании предвидения в соответствии с утверждениями, которые прежде были использованы для объяснения. Одна из основоплагающих целей науки - это прогнозирование. Поэтому ценность политологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отражает те или иные тенденции, но и тем, в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами. Особый интерес вызывает прогнозирование последствий принимаемых сегодня политических решений, а также политический мониторинг - слежение и раннее предупреждение нежелательных в будущем политических событий.

Вторая группа функций политологии носит прикладной характер:

· методологическо-оценивающая , предоставляющая в распоряжение исследователя систему методов и исследовательских процедур. Это своего рода теория политических технологий и политического анализа, а также формулирования оценок их познавательной полезности;

· интегрирующая функция , которая состоит в создании возможности использования политологией достижений других дисциплин, то есть выявлении того, она на основе своего языка (терминов, понятий, категорий) и методического инструментария способна сотрудничать с родственными науками, обогащая себя и "соседей".

Третья группа состоит из функций, реализуемых за пределами политической науки:

· инструментально-рационализирующая (управленческая), дающая субъектам политики знания о политической обстановке, ситуации и средствах успешного воздействия на них. Она отвечает на вопрос - "как и почему?" Политология выступает здесь одним из элементов системы средств, реализующих политические цели и являющихся инструментом формирования ситуации, оптимальной для субъектов политических действий. Политология специально рассматривает проблему выработки, принятия и реализации политических решений, выдает рекомендации для оптимальной и эффективной политической деятельности;

· идеологическая функция , построенная вокруг вопроса - "для чего?"

Она состоит в перестройке содержания функционирующих общественно-политических ценностей, в обосновании существующих связей между ними и мотивациями действий участников политических событий.

Все рассмотренные функции политологии отражают ее тесную связь с жизнью. Их реализация на разных уровнях политической жизни показывает политологию как науку действующую, как одну из важных общественных дисциплин, значение которой в сегодняшней политической модернизации России неуклонно возрастает.

Существуют и другие описания функций политологии, среди которых обычно выделяются:

· теоретико-познавательная, которая формирует знания о политике и ее роли в обществе;

· мировоззренческая, способствующая выработке определенного видения политической действительности;

· методологическая, сводящаяся к тому, что выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий;

· регулятивная, которая предполагает усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия;

· прогностическая, раскрывающая тенденции развития политических явлений с помощью методик предвидения;

· оценочная (аксиологическая), которая дает точную оценку политическим событиям.

Заключение.

Хотя в значительной степени и условно, но все же в многообразии политических учений в западной политологии можно выделить два основных направления, воплощающих две давние научные традиции в области изучения политики. Представители одного из них - рационалистического или, иначе, сциентистского (научного), - верят в безграничные возможности человеческого разума и имеющихся в распоряжении ученого средств познания, они постоянно стремятся создать общую теорию политики. На их взгляд, политология ничем не отличается от естественных наук. Она также как и фундаментальные науки, имеет дело с законами, действие которых в принципе может быть вычислено и предсказано.

Представители другого направления, которое обычно называют эмпирическим, скептически оценивают возможность открытия общих законов политических процессов и построения соответствующей реальности единой научной системы теоретических знаний. Они считают, что в сфере политики, как в любой другой общественной деятельности, всегда присутствуют некие неизвестные, не поддающиеся учету факты и факторы, которые способны дезавуировать самую идеальную теоретическую схему, поэтому задача политологии состоит не в предсказаниях чего-то еще не существующего, а в том, чтобы:

а) добросовестно исследовать прошлый опыт;

б) давать как можно более адекватное описание имеющейся действительности, опираясь на которое каждый профессиональный политик сможет делать собственные выводы о завтрашнем дне, руководствуясь при этом не только знаниями, но и интуицией.

Многие ученые разграничивают понимание политологии в широком и более узком смыслах. В первом случае политическая наука предстает как вся система научного знания о политике, совокупность всех политических дисциплин, включая политическую философию, политическую социологию, политическую антропологию, теорию государства и права, политическую психологию. Во втором случае речь идет о политологии как одной из политических наук, как о теории политики, политических явлений, отношений и процессов, изучающей сущность и всеобщие, универсальные формы проявления политики в различных условиях разных стран и народов. Политология поэтому предстает как наука об общих принципах и закономерностях политической жизни общества в их специфических проявлениях, о путях, формах и методах их реализации в деятельности субъектов политики.

Список литературы.

1. Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для вузов. – М.: ПРИОР, 2007.

2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект-Пресс, 2006.

3. Бачинини В.А. Политология: энциклопедический словарь. СПб., 2005.

4. Кирсанов В.Н. Новейшая политология. М., 2004.

5. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник М.: Юристъ, 2002.