Как проводят похороны и поминки у православных. Православный обряд погребения. Поминальная трапеза: блюда и этикет

"Смерти не следует бояться, ибо она есть бессмертие."
Преподобный Антоний Великий

Русский погребальный обряд (или похороны) основан на языческих славянских представлениях и, конечно же, на православных традициях. У православных христиан существуют определенные правила проведения похорон и последующих поминок.

Порядок проведения похорон у православных христиан.

1
Гроб с телом усопшего должен стоять на столе (или табуретках), покрытом какой-либо тканью. Узкая часть гроба (там, где находятся ноги покойного) обязательно должна быть обращена в сторону выхода из комнаты (или дома). Крышка гроба обязательно должна стоять вертикально узкой частью на полу. Не рекомендуется ставить ее в лестничном пролете. Для этого существует прихожая или коридор.
2
В доме с усопшим обязательно должен стоять его портрет в траурной рамке, венки, а также какие-либо его награды (если они есть). Зеркала и картины должны быть занавешены тканями. Этого требует православный обычай погребения. Всем присутствующим на выносе (и, конечно же, непосредственно на похоронах), по возможности, необходимо одеть на себя только темные и черные цвета.
3
Из дома гроб с телом выносят узким концом вперед. Родственникам строго запрещено нести гроб и крышку. Это делают или организаторы похорон, или просто друзья и знакомые. Гроб несут или на отпевание в церковь, или сразу на погребение на кладбище. Все зависит от последней воли усопшего и желания его родственников.
4
На кладбище родные, близкие и друзья покойного прощаются с ним. Кто-то произносит траурную речь, кто-то молча стоит и слушает. После прощания закрывается лицо покойного. Делается это при помощи савана. Затем гроб закрывается крышкой. Кстати, если усопшего отпевали в церкви, то на саван крестообразно посыпается земля, освященная в храме. Работники кладбища переносят гроб к вырытой могиле, а затем опускают его в нее.
5
После этого на гроб, опущенный в могилу, кидают горсть земли. Первыми это делают родные и близкие усопшего, затем все остальные люди, пришедшие проводить покойного в последний путь. Затем могилу засыпают землей, устанавливается первоначальный деревянный православный крест с регистрационными данными человека, погребенного под ним. Участники траурной церемонии возлагают цветы и венки. Все. Обряд похорон на этом окончен.
6
Порядок проведения поминок у православных христиан. Поминки – это ритуал, который совершается в память о недавно усопшем человеке. Суть поминок – коллективная трапеза (или поминальный обед), которую устраивают его родственники. Поминки могут проходить как в доме, где еще недавно жил покойный, так и на кладбище в специально отведенном для этого месте. Православные поминки проводятся в день погребения и в последующие определенные сроки поминовения.
7
Православные христиане проводят поминальные обеды три раза. Первые поминки происходят непосредственно после погребения, вторые – на девятый день после смерти, а третьи – на сороковины (то есть на 40-й день). Иногда поминки устраиваются и через полгода. Дальнейший срок проведения этого обряда – один раз в год (в день смерти). Нередко поминают умершего человека и в день его рождения.
8
В процессе поедания поминальной трапезы православные христиане молятся об упокоении души усопшего. Любое действие, совершаемое во время поминок, имеет под собой сакральные основания. Именно поэтому меню поминальной трапезы определено заранее. Пища на столе – простая. Никаких изысканных блюд. Скатерть на столе должна быть однотонной, а не цветной. На поминальные обеды могут приглашать специально, а могут ждать любого, кто желает помянуть усопшего. В любом случае долго засиживаться там не следует.

Прежде смерти и во время её пришествия...

Если человек, знает что скоро "уйдет" или человек при смерти от тяжкой болезни, ему необходимо исповедаться и причаститься.

Если человек сам этого сделать не может и возлежит на предсмертном одре, необходимо пригласить священника, который может провести исповедание и соборование, остатки масла от соборования заливаю на тело во гроб перед забиванием крышки (дома это не храниться как и не выкидывается).

Когда душа человека исходит в этот момент близкие должны читать в отсутствии священника Канон на исход души (или по иному "Отходная молитва", она должна быть написана от руки усопшего)

Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то родственники могут прочесть другой канон - «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». (по благословению священника).

В момент разлучения души с телом полагается читать Канон молебный Божьей Матери. При чтении Канона умирающий христианин держит в руке зажженную свечу или святой крест. Если у него недостает сил осенить себя крестным знамением, это делает кто нибудь из близких, наклонившись к умирающему и внятно говоря:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. В руце Твои, Господи Иисусе, предаю дух мой, Господи Иисусе, приими дух мой».

Можно окропить умирающего святой водой со словами:

«Благодать Святого Духа, освятившего воду сию, да избави душу твою от всякого зла».

По церковному обычаю умирающий просит у присутствующих прощения и сам их прощает.

Как только человек умер, родные и близкие должны заказать сорокоуст в церкви, то есть ежедневное поминовение во время Божественной литургии.

Молитва по смерти прощальная

"Господь Иисус Христос Бог наш, иже божественныя заповеди святым своим учеником и апостолом давый, во еже вязати и решити падших грехи, и от оных паки мы приемше вины тожде творити: да простит тебе, чадо духовное, аще что соделал еси в нынешнем веце, вольное или невольное, ныне и присно, во веки веков. Аминь."

Омовение покойного.

Перед смертью должно быть приготовлено "смертное".

Для женщин: по общегражданским обычаям похорон:

Нижнее белье;
чулки (или колготки);
платье с длинным рукавом (или халат);
платок на голову (не черный);
туфли (или тапочки);

Для мужчин:

Нижнее белье;
носки;
бритва;
майка, сорочка белая;
брючный костюм черного/серого цвета
туфли/тапочки
туалетная вода, мыло, расческа, полотенце.

Нельзя обряжать покойного в одежду другого, живого человека. Таким образом владелец одежды получит серьезную порчу. Не слушайте тех, кто будет уверять, что в этом нет, мол, ничего страшного. Люди, чей костюм или платье одели на покойного, потом будут болеть, чахнуть и ходить по целителям. Если нет подходящей одежды, надо купить новую или, в крайнем случае, взять одежду тоже умершего человека.

Если человек умер в городе, его (после засвидетельствования смерти врачом) забирают в морг, где выполняются все необходимые приготовления к погребению.

В деревнях и поселках (особенно в случае смерти пожилых людей) приготовления к погребению, а именно – омовение и обряжение – до сих пор делают на дому. Для этого приглашать принято 3 пожилых женщин/или старых дев (смысл в том, чтобы омывающие не имели отношений с мужчинами) - или одного обмывальщика.

В прошлом обряд омовения носил магический, обрядовый характер – подготовить умершего к переходу в мир иной - Навь. Для совершения омовения обычно приглашали сведущих в этом старушек-обмывальщиц. Если в наше время возникнет такая необходимость, лучше позвать для этого человека по рекомендации кого-то из знакомых и заплатить ему за эту работу. Дело в том, что вода и мыло, оставшиеся после омовения тела, должны быть правильно уничтожены.

Тело усопшего тотчас после смерти омывают. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал перед лицом Божьим после воскресения. Омовение должно охватывать все части тела.

Для того, чтобы было удобнее обмывать покойника, на полу или скамье стелют клеенку и покрывают ее простыней. Сверху кладут тело усопшего человека. Берут один тазик с чистой водой, а другой – с мыльной, теплой (не горячей!). Губкой, смоченной в мыльной воде, омывают все тело, начиная с лица и кончая ногами, затем омывают чистой водой и вытирают полотенцем. Крестообразными движениями омываются все части тела покойного при это читается "Трисвятое".

При этом нельзя проливать такую воду на пол. Обычно воду и мыло выливают в специально приготовленную ямку и закапывают далеко от дома. Одежда и простынь (при омовении), постельное на котором умер человек, а также полотенце, которым утерли покойного - сжигается - не попадать под дым, далеко от дома и прикапывается землей!

Гребень, которым причесывали ложиться в гроб под подушку.

Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные.

До тех пор, пока покойника не вынесут, домочадцам нельзя видеть свое отражение.

В течение некоторого времени после смерти близкого человека следует избегать произносить вслух его имя.

Родным не следует нести покойника. На похоронах близких нужно быть особенно осторожным и внимательным, так как в это время стараются напустить порчу. Нередко при этом бросают землю за шиворот, а могут и попросить ребенка перепрыгнуть через вырытую могилу. После этого у человека начинаются судороги, резко повышается давление и он может погибнуть. Особенно следует опасаться посторонних лиц, одетых в одежду наизнанку.

Перед опусканием гроба в могилу нужно бросить туда монетку (откуп от гроба) - это первое что делают близкие кровные родственники, а потом бросается земля.

Если в квартире находится покойник, до похорон нельзя пользоваться острыми металлическими предметами (ножи, иглы, гвозди, лезвия, топор и т.д.) и держать их на открытом месте.

Пока покойник в доме, на подоконник следует ставить чашечку (белое блюдце новое) воды (на "обмывку души"). После выноса тела плошку (стакан) надо вынести из дома, воду следует вылить, стакан бросить в реку.

Если покойник в доме, нельзя убрать и выносить мусор, иначе могут умереть остальные.

Когда забивают крышку гроба, нужно следить за тем, чтобы тень живого человека не "попала в гроб". Аналогично нужно следить, чтобы тени присутствующих не попали в могилу перед опусканием гроба.

При похоронах нужно следить, чтобы на покойнике не было никаких узлов и колец; пуговицы должны быть расстегнуты.

Не забудьте развязать усопшего, иначе вскоре умрет еще кто-то! Если, по случайности, покойника не развязали, его родственникам нужно как можно быстрее положить в чей-нибудь гроб ножницы.

До 9 дня необходимо перестирать и перегладить все его вещи, аккуратно сложить их - как бы все приготовить. Ничего из вещей покойника не отдают до 40 дня, в доме не делают перестановок и пр.

Необходимо, чтобы 9 дней родные в доме не оставались ночевать одни. Нужно, чтобы друзья, родственники пожили это время. таким образом, душа, пребывающая 9 дней дома, успокойлась, что близкие не брошены и ему есть, на кого их оставить.

Вещи, в которых хоронят покойника, должны быть новые, если нет возможности, тогда чистые, свежевыстиранные, без следов крови и грязи, тщательно отглаженные. Хоронят в одежде по сезону. То есть зимой к одной рубашке - не хоронят! Обувь - очень важный момент. необходимо купить мякгкие, удобные и по возможности красивые тапочки. обязательно с задником (не шлепанцы).

Если умер совсем молодой, модный человек, хоронят в удобной мягкой обуви, женщин - обязательно в мягких туфлях без каблуков, но тгда - все равно эти тапки вкладывают в гроб! Гроб должен быть тесным по всем меркам.

Кстати, многие, откупая место на кладбище, стараются хапнуть участочек побольше - этого делать нельзя. Учасок должен быть маленький, тесный - только самое необходимое.

Если усопший крещеный, необходимо отпеть его в церкви. Иконки лучше купить новые, помещаемые на груди при отпевании.

До 40 дней из дома умершего ничего не отдают - ни стульев, ни посуды ни прочего. Не дают и денег в долг.

Даже если умерший находился в морге, его привозят перед отпеванием к дому и там какое-то время останавливаются.

Как только машина с гробом отъезжает, в доме нужно вымыть тщательно пол. Делать этого кровным родным нельзя!

Если Вы идете на похороны, все, что купили для этого случая, из дому уносите. Скажем, купили цветов - все нужно унести (если часть сломалась, повредилась и т.п., оставлять нельзя - все вынести.

Так же, по пути ни к кому нельзя в дом заходить и тем более из этого дома что-то просить (воду для цветов и пр.) Если и к Вам заходят с такой просьбой - всегда отказывайте.

Про то, что вперед гроба не выходят и даже похоронные машины обгонять нельзя, все наверное знают...

Цветы, разбросанные на дороге покойника - не подбирают и не хранят.

На кладбище ВСЕГДА входят только через калитку, а тело завозят через ворота. Обратно - можно и через ворота. Вперед покойника тоже не идут.

А при отпевании родным нужно внимательно следить рядом с гробом. Но похоронах делается очень много всего. Следить, чтобы в гроб ничего не подложили и из гроба ничего не забрали. Выходя с отпевания, нужно обязательно попрощаться с покойным.
Потрогать его за ноги и за руки. Если Вас что-то отталкивает, не целуйте его в венчик. Лицемерие тут недопустимо. Попрощавшись, отходят от гроба и выходят из церкви не оборачиваясь. Если есть подозрения или страхи, подойдя на прощании, нужно подержаться за обувь и про себя сказать - прощай! мы к тебе придем, а ты к нам не ходи!

Кстати, если покойник в жизни плохо видел, с собой ему кладут очки, если хромал - тросточку и т.д.

Если умерший/ая были в браке, в обручальном кольце не хоронят. И лучше хоронить без драгоценностей.

Ведьмы всегда сохраняют мыло, которым обмывали покойника и огарок свечи с отпевания.

Гроб заколачивать лучше в храме, посыпав освященной землей.

Родственникам перед опусканием гроба, лучше про себя попросить прощения у "соседей", что потревожили землю, их покой!.

НЕ носите на похороны неудобную обувь. Если споткнетесь и упадете на похоронах - и за ВАми не заржавеет...

Цветы живые из гроба перед заколачиванием убирают.

Иконки не хоронят, из гроба их надо вынуть перед забиванием крышки, их уносят в храм и там оставляют

Нельзя на кладбище веселиться, смеяться - это очень плохая примета. Это одна из причин не брать с собой детей!

Беременным тоже нельзя посещать кладбище - только до отпевания.

Хороня покойника, на кладбище не выпивают.

После самих похорон нужно обязательно зайти и помянуть покойника.

На поминках должны присутствовать: кутья (рис с изюмом) - ее едят обязательно. Класть нужно немножко, потому что нельзя оставлять недоеденное.
Компот или кисель (лучше), хлеб, что-нибудь рыбное, горячее - суп. Хорошо, когда пекутся блины.

Помины не устраивают в ресторанах и напыщенно (какой бы не был статус у покойника). Традиционно сейчас напиваются. Делать этого нельзя! Это оскорбление покойника. Более того, существует примета - кто напьется допьяна на поминках - в роду будут неизлечимые алкоголики! Так же, плохая примета, если поминки превращаются в веселье и балаган. Родные должны следить за всем.

Раздаются платки всем присутствующим, лишние можно раздать во дворе всем желающим.

На поминках обязательно ставят стакан с водой и хлеб. Сейчас часто водку наливают, но это неправильно. После помин дома так же наливают стакан воды (новый купить), накрывают хлебом и в маленькую посуду насыпают немного соли. Все это стоит 40 дней. Нужно убрать это все так, чтобы никто не разлил и не просыпал, иначе - беда. Так что с детьми - внимательней. Ведьмы потом хранят и соль и хлеб для многих дел. Если у Вас будут просить - не отдавайте, это мощное средство, упечь этим хлебом на тот свет - очень легко.

Поминают так же на 9 и 40 день.

После похорон, на следующий день пораньше собираются на свежей могиле Считается, что покойник очень ждет всех.

Пить на кладбище вообще (спиртные напитки) - очень плохо, старайтесь убедить всех на употребление киселя, компота. Хорошо жечь свечи на могиле и оставить еды для людей, зверей.

Каждый раз, уходя с кладбища, не оглядываются. Про себя можно сказать - Мы к тебе придем, а ты к нам не ходи!

Учитывайте пожелания - многие пожилые готовят смертное заранее - лучше исполнить их волю.

О памятниках. Сейчас модно большие, тяжелые памятники устанавливать - это тоже нежелательно. Многие умершие потом могут во сне жаловаться, что очень тяжело лежать - памятник давит, душит. То есть лучше не перебарщивать.

После 40 дня хотябы часть вещей умершего отдают друзьям, знакомым - на память. Нежелательно продавать эти вещи.

Хорошо заказать поминовение сразу на несколько лет в разных храмах.

Еще - нельзя посещать молодую могилу очень часто.

Очень хорошо поминать милостыней - мелочью и едой. Если покойник не отпет, то это единственный способ помянуть его.

Вдова должна сжечь свой траурный платок на 40 день, если не рассчитывает остаться одна в дальнейшем. Часто этот платок выпрашивают - он имеет силу.

Мыло, которым обмывают покойника необходимо любой ведьме. Иногда его используют в самых простых делах.

Обряжение покойного и возложение во гробе.

Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Просто вынесите ее в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды/или на 3 суток выставить на улицу под открытое небо.

Сразу после смерти принято в доме занавешивать все зеркала на 40 дней. А лучше завесить также все хорошо отражающие поверхности – такие как дверцы сервантов. Занавешивание зеркал объясняют необходимостью освободить душу, или, если угодно, энергосущность человека от его физического тела с минимальными потерями и психотравмами, чтобы в зазеркалье не заблудился. Ни в коем случае нельзя выносить зеркала из помещения. Если кто-то предложит временно подержать у себя зеркало из дома, где умер человек, не надо соглашаться. Такое зеркало используется для наведения порчи.

Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя эту мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.

Родным и близким нельзя делать гроб. Стружку от гробов принято закопать, но НЕ СЖИГАТЬ.

Не часто, но все таки бывает, что человек заранее готовит себе гроб. Его, как правило, хранят на чердаке. В этом случае обратите внимание на следующее: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не произошло, в пустой гроб насыпали опилки, стружки, зерно. После смерти человека опилки, стружку и зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть

Перед тем как положить тело в гроб - гроб сбрызгивают святой водой СНАРУЖИ и ВНУТРИ, и окуривают ладаном - читая "Трисвятое"

Сразу после омовения и облачения покойного священник (или кто-либо из родственников) читает канон, называемый «Последование по исходе души от тела» из молитвослова. Если человек умер не дома, то канон все равно надо прочесть в день смерти. «Последование» читается от лица усопшего с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило его душе горечь разлуки от расставания с телом. Оно завершается молитвой «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставившегося...», которую можно читать отдельно от канона.

Гроб не должен быть больше мертвеца-иначе будет еще один покойник в семье/меньше тоже не должен быть (будет "жать").Если в гробу оказывается слишком много свободного места, его необходимо заполнить, чтобы не спровоцировать в семье новую смерть. Для этого в гроб кладут личные вещи (одежду) покойного, его подушку, одеяло, простыни и т.п.

Когда покойный одет; мертвецу подвязывают челюсть, женщинам покрывают главу платком, так чтобы он закрывал волосы, платок не завязывают узлом, а складывают концы крест на крест.

Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты.

Руки и ноги связывают, завязки эти при прощании снимают и кладут в гроб с усопшим (или дают ведьме хорошей... по ее просьбе)

Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в изголовье можно положить пучок сухого шалфея, в народе его называют «васильки». Он служит и для другой цели – отгоняет нечистую силу. Или кладут - освященную в вербное-вербные ветви или березу, освященную на Троицу.

Если умерший - христианин, надевают алюминиевый крестик на веревочке, /или крест приставившагося - которым его крестили во время крещения, но на веревочке - цепочку использовать нельзя.
Я прочла что серебра на покойном не должно быть, но я думаю-что хоронить надо в нательном кресте, который человек носил при жизни.Прошу меня поправить-если я ошибаюсь.

Бывает так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. После отпевания родственникам дают венчик, разрешительную молитву и землю с панихидного стола.

Дома родственники в правую руку умершему кладут разрешительную молитву, на лоб – бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, покрытое простыней с ног до головы, как в церкви, крестообразно посыпают землей (от головы к ногам, с правого плеча на левое – чтобы получился правильной формы крест).
Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин – образ спасителя, для женщин – образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку – крест, а на грудь усопшего – Святой образ.

Тело усопшего по положении в гроб покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся со Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и Ангелов.

С ЧАСАМИ НА РУКАХ НЕ ХОРОНЯТ!!! (ну только если покойный умер в часах, через эти часы можно сделать скоротечную смерть живому...)

Обручальное кольцо тоже следует снять, если супруг (супруга) умершего - живы. Оставление обручального кольца на покойном при живом супруге приведет к порче у последнего. Не слушайте советов, что якобы оставленное на пальце покойного кольцо - сделает утрату для оставшихся в живых не такой горькой. Это неправда.

В гроб можно положить только личные вещи покойного – очки, например, или курительную трубку, мундштук. Никаких предметов, имеющих отношение к живым родственникам, класть в гроб нельзя категорически. Попадались дикие случаи, когда дедушке в гроб клали фотографии внуков, детские рисунки и игрушки. А один случай вообще из ряда вон – бабушке в гроб положили детскую соску-пустышку внука. Ребенок в результате так и не заговорил толком, а до пяти лет вообще только мычал. И врачи годами не могли понять, в чем дело.

По четырем сторонам гроба ставят по свече - в голове, ногах, и по бокам-так, чтобы они образовали КРЕСТ. Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам. Ногами на выход.

Поминки помогают душе перейти на небо в рай. В православии поминальные слова и молитвы - это прошение перед Богом за усопшего перед окончательным приговором. как ритуал –это коллективная трапеза родных и близких в память об усопшем.

Как правильно провести поминки

Говорят, человек по-настоящему умирает тогда, когда о нем перестают помнить близкие и все те, кому он когда-то был дорог. Сохранить светлую память о покинувшем этот мир человеке - миссия, которую надо принять и нести вопреки неумолимо бегущему времени и событиям, разделившим жизнь на «до» и «после» утраты. Благодарность за то, что человек жил рядом с нами, не заменить высокопарными словами на похоронах , которые, увы, бывает, со временем перетекают в редкие воспоминания о когда-то живом человеке. Помнить - значит сохранить в памяти светлые моменты из жизни ушедшего, его хорошие поступки и дела.

О чем мы забыли

Наши мудрые предки придумали проводить поминки - своеобразный набор ритуалов, посвященный памяти ушедшего человека. Прошли века, а эта традиция сохранилась и по сей день помогает людям пережить горестное событие, соблюдая в трауре все почести покойному. Поминки столетней давности и современный ритуал существенно различны.

Так, сегодня не все идут в церковь, чтобы организовать панихиду об усопшем и освятить блюда для поминальной трапезы, и еще реже ходят на кладбище на могилу почившего человека. Хотя каждый из этих ритуалов считается обязательным в поминках и выполнялся нашими бабушками и дедушками не только в дни траура, но и спустя годы после похорон. Еще одно нарушение вековых традиций на сегодняшних поминках - часто допускаемое употребление алкоголя. Поминать ушедшего человека обильными возлияниями - мягко говоря, неправильно. Отсюда хмель, неуместное веселье, а порой и склоки и нелицеприятные выяснения отношений между родственниками. Разбираться на поминках, кому что достанется от имущества покойного, - без преувеличения, высшее проявление неуважения к только что ушедшему из жизни человеку. Но, увы, жизнь показывает, что и такие случаи не редкость в наше время. Помянуть усопшего достойно — наш абсолютный долг.

Православные поминки

Тем не менее многие христианские традиции соблюдаются большинством неукоснительно. Одна из них - проводить поминки строго . Почтить память отошедшего в мир иной человека нужно несколько раз. Первые поминки, согласно христианским традициям, проводятся в день похорон , то есть на третий день после смерти .
Следующие поминки должны приходиться на девятый день после ухода близкого. В этот день принято собираться, как правило, в узком семейном кругу, вспоминать покойного лишь добрыми словами и молиться за упокой его души. Молитвы на поминках верующего, независимо от того, на какой день они приходятся, должны произноситься всегда. Если вы и собравшиеся не знаете, как правильно провести православные поминки , лучше пригласить священнослужителя или духовного настоятеля, к которому вы обращались во время других важных жизненных событий - венчания, крестин. Молитва - не что иное, как обращение к богу, поэтому в эти мгновения на поминках должна царить тишина и покой.
На 40-дневные поминки, или сороковины , следует звать всех, кто хорошо знал усопшего.

О том, как лучше оформить приглашение на поминки — см.


О поминках устами священнослужителей

Поминальная трапеза: блюда и этикет

Вековая традиция на поминках - накрывать в этот день для собравшихся поминальный стол. Еда на православных поминках особенная, и готовят ее с соблюдением определенных правил и традиций.
Поминальная трапеза, организованная в столовой или кафе, - допустимый вариант для тех, кто хочет избавить себя от лишних хлопот в и без того непростые дни. Тем же, кто хочет приготовить угощения дома , своими руками и при этом соблюсти все правила поминального стола, хорошую службу сослужит статья с описанием основных блюд и рецептами - традиционными и постными.

Во время поминальной трапезы следует соблюдать тишину, громко не разговаривать (отдельно отметим, что мобильные надо перевести в беззвучный режим), не смеяться, и уж тем более, не выяснять отношения с кем-то из родственников. В случае некорректного поведения других гостей допустимо их одернуть, напомнив правила поведения на поминках . В эти часы мысли собравшихся должны быть сосредоточены на одном человеке, которого сейчас нет рядом, но память о котором для них по-прежнему дорога. Есть во время поминальной трапезы нужно не спеша, обязательно попробовав традиционные блюда (кутью и блины), но при этом соблюдать умеренность и не наедаться до отвала, словно во время свадебного пира.

Как рассаживать гостей

Независимо от того, где проводят поминки - дома или в банкетном зале , - собравшихся рассаживают за столом в определенном порядке. Первыми свои места занимают самые близкие родственники покойного - супруги, родители, родные братья, сестры. Они садятся рядом с местом, которое принято оставлять пустым на всех православных поминках как дань памяти усопшему. Дальше гости должны рассаживаться, соблюдая принцип родства или по старшинству. Важный момент: женщина должна сидеть рядом с мужчиной , на поминках лучше избегать соседства мужчин друг возле друга. При этом и супругов следует рассадить отдельно. Рядом с местом, которое оставлено пустым, на поминках иногда ставят портрет покойного и стакан с водкой, поверх которого кладут ломоть черного хлеба. Эту традицию принимают не все, считая, что алкоголь на поминках не допустим по христианским канонам.

Как одеваться (дресс-код) на поминках

Собираясь на поминки, важно продумать свой внешний вид и одежду , поскольку дресс-код не менее важен, чем приготовление блюд и нюансы поведения за поминальным столом. Так, не допускается, чтобы гости приходили в разноцветных и пестрых одеяниях. Женщинам лучше выбрать закрытое платье темного цвета до колен, а на голову повязать платок (желательно темных тонов). Вместо платья можно облачиться в костюм, но также классического покроя, без больших вырезов и открытых участков. Мужчинам предпочтительно прийти в темном костюме, в то время как рубашка может быть немного светлее пиджака и брюк. Если снять пиджак, то уместна также и темная рубашка и более светлый галстук сдержанной расцветки. Когда на поминках присутствуют дети, одевать их следует также в спокойном, выдержанном стиле.

Поездка на кладбище

В день поминок, кроме непосредственно самой трапезы, принято посещать могилу покойного. Сделать это можно как до, так и после угощений за поминальным столом. Перед поездкой на кладбище следует позаботиться о цветах и свежих венках . Цветы можно привезти как в форме букетов, так и в виде саженцев, если, к примеру, вы хотите, чтобы могила всегда была красивой и ухоженной. Если правила кладбища не ограничивают, то можно посадить на могиле дерево, но не в цветник. Для этого подходят хвойные растения (ель, сосна, пихта), символизирующие вечную жизнь.
Рядом с памятником можно оставлять ритуальные символы или предметы, которые были важны для покойного при жизни или могли бы стать таковыми. Это может быть свежая семейная фотография, если покойный так и не увидел, как появились на свет его внуки, или любимая мягкая игрушка, если судьба разлучила вас с родственником, который ушел из жизни в юном возрасте. Перед уходом с кладбища наведите порядок на могиле . Уберите сорняки, протрите монумент или освежите краску на ограде - это укрепит память о дорогом человеке и поможет снять груз печали, а может, и вины.

Поминки у мусульман

Поминальные традиции у мусульман имеют такие же древние корни, как и у православных верующих, но все же между ними существуют большие различия.
По мусульманским традициям усопшего хоронят как можно раньше, поскольку считается, что пока тело не нашло последний приют, душа человека не может вознестись на небо и терзается от мучений на Земле. Первые мусульманские поминки проводят в день похорон . Почившего человека готовят к погребению, совершая омовения и укутывая его в саван. К этому ритуалу допускаются только люди, обладающие большим авторитетом — как правило, старшего возраста и самые близкие родственники. Если предстоят похороны женщины, то к ней на это время допускаются только женщины. Если из жизни уходит мужчина, на омовения приходят мужчины. Пока тело не погребено под землей, рядом с ним всегда находятся люди, потому что покойного нельзя оставлять одного, — таким образом его как бы оберегают. Перед тем как процессия двинется в сторону кладбища, над покойном читают молитвы из Корана , и это обычно делает специально приглашенный мулла.

Хоронят же покойного только мужчины: по мусульманским традициям женщинам нельзя присутствовать на погребении. При этом мулла несколько раз читает молитвы за упокой души ушедшего человека и скорейшего попадания ее на небеса.

Поминальная трапеза и хаер

После похорон проводятся первые поминки. На них могут присутствовать все, кто приехал поддержать родных и близких усопшего. Для собравшихся накрывают стол, но в отличие от православных традиций, мусульманская поминальная трапеза не предполагает приготовление каких-то определенных блюд. И все же, на поминки у мусульман принято готовить суп с лапшой, мясо, вареный картофель и капусту, а из сладостей подавать национальные блюда - баусак и чак-чак, а также сладкий плов из риса и сухофруктов.

Во время трапезы принято вести себя тихо и внимать молитвам муллы. В прошлом за поминальным столом могли сидеть только мужчины, сегодня трапезу наравне с ними делят и женщины . Детей к поминальному столу, как правило, не допускают.

Поминальный этикет

Во время поминальной мусульманской трапезы принято раздавать от имени каждого присутствующего хаер, или подаяние. Хаер дают всем , кто сидит за столом. После каждого подаяния, которое совершается по кругу, мулла читает молитву. В качестве подаяния на мусульманских поминках можно раздавать деньги (сумма всегда остается на усмотрение раздающего), платки, мыло или чай. Как и у христиан, у мусульман не принято разговаривать за поминальным столом, но при этом присутствующие даже не произносят речей о покойном , оставляя все переживания как бы внутри себя.

Событие обязывает собравшихся выглядеть соответствующим образом. Женщины должны быть одеты в закрытые платья или кофты и длинные юбки . На голове обязательно должен быть повязан платок . При этом одежда преимущественно светлая и белая . У мужчин также - костюмы сдержанных цветов, либо рубашки и брюки в светлых тонах, на голове — тюбетейка. После трапезы гости не задерживаются и быстро расходятся. Нетронутые блюда и сладости хозяева дома раздают всем собравшимся в виде гостинцев.

Поминки на 7-й, 40-й дни и годовщина

Следующие поминки у мусульман проводятся на седьмой и сороковой день после ухода человека из жизни, а также спустя год и более. На каждое поминальное мероприятие принято приглашать муллу , родственников и просто людей, знавших усопшего. Традиции обязывают накрывать скромный стол, читать молитвы и совершать подаяния на каждых поминках. Поминки, которые проходят через неделю после смерти, на 40 дней и в годовщину, как правило, проходят в узком кругу близких и родственников покойного. Но у каждого, кто был знаком с ним, есть возможность почтить память усопшего в любое время. По мусульманским традициям, во имя ушедшего человека можно раздавать милостыню нуждающимся и совершать молитвы в мечети. Во время вторых и следующих поминок собравшиеся, в том числе и женщины, могут по желанию посещать могилу усопшего.

Возможно, кто-то скажет, что организовать и провести поминки по всем канонам — будь то христианские поминки, мусульманские или светские, - не всегда выполнимо. Одни родственники далеко живут, у других неотложные дела… Но какие бы события ни происходили вокруг, как бы ни складывались обстоятельства, важно помнить: поминки - это скромный, не требующий изысков и пафоса обряд , главное в котором - это содержание, которое вы вкладываете в свои действия, с какими мыслями об ушедшем накрываете стол или приходите на кладбище. Поминки - это, прежде всего, возможность для близких и родных сохранить в сердце светлую память о человеке, которого больше никогда не будет рядом.

«Изготовление памятников.ру» - это портал о памятниках и служба заказов, где можно, сравнив фото и цены, купить памятник в Москве или в Вашем городе по лучшей цене. Заполните заявку, и её увидят гранитные мастерские сделают вам предложение.

Но выигрыш не только в цене! Рекомендации от нескольких мастеров позволят получить новые идеи и обрести уверенность в правильном выборе.

После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.
В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. "Очищались" также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы - должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
Поминки - это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.
Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога - Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.
Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.
На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.
Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.
Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.
Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.
В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
Суд сорокового дня - суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.
На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.


В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают "Отче наш...".
К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков - кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Для верующих имело значение и то, на какой день приходились поминки: на скоромный или постный, т. к. соответственно менялся ассортимент блюд согласно требованиям Поста. Если поминки приходились на время Великого Поста, то в будни они не совершались, а по обыкновению переносились на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Также поминальные дни, которые приходились на Светлую седьмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы - переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи).
Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном.
Еду подавали в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.
Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву.
Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.
Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.
Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование. Этот пример, как и многие другие, свидетельствуют о том, что современная похоронно-погребальная обрядность синкретична, т.к. включает в себя разнородные компоненты народной культуры, неотъемлемой частью которой у славянских народов является Православие.
Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.


Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность "томады-ведущего". По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.
Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя.
При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.
Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим "на вынос" с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой "Благодарим, Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть...", а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к "нему" со словами типа "поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом", после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола - скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы "не призвать покойного с кладбища" по народному поверью.
После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.
Самый глубокий траур - до года - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий - полгода, обыкновенный - три месяца и полутраур - остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.
Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.
Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.
Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев - до 40 дней, а также - до года.
В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.
В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение.
В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.
Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он - время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

Присутствовал во все времена. Вера в существование бессмертной души и ее переселение в другой мир была свойственна всем народам, в том числе и славянам.

Корни православных похоронных традиций

Похороны, православные традиции и обряды относятся к самым устойчивым видам ритуалов. Они считаются подготовкой перехода души умирающего в иной мир, поэтому действия из века в век совершаются по строго установленным правилам. Верующие люди православные похороны по православным традициям делят на три этапа:

  • подготовка умирающего (проводится еще до его кончины);
  • сам процесс похорон;
  • поминание.

То, что православные люди придерживаются традиций со времен крещения Киевской Руси, говорит о том, что погребение - это дань уважения к самому факту смерти и к покойному. За сотни лет ритуалы погребения претерпели влияние глубоких языческих корней славянской культуры, но постепенно похороны по православным традициям стали такими, какими мы знаем их сегодня.

Подготовка к смерти

Издавна в верующих семьях люди готовились к смерти: покупали или шили вручную рубахи и похоронное платье. Во многих поселеньях было принято загодя делать гробы старикам. С приходом православия людей стали хоронить именно в них, так как по языческим обрядам покойника принято было сжигать, а пепел класть в горшок или просто в землю и закапывать. Если родные усопшего хотят знать, как проводить похороны, православные традиции, ответ священника однозначный - гроб с телом должен быть предан земле.

Если человек долго болел, то его соборовали, во время чего священнослужитель отпускал ему грехи. Таким образом, душу очищали и подготавливали к переходу. Умирающий должен был проститься с родными, благословить их на святом образе, простить долги и обиды, отдать последние распоряжения.

Подготовка тела к погребению

Похороны (православные традиции) требовали подготовки тела усопшего к захоронению. Для этого покойника обмывали специальные люди, чаше всего старухи. По православным верованиям очищение тела так же важно, как и прощение грехов для души. Во время омовения читались молитвы «Трисвятое» или «Господи помилуй». По церковным порядкам человек должен предстать перед Господом с чистыми душой и телом.

В наши дни усопших обмывают в морге или при службе ритуальных услуг. Если нет такой возможности, то этот традиционный обычай исполняют люди, не состоящие с покойником в родстве.

После того как усопшего омыли, его кладут на застеленный чистой тканью стол и одевают в новую одежду. Если такой возможности нет, то вещи обязательно должны быть по крайней мере чистыми.

Подготовка к похоронам

После омовения покойника кладут в гроб и накрывают саваном с вышитыми крестами. Перед этим его подготавливают, окропляя священной водой. Кладут усопшего лицом вверх, положив под голову подушечку. Глаза у покойника должны быть закрыты, руки - сложены на груди, правая поверх левой. Обязательным считается надевание на умершего нательного крестика, который должен сопровождать похороны.

Православные традиции и ритуалы в старые времена требовали читать молитвы над покойником до самых похорон, которые проводились на третий день. Для этого приглашали читальщиков. Пока усопший лежал в доме под иконами, а над ним читались молитвы, к умершему приходили родственники и знакомые, чтобы проститься.

В наши дни, после того как покойного омыли и положили в гроб, необходимо читать канон «Последование по исходе души из тела». Если нет возможности пригласить для этого священника, то эту часть похоронного ритуала может взять на себя кто-нибудь из родственников.

В том случае, если покойного нет возможности принести в дом, то следует читать, стоя лицом к иконе или возле того места, откуда начнутся похороны, например возле дверей морга.

Еще до начала в церкви, нужно заказать по нему сорокоуст.

Отпевание покойного

Для отпевания гроб с покойным вносят в церковь и ставят перед алтарем. У покойного на лбу должен быть венец с напечатанным «Трисвятым», а в руках - образок с изображением Иисуса. У головы усопшего кладут крест, который родственники и друзья могут целовать при прощании.

В наше время отпевание может проходить в доме покойного или в похоронном бюро на третьи сутки после смерти. Усопший при этом лежит в гробу с открытым лицом, развернутый к востоку, а в ноги ему ставят икону и зажженные свечи. Независимо от того, где проводится отпевание, покойник должен лежать лицом к иконе, а не к людям. Так он как бы обращается к святому образу о помиловании и прощении грехов.

Во время отпевания поют «Вечную память» и «Отпусту», по окончании которых гроб закрывают и выносят из храма. Пришедшие в церковь родственники во время обряда стоят с зажженными свечами и молятся о покойном, а затем начинаются похороны. Православные традиции не позволяют ничего помещать в гроб, но разрешают пришедшим на прощание целовать иконку в руках усопшего и полоску из бумаги на лбу. Класть в гроб деньги, еду, украшения или другие вещи запрещается, так как это считается пережитком язычества.

Похороны

Традиции предусматривают следование траурной процессии за гробом после отпевания покойника. Она должна идти, а остановка совершаться может только у церкви и уже на погосте. В наше время с учетом того, что кладбище может находиться на расстоянии нескольких километров, процессия идет некоторое время после отпевания в церкви, а затем провожающие садятся в транспорт и едут до места погребения.

На кладбище проходит прощание с усопшим, после которого гроб закрывают крышкой и с помощью веревок или полотенец опускают в могилу. Родственники и члены траурной процессии кидают на гроб горсти земли, после чего отходят, а работой занимаются могильщики.

Это тяжелый эмоциональный момент для родственников, поэтому желательно, чтобы они не наблюдали, как гроб опускают в яму. После того как будет насыпан родные прощаются с покойным, кладут цветы и венки, а процессия едет на поминальную трапезу.

Поминки после похорон

Православные традиции после похорон предполагают обязательное поминание души усопшего совместной трапезой. Происходит это в доме покойного или в заказанном помещении.

Совместная трапеза объединяет воспоминания живых об умершем. Слова и мысли должны быть добрыми, светлыми, ведь смерть - это естественное окончание жизни.

Немаловажное значение имеет и еда на православные похороны, традиции. в день похорон? Обычно подаются несколько блюд. Их перечень относительно постоянен, но различия могут возникать по причине непохожести традиций разных регионов.

Часто первой подают кутью, а затем какую-нибудь похлебку - борщ, щи, суп или лапшу. На второе предлагают кашу или картошку. Блюда могут быть с мясом, а могут оказаться и нескоромными, если поминание проводится в дни поста. Так же могут быть поданы рыба или студень. Заканчивается поминальный обед кутьей или блинчиками, в некоторых случаях - оладьями.

Из спиртного подают вино или водку, но делается это не всегда, а количество таких напитков обязательно должно быть небольшим.

Поминание на девятый и сороковой день

Девятый и сороковой дни после смерти считаются по православным традициям очень важными для души, так как в это время начинаются ее мытарства. Это значит, что душа проходит этап покаяния и очищения от грехов. В этот период обязательно нужно заказывать поминальные литургии в нескольких церквях. Чем больше молитв читается по усопшему, тем легче его душе пройти этот этап.

На похороны (православные традиции, 9 дней) состоит из тех же блюд, что и на поминках. Подаются они в одинаково строгой последовательности во все поминальные дни.

Сороковой день считается знаковым, так как душа покидает этот мир навсегда. Заказ литургии или сорокоуста обязателен в нескольких церквях, также следует провести поминальную трапезу.

Сроки ношения траура по усопшему зависят от его возраста и пола. По старикам траур носят до сорока дней. Если умерли кормильцы - отец или мать, по ним скорбеют в течение года. Для вдовы или вдовца так же определяется правило ношения траурных цветов в одежде до одного года.

Православные похороны – это подготовка к погребению, само погребение и поминовение усопшего по канонам русской православной церкви.

Земная жизнь в христианстве понимается как преуготовление к воскресению и жизни вечной, в которой будет пребывать душа и тело, которому после воскресения предстоит восстать нетленным. Поэтому смерть – это сон тела или успение на церковно-славянском языке. Умерший человек понимается как усопший, то есть, уснувший. Тело засыпает и покоится, а душа отправляется навстречу Богу. Отсюда слово «покойник» - человек, пребывающий в покое после треволнений земной жизни. Тело и душа человека воскреснут, поэтому нужно обеспечить ему достойное погребение.

Православные традиции и обычаи при похоронах

Следствием такого отношения к телу усопшего являются православно-христианские традиции погребения и поминовения. Краткое описание того, как проводят православные похороны, на какой день проводят православные похороны и каковы православные традиции погребального обряда, дано ниже.

Правила православных похорон

Правила православных похорон – это соблюдение канонических этапов православного обряда. Обязательно нужно использовать обрядовые предметы для православных похорон, предписанные каноном.

  • омовение
  • облачение
  • уложение в гроб
  • крест, саван, икона
  • заупокойные молитвы по усопшему – панихиды
  • заупокойная лития
  • отпевание
  • погребение
  • поминовение (поминки)

Этапы православного погребального обряда

Омовение

Омовение – это обряд очищения. Тело почившего предстает пред Господом чистым и непорочным.

Облачение

Покойного облекают в чистые одежды, надевают на него крест, накрывают белым саваном, окропляют святой водою, полагают в гроб, который располагают головой к иконам.

Положение во гроб

Глаза покойного закрыть, уста сомкнуть, руки с вложенной иконой или крестом расположить крестообразно.

Похоронное бдение

До выноса тела совершают заупокойные молитвы по усопшему – панихиды. Начать нужно после положения облаченного тела на стол, затем в церкви. Перед выносом тела читается заупокойная лития.

Отпевание в храме

Отпевание оканчивается заупокойной литией.

Погребение

При опускании в землю священнослужитель читает литию, затем осыпает землей саван почившего, после чего на гроб накладывается крышка. В случае если священнослужителя нет на похоронах, в церкви отправляется чин предания земле, а провожающим передают землю, которую они посыпят на тело перед тем, как закрыть гроб.

После закрытия гроба и опускания его в землю священнослужитель поливает гроб елеем, посыпает его пеплом и зернами пшеницы, затем землей. Прощающиеся бросают в могилу горсть земли. Предание тела земле символизирует надежду на воскресение –тело прорастет как зерно, брошенное в землю.

Надмогильный крест

Во главе могилы водружается крест во исповедание веры в Господа, на кресте смерть победившего и позвавшего всех живущих идти его путем.

Срок погребения

3-й день после смерти.

Поминки

Это обряд вспоминания человека и его добрых дел, а также моления об упокоении его души. Поминки проводятся трижды: в день погребения на 3-й день после смерти, на 9-й (девятины) и на 40-й (сороковины).

Поминки в день погребения

Устраивают сразу после погребения во вспоминание о Воскресении Христа на день третий после его казни. Первые два дня после кончины душа усопшего пребывает на земле и ведет разговор с собой, родными и близкими.

На поминальную трапезу приглашаются все, кто провожал покойного на кладбище, а также те, кто не смог на них прийти. Перед началом поминок родственник покойного становится перед образами с горящей лампадой и читает 17-ю кафизму Псалтыря, после чего все читают молитву «Отче наш». Приступая к трапезе, все осеняют себя крестным знамением. В ходе поминания говорят об усопшем.

Меню поминального стола

Первым блюдом идет кутья – месиво из цельных зёрен риса (или пшеницы), изюма и мёда. Зёрна – символ Воскресения (тело усопшего прорастет как зерно). Кутью освящают в храме на панихиде. Это блюдо ест каждый участник ритуала. Кроме кутьи едят блины и пьют кисель и сыто (вода с мёдом). В пост поминальная трапеза постная, в мясоед скоромная.

Девятины

Эти поминки отправляются во славу ангелов, которые просят Господа помиловать почившего. На девятый день после упокоения душа усопшего предстает перед Господом на поклонение, поэтому обряд и молитвы 9-го дня помогают душе пройти это испытание достойно. На девятины служится панихида, а на трапезу зовутся близкие почившего. После второго поминовения с 9-го до 40-го дня душа покойного попадает в ад и осознает грехи содеянные.

Сороковины

Проводятся во славу вознесения Господня на 40-й день после Воскресения. В этот день решается участь усопшего, которого Господь судит по делам земным и достижениям души, после чего назначает ему место по заслугам в ожидании Страшного Суда. Усопший поминается в этот день для того, чтобы душа его предстала перед Господом и получила обетованное блаженство на небесах. Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

После сороковин почивший поминается в дни рождения, смерти и именин.

Отношение православной церкви к кремации

Православная церковь отрицательно относится к кремации, поскольку телу после воскресения предстоит восстать перед Господом нетленным, и погребение тела в землю выражает для христиан надежду на воскресение. Именно поэтому христианская церковь приняла и хранит обычай не уничтожать тело (сжигать), а зарывать его в землю – как зерно сеют в землю, чтобы оно ожило и взошло. Кремацию церковь допускает только в тех случаях, когда иного выхода нет. Благословение на кремацию нужно получить у священника, описав обстоятельства дела. Урну с прахом после кремации в церковь приносить для отпевания не благословляется. Если человека кремируют, для него возможно заказать только сокращённый чин отпевания - заочное отпевание.