Аналогии для детей. Использование методики “Сложные аналогии” для тестирования школьников. Инструкция по организации диагностики

Определение школьной тревожности. Методики на исследование памяти. Тесты мышления. Вербальные методики. Детские проективные методики. Опросники межличностных отношений ребёнка. Данная анкета предназначена для разного рода случаев психологической практики, в которой требуется определить особенности взаимоотношений детей или подростков в диаде. Анкета направлена на выявление мотивации дружбы с конкретным человеком. Данная анкета предваряет психологическую консультацию родителей. Анкета предназначена для сбора сведений о неуспевающем ребенке со стороны работников образовательного учреждения. Дислалия. Дизартрия. Ринолалия. Методика предназначена для исследования работоспособности у дошкольников. Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика состоит из 30 заданий на установление логических связей между словами по заданному образцу. Она предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления. Другой вариант "Аналогий". В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по признакам: скорость процессов воображения, необычность, оригинальность образов, богатство фантазии, глубина и проработанность (детализированность) образов. Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов. В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагается пять наборов слов по десять слов в каждом. Методика предназначена для оценки уровня развития вербального интеллекта у детей 6 – 8 лет. В задачу ребенка входит закончить начатое психологом предложение. Все предложения построены таким образом, что их можно закончить лишь определенным словом. С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки. Методика предназначена для оценки концентрации внимания у детей. Используется в батарее с другими тестами на внимание. Шкала для оценки уровня развития операции обобщения. Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения. Оценка уровня зрительного восприятия. Эта методика предназначается для психодиагностики мыш­ления детей в возрасте от 3 до 4 лет. Эта методика предназначена для диагностики уровня разви­тия наглядно-действенного мышления. Представляемая далее методика определяет запас слов, ко­торые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. Методика предназначена для оценки словарного запаса ребенка и беглости мышления. При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу. Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Оценивается объём зрительной памяти. Уровень развития понятийного мышления. Задача этой методики - определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. ... Методика предназначена для оценки долговременной памяти ребенка. Проводится индивидуально. Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора. В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изобра­жен лабиринт, вход в кото­рый указан стрелкой, рас­положенной слева вверху, а выход - стрелкой, распо­лагающейся справа вверху. Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Методика предназначена для оценки уровня развития когнитивного представления у ребенка. Применяется индивидуально. Цель данной методики - оценка образно-логического мышления ребенка. Оценивается фантазия ребёнка. Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста. Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков. Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги. Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. Оценивается уровень развития восприятия. Методика предназначена для оценки готовности к обучению. Ребенку предлагается серия рисунков, на каждой из которых не хватает какой-то существенной детали. Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, - определить, насколько ребенок в со­стоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти об­разы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исс­ледовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. Методика предназначена для примерной оценки уровня развития у ребенка технического мышления. Проводится индивидуально, используется в батарее с другими тестами. Общая тревожность в школе. Переживание социального стресса. Фрустрация потребности в достижение успеха. Страх самовыражения. Страх ситуации проверки знаний. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Программа содержит четыре методики, направленные на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению. Произвольность внимания. Активность мышления. Данная методика применяется как для предварительного знакомства с ребенком, так и с целью выяснить степень выраженности познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЦЕСА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, А ТАКЖЕ СИСТЕМАТИЗИРУЕТ ДЕТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И РАЗВИВАЕТ ИХ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. ВСЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА, С ПОДРОБНЫМИ РАЗЪЯСНЕНИЕМИ И ИСПРАВЛЕНИЯМИ ОШИБОК ДЕТЕЙ. ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АССОЦИАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ, СИСТЕМАТИЗИРУЯ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА. ПРЕДЛАГАЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АСОЦИАЦИЙ И АНАЛОГИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЦЕСА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, А ТАКЖЕ СИСТЕМАТИЗИРУЕТ ДЕТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И РАЗВИВАЕТ ИХ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

ВСЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА, С ПОДРОБНЫМИ РАЗЪЯСНЕНИЕМИ И ИСПРАВЛЕНИЯМИ ОШИБОК ДЕТЕЙ. ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АССОЦИАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ, СИСТЕМАТИЗИРУЯ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА.

ВИДЫ ЗАДАНИЙ НА УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ (ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ПОЖИЛЕНКО Е.А., ЛАЛАЕВОЙ Р.И., ЛОПАТИНОЙ Л. В., СЕРЕБРЯКОВОЙ Н. В И СОБСТВЕННЫЕ ЗАДАНИЯ):

  1. Назовите ЧЕМ ПОХОЖИ ИЛИ ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ

персик, вишня, абрикос и слива (имеют внутри косточку)

яблоко, апельсин, лимон и грейпфрут (имеют внутри семечки)

слива и лимон (похожи на овал)

апельсин и солнышко (оранжевые и круглые)

Что общего между капустой, горохом, арбузом и перцем? (Они зеленого цвета.)

Помидором, свеклой, редисом, луковицей? (Они имеют круглую форму.)

Баклажаном, огурцом, кабачком и дыней? (Они имеют овальную форму.)

Что общего между репой, зернами кукурузы, дыней и цветком одуванчика? (Они желтого цвета.)

Деревом и кустом, помидором и ребенком? (Они растут.)

Морковью, елкой, балалайкой и пирамидкой? (Они похожи на треугольник.)

Что общего между мячом и арбузом? В чем их различие?

Что общего между ковром и осенним лесом;

ягодами рябины и бусами;

крылаткой клена и вертолетом;

желудем и грибом;

орехом и яйцом;

зонтиком и грибом?

Слон и морж. (Имеют бивни.)

Пингвин и дельфин. (Они хорошо плавают, питаются рыбой.)

Корова и кит. (Кормят своих детенышей молоком.)

Морской и лесной ежи. (Имеют иголки.)

Сосулька, морковь, карандаш и пирамидка. (У них острый конец.)

Снег и шуба. (Шуба согревает людей, а снег - кусты и озимые.)

Снег, муха, воробей и вертолет. (Они летают.)

Вата, снег и тополиный пух. (Они легкие и имеют белый цвет.)

Платяной шкаф, сервант и книжный шкаф. (В них есть полки и дверцы, они сделаны из дерева, в них можно что-то положить.)

Стол, стул и диван. (Они сделаны из дерева, у них есть ножки.)

Скамейка, табурет и кресло. Бревно, стул и пенек. (На них можно сидеть.)

Книга, шкаф, дверь, коробка и тумбочка. (Их можно открывать и закрывать.)

Книжная полка, книга, карандаш и стол. (Эти предметы сделаны из дерева.)

Чем похожи? Чем отличаются? Лиса и волк, белка и барсук, медведь и заяц, ежик и бельчонок.

Дикие и домашние животные: заяц и кролик, дикий кабан и свинья, лось и корова, олень и лошадь. Насекомые и звери, птицы и звери.

Что общего между гнездом, конурой, домом, ульем, дуплом, норой и скворечником? (Это разные виды жилья живых существ.)

Батареей, солнцем, печкой и костром? (От них исходит тепло.) В чем их отличие?

Чем похожи окно, дверь, диван, пол; стена, шкаф, потолок? (Они имеют прямоугольную форму.)

Что общего между шубой и снегом? (Шуба греет человека, а снег - землю.)

Что общего между крышей дома и головным убором? (Дом покрыт крышей, а голова - головным убором.)

Что общего между листвой деревьев и одеждой? (Деревья сбрасывают листья, а человек снимает одежду.)

Что общего между птицей, мухой и стрекозой? (У них есть крылья, и они летают.)

Черепахой, крокодилом и пеликаном? (Их потомство появляется из яиц.)

Тарелкой и гнездом? (Они имеют округлую форму.)

Веслом и ногой утки? (Помогают плыть.)

Долотом и клювом дятла? (Острые и прочные и могут проделывать отверстия.)

Что общего между чайкой и уткой? (Они плавают и ныряют.)

Гусем и белым медведем? (Они имеют на лапах перепонки, плавают, пух и мех не намокают.)

Черепахой и гусыней? (Откладывают яйца.)

Петухом и будильником? (Будят по утрам людей.)

Крокодилом и курицей? (Их потомство появляется из яиц.)

Кораблем и гусем? (Они плавают.)

Волосы и расческа (расческой причесывают волосы),
ноги и туфли (туфли надевают на ноги),

глаза и очки (очки нужны для того, чтобы лучше видеть).

Чем похожи голова и арбуз? (Они круглые.)

Глаза и небо? (Могут быть голубыми или серыми.)

Пила, грабли, рот? (В перечисленных предметах есть зубы.)

Волосы, ногти, трава, деревья и ребенок. (Растут.)

  1. НАЙДИТЕ ПРЕДМЕТУ ПАРУ , Объедините в пары логически связанные слова и словосочетания (с использованием наглядного материала).

Подберите картинку к слову. (Перед детьми выкладываются картинки: лыжи, лед, снег, горка, очки, духи, солнце, коньки - и произносятся слова ноги, руки, глаза, нос. Ребенок выбирает те картинки, которые связаны с заданным словом.) (Ноги - лыжи, снег - горка, санки, нос - духи и т. д.) Какая связь существует между этими предметами?

Найдите предмету пару - ТЕМА «дОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Найдите картинке пару - ТЕМА «ЗИМА»

ТЕМА «ТРАНСПОРТ»

Объедините в пары две группы слов- ТЕМА «ДОМ.КВАРТИРА»

Например: потолок - люстра, стена - картина, пол - ковер.

  1. Подберите картинку.

Выкладываются картинки: лопата, грабли, подснежник, трава, трактор, листья. Педагог произносит следущие слова: поле, лес, луг, огород, дерево. Ребенок выбирает картинку, соответствующую определенному слову. (Огород - лопата, поле - трактор и т. д.)

  1. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).

Логопед предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец - овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

Помидор - огород, яблоко (забор, сад, груша).

Часы - время, градусник (кровать, температура, окно).

Машина - мотор, лодка (парус, вода, палуба).

Стол - скатерть, пол (мебель, доски, ковер).

Молоток - гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик).

Костюм - ткань, дом (забор, кирпичи, лестница).

Стул - дерево, булка (стол, зерно, нож).

Окно - дом, глаз (рот, очки, лицо).

Телефон - ухо, телевизор (радио, антенна, глаз).

Шапка - голова, сапог (щетка, мальчик, нога).

Шерсть - овца, молоко (сыр, корова, кот).

Гвоздь - молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска).

Ручка - пенал, тетрадь (книга, парта, портфель).

Кошка - котенок, курица(утка, петух, цыпленок).

Трамвай - троллейбус, стол (книга, кресло, дерево).

Курица - петух, кошка (котенок, кот, молоко).

Машина - шофер, самолет (машинист, летчик, небо).

Чтение - буква, счет (задача, число, вопрос).

  1. Догадайтесь, каким будет четвертое слово.

Гвоздь - молоток, шуруп... Дом - крыша, книга...

Квадрат - куб, круг... Птица - яйцо, растение...

Хорошо - лучше, медленно... Огонь - пожар, вода...

Зерно - амбар, деньги... Электричество - выключатель, вода...

Одежда - голый, обувь... Школа - обучение, больница...

Человек - ребенок, собака... Резина - шина, сталь...

Птица - гнездо, человек... Пальто - пуговица, ботинок...

Утро - ночь, зима...

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение, кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.


Обучение в школе требует от ребёнка усвоения больших объёмов информации, применения имеющихся и приобретённых знаний на практике. Всё это невозможно без логики и внимательности. Эти качества личности можно разрабатывать, предварительно оценив, насколько они развиты и что именно нуждается в коррекции. Одной из самых удобных и объективных способов диагностики является методика «Простые аналогии».

Коротко об авторе методики и предназначении диагностики

Изначально методика разрабатывалась только для взрослых

Автором теста «Простые аналогии» является американский психолог Уильям Гордон. Он предложил составление аналогий как способ развития творческого мышления. Методика была разработана для взрослых людей, но психологи и педагоги решили адаптировать её и для детей. Учёные нескольких стран попытались упростить тест для малышей. В результате методика Гордона претерпела существенные изменения, а вопрос авторства стал неоднозначным. В современных школах этот тест применяется в том виде, в котором он рекомендован в вузовском учебнике по возрастной психологии И.Ю. Кулагиной и В.Н. Калюцкого.

Проведение теста призвано выявить:

  • насколько быстро ребёнок может устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • способность испытуемого критически оценивать информацию;
  • уровень развития ассоциативных связей между явлениями;
  • степень врабатываемости в материал;
  • динамику включения показателей произвольного внимания (устойчивости, концентрации, распределения, переключения).

По результатам составления простых аналогий можно выяснить также, каким образом ребёнок выстраивает концептуальные связи между явлениями (с опорой на внешнее сходство или исходя из сути понятий).

Тест представляет собой отпечатанный бланк с 32 пунктами. Каждая позиция состоит из 2 слов, имеющих логическую связь между собой, и одного слова, к которому испытуемому необходимо подобрать ассоциацию из приведённых ниже понятий. Причём эта связь должна быть оправдана аналогией, по которой составлена пара образца. Например:

Дождь - Зонт = Мороз – … ?

  • Палка
  • Холод
  • Шуба

От дождя человек защищается зонтиком, а от мороза - надевая шубу.

Проведение теста «Простые аналогии» среди младших школьников

Учитель должен убедиться, все ли школьники поняли задание правильно

Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Детей следует рассадить по одному, чтобы не возникало повода «заглянуть к соседу». Выполнение задания может быть либо ограничено по времени (2–3 минуты на вопрос), либо нет. Временные рамки устанавливаются, как правило, с учётом развития психических и физиологических особенностей детей.

Инструкция по организации диагностики:

  1. Организатор теста раздаёт бланки ребятам. На доске должны быть заготовлены два сигнальных образца с подобными, но не аналогичными заданиями.
  2. Учитель даёт такой комментарий: «Перед вами лежит бланк с вопросами. Начнём мы с того, что подпишем его (слева или справа - значения не имеет). Теперь посмотрите на доску. Здесь даны два задания, похожие на те, что у вас в бланках. Давайте вместе рассмотрим возможные варианты ответа».
  3. Далее взрослый объясняет: «Вы должны внимательно прочитать образец, выяснить, чем слова похожи, и на основе этого сходства найти нужное слово-ассоциацию. В образце у нас дана аналогия «свинья - поросёнок». Значит, речь идёт о животных и их детёнышах, поэтому для слова «лошадь» ассоциация будет «жеребёнок»».
  4. Затем педагогу нужно оговорить правила оформления теста. Например, напротив правильного, с точки зрения ребёнка, ответа школьнику нужно будет поставить галочку. Лишние значки или рисунки не допускаются.
  5. После этого нужно сказать пару слов о времени, которое выделяется для прохождения теста, и ответить на возможные вопросы малышей.
  6. Если в группе есть медлительный ребёнок, то имеет смысл чаще подходить к нему, чтобы приободрить (но ни в коем случае не помогать и не делать работу за него) или разъяснить тот или иной вопрос.

Организуя тестирование младших школьников, взрослый должен помнить, что испытуемые довольно долго включаются в работу. Поэтому некоторые психологи рекомендуют давать не один, а два примера, по образцу которых и будут выполнять тест малыши.

Файл: Стимульный материал для тестирования

Обработка и интерпретация результатов

Игра в шахматы поможет школьнику развить логику

Результаты подсчитываются простым сложением правильных ответов, за каждый из которых школьник получает 1 балл. Расшифровка получившихся данных выглядит так:

  • 31–32 балла - логическое мышление ребёнка на высоком уровне;
  • 25–30 баллов - качество развито хорошо, но над внимательностью следует поработать;
  • 15–24 балла - логика и внимание требуют регулярных тренировок;
  • 5–14 баллов - занятия по развитию навыков должны быть ежедневными.

Для тренировки внимания обычно используются таблицы Шульте, подробнее о которых можно узнать из статьи « », а также тест Бурдона, его проведение рассматривается в материале «Как правильно провести тест Бурдона (корректурную пробу) для диагностики внимания младших школьников »).

С целью развития логического мышления необходимо:

  • привлекать ребёнка к интеллектуальным играм (шахматам, компьютерным стратегиям);
  • приобщать малыша к чтению книг (особенно тех, которые после повествования содержат задания на проверку прочитанного);
  • стимулировать к выполнению математических действий на том уровне, на котором школьник это может делать.

По результатам тестирования «Простые аналогии» учитель и родители (совместно с психологом) смогут разработать эффективную программу коррекции логики и внимательности школьника. В дальнейшем это предотвратит возможное отставание в учёбе и исключит искажение линии личностного развития, связанное с заниженной самооценкой и отсутствием чёткого целеполагания.

Для полноценной диагностики процесса мышления у младших школьников применяют методику «Простые аналогии». По результатам тестирования анализируется текущий уровень развития, выявляются проблемные моменты.

Характеристика методики оценки мышления младших школьников «Простые аналогии»

Для успешного обучения в школе и развития от дошкольников и учеников младших классов требуется максимум внимания, умение сосредоточиться на задании и способность логически мыслить. Эти качества приобретаются не сразу, а постепенно развиваются и формируются в процессе взросления. Для своевременной коррекции уровня развития мышления проводится специальное тестирование.

Диагностируя уровень развития мыслительного процесса у младших школьников, важно помнить, что показатели оценки теста - это только основа для дальнейшего анализа с целью разработки для каждого ребёнка программы коррекции.

Мышление развивается одновременно с другими процессами (воображение, внимание, память) в тесной взаимосвязи. Оно отражает признаки объектов, помогает установить причинно-следственные связи между предметами. С развитием мышления формируется объективное восприятие реальности. Поэтому так важно не просто его развивать, но и контролировать этот процесс.

Авторы теста и цели исследования

Известный американский изобретатель и психолог Уильям Гордон в прошлом столетии предложил метод тестирования способностей творческого мышления для взрослых – «Простые аналогии». Идея заинтересовала детских психологов и педагогов, поэтому они упростили тест и адаптировали для младших школьников. Над этой задачей работали специалисты из разных стран, поэтому однозначно автор методики не назван.

Российские педагоги в своей практике ориентируются на технику выполнения теста, описанную в учебнике по возрастной психологии авторами И.Ю. Кулагиной и Калюцким В.Н.

Главная цель исследования - оценить гибкость и логичность мышления учеников начальной школы. Но такая диагностика преследует и другие задачи:

  • проверить точность и скорость установления причинно-следственных связей между предложенными объектами;
  • установить, насколько быстро ребёнок понимает задачу и как быстро приступает к решению;
  • насколько развиты у школьника ассоциативные связи;
  • проанализировать концентрацию, устойчивость внимания и способность его переключения;
  • определить ведущий тип мышления, используемый учеником при решении задачи - логический или визуальный.

Выбирать аналогии ребёнок может, используя визуальное или логическое мышление. При визуальном типе выполняется оценка объектов по внешним признакам, а при логическом - анализируется суть понятия.

Мышление младших школьников характеризуется высокими темпами развития, особенно словесно-логического типа. На этом факте основана большая часть методик диагностики учеников.

Как проводить тестирование по методике «Простые аналогии»

Педагог или психолог, который проводит тестирование, объясняет каждому ученику, что ему требуется сделать. В качестве примера обычно используется первый вопрос в бланке с заданиями, но также можно предложить и свои варианты. Как правило, двух-трёх аналогий достаточно для понимания сути задания.

Пример объяснения: перед вами группы слов. В каждой из них первые два слова находятся в определённой связи, которую необходимо понять. Третье слово также имеет аналогичную связь с одним из слов, написанных ниже. Какое из этих слов подходит, то и нужно отметить на бланке.

Есть задание:

  • школа = обучение, больница = ?;
  • а) доктор; б) ученик; в) лечение; г) учреждение; д) больной.

Слово «школа» имеет связь со словом «обучение». С каким словом по такой же аналогии будет иметь связь слово «больница»? Такой вопрос должен поставить себе каждый школьник и выбрать слово-ответ. Ответ такой: если в школе детей обучают, то в больнице - лечат, значит, подходит слово «лечение».

Разработано несколько вариантов задания с аналогиями. Обычно они состоят из 32 вопросов и на каждый отведено не более трёх минут. Но можно использовать и бланки с меньшим количеством заданий. Для младшеклассников чаще выбирают такие:

  1. «Бежать - Кричать, стоять - ?: а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня».
  2. «Рожь - Яблоня, поле - ?: а) забор, б) садовник, в) яблоки, г) сад, д) листья».

Для проведения исследования понадобятся:

  • секундомер;
  • стимульный материал (бланк с заданиями) по количеству тестируемых;
  • ручка или карандаш, чтобы отмечать выбранные варианты ответов.

Стимульный материал

  • 1. Лошадь: Жеребёнок = Корова: ? Пастбище, Рога, Молоко, Телёнок, Бык.
  • 2. Тонкий: Толстый = Безобразный: ? Красивый, Жирный, Грязный, Урод, Веселый.
  • 3. Свинец: Тяжёлый = Пух: ? Трудный, Перина, Перья, Лёгкий, Куриный.
  • 4. Ложка: Каша = Вилка: ? Масло, Нож, Тарелка, Мясо, Посуда.
  • 5. Яйцо: Скорлупа = Картофель: ? Курица, Огород, Капуста, Суп, Шелуха.
  • 6. Коньки: Зима = Лодка: ? Лёд, Каток, Весло, Лето, Река.
  • 7. Ухо: Слышать = Зубы: ? Видеть, Лечить, Рот, Щётка, Жевать.
  • 8. Собака: Шерсть = Щука: ? Овца, Ловкость, Рыба, Удочки, Чешуя.
  • 9. Пробка: Плавать = Камень: ? Пловец, Тонуть, Гранит, Возить, Каменщик.
  • 10. Чай: Сахар = Суп: ? Вода, Тарелка, Крупа, Соль, Ложка.
  • 11. Дерево: Сук = Рука: ? Топор, Перчатка, Нога, Работа, Палец.
  • 12. Дождь: Зонтик = Мороз: ? Палка, Холод, Сани, Зима, Шуба.
  • 13. Школа: Обучение = Больница: ? Доктор, Ученик, Учреждение, Лечение, Больной.
  • 14. Песня: Глухой = Картина: ? Хромой, Слепой, Художник, Рисунок, Больной.
  • 15. Нож: Сталь = Стол: ? Вилка, Дерево, Стул, Пища, Скатерть.
  • 16. Рыба: Сеть = Муха: ? Комар, Комната, Жужжать, Паутина.
  • 17. Птица: Гнездо = Человек: ? Люди, Птенец, Рабочий, Зверь, Дом.
  • 18. Хлеб: Пекарь = Дом: ? Вагон, Город, Жилище, Строитель, Дверь.
  • 19. Пальто: Пуговица = Ботинок: ? Портной, Магазин, Нога, Шнурок, Шляпа.
  • 20. Коса: Трава = Бритва: ? Сено, Волосы, Острая, Сталь, Инструмент.
  • 21. Нога: Сапог = Рука: ? Галоши, Кулак, Перчатка, Палец, Кисть.
  • 22. Вода: Жажда = Пища: ? Пить, Голод, Хлеб, Рот, Еда.
  • 23. Электричество: Проволока = Пар: ? Лампочка, Ток, Вода, Трубы.
  • 24. Паровоз: Вагоны = Конь: ? Поезд, Лошадь, Овёс, Телега, Конюшня.
  • 25. Алмаз: Редкий = Железо: ? Драгоценный, Железный, Твёрдый, Сталь, Обычный.
  • 26. Бежать: Стоять = Кричать: ? Молчать, Ползать, Шуметь, Звать, Плакать.
  • 27. Волк: Пасть = Птица: ? Воздух, Клюв, Соловей, Яйца, Пение.
  • 28. Растение: Семя = Птица: ? Зерно, Клюв, Соловей, Пение, Яйцо.
  • 29. Театр: Зритель = Библиотека: ? Актёр, Книги, Читатель, Библиотекарь, Любитель.
  • 30. Железо: Кузнец = Дерево: ? Пень, Пила, Столяр, Кора, Листья.
  • 31. Нога: Костыль = Глаза: ? Палка, Очки, Слезы, Зрение, Нос.
  • 32. Утро: Ночь = Зима: ? Мороз, День, Январь, Осень, Сани.

Таблица: ключ к тесту (вопросы 1–16)

Тестирование проводится для группы школьников или по одному. Группа должна быть небольшой: не более 10 – 15 человек. За партой или столом каждый ребёнок сидит сам.

Работа ведётся так:

  1. Руководитель раздаёт участникам бланки с заданиями, а на доске описывает или объясняет другим удобным способом, что нужно делать.
  2. Затем педагог оговаривает правила оформления теста. Важно чётко и доступно изложить все нюансы и желательно дополнить, что нельзя ставить на бланке лишние значки.
  3. После этого оговаривается время, отведённое на выполнение заданий, если оно ограничено. Обычно - 2–3 минуты. Есть ли ограничения, определяет психолог или педагог, проводящий тестирование, в соответствии с индивидуальными особенностями группы .
  4. Далее школьники отвечают на задания, после чего руководитель собирает бланки и приступает к анализу результатов.

Не все дети с одинаковой скоростью включаются в процесс. Если в коллективе есть медлительный ученик, нужно чаще подходить к нему во время выполнения заданий и при необходимости пояснять вопрос или просто подбадривать ребёнка. Но подсказывать запрещается!

Интерпретация результатов

Подсчёт результатов не занимает много времени. Правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов - 32.

Таблица: коридоры итоговых баллов

После анализа ответов детей психолог выдаёт рекомендации учителю и родителям по коррекции состояния ребёнка, предлагает индивидуальные программы развития внимание, усидчивости, логического мышления, умения анализировать и систематизировать информацию.

Для развития логического мышления рекомендуется привлекать ребёнка к интересным интеллектуальным занятиям, например, к игре в шахматы. Полезны также чтение книг с пересказом, решение логических математических заданий, некоторые компьютерные игры-стратегии.

«Простые аналогии» - один из самых объективных, точных и простых методов оценки мышления учеников начальной школы. Такое тестирование помогает педагогу установить проблемы в развитии и предложить варианты коррекции индивидуально для каждого тестируемого.

Одним из признаков зрелости мышления является умение устанавливать между понятиями логические связи. Оно формируется у человека постепенно, в том числе в процессе школьного обучения. Задача педагогов и психологов состоит в том, чтобы отслеживать становление мыслительных процессов ребёнка, с целью выявить отставание от возрастной нормы. Одним из тестов оценки способностей мыслить логически является методика «Сложные аналогии».

Суть методики

Тестирование «Сложные аналогии» является одним из распространённых способов исследования динамики умственной деятельности. Данная методика была разработана нашей соотечественницей Э. А. Коробковой - психологом, работавшим с детьми, имеющими проблемы в развитии интеллекта.

Тест направлен на изучение способностей ребёнка к построению логических умозаключений, абстрагированию и установлению связей между понятиями. Суть его состоит в том, чтобы обнаружить отношения между 20 парами понятий и типировать их в соответствии с предложенным ключом или «шифром».

Список понятий для тестирования по методу «Сложные аналогии»

  1. Испуг - бегство;
  2. Физика - наука;
  3. Правильно - верно;
  4. Грядка - огород;
  5. Пара - два;
  6. Слово - фраза;
  7. Бодрый - вялый;
  8. Свобода - воля;
  9. Страна - город;
  10. Похвала - брань;
  11. Месть - поджог;
  12. Десять - число;
  13. Плакать - реветь;
  14. Глава-роман;
  15. Покой - движение;
  16. Смелость - геройство;
  17. Прохлада - мороз;
  18. Обман - недоверие;
  19. Пение - искусство;
  20. Тумбочка - шкаф.

Шифр состоит из 6 пар слов, обозначающих понятия, соотносящиеся между собой по определённому принципу:

Шифр

  1. Овца - стадо (часть - целое);
  2. Малина - ягода (род - вид);
  3. Море - океан (маленькое - большое);
  4. Свет - темнота (антонимы);
  5. Отравление - смерть (причина - следствие);
  6. Враг - неприятель (синонимы).

При работе с детьми лучше всего проводить исследование в индивидуальном порядке или в небольших группах по 4–5 человек, поскольку разъяснение задание может потребовать пристального внимания экспериментатора к каждому из участников.

Тестирование рекомендуется проводить с детьми достигшими возраста 12–14 лет, а также старшеклассниками, верхней возрастной границы не предусмотрено. Данная методика может оказаться слишком сложной для детей более младшего возраста, т.к. их логическое мышление сформировано ещё в недостаточной степени, чтобы улавливать абстрактные связи между понятиями. Некоторые источники указывают на то, что с данным тестом не всегда хорошо справляются даже образованные взрослые, поэтому тестирование младшеклассников по этой программе не рекомендуется.

Проведение диагностики среди школьников (младших, средних, старших классов)

Для проведения тестирования потребуется:

  • бланк с заданием;
  • часы или секундомер;
  • протокол для фиксации объяснений испытуемого.

На первом этапе тестируемому предлагается «шифр» к заданию - 6 пар слов, объединённых определённым типом логической связи. Подростку нужно установить, какие отношению существуют между представленными понятиями. В случае затруднений, экспериментатор задаёт наводящие вопросы (именно поэтому рекомендуется производить тестирование индивидуально).

Если ребёнок в силу возраста или личностных особенностей не может установить связей, между предложенными понятиями, дальнейшее тестирование не имеет смысла. Следует, однако, сделать оговорку, что трудности с выполнением задания могут быть сопряжены не только с нарушениями мыслительных процессов, но и со стеснительностью ребёнка, когда ему сложно войти в контакт с экспериментатором, а также со снижением мотивации, когда тестируемый не хочет сотрудничать или ленится выполнять задание.

Убедившись, что испытуемый понимает логические связи между предложенными парами понятий, экспериментатор открывает вторую часть бланка с 20 парами слов, находящихся в тех же отношениях, что и слова из первого списка. Ребёнка просят установить эти отношения и обозначить их буквой, соответствующей типу логической связи или же просто указать пару слов из ключей, имеющих тот же вид связи.

Бланк заданий к методике

  • А. Овца - стадо;
  • Б. Малина - ягода;
  • В. Море - океан;
  • Г. Свет - темнота;
  • Д. Отравление - смерть;
  • Е. Враг - неприятель.
1. Испуг - бегство А Б В Г Д Е
2. Физика - наука А Б В Г Д Е
3. Правильно - верно А Б В Г Д Е
4. Грядка - огород А Б В Г Д Е
5. Пара- два А Б В Г Д Е
6. Слово - фраза А Б В Г Д Е
7. Бодрый - вялый А Б В Г Д Е
8. Свобода - воля А Б В Г Д Е
9. Страна - город А Б В Г Д Е
10. Похвала - брань А Б В Г Д Е
11. Месть - поджог А Б В Г Д Е
12. Десять - число А Б В Г Д Е
13. Плакать - реветь А Б В Г Д Е
14. Глава-роман А Б В Г Д Е
15. Покой - движение А Б В Г Д Е
16. Смелость - геройство А Б В Г Д Е
17. Прохлада - мороз А Б В Г Д Е
18. Обман - недоверие А Б В Г Д Е
19. Пение - искусство А Б В Г Д Е
20. Тумбочка - шкаф А Б В Г Д Е

Можно в качестве примера разобрать две первые пары слов совместно, но оставшуюся часть заданий школьник выполняет самостоятельно. На прохождение теста отводится 3–5 минут в зависимости от возраста учащихся.

По ходу тестирования экспериментатор заполняет протокол: в нём он фиксирует не только ответы испытуемого, но и логические выводы, которые позволили ему отнести ту или иную пару к определённой категории.

Протокол экспериментатора для тестирования по методу «Сложные аналогии»

Пара понятий Ответ испытуемого Комментарий
Испуг - бегство
Физика - наука
Правильно - верно
Грядка - огород
Пара- два
Слово - фраза
Бодрый - вялый
Свобода - воля
Страна - город
Похвала - брань
Месть - поджог
Десять - число
Плакать - реветь
Глава-роман
Покой - движение
Смелость - геройство
Прохлада - мороз
Обман - недоверие
Пение - искусство
Тумбочка - шкаф

Рассуждения тестируемого могут быть не менее полезны и показательны для оценки его логического мышления, чем сами ответы и их правильность. Обоснование выбора того или иного ответа позволяет выявить соскальзывания и растекаемость мышления, указывающие на его незрелость.

Интерпретация результатов

Экспериментатор подсчитывает количество правильных ответов: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.9 баллов - ход рассуждений логичен, но, возможно, испытуемый отвлекался в процессе тестирования;

  • 8 баллов - есть нарушения в выстраивании связей между явлениями (может быть, в силу отсутствия опыта работы с подобными заданиями);
  • 7 баллов - наблюдаются проблемы с логикой в установлении отношений, не вызывающих особых сложностей;
  • 6–5 баллов - испытуемому тяжело найти связи между неоднозначными парами (например, «ягода - малина»);
  • 4 балла - нарушение логики, «растекание» процессов мышления, связанных с установлением соответствий;
  • 3–2 балла - школьник понимает суть задания, но ошибается при сравнении, что говорит о соскальзывании умозаключений, то есть доля логичности в рассуждениях есть, но связь выстраивается ошибочно. Например, пара «враг - неприятель» может быть интерпретирована как отношения, происходящие во время войны - ход мысли в чём-то правильный, но задание выполняется по другому принципу.
  • 1 балл - испытуемый обладает растекаемостью мышления, его аргументы нелогичны, аналогии воспринимаются ложно, налицо неумение строить логические связи.
  • Методика «Сложные аналогии» является распространённым способом исследования мышления. Однако, некоторые критики отмечают, что она довольно сложна - даже взрослые образованные люди без нарушений мыслительной деятельности не всегда выполняют её правильно на 100%. Поэтому, если школьник показывает низкие результаты, это не может интерпретироваться как диагноз об умственном отставании, но должно стать поводом к проведению дальнейшего обследования. Окончательные выводы и рекомендации по прохождению коррекционной программы обучения должны быть сделаны специалистом в области возрастной психологии.