Описание воробья. Воробьи зимой, конспект занятия по ознакомлению с природой Описание воробья для детей дошкольного возраста

Раиса Ефимова

ЦЕЛЬ РАБОТЫ : расширить и углубить знания детей о домовых воробьях .

ЗАДАЧИ :

1. Познакомить

С историей происхождения домового воробья ;

С присущими ему особенностями;

С образом жизни;

С особенностями внешнего строения;

2. Развивать наблюдательность.

3. Развивать любознательность.

4. Воспитывать заботливое отношение к птицам, бережное отношение к природе.

1. История происхождения домового воробья .

Сегодня трудно себе представить, что домовый воробей не жил

вблизи людей. Когда - то воробьи селились в сухих районах и гнездились

на скалах и в боярышнике. Близ людских поселений стал появляться только

в восьмом веке до нашей эры. Тогда он стал клевать рассыпанное зерно и

сменил места гнездований на скалах и в чащах на крыши домов и другие

места, созданные людьми. С ростом урожайности зерновых росла и

численность воробьев . В 18 веке домовые воробьи расселились по всей

территории Центральной Европы. С середины 19 века они

распространились в большей части регионов Северной и Южной Америки,

на юге Африки, в Новой Зеландии и на многих других островах, где стали

причиной гибели первоначально обитавших в этих местах птиц, которые

питались зерном. В наше время популяция воробьев составляет 500

миллионов особей. - самая многочисленная и наиболее

распространенная птица в мире.

Воробей неприхотлив . Первой его пищей были семена.

ест их и теперь, но кроме этого он привык к корму, который получает

от людей – хлебным крошкам, частичкам овощей. Он склевывает

почки с фруктовых деревьев, а иногда ест и семена зерновых

культур. Распространиться домовому воробью помогло его умение

приспосабливаться к любым условия. Когда лошадей, работавших в

поле, заменили тракторы, воробьи лишились важного источника

питания. Ведь они привыкли выклевывать из конского навоза

непереваренные зерна овса.

Однако скоро они нашли новый источник пищи – стали

выклевывать семена из земли во время сева. В период гнездования

воробьи «отрабатывают» часть нанесенного ущерба : птицам

приносят, не зерно, а мелких насекомых, в основном тлю.


Описание.

Воробьи , род птиц семейства ткачиковых. 18 видов : домовый

воробей , черногрудый воробей , саксаульный воробей , полевой

воробей , пустынный воробей , рыжий воробей .

Внешний вид :

Длина 13 – 15 см, масса 25 – 40 грамм.

Оперение самки менее контрастно,чем самца. Самец отличается от самки

наличием большого черного пятна, охватывающего подбородок, горло, зоб и

верхнюю часть груди, а так же темно – серым (а не темно – бурым) верхом

головы. У самки голова и горло серые, а над глазом имеется бледная серо –

желтая полоса.

Привычки : очень дружелюбны.

Звуки : типичные, живые и ритмичные «чик – чирик» .

Период гнездования : апрель – август.

Кладка : 2 – 3 раза в год.

Высиживание : 11 – 14 дней.

Птенцы становятся на крыло через 13 – 15 дней.

Продолжительность жизни : на воле максимум 10 лет.

Размножение.

Место для гнезда воробей выбирает под крышами, в стогах или в грудах веток.

Если воробей не находит подходящего для гнезда места, то устраивает его в

кустах или кронах деревьев, на обрывах или в стенах строений. Воробей очень

дружелюбен, за исключением периода гнездования.

Свою обитель он яростно защищает от других птиц.

Иногда он занимает гнезда городских или береговых ласточек.

Самец не принимает участия в насиживании яиц, зато усилено помогает в

кормлении птенцов, когда те покидают гнездо. Родители приносят детенышам

маленьких насекомых, в основном тлю. Только позже птенцы сами начинают

собирать семена и почки.

Наблюдение за воробьем .

Выражение «воробьиное гнездо » является синонимом беспорядка. В гнездах

этих птиц можно обнаружить различный мусор : кусочки бумаги, лоскутики и

множество перьев.

Воробьи одними из первых научились пробивать клювом крышки на

бутылках с молоком и сливками, чтобы полакомиться этими продуктами.

Это очень любопытная, но в то, же время, осторожная птица.

Воробьи всеядны , но зимой нередко голодают. Зимой день короток, и

бывает его недостаточно, чтобы наесться досыта. Особенно трудно находить

корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходиться

птицам, когда деревья покрыты изморозью, так как невозможно добраться до

спрятавшихся насекомых и почек. В такую погоду много птиц погибает от

голода, не дожив до весны. Поэтому птиц повсеместно необходимо

подкармливать. Если птицы в каком – то месте находят корм постоянно, то и

летом они будут прилетать сюда и очищать растения от насекомых -

вредителей.

Я не забываю каждый день насыпать корм в птичью кормушку. В

мою птичью столовую прилетают не только воробьи , но синички. Ведь птицы

могут пережить надвигающийся холод, если будут сыты. Птиц надо

подкармливать – они не останутся в долгу!


Литература

Мариниченко О. В., Елкина Н. В. «Учим детей, наблюдать и рассказывать» 2002 г.

Энциклопедия «В мире дикой природы» 2007г.

Сухарев Ю. Ф. «В мире природы» 1998 г.

1. Цели, задачи.

2. История происхождения домового воробья .

3. Питание воробья .

4. Описание.

5. Размножение. Наблюдение.

6. Охрана птиц.

Елена Бахтина
Картотека подвижных игр «Веселые воробушки» для детей младшего дошкольного возраста

Воробушки и автомобиль

Задачи: Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Описание: Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя "Полетели, воробушки, на дорожку" дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками. По сигналу воспитателя "Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!" автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.

Правила: 1. Автомобиль выезжает только после сигнала. 2. Дети должны бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Варианты: для усложнения можно добавить еще один автомобиль.

Птички в гнёздышке

Задачи: Игра тренирует память, внимание, развивает быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Описание: Нарисовать на земле несколько кругов или разложить обручи - это гнёздышки. По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны, приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.

Взрослый произносит слова:

Вот летели птички, птички невелички.

Все летали, все летали - крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чише.

Вот так, вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

По сигналу: "Летите домой в гнёздышки! " дети возвращаются в "гнёздышки".

Правила: 1. Напомнить детям, что «птички» «улетают» в свой дом в прямом направлении, не толкая, при беге друг друга.

Варианты: Затем можно усложнить задание: нужно вернуться именно в то гнёздышко, из которого "вылетел".

«Лисица и птички»

Задачи: учит детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Инвентарь: маска лисы, цветной шнур (длина шнура 4-5 м, елка.

Описание: На игровой площадке выбирается место, где прячется лиса. Одного ребенка педагог назначает на роль лисицы, надевает на него маску. Лисица прячется. Дети встают врассыпную- это птички. На расстоянии 3-3,5 м от места, где спряталась лиса, обозначается линия (цветным шнуром, цветной водой или флажками, кеглями) - это домик для птичек. Педагог произносит:

Вылетайте, птички,

Птички-невелички,

Снегири и синички.

Летайте, летайте!

Ягоды и зернышки

Со снега подбирайте!

Дети - «птички» летают по игровой площадке - бегают, взмахивая руками, присаживаются на корточки - клюют ягоды и зернышки. После слов педагога:

Ой, лиса бежит, беда,

Улетайте по домам!

Ребенок - «лиса» выбегает из убежища и догоняет «птичек», которые улетают-убегают в свой домик, за линию. Того ребенка - «птичку», до кого «лиса» дотронется рукой, она уводит в свой дом - в убежище. После двух повторений игры педагог назначает нового водящего.

Правила: 1. Напомнить детям, что «птички» «улетают» в свой дом в прямом направлении, не толкая, при беге друг друга. 2. Можно менять водящего при каждом повторении, тогда новым водящим-«лисой» становится оставленный в предыдущей игре ребенок.

«Воробушки - шалунишки»

Задачи: учит детей ходить по кругу и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

Описание: Воспитатель: Ребята сегодня мы поиграем, вы будете маленькими воробышками, а я мама воробьиха. (Воспитатель одевает маску воробья)

Мама воробьиха зовет своих детей:

Ко мне мои воробышки, летите поскорей!

Сегодня начинаем учиться мы летать!

Скорее вкруг вставайте и будем начинать!

Построение вкруг, ходьба с характерными движениями рук - "помахивание крылышками" Мама воробьиха показывает движение и отходит в сторону.

Воспитатель: Уснула мама воробьиха, а воробышкам этого и надо, расправили крылышки и разлетелись кто куда. (бег в рассыпную)

Воробьиха просыпается:

чик-чирик, чик- чирик

Что за шум! что за крик!

В круг скорее становитесь

И опять летать учитесь. (игра повторяется)

Задремала всего на минутку,

А воробушки расшумелись не на шутку,

Буду строго, я теперь следить за вами, чтоб послушными росли воробьями!

Правила: 1. Бегать начинают после того как заснет воробьиха. 2. Бегать не наталкиваясь друг на друга.

"Птичка и кошка"

Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

Описание: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.

Правила: 1. Кошка ловит птичек только в кругу. 2. Кошка может касаться птичек, но не хватать их.

Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.

"Собака и воробьи"

Задачи: Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Имитировать движенья воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.

Описание:

Скок поскок (прыгаем на двух ногах)

Скок поскок.

Скачет, скачет воробей

Кличет маленьких детей

Чив, Чив, чив

Киньте крошек воробью

Я вам песенку спою

Чик-чирик!

Вдруг собачка прибежала,

Воробушек распугала. (разбежались в разные стороны взмахивая руками)

Правила: 1. Собачку выбирают и одевают маску. 2. Собачка выскакивает только после сигнала.

«Птичка»

Задачи: развивать внимание, умение быстро бегать.

Описание: Дети сидят на стульчиках или на коврике, один ребенок изображает птичку, он сидит на корточках впереди всех.

Взрослый поет:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Посиди не улетай.

Улетела – ай!

После слов «Улетела – ай!» ребенок – «птичка» улетает, т. е. убегает, махая руками, как крыльями, и прячется. Взрослый предлагает детям найти «птичку». Все бегут, находят «птичку» и приводят к взрослому, после чего игра повторяется.

Правила: 1. Дети не толкают и не хватают «птичку», а держат за руку. 2. С каждой игрой «птичка» меняется.

Картотека опытов и экспериментов для детей раннего и младшего дошкольного возраста Картотека опытов и экспериментов для детей раннего и младшего дошкольного возраста В детском саду мы уделяем много внимания детскому.

Картотека гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста КАРТОТЕКА БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. СЕНТЯБРЬ 1-2 НЕДЕЛЯ «Воробышки» Содержание упражнения Дозировка.

Картотека хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста «Ай-да березка» Мы вокруг березки встанем в хоровод. Радостно и звонко каждый запоет. Припев: Ай, да березка, белый ствол! Зеленей, зеленей.

Подборка игр по теме «Транспорт». Младший дошкольный возраст. Игра 1 «Что я вижу». Представление о геометрических формах; обобщение предметов.

Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет) «В гости к пальчику» В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому (выставить вверх большой палец) Указательный и средний, Безымянный.

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста. №1 «Кот и мыши» Кот – инструктор, мыши – дети. Кот «живет» в своем домике (обруч, мыши «живут» в своих домиках (скамейки). Домики находятся.

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста «У медведя во бору» На одной стороне площадки (зала) - берлога медведя (круг, на другой (за чертой) - дом детей. Они выходят из дома и.

Консультация для родителей «Пальчиковые веселые игры для детей младшего дошкольного возраста» Уважаемые родители! Мне хочется предложить несколько пальчиковых игр, которые легко запоминаются. их можно провести и дома, и на улице и.

Использование подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста Использование подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя.

Библиотека изображений:

Подвижная игра "Воробушки-пташки" для детей от 1,5 до 3-х лет

Перед началом игры поговорите с малышами, оживите в их памяти знания о птицах, за поведением которых они наблюдали на прогулке. Спросите, каких птичек они кормили крошками. Если дети затрудняются с ответом, подскажите им.

«Вы на дорожку насыпали зёрнышки и крошки. Птички-воробушки прилетели, крошки склевали, деткам «спасибо» сказали. Как птички «спасибо» вам сказали?»

«А потом птички улетели и спрятались в кустики».

Дети слушают вопросы воспитателя, принимают активное участие в диалоге, показывают своё умение.

«Я смотрю на вас, вы все похожи на маленьких птичек. Покажите, как птички летают? А как они песенки поют и друг с другом разговаривают?»

Поют они всегда только одну и ту же песенку: «Чик-чирик, чик-чирик», а разговаривают по-другому: «Чик-чик-чик, чирик-чирик!»

Такое начало настраивает малышей на игру.

Дети-«воробушки» занимают свои «домики». Это могут быть обручи или же скамейки с ножками из широких брусков, высотой не более 10 см., расположенные на одной из сторон зала (площадки). Между домиками должно быть расстояние не менее 40 см.

Прочитайте следующие строки:

«Воробушки-пташки,

Серые рубашки,

Вместе с солнышком встают,

Громко песенку поют:

«Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик!»

Дети подражают воробьям, поют птичью песенку.

Птички дружно живут,

Стайкой летают,

Зёрнышки собирают.»

«Воробушки» «вылетают» из своих «домиков».

Сделайте пояснения для ребят: «Воробушки спели песенку и полетели гулять. Они летали, летали, сели на дорожку, нашли зёрнышки и начали клевать».

Неожиданно из гаража «выехала» большая машина. (Роль машины исполняет второй взрослый.) Она громко сигналит: «Би-би-би! С дороги уходи!»

По сигналу «воробушки» «улетают» и прячутся в «домике». (Дети встают на скамейку.) Сидят «птички» тихо и смотрят, куда поедет машина. Машина проехала по дорожке и возвратилась в гараж.

«Воробушкам стало весело, они песенку поют, друг с другом разговаривают: «Чик-чирик, чик-чирик». Песенку спели и гулять полетели. Воробушки могут не только зёрнышки клевать, но и пить водичку, чистить пёрышки, греть на солнце свои носики, но, как только появляется машина, они снова улетают».

В конце игры «воробушки» «летят» в свои «домики». Они устали, день прошёл, солнышко уснуло, и птичкам тоже надо отдохнуть!

Играя, малыши учатся выполнять элементарные правила игры, переключать зрительное внимание. Следует поощрять их самостоятельные действия.

Примечание

Малыши в игре подражают всему, что они видят. Покажите детям птичек во время прогулки, на улице. Интересно послушать, как громко «разговаривают» (чирикают) воробьи, когда их стайка сидит на кустиках.

Расскажите малышам, о чём они «беседуют».

«Птичкам весело, они радуются солнышку!»

Бросьте им крошки и понаблюдайте, как они клюют.

Понаблюдайте вместе с детьми, как воробушки чистят пёрышки, отряхивают пыль с хвостика, расправляют крылышки.

При повторении игры меняйте условия, придумывайте новые действия, знакомые движения усложняйте. От машины дети-«воробушки» не «улетают» в «домики», а прячутся в «кустике» (это может быть другая скамейка), «перелетают с веточки на веточку».

Подскажите ребятам, как это сделать: нужно сойти со скамейки и встать на противоположный её конец. Если домиками являются обручи и дети переходят из обруча в обруч, значит обручей должно быть больше, чем играющих. Сидят дети-«воробушки» на кустике и рассказывают друг другу, какие они быстрые: с дорожки улетели, на кустик сели. «Чик-чирик! Чик-чирик!»

Из гаража может «выехать» и большая грузовая машина (ведёт её воспитатель), и маленькая, легковая (шофёром может быть кто-нибудь из детей).

Такое руководство игрой способствует развитию у малышей воображения.

Цели:

Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года. Закрепить знания о зиме.Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать. Ввести в словарь детей слова: стая, чирикать, нахохлиться. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Закрепить навыки аккуратного наклеивания. Развивать связную речь, мелкую моторику пальцев рук, ловкость. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животному миру.

Оборудование:

Фотография воробья, фигурка птицы, запись пения воробья, зерна, крупа, хлебные крошки, кормушки; для конструирования – заготовка из коричневого картона в форме птицы, вырезанные из бумаги крылья, глаза; клей, кисточки, подкладные листы, салфетки.

Предварительная работа:

Развешивание кормушек, кормление птиц, наблюдение за воробьями.

Воробей

Воробей

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас в гостях маленькая птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, нужно отгадать загадку.

Загадка о воробье

Коротка моя песенка, вот:
Чик-чирик!
Другой никакой я не знаю.
Зимовать не улетаю,
А под крышей обитаю.
Увидев добычу, я вмиг
С крыши за нею слетаю.
Прыг-скок! Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый …
(воробей)

Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это воробей. А вот и сам воробей. (Из домика достается фигурка воробья, включается запись воробьиного чириканья). Что же рассказывает нам воробей? Ах, вот оно что!

Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода? (Ответы детей на вопросы). А вот наш воробышек рассказывает, что у птиц нет теплых шубок и шапочек. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Поэтому, ребята, птицам зимой очень холодно.

Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат.
- В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду.
- В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться.

Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни воробьи садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание).

Подвижная игра «Тепло, холодно»

А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно».
Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом. (Проводится подвижная игра).

Ребятки, взгляните за окошко.

Загадка о кормушке для птиц

В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая,
Для птиц столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.

Что это? (Ответы детей). Это кормушка. Для чего мы ее повесили? (Ответы детей). Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей). Вот и устроили мы с вами кормушку для птиц, чтобы помочь им пережить холодное время года. А что мы насыпаем в кормушку, чем питаются птицы? (Ответы детей).
Вот пойдем мы с вами сегодня гулять и насыплем в кормушки хлебных крошек, крупы, зернышек, семечек.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
«Спасибо вам великое».

А сейчас давайте сделаем вот такого воробья из бумаги сами. (Показ готовой поделки). А чтобы приготовить к работе наши пальчики, поиграем с ними немного.

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).

Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе. Приклейте своему воробью глазки по одному с каждой стороны головы. А затем приклейте крылья, тоже по одному с каждой стороны птичьего туловища. (Дети выполняют работу под музыку из пьесы А. Рубаха «Воробей». После окончания работы предлагается обыграть поделку).