Прогрессивные черты строения опорно двигательной системы птиц. Птицы. Выделительная система птиц

Птица может летать не только потому, что у нее есть крылья. Приспособлены к полету и внутреннее строение организма птицы, и процессы его жизнеде-ятельности. Какие особенности внутреннего строения помогают птицам покорять воздушное пространство?

Опорно-двигательная система птицы, как и у всех позвоночных, об-разована скелетом и прикрепленными к нему мышцами.

Скелет птицы (рис. 43.1) состоит из шести отделов: черепа, позвоночника, скелетов передних конечностей (крыльев) и задних конечностей (ног), а также поясов передних и задних конечностей. Скелет у птицы легкий: все его кости тонкие, а большинство из них — полые (рис. 43.2). У го-лубя кости черепа чуть толще бумажного листа. У птиц нет челюстей (их заменяет легкий роговой клюв) и зубов.

Позвоночник состоит из шейного, грудного, поясничного, крестцо-вого и хвостового отделов. Из-за почти неподвижного соединения по-звонков в грудном, поясничном и крестцовом отделах птица не может наклоняться, как это делаем мы. Однако этот «недостаток» у нее ком-пенсирован подвижным соединением позвонков в шейном отделе. Поэтому голубь, сгибая шею, ловко собирает клювом зерно, а сова может поворачивать голову на 270°. Ограниченная подвижность позво-ночника — важное приспособление птицы к полету: в воздухе она при-дает телу компактность.

Каково строение грудной клетки птицы? Ребра, отходящие от по-звонков грудного отдела, подвижно соединены с большой грудной ко-стью (грудиной). Каждое ребро состоит из двух частей, расположенных под углом друг к другу и соединенных между собой полуподвижно. Такая конструкция позволяет грудной клетке расширяться и сужаться во время вдоха и выдоха. У ребер есть отростки, придающие грудной клетке дополнительную прочность. Она не только надежно защищает легкие и сердце: вырост грудины (киль) является местом прикрепления основных мышц, обеспечивающих движение крыльев.

Ключицы голубя, срастаясь нижними концами, образуют вилочку. Она смягчает толчки при взмахе крыльев. Скелет передних конечно-стей, как и у всех позвоночных, заканчивается кистью. Ее кости частич-но срастаются, создавая опору для длинных маховых перьев, испытывающих в полете наибольшие нагруз-ки. Срастаются и кости стопы, образуя цевку. Она удлиняет ноги и смягчает толчок при приземлении. Ходят птицы на пальцах. Материал с сайта

Кости таза у птиц не срастаются. Они могут ши-роко расходиться в стороны, поэтому птицы могут откладывать большие, покрытые твердой скорлупой яйца.

Мышцы птицы. Самые мощные мышцы у птиц — грудные, они опускают и поднимают крылья. Одним кон-цом эти мышцы прикреплены к килю, а другим — к плечу. Благодаря развитым мышцам ног птицы не только перемещаются по земле или плавают — ногами они отталкиваются от поверхности при взлете. Межреберные мышцы поднимают и опускают грудную клетку.

Вы замечали, что в мышцах птицы есть светлые (белые) и темные (красные) волокна? Белые волокна приспособлены к интенсивной, но короткой работе, например при взлете, а красные — к длительному раз-меренному полету. Эти почти неутомимые мышцы работают во время длительных перелетов.

Урок №5.

Тема: Эволюция опорно-двигательного аппарата у животных.

Класс: 7 Б

Цели:

    Изучить особенности опорно-двигательной системы млекопитающих.

    Изучить усложнение опорно-двигательной системы в ходе эволюции.

Задачи:

образовательные:

    Изучить строение и функции опорно-двигательной системы млекопитающих.

    Изучить строение и функции опорно-двигательной системы в ходе эволюции.

    Выяснить черты усложнения у представителей опорно-двигательной системы разных таксонов.

развивающие:

    Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

    Развитие умения работы с книгой и таблицами.

воспитательные:

    Провести обобщение комплекса знаний о эволюции опорно-двигательной системы.

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод: наглядно-иллюстративный.

Форма: групповая.

Должен знать после урока:

    Строение и функции опорно-двигательной системы начиная от одноклеточных и кончая хордовыми.

    Черты усложнения строения опорно-двигательной системы у представителей разных таксонов.

Ход урока:

Организационное начало:

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь! Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите тему нашего урока: «Эволюция опорно-двигательной системы».

Изучение нового материала:

Учитель: В течении длительного эволюционного пути животные осваивали новые территории, виды пищи, постоянно приспосабливались к условиям окружающей среды. Для того, чтобы выжить, животным надо было искать пищу, лучше прятаться или защищаться от врагов, перемещаться быстрее. Изменяясь вместе с организмом, опорно-двигательная система должна была обеспечить все эти эволюционные изменения.

Как вы думаете, какие животные являются самыми приметивными?

Ученик: Самыми примитивными являются корненожки, у которых нет опорной системы, двигаются медленно, перетекая с помощью ложноножек, при этом постоянно меняют форму.

Учитель: Впервые скорость движения изменяется у жгутиконосцев и инфузорий. Ребята, вы должны помнить, у каких животных сформировался наружный скелет?

Ученик: Наружный скелет сформировался у ракообразных, паукообразных и насекомых. Он представлен хитиновой кутикулой, хитиновым панцирем, который пропитан известью. К данному покрову прикрепляются мышцы, что позволяет передвигаться этим животным довольно быстро. В настоящее время членистоногие являются самым распространенным типом животных.

Учитель: А какие недостатки имеет такой скелет?

Ученик: Надо отметить, что наружный скелет имеет и свои недостатки: он не растет вместе с животным, и во время роста необходимо несколько раз линять животному, при этом животное становится совершенно беззащитным и становится легкой добычей для врагов.

Учитель: Ребята, давайте запишем в таблицу сведения, которые мы с вами проговорили:

Учитель: Ребята, на ряду с наружным имеется внутренний скелет. Скажите, пожалуйста, какими достоинствами обладает внутренний скелет?

Ученик: Внутренний скелет лишен таких недостатков - он растет вместе с животным и позволяет еще более специализировать отдельные мышцы и их группы, достигая при этом рекордных скоростей перемещения тела. У всех хордовых внутренний скелет.

Учитель: Скелет большинства позвоночных животных образован костями, хрящами, сухожилиями. Кости скелета могут соединяться либо неподвижно - срастаясь, либо подвижно - с помощью сустава. Мышцы к костям прикрепляются таким образом, что кости приводятся в движение. В скелете различают следующие части:

Осевой скелет;

Скелет конечностей;

Скелет черепа.

У рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих хорошо развит позвоночник, который состоит из позвонков. Каждый позвонок состоит из тела, верхних и нижних дуг. Концы срастаются и образуют канал, в котором располагается спинной мозг. Хорда сохраняется на протяжении всей жизни у белуги и осетра.

Ребята, из каких частей состоит позвоночник у рыб?

Ученик: Позвоночник у рыб состоит из туловищного и хвостового отделов.

Позвоночник образован двояковогнутыми позвонками, между которыми сохраняются остатки хорды. Позвонки туловищного отдела имеют верхнюю дугу и верхний отросток, снизу к ним причленяются ребра. В хвостовом отделе позвонки имеют верхнюю, нижнюю дуги и остистые отростки.

Череп состоит из мозгового и лицевого отделов. Лицевой отдел представлен челюстями, подъязычной дугой и жаберным аппаратом.

Скелет плавников представлен костными лучами, пояс передних конечностей соединен с черепом,. Кроме парных плавников - грудных и брюшных, имеются непарные плавники - спинной и анальный.

Учитель: Ребята, давайте запишем то, что мы сейчас с вами сказали.

Систематическая группа

Отд. Скелета

Отделы скелета

Кости образующие скелет

Надкласс: Рыбы

Мозговоговой отдел

Состоит из множества костей сросшихся не подвижно.

лицевой отдел

Представлен челюстями, подъязычной дугой и жаберным аппаратом.

Позвоночник

Туловищный отдел

Хвостовой отдел

Скелет своб. конечн.

Непарные плавники (спинной, хвостовой, анальный)

Представлен лучевыми костями. В нутрии тела имеются кости-подпорки.

Парные плавники (грудной и брюшной)

Представлен костными лучами.

Пояса конечностей

Пояс передних конечностей

Пояс передних конечностей соединен с черепом. И к тому и другому поясу по средствам мелких костей прикрепляются грудные и брюшные плавники.

Пояс задних конечностей

А как вы думаете, какие основные особенности скелета у земноводных?

Ученик: У земноводных в связи с водно-наземным образом жизни осевой скелет усложнился и представлен шейным отделом, состоящим из одного позвонка, туловищного - из семи позвонков с ребрами, которые оканчиваются свободно. Крестцовый отдел состоит из одного позвонка, к нему прикреплены кости таза. Хвостатые амфибии имеют несколько позвонков в хвостовом отделе. Череп подвижно сочленяется с шейным позвонком.

Мускулатура утрачивает метамерное строение, представлена множеством отдельных мышц.

Скелет лягушки, как и у всех позвоночных животных, разделяют на четыре отдела: осевой скелет, скелет черепа, скелет конечностей и скелет поясов конечностей.

Осевой скелет представлен позвоночником, у которого в дополнение к туловищному и хвостовому отделам, свойственным рыбам, появились шейный и крестцовый отделы.

Череп лягушки подвижно сочленяется с единственным шейным позвонком, что обеспечивает движение головы в вертикальной плоскости (в горизонтальной плоскости голова двигаться не может).

Число позвонков туловищного отдела у лягушки – семь . Ребер у лягушки нет, но у хвостатых земноводных на позвонках туловищного отдела развиваются короткие верхние ребра, а у безногих - настоящие ребра.

Крестцовый отдел включает в себя один позвонок, несущий на себе длинные поперечные отростки, к которым причленяются подвздошные кости таза.

Хвостовой отдел лягушки оканчивается хвостовой костью - уростилем - косточкой, которая представляет собой несколько позвонков, слившихся в процессе эмбрионального развития.

Передние конечности четырехпалые (первый палец редуцирован), состоят из трех отделов: плечо - плечевая кость, предплечье - сросшиеся лучевая и локтевая кости и кисть , представленная косточками запястья, пясти и фалангами пальцев.

Задние конечности состоят из трех отделов: бедра , голени и стопы . Бедро состоит из бедренной кости, голень - из сросшихся большой и малой берцовых костей, стопа - из костей предплюсны, плюсны и фаланг пальцев .

Плечевой пояс лягушки широким полукольцом опоясывает тело и закрепляется в мускулатуре. Он представлен несколькими парными костями: лопатками, заканчивающимися широкими надлопаточными хрящами, вороньими костями и ключицами, а также одной непарной костью - грудиной.

Тазовый пояс состоит из трех парных, сросшихся в связи с большими нагрузками костей: подвздошных, лобковых и седалищных. С помощью подвздошных костей тазовый пояс прикреплен к поперечным отросткам крестцового позвонка.

Учитель: Ребята, с помощью заполните, пожалуйста, вашу табличку.

Систематическая группа

Отд. Скелета

Отделы скелета

Кости образующие скелет

Класс: Земноводные

Мозговой отдел

Лицевой отдел

Количество костей меньше, так как нет жаберных крышек.

Позвоночник

Шейный отдел (1 позв.)

Туловищный отдел (7 позв.)

Кресцовый отдел (1 позв.)

Хвостовой отдел

Образованы позвонками разного строения. К туловищным позвонкам прикреплены (ложные) ребра.

Скелет своб. конечн.

Передние конечности

Задние конечности

Пояса конечностей

Пояс передних конечностей

Пояс задних конечностей

А теперь, давайте разберемся, какие особенности имеет опорно-двигательная система пресмыкающихся. Я слушаю ваши ответы.

Ученики: Позвоночник пресмыкающихся имеет пять отделов: шейный; грудной; поясничный; крестцовый; хвостовой.

В шейном отделе позвонки соединены подвижно. Они обеспечивают подвижность головы - необходимое условие существования на земле. Грудные и поясничные позвонки несут ребра. У некоторых ребра соединяются с грудиной, образуя грудную клетку, обеспечивает защиту органам и лучшее поступление воздуха в легкие. Крестцовый отдел состоит из двух позвонков. Хорошо развит хвостовой отдел. У змей все отделы позвоночника несут ребра, кроме хвостового. Надо отметить, что ребра заканчиваются свободно, что позволяет им заглатывать крупную пищу.

Учитель: С помощью учебника, запишите, пожалуйста перечисленные особенности в табличку.

Систематическая группа

Отд. Скелета

Отделы скелета

Кости образующие скелет

Класс: Пресмыкающиеся

Отличий нет

Отличий нет

Позвоночник

Шейный отдел (более 1-го позв.)

Грудной отдел

Поясничный отдел Кресцовый отдел (2 позв.)

Хвостовой отдел

Образованы позвонками разного строения. К туловищным позвонкам прикреплены ребра.

Скелет своб. конечн.

Передние конечности

Плечо (плечевая кось), предплечье (лучевая и логтевая кости), кисть (запястье, пясть и 4-е фаланги пальцев).

Задние конечности (Отличий от земноводных нет)

Бедро (бедренная кость), голень (большая и малая берцовая кости), стопа (предплюсна, плюсна и 5-и фаланг пальцев)

Пояса конечностей

Пояс передних конечностей

(Отличий от земноводных нет)

Лопатки, к которым прикрепляются кости передних конечностей.

Пояс задних конечностей

(Отличий от земноводных нет)

Состоит из 3-х парных сросшихся костей (подвздошных, лобковых и седалищных)

Давайте разберемся, а в чем же усложнение опорно-двигательного аппарата у птиц?

Ученики: Позвоночник птиц имеет пять отделов, как и у пресмыкающихся. В шейном отделе от 9 до 25 позвонков, соединенных подвижно. Сросшиеся грудные позвонки и ребра, соединенные с грудиной, образуют грудную клетку. Грудина многих птиц имеет особый выступ - киль. К килю прикрепляются мышцы, активно работающие при полете. Конечный грудной, поясничный, крестцовый и первый хвостовой позвонки срослись, создав мощный крестец, служащий для опоры задних конечностей, что повышает прочность скелета - приспособленность к полету. Кости птиц легкие, многие из них полые внутри.

Несмотря на некоторые различия, скелет выполняет сходные функции:

опора тела;

защита внутренних органов;

перемещение тела в пространстве.

Но в то же время скелет легок и прочен из-за тонкости костей и их пневматичности.

Мозговой отдел черепа крупный, сочленяется с позвоночником одним мыщелком, как и у рептилий.

В лицевом отделе огромные глазницы и вытянутые челюсти, видоизмененные в клюв.

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки . Позвоночник включает пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. Для шейных позвонков характерны седловидные суставы, что обеспечивает большую подвижность шеи (у сов угол поворота головы достигает 270 градусов).

Задние грудные, поясничные, 2 крестцовых и передние хвостовые срослись в сложный крестец.

Средние хвостовые остались свободными, последние слились, образовав копчиковую кость.

Грудная клетка образована ребрами, состоящими из двух косточек, соединенных суставом под углом друг к другу. Благодаря такому строению ребер, грудина может приближаться и отодвигаться по отношению к позвоночнику во время дыхательных движений.

На верхней части ребер находятся плоские выросты, накладывающиеся на задние ребра, что увеличивает прочность грудной клетки.

У большинства птиц на грудине имеется киль, к которому прикрепляются грудные мышцы, приводящие в движение крылья.

Передние конечности состоят из плечевой кости, предплечье представлено локтевой и лучевой костью, кисть состоит из сросшихся косточек запястья и пясти, образующих общую кость - пряжку , и трех пальцев: второго, третьего и четвертого.

Таз птиц открытый , седалищные и лобковые кости не срастаются, связано это с откладыванием крупных яиц.

В связи с тем, что основная нагрузка при ходьбе приходится на задние конечности, тазовые кости массивные, прочно срастаются с задними грудными, поясничными, крестцовыми позвонками, а также с частью хвостовых позвонков, образуя сложный крестец.

Учитель: Молодцы ребята, давайте заполним оставшиеся графы таблицы с помощью вашего учебника.

Систематическая группа

Отд. Скелета

Отделы скелета

Кости образующие скелет

Класс: Птицы

Лицевой отдел

Мозговой отдел

Образован сросшимися между собой костями. Имеются огромные глазницы и роговый клюв без зубов.

Позвоночник

Шейный отдел (от 9 до 25 позвонков)

Грудной отдел

Поясничный отдел

Кресцовый отдел

Хвостовой отдел

Образованы позвонками разного строения. К туловищным позвонкам прикреплены ребра, которые срастаются с грудиной, а она образует киль, к которому прикрепляются мышцы. У птиц задние грудные, поясничные, 2 крестцовых и передние хвостовые срослись в сложный крестец.

Скелет своб. конечн.

Передние конечности

Задние конечности

Бедро (бедренная кость), голень (большая берцовая кость), появляется цевка (сросшиеся кости предплюсны и плюны) и с 1 по 4-ю фаланги пальцев.

Пояса конечностей

Пояс передних конечностей

Лопатки и ключицы срослись и образовали вилочку.

Пояс задних конечностей

Тазовые кости срослись и приросли к пояснично-кресцовому отделу позвоночника.

Учитель: Теперь ребята давайте посмотрим на скелет млекопитающих и так же опишем его:

Систематическая группа

Отд. Скелета

Отделы скелета

Кости образующие скелет

Класс: Птицы

Лицевой отдел

Мозговой отдел

Имеются подвижная нижнечелюстная кость. Образован сросшимися между собой костями.

Позвоночник

Шейный отдел (7 позв.)

Грудной отдел (От 9 до 24 позв.)

Поясничный отдел (От 2 до 9-и позв.)

Кресцовый отдел (3–4 позв.)

Хвостовой отдел

Образованы позвонками разного строения. К туловищным позвонкам прикреплены ребра, которые срастаются с грудиной, ниже имеются ложные ребра. Кресцовые позвонки срастаются между собой образуя крестец.

Скелет своб. конечн.

Передние конечности

(Как у пресмыкающихся)

Плечо (плечевая кось), предплечье (лучевая и логтевая кости), кисть видоизменяется. Происходит редукция костей и остается 1-а фаланга.

Задние конечности

Птицы - это животные, которые не только перемещаются по земле, но и поднялись в воздух, парят в небе. Поэтому в результате эволюционного развития наблюдалось изменение массы и формы их тела. При этом шло накопление жира - энергетического запаса, уменьшалось при движении трение, наращивалась мышечная масса. Вместе с тем изменялись их скелет и мышцы, т.е. опорно-двигательная система птиц.
Во многом он такая же, как и у млекопитающих. Опорно-двигательная система птиц состоит из черепа, плечевой кости и предплечья, лопатки, тазовой и бедренной костей и т.д.
В тоже время она совсем другая, нежели опорно-двигательная система млекопитающих. Например, голова у птиц мелкая, т.к. все кости мозгового черепа срослись, и количество их уменьшилось. Череп сильно облегчен из-за того, что кости в основном полые, и есть беззубый клюв, который покрыт только роговым покровом. У птиц нет изгибов позвоночника, как у человека. Грудная «человеческая» клетка расширена, а у животных и птиц она сжата с боков.
Шейный отдел скелета птиц представлен 11-25 свободными позвонками, а вот позвонки грудного отдела крепко скреплены между собой и заодно с отдела. Крестцовый отдел сросся с поясом задних конечностей, и образовался крестец.
Есть отличие и в лицевом скелете, и в поясе конечностей, и в самих конечностях. Например, только у птиц есть киль - хрящевой вырост, который сформировался при срастании ключицы с грудиной. У летающих птиц грудина развита достаточно сильно, а киль - большой.
Опорно-двигательная система птиц включает задние конечности, которыми являются две большие, мощные сросшиеся со сложным крестцом. И так как птица ходит на двух ногах, то крестец сам тоже мощный. Крестец образован сросшимися крестцовыми, поясничными, хвостовыми позвонками, поэтому считают, что поясничного отдела у птиц нет.
Скелет птицы отличается от скелетов других живых существ тем, что он прочный и лёгкий. Это достигается, во-первых, потому, что кости у птиц трубчатые. Во-вторых, лёгкость объясняется полостью костей. Поэтому масса скелета птицы составляет где-то 5 -15% от массы её тела. За исключением шейного отдела, весь позвоночник неподвижен.
Так как передние конечности в результате эволюционного развития превратились в крылья, то кисть почти не развита. Зато у птиц, которые хорошо летают, крупные составляют где-то 15-20% массы, и их особое расположение способствует устойчивости птиц в воздухе.

Стоящим ниже по уровню развития, чем птицы и млекопитающие, является класс пресмыкающихся. Тело такой рептилии состоит из головы, шей, туловища и конечностей, кроме змей и которые конечностей лишены. По строению опорно-двигательная система пресмыкающихся близка к земноводным, но в отличие от них, имеет более окостеневший скелет. Более прогрессивное строение костного скелета и мускулатуры таких животных определило их подвижность. Скелет пресмыкающихся, как и опорно-двигательная система птиц, тоже состоит их шейного, грудного, крестцового и хвостового отделов. Длинные рёбра соединяются с грудиной, и образуется грудная клетка.
Рептилии, в отличие от других животных, имеют более расчлененные мускулы, в частности, межрёберные мышцы. Они могут регулировать объем грудной клетки, сжимать и расширять её, совершая тем самым процесс дыхания. Так как рёбра рептилий заканчиваются свободно, то это позволяет им заглатывать довольно крупную пищу. У них орошо развит хвостовой отдел.
Подводя итоги, можно отметить, что скелеты всех животных имеют отличительные особенности, но выполняют похожие функции. Они служат опорой тела, защищают внутренние органы и помогают перемещаться всему живому в пространстве.

Задание 1. Выполните лабораторную работу.

Тема : "Внешнее строение птицы. Строение перьев".

Цель работы : изучить особенности внешнего строения птиц в связи с полетом.

2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 44 учебника, выполните лабораторную работу, зарисуйте строение перьев и сделайте пояснение к рисункам.

3. Сделайте выод об особенностях внешнего строения птиц.

Перья птиц развиваются из тех зачатов эпителия, что и чешуя рептилий. Птицы хорошо приспособлены к полету: передние конечности превращены в крылья, тело имеет обтекаемую форму и покрыто перьями. Основную роль в полете играют маховые движения и рулевые перья.

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения :

1. Все птицы способны к полету.

2.Птицы-самый крупный по числу видов класс наземных позвоночных животных.

3.У птиц на ногах, как правило четыре пальца.

4.Летательная поверхность крыла образована контурными перьями.

5.В перьевом покрове голубя нет пуха.

6.Пуховые перья и пух- это одно и то же.

7.Контурное перо состоит из стержня и опахала.

8.Кожа птиц тонкая и сухая (имеется лишь копчиковая железа).

Правильные утверждения : 4, 7, 8.

Задание 4. Выполните лабораторную работу.

Тема : "Строение скелета птицы".

Цель работы : изучить особенности строения скелета птиц; отметить черты, связанные с полетом.

1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.

2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 45 учебника, выполните лабораторную работу.

3. Раскрасьте кости скелета птицы (зеленым цветом - кости позвоночника, голубым - кости пояса передних конечностей, коричневым - передние конечности, красным - пояс задних конечностей, желтым - задние конечности) и надпишите их.

4. Отметьте, в чем выражается приспсобленность строения скелета птицы к полету.

Опорно-двигательная система хорошо отражает приспособления птиц к полету. Скелет легкий и прочный. Легкость обеспечивается пневматичностью костей, прочность - их срастанием. в кисти кости срослись в пряжку, в стопе - в цевку.

Задание 5. Выпишите номера правильный утверждений.

Утверждения :

1. Киль (вырост грудины) уптиц способствует рассеканию воздуха в полете.

2. Цевка у птиц образовалась в результате срастания нескольких костей стопы.

3.Скелет крыла птицы сходен со скелетом крыла древнего летающего ящера.

4. Клюв птицы - это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов.

5.Крылья птицы поднимаются и опускаются благодаря действию грудных мышц.

6.Пояс передних конечностей у птиц состоит из двух лопаток и двух ключиц.

7.В кисти крыла птиц хорошо сохранился один палец.

8.Положение крыльев обеспечивает птицам устойчивость в полете.

9.Наличие роговых чешуй является общим признаком пресмыкающихся и птиц.

10. Длина шеи у птиц зависит от количества позвонков.

Правильные утверждения : 1, 3, 4, 5, 8, 9.

План- конспект проведенного открытого урока по биологии в 7В классе.

Фотоотчет на сайте:http://bal-sch30.edumsko.ru/about/news

Лазарева Тамара Васильевна МБОУ «Школа №30» г. Балашиха

Стаж работы

Биология

Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова

Тема урока

«Опорно-двигательная система птиц»

http://bal-sch30.edumsko.ru/about/news

Характеристика класса

Качество обученности класса в I и II учебные четверти 93 % . В основном все учащиеся умеют общаться, могут делать самостоятельные выводы, анализировать, мыслить проводить рефлексию. Класс работоспособный. Практически все владеют навыками самостоятельной работы и групповой деятельности.

Технологическая карта урока:

Учебный предмет, класс

Биология, 7 «В» класс

Цели урока

Для учителя

Для ученика

Создание условий для усвоения детьми особенностей строения и приспособленности опорно-двигательной системы к полету

Выяснить особенности строения опорного и двигательного аппарата птицы в связи со способностью к полету;

Образовательные результаты

Личностные:

Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Постановка учебной задачи,

Выполнение заданий в соответствии с поставленной целью,

Отвечать на поставленные вопросы,

Выполнение лабораторной работы

Познавательные УУД:

Работа с текстом,

Работа по заданному алгоритму,

Осмысление полученной информации.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Предметные:

Овладение понятийным аппаратом предмета биологии,

Формирование и закрепление опыта использования методов лабораторных наблюдений,

Выяснить особенности строения скелета и мышц птицы в связи с его способностью к полету.

Образовательная среда урока

Учебник «Биология. Животные.», 7 класс, Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. : учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова

Скелеты голубя. Таблицы. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Интерактивное учебное пособие «Животные. Наглядная биология».

Технологии и технологические приемы организации образовательной деятельности

Технология проблемного обучения

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

1. Организационный

Проверка готовности учащихся к уроку

Приготовились к уроку. Приветствие учителя.

2. Проверка домашнего задания

Раздает текст с заданием. Контроль выполнения работы.

Организует взаимопроверку.

Работа с текстом.

Анализ и исправление ошибок

Под руководством учителя проверяют работу товарища по парте.

3. Актуализация знаний

Вы видели летающую собаку?

Какие особенности внешнего и внутреннего строения птиц обеспечивают способность к полету?

Дают ответы на поставленные вопросы, опираясь на ранее полученные знания и пытаются предположить особенности внутреннего строения, позволяющие птицам летать.

4. Постановка целей и задач

Организация поисковой работы учащихся (постановка цели и план действий)

Что является опорой организма птицы?

Подведение учащихся наводящими вопросами к определению цели и задач при изучении новой темы.

Озвучивание темы и целей урока.

Ответы на вопросы и в итоге формулируют цель: выяснение особенности строения скелета и мышц птицы в связи со способностью к полету

5. Изучение нового материала

Организация самостоятельной работы с учебником.

Проведение параллель с ранее изученным материалом (сравнение с пресмыкающимися).

Проведение инструктажа выполнения лабораторной работы №6 « Строение скелета птицы» И.К. стр. 212-213

Контроль выполнения работы.

Работа с текстом учебника, ответы на поставленные вопросы.

Выполнение лабораторной работы №6 « Строение скелета птицы» по инструктивной карте стр. 212-213. Заполнение таблицу « Черты приспособленности в строении скелета птицы, связанные с полетом»

6. Осмысление и закрепление изученного материала

Организация коллективной проверки заполнения таблицы « Черты приспособленности строении скелета птицы, связанные с полетом» с использованием интерактивного учебного пособия «Животные. Наглядная биология»

Формулировка выводов наблюдений.

Высказывание своего мнения.

Фронтальная и индивидуальная работа с интерактивными тестами.

7. Рефлексия

Акцентуация внимания на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Определение основных позиций нового материала и как они их усвоили.

8. Домашнее задание

Комментарии к домашнему заданию. Выучить §45, вопросы 3, 4 .(устно) стр. 213

Запись домашнего задания в дневник.

9. Подведение итогов

Анализ результатов урока и соответствие его поставленным целям.

Объявляет и комментирует выставленные учащимся оценки.

Формулируют конечный результат своей работы.


Тема открытого урока: «Опорно-двигательная система птиц».

Цель урока: Создать условия для усвоения учащимися особенностей строения и приспособленности опорно-двигательной системы птиц к полету

I. Актуализация знаний

«Внешнее строение птиц»:

Птицы - холоднокровные (теплокровные) животные, передние конечности которых, в связи с приспособлением к полету, превратились в крылья. Тело покрыто перьями и делится на голову, --(шею) , туловище, хвост, конечности. Голова небольшая, несёт короткий клюв, состоящий из надклювья и подклювья. У основания подклювья ( надклювья ) лежат ноздри. По бокам головы расположены большие глаза, снабженные подвижными веками и мигательной перепонкой. Позади глаз лежат ушные отверстия, затянутые барабанной перепонкой и прикрытые перьями. Голова сидит на длинной неподвижной (подвижной) шее. Туловище птиц яйцевидное, компактное. Хвост короткий, к нему крепятся рулевые перья. Передние конечности - крылья - расположены по бокам тела. Задние конечности выполняют опорную функцию при передвижении по земле.

Кожа птиц тонкая, сухая, не лишена (лишена) кожных желез. Только над корнем хвоста сохраняется хвостовая (копчиковая) железа. Её жироподобный секрет служит для смазывания перьев. Особенно сильно она развита у лесных (водоплавающих) птиц. Секрет копчиковой железы на солнце превращается в витамин Д, который заглатывается птицей при чистке пера. Разрастания рогового слоя эпителия образуют роговые чехлы нижней и верхней челюстей, чешуи на цевке и пальцах ноги, когти. К роговым образования кожи относится и перьевой покров, состоящий из контурных и пуховых перьев.

Контурное перо состоит из стержня, очина и плоскостей (опахала) . Опахало образовано отходящими от стержня с двух сторон роговыми пластинками - бородками первого порядка, от которых отходят многочисленные бородки второго порядка с расположенными на них крючками. Крючочки соседних бородок, сцепляясь друг с другом, соединяют их в лёгкую упругую пластинку опахала. Нижняя, лишённая опахала часть ствола, называется очином . Основание его погружено в кожу и укреплено в перьевой сумке. Контурные перья черепицеобразно налагаются друг на друга, покрывая всё тело. Длинные и прочные контурные перья, образующие плоскость крыла, называются маховыми, расположенные на хвосте – направляющими (рулевыми) .

Под контурными перьями лежат рыхлые (пуховые ) перья. Они имеют очень тонкий стержень, а бородки не несут крючьев, поэтому не образуют опахала. Пух - это пуховые перья с очень укороченным стержнем и сильно опушенными бородками, которые отходят пучком от очина. Пуховые перья и пух обеспечивают вентиляцию (теплоизоляцию) , т.к. содержат между бородками много воздуха.

Дополнительные вопросы:

1. Какие особенности внешнего строения птиц подтверждают их способность к полету?

2. Почему птицы тщательно ухаживают за своими перьями?

3. Почему водоплавающие птицы не переохлаждаются в холодное время на воде?

II. Работа над темой:

Задача урока – выяснить особенности строения опорно-двигательной системы птиц в связи с приспособленностью к полету.

Почему собаки не летают?

Какие особенности внешнего и внутреннего строения птиц обеспечивают способность к полету?

А. Скелет птицы. Работа с учебным пособием:: стр. 211

а) значение скелета (опора, форма тела, движение, защита и др.)

б)какие изменения в строении скелета птиц по сравнению с рептилиями произошли в связи с приспособленностью к полету? (Скелет прочный и легкий. Кости имеют воздушные полости. Многие кости срослись.)

Б.Лабораторная работа № 7 Инструктивная карта стр.212-213

Тема. Строение скелета птицы.

Цель. Изучить особенности строения скелета птиц. Отметить черты, связанные с полетом.

Оборудование: скелет птицы, пинцет.

Ход работы

    Рассмотрите скелет птицы. Определите форму черепа. Рассмотрите костную основу клюва и большие глазницы, соединения нижней челюсти с черепом и черепа с позвоночником.

    Рассмотрите отделы позвоночника. Назовите их.

    В шейном отделе обратите внимание на строение первых двух позвонков, а седловидную форму и подвижное соединение других позвонков. Отметьте значение этой особенности в жизни птицы.

    Найдите грудной отдел позвоночника, обратите внимание на неподвижное соединение позвонков. Рассмотрите строение грудины и ребер.

    Назовите кости пояса и свободных передних конечностей. Обратите внимание на кости плеча, предплечья, пряжки, пальцев.

    Найдите пояс задних конечностей. Рассмотрите его, обратив внимание на прочность соединения костей таза с позвоночником. Объясните значение этой особенности строения скелета в жизни птицы.

    Рассмотрите кости задних конечностей. Назовите их. Обратите внимание на цевку - длинную кость стопы. Подсчитайте число пальцев.

    Отметьте в строении скелета птицы черты приспособленности, связанные с полетом. Заполните таблицу

Особенности строения, связь с полетом

Череп костный, отличается лёгкостью и объёмной мозговой коробкой. Спереди он заканчивается клювом, а с боков несёт большие глазницы. Зубы и вторичное нёбо отсутствуют.

Позвоночник

Грудные позвонки (от 3 до 10), срастаясь неподвижно, образуют сложную грудную кость. Все поясничные, крестцовые и часть хвостовых позвонков срастаются и образуют сложный крестец, с которым неподвижно сращены кости таза. Копчиковые позвонки образуют хвостовой отдел. Несколько последних хвостовых позвонков срастаются в копчиковую кость. К ней прикрепляются рулевые перья.

Грудная клетка

Каждое ребро птиц состоит из двух частей - спинной и брюшной, которые соответственно сочленены с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Обе части рёбер соединены друг с другом также подвижно. На грудине у всех птиц (кроме страусов) расположен высокий киль. К нему прикрепляются мышцы, двигающие крыло.

Пояса конечностей

Плечевой пояс образован тремя парными костями, лопаткой, коракоидом и ключицей. Ключицы срастаются снизу и образуют вилочку.

Тазовый пояс даёт прочную опору задним конечностям за счёт неподвижного срастания сложного крестца с подвздошной костью. Благодаря тому, что тазовые кости в брюшном отделе широко расставлены и не срастаются между собой, птицы могут откладывать большие яйца. По бокам таза расположены суставные впадины для головок бедренных костей.

Конечности

Передние конечности видоизменены в крылья и состоят из плечевой кости, костей предплечья (локтевой и лучевой). Кости запястья и пясти срастаются в непарную пястно-запястную кость. Из пальцев сохраняются только три, соответствующие 2, 3 и 4 пальцам пятипалой кисти. Сокращение числа пальцев и образование пястно-запястной кости обеспечивает прочность этого отдела крыла во время полёта.

Задняя конечность состоит из бедра, голени, цевки и стопы. Большая и малая берцовая кости голени сращены. В связи с слиянием костей плюсны и предплюсны образовалась цевка. Пальцев на стопе у большинства птиц четыре: три направлены вперед и один назад.

В.Сообщение учащегося (опережающее задание):

    1. Два первых шейных позвонка представлены атлантом и эпистрофеем. Угол поворота головы достигает обычно180°, а у сов даже 270°.

      Дятлы могут безболезненно долбить кору деревьев благодаря особому строению черепа. В отличие от других птиц, клюв у дятлов не соединён напрямую с остальной частью черепа. Между ними имеется специальная ткань, выполняющая ту же функцию, что и амортизатор в автомобиле. В 1995 году пара дятлов принесла значительный ущерб американскому космическому концерну НАСА, продолбив множество дырок в изоляции топливного бака Шаттла Дискавери. Астронавты были вынуждены перенести старт на два месяца.

      Колибри - это единственная птица, способная летать назад.

Г. Мускулатура птиц:

а)Какие мышцы опускают крылья?

б)К чему они прикрепляются?

в)Какие мышцы поднимают крылья?

г)Сколько мышц обеспечивают движение задних конечностей?

Мышечная система в связи с разнообразием и сложностью движений более дифференцирована, чем у пресмыкающихся. Наиболее мощные мышцы находятся на туловище и осуществляются движения конечностей. Самая крупная - грудная мышца, служит для опускания крыльев. С одной стороны она прикрепляется к грудине, коракоиду и килю, а с другой к плечевой кости. Подключичная мышца располагается под грудной и поднимает крыло. Она начинается от коракоида и грудины и прикрепляется к головке плеча. В движении задней конечности принимают участие около 30 мышц. Особенно сильно развиты они у бегающих птиц. Хорошо развиты мышцы шеи. К ребрам прикрепляются межреберные мышцы.

III . Закрепление знаний:

Выполнение задания №11 (устно) и 18 в тетради из интерактивного учебного пособия «Животные. Наглядная биология»

IV . Домашнее задание:

выучить §45, вопросы3, 4 . стр. 213

V . Использованный материал:

Учебник для учащихся 7 класса «Биология» общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова

Фото отчет о проведенном открытом уроке на сайте: http://bal-sch30.edumsko.ru/about/news