Старинные травники 16 17 века. Справочник лечебных свойств камней. Русские старинные книги-травники

Древнерусский лечебник XIV в. Ред. Пушкарев Л.Н.
Домострой. Травник. Лечебник. XVI в.
Русский старообрядческий лечебник. 1772. Ред.Леонтьева Г.А.
Бенедиктов Н. Самоучитель сельского лечения 1-2. 1866.
Царство врачебных трав и растений (целебный травник). 1870.
Целебные силы природы. 1871.
Можаровский А. Травник. 1890.
Павловский В. Общедоступный народный лечебник. 1907.
Гундобин Н. Домашний лечебник. 1911.
Ипполитова А.Б. Русские рукописные травники XVII-XVIII вв.

Скачать

КНИГИ ПО СЫРОЕДЕНИЮ ОДНИМ АРХИВОМ

Всем известно, что наша страна обладает колоссальным разнообразием овощей, фруктов, ягод и орехов. Неправильное употребление всего этого богатства лишает нас миллионов килограмм питательных продуктов. Чем больше наш организм получает овощей и фруктов, тем здоровее мы становимся, ведь самые ценные вещества содержатся исключительно в сырой пище. Данный архив представляет собой сборник лучших книг по сыроедению с рецептами и рекомендациями. Книги рекомендуются всем поклонникам здорового, естественного, осознанного питания и сыроедения. Архив содержит:

Будилов С.А. Инструкция эксплуатации человеческого тела. 2010.
Будилов С.А. Новое тело. Новые органы. 2010.doc
Бутенко В. Зелень для жизни. 2012.
Замятина Н.Г. Кухня Робинзона. 2013.
Зеланд В. Живая кухня. 2011.
Капуста квашенная без соли.
Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. 1981.
Себастьянович П. Новая книга о сыроедении. 2009.
Тарасов Н.В. Сырая пища.1931.
Уголев А.М. Теория адекватного питания. 1991.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ И ПРИБАУТКИ 1906 г.

Издание 1906 года. Сестра известного живописца Е. Д. Поленова была незаурядным художником и подвижником в деле собирательства и сохранения народного творчества. В своих поездках по деревням России она собирала и зарисовывала крестьянскую утварь, записывала сказки, потешки, прибаутки.
Для любителей русского языка будет интересно прочитать данные сказки в дореволюционной орфографии.
Эти книжечки поэтичны и декоративны одновременно; их стилистика очень близка народному творчеству. Сказки Елены Поленовой — это не вымышленный мир с вымышленными героями, это — сама жизнь, в которую просто пришло чудо. А.Н.Бенуа писал: «Она первая из русских художников обратила внимание на самую художественную область жизни — на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику».

УНИКАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ИСТОРИИ ОТ ЦАРЯ ИВАНА ГРОЗНОГО XVI в.

Перевод Лицевого летописного свода царя Ивана IV Грозного 16 века на современный русский язык от смерти Александра Македонского до Ивана Грозного. Это три тома под названием Учебник истории.

ДОМОСТРОЙ РАЗНЫХ ЛЕТ ИЗДАНИЙ (1849—2014 гг.)

Домостро́й (полное название — Книга, называемая «Домострой») — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на церковнославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок

Скачать


СЛАВЯНСКИЙ ИМЕНОСЛОВ (СОБРАНИЕ СЛАВЯНСКИХ ЛИЧНЫХ ИМЁН) 1867 г.

Славянскiй именословъ или Собранiе славянскихъ личныхъ именъ въ алфавитномъ порядкѣ
Собрание славянских личных имен, составленное священником М.Морошкиным. Имя человеческое не есть пустой звук не имеющий ни какого значения, но в нем есть смысл, в нем выражается известная мысль, им обозначается известное свойство и качество, так что по выражению Потта, для филологов в строгом смысле нет собственных имен, а существуют только имена нарицательные. Разложение и разделение собственных личных имен по корням их, прямо и наглядно обнаружит их происхождение от прозвищ, имеющих нарицательное значение. Это качество или нарицательное свойство личных имен принадлежит всем народам, как древним, так и новейшим.

Русские рукописные лечебники и травники XVII-XX вв. СКАЧАТЬ

Русские рукописные лечебники и травники XVII-XX вв.
Публикации

Действующий травник из Южной Сибири / Подгот. текста, предисл., словник В.А. Липинской, Г.А. Леонтьевой // Традиционный опыт природопользования в России / Отв. ред. Л.В. Данилова, А.К. Соколов. М., 1998. С. 414—479. [Травник конца XVIII в. Алтайский краевой краеведческий музей. № ОФ 14159/173]

Древнерусский лечебник // Редкие источники по истории России. Под ред. А.А. Новосельского и Л.Н. Пушкарева. М., 1977. [Лечебник XVII в. РГАДА. Собр. ЦГАЛИ. Оп. II. № 176]

Коткова Н.С. Лечебник последней трети XVII в. // Источники по истории русского языка XI-XVII вв. / Отв. ред. В.Г. Демьянов, Н.И. Тарабасова. М., 1991. С. 173-195. [Отделение рукописей ИРЯ РАН. Ф. 3 (Архив Киреевских). № 1а]

Нiмчук В.В. Мова українського травника XVI ст. // Мовознавство. 1976. № 5. С. 43-55. [Бухарест, Государственный архив, № 740]

Забивкин И. «Травник» // Олонецкая неделя. Петрозаводск. 1911. № 17. С. 12-14. [Недатированный травник]

Блинов Н. Лечебник XVII века // Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1911 год. Вятка, 1911. С. 58-73 (вторая пагинация).

Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1909. Вып. 2. [С. 28-41: травник сер. XVIII в.]

Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. Ч. II. История Руси от начала до кончины Ярослава I. М., 1912. 2-е изд. (1-е изд.: М., 1879) [С. 261-268: Выдержки из травников XVII-XVIII вв.].

Книга, глаголемая травник [Публикация В.В. Губерти] // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. Кн. 1. СПб., 1859. С. 76-83 (4-я пагинация). [травник XVIII в.]

Лахтин М.Ю. Старинные памятники медицинской письменности. М., 1911. (Записки Московского Археологического института. Т. 17) [Лечебник XVII в. ГИМ. Синодальное собр. № 481]

Новомбергский Н.Я. Слово и Дело Государевы (Материалы). Томск, 1909. Т. 2. С. 75-77 [С публикацией травника из следственного дела 1703 г. РГАДА. Ф. 371. Оп. 287. Вяз. 4. Д. 85]

Самолечение простого народа по травникам // ОГВ. 1884. № 40. С. 385-386. № 41. С. 395-396. № 42. С. 405-406. № 43. С. 414-415. № 44. С. 423-424. № 45. С. 430-431. № 46. С. 441-442. [Статьи из травника 1767 г.]

Срезневский В.И. Описание рукописей и книг, собранных для Императорской Академии Наук в Олонецком крае. СПб., 1913. [С. 481-513: Олонецкий сборник заговоров второй четверти XVII в. (со статьей о траве молчан) БАН. 21.9.10]

Тексты травников, извлеченные из дел // Михайлова Т.В. Колдовские процессы в России: официальная идеология и практики народной религиозности (1740-1801 гг.). Дисс. ... канд. историч. наук. СПб., 2003. Приложение 6. С. 269-285. [травники из следственного дела 1770 г. РГИА. Ф.796. Оп. 51. Д.322. Л. 21 об.-24 об.; травник из следственного дела 1749 г. (РГИА. Ф.796. Оп. 30. Д.18. Л. 331-338 об.)]

Травник // Флоринский В.М. Русские простонародные травники и лечебники. Собрание медицинских рукописей XVI и XVII столетия. Казань, 1879. С. 3-15 [травник перв. пол. XVIII в.]

Лiкарськi та господарськi порадники XVIII ст. / Пiдготував до видання В.А. Передрiєнко. Київ, 1984. (Пам’ятки української мови XVIII ст.) - 128 c.

Вера в магическую силу камней уходит в глубь тысячелетий.
В Древней Индии лучшие изумруды считались мужчинами, в Китае нефрит рассматривали как самое совершенное воплощение мужского начала в природе. В древнем Вавилоне драгоценные камни для людей были живыми, они жили и болели. Были камни-мужчины (большие и блестящие) и камни-женщины (не столь красивые). Вавилоняне считали, что звезды могут превращаться в животных, металлы и камни. Одним из звездных камней они считали лазурит.

Финикийцы перенесли эту веру в Древнюю Грецию и Древний Рим.
На камнях гравировали символические изображения, усиливающие их магические свойства: на аметисте - медведя, на берилле - лягушку, на халцедоне - всадника с копьем, на сапфире - барана и т. д.

В "Изборнике Святослава" каждому месяцу приписан камень, причем эти самоцветы упоминаются в том же порядке, что и в древнееврейсом Пятикнижии, написанном на полтора тысячелетия раньше.
В 11 веке по-латыни была написана в стихах "Книга о камнях", в которой описаны места добычи около 70 минералов, а также рассказано об их лечебной и магической силе.

Свойства камней


Каждому камню в древние времена приписывалось определенное свойство: алмазу - чистота и невинность, сапфиру - постоянство, красному рубину - страсть, розовому рубину - нежная любовь, изумруду - надежда, топазу - ревность, бирюзе - каприз, аметисту - преданность, опалу - непостоянство, сардониксу - супружеское счастье, агату - здоровье, хризопразу - успех, гиацинту - покровительство, аквамарину - неудачи.

Тысячелетиями камень был также и незаменимым лекарством, которые применяли при разных серьезных недугах, порошки из камней прописывали лекари, и их можно было купить в аптеках.

В середине 18 века немецкие аптекари прописывали сложные рецепты с растертыми в пророшок кристаллами самоцветов - изумруда, сапфира, рубина, топаза, лазурита.

В Краковском музее хранится рецепт, который был написан Николаем Коперником - свидетельство того, что он верил в целебную силу драгоценных камней. В своих рецептах он использовал порошки жемчуга, изумруда, сапфира, серебра, золота и т. д.

Однако драгоценные камни, естественно, были очень дороги. Только очень богатые люди могли позволить их растирать в порошок, поэтому немецкие лечебники 16 века рекомендуют, например, вместо сапфира взять побольше граната. Примерно так, как сейчас в лечебниках пишут о травах.

Вера в целительную силу камней, в их магические свойства передавалась из поколения в поколение.

Описания магических и целебный свойств самоцветов приводятся почти во всех книгах по алхимии, в книгах писателей минувшего времени и наших дней.

Определение ценности камня

Во Франции Альфонс Луи Констан, живший в XIX веке, написал трактат " Камни вещь живая", где изложил представления античных и средневековых авторов о драгоценных камнях, их ценности, разновидности, мистических и лечебных свойствах. По ценности он расположил камни следующим образом:

К драгоценным камням первого ранга относятся: алмаз, сапфир, рубин, хризоберилл, александрит, изумруд, шпинель, эвклаз.

К драгоценным камням второго ранга относятся: топаз, аквамарин, берилл, красный турмалин, демантоид, фенакит, кровяной аметист, альмандин, гиацинт, опал, циркон.

К полудрагоценным камням он отнес: гранат, эпидот, диоптаз, бирюзу, зеленые и пестрые турмалины, чистой воды горный хрусталь, раухтопаз, светлый аметист, халцедон, лунный камень, солнечный камень, лабрадор.

К цветным камням относятся: лазурит, кровавик, нефрит, амазонит, лабрадор, глазковые шпаты, малахит, авантюрин, разновидности шпата и яшмы, везувиан, дымчатый и розовый кварц, гагат, янтарь, коралл, перламутр.

Ценность жемчуга может быть различной.

Классификация драгоценных камней по цвету

В этом же трактате приводится классификация драгоценных камней по цвету на основе встречающихся оттенков:

Бесцветные камни - прозрачные: алмаз, горный хрусталь, топаз; непрозрачные: халцедон, молочный опал.

Прозрачные синевато-зеленые самоцветы: аквамарин, топаз, эвклаз, турмалин; непрозрачные: амазонит, яшма.

Прозрачные синие и голубые самоцветы: сапфир, аквамарин, турмалин, топаз; непрозрачные: лазурит, бирюза.

Прозрачные лиловые и розоватые самоцветы: рубин, шпинель, турмалин, альмандин.

Прозрачные темно-красные и бурые камни: гранат, гиацинт, турмалин, янтарь.

Прозрачные желтые и золотистые самоцветы: берилл, топаз, турмалин, циркон, дымчатый кварц, янтарь;

Непрозрачные: сердолик, авантюрин, полуопал.

Непрозначные черные камни: гагат, агат, черный турмалин (шерл), кровавик.

Прозрачные пестрые камни: турмалин; непрозрачные: яшма, гелиотроп, агаты,ониксы, глазковые шпаты.

Прозрачные и полупрозрачные переливающиеся камни: лунный камень, волосатик, лабрадор, благородный опал, жемчуг.

Гороскопы камней и минералов
Рубин

Стихия - Огонь. Рубин - это один из четырех наиболее дорогих ювелирных камней. Очень твердый. Цвет рубина красный, ярко-красный, темно-красный или фиолетово-красный. Назван рубин от латинского ruber - красный. Известен с древности, используется для вставок в ювелирные изделия, украшения.

Благодаря своему горячему, пылающему цвету рубин всегда считался камнем оживляющим, укрепляющим сердце и изгоняющим тоску. Рубин - это корунд, связанный со Львом. Это камень власти, и поэтому его можно носить людям, достигшим определенного положения, людям, связанным с кармой других людей. Остальным рубин носить нельзя. Либо надевать его только в исключительных случаях. Рубин - камень блеска, тщеславия, творческой отдачи. Он забирает у человека слишком много сил и может вызвать перерасход энергии, слишком большое желание блистать и быть заметным. Рубин - чистая сила Солнца во Льве. Надо отметить, что людям, страдающим болезнями крови, ношение рубина тоже не показано. Его также нельзя носить людям с повышенным артериальным давлением - у них может случиться кровоизлияние в мозг. Люди с пониженным давлением могут носить рубин, особенно огненные знаки: Лев, Стрелец, Овен. Это их камень, он дает власть и блеск. Рубин также и магический камень, дает власть над низшим астралом, над низшими стихиями. Но он годится только тому магу, который уже получил несколько ступеней посвящения. Ученик, который стремится к совершенству в этом искусстве, ношение рубина противопоказано. Рубин хорош для огненных знаков. Козерогам его носить можно, но они к нему долго привыкают.

Приобретать рубин лучше в 17 лунный день, носить на указательном пальце, граненый. Сильнее он летом и весной. Рубин рекомендуется при параличе, заболеваниях анемии, воспалениях, переломах и болях в суставах и костных тканях, астме, слабости сердечной деятельности, ревмокардите, воспалении околосердечной сумки, воспалении среднего уха, при хронических депрессиях, бессоннице, артритах, болезнях позвоночника, хроническом воспалении миндалин, ревматизме. Рубин снижает кровяное давление и способствует излечению псориаза. Помогает при истощениях нервной системы, снимает ночные страхи, помогает при эпилепсии. Оказывает тонизирующее действие. Красный яхонт-рубин в Средней Азии считали исцеляющим эпилепсию и чуму, если съесть его малую толику. По армянским поверьям, положенный в рот рубин утолит жажду, а носимый в кольце - предохранит от последствий удара (видимо, современного инсульта). Вьетнамская медицина относит красный рубин к полезным при лечении заболеваний сердца и приносящим радость. Европейские книги о камнях превозносили реальные и вымышленные свойства рубина. Лапидарий короля Кастилии Альфонсо X называет его удаляющим печали и дающим радость. Кто его носит - не будет испытывать огорчений, а если камень истолочь в порошок и смешать с сердечным лекарством, то он будет очень эффективным для лечения воспалений и разрушения сгустков крови. Видимо, к лекарству рубин добавляли для усиления его действия.

Индийская медицинская литература XIII века видела в рубине ценное средство от скопления газов и желчности. В трактате о камнях XIV века, приписываемом Джону Мандевилю (англичанин, писавший, однако, по-французски), говорится, что счастливый обладатель сверкающего рубина будет жить в мире и согласии со всеми людьми, что он не лишится ни земель, пи почестей и будет сохранен от всех опасностей. Камень обережет его дом, сад и виноградники от повреждений бурями. Но для этого следовало камень в оправе носить на левой стороне тела. В русском Лечебнике XVI века о рубине сказано: яхонт красный кто носит, страшных лихих снов не увидит, укрепит свое сердце и в людях честен будет. По типу светового излучения Литотерапия считает его благоприятным для работы мозга и сердца, благотворно действующим на слабовольных людей, пробуждающим храбрость, ответственность, стремление к лидерству и избавляющим от комплекса неполноценности.

Индийская астрология называет рубин камнем власти, силы и бурной энергии, связанной с кармой людей целеустремленных и ярких. Этот сгусток энергии укрепляет силы, прогоняет тоску и защищает от злых чар. Главное мистическое свойство рубина - рождать влечение к великому. На руке благородного, нравственного человека он ведет его к победам и великим подвигам, а простым людям дает счастье и любовь, и. изменяя свой цвет, предупреждает их об опасности. Он защищает от злых духов, чар, укрепляет сердце, возвращает утраченные силы, гонит тоску, дает женщинам плодовитость.

Эзотерика камня, эзотерический магазин, эзотерика и самопознание, магазин эзотерики, эзотерические практики, маятник эзотерика, практическая эзотерика, эзотерический магазин, эзотерический интернет магазин, эзотерические амулеты, духовная эзотерика, книги по эзотерике камня бесплатно скачать, эзотерика астрология, эзотерика нумерология. Отельные статьи сайта по камням и минералам можно рассматривать как эзотерические и как онлайн школа эзотерики камня. Эзотерика камня, эзотерика астрология, эзотерика нумерология.

Главная страница веб-сайта
Зодиаки, гороскопы камней
Лечение - литотерапия
Магические свойства камня
Бесплатно скачать книги

В 2009-2020 г. у харьковского украинского научного автора К.305 вышли следующие издания:
УДК 531.0 ББК 22.311 K.305 часть 1 "Функции Бесселя и цилиндрические функции в элементарном изложении с программами вычислений", 2009 г., г. Харьков
УДК 531.0 ББК 22.311 K.305 "Специальные функции математической физики", часть 3 "Моделирование аномальных и экстраординарных природных и техногенных процессов", 2009 г., г. Харьков
"Всё о камнях и минералах. Магические и лечебные свойства камней", 2009 г., г. Харьков
Приложение 1 к УДК 549:291,33 ББК 86.41:26.31 К.305 "Контактная и неконтактная литотерапия", 2009-2020 год, г. Харьков (с авторским видеорядом 2010 г. для компьютера)
Приложение 2 к УДК 549:291,33 ББК 86.41:26.31 К.305 "Магнитотерапия и лечение магнитами", 2009-2020 год, г. Харьков (с авторским видеорядом 2010 г. для компьютера)
ISBN 966-7343-29-5 К.305 , 1994-1999, г. Харьков. Восстановленное в 2010 г. автором К.305 издание автора К.305 "Рекуррентные отношения для решений дифференциальных уравнений второго порядка" (защита авторских прав дипломной работы ММФ 1994 г. автора К.305 , официально выполненное лично автором в 2010 г. - изъятие незаконно внедренного в 1999 г. несанкционированного постороннего нелегитимного "левого" кода ББК)
Другие научные и популяризаторские материалы харьковского научного автора К.305 (Украина) за период 2009-2020 г. и др. можно заказывать в Харьковской универсальной научной библиотеке по адресу: ул. Кооперативная, 13, Харьков, UA-61003, Украина. Автор постоянно живет и работает в городе Харькове (Украина).

Кафтанова Ю. В.
К.305 Все о камнях и минералах. Магические и лечебные свойства камней. Научно-популярное издание. - Х.: ЧП Издательство "Новое слово", 2009. - 264 с. ISBN 978-966-2046-92-2
Регистрация автора К.305 в информационной системе ORCID 0000-0003-4306-1738
Рассчитано не только на специалистов-минералогов, но и на широкий круг подготовленных читателей.
2008-2020. Юлия Кафтанова, а/я 10911, Харьков, UA-61003, Украина, моб. тел. +38 050 0463643


Контактная и неконтактная литотерапия (приложение)

Иллюстрированное приложение к базовому изданию. Карманный формат, можно скачать и распечатать для личного пользования, 340 фото, 160 цв. страниц.
Описываются основные типы массажеров и тренажеров, техника массажа нефритовыми массажерами, друзами, шарами, яйцами и кристаллами, в том числе авторская. История рефлексотерапии и контактной литотерапии. Рефлексотерапия. Точечный массаж кристаллами. Массаж друзами с эффектом ипликатора Кузнецова. Интимный массаж и его особенности. Лечение водой, магнитами, магнитотерапия - типичные ошибки и заблуждения. Комплексы лечебных упражнений , в том числе для реабилитации и профилактики. 340 фотографий со схемами работы.
Можно , .pdf 25.9 Мб или
Цветные фото RGB, .pdf 29.8 Мб или

Ю.В. Кафтанова . Все о камнях и минералах
Магические и лечебные свойства камней (базовое издание)

В книге, написанной в т.ч. по материалам моего веб-сайта о камнях и минералах, популярно описаны исторические взгляды на магические свойства более популярных 100 камней. Зодиаки. Гороскопы. Кратко о литорерапии. Методы облагораживания камней, в т.ч. опасные. Удобный карманный формат, 264 ч/б страниц.
Заключительная часть расчитана на специалистов - минералогов, геологов, физиков, прикладных математиков. Очень доступным языком с иллюстрациями описывается современная математическая модель роста кристаллов традиционных и скрытокристаллических форм (кристаллография), приводятся наглядные иллюстрации и определения, излагается современная физика процесса.
Предлагаю , pdf, 16.9 Мб или архивом

Ю.В. Кафтанова . Все о камнях и минералах
Магнитотерапия и лечение магнитами (приложение)

Иллюстрированное приложение к базовому изданию. Карманный формат, можно скачать и распечатать для личного пользования, 320 фото, 160 цв. страниц.
Излагаются упражнения и приемы массажа лечебными магнитами и обзорно физика магнитного поля. Рассказывается, за счет чего лечат магниты, что такое экстрасенсорные воздействия и магнитное поле - "сам себе экстрасенс". Упражнения с Шарами Здоровья. Магнитные тренажеры и массажеры. Кратко об использовании магнитов в инженерном творчестве, об их рассверливании и о патентовании. Наиболее типичные ошибки и заблуждения архивом , 241 Мб

Выставка-продажа изделий мастеров Украины!!

Подлинный старорусский травник

История медицины знает огромное количество травников (отсюда слова «травить», «отравить», «отрава»), лечебников и «зелейников» («зелье» – трава, травный настой, яд и пр. изготовленный из трав). Многие из них полны чисто сказочными свойствами и описаниями несуществующих растений. Некоторые из них вполне приложимы к «практике» и в наши дни. однако же, именно за подобные книги или переписанные в тетради описания, вплоть до Петровских времен, людей хватали как колдунов, пытая, подвешивали на дыбу, жгли факелами, вызнавая, что за «колдовские» корешки значатся в «волховских» тетрадках, безжалостно сжигали в срубах.

Названия многих трав не являются ныне общепризнанными и «официальными». Однако многие травы вполне узнаваемы.

Так «Адамова голова», в действительности более известна как мандрагора, или, иначе, скополия. «Вороний глаз» – ныне так и называется: это вполне обычная небольшое растение наших сосново-еловых лесов. «Гага» – березовая чага, нарост на коре. И – так далее.

В Травнике есть – Девясил, Дягиль, Зверобой, Золототысячник, Иван-да-Марья, Крапива, Любисток, Мать-и-Мачеха, Молодило, Осот, папоротник (имеется в виду, видимо: «орляк») Петров Крест, Попутник (подорожник), Прострел (подснежник), Ромашка, Чистотель, Щавель и другие, здесь не упомянутые.

Травы пользовали зачастую более полноценно, нежели ныне – в свежих водяных вытяжках, «кашицах» из тут же нарубленного растения, в порошках, в парениях (например в бане), в курениях. Не забывались ни корни, ни листья, ни цветы, не плоды.

Распространенные ныне спиртовые настойки в старину были замещены более щадящими, забытыми ныне жировыми вытяжками, например, отварами в молоке или растопленном сале (см. напр. трава «архангел»), разведениями в том же молоке или сметане.

Многие растения, особенно свежесорванные, носили при себе, что давало постоянный чрезкожный контакт и, несмотря на примитивность применения, вполне могло способстовать излечению некоторых недомоганий. Практиковались также растения вмазанные в комочек пчелиного воска, также носимого на себе, что так же было не лишено смысла – через воск вещества довольно легко проникали к коже и «целили».

Если сравнивать различные травники, в частности чудесные «колдовские» и обычные «лечебные», то можно заметить отдельные забавные моменты того, как вещи обыкновенные становятся волшебными.

Так, некоторые травы «превращались» в «магические», видимо, по причине простого непонимания прочитанной в травнике фразы. Например, когда врач писал (см. напр.»хмея»), что трава помогает «от сабли» – он имел в виду обычное лечение рубленой раны.

Но, когда тетрадь с рецептами брал в руки человек неграмотный, ему казалось, что речь идет об магической защите «от сабли» с помощью названной травы. А далее, переписывая рецепт или давая его кому-то другому, он «рекомендовал» такую траву уже не как «лечебную», а как…волшебную, магическую! Так рожались легенды, множились загадки и чудеса, являлась невиданная магия.

Так, мандрагора, содержит сильнодействующие алкалоиды (в частности «скополамин»), способные и отравить и исцелить довольно быстро. Именно поэтому ее, как и другие подобные же травы, считали травой «волшебной». Ее применяли в частности: отпаивать «околдованных» (например, женщин, бьющихся в истерике и пр.).

Еще одной «магической» травой полагали – папоротник. Добывать его советовали ее в день Иоанна Предтечи, копать, предварительно положив на земле с четырех сторон серебро, обычно – крупные серебряные рубли, а, для «надежности» добычи и охраны от нечистой силы – побольше.

Полагалось копать «не оглядываясь», чтобы не побила («порушила») сторожащая траву «нечистая сила», и потому, любой случайный прохожий в лесу мог показаться трясущемуся от страха колдуну – такой «нечистой силой». Страшась погибнуть колдун убегал, бросая начатое.

Забавно, но, возможно, как раз такое, случайно оставленное «вспугнутым» колдуном «серебро» и наводило прочих поселян, в том числе и других колдунов на шальную мысль, что с помощью папоротника можно… «искать клады»!

Так, словно в детской игре «испорченный телефон», возникало еще одно очередное «кольцо мнений», среди уже существующих тысяч таких же «колец» – зацикливающихся «сам на себя» народных слухов.

В любом «Травнике» несмотря на довольно бесхитростные описания, они, порой достаточно точны, на что желательно обратить внимание тем, кто хочет воспользоваться рецептами далекой старины. При этом надо иметь в виду, что далеко не всегда то название, что применяется ныне имеется в виду для травы в старом описании.

Под одним названием порой кроются совершенно разные травы. Поэтому к самому описанию растения надо отнестись крайне внимательно, ибо ошибка может дорого стоить.

Так, часто встречающееся выражение «трава ростом со стрелу» означает, буквально – длину «со стрелу», то есть около метра, ростом «в колено» – пол-метра, в «локоть», в «пядь», в «нож», в «иглу» – все это размеры, сравниваемые с предметами.

Выражение «листочки как денешки», означают – круглые листья (как «денежки», монетки).

Слова, типа «цветом красна» могут оказаться двояки по смыслу – или красновато все растение, и красноваты его цветы.

Смысл многих слов менялся из эпохи в эпоху. Слово «худой» означало отнюдь не нечто «тощее», а – плохое. Слово «добрый» – не нечто ласковое, а – хорошее.

Впрочем, поскольку некоторые термины ныне уже основательно подзабыты, а то и просто не применяются, приведем несколько встречающихся в этом и в других «Травниках» слов:

«Будылье» – стеблевая часть.

«Былина» – длинный стебель

«Вороной» – темный

«Гривна» – денежная единица в Древней Руси. В упоминаниях травников, где траву ритуально (магически) рвут «через гривну» имеется в виду, видимо, первоначальный ее смысл, «гривна» – шейное ожерелье из серебра или золота («грива» – шея).

«Грыжа» – от слова «грызть», «грызение»: то есть постоянно ощущаемая острая «боль».

«Ефимок» – монета.

«Желва», «желвак» – глубокое подкожное нагноение, проступающее через кожу, как выпуклость.

«Кила» – опухоль, часто аллергического происхождения, возникающая очень быстро и потому приписываемая в старину колдовству.

«Порча» – в отличие от «грыжи», есть заболевание без постоянно напоминающего «грызения», т. е. боли. Ныне «порчей», в целях рекламного привлечения к практикующим деятелям «нетрадиционной» медицыны нарочито называют исключительно некие вредоносное «колдовские» последствия, которые обычный врач, «традиционными» способами «снять» якобы не может.

«Пядь» – мера длины, отрезок между растянутыми большим и указательным пальцами средней человеческой руки.

«Отрасли» – побочные от стебля отростки, веточки.

«Рамень» – темнохвойный, обычно, еловый лес.

«Скорбь» – какая-либо болезнь.

«Червленый» – красный.

«Черная болезнь» – падучая: эпилепсия.

Следует иметь в виду, что приводимый нами «Травник» избран, собственно, только лишь из-за его краткости. В планах наших, кроме всего прочего, было, так же привести систематизированные краткие отрывки, например, из на редкость любопытного произведения вполне официальной медицины давних лет, известного под типичным для старинных времен пышным и многообещающим названием «Энциклопедия питания и врачевания, составленная личным лекарем Ея Императорского Величества, Екатерины II, профессором Н. Амбодиком, в 1784 году» (СПб.: 1784).

Книга эта, в отличие от «народных» травников содержит сведения достаточно апробированные и проверенные на десятках больных, в то время как приводимый ниже «Травник» содержит рецепты, подчас труднопроверяемые, иногда непонятные, а иной раз просто, чисто «сказочные».

Приведенный ниже текст не адаптирован, цитируется по сборнику «Домострой» (М.: Советская Россия, 1990). Примечания в скобках, по тексту наши – А.А.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Шафранная мантия. (THE SAFRON ROBE) автора Рампа Тьюсдей Лобсанг

Глава 13 Подлинный смысл религии Первое занятие в родном монастыре - Лекарство от всех болезней - Визит к Настоятелю - Встреча с молодым послушником - В чем смысл религии? - Китайская анатомическая схема - Разговор с Наставником о Боге, молитве и обращении в иную веру

Из книги Ведьма и секс автора Круковер Владимир Исаевич

Чародейский травник Народ издавна наделял деревья и травы необыкновенными, могущественными свойствами. Травы использовались, как в лекарственных так и в магических целях. В основном сбор трав приходился на праздник Купалы. Ниже приводится краткий список трав из

Из книги Рок возомнивших себя богами автора Сидоров Георгий Алексеевич

Глава 25. Где скрыт подлинный холокост Выше мы упоминали, что Иосиф Виссарионович Сталин никогда не был антисемитом. Но у читателя может возникнуть вопрос: как же так, Сталин всю жизнь боролся с различными формами проявления сионизма, но антисемитом так и не стал? Мало

Из книги Калиостро и египетское масонство автора Кузьмишин Е. Л.

Подлинный Калиостро: его послание французскому парламенту Когда я пишу эти строки, передо мной лежит небольшая брошюра форматом 11 на 17 см. Ей почти 144 года. На ней проставлена дата – 1786 год, и пускай место издания не указано, нам известно, что это был Париж.Ее приобрели

Из книги Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков автора Будур Наталия Валентиновна

Из книги Психология энергичных людей автора Лис Эленика

Травник в миниатюре …как не хватает мне долгих бесед наших о литературе и философии тихими уютными вечерами на кухне, когда на столе догорала одинокая свеча, бросая отблески на бокалы с холодным вином, в воздухе витали ароматы мяты, крапивы, листьев черной смородины и

Из книги Универсальный ключ к осознанию Себя. Адхьятмаджнянача Йогешвар автора Сиддхарамешвар Махарадж

62. Подлинный Бог вне качеств Подлинный Бог это Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство). Сознание в теле – это Бог. Та осознанность, которая защищает тело от разных несчастных случаев – от змеи, от лошади и т. д., – это Бог. Мы должны узнать, кем являемся. То, что в этом

Из книги Величайшие загадки аномальных явлений автора Непомнящий Николай Николаевич

ПОХОЖЕ, ФИЛЬМ О ВСКРЫТИИ ПРИШЕЛЬЦЕВ ПОДЛИННЫЙ! В 1995-1996 годах в ряде стран и у нас в России демонстрировался по телевидению сенсационный киноматериал о вскрытии тела человекоподобного существа из НЛО, якобы разбившегося в 1947 году в штате Нью–Мексико. Видеофильм