Успешный человек – кто это? Успешный человек какой он независимый уверенный позитивный

Оптимальная реализация поставленных целей называется успехом. Это понятие актуально для тех, кто делает карьеру, занимается спортом, заводит семью, воспитывает детей. Оно применимо для многих сфер деятельности. Добиваться отличных результатов значит быть успешным.

Успешным хочет быть каждый

Определение

Успешный – тот, кому сопутствует успех. Успех – это достижение нужной цели путем получения задуманного результата. Большинство считают успешными людьми тех, у кого есть только внешняя видимость успеха, а дорогая одежда, новенький iPhone, машина и т. п. Все эти блага могли ему подарить, а успешный – это тот, кто достиг всего своими стараниями. Мало кто знает, но оценивать успешность только по машине неправильно, успех – это достижение цели, а цель может быть любой. Понятное дело, достижением поставленных целей он обязан только себе.

Характерные черты

У такого человека должны быть соответствующие черты характера. Ниже приведен список характеристик, которыми он должен обладать:

  1. Трудолюбие. Нельзя допускать лени. Она тормозит прогресс. Если вы достаточно мотивированы, то у вас не будет никаких проблем. Для достижения хороших результатов необходимо работать. Ничего никогда не свалится на вас просто так, все достигается трудом.
  2. Самокритика. Вы должны трезво и максимально критично оценивать себя и свои результаты. Не жалейте себя.
  3. Уверенность. Уверенность в себе придает смелости для дальнейших действий. Если вы уверены в своих силах, то не побоитесь испытать себя. Но не нужно путать уверенность с самоуверенностью. Уверенность в себе – это трезвое оценивание своих возможностей, а самоуверенность – это переоценка себя (ложная оценка).
  4. Отношение к возможностям. Шансы всюду. Важно их видеть и вовремя использовать, они помогут приблизиться к цели.
  5. Наличие глобальной цели. Она является двигателем прогресса. Для такой цели нужна определенная стратегия, с помощью которой поэтапно можно ее осуществить. Вы действительно должны хотеть осуществления этой цели. Помните, что успешные люди живут ею.
  6. Мотивация. Ее можно назвать топливом, и она всегда должна быть. Она может быть любой. Мотивация будет вести вас за собой, вдохновлять на новые действия.
  7. Взгляд на неудачи. Успешную личность мотивирует неудача. У нее появляется желание отыграться, взять реванш. Она понимает, что неудачи – неизбежные преграды на пути к достижению цели, и встреча с ними совершенно нормальна.
  8. Ответственность. Успешная личность знает, что изменение реальности зависит только от нее. Нет ничего невозможного и только она ответственна за достижение своих целей. Такая личность должна рассчитывать лишь на себя.
  9. Умение рисковать. Но делать это стоит с умом. Если у риска есть перспективы, и в случае поражения вы не потеряете все, то рискуйте. Он может резко и круто изменить расстояние между вами и вашей целью.
  10. Порядок в голове. У успешной личности все разложено по полочкам. Никакие отрицательные мысли не должны преследовать ее, ничего не должно сбивать. В голове должно быть сформировано чёткое мировоззрение. Навести порядок в голове не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Просто уделите нужное количество времени, чтобы разобраться в себе. С того, что у вас в голове, начинаетесь вы как личность и как успешный человек.

Не все особенности характера, которые перечислены выше, свойственны вам сейчас. Их можно приобрести с помощью работы над собой.

Психологи отмечают, что очень круто меняет людей наличие мотивации. Это будет толкать вас к изменению себя. Даже просто желание стать лучше может стать той мотивацией, что поведет за собой.

На саморазвитие могут уйти дни, месяцы и годы, но при ваших упорных стараниях этот срок может значительно сократиться.

Принципы успеха

Заключение

Успешные люди – движущая сила мирового прогресса. Они способны что-то изменить не только для себя, но и для других.

Теперь вы лучше понимаете, кто такой успешный человек, и знаете, что путь к успеху не является простым. Стремитесь быть лучшим, и вы сможете достичь результатов, которые поменяют вашу жизнь.

Об успешности человека сегодня говорят практически все, но мало кто из людей чётко отдаёт себе отчёт в том, что же такое успешность и от чего она зависит. В этом смысле успешность в чём-то сродни любви, когда каждый представляет себе, что это такое, но совершенно не может внятно объяснить свои представления окружающим. Так что же такое успешность? Попробуем разобраться.

Что такое успешность

Успешность… Заслышав это слово, бедный студент, скорее всего, представит себя в качестве сынка богатых родителей, катающегося на «ламборджини», и купающегося во внимании девушек модельной внешности. А ровесница этого студента, такая же небогатая девушка, скорее всего, будет мечтать о регулярном шоппинге в Париже и Милане. А спустя некоторое время, наши герои, находясь «в активном поиске» хорошей работы и личной жизни, будут понимать под успешностью наличие хороших друзей, которые могут и советом помочь, и слово замолвить…

Таких примеров можно приводить бесконечное множество, рассматривая то, как представляют успешность самые разные люди, и… потонуть в информационном шуме, ничего не поняв. Есть способ получше. Просто, глядя на вышеприведённые примеры, зафиксируем два свойства успешности, чтобы, отталкиваясь от них, двинуться дальше.

Во-первых, понятие успешности меняется от человека к человеку. Поскольку все люди живут на некотором расстоянии друг от друга, то, можно сказать, что понятие успешности меняется в пространстве.

Во-вторых, понятие успешности меняется во времени. Ведь то, что казалось значимым десять лет назад, может потерять всякую ценность и смысл сегодня. Точно так же и сегодняшние ценности могут стать неактуальными спустя некоторое время.

Где пересекаются пространство и время? Они пересекаются в точке, которая называется «здесь и сейчас». Значит, «здесь и сейчас» всегда есть некий шанс на успех. Когда говорят о том, что «успех – это успеть», не договаривают одной важной детали. Успех – это не просто успеть. Успех – это успеть увидеть или найти свой шанс здесь и сейчас. А вот это получается далеко не всегда и далеко не у всех. И сейчас пришло время поговорить о качествах, которые позволяют увидеть и найти свой шанс здесь и сейчас.


Качества успешности

Этих качеств два: умение ориентироваться и интуиция. Чем они отличаются? Основное отличие состоит в том, что умение ориентироваться – это чисто человеческое качество, основанное на личном опыте, и осведомлённости человека в какой-либо области знаний. А интуиция – это транс персональное качество, которое появляется как некое озарение, некая новая небывалая идея. Подчеркнём: – это транс персональное качество. Иначе говоря, интуитивное озарение никогда не приходит само по себе. Оно может прийти в результате явного или неявного взаимодействия между людьми.

Чтобы натренировать умение ориентироваться в ситуации – нужно, во-первых, учиться, а, во-вторых, практиковаться. Чтобы натренировать интуицию… стоп, а можно ли её натренировать? Нет, интуицию натренировать нельзя. Можно лишь следовать неким правилам, чтобы интуитивные озарения приходили как можно чаще. Одно из таких правил – чаще слушать других людей, мысленно (именно мысленно, а не на словах) пытаясь оппонировать этому человеку. Именно в эти моменты может прийти в голову какая-нибудь полезная идея.

Теперь, разобравшись с умением ориентироваться и интуицией, можно дать определение понятиям «успешность» и «успешный человек». Итак…

Успешность – это способность увидеть шанс улучшить свою жизнь здесь и сейчас, с помощью умения ориентироваться в ситуации и интуитивных озарений.
 Успешный человек – это человек, который видит шансы на улучшение своей жизни прямо здесь и прямо сейчас, и пользуется ими.

Если говорить, более приземленно, то успешный человек способен улучшить свою жизнь везде, в любой среде. Например, все мы знаем людей, которые, оказавшись в новом городе, очень скоро обрастали хорошими знакомыми, быстро находили свою вторую половинку, вскоре у них появлялся свой бизнес. Вот это и есть пример успешного человека. Другой пример: человек оказался в тяжёлых условиях (в армии или тюрьме), и там смог добиться какого-то уважения и положения. Правда, в последнем примере играет роль не только успешность, но и ресурс, но это уже отдельная тема…

Качества, мешающие многим людям быть успешными

  1. Во-первых, это ожидание того, что закончится один этап, а после него начнётся новый, «более успешный». Например, молодой человек или девушка думает: «вот окончу школу, поступлю в институт, тут-то жизнь и начнётся». Но, увы, жизнь не начинается. Тянутся унылые лекции с перерывами на сессионную нервотрёпку. И дальше, такой человек думает: «вот закончу институт, пойду работать, и…». Но, история повторяется, и человек наступает на те же грабли. Хотя нет, не на те же. Предыдущие грабли не так больно в лоб били…
  2. Во-вторых, это вера в чудо. Такой человек верит, что «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте». От ожидания, описанного выше, веру в чудо отличает спонтанность. Если ожидание всегда имеет какой-то конкретный срок, то чудо может произойти в любой момент. Однако когда человек ожидает чуда, он не видит шансов, которые есть здесь и сейчас, и тем самым становится менее успешным. Выражение «если ты чего-то желаешь, то прекрати желать, и твоё желание сбудется» как раз об этой ситуации. Человек хочет, чтобы произошло чудо, которое реализовало бы его желание, и при этом не видит шансов, которые есть здесь и сейчас.
  3. В-третьих, убеждение в том, что основой успешности является что-то одно. Например, деньги. Если есть деньги, то можно, если не всё, то очень многое. Можно привести и другой пример: любовь. Если есть любовь, то всё в жизни наладится. Как правило, первое убеждение более присуще скорее мужчинам, а второе – женщинам. На самом деле, и мужчины и женщины здесь подменяют причину следствием. Если человек может заработать деньги – то это всего лишь результат того, что человек успешен. Или же, если человек любим взаимно – это результат того, что он увидел и не прозевал свой шанс.
  4. В-четвёртых, желание добиться успеха, обманув кого-либо. Ведь если один человек обманывает другого, то между ними на подсознательном уровне не возникает доверия, а, следовательно, пропадает возможность для интуитивного озарения. Человек, обманывающий другого, как бы лишает сам себя одного из качеств, позволяющих видеть свой успех здесь и сейчас. Конечно, такой человек может воспользоваться своим умением ориентироваться в ситуации, но такое умение может помочь далеко не всегда. Поэтому, честным быть выгоднее.

Что хочется сказать напоследок? То, что внешние атрибуты успешности человека (деньги, машины, девушки, путешествия) – это не сама успешность, а лишь её следствие. А успешность – это, в первую очередь, способность увидеть свой шанс. И, конечно, хочется пожелать всем читателям видеть свои шансы! Или, проще говоря, пожелать им удачи!

Успешные люди чаще всего не боятся осуждения, необоснованной и неадекватной критики. Они просто пропускают ее мимо себя, и сохраняют равновесие.

Осознанность

Основывается на осознанности. Успешные люди знают кто они, куда движутся, и чего хотят от жизни. Понимают, какие имеют ресурсы, знания и чего им не хватает. Каждый успешный человек знает себе цену, ставит простые, ясные цели и двигается к ним.

Фокусировка на целях

Важно не только иметь . Важно фокусироваться на ней. как магнит притягивает к себе. Успешный человек сверяет свои шаги и действия с целью. Предпринимает нужные и эффективные действия, которые приближают к ней.

Позитивное мышление

Если бы успешные люди не были бы оптимистами, и были уверены, что "стакан на половину пустой", то никакая настойчивость, целеустремленность и трудолюбие ни привели бы их к успеху.

Страсть

И последняя отличительная черта в характере успешных людей - это страсть. Чтобы на постоянной основе обеспечить себе успех, необходимо иметь страсть к жизни, и к тому, чем Вы занимаетесь. Страсть движет человека, и он постоянно "сгорает" в стремлении к той заветной мечте.

Развивайте в себе все черты успешных людей, и сами становитесь на этот путь. Удачи!

Что наши сограждане вкладывают в понятие «успех» и что значит быть «успешным»? Чтобы выяснить это, Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru провел серию опросов среди экономически активных респондентов из всех округов страны.

Как оказалось, быть успешным — это в первую очередь хорошо зарабатывать, быть богатым, состоятельным (так считают 15% россиян). Интересно, что среди женщин такое мнение распространено больше, чем среди мужчин (18% против 12%).

«Быть успешным — это когда подходит время зарплаты, а ты еще предыдущую не истратил!»

«Миллион долларов на личном счете»

По мнению 12% россиян, быть успешным — это значит достигать поставленных целей. Еще 11% опрошенных убеждены, что успешный человек — тот, кто занимается любимым делом. Среди женщин такая позиция распространена больше, чем среди мужчин (13% против 8%).

Кроме того, представительницы прекрасного пола чаще считают, что быть успешным — значит быть любимым и состоять в браке (9% против 5% среди представителей сильного пола). «Успешная женщина — это когда у нее есть любимая и крепкая семья, любимый и любящий муж, счастливые и здоровые дети, налаженный быт и работа, на которую она ходит с удовольствием...» - комментируют они.

Также, по мнению россиян, быть успешным — значит быть востребованным и полезным (так считают 5% опрошенных), подняться по карьерной лестнице и быть удовлетворенным результатами (по 4%), пользоваться авторитетом и реализовать свои способности (по 3%).

По 2% респондентов уверены, что быть успешным — значит чувствовать себя свободным и независимым, жить в гармонии с собой и окружающими, развиваться, обучаться, быть профессионалом, везучим и уверенным в себе. «Успех — он и есть успех!» - считают еще 2% респондентов. Еще 15% россиян назвали другие признаки успешного человека:

«Когда идут за тобой, а не ты за кем-то»

«Все успевать»

«Страница о тебе в «Википедии»

«Быть духовно богатым»

При этом большинство россиян (63%) не согласны с утверждением, что успешность человека связана исключительно с достижениями в карьере. По мнению опрошенных, невозможно быть успешным без личного счастья. «Если у человека не сложились хорошие отношения в семье или ее вообще нет, или детей он воспитал не должным образом, то успешность в карьере не означает его успешности в целом как личности», - комментируют респонденты.

Напротив, каждый четвертый россиянин (25%) убежден, что именно профессиональный рост является главным критерием успеха: «Любого человека оценивают по тому, где он работает и сколько зарабатывает»; «Если человек счастлив на работе, он счастлив во всем». Тех, кто разделяет такую точку зрения, больше среди молодежи до 24 лет (28%).

«Считаете ли вы себя успешным человеком?» Положительно на этот вопрос ответил 61% россиян, причем 21% опрошенных считает себя однозначно успешными, еще 40% — скорее успешными. «Многое сбылось»; «У меня все есть!» - комментируют респонденты.

И чем моложе человек, тем больше вероятность того, что он считает себя успешным. Так, среди респондентов до 24 лет однозначно успешными себя ощущают 27%, а среди опрошенных старше 45 — лишь 17%. Чаще ощущают себя на гребне успеха респонденты, зарабатывающие свыше 45 тысяч рублей в месяц (22% из них считают себя однозначно успешными, еще 47% — скорее успешными). Кроме того, однозначно успешными чаще считают себя мужчины (22% против 18% среди женщин), а скорее успешными — женщины (44% против 37% среди мужчин). Успешных людей больше среди тех, кто состоит в браке (65% против 55% среди холостых и незамужних).

А вот 21% наших сограждан пока не считает себя успешными (5% — однозначно, а 16% — скорее не считают). И причины тому самые разные: «Обстоятельства сложились так, что мне пришлось закрыть свое дело»; «На работе проблемы, замуж никто не берет». Чаще других однозначно неуспешными себя считают респонденты старше 45 лет (7% в сравнении с 3% среди молодежи до 24 лет), опрошенные с доходом менее 25 тысяч рублей в месяц, не имеющие детей (6%) и не состоящие в браке (7%).

А что такое успех в сознании россиян и меняется ли представление об успехе со временем? В первую очередь наши сограждане вкладывают в это понятие достижение желаемого результата (19%, в 2006 году — 30%) и доход, благосостояние (17%, в 2006 году — 19%). Любимая работа все реже рассматривается как обязательная составляющая успеха: если в 2006 году ее считали таковой 15% опрошенных, то сегодня — лишь 7%.

Все меньше респондентов считают главным в успехе карьеру (6% против 8% в 2006 году), семью и счастье в личной жизни (6%, семь лет назад — 9%), удовлетворенность от проделанного (5% против 11% в 2006), уважение, авторитет (5% против 9% в 2006), везение, удачу (4% против 7%), работоспособность (4% против 5%), а также самореализацию (3%), профессионализм (2%), стремление вперед (2%), востребованность (1%) и исполнение желаний (1%).

16% опрошенных указали другие составляющие успеха:

«Высокий уровень духовного, интеллектуального, физического, морального и материального развития!»

«Когда приносишь людям добро — вот это успех!»

Место проведения опроса: Россия, все округа
Заказчик: «Ведомости»
Населенных пунктов: 134
Время проведения: 15 января 2013 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1000 респондентов

Вопрос: «Как вы считаете, что значит быть успешным(ой)?»

Более подробная информация об исследовании, а также комментарии респондентов - на портале

Департамент образования и науки Кемеровской области

Областная научно-практическая конференция исследовательских и прикладных работ

«Мы – будущее Кузбасса (юниор)»
Секция «Химия. Биология. Экология. Психология»

Кто он, успешный человек?

Самойлов Алексей, 7 класс

МБОУ «Основная общеобразовательная

школа № 2» г. Таштагол

Научный руководитель:

Шепета Ирина Валентиновна,

учитель начальных классов,

педагог - психолог

2014
Оглавление


Введение…………………………………………………………………........

3

Глава 1. Психологический аспект понятий «успех» и «успешность» человека. …………………………………………………………………….

    1. Успех, успешность как категория социальной психологии.………

    2. Успех или неуспех в деятельности …………………………………..

    3. Успех и успешность в учебе и жизни ………………………………

    4. Формирование представлений об успешности в юношеском возрасте ………………………………………………………..……..

5

10
13


Приложение 1. Организация и методы

исследования………………………………………………………………….


Приложение 2. Русские люди в достижении успеха …………………….

23

Заключение……………………………………………………………………

26

Библиография…………………………………………………………………

28

Введение

Термин «успешность» является одним из самых распространенных в языковой культуре современного российского общества. Актуальность исследования продиктована социальными, экономическими и политическими изменениями, произошедшими в социуме в последние годы Кто он, успешный человек, и каковы критерии успешности в нашей стране? Мы попытались ответить на эти вопросы.

Успешность – жизненный стимул, жизненная позиция, которая во многом зависит от того, насколько сформирована эта потребность у человека и каким ценностным смыслом он ее наполняет. Успешный человек – это человек сумевший реализовать заложенный в нем потенциал, осуществить свои возможности и желания с пользой для себя и для общества. Успешный человек успешен потому, что делает все для того, чтобы стать успешным.

Понятие успеха не чуждо ни старшим, ни младшим поколениям. Но у каждого времени свой Успех и свои Герои. Так или иначе, каждое поколение создает и отстаивает свою версию Успеха.

Целью данного исследования является изучение представлений разных возрастных групп об успешности человека.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:





  1. Выявление особенностей представлений об успешном человеке у разных возрастных групп (юношество и их родители).
Гипотеза исследования состоит в том, что представления об успешности людей имеют сложную структуру и различны в зависимости от возраста.

Задачи исследования:


  1. Изучение научной литературы по теме исследования.

  2. Составление анкеты, касающейся различных аспектов представлений об успешности.

  3. Проведение необходимых исследований.

  4. Выявление особенностей представлений об успешном человеке у
разных возрастных групп (юношество и их родители).

Объектом исследования являются предпосылки развития успешности обучающихся МБОУ «ООШ № 2».

Предмет исследования – обучающиеся МБОУ «ООШ № 2».

На наш взгляд, исследование представлений об успешности молодых людей в сравнении с представлениями взрослых будет особенно важно для молодежи. Им предстоит справиться с трудностями периода вхождения во взрослость, в перечне которых на одном из первых мест стоит жизненный успех. Суметь стать успешным, как нам кажется, ценно для современной России.

С пожеланиями успеха …

Глава 1. Психологический аспект понятий «успех» и «успешность» человека


    1. Успех, успешность как категория социальной психологии
Исследование успеха человека стало традицией преимущественно за рубежом. Недавно известный лингвист А. Шмелев в интервью с корреспондентом журнала «Знание-сила» сказал, что еще лет двадцать тому назад словосочетания «успешный человек» в русском языке не было. Однако в языковой культуре современного российского общества успешность является одним из самых распространённых терминов. Например, средства массовой информации, обращаясь к теме решения житейских проблем наших соотечественников, предлагают самые разнообразные алгоритмы достижения социального, профессионального, личностно-семейного успеха. Может быть, само словосочетание «успешный человек» действительно прежде не было в ходу, но все, же успех, ценили во все времена.

Термины «успех», «успешный» «успешность» однозначно несут смысловую нагрузку положительного свойства.

Понятие «успешный», по определению С.И.Ожегова , означает «заключающий в себе успех, удачный», а понятие «успех» - «удача в достижении чего-нибудь» . «Удача», в свою очередь, трактуется автором как «нужный или желательный исход дела» . При этом понятия «успех», «удача», «желание», с одной стороны, мы можем соотносить с эмоциональным состоянием человека, а с другой, - сочетание «нужный или желательный исход дела» может означать, по нашему мнению, соответствие достигнутого результата поставленной цели, что отражает деятельность человека.
Успех связан с социальной природой человека, с проявлением его сущностного начала. Потребность в успехе рассматривалась и в настоящее время рассматривается как одна из фундаментальных. Это потребность ставить всё дальше идущие цели и стремиться к их достижению. Она отражает постоянное соревнование человека с другими и самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень, сделать лучше и оригинальнее. Американский писатель Майкл Корда писал: «Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим самым последним достижением» .

Успех, однако, нельзя рассматривать только как «достижение результата». Весь его смысл в той радости, которую он даёт. Ожидание радости – источник движения человека вперёд. Уберите её – и все действия и способности человека теряют смысл. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – осознание достигнутого .

Из всего вышесказанного следует, что, успех – это осуществление цели и состояние удовлетворения (радости, счастья) от этого. Но что все-таки считать успехом: то, что человек лично для себя считает таковым, или то, что утверждает в качестве успеха общество? Мнения на этот счет расходятся: «Успех – это оценка общества. Социум говорит: если ты добился того, того, того, значит, ты успешен» .

Позволим себе не согласиться с формулировкой: успех – понятие индивидуальное, каждый сам-де решает, что для него успех и успешен ли он оказался. Успех – категория социальная и очень важна значимость выполненной деятельности в соответствии с системой общественных ценностей.

Успех всегда имеет две стороны. Одна – сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая – отношение окружающих к успеху конкретного человека. Связь этих сторон несомненна. Человек переживает чувство успеха тогда, когда он не только сам понимает, что добился успеха, но видит (понимает), что окружающие его и значимые для него люди оценивают его деяния как удачу. Например, на соревнованиях спортсмен пробегает 100-метровку быстрее своих соперников, он ощущает удачу, но чувство успеха к нему приходит тогда, когда объявляют, что он на 0, 02 секунды побил мировой рекорд по бегу .

Кроме этого, успех – это, прежде всего, и главным образом понятие человеческое, а уж потом профессиональное. Если характер человека далеко не безупречен, отличается двуличностью, то одних профессиональных достижений будет мало, чтобы завоевать уважение окружающих. Это значит, что нет основы для прочного успеха. Любой успех: в учебе, спорте, бизнесе, общественной работе никак нельзя оторвать от двух вопросов, на которых, как на китах, стоят основы нравственности – во имя чего? Какими средствами? Если успех нужен лишь для внешнего эффекта, либо он вообще превратился в самоцель (успех ради самого успеха), велика ли его цена с человеческой точки зрения?

Итак, успех – это переживание радости от того, что результат, к которому человек стремился в своей деятельности, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошёл их. Успешный результат деятельности человека предполагает оценку со стороны общества в форме признания или одобрения. И нельзя забывать и о том, что понятие «прочный успех» основано на нравственных законах человеческой жизни. Вряд ли кто-нибудь всерьез счел бы эгоизм, несправедливость, обман, жестокость надежной основой длительного успеха.


    1. Успех и неуспех в деятельности
В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивации большое значение имеет успех или неуспех в деятельности.

Для достижения успеха в деятельности человеку, прежде всего, важно уметь ставить цели и строить план реализации задуманного. «Счастливые люди каждый день делают хотя бы один, хотя бы маленький шаг по направлению к своим целям» (Дэвид Нивен).

Кроме этого, существенная составляющая успеха – это вера в успех. «В любом проекте важнейшим фактором является вера в успех. Без веры успех невозможен» (Уильям Джеймс).

Формула успеха:

Вера в успех аккумулирует все умственные способности человека, и подсознание начинает активно работать над достижением цели, появляется особое чувство уверенности - и тогда Ваши мечты обречены сбыться .

Наиболее приятным, радостным и ценным для человека будет такой успех, который дался с известным трудом и который потому воспринимается как заслуженный результат его работы. Слишком легко давшийся успех может разочаровать: я-то знаю, что немного усилий приложил к их выполнению этого дела, так за что же они меня хвалят? Чувство удовлетворения такой успех не приносит. И хотя приятно бывает чувствовать себя «счастливчиком», «везучим человеком», всё же для подлинного переживания успеха очень важно, что ты добился его собственными усилиями, собственным трудом.

В лаборатории известного отечественного психолога А. Н.Леонтьева был проделан такой опыт. Детям-дошкольникам предлагалось выполнить задание: достать определённую вещь, не вставая при этом с места. Сделать это, не нарушая правила, было очень трудно. Поэтому некоторые дети не выдерживали, и когда психолог выходил из комнаты, нарушали правило: вставали с места и брали нужную вещь. Когда психолог вновь возвращался, он радовался «успеху» ребёнка, хвалил его и в награду давал конфету.

Некоторые дети спокойно принимали награду, но были и такие, которые огорчались до слёз, всеми силами старались избавиться, говорили, что «конфета горькая» .

На переживание успеха и неудачи влияют также представления человека о том, какие причины лежат в основе результатов его деятельности – внутренние или внешние.

Внутренние причины успехов или неудач в деятельности во многом зависят от самого человека. Это его способности, сообразительность, знания, упорство, желание и пр.

Внешние причины от самого человека чаще всего не зависят. Это трудность задания, случай, везение или невезение и пр. Конечно, переживая успех, каждый из нас обычно учитывает и внешние и внутренние причины. Однако люди отличаются по тому, какими причинами – внутренними или внешними – они преимущественно объясняют свои успехи и неудачи. Такое объяснение называется локусом контроля. Если человек считает, что его успехи зависят от него самого - от его упорства, настойчивости, ума, способностей, то говорят о внутреннем локусе контроля.

Если человек относит свои успехи и неудачи на счёт внешних причин, на которые он сам влиять не может, – трудности задания, отношения других людей, то его локус контроля считается внешним.

Психологические исследования показали, что локус контроля, как внутренний, так и внешний, оказывает влияние на успешность деятельности.

Люди, которые в объяснении своих успехов и неудач ориентируются преимущественно на внутренние причины, считают, что результаты их деятельности зависят, прежде всего, от них самих. Поэтому они прилагают больше усилий к выполнению деятельности и объективно достигают больших успехов, чем те, что педагоги к ним придираются, а свои успехи – везением. Некоторые взрослые свои неуспехи объясняют несправедливостью начальника, а успехи – счастливым стечением обстоятельств. Внешний локус контроля ведёт к тому, что при первой неудаче человек бросает начатое дело, поскольку твёрдо уверен, что у него всё равно ничего не получится .

Ощущение успеха или неуспеха в деятельности всегда изменяют психологические условия её протекания. Неуспех в деятельности, особенно длительный неуспех, вообще затрудняет дальнейшую работу, делает её психологически для человека ещё более трудной, чем она есть на самом деле. Трудности стимулируют деятельность, но они должны быть в пределах разумного, иначе они превращаются в сверхтрудности, и человек начинает себя перед ними бессильным.

Успех окрыляет человека, какого бы возраста он ни был и какой деятельностью не занимался. Герой трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» Николенька Берсенёв так передаёт своё ощущение от похвалы: «Вот я бы никак не думал, чтобы вы были так умны!- сказал он мне с такой добродушной, милой улыбкой, что вдруг мне показалось, что я чрезвычайно счастлив. Похвала так могущественно действует не только на чувство, но и на ум человека, что под её приятным влиянием мне показалось, что я стал гораздо умнее, и мысли одна за другой с необыкновенной быстротой набирались мне в голову»


    1. Успех и успешность в учебе и жизни
С одной стороны «успеваемость» и «успешность» - слова по значению близкие. Успешность – это свойство, заключающее в себе успех. А успеваемость – степень успешности обучения, усвоения знаний. Это внешний показатель. В настоящее время существует множество сомнений в том, что этот показатель действительно отражает свойство, которое во внутреннем мире человека и его внешней деятельности проявляет себя, переживается как успешность.

Многие родители постоянно твердят своим детям: «Прилежно учись, получай хорошие отметки – лишь тогда ты сможешь найти высокооплачиваемую работу» и переживают, если учеба не ладится. Взрослые убеждены, что хорошие знания дадут их детям шанс на успех в будущем. Но верно ли утверждение, что учеба – это главное? Есть ли взаимосвязь между отличными школьными оценками и дальнейшей успешностью в жизни?

Переживания родителей по поводу низкой успеваемости ребенка можно понять. Однако не стоит переносить «школьные успехи» на успешность в жизни (положение в обществе, занимаемая должность, уровень доходов, количество друзей, семейное благополучие и т.п.). Как ни парадоксально, те, кто учился средне и удовлетворительно, тоже могут быть успешными.

Безусловно, хорошая успеваемость – это в большой степени вероятность того, что молодой человек хорошо устроится в жизни, но все же, это всего лишь вероятность, а не гарантия. Существует много людей известных, которые в школе учились не очень хорошо, но добились своей цели, и стали успешными.

Например, Алла Пугачева закончила школу с семью тройками: по черчению, биологии, физике, географии, химии, физкультуре и поведению. У нее было всего три пятерки: по литературе, арифметике и труду. Андрей Миронов имел тройки по алгебре и геометрии. Зато учился на «отлично» по истории, естествознанию, литературе и черчению. Владимир Путин имел двойку по рисованию, тройку по русскому, естествознанию и арифметике. Пятерка была единственная – по истории. При этом он смог занять пост президента. Основатель компании Microsoft Билл Гейтс учился так плохо, что его даже отводили к психологу по этому поводу. У него были только хорошие математические способности. Не смотря на это, он организовал свою компанию, и в возрасте 31года стал миллиардером. Таких примеров, когда троечники становятся успешными в жизни, можно приводить еще немало. Но не следует расценивать данные истории известных людей как призыв к снижению учебных показателей в школе. Напротив, образование крайне необходимо. Следует лишь шире подходить к вопросу о школьной успешности. Ведь результаты успеваемости, не единственная составляющая учебной успешности.

Как же можно трактовать учебную успешность ребенка? Прежде всего, успешность – это качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого человека. Субъективные составляющие успешности – это устойчивая высокая самооценка и удовлетворенность собой и своей деятельностью. Несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник не может быть отнесен к успешным ученикам. Учеба не приносит ему радости, удовлетворения, ощущения подъема, всего того, что входит в понятие «успех».

Объективный показатель успешности – результативность – тоже не стоит трактовать примитивно. Показатели результативности могут быть количественными и качественными, они должны давать возможность оценить реальные достижения в разных системах координат – в сравнении с самим собой, учебной группой, некоторой региональной нормой, стандартом и т.п.

А сегодняшняя система оценок, по сути дела, фиксирует только количественный результат и только в сравнении с образовательным стандартом. Вот и получается, что ребенок с серьезными проблемами в развитии, сумевший достичь оценки «три» благодаря силе воли, огромному желанию, серьезным и продолжительным занятиям, и одаренный ученик, учащийся спустя рукава и получающий свои четверочки – троечки шутя, без единого усилия и старания, - одинаково успешны. Ой ли?

Сейчас предпринимаются определенные шаги, для того чтобы хотя бы разнообразить количественные показатели эффективности (нетрадиционные шкалы оценок, рейтинговая система и др.) Помимо этого, просто необходимо вводить качественные показатели результативности. Они должны фиксировать изменения, происходящие с самим ребенком, приращение его компетентности, его умений, появление у него новых качеств, новых культурных потребностей и привычек.

В баллах творческий подход, умение работать над проблемой, проводить исследование, сотрудничать с другими учениками в учебной группе и прочие психологические свойства и способности измерить очень трудно. По этой причине от их оценки просто отказываются, сводя результативность обучения к усвоению знаний и сугубо учебных навыков и умений. Но это в корне не правильно .

Успешность – жизненный стимул, жизненная позиция, которая во многом зависит от того, насколько сформирована эта потребность у ребенка еще в школе. Формирование личности ребенка проходит под влиянием среды, учителя и родителей . Успешность ребенка может поддерживаться и развиваться в результате специально организованной психолого - педагогической работы. Ориентация на создание ситуации успеха должна рассматриваться как одно из непременных условий повышения эффективности процессов обучения и воспитания.

Таким образом, успеваемость – это лишь составная часть успешности ученика в школе. В понятие «успешный ученик» должны вкладываться не только высокие школьные отметки, но и положительная динамика развития, социальная адаптированность, адекватно-позитивная самооценка, коммуникабельность, хорошее физическое и психическое здоровье и т.п. К сожалению, успешность ребенка в учебе (часто это просто успеваемость) и за порогом школы, в реальной жизни не всегда совпадают. Современная ситуация в образовании говорит о том, что проблема успешности человека актуализировалась. Произошло изменение представления о содержании и качестве образования. При организации профессиональной психолого-педагогической деятельности каждому школьнику должна создаваться ситуация успеха, он должен иметь динамику личностного развития. Хочется видеть наших детей успешными. Если при этом у них будет и высокая степень успеваемости – замечательно. И тогда успешное пребывание молодого человека в школе обязательно будет способствовать его дальнейшему успешному продвижению в жизни.