Учитель освещает путь. Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама. с тем источником богатой духовной жизни

« Учитель - свеча, которая светит другим, сгорая сама»

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли: Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

Я - СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть! И огонёк этой свечи погас.

Вторая сказала:

Я - ВЕРА, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше. Подул легкий ветерок и загасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла:

Я ЛЮБОВЬ, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, - своих близких. И это свеча угасла.

Вдруг: в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ? ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ - Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ!

Произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала:

НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я - НАДЕЖДА.

Я - учитель, который ежедневно погружается в прекрасный мир детства, раскрывает тайны человеческих сердец, живет в гармонии с собой и миром, который дарит детям любовь, спокойствие, веру и надежду. В школе, где есть радость и горечь, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, часто бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: тетради, журналы, уроки. А, по сути своей, она радостная, так как с нами самые чистые, искренние и порядочные люди — наши дети. И очень ответственная, потому что нам доверили самое дорогое — ребёнка. Я люблю детей просто, потому что они дети — яркие, эмоциональные, добрые. Ребёнок — изначально беззащитное существо, исполненное надежд, веры в светлые стороны бытия, радости открытий; душа, открытая миру. Это по словам Плутарха, «не пустой сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь».

И вот звонок,

Пустеет быстро школьный дом.

В звенящей тишине

Последние шаги.

Но в тихом классе все сидишь ты за столом,

И вновь перед тобой твои ученики.

И в тишине ты думаешь о них,

Вчера чужих, теперь родных,

Про их вопрос, про свой ответ,

Про то, на что ответа нет…

А завтра снова день придет,

И школьный радостный народ

Наполнит шумом этажи

И в вихре жизни закружит!

Когда-то сам на третьей парте у стены

О будущем мечтал и взрослым стать спешил

Уже тогда ты быть учителем решил,

Нелегкий выбрал путь, но знал, что хватит сил.

И снова в школе тишина,

И старый глобус у окна,

В журнале суффикс и падеж,

И столько судеб и надежд…

В твоих руках судьба страны, судьба земли,

Твоих учеников исполнятся мечты.

Им сеять хлеб, вести по курсу корабли,

Жизнь детям посвятить, как это сделал ты…

И снова в школе тишина,

И старый глобус у окна,

В журнале суффикс и падеж,

И столько судеб и надежд…

Сергей Владимирский

Золотые правила педагога

  1. Пришел в школу - сделай умное и благородное лицо.
  2. Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, вспомни свое детство и на всякий случай съешь мороженое.
  3. Деньги и педагогика малосовместимы.
  4. Пусть все манекенщицы мира, увидев твою улыбку, подадут в отставку.
  5. Не заходи в душу к детям, если тебя об этом не просили.
  6. Иди на урок с радостью, выходи с урока с приятной усталостью.
  7. Шути до тех пор, пока не научишься.
  8. Помни: плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель - испепелить ДУШУ.
  9. Приходить на урок следует на столько подготовленным, чтобы знать точно: для чего пришел, куда пришел, что будешь делать и будет ли от этого хорошо.
  10. Каждый раз, когда хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона.
  11. Старайся кушать каждый день.
  12. Люби свою администрацию так же, как и она тебя, и ты проживешь долгую и счастливую педагогическую жизнь.
  13. Никогда не жди похвалы, а старайся сразу же выяснить, как с ней обстоят дела.
  14. Люби кого-нибудь помимо школы, и тогда у тебя будет все в порядке.
  15. Если к тебе пришли на урок, вспомни, что ты артист, ты лучший педагог страны, ты самый счастливый человек.
  16. Говори родителям всегда самую лучшую правду, которую ты знаешь.
  17. Гордись своими ошибками, и тогда у тебя их будет с каждым годом все меньше.
  18. Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей.
  19. Если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга учащихся, то можешь считать, что половину дела ты уже сделал.
  20. Помни: хорошие педагоги живут долго и почти никогда не болеют.
  21. Отдай школе все, а, выйдя из стен школы, начни новую жизнь.
  22. Постарайся всегда быть здоровой, даже если в это кто-то не поверит.
  23. Одевайся так, чтобы никто не сказал тебе вслед: "Вон учительница пошла".
  24. Не спи на уроке; дурной пример заразителен.
  25. Во время опроса изобрази на лице предельный интерес.
  26. Помни: если твой голос становится угрожающе хриплым, значит, ты делаешь что-то не то.
  27. Хорошо, когда поздним вечером, ты вспомнишь своих учеников, лицо твое озарится улыбкой.

Эссе

Учитель – свеча, которая

Светит другим, сгорая сама.

Джованни Руффини

Три свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

Огонек свечи погас.

Вторая сказала:

Я – ЛЮБОВЬ, я никому не нужна и нет мне смысла гореть дальше.

Ветерок загасил свечу.

Вдруг зашел ребенок, увидел потухшие свечи, закричал:

Я боюсь темноты!

Произнеся это, он заплакал. Тогда третья свеча сказала:

НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ СВЕЧИ: Я – НАДЕЖДА!

Надежда – компас земной в нелегкой профессии педагога.

Как истина звучат для меня слова, сказанные В.О.Кольцовым: "Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить того, кому преподаешь". Мне повезло: я преподаю самый увлекательный, самый интересный, самый поучительный предмет, который нельзя не любить - географию.

Какие они все разные – мои ученики: одному нужна хорошая оценка, другому – интересное занятие, а третьему – всего лишь добрый взгляд, поощрение, признание. И всем нельзя без надежды… Вот тут-то снова вспоминаются три свечи: вера, надежда, любовь. Они не должны погаснуть!

Моя педагогическая философия – научить детей верить в себя! А добиться этого можно только благодаря СОТВОРЧЕСТВУ учителя и ученика. Отсюда мои педагогические заповеди:

Верь в своего ученика – сопереживай

Понимай и принимай его таким, какой он есть – сотрудничай

Уважай в каждом ребенке личность, но будь требователен – созидай личность

Искренне разделяй удачи и огорчения – согревай

Предъявляй требования и к себе:

Будь открытым, терпимым, ищи в учениках, прежде всего – лучшее – создавай атмосферу поиска

Вдохновляй своих учеников на добрые поступки – сподвигни на поиск нового, неизведанного

Возбуждай жажду познания – совершенствуйся как личность

Дай своему ученику возможность гордиться собой – соответствуй выбранной профессии.

Я учусь чувствовать рядом с собой человека, видеть его духовный мир, и мои ученики меняются, становятся другими.

Основными нравственными ценностями моей педагогической философии, прежде всего, являются такие категории, как справедливость, честность, доброта, и, конечно, надежда.

Мне, кажется, что я уже нашла свое педагогическое кредо – это со-трудничество, со-творчество, со-переживание, со-чувствие, созидание. Созидание невозможно без горения – вот они непременные символы учителя, учительской веры, надежды, любви.

Самые лучшие уроки, когда мои воспитанники спорят, сомневаются, творят.

XXI век полновластно вошел в нашу жизнь. Что несет он? Что ждет образование на дороге жизни? Эти вопросы призвана решать школа XXI века. Черты новой школы, представляются четко, поскольку происходит смена образовательной парадигмы. Предлагаются новые подходы, новое право, иные отношения, иной педагогический менталитет. Но она должна, на мой взгляд, выполнить свое главное предназначение – дать учащимся целостные нравственные ориентиры.

Ориентиром нравственного воспитания для меня является: поступай так, как желал бы, чтобы поступали другие.

Молодой человек, вступая во взрослую жизнь, должен освоить многие социальные роли: избирателя, потребителя, клиента, члена семьи…

Для того чтобы успешно реализовать себя в той или иной социальной роли, ему необходим определенный социальный опыт, нормы и правила, усвоение которых делает человека адаптированным к жизни, повышает степень его свободы.

Среди приоритетов, которые в последнее время устанавливаются в образовании, на первое место выходят общеучебные умения – умения приобретать и эффективно использовать знания.

Сегодня в школах серьезное внимание уделяют формированию умений работать с информацией, отрабатывать гражданскую позицию учащихся, учат толерантности, знанию своих прав и обязанностей, освоению демократических ценностей, культуры межличностных отношений, применять знания в разных ситуациях и умению работать в группах.

Я выделяю несколько целей, которые в современной ситуации мне видятся как приоритетные:

Научить учиться, осваивать новую информацию, анализировать собственный опыт;

Научить ориентироваться в мире ценностей;

Сформировать ключевые компетентности: решать проблемы, работать в группе, использовать информационные технологии;

Подготовить к профессиональному образованию.

Школа создается кропотливым трудом учителя, но создать образ современного учителя могут сами школьники. Учитель формирует человека, а учителя формируют поколения учеников. Какой же портрет создали учащиеся нашей школы? По итогам опроса, проводившегося в сентябре 2013 года, ученики хотят видеть рядом с собой учителя, обладающего следующими качествами и достоинствами: интеллектуальная развитость, креативность, порядочность, любовь к детям.

Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Учитель не ходит на работу, а совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися.

А это значит – урок продолжается…

И закончить хочется словами Галилео Галилея: "Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе".

Учитель – свеча, которая светит другим,
сгорая сама.

Джованни Руффини

Я часто задаю себе вопрос: “Почему я пришла в школу?” Самое интересное, что приходят в голову совершенно “студенческие” ответы: “Потому что люблю английский язык, потому что люблю детей и всегда нахожу с ними общий язык, потому что знаю, как правильно учить детей и покажу, и докажу”, и тому подобное. Но часто ли мы осознаем всю меру ответственности, которую возлагаем на себя? А все ли мы делаем для того, чтобы стать по-настоящему нужными детям? Становимся ли для них свечой, “которая светит другим, сгорая сама”?

Ученик с огромным букетом робко протягивает руку, он доверяет нам свою жизнь и судьбу. Как можно не оправдать его доверия! И есть немало учителей, у которых ученики получают не только знания, но и подражают им. Проходит время, и школьники, уже повзрослевшие, перенимают их интонацию, привычки, манеру одеваться, держать себя. Когда видишь, замечаешь эти мелочи, становится приятно, теплее на сердце, думаешь: не зря работаешь, не зря воспитываешь. Но не все сразу получается.

Сколько раз, признаюсь чистосердечно, хотелось все бросить, уйти, спрятаться, закрыться. Эти вечные тетради, дети, требовательные родители, вечная нехватка денег и лишенные драгоценного внимания собственные дети! Но какая-то неимоверная сила вновь и вновь заставляет нас идти в школу, открывать дверь в класс: “Здравствуйте! Я очень рада вас видеть, садитесь”. А после уроков ты видишь искрящиеся глаза детей, полные веселых мыслей, любопытства, каких-то личных тайн. Они окружают тебя своим вниманием, любовью – и опять вырастают крылья! Ты опять забываешь все личные проблемы и невзгоды, ты заботишься о них, смеешься, веселишься, любишь и плачешь вместе с ними.

Каков же он современный учитель? Где ему научиться всему и узнать все? Современная школа может быть востребованной только при учителе, постоянно работающем над собой, повышающем квалификацию. Только неимоверно кропотливым ежедневным трудом мы можем добиться успеха. Невероятно сложно стать настоящим учителем. По-моему, им можно стать лишь тогда, когда каждый из преподавателей разработает программу собственного познавательного, профессионального и статусного роста.

Сегодня немало детей лишено внимания родителей, порой им не хватает ласки, добра, заботы. Современному учителю с такими детьми необходимо быть особенно осторожным, тактичным. Главная его задача - найти подход, задеть струну детской души, подобрать ключ к сердцу школьника.

Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается одними уроками, выполнением всех программных норм и требований. И он не просто отбывает учебное время, а знает обо всем, что происходит с детьми. А как же иначе? Как по-другому прийти к детям? Без любви, без сердца? Нет, такими мы им не нужны. Раз уж мы выбрали эту профессию, то и сердце, и душу, и всю любовь, которые в нас есть, мы должны отдавать своим ученикам.

А кто же такой современный ученик, каков он? Он – тихий и неугомонный, прилежный и ленивый, веселый и грустный, скрытный и откровенный, маленький и одновременно взрослый. Но он – наш любимый ученик, та мягкая глина, из которой нам предстоит вылепить тончайшую прелестную вазу.

Современные дети – модернизированы, они идут в ногу со временем, у многих из них есть вся новейшая техника: и видео, и компьютер, и телефоны. Они имеют возможность широко использовать Интернет, могут получать колоссальное количество различной информации. А мы должны помочь умело применить это в своей работе и вести их по тропинкам знаний. Только используя “педагогику сотрудничества”, весь свой опыт, мы можем добиться успеха. Мысленно я переношусь в конец XXI века и вижу молодых учителей, которые работают в полностью компьютеризованных классах, используют различные тренажеры с компьютерными программами, пользуются достижениями научно-технического прогресса. Они молоды, дерзки, умны.

И все же, главная цель нашей деятельности – подготовка учащихся к достойному вступлению в жизнь, реально существующую, сложную и противоречивую. Поэтому нам нужно иметь представление о том, какими чертами, качествами и умениями, необходимыми для успешного обучения, общения, заявления себя, достижения успеха, надо обладать ученику. И придется приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, успешной. И нам, современным учителям необходимо понимать проблемы и видеть достоинства каждого ученика, умело сочетать доброе отношение и требовательность в общении и работе. Только взаимопонимание способствует всестороннему развитию школьника.

Можно надеяться, что в жизни каждого из нас был настоящий учитель. Тот, которого ты любишь, на которого хочешь быть похожим. Мне повезло, и в моей жизни встретился такой человек. Это учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель школы Российской Федерации Сергей Иванович Парфенов, на уроках которого в нашем неугомонном классе воцарялась долгожданная тишина. Благодаря своему профессионализму, богатейшим знаниям, он воспитывал в нас любовь к Родине, к русскому языку, создал в школе настолько домашнюю и теплую атмосферу, что туда до сих пор хочется вернуться. И сегодня мне хочется сказать слова признательности ему и всем моим дорогим учителям, которые вложили в меня частичку своей души и которых я никогда не забуду. Я всегда стараюсь быть похожей на них, чтобы привить в моих учениках такую же любовь к моему предмету и ко мне.

Великое дело – школа. У нас много хороших учителей, достойных самых высоких похвал. С учителя, со школы начинается все. Он – начало всех начал. Действительно, нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. Именно он, не жалея сил, может развить в юных друзьях своих неведомые им таланты, выработать стремление к познанию окружающего мира, желание трудиться на благо Отечества. И как не вспомнить слова Л.Н. Толстого о том, что “если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель”. А может ли быть совершенным учитель, который ничему не учится у своих учеников? Ведь дети по-иному видят окружающий мир, рисуют его яркими красками, в нем много доброты, тепла, света, любви. Мысли, которые высказывают порой ученики, как ни парадоксально это звучит, бывают более глубокими, чем те прописные истины, которые часто говорим мы, взрослые. И мне кажется, что учить детей - дело необходимое, но важно и полезно и нам самим учиться у детей.

Таким образом, современный учитель - это человек, преданный своему делу, любящий учеников, работающий над собой, тактичный, умеющий подобрать ключик к сердцу ребенка, использующий новейшие достижения науки и техники. И сегодня не устарели слова итальянского писателя XIX века: “Учитель – это свеча, которая светит другим, сгорая сама”.

Евгений Сергеевич Дергачёв - учитель географии МОУ «СОШ № 3» города Облучье Еврейской автономной области, его педагогический стаж - с 25 августа 2010 года.

Евгений Сергеевич увлекается волейболом, интересуется информацией, которая касается географии и конкурсов среди учителей.

«Учитель - свеча, которая светит другим, сгорая сама»

Каждому человеку дан драгоценный дар - жизнь как возможность пройти многочисленные уроки, получить определённый опыт и стать мудрее. И помогают нам в этом наши учителя.

Понятие «Учитель» с древнейших времён считалось священным. Учитель всегда передавал людям высокое Знание, раскрывал Истину, помогал обретать Силу, Мудрость и Любовь. Учитель сам выбирал себе достойного ученика. Он ведет учеников сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный незаметный подвиг: отдает свои знания, вкладывает в учеников частичку своего сердца.

Великое счастье - встретить учителя, который станет для тебя путеводной звездой, научит доброте и справедливости, поможет стать Человеком. Нам, выпускникам 2005 года школы № 3 г. Облучье, повезло. К нам в школу пришел учитель «от бога» - Игнатова Ирина Николаевна. У Ирины Николаевны есть всё: талант педагога, душевная теплота, внешняя красота, ум, чуткость, терпение, неиссякаемая энергия, душевный трепет, духовная искренность. Она не только учила своему предмету, но еще учила быть настоящими людьми, знающими свою страну, уважающими людей всего мира и умеющими любить.

Ирина Николаевна преподавала нам курс географии. Мы вместе с ней совершали путешествия по неведомым морям и странам. Взбирались на высочайшие вершины мира, опускались на дно мирового океана, проехали по всем континентам и странам, встречались с Колумбом, Васко да Гаммой, Магелланом.

До сих пор вспоминаем ее беседы об изумительных природных зонах Африки, Америки, Евразии. Она заронила в душу интерес не только к географии, но к чтению художественной литературы, и это стало нашей страстью на всю жизнь. От Ирины Николаевны мы узнали, где север, а где юг, научились отличать Азию от Европы, а самое главное выяснили для себя то, что в жизни нужно держаться друг за друга, помогать и искренне любить.

Она - знающий, творческий и добрый учитель. Несмотря на различия в возрасте, она была нашим товарищем и советником. Мы часто ходили в походы, ездили на экскурсии, устраивали прогулки в наш небольшой, пришкольный парк, она принимала участие во всех школьных мероприятиях. Дружба с ней сохранилась у многих учеников нашей школы до сих пор.

От Ирины Николаевны мы узнали, как прекрасен учительский труд, и, казалось бы, без всяких усилий с ее стороны, - мы не знаем каким путем она сумела это сделать - но чуть ли не половина ребят нашего класса обнаружили в себе мечту стать учителем.

Многие из нас поступили в ДВГСГА, успешно окончили его. Осуществив мечту своего детства, я после окончания ВУЗа пришёл работать в свою родную школу учителем географии!

Моё главное желание стать таким учителем, каким была для нас Ирина Николаевна, добрая, открытая, немного строгая и знающая свой предмет. Я очень хочу, чтобы сегодняшние ученики видели во мне не только учителя, но и друга, как когда-то все это мы видели в Ирине Николаевне.

А за окном снегопад. И каждое утро я иду в школу, чтобы услышать громкий радостный смех, увидеть любознательные глаза своих замечательных учеников, ждущих от меня интересных уроков, мудрого совета, как когда-то этого ждал и я… И пусть снежинки, напомнят мне о школьных годах, о любимом учителе.

Как бы сложно ни было, какие бы трудности ни встретятся на моем пути, знания, любовь и уважение учеников - высшая награда за этот нелёгкий труд. Да, учить других - это труд… Но я очень рад, что я причастен к этому труду, и хочу выразить большую благодарность своей любимой учительнице Ирине Николаевне Игнатовой.

Учитель - это профессия, призвание, образ жизни…

Учитель - это человек, который создаёт будущее страны…

Профессия учителя - вне времени, моды, географии, национальности…


Эссе
« Учитель - свеча, которая светит другим, сгорая сама»
Все начинается с детства. А детство с семьи и школы. Семья – это прежде всего мама, а школа – прежде всего учитель.

Учитель - святое слово.

Я – учитель. Учитель – это даже не просто профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего – перед учеником. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем предстоит жить мне, моим родным. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.
Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей.

Ребенок – целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению.

Все мои ученики такие разные, каждого нужно разглядеть, до каждого дойти. Рассеянные, мечтательные и доверчивые, нуждаются в помощи и контроле со стороны учителя. Мы, педагоги, должны не просто передать знания, но и уметь пробуждать в маленьком человеке жажду познания, заинтересовать, а потом уже научить - в этом суть педагогического мастерства.

Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение.

Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное - чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью. Если это у моих ребятишек получается – я счастлива.

Оказывается, для меня быть учителем – важно, дорого, без этого я обойтись не могу. Быть учителем для меня – значит быть счастливой. Я счастлива сама и стараюсь нести счастье окружающим дорогим для меня людям, моим ученикам.

Я уже, наверное, не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Несомненно, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью – это педагогический труд. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.

Всё имеет свои истоки. Меня тоже когда-то учили. Именно любимые учителя, открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях.

И закончить свои размышления я хочу мудрой мыслью: «Свеча ничего не потеряет, если от её пламени зажечь другую свечу».