Средства сигнализации и связи на спасательных шлюпках и плотах. Правила использования сигнальных пиротехнических средств. Маркировка пиротехнических сигнальных средств Международные сигналы бедствия на море

Дальность обнаружения одиночной фигуры человека, как и небольшой группы людей, при наблюдении в дневное время с самолета, пролетающего на высоте 200 метров, составляет: летом — 1 — 1,5 км, зимой — 1,6 — 1,8 км. Для увеличения действенности визуального поиска потерпевшим необходимо использовать дополнительные технические средства, к которым в первую очередь относится различной мощности и назначения сигнальная светодымозвуковая пиротехника, парашютные сигнальные ракеты, ракетницы, патроны-мортирки, ПСНД, фальшфейера, дымовые шашки и тому подобное.

Мало найдется , в комплект которых не входили сигнальные ракеты. Существует множество типов сигнальных, осветительных и других ракет (одно и многозвездочных, красных, белых, зеленых и т.д.), предназначенных для аварийной и прочей сигнализации, освещения, других узкоспециальных целей. Сигналом бедствия принято считать одну или несколько ярко-красных или малиновых звездочек, выпускаемых поодиночке через короткие промежутки времени с помощью пистолета-ракетницы, или долгий красный свет планирующей парашютной сигнальной ракеты. Как сигнал бедствия могут быть истолкованы огни любых других ракет, выпускаемые сериями по три штуки, с небольшими интервалами между выстрелами.

Малые сигнальные ракеты.

Имеют диаметр 32 мм, длину 230 мм, массу 190 г. Высота подъема звездочки 150 метров, время горения — 6 — 12 секунд.

Парашютные сигнальные ракеты бедствия (РПСП-40, ПРБ-40, РБ-40Ш).

Диаметром 44 мм, длиной 212 мм, массой 390 г отличаются более интенсивным и долгим свечением сигнальной звездочки и большей высотой подъема, вплоть до 300 метров. Цвет звездочки — только красный. Продолжительность светового сигнала может составлять 30 секунд и более. Мощность сияния достигает 40 тыс. свечей. При благоприятных погодных условиях световой сигнал большой парашютной сигнальной ракеты может быть замечен за 25 — 30 км от места подачи ночью и за несколько километров — днем.

Сигнальные ракеты цветных огней.

Имеют аналогичные с парашютной ракетой вид и размеры, но гораздо более широкий цветовой диапазон. Одно и двухзвездочные сигналы красного, белого, зеленого и желтого огней. Продолжительность свечения — 5 — 40 секунд. Существует также специальная звуковая сигнальная ракета, взрывающаяся на высоте 300 метров с громким, похожим на пушечный выстрел звуком.

Комбинированные сигнальные ракеты.

Похожи внешне на сигнальные ракеты цветных огней, но чуть больше по размеру (диаметр 41 мм, длина 255 мм, вес 450 г), дают на высоте 200 метров светозвуковой сигнал — пять красных огней, горящих в течение 5 секунд, и воющий звук длящийся 8 секунд.

Порядок использования сигнальных ракет.

Приведу отрывок из инструкции по использованию сигнальных парашютных ракет.

1. Взять ракету в левую руку так, чтобы пальцы плотно охватывали металлическую гильзу пусковой трубки, а ладонь не закрывала колпачка.
2. Правой рукой отвернуть колпачок, осторожно освободить вытяжной шнур с кольцом, взять кольцо в правую руку.
3. Придать ракете требуемое направление: осветительные ракеты держать под углом 50 — 60 градусов, сигнальные ракеты под углом 70 — 90 градусов. В зимнее время угол отстрела осветительных ракет рекомендуется увеличить.
4. Произвести правой рукой вдоль оси ракеты резкий рывок вытяжного шнура на себя.
5. Если необходимость использования ракеты отпала, то шнур с кольцом уложить внутрь ракеты и навернуть колпачок.

Сигнальные патроны-мортирки.

Сейчас вместо парашютных сигнальных ракет иногда используются небольшие патроны-мортирки, запускаемые с помощью специального механизма. Размерами они чуть больше авторучки и, кстати, имеющего вид авторучки. При выстреле мортирка, взрываясь на высоте 50 — 80 метров, образует яркую звездочку, которая горит в небе примерно 5 секунд и может быть замечена на расстоянии до 7 — 10 км.
Такой тип мортирок используется в армейских комплектах.

В охотничьих магазинах сейчас можно найти гражданский вариант мортирок, имеющий название «Пиротехнический сигнал охотника». В комплект входит пусковое приспособление и патроны красного, желтого и зеленого огней.

Для приведения сигнальных патронов-мортирок в боевой взвод необходимо.

— Накрутить на сопло пускового устройства мортирку, предварительно сняв с нее предохранительный колпачок.
— Взвести боевую пружину, отжав кнопку затвора до упора и зафиксировав ее в специальном вырезе на корпусе.

Теперь для производства выстрела достаточно направить пусковое устройство в небо под углом 80 — 90 градусов и вытолкнуть кнопку затвора большим пальцем из паза.

Самодельные сигнальные средства.

Туристы, альпинисты и другие самодеятельные путешественники чаще всего берут с собой в поход в качестве аварийного сигнального средства патроны к ракетнице. Правда, от самой ракетницы из-за ее чрезмерной величины и веса они отказались и изготовляют из алюминиевого сплава самодельные короткоствольные ракетницы, вес которых не превышает 50 г. Чертежи таких ракетниц можно найти в специальной туристской литературе.

Сигнальные патроны для огнестрельного оружия.

В охотничьих магазинах иногда продаются особые сигнальные патроны, которые могут отстреливаться из обыкновенного охотничьего ружья. Существуют также различные сигнальные пистолетные и винтовочные трассирующие патроны. Все они предназначены для подачи аварийного сигнала из боевого и охотничьего нарезного оружия. В последнее время широкое распространение получило , которое, кроме общеизвестных патронов слезоточивого и шумового действия, способно отстреливать и светосигнальные заряды.

Надо только позаботиться, чтобы в снаряженной обойме находилось хотя бы несколько подобных патронов. Потому что слезоточивой начинкой ведущим поиск спасателям о себе сообщить мудрено. Разве только вдосталь поплакать по поводу забытых дома в тумбочке сигнальных зарядов. Следует учитывать, что световая мощность подобных вспомогательных боеприпасов, высота выброса заряда и время горения сигнальной звездочки много ниже, чем парашютных осветительных ракет. Поэтому лучше иметь их больше и отстреливать только тогда, когда есть вероятность, что их заметят.

Патроны сигнальные ночного и дневного действия (ПСНД).

ПСНД имеют цилиндрический корпус длиной 172 мм, диаметром 35 мм и весом 190 г, и пользуются заслуженным признанием у путешественников. Принцип действия у них тот же, что и у сигнальных ракет. Патрон приводится в действие выдергиванием запального шнура. Только необходимо помнить: расположение пускового шнура в сигнальном патроне противоположно ракете. То есть сигнал срабатывает в ту же сторону, куда дергается шнур. Если об этом забыть и выдернуть шнур не от себя, а по ракетной привычке — к себе, можно сильно опалить лицо.

Предел обнаружения ночного сигнала ПСНД (ярко-оранжевое или малиновое пламя) достигает в темное время суток 15 — 20 км, если наблюдать его с самолета, летящего на высоте 500 метров. Дневной сигнал (малиновый дым) с той же высоты может быть замечен на расстоянии до 5 — 8 км. При наблюдении с мостика корабля предел обнаружения ночных и дневных сигналов уменьшается на 20 — 30%. Лучше всего дневной дымовой сигнал читается на фоне снега, льда, воды, а вот в песках пустыни или в густолесье его можно не заметить в трех сотнях шагов.

Действие сигнального патрона ночного и дневного действия кратковременно — не более 10 — 20 секунд. Для того чтобы не перепутать в темноте стороны сигнального патрона, надо помнить, что крышка «дневного» сигнала плоская и ровная, а «ночная» имеет углубление. Кроме того, существуют специальные фальшфейера, факел-свечи, дымовые шашки и тому подобные пиротехнические средства, которые способны гореть дольше, иногда до 10 минут и более. Обычно они используются для аварийно-поисковой сигнализации в транспортных, природоохранных и прочих ведомствах.

Фальшфейер красного огня.

Предназначен для подачи сигнала бедствия. Длина его 225 мм, диаметр 37 мм, вес около 250 г. Время горения светового сигнала 60 секунд, сила света 10 тыс. свечей.

Патрон наземный сигнальный.

Имеет вдвое меньшие размеры и вес чем фальшфейер и соответственно меньшую продолжительность и яркость светового сигнала. Все фальшфейера приводятся в действие выдергиванием пускового шнура.

Факел-свеча применяемая на железнодорожном транспорте.

Упомяну о факел-свече, применяемой в транспорте для подачи аварийного сигнала приближающемуся к месту аварии составу. Вернее, когда-то применяемой, а сейчас повсеместно вытесняемой более современными радиотехническими средствами аварийной связи. Факел-свеча — это тот же фальшфейер, для удобства имеющий две выдвижные проволочные ручки. Они позволяют удерживать руку на безопасном расстоянии от открытого пламени и способствуют полному сгоранию фальшфейера.

При необходимости подачи сигнала ручки, прижатые к корпусу факел-свечи двумя картонными ободками, выдвигаются во всю длину, верхний, защитный, колпачок снимается и внутренней стороной чиркается по выступающему запальному фитилю. При отсутствии или намокании колпачка факел-свечу можно зажечь с помощью боковой стенки спичечного коробка или от пламени спички или зажигалки.

Факел-свеча горит в течение 10 минут (что выгодно отличает ее от других фальшфейеров) ярко-красным пульсирующим пламенем, причем наибольшей силы вспышка наблюдается в первые секунды горения. При возможности выбора лучше предпочесть факел-свечи, не боящиеся влаги. Есть даже такие, которые способны гореть будучи полностью погруженными в воду. Благодаря своему долгодействию фальшфейера возможно использовать для разведения костров в непогоду.

Развлекательные ракеты, петарды и фейерверки как сигнальные средства в аварийной ситуации.

Несколько слов следует сказать о появившихся в массовой продаже и не поддающихся поименному перечислению различных китайских и им подобных фейерверков. Как сигнальные ракеты и средства, все эти ракеты, петарды, «жуки», «бабочки», «самолеты», огни, бенгальские свечи и тому подобные хлопушки не очень надежны. В первую очередь тем, что некачественно исполнены и не предназначены для эксплуатации в сложных метеорологических условиях. Отсюда частые осечки, неполное сгорание световых зарядов, невозможность просчитать траекторию полета сигнальной звездочки.

Подобную примитивную пиротехнику крайне трудно транспортировать и использовать в реальных аварийных условиях. Но все-таки возможно, если ничего более надежного под рукой не оказалось. Лучше иметь возможность подать хоть какой-то сигнал, чем совсем никакой. Тем более в отличие от всех прочих пиротехнических средств, у праздничных салютов есть два неоспоримых достоинства — дешевизна и доступность. И как потенциальных путешественников от их приобретения ни отговаривай, они все равно могут не прислушаться к доброму совету.

При выборе подобных импровизированных сигнальных средств следует предпочесть сигнальные ракеты и пиротехнику, выполненную на отечественных заводах оборонного профиля (она в наибольшей степени похожа на реальные сигнальные ракеты и фальшфейера), либо пиротехнику развитых в промышленном отношении стран. Такие фейерверки более надежны и безопасны в обращении, чем собранные в полукустарных мастерских развивающихся стран. Корпуса лучше выбирать не «бумажные», а изготовленные как минимум из толстого прессованного картона с металлическими усилительными кольцами. Корпуса должны обладать максимальной твердостью и герметичностью.

И самое главное: из всех предназначенных для фейерверков ракет, «бенгальских огней» и тому подобных праздничных пиротехнических изделий в качестве аварийно-сигнальных средств возможно использовать только те, которые имеют сигнал ОРАНЖЕВО-КРАСНЫХ расцветок. Красный цвет — общепринятый цвет бедствия. Все прочие, конечно, тоже могут привлечь внимание, помогут быть истолкованы как обычный салют.

Все перечисленные празднично-сигнальные средства перед тем, как брать с собой в лес, следует проверить в деле. Отстрелять и посмотреть, как высоко поднимается световая звездочка, куда летит, как долго горит, как сильно на нее оказывает влияние непогода и сильный ветер и т.п. Если световые сигналы недостаточно ярки и быстро прогорают, то запускать сигнальные ракеты лучше, подменяя качество количеством, «кустом», то есть несколько и разом или одну за другой, с короткими промежутками так, чтобы последующая успевала вспыхнуть до того, как погаснет предыдущая.

С подобным сигнальным ширпотребом следует обращаться даже более осторожно, чем с боевыми сигнальными ракетами. Нужно внимательно изучить инструкции по применению и произвести несколько учебных отстрелов.

Меры предосторожности при обращении с пиротехническими сигнальными средствами бедствия.

Необходимо помнить, что все парашютные сигнальные ракеты, ПСНД и некоторые другие пиротехнические сигнальные средства конструктивно подготовлены к выстрелу, и поэтому обращаться с ними следует как с заряженным оружием, соблюдая особую осторожность. При осечке ракеты надо не менее 30 секунд ее продержать в положении выстрела, не направляя на людей.

Все памятки и инструкции предписывают выбрасывать не выстрелившие сигнальные ракеты и в самой категоричной форме запрещают ремонтировать не сработавшую пиротехнику. Точно так же они остерегают от использования пиротехники с истекшим сроком годности (обычно 3 — 4 года). Подходить к ракете, пока под ней горит огонь — КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕДОПУСТИМО! Вплоть до полного прогорания костра и остывания корпуса ракеты.

По материалам книги «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях».
Ильин А.

На каждом судне должны быть следующие сигнальные пиротехнические средства: ракеты, фальшфейеры, дымовые шашки, буйки светящие и светодымящие для указания места спасательного круга на воде в темноте.

Пиротехнические средства влагостойкие, безопасные в обращении и хранении, действуют при любых гидрометеоусловиях и сохраняют свои свойства в течение минимум трех лет.

Пиротехнические средства хранят в водонепроницаемых металлических шкафах и ящиках с ячейками на палубе ходового мостика или в шкафах, встроенных в переборки помещений ходового мостика, с дверцей на открытую палубу.

Ящики и шкафы всегда закрыты на замок. Один ключ должен находиться у старшего (третьего) помощника капитана, другой – в штурманской рубке.
Пиротехнические средства шлюпок и плотов, уложенные в контейнеры, в море должны находиться на штатных местах в шлюпках, а на стоянке в порту их рекомендуется убирать в надежное хранилище под замок.

красного или зеленого цвета предназначены для сигнализации во время проведения спасательной операции.

красного цвета выбрасывает на высоте 300 – 400 метров красные звезды, которые горят не менее 20 секунд.

предназначена для подачи сигнала бедствия. Высота взлета 300 – 400 метров, время горения – 45 секунд.


– это гильза, в которой расположен пиротехнический состав и зажигательное устройство. Фальшфейер горит ярко-красным огнем в течение 1 минуты и является сигналом бедствия. Для привлечения внимания применяются фальшфейеры белого цвета.


предназначена для подачи сигнала бедствия, взрываясь на высоте имитирует пушечный выстрел. Звуковую ракету запускают только из пусковых стаканов, укрепленных на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика. При несрабатывании ракеты ее разрешается извлечь из стакана не менее чем через 2 минуты.


используют для подачи сигнала бедствия в светлое время суток. Шашка представляет собой жестяную коробку, внутри которой находится воспламенительное устройство и смесь, образующая густой оранжевый дым. Время выделения дыма – 5 минут, дальность видимости – до 5 миль.

Буйки светодымящиеся крепятся к спасательным кругам, которые располагаются на крыльях мостика.

Основное назначение спасательных кругов со светодымящимися буйками – обозначение места падения человека за борт.

Сигналы бедствия

Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздельно, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи (Приложение IV МППСС-72):

1. пушечные выстрелы или другие, производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 минуты;

2. непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;

3. ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;

4. сигнал, передаваемый по радиотелефону или с помощью любой другой сигнальной системы,состоящей из сочетания звуков...- - -... (SOS) по азбуке Морзе;

5. сигнал, передаваемый по радиотелефону,состоящий из произносимого вслух слова "МЭЙДЭЙ";

6. сигнал бедствия по Международному своду сигналов - NC;

7. сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над или под ним шаром или чем-либо, похожим на шар;

8. пламя на судне;

9. красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;

10. дымовой сигнал - выпуск клубов оранжевого цвета;

11. медленное и повторное поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;

12. радиотелеграфный сигнал тревоги;

13. радиотелефонный сигнал тревоги;

14. сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения;

15. установленные сигналы, передаваемые системами радиосвязи, включая сигналы радиолокационных маяков-ответчиков на спасательных шлюпках и плотах;

16. полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом (для опознавания с воздуха);

17. цветное пятно на воде.

Световые пиротехнические средства сигнализации используют для подачи сигналов бедствия и для привлечения внимания. К ним относятся сигнальные ракеты, фальшфейеры, самозажигающиеся огни и автоматически действующие дымовые шашки для спасательных кругов, а также плавучие дымовые шашки.

Пиротехнические сигнальные средства должны быть влагостойкими, безопасными в обращении и хранении, действовать в любых морских гидрометеорологических условиях и сохранять свои свойства в течение минимум 3-х лет. Они должны гаснуть при снижении на высоте не менее 50м от поверхности моря.

По Правилам Регистра РФ пиротехнические средства 1 раз в 2 года подвергаются периодическому свидетельствованию путём наружного осмотра. Пиротехнические средства пассажирских судов подвергаются освидетельствованию ежегодно.

Маркировку пиротехнических средств осуществляют несмываемой краской. Маркировка включает в себя дату выпуска, срок на само пиротехническое средство, так и на его упаковку.

Звуковая ракета , или граната , взрываясь на высоте, имитирует пушечный выстрел. В трубке ракеты под воспламенительным устройством расположен взрывной патрон в алюминиевой оболочке, состоящих из 2-х зарядов. Верхний из них выбрасывается из корпуса ракеты нижним. Звуковую ракету запускают из пусковых стаканов, укреплённых на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика. Сняв колпачок с хвостовой части ракеты, пропускают шнур с кольцом по пазу в боковой части стакана к его донному отверстию и выдёргивают сильным рывком.

Географические координаты. Разность широт и разность долгот

Географическая широта – это угол при центре Земли, угол между плоскостью экватора и отвесной линии, проведённой через точку наблюдателя

Измеряется широта от экватора до параллели данной точки от 0 до 90 градусов

Географическая долгота – двугранный угол между плоскостью Гринвинческого меридиана и плоскостью меридиана наблюдателя

Измеряется от данной точки от 0 до 180 градусов

РШ= Фи2 – Фи1

РД= лямба2 – лямда1

Если фиN , то знак + если фи S , то знак –

Если лямбда E , то знак + если ляда W, то знак –

РШ и РД не должна превышать 180 градусов

Ширата2=ширата1+ РШ; Долгота2= долгота1+ РД

Использование этих формул обеспечивает вычисление поправок РШ и РД с погрешностями, не превышающих единиц метров, что удовлетворяет требованиям к точности решения навигационных карт.

Изменение осадки при изменении солёности воды

При переходе судна из одного водного бассейна в другой изменяется соленость (плотность) забортной воды. При плавании в воде плотностью ρ и ρ 1 водоизмещение судна соответственно будет: D = ρ×V и D = ρ 1 ×V 1 ,где V - объемное водоизмещение судна до перехода в воду другой плотности; V 1 - объемное водоизмещение судна после перехода. Приравнивая правые части равенств, получим: ρ×V = ρ 1 ×V 1 или V/V 1 = ρ 1 /ρ.

Объемное водоизмещение можно выразить через главные размерения L, В, Т и коэффициент общей полноты (δ- отношение водоизмещения к объёму описанного параллелепипеда): V = δ×L×B×T и V 1 = δ 1 ×L 1 ×B 1 ×T 1

При малых изменениях объемного водоизмещения, то есть при изменении солености воды, длина, ширина и коэффициент общей полноты практически не изменяются. В этом случае изменение водоизмещения происходит за счет изменения осадки. Таким образом: ρ×T = ρ1×T1или T/T 1 = ρ 1 /ρ . Следовательно, при переходе судна из воды одной солености в воду другой солености осадка его изменяется примерно обратно пропорционально плотности воды.

Изменение объемного водоизмещения определяется с помощью выражения:

ΔV = V 1 - V = D/ ρ 1 - D/ ρ = D(ρ - ρ 1)/(ρ×ρ 1) или ΔV = V×(ρ - ρ1)/ρ1 .

Но V = S×ΔT. Тогда: S×ΔТ = V×(ρ - ρ 1)/ρ 1 => ΔТ = V/S × (ρ - ρ 1)/ρ 1 или

ΔТ = D/(S×ρ) × (ρ - ρ 1)/ρ 1

При переходе судна из пресной воды (ρ = 1,0 т/м 3) в морскую (ρ = 1,025 т/м 3) судно всплывет, т.е. осадка судна уменьшится. При переходе судна из морской воды в пресную изменение осадки будет положительным, судно погрузится в воду, т.е. его осадка увеличится.

Задачи визуального наблюдения на судне и форма доклада обнаруженной цели вперёдсмотрящим

Ведение непрерывного визуального и слухового наблюдения является важнейшей задачей навигационной ходовой вахты.

Главное требование к организации наблюдения: оно должно быть непрерывным во времени и пространстве. Должно вестись постоянно наблюдение за всей обстановкой вокруг судна (включая не только водную поверхность, но и наблюдение за береговыми и воздушными объектами и даже небесными телами). Например, известны случаи, когда движение судна неверным курсом, из-за ошибки компаса, обнаруживалось по “неправильному” расположению созвездий. Наблюдение является настолько важной задачей, что ПДМНВ 78/95 запрещает возлагать на наблюдателя любые обязанности, которые могут препятствовать наблюдению или затруднить его.

Специально оговаривается, что у рулевого и впередсмотрящего – разные обязанности и рулевой не может считаться наблюдателем. Исключение делается для маленьких судов, на которых с места нахождения рулевого обеспечивается круговой беспрепятственный обзор.

В зависимости от ситуации наблюдение на судне ведут:

· вахтенный помощник капитана (вахтенный офицер);

· дополнительно один из судоводителей, находящийся на мостике для усиления ходовой навигационной вахты (чаще всего капитан (КМ) или старший помощник капитана (СПКМ));

· вахтенный матрос наблюдатель (впередсмотрящий);

· члены экипажа, расписанные в качестве наблюдателей по тревоге.

Вахтенный помощник может быть единственным наблюдателем в дневное время, если ситуация, несомненно, безопасна и состояние погоды, видимости, плотности движения и навигационные условия позволяют это. В этом случае вахтенный матрос может быть отпущен с мостика для выполнения каких-либо других работ или обязанностей при условии, что он будет в немедленной готовности прибыть на мостик. Вызов вахтенного матроса на мостик осуществляется либо по имеющейся у него носимой УКВ-радиостанции, либо подачей одного короткого звонка колоколами громкого боя, предназначенного для подачи тревоги. Услышав такой сигнал, вахтенный матрос должен немедленно прибыть на мостик.

Поскольку наблюдение – это вахта , то заступление на вахту впередсмотрящим, несение вахты и ее сдача должны осуществляться в соответствии со всеми требованиями, предъявляемые к ходовой вахте:

· при заступление на вахту следует испросить разрешение у вахтенного помощника капитана на смену впередсмотрящего, принять от него обстановку (где и что видно, какой был последний доклад, какие были особые инструкции и распоряжения), доложить о заступлении на вахту;

· бдительно нести вахту, непрерывно находясь на посту и проявляя повышенное внимание;

· при появлении сменщика получить разрешения на сдачу вахты, передать ему сведения об окружающей обстановке, последнем докладе, особых инструкциях и распоряжениях, доложить о сдаче вахты, получить разрешение покинуть пост.

Задачи наблюдения.

Согласно ПДМНВ 78/95 надлежащим наблюдением является такое, которое позволяет:

· полностью оценивать ситуацию и риск столкновения, посадки на мель, других навигационных опасностей;

· обнаруживать суда, самолеты или людей, терпящих бедствие, остатки и следы кораблекрушений.

Следует помнить, что в наблюдении нет мелочей. Не опознаваемый первоначальный мелкий плавающий предмет может оказаться поплавком, отмечающим сеть, плавающей миной или головой человека, для которого возможность быть замеченным судовым наблюдателем – единственный шанс спастись.

Для надлежащего выполнения этих задач наблюдения нужно уметь:

· своевременно обнаруживать объекты;

· быстро их опознавать;

· определять глазомерно направления и расстояния;

· контролировать перемещения наблюдаемых объектов.

Формы докладов

К докладу впередсмотрящего предъявляются три главных требования: своевременность, точность и достоверность.

Сразу же после обнаружения объекта должен последовать первый доклад, даже если еще не удалось объект идентифицировать. Не надо ждать дальнейшего сближения для опознания объекта. Лучше своевременно доложить, используя слова “неизвестный предмет”, “непонятный звук”, а в последующих докладах уточнить характеристики объекта.

Доклад должен быть максимально точный как в характеристиках объекта, так и в направлении и дистанции до него. Надо постоянно тренироваться в глазомерном определении направлений и дистанций, особенно в условиях мостика, где есть возможность уточнения позиций целей по радиолокатору.

Доклад должен быть достоверным. Никогда не надо что-то додумывать от себя или что-то предполагать. Главный принцип доклада: ”Что вижу(слышу), то и докладываю”.

Как правило, вахтенный помощник (ВПКМ) докладывает капитану (КМ) об обнаруженных объектах в следующей последовательности: что, где, как. Например: “Рыболовное судно справа 30, дистанция 5 миль, пеленг меняется на нос”.

Однако впередсмотрящий чаще докладывает ВПКМ в другой последовательности: направление, что, дистанция. В качестве направления указывается:

· курсовой угол от 0 до 180 градусов (округляя до 5 – 10 градусов);

· приблизительное направление с использованием слов: на траверзе, впереди траверза, сзади траверза, по носу, по корме.

Если обнаружен летящий объект, то дополнительно докладывается угол места от 0 до 90 градусов (от горизонта вверх).

В качестве характеристики объекта указывается наиболее характерная или наиболее важная для мореплавания его черта.

Дистанция докладывается в кабельтовых и определяется глазомерно.

Ниже приведены примеры типовых докладов.

“Справа 20 белый постоянный огонь”.

“Слева 45 два белых постоянных огня в растворе влево”.

“Слева 50 красный проблесковый огонь, дистанция 5 кабельтовых”.

“Справа впереди траверза слышу четыре удара в колокол”.

“Прямо по курсу силуэт судна”.

“Прямо по курсу что-то темнеет”.

“Справа на траверзе, угол места 5, вертолет”.

“Слева 5 плавающий предмет”.

§ 63. СРЕДСТВА СВЯЗИ И СИГНАЛИЗАЦИИ

На маломерных судах связь и сигнализация необходимы для связи с берегом и другими судами, для подачи сигналов бедствия.

Все виды средств связи или сигнализации на маломерных судах подразделяются на три основных вида: визуальную, звуковую, радиотехническую.

1. Визуальная сигнализация

К средствам визуальной связи относится флажная и световая сигнализации.

А. Флажная сигнализация

Флажной семафор (рис. 148, а) - наиболее распространенный и доступный вид связи. Сущность его в том, что каждой букве русского алфавита соответствует определенное положение рук. В семафорной азбуке насчитывается 29 буквенных знаков, 8 служебных и 4 знака перемены места. Для того чтобы пользоваться флажным семафором, судоводитель-любитель должен его хорошо знать, а на судне в плавании иметь два флага яркой окраски, прибитых к ручкам для удобства пользования. Необходимо иметь также запасную пару семафорных флажков.

Сигнальные флаги (см. приложение) используются для связи и сигнализации с постами, маяками и проходящими судами. Если мореплаватель-любитель не знает на память значения каждого флага или сочетания флагов, то на судне нужно иметь таблицу, где были бы выписаны эти значения. Сочетания флагов, приведенные в приложении, судоводитель в морском плавании обязан знать наизусть и иметь на судне заготовленные сочетания, чтобы в нужный момент быстро сообщить сигнал предупреждения или бедствия или прочитать сигнал, поднятый другим судном.

Значения однофлажных сигналов

А - «Я произвожу испытания на скорость»

Б - «Я гружу (выгружаю) взрывчатое вещество»

В - «Мне нужна медицинская помощь»

Г - «Мне нужен лоцман»

Д - «Держитесь в стороне от меня. Я управляюсь с трудом»

Е - «Я направляю свой курс вправо»

Ж - «Мне нужна помощь»

З - Предупредительный сигнал вызова береговой станции

И - «Я собираюсь делать сообщение по семафору»

К - «Остановите немедленно свое судно»

Л - «Остановитесь. У меня есть важное сообщение»

М - «У меня на борту доктор»


Рис. 148 а

Н - «Нет», отрицательный

О - «Человек за бортом»

П - В море: «Ваши огни погасли». В порту: «Экипажу собраться на судно»

Р - «Мое судно не имеет хода»



Рис. 148 б
- отдельные знаки и приемы

С - «Мои машины работают полным ходом назад»

Т - «Не пересекайте моего курса»

У - «Вы идете к опасности.»

Ф - «Я не управляюсь. Держите связь со мной»

X - «У меня на борту лоцман»

Ц - «Да», утвердительный

Щ - «Мое судно не заражено»

Ь - «Прекратите свои действия, следите за мной»

Ы - «Я везу почту»

Б. Световая сигнализация

Световая сигнализация используется в темное время суток, когда другими средствами связи нельзя передать сообщение. Каждой букве русского алфавита присвоено определенное сочетание, состоящее из набора точек и тире, передаваемых прожектором, сигнальным прибором или клотиком.

Точка передается коротким нажатием ключа, замыкающего электрическую цепь. Тире должно быть в три раза продолжительнее точки.

При отсутствии электрического освещения сообщение можно передавать электрическим карманным фонарем или масляным фонарем, прикрывая свет ладонью руки или фуражкой.


Рис. 149. а - совмещение солнечного пятна; б - подача сигналов

К световой сигнализации относится также светосигнальное зеркало (гелиограф), которое представляет собой прибор, позволяющий подавать отраженные зеркалом лучи в виде световых сигналов на расстоянии до 20 миль. Основан этот прибор на наведении отражения солнечного диска («зайчика») на интересующий объект. Сигнальное зеркало состоит из двух скрепленных на шарнире металлических пластинок, поверхность одной из которых хромирована и отполирована. Пластинка имеет визирное отверстие. Для подачи сигналов зеркало следует держать в руке таким образом, чтобы в его визирное отверстие на верхней створке было видно судно или самолет, которым подается сигнал (рис. 149, а). Чтобы «зайчик» упал на цель и на судне или самолете заметили ваш сигнал, необходимо развернуть зеркало так, чтобы луч, прошедший через визирное отверстие и отраженный от нижней створки на внутреннюю поверхность верхней створки в виде светлого кружка, совпал с визирным отверстием (рис. 149,6).

Чтобы зеркало не упало в воду, оно должно иметь шнурок, который во время подачи сигналов надевают на шею.

Пиротехническая сигнализация или пиротехнические средства служат для подачи сигналов о местонахождении судна или при бедствии судна. Пиротехнические средства разделяются на дневные (густой оранжевый дым) и ночные (ярковидные звезды или пламя).

Шлюпочная парашютная ракета РБ-40Ш взлетает на высоту не менее 200 м, горит ярко-красным огнем и медленно опускается на парашюте. Продолжительность горения 35 сек. Дальность видимости сигнала 10-15 миль.

Ночной сигнальный патрон, обычно называемый «фальшфейер», при горении удерживается в руках и дает факел красного, голубого или белого огня.

Патроны соответственно обозначаются Ф-2К, Ф-2Г и Ф-2Б.

Фальшфейеры красного огня предназначаются для подачи сигналов бедствия, белого - для привлечения внимания, голубого - для вызова лоцмана. Время действия сигнала у патронов красного и голубого огня - не менее 60 сек., у белого - 30 сек. Дальность видимости 5 миль.

Фальшфейеры безопасны в обращении и не задуваются ветром.

Патрон сигнальный дневной при срабатывании выделяет оранжевый дым, который виден с дистанции 3-4 мили. Время горения патрона не менее 30 сек.

Эффективно применяются в светлое время суток плавающие дымовые шашки. Густой дым оранжевого цвета даже при ясной и тихой погоде виден не менее чем на 5 миль. Дымообразование происходит в течение 5 мин. и проходит без открытого пламени.

Пиротехнические патроны надежны, а подготовка к действию вышеупомянутых пиротехнических средств занимает не больше 7-10 сек.

Для подачи сигнала отвинчивается колпачок патрона и резким движением выдергивается кольцо со шнуром. Все патроны при подаче сигнала необходимо держать от себя по ветру.

К.визуальной сигнализации относятся и красители водной поверхности, хорошо видимые с самолета.

К красителям относятся пакеты с красителями - флоуресцеином или уранином марки «А», окрашивающие поверхность воды на площади до 50 м 2 в желто-зеленый цвет. Дальность видимости такого пятна с самолета достигает 15-20 км.

Не обязательно при плавании на открытых водных пространствах иметь все вышеуказанные средства пиротехнической сигнализации, но как минимум 1-2 средства из каждой из вышеперечисленных пиротехнических групп надо иметь на судне. Можно иметь одно средство, надежно заменяющее другое. Это необходимо для случая подачи сигнала бедствия. Во избежание пожара зажигать пиротехнические сигналы нужно только за бортом с подветренной стороны судна.

2. Звуковая сигнализация

На маломерных судах для подачи сигналов, привлечения внимания, указания своего места нахождения в тумане (плохой видимости), при отсутствии визуальной сигнализации применимы все виды автомобильных сигналов, свистки, сигнальные рожки, колокола. Дальность слышимости автомобильного сигнала 1 миля, рожка - 0,5 мили, свистка - в два раза дальше слышимости голоса, электрических, воздушных сирен и паровых гудков - 2 км.

Патрон сигнала бедствия П12 издает сигнальный звук, слышимый при тихой погоде на расстоянии не менее 5 миль.

3. Радиотехническая сигнализация

В качестве радиотехнического сигнального средства для подачи сигналов бедствия на маломерных судах применима аварийная переносная шлюпочная радиостанция «Шлюп» и аварийная самолетная радиостанция «Кедр-С», которые могут работать как от автоматического датчика сигналов тревоги и бедствия, так и от ручного ключа. Приемник радиостанции «Шлюп» имеет два диапазона волн: 400-550 кгц и 600-9000 кгц. Передачу сигналов можно вести на волнах с частотами 500, 6273 и 8364 кгц. Станция имеет форму цилиндра диаметром 280 мм, высотой 500 мм, весит 25 кг и питается от ручного генератора.

Радиостанция «Кедр-С» работает на частотах 500, 2232, 4465, 8928 и 13392 кгц. В комплект весом 25 кг входят два типа антенн. Питание осуществляется от сухих батарей.

В качестве радиотехнического сигнального средства для малых судов можно рекомендовать и аварийную переносную радиостанцию типа «Плот», предназначенную для подачи и приема телеграфных и телефонных сигналов вызова и бедствия, а также для приема сигналов в диапазонах средних (100-550 кгц), промежуточных (1605-2800 кгц) и коротких (6000-8000 кгц) волн. Имеется автоматический датчик сигнала тревоги.

Питается радиостанция от ручного генератора. Приемник может также работать от водоналивных батарей типа «Дымок», которые входят в снабжение спасательных средств. Радиостанция потребляет при передаче не более 35 вт, а при приеме не более 6 вт. Количество потребляемой электроэнергии от водоналивных батарей при приеме не превышает 1,5 вт.

«Плот» весит 23 кг, имеет размеры 270X300X415 мм и может работать с 6-метровой телескопической антенной, 9-метровой мачтовой и 100-метровой, запускаемой при помощи коробчатого змея.

Радиолокационные пассивные отражатели, установленные на парусных, гребных, деревянных, пластмассовых лодках, также относятся к средствам сигнализации, по которым судоводители судов, где установлены судовые радиолокационные станции, обнаруживают маломерные суда. Установка пассивных радиолокационных отражателей необходима для своевременного обнаружения маломерного судна судами большого флота как на открытых водных пространствах, так и на внутренних водных путях. Известно много случаев, когда своевременное обнаружение маломерного судна при плохой видимости и в тумане предупреждало столкновение мелких судов с крупными при изменении последним своего курса.

Наличие пассивных радиолокационных отражателей на маломерных судах имеет решающее значение в спасательных операциях по розыску судов, унесенных в море.

Пассивный радиолокационный отражатель состоит из трех металлических точно взаимно перпендикулярных дисков диаметром 240 мм и толщиной 1 мм. К одному из дисков прикрепляется стальная трубка диаметром 50 мм и длиной 130 мм. Она насаживается на деревянный двухметровый шток, который вместе с отражателем устанавливается вертикально на мачте.

К пиро­техническим средствам сигнализации относятся ракеты, дымовые шашки, фальшфейеры, самовоспламеняющиеся буйки и электрические самовоспламеняющиеся буйки, а также различного рода взрывные патроны, имитирующие пушечный выстрел на судне. Применение на морских судах пиро­технических средств для подачи сигналов должно отвечать требованиям Международной Конвенции SOLAS – 74 и Правилам Регистра.

Все пиро­технические средства, запускаемые в воздух, должны начинать гаснуть при падении на высоте 50 м от воды.

Сигнализация пиро­техническими средствами производится как в темное, так и в светлое время суток в виде подачи зрительных и звуковых сигналов. Для осуществления такой сигнализации, в особенности для подачи сигналов бедствия, часто применяются ракеты. Их запускают в воздух обычно с рук или со специального устройства на высоту до 300-400 м, именуемую «потолком взлета ракеты». По способу сигнализации ракеты имеют свои отличительные характеристики.

Ракета, называемая ракетой сигнала бедствия, выбрасывает в воздух 6-8 ярких звезд красного цвета – по одной через короткие промежутки времени. При взлете она оставляет огненный след. Выбрасывание ракетой звезд происходит около потолка ее взлета.

Парашютная ракета сигнала бедствия - красного цвета, имеет специальное устройство, раскрывающее парашют, благодаря которому она горит в воздухе продолжительное время (около 40 с) пламенем ярко-красного цвета и также выбрасывает звезды того же цвета, высота взлета не менее 300 м, продолжитель­ность горения 40 с и скорость опускания не более 5 м/с.

Ракета-граната звуковая (или комбинированная ракета) сочетает в себе звуковой и световой сигналы. При разрыве она производит звук, имитирующий пушечный выстрел, и затем тут же выбрасывает сигнальный огонь красного цвета. Подаваемый сигнал бедствия можно услышать с расстояния не менее 5 миль.

Ракета однозвездная - красного цвета, высота взле­та не менее 8м, продолжительность горения не менее 6 с, применяют при спасательных операциях.



Фальшфейер состоит из гильзы, наполненной пиротехническим составом, и рукоятки. Во время зажигания фальшфейер держат за эту рукоятку. Фальшфейеры, дающие при сжигании ярко красный цвет, служат для подачи сигнала бедствия. Время горения – 60 с. Фальшфейеры, дающие белый цвет, горят в течении 20 с и служат для привлечения вни­мания. Красный горит 60 с и является сигналом бедст­вия. Фальшфейеры с огнем синего цвета применяются для вызова лоцмана; этот сигнал подается только по мере надобности.

Шашка дымовая обладает способностью плавать на воде, входит в комплект сигнальных средств спасательных шлюпок и плотов. При сгорании она образует густой дым оранжевого цвета (видимый на расстоянии 3 миль), стойкость которого равна примерно около 5 минут.

Буйки светящиеся и светодымящиеся крепят к спаса­тельным кругам, размещенным на крыльях ходового мостика. При попадании буя в воду автоматически включается световой сигнал продолжительностью не менее 45 мин., или светодымовой сигнал оранжевого цвета продолжительностью не менее 15 мин. Конструк­ция буйков обеспечивает их надежную работу при сбра­сывании с высоты 25 м и более.

Международные сигналы бедствия на море

Рис. 4. Международные сигналы бедствия на море.

При использовании пиротехнических средств надо строго соблюдать следующие правила безопасности:

Использовать пиротехнические средства могут толь­ко члены экипажа, прошедшие специальный инструк­таж, что оформляется протоколом квалификационной комиссии;

При запуске ракет не должно быть поблизости людей;

Запрещается направлять полет ракет в сторону судов, береговых строений, людей;

Пиротехнические средства, которые при вводе в дей­ствие не сработали, должны быть немедленно затопле­ны (выброшены за борт);

Запрещается разбирать ракеты и производить за­пуск звуковых ракет из рук;

Не допускаются удары и сотрясения при хранении и использовании ракет и шашек;

Линеметательная ракета должна запускаться только с присоединенным к ней линем.

Пиротехнические средства должны хра­ниться в специальных водонепроницаемых ме­таллических ящиках, установленных на откры­том мостике, а для спасательных шлюпок в специальных контейнерах. Ракетницы хранят­ся у капитана. Пиротехнические средства, срок действия которых истек, подлежат замене.

Применение открытого огня и курение вбли­зи хранения пиротехнических средств и при их применении, категорически запрещаются.

Транспортные суда неограниченного района плавания в дополнение к пиротехническим средствам спасательных шлюпок и плотов должны быть, по требованию Регистра и SOL AS 74 , снабжены:

Ракетой парашютной судовой -12 шт.;

Ракетой (гранатой) звуковой - 12 шт.;

Фальшфейером красным - 12 шт.

Одноразовую зеленую ракету -12 шт.;

Однозвездную красную ракету - 12 шт.;

Фальшфейер белого цвета - 12 шт.

Таблица 3. Основные характеристики пиротехнических средств