Как сделать подъемные ворота на гараж своими руками — инструкция и чертежи. Как изготовить откидные ворота для гаража своими руками: чертежи, материалы. Ворота поворотно откидные гаражные Поворотно откидные ворота для гаража своими руками

Приобретая автомобиль, владельцы в первую очередь думают об уютном, теплом, удобном и просторном жилище для своего стального друга. Такое индивидуальное пространство называется гараж. Он может быть пристроен к дому, а может являть собой отдельно стоящее небольшое здание.

В любом варианте гараж просто обязан быть оснащен персональным автомобильным входом. Гаражные ворота – самый первый в поисковых запросах вариант для тех, кто хочет создать это чудо механики и техники собственными руками.

Виды конструкций

Казалось бы, чего проще: выбрать стандартные ворота под свой проем – и не иметь дополнительной головной боли. Но народные умельцы, доказывая себе и миру, что они не лыком шиты, продолжают искать новые пути экономии и применения собственных творческих сил и технических навыков.

Среди большого разнообразия гаражных ворот существуют основные конструкции, которые своим функционалом ежедневно радуют даже самых требовательных автовладельцев.

Самые простые из них – классические распашные модели . Состоят они обычно из двух створок, в одну из которых устанавливается входная дверь. Как правило, распашные ворота очень массивны и занимают достаточно много места. Так как на их распахивание требуется довольно большая амплитуда. Они устанавливаются на металлическую раму, к которой крепятся прочными навесами. Такие ворота требуют повышенного внимания: контроль смазки навесных механизмов. Из-за недостаточного ухода за распашными воротами иногда можно обнаружить их провисание.

Секционные ворота для гаража представляют собой несколько металлических подвижных полотен, соединенных между собой петлями. Края каждой части оснащены специальными роликами, которые движутся по специальным направляющим, установленным в проеме ворот. Они уходят под потолок, благодаря чему секционные ворота плавно уходят вверх, экономя при этом место в помещении.

Существует удобная вариация этого вида, когда ворота отъезжают в сторону.

Складные гаражные конструкции также состоят из вертикальных секций. Но чаще представляют собой распашные ворота, складывающиеся по бокам гармошкой. Могут быть установлены в проем любой ширины (от этого будет зависеть количество секций – полотен).

Их можно установить таким образом, что они будут складываться как внутрь, так и наружу – в зависимости от размеров помещения и необходимости его экономить. Основная нагрузка ложится на стены и потолок, таким образом, пространство остается свободным и незадействованным.

Одной из самых распространенных и легких в устройстве разновидностей гаражных ворот являются подъемные конструкции . Как и прочие, они могут быть автоматическими, но также имеют собственный уникальный механизм на рычагах.

Механическая модель подъемных ворот открывается и закрывается легким движением руки , а установив дополнительную планку с моторчиком, можно получить отличные автоматические ворота на пульте дистанционного управления.

Материалы

Любые гаражные ворота изготавливаются из таких основных материалов:

  • металл (профнастил);
  • дерево;
  • сталь.

Конструкции из профнастила имеют довольно долгий срок эксплуатации и обладают высокой прочностью. Обработанные специальными антикоррозийными средствами, такие ворота будут устойчивы к влаге и температурным перепадам. К тому же уход за металлическими конструкциями гораздо проще, чем за какими-либо другими материалами.

Профнастил очень легко режется и делится на необходимые участки/секции, снимая дополнительную весовую нагрузку на направляющие. Однако при самостоятельной работе над гаражными воротами следует учитывать, что об обрезанные края металла очень легко глубоко порезаться . Элементарные правила техники безопасности уберегут вас от получения неприятного ранения.

Деревянные гаражные ворота менее востребованы на рынке , но также имеют свою функциональную ценность. Наравне с металлическими, они имеют невысокую цену. Дерево – это всегда красиво и естественно. Пожалуй, на этом все плюсы материала заканчиваются.

Деревянные ворота пожароопасны, менее долговечны и имеют очень низкую прочность. Они подвержены гниению даже после обработки антисептическими и прочими пропитками.

Стальные конструкции стоят несколько дороже деревянных и металлических, но настолько же долговечны и прочны, как вторые.

Главной лошадкой, на которую ставит большинство современных автолюбителей и профессионалов своего дела, – сэндвич-панели. Практичные и экономичные, такие ворота являются хорошими тепло- и звукоизоляторами. Их очень легко устанавливать, утеплять и мыть . Отличное противопожарное свойство обеспечит безопасное пребывание вашего автомобиля в гараже с такими воротами.

Профилированные листы – также отличный материал для изготовления гаражных ворот . С такой въездной конструкцией вам не страшны погодные условия и механические повреждения. Это очень прочный, красивый и экономичный материал.

Размеры

Современные производители гаражных ворот предлагают огромное количество размерных разновидностей своих конструкций. Некоторые даже могут изготовить их на заказ. Сделать необходимые замеры в своем гараже вам не составит труда.

Существует также возможность сделать самостоятельный расчет, используя предварительные чертежи и схемы. Обязательно нужно учитывать специфику помещения, материал, из которого будут изготовлены ваши ворота, погодные условия, поджидающие их в различные времена года .

Профессионалы настаивают на том, что подъемные ворота можно устанавливать исключительно в прямоугольные проемы . Механизм подъема также невозможно сделать иначе, чем заложено в классических моделях.

Неплохой вариант – взять уже готовые стандартные чертежи подъемных гаражных ворот и подставить туда свои значения, чтобы не ошибиться. При этом в схеме необходимо учитывать не только размеры, но и расположение всей конструкции в целом. Особое внимание стоит уделить как самому полотну ворот, так и подъемному механизму.

На чертеже подробно указано, какие замеры и где необходимо сделать.

Расшифровка довольно проста:

  • H – высота проема, в который будет устанавливаться рама ворот и сама конструкция. Очень важно понимать, что общая высота проема и максимальная высота машины, которая сможет въехать в гараж после установки ворот – две абсолютно разные вещи. Это расстояние измеряется для того, чтобы понимать, какой зазор остается на подъем ворот под потолок.
  • L – притолока или глубина гаража и b1, b2 – заплечники обязательно располагаются в одной плоскости, но обязательно имеют разные величины. При этом L всегда больше.
  • B – ширина проема должна измеряться с зазорами примерно по 2 см с каждой стороны.
  • L – глубина гаража обязательно больше высоты всей конструкции ворот, иначе полотну попросту будет некуда «уходить».

Как сделать?

На самостоятельное изготовление подъемных ворот уходит от двух до пяти дней. В зависимости от желаемого результата.

Например, имеется два вида механизмов подъема:

  • Рычаги + пружины . Не самый простой, но самый распространенный и безопасный способ подъема-опускания гаражных ворот небольшой массы. Особое внимание при монтаже придется обратить на фиксацию и регулировку пружин и высокое качество направляющих для роликов.
  • Противовесы . Как правило, используется при изготовлении самодельных откидных ворот большого веса. Трос натягивается от нижних углов полотна, проходит через специальный блок и крепится к противовесам, находящимся на другом конце лебедки.

Определение механизмов подъема дает четкую картину того, какие инструменты и материалы могут вам понадобиться в процессе производства и установки.

Рассмотрим основные этапы изготовления гаражных ворот подъемного типа:

Первый этап – создание макета и чертежа будущих ворот. Об этом уже было немного сказано. Но при описании непосредственно этапов производства, начать следует именно с этого.

Второй этап предполагает приобретение необходимых инструментов и материалов для изготовления ворот:

  • Прямоугольные трубы-профили 40*20 мм и 20*20 мм. Очень важно, чтобы они имели достаточно плотные стенки: не менее двух миллиметров. Первые хорошо подойдут для изготовления рамы полотна, а вторые – для продольных и поперечных перемычек и направляющих.
  • Полотно ворот. Здесь уже хозяину необходимо самому определиться, каким он хочет видеть въезд в свой гараж: профильный лист, сэндвич-панель, дерево, металл.
  • Деревянный брус или металлический уголок. Если вы решили использовать рычажно-пружинный механизм, такие средства идеально подойдут вам для его крепления.
  • Опорно-откатные ролики и непосредственно механизм подъема ворот.
  • Утеплитель, если вы решили сделать ваш гараж теплым даже в холодное время года.
  • Набор сложных инструментов: болгарка, сварочный аппарат, шуруповерт.
  • Среди простых – только то, что можно найти в арсенале любого мастера-хозяина: уровень, отвертка, рулетка, карандаш, молоток, гаечные ключи.

При подготовке проема следует учитывать то, что он должен находиться в одной плоскости со стенами самого гаража . Это улучшит функциональность и упростит эксплуатацию конструкции.

Приступаем к выравниванию стен, адекватно оценить которое поможет строительный водяной или инфракрасный уровень. Но также обязательным условием является прочность и горизонтальность напольного покрытия.

Итак, все подготовительные мероприятия выполнены, приступаем непосредственно к изготовлению и сборке подъемных гаражных ворот своими руками. И это будет третий этап работы.

Делаем раму. Это тот основной элемент, на который ложится самая большая ответственность и самая большая нагрузка. Вначале собираем коробку, которая будет изготовлена из деревянных брусьев или металлического уголка, как указано в необходимых материалах. Главной особенностью изготовления и установки коробки-рамы является то, что нижняя ее часть должна уходить под уровень пола на 2 см . Это является дополнительным средством фиксации конструкции.

Важно помнить, что регулировать ее нельзя с применением деревянных клиньев и монтажной пены. Для того чтобы «подогнать» раму под проем, необходимо использовать специальные металлические вкладыши.

Следующий шаг – установка роликов-подшипников . Вначале следует установить направляющие. Их иногда еще называют рельсами для роликов. Этот момент важен тем, что весь процесс установки должен сопровождаться тщательным измерением по уровню , иначе конструкция просто не сможет функционировать.

На картинке зеленым выделены рельсы и их правильная установка, чтобы все заработало.

Настало время приступить непосредственно к полотну ворот. Варианты изготовления просты и не очень разнообразны.

Имеется три основных вида монтажа непосредственно щита ворот:

  • деревянный каркас из брусьев, обшитый листами металла;
  • цельнокроеный металлический щит;
  • металлопрофильная основа, на которую крепится также цельный лист.

Это обратная сторона медали, то есть то, что будет находиться внутри гаража. Кончено, хочется добавить еще и утеплитель к нашим неимоверно холодным зимам. Что же касается наружной обработки, то здесь уже все зависит от ваших финансовых возможностей и эстетических пристрастий.

Четвертый этап в изготовлении подъемных ворот заключается в установке калитки. Если в ней есть острая необходимость, производство входной двери и ее монтаж производится с большей легкостью. Для этого подойдут простые двери, вырезанные из ворот и установленные на петли . После готовности всех основных элементов конструкции, производится полная проверка механизмов, герметичности, уровня и функциональности.

Многие умельцы в своих видеоблогах рассказывают о возможности автоматизации подъемных ворот. Это также по силам сделать самостоятельно владельцу гаража. Здесь не обойтись без трех основных составляющих: блок электронного привода (мозг автоматического открытия и закрытия ворот), приемник радиосигнала и пульт дистанционного управления.

Для монтажа первого профессионалы советуют воспользоваться практически подручными средствами, такими как реверсная лебедка или механизм электростеклоподъемника.

Еще одним немаловажным моментом является установка замка на ворота. Поскольку зачастую такая конструкция может быть открыта одним легким движением руки, злоумышленникам не составит труда разобраться и с воротами, и с содержимым вашего гаража.

Среди дополнительных аксессуаров, возможных к установке в процессе изготовления подъемных воротах для гаража своими руками, являются более декоративные советы: установка окошек, которые увеличивают количество солнечного света и экономят электроэнергию.

Как видно из поэтапной инструкции по самостоятельному изготовлению подъемных ворот, процесс этот довольно трудоемкий и местами даже сложный. Но благодаря собственноручному участию владельца гаража он становится заметно экономичнее. Например, средняя цена подъемных ворот отечественного производителя может доходить до 70 000 рублей. При выполнении всех работ своими руками, вы экономите порядка 60 000 рублей с учетом установки опций.

Соблюдая все правила и шаги в изготовлении гаражных ворот с подъемным механизмом, вы получите универсальную и уникальную конструкцию, которая защитит вашу машину в любое время года.

Основные советы и рекомендации по эксплуатации гаражных ворот подъемного типа сводятся к уходу, регулировке и ремонту всех составляющих в частности, и системы в целом. Например, все резиновые уплотнители требуют дополнительной периодической смазки силиконом. Это поможет избежать растрескиваний или примерзаний в морозное время года.

Рычажная система требует постоянной смазки, чтобы не ржавела, не скрипела и проработала как можно дольше. Ролики, кстати, имеют такую же нескрытую потребность. Натяжение пружин нуждается в постоянной регулировке, чтобы эксплуатация гаражных ворот подъемного типа была максимально комфортной и долговечной.

Если натяжение ослабевает, то ворота можно просто не открыть. А если, наоборот, пружина перетянута, тогда створку можно опрокинуть, и повредить полотно.

В случае механического повреждения полотна ворот, исправить это уже не представляется возможным. Поскольку оно устанавливается одним целым листом, то здесь будет необходим замена всего основного покрытия ворот.

После того как все основные работы по изготовлению и установке выполнены, следует побеспокоиться о системах безопасности. Так, на рельсы лучше всего установить стопы, чтобы полотно в процессе эксплуатации не сошло с направляющих.

Одним из главных советов профессионалов и любителей своего дела является своевременная диагностика состояния всей конструкции в целом. А также постоянный контроль состояния ее составляющих.

Собственноручное изготовление подъемных ворот для гаража – процесс очень сложный. Он требует постоянного контроля, повышенной точности и ответственности. Приступая к работе, необходимо взвесить все за и против этого процесса, и уже с уверенностью браться за него. Учтя все нюансы, советы и рекомендации, у любого автовладельца получится изготовить именно то, чего очень хотелось, но было страшно представить. Все люди – кузнецы своего счастья и своего окружения.

Сейчас создано немало типов гаражных ворот, отличающихся удобством и надежностью. Максимально эргономичными и комфортными в применении среди имеющихся вариантов считаются традиционные подъемные (откидные) конструкции, которые при открытии эффектно уходят под потолок.

Виды подъемных сооружений – какие можно сделать самому?

Подъемные ворота в гараж чаще всего изготавливаются в двух основных вариантах. Они могут быть секционными или поворотными. Ворота первого типа представляют собой конструкции, собранные из нескольких пластиковых, деревянных либо стальных панелей высотой до полуметра. Соединение отдельных элементов в общее сооружение осуществляется посредством шарнирных петель. Подвижные детали (муфты, ролики) делают из пластмассы или металла. А вот направляющие для ворот всегда изготавливаются из нержавейки. Изнутри подъемно-поворотные конструкции утепляют пенополиуретаном. Это обеспечивает качественную теплоизоляцию гаража.

Поворотные ворота для гаража характеризуются достойными прочностными характеристиками, простотой и безопасностью эксплуатации. Недостаток этих конструкций состоит в том, что сделать их своими руками практически нереально. Если вы планируете оснастить автодом такими воротами, придется приобретать их в виде комплекта элементов в специализированном магазине. Монтаж заводского набора при этом можно произвести самостоятельно, ориентируясь на инструкцию производителя.

Подъемно-поворотные ворота можно сделать самому. Их конструкция, о которой мы подробно расскажем в следующем разделе, проста и долговечна. Ключевое преимущество таких складных систем – высокий уровень защиты гаража. Их невозможно взломать без шума. Кроме того, поворотные сооружения обеспечивают по-настоящему удобный выезд. Также они не занимают перед гаражом лишнего пространства, что очень важно для многих автомобилистов.

Недостатки поворотных систем:

  • "съедают" около 25 см высоты проема (только когда находятся в открытом положении);
  • необходимость в использовании качественных (а значит, дорогостоящих) материалов;
  • большая масса ворот.

Еще один минус поворотной конструкции – при значительном повреждении выполнить ремонт системы невозможно. Ворота придется полностью демонтировать, а затем осуществлять их повторную сборку.

Устройство и принцип функционирования откидных ворот

Конструктивно описываемые системы, которые многие владельцы гаражей изготавливают своими руками, выполняются в виде максимально прочной и надежной опорной рамы и полотна, закрывающего входной проем. Схема таких сооружений приведена ниже.

Откидные ворота теоретически можно соорудить без направляющих. Но специалисты не советуют этого делать, чтобы не снижать эксплуатационную надежность конструкции. Полотно ворот выполняется цельным. Если у вас в хозяйстве есть лишняя древесина, входной щит реально собрать из нее. Но лучше делать полотно из профилированных листов. Этот материал относительно недорогой. А полотно из него обеспечивает отличную оптимальную защиту от посторонних. Если автодом используется круглогодично, профлисты нужно утеплить пенополиуретаном.

Для облегчения подъема полотна рекомендуем применять специальные пружины-компенсаторы. В целом же перемещение воротной створки осуществляется рычагами, пружинами и роликами (так называемый шарнирно-рычажковый механизм). Привод системы может быть механическим либо электрическим. Механика считается более надежной при длительной эксплуатации. Электропривод – капризнее и дороже. Но зато он намного удобнее в применении (открытие/закрытие конструкции выполняется по команде с дистанционного пульта).

Функционируют откидные системы просто и понятно. При открытии ворот верхняя их часть отклоняется, а затем перемещается в сторону балки по подшипникам либо роликам, где и фиксируется в горизонтальном положении (параллельно потолку). Данная система не требует установки наружных петель, которые злоумышленники могут срезать болгаркой. Это обеспечивает уникальную безопасность подъемных ворот.

Кроме того, створка, закрывающая въезд в гараж, к несущей раме прилегает изнутри. Следовательно, преступникам будет намного сложнее выдернуть ворота при помощи троса, соединенного с трактором или другим мощным транспортным средством.

Первые шаги – грамотное начало работ

Самостоятельно ворота в гараж изготавливаются по строгому алгоритму. В первую очередь определитесь с типом механизма их закрытия/открытия. Мы уже говорили о шарнирно-рычажковой системе. Она признается наиболее удобной, особенно, если конструкция сооружается своими руками. Здесь главное добиться строго вертикального монтажа направляющих элементов.

В некоторых случаях (в частности при установке тяжелых и крупных по размерам ворот) такой механизм может не справиться с подъемом створки. Тогда следует обратить внимание на подъемную систему, включающую в себя груз-противовес. При ее реализации следует к нижним углам опорной рамы присоединить и надежно зафиксировать металлический трос, провести его по направлению шкива по блоку. На конец троса помещают груз. Масса последнего подбирается с учетом веса конструкции. Механизм с противовесом является трудоемким в монтаже. Поэтому, если ворота имеют стандартную массу и обычные размеры, лучше устанавливать шарнирно-рычажковую систему.

Далее разрабатывайте проект конструкции. Измерьте параметры проема автодомика для своего транспортного средства, просмотрите чертежи, имеющиеся в открытом доступе. Используйте готовые эскизы либо составьте на их базе собственный проект. Ниже мы приводим подробный чертеж, который позволит вам создать подъемные с минимальными временными затратами.

Затем запаситесь металлическими штырями и прутками, прочными брусками древесины, кронштейнами, стальными уголками, жесткими пружинами, если планируется отделка конструкции – еще и декоративными элементами. Теперь можно приступать непосредственно к сборке ворот. Об этом далее.

Сборка подъемно-поворотной конструкции – воплощаем проект в жизнь

Коробка ворот собирается из двух вертикальных деревянных брусков требуемых размеров и одного поперечного элемента. Эти части соединяются между собой металлическими пластинами либо уголками (второй вариант предпочтительнее). Затем действуйте по такой инструкции для входа:

  1. 1. Нижнюю часть полотна заглубите в напольное основание гаража (в бетонную стяжку) на 2 см, после чего закрепите конструкцию при помощи штырей в проеме.
  2. 2. Выполните сборку рамы, произведите ее обшивку профлистом.
  3. 3. Из уголка сделайте опору. В одной полке изделия просверлите три отверстия (они будут использоваться для монтажа кронштейна), в другой – одно отверстие (для крепления к стойкам).
  4. 4. Используя швеллерный кронштейн, сделайте пружинную опору. Соедините стальной пластинкой пружину и кронштейн. Выгните крайние витки пружинки (у вас должны получиться своеобразные зацепы). Подсоедините к ним металлический пруток, который станет выполнять функцию контроллера натяжения.
  5. 5. Сделайте шарнирный (нижний) угол. Высверлите в уголке 8,5-миллиметровое отверстие, приварите к опорной раме это изделие. Затем устанавливайте рычаг для подъема ворот. К его торцу приварите стальную пластину.
  6. 6. Изготовьте рельс (соедините уголки сваркой), прикрепите его к подготовленной ранее пластине одним концом. Ко второму торцу, отступив от него где-то на 0,15 м, приварите кусок швеллера. Последний соедините болтом с брусом на потолке.

Теперь нужно установить на конструкцию резиновую окантовку. Если есть желание, дополнительно наклейте накладки-компенсаторы. Они увеличат устойчивость складной конструкции. Вам осталось лишь качественно закрепить полотно в коробке. Ворота готовы! Вы сможете пользоваться ими на протяжении 10–12 лет без необходимости проведения каких-либо ремонтных работ.

Подъемные гаражные ворота – оптимальный способ решения проблемы свободного пространства. Но проблема заключается в высокой стоимости заводских моделей. Поэтому при наличии желания, инструментов и расходных материалов их можно сделать самостоятельно. Что потребуется для того, чтобы изготовить подъемные ворота на ваш гараж своими руками? Инструкция и чертежи помогут решить этот вопрос.

Анализ схемы изготовления

В отличие от других вариантов, брать за основу чертеж заводской модели не рекомендуется. В большинстве случаев полотно поднимается с помощью сложной системы противовесов и направляющих. Сделать подобную конструкцию ворот самостоятельно будет проблематично. Но из этого чертежа можно взять некоторые компоненты.

Особую проблему представляет собой нижняя часть. Сделать движущиеся шарниры и регулируемую подъемную систему будет сложновато. Выход – закрепить нижнюю часть воротного полотна с помощью системы роликов. Рама будет выполнять функцию направляющих. В итоге схема будет модернизирована для изготовления конструкции своими руками.

Описание принципа работы самодельных подъемных гаражных ворот:

  • Верхние ролики крепятся на г-образные профильные трубы. Движение происходит по горизонтальным направляющим из п-образного профиля.
  • Подъем осуществляется с помощью противовеса. Снизу ворот приваривают крюк, к которому крепится стальной трос, ведущий к ролику вверху. Масса противовеса зависит от веса створки и ее высоты, определяется опытным путем.
  • Дополнительно можно сделать распашную створку. Для этого на раму ворот необходимо приварить ребра жесткости.
  • Полотно формируется из алюминиевых или . Желательно сделать утепление с внутренней части.

Это общее описание принципа изготовления и работы конструкции. Детали можно адаптировать под конкретный проем, улучшить функционал подъемных ворот.

Требуемые расходные материалы

Чаще всего для изготовления применяют доступный материал. Металлопрокат можно приобрести в пунктах его сдачи, использовать старые конструкции, предварительно разобрав их. Необходимо проверить качество заготовок – отсутствие механической деформации, ржавчины или других дефектов.

Для изготовления потребуются следующие материалы и комплектующие:

  • Каркас ворот изготавливается из уголка или швеллера. Толщина – от 50 мм и более. Нужно учесть, что будет устанавливаться слой утеплителя и внутренняя обшивка.
  • Коробка должна выполнять две функции – фиксировать полотно и быть направляющей для роликов. Для этого рекомендуется взять швеллер 30*50*30 см.
  • Верхние горизонтальные направляющие. Также изготавливаются из швеллера, но меньших размеров. Ширина зависит от выбранных роликов.
  • Ролики. Особых требований к ним нет, важно, чтобы поверхность была обрезиненная.
  • Трубы квадратного сечения. Необходимы для изготовления дополнительных конструкций.

Толщина каждого компонента зависит от общих габаритов конструкции. Швеллер коробки должен быть не менее 3 мм, рамы – от 1,5 мм. Для монтажа потребуются дюбеля, соединять элементы подъемных ворот рекомендуется с помощью сварки. Механический крепеж не обеспечит должного качества соединений.

Последовательность выполнения работ

После составления чертежа подъемных гаражных ворот нужно правильно подобрать материал и сделать заготовки. Габаритные размеры учитывают толщину сварочного шва. Выполняется подготовка проема — выравнивание стен, проверка размеров по горизонтали, вертикали и диагонали. В чертеж вносятся коррективы.

Порядок выполнения работ:

  1. Монтаж коробки и верхних горизонтальных направляющих. Последние крепятся к потолку гаража.
  2. По полученным размерам делают раму. Она не должна быть на 3-5 мм больше, чем размеры коробки. Для плотного примыкания можно в дальнейшем установить лист поверх конструкции.
  3. Монтаж на раму нижних и верхних роликов.
  4. Установка рамы на направляющие с предварительной фиксацией.
  5. Проверка работоспособности ворот. Их нужно несколько раз открыть и закрыть.
  6. Формирование полотна из листов стали.
  7. Регулировка массы противовеса.

Только после этого можно приступать к грунтовке и покраске. Для безопасности в нижней части рекомендуется поставить замок.

В обзорном видеоматериале можно посмотреть пример изготовления подобной конструкции:

Большинство автолюбителей со стажем отдают предпочтение старым распашным или створочным вариантам ворот, считая их наиболее защищенными и надежными из-за большого веса и толщины металла. Но, как показывает практика, у створочных систем существует достойный конкурент, а именно — откидные гаражные ворота. Популярность откидной конструкции такова, что сегодня на ее долю приходится примерно три четверти продаваемых ворот для гаражей. Стоит разобраться в причинах.

Преимущества и недостатки гаражных откидных ворот

Чтобы понять разницу в пользовании подъемными - откидными системами и старой распашной конструкцией, необходимо хотя бы пару раз испробовать их на практике, для знающего человека разница видима невооруженным глазом:

  • Откидная система ворот позволяет при выезде из гаража избежать образования «слепой» зоны. В подъемных системах нет створок, закрывающих обзор, из-за чего в гаражных кооперативах ежегодно бьются десятки машин;
  • Отсутствие распашных створок при открытии дверей увеличивает пространство для маневра перед воротами, нет необходимости ставить машину за пару метров от дверного проема, чтобы иметь возможность открыть- закрыть гараж.

К сведению! Зачастую водители решают поменять обычные ворота на откидные только по одной причине: в сильный ветер есть шанс получить удар створкой по кузову автомобиля в момент выезда.

Откидные ворота дешевле в изготовлении, они удобнее в пользовании, простое устройство позволяет построить своими силами. Но установить подобную систему можно не в каждом гараже, как минимум необходимо свободное пространство в потолочной части над входом в гараж.

Строим откидные ворота для гаража своими руками

Устройство и принцип работы ворот понятны из приведенной схемы и чертежа:

  1. Конструктивно ворота представляют собой две рамы - собственно щит, или панель, закрывающая дверной проем, и несущая опорная рама с направляющими элементами;
  2. При открытии верхняя часть откидных ворот отклоняется и на роликах или подшипниках перемещается по двум направляющим до тех пор, пока панель полностью не окажется на двух горизонтальных балках;
  3. Нижний край панели поднимается вверх и фиксируется в таком положении.

Плоскость откидных ворот совершает движение, напоминающее обкатывание условной цилиндрической поверхности большого радиуса. Чтобы облегчить подъем стальной или деревянной панели откидных ворот, в конструкции используются компенсационные пружины или противовесы в виде подвешенного на тросах груза.

Важно! В отличие от распашных систем, в откидных воротах отсутствуют наружные петли, которые легко срезать болгаркой. При этом панель, закрывающая дверной проем, прилегает к несущей раме изнутри, соответственно, злоумышленникам выдернуть ворота гаража тросом, зацепленным к фаркопу пикапа или трактора, намного сложнее.

Изготовление узлов откидных ворот

Проще всего изготовить конструкцию откидных ворот из стального уголка и швеллера. Первоначально потребуется измерить габариты дверного проема, вырезать из швеллера и сварить раму дверного проема гаража.

В верхней части рамы приваривают два горизонтальных уголка с шириной полки не менее 40- 50 мм. Длина каждого уголка составляет более двух метров, поэтому выполнять сварочные работы и сборку всей конструкции необходимо «на земле», до установки системы откидных ворот в дверной проем.

Угол крепления уголка к раме необходимо выверить по строительному уровню. После сваривания с рамой каждый уголок укрепляют временным подкосом из доски или деревянной рейки, чтобы избежать деформации конструкции в момент ее установки в дверной проем гаража.

Если в системе откидных ворот будет использоваться подъемник в виде подвешенных на тросах грузах, к верхней части рамы необходимо приварить по одной шпильке с бороздковым роликом, диаметром 30- 50 мм.

Особое внимание следует уделить изготовлению основной панели откидных ворот. Конструктивно откидная панель представляет собой раму из трубы или металлического трубчатого профиля с приваренными в нижней и верхней части выносными опорами -кронштейнами.

Трубчатый каркас панели необходимо разметить и сварить точно по размерам стационарной рамы. Главное условие - сварку выполнять в три приема, чтобы каркас откидной панели из-за перегрева не вывернуло «пропеллером».

Вначале вырезанные куски профиля выкладываются на ровной площадке и фиксируются между собой точечной сваркой. На втором этапе стыки проваривают с одной стороны откидной рамы, через 30 минут переворачивают и проваривают с обратной стороны. Если каркас панели получился строго в одной плоскости, можно крепить листовой металл, в противном случае потребуется аккуратная рихтовка с помощью паяльной лампы и кувалды.

Сборка и установка откидных ворот

Перед установкой системы откидных ворот потребуется выполнить предварительную сборку конструкции. Для этого стационарную раму с приваренными уголковыми направляющими выкладывают на ровной горизонтальной площадке. Поверх рамы укладывают только что сваренную подвижную панель, выравнивают ее положение так, как она будет стоять в закрытом положении в дверном проеме гаража.

Для соединения двух частей ворот потребуется приварить к верхнему профилю панели косые кронштейны с роликовыми или подшипниковыми катками.

От того, насколько точно будут установлены опоры, зависит надежность и плавность срабатывания механизма подъема. На приваренные к стационарной раме шпильки одевают бороздковые ролики. К нижней балке панели приваривают дополнительные Г-образные кронштейны, к которым будет крепиться трос лифта-подъемника опорных ворот.

Остается установить стационарную раму в дверной проем гаража и закрепить ее с помощью анкерных болтов к боковым стенам гаража. Впоследствии места креплений потребуется тщательно залить бетонным раствором и заштукатурить.До того момента, как стационарная рама будет окончательно закреплена, потребуется выровнять ее положение по строительному уровню. Далее необходимо сделать П-образное приспособление, с помощью которого концы уголковых направляющих фиксируются к потолку.

На сегодняшний день разработано и успешно реализовано на практике множество разнообразных гаражных ворот. Среди всех существующих вариантов особым удобством и эргономичностью отличаются традиционные подъемные ворота, эффектно уезжающие под потолок гаража во время открытия. При этом собрать и установить подъемные гаражные ворота можно самостоятельно.

Существует 2 основные разновидности подъемных гаражных ворот.

Ворота подъемно-секцион ного типа

Полотно подобных ворот состоит из ряда отдельных панелей, высота каждой из которых составляет порядка 50 см. Для изготовления панелей может использоваться сталь, древесина и пластмасса.

Для соединения панелей используются шарнирные петли. Ролики, муфты и прочие подвижные элементы изготавливаются из стали либо пластика, для изготовления направляющих применяются нержавеющие материалы.

Внутренняя часть полотна обязательно утепляется (преимущественно пенополиуретаном), что позволяет сохранять дополнительное тепло внутри гаража.

Среди главных преимуществ подъемно-секцион ных ворот следует отметить следующие моменты:

  • безопасность использования;
  • простота и максимально удобство эксплуатации;
  • неплохие прочностные характеристики.

Главным недостатком этого подвида ворот является практически полное отсутствие возможности взлома и незаконного проникновения. Помимо этого, вы не сможете сделать такие ворота самостоятельно – это крайне сложно.

Единственный доступный вариант – купить заводской комплект и смонтировать ворота самостоятельно по инструкции.

Ворота подъемно-поворот ного типа

Подобную конструкцию можно собрать и установить самостоятельно. При открытии этих ворот поднимается сразу целая створка. За движение подвижной части отвечает система шарнирно-рычажко вого типа. Ворота характеризуются отличными прочностными характеристиками (итоговый показатель зависит от свойств материала изготовления) и обеспечивают надежную защиту гаража от посягательств злоумышленников.

Конструкцию можно собрать без использования направляющих и роликов. Благодаря этому полотно будет передвигаться бесшумно.

Для сборки такой конструкции не нужны узкие технические знания. Больших финансовых вложений данное мероприятие тоже не требует.

Достоинства и недостатки

Как и все существующие механизмы, подъемные гаражные ворота имеют ряд сильных качеств и некоторые недостатки.

Достоинства

Главным преимуществом рассматриваемых систем является повышенная противовзломност ь. Единственный вариант попасть внутрь гаража – прорезать полотно. Подпилить раму и попасть внутрь без привлечения внимания практически невозможно.

Вторым важным преимуществом конструкции является длительный срок службы. Однако для того чтобы ворота служили по-настоящему долго, для изготовления полотна следует использовать оцинкованный металл высокого качества.

Ворота не занимают пространство перед гаражом, что делает въезд и выезд максимально удобными.

Недостатки

Среди основных недостатков подъемных ворот нужно отметить следующие положения:

  • большой вес конструкции. Недостаток относительный – другие существующие конструкции весят не меньше. Но чтобы эксплуатация подъемных ворот была безопасной, нужно уделить особое внимание качеству и надежности рамы;
  • несколько увеличенный расход исходных материалов;
  • некоторые неудобства при заезде в гараж. К примеру, вам нужно будет постоянно выходить из машины, не доехав до гаража примерно 1,5-2 м – без такого запаса ворота попросту не откроются.
  • в открытом положении ворота отнимают примерно 20-30 см высоты проема;
  • в случае существенного повреждения полотна, его придется полностью демонтировать.

Однако, несмотря на все свои небольшие недостатки, такие ворота являются невероятно удобным и эргономичным решением.

Особенности исполнения конструкции

Традиционные подъемные ворота состоят из множества элементов. Ознакомьтесь с функциями каждого из них.

Рама выполняет функцию основы для всей конструкции. Рама должна быть максимально жесткой и надежно зафиксированной в стене гаража.

Боковой профиль – это направляющий элемент, по которому движется основная часть конструкции.

Направляющие – без них, как уже отмечалось, можно обойтись. Но по возможности лучше не исключать их из состава конструкции.

Полотно. Изготавливается в виде цельного устройства. Обычно выполняется из профнастила. Иногда для изготовления полотен используют и древесину, однако от такого решения лучше отказываться – материал тяжелый и сравнительно недолговечный.

Утеплитель. Укладывается между листами полотна. Удобнее всего применять пенополиуретан.

Ролики, пружины и рычаги. Эти элементы отвечают за передвижение воротной створки. Створка поднимается по направляющему элементу, ближе к потолку занимает горизонтальную позицию и в завершении фиксируется параллельно потолочной поверхности.

Обеспечивают более легкий подъем полотна.

Электрический или механический привод. Электроника удобнее – для управления воротами достаточно нажать кнопку на переносном пульте. Механика же в большинстве случаев надежнее. Если вы решите использовать электрический привод, помните важное правило – воротный щит должен иметь несколько облегченную конструкцию.

При желании готовое полотно можно украсить разнообразными декоративными элементами. Все они доступны в продаже в специализированн ых магазинах.

Важно помнить: любой декоративный элемент, в особенности, если это ковка, способствует увеличению веса конструкции. Знайте меру.

Что купить?

С изготовлением большинства элементов ворот можно справиться своими руками. Однако есть такие вещи, которые лучше купить уже в готовом виде и не тратить время. Отдавайте предпочтение приспособлениям, изготовленным из металлов хорошего качества. В целом же вам понадобится следующее:


Ворота своими руками

Собственноручное изготовление и установка ворот позволит вам сэкономить существенную денежную сумму на покупке готовой системы и услугах сторонних монтажников.

Видео — Монтаж секционных ворот

Первый шаг. Выберите подходящий тип механизма открывания ворот.

Наибольшей популярностью пользуются шарнирно-рычажко вые механизмы. Эта конструкция является долговечной и предельно простой. Однако его установка требует от монтажника повышенной точности на этапе размещения направляющих и установки уровня натяжения пружин. Направляющие должны быть установлены исключительно вертикально и параллельно.

Второй вариант – механизм, выполненный с применением противовесов. Трос крепится к уголкам опорной рамы в ее нижней части, проходит по блоку в направлении шкива, и уже на его (троса) конце находится некоторый противовес. Чем тяжелее и больше полотно, тем тяжелее должен быть используемый противовес. Отдавать предпочтение этому механизму рекомендуется исключительно в случае установки массивных и очень тяжелых подъемных ворот.

Видео — Подъёмные ворота вид изнутри

Второй шаг. Составьте проект ворот. Предварительно замерьте имеющийся проем и подготовьте эскиз (либо же выберите готовый вариант из открытых источников).

Третий шаг. Подготовьте приспособления для сборки ворот. Вам понадобится следующее:

  • деревянные бруски высокой прочности;
  • металлические штыри хорошего качества;
  • уголки;
  • кронштейны;
  • жесткие пружины;
  • металлические прутки;
  • декоративные элементы.

Четвертый шаг. Соберите коробку будущих ворот из поперечного и пары вертикальных брусьев. Для соединения брусков используйте угольники, также подойдут пластины.

Пятый шаг. Заглубите нижнюю часть коробки в бетонную стяжку гаражного пола примерно на 20 мм и зафиксируйте изделие в проеме металлическими штырями.

Шестой шаг. Соберите раму и обшейте ее выбранным материалом.

Седьмой шаг. Изготовьте опору. В качестве исходного материала используйте уголок. Сделайте с помощью дрели в полке отверстие для фиксации к стойкам. Во второй полке подготовьте уже 3 отверстия под установку кронштейна. Для изготовления пружинной опоры воспользуйтесь швеллерным кронштейном.

Восьмой шаг. Подготовьте пластину из полосы стали. Соедините кронштейн и подходящую по параметрам пружину с помощью стальной пластины. Крайние витки закрепленной пружины выгните подобно зацепам. Снизу подсоедините контроллер натяжения, выполненный из металлического прутка.

Девятый шаг. Сделайте нижний шарнирный угол. Вам нужно просверлить в уголке отверстие порядка 8,5 мм в диаметре и приварите изделие к опорной раме конструкции, отступив при этом от нижней грани до центра подготовленного отверстия. Промежуток позволит вам разместить подъемный рычаг в нужном месте шарнира.

Десятый шаг. Прикрепите пластину к торцу подъемного рычага. Для надежной фиксации элементов используйте сварку.

Одиннадцатый шаг. Изготовьте рельсы для движения полотна ворот. В качестве исходного материала используйте пару уголков. Составьте их и сварите по одному краю. Расстояние между внутренними вершинами стальных уголков должно равняться 50 мм.

Двенадцатый шаг. Прикрепите готовую рельсу к ранее подготовленной пластине. Для крепления используйте сварку. При этом оставьте 8-сантиметровый отступ между осью направляющей детали и ребром поперечного изделия внизу. Ко второму концу рельсы прикрепите с помощью сварки кусок швеллера, при этом отступив порядка 15 см. Затем прикрутите швеллер к потолочному брусу болтом.

Видео — Направляющие для подъемных гаражных ворот, часть 1

Видео — Направляющие для подъемных гаражных ворот, часть 2

Тринадцатый шаг. Вмонтируйте в полотно несколько полупрозрачных вставок. Это необязательный пункт. Полупрозрачные вставки используйте при необходимости улучшения естественного освещения внутри гаража.

Видео — Каркас подъемных ворот, часть 3

Видео — Колеса для подъемных ворот, часть 4

Четырнадцатый шаг. Наклейте уплотняющую окантовку из резины. Также не помешает наклеить компенсирующие накладки. В комплексе эти элементы повысят устойчивость самодельных подъемных ворот.

Пятнадцатый шаг. Зафиксируйте полотно в коробке.

Таким образом, в самостоятельной сборке подъемных гаражных ворот нет сверхсложных задач, но к выполнению данной работы нужно подходить с максимальной ответственностью и знанием дела. Следуйте инструкции, делайте все максимально точно, и ворота вашего гаража станут его надежной и долговечной защитой.

Удачной работы!

Видео – Гаражные ворота подъемные своими руками