Включение задних противотуманных фар. Подключение и установка противотуманных фар: схема противотуманок, как подключить и включить ПТФ

Безопасность на дороге во многом зависит от качества освещения. Одним из элементов внешнего освещения являются , но они могут не входить в базовую комплектацию автомобиля. В статье даются советы, как правильно осуществляется установка противотуманных фар, требования, какие предъявляются к установке, приводятся способы и схемы подключения.

Требования к установке противотуманок

Назначение противотуманок – освещение дорожного полотна в условиях плохой видимости: вовремя тумана или выпадения атмосферных осадков. Головной свет во время тумана отражается от капелек воды, образуя белую стену впереди, что делает невозможным дальнейшее передвижение автомобиля. Если противотуманные фары правильно отрегулированы, то свет от них будет прижат к полотну, а дорога перед авто будет освещаться на расстоянии 10-12 метров. Водитель вправе сам решать, включать дополнительное освещение или нет.

Несмотря на то, что ПТФ являются необязательным световым оборудованием, при их установке нужно соблюдать определенные требования и знать, как подключить противотуманки. При нарушении принятых норм могут возникнуть проблемы во время прохождения техосмотра или может быть наложено административное взыскание.

При установке туманок нужно соблюдать следующие нормы:

  • от дорожного полотна до фар должно быть расстояние не менее 25 см;
  • ПТФ должны быть расположены симметрично на расстоянии, не превышающем 40 см от боковой плоскости машины (по внешней кромке габаритных огней);
  • включать противотуманки можно только вместе с габаритами;
  • если в фарах используется ксенон, то у них должна быть маркировка «D» и установлен автоматический корректор.


После установки нужно вместе с креплениями. Необходимо добиться, чтобы правильно падал световой луч, под нужным углом к дорожному полотну.


Инструменты и материалы

Перед приобретением ПТФ, автолюбитель должен определиться с местом их установки. На некоторых автомобилях есть специальные заглушки в бампер под противотуманки. В этом случае размер и форма фар должна подбираться согласно размерам отверстий. Если ПТФ будут монтироваться на уровне штатной оптики или на крыше, то форма и размеры не имеют значения. Важно, чтобы в комплекте были надежные крепления.

При выборе ПТФ следует определиться с типом ламп. Ксенон можно устанавливать лишь в специально предназначенные фары.

При выборе следует обратить внимание на следующие факторы:

  • материал изготовления – стойкий термопластик;
  • корпус должен быть разборным и герметичным;
  • форму лучше выбирать аэродинамическую, что снижает шумность при движении.

При использовании в качестве стекла поликарбоната, стекло лучше покрыть защитной пленкой, тогда они будут долго оставаться прозрачными.

Для самостоятельной установки нужно приобрести не только фары, но и приготовить другие материалы:

  • провода;
  • клеммы для соединения электропроводов;
  • выключатель ПТФ в виде кнопки или ручки;
  • предохранитель номиналом на 20-30 А;
  • 4-х контактное реле.

Кроме того, для выполнения работ понадобится стандартный набор инструментов. Чтобы защитить бортовую сеть, подключение делается через реле (автор видео — PRO.Garage).

Способы подключения противотуманных фар

Подключение ПТФ может осуществляться несколькими способами. Самый простой, если в машине с завода предусмотрено подключение туманок, то есть электросхема состоит из всех необходимых компонент: соединительных разъемов, выключателя, соединительных проводов, предохранителя, реле.

Установка, в этом случае, заключается в монтаже фар и подключении их к электросети. Этот способ можно использовать при полной комплектации машины, если нужно заменить установленные противотуманки или для усовершенствования системы освещения.

Покупая комплект ПТФ, нужно убедиться, что монтажные параметры и разъемы соответствуют заводским.

Если в базовой комплектации автомобиля нет подключения противотуманок, проводку придется прокладывать своими руками. Для этого нужно закупить необходимые компоненты: комплект проводов, реле, выключатель и др. Можно приобрести готовый комплект для монтажа противотуманных фар. Знать, как включаются противотуманные фары в электросхему автомобиля (автор видео — Morgan One).

Некоторые водители сомневаются, можно ли подключить противотуманные фары к габаритам. Этого делать нельзя, так как в габаритных огнях выключатель и проводка не рассчитана на потребляемый фарами ток.

Купив комплект для подключения противотуманок универсальный, можно выполнять подключение противотуманок своими руками по следующему алгоритму:

  1. Прокладку проводов нужно начинать с демонтажа приборной панели и подключения реле.
  2. Сначала необходимо найти провод, идущий к подсветке приборов. Следуя по этим проводам, можно найти колодку, в которой есть свободный разъем, чтобы подключить в него реле туманок.
  3. Вторым шагом будет подключение выключателя. Если на приборной панели есть свободная кнопка, подключаем фары к ней. Если свободной кнопки, то нужно установить новую.
  4. На следующем этапе реле нужно соединить с аккумулятором. Провод от аккумуляторной батареи нужно подключить к 87 контакту реле. Удобнее пропустить провод под педалями.
  5. Важно включить в электроцепь при установке предохранитель. Это убережет лампы от перегорания и спасет от пожара при коротком замыкании. Номинал предохранителя рассчитывается исходя из мощности фар. Если взять лампочки по 60 ВТ, то ток для питания фар будет составлять: 2*60 Вт/12 В = 10 А. Предохранитель нужно подбирать с большим номиналом. В рассматриваемом случае необходимо использовать предохранитель номиналом 15 А.
  6. Теперь монтируем ПТФ в бампере. Перед тем, как поставить противотуманки, нужно разметить места для фар согласно требованиям. Монтаж ПТФ лучше на снятом бампере. После монтажа фары необходимо надежно зафиксировать с помощью креплений, которые идут с монтажным набором.
  7. Отрицательный провод нужно замкнуть на массу (кузов машины), положительный подключаем к 30-му контакту реле.
  8. На заключительном этапе реле устанавливается на посадочное место, закрепляется. Панель приборов возвращается на прежнее место.

Фотогалерея

1. Комплект для установки ПТФ 2. Комплект проводов для подключения 3. Процесс протягивания провода для подключения 4. Монтаж кнопки включения

После установки ПТФ нужно проверить их работу и отрегулировать. Если фары слишком поднять, они потеряют свою эффективность при передвижении в плохих погодных условиях.

Схемы подключения ПТФ

Самая простая схема подключения ПТФ — напрямую через выключатель к аккумулятору. Каждая противотуманная фара имеет два контакта для подключения питания ламп. Один контакт с каждой ПТФ нужно проводом соединить вместе и подключить к металлической части кузова (массе). Лучше провод присоединить непосредственно к отрицательной клемме на аккумуляторной батарее.


Схема подключения туманок

Вторые контакты необходимо присоединить к клемме «плюс» аккумулятора. Их также нужно соединить вместе и провод подключить к контакту 87 на реле.

Затем контакты реле нужно подключить в следующем порядке:

  • 30 подключается через предохранитель к положительной клемме АКБ;
  • 86 либо к массе авто, либо к отрицательной клемме аккумулятора;
  • 85 присоединяется к плюсу АКБ через выключатель и предохранитель ПТФ, который включен в цепь с 30 контактом.

Кнопка включения противотуманных фар минируется в удобном для водителя месте на панели приборов. Реле размещают в монтажном блоке, где можно найти свободный разъем для противотуманных фар. Можно воспользоваться одним из установленных в блоке предохранителей.

В основе другой схемы применяется предыдущий вариант, только положительный провод подключается не к АКБ, а через замок зажигания. В этом случае кнопка противотуманных фар подключается не к аккумулятору через предохранитель, а к любому проводу питания, в котором возникает напряжение при включенном зажигании. Так как по такой схеме включить противотуманки можно лишь после включения зажигания, то можно не переживать оставить их включенными на неработающем моторе. Для соблюдения правил подключения действующему законодательству кнопку включения ПТФ соединить с выключателем наружного освещения машины.

Заключение

Обеспечить безопасное передвижение автомобиля в плохую погоду могут противотуманки. На современных машинах они устанавливаются на заводе. Если на автомобиле не установлены противотуманные фары, то зная, как их установить и подключить, можно выполнить установку по схеме подключения ПТФ самостоятельно. Установка должна выполняться согласно требованиям, чтобы не было проблем при техническом осмотре, а также чтобы избежать проблем на дороге с инспекторами дорожного движения.

Важно помнить, что перед тем, как включить противотуманные фары, нужно включить габариты.

Видео «ПТФ из светодиодов своими руками»

Как сделать противотуманки своими руками с использованием светодиодов, и как подсоединить их к бортовой сети, рассказывается в предлагающемся ролике (автор видео — Play on).

Многие колесящие по дорогам отечества автомобили укомплектованы противотуманными фарами . Иные из них включены в базовую комплектацию транспортных средств, другие водители устанавливают самостоятельно. При этом мало кто руководствуется практическими соображениями, чаще заботясь об эстетическом виде своей машины.

Всякий раз, когда навстречу движется автомобиль , сверкающий многочисленными огнями, встречные водители получают стресс. Дело в том, что излишек света ослепляет их, мешая следить за дорожной обстановкой . Нередко это служит причиной возникновения опасных дорожных ситуаций. Поэтому каждый автомобилист должен знать о порядке использования противотуманных фар .

Уже само название говорит о том, что предназначены они для помощи водителям в условиях недостаточной видимости . Многие, особенно представители молодого поколения, плохо разбираются в терминологии, искренне полагая, что недостаточной считается видимость в тёмное время суток. На самом деле, этот термин применяется исключительно к погодным условиям.

Включать передние противотуманные фонари можно лишь во время сильного тумана, дождя или снегопада. Речь здесь идёт об использовании дополнительного света одновременно с основным. Когда дорожные условия из-за ухудшившейся погоды становятся сложными, благодаря противотуманкам , не только немного улучшается видимость, но и сам движущийся автомобиль становится заметнее, что помогает сидящему за рулём водителю гораздо лучше оценивать дорожную обстановку .

Однако, если погода стоит хорошая, использовать противотуманные фары одновременно с ходовым светом не стоит. Такое транспортное средство воспринимается остальными водителями как огромное сияющее пятно, являющееся источником повышенной опасности. Если вы не готовы отказаться от противотуманок , то хотя бы отключите ближний свет . Благодаря этому восстановится нормальный баланс в работе световых приборов, что неизбежно положительно скажется и на безопасности.

Также стоит напомнить о порядке использования заднего противотуманного фонаря . Тут стоит отметить, что далеко не каждый водитель знает о его существовании. Тем не менее, во всех современных автомобилях он есть. Включается с помощью нажатия или выдвижения тумблера, отвечающего за работу ближнего света и габаритных огней.

Свет задней противотуманной фары настолько ярок и, если так можно выразиться, ядовит, что раздражает глаза едущих за вами водителей. Поэтому использование этого прибора строго регламентировано. Заднюю противотуманку категорически запрещено включать в городском цикле. Впрочем, на трассе её можно задействовать тоже исключительно при условии недостаточной видимости , вызванной сильным туманом.

Кстати, обратите внимание на то, что установка дополнительных противотуманных фар должна производиться только в сертифицированных центрах и с одобрения производителя автомобиля. В противном случае, велика вероятность того, что световые приборы будут подобраны неправильно. Ну а в тех ситуациях, когда возникает угроза безопасности чьему-либо здоровью или жизни пренебрегать рекомендациями и предписаниями ни в коем случае нельзя.

Наши водители зачастую используют противотуманные фары, как хотят, и когда хотят. Сейчас это замечается реже, но лет пятнадцать назад мощные «противотуманки», причем, от четырех и более штук, можно было увидеть даже на крыше салона. Хотя в правилах четко и ясно сказано, что ПТФ на транспортном средстве должны использоваться водителем только «в темное время суток» либо в условиях «недостаточной видимости дороги». Причем, использование противотуманных фар должно происходить одновременно с включенным ближним или дальним светом автомобиля. Бывает, что «противотуманки» используются вместо ближнего света фар. Эти исключительные случаи оговорены в определенных пунктах Правил дорожного движения. Иными словами, противотуманные фары используются в особых случаях. То есть, когда на дороге туман, задымление или запыление, а еще когда идет снег, дождь, град.

Конечно, противотуманные фары существуют не просто так. В сложных погодных условиях и плохой видимости это незаменимый прибор. Ведь такие фары имеют внутренний параболический отражатель и рассеиватель особой конструкции, расширяющий пучок света и выдающий в конечном результате горизонтальное свечение. Это свечение представляет широкий пучок света, направленный вниз, на дорогу, и как бы обрезанный сверху. При имеющейся затратной мощности, такая фара сможет обеспечить максимальное освещение, не ослепляя встречных водителей. Цвет же пучка может быть белым или желтым.

Правила использования противотуманных фар гласят следующее:

Если при включенном дальнем свете фар видимость дороги менее 100 метров, включайте и дальний свет, и «противотуманки»;

Если туман не очень густой, и видимость более 100 метров, включайте «противотуманки» и ближний свет.

В светлое время суток и при нормальной видимости, как уже было сказано, противотуманные фары могут быть используемы вместо ближнего света фар, ну, а при маневрировании на горных и, вообще, извилистых дорогах – без них никак.

Общепринятое место установки противотуманных фар – ниже уровня обычных фар. Ведь туман возле земли имеет меньшую плотность, нежели на уровне человеческих глаз, и дорогу, стало быть, будет легче освещать.

Правилами разрешена установка впереди только двух фар. Причем, не по принципу, «чтобы смотрелось красиво», а конкретно: не дальше 40 см от плоскости крыла и не ниже 25 см от плоскости дороги. Сзади автомобиля предусмотрено наличие хотя бы одного противотуманного фонаря, имеющего красный цвет, причем фонарь должен быть установлен в стороне, ближней к водителю. Если фонарей два, то установлены они должны быть на одной линии симметрично центру автомобиля и отделены от стоп-сигналов авто минимум на 10 см. Задние противотуманные фонари не должны использоваться едино со стоп-сигналами, что можно наблюдать весьма нередко, и их запрещено включать без необходимости, к примеру, ясной ночью.

Да, чтобы правильно и эффективно использовать противотуманные фары, они должны быть оптимально отрегулированы, иметь сертификат и несмываемый знак международного утверждения на рассеивателе или защитном стекле.

Тот факт, что противотуманные фары существенно улучшают обзорность при плохой видимости и по боковым сторонам автомобиля, сомнений не вызывает. Отражатель противотуманки сконструирован таким образом, чтобы создавать равномерное освещение вокруг фары, этим и объясняется высокая эффективность ПТФ. Но вот что касается задних противотуманных фар, для многих водителей остается не совсем ясным вопрос зачем они нужны, и нужны ли вообще, ведь никакой очевидной практической пользы они не несут.

И даже напротив. Задние противотуманные фары при движении в темное время суток, по мнению многих автолюбителей, только мешают, поскольку препятствуют обзору, да и стоп-сигнал впереди идущего авто становится трудноразличим. Тем не менее, большинство ТС штатно оснащается задними противотуманными фарами, и самостоятельно убирать их из конструкции автомобиля незаконно - пройти техосмотр без них станет невозможно.

Нужны ли автомобилю ЗПТФ

Задние противотуманные фары, если они предусмотрены на автомобиле конструктивно, самостоятельно убирать их нельзя. ЗПТФ предназначены для более корректного обозначения транспортного средства в условиях недостаточной видимости. Как правило, такие фары рассчитаны на установку стандартных ламп накаливания - особой яркости здесь не требуется. Так же нет и четких нормативов относительно схемы подключения - при самостоятельной установке лучше использовать отдельное реле задних противотуманных фар.


Наличие задних противотуманных фар позволяет в плохую погоду избежать столкновения двух автомобилей. К примеру, при сильном снегопаде, ливне или тумане. Они изначально несколько ярче простых габаритов, и расположены на некотором от них удалении, поэтому оказываются достаточно эффективными. Естественно, что без необходимости включать задние противотуманные фары все же не стоит - при ясной погоде, в темное время суток они мешают другим водителям.

Если ЗПТФ отсутствуют

Не все автомобили оборудованы ЗПТФ на заводе. Согласно ГОСТ Р 51709-2001 наличие задних противотуманных фонарей на авто является обязательным. Поэтому многие автолюбители вынуждены устанавливать их самостоятельно - в противном случае возникают определенные сложности при прохождении техосмотра. Связано это с тем, что авто без ЗПТФ не соответствует ГОСТ. Стоит сразу отметить, что такие требования распространяются лишь на ТС 2006 года выпуска и старше.

Еще один важный момент, который часто «забывается» инспекторами ГИБДД - если задние противотуманные фары не предусмотрены конструктивно, самостоятельно их устанавливать водитель не обязан - требования ГОСТ относятся лишь к производителям, а не потребителям. Если же ЗПТФ все же устанавливается самостоятельно, то делается это не как попало, а согласно определенным правилам - при неверной установке отказ инспектора при попытке пройти ТО будет полностью правомерен.


Количество ЗПТФ может быть один или два. Если устанавливается одна фара, то она размещается только с левой стороны. Если ЗПТФ две, то размещаются они на высоте не выше одного метра от уровня грунта, и не менее 25 см от него же. Ширина между ними никак не регламентируется, но есть важный пункт, обязательный к соблюдению - расстояние между ЗПТФ и каждым стоп-сигналом не может быть менее 100 мм.

Как использовать задние противотуманки

Когда задние противотуманные фары устанавливаются автопроизводителем, вопрос как включить задние противотуманные фары, и как их выключить определяет именно он - водителю остается лишь нажимать кнопочки. В случае самостоятельной установки этого оборудования, вариантов подключения имеется масса, но пользоваться ЗПТФ как заблагорассудится нельзя - этот порядок достаточно строго регламентирован, и самостоятельному изменению не подлежит.

Так, согласно закона, ЗПТФ могут включаться только совместно с головным освещением либо передними противотуманками, и гореть они должны лишь в постоянном режиме. Выключаются они параллельно другому наружному световому оборудованию, и в качестве отдельного оборудования включаться не должны. Ни в коем случае не допускается совместная работа задних противотуманных фар и стоп-сигналов, зажигающихся при торможении автомобиля.


При самостоятельной установке выбор типа фар остается на усмотрение автовладельца. Законом не предусмотрено каких-либо ограничений или условий для ЗПТФ. Фары могут врезаться в бампер, на манер передних, а могут использоваться и навесные варианты, на специальных креплениях. Главное соблюсти вышеприведенные особенности установки. При использовании навесных вариантов необходимо позаботиться о надежности крепления.

Некоторые особенности эксплуатации ЗПТФ

В большинстве случаев для задней противотуманной фары используется корпус, предназначенный для галогеновой лампы или лампы накаливания, маркированный «Н». Это говорит о том, что устанавливать другой тип ламп, в частности ксенон, в них запрещено. При установке навесных ЗПТФ крайне важно выставить правильный угол наклона - фара не должна слепить водителей, находящихся сзади.

Поскольку задняя часть автомобиля достаточно сильно загрязняется при эксплуатации, необходимо постоянно следить за чистотой ЗПТФ, в противном случае смысл их включения полностью теряется, а при движении в условиях недостаточной видимости автомобиль может оказаться просто незамеченным на дороге, что неизбежно приведет в ДТП. Немного о ремонте ЗПТФ на видео: