1 й съезд народных депутатов ссср 1989. Съезды народных депутатов. Союзное руководство - потеря рычагов управления

С целью сохранения политических основ государства было принято решение о изменении структуры власти, её возвращении к «ленинским идеалам». В июне-июле 1988 г. было принято решение о создании двуступенчатой ситемы власти:

1) Съезд народных депутатов из 2250 чел;

2) избираемый Съездом и обновляемый каждый год на 1/5 Верховный Совет СССР (554 чел.). (

1 Съезд нар. деп. СССР – май-июнь 1989 г. (Выбраны Предс. През. ВС СССР – М.С.Горбачёв; Предс. Сов. Мин. – Н.И.Рыжков; впервые возникла официальная оппозиция «межрегиональников», впервые ежедневная трансляция всех заседаний).

2 Съезд нар. деп. СССР – ноябрь 1989 г. (полит. пропагандистские решения: произошла открытая перепалка ак. Сахарова и М.С.Горбачёва, осуждён пакт с Германией 1939 г., был обсуждён, но так и не принят план XIII пятилетки, осуждён ввод войск в Афганистан).

3 внеочередной Съезд нар. деп. СССР – март 1990 г.(отменил 6 ст. Конституции, избрал первым През. СССР М.С.Гобачёва, отказался признавать выход Литвы из состава СССР).

4 Съезд нар. деп. СССР – декабрь 1990 г. На съезде впервые был поставлен вопрос об отставке М.С.Горбачёва. Примечательно, что этот вопрос был сформулирован представителем КПСС. Однако уже вскоре Верховный Совет предоставил М.С.Горбачёву чрезвычайные полномочия.

Последний Съезд КПСС – XXVIII-ой, июль 1990 г. На съезде из партии вышли Ельцин, Попов, Собчак. К концу 1990 г. КПСС сократилась на треть. Число членов партии снизилось до 15 млн. М.С.Горбачёв предложил создать Союз Северных Государств.

Парад суверенитетов.

Процесс распада СССР начался с началом процесса распада КПСС. В 1989 г. компартия Литвы вышла из состава КПСС. В эти же годы, с мая 1988 г. по январь 1991 г. были приняты декларации о независимости или суверенитете во всех союзных и автономных республиках. Но Прибалтика пошла дальше. 11 марта 1990 г. Литва приняла Акт о восстановлении государственной независимости. Вскоре, 12 июня 1990 г. на Первом Съезде нар. деп. РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Были заключены двусторонние договоры с прибалтийскими республиками. Вскоре, через четыре дня, такая же Декларация была принята Украиной. В октябре 1990 г. Ельцин объявил о неподчинении РСФСР союзным органам власти и о начале проведения собственного курса реформ. Это решение было закреплено законодательно.

Вскоре подобные Декларации были приняты в автономных республиках РСФСР (в Якутии, ТАССР, Чечне, Башкирии).

Ново-Огарёвский процесс.

24 июня был опубликован проект нового союзного договора. Однако от его обсуждения отказались республики Прибалтики. Негативное отношение к договору высказали западные области Украины, Молдавии. Подобные настроения царят в Азербайджане, Грузии, Армении.

17 марта на референдуме о существовании СССР была высказана поддержка союзному государству (76%). 24 апреля в Ново-Огарёве был подписан предварительный договор «9+1». Подписание нового союзного договора было намечено на 21 августа. Новое государство должно было стать конфедерацией. Новым Президентом должен был стать Горбачёв, премьер-министром – Назарбаев.

Накануне подписания договора М.С.Горбачёв уехал в отпуск на гос. дачу Форос в Крыму.

Распад СССР.

ГКЧП.

19 августа 1991 г. в 6 часов утра было заявлено о создании о создании ГКЧП. Вице-президент СССР Г.И.Янаев заявил о временном принятии на себя функций главы государства. Это объяснялось болезнью М.С.Горбачёва.

В состав Комиссии вошли премьер-министр В.С.Павлов, мин. обороны маршал СССР Д.Т.Язов, предс. КГБ В.А.Крючков, мин. вн. дел Б.К.Пуго и др. Обстоятельства создания ГКЧП плохо выяснены. Вероятно, в этом были заинтересованы все стороны этого процесса, как те, кто вошёл в состав Комиссии, так и те, кто был на время отстранён от власти. Действия Комиссии соответствовали плану, утверждённому М.С.Горбачёвым еще весной 1991 г. На встрече в Форосе членов Комиссии с Президентом СССР Горбачёв не выступил против мер ГКЧП, не отстранил их от власти и даже пожал им руки.

Свои действия члены Комиссии мотивировали несоответствие будущего договора нормам Конституции СССР, опасностью срыва мероприятий, намеченных на 21 августа (Украина, например, колебалась), желанием предовратить распад СССР. Однако действия Комиссии были плохо скоординированы. В Москву были введены войска, но им не отдали ясных приказов, не объяснили смысл их нахождения, не выдали боеприпасы. В это же время ВС РСФСР начал переподчинение армии, однако никто этому не противился. Высший командный состав и командиры воинских частей стали изменять присяге, признав главнокомандующим Б.Н.Ельцина. Продолжалось снабжение и обеспечение деятельности правительства РСФСР. Комиссия мобилизовала армию, но ввести в Москву верные присяге части и формирования на базе военных училищ, поддержавших ГКЧП так и не решилась. В Москве и Ленинграде начались массовые митинги. Стихийно строились баррикады. На импровизированные места сбора оппозиционной молодёжи и горожан ввозились бесплатные продукты, спиртное, вода.

20 августа Б.Н.Ельцин издал Указ о запрещении деятельности КПСС. Намеченный на 20-21 августа Пленум так и не состоялся.

К 21 августа оппозиционеры взяли инициативу в свои руки. В ночь с 21 на 22 в Москву вернулся Президент СССР. 23 августа на заседании ВС РСФСР М.С.Горбачёв подтвердил законность всех Указов Б.Н.Ельцина.

К 26 августа все члены ГКЧП были арестованы, здания партии отобраны. Миршал Ахромеев, управ. делами ЦК КПСС Кручина, мин. вн. дел Пуго покончили жизнь самоубийством. Язов отказался от помилования и добился суда. Суд признал действия членов ГКЧП законными, а действия членов ГКЧП оправдал.

2 сентября М.С.Горбачёв заявил о подготовке нового союзного договора, призванного создать Союз Суверенных Государств на конфедеративной основе. В эти же дни состоялся последний Съезд нар. депутатов СССР. Были принята программа новой государственного устройства на переходный период и создан Государственный Совет.

Первым решение Гос. Совета стало признание независимости Прибалтийских республик. В августе-сентябре о независимости заявили Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Армения и Туркменистан. А 25 ноября члены Госсовета отказались подписать написанный при их же участии договор.

1 декабря Украина заявила о своей полной независимости, а через 2 дня была признана РСФСР в качестве самостоятельного государства. А уже 8 декабря в условиях секретности на даче «Беловежская Пуща» были признаны распад СССР и подписан договор о создании СНГ. Уже через несколько дней не смотря на заявлении М.С.Горбачёва, решения беловежского соглашения были ратифицированы ВС республик. Ещё некоторое время против распада СССР высказывался Назарбаев. 25 декабря М.С.Горбачёв заявил о сложении с себя полномочий Президента СССР. Б.Н.Ельцин прекратил полномочия депутатов ВС СССР, над Кремлём подняли флаг России.

Распад советской системы произошёл позже, в 1993 г. во время противостояния Президента России и ВС РСФСР. Суд признал действия Б.Н.Ельцина противоправными. Однако в политическом противостоянии победил Президент. Новая конституция РСФСР создала новые органы власти, полностью ликвидировав советскую форму народовластия.

Внешняя политика СССР в середине 60-х – начале 90-х годов XX в.

Страны соц. содружества.

После смещения Н.С.Хрущова новое правительство начало курс на ликвидацию проблем, возникших в период прежнего периода правления. Предстояло нормализовать отношения с Румынией, Китаем, восстановить отношения с США и со странами «третьего мира». Предстояло справиться с угрозой распада соц.лагеря.

Важнейшими событиями этого периода стали

1) ввод войск ОВД в Чехославакию (1968 г.);

2) военное столкновение с Китаем на о. Даманский (1969 г.);

3) участие в военных конфликтах во Вьетнаме (60-ые гг.), Индии, Ближнем Востоке, Ливане и Сирии (70-ые гг.), Египте (1948-1949, 60-ые гг.);

4) участие в Хельсинском совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (1973-1975 гг.);

5) расширение СЭВ за счёт Вьетнама и Кубы, заключены соглашения с Югославией, Финляндией, Ираном, Мексикой, Никарагуа

6) подписание с США договоров ПРО, ОСВ 1 и ОСВ 2 (1972 г.);

7) участие в польском полит. кризисе первой половины 80-ых годов (ген. В.Ярузельский);

Кстати, в эти дни вполне можно было бы отпраздновать одно событие 25-летней давности, которое во многом в последующие годы решило судьбу всего постсоветского пространства, и изменило во многом и нас. Но как то тихо и на нашем радио и на ТВ.

А ведь если оглянуться на четверть века назад, с высоты прожитых лет можно уже с уверенностью сказать, что тогда всё закончилось не в 1991-м, а в начале лета 89-го…

Конец 80-х. Страна жила в надежде на лучшее и в предвкушении свободы. В июне-июле 1988 года на своей XIX конференции КПСС все-таки объявила курс на политическую реформу. А 1 декабря 1988 года был принят Закон СССР «О выборах народных депутатов СССР», которые состоялись весной 1989-го. Это были первые за всю историю Союза демократические альтернативные выборы.

Прямые эфиры с 1-го съезда затмили все информационное пространство на 1\6 части суши. Голоса народных депутатов не звучали тогда разве что из газовой конфорки. Магазины, мастерские, ателье с 25 мая по 9 июня были настроены на одну программу. Работать под депутатский фон – это было в порядке вещей. Ну а там, где отсутствовал телевизор – включали радио. Тогда даже показалось, что радио впервые выиграло конкурентный бой у ТВ. Одно дело, когда автомобилисты в машине включали на всю мощь заседания из Кремлевского Дворца съездов. Но когда молодая и эффектная девушка на каблуках шла по улице с маленьким транзистором под мышкой…

Помню, ходила такая поговорка:

Весь народ не спит, не ест,
В телевизор смотрит СЪЕЗД!

Михаил Горбачев прерывает академика Сахарова:

Борис Ельцин:

Кстати, в это же время в обществе бурно обсуждалась и другая острая для народа тема — новая и страшная для человека болезнь СПИД. Поэтому наряду со съездом в народе гулял и другой каламбур:

Весь народ не ест, не спит,
Проверяется на СПИД!

Сегодня почему-то уже не смешно.
Эх, сейчас бы тот настрой, желание и дух свободы в нашу современную Госдуру… Но как-то быстро всё оказалось выхолощенным за 25 лет.

Хронология

  • 1989 г., май — июль I съезд народных депутатов СССР
  • 1989 г., декабрь II съезд народных депутатов СССР
  • 1990 г., март III съезд народных депутатов СССР. Избрание М.С. Горбачева Президентом СССР
  • 1990 г., 12 июня Декларация о государственном суверенитете РСФСР
  • 1991 г., 12 июня Избрание Президентом РСФСР Б.Н. Ельцина

Съезды народных депутатов СССР

На состоявшемся в мае 1989 г. I Съезде народных депутатов СССР

Съезд народных депутатов

развернувшаяся дискуссия выявила наличие широкой группы радикально настроенных депутатов, таких как А. Собчак, Е. Евтушенко, А. Адамович, Ю. Черниченко, Б. Ельцин. Лидером демократического крыла стал академик А. Сахаров. У радикалов не было четкой программы и стратегии поведения на Съезде. Их оппозиционная линия развивалась стихийно, постепенно сплачивая вокруг себя единомышленников. Критике радикалов подверглись все аспекты горбачевского курса, в первую очередь, экономический. К началу Съезда экономика находилась в кризисном состоянии, постоянно углублялся товарный дефицит и скрытая инфляция. С прилавков исчезли самые необходимые товары: мыло, соль, стиральный порошок, хлеб, молоко, обувь, постельное белье. Народ все меньше верил КПСС во главе с Генеральным секретарем.

Талоны на продукты

Отражением экономического кризиса в стране стал накал политических страстей на Съезде. Депутат Ю.А. Черниченко, выступая на Съезде, назвал сторонников М.С. Горбачева “агрессивно-послушным большинством”, а Г. Попов открыто заявил об оппозиции этому большинству и призвал к формированию межрегиональной независимой депутатской группы. Фактически на Съезде произошло разделение единого лагеря сторонников перестройки на умеренных во главе с М.С. Горбачевым и радикалов (ведущую роль среди них играли А. Сахаров и Б. Ельцин).

I Съезд народных депутатов сформировал Верховный Совет СССР . Его председателем был избран М.С. Горбачев.

На протяжении 1989 г . конфликт между М.С. Горбачевым и радикалами углублялся. Радикалы выступали против сохранения СССР , против социализма , против партийной монополии .

На II Съезде народных депутатов СССР , состоявшемся в декабре 1989 г. , они выступали за отмену шестой статьи Конституции (о руководящей роли КПСС). После внезапной кончины академика Сахарова 14 декабря 1989 г., лидерство в радикальном движении перешло к Б.Н. Ельцину.

Первый секретарь МГК КПСС Б.Н.Ельцин принимает Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ

К этому времени ощутимых успехов добились радикалы из Прибалтики. Народные фронты Прибалтики объявили незаконным пакт Молотова — Риббентропа, а, следовательно, незаконным вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР.

В начале 1990 г. российские радикалы разработали новую стратегию в связи с приближающимися выборами на Съезд народных депутатов России. Они исходили из того, что Съезд народных депутатов СССР настроен консервативно, значит, надо добиваться суверенитета России и проводить реформы именно в ней.

III Съезд народных депутатов СССР , состоявшийся в марте 1990 г. , отменил 6 статью Конституции . На III Съезде М.С. Горбачев был избран Президентом СССР , но проголосовало за него менее 60 % депутатов. Это явственно свидетельствовало о падении его популярности.

В июне 1990 г. радикалы одержали победу на выборах на I Съезде народных депутатов РСФСР, и председателем Верховного Совета Российской Федерации был избран Б.Н. Ельцин. Г. Попов и А. Собчак возглавили органы государственной власти соответственно в Москве и Ленинграде. На этом же съезде была принята Декларация о государственном суверенитете России

В июле 1990 г . состоялся XXVIII съезд КПСС, на котором начался массовый выход радикалов из рядов КПСС. Образовывались новые партии, выступавшие за чистый либерализм — Демократическая партия России, Конституционно-демократическая, Республиканская и др. Происходит решительный переход радикалов на антикоммунистические позиции . В то же время на противоположном полюсе концентрируются консерваторы . Создаются Российская коммунистическая партия во главе с И. Полозковым (впоследствии его на этом посту сменил Г. Зюганов), фракция “Союз ”, которая обвинила М.С. Горбачева в развале СССР. Как заявляли представители этой фракции, Горбачеву удалось то, что не удалось иностранным интервентам от Наполеона до Гитлера, — превратить великую державу во второстепенное государство.

Митинг

Таким образом, в 1989 — 1990 гг. М.С. Горбачев оказался вынужден лавировать между оппозицией слева и справа, он пытался удержаться на центристской позиции. Во многом это удавалось благодаря поддержке Запада, продолжавшего делать ставку на него, а не на Б. Ельцина как лидера демократических реформ в России.

К середине 1990 г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Если на первом этапе перестройки предпринимались попытки усовершенствования социалистической состемы, то с признанием экономического плюрализма начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность получила программа под названием "500 дней", нацеленная на быстрый и решительный переход к рынку, созданная под руководством Г. Явлинского. Президент отдал предпочтение более умеренной по своему характеру программе правительства.

В стране появился и стал легализовываться слой предпринимателей. В то же время все быстрее шло падение жизненного уровня населения. Полки магазинов пустели, цены в частной торговле были недоступны для большинства людей, живущих на зарплату. В стране возникло забастовочное движение, особенной активностью отличались шахтеры. Неудачи в экономике все более подрывали позиции реформаторов во главе с М.С. Горбачевым.

Ослабление центральной власти привело к обострению межнациональных конфликтов и росту сепаратизма.

На IV съезде народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) остро встал вопрос о дальнейшем существовании Союза. Съезд высказался за сохранение СССР. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участвовавших в референдуме. Однако движение за выход из состава СССР усиливалось. В 1988 — 1990 гг. Декларации о государственном суверенитете уже были приняты Литвой, Латвией, Эстонией, Азербайджаном и Молдавией.

Б.Н.Ельцин

НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНФИГУРАЦИЯ

В условиях «перестройки» (программы реформ, осуществлявшихся лидером СССР Михаилом Горбачевым с 1985) была осуществлена частичная модернизация структуры государственных органов СССР, которая должна была, по замыслу инициаторов, укрепить союзное государство и предотвратить его распад. Изменения, внесенные в конституцию в ноябре 1988, объявляли высшим органом государственной власти Съезд народных депутатов СССР. Он мог рассматривать и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Союза. К исключительной компетенции Съезда относились принятие конституции и внесение изменений (большинством в две трети голосов), регулирование государственного устройства и отношений между республиками, определение основных направлений внутренней и внешней политики, утверждение государственных планов и программ, избрание Верховного совета и его председателя, утверждение председателей Совета министров, Верховного суда, генерального прокурора, принятие решений о проведении референдума и т.д. Съезд мог утверждать или отменять законы Верховного Совета и решения правительства.

Съезд состоял из 2250 депутатов, избиравшихся всеобщим голосованием на 5 лет. Из них 750 избирались от территориальных округов с равной численностью населения, 750 – от национально-территориальных округов (по 32 от каждой союзной республики, по 11 от каждой автономной республики, по 5 – от каждой автономной области и по 1 – от каждого автономного округа) и 750 – от общесоюзных общественных организаций (по 100 от коммунистической партии, профсоюзов и кооперативных организаций, по 75 от Коммунистического союза молодежи, женских советов, ветеранских, научных и т.д. организаций, творческих союзов и пр.). Очередные заседания Съезда созывались раз в год.

Съезд народных депутатов избирал постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган – Верховный совет (аналог парламента). Он определял структуру правительства, назначал его главу и по его представлению – министров, осуществлял назначения на высшие военные и судебные посты, устанавливал основы союзного законодательства и осуществлял экономическое регулирование, ратифицировал международные договоры и соглашения и т.д. Верховный совет состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей, причем обе избирались на Съезде народных депутатов тайным голосованием всех депутатов. С 1989 каждая палата насчитывала по 271 члену. Совет Союза избирался из числа депутатов, избранных от территориальных округов и общественных организаций, а Совет Национальностей – из депутатов, избранных от национально-территориальных округов и общественных организаций (по норме: по 11 – от союзной, по 4 – от автономной республики, по 2 – от автономной области, по 1 – от автономного округа). Съезд ежегодно обновлял одну пятую часть членов обеих палат. Разногласия между палатами выносились на согласительную комиссию, а при недостижении согласия – на Съезд народных депутатов.

Функции главы государства по существу перешли к председателю Верховного совета как высшему должностному лицу государства. Он представлял СССР внутри страны и за рубежом, руководил подготовкой законодательных актов и подписывал акты Съезда и Верховного Совета, представлял доклады и положении в стране и мире и о кандидатурах на высшие должности. Председателем Верховного совета в 1989 был избран Михаил Горбачев.

Энциклопедия “Кругосвет”

http://krugosvet.ru/enc/istoriya/SOYUZ_SOVETSKIH_SOTSIALISTICHESKIH_RESPUBLIK_SSSR.html?page=0,2#part-5

ОТКРЫТИЕ СЪЕЗДА

Председательствует Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР В. П. Орлов.

Председательствующий.

Уважаемые товарищи народные депутаты СССР! На мою долю выпала большая честь. В соответствии с Конституцией Союза Советских Социалистических Республик мне, как Председателю Центральной избирательной комиссии, предстоит открыть Съезд народных депутатов СССР.

Выборы и подготовка к ним проходили в условиях широкой, невиданной доселе гласности и открытости, бурного роста политической активности трудящихся. Это особенно убедительно подтвердил воскресный день 26 марта, когда более 172 миллионов советских людей - почти 90 процентов всех избирателей, включенных в списки, пришли на избирательные участки, чтобы, выражая все оттенки общественного мнения, поддержать перестройку.

Выборы подтвердили, что народ видит в партии Ленина силу, способную сплотить советское общество, обеспечить его консолидацию, найти эффективные пути решения назревших проблем и преодоления трудностей. Более мощного, общенародного референдума в пользу Коммунистической партии, ее курса на обновление у нас еще не было.

Сегодня на Съезде присутствует 2155 народных депутатов СССР из 2249 избранных. Подробные данные о результатах выборов, о составе депутатов доложит Мандатная комиссия, которую изберет Съезд и которой Центральная избирательная комиссия передаст всю документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов.

Следует сказать, что в этом зале находятся сегодня рабочие, колхозники, командиры производства, ученые, деятели культуры, военнослужащие - люди разных профессий, разных поколений, представители народа, обладающие большим политическим и интеллектуальным потенциалом.

Состав депутатов отражает многонациональный характер нашей страны. В их числе - представители 65 наций и народностей.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕПУТАТСКАЯ ГРУППА

Ядро будущей Межрегиональной группы фактически сложилось уже в первые дни работы I Съезда народных депутатов СССР вокруг демократической части Московской делегации, благодаря чему эти депутаты сразу получили название "московской группы", хотя в ее составе были и ленинградцы и представители многих других регионов Союза. Наиболее заметными выступлениями "московской группы" на Съезде были выступления академика Андрея Сахарова, историка Юрия Афанасьева, московского экономиста Гавриила Попова, ленинградского экономиста Анатолия Собчака и бывшего чемпиона мира – штангиста Юрия Власова.

Оформилась Межрегиональная группа на своем первом заседании 7 июня 1989 г. в конференц-зале гостиницы "Москва", 29-30 июля была проведена 1-я общая конференция Межрегиональной группы, на которой определилось, сколько народных депутатов и кто именно вошли в состав МДГ. Были приняты "Тезисы к программе практической деятельности по углублению и реализации перестройки" и избран Координационный Совет из 25 человек и 5 сопредседателей. На конференции присутствовали 316 депутатов, из которых определились как члены МДГ 268 человек. С учетом тех, кто ранее записался в группу, но не смог прибыть на конференцию, численность Межрегиональной депутатской группы на 30.07.89 составляла 388 человек.

В КС МДГ были избраны академик Андрей Сахаров, Борис Ельцин, Юрий Афанасьев, Гавриил Попов, Анатолий Собчак (Ленинград), Николай Травкин, Аркадий Мурашев, Юрий Черниченко, Александр Оболенский (Апатиты), Геннадий Бурбулис (Свердловск), Юрий Карякин, Милен Мартиросян (Украина), Сергей Станкевич, Евдокия Гаер (Владивосток), Владимир Волков (Свердловск), академик ВАСХНИЛ Владимир Тихонов, Виктор Пальм (Эстония), Валентин Логунов, Алла Ярошинская-Згерская (Украина), Михаил Бочаров, Тельман Гдлян, Виктор Гончаров (Украина), Михаил Полторанин, Алексей Емельянов, член-корр. АН СССР Алексей Яблоков. Сопредседателями КС стали Б.Ельцин, Ю.Афанасьев, Г.Попов, В.Пальм и А.Сахаров, секретарем - Аркадий Мурашев.

Среди депутатов - членов МДГ было несколько человек, непосредственно связанных с неформальным движением: лидер Народного фронта Карелии Сергей Белозерцев, член Координационного Совета Московского Народного фронта Сергей Станкевич, представитель Ярославского Народного фронта Игорь Шамшев, один из основателей Апатитского Добровольного общества содействия перестройке (ДОСП) Александр Оболенский. Тем не менее, большинство членов МДГ принадлежало к рядам советской статусной интеллигенции и придерживалось далеко не радикальных взглядов. Только 49% участников 1-й конференции МДГ однозначно высказались за многопартийную систему, еще 40% -за дискуссию о введении многопартийности (5% выступили за сохранение однопартийной системы). Большому числу депутатов из МДГ взгляды академика А.Д. Сахарова казались чрезмерно радикальными, и именно Сахаров получил наименьшее из 5-ти сопредседателей число голосов (69; Ельцин – 144).

На 2-й конференции МДГ, которая прошла в московском Доме Кино 23-24 сентября 1989 г., была принята Платформа МДГ. Платформа включала требование отмены 6-й статьи Конституции СССР о "руководящей роли КПСС", демократизацию избирательной системы, демократический Закон о печати, законы о земле, собственности, новый Союзный договор. Значительная часть требований МДГ была фактически принята в течение 1989-90 гг., в том числе отменена 6-я статья - несмотря на то, что в пропорциональном отношении МДГ никогда не составляла более 12 % общего числа народных депутатов СССР.

Межрегиональная депутатская группа оказала сильное влияние на формирование общей программы демократического движения в России, в том числе на процесс изживания идеологии "истинного социализма", преобладавшей в движении 1987-88 гг. В значительной мере на основе платформы МДГ были построены программные документы провозглашенных в октябре 1989 г. НАРОДНОГО ФРОНТА РСФСР (конфедерации демократических движений России) и Межрегиональной ассоциации демократических организаций (МАДО - коалиции демократических движений СССР), а также избирательного блока "ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РОССИЯ" в январе 1990 г.

В период работы II-го Съезда народных депутатов Межрегиональная депутатская группа испытала серьезный кризис. А.Сахаров и Ю.Афанасьев призвали МДГ открыто объявить себя парламентской оппозицией, не берущей на себя ответственность за действия правительства КПСС. Против этой точки зрения выступили С.Станкевич и А.Собчак. Смерть академика Сахарова приостановила резкую полемику внутри МДГ. После похорон А. Сахарова было найдено компромиссное решение: часть членов МДГ подписали коллективное заявление о том, что считают себя "оппозицией", часть – не подписали, но и те и другие сохранили свое организационное единство в рамках группы. В "оппозицию" вступили около 200 членов МДГ.

В. Прибыловский. Межрегиональная депутатская группа (МДГ)

“АГРЕССИВНО-ПОСЛУШНОЕ БОЛЬШИНСТВО”

Председательствующий. Товарищи! У нас здесь накопились срочные просьбы от депутатов. Депутат Афанасьев просит по ходу Съезда дать ему высказаться. Пожалуйста.

Афанасьев Ю. Н., ректор Московского государственного историко-архивного института (Ногинский территориальный избирательный округ, Московская область). Уважаемые товарищи депутаты! Все мы призваны критично оценивать положение в стране. Я думаю, мы должны и обязаны также критично оценивать свою собственную деятельность на Съезде. И в этом смысле по ряду причин, о которых я и вышел сказать, вчерашний день работы вашего Съезда на меня произвел удручающее впечатление.

Во-первых, около полуночи мы не услышали голос карабахской делегации, или, точнее сказать, никак не отреагировали на него. И в итоге он остался без какой бы то ни было реакции с нашей стороны. Чуть раньше мы все вместе по существу оставили в состоянии политической изоляции литовскую делегацию, которая вышла с предложением, сформулированным, как мне кажется, совершенно неудачным образом, но тем не менее с предложением, которое имеет под собой основание. И мы запустили в ход привычную машину. Несколько нравоучительно-клеймящих выступлений, в том числе и выступления уважаемых мною Залыгина и Медведева, за которыми последовало отупляющее голосование большинством. (Аплодисменты).

Еще раньше мы в спешке формировали состав Верховного Совета. В спешке, в которой мы не услышали целый ряд дельных предложений, с моей точки зрения. В частности, предложение Родиона Щедрина. И в итоге голос Родиона Щедрина пропал, а вместе с ним канул в небытие и депутат Травкин, о котором шла речь. Далее, я присутствовал, как и многие здесь, на не приведшем по существу ни к каким нормальным выводам совещании российской делегации, которое проводилось в спешке и которое не смогло нормально обсудить очень многие вопросы. Товарищи, я думаю, тут каждый волен сказать свое мнение, и я в том числе, И поэтому я говорю.

Я еще раз внимательно посмотрел состав нашего Верховного Совета. Я обязан это сказать, потому что я это думаю и я в этом убежден: если иметь в виду уровень квалификации депутатов на фоне тех задач, которые предстоит этому Верховному Совету решать, если иметь в виду уровень их профессионализма, который требуется в этих сложных для нашей страны условиях, то мы сформировали сталинско-брежневский Верховный Совет... (Шум в зале, аплодисменты). Теперь о большинстве, которое сформировалось...

Председательствующий. Юрий Николаевич, три минуты истекли.

Афанасьев Ю. Н. Я уже и заканчиваю. Вот это тоже и есть то удручающее, о чем я хотел сказать. И я обращаюсь именно к вам, к этому, я бы сказал, агрессивно-послушному большинству, которое завалило вчера все те решения Съезда, которые от нас ждет народ... (Шум в зале).

Председательствующий. Тихо, товарищи Я думаю, серьезный разговор идет.

Афанасьев Ю. Н. Я заканчиваю Но я как раз прошу вас и не хлопать, и не кричать, потому что именно об этом я сюда и вышел сказать. Так вот, уважаемое агрессивно-послушное большинство, и Вы, Михаил Сергеевич, то ли внимательно прислушивающийся к этому большинству, то ли умело на него воздействующий. Мы можем и дальше продолжить так работу. Мы можем быть послушными, не выстраивать очередь, аккуратненько подавать записочки. Мы можем быть благостными, как к тому нас призывал отец Питирим. Но давайте все-таки ни на минуту не забывать о тех, кто нас послал на этот Съезд. Они послали нас сюда не для того, чтобы мы вели себя благостно, а для того, чтобы мы изменили решительным образом положение дел в стране. (Аплодисменты).

Хрестоматия по истории России. От СССР к Российской Федерации. 1985-2001 гг.

Россия - 2000. Современная политическая история (1985-1999 гг.), т. 1, Хроника и аналитика.

Первый съезд народных депутатов СССР открылся в Москве 25 мая 1989 г. Съезд сразу же пошел не так, как предполагали его организаторы. Не успел председатель Центральной избирательной комиссии В.П.

Орлов закончить свое выступление, как, не спросив ни у кого, на глазах изумленного зала и потрясенной страны, на трибуну вылетел никому до этого не ведомый рижский врач В.Ф. Толпежников и предложил делегатам почтить память погибших при разгоне демонстрации в Тбилиси. Только огласили заготовленные заранее списки участников президиума съезда и предложения к повестке дня, как на трибуне оказался человек, имя которого знала вся страна: академик А.Д. Сахаров. Его знали в течение десятилетий как диссидента, сосланного в Горький, как создателя водородной бомбы, лишенного трех звезд Героя социалистического труда за свою правозащитную деятельность. Знать-то знали, но абсолютное большинство видело и слышало его впервые. Тем более важным представлялось то, что он говорил.

А говорил Сахаров следующее: «Я предлагаю принять в качестве одного из первых пунктов повестки дня декрет съезда народных депутатов СССР. Мы переживаем революцию, перестройка - это революция, и слово "декрет" является самым подходящим в этом случае. Исключительным правом съезда народных депутатов СССР является принятие законов СССР, назначение высших должностных лиц... В соответствии с этим должны быть внесены изменения в те статьи Конституции СССР, которые касаются прав Верховного Совета СССР... Второй принципиальный вопрос, который стоит перед нами - это вопрос о том, можем ли мы, имеем ли мы право избрать главу государства - председателя Верховного Совета СССР до обсуждения, до дискуссии по всему кругу вопросов, определяющих судьбу нашей страны...»

Сахаров заявил, что он поддерживает кандидатуру Горбачева на этот пост, но поддержка эта носила, по его словам, «условный характер». Он настаивал на альтернативности при избрании председателя Верховного Совета, на обязательном обсуждении политической программы кандидатов1.

Его выступление не было речью опытного оратора. У него не было «командирского голоса» или эффектно выстроенных фраз. Было другое - поразительная смелость и ответственность, превышающая политические расчеты. Он обращался не только к съезду, но и к стране. Она узнала его и запомнила.

Страна услышала и голоса депутатов от прибалтийских республик. Их выступления касались, на первый взгляд, вопросов техники парламентских процедур. Среди них - о праве депутатов от республик добиваться обсуждения вопроса на заседании съезда, если это предложение поддерживает до двух третей республиканских депутатов, о незамедлительном принятии регламента съезда, и лишь после этого обсуждения других вопросов. Их поддержали и некоторые российские депутаты. И, когда председательствовавший на съезде Горбачев зачитывал записку, что «попытки некоторых депутатов увести съезд на обсуждение процедурных вопросов - очень вредное дело», то для тех, кто следил за ходом заседания, становилось понятно: процедурные вопросы - дело важное, это то, что отличает заседание парламента (хотя само слово «парламент» сначала боялись употреблять) от партийного съезда, где все заранее согласовано, решено, и делегатам остается лишь единогласно проголосовать.

Уже в первый день работы съезда обозначились острейшие национальные проблемы. Депутаты от Грузии настаивали на расследовании событий в Тбилиси, депутаты от Армении и Азербайджана обращались с взаимными обвинениями по поводу событий в Сумгаите и Карабахе; подполковник В.И. Ал- кснис обвинял руководство Латвийской ССР в дискриминации русскоязычного населения в республике, депутат П.П. Фальк говорил о необходимости восстановления немецкой автономии (АССР Немцев Поволжья была ликвидирована в годы войны).

Явным и бесспорным фаворитом на пост председателя Верховного совета СССР был Горбачев. Замечания в его адрес касались целесообразности совмещения постов Генерального секретаря и председателя Верховного Совета, просили дать объяснение о строительстве его дачи в Крыму, давали «наказы» на будущее.

Дважды выдвигалась кандидатура Б.Н. Ельцина на этот пост: в первый раз ее предложил В.А. Бирюков, второй - Г.Э. Бурбулис, оба - из Свердловской области. Ельцин отказался выдвигать свою кандидатуру. Некоторую интригу в

Первый съезд народных депутатов СССР. Стенографический отчет. М., 1989. Т. 1. С. 9-11.

ход съезда внесло самовыдвижение А.М. Оболенского, инженера из г. Апатиты. Но он даже не был включен в список для голосования. По итогам голосования Горбачев получил абсолютное большинство. «За» - 2123 голосов, «против» - 87.

Особую остроту съезду придавала прямая телевизионная трансляция всех заседаний. В течение нескольких дней мало кому известные прежде люди, избранные депутатами, становились знаменитыми на всю страну, их узнавали не только «в лицо», но и по голосу. Телевидение убило «священную тайну» власти. Возникла возможность сравнивать, оценивать, соглашаться или возражать. Трансляция заседаний съезда стала мощным, не имевшим прежде аналогов, катализатором политических настроений.

Съезд народных депутатов впервые дал всесоюзную трибуну для выражения различных взглядов и позиций. За дни работы съезда республики на деле становились тем, чем они были только формально по Конституции - субъектами СССР. Были открыто названы те проблемы, которые волновали население каждой их них. Делегации республик Прибалтики настаивали на расследовании обстоятельств заключения и оценке последствий пакта «Риббентроп-Мо- лотов», на введении республиканского хозрасчета, предлагали проект закона об экономической самостоятельности республик. Украинская и белорусская делегации имели свое особое мнение при разработке бюджета СССР с учетом последствий Чернобыльской катастрофы. Узбекские делегаты протестовали против деятельности следственной группы Гдляна.

При выборах депутатов в состав ВС СССР - постоянно действовавший орган власти - произошел неизбежный раскол. В тщательно аппаратно подготовленный состав кандидатов в Верховный Совет не были включены люди, которые стали лидерами оппозиции. Это дало основание Ю.Н. Афанасьеву обвинить и депутатов съезда, и председательствующего М.С. Горбачевав том, что Верховный Совет формируется как «сталинско-брежневский», и назвать делегатов съезда «агрессивно-послушным большинством»1.

Не был избран и Ельцин. РСФСР имела в Совете национальностей И мест. По итогам голосования Ельцин набрал более половины голосов, но оказался 12-м. Неожиданно депутат из Омска А. Казанник, избранный в состав Верховного Совета, попросил самоотвод с условием, что его место займет Ельцин. Это был уникальный прецедент. Регламент работы съезда не предусматривал, что самоотвод может оговариваться какими-либо условиями. Самоотвод мог быть принят съездом, но безо всяких условий. Всеобщее замешательство разрядил Собчак. Из его рассуждений о мировой юридической практике и различных вариантах решения сложившегося юридического казуса следовало, что надо удовлетворить самоотвод Казанника с тем, чтобы его место занял тот, кто набрал следующие количество голосов2.

Эта процедура и была утверждена съездом. Так Ельцин вошел в состав Верховного Совета СССР.

На съезде Ельцин был в центре внимания журналистов, но на трибуну не рвался. Он выступал всего два раза, и далеко не так дерзко как А. Сахаров, А. Собчак, Г. Попов или С. Станкевич. 1

Там же. С. 223-224.

Первый съезд народных депутатов СССР. Стенографический отчет. М., 1989.

В последний день работы Г.Х. Попов объявил о создании «межрегиональной депутатской группы» (МДГ), которая, по сути, стала политической оппозицией в составе съезда народных депутатов. У истоков МДГ стоял клуб московских депутатов. Заявление об образовании МДГ на съезде подписали 157 депутатов1. Потом их число выросло.

В ходе избирательной кампании Ельцин держался в стороне от демократического движения московской интеллигенции. Критикуя ход перестройки, он старался не перехлестывать, не замахивался на авторитеты, постоянно подчеркивал, что его предвыборная программа не противоречит партийной, что он поддерживает стратегический курс партии, расходясь лишь в вопросах тактики.

Невнятность политических взглядов Ельцина отмечали как его противники, так и сторонники. В. Федоров (Сахалинский)2, комментируя интервью Ельцина от 19 октября 1989 г. журналу «Родина», писал: «...изучение программы и последующих выступлений Ельцина не оставляет впечатления о наличии целостной концепции общего развития советского государства». «Борис Николаевич не раз демонстрировал смелость своего мышления, на благо демократии нарушал многие табу, полученные нами с молоком матери. И все-таки не вполне ясно по сей день его политическое кредо. То, что мы слышим из его уст, скорее отрывочно и не взаимоувязано между собой, чем просто недоговорено»3.

Для демократов член ЦК КПСС, министр Ельцин оставался чужим, представителем партийной элиты, хотя и опальным. Приведем лишь два мнения о нем, относящихся к апрелю 1989 г. Сергей Митрофанов: «Но за что все-таки борется с аппаратом Ельцин? Что если он всего лишь борется за новый аппарат, пытаясь спасти то, что еще можно спасти, и на самом деле не ниспровергатель основ, а представитель нового поколения руководителей, понявших, что они рубят сук, на котором сидят?»

Павел Фельгенгауер: «Феномен Ельцина не имеет аналогий в истории современной России. Поверенный партийный функционер возвращается в центр политической жизни не посредством аппаратных интриг, а опираясь на ясно высказанную народную волю, на глазах приобретая черты былинного героя. Либерально-радикальная оппозиция безнадежно разобщена. Нет возможности объединиться на какой-либо идейной платформе, но можно объединиться вокруг харизматической личности. Вокруг Ельцина могут объединиться все»4.

Первое выступление Ельцина на собрании МДГ не было удачным. Его обвиняли, что он говорил, как секретарь обкома. У многих организаторов МДГ были сомнения, приглашать ли Ельцина. При всех его конфликтах с партийной номенклатурой, он не выходил за рамки продиктованных Системой правил игры.

Логунов В. Межрегиональная депутатская группа: год в оппозиции //Народный депутат. 1990, №12. С.21.

В.Федоров-Сахалинский - в 1990 г. председатель Сахалинского облисполкома, после выборов приглашен в высший консультативно-координационный совет Президиума ВС РСФСР, затем преобразованный в президентский совет.

Родина. 1990. №1. Цит.по: Федоров (Сахалинский) В. Ельцин. Очерк. - М., 1995. С.14,18- 19’

Референдум. Журнал независимых мнений 1987-1990. Избр.мат-лы. М., 1990. С. 166- 167.

Г. Шахназаров вспоминал о своем разговоре с Г. Поповым по поводу Ельцина. На вопрос, что демократы нашли в Ельцине, Попов ответил: «Народу нравится... Смел, круче всех рубит систему». Шахназаров: «Но ведь интеллектуальный потенциал не больно велик». Попов: «А ему и не нужно особенно утверждать себя, это уж наша забота». Шахназаров: «Гавриил Харитонович, ну а если он, что называется, решит пойти своим путем?». Попов: «Э, голубчик, мы его в таком случает просто сбросим, и все тут»1. Более прозорливым оказался

А. Сахаров, которому приписывают слова: «у нас у всех есть свое дело, на которое можно переключиться - наука, преподавание, искусство. У Ельцина нет ничего, кроме политического будущего. Он пойдет с нами до конца». Как отмечает С.С. Алексеев, Ельцину отводилась определенная роль - не духовного сподвижника, а ударной силы, вождя2.

Как бы то ни было, Ельцин не просто вошел в состав МДГ, но и был избран одним из пяти ее сопредседателей. Сопредседателями стали также Ю.Н. Афанасьев, В.А. Пальм, Г.Х. Попов и А.Д. Сахаров. Принципиальными положениями платформы МДГ стали: признание частной собственности, в том числе на землю; децентрализация власти; экономическая самостоятельность республик, повышение их суверенитета3.

В Верховном Совете СССР Ельцин был избран председателем комитета по строительству и архитектуре, в связи с этим единственный из состава МДГ, вошел в состав Президиума Верховного Совета СССР. Этот комитет, сформированный по отраслевому принципу, был создан по предложению Горбачева специально под Ельцина. Другие комитеты и комиссии ВС должны формироваться по проблемам. В организации работы Комитета были большие трудности. Все исполнительные органы управления капитальным строительством в стране были ликвидированы, в результате реорганизации у Госстроя СССР не осталось распорядительных функций. Комитет оказался завален бумажной работой, штатов и средств не хватало.

Теперь кабинет Ельцина располагался в гостинице «Москва», где люк- совые номера были отведены для работы комитетов Верховного Совета. По воспоминаниям Ольбика, в его кабинете стояли два небольших Т-образных стола, три стула зеленой бархатной обивки, два таких же кресла, небольшой журнальный столик, на дверях светлые портьеры, паркетный, до блеска начищенный пол и один обыкновенный телефонный аппарат. На столе журналист заметил книгу «Россия Горбачева и американская внешняя политика» Северина Бялера и Майкла Менденбаума, издательства «Прогресс». На полке - несколько книг и в их числе «Архитектура советской Грузии», книга о Горбачеве на английском языке, «Бюллетень парламентской группы СССР», каталог «Новые книги за рубежом» и др. Рядом с рабочим кабинетом располагалась довольно обширная приемная, где работали помощники Л. Суханов и А. Коржаков4.

Шахназаров Г. Цена свободы. М., 1993, с.157.

Алексеев, С.С. Горбачев и Ельцин: Торжество и драма // Изв. Урал. гос. ун-та. - Екатеринбург, 2003. №25. С.92.

РГАНИ. Ф. 89. Оп. 9. Д. 12. См. также: Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX

столетия. М., 1995. С. 309.

Александр Ольбик. Балтийский вектор Бориса Ельцина, http://bookz.ru/authors/ol_bik- а1ек5апс1г/еЬп/1-ebn.html