Элективные курсы по фгос. Система учебников «Школа России» - Элективные курсы. Используемый учебно-методический комплект

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы - обязательные для посещения по выбору учащихся.

Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника.

Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основных функции:

1) «надстройки» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа /класс/, в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов);

2) развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;

3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов:

I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.

2) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.

3) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.

4) Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.

5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.

6) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).

7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе.

III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.

При проведении элективных курсов можно использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников. В настоящее время имеется достаточно большое количество весьма качественных CD - дисков, создаются электронные библиотеки, разрабатывается методика использования электронных материалов как на уроках, так и в процессе самообразования.

Итак, следует отметить, что в Концепции профильного обучения четко обозначено:

1. Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

2. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.

3. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

4. Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:

Способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;

Создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;

Познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

Активизировать познавательную деятельность школьников;

Повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:

· подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;

· приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности

· возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;

любопытство;

· поддержка изучения базовых курсов;

· профессиональная ориентация;

· интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно.

Базовыми требованиями к содержанию программ элективных курсов являются следующие:

1) ориентация на современные образовательные технологии;

2) соответствие учебной нагрузки учащихся нормативам;

3) соответствие принятым правилам оформления программ;

4) наличие пособия, содержащего необходимую информацию;

5) краткосрочность проведения курса (не более 72 часов).

Программа элективного курса должна включать следующие структурные элементы:

Титульный лист;

Пояснительную записку;

Учебно-тематический план;

Литературу.

Титульный лист включает:

Наименование образовательного учреждения;

Сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;

Название элективного курса;

Класс, на который рассчитана программа;

Название населенного пункта;

Год разработки программы.

Пояснительная записка включает:

Аннотация, обоснование необходимости введения данного курса в школе;

Указание на место и роль курса в профильном обучении (важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективных курсов, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения);

Цель и задачи элективного курса (цель курса - для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса - что необходимо для достижения целей);

Сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);

Основные принципы отбора и структурирования материала;

Методы, формы обучения, режим занятий (результат изучения элективного курса - это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);

Предполагаемые результаты;

Инструментарий для оценивания результатов.

Учебно-тематический план включает:

· перечень разделов, тем;

· количество часов на изучение каждой темы;

Основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме;

Описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий;

Дидактические материалы.

Литература включает список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса как для учителя, так и для учащихся.

Критерии оценки программы элективного курса:

1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.

2. Мотивирующий потенциал программы. Программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся.

3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.

4. Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.

5. Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи

6. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.)

7. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.

8. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.

9. Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.

Мною разработаны и реализуются программы элективных курсов и курсов по выбору. Авторская программа курса "От мотора до глушителя - всюду химия" является обладателем диплома 1 степени конкурса Рабочих программ на портале "Сеть творческих учителей" в номинации "Элективный курс".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература для учащихся

  1. Полина Воловик «Сборник задач по неорганической химии», Москва «Айрис Пресс», 1999.
  2. О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумов «Задачи по химии и способы их решения», Москва, «Дрофа», 2004.
  3. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. «Задачи по химии» Москва, «Высшая школа », 1997.
  4. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы», Москва, «Новая волна », 2002.
  5. Сайт в Интернете: www.newwave.msk.ru

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7

Программа элективного курса

«Решение задач и упражнений по органической химии»

10 класс

Составила учитель химии Вакенгут И.Э.

На основе программы по химии

Министерства Российской Федерации для полной средней общеобразовательной школы

г.Когалым

2013 год

Пояснительная записка

(приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 6 октября 2009 г. №373 и программы дисциплин основной образовательной программы начального общего образования. Элективный курс «Решение задач и упражнений по органической химии» предназначен для учащихся 10 класса, изучающих базовый курс органической химии. Умение решать расчётные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины усвоения ими теоретического материала. Большая загруженность программы теоретическим материалом, с одной стороны, небольшое число часов по учебному плану для изучения органической химии, с другой стороны, не позволяет систематически рассматривать количественные закономерности и закреплять полученные знания. Содержанием данного курса предусматривается решение задач и упражнений как базового уровня, так и задач повышенной сложности по органической химии. Курс носит предметно – ориентированный характер и рассчитан на 34 часа. Содержание курса поможет учащимся 10 класса получить реальный опыт решения задач.

Цель элективного курса: расширение, углубление и закрепление знаний учащихся по курсу органической химии.

Задачи курса:

  • способствовать сознательному усвоению программного материала;
  • формирование умений и навыков грамотного и рационального решения типовых задач, а также задач, повышенного уровня сложности;
  • формирование умений и навыков решения цепочек превращений, иллюстрирующих взаимосвязи между различными классами и группами органических веществ.

Программный материал рассчитан на 1 учебный час в неделю в 10 классе.

должен:

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах; использовать приобретённые ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни; критичной оценки достоверности химической информации, поступающей

Знать:

  • формулировки изученных теорий и их значение;
  • смысл понятий: изомерия, гомология, гибридизация электронных орбиталей, количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем, массовая (объемная доля) компонента в смеси, концентрация раствора и способы ее выражения, выход продукта реакции, растворимость веществ;
  • практическую значимость производимых расчетов, области их применения;

После изучения данного курса учащиеся должны уметь:

  • составлять структурные формулы органических веществ, их изомеров и гомологов;
  • решать задачи на нахождение молекулярной формулы вещества;
  • анализировать условие задачи и на основе анализа составлять краткую запись ее содержания, применяя общепринятые, условные обозначения физических величин и химические формулы;
  • составлять алгоритмы решения задач и по ним решать задачи;
  • составлять план экспериментального решения расчетно-практических задач;
  • правильно оформлять решение задачи.

Пройдя данный курс, учащиеся смогут решать задачи по органической химии базового, а также некоторые задачи повышенного уровня сложности в соответствии с программными требованиями к выпускнику средней общеобразовательной школы.

Методы обучения:

Формы работы:

Формы контроля знаний, умений и навыков:

предусматривает проведение контрольных и самостоятельных работ, тестов, контроль количества решенных задач, защита авторских задач.

Оценка «5»:

Оценка «4»:

Оценка «3»:

Оценка «2»:

Оценка «1»:

Учебно – тематический план

  1. www.newwave.msk.ru

Литература для учащихся

  1. Габриелян О.С. и др. Химия 10 класс. Профильный уровень – М.: Дрофа, 2011.
  2. Н.Е. Кузьменко, .
  3. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы- Москва: Новая волна, 2002г.
  4. www.newwave.msk.ru
  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2013

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Пояснительная записка

Основная идея программы и ее обоснованность. Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 6 октября 2009 г. №373 и программы дисциплин основной образовательной программы начального общего образования. Курс «Решение задач и упражнений по курсу общей химии в 11 классе» предназначен для ориентации учащихся 11 класса на естественно – научный профиль обучения. Данный курс представляется особенно актуальным, так как при малом количестве часов, отведённых на изучение химии, расширяет возможность закрепления и совершенствования знаний и умений учащихся по курсу общей химии. Позволяет решать большое число предметно-типовых и специфических задач, осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету, знакомит со способами решения нестандартных задач и задач повышенной сложности.

Цель элективного курса: расширение и закрепление знаний учащихся по курсу общей химии, формирование умений грамотного и рационального решения задач.

Задачи:

  • способствовать глубокому и осознанному усвоению программного материала, ликвидации пробелов в знаниях за курс средней школы;
  • предоставить учащимся возможность реализации химико – математических способностей;
  • развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания, выбирать наиболее удобный способ расчёта
  • закрепить и углубить умения анализировать и решать расчетные задачи;
  • создать условия для подготовки учащихся к экзаменам в любой форме, в том числе форме ЕГЭ.

Программный материал рассчитан на 1 учебный час в неделю в 11 классе.

Настоящая программа является примерной и может быть положена в основу программы элективного курса по химии или как дополняющий материал к основному учебнику химии, позволяющее более глубоко и осмысленно изучать теоретические вопросы.

Принципы построения программы. Содержание программы разбито на темы, каждая из которых включает в себя вопросы разного уровня сложности и виды деятельности обучающихся.

Результат усвоения содержания, изучения учебного материала.

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать / понимать важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы. Обладать знаниями, уметь их применять, мыслить, ориентироваться в проблемной ситуации.

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

  • формулировки изученных законов их значение и применение для объяснения различных явлений и процессов;
  • смысл основных изучаемых понятий;
  • алгоритмы решения основных типов задач;

После изучения данного курса учащиеся должны уметь:

  • составлять электронные формулы атомов химических элементов;
  • давать характеристику химическому элементу и его соединениям на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева;
  • записывать уравнения химических реакций, отражающие свойства веществ;

анализировать условие задачи и на основе анализа составлять алгоритмы решения задач и по ним решать задачи;

  • составлять план экспериментального решения расчетно-практических задач.

В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников в результате

изучения химии на базовом уровне учащийся должен:

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах; использовать приобретённые ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни; критичной оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Методы обучения: поисковый, частично – поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Система оценивания результатов освоения обучающимися содержания программы.

Контроль знаний, умений и навыков предусматривает проведение контрольных и проверочных работ, тестов. Для получения положительной отметки за курс учащийся должен посетить не менее 75% занятий, выполнить итоговые контрольные и тестовые работы по каждой теме курса. При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Оценка «5»:

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4»:

В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Оценка «2»:

Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

Оценка «1»:

Отсутствие ответа на задание.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

Виды контроля

Решение расчетных задач

Текущий контроль

Растворы. Массовая доля вещества в растворе. Молярная концентрация. Кристаллогидраты.

Решение расчетных задач

Текущий контроль

Решение расчетных задач

Контрольная работа

Выполнение упражнений по химическим уравненям

Решение контрольного уравнения

Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ

Выполнение упражнений

Контрольное задание

Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений

Выполнение упражнений

Контрольная цепочка превращений

Итого: 34 часа

  1. Задачи на основные законы химии. Нахождение химической формулы.

Расчеты по химической формуле. Вывод формул по массовым долям элементов. Вывод формул по массовым долям элементов и данным для нахождения истинной молярной массы (плотности, объему газа или относительной плотности). Вывод формул по продуктам сгорания. Вывод формул органических веществ по общим формулам. Вывод формул по известной массовой доле элемента в веществе. Вывод формул по уравнениям реакций в общем виде, если известны данные для двух веществ. Вывод формул по уравнениям реакций в общем виде с применением закона сохранения массы.

  1. Растворы.

Массовая доля вещества в растворе. Действия над растворами. Молярная концентрация. Кристаллогидраты.

  1. Расчеты по химическим уравнениям.

Расчеты: массы, объема, количества вещества продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты по уравнения реакций. Задачи на смеси веществ. Определение состава продукта реакции (задачи на «тип» соли). Нахождение массовой доли одного из продуктов реакции по уравнению материального баланса. Нахождение массы одного из исходных веществ по уравнению материального баланса.

  1. Окислительно – восстановительные реакции.

Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Метод электронного баланса. Метод полуреакций.(электронно – ионный баланс). Окислительно – восстановительные реакции с участием органических веществ. Классификация ОВР: внутримолекулярное окисление и восстановление, диспропорционирование, реакции самоокисления и самовосстановления. Влияние среды на характер протекания окислительно – восстановительных реакций.

  1. Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Химические свойства важнейших классов неорганических веществ: кислотно-основные взаимодействия, обменные взаимодействия, окислительно-восстановительные реакции. Генетическая связь классов веществ. Качественные реакции неорганических соединений и изменения, сопровождающие химические превращения.

  1. Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.

Химические свойства важнейших классов органических веществ. Способы получения органических веществ. Специфические свойства некоторых конкретных веществ. Взаимосвязи между различными классами и группами веществ.

Литература для учителя

Литература для учащихся

  1. Габриелян О.С. и др. Химия 11 класс. Профильный уровень – М.: Дрофа, 2011.
  2. Габриелян О.С. и др. Химия 10 класс. Прфильный уровень – М.: Дрофа, 2010.
  3. Габриелян О.С. и др. Химия 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.
  1. Н.Е. Кузьменко, . Начала химии - М.: Экзамен. Оникс 21 век, 2001.
  2. http://kontren.narod.ru/ege/ege_b.htm
  3. http://www.fipi.ru/view/sections/228/docs/660.html

Курс «Английский до школы» Р.П. Мильруда NEW

Данное пособие предназначено для детей 5-6 лет, которые только начинают изучение английского языка, как в дошкольных учреждениях, так и самостоятельно дома с родителями или старшими членами семьи. Курс «Английский до школы» Р.П. Мильруда содержит множество увлекательных заданий и упражнений, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка средствами иностранного языка.


Скачать аудиокурс →

Увлекательная трехуровневая серия пособий для детей младшего школьного возраста. Содержит популярные детские песенки. Уровень Early primary/primary

Программа дополнительного образования для младших школьников и дошкольников «Использование рифмовок и песен в обучении младших школьников и дошкольников».

«Формирование навыков аудирования, чтения, письма и говорения для подготовки младших школьников к итоговой аттестации в системе начального общего образования»

Азбука для начинающих изучать английский язык (6-7 лет). Рассчитан на 32 учебных часа. Уровень Early primary.

Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов «Занимательный английский».

Современный красочный иллюстрированный словарь, разработанный для младших школьников уровня Beginner. Включает в себя: 1500 наиболее часто употребимых слов, яркие наглядные иллюстрации, разнообразные задания, игры, головоломки.

Программа дополнительного образования для младших школьников с использованием словаря в картинках (поматериалам The Express Picture Dictionary for young learners издательства Express Publishing).

Языковые портфели к УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) для 5-9 классов.

Дополнительная образовательная программа "Языковой портфель к УМК "Английский в фокусе" как эффективное средство самооценки и рефлексии учащихся основной школы".

Современный грамматический курс для изучающих английский язык, состоящий из 4 ступеней уровня от Beginner до Intermediate.

Утверждаю

Директор школы:

Т.А. Чистякова

Программа элективного курса

«Формирование ИКТ-компетентности»

Габидуллина Татьяна Николаевна

Пояснительная записка

Элективный курс является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Он способствует углублению знаний учащихся, развитию логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данный курс по информатике имеет большое воспитательное значение, так как его цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Основная функция элективного курса по информатике – выявление средствами предмета информатики нравственности личности, ее профессиональных интересов. Содержание данного курса не дублирует базовый курс. Это курс, расширяющий базовый курс информатики, дающий возможность познакомиться учащимся с интересными нестандартными вопросами. Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят обще интеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих обще учебных, обще интеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно. Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста. Он расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико- и предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами информатики, проверить способности к информатике. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по информатике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Программа рассчитана на один год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся – 1 час в неделю, всего – 35 часов за год.

При составлении учебной программы элективного курса учитывались социально-психологические характеристики и возрастные особенности каждого ученика и коллектива класса в ходе сопровождения социально-психологической службы школы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные образовательные результаты

готовность и способность к выполнению норм, требований, прав и обязанностей ученика;

умение вести диалог, работать в команде, оказывать посильную помощь одноклассникам при разработке и создании проектов;

готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во время внеурочных занятий;

готовность к выбору профильного образования, связанного с профессией программиста или частично связанной с ней;

развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение алгоритмических структур и команд среды программирования;

получение навыков прогнозирования своей деятельности в ходе создания проектов;

воспитание бережного отношения к техническим средствам обучения: компьютер, микрофон, наушники, проектор.

Метапредметные образовательные результаты

создание и преобразование моделей и схем для решения задач;

осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач на компьютере в зависимости от конкретных условий;

построение логического рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;

овладение составляющими проектной деятельности, включая умения видеть проблему, формулировать тему и цель проекта, составлять план своей деятельности, осуществлять действия по реализации плана, результат своей деятельности соотносить с целью, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, доказывать, защищать свои идеи, оценивать результаты своей работы;

умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научной литературе, в словарях и справочниках, интернете), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; создавать Лого-проекты;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках при решении алгоритмических задач;

умение оформлять свои мыли письменно; слушать и понимать; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

умение правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

осуществление информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет;

умение входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

∙ соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

формирование собственного информационного пространства: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники;

моделирование с использованием средств программирования;

проектирование и организация своей индивидуальной и групповой деятельности, организация своего времени с использованием ИКТ.

Предметные образовательные результаты:

понимание терминов «исполнитель», «система команд»;

понимание термина «алгоритм»; знание основных свойств алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);

составление неветвящихся (линейные) алгоритмов управления исполнителями и запись их на языке программирования;

понимание (формально выполнять) алгоритмов, описанных с использованием конструкций повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;

создание алгоритмов для решения несложных задач, используя конструкции повторения (циклы) и вспомогательные алгоритмы;

создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в среде программированияЦели и задачи курса

    Формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с программированием.

    Формирование алгоритмической культуры учащихся.

    Развитие алгоритмического мышления учащихся.

    Освоение учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

    Формирование у учащихся навыков грамотной разработки программы.

    Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

Планируемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны:

    знать понятие алгоритма, его свойств, способов записи;

    знать основные базовые алгоритмические конструкции: следование, ветвление и цикл;

    иметь представление о исполнителях Муравей, Робот, Чертежник, Черепаха;

    уметь работать в различных средах исполнителей;

    иметь представление о языках программирования, в частности о языке программирования Паскаль;

    уметь работать в среде программирования ABC Pascal;

    использовать основные базовые алгоритмические конструкции при программировании на языке Паскаль;

    уметь писать программы на языке Паскаль, используя основные базовые алгоритмические конструкции и стандартные алгоритмы.

Алгоритмизация (5 часов)

Понятие алгоритма и исполнителя. Система команд исполнителя. Формы записи алгоритмов. Выполнение алгоритмов для исполнителя. Графическое изображение алгоритма. Блок-схемы алгоритмов. Понятие линейного алгоритма. Условие. Разветвленные алгоритмы. Графическое изображение разветвленного алгоритма. Цикл. Способы записи цикла. Исполнители Муравей, Робот, Чертежник, Черепаха.

Программирование (30 часов)

Языки программирования, язык программирования Паскаль. Среда программирования ABC Pascal, элементы интерфейса ABC Pascal.

Данные. Типы данных. Константы. Переменные, присваивание значений. Арифметические выражения, правила записи на языке Паскаль, основные арифметические действия и их запись на языке Паскаль. Формат результата. Процедуры ввода и вывода и их простейшая форма.

Структура программы на языке Паскаль, линейный алгоритм. Программирование линейных алгоритмов.

Ветвление. Полное и неполное ветвление. Условный оператор, оператор выбора.

Циклы, цикл с предусловием, цикл с постусловием, цикл с параметром, итерационные циклы. Организация циклов с помощью блока «ветвление».

Графика на языке Паскаль. Способы решения алгоритмических задач. Программирование алгоритмических задач. Массивы данных. Обработка массива. Строковые переменные. Обработка данных, вводимых в виде символьных строк. Подпрограммы: процедуры и функции, локальные и глобальные переменные.

Исправление ошибок в простой программе с условными операторами. Обработка массива.

Календарно-тематический план

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учителя

Характеристики основных видов деятельности обучающихся

Примечание

Введение. Инструктаж по ТБ

Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас.

Проводит инструктаж по ТБ. Объясняет алгоритм, его свойства, примеры алгоритмов. Формальный исполнитель. Система команд исполнителя.

Знать понятие алгоритма как фундаментального понятия информатики, определение

алгоритма, его свойства. Уметь приводить примеры алгоритмов. Знать назначение исполнителя. Иметь представление об исполнителях, системе команд конкретного исполнителя, о формальном исполнении алгоритма.

Формы записи алгоритмов.

Объясняет формы записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма. Блок-схемы

Знать формы и способы записи алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков. Уметь записывать алгоритм известными способами.

Линейные алгоритмы. Разработка линейных алгоритмов.

Объясняет понятие линейного алгоритма. Исполнитель Муравей.

Иметь представление о линейных алгоритмах. Знать правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков. Уметь составлять линейные алгоритмы для исполнителя Муравей и записывать их различными способами. Уметь пошагово выполнять линейные алгоритмы.

Алгоритмы с ветвлениями.

Учит строить разветвленные алгоритмы. Графическое изображение разветвленного алгоритма. Исполнитель Робот.

Иметь представление о разветвляющихся алгоритмах. Уметь строить разветвляющий алгоритм для исполнителя Робот.

Циклические алгоритмы.

Учит способам записи цикла. Исполнитель Чертежник и Черепаха.

Иметь представление о циклических алгоритмах. Уметь строить циклические алгоритм для исполнителей Робот, Чертежник, Черепаха.

Решение задач.

Объясняет основные базовые алгоритмические конструкторы. Исполнители Робот, Чертежник, Черепаха.

Уметь решать задачи с помощью исполнителей Робот, Чертежник, Черепаха с использованием базовых алгоритмических конструкций.

Знакомство со средой исполнителя Scratch.

Знакомит с интерфейсом и возможностями среды исполнителя Scratch.

Иметь представление о возможностях среды исполнителя Scratch. Уметь решать простейшие задачи в Scratch.

Решение задач в Scratch.

Рассказывает возможности среды Scratch. Основные алгоритмические конструкции в среде Scratch.

Уметь решать задачи с различными базовыми конструкциями в Scratch.

Величины. Алгоритмы с величинами.

Рассказывает алгоритмы с величинами. Знакомит со средой КуМИР.Учит решению задач в среде КуМИР.

Иметь представление о величинах. Уметь составлять алгоритмы с величинами и записывать их на алгоритмическом языке в среде КуМИР.

Алгоритмы с величинами.

Учит разрабатывать алгоритмы с величинами в среде КуМИР.

Уметь составлять алгоритмы с величинами в среде КуМИР, используя различные базовые алгоритмические конструкции.

Среда разработчика ABC Pascal. Элементы интерфейса.

Знакомит со Средой программирования ABC Pascal, элементами интерфейса ABC Pascal.

Иметь представление о среде программирования ABC Pascal. Уметь запускать программу ABC Pascal.

Создание, компиляция, исполнение и отладка программ.

Формирует представление о программе на языке Паскаль, компиляции, исполнении, отладке программы.

Иметь представление о структуре программы на языке Паскаль. Уметь создавать программу в среде ABC Pascal, проводить компиляцию и отладку.

Синтаксис и семантика языка ABC Pascal l.

Объясняет синтаксис языка Паскаль, семантика языка Паскаль. Типичные ошибки. Сообщения об ошибках.

Иметь представление о синтаксисе и семантики языка Паскаль. Знать типичные ошибки при составлении программы и уметь их исправлять.

Данные. Типы данных. Константы.

Рассказывает простые и составные типы данных в языке Паскаль. Переменные и константы.

Знать основные типы данных (простые и составные). Иметь представление о переменных и константах. Уметь записывать их на языке Паскаль.

Числовой тип данных.

Объясняет числовые типы данных, целые и вещественные типы данных.

Знать основные типы числовых данных в языке Паскаль. Уметь применять их при составлении программ.

Построение арифметических выражений.

Ставит задачи на арифметические выражения, правила записи на языке Паскаль, основные арифметические действия и их запись на языке Паскаль. Формат результата.

Знать правила записи основных арифметических действии и выражений на языке Паскаль. Уметь применять их в среде ABC Pascal l.

Оператор присваивания.

Формирует знания об операторе присваивания, его записи на языке Паскаль.

Иметь представление об операторе присваивания. Уметь выполнять оператор присваивания.

Процедура вывода и ее простейшая форма.

Иметь представление о процедуре вывода и ее простейшей форме. Уметь применять её при программировании в среде ABC Pascal l.

Процедура ввода и ее формат. Простейший ввод.

Ставит задачу на Ввод и вывод данных на языке Паскаль, простейшие формы процедуры вывода.

Иметь представление о процедуре ввода и ее простейшей форме. Уметь применять её при программировании в среде ABC Pascal l.

Вывод информации на экран в текстовом режиме.

Объясняет текстовый режим. Вывод информации на экране в текстовом режиме.

Иметь представление о процедуре вывода информации на экране в текстовом режима. Уметь применять её при программировании в среде ABC Pascal l.

Расчеты по линейному алгоритму.

Знакомит со структурой программы на языке Паскаль, линейном алгоритме.

Знать структуру программы на языке Паскаль. Уметь составлять блок-схему линейного алгоритма.

Программирование линейных алгоритмов.

Объясняет структуру программы на языке Паскаль, линейные алгоритмы.

Знать структуру программы на языке Паскаль. Уметь составлять блок-схему линейного алгоритма; программировать линейный алгоритм на языке Паскаль.

Графический режим.

Объясняет графический режим, модуль Graph.

Иметь представление о графическом режиме в среде ABC Pascal l. Уметь подключать в программе модуль Graph.

Примитивы в графическом режиме.

Иметь представление о графическом режиме в среде ABC Pascal l. Уметь подключать в программе модуль Graph. Уметь рисовать основные графические примитивы в среде ABC Pascal l.

Рисование с помощью примитивов.

Объясняет графический режим, модуль Graph, основные графические примитивы.

Уметь создавать рисунки с помощью основных графических примитивов в среде ABC Pascal l.

Данные логического типа и логические выражения.

Рассказывает логический тип данных, логические выражения.

Иметь представление о логическом типе данных. Уметь составлять логические выражения.

Организация программ разветвляющейся структуры. Условный оператор

Формирует представление о операторе ветвление, условном операторе, полном и неполном ветвление.

Иметь представление об условном операторе. Уметь составлять блок-схему условного оператора и программировать на языке Паскаль.

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвления.

Объяснить что такое оператор выбора.

Иметь представление об операторе выбора. Уметь составлять блок-схему оператора выбора и программировать на языке Паскаль.

Программирование циклов с предусловием и постусловием.

Рассказать об бщей записи цикла, тело цикла, выход из цикла

Знать понятие цикла с предусловием и постусловием. Уметь описывать их на языке Паскаль.

Программирование циклов с параметром.

Рассказать что такое общая запись цикла с параметром, тело цикла, счетчик, выход из цикла

Знать понятие цикла с параметром. Уметь составлять блок- схемы основных алго­ритмических структур и описывать их на языке Паскаль.

Иметь навыки созда­ния программы для реше­ния учебных задач.

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

Иметь представление о понятии регулярного типа данных. Уметь описывать одномерные массивы на языке программирования и выводить их элементы на экран. Иметь навыки создания программ для решения учебных задач.

Вычисление суммы элементов массива.

Формирует представление: регулярные типы данных, одномерные массивы, работа с элементами массива.

Иметь представление об одномерных массивах. Уметь описывать одномерные массивы на языке программирования, выводить их элементы на экран; вычислять сумму элементов массива.

Творческая работа «Составление алгоритмов для исполнителей».

Ставит задачу на составление Алгоритма, исполнителя алгоритма, СКИ, основных базовых алгоритмических конструкции.

Составлять задачи для различных исполнителей на использование различных алгоритмических конструкций. Разрабатывать алгоритм для решения поставленной задачи.

Творческая работа «Составление программ на языке Паскаль».

Ставит задачу по созданию Программы, основные базовые алгоритмические конструкции на языке Паскаль, простые и составные типы данных.

Составлять задачи на использование различных алгоритмических конструкций на языке Паскаль. Разрабатывать алгоритм для решения поставленной задачи.

Итогово-обобщающий урок

Проверяет качество усвоения учебного материала за год

Проверить качество усвоения учебного материала за год.


Список литературы:

    Валов А.М. Алгоритмы и исполнители в учебном курсе информатике. НиПКиПРО, 2014г.

    Николаева Т.В. Информатика 7 класс. Методическое пособие для учителя. Кострома, 2005.

    Крылов С.С., Лещинер В.Р., Якушкин П.А. ЕГЭ-2009. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / под ред. В.Р. Лещинера / ФИПИ. - М: Интеллект-центр, 2009.

    Культин Н.Б. Программирование в TurboPascal 7.0 и Delphi. СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 1998.

    Алгоритмы и исполнители К.Поляков, 1992-2008

    Модернизация отечественного школьного образования привела к появлению новой формы обучения. Элективный курс, который появился на основной и старшей ступени обучения, является обязательным. Его школьник выбирает согласно своим интересам и творческим возможностям.

    Историческая справка

    В 2002 году в РФ принята Концепция профильного образования на старшей ступени (10-11 класс), одобренная Министерством образования РФ. Именно в этот период и появились элективные курсы по отдельным учебным предметам, а также межпредметные курсы.

    Нормативная база

    Какие документы применяются в профильном обучении в российских школах? Факультативы, элективы создаются с учетом следующих документов:

    • Федерального базисного учебного плана (2004 год).
    • Концепции модернизации отечественного образования.
    • Распоряжения Правительства РФ от 2001 года.

    В России была создана специальная информационно-правовая база по элективным курсам. Она состоит из следующих документов:

    • информационное письмо об организации элективных курсов в профильном обучении.
    • приложение к письму МО РФ о введении специальной предпрофильной подготовки школьников.
    • рекомендации по созданию обучения на основе индивидуальных учебных планов школьников.

    Структура обучения

    Модель организации профильного обучения на старшей ступени имеет определенную структуру. Старшеклассникам предлагается курс по выбору, в рамках которого осуществляется комбинирование различных предметов школьной программы. Создаваемая при этом гибкая система профильного образования включает такие типы учебных дисциплин:

    • элективные;
    • профильные;
    • общеобразовательные базовые.

    Особенности элективов

    Что такое электив в школе? Это курсы, которые обладают широким спектром задач и функций:

    • обеспечивают глубокий уровень усвоения профильных предметов (разделов);
    • способствуют знакомству со смежными учебными предметами («Биохимия», «Физическая химия», «Компьютерная графика»);
    • гарантируют повышенный уровень освоения базовых учебных дисциплин (например, по русскому языку элективы 10-11 классах направлены на подготовку к успешной сдаче ЕГЭ);
    • помогают подросткам осваивать способы решения разных практических задач, успешно адаптироваться в социальной среде;
    • создают непрерывную профориентационную работу;
    • помогают удовлетворять познавательный интерес школьников к определенным предметам;
    • являются способом продвижения выпускников на рынке труда (элективы по делопроизводству, бухгалтерскому учету).

    Какое еще значение имеют элективы? Английский язык, являющийся в настоящее время международным, ребята могут осваивать не только в рамках традиционных уроков, но и на элективах.

    В настоящее время работодатели нуждаются в сотрудниках, которые могут брать на себя ответственность за совершение определенных поступков. Чтобы в полной мере выполнять социальный заказ, в школах организуются дополнительные занятия, имеющие разную направленность.

    Что такое электив? Это курс по одной либо нескольким дисциплинам, посещение которого является для ученика отличным способом развития интеллектуальных и творческих способностей.

    Рассуждая над тем, что такое электив, отметим, что он помогает учителям внедрять в образовательный и воспитательный процесс ФГОС нового поколения.

    Ключевая идея профильного образования заключается в увеличении роста возможностей учеников. Предпрофильное обучение было введено на второй образовательной ступени – в 9 классах. Что такое электив по профориентации?

    Чем элективы отличаются от факультативов? Главная особенность первых в том, что они являются обязательными, а вот факультативы не относятся к таковым. Несмотря на то что ребенок сам может выбрать элективный курс, избежать посещения хотя бы одного не получится. А вот заниматься на факультативах можно по желанию.

    Это курс, в рамках которого ребятам предлагают не только разнообразные тестирования, но и предлагается информация об особенностях профессий, востребованности разных специалистов на рынке труда.


    Требования к курсам

    Как должна быть оформлена программа электива по русскому языку, математике, химии, биологии? Этот вопрос волнует многих педагогов, работающих на основной и старшей ступени обучения.

    Курсы по выбору должны соответствовать определенным требованиям. Основные из них:

    • содержание курсов должно соответствовать требованиям ФГОС, включать материал, который выходит за рамки обычной школьной программы;
    • ребенок должен иметь право его выбора;
    • курсы предлагаются из расчета 10-12 часов, чтобы за год дети могли освоить несколько программ.

    Разновидности курсов

    Выяснив, что такое электив, перейдем к их подразделению. Педагоги разрабатывают два варианта:

    • предметно-ориентированные;
    • межпредметные.

    Пример электива «За рамками учебниками химии»

    Решение задач является важным аспектом, который позволяет качественно и глубоко усваивать учебный материал по химии. Предлагаемый курс позволяет модернизировать умения и навыки школьников в области расчетных задач, знакомит с разными алгоритмами, способствует практическому применению полученных знаний.

    Умение решать химические задачи – критерий творческого отношения к этой учебной дисциплине. При сдаче ЕГЭ по химии обучающиеся должны продемонстрировать не только знания, но и нестандартное мышление, логику. В рамках курса осуществляются практикумы, позволяющие школьникам проявлять инициативу и развивать самостоятельность.

    Важным аспектом является применение расчетных задач, имеющих связь с медициной, биологией, экологией, физикой. Курс вооружает школьников основными алгоритмами решения нестандартных и стандартных заданий. Он ориентирует подростков на естественнонаучный профиль, рассчитан на 68 часов.

    Основная его суть состоит в подведении ребят к осознанию связи между химическим образованием и жизнью в социуме. Формируется активная жизненная позиция, закладываются идеи применения теоретических навыков в повседневной жизни. По своей типологии данный элективный курс является межпредметным.


    Предназначение электива

    В курсе четко прослеживается единство материального мира, что способствует формированию гармонически развитой личности.

    При выполнении индивидуальных и групповых заданий, в ходе дискуссий, учащиеся получают общеучебные умения и навыки, совершенствуют свое логическое мышление.

    Данный курс знакомит старшеклассников со следующими профессиями: эколог, врач, биолог, химик-аналитик и т. д.

    Цели курса:

    • создание благоприятных условий для творческой самореализации и формирования познавательного интереса;
    • анализ готовности школьников к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии;
    • формирование полноценных расчетных навыков, а также умения подбирать рациональный способ решения предлагаемой задачи;
    • профессиональная ориентация.

    Ожидаемые результаты

    Учащиеся должны знать:

    • способы решения разных типов задач;
    • формулы, необходимые для поиска ответа на вопрос;
    • основные и альтернативные способы решения химических заданий;
    • физико-химические величины.
    • самостоятельно подбирать рациональный вариант решения;
    • оформлять задачу в соответствии с требованиями.
    1. Знакомство с элективным курсом (1 ч).
    2. Разбор алгоритмов решения химических задач на неорганические реакции (4 ч).
    3. Выполнение упражнений по составлению сокращенных структурных формул углеводородов состава С7–С10 разветвленного строения, а также их изомеров (4 ч).
    4. Задачи с применением терминов «мольная доля», «объемное содержание», «молярная концентрация растворов» (3 ч).
    5. Рассмотрение заданий на определение молекулярных формул различных веществ по известным массам реагентов или продуктов сгорания (5 ч).
    6. Задания олимпиадного характера по темам: «Алканы» (2 ч).
    7. Анализ расчетных заданий по теме «Циклоалканы» (5 ч).
    8. Специфика рассмотрения заданий на выявление молекулярных формул органических соединений определенного гомологического ряда на базе химических реакций с их непосредственным участием (на базе гомологов этилена) (2 ч).
    9. Задачи олимпиадного уровня по темам: «Алкадиены» (2 ч) и «Алкины» (2 ч).
    10. Упражнения по темам: «Бензол» (2 ч), «Арены» (1 ч).
    11. Зачетная работа по рассмотренным алгоритмам (1 ч).
    12. Комбинированные задания по разделу «Углеводороды и их соединения» (3 ч).
    13. Составление химических реакций методом электронного баланса с участием различных классов органических веществ (3 ч).
    14. Задания олимпиадного уровня по тематикам: «Предельные одноатомные спирты» (2 ч); «Многоатомные предельные спирты – этиленгликоль и глицерин» (1 ч); «Фенолы и ароматические спирты» (1 ч).
    15. Комбинированные задачи на спирты (3 ч).
    16. Задачи профильного уровня по темам: «Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны» (1 ч), «Предельные одноосновные карбоновые кислоты» (2 ч); «Непредельные и ароматические карбоновые кислоты» (1 ч).
    17. Задачи на генетическую взаимосвязь карбоновых кислот с другими органическими соединениями (3 ч).
    18. Задачи разного уровня сложности по разделам: «Сложные эфиры» (2 ч), «Жиры» (2 ч), «Углеводы – это сахара» (2 ч).
    19. Составление генетической взаимосвязи между разными классами органических веществ, осуществление готовых схем (3 ч).
    20. Комбинированные задания по тематикам: «Углеводороды» и «Кислородсодержащие и вещества» (3 ч).
    21. Зачет по пройденному материалу (2 ч).

    Заключение

    После внедрения на начальную и основную ступени образования стандартов нового поколения, в школах начали вводить предпрофильное и профильное обучение. В девятом классе помимо элективов по профориентации, ребятам предлагается еще несколько предметных курсов, выбор которых позволит им подготовиться к итоговой государственной аттестации, продумать будущий выбор профессии.

    Педагоги все чаще стараются разрабатывать межпредметные элективы, содержание которых связано сразу с несколькими предметными областями. Посещение занятий позволяет ребятам выбрать ту научную область, которая им наиболее интересна, углублять в ней свои теоретические и практические знания.