Ворота откатные своими руками управление. Автоматика для распашных ворот своими руками. Автоматические распашные ворота своими руками – бюджетно и удобно

Основное удобство автоматических распашных ворот состоит в том, что закрыть или открыть их можно посредством пульта дистанционного управления. Каждый человек на сегодняшний день желает сделать свою жизнь настолько комфортной, насколько это возможно. Именно поэтому у владельцев частных домов или собственных гаражей все чаще встречается автоматика для можно ее смонтировать довольно быстро, при этом получив отличный результат.

Особенности системы

Стоит разобраться, как же работает вся эта система. Автоматизация ворот возможна посредством привода, который монтируется прямо на ворота. Комплект автоматики для ворот не сложно смонтировать своими руками. Процесс установки нельзя назвать таким уж простым. Тут требуется соблюсти четкую последовательность действий в сочетании точностью и квалификацией на каждом этапе работ. При установке привода имеется несколько особенностей. Нужно учесть створки по отношению к высоте столбов. Если установленная автоматика не предполагает наличия концевых выключателей, то требуется устанавливать створочные упоры. При упущении такого важного нюанса можно получить совершенно непредвиденный результат. Электродвигатель выйдет из строя, а функционирование всей конструкции сложно будет назвать нормальным.

Комплектация

Множество элементов содержит в себе такой комплекс, как автоматика для распашных ворот. Своими руками можно будет ее смонтировать только при условии наличия всех компонентов. Для правильной и качественной установки ворот требуется разбираться в этом и обладать минимальным опытом решения подобных вопросов. Комплект автоматики содержит: 1 2 привода, 1 комплект фотоэлементов, небольшой маяк и пульт. В качестве преимуществ данного вида механизма можно назвать длительный срок эксплуатации и исключительную прочность. в эксплуатации, а ворота открываются со скоростью до 15 секунд. В числе недостатков можно выделить такой момент, как наличие на пути движения ворот хоть одной преграды, из-за чего привод вполне может дать сбой, а это приводит к заклиниванию. Перед проемом не должно возникать никаких преград. Только в этом случает можно рассчитывать, что автоматика для распашных ворот своими руками будет функционировать достаточно долго, не выходя из строя. Проведение профилактических мероприятий позволит исключить сбои при работе оборудования. Все части, требующие того, необходимо периодически смазывать специальными веществами. При выходе автоматики из строя категорически запрещается прилагать физические усилия при необходимости открыть ворота, тут решение только одно - вызвать мастера.

Самодельный привод

Как уже можно было понять, при большом желании автоматика для распашных ворот своими руками - это уже не настолько нереалистичная идея. Это довольно хороший способ сэкономить собственные средства. Если к этому делу у вас имеется не только практический интерес, но вы заинтересованы в реализации самой идеи, то это дело как раз для вас. И это довольно увлекательный процесс.

Необходимые элементы

В качестве основного элемента такого привода используется механизм спутниковой антенны. В ее комплект оборудования входит червячная передача, заменяющая электропривод. Основа системы спутникового телевидения состоит из механизма поворотного действия. Это двигатель, который допускается использовать для установки автоматики. Червячная передача работает по принципу, аналогичному действию электропривода. Такой вариант является более выгодным в сравнении с магазинными приводами, так как для его работы требуется напряжение в 36 вольт, а для магазинных - обычное сетевое в 220 вольт. Для сборки вам необходимо раздобыть два рабочих привода от спутниковых антенн. Выбирать стоит модели, имеющие самый длинный шток. Потребуется еще пульт и трансформатор, его мощность должна быть 36-40 ватт. Пульт используется для открытия конструкции и ее закрытия. Он должен работать на расстоянии около 50 метров. Помимо этого, не мешало бы запастись двумя брелоками, продающимися в магазинах, реализующих товары, необходимые в сфере охраны.

Для сбора привода будет вполне достаточно 6 часов. Чтобы автоматика для ворот своими руками действовала качественно, требуется оснастить ее токовым реле. При его отсутствии мотор может перегреться и сломаться. А с его помощью вы легко сделаете привод для ворот при самых минимальных денежных вложениях. Если вам больше нравится готовая сборка, то можно сэкономить и на монтаже.

Процесс монтажа

При установке электропривода для распашных ворот требуется учесть сторону открытия створок ворот: наружу либо внутрь. Итак, если вас интересует, как устанавливается автоматика для ворот своими руками, то тут требуется перечислить необходимые инструменты для этих целей. Вам потребуются: дрель, молоток, плоскогубцы, строительный метр, шуруповерт, изолента. В автоматических воротах, в отличие от обычных, присутствует электропривод. Поэтому перед его установкой требуется определиться с тем, какой именно вариант выбрать.

Виды электроприводов

Электроприводы могут быть линейными или рычажными. Чтобы точно определиться с выбором, требуется знать расстояние между петлей и внутренней стороной столба. При расстоянии до 1,5 см требуется использовать линейный привод. Его стоимость заметно ниже, чем у рычажного. Если замеряемое расстояние составляет 1,5-3 см, то тут уместно устанавливать рычажный тип привода. Он настолько же надежен, как и линейный.

Ворот предполагает, что требуется установить не только привод, но и комплект оборудования. Важно определить ширину створки, а также возможные ветровые колебания. Очень многие опасаются самостоятельно устанавливать все это оборудование, так как не обладают должным опытом и знаниями. Но тут важно помнить о необходимости внимания к деталям, тогда проблем с установкой не будет.

Как это делается?

Важно проверить, чтобы движение створок было легким, когда привод запускается. Если что-то этому мешает, то требуется отыскать причину и устранить ее, так как движение электропривода должно быть по уровню. В противном случае не исключено, что столб может наклониться, угол движения сместится, а это плохо сказывается на автоматике всей конструкции. После устранения разнообразных неполадок можно переходить к процессу установки автоматики. Важно соблюдать инструкцию как можно точнее, чтобы эксплуатация системы была максимально долгой.

Обычная схема

Автоматика для распашных ворот своими руками устанавливается на изделия, открываемые внутрь, при этом уместно использовать любой электропривод. При использовании в качестве основания столбов из стали уместно устанавливать линейный привод. Он компактен и надежен, а его стоимость сравнительно невысока. Можно использовать и рычажный привод, но он намного дороже. Сложный вариант при наличии кирпичных колонн и нахождении ворот прямо посередине. В таком случае линейный привод не подходит.

Автоматика рычажного типа монтируется на столб, при этом ворота открываются за счет рычагов, при этом они должны находиться на расстоянии не более 200 мм от столбов.

Ворота открываются наружу

В данном случае доступны для использования два вида устройств, однако правильным выбором будет автоматика для гаражных ворот с линейным механизмом. Это более дешевое и качественное решение. Автоматика монтируется в проеме, а занимает не более 150 мм с обеих сторон. На узкие ворота система крепится вверху. Электропривод обычно устанавливается прямо на столб. Автоматика для распашных ворот своими руками устанавливается так, чтобы гидравлический привод позволял открывать их наружу. Далее к конструкции приваривается кронштейн крепежа. При открытии ворот с линейным приводом должно быть по 1 см свободного хода. После этого можно проверить правильность хода створок и движения электроприводов. На следующем этапе требуется установить упоры для открывания и закрывания, а потом присоединить двигатели. В конце нужно оборудовать перемычки, соединить с пультами, а также включить механизм. Если одна створка должна двигаться в другом направлении, то требуется поменять местами провода на двигателе.

Завершающие работы

После этого автоматика для распашных ворот своими руками должна быть оборудована концевыми выключателями. Если вы не предусмотрели использование таких элементов, то требуется на плате выставить срок функционирования створки, а также усилие открывания и закрывания. Не стоит задавать максимальное усилие, так как это сокращает устройства. Рекомендуется устанавливать минимальные усилия для того, чтобы наружу ворота открывались нормально.

Проблемы и ошибки

Довольно часто встречаются случаи, когда люди монтируют все своими руками, но не справляются с этой задачей из-за недостаточного опыта. Это приводит к массе ошибок, из-за которых автоматика отказывается работать, а привод полностью выходит из строя. Все должно подсоединяться поэтапно, так как именно это позволит исправить любые неполадки в случае допущенных ошибок. В противном случае будет весьма проблематично установить причину поломки. Правильная и точная установка в совокупности с высоким качеством электропривода позволяет воротам функционировать максимально долго и правильно. Даже если вами используется автоматика для откатных ворот, вы быстро сможете оценить, насколько удобно вам стало заезжать. Особенно это ощутимо зимой, когда вы не хотите покидать теплый салон вашего автомобиля, чтобы открывать холодные ворота.

Для защиты въездной зоны на территории разного назначения могут использоваться откатные ворота, которые работают с использованием специальной автоматики. В этом случае тоже имеются определенные особенности монтажа. Автоматика для откатных устанавливается по этапам. Для начала требуется приварить к их конструкции снизу стальную консольную трубу. В процессе эксплуатации всей конструкции она движется по роликовым тележкам, установленным на специально организованном фундаменте. Хорошо зарекомендовала себя автоматика для ворот Came. В закрытом положении нижний угол ворот закатывается концевым роликом в уловитель. Во время открывания полотна такое движения помогает предотвратить поперечные колебания устройства.

Автоматика для откатных ворот должна монтироваться с учетом определенных моментов:

Установка подобных конструкций начинается с обустройства независимого фундамента, а также основы, находящейся в проеме и сбоку от него, в стороне открывания всей конструкции;

Крепления ворот и сам их каркас должны характеризоваться высокой степенью устойчивости к воздействию ветров;

Требуется монтаж особой удерживающей части, посредством которой можно увеличить ширину конструкции полотна в сторону, в которую ворота открываются;

Должна быть обеспечена эффективной защитой от взлома, а также особым видом защиты от различных неблагоприятных факторов.

Выводы

Теперь вы знаете, как монтируется автоматика распашных ворот своими руками. При наличии сильного желания требуется четко соблюдать инструкцию, чтобы получить желаемый результат. Важно отметить, что автоматика для секционных ворот устанавливается по аналогичному принципу. Поэтому у вас не должно возникать никаких сложностей с процессом монтажа.

Монтаж автоматических ворот своими руками не является простым занятием, поскольку он требует владения определенными навыками и знаниями. Удобство конструкции обусловлено тем, что используются специальные комплектующие для автоматических ворот. Установка механизма не требует больших финансовых затрат, поэтому все работы можно выполнить самостоятельно.

Виды автоматических дачных или гаражных ворот

Различают следующие виды автоматических ворот:

  1. откатные;
  2. распашные.

Конструкция автоматических откатных ворот, которые являются цельным полотном, имеет механизм, открывающий створки влево либо вправо. Она не обеспечивает необходимую герметичность помещениям, поскольку ворота должны передвигаться с помощью роликов по специальному рельсу. Устанавливать автоматические ворота открытого типа желательно при въезде на территорию.

Система автоматических распашных ворот предполагает установку двустворчатых дверей, а также подключение автоматики, приводящей в движение механизм. Управление конструкцией производится с помощью электропривода. Правильно подобрать его позволяет оценка ряда исходных параметров:

  • размера створок;
  • веса всего изделия;
  • длины от середины дверных петель до боковых стенок.

Створки могут открываться наружу или внутрь. Первый способ является наиболее подходящим. Распашные модели обладают следующим недостатком: возможность поломок из-за наличия на пути какой-либо преграды, когда происходит закрывание створок.

Стоимость распашных конструкций - это основной аргумент, который является причиной повышенного спроса на это изделие. К примеру, ворота, размеры которых составляют 2х4 м, обходятся покупателю в 0,8–1 тыс. у. е. При наличии калитки в дверной створке стоимость модели увеличивается на 25–30%.

Необходимым условием установки быстрых ворот любого типа является наличие свободного места, которое позволяет без помех открывать створки. Для изготовления каркаса для таких моделей используется профиль, имеющий высокую жесткость. Он должен быть обшит панелями из металла или дерева.

Автоматические кованые ворота всегда смотрятся презентабельно. В конструкции предусмотрены прочные элегантные створки, имеющие способность перекрывать проемы разных размеров. В этом случае отдельная калитка не требуется. Минусами такой модели являются:

  • необходимость наличия свободного места;
  • высокая стоимость изделия.

Модели кованых резных решеток всегда очень красивы и элегантны.

Элементы распашных конструкций

Составляющими распашных моделей являются следующие детали:

  • засов и петли;
  • створки и ручки для открытия и закрытия;
  • столбы для крепления;
  • центральный и боковые упоры;
  • электропривод для ворот — 2 шт;
  • кронштейны для крепления электропривода к столбам и створкам.

Для изготовления столбов для крепления конструкций используются трубы, изготовленные из стали. Если ворота обладают довольно большим весом, вместо труб производится монтаж каркаса П-образного типа. Это является гарантией надежности всего механизма. Несущую конструкцию лучше всего монтировать на основании стаканного типа. Вместе с изделием в комплекте поставляются петли и подшипники, используемые для крепления дверей конструкции к опорам. Это обеспечивает плавность хода створок.

Общее количество петель, которые могут быть смонтированы, - 4 либо 6 шт. Оно выбирается в зависимости от массы и размера изделия. Выпускаются петли двух видов:

  1. полимерные.
  2. металлические.

Створки состоят из следующих элементов:

  • каркас;
  • панель заполнения.

Заполнение бывает трех видов:

  1. сплошное;
  2. разреженное;
  3. комбинированное.

Каркас изделия монтируется из металлического профиля, который может быть:

  • угловым;
  • соединительным.

Для изготовления секций заполнения используются:

  • штакетник из металла;
  • сэндвич-панели;
  • роллетный профиль из алюминия.

После сборки деталей осуществляется грунтовка и покраска изделия. Перед установкой делается эскиз распашной конструкции автоматических ворот, схема которых включает следующие составляющие:

  • каменную опору;
  • внешний каркас;
  • центральный упор;
  • боковые упоры;
  • нижнюю защелку;
  • блок управления механизмом;
  • внутреннее ребро жесткости;
  • автоматический линейный механизм открывания дверей.

Необходимыми составляющими конструкции являются упоры - боковые и центральный. Наличие таких штырей-ограничителей является препятствием выходу дверей за предусмотренные пределы. Упоры подразделяются на 2 вида:

  1. съемные;
  2. постоянные.

Обязательными составляющими являются засов и ручки, позволяющие открывать створки в случае перебоя с электроснабжением вручную.

Как укрепить рычажный привод к стене из кирпича

Чтобы установить автоматику для ворот своими руками, потребуется приобрести набор, куда входят такие составляющие:

  • самозапирающийся правосторонний и левосторонний привод;
  • втулки, болты, гайки и ключи, применяемые при аварийной разблокировке;
  • блок управления конструкцией (трансформатор и плата);
  • набор фотоэлементов;
  • комплект пластин для крепежа.

Управление воротами осуществляется с помощью дистанционного пульта.

Перед выбором автоматического распашного устройства следует учесть ряд параметров:

  • вес и площадь полотна;
  • интенсивность процесса открывания;
  • плавность хода дверей.

Перед тем как купить автоматику для ворот, следует убедиться, что все составляющие имеются в предлагаемом комплекте. Чтобы механизм функционировал без сбоев, потребуется сделать простой расчет ветровой нагрузки на конструкцию. К примеру, если значение средней ветровой нагрузки в регионе расположения дачного участка составляет 50 кг/м, то, умножив его на площадь стандартных ворот, можно вычислить ветровую нагрузку на конструкцию. Она должна составить: 2х2х50 = 200 кг.

Полотна обладают зависимыми друг от друга параметрами: весом и площадью. Створка и электропривод установленной конструкции находятся под воздействием сильнейших ветровых нагрузок. Если подобранная автоматика будет рассчитана на вес полотна до 100 кг, обязательно потребуется учесть площадь конструкции, иначе ветер снесет устройство при первом порыве. Далее прибавляется вес створки, равный 100 кг. В итоге можно вычислить параметр, который составляет 300 кг.

Учитывая запас прочности, следует осуществить установку электропривода, рассчитанную на полотно весом 400–800 кг и соответствующую ветровую нагрузку. Такой механизм будет служить долгое время. Показатель интенсивности открывания ворот может быть представлен как время фактической работы за 1 час, которое выражено в процентах. К примеру, 30% в час. Значение этого параметра всегда указывается в техпаспорте к набору автоматики.

Автоматика для распашных ворот и ее виды

Автоматизация ворот должна учитывать все особенности фурнитуры. Наиболее распространен тип откатных ворот, но их конструкция довольно сложна. Как и для распашных ворот, автоматика для откатных конструкций в современное время диковинкой не является. Механизм автоматического открывания ворот должен быть виден только изнутри.

Устанавливать автоматические ворота необходимо с учетом параметра легкости хода дверей конструкции. Его значение определяется в зависимости от качества монтажа петель и столбов, а также от величины силы трения в петлях. Решить эту проблему позволяет обыкновенная смазка. Влияние погодных условий на данный параметр создает дополнительное сопротивление конструкции. Механизм открывания ворот должен иметь соответствующий запас мощности, о чем следует позаботиться при его покупке.

Автоматические устройства по типу работ подразделяются на следующие виды:

  1. Линейные (червячные), работающие по принципу удлинения либо укорачивания штока, приводимого в действие с помощью червячной передачи.
  2. Рычажные, действующие по принципу работы руки человека.

Механизм открывания действует при наличии длинного рабочего рычага, соединенного подвижным шарниром. Распашные конструкции с линейными приводами обеспечивают простоту эксплуатации всего автоматического устройства. Их стоимость не является высокой.

Благодаря наличию рычажной автоматики можно настроить открывание створок, подвешенных на расстоянии 20–40 см от края опоры. Ворота с приводом по типу рычага могут быть смонтированы на колонны из камня, которые располагаются перед опорами каркаса конструкции.

Бренды автоматических устройств, выпускаемых для распашных конструкций, следует выбирать с учетом собственных предпочтений и финансовых возможностей. Можно приобрести продукцию, производителем которой является итальянская компания «Came Group». Фирма занимается изготовлением электроприводов, на рынке она уже около 30 лет. Именно ей принадлежит идея об использовании ворот с дистанционным управлением.

Преимущества откатных ворот

Откатные конструкции, обладающие массой достоинств, изготавливаются с помощью обычных инструментов. Наиболее очевидные плюсы данных ворот следующие:

  • неприхотливость в эксплуатации и обслуживании;
  • четкость работы механизма открывания ворот;
  • отсутствие направляющих вверху и внизу проема ворот;
  • возможность снять ограничения по высоте транспорта при въезде;
  • отсутствие необходимости выходить из автомобиля для открывания дверей.

Чтобы своими руками изготовить откатные ворота, необходимо иметь навыки использования болгарки и сварочного аппарата. При покупке автоматики для откатных ворот важно помнить, что ее цена является более высокой, чем у других типов конструкций. Высокая стоимость оправдана возможностью эксплуатации изделия в течение нескольких десятков лет. Вся система рассчитана на 50 000 циклов, включающих открытие и закрытие, за весь срок использования автоматики для откатных ворот.

Автоматические ворота для дачи открытого типа делаются из следующих материалов:

  • профнастил;
  • металлический штакетник;
  • дерево;
  • ковка;
  • металлический лист;
  • поликарбонат.

Чтобы обустроить свой дачный участок современными откатными воротами, следует учесть, что они делятся на 2 типа:

  1. со встроенной калиткой;
  2. с цельным полотном.

Ворота с автоматикой дополняются комплектом фурнитуры, в который входят следующие составляющие:

  • накатные ролики;
  • верхние поддерживающие ролики;
  • направляющий профиль;
  • верхний и нижний уловители;
  • резиновые заглушки.

Качество откатных ворот зависит от фирмы-изготовителя. Размеры изделия влияют на стоимость комплекта фурнитуры к нему. К примеру, если вес конструкции составляет 400 кг, а длина направляющей — 5 м, то комплект фурнитуры отечественного производства будет стоить 5,7–6 тыс. руб. Если приобрести изделие весом 800 кг, то комплект будет стоить на 2,5–3 тыс. руб. дороже.

Как сделать откатные ворота своими руками: подготовительный этап

На начальном этапе установки подбирается комплект фурнитуры на откатные ворота самодельные. Здесь важно учитывать длину, ширину и высоту подвижного полотна. Ворота въездные должны иметь соответствующие размеры и вес, которые позволят транспорту без проблем заезжать на территорию участка. Идеальным расстоянием для сдвигания створок считается пространство, которое в 1,5 раза больше проема ворот.

Перед установкой автоматических уличных ворот потребуется осуществить тщательный осмотр участка, чтобы убедиться в том, что монтаж изделия возможен. Монтаж конструкции требует соблюдения определенных правил, предъявляемых к прилегающей территории и проему. Чтобы откат створки был беспрепятственным, требуется наличие свободного пространства. Важным условием свободного закрытия и открытия створок является ровность рельефа. Присутствие бугров или впадин может затруднить обслуживание автоматических ворот. Расстояние в глубину участка должно составлять от 40 см.

Планировать размещение калитки на пути движения двери забора не следует. Лучше всего обустроить ее на противоположной стороне. Для нормальной работы механизма открывания ворот вдоль забора следует оставить не меньше 1,5 ширины проема. Альтернативным решением являются ворота, имеющие встроенную калитку. Конструкция обладает следующим недостатком: высокий порог, который затрудняет передвижение детей и людей пожилого возраста.

Как устанавливать опоры самостоятельно

Для монтажа опорных столбов потребуются следующие виды материалов:

  • профильная труба из стали;
  • брус дубовый;
  • швеллер;
  • бетонный или кирпичный столб.

Согласно основному правилу монтажа опор для откатных ворот необходимо учитывать глубину промерзания почвы. Столб должен быть углублен в грунт на 1/3 от его общей длины.

Ворота для склада или гаража должны надежно опираться на столбы, что предполагает соблюдение определенной схемы их установки. При выполнении работ своими руками необходимо иметь в виду, что в весенний сезон вертикальное положение опорного столба может измениться. В результате весь каркас утратит свое первоначальное положение. Может потребоваться переустановка опор с целью возвращения полотна в правильное состояние.

Чтобы геометрия каркаса не была нарушена в зимний период, следует правильно выбрать глубину установки столба. Перед монтажом необходимо вырыть яму, на дно которой должен быть уложен 15-сантиметровый слой песка со щебенкой. Его необходимо тщательно утрамбовать и установить строго по вертикали опору для каркаса ворот. Затем следует произвести бетонирование.

Как сделать фундамент для ворот

Перед тем как сделать автоматические ворота своими руками, необходимо залить фундамент для них. Он является основой всей конструкции, которая должна удерживать значительный вес забора. Швеллер, по которому двигается створка, монтируется именно в основание. Закладка фундамента заключается в выполнении следующих основных действий:

  • выкапывание и обустройство котлована;
  • заливка фундамента бетоном;
  • закладка швеллера в бетон;
  • установка роликов для воротной панели.

Перед устройством фундамента необходимо выкопать котлован. Его глубина зависит от уровня промерзания грунта в регионе, где расположен участок. Форма основания должна быть П-образной. Дно следует засыпать, как и при установке опор.

После этого потребуется осуществить сварку швеллера и металлической арматуры. Последнюю следует приварить к вертикальным отрезкам и швеллеру. Конструкция устанавливается в подготовленный котлован и заливается бетоном.

Бетонный раствор после заливки необходимо оставить на срок не менее недели, чтобы он мог застыть и набрать прочность. Этот период находится в зависимости от марки бетона. Установка верха швеллера производится на уровне земли.

Чтобы не образовалось трещин на заливке, бетон необходимо поливать водой каждый день.

Как изготовить несущую раму для откатной конструкции

Для изготовления несущей рамы для откатных ворот используется профильная стальная труба. Установка рамы должна осуществляться поэтапно. Для этого необходимо последовательно выполнить следующие действия:

  1. Раскроить профиль на отрезки нужной длины.
  2. Удалить с трубы ржавчину с помощью болгарки с насадкой.
  3. Обезжирить трубы с помощью растворителя или бензина.
  4. Нанести антикоррозийный грунт.
  5. Осуществить сборку рамы на основе сварки.
  6. Зачистить сварочные швы.
  7. Сделать чистовую антикоррозийную грунтовку каркаса.

Откатные ворота своими руками должны делаться согласно чертежам, где указаны все необходимые размеры. Несущая рама должна состоять из следующих видов профильной трубы:

  • 50х50 мм;
  • 60х30 мм;
  • 60х40 мм.

Чтобы изготовить обрешетку или внутреннюю раму, которая должна выполнять функции укрепляющего элемента, необходима труба размером 40х20 мм. На ней потребуется укрепить створки.

Работу болгаркой необходимо выполнять в защитных очках. Обшивка рамы может быть следующих видов:

  • односторонняя;
  • двухсторонняя.

В первом случае каркас следует приваривать близко от края. Если запланировано выполнить двухстороннюю обшивку, то каркас должен быть приварен посередине несущей рамы. Перед установкой трубы обезжириваются и грунтуются.

Сварка труб производится начиная с прихватов, которые следует выполнять через 30 см.

Лучше осуществлять приваривание направляющего рельса и трубы в нижней части несущей рамы в шахматном порядке. Это позволит избежать ее искривления. Затем осуществляется зачистка и грунтовка сварочных углов. После высыхания состава потребуется выкрасить всю конструкцию алкидной эмалью в 2 слоя.

Полотно можно присоединить к раме с помощью заклепок или саморезов. Его следует монтировать к внутреннему каркасу забора. Чтобы его изготовить, необходимо запастись петлями и дополнительными трубами.

Монтаж автоматики на откатные ворота

Автоматика для ворот монтируется после того, как место для электропривода уже выбрано. В комплекте с изделием поставляется основание для монтажа, на которое устанавливается привод. Затем эти составляющие системы необходимо смонтировать на швеллер между каретками.


Автоматический механизм для открывания ворот, приведенный в рабочее положение, позволяет определить место для монтажа привода. Далее необходимо положить электропривод на специальную запчасть - рейку, имеющую зубцы. Потребуется определить то место, куда требуется направить электропривод, чтобы расположить рейку с зубцами в середине шестеренки. После этого деталь следует закрепить к трубе профиля на каркасе снаружи.

Когда рассчитано место для установки привода, устройство можно начать монтировать методом сварки. Может потребоваться приподнять настраиваемый привод чуть выше, чтобы он был установлен правильно. Для этого необходима профильная труба, которую следует приварить к приводу. Ее размеры указаны выше. После монтажа швеллера на основу потребуется приварить к нему электропривод, закрепив его болтами.

При установке зубчатой рейки с шестерней следует полностью открыть ворота. Ее необходимо оставить в небольшом количестве, чтобы закрепить концевые выключатели. После этого можно приварить рейку к трубе, а после протянуть за нее полотна. Установка следующей рейки требует выполнения той же процедуры. Следует учесть, что между стыками не должно быть каких-либо разрывов. После повторной приварке всех элементов крепежа автоматики необходимо установить зазор в 1 мм.

Концевые выключатели закрепляются болтами на рейке. Они бывают на магнитах и механические. Магнитные выключатели могут работать и при суровых зимних морозах. Каждый настроенный выключатель должен функционировать под знаками плюса или минуса. Автоматическое действие ворот с магнитным концевым выключателем зависит от наличия пружины.

Как подключить привод своими руками

Автоматика на ворота всегда подключается по схеме с учетом положений инструкции к системе. Чтобы протестировать установленный механизм, необходимо воспользоваться пультом. Регулировка автоматических ворот производится своими руками путем приведения в действие привода. Если он не до конца закрывает электрические ворота, это свидетельствует о правильной установке механизма. В том случае, когда такое условие не соблюдается, должна быть пересмотрена схема подключения автоматических ворот.

Чтобы установить фотоэлементы безопасности, представляющие собой 2 аппарата, необходимо выбрать оптимальный вариант установки. Луч света, посылаемый одним элементом, должен улавливаться другим устройством. Движение створок происходит при наличии светового сигнала. Если луч чем-то заслонен, то двери не закрываются.

Правильная настройка системы безопасности обусловлена своевременной передачей светового сигнала. Фотоэлементы должны быть закреплены друг против друга, чтобы луч проходил быстро. Можно приварить специальные столбики либо постаменты. Для этого могут пригодиться остатки профильной трубы.

При подключении проводов в трубе необходимо сделать отверстие. Затем потребуется провести трубы под проезжей частью. Чтобы избежать обрывов провода, его следует спрятать в гофрированный шланг. Фотоэлементы безопасности закрепляются обычными саморезами.

Лампа устанавливается на проезжую часть так, чтобы она могла информировать о подъезжающем транспорте либо пешеходах. О необходимости такой лампы следует подумать заранее. На ворота скоростные рекомендуется установка всех элементов безопасности. Лампы закрепляются с помощью саморезов. Подключение осуществляется с использованием проводов 2х0,5 мм или 2х0,75 мм. Следует подсоединить все элементы в соответствии со схемой в инструкции.

Установка автоматических откатных ворот не требует много усилий. В определенных случаях можно подключить вместо проводной системы для открывания радиоуправление для ворот. При возникновении вопросов или нехватке опыта по установке автоматики всю работу можно поручить профессионалам. В любом случае для складской или гаражной системы сигнализации установка автоматических ворот с фотоэлементами не будут лишней.

Если Вы уже оценили преимущество откатных ворот, которые у Вас механические, то ничто не помешает добавить комфорта, для чего понадобится автоматика для откатных ворот, наличие электричества в зоне, где будет работать автоматика и желание сделать это своими руками.

Несмотря на разнообразие видов откатных ворот, автоматика в целом устроена по общему принципу, поэтому процесс монтажа своими руками практически одинаков. Автоматика для откатных ворот включает в себя устройство дистанционного управления, контроллер включения, систему безопасности, сигнальную систему, привод, а также механизм, передающий в горизонтальном направлении момент для обеспечения движения.

Порядок работ следующий – обеспечиваем подключение электричества, монтируем передаточный механизм, обеспечиваем его сопряжение с приводом, убеждаемся, что автоматика работает от дистанционного управления. Теперь по порядку.

Первый этап.

Первым этапом работ будет выбор, правильно подобранная автоматика для раздвижных ворот прослужит долго, а установить её будет проще. При этом особое внимание обращаем не только на технические характеристики (которые нужно брать с запасом), но и на инструкцию по установке. В практике встречались ситуации, когда автоматика откатных ворот, имеющая хорошие отзывы, устанавливалась неправильно из-за неточностей в инструкции, или из-за отступления от указаний.

Обращаем Ваше внимание – автоматика откатных ворот требует тщательного и пошагового соблюдения инструкции, особенно если монтируете своими руками!

После выбора и ознакомления с инструкцией необходимо проверить работоспособность системы, собрав и подключив все узлы, вплоть до сигнальной лампы и фотоэлементов системы безопасности. Главная цель – убедится, что автоматика будет работать в соответствии с ожиданиями.

Мы не приводим сечения проводов, эту информацию необходимо взять из технического паспорта комплекта! По окончании тестирования приступаем к следующему этапу.

Второй этап. Подготовительные работы.

  • размечаем места установки всех элементов (автоматика для откатных ворот это распределённая система);
  • оцениваем, каким образом мы сможем подвести кабели ко всем элементам системы, что из этих работ можно сделать своими руками, а что нет;
  • проверяем, насколько хорошо ходят ворота по роликам, понимая, что автоматика откатных ворот выйдет из строя тем быстрее, чем больше сопротивления движению;
  • очень внимательно оцениваем ворота, с точки зрения зазоров, находим места для установки фотоэлементов. Это, важный элемент, автоматика откатных ворот не имеющая стоп сигнала опасна! Особое внимание нужно уделить прохождению луча света, в процессе движения ворот, иначе ложные срабатывания могут привести к тому, что автоматика откатных ворот так Вам надоест, что Вы её выключите;
  • после разметки и измерения размеров, закрываем ворота, внимательно осматриваем, всё ли мы предусмотрели;
  • не забываем о том, что автоматика требует и «слабых» кабелей, которые должны быть надёжно защищены от повреждений;

Закончив эти работы, приступаем к рисованию схемы подключений, которые требует автоматика откатных ворот, после чего ещё раз, сверившись с инструкцией, убеждаемся, что вся автоматика будет подключена правильно.

Совет. Закончив эти работы, не спешите начинать исполнение. Два-три дня погоды не сделают, а спешка может не позволить вспомнить о чём-то важном!

После того, как обдумали все детали, начинаем прокладку кабелей к местам установки оборудования. Все кабели в проёме должны быть надёжно защищены, например, убраны в металлические трубы и гофру. Подводку кабелей к датчикам делаем с запасом «в большую сторону», возможно, придется что-то изменять «по месту». В точке подключения питания к электричеству устанавливаем отдельный автомат отключения. В инструкции указаны токи, автомат выбираем с таким расчётом, чтобы он отключался самым первым.

Если не знаете, как выбрать – проконсультируйтесь с тем, кто понимает в электрике. Задача – обеспечить автоматическое отключение напряжения до того, как сгорит что-то в автоматике. Пусть отключений будет больше, чем могло бы быть, но при этом Вы застрахуетесь от сгоревших плат, электронных блоков и прочих элементов системы.

Если есть возможность – запитайте автоматику через стабилизатор напряжения. При прокладке кабелей используйте простое правило – кабель нужно максимально защитить от внешних повреждений, обеспечив быстрый доступ для ремонта, при необходимости.

Хорошим решением была идея кабель, проложенный в проёме проложить не в трубе, а накрыть сверху швеллером, опёртым так, чтобы не повредить кабель. Когда возникла необходимость заменить кабель после короткого замыкания, мы просто подняли швеллер.

Третий этап. Монтаж привода и рейки.

Самый сложный, главный этап в работах. Необходимо обеспечить сопряжение приводной шестерни на приводе и зубчатой рейки в той части ворот, где расположены несущие ролики (обычно нижняя часть реже верхняя). Для начала необходимо разметить требуемую длину рейки с учётом допусков по краям для установки концевых выключателей.

Очевидно, что длина рейки обеспечивает ход ворот по всей ширине проёма. Перед началом работ выкладываем все части рейки, проверяем что торцевые части между собой стыкуются таким образом, чтобы образовать полноценный «зуб»!

Устанавливать привод и зубчатую рейку своими руками нужно в три операции:

  • на месте установки привода размечаем площадку для основы, после чего выставляем высоту этой площадки;
  • определяем место установки зубчатой рейки (ВНИМАНИЕ — рейку нельзя крепить к направляющей балке!);
  • временно закрепляем рейку (способов много, выберите наиболее удобный), выставив правильный зазор (в инструкции есть указания о том, какой он должен быть).

Проверяем в холостом режиме правильность зацепления шестерни привода и зубчиков на рейке. Как правило, рейки продаются метровой длины, поэтому начинаем с центральной части, для определения высоты и правильности горизонтального уровня. Располагать первую рейку надо так, чтобы шестерня была посередине первого элемента рейки.

Это очень кропотливая работа, поэтому всё надо делать без спешки, проверяя буквально до миллиметра правильность сопряжения. Только после проверки можно закрепить привод.

Совет! В зависимости от конструкции той части рамы ворот, где ставим рейку, мы можем двигать рейку выше – ниже, или не можем. Определите, что позволит проще изменять высоту монтажа сопряжения, привод, или рейка. Окончательно фиксировать первым надо тот элемент, который сложнее перемещать по высоте!

  • временно закрепляем все элементы, стыкуя их между собой;
  • проверяем горизонтальность и отсутствие перекосов;
  • закрепив так, чтобы механизм стал работоспособным, осторожно проверяем движение створки ворот, минимизируя нагрузки на сопряжение шестерни и рейки;
  • при помощи регулировочных винтов подгоняем отельные части рейки при необходимости.

Закончив этот этап, проверяем правильность работы механизма ещё раз. Известно, что откатные ворота практически не имеют усадок и провисаний со временем. Тем не менее, регулировку рейки надо оставить в положении, позволяющем при необходимости её поднять, или опустить. Крайнее положение регулировочных винтов говорит о том, что допущена ошибка в монтаже рейки.

Только закончив все эти работы можно окончательно закрепить рейку, чтобы провести испытание собранного привода откатных ворот, и приступить к монтажу остальных систем.

Четвёртый этап. Система безопасности.

Как правило, автоматика откатных ворот имеет встроенные элементы защиты и блокировки, но фотоэлементы, отслеживающие наличие препятствия движению ворот необходимо монтировать отдельно. Не полагайтесь на остановку привода из-за роста нагрузки, когда откатные ворота натыкаются на препятствие. Механизм нельзя остановить мгновенно, и откатные ворота могут превратиться в гильотину! Технически систему безопасности можно собрать своими руками из отдельных элементов, но правильнее выбирать комплект, в который эта система входит.

Зоны размещения фотоэлементов мы уже наметили. Проверяем работу системы, наживив датчики по местам и подключив к управляющему блоку привода. Когда откатные ворота двигаются, проходим в проём, пересекая луч света между фотоэлементами.

Привод должен остановится, и начать обратное движение в положение «ворота открыты». Есть разновидности таких систем, при срабатывании которых откатные ворота остановятся и отодвинутся не до конца – на заданное расстояние, которое, как правило, может регулироваться. В этом случае отрегулируйте настройки как нужно до фиксации фотоэлементов!

Проверяем работу системы, правильность настроек, после чего окончательно закрепляем фотоэлементы на местах установки.

Сигнальная лампа устанавливает таким образом, чтобы была хорошо видна с обеих сторон ворот, в месте, которое не загорожено препятствиями. Проверяем работоспособность сигнала (иногда автоматика снабжается дополнительно звуковым сигналом, если его нет, но он нужен – сделать своими руками дополнительный контур не составляет труда, параллельно лампе подключите звуковой прибор, поместив его рядом с лампой). При выборе места, не забудьте, что лампочки перегорают, поэтому доступ к сигнальной лампе не должен быть сильно затруднён.

Завершающий этап.

Устанавливаем дистанционное управление так, чтобы Ваши откатные ворота можно было открыть снаружи и изнутри. Проверяем работоспособность, после чего закрепляем датчик.

Проводим полную проверку работы всех систем во всех режимах.

Перерисовываем схему системы «по факту», отметив, в том числе цвет жил подключения, а также перенеся обозначения клемм из инструкции. Элементы, снабжённые предохранителями, отмечаем отдельно, с указанием характеристик предохранителя. Скопируйте список из инструкции «Перечень неисправностей» — фактически это руководство по периодическому обслуживанию системы. Убираем всё в отдельную папку вместе с документацией по системе — храним вечно. В случае проблем, или необходимости ремонта, эта информация будет бесценной.

Работа закончена, теперь можно долго наслаждаться комфортом, не вмешиваясь в работу системы.

Вы узнаете про сборку электрической схемы управления своими руками. Мы расскажем, как подключить разные типы двигателей и собрать пусковое оборудование, а также раскроем секреты плавного пуска и остановки автоматических откатных ворот.

В зависимости от выбранного типа двигателя, вы можете использовать разные способы подключения. Отличаться будет не только схема электрических соединений, но и допустимые параметры тока.

Внимание! При работе с электрической частью не забывайте о мерах предосторожности: приварите к стационарной раме болт, который будет использован для подключения к заземляющему контуру.

Подключение электродвигателя

Трехфазный двигатель на номинальное напряжение 380/220 В должен иметь соединение обмоток «в звезду» при подключении к трехфазной сети питания. Поменять направление вращения можно, поменяв местами подключение любых двух фаз из трех.

Если вы пытаетесь подключить трехфазный двигатель к однофазной сети, отдайте предпочтение емкостному способу. При этом используйте пусковой конденсатор заведомо завышенной емкости (в 2-3 раза) и добавьте пару компенсирующих конденсаторов для двух оставшихся обмоток в рабочую сборку, либо предусмотрите отключение пускового конденсатора с помощью реле времени. Емкость рабочего конденсатора подбирается из расчета 70-80 мкФ на 1 кВт мощности, а номинал составляет 450 В.

Однофазный конденсаторный двигатель имеет в сборке четыре провода, то есть по два конца пусковой и рабочей обмотки. Стандартная маркировка выводов клеммной колодки такова:

  1. Клеммы U1 и U2 (или B1 и B2) — основная обмотка.
  2. Клеммы W2 и V2 (или С1 и С2) — пусковая обмотка.
  3. Клеммы V2 и V1 — пусковой конденсатор.

Подключение пусковой обмотки остается постоянным, в то время как полярность питания рабочей обмотки можно изменить для смены направления вращения.

Примечание: полярность определяется положением перемычек на клеммной планке двигателя, замыкание которых будет выполняться дистанционно через контактор.

Пусковая аппаратура

Для сборки электрической схемы понадобится два магнитных пускателя IEK КМИ 1121 с напряжением питания катушек 230 В, либо один реверсивный пускатель ПМЛ 2561 (преимущество последнего в наличии механической блокировки). Основных контактов должно быть три.

Также необходимо наличие блока вспомогательной контактной группы, включающей по одному нормально открытому и нормально закрытому контакту. Дополнительно потребуется кнопочный корпус IEK КП103 с тремя кнопками «Пуск», «Реверс» и «Стоп». Для установки поста с уличной стороны рекомендуется комплектовать его кнопками с блокировкой под ключ. Все коммутационное электрооборудование должно быть смонтировано в металлическом ящике со степенью защиты IP54 и сальниковыми вводами для проводов.

Подключите входные контакты двух пускателей параллельно, подав на них фазу и ноль от сети 220 В через защитный автомат. С обратной стороны пускателей подключите два провода питания пусковой обмотки.

На примере двигателя АИРЕ 80, питание нужно подавать на клеммы V1 и W2. Учтите, что полярность остается неизменной вне зависимости от того, какой пускатель включен. Выводы U1 и U2 принадлежат концам рабочей обмотки и должны быть подключены к двум пускателям в разной последовательности.

Питание на катушки каждого пускателя нужно подавать через собственные нормально открытые и нормально закрытые контакты второго пускателя. Это обеспечит самоподхват и удержание катушки во включенном состоянии, а также обеспечит электрическую блокировку встречного пуска.

Кнопочные посты и концевые выключатели

Управление приводом осуществляется одним или несколькими кнопочными постами. Фазный провод пропускается через последовательно соединенные нормально закрытые контакты кнопок «Стоп», что необходимо для возможности обрыва цепи удержания катушек с любой кнопки.

Далее питание поступает на нормально закрытые контакты кнопок «Пуск» и «Реверс», затем с клемм каждой кнопки подается питание на нормально открытую пару противоположной. Эти контакты управляют включением катушек соответствующих пускателей. Перекрестное подключение через размыкающие контакты необходимо, чтобы избежать непреднамеренного встречного включения пускателей.

Чтобы привод сам и своевременно выключался, когда ворота достигают крайних точек открывания и закрывания, электрическую схему нужно дополнить концевыми выключателями. Подойдут выключатели ВПК-2112 или МЕ 8104 с одним нормально закрытым контактом. Рекомендуется использовать изделия, оснащенные роликом.

Концевые выключатели нужно жестко закрепить на стационарной раме ворот таким образом, чтобы ролик находился в 1-2 мм от любого продольного элемента ворот. Это может быть несущая рама или рельсовая направляющая, главное, чтобы боковая поверхность была абсолютно ровной. Ворота нужно поставить сначала в открытом, затем в закрытом положении и отметить места контакта с роликами.

Примечание! Поскольку массивные ворота продолжают движение по инерции, рекомендуется сместить метки на несколько сантиметров в обратную сторону, чтобы концевик срабатывал с небольшим упреждением.

По нанесенным меткам нужно наварить небольшие выступы, высота которых будет достаточной для уверенного срабатывания выключателя. Также важно, чтобы метка имела достаточную длину и удерживала ролик, а не проскакивала через него, кратковременно включая концевик. Выключатель должен находиться в положении срабатывания вплоть до начала движения в обратную сторону, когда он сойдет с метки и снова замкнет цепь.

Электрическое подключение концевых выключателей можно выполнить двумя способами.

Схема подключения кнопочных постов и концевых выключателей

Способ № 1. Нормально закрытые контакты соединены последовательно и включены в цепь удержания катушек контактора. Место включения находится между последовательно соединенными кнопками «Стоп» и нормально открытыми контактами пускателей. Недостаток такого способа в том, что при включении ворот требуется определенное время удерживать кнопку нажатой, пока выключатель не выйдет из положения срабатывания.

Способ № 2. Подразумевает независимое включение концевиков в цепи удерживания катушек каждого пускателя. Нормально закрытый контакт выключателя расположен по схеме между нормально открытым дополнительным контактом пускателя и клеммой катушки. Также допускается ставить выключатель в цепь электрической блокировки: между катушкой одного и нормально закрытым контактом второго пускателя. Таким образом, выключатели работают независимо друг от друга, а значит, не требуется задержка времени при включении привода.

Управление воротами через преобразователь частоты

Поскольку преобразователи частоты в последнее время становятся все более доступными и популярными, их уместно использовать для управления приводом ворот, тем более что для этого имеется не один повод:

  1. Поскольку преобразователь частоты подает на привод трехфазное напряжение, вы экономите, покупая более распространенный двигатель меньшей мощности.
  2. Частота вращения двигателя не имеет значения.
  3. Исключены трудности с подключением трехфазного мотора.
  4. Вы избегаете проблем с пуском привода под нагрузкой.
  5. Преобразователь плавно, но быстро разгоняет и останавливает ворота, открывание происходит за считанные секунды.
  6. Не нужно покупать и устанавливать редуктор.
  7. Нет необходимости в пускателях, простая электрическая схема.
  8. Существенно увеличивается срок службы двигателя.

Средняя стоимость аппарата с выходной мощностью 2-2,5 кВт составляет $250-300, поэтому его приобретение вполне оправдано с учетом отказа от покупки редуктора и пускателей.

Преобразователь частоты CFM-240 — это бюджетный вариант устройства, он также имеет наиболее распространенную схему подключения и управления. По его примеру вы легко сможете разобраться с аналогичными устройствами.

Подключение преобразователя частоты

Клеммы L и N используются для подачи, соответственно, фазы и нуля от сети 220 В, здесь важно соблюдать полярность. Клеммы U, V и W дают выходное напряжение для питания трехфазного асинхронного двигателя на напряжение 380/220 В, обмотки которого соединены в треугольник. Управление происходит путем замыкания одного из управляющих контактов DI1-DI3 на общую клемму GND. Соответственно, при замыкании DI1 и GND происходит пуск двигателя, DI2 и GND запустят привод в обратном направлении, а DI3 и GND остановят его.

Принцип настройки преобразователя частоты

Настройка преобразователя выполняется путем изменения значений каждого из 70 параметров. Полное описание функций и задаваемых значений указаны в паспорте устройства. Для корректировки значений нужно войти в меню выбора параметров, нажимая кнопку «Режим» до тех пор, пока на дисплее не отобразится Р---. Затем нужно нажать «ввод» и с помощью стрелок «вверх» и «вниз» выбрать номер нужного параметра, снова нажать «ввод», установить нужное значение и нажать «ввод» еще раз для сохранения.

Использование преобразователя частоты дает некоторые дополнительные возможности. Например, вы можете использовать функцию позиционирования, передавая на преобразователь данные с датчика положения ворот. Это позволит использовать устройство в режиме шагового двигателя. Он плавно разгонит ворота и мягко остановит их в крайней точке, запомнив оба крайних положения полотна. Это более удобная и продвинутая замена системы концевых выключателей. Требуется только установить счетчик типа «квадратурный энкодер» на вал приводного механизма.

Счетчик имеет два провода питания, которые подключаются к клеммам +12V и GND, а также два сигнальных провода, которые подключаются на клеммы DI5 и DI6. Включение функции позиционирования производится присвоением значения «2» параметру 60. Далее нужно задать значение «1» параметру 61, чтобы установить нужный тип датчика. Затем, меняя значения параметров 62 и 63, определить соотношение между количеством импульсов и пройденным расстоянием.

К примеру, вал двигателя может сдвигать ворота на 25 см за один оборот, а энкодер, закрепленный на валу, выдает за один оборот 200 импульсов. Это значит, что на каждые 1000 мм, заданных в значении параметра 62, будет приходиться по 800 импульсов датчика, устанавливаемых в значении параметра 63.

Параметр 66 определяет тип торможения, ему нужно присвоить значение «1». Параметр 67 определяет частоту вращения двигателя, до которой будет снижена максимальная рабочая скорость, а значение параметра 68 определяет требуемую длину тормозного пути. Настроив указанные параметры, вы можете выйти в главное меню и указать расстояние, которое ворота должный пройти, в миллиметрах. После выполнения задания счетчик обнулится и будет готов к новому циклу, отсчет ведется в обоих направлениях.

Номинальная скорость вращения двигателя задается значением выходной частоты (Гц) в главном меню программы. Вы можете изменять ее в режиме реального времени и увеличивать до тех пор, пока механизм передачи сохраняет стабильную работу. Не забывайте также, что слишком большой разгон не позволит преобразователю эффективно снизить скорость в конце пути. Время разгона привода до максимальной скорости задается значением в секундах параметра 10.

Настройка торможения ворот при помощи преобразователя частоты

Слишком массивные ворота нуждаются в торможении приводом. Для этого в преобразователе частоты предусмотрена функция, включаемая параметром 21. Сила торможения и время, за которое выполняется полная остановка, задаются соответственно параметрами 27 и 28. При торможении приводом нужно использовать компенсацию нагрузки. Для этого к силовым клеммам Br нужно подключить силовые резисторы сопротивлением не менее 70 Ом и мощностью свыше 350 Вт (их также можно заменить связкой из 4-5 последовательно соединенных ламп накаливания).

Теперь вы располагаете несколькими вариантами подключения двигателя и можете выбрать способ, который подойдет именно под ваши потребности. Каждый способ подключения может иметь дистанционную схему управления, о которой мы расскажем в следующей статье .

Автоматическое управление въездными воротами упрощает и делает более безопасным въезд автомобиля на участок или в гараж. Преимущества электрического привода очевидны - открыть и закрыть створки можно прямо из салона авто, а чтобы впустить в заснеженный двор машину гостей не придётся прощаться (хоть и ненадолго) с тёплым, уютным помещением. Высокая цена на качественную, заводскую автоматику вынуждает народных умельцев искать более доступные варианты. И они находятся. Сегодня надёжные автоматические ворота можно построить своими руками. Всё, что для этого понадобится, можно найти в гараже или за бесценок купить на рыночных развалах.

Автоматические ворота: особенности, достоинства и недостатки

Если не брать во внимание чересчур оригинальные конструкции, то все существующие ворота можно разделить на три группы:

  • откатные;
  • распашные;
  • гаражные.

Распашные конструкции имеют самую богатую историю и знакомы всем по двум створкам, которые при помощи петель крепятся к боковым опорным столбам. Такие ворота отличаются простотой и надёжностью, но требуют места для открывания перед въездом на участок или во двор. Распахивающиеся створки являются незаменимым вариантом для узких проездов и в сравнении с другими конструкциями обладают максимальной надёжностью. Самый большой минус ворот этого типа заключается в повышенных требованиях к устойчивости боковых столбов. Недостаточная жёсткость стоек со временем приводит к их наклону, а это, в свою очередь, вызывает заклинивание створок. Недостатком является и то, что для их автоматизации потребуется пара синхронно работающих приводов, в то время как другие системы нуждаются лишь в одном исполнительном механизме.

Для автоматического открывания распашных ворот потребуется пара синхронно работающих приводов

Откатные ворота имеют полотно, которое можно отодвинуть в сторону буквально вплотную к забору. В зависимости от опорной поверхности, откатные системы делятся на три вида:


Сдвижная система является наиболее практичной, поскольку не зависит от наличия места перед въездом.

Откатные ворота сегодня используются как в частных домовладениях, так и для оснащения автостоянок, открытых площадок и различных промышленных объектов

Что же касается минусов, то к ним можно отнести необходимость в обустройстве фундамента и более сложную, чем у распашных ворот, конструкцию. Кроме того, сдвигающееся в сторону полотно на узком участке не поставить - потребуется не менее 5 дополнительных метров в сторону от проезда. Несмотря на это именно откатные ворота легче всего поддаются автоматизации и отличаются самим высоким удобством и надёжностью в работе.

Хоть для обустройства гаража и подходят все описанные выше конструкции, «истинно гаражными» считаются подъёмно-поворотные, секционные и роллетные механизмы. Такие системы являются наиболее сложными для изготовления в кустарных условиях, поэтому домашними мастерами практически не используются.

Приводы для автоматизации

Превратить вращательное движение вала электромотора в поступательное движение исполнительного механизма можно несколькими способами:

  • с помощью кривошипно-шатунного механизма;
  • винтовой или червячной передачей;
  • посредством рейки и зубчатого колеса;
  • цепной передачей.

С использованием этих кинематических схем надёжный, работоспособный привод можно соорудить даже в условиях гаража или небольшой домашней мастерской.

Для распахивающихся створок

Чтобы сделать распашные ворота автоматическими, на их створки устанавливают приводы линейного или рычажного типа. К первым относятся механизмы с червячной или винтовой передачей, работающие по принципу изменения длины штока. Рычажными называют конструкции, принцип действия которых напоминает движение руки. Они состоят из двух рычагов, которые соединяются подвижным шарниром.

Заводской привод линейного типа

Чаще всего используют линейные приводы - их можно установить на распашные ворота со створками, которые открываются в любую сторону. Если же полотна навешены на каменные или кирпичные столбы, то проще применить один из рычажных механизмов - они не так требовательны к расположению точки опоры.

В кустарных условиях линейные системы для автоматического открывания ворот чаще всего представлены заводскими актуаторами для спутниковых антенн или самодельными приводами с винтовой передачей. Для рычажных конструкций также используются готовые механизмы - в их качестве выступают приводы автоматических стеклоподъёмников или стеклоочистителей. Что же касается самоделок, то в сети можно найти и оригинальные решения из редукторного электродвигателя и составного рычага.

В домашних условиях привод для распашных ворот можно сделать из автомобильных стеклоподъёмников

Автоматика для сдвижного полотна

Для механизации откатных ворот можно использовать комплект заводской автоматики, в который входит привод, зубчатая рейка и блок управления с датчиками. Если же есть желание сэкономить, то не менее надёжную систему можно собрать из подходящего электромотора с редуктором, пары звёздочек и длинной цепи от автомобильной или сельскохозяйственной техники.

Схема самодельного привода для откатных ворот

Изготовление автоматических распашных ворот

Для распашных ворот промышленность выпускает множество приводов рычажного и линейного типа, рассчитанных на различное напряжение питания и усилие открывания. Эти механизмы отличаются высокой прочностью, надёжностью и способны обеспечить работоспособность конструкции в любых погодных условиях. Их можно было бы назвать идеальным выбором, вот только есть одно но - за пару простых исполнительных механизмов и блок управления придётся отдать более 300 евро. Именно поэтому автоматические распашные ворота лучше всего сделать своими руками.

Конструкция распашных ворот

Подготовительные мероприятия

Чтобы ворота были удобными и практичными, необходимо учитывать несколько факторов:

  • место установки;
  • способ открывания - внутрь или наружу;
  • габариты створок;
  • вид и способ монтажа опорных стоек;
  • тип, а также способ и точки крепления приводов;
  • метод прокладки кабелей к исполнительным механизмам;
  • тип питания (только от электросети или с резервным аккумулятором);
  • конструктивные особенности фиксатора;

Кроме того, потребуется учитывать особенности материалов, из которого будут изготавливаться ворота. Только ответив на этот вопрос, можно приступать к проектированию конструкции и выбору привода.

Размер створок

При определении размера ворот ориентируются на ширину автомобилей, которые будут заезжать на участок. Для проезда легкового транспорта будет достаточно проёма 2.5 м, тогда как грузовики и трактора потребуют проезжей части шириной от 3.5 м. Необходимо учитывать и то, смогут ли машины заезжать под прямым углом к проёму. В случае когда узкая дорога возле участка не позволяет сделать необходимый манёвр, проезд расширяют в 1.2 – 1.5 раза. Кроме того, обратите внимание, будут ли открытые створки выступать на проезжую часть. В случае, когда конструкция ворот не исключает такую возможность, к размеру проёма необходимо прибавить ещё и удвоенную толщину одного полотна.

Если конфигурация участка позволяет сделать широкие ворота, не стоит пренебрегать этой возможностью. Кто знает, может через пару лет на участок надо будет загнать строительный кран или самосвал? Как показывает практика, проёма шириной 4–4.5 м будет достаточно для проезда любой автомобильной техники.

Выбор материала

Для изготовления каркаса ворот лучше всего подходят стальные профильные трубы - они имеют высокую прочность, и, что очень важно, делают конструкцию максимально жёсткой. Для заполнения воротного полотна подходят:

  • металлические листы;
  • поликарбонат;
  • профнастил;
  • доски или штакетник;
  • ковка.

Изящно и оригинально выглядят ворота с комбинацией различных материалов. Например, кованых элементов с основанием из поликарбоната или дерева.

Распашные ворота можно сделать ажурными, с заполнением из металлических прутков или кованых элементов

Как правило, на выбор материала для ворот самое большое влияние оказывает толщина кошелька их владельца. Тем не менее, если делать створки своими руками, то можно сэкономить на оплате труда специалисту и за счёт этого выбрать более дорогую ковку или штамповку.

Для изготовления опорных стоек можно выбрать:

  • стальные трубы или швеллеры;
  • брус из твёрдых пород дерева;
  • железобетон;
  • каменную или кирпичную кладку.

Выбор материала, из которых будут изготовлены столбы, должен учитывать вес полотен. В противном случае под весом створок стойки будут сходиться и закрывание ворот будет требовать значительных усилий - о нормальной работе автоматических устройств в таких условиях не может быть и речи.

Изготовление распашных ворот не отличается высокой сложностью, а их конструкция предполагает использование оригинальных эскизов. Точно следовать какому-то чертежу нет необходимости - всё зависит от фантазии и финансовой состоятельности хозяина участка. Тем не менее представляем вашему вниманию чертежи и схемы автоматических распашных ворот. Надеемся, они помогут вам создать собственный проект без трудноустранимых ошибок и досадных оплошностей.

Фотогалерея: схемы и чертежи автоматических ворот

Распашные ворота с калиткой, врезанной в одну из створок Распашные ворота с двойным заполнением профнастилом Распашные ворота с калиткой и усиленным каркасом Распашные ворота без калитки Схема автоматизации распахивающихся створок Схема электрических подключений привода распашных ворот Схема автоматизации распашных ворот

Что понадобится в процессе работы

Для сооружения распашных ворот понадобится немало разнообразных материалов:

  • для монтажа опорных стоек - металлические трубы, камень или кирпич. Если столбы будут изготовлены в виде кладки, то следует подготовить металл для закладных;
  • для изготовления каркаса - профильные трубы сечением от 60х60 мм до 40х20 мм;
  • для заполнения каркаса - стальные листы, профнастил, дерево, поликарбонат или кованые элементы;
  • петли;
  • детали механизма запирания.

Лучше всего для оснащения автоматических распашных ворот подходят петли с привалочной плоскостью и опорным подшипником

Закладные детали представляют собой металлические элементы, которые устанавливают в кладочные швы для последующего крепления створок и других деталей конструкции. Изготавливаются из толстой листовой стали, металлических уголков, швеллеров и т. д.

Для устойчивости конструкции металлические стойки надо будет забетонировать, а под столбы из камня и кирпича соорудить фундамент. Для этого надо будет завезти на участок песок, щебень и цемент.

Сделать привод распашных ворот можно из новых или бывших в употреблении деталей и узлов от автотранспорта и бытовой техники. Так, в качестве деталей механизма автоматического открывания подойдут:


Систему дистанционного управления очень просто сделать из простенькой автомобильной сигнализации, подключив электромоторы приводов через обычное 12-вольтовое реле. Кроме этих деталей понадобятся концевые выключатели, сигнальная лампа и монтажные провода.

Для изготовления ворот не требуется специального инструмента или каких-то профессиональных приспособлений. Что же касается автоматического привода, то всё зависит от его конструкции - возможно, некоторые детали придётся выточить на станке или заказать у знакомого токаря. В остальном же следует подготовить или приобрести:

  • сварочный аппарат (лучше всего небольшой инвертор, который удобно перемещать по участку);
  • угловую шлифмашину (по-народному «болгарку»);
  • заклёпочник;
  • электродрель с набором свёрл по металлу;
  • набор гаечных ключей;
  • рулетка;
  • строительный уровень;
  • чертилка из инструментальной стали.

Кроме того, для земляных и бетонных работ будут нужны лопаты, ёмкости для сыпучих материалов и раствора, материалы для опалубки и трамбовка. Не забудьте и о том, что металлические поверхности надо будет защитить от атмосферных воздействий, поэтому заранее купите преобразователь ржавчины, грунтовку по металлу и алкидную краску для наружных работ.

Этапы строительства

Пошаговая инструкция по изготовлению автоматических распашных ворот позволит систематизировать процесс и избежать ошибок в работе.

Установка опорных стоек

Установка опорных стоек с армированием и без него

Металлические или деревянные столбы должны входить в землю на глубину не менее 1 м, иначе под весом створок они будут смещаться от вертикального положения. Для того чтобы установить опоры, необходимо:


При значительной массе каждого полотна, а также в случае изготовления столбов из камня или кирпича, потребуется нижняя перевязка металлических стоек и обустройство фундамента.

Усиление опорных столбов и фундамента для установки автоматических распашных ворот

Работу ведут по такому алгоритму:


После заливки бетон должен отстояться не менее 10 дней, которые можно потратить на изготовление створок. Весь этот срок основание опор периодически поливают водой - это повысит его прочность и позволит избежать растрескивания.

Сварка створок

Чтобы каркас во время сварочных работ не скрутило «пропеллером», рекомендуется на чистом и ровном месте обустроить простейший стапель. Для этого используют деревянные бруски и рейки, из которых собирают плоскую горизонтальную конструкцию.

Стапель для сварки створок

Основной причиной, которая приводит к нарушению геометрии створок во время эксплуатации, является ветровая нагрузка. Поэтому рама ворот должна быть максимально жёсткой - особенно это касается полотен с заполнением из таких материалов, как поликарбонат и профнастил. Лучшим материалом для изготовления каркаса считается профилированная стальная труба. Процедуру монтажа несущей рамы проводят в несколько шагов:


После этого к столбам приваривают ответные части петель и створки навешивают на место. Приступать к малярным работам пока ещё рано - это делают после того, как будут смонтированы кронштейны для крепления приводного механизма.

При установке створок на место можно воспользоваться любыми подходящими подпорками

Как соорудить привод

После установки ворот приступают к установке автоматического привода. Чтобы определить, какой из механизмов - линейный или рычажный, подойдёт, измеряют расстояние между плоскостью полотна и внешним краем столба (отмечено буквой М на нижнем рисунке).

Схема установки линейного привода на распашные ворота

Если указанный размер превышает 150 мм, то применяют рычажный механизм. В противном случае можно устанавливать привод линейного типа. Он относится к более современным и эстетичным. Если же линейную автоматику необходимо установить на массивных столбах из камня или кирпича, то в кладке делают ниши с закладными для крепления привода.

Крепление актуатора в нишу - один из способов совместить линейный привод с массивными столбами

Линейный механизм открывания ворот со створками весом до 100 кг можно изготовить из двух актуаторов для спутниковых антенн. Всё, что для этого понадобится - прикрепить к полотнам и столбам ворот кронштейны для их крепления. Выбирая актуаторы, предпочтение отдают устройствам с ходом штока не менее 350 мм.

Для более тяжёлых ворот линейный привод можно изготовить самостоятельно. Вот что для этого понадобится:


В процессе работы будут нужны всё те же болгарка, сварочный инвертор и электродрель, а также другой слесарный инструмент, который есть у каждого хозяина.

Изготовление привода ведут по следующей схеме:

  1. С домкрата снимают защитную крышку, демонтируют ручку и шестерни. При помощи стопорных колец и шайб сооружают фиксатор, предотвращающий продольный люфт винта.

    Бывший в употреблении домкрат необходимо полностью разобрать и почистить

  2. Воспользовавшись болгаркой, демонтируют опорную платформу подъёмного устройства.
  3. Механизм стеклоочистителей разбирают - в дальнейшем понадобится только электромотор с редуктором.

    Электродвигатель стеклоочистителя в сборе с редуктором

  4. Из отрезка профильной трубы 20х20 см длиной 6–8 см изготавливают присоединительную муфту, которую крепят к винту домкрата.

    Монтаж присоединительной муфты выполняют при помощи сварки

  5. В квадратном прутке 18х18 мм выполняют сверление, в котором нарезают резьбу под вал редуктора.
  6. Монтируют ответную часть присоединительной муфты на моторчик стеклоочистителей.

    Монтаж присоединительной пластины

  7. По углам пластины выполняют ряд сверлений, соответствующих присоединительным размерам корпуса редуктора.
  8. Электродвигатель и винтовую часть собирают при помощи длинных шпилек и гаек.

    Самодельный привод для ворот в сборе

Ещё один вариант изготовления привода из «жигулёвского» домкрата представлен на рисунке ниже. Механизм выглядит более громоздко, но зато не потребуется демонтировать планетарную передачу и продумывать фиксацию рабочего винта.

Ещё один вариант привода из моторчика дворников и домкрата от ВАЗовской «классики»

В случае когда для автоматизации ворот подходит только рычажный механизм, можно воспользоваться приводом стеклоподъёмников автомобиля ГАЗ или доработать парой рычагов любой подходящий редуктор.

Привод из стеклоподъёмника для автомобиля ГАЗ

Для подключения привода к сети напряжением 220 В используют понижающий трансформатор с выпрямителем на 12 В. Для отключения электродвигателя в крайних положениях используют концевые выключатели. При этом необходимо продумать, каким образом будет осуществляться реверс двигателя. Возможно, в этом вам смогут помочь несколько электрических схем, которые используются на реальных конструкциях.

Фотогалерея: схемы электрических подключений деталей привода автоматических ворот

Электрическая принципиальная схема с реле для привода распашных ворот Схема подсоединения элементов привода распашных ворот Схема для реализации реверса

Монтаж и настройка привода

Для установки привода к столбам и створкам необходимо приварить обычные П-образные кронштейны, которые будут обеспечивать подвижное соединение.

Узел сопряжения привода и створки ворот

В качестве оси вращения лучше всего использовать калёные болты диаметром 8–10 мм. Оцинкованные китайские метизы из ближайшего строймага лучше не использовать - слишком мягкая сталь будет быстро изнашиваться, а это не способствует надёжности и безопасности.

А теперь - несколько полезных советов по установке и настройке привода от специалистов, которые занимаются монтажом автоматических ворот:

  • устройство устанавливается электромотором и рычагом вниз, лучше всего по верхнему краю полотна;
  • в первую очередь выполняют крепление механизма к столбам, а затем - к створкам ворот;
  • после монтажа привода ворота необходимо открыть вручную и настроить работу концевых выключателей;
  • электропитание следует подключать при заблокированном приводе;
  • для того чтобы избежать поломки электродвигателя при блокировании створок, в электрическую схему вводят устройство, отключающее сеть при резком возрастании силы тока;
  • на видном месте устанавливают сигнальную лампу, которая будет включаться при подаче напряжения на электромоторы.

После монтажа проверяют плавность открывания и чёткость срабатывания «концевиков». Электромотор и редуктор защищают от осадков при помощи кожухов, которые можно сделать из подручных средств.

Видео: распашные ворота с самодельным электрическим приводом

Для человека, умеющего обращаться со сварочным аппаратом и «болгаркой», изготовление въездных или гаражных ворот - дело обыденное. Совсем другое дело - автоматизация процесса их открывания. Многие пасуют перед более сложной конструкцией из-за отсутствия привода, других пугает электрическая часть. Тем не менее сделать надёжную, работоспособную систему открывания несложно. Главное, чтобы её механизм соответствовал типу створок и их весу.