Индивидуальные задания по драме А.Островского "Гроза". Задания по драме А.Н.Островского "Гроза" Задания по грозе островского

Ответы к школьным учебникам

«Москвитянин»

2. Кто написал статью «Темное царство»?

H.A. Добролюбов

3. Кто является яркими представителями «темного царства» в пьесе «Гроза»?

Дикой, Кабаниха

4. Кого H.A. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?

Катерину

5. Установите соответствие между характеристиками и их героями.

ПЕРСОНАЖИ
1) Дикой
2) Кабаниха
3) Феклуша

ХАРАКТЕРИСТИКА
А) «Кто ж... угодит, коли у... вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится... А беда, коли поутру... кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».
Б) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом [заел(-а)] совсем*.

Ответ:
1 - А, 2 - Б

6. Кому из героинь пьесы принадлежат слова, ярко ее характеризующие?
«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Катерина

7. А. Н. Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр?

Малый театр.

8. Где происходит действие пьесы «Гроза»?

в Калинове

9. Ниже приведено высказывание одного из героев драмы А. Островского «Гроза». Кому принадлежат эти слова? «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!
В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».

Кулигину.

10. Что, по мнению сумасшедшей барыни, грозит гибелью?

вольные нравы и обращение

11. Кого из героев драмы Островского «Бесприданница» в финале пьесы Лариса Огудалова благодарит за «благодеяние»?

Карандышева

12. К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора)?

13. Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза».

столкновение самодуров и их жертв

14. А. Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды, какой именно?

купеческой

15. Установите соответствие речи с действующими персонажами пьесы.

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
A) «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на поле!*, «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску».
Б) «Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле все живете! купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный*.
B) «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».
ПЕРСОНАЖИ
1) Кабаниха
2) Феклуша
3) Катерина
4) Дикой

Ответ:
А - 3, Б - 2, В - 3

16. Установите соответствие между персонажами и особенностями их лексикона.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ
A) церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием Б) народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика
B) мещанско-купеческое просторечие, грубость
ПЕРСОНАЖИ
1) Катерина
2) Кабаниха
3) Кулигин
4) Дикой

Ответ:
А - 4, Б - 1, В - 2

А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА»

1. Уроженцем какого города был А.Н. Островский?

а) Москва б) Петербург в) Кострома г) Орел

2. Как называлось первое произведение, принесшее А.Н. Островскому известность?

а) « Картина семейного счастья»

б) « Банкрот (« Свои люди – сочтемся»)

в) « Гроза» г) « Не в свои сани не садись»

3 . Какое социальное сословие изображает в большинстве своих пьес А.Н.Островский?

а) дворянство б) крестьянство в) купечество г) мещанство

4. В каком году была создана пьеса « Гроза»?

а) в 1859 г. б) в 1860 г в) в 1861 г. г) в 1865 г.

5. Назовите тип литературного героя, который стал открытием А.Н. Островского.

а) тип « лишнего человека б) тип « маленького человека» в) тип самодура г) тип босяка

6. Город, в котором происходило действие « Гроза», назывался

а) Калинин б) Калинов в) Кострома г) Самара

7. Определите жанр произведения.

а) драма б) трагедия в) комедия г) роман

8. Определите вид конфликта в драме «Гроза».

а) философский б) социальный в) идеологический г) семейный

9. Правильно расположите элементы композиции драмы «Гроза».

а) экспозиция 1) разговор Бориса и Кудряша

б) завязка 2) гибель Катерины

в) кульминация 3) монолог Катерины перед смертью

г) развязка 4) разговор Кулигина и Кудряша

10. Какими художественными средствами передается в пьесе мотив замкнутости города?

а) символическими деталями - калитка, забор

б) конкретными авторскими указаниями, ремарками

в) отсутствием связи с другими городами г) образом Феклуши

11. С какой целью А. Н. Островский вводит в пьесу экспозицию?

а) чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина

б) наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе

в) обозначить место действия и обстановку в городе

г) придать национальный масштаб и поэтическую окрыленность

12. Система образов в пьесе «Гроза» строится по принципу «парности». Определите эти пары среди указанных персонажей (одно и то же имя может быть использовано несколько раз)

Катерина; Дикой; Кудряш; Кабаниха; Борис; Варвара.

13. Перечислите имена героев пьесы, которых с точки зрения классической драмы можно назвать «лишними персонажами».

а) Варвара б)Кудряш в)Кулигин г) Феклуша

д) полусумасшедшая барыня е) Шапкин ж) Глаша

14. В противостоянии каких героев наиболее ярко выразился основной конфликт пьесы?

а) Кабаниха - Дикой б) Катерина - Варвара в) Катерина - Кабаниха г) Катерина - Тихон

15. Как на уровне персонажей представлено «тёмное царство» и его «жертвы»? Выделите тех и других из списка.

Дикой; Катерина; Тихон; Феклуша; Борис; Кабаниха; Варвара; полусумасшедшая барыня; Кудряш.

16. Кто из героев пьесы так отзывается о Кабанихе?
«- Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом заела совсем…»

а) Борис б) Кулигин в) Катерина г) Дикой

17. В какой момент происходит основная кульминация пьесы?

а) публичное признание Катерины в своей греховности б) свидание с Борисом

в) в монологе Катерины в финале пьесы г)в пьесе отсутствует кульминация

18. Почему А. Н. Островский был назван «отцом русского национального театра»?

а) возродил традиции А.С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя

б) его перу принадлежит сорок семь пьес,

в) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие прогрессивной русской драматургии

г) построил здание Малого театра

19. Кого назвал Н.А. Добролюбов «лучом света в темном царстве» .Это:

а) Кулигин б) Катерина в) Борис г) Марфа Игнатьевна

Ответы к тесту « А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА»

7. а

8. г

9. а - 4, б - 1, в - 3, г - 2

10. г

11. г

12 Катерина - Кабаниха; Кабаниха - Дикой; Катерина - Борис; Варвара - Кудряш; Катерина - Варвара

13. д, е, ж

14. в

15. «темное царство»: Дикой, Кабаниха, Феклуша, полусумасшедшая барыня;

«жертвы»: Катерина, Тихон, Борис, Варвара, Кудряш

16. б

17. в

18. в

19.б

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Б о р и с. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, род­ное, а все-таки не привыкну никак.

К у л и г и н. И не привыкнете никогда, сударь.
Б о р и с. Отчего же?
К у л и г и н. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В ме­щанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички при­шли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчиты­вай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им но какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составля­ются, так оно мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучени­ям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады это­му волоченью, того только им и надобно. «Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить...
Б о р и с. А вы умеете стихами?
К у л и г и н. По-старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова, Державина... Мудрец был Ломоносов, испытатель природы... А ведь тоже из нашего, из простого звания.
Б о р и с. Вы бы и написали. Это было бы интересно.
К у л и г и н. Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да когда-нибудь в другое время. А тоже есть что послушать.
Входят Ф е к л у ш а и д р у г а я женщина.
Ф е к л у ш а. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ бла­гочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подая­ниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.
Уходят.

Тесты

B1. Укажите литературный род, к которому принадлежит это произве­дение.

B2. Определите жанр пьесы «Гроза».

ВЗ. С каким литературным направлением связаны имена русских поэтов М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, упомянутых в речи Кулигина?

B4. Напишите термин, которым обозначают слова и фор­мы разговорной речи, придающие речи Феклуши грубоватый, стили­стически сниженный оттенок: «бла-алепие», «по горлушко», «наше неоставление» и т.д.

B5 Как называется средство художественной изобразительности, с помо­щью которого Кулигин характеризует город Калинов: «нравы жес­токие», «бедность нагольная», «злостные кляузы»?

B6 Как называется развернутое высказывание одного из героев пьесы?

Входят Феклуша и другая женщина

Часть С

С1 . С какой целью А.Н. Островский включает в текст пьесы «Гроза» рассказ Кулигина о городе Калинове и их жителях?

С2. В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает тема города и в чем эти произведения созвучны с пьесой Островского «Гроза»?

Тестовая работа по пьесе Н.А.Островского «Гроза»

Вариант 2

Часть 1

1.Какое из высказываний о грозе принадлежит Катерине? 1) «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застает, как ты есть…»; 2) «Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет»; 3) «Гроза-то нам в наказание посылается»;4) «Каждая теперь травка, каждый цветик радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!»

2. Не только Катерина не принадлежит к калиновскому миру по рождению и воспитанию, не свой, «чужеродный» здесь и:1) Кудряш; 2) Кулигин; 3) Борис 4) Шапкин

3. О Москве с ее чудесами рассказывает в пьесе:1) Борис 2) сумасшедшая барыня 3) Кулигин 4) Феклуша

4. Узнайте среди характеристик, данных героям «Грозы» Добролюбовым, портретБориса:1) «…только хочет больше, как можно больше прав для себя, когда же нужно признать их и за другими…. считает это посягательством на его личное достоинство, и сердится, и старается всячески оттянуть дело и воспрепятствовать ему».2) «…когда поймет, что… нужно, и захочет чего-нибудь достигнуть, то добьется своего во что бы то ни стало…»;3) «… представляет один из множества тех жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они столь же вредны, как и самодуры, потому что служат их верными помощниками»;4) «Образование отняло у него силы делать пакости, - но оно не дало ему силы противиться пакостям,

5. О ком говорит Кулигин: «Ханжа, сударь Нищих оделяет, а домашних заела совсем»

а) о Феклуше б) о Глаше в) о Кабанихе г) о Катерине

6. Какой персонаж драмы Островского «Гроза» говорит: «Тяжелые времена… Уж и время-то стало в умаление приходить»

а) Кулигин б) Дикой в) Кабаниха г) Феклуша

7. О каком герое драмы Островского «Гроза» говорят следующее:

Кто ж ему угодит, когда у него вся жизнь основана на ругательстве А уж пуще всего из-за денег, ни одного расчета не обходится без брани. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит».

а) о Тихоне б) о Кулигине в) о Диком г) о Борисе

8 «Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет,как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».Кому принадлежат эти слова? Чего и кого боится он(а)?

1) Катерине. Грозы и бога

2) Варваре. Гнева матери

3) Дикому. Громоотвода и бога

4) Кулигину. Перпетуум-мобиле и Дикого

5) Феклуше. Людской молвы и бога

9.. Кто помогал Катерине тайно встречаться с Борисом?

1) Кулигин 4) Варвара

2) Шапкин 5) Кудряш

3) Глаша 6) Тихон

10. Катерина, не выдержав душевных мук, призналась в супружеской измене и

1) ушла в монастырь 4) бросилась в Волгу

2) выпила яду 4) сошла с ума

Часть 2

11. Определите героя пьесы по цитатам:

1«Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»;

2«..матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей жизнь бала, и представить страшно»;

3« Собрался совсем, и лошади уж готовы. Так тоскует, беда! Уж я вижу, что ему проститься хочется»

12. Определите, какому герою принадлежат слова:

1« Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»;

2«А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю»;

3«Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних».

13.Кого в своей статье Н.А.Добролюбов называет «тёмным царством» и почему?

1-й вариант

1. Соотнести определения (см. табл. 1) и литературоведческие понятия: драма, трагедия, комедия, водевиль

Таблица 1

2. Выбрать определение понятия “ремарка”.

А) Часть акта, в которой состав действующих лиц не меняется или появляется новое действующее лицо.

Б) Текст, заключающий в себе слова одного из действующих лиц.

В) Представление героев, в котором рассказывается об их возрасте, социальном положении и т.д.

Д) Большая часть драматургического произведения.

А) Самоубийство Катерины.

Б) Тихон возвращается из Москвы.

В) Разговор Катерины с Варварой о детстве.

Д) Борис покидает город.

4. Кто это говорит?

А) “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться с этой коры”.

Б) “Молодость-то что значит! Смешно смотреть даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего не знают, никакого порядка. Проститься путём не умеют”.

В) “Я грубиян считаюсь… он - слово, а я - десять; плюнет да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану”.

А) “Одно слово: воин!”

Б) “И на воле-то он словно связанный”.

Г) “И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”.

6. Кто из героев произносит эти поэтические строчки? Какому поэту они принадлежат?

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.

2-й вариант

1. Выбрать определение понятия “драма”.

А) Драматическое произведение, в основе сюжета которого лежит неразрешимый жизненный конфликт, завершающийся в большинстве случаев гибелью героев.

Б) Драматическое произведение, обличающее посредством осмеяния пороки людей и отрицательные явления социальной действительности.

В) Короткая комическая пьеса, обычно с пением.

Г) Драматическое произведение, в котором воспроизводится преимущественно частная жизнь людей. В ней изображается напряжённая борьба героев и острый, преимущественно социальный конфликт.

2. Соотнесите термины и их толкование (см. табл. 2).

Таблица 2

3. Восстановите последовательность событий.

А) Бегство Варвары из дома;

Б) Тихон едет по делам в Москву;

В) Встречи Катерины и Бориса;

Г) Знакомство с жителями города Калинова и обрисовка их нравов.

4. Кто это говорит?

А) “…Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю”.

Б) “Отчего люди не летают!”

В) “Ты подумай-то: какой ни на есть, а я всё-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как я знаю, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?”

5. Определите по репликам, о ком идёт речь.

А) “Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”.

Б) “Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится”.

В) “Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали - молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только её не мучьте!”

6. Кто из героев произносит эти поэтические строчки? Какому поэту они принадлежат?

Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне - дна.

КЛЮЧИ

1-й вариант

  • А - трагедия,
  • Б - комедия,
  • В - водевиль,
  • Г - драма.