Украинская патриархия. Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат. Усилия по нормализации канонического статуса

Краткая история церкви

(Українська православна церква Київський патріархат) В 1991 митрополит Филарет, возглавляющий УПЦ начинает настойчиво добиваться автокефалии (прошение об автокефалии было подано в Москву 3 ноября 1991). В итоге разгоревшегося конфликта, 7 апреля 1992 перестал подчиняться Московскому Патриархату . 27 мая 1992 года в Харькове собрался собор УПЦ , который сместил митрополита Филарета с должности Предстоятеля УПЦ , Киевской кафедры и отчислил его из штата с запрещением в священнослужении. М.Филарет (Денисенко), не признав этого решения, с группой последователей стал фактически независимым иерархом, продолжая считать себя главой УПЦ . За м.Филаретом остались Владимирский собор, где он продолжил служить, митрополичья резиденция. 25 июня 1992 года м. Филарет со своими последователями (по их мнению представляя все УПЦ) провел объединительный собор с УАПЦ , в результате которого появилась новая единая церковь - Украинская Православная Церковь Киевского патриархата. Единым патриархом остался Мстислав (который не участвовал в самом процессе объединения и пребывая в США имел весьма смутное представление о происходящем в Украине). 17 октября 1992 года патриарх Мстислав, непризнавший обхединения, отлучинл от УАПЦ владык Антония (Масендича) и Владимира (Романюка). После объединения м.Филарет вновь перерукоположил многих архиереев УАПЦ (для некоторых это было уже третье рукоположение). Не смотря на принятие нового названия ("УПЦ КП"), всем приходам УАПЦ, которые вошли в состав церкви, было дозволено сохранять свое историческое название (приход УАПЦ), не вводя новой аббревиатуры. Далеко не все приходы УАПЦ в Украине признали объединительный собор, трое иерархов отказалось от объединения с м.Филаретом (как по идеологически - они сомневались в искренности бывшего митрополита Московского патриархата, но один из них скоро вернулся в УПЦ-КП). В июле к УПЦ КП из УПЦ присоединился епископ Львовский Андрей (Горак), принесший с собой и все имущество епархии. К 1993 году патриарх Мстислав практически прервал отношения со своей украинской "паствой", которая фактически была разделена на две части. Фактически уже весной 1993 года на Украине оформились две независимые конфессии. Причем обе формально возглавлял Мстислав Скрипник, и в обеих фактически всеми делами заправляли совершенно другие лица.

11 июня 1993 г. умер патриарх Мстислав. Эта новость стала началом окончательно размежевания между УАПЦ и УПЦ-КП, каждая из которых избрала своего патриарха. За 1,5 года от формирования УПЦ КП ее покинуло 12 архиереев, вернувшихся в РПЦ . Даже после отхода части приходов и иерархов в УАПЦ в церкви была довольно значительная партия противников избрания м.Филарета патриархом. Местоблюстителем патриарха стал Романюк. А 21-24 октября 1993 года в Киеве состоялся Собор УПЦ КП, на котором Романюк был избран патриархом Киевским. м.Филарет же остался "заместителем патриарха" и фактически продолжал руководить церковью. Также церковь начинает расширяться за пределы Украины. Принимаются в лоно церкви представители Украинской Автокефальной Православной Церкви Соборноправной . В 1993 был принят в общение т.н Миланский Сннод (разорвавший общение в 1997). Вошли в состав УПЦ КП и группы приходов и клириков на территории России (преимущественно перед этим входившие в РПЦЗ), из числа которых были созданны «Российская православная церковь Киевского патриархата» (РПЦ-КП) и «Истинно-православная церковь Киевского патриархата», однако буквально за пару лет, потеряв нескольких клириков, российские приходы были преобразованы в три епархии (Курско-Обоянскую, Богородскую и Сибирскую), которые ныне суммарно насчитывают от 40 до 50 приходов. После смерти патриарха Мстислава УПЦ в США некоторое время находилась в духовном общении с УПЦ КП, однако фактически Киеву не подчинялась. В начале 1995 УПЦ в США присоединилась к Константинопольскому патриархату . Однако около 20 приходов в США, Австралии и Латинской Америке остались в юрисдикции Киевского патриархата. В 2002 г. они создали викариатство в США, которое возглавляет епископ Стефан (Биляк).

К середине 1995 года УПЦ КП включала в себя 24 епархии с 1700 приходов. В ней было около 1300 священнослужителей, 4 духовных учебных заведения, 7 периодических изданий и 15 монастырей. 14 июля 1995 года скончался патриарх Владимир. Попытка его похорон в соборе св. Софии кончилось жестоким побоищем и похоронами тела патриарха прямо на площади. Противники м.Филарета (в основном из западных епархий) в августе 1995 года собралось на Собор, на котором ради единства православия призвала Филарета не выдвигаться на пост патриарха. 19 октября 1995 года состоялся Архиерейский собор, в работе которого участвовало 25 архиереев УПЦ КП, представлявших 27 епархий (7 из них за пределами Украины). Однако перед самим собором 4 архиерея вместе со своими епархиями перешли из УПЦ КП в УАПЦ . Это были западные епархии, в которых было более 700 приходов (чуть ли не половина церкви, по другим данным 943, т.е. больше половины). На Соборе же м.Филарет почти единогласно был избран патриархом.

В 1996 году в церковь были приняты трое греческих епископов, а в 1998 году к церкви присоединилось 4 прихода в Кливленде (США), которые отделились от Украинской Православной Церкви в США . Кроме приема независимых клириков под свой омофор, в качестве выхода из церковной изоляции УПЦ КП использовала и налаживание отношений с иными непризнанными мировым православием церквями. Так, Киевский патриархат поддерживал отношения с Альтернативным Синдом Болгарской Церкви , Черногорской православной церковью . Данные действия дали повод для разговоров о создании во главе с УПЦ КП "альтернативной" семьи православных церквей. В 1997 году, благодаря переходу ряда священников из РПЦ была создана новая, Херсонская (Таврическая епархия), ныне насчитывающая 74 прихода.

В 2004 году УПЦ КП имела 29 епархий, 3 епархии за рубежом и одно викариатство в США, 37 архиереев, 10 духовных учебных заведений. На приходах УПЦ КП служило 2 892 священника и диакона. Количество мужских и женских монастырей возросло до 43, а количество приходов до 3 760. Одна из крупных проблем церкви - весьма слабое монашество, на 2008 год в УПЦ КП пребывало 136 монахов (для сравнения - в это же время в УПЦ было 4399 монахов, а в УГКЦ - 1269). Таким образом выбор кандидатов для рукоположения во епископы достаточно мал. На 1 января 2010 на территории Украины юрисдикция имеет 4281 приход. Так что церковь достаточно активно растет, хотя иногда рост этот бывает семьма условным - некоторое количество зарегистрированных приходов существуют только на бумаге и не являются реально действующими приходами (данна проблема свойственна и для УПЦ , т.к. меджу двумы церквями ведется конкурентная борьба за приходы, изредка переростающая в столкновения с кровопролитием). Наибольшую поддержку церковь, считающая себя выразителем национальной украинской идеи (богослужение в УПЦ КП проходит на украинском языке), имеет на западе и в центре Украины (более 400 приходов имеется в Киевской /вместе с Киевом/ и Львовской областях, более 300 приходов в Волынской и Ровненской областях, более 200 в Ивано-Франковской, Тернопольской, Хмельницкой и Винницкой областях). Тогда как на юге и востоке страны позиции церкви довольно слабы (в Харьковской области 14 приходов, в Луганской - 21, Закарпатской - 26, в Крыму 38). Кроме Украины УПЦ КП имеет приходы в России, Молдове, США, Греции, Германии. Церковь постепенно растет - на 1 января 2013 года она насчитывала 4536 приходов и 3141 священников (т.е. за 9 лет число приходов выросло на 776, число священников - на 249).

С начала 2000-ых годов церковь взяла курс на выход из церковной изоляции, пытаясь налаживать отношения с Константинопольским патриархатом . Также церковь стала пользоваться заметной поддержкой государственных властей (особенно с 2005 по 2010 года), что в собственном самосознании превратило ее в респектабельную государствообразующую церковь (в следствии чего прекратились авантюры с принятием под свой омофор различных непризнанных мировым православием групп). В 2009 году была созданна комиссия по диалогу с УПЦ , а в начале октября 2009 состоялось совместное заседание подобных комиссий обеих церквей. Число последователей Киевского патриархата длостаточно тружно определить, самые оптимистичные опросы називают 30% населения. Однако на самом деле самое большое число номинально православных граждан Украины вообще не имеют четкой юрисдикционной принадлежности, т.к. не являются активно практикующими и слабо представляют себе разницу между юрисдикциями. Реальных постоянных приходан УПЦ КП в разы меньше. И хотя большее число людей декларируют свою принадлежность к Киевскому патриархату, реальных прихожан Московского патриархата остается больше, в этом отношении статистика приходов, при всей ее несовершенности, ближе к реальному положению дел.

Дфокумент, с помощью которого часть духовенства, причастного к созданию «Киевского патриархата», объявила о своем выходе из этой структуры, открывает «тайны» 90-х, времен, когда раскол набирал свои обороты.

З аявление

Епископов Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата

Мы, митрополит Переяславский и Сичеславский Антоний, архиепископ Винницкий и Брацлавский Спиридон, епископ Житомирский и Овручский Софроний, епископ Харьковский и Полтавский Роман, епископ Яготинский Иоанн ЗАЯВЛЯЕМ О СВОЕМ ВЫХОДЕ ИЗ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КИЕВСКОГО ПАТРИАРХАТА. Этот выход мы мотивируем тем, что УПЦ КП является Церковью неканонической и неблагодатнОЙ, не руководствуется канонам православной церкви.

Еще с момента возрождения УАПЦ митрополит Иоанн (Бондарчук) утверждал, что эта Церковь является канонической и все хиротонии епископов являются законными. Но впоследствии эти его утверждения стали сомнительными, так как до сих пор неизвестно, кем именно был рукоположен архиепископ Василий (Бондарчук). Эти сомнения подтвердились и после писем митрополита Иоанна в Московскую Патриархию и статьями, которые были опубликованы в прессе, где он прямо говорил, что епископат УАПЦ является неблагодатным.

После объединения УАПЦ и части УПЦ во главе с Филаретом (Денисенко) наши сомнения немного развеялись, так как последний утверждал, что в скором времени Киевский Патриархат будет признан. Но после поездки в Константинополь в июле 1992 Филарет резко сменил ориентацию, говоря, что путь признания может затянуться на долгое время. Это обусловлено тем, что Филарета, лишенного сана, не признает весь православный мир. И пока он будет находиться в числе епископата, в диалог с УПЦ КП никто вступать не будет. Это подтвердил и предстоятель Грузинской Православной Церкви во время визита к нему делегации УПЦ КП во главе с митрополитом Антонием. Но, несмотря ни на что, Филарет постепенно узурпировал власть в Церкви, прикладывая все усилия к тому, чтобы стать Патриархом.

Во время проведения Всеукраинского Православного Собора в Киеве нам стало известно, что наши хиротонии недействительны, что до сих пор от нас тщательно скрывалось. Это снова вызвало у нас глубокие сомнения в благодатности Церкви.

После Собора власть Филарета стала еще более жестокой. Он стал совсем пренебрегать епископатом УАПЦ, пренебрегать канонами Церкви, заботясь только о своем кресле. Например, как может человек с высшим духовным образованием, хорошо знающий каноны Церкви и знающий о том, что на одной кафедре не может быть два епископа с одинаковыми титулами, настаивать на том, чтобы за ним сохранился титул митрополита Киевского в то время, когда Патриарх носит этот же титул.

Пренебрегая новоизбранным Патриархом на Соборе Филарет заявил, что без него Киевский Патриархат не сможет существовать. Пренебрежение к Патриарху проявляется еще и в том, что никогда Филарет не идет на прием к нему, но вызывает Патриарха к себе в кабинет.

Последние события, которые сложились в Церкви, тоже вызвали у нас беспокойство и возмущение. В отсутствие митрополита Антония, Управляющего делами Киевской Патриархии, по приказу Филарета было совершено вооруженное нападение на его кабинет. Когда митрополит Антоний с благословения Патриарха, поехал на лечение, были сделаны провокационные заявления о том, что митрополит обвинялся в хищении епархиального имущества и средств. Но кроме личных вещей митрополит Антоний отъезжая ничего не брал. Тем более, на счету Киевской епархии и по сегодняшний день насчитывается 100 000 000 рублей. О каком же разграбление может идти речь? Оценивая последние события, митрополит Антоний действительно обратился к Патриарху Московскому, зная, что все действия в отношении него не являются случайными.

В Житомирской, Харьковской, Винницкой и других епархиях по указанию Филарета тоже произошли беспределы в отношении архиереев, шантаж, запугивание, угрозы.

В своих последних интервью Филарет отмечает, что идет очищение Церкви от архиереев, моральное состояние и порядочность которых его не устраивает. Но о какой морали и порядочности может говорить человек, который за аморальный образ жизни был лишен сана Церковью, которой он служил, человек, который пренебрегает мнением иерархов православного мира и презирает каноны Церкви, использует их так, как это выгодно ему.

Основой каждого государства есть закон и долг каждого его гражданина строго придерживаться этого закона. Тем более, нарушение канонов Церкви является недопустимым в Православии. Видя, как эти каноны игнорируются Филаретом и его сторонниками, мы окончательно решили выйти из УПЦ КП. Это ни в коей мере не означает, что мы являемся предателями национальной Церкви, как нас теперь некоторые называют. Мы патриоты нашего независимого государства и стремимся к независимой Украинской Церкви. Влившись в законную Церковь, своими молитвами и посильным трудом мы хотим ускорить предоставление независимости нашей Украинской Православной Церкви.

В течение последних месяцев представители Киевского патриархата активно и системно продвигают на различных уровнях информацию о том, что их церковь поддерживает большинство населения Украины. Параллельно с этим процессом время от времени в СМИ публикуются данные той или иной социологической службы, которые нацелены на подтверждение состоятельности слов спикеров т.н. УПЦ КП.

При этом данные называются разные. Впрочем, важно не их приблизительное совпадение, а повторяющаяся демонстрация того, что по многим показателям Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП) уступает чуть ли не в несколько раз своим главным «оппонентам» – Киевскому патриархату.

Например, одно из исследований, которое получило серьезную огласку в СМИ, зафиксировало для УПЦ МП довольно мрачную картину. Речь идет о февральском социологическом опросе, проведенном четырьмя компаниями: Центром социальных и маркетинговых исследований SOCIS , Социологической группой «Рейтинг» , Центром Разумкова и КМИС . В нем приняло участие 25 тысяч граждан Украины.

Согласно результатам исследования, из тех, кто относит себя к православным верующим, 38% ассоциируют себя с т.н. УПЦ Киевского патриархата, почти 20% – с УПЦ МП и всего лишь 1% – к УАПЦ. При этом сторонники УПЦ МП преобладают над сторонниками т.н. УПЦ КП всего лишь в 4 областях Украины.

При этом примечательно, что появление соответствующих опросов практически совпало по времени с очередной реанимацией процесса объединения УАПЦ и Киевского патриархата. В рамках многочисленных обсуждений было сломано множество копий по поводу того, на каких принципах должно происходить слияние двух религиозных структур. Представители т.н. УПЦ КП, оперируя имеющимися у них социологическими и статистическими данными, настойчиво продавливали приоритетность своего сценария объединения. В ответ на возмущение своих партнеров из УАПЦ они де-факто выдвинули простой аргумент: «Нас больше, поэтому мы правы».

Впрочем, этот момент следует воспринимать только как тактическую составляющую. Существуют мнения, что социологические и статистические данные нужны Киевскому патриархату для продвижения более глобальных целей.

Так, в журналах заседания Священного синода т.н. УПЦ КП, которое проходило 27 июля 2015 года, можно встретить весьма интересный фрагмент: «Украинская православная церковь Киевского патриархата рассматривает себя исключительно как наследница древней Киевской Митрополии Константинопольского Патриархата и в этом качестве, опираясь на неоднократные решения Соборов и заверенную многочисленными социологическими опросами волю большинства православных жителей Украины (всего около 20% православных верующих относят себя к Церкви Московского Патриархата)…»

В контекст этого пассажа ложится и недавнее заявление «патриарха» Филарета, которое он сделал на заседании в честь 400-летия Киевской православной богословской академии. Его суть можно описать одним предложением: объединение украинского православия будет проходить на базе Киевского патриархата. Откуда такая уверенность? Всё просто: глава т.н. УПЦ КП опять прибегнул к жонглированию столь удобными для него статистическими данными, заявив о приверженности целых 40% православных украинцев Киевскому патриархату, только 20% – УПЦ и совсем ничтожных 1,2% – УАПЦ.

Статистика – инструмент в игре Киевского патриархата, цель которой – добиться канонического статуса от Константинополя

Эти примеры подталкивают к мысли о том, что упомянутые социологические исследования появились не просто так. Так или иначе они помогают т.н. УПЦ КП в решении целого ряда задач. В первую очередь в «подтверждении» статуса «самой большой православной» конфессии Украины. Оперируя этим фактором, Киевский патриархат желает добиться права говорить якобы от имени большинства православных украинцев и придавать на этой основе незыблемый вес некоторым своим инициативам. В частности, попыткам обрести на выгодных для себя условиях канонический статус из рук Константинопольского Патриархата.

В теории у Киевского патриархата всё складывалось гладко. Однако жизнь не терпит надругательства над правдой и реальностью.

На праздничный крестный ход Киевского патриархата вышло 3 тыс. человек, а в крестном ходе УПЦ Московского Патриархата шли 30 тыс. верующих

Нокаутирующий удар по статистическим «рекордам» т.н. УПЦ КП нанесло празднование 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. 27 июня по улицам Киева прошел грандиозный ход верующих УПЦ , в котором приняли участие свыше 30 тысяч человек. На следующий день Киевский патриархат вывел на улицы своих сторонников. По самым оптимистическим данным, их собралось около 3 тысяч человек.

В контексте этого возникает один интересный вопрос. А именно: как так получилось, что т.н. УПЦ КП, за которой социологическими исследованиями «закрепили» самое большое количество православных прихожан Украины, вывела на ход минимум в 10 (!) раз меньше людей, чем Украинская Православная Церковь?

Ведь нельзя сказать, что празднование 1000-летия преставления князя Владимира было рядовым событием. И что в т.н. УПЦ КП к нему всесторонне не готовились.

Значит, скорее всего, дело в ином. А именно – в существенном разрыве между «бумажными», навеянными опросами показателями и реальностью.

В свете сказанного также стоит отметить, что сомнение вызывают не только данные социологических исследований, отдающих лидирующее положение Киевскому патриархату, но и иная связанная с ним статистика.

Об этом, в частности, в интервью информационному агентству «ЛигаБизнесИнформ» упомянул глава УАПЦ митрополит Макарий. Отвечая на вопрос о том, какая конфессия будет крупнейшей после объединения автокефальной церкви и «филаретовцев», он сказал: «По числу реальных приходов или бумажных? Это разные цифры, поэтому их трудно назвать. Бумажных – по себе скажу. В Таврической епархии у нас на бумаге 54 прихода, а действующих – 32. Потому что нет священников, нет помещений. Это огромные средства. Есть села, в которых приходы зарегистрированы, но денег хотя бы на часовню нет. Понятно, что больше приходов будет у Киевского патриархата. Хотя с бумажными приходами у них ситуация не лучше».

Для полного понимания сказанного необходимо обратиться к статистическим данным Государственного департамента по вопросам национальностей и религий, которые датируются 1 января 2015 года.

Они зафиксировали следующую расстановку сил.

Приведенные данные весьма интересны. В особенности по следующим двум показателям.

Как видно из таблицы, в Украинской Православной Церкви насчитывается 207 монастырей и 4869 монашествующих.

В т.н. УПЦ Киевского патриархата – 62 монастыря и (прошу особого внимания!) 221 монах.

В Украинской Православной Церкви – 4869 монашествующих; у Киевского патриархата – 221

Просто сопоставьте: 4869 и 221.

При этом по количеству приходов УПЦ превышает Киевский патриархат почти в три раза. Если провести грубую аналогию, то можно было бы ожидать такой же пропорции по монашествующим (интересно, что по количеству монастырей пропорции практически идентичны – в 3,3 раза).

Предположим, что количество монахов т.н. УПЦ КП равномерно разбросано среди существующих там обителей. Получается, что на каждый монастырь приходится по 3–4 человека (если где-то их больше, то, значит, в определенных обителях их меньше; в силу этого не стоит исключать существования монастырей, при которых может теоретически трудиться один монах). В общем, эти цифры всё равно поражают: всего лишь 3–4 человека.

Почему этот момент настолько важен? Всё просто. За последнее время в СМИ неоднократно поднимался вопрос о целесообразности передачи Киево-Печерской и Почаевской Лавр в руки «правильной патриотической конфессии».

Если Лавры будут переданы Киевскому патриархату, найдутся ли для них монахи?

В свете сказанного возникает вопрос: в случае перевода Лавр в юрисдикцию Киевского патриархата у них банально найдутся люди, чтобы занять место нескольких сотен монахов УПЦ, которые сейчас подвизаются в упомянутых святынях? Ведь за все годы своей «независимости» Киевский патриархат сумел выдвинуть из своих рядов только чуть более 200 монахов. А это очень неприятный для них показатель. Ведь приблизительную силу Церквей следует фиксировать не по количеству сторонников, которые зачастую определяются со своей конфессиональной принадлежностью во время соцопросов, а по другим показателям. В первую очередь – по количеству монахов.

Этот момент нельзя недооценивать. Приведу всего лишь один пример, который весьма красноречиво и однозначно всё поясняет. Преподобный Феодор Студит назвал монахов «нервами Церкви», поскольку они – это ее центр, фундамент и главная движущая сила.

Исходя из этого, за потенциальную судьбу Лавр становится страшно. Монашеская молитва там просто может угаснуть.

Вполне возможен и еще один вариант.

«Йога мира.

Мы находимся в самом сердце древнего Киева, в Выдубицком монастыре (принадлежит т.н. УПЦ Киевского патриархата. – М.К. ), рядом с Ботаническим садом. Атмосфера мира и покоя, чистый воздух, красивый сад, уютные залы и помещения помогут сделать занятия максимально эффективными.

Также для вас:

  • Индивидуальные занятия и консультации
  • Тематические семинары
  • Ци-гун
  • Мини-группы
  • Медитации
  • Эзотерические путешествия
  • Эзотерическая литература
  • И многое-многое другое!»

Не исключено, что подобного рода тексты являются следствием дефицита монахов в монастыре. И что это вынуждает обитель сдавать свои корпуса в пользование различным структурам, часть из которых, как показывает определенная практика, может исповедовать в находящемся под омофором Киевского патриархата месте далеко не православные ценности.

В целом же всё сказанное выше – серьезный повод задуматься для тех украинцев, которые относят себя к православным верующим. На вопрос: «Что важнее: статистика и данные опросов или дух и благодать?» – каждый должен ответить сам. Откровенно и непредвзято. Ведь от полученного ответа зависит вся наша последующая жизнь…

Согласно информации, предоставленной порталу «Анти-раскол» источником в Киевском Патриархате, управляющий Дрогобычско-Самборской епархией УПЦ КП «архиепископ» Иаков (Макарчук) фактически утратил контроль над подведомственным ему духовенством. Причиной тому является разочарование клириков в правящем «архиерее», который неоднократно провоцировал громкие скандалы своей агрессивностью и нетактичным поведением.

Решение об этой хиротонии было принято на заседании Священного Синода «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата» (УПЦ КП), проходившем 27 июля 2013 г. На этом же заседании «епископ» Лаврентий (Мигович) был уволен от управления Харьковской епархии.

Согласно информации, предоставленной порталу «Анти-раскол» источником в Киевском Патриархате, 25 августа 2013 г. верующие г. Самбор Львовской области, собравшиеся в местном Рождество-Богородичном кафедральном соборе, изгнали своего правящего «архиерея».

Рассуждая о положении дел в современной жизни украинского Православия, следует отметить значительное усиление позиций Киевского Патриархата, выработавшего новую тактику в реализации своего автокефального проекта. Развитие кризисных явлений в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" способно коренным образом изменить религиозную ситуацию в Украине, утвердив монополярность среди пребывающих в расколе православных христиан.

27 июля 2013 г. в Киеве состоялось очередное заседание Священного Синода «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата» (УПЦ КП). Как и предполагалось, одним из важнейших вопросов, обсуждавшихся на синодальном заседании, было положение «епископа Харьковского и Богодуховского» Лаврентия (Миговича).

Как сообщил редакции портала «Анти-раскол» источник в Киевском Патриархате, после опубликованных на нашем ресурсе материалов о «епископе Харьковском и Богодуховском» Лаврентии (Миговиче) последний был вызван для объяснений к «патриарху Киевскому и всея Руси-Украины» Филарету (Денисенко)...

10 июля 2013 г. пресс-служба Московско-Богородской епархии "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП) опубликовала официальное обращение к читателям сайта названной епархии. Именуя "митрополита Львовского и Сокальского" Димитрия (Рудюка) "гордым болтуном" и "подстрекателем нестроений между людьми", авторы обращения высказывают всецелую поддержку другому кандидату в Предстоятели УПЦ КП, каковым является "митрополит Переяслав-Хмельницкий и Белоцерковский" Епифаний (Думенко). Поводом к написанию обращения послужили подозрения управляющего Московско-Богородской епархией "митрополита" Адриана (Старины) относительно возможного насмешливого отношения к нему "митрополита" Димитрия (Рудюка).

24 октября 2012 г. на 85 году жизни скончался пребывавший на покое "митрополит" Евсевий (Политило), бывший управляющий Ровенской епархии "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата".

Очередное заседание Священного Синода "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП) прошло 21 октября 2011 г. под председательством "патриарха Киевского и всея Руси-Украины" Филарета (Денисенко).

Очередное заседание Священного Синода неканонической религиозной организации "Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат" (УПЦ КП) состоялось 27 июля 2011 г. под председательством "патриарха Киевского и всея Руси-Украины" Филарета (Денисенко).

Бывший управляющий Луганской епархией "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП) "епископ" Тихон (в миру Тарас Иванович Петранюк) объявлен в уголовный розыск, причиной чему послужило совершение им преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 190 УК Украины (мошенничество в особо крупных размерах). 10 марта 2010 г. "епископ" Тихон мошенническим путем завладел деньгами жителя города Луганска в размере 100 тысяч долларов США, после чего скрылся.

Очередное заседание Священного Синода неканонической религиозной организации "Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат" (УПЦ КП) состоялось 13 мая 2011 г. под председательством "патриарха Киевского и всея Руси-Украины" Филарета (Денисенко).

Очередное заседание Священного Синода неканонической религиозной организации "Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат" (УПЦ КП) состоялось 17-18 марта 2011 г. под председательством "патриарха Киевского и всея Руси-Украины" Филарета (Денисенко).

Вчера "архиепископ Донецкий и Мариупольский" Сергий (Горобцов), "иерарх" неканонической "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП), сообщил редакции официального сайта УПЦ КП о своей решимости совершить акт самоубийства. Поводом к этому он назвал готовящийся переход храма села Каменка Тельмановского района приходской общине Московского Патриархата...

24 декабря 2010 г. на шестьдесят седьмом году жизни скончался бывший "епископ Харьковский и Богодуховский" "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" Флавиан (Пасечник). Причиной смерти стало заболевание сахарным диабетом. В следствии развития телесного недуга "епископ" Флавиан полностью ослеп и ему была ампутирована часть ноги...

Согласно информации, распространяемой "Украинской Автокефальной Православной Церковью", в составе Немецкого деканата "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП) пребывает бывший "иеродиакон" Маркус Гуйгенс, совершивший операцию по пересадке пола. При вхождении в состав Немецкого деканата Мартин Гуйгенс был наречен "матушкой" Стефанией и облачен в женские монашеские одежды...

Решением Священного Синода "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП), принятым 13 декабря 2010 г., "епископ Луганский и Старобельский" Тихон (Петранюк) был отстранен от управления епархией за "неисполнение обязанностей правящего архиерея", а также "поведение, недостойное архиерейского сана" и "подрывающее авторитет Киевского Патриархата".

"Архерейская" хиротония "архимандрита" Агапита (Гуменюка) состоялась 8 августа 2010 г. в Свято-Владимирском кафедральном соборе г.Киева. Возглавил рукоположение Предстоятель УПЦ КП "патриарх Киевский и всея Руси-Украины" Филарет (Денисенко).

Как сообщалось ранее, на заседании Священного Синода "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата", проходившем 27 июля 2010 г., было принято решение о рукоположении наместника Киевского Свято-Михайловского Златоверхого монастыря "архимандрита" Агапита (Гуменюка) во "епископа Вышгородского", викария Киевской епархии. Во исполнение этого решения 7 августа 2010 г. в Киевском Свято-Владимирском кафедральном соборе был совершен чин "архиерейского" наречения "архимандрита" Агапита, который возглавил Предстоятель УПЦ КП "патриарх Киевский и всея Руси-Украины" Филарет (Денисенко).

27 июля 2010 г. под председательством "патриарха Киевского и всея Руси-Украины" Филарета (Денисенко) состоялось заседание Священного Синода "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП), на котором были приняты следующие решения: 1) На вдовствующую Львовскую архиерейскую кафедру был назначен "митрополит Переяслав-Хмельницкий и Бориспольський" Димитрий (Рудюк). В связи с этим назначением последний был освобожден от должности ректора Киевской Православной Богословской Академии, однако сохранил за собой такие важные посты, как Председательство в Учебном комитете и постоянное членство в Священном Синоде УПЦ КП...

В ночь с 5 на 6 июля 2010 г. после тяжелой болезни на 65-м году жизни скончался "митрополит Львовский и Сокальский" Андрей (Горак), "иерарх" неканонической "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП). Архиерейское рукоположение он принял в Московском Патриархате, но в 1992 г. уклонился в раскол, за что был лишен священного сана в канонической Церкви. В настоящее время Львовская епархия УПЦ КП является вдовствующей. Назначение нового правящего "архиерея" во Львовскую епархию, являющуюся одной из наиболее крупных и авторитетных в Киевском Патриархате, может существенно изменить внутренний расклад сил в руководстве УПЦ КП и самым непосредственным образом отразиться на процессе подготовка преемника 81-летнему "патриарху Киевскому и всея Руси-Украины" Филарету (Денисенко).

В неканонической "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" состоялось рукоположение нового "архиерея". Согласно решению Священного Синода УПЦ КП, принятому 13 декабря 2009 г., на вакантную Черновицко-Кицманскую кафедру был избран "иеромонах" Марк (Гринчевский), клирик Хмельницкой епархии УПЦ КП. 17 декабря 2009 г. состоялось рукоположение "иеромонаха" Марка во "епископа Черновицкого и Кицманского".

Таким образом, к настоящему времени состав "епископата" Киевского Патриархата расширился до 42 "архиереев".

13 декабря 2009 г. под председетельством "патриарха Киевского и всея Руси-Украины" Филарета (Денисенко) состоялось заседание Священного Синода "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата". Среди наиболее значимых решений, принятых на этом заседании, можно отметить следующие:

*В связи с тяжелой продолжительной болезнью "архиепископ Черновицкий и Кицманский" Варлаам (Пилипишин) был отстранен от управления епархией и уволен на покой...

На заседании Священного Синода "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" от 21 октября 2009 г. было принято решение о рукоположении "иеромонаха" Симеона (Зинкевича) во "епископа Днепропетровского и Павлоградского" и "иеромонаха" Тихона (Петранюка) во "епископа Луганского и Старобельского".

До своего избрания на "архиерейское" служение "иеромонах" Симеон являлся секретарем Киевской Патриархии, а "иеромонах" Тихон был насельником Киевского Свято-Михайловского Златоверхого монастыря...

На заседании Священного Синода "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата", проходившем 21 октября 2009 г., было принято решение о рукоположении "архимандрита" Епифания (Думенко) во "епископа Вышгородского", викария Киевской епархии.

Спустя более трех недель после избрания, 14 ноября 2009 г., в Свято-Владимирском соборе г. Киева, состоялся чин наречения "архимандрита" Епифания во "епископа Вышгородского"...

В ночь на 29 мая 2019 года в Киевской области неизвестные обокрали два храма Бориспольской епархии УПЦ, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на пресс-службу епархии. В храме в честь […] 31.05.2019
  • Несмотря на заверения представителей власти в том, что прекратятся захваты храмов и насильственные переводы религиозных общин в новосозданную «ПЦУ», приходы УПЦ на Волыни и Ровенщине по-прежнему подвергаются […] 31.05.2019
  • Духовенство та віряни Рівненської єпархії УПЦ, напевне, найбільше в Україні останнім часом потерпають від нападів прихильників так званої «ПЦУ». Тільки протягом цих вихідних було влаштовано ряд провокацій […] 12.05.2019
  • Четыре именных сообщения из местного сельсовета 8 апреля 2019 года получил священник Павел Таран, настоятель храма УПЦ святого апостола евангелиста Иоанна Богослова села Красноселка Бершадского района Винницкой […] 11.04.2019
  • 1-2 апреля 2019 года по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия председатель Представительства УПЦ при европейских международных организациях епископ Барышевский Виктор принял […]
  • 14 марта 2019 года Европейский Суд по правам человека направил в адрес религиозной общины УПЦ с. Птичья Ровненской области официальное сообщение о том, что жалоба заявителя на действия украинской власти в связи с […] 5 мес., 1 нед. назад опубликовано на сайте
  • В своей проповеди в Неделю Крестопоклонную Блаженнейший Митрополит Онуфрий рассказал о том, как правильно переносить скорби и болезни, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. Архипастырь рассказал, что […] 5 мес., 1 нед. назад опубликовано на сайте
  • Блаженнейший Митрополит Онуфрий в своей проповеди в Неделю Крестопоклонную объяснил, почему люди, которые не соблюдать заповеди Господни, не могут называть себя христианами, сообщает Информационно-просветительский […] 5 мес., 1 нед. назад опубликовано на сайте
  • Публикации

    Патриархия.ru

    Проповіді Предстоятеля

    ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    Неделя 12-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.

    Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году).

    Мчч. Адриана и Наталии (305–311). Блж. Марии Дивеевской (1931).

    Прп. Адриана Ондрусовского (1549). Собор Нижегородских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после1 26 августа).

    Сщмч. Петра Иевлева пресвитера (1918); св. Георгия Коссова исп., пресвитера (1928); сщмч. Виктора Элланского пресвитера, мчч. Димитрия Морозова, Петра Бордана и св. Романа Медведя исп., пресвитера (1937). Обре́тение мощей свт. Николая исп., митр. Алма-Атинского (2000).

    Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1524).

    Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20. Лит. – 1 Кор., 158 зач., XV, 1–11. Мф., 79 зач., XIX, 16–26. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.