В чем плюсы и минусы демократии. Плюсы и минусы современной демократии. Опыт станов. Цель конституции демократического государства

Лекция 5

Право

Основа конституционного строя РФ

Конституционный строй - форма и способ организации государства, которые обеспечивают подчинение его праву и характеризуют его как подчиняющийся конституции государства

Государство как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые закреплены в конституции за государством.

В основном законе есть глава - основы конституционного строя (не подлежит поправкам)

Основы конституционного строя - устои и основные принципы, призванные предать Российской Федерации характер демократического и правового государства

· Франция - национальный девиз «Свобода, равенство и братство»

· Греция - свобода или смерть

· РФ - нет

Демократия

Одна из основных форм политического режима, основная на признании народа в качестве единственного источника власти и возможности управления делами общества и государства, путём прямого или опосредованного волеизъявления граждан

Основные модели:

  1. Агрегативная : набор правовых механизмов, обеспечивающий устойчивое равновесие в обществе, за счёт компромисса между различными слоями и стратами
  2. Делиберативная (Совещательная): демократичность системы находится в прямой корреляции от открытости государства для дискуссии
  3. Институциональная: институты власти как основа
  4. Консенсусная: учёт мнения не только большинства, но и меньшинств
  5. Мажоритарная: упор на мнение большинства (мнением меньшинств можно пренебречь)
  6. Минималистская: несмотря на учёт волеизъявления, народ должен передать власть профессионалам, которые будут управлять государством
  7. Партисипативная: народ участвует в непосредственном производстве правовых норм
  8. Плебисцитарная: (= контрольная демократия)вынесение вотума доверия определённым лицам на постоянной основе
  9. Плюралистическая: чем более диверсифицировано общество, тем лучше развитие(упор на роль группы)
  10. Экономическая: представление о том, что гос. собственность нужно поделить между гражданами и государством (граждане акционеры государства)
  11. Элитарная: делит на правящее меньшинство(элита) и большинство (народ); меньшинство управляет большинством
  12. Консервативная: демократия подчинена национальным интересам

Провозглашён принцип разделения властей

Принцип и реализация этого принципа

  1. Осуществляется только конституцией, а не существующим законодательством
  2. Исполнительная, законодательная и судебная власть должна осуществлять различными органами и лицами
  3. Все ветви равны и автономны
  4. Ни одна ветвь не вмешивается в прерогативы другой
  5. Законны принимаются только законодательными органами
  6. Исполнительная власть занимается только исполнением законов
  7. Судебная власть может установить закон недействительным, если он противоречит конституции (конституционный совет относится только к судебной власти)
  8. Споры о компетенции ветвей власти решается только в судебном порядке
  9. Система сдержек и противовесов

Народ, как единственный источник полновластия в РФ

Народ - принадлежность определенной группе населения, ассоциированный в рамках единой территории, соответствующему суверенном государству

Народ закреплён за государством

Народный суверенитет - Осуществление самостоятельной власти без санкции или разрешения со стороны государства

Формы демократии

1. Представительная - это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации

Плюсы прямой демократии

  1. Исконность - корнями непосредственная демократия исходит к Греческим полисам
  2. Отсутствие искажений - если принятие решений - логическая цель, то нет ответвлений
  3. Ответственность - за тот или иной выбор несет ответственность каждый гражданин
  4. Отсутствие бюрократизма
  5. Здравомыслие - при принятии решений исходим из своих интересов
  6. Справедливость - при принятии решений понимаем, что от нашего решения будет зависеть насколько оно справедливо или нет

Минусы прямой демократии:

  1. Сложность принятия решений
  2. Недостаточная компетентность (по мнению юристов)
  3. Высокая степень манипулированности общественным мнением
  4. Разброс мнений - сложно выработать консолидированное решение
  5. Дорого - так как нужно проводить большие опросы
  6. Возрождение архаики - «кровная месть» - не объективное мнение

2. Непосредственная(прямая)- ведущая форма политического участия граждан в современных политических системах. Ее суть - опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.

Плюсы представительной демократии

  1. Большая политическая стабильность
  2. Обеспечение правопорядка, обороны и безопасности
  3. Государственное принуждение
  4. Неотвратимость наказаний
  5. Мобилизационный ресурс
  6. Наличие компетентного управленческого аппарата
  7. Отсутствие принятия популистских решений

Что такое демократия? В переводе с греческого, данный термин означает «власть народа». Демократия — это политический режим, которому свойственное коллективное принятие решений с равным воздействием участников на весь исход процесса, или воздействие на той стадии на котором он находиться. Правда говоря, данный метод воздействия применим практически к любым общественным структурам, но на сегодняшний день его самым важным органом является государство, потому как именно государство обладает наибольшим количеством власти.

Чтобы понять, что такое демократия, ознакомьтесь со следующими признаками, где она применима, если говорить обо всем государстве:

  1. Народ назначает лидеров , которые будут управлять населением и страной в целом путем честных и состязательных выборов.
  2. Именно народ есть и будет единственным легитимным источником власти.
  3. Народ осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов.

Именно при демократии принято считать, что власть не может быть захвачена силой, и она не дана высшими силами, например Богом, а принадлежит если одному источнику — народу. Данный политический режим, берет начало еще с древней Греции и древнего Рима, но по-настоящему его применили ко всей стране только в 1776 году в США.

Для демократии характерны следующие признаки:

  • полное признание и провозглашение прав и свобод человека;
  • принятия решений коллективно;
  • возможность избрания органов власти и управления, должностных лиц своим избирателем;
  • гласность в деятельности государства.

Плюсы и достоинства демократии

Демократия — это такая форма политической организации, при которой народ и выдвигает, и принимает, и исполняет все законы, решения. Демократия обладает множеством достоинств:

1) Данная форма организации жизни общества обеспечивает эффективный контроль над политическими институтами и должностными лицами, а также предупреждает злоупотребление властью и не допускает отрыва правящей стороны от народа.

2) Демократия представляет из себя такую форму организации власти, при которой голос каждого человека будет не просто услышан, а принят во внимание и будет иметь свой вес в принятии решений.

3) Полагается, что при репрезентативной демократии гарантируется политическая стабильность.

4) Профессионализм власти.

5) При обсуждении того или другого вопроса в парламенте, это дает возможность достичь баланса интересов.

Минусы и недостатки демократии

1) Очень сложно привлечь каждого человека или общество к активному участию в политической жизни страны без принуждения, так как большинство граждан не желают принимать добровольное участие в политике.

2) Часто случается так, что власть попадает в руки не истинным лидерам, а демагомам.

3) Большое разнообразие лидеров, большое разнообразие мнений мешает выбрать единое решение.

4) Народ фактически лишается истинной власти, за исключением того времени, когда происходят выборы в органы государственных институтов.

5) Происходит своеобразное отдаление депутатов и чиновников от народа, а это, в свою очередь, приводит к бюрократическим видам власти.

6) Если рассматривать общество в целом, то мы понимаем, что при данной форме демократии, люди практически лишены реальной власти, за исключением того момента когда он выбирает лидеров.

Выходит, что сложная иерархическая система лишает народ власти, тогда про какую демократию можно говорить? Конечно же, если мы будем обсуждать «идеальную» демократию, пускай даже и представительную форму, то можем понять, что человек обладает, в принципе, голосом на выборах, референдумах, если задуматься то каждый человек этим влияет на политическую жизнь страны в которой он живет. Но давайте будем реалистами. В данном случае мы говорим о том, что подобного рода демократия, это всего лишь сказка для любого гражданина страны, под которой прячутся высшие должностные лица, которые в свою очередь, руководствуются не интересами своей родины, своего народа, а какими-то личными интересами и желаниями.

Подводя итог , мы видим, что такой политический режим, как демократия, имеет явный здравый смысл, он благоприятно влияет на народ и большинство граждан довольны тем, как они могут влиять на политическую ситуацию в стране, ну а с недостатками обязательно нужно бороться, обеспечивая комфортные условия для жизни в стране.

Глубокий анализ общественного развития предполагает преодоление стереотипов, когда жизнь человечества рассматривается главным образом сквозь призму социально-экономического развития. Обратим внимание и на некоторые фундаментальные факторы.

Нужно учитывать биологическое взаимодействие человека с природной средой и космосом. Это позволяет рассматривать не только проблемы справедливого распределения ресурсов внутри социума, но и проблемы необходимого обмена ресурсами социума со средой обитания. Биосфера и человечество - это целостная система. Исследователь-социолог зачастую не может выйти за пределы социума, поэтому для социологии характерен "взгляд изнутри", хотя для того, чтобы оценить положение общества, траекторию и цель развития, необходим "взгляд со стороны" с учетом того, что внешней средой для человечества является биосфера. Ноосферный подход позволяет увидеть "надсистему", рассматривать разум как атрибут живой материи. Это дает возможность избегать антропоцентризма и предугадывать будущее человечества в составе биосферы.

Известно, что развитие всегда протекает на фоне случайных событий. Но история имеет закономерности(1 На фоне случайных событий трудно выделить тренды, если интервал наблюдения недостаточно длительный. Для расширения периода наблюдения мы отслеживаем эволюцию не только человечества (30 тыс. лет), но и его животных предков (сотни млн. лет), т. к. законы развития живого вещества инвариантны. См. : Попов В. П. Инварианты нелинейного мира, - Пятигорск. Издательство технологический университет, 2005. (holism. narod.ru); Попов В. П. Организация. Тектология XXI, - Пятигорск: Издательство технологический университет, 2007. (holism. narod.ru); Попов В. П., Крайнюченко И. В. Миражи постсовременности. Пятигорск ИНЭУ. 2009. (holism. narod.ru)), по которым можно прогнозировать будущее, а "прогрессивными" можно считать события, которые соответствуют законам развития. История есть следствие поступков людей, а поступки людей детерминируются их психикой(1 Попов В. П., Крайнюченко И. В. Психосфера, - Пятигорск: Издательство РИА - КМВ. 2008. (holism. narod.ru)). В ходе эволюции психика аккумулировала в виде программ поведения наиболее важные законы природы.

Необходимо отказаться от моделей линейного развития. Это позволит избежать многих ошибок прогнозирования, осознать, что Мир развивается волнообразно, циклически, альтернативно. Каждый объект имеет свой индивидуальный жизненный цикл. Наблюдается периодическое ускорение и замедление развития, возрастание и снижение разнообразия элементов биологических и социальных систем. Нелинейность мира не допускает иллюзий относительно "устойчивого, непрерывного развития" общества.

Концепции демократического устройства общества исходят из презумпции изначальной разумности и конструктивности человека. Люди якобы способны договариваться между собой, им не свойственны разрушительные тенденции, они склонны подчиняться правилам, существующим в обществе, поскольку понимают их разумность и необходимость. С таким взглядом на человека связано и отношение демократических систем к насилию - оно допускается лишь как исключительная мера по отношению к меньшинству населения. В современном обществе возникло нечто похожее на религиозную веру во власть народа. Эта вера поддерживается мощнейшими средствами идеологической обработки общественного сознания.

В реалии люди скорее склонны проявлять свою животную основу, унаследованную от далеких предков. Все прошлые политические системы, следуя генетическим программам, мечтали о светлом (райском) будущем, где можно сладко есть, развлекаться, размножаться, властвовать, достигать популярности, славы. За райскую жизнь конкурировали аристократы и народ. И тоталитарные, и демократические режимы ориентированы на завоевание ресурсов, на повышение уровня потребления, рост ВНП.

Демократию зачастую связывают со стремлением к справедливому распределению ресурсов. Но "справедливость" - понятие субъективное. Справедливость - это когда у людей не возникает желания перераспределять ресурсы. Справедливым может быть минимальное, но равное распределение продуктов, например, во время голода в СССР (карточная система). И несправедливым может считаться очень неравномерное распределение доходов при высоком среднем уровне потребления (западный капитализм). Стремление к справедливости у людей неистребимо (в основе лежит генетическая зависть), но реально невыполнимо. Теория справедливого распределения основана на субъективных оценках трудового вклада в общественный продукт. Важно не лишать человека средств существования и не вызывать острого чувства зависти. В таком социуме будет меньше конфликтов. В некоторых случаях достаточно создать иллюзию справедливого общества.

Таким образом, демократия - это всего лишь попытка концептуального оформления базовой проблемы человеческого общежития (увы, нерешенной). А базовой программой людей остается стремление к гедонизму, а не к разумному устройству своей жизни. Аналогом идеи демократии является идея коммунизма, цель иллюзорная, концептуально не оформленная, но манящая.

"По сути, демократия - это всего лишь более или менее свободное соревнование в той или иной степени авторитарных институциональных и не институциональных форм, между которыми иногда оказывается возможным компромисс"(1 См. выступление В. Третьякова. Демократия: универсальные ценности и многообразие исторического опыта. Материалы совместного круглого стола ИФ РАН, журналов "Полис" и "Политический класс".). В нашу эпоху многие политические устройства претендуют на звание демократий (либеральная, советская, постсоветская, "суверенная", фашистская, ливийская "джамахирия"и др.).

Демократия предполагает участие общества в решении социальных и политических проблем, в управлении общественными делами. Механизмы этого участия могут быть разными (парламентское представительство, самоуправление, советы и т. д.). Но в любых политических моделях, даже самых демократичных, всегда присутствуют авторитарные и традиционные элементы(2 См. выступление Г. Глинчиковой. Там же.).

Оценивая степень реальности демократии, нужно учитывать влияние имущественного расслоения, жесткость денежного механизма, опосредствующего многие аспекты общественных отношений, относительность толерантности, не являющейся помехой для насилия над обществом со стороны государственного аппарата. Наконец, в условиях самой развитой демократии существует "сверхвласть" - правящая элита. Эти люди имеют настолько высокий социальный статус, что фактически не зависят от государственной власти, а также от политической и экономической конъюнктуры, связаны личными знакомствами или родственными отношениями"(1 Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. Мюнхен. 1991.).

Назовем некоторые элементы политических систем, которые принято считать положительными сторонами демократии.

1. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ограничивает произвол власти. При развитости гражданского общества существуют СМИ, имеющие значительное влияние. Но эти положительные черты зачастую сводятся на нет существованием денежной власти(2 Там же.).

2. Имеются институты контроля над деятельностью государства. Это прежде всего всеобщая избирательная система, благодаря которой граждане имеют возможность ограниченно корректировать власть. Функцию контроля выполняет и судебная система, которая должна быть независимой, и в развитых странах в значительной мере является таковой.

3. При демократии поддерживается плюрализм мнений. Репрессии против "несогласных" осуждаются. Это вынуждает власть прислушиваться к мнению различных слоев общества и различных политических сил.

4. При демократии можно митинговать, устраивать шествия, демонстрировать свое мнение. Несогласное меньшинство может быть носителем альтернативных целей и способов их достижения, но при этом не может препятствовать большинству. Когда большинство заводит систему в тупик, тогда оно может прислушаться к голосу меньшинства. Однако обычно общество долго не доверяет инакомыслящим.

5. Демократические политические системы резко ограничивают возможность явной власти личности. Укрепляется власть элитарных групп. Когда народ избирает своих депутатов во властные структуры, то фактически он формирует элиту. Но эта элита может превратиться в авторитарную группу, что фактически и происходит. Кроме того, во главе любой элитарной группы обычно стоит лидер, вождь, мнение которого доминирует при принятии решений. Таким образом, роль личности в истории сохраняется, хотя и в другой форме.

6. Демократия создает определенные возможности для того, чтобы выдвинулись во власть такие представители народа, которые способны направить усилия государства на решение проблем общества. По нашему мнению, демократию следует понимать как политическую систему, способную привести к власти элиту, соответствующую ожиданиям большинства. При этом должна осуществляться обратная связь с населением, а пока "демократия - это дни и часы, когда все члены общества становятся равными друг другу"(1 Ивин А. А. Философия истории. Учебное пособие, - М. : Гардарики. 2000.).

7. Выборность дает потенциальную возможность приводить к власти людей, отобранных по психологическим тестам. При наследуемой власти или диктатуре страной управляют случайные психотипы. Однако эти достоинства выборности можно легко сфальсифицировать, что реально и происходит.

Перечисленные политические механизмы, по сути, направлены на достижение компромиссов между вершинами элитами и широкими слоями общества.

Рассмотрим негативные стороны демократии.

1. Ни одна модель демократии не создаст механизма народовластия, когда "вся власть принадлежит народу", т. к. это реально неосуществимо. Народ - многолик, состоит из различных социальных групп, имеющих своих свои специфические интересы. Невозможно и нецелесообразно по каждому вопросу опрашивать миллионы людей, чтобы выяснить мнение большинства. Народ не может совмещать функции исполнительной и управляющей системы одновременно т. к. это нарушает принцип специализации и ухудшает качество управления.

2. Недостатком демократии является то, что мнение большинства не способно выражать и поддерживать нестандартные решения. Гениальная мысль появляется в одной голове. Чтобы ее поддержать, большинство должно, как минимум, понять ее. Чаще всего непонятые гении остаются в гордом одиночестве. Большинство поддерживает банальные, инстинктивные решения, почерпнутые из прошлого опыта.

3. Демократия, по сути, является властью инстинктов. Народные массы в ходе самоорганизации не могут подавить генетически детерминированные инстинкты, например, добровольно создать общество ограниченного потребления. Требование хлеба и зрелищ не обеспечит поступательного движения к ноосфере, сфере разумного, ограниченного потребления. История свидетельствует, что цивилизации часто разрушались бессознательной и грубой толпой(1 Чернявская А. Г. Психология господства и подчинения: Хрестоматия, (book. Z.ru collection)).

Трудно представить разум толпы. Даже жестокий диктатор, ведущий общество к спасительной цели, совершает благое деяние. А если демократичное общество, единодушно с воодушевлением движется к ложной цели, то оно совершает самоубийство. Если цель движения выбрана неверно, то все единодушные идеалы и красивые лозунги не дадут положительных результатов.

4. Демократическое общество продолжает выдавать "лицензии" на власть людям, обещающим "райскую жизнь". Однако очевидно, что многие потребительские тенденции создают проблемы и препятствия для развития общества.

5. Прошлая история человечества есть процесс приспособления людей к социальной среде, к самим себе. Отношения с природой всегда отступали на задний план, т. к. проблемы с ресурсами разрешались как бы сами собой. В наш век проблемы взаимодействия с биогеосферой выходят на передний план, что должно отразиться и в политике. Технически это можно осуществить через ограничение потребления природных ресурсов. Чтобы убедить в этом народ, потребуется властное влияние элиты.

6. Любой народ стремится повысить уровень потребления, до уровня элиты или хотя бы до уровня среднего американца. Но при нынешних возможностях производства если половина населения Земли станет потреблять как средний американец, то биосфера потеряет репродуктивные способности, что приведет к экологической катастрофе. Демократически избранная элита не сможет исполнить волю народа, не вызвав экологической катастрофы.

7. Демократия и права человека являются благодатной почвой для расцвета терроризма, т. к. ограничивают возможности борьбы с терроризмом, ограничивают права следственных органов. Забота о правах законопослушных граждан расширяет возможности противоправных элементов.

Мы видим, что демократия, наблюдаемая на сравнительно коротком историческом интервале, представляет собой противоречивый набор фактов, на фоне которых трудно выявить тренд развития. Наблюдаемое состояние общества не является продуктом сознательной деятельности вождей, это результат стохастической самоорганизации, свойственный всем молодым биологическим и социальным системам.

Человеческий социум (система) содержит подсистемы, специализированные на осуществлении разных функций. Народ является исполнительной подсистемой, создающий материальные блага и ресурсы. Управляющая подсистема состоит из элиты и вождя, которые ничего не производят, существуют за счет созданных народом ресурсов. Они профессионально осуществляют управление внутренними и внешними процессами. Управляющая подсистема принимает решения и с помощью властных механизмов мотивирует народ на их исполнение. Власть заинтересована в том, чтобы исполнительная подсистема не потеряла возможность производить общественные блага. Поэтому складываются отношения типа "хозяин - лошадь". Хороший хозяин ухаживает за лошадью часто лучше, чем за людьми. Демократия - это политическое устройство, когда мнение и пожелание исполнительной подсистемы различными способами учитывается при принятии решений. Закон эгоизма подсистем привел к тому, что высшие иерархии заботятся о себе больше, чем о подчиненных, но вынуждены поддерживать баланс интересов между исполнительными подразделениями.

Представление о демократии как власти народа является некорректным. Реальная власть всегда у элиты. Всеобщие выборы элиты не лишают ее права принимать решения даже против воли народа. Кроме того, хорошо отработанные технологии фальсификации выборов превращают выборы в спектакль. Сохраняется проблема создания "справедливой", научно аргументированной власти.

В настоящее время наблюдается активизация самоорганизации в "человейнике". Развивается гражданское общество. Координирование межгосударственных отношений осуществляется посредством разнообразных межправительственных посреднических организаций (МПО). Наблюдаемый процесс напоминает начальную фазу формирования нового социума, характеризуемую высокой стохастической активностью, не имеющей явной целевой направленности. Линейное мышление предсказывает, что этот процесс будет усиливаться, может исчезнуть государственное регулирование, его заменит гражданское общество. Однако следует разочаровать линейных прогностиков. Хотя бы и прежде всего для того, чтобы остановить бесконтрольное разрушение среды обитания следует превратить стохастические социальные процессы в управляемые. Развитие событий, скорее всего, приведет популяцию людей к такой организации, когда подсистемы специализированы и консолидированы в достижении общей цели. Такое состояние не предусматривает конфликтов между органами.

Наблюдаемые сегодня процессы не являются аномальными, идет нормальная эволюция на фоне естественных флуктуации. Поэтому выбор дальнейшего пути развития не будет случайным, он детерминируется накопленной в системе памятью. Это означает, что связи будут продолжать укрепляться и не только внутри государства, но и между государствами. Уже сегодня в результате глобализации и экспансии на планете увеличивается количество крупных экономических субъектов (ТНК), возрастает длина горизонтальных и вертикальных связей, усиливается интеграция мировой экономической системы. Происходит движение к управляемому обществу.

На наш взгляд, основная проблема человеческого социума состоит не в перестройке структуры отношений, а в "переформатировании" существующего мировоззрения. Это, скорее всего, и произойдет под давлением надвигающихся кризисов.

Валерий Попов, доктор химических наук, профессор кафедры "Менеджмента" Пятигорского технологического университета; Ирина Крайнюченко, доктор философских наук, профессор кафедры Института экономики и управления (г. Пятигорск)

ДЕМОКРАТИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПЛЮСЫ, МИНУСЫ И АЛЬТЕРНАТИВЫ

Гордеев Кирилл Сергеевич 1 , Жидков Алексей Андреевич 1 , Бычков Даниил Владимирович 1 , Дубровин Никита Алексеевич 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина


Аннотация
Демократия – политический режим, важнейшим отличительным признаком которого является признание большинства, а именно народа в качестве источника власти. Она лежит в основе государственного строя многих современных наиболее развитых государств, чем обуславливается актуальность статьи. Демократический режим имеет множество плюсов, но в нём есть также и свои минусы. Научная новизна статьи заключается в проведении критического анализа некоторых базовых положений упомянутого политического режима, а также приведением различных альтернатив, существующих в философии и политологии.

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Бычков Д.В., Дубровин Н.А. Демократия как политический режим: плюсы, минусы и альтернативы // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]..03.2019).

История демократии насчитывает собой не одно тысячелетие. Можно сказать, что формы организации власти, в какой-либо мере основанные на демократии, уходят корнями в родовой строй. В Средние Века не без влияния христианства утвердились идеи того, что монарх и в целом сама власть должны служить своему народу. Значительное влияние на развитие демократической теории оказал Жан-Жак Руссо, разработавший концепцию, в которой ей отводилось центральное место.

Критика демократического строя берёт свои корни в античной философии. Одним из главных критиков демократии можно считать Платона, который, в свою очередь, представил своё видение на идеальное политическое устройство государства, которое представлено в его работе «Государство». Платон считал, что тирания – это единственное, что может быть хуже демократии и говорил о том, что тирания является проявлением нравственной испорченности. Также в его работе есть размышления о таких возможных государственных устройствах, как тимократия, то есть власть богатых, которую он считал проявлением корыстолюбия, олигархия, которая по его мнению соответствует честолюбию. Демократию же он называл властью худших людей, которые опираются на рабов, и высказывал мнение о том, что она соответствует легкомыслию и расточительности. По его мнению, государство является идеальным, если власть в нём принадлежит философам.

Также следует упомянуть концепцию меритократии, ведь без преувеличения можно утверждать, что она восходит к общественно-политической философии Платона. Буквально меритократия переводится как власть достойных и предполагает принцип управления, согласно которому власть находится в руках наиболее способных и достойных людей и не зависит от их социального происхождения и финансового достатка. Данная концепция, также как и демократия имеет свои недостатки, но, по нашему мнению, она имеет своё важное место в политологии и вполне может преподносится как возможная альтернатива демократии. Следует заметить, что термин меритократия был упомянут в 1958 году Майклом Янгом в эссе под названием «Возвышение меритократии 1870-2033», в котором он в довольно отрицательном контексте описал общество будущего, в котором статус граждан определяется уровнем их интеллекта.

Также в пример можно привести ещё одного греческого мыслителя – Аристотеля. Он также отрицательно относился к демократии и противопоставлял ей форму государственного управления, которую он назвал политией. По его мнению, она соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей.

Говоря об антидемократических режимах, следует сказать, что по нашему мнению они имеют гораздо больше недостатков, нежели демократические. При антидемократическом режиме чаще всего совсем не учитываются интересы личности, осуществляется полный государственный контроль над всеми сферами её жизни, что несомненно мешает общественному прогрессу и уменьшает вероятность появления выдающихся и гениальных личностей. Но также следует сказать, что в некоторых случаях, к примеру, монархия может быть эффективней демократии в приведённом аспекте, а именно в случае, если монарх окажется хорошим правителем и будет содействовать прогрессу, творческому и научному потенциалу личности в государстве. Примером такого правителя можно считать Петра 1, который оказал огромное влияние на развитие российской империи, и при его правлении человек могут достигнуть успехов благодаря своим способностям.

Наряду с краткой историей демократии выше были приведены следующие альтернативы: меритократия и в некоторых случаях монархия. Но следует сказать о том, что важную роль при выборе политического режима играет национально-культурное своеобразие каждого отдельно взятого народа. Поэтому один политический режим может эффективно выполнять свои функции в одной стране и быть совершенно не эффективным в другой.

Как говорилось ранее, демократическая система имеет как плюсы, так и минусы, которые мы и разберём ниже при помощи анализа некоторых базовых принципов.

Принцип демократических выборов характеризуется участием в управлении государством всех граждан, которые, в свою очередь, принимают на себя ответственность перед обществом непосредственно или через представителей, избираемых ими на свободной основе. По нашему мнению, проблема здесь заключается в том, что государственная власть в определённой мере предоставляется людям, которые в большинстве своём не разбираются в политике или, по крайней мере, политика не входит в сферу их профессиональной и повседневной деятельности. Из этого следует, что они не имеют определённых знаний, которые необходимы для наиболее рационального и правильного выбора. Также появляется огромная вероятность влияния пропаганды на народ, в том числе с помощью средств массовой информации. Следует сказать, что в демократических странах перед выборами почти всегда осуществляется политическая агитация, то есть по сути реклама лиц или каких-либо партий, претендующих на власть.

Также принципом демократии являются свободные и справедливые выборы. Но следует сказать, что выборы могут подвергаться фальсификациям со стороны властных структур, что может оказаться проблемой.

Также одним из основных принципов демократического строя является защита прав и свобод всех жителей демократического государства. В список этих прав также входит свобода вероисповедания. По нашему мнению, данная свобода неотъемлема, но также может привести к появлению различных сект, или усилению влияния радикальных религий, действия которых могут привести к пагубным последствиям для общества.

Конституционализм, как один из значительных принципов демократии характеризуется наличием основного государственного документа, который устанавливает рамки полномочий для ветвей власти, а также рамки полномочий в деятельности государства. Главная отличительная черта конституционализма состоит в том, что эти рамки нельзя так просто изменить, и для этого предусмотрена сложная процедура. Конечно, наличие определённого законодательного базиса – положительный аспект демократии, но здесь существует проблема, заключающаяся в том, что наличие сложной процедуры для изменения этого базиса часто не даёт возможности своевременно отвечать политическим потребностям развивающегося общества.

Подводя итоги, можно сказать, что демократия имеет свои положительные стороны, но в ней также есть и минусы. В данной статье были приведены некоторые политические режимы в качестве альтернативы режиму демократии, но не нужно забывать, что и они имеют свои недостатки. Также важный аспект – культурные и национальные различия каждой страны, которые должны соотноситься с политическим режимом для наибольшей их эффективности.

Здесь буду говорить о прямой демократии через референдум, так как выборная власть никакого отношения к прямой демократии не имеет.

  1. Ответственность. В обществе прямой демократии ответственность перелагается на каждого члена общества. В итоге мы выстраиваем общество ответственных людей, чего нельзя достичь при любой другой власти.
  2. Отсутствие бюрократии. Только в обществе прямой демократии мы перейдём от вертикальной власти к горизонтальной власти, при которой исчезнут бюрократические слои иерархии. А, как известно, бюрократия – это тормоз прогресса и благодатная почва для коррупции.
  3. Продвижение научных идей. Власть референдума – это общество соревнования лучших идей, что при отсутствии бюрократии станет основой бурного развития науки и медицины.
  4. Здравомыслие. Власть меньшинства всегда больше озабочена личными интересами в ущерб интересам большинства. При прямой демократии общество движется напрямую к всеобщему процветанию.
  5. Победа добра. Уничтожение иерархической верхушки приведёт к власти большинства, а большинство всегда находится на стороне добра и справедливости. К тому же большинство, в отличие от меньшинства, всегда способно одобрить интересы любого меньшинства, если это меньшинство не призывает к насилию.
  6. Думающее общество. Благодаря частым общефедеральным, региональным и различным местным референдумам каждому человеку придётся задействовать свои мозги, что неминуемо приведёт к росту интеллектуального уровня общества. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек имел право голосовать и предлагать свои вопросы на референдум.
  7. Уничтожение преступности и коррупции. Только прямая демократия способна уничтожить корни преступности, так как прямая демократия наделяет правами хозяина страны каждого человека. В обществе, в котором каждый хозяин своей страны у заблудшего преступника просто не будет никаких шансов для своих злодеяний.
  8. Исчезновение равнодушия в обществе. Каждый гражданин будет включён в активное управление своей страной, что неминуемо приведёт к резкому росту сознательности в обществе.
  9. Благосостояние граждан. Отсутствие бюрократии и преступности на фоне быстрого развития науки неминуемо приведёт к резкому увеличению благосостояния каждого члена общества.

«Можно одурачить всех на некоторое время, можно одурачить некоторых навсегда, но всех навсегда одурачить невозможно». Авраам Линкольн.

Будущее за прямой демократией, сайт Rossia.PRO , ибо она и только она способна вывести человечество из трясины несправедливости к созданию высокоразвитого цивилизованного общества.